ВС опубликовал тематический Обзор по делам о международном усыновлении
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
Верховный суд опубликовал тематический Обзор с обобщением практики по делам о международном усыновлении детей в 2021 году. В прошлом году областные и равные им суды разрешили 72 дела о международном усыновлении — это на 71% больше, чем в 2020 году. При этом три года назад суды областного звена вынесли решение по 203 делам.
В документе отмечается, что число дел этой категории снизилось в 2020 году из-за пандемии коронавируса и прекращения международного авиасообщения.
Наибольшее количество споров о международном усыновлении в 2021-м рассмотрел Кемеровский областной суд (12 дел). По семь подобных споров разобрали Ленинградский областной суд, Московский городской суд и Санкт-Петербургский городской суд.
Судебная практика показала, что по большинству рассмотренных в 2021 году дел усыновителями были супруги. По некоторым делам дети усыновлялись отчимом или мачехой. В некоторых случаях заявители усыновляли двух и более детей — братьев и сестер.
В Обзоре ВС напомнил о норме Семейного кодекса (п. 4 ст. 124), согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства могут усыновить российских детей только в том случае, если их невозможно передать на воспитание в семьи российских граждан. И суды при рассмотрении каждого заявления иностранных заявителей разбирались, предлагали ли усыновить ребенка россиянам. Когда требовалось, допрашивали родственников несовершеннолетних в качестве свидетелей. Установленные родственники детей в большинстве случаев отказывались от них из-за тяжелого материального положения, состояния здоровья или отсутствия родственных чувств. Во всех случаях суды подробно изучали, сколько раз ребенка предлагали усыновить российским гражданам и почему они отказывались.
Соблюдая положения ст. 57 Семейного кодекса и Конвенции о правах ребенка, суды выясняли мнение детей, достигших десяти лет, об их усыновлении.
Если суды приходили к выводу, что дети младше десяти лет в силу своего развития могут сформулировать свои взгляды по вопросам их усыновления, то и их мнение тоже узнавали на судебном заседании.По всем рассмотренным в 2021 году делам о международном усыновлении суды выясняли причины, по которым заявители решили прибегнуть к этой процедуре и выбрать ребенка именно из России. Обобщение судебной практики показало, что почти во всех случаях причиной принятия решения об усыновлении стало отсутствие у супругов биологических детей и невозможность иметь их в будущем. При этом заявители указывали, что хотят усыновить российского ребенка, потому что им близка культура России или они общаются с семьями, воспитывающими детей из РФ.
В документе ВС говорится, что суды