Уголовная ответственность несовершеннолетних | Официально
Очевидно, что уголовная ответственность — более широкое понятие, нежели наказание. При этом устанавливаются цели наказания, которое является лишь частью уголовной ответственности.
Поскольку преступление является разновидностью правонарушения, то оно (преступление) всегда связано с нарушением чьего-то права. Следовательно, целью наказания является перевоспитание несовершеннолетнего. Понятно, что перевоспитать человека, пусть и несовершеннолетнего, помимо его воли невозможно. Перевоспитание возможно только через самовоспитание. То есть здесь перевоспитание рассматривается как результат педагогического воздействия, направленного на побуждение несовершеннолетнего к самовоспитанию.
Известно, что несовершеннолетние являются наиболее уязвимой категорией лиц, вовлекшихся в систему правосудия. Привлечение к уголовной ответственности не может и не должно быть связано с нарушением прав несовершеннолетних, негативным влиянием на них. Совершению преступлений несовершеннолетних способствуют негативные качества их личности, развивающиеся в силу неправильно организованного воспитания: жестокость, употребление спиртных напитков, алчность и др. Очевидно, что уголовная ответственность устанавливается для исправления и перевоспитания несовершеннолетних. Представляется, что исправление несовершеннолетнего возможно без назначения наказания, путем применения мер, альтернативных ему.
Что касается перевоспитания, то это цель уголовной ответственности, связанной с назначением наказания.
Исправление и перевоспитание несовершеннолетнего осуществляется с тем, чтобы несовершеннолетний мог вернуться к активной социально значимой и полезной жизни. Но противоправное поведение, как водится, связано во многом с разрушением социально-полезных связей, свойственных возрасту: семейных, учебных, досуговых и пр. В интересах несовершеннолетнего, развития его личности — восстановление этих связей, т.е. ресоциализация ребенка, возвращение его к активной социальной жизни. И меры, альтернативные наказанию, и наказание не могут применяться в каких-то других интересах. Таким образом, целью уголовной ответственности является ресоциализация несовершеннолетнего.
Применение мер, альтернативных наказанию, назначение наказания со всеми соответствующими им процедурами ориентированы на предупреждение преступлений.
В ст. 88 УК РФ приводится перечень видов наказаний несовершеннолетних. Здесь же раскрывается содержание этих видов наказаний: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок.
Рассматривая тему об уголовной ответственности несовершеннолетних и ее целях, нельзя обойти вниманием вопрос о принудительных мерах воспитательного воздействия. Законодатель в ст. 91 УК РФ раскрывает юридическое содержание принудительных мер воспитательного воздействия. Важным и интересным является вопрос о том, каковы цели применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Анализ ст. 90 УК РФ позволяет прийти к выводу о том, что принудительные меры воспитательного воздействия преследуют цель исправления несовершеннолетнего.
Как следует из анализа соответствующих статей УК
РФ, помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение и осуждение к лишению свободы преследуют одну и ту же цель.
Думаю, что цели применения принудительных мер, цели наказания и цели уголовной ответственности близки, но различны. Цели применения принудительных мер вытекают из самого названия — это меры воспитательного воздействия. Их цель состоит в воспитании несовершеннолетнего, не исправлении его, не перевоспитании, а восполнении путем интенсивного педагогического воздействия тех пробелов, которые в воспитании образовались: развитие самоуважения, воспитание чувства ответственности, формирование взглядов, которые способствуют развитию позитивных качеств личности, устойчивости к негативному влиянию, включению в общественную жизнь и пр.
В ч.2 ст. 90 УК РФ приводится перечень принудительных мер.
Суды, при назначении наказания несовершеннолетнему, наряду с обстоятельствами, предусмотренными ст. ст. 6, 60
УК РФ, учитывают условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также обстоятельства, предусмотренные ст. 89 УК РФ, в том числе влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Наказание несовершеннолетнему в виде лишения свободы суд назначает только в случае признания невозможности его исправления без изоляции от общества, с приведением мотивов принятого решения.
Если несовершеннолетнему не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, а санкция статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой он осужден, не предусматривает иного вида наказания, подлежит назначению другой, более мягкий вид наказания с учетом положений ст. 88 УК РФ. При этом несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 89 УК РФ).
