Таинство брака и его особенности в Антиохийской Православной Церкви
Таинство брака и его особенности в Антиохийской Православной Церкви
Мфарредж Фади
Чин церковного благословения брака в том виде, в котором его практикует современная православная Церковь, сложился довольно поздно, в середине XVII века. До этого в первых христианских общинах благословение новобрачных совершалось самим фактом присутствия священника или епископа, главы церковной общины, на брачном пире. Христианский брак – это совместное восхождение на особую высоту единства духовного и душевного, которое не ограничивается перспективой земного бытия, но имеет продолжение в вечности. В церковном браке мужчина и женщина соединяются во имя Христа и Он присутствует между ними. Господь благословляет любовь супругов и делает двоих единой плотью – и в этом заключена суть Таинства венчания.
Исторически брачный обряд обязательно включал совместное причащение супругов Святых Христовых Таин и был неотделим от Божественной литургии.
Чинопоследование венчания состоит из обручения и самого Таинства венчания. В древности обручение совершалось отдельно – это было взаимное обещание брачующихся. В залог обручения друг другу им дают перстни; в венчании же благословляется союз жениха и невесты и испрашивается на них благодать Божия. В наши дни, как правило, венчание обычно следует тотчас за обручением.
В Сирии Таинство венчания совершается после помолвки. Помолвка обычно происходит за год до венчания, обязательно с получением благословления родителей жениха и невесты. Обряд помолвки проводится дома с участием священника. Время между помолвкой и свадьбой может занимать год или больше, это зависит от хода процесса подготовки к свадьбе.
Далее рассмотрим основные символы и этапы обручения и венчания.
Зажженые свечи
В начале обручения священник троекратно осеняет жениха и невесту крестным знамением и вручает им зажженные свечи, что служит началом духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую на них благодать Божию. Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие благодати Духа Святого, освящающего верных и совершающего святые таинства Церкви.
Обручальные кольца
Обручальное кольцо — это древний символ любви и верности. Обручальное кольцо, которое раньше принято было называть «алтарьным» — символ семейных уз и брака, как связующего звена между двумя людьми. Алтарьное — значит «жертвенное», потому что брак является добровольной жертвой. В ходе семейной жизни от многого приходится отказываться, но многое мы и получаем взамен — любовь и поддержку близких, чудо деторождения (хотя смысл брака не в деторождении, а в единении двух людей ради Господа). Кольцо символизирует бесконечность, в знак бесконечности любви. В последнее время на кольцах, которые традиционно были гладкими, стали размещать драгоценные камни, гравировать надписи и их дизайн стал отличаться от классического. Ношение обручальных колец на определенном пальце левой или правой руки также определяется традициями и обычаями каждой страны.
Например, в Сирии обручальные кольца носят на безымянном пальце левой руки, потому что этот палец прямо соединен веной с сердцем. В древности ее называли “веной любви (Vena amoris)”. Таким образом, сердца влюбленных соединяются в вечности. Это народная традиция сирийского общества.
127 псалом
При обручении священник возглашает: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и при пении 127-го псалма: «Блажени вси боящиися Господа» жених и невеста с зажженными свечами в предшествии священника приводятся к поставленному среди храма аналою с крестом и Евангелием. Согласно Уставу, 127 псалом должен петь сам священник, а не диакон и певчие, и к каждому стиху псалма народ, а не только певчие, отвечает припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Такое исполнение псалма было принадлежностью древнего богослужения соборных церквей в самые великие праздники.
После этого священник вопрошает жениха и невесту об их намерении совершить сейчас свой брачный союз, удостоверяясь, что ни он, ни она не связаны обещаниями с кем-то еще.
Мирная ектения
Далее следует мирная ектения, где наряду с рядовыми прошениями прилагаются прошения о женихе и невесте: об их спасении, о даровании им целомудрия, о рождении от них сынов и дщерей и о Божием покровительстве им во все дни жизни.
После ектении священник возглашает три молитвы.
Три молитвы на венчании
В первой молитве можно услышать то, что называется воспоминанием, призывом и откровением. Воспоминание обращено к Богу Вечному Отцу, Который объединил рассеянных и заключил сердца в неразрывную связь. Упоминание имен праотцев Исаака и Ревекки, Авраама и Сарры погружает в атмосферу «памятования в Боге», и в нем выражена надежда, что предстоящие жених и невеста сподобятся получить в своей семейной жизни благодать и благословение от Бога Живого так же, как были благословлены эти ветхозаветные праведники. И в конце следует утверждение: «Яко Ты Бог милости и щедрот, и человеколюбия».
Во второй молитве вспоминается тайна сотворения женщины праматери Евы из ребра Адамова. По этому установлению человек оставляет теперь отца и мать и становится единой плотью с женой. В этой молитве также вспоминаются все праотцы Ветхого Завета, чей род привел к Боговоплощению Господа и Спасителя всего мира Иисуса Христа.
В третьей краткой молитве священник просит Господа благословить супругов и сочетать их в согласии с замыслом Творца, в соответствии с заповедью «нехорошо человеку быть одному», даровать этому роду продолжение в детях («даруй има плод чрева, благочадия восприятие»). «Деторождение и воспитание детей – величайшая радость и подлинно Божие благословение. Не существует христианского брака без чистого и горячего желания обоих родителей обладать этой радостью, делить ее друг с другом. Брак, в котором дети нежелательны, основан на поврежденной эгоистической и похотливой любви» (прот. Иоанн Мейендорф).
После чтения молитв на головы жениху и невесте возлагаются венцы.
Венцы
Обычай возлагать на головы сочетающихся браком венцы возник в Церкви довольно поздно. Прообразом здесь послужил венец как знак награды для победителей состязаний или триумфаторов-полководцев.
В христианской Церкви венцы осмысляются как символ победы и власти над естественной природой, освящаемой Духом Христовой истины. Именно такое оправдание ношению победных венцов можно найти у апостола Павла «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного» (1 Кор. 9:25). Таким образом венки служат выражением духовной радости и победы. Сохранив себя в чистоте и целомудрии до брака, жених и невеста получили эту награду. И награда от Господа ждет их в вечности, поскольку теперь каждому предстоит совершить новый подвиг жертвенного служения супругу, детям – это тоже вид служения Творцу («и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петра 5:4)). Во время венчания поется тропарь святым мученикам. Это напоминает о том, что семейная жизнь невозможна без самопожертвования: чтобы брак был крепким, супругам в первую очередь придется настроиться на то, чтобы сохранять его, невзирая ни на какие трудности. Примером в этом – стоянии в верности до конца – и становятся святые мученики.Раньше в Антиохийской церкви вместо венцов на головы жениха и невесты надевали оливковые веточки. Эти веточки после совершения брака хранились дома, их вешали над кроватью, как благословение от Церкви.
Чтения Апостола и Евангелия от Иоанна
В послании апостола Павла к Ефесянам читается текст об отношениях мужчины и женщины и взаимоотношениях Христа с Церковью. Апостол Павел сопоставляет супружеский союз мужа и жены с союзом Христа и Церкви и указывает главные обязанности супругов по отношению друг к другу. Чувство живой связи друг с другом позволяет им понять, что они уже «одна плоть» (Быт. 2:24). У них «одно сердце и одна душа» с Церковью (Деян. 4:32). Они начали жить во имя Христово, и Он — посреди них (Мф. 18:20). Совместная жизнь поставит пред супругами различные задачи и многие обязанности. «Ты должен любить свою жену», «ты должна быть помощницей мужу и повиноваться ему», «вы должны сохранить веру во Христа в силе и чистоте» — таковы главные требования долга, которые поведут мужа и жену дальше «только этических» запросов, откроют им нечто высшее, подвигнут их души в область священную.
Преодолевая свою «самость» ради исполнения долга, супруги откроют в нем нечто глубокое и живое, нечто большее, чем нравственный закон. Они почувствуют, что Бог недалеко от них; и нужно принять Его в свой семейный союз, с Ним согласовывать все свои решения и действия. Если совесть супругов бодрствует, если Христос присутствует в их жизни, то нравственный долг сознается ими как голос Всесвятого Бога; тогда решающим побуждением во всех случаях становится готовность жертвовать личными потребностями ради послушания Христу, как диктует совесть.В Евангелии от Иоанна (Ин. 2:1—11) Церковь повествует но¬вобрачным о браке в Кане Галилейской, на который был зван Христос. Евангелие предлагает молодым супругам «позвать» Иисуса в свою жизнь и Его жизнью поверять свою совесть. Жизнь, как она складывается, непрерывно представляет возможности к познанию Бога. Преодолевая возникающие испытания и тяготы, супруги будут охраняемы уверенностью в реальности Царствия, которого они ищут, которое выше и прекраснее всего, что может дать мир; оно существует по ту сторону вещей, дел, людей, неведомое и вместе с тем близкое, тайное и предчувствуемое.
Общая чаша
После молитвы «Отче наш», в которой новобрачные свидетельствуют о своей решимости служить Господу и выполнять Его волю в семейной жизни, они испивают общую чашу. Общая чаша — это чаша с красным вином. Ее в конце молитвы «Боже, вся сотворивый крепостию Твоею…» при произнесении слов «благослови благословением духовным» священник единожды благословляет. И троекратно дает супружеской паре испить вина из общей чаши — вначале мужу, как главе, потом жене. Вкушение вина напоминает о чудесном претворении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской. Общая чаша испивается в знак полного единства супругов, запечатленного в совершившемся Таинстве. Отныне у мужа и жены общая жизнь: одна судьба, одни мысли, одни желания, одно тело. В неразрывном союзе они будут делить между собой чашу радостей и скорбей, печалей и утешений.
Венчание
Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает соединенные руки их епитрахилью и поверх епитрахили кладет свою руку. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.
Держа свою руку поверх соединенных рук мужа и жены, священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. Круг символизирует вечность. Троекратное обхождение совершается во славу Святой Троицы, Которая таким образом призывается во свидетельство обета перед Церковью вечно хранить супружеский союз.
При первом торжественном шествии образом круга поется тропарь «Исаия ликуй…» В нем прославляется Пресвятая Дева, послужившая Тайне воплощения Сына Божия. Участие Богоматери в жизни семьи признается Церковью основополагающим, поэтому и поется здесь этот тропарь.
При обхождении второго круга поется тропарь «Святии мученицы…» В нем прославляются и призываются к молению о людях святые подвижники и мученики, победившие греховные страсти и увенчанные славой Господней, чтобы они укрепили в новобрачных готовность к исповедническим и духовным подвигам. Венцы, осеняющие новобрачных, напоминают о венцах мучеников; над венцами возвышается крест. В совместной супружеской жизни им предстоит нести общий крест, смирять свое самолюбие, быть строже к себе, снисходительнее к супруге (к супругу), терпеть многие трудности, неизбежные на жизненном пути.
Когда в третий раз они шествуют вокруг аналоя, поется тропарь «Слава Тебе, Христе Боже…» В нем воссылается благодарение за совершение брака о Господе; Церковь выражает надежду, что семейная жизнь сочетавшихся будет живым проповеданием единосущной Троицы в вере, надежде, любви и христианском благочестии.