Поскольку, как показывает практика, в последние 2 года несовершеннолетними все чаще совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления (грабежи, разбои, против жизни и здоровья, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, против половой неприкосновенности и половой свободы личности и др.), считаю необходимым особенно выделить наказание за данные преступления, а именно наказание в виде лишения свободы. Назначение наказания в виде лишения свободы несовершеннолетним зависит как от возраста осужденного, так и от характера общественной опасности преступления, им совершенного. Несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до 16 лет, лишение свободы назначается на срок не свыше 6 лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание в виде лишения свободы назначается на срок не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях. И в первом и во втором случае речь идет о максимальном сроке лишения свободы за одно или несколько преступлений, в том числе по совокупности приговоров.
Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые (ч. 6 ст. 88 УК РФ).
В соответствии с ч. 6.1 ст. 88 УК РФ несовершеннолетнему, осужденному за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, нижний предел наказания в виде лишения свободы, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, сокращается наполовину.
При рассмотрении ходатайства органов предварительного следствия о применении в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу суд проверяет обоснованность изложенных в нем положений о необходимости заключения несовершеннолетнего под стражу и невозможности применения в отношении его иной, более мягкой, меры пресечения.
Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, что нет преступления без наказания. За все сделанное нужно нести ответственность. Каждый выбирает свой путь сам. Поэтому прежде, чем что-то совершить, подумайте, чем это может обернуться для Вас.
Л.А.Костяева, юрист 1 класса,
помощник прокурора района
Как в России обстоят дела с детской преступностью
Екатерина Шамаева
хочет, чтобы у всех детей было детство
Профиль автора
В 2021 году в России осудили 14 855 несовершеннолетних.
Россияне младше 18 лет совершают 2,6% от общего количества уголовных преступлений. Мы изучили судебную статистику и выяснили, за что дети попадают на скамью подсудимых и как их наказывают. А также спросили у эксперта, почему несовершеннолетние решаются преступить закон.
Кого считают несовершеннолетними преступниками
До 14 лет дети не несут уголовной ответственности, поэтому за них перед судом отвечают родители или законные представители. После достижения этого возраста подростков могут судить за отдельные тяжкие преступления: например, за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, разбой, изнасилование. С 16 лет наступает полная уголовная ответственность — то есть несовершеннолетние могут оказаться на скамье подсудимых за любое преступление.
Однако из 13 возможных видов уголовного наказания к несовершеннолетним применяют только шесть: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные и исправительные работы, ограничение свободы и лишение свободы. Несовершеннолетним не может быть назначено, например, пожизненное лишение свободы. Кроме того, нижние пределы наказания в виде лишения свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления для несовершеннолетних снижены вдвое.
/prava/prava-deti/
Права детей до 18 лет
Вид наказания зависит от степени тяжести преступления. При небольшой и средней тяжести могут применить так называемые принудительные меры воспитательного воздействия. Это, например, письменное предупреждение или ограничение досуга и установление требований к поведению — когда ребенку ограничивают время, которое он может проводить на улице.
Могут приговорить и к условному сроку. А если суд решит освободить несовершеннолетнего нарушителя закона от наказания, его поместят в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа — там дети учатся и общаются с психологами.
Правонарушителей, которым исполнилось 14, но нет 16 лет, судят более лояльно: например, их не могут лишить свободы более чем на 6 лет, а срок обязательных работ не должен превышать двух часов в день для тех, кто младше 15 лет, и трех часов для тех, кому от 15 до 16 лет. Кроме того, им не может быть назначено лишение свободы, если речь о преступлении небольшой и средней тяжести, которое совершено впервые.
Помимо возраста учитывают условия жизни и воспитания, уровень психического развития, а также влияние на нарушителя закона взрослых. Например, если ребенок вырос в семье людей с алкогольной зависимостью или совершил преступление под воздействием взрослого, это учтут при вынесении приговора.
/guide/troubled-family/
Какие семьи считаются неблагополучными
Какое уголовное наказание несут несовершеннолетние
14 и 15 лет | 16 и 17 лет | От 18 лет | |
---|---|---|---|
Уголовная ответственность | ✔️ Только за некоторые тяжкие преступления | ✔️ | ✔️ |
Лишение свободы | ✔️ На срок до 6 лет, за особо тяжкие преступления — до 10 лет | ✔️ На срок до 6 лет, за особо тяжкие преступления — до 10 лет | ✔️ До 20 лет |
❌ За первое преступление небольшой или средней тяжести | ❌ За первое преступление небольшой тяжести | ||
Ограничение свободы | ✔️ До 2 лет | ✔️ До 2 лет | ✔️ До 4 лет |
Обязательные работы | ✔️ От 40 до 160 часов, но не больше двух часов в день | ✔️ От 40 до 160 часов, но не больше трех часов в день | ✔️ От 60 до 480 часов |
Исправительные работы | ✔️ До 1 года | ✔️ До 1 года | ✔️ До 2 лет |
Штраф | ✔️ 1000—50 000 Р или в размере зарплаты за период от 2 недель до 6 месяцев | ✔️ 1000—50 000 Р или в размере зарплаты за период от 2 недель до 6 месяцев | ✔️ 5000—5 000 000 Р или в размере зарплаты за период от 2 недель до 5 лет |
Лишение права заниматься определенной деятельностью | ✔️ | ✔️ | ✔️ |
Ограничение по военной службе | ❌ | ❌ | ✔️ |
Принудительные работы | ❌ | ❌ | ✔️ |
Арест | ❌ | ❌ | ✔️ |
Содержание в дисциплинарной воинской части | ❌ | ❌ | ✔️ |
Пожизненное лишение свободы | ❌ | ❌ | ✔️ |
Уголовная ответственность
14 и 15 лет
✔️ Только за некоторые тяжкие преступления
16 и 17 лет
✔️
От 18 лет
✔️
Лишение свободы
14 и 15 лет
✔️ На срок до 6 лет, за особо тяжкие преступления — до 10 лет
❌ За первое преступление небольшой или средней тяжести
16 и 17 лет
✔️ На срок до 6 лет, за особо тяжкие преступления — до 10 лет
❌ За первое преступление небольшой тяжести
От 18 лет
✔️ До 20 лет
Ограничение свободы
14 и 15 лет
✔️ До 2 лет
16 и 17 лет
✔️ До 2 лет
От 18 лет
✔️ До 4 лет
Обязательные работы
14 и 15 лет
✔️ От 40 до 160 часов, но не больше двух часов в день
16 и 17 лет
✔️ От 40 до 160 часов, но не больше трех часов в день
От 18 лет
✔️ От 60 до 480 часов
Исправительные работы
14 и 15 лет
✔️ До 1 года
16 и 17 лет
✔️ До 1 года
От 18 лет
✔️ До 2 лет
14 и 15 лет
16 и 17 лет
✔️ 1000—50 000 Р или в размере зарплаты за период от 2 недель до 6 месяцев
От 18 лет
✔️ 5000—5 000 000 Р или в размере зарплаты за период от 2 недель до 5 лет
Лишение права заниматься определенной деятельностью
14 и 15 лет
✔️
16 и 17 лет
✔️
От 18 лет
✔️
Ограничение по военной службе
14 и 15 лет
❌
16 и 17 лет
❌
От 18 лет
✔️
Принудительные работы
14 и 15 лет
❌
16 и 17 лет
❌
От 18 лет
✔️
14 и 15 лет
❌
16 и 17 лет
❌
От 18 лет
✔️
Содержание в дисциплинарной воинской части
14 и 15 лет
❌
16 и 17 лет
❌
От 18 лет
✔️
Пожизненное лишение свободы
14 и 15 лет
❌
16 и 17 лет
❌
От 18 лет
✔️
Какие преступления совершают несовершеннолетние
По статистике Судебного департамента, в 2021 году осудили 14 855 несовершеннолетних россиян. В последние годы в России снижается как детская, так и взрослая преступность. За последние 14 лет количество детей на скамье подсудимых снизилось на 82,4%: в 2007 году осудили 84 124 несовершеннолетних.
Исключение — 2016 год: число таких осужденных увеличилось на 4,4% по сравнению с 2015. Но в этот год преступность в целом выросла на 9%.
Доля «детских» преступлений составляет 2,6% от общего числа нарушений уголовного кодекса. Для сравнения: среди россиян старше 14 лет доля подростков 14—17 лет составляет 4,9%. То есть среди подростков преступность ниже, чем среди взрослых.
/stat-waif/
Сколько в России детей-беспризорников
Источник: Судебный департамент и расчеты Т—Ж Источник: Судебный департамент и расчеты Т—ЖЧаще всего детей судят за преступления против собственности. Почти в половине случаев в 2021 году речь шла о кражах. На втором месте — угоны: 11,7% осужденных. На третьем — грабежи: 10,3%.
Мы взяли преступления, за которые осудили более 10 несовершеннолетних. Выяснилось, что подростки, например, совершают 30,4% всех преступлений, связанных с изготовлением или распространением детской порнографии, 21,7% угонов и 14,2% вымогательств.