Если на совершении Таинства Венчания присутствовал епископ, то невеста и жених целуют его крест после третьего обхода вокруг аналоя. В случае, если епископ на венчании не присутствует, они целуют крест, который на аналое в храме. Это символизирует их готовность нести совместный крест трудностей и испытаний в жизни.
Также в Антиохийской православной церкви у жениха и невесты на венчании должны присутствовать свидетели, это обязательное условие для совершения Таинства. Обычно свидетелями выступают близкие родственники жениха и невесты – например, брат и сестра. Свидетели, вместе с женихом и невестой, троекратно обходят вокруг аналоя. Этим они свидетельствуют первые шаги новой семьи. Также они ставят свои подписи в свидетельстве о совершенном Таинстве венчания.
Окончание чина венчания
После троекратного обхождения аналоя муж и жена поставляются на свое место, и священник снимает венцы сначала с мужа, потом с жены, обращаясь к каждому со словами приветствия. В нем священник обращает внимание на возвеличение жениха, на благословение его «умножиться и ходить в мире, исполняя в правде заповеди Бога». Величие жены в этом приветствии связывается с умением «веселиться о своем муже и хранить пределы закона».
Потом священник читает две молитвы. В первой он просит Господа благословить сочетавшихся и воспринять непорочные венцы их в Царствии Небесном. Во второй он молит Пресвятую Троицу даровать супругам долгоденствие, преуспеяние в вере, обилие земных и небесных благ по молитвам Пресвятой Богородицы и всех святых.
Следует целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой любви друг к другу.
После этого священник произносит отпуст, на котором упоминаются равноапостольные Константин и Елена, распространители христианства, и великомученик Прокопий, пострадавший в начале IV столетия и научивший своих близких с веселием и радостью идти на мученическую смерть, как на брачный пир.
Таково в общих чертах чинопоследование православного таинства венчания. В подобном виде оно практикуется и в Антиохийской Православной Церкви в Сирии. Наряду с богослужебными традициями, здесь есть ряд свадебных народных обычаев.
Накануне венчания как у жениха, так и у невесты принято устраивать вечеринку («девичник» и «мальчишник»), чтобы попрощаться с холостой жизнью. На девичнике руки невесты украшают узорами, наносимыми хной, и поют веселые песни. Жених с друзьями обычно посещают хаммам (восточную баню).
В день венчания невеста обычно наряжается в окружении подруг и родственников, а жених со своим отцом находятся в церкви и встречают там гостей. Невеста выходит из дома в сопровождении родителей и они едут в церковь. Отец передает невесту жениху на пороге храма и вместе они входят в церковь, где их ожидает священник, который будет совершать Таинство.
После окончания Таинства венчания семья жениха дарит невесте золотые украшения и все делают памятные фотографии. Затем родные и гости отправляются в ресторан, где их ждет свадебная трапеза, праздничный торт и новобрачные исполнят свадебный танец.
По прошествии восьми дней от совершения Таинства венчания муж и жена приходят на литургию вместе с родителями, где после ее окончания священник снимает венцы и благословляет вечное соединение супругов. Люди в церкви поздравляют молодоженов и желают им счастливой жизни и всех благ.
Брак в сирийском государстве является религиозным установлением. Христиане заключают брак в храме, которые готовят документы для заключения брака и удостоверяют их после церемонии, а затем отправляют в сирийские правительственные ведомства для официальной регистрации. Вопросы брака, развода и наследования для христиан, являющихся чадами Антиохийской Православной Церкви, в Сирии регулируются в соответствии с церковными установлениями, а не в соответствии с законами ислама, который исповедуют большинство граждан страны. При этом заключить христианский брак в Сирии могут только мужчина и женщина, принимающие участие в таинствах Церкви, получившие благословение родителей и духовных наставников. Таким образом, церковный и гражданский брак в Сирии не разделены и моральные устои общества поддерживаются на высоком уровне.
Венчание. Чем церковный брак отличается от обычного?
Красивая традиция. «Приложение» к свадьбе. Гарантия крепости семейных уз. Это наиболее часто встречающиеся представления о Таинстве Венчания. А между тем есть и молодые, и зрелые семейные пары, живущие церковной жизнью, но откладывающие совершение этого Таинства иногда по многу лет. Что же действительно стоит за венчанием? Насколько допустимо для верующего человека жить в невенчанном браке? Как готовиться, если вы решились на этот шаг? Об этом — в беседе с главным редактором портала Богослов. ру, кандидатом богословия, настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры протоиереем Павлом Великановым.
Как появилось венчание?
— Отец Павел, логично начать с главного вопроса: что такое Таинство Венчания, в чем его суть?
— Вопрос не такой простой, как может показаться. Потому что исторически это Таинство появилось достаточно поздно. Никакого особого чина для благословения брака у ранних христиан не было: Церковь признавала законным тот брак, который совершался в рамках существовавшей в ту эпоху традиции. В первых христианских общинах благословение новобрачных совершалось самим фактом присутствия священника или епископа, главы церковной общины на брачном пире.
— Разве не было благословения с возложением рук, как, к примеру, сейчас в протестантских общинах?
— Действительно, есть свидетельства о том, что возложением рук епископа освящался брак. Однако до IV века никакого специального чинопоследования не было. Только после Миланского эдикта Константина Великого (Документ 313 года, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской империи и положивший конец гонениям на христиан. — Ред.), когда начался процесс активного вхождения в Церковь людей, далеких от христианского образа жизни и не очень стремящихся становиться настоящими христианами, возникла необходимость осмыслить с точки зрения христианства брак как союз мужчины и женщины, благословленный Богом. Стало жизненно важным провести четкое различие между христианским пониманием семьи и теми представлениями, которые существовали в языческом мире.
— А какие представления существовали у язычников? В чем различие?
— Отличие заключается в том, что христианский брак не ограничивается перспективой земного бытия. Это не только благословленное общение между мужчиной и женщиной и продолжение человеческого рода, но прежде всего определенное духовное делание. Cупруги, пройдя через обычные для любого брака этапы, выходят на особую высоту единства духовного и душевного. И единство это сохраняется после их смерти. Мы знаем большое количество святых супругов — это святые Петр и Феврония Муромские, Кирилл и Мария, Иоаким и Анна, Адриан и Наталия…
В язычестве такого понимания, разумеется, не было. Оно могло возникнуть только на почве христианского представления о ближнем как главном камертоне отношения к Богу, из понимания необходимости жертвенного подвига как фундамента и первоосновы всего бытия вообще, а не только отношений между супругами.
Вот так, на фоне осмысления супружества, постепенно складывается чин церковного благословения брака. Только к XVII веку он был формализован в том виде, какой сейчас мы имеем в наших православных храмах. Вообще, венчание — единственное Таинство, в котором мы находим огромнейшее разнообразие форм! Некая сердцевина — молитва «Боже Святый» — присутствует уже в IV веке, а остальное могло варьироваться.
Венчание… в осуждение?
— Невенчанный брак считается неправильным, греховным?
— Нет. Глубоко неверно и опасно считать, что невенчанный брак является синонимом блуда. Законный брак — то есть не тайный, объявленный перед обществом и определенным образом юридически зарегистрированный — полностью признается Церковью. И это четко прописано в Социальной концепции Русской Православной Церкви.
— Если обычный брак не может считаться неправым перед Богом, зачем нужен еще и чин венчания?
— Дело в том, что, не имея церковного благословения, христианам будет непросто выстраивать свои супружеские отношения так, чтобы они явились для них лестницей в Царство Небесное. Точнее — чтобы в браке уже сейчас созидать Царство Небесное. А для этого Таинство и существует.
— В чем таинство? Что таинственного происходит?
— Таинство заключается в том, что призывается Божественная благодать на претворение естественных отношений между мужчиной и женщиной в духовные отношения. Это стремление преображает естественную тягу полов друг ко другу в ступеньку ко Христу. Образно это прекрасно показано в евангельском рассказе о чуде, которое совершает Христос в Кане Галилейской: претворение воды в вино на свадьбе. К такому претворению предназначен любой брак: «вода» естественных человеческих отношений силой и действием благодати Святого Духа должна стать «вином», приобрести совершенно иное качество!
— А благословение — в чем оно заключается?
— Венчание — это еще и благословение на супружескую жизнь внутри самой христианской общины. Половое сожительство для супругов-христиан мыслимо только в рамках церковного благословения предстоятелем общины — епископом или же священником.
— Можно сказать, что это попытка заручиться помощью Божией на этом сложном пути?
— Отчасти да. В законном браке обе половины вступают в новую, ранее неизвестную, неизведанную для них реальность. И здесь требуется особая помощь Божия.
Но к этому нельзя подходить, как к сделке: мы Тебе — венчание, а Ты нам — гарантию «дома — полной чаши». Венчание — это укрепление и благословение существующих отношений, но не построение их с нуля и тем более — не легализация формальных отношений друг друга «не переваривающих» людей.
Я выскажу свое мнение, которое, может быть, не будет согласным с мнением достаточно большого количества священнослужителей. Но я решительно против того, чтобы к Таинству Венчания приступали люди, не являющиеся достаточно воцерковленными.
Сегодня зачастую венчают всех подряд. Подобное отношение к браку нивелирует Таинство, превращает его в «магический костыль» для тех людей, которые, в общем-то, ходить еще не умеют. Но опыт показывает, что «магических костылей» не бывает. Если люди не любят друг друга, если относятся друг к другу потребительски, если они, повенчавшись, не собираются ничего менять в своей жизни, становиться настоящими христианами — то это Таинство им будет не во спасение, а в еще большее осуждение. И их брак, скорее всего, развалится, а не укрепится.
К Богу нельзя относиться пренебрежительно. А Церковь — это Его территория, место Его особого, исключительного присутствия. Поэтому венчаться «на всякий случай», «а вдруг сработает» — не стоит. И то огромное количество прошений о так называемом «церковном разводе», который имеется во всех епархиях, тому самое лучшее свидетельство…
Готовы — не готовы
— Если это настолько серьезный шаг, стоит ли идти на него сразу? Некоторые пары откладывают венчание, не чувствуя себя достаточно готовыми к нему…
— Так бывает. Понимаете, этот процесс дозревания до венчания происходит параллельно с воцерковлением.
Я знаю супругов, которые являются верующими и церковными людьми, прожившими в браке около 50 лет, но которые в то же время еще не дозрели до того, чтобы прийти в храм и повенчаться. Между ними нет такого духовного родства, единства, чтобы совершать это Таинство — процесс еще не завершен. Таких примеров немало.
— Это скорее хорошо, чем плохо?
— Это плохо. Но если бы они повенчались и после этого в их жизни ничего бы не изменилось, это было бы еще хуже.
Мне, скорее, симпатична позиция тех нецерковных молодых людей, которые, сыграв свадьбу, не торопятся сразу же обвенчаться. Тут есть здравое зерно: это свидетельствует об ответственности. Такие супруги должны жить в законном браке, рожать детей, любить друг друга, потихоньку изменяться сами, воцерковляться и, когда дорастут до брака церковного, — венчаться.
Однако если люди уже достаточное время живут полноценной церковной жизнью, если каждый из них в своей мере познал Христа и живет Им, то для таких людей вступать в брак, минуя венчание, ненормально и более чем странно. Когда верующие, воцерковленные супруги по каким-то причинам не венчаются, это должно наводить на мысль: что-то здесь происходит неправильное.
— Почему? Если это «дозревание», то оно происходит у разных пар в разное время…
— Потому что для христианина брак, семья — это не просто «ячейка общества», и тем более не «институт законного пользования друг другом». Это живой пример того, как в полном единстве могут сосуществовать совершенно самостоятельные и отдельные личности. Семья представляет собой единство: все живут по закону любви и в то же время никто никого не подавляет, не поглощает, не вытесняет. Можно провести аналогию со Святой Троицей: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой живут в полной любви, полном согласии и непрестанной самоотдаче друг другу, и в этом обретают абсолютную полноту бытия и то самое блаженство, к которому призываемся и мы все. И поэтому для Церкви брак — одно из фундаментальных понятий.
Отношения между Христом и Церковью самим же Господом отождествляются с брачными отношениями: Церковь называется Невестой Христовой. У апостола Павла, у всех святых отцов в той или иной мере присутствует эта брачная аллегория. И это говорит только о том, что нет в жизни человека более высоких, более способствующих спасению отношений, чем брак. Можно смело сказать, что брак — это своего рода «трамплин» ко спасению. Но как с трамплином связаны различные риски, точно так же и с браком: не вступив на этот путь, ты не достигнешь определенных высот и никогда не узнаешь, что такое полет в свободном падении, но, вступив, ты должен понимать, что тебя ждут не только сияющие вершины, но и опасности переломать себе хребет.
— А могут ли супруги пойти на венчание как на сознательный шаг в сторону единства? Прося у Бога поддержки в этом?
— Да, это самый правильный подход. Если муж и жена имеют желание устраивать свою жизнь по-христиански, конечно, им лучше вступать в супружество через Таинство Венчания. Но это возможно только тогда, когда каждый из них понимает всю меру ответственности, которую он на себя берет. Ответственности не только в том, что они не имеют права развестись, что бы у них там ни происходило, но ответственность духовную. За тот образ жизни, который каждый из них по своим силам пытается осуществлять согласно евангельским заповедям.
Развенчание «развенчания»
— Многие говорят о «развенчании». Существует ли в реальности такой чин?
— «Развенчание» — вещь совершенно мифическая. Никакого чина снятия церковного благословения на брак не существует. Есть свидетельство Церкви, когда она, по своему снисхождению к человеку, не сумевшему вынести взятый на себя подвиг брака, дает ему благословение на второй брак.
— Насколько далеко заходит снисхождение Церкви? Допустимо ли венчаться во втором, в третьем и т. д. браке?
— Действительно, есть чин венчания второбрачных, который является скорее чином покаянным.
— Он самостоятельный, отдельный?
— Да, это самостоятельный чин для тех, кто вступает во второй брак. Но вот чина для троебрачных, конечно, уже не существует. В каких-то крайних случаях, при особых ситуациях может быть дано благословение на третий брак — но уже без венчания. И тут действительно должны быть какие-то совершенно исключительные случаи и достаточные основания для такого решения! И, конечно же, никакой священник не возьмет на себя подобную ответственность: это целиком и полностью область архиерейской власти. Естественно, нормой подобная ситуация никак быть не может. Здесь мы видим проявление крайней уступки Церкви, для того, чтобы дать человеку возможность причащаться, продолжать жить церковной жизнью.
— Это, по сути, благословение на брак без венчания?
— По сути дела, это просто благословение на причащение человека, который по своей немощи находится в третьем браке, и просьба к Богу о прощении его грехов.
Трудные вопросы: измена, второй брак, другая вера
— Если один из супругов неверующий, но из любви к своей «второй половинке» читает книги о христианстве, как-то готовится к венчанию — Таинство над такой парой совершить допустимо?
— Думаю, что да. И апостол Павел об этом говорит: неверующая жена освящается верующим мужем, и наоборот. Тот из супругов, кто ближе ко Христу, вполне может стать источником света для другого. И таких примеров огромное количество — когда любовь ко своей «второй половине» становится для человека самой главной в его жизни ступенькой ко Христу. Мы знаем большое количество таких пар и за рубежом: когда иноверцы берут в жены русских девушек, например, и, понимая, как много значит христианство, Православная Церковь для любимой, постепенно втягиваются в стихию богослужебной жизни. Для меня это живой пример, поскольку только что вернулся из Англии и видел немало таких пар, где один из супругов открывал красоту христианства для другого.
— Православная Церковь допускает венчание православных с христианами других конфессий?
— Как ни парадоксально, да. Как об этом сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, венчание может совершаться между православными и католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога. Необходимым условием для такого венчания является совершение Таинства в Православной Церкви и воспитание детей в Православии. Святитель Филарет Московский неоднократно это допускал.
То, что является неотъемлемой стороной супружества, прежде всего затрагивает какие-то глубинные, духовные стороны в человеке. И я думаю, что Церковь неспроста так жестко выступает против любых форм близких отношений людей, кроме законного брака.
— Вы имеете в виду блуд, измену, сожительство?
— Да. Это очень сильно выхолащивает и портит важную часть человеческой природы, где и происходит встреча человека с Богом. Почему монашество, например, немыслимо без подвига целомудрия, подвига абсолютного воздержания от половой жизни? Почему оно изначально было связано с девством? Особенно всегда выделялись монахи и монахини, кто вообще не имел никакого опыта половой жизни — и именно такое монашество считалось настоящим, подлинным посвящением себя Богу. Это очень тонкий, мистический момент обручения всего человека Христу. Можно даже сказать, что своего рода духовный «брак» с Творцом, который требует такой же полноты отдачи, какой требует и обычный брак от супругов.
В монашестве человек полностью вверяет себя Богу — Им живет, Им питается, Им радуется, Им вдохновляется. И тут не может быть никакого «двоеженства», раздвоения. Точно так же, как в супружестве: ничего помимо или вопреки своей второй половине в здоровом и счастливом браке быть не может.
Очень прискорбно, что к «хождениям на сторону» в светском обществе давно относятся терпимо. А об этом надо кричать во всеуслышание: любое сожительство, любое прелюбодеяние является огромной трагедией для всех его участников и для всей семьи, где живёт эта несчастная жертва страсти блуда. Более того, пока есть измена, блуд — ни о каком примирении с Богом и речи в принципе идти не может. Не потому, что церковные каноны такие жестокие, нелиберальные, «негуманные». А потому, что блуд — это глубокий надлом не только души, но даже и на физиологическом уровне. Люди, которые становятся на этот путь, выжигают страстью блуда ту область своей души, которая для Бога бесконечно значима — ведь в ней они могли бы обрести примирение с Ним! И пока эта рана не заживет, с ней абсолютно ничего нельзя поделать.
— Речь не только об измене как таковой, но и о легком увлечении на стороне, о помыслах?
— В святоотеческой аскетике есть очень четкая градация помыслов — когда именно пришедшую человеку страстную, блудную мысль уже можно считать грехом. Сам Спаситель говорил: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5:28). Блуд овеществляет уже совершившееся в душе человека отпадение от верности своему супругу. Но начинается все — с мысли.
— Можно сказать, что брак сам по себе является Таинством?
— Я, пожалуй, соглашусь. И интересно, что еще святитель Иоанн Златоуст в свое время писал: «Венцы полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстию до брака, таковыми приступают и к брачному ложу, т. е. в состоянии победителей похоти плотской». Такое понимание венчания прямо противоположно тому, как оно иногда воспринимается сегодня, словно вынужденное церковное благословение на половое сожительство двух обуреваемых похотью людей, «узаконенный блуд» — чтобы совсем из Церкви не ушли. А святитель Иоанн Златоуст говорит: мы их венчаем потому, что они победили свою похоть, что ими движет уже любовь, которая оказывается гораздо выше и сильнее похоти. И дальше ими, как христианами, должна прежде всего двигать любовь, а не вожделения. Ведь страстные движения когда-то все равно уйдут — а вот сама любовь только укрепится и очистится. И здесь в качестве залога именно такого развития отношений выступает девство, полная физическая чистота обоих брачующихся.
Подготовка: практические моменты
— Существует мнение, что венчание — столь личное дело, которое происходит между двумя людьми и Богом, что присутствовать на нем должны только венчающаяся пара и священник. ..
— Я считаю, что нет ничего плохого в отсутствии свидетелей на венчании. В Англии или в Греции это Таинство является еще и одной из форм легализации брака — там религиозным конфессиям предоставлено право выдавать государственные свидетельства о совершении брака. У нас в стране такого нет: таинство происходит внутри церковной общины и не требует свидетелей того, что люди обещали друг другу — это их дело перед Богом.
Но именно с этим связано жесткое требование: мы венчаем людей только после заключения ими законного брака и официальной регистрации. За исключением крайних случаев, когда этот вопрос затруднен по каким-то объективным причинам, а не потому, что люди не хотят расписываться, а желают жить в свое удовольствие и при этом иметь и некие духовные преференции.
— Если родственники равнодушно или негативно относятся к Церкви, как лучше поступить: позвать их, дабы приобщить к Таинству, или нет?
— Это один из тех вопросов, которые допускают оба варианта ответа. Есть плюсы и в том, и в другом варианте. Действительно, часто люди желают, чтобы это Таинство было совершено над ними без свидетелей — это личный, интимный договор между ними и Богом. Сами супруги должны решить, как поступить, исходя из того, как для них будет удобнее и как им покажется целесообразнее.
— Какова роль родителей при венчании?
— И в римской, и в греческой, и в иудейской традициях важнейшим элементом бракосочетания был момент, когда отец невесты соединяет руки брачующихся — и передает ее руку в руку жениха. То есть родители передают своего ребенка в руки его «второй половины». Этот момент есть в древних чинах венчания, он сохранился в католицизме, но у нас он, к сожалению, оказался утрачен. Однако отголосок его остался: когда священник перед началом чина обручения соединяет руки брачующихся, накрывая их епитрахилью, и, держа за руки, ведет жениха и невесту из притвора в храм, а также когда уже во время Таинства они все вместе трижды обходят аналой в центре храма. В остальном родители во время Таинства — лишь свидетели и сомолитвенники своим детям.
— Как самим супругам следует готовиться к венчанию?
— Для людей церковных подготовка к венчанию ничем не отличается от обычной подготовки к участию в таинствах. За исключением того, что они должны хорошенько подумать, готовы ли они взвалить на себя свою супругу или своего супруга со всеми его немощами, страстями, проблемами. Четко понимая, что не надо рассчитывать, что твоя «половинка» в браке станет гораздо лучше, нежели ты знаешь ее сейчас. И это определенное дерзновение, на которое человек отваживается перед Самим Богом! Человек должен ясно понимать, что он берет на себя.
Если он готов взвалить на себя другого, причем в самом худшем варианте, о котором он знает, — тогда можно надеяться, что этот брак состоится. А если он рассчитывает на то, что все недостатки супруга куда-то исчезнут, а все, что в нем вдохновляет, радует, еще больше раскроется… то, скорее всего, все будет с точностью до наоборот.
— Значит, надо быть реалистами? И робко надеяться, что вы оба будете становиться лучше?
— Надеяться робко — да, а вот рассчитывать нельзя. Почему в сознании христианина брак и монашество — это практически тождественные вещи? И там, и там человек приносит себя в жертву другому. И нет никаких гарантий, что эта жертва будет принята, понята, оценена. Все счастливые браки проходили очень сложный, тяжелый, болезненный путь «перемалывания» обоих супругов, притирки их друг ко другу. И это всегда связано с максимальным умалением своих собственных интересов, себя самого, своих пожеланий, своих представлений о том, что должно быть в браке. Это процесс «врастания» друг в друга.
Притом, что это «врастание» очень разных на всех уровнях организмов. Гилберту Честертону принадлежит изречение, ставшее афоризмом: по мужским стандартам любая женщина — сумасшедшая, по женским стандартам любой мужчина — чудовище; мужчина и женщина психологически несовместимы. И это прекрасно! Потому что таким образом они становятся один для другого объектом христианского делания, заимствуют друг у друга недостающие им качества и делятся лучшим, что есть в них самих. Апостол Павел писал: «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка» (2 Кор 8:14). И в такой постоянной взаимоотдаче и взаимопроникновении и выстраивается целостный организм христианской семьи, который действительно имеет право продолжаться и после того, как исчезает, отпадает, становится ненужным все, что связано с физиологией. Мы знаем, что в Царстве Небесном нет брака как соединения полов, а вот единство — остается… Оказавшись за гробом без тела, супруги все равно сохраняют свое единство! Но до этого еще надо дорасти. Многие ли дорастают? Это вопрос.
— Обязательно ли причащаться перед венчанием?
— Это не является строго обязательным, однако для верующего человека естественно перед важнейшими событиями своей жизни исповедоваться и причащаться Христу. И в Древней Церкви причащение было одной из важных частей венчания. Некоторые слова, сохранившиеся в древних чинах венчания (например, возглас: «Преждеосвященная Святая святым»), свидетельствует о том, что в ранней Церкви после причащения всех членов церковной общины Святые Дары оставлялись, чтобы причастить ими новобрачных во время их венчания.
— Что такое «венчальная Литургия»?
— Это Литургия, как правило, совершаемая архиереем, в чинопоследование которой включен чин венчания. Она совершается, к примеру, в балканских и греческих церквях. Сейчас венчальные Литургии появляются и в России. Однако это скорее нововведение: никаких свидетельств, что это имело исторические прецеденты раньше, нет.
— Если у людей разные духовники, как им выбрать священника, который будет их венчать?
— Возможно соборное венчание, когда Таинство совершают сразу несколько священников. И это частая практика. В среде духовенства по-другому почти не бывает.
— Сколько стоит участие в Таинстве венчания?
— Никакое Таинство нельзя оценивать, и никакой цены у венчания быть не может. Однако после совершения треб (то есть богослужений по просьбе мирян) принято жертвовать на храм, по силам и совести человека. При этом нужно понимать, что венчание — наиболее «ресурсоёмкое» Таинство: здесь, как правило, необходим как минимум квартет певчих, а то и целый хор, — которым, естественно, необходимо оплатить труды. Лучше всего спросить у служащих церкви, каким образом совершаются пожертвования. На некоторых приходах вам могут указать их ориентировочный размер, однако уплата определенной суммы ни в коем случае не может быть необходимым условием совершения Таинства.
Посашко Валерия, православный журнал «Фома»
Объяснение Таинства – Греческая Православная Церковь Святого Антония
Совершение Таинства Брака состоит из Службы Обручения и Службы Венчания. Текст этих двух служб резюмирует в словах, образах и символах православное учение о браке.
Кольца
Кольца — древний символ преданности пары друг другу и их желания вступить в заветные брачные отношения. Как указывает Молитва обручения, в Священном Писании кольца давались как знак приверженности, власти и прощения. После благословения священника жених и невеста обмениваются кольцами. Этот обмен означает, что в супружеской жизни слабости одного партнера компенсируются достоинствами другого.
Свечи
Жениху и невесте дают свечи, чтобы они держали их во время службы. Свечи символизируют Христа, «свет миру» и дар Святого Духа в Пятидесятницу, который должен гореть в сердцах жениха и невесты, чтобы освещать и направлять их путь на протяжении всей жизни.
Соединение рук
Священник соединяет правые руки жениха и невесты, произнося молитву, прося Бога соединить их в единстве разума и сердца. Жених и невеста держат руки вместе на протяжении всей остальной службы, что символизирует их единство как пары в Боге.
Венчание
Венцы — это символы славы и чести, которые Бог дарует Своему верному народу. Они связаны друг с другом белой лентой, символизирующей супружеское единство, в которое вступают жених и невеста. Это «венцы правды», о которых говорил апостол Павел во Втором послании к Тимофею, данные в Судный день тем, кто верен Христу. Жених и невеста коронуются как король и королева своего собственного дома, которым они должны управлять ответственно, с любовью и мудростью. Короны также символизируют мученичество и жертву. На протяжении всего брака муж и жена должны быть готовы жертвовать собой друг за друга, подражая Христу, жертвующему Собой ради нас.
Чтения Священного Писания
В рамках свадебной службы есть два особых чтения из Нового Завета. Первый – из Послания апостола Павла к Ефесянам 5:20-33, в котором отношения между женихом и невестой описываются как образ отношений жертвенной любви, которую Христос имеет к Церкви. Второе чтение взято из Евангелия от Иоанна 2:1-11, в котором описывается первое чудо Господа Иисуса, которое произошло на свадьбе в Кане Галилейской, на которую были приглашены Он, Его мать Мария и Его ученики. Именно здесь, по настоянию Своей матери Богородицы, Он превращает воду в вино, чтобы продолжить празднование брачного пира, начав тем самым Свое служение и явление Своей славы.
Общая чаша
Жених и невеста пьют из чаши вина, подаренной им священником в память о чуде Христа, претворившего воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской и символизирующем их совместное участие в чаше жизни вместе со всеми ее радостями и горестями.
Шествие вокруг стола
Священник ведет жениха и невесту вокруг свадебного стола в знак радости и праздника. Гимны во время этой процессии конкретно относятся к пророку Исайе, пророчествующему о рождении Христа, а также к апостолам и раннехристианским мученикам, свидетельствующим о Христе и Его Евангелии своей проповедью и учением, даже ценой собственной жизни. Муж и жена делают свои первые шаги в качестве супружеской пары в Церкви, следуя по пути, отмеченному благой вестью Евангелия.
Снятие венцов
Ближе к самому концу службы священник снимает венцы, украшающие пару, как он вспоминает в молитве Авраама и Сарру, Исаака и Ревекку, Иакова и Рахиль, и просит Бог, чтобы получить их венцы в Его Небесном Царстве. Затем он наставляет жениха и невесту «идите с миром, исполняя заповеди Божьи».
Греческая Православная Церковь Святого Николая
Поздравляем с предстоящей свадьбой! В Таинстве Святого Брака муж и жена соединяются друг с другом, как Иисус Христос соединяется с Церковью. Брак — это не просто юридические узы между двумя людьми, но и отражение любви, которую Бог питает к своему творению.
Чтобы заключить брак в православной церкви, хотя бы один член пары должен быть православным христианином с хорошей репутацией в церкви. Сегодня мы видим, что все больше православных вступают в брак с неправославными христианами. Хотя традиционно это было не так, сегодня мы можем заключать межхристианские браки, если хотя бы один из членов пары является православным христианином. Мы не можем заключать межконфессиональные браки, если один из членов пары не является христианином.
При планировании свадьбы обязательно согласуйте дату с о. Джереми, прежде чем вы начнете бронировать места для вашего приема и медового месяца. Слишком часто пары бронируют эти места заранее, только чтобы узнать, что церковь недоступна в дату, которую они планировали. Если вы хотите, чтобы священник присутствовал на вашем свадебном приеме после церемонии, пожалуйста, отправьте приглашение, как и другим гостям.
За 30-60 дней до предполагаемой даты свадьбы пакет документов отправляется в Метрополис Денвера для утверждения свадебной службы. Пара встретится с о. Джереми для того, чтобы завершить эту бумажную волокиту, которая присылается в Митрополию из Церкви. Пара должна иметь свидетельство о гражданском браке до даты свадьбы, которое подписывается священником после службы.
Браки не могут совершаться в следующие дни:
- 14 сентября (Воздвижение Креста Господня)
- 13-25 декабря (Рождество Христово)
- 5 и 6 января (Богоявление)
- Великий пост и Страстная неделя
- Пасха
- Пятидесятница
- 1-15 августа (Успенский пост и праздник)
- 29 августа (Усекновение главы Иоанна Крестителя)
Пара, желающая обвенчаться в православной церкви, должна иметь koumbaro , свидетель, который подтвердит их веру и любовь друг к другу и подпишет документы о браке вместе с парой. koumbaro должен быть православным христианином с хорошей репутацией в Церкви. Другие подружки невесты и жениха не обязательно должны быть православными христианами.
В день свадьбы молодожены или члены их семей приносят в церковь следующие предметы:
- Венцы ( Стефана )
- Их обручальные кольца
- Поднос (обычно серебряный) для корон и колец
- Их свадебные свечи
- Их свидетельство о гражданском браке
За исключением разрешения на брак, эти предметы можно приобрести на онлайн-рынках, таких как Blessed Celebration, или в других местах.
После свадьбы священник подпишет свидетельство о гражданском браке. Церковное свидетельство о браке будет отправлено паре по почте из митрополии Денвера. Это важный документ, и его следует хранить в надежном месте.
Для заключения брака в православной церкви должны быть соблюдены все следующие условия:
- Ни одна из рассматриваемых сторон не состоит в браке с другим лицом ни в этой стране, ни где-либо еще
- Стороны, о которых идет речь, не связаны друг с другом до такой степени, которая могла бы стать препятствием
- Если одна или обе стороны овдовели, они представили свидетельство(а) о смерти умершего супруга(ей)
- Если одна из сторон или обе стороны ранее состояли в браке в православной церкви, они получили как церковный, так и гражданский развод(ы)
- Сторона или стороны, являющиеся членами прихода, отличного от того, в котором должен быть заключен брак, представили свидетельство о том, что они являются членами этого прихода с хорошей репутацией на текущий год
- Разрешение на гражданский брак получено от гражданских властей
Записка о «брачных благословениях»
Православная церковь ожидает, что ее члены не будут участвовать в свадебных церемониях или других таинствах вне Православной церкви.