Интересно, что среди детей наметился тренд на групповые преступления: около половины осужденных подростков нарушают закон не в одиночку.
/teen-riot/
«Не каждый взрослый готов подобное давление выдержать»: 5 причин подростковых бунтов
Как мы говорили выше, несовершеннолетних в силу возраста судят более снисходительно: только 18% от всех таких осужденных суд приговорил к реальному сроку. Другие получили условный срок — 44%, обязательные работы — 20%, штраф — 11%.
Источник: Судебный департамент и расчеты Т—Ж Источник: Судебный департамент и расчеты Т—ЖВ каких регионах самый высокий уровень подростковой преступности
Что касается ситуации в регионах, то больше всего преступлений, которые совершили подростки, МВД зарегистрировало в Карелии: здесь на 1000 жителей 14—17 лет приходится 16,34 преступления. На втором месте — Магаданская область: 14,36 преступления. На третьем — Новгородская область: 13,09.
Ниже всего подростковая преступность в республиках Северного Кавказа, городах федерального значения — Москве, Петербурге и Севастополе, а также в регионах Центральной России: Московской, Рязанской и Орловской областях.
Почему дети решаются на преступления
Эдуард Чубуров
частный юрист
Дети и подростки решаются на преступления как в связи с неблагополучной обстановкой в семье, так и в случае неблагополучной среды вокруг ребенка. Под неблагополучной обстановкой может пониматься всякое: родители с алкогольной или другими зависимостями; физическое или психологическое насилие в семье; отсутствие доверительных отношений.
Например, если родители не поддерживают ребенка и не ценят его заслуги, то такой человек может пойти искать поддержку в другом месте: например, найти на улице компанию, в которой ценятся драки, воровство, хулиганство, и влиться в нее. Об этом говорит не только психология, но и материалы многих административных и уголовных дел в отношении подростков: они часто совершают преступления в коллективе. Например, участвуют в массовых драках «стенка на стенку».
По статистике, чаще всего подростки идут на преступления против собственности: кражи, грабежи, попытки завладеть чужим имуществом и так далее. Они составляют практически 80% от всех преступлений, которые совершают несовершеннолетние. Это опять же связано с неблагополучными семьями, где родители не могут материально удовлетворить ребенка. В результате подросток пытается вынести из магазина игровую приставку, телефон и так далее.
На втором месте — преступления против жизни и здоровья, на которые приходится почти 10% случаев. Это физическое насилие в отношении одноклассников, избиение других детей и тому подобное.
Третье место — это «преступления против порядка управления». К ним относится, например, посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Подростки в состоянии алкогольного или наркотического опьянения часто пытаются драться с полицейскими. У детей из неблагополучных семей считается «крутым» подраться с представителями власти, поскольку распространена тюремная культура АУЕ (признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ).
Портрет несовершеннолетнего преступника
Среднестатистический несовершеннолетний нарушитель закона — учащийся 16—17 лет. Где учится — в школе или ссузе, — статистика не уточняет. Он воспитывается в полной или неполной семье. Чаще совершают преступления мальчики: 91% всех оказавшихся на скамье подсудимых.
Большинство преступлений совершают старшие подростки: 70% несовершеннолетних нарушителей закона — те, кому 16—17 лет.
Есть стереотип, что закон нарушают бездомные и малообразованные дети. Но, по данным статистики, это не так: 64,4% преступников где-либо учатся. Еще 3,4% — работают. Доля тех, кто не учится и не работает, составляет 31,8%. Еще 0,4% отбывают наказание в местах лишения свободы или имеют условный срок.
Большинство несовершеннолетних нарушителей закона — не сироты: 46% подростков воспитывались в полной семье, с мамой и папой, 45% — росли в неполной семье, с одним из родителей. Лишь 9% преступников до 18 лет — те, кто рос в детском доме или интернате.
/list/sos-dd/
9 неудобных вопросов про детей-сирот
Комитет по правам ребенка рассматривает доклад России в соответствии с Факультативным протоколом о торговле детьми, детской проституции и детской проституции
ЖЕНЕВА (22 мая 2018 г.) — Сегодня Комитет по правам ребенка рассмотрел первоначальный доклад Российской Федерации в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции о правах ребенка о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии.
Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации Игорь Зубов, представляя доклад, отметил, что действующая в России нормативно-правовая база по противодействию торговле детьми, детской проституции и детской порнографии соответствует стандартам и положениям международных закона, добавив, что Россия является страной, в которой защита семьи и забота о детях имеют приоритет. Вся работа, проделанная в этой сфере, строилась на перспективном планировании, утвержденном указами Президента и поручениями Правительства, которые включали в себя национальную стратегию борьбы с насилием в отношении детей и защиты детей-жертв, концепцию семейной и молодежной политики, концепция развития образования детей, концепция долгосрочных мер социально-экономического развития и демографическая политика Российской Федерации.
В ходе последовавшего обсуждения эксперты Комитета выразили обеспокоенность по поводу отсутствия дезагрегированных данных о детях-жертвах правонарушений. Эксперты также выразили сомнение в том, что национальное законодательство полностью соответствует Факультативному протоколу, отметив, что оно не охватывает все аспекты торговли детьми, такие как, например, принудительный труд. Эксперты также поинтересовались разъяснительной работой и распространением информации о Факультативном протоколе, соответствующим обучением государственных служащих, масштабами Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, координацией политики, направленной на осуществление Факультативного протокола, сроком давности преступления против детей, экстерриториальная власть и двойное обвинение, экстрадиция в соответствии с Факультативным протоколом, секс-туризм, сексуальная эксплуатация детей в Интернете, помощь детям-жертвам, продажа детей путем усыновления, попрошайничество детей, суррогатное материнство детей, меры по предотвращению детских браков в Северной Кавказ, предотвращение проституции во время предстоящего чемпионата мира по футболу, регистрация рождений и защита детей в общежитиях.
В своем заключительном слове Хатем Котране, эксперт Комитета и докладчик от Российской Федерации, отметил, что Российская Федерация приняла множество мер для защиты детей от насилия, и выразил надежду, что Российская Федерация воспользуется замечаниями Комитета для преодоления остающихся проблемы.
Со своей стороны г-н Зубов поблагодарил Комитет за очень активный и интересный диалог, выразив надежду на то, что Комитет будет объективен в оценке усилий России.
Ренате Винтер, председатель Комитета, подтвердила, что Комитет по правам ребенка является договорным органом, а не судом. Его рекомендации призваны помочь государству-участнику, а не осуждать его.
В состав делегации Российской Федерации вошли представители МВД, Минздрава, МИД, Генеральной прокуратуры, Минобрнауки, Минкомсвязи, и Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве.
Следующее открытое заседание Комитета состоится сегодня днем в 15:00. рассмотреть второй периодический доклад Лесото в соответствии с Конвенцией о правах ребенка (CRC/C/LSO/2).
Отчет
Комитет рассматривает первоначальный доклад Российской Федерации в соответствии с Факультативным протоколом о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (CRC/C/OPSC/RUS/1).
Презентация доклада
Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации ЗУБОВ ИГОРЬ ОТМЕЧАЕТ, что нормативно-правовая база России по противодействию торговле детьми, детской проституции и детской порнографии соответствует стандартам и положения международного права, добавив, что Россия является страной, в которой защита семьи и забота о детях имеют приоритет. Вся работа, проделанная в этой сфере, строилась на перспективном планировании, утвержденном указами Президента и поручениями Правительства, которые включали в себя национальную стратегию борьбы с насилием в отношении детей и защиты детей-жертв, концепцию семейной и молодежной политики, концепция развития образования детей, концепция долгосрочных мер социально-экономического развития и демографическая политика Российской Федерации.
Вопросы экспертов Комитета
ХАТЕМ КОТРАНЕ, эксперт Комитета и докладчик от Российской Федерации, отметил ряд шагов, предпринятых государством-участником, и прогресс в реализации институтов по осуществлению Факультативного протокола о продаже дети, детская проституция и детская порнография.
Г-н Котране, тем не менее, выразил обеспокоенность отсутствием дезагрегированных данных и отсутствием данных о детях-жертвах правонарушений, количестве приговоров, возмещении ущерба, а также о детях-мигрантах. Какие шаги были направлены на улучшение системы сбора данных?
Касаясь Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, г-н Котране поинтересовался, охватывает ли она сферы Факультативного протокола. Существует ли центральный координирующий орган для реализации Факультативного протокола и разработки национальных руководящих принципов? Г-н Котране отметил, что уполномоченные по делам детей должны иметь достаточную независимость от правительства.
Что касается информирования и распространения информации о Факультативном протоколе, то, похоже, он не был включен в школьную программу. Какое обучение было проведено для судей, прокуроров, сотрудников правоохранительных органов, социальных и миграционных служб? Какие ресурсы были специально выделены для осуществления Факультативного протокола?
Г-н Котране выразил сомнение в том, что национальное законодательство полностью соответствует Факультативному протоколу, отметив, что оно не охватывает все аспекты торговли детьми, такие как, например, принудительный труд. Как такового определения детской проституции не существовало. Г-н Котране также спросил о применении срока исковой давности.
Наконец, г-н Котране спросил о применении экстерриториальной власти и двойном обвинении. Может ли Факультативный протокол сам по себе служить основанием для экстрадиции?
КЛАРЕНС НЕЛЬСОН, эксперт Комитета и докладчик от Российской Федерации, задал вопрос о превентивных мерах, а именно о судебном преследовании и обеспечении соблюдения законодательства. Каково количество судебных преследований и их результаты?
Говоря о секс-туризме, г-н Нельсон напомнил, что Россия по-прежнему остается местом для детского секс-туризма, и отметил рост числа бытовых правонарушителей. Какие меры примет государство-участник для решения этой проблемы? Проходили ли туристические работники обучение по соответствующему кодексу поведения?
Что касается сексуальной эксплуатации детей в Интернете, то за последние четыре года количество порнографических сайтов с участием детей увеличилось в 12 раз, напомнил г-н Нельсон. Существует ли национальная политика, направленная на решение этой проблемы? Существуют ли какие-либо общедоступные образовательные программы по безопасности в Интернете?
Что касается детей-жертв, г-н Нельсон поинтересовался положениями, определяющими юридическое представительство несовершеннолетних жертв, процессуальные гарантии и обращение с жертвами как с правонарушителями. Имеются ли программы, обеспечивающие детям-жертвам необходимую поддержку и помощь? Какова была доступность специализированных консультаций в приютах?
Какими были законодательные положения о продаже детей через усыновление? Проводились ли обширные проверки биографических данных лиц, подавших заявления об усыновлении детей?
Г-н Нельсон поинтересовался мерами по решению проблемы детского попрошайничества, особенно детей-инвалидов.
Существуют ли какие-либо положения о суррогатном материнстве детей и какие меры принимаются для предотвращения детских браков на Северном Кавказе, особенно в Чечне, спросила РЕНАТЕ ВИНТЕР, председатель комитета.
Эксперт поинтересовался мерами, принятыми для предотвращения детской проституции во время предстоящего чемпионата мира по футболу.
В чем разница между приютами для детей и общежитиями? Как ими управляли? Дети, размещенные там, были легкой добычей для сексуальных хищников, заметил эксперт.
Существовал ли механизм регистрации рождений в самых отдаленных районах страны для предотвращения ранних браков?
Как государство-участник защищало детей-мигрантов от торговли и проституции, если оно не идентифицировало их? Какой доступ к образованию имеют дети мигрантов?
Эксперт предложил делегации заполнить и отправить анкету для продолжающегося Глобального исследования детей, лишенных свободы.
Ответы делегации
ИГОРЬ ЗУБОВ, Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации, пояснил, что существует специальный орган для окончательного сбора данных о возбуждении уголовных дел, а именно Генеральный прокурор Российской Федерации. При этом власти стремились оптимизировать административный ресурс. Согласно требованию международного сообщества, общедоступная статистика не должна содержать информацию, которая может привести к любой расовой и социальной ненависти.
Генеральным прокурором Российской Федерации осуществлялся надзор за соблюдением законодательства, а также контроль и соблюдение прав несовершеннолетних, пояснили в делегации. Количество лиц, совершивших сексуальное насилие в отношении детей в 2017 году, составило 1,3 процента от всех осужденных. МВД более подробно ведет внутреннюю ведомственную статистику правонарушений в отношении несовершеннолетних.
Власти не фиксировали систематической проблемы сексуальных преступлений в отношении детей мигрантов, пояснил г-н Зубов. Россия не была страной для секс-туризма, хотя отдельные случаи были зафиксированы. Миграционные процессы в Российской Федерации и Европе были принципиально разными. Большинство мигрантов в РФ были из постсоветского пространства. Те, кто приехал с детьми, в том числе из Украины, не столкнулись с большими проблемами в получении медицинских услуг и образования для своих детей, подчеркнул г-н Зубов. Десять-пятнадцать лет назад детская проституция в Российской Федерации была очень распространена, но уже не была системным явлением.
Для координации деятельности по противодействию сексуальным преступлениям в сети Интернет создан специальный отдел в составе МВД. Комиссия по делам несовершеннолетних, возглавляемая Вице-премьер-министром Российской Федерации, совместно с 85 региональными комиссиями и более чем 3000 муниципальными комиссиями координировала реализацию прав несовершеннолетних, выявляла и пыталась устранить любые нарушения законодательства, делегация объяснил.
Г-н Зубов сказал, что специальных занятий по Факультативному протоколу не проводилось, но государственные чиновники обучались соответствующим темам. Каждое государственное должностное лицо должно было сдать экзамен, связанный с любыми изменениями в национальном законодательстве и международном праве.
Г-н Зубов отметил, что Российская Федерация добилась значительного прогресса в обеспечении приютов и экспертной поддержки детей-жертв. Государство постоянно выделяло средства на увеличение количества приютов, которых на данный момент насчитывалось 184. Власти также выделяли специальные гранты организациям гражданского общества, которые содержали приюты и оказывали поддержку пострадавшим детям.
Положения об отзыве законного представительства несовершеннолетних от опекунов, если они противоречат интересам ребенка, не изменятся, сказал г-н Зубов. Снятие обвинения с лица, совершившего сексуальное преступление в отношении несовершеннолетнего, было невозможно по закону, но могло произойти, если стороны договорились об этом. Любое хранение порнографических материалов приводило к уголовной ответственности. Уголовный кодекс полностью соответствовал Факультативному протоколу, а некоторые отличия привели к использованию другой терминологии в российском законодательстве. Наказания были более суровыми, чем во многих других странах. Продажа детей была отдельным преступлением по российскому законодательству. Что касается незаконной эксплуатации, то рабский труд считался правонарушением, которое влекло за собой более суровое наказание, если дети использовались для рабского труда.
Были проведены проверки лиц, подавших заявления об усыновлении детей, пояснила делегация. За последние четыре года российское законодательство об усыновлении существенно изменилось. В Законе об опеке и Законе о семье четко прописаны условия усыновления. Только суд мог решить вопрос об усыновлении. Существующее законодательство позволяло Российской Федерации участвовать в международном усыновлении. Однако приоритет отдавался национальному усыновлению. Российская Федерация имеет международные соглашения об усыновлении со многими странами, например, с Италией, Испанией и Францией. Также готовились соглашения с Израилем, Мальтой и Новой Зеландией.
Офис омбудсмена располагал достаточными ресурсами и полной свободой действий. По словам г-на Зубова, в него поступило около 18 000 жалоб от детей, но очень немногие из них были связаны с сексуальными преступлениями против детей.
Делегация пояснила, что многие правовые акты регулируют суррогатное материнство. Суррогатные матери не могут быть донорами стволовых клеток. Случаев торговли детьми посредством суррогатного материнства было очень мало. Уголовная ответственность за суррогатное материнство отсутствовала, если оно осуществлялось на законных основаниях. В противном случае будут применяться положения Уголовного кодекса. Генетические родители могли покрыть расходы суррогатной матери на вынашивание срока.
Касаясь вопроса детских браков на Северном Кавказе, г-н Зубов пояснил, что в некоторых регионах страны в связи с местными традициями были сделаны исключения из установленного законом брачного возраста 18 лет. Если практика так называемого «выкупа» (приданого) в Чечне была скрытой формой продажи детей и против воли родителей, то другое дело.
Г-н Зубов выразил надежду, что те, кто приедет в Россию на матчи чемпионата мира по футболу, приедут туда за футболом, а не за проституцией. Он отметил, что Российская Федерация имеет многолетний опыт организации крупных спортивных мероприятий. Власти готовили план обеспечения общественного порядка и безопасности во время чемпионата мира по футболу, который предусматривал запрет на занятие проституцией.
Проблем с регистрацией рождений в отдаленных регионах РФ не было, подчеркнул г-н Зубов. Детское попрошайничество в России было очень редко, за исключением цыганского населения. Вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность карается по закону.
Делегация уточнила, что центры социальной реабилитации детей работают под надзором системы социальной защиты. Большинство работающих там сотрудников были психологами. Дети оставались там до шести месяцев, но только с целью учебы; они там не жили.
Заключительные замечания
ХАТЕМ КОТРАНЕ, эксперт Комитета и докладчик от Российской Федерации, поблагодарил делегацию за их ответы, напомнив, что государства были рассмотрены на основе мер, которые они принимают для предотвращения насилия в отношении детей. С этой целью Российская Федерация приняла множество мер, и г-н Кортане выразил надежду, что Российская Федерация воспользуется замечаниями Комитета для решения остающихся проблем.
Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации ИГОРЬ ЗУБОВ поблагодарил Комитет за очень активный и интересный диалог, выразив надежду на то, что Комитет будет объективен в оценке усилий России. Новые технологии увеличили количество рисков для детей, но они также предложили правоохранительным органам новые способы противодействия этим рискам. Правительство воспользуется конструктивными замечаниями экспертов Комитета для улучшения своей работы.
РЕНАТЕ ВИНТЕР, председатель Комитета, подтвердила, что Комитет по правам ребенка является договорным органом, а не судом. Его рекомендации призваны помочь государству-участнику, а не осуждать его.
__________
Для использования средств информации; не является официальным документом
Россия: Закон об иммунитете от преступлений в Украине
Нажмите, чтобы развернуть изображение
Премьер-министр Михаил Мишустин выступает перед Государственной Думой, нижней палатой российского парламента, в Москве, Россия. 22 июля 2020 г. © 2020 AP Photo/Александр Земляниченко(Берлин, 20 декабря 2022 г.) – Нижняя палата парламента России приняла законопроект, предусматривающий действенный иммунитет для некоторых преступлений, совершенных на оккупированных территориях Украины в нарушение международно-правовых обязательств России, сообщила сегодня Хьюман Райтс Вотч.
Законопроект, принятый Государственной Думой единогласно в первом чтении 13 декабря 2022 года, направлен на введение УК РФ и УПК РФ на оккупированных Россией территориях Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей. Он предусматривает прекращение уголовных дел и отмену приговоров в отношении тех, кто совершил преступления до 30 сентября, действуя «в интересах Российской Федерации» в этих регионах. Эти преступления, предположительно, будут включать военные преступления и серьезные нарушения прав человека, и будут касаться российских официальных лиц и их доверенных лиц.
Законопроект станет законом после второго и третьего чтения в Думе, принятия Советом Федерации, верхней палатой парламента и подписи президента Владимира Путина.
«Предложенный Россией новый закон обеспечит внутреннюю безнаказанность российских чиновников и их доверенных лиц, совершивших военные преступления и серьезные нарушения на оккупированных Россией территориях Украины», — сказала Рэйчел Денбер, заместитель директора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. «Законопроект демонстрирует полное игнорирование обязательств России по Женевским конвенциям и международному праву в области прав человека».
В случае принятия законопроект также откажет в возмещении ущерба тем, кто подвергся незаконному преследованию на оккупированных Россией территориях.
В сентябре Путин заявил об аннексии четырех оккупированных Россией территорий в Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областях Украины. За несколько дней до этого российские власти якобы провели в этих районах «референдумы» с поспешно организованным «голосованием», в некоторых случаях под прицелом. Подобно заявленному референдуму в оккупированном Россией Крыму в 2014 году, эти мероприятия не имеют юридической силы и не служат основанием для аннексии или передачи суверенитета. Россия остается оккупирующей державой в этих регионах в соответствии с Четвертой Женевской конвенцией, которая продолжает защищать гражданское население.
Российские официальные лица и их доверенные лица, ответственные за преступления, совершенные на оккупированных территориях после 30 сентября, предположительно будут прикрываться стойким нежеланием России преследовать военные преступления и другие нарушения международного права, совершенные ее войсками, отмечает Хьюман Райтс Вотч.
Хьюман Райтс Вотч зафиксировала многочисленные грубые нарушения международного права российскими войсками и их марионетками на оккупированных территориях Украины, в том числе очевидные военные преступления, нарушения прав человека и возможные преступления против человечности, в частности, пытки, насильственные исчезновения, внесудебные казни, сексуальное насилие и насильственное перемещение гражданских лиц.
Законопроект нарушает обязательства России по международному гуманитарному праву и международному праву прав человека. Статья 64 Четвертой Женевской конвенции предусматривает, что в условиях оккупации уголовное право и другие местные законы за редким исключением остаются в силе. Применение Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса России является незаконным. Россия также обязана в соответствии с международным гуманитарным правом расследовать и преследовать в судебном порядке предполагаемые военные преступления, совершенные ее вооруженными силами или совершенные на территории, которую она контролирует.
Законопроект также нарушает статью 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая гарантирует средства правовой защиты всем, чьи права были нарушены, в том числе в судебном порядке. Освобождение виновных от какой-либо ответственности приведет к отказу в правосудии по отношению к жертвам и их семьям.
Международный уголовный суд (МУС) имеет юрисдикцию в Украине. 2 марта прокурор МУС начал расследование предполагаемых тяжких преступлений в Украине по запросу группы стран-членов МУС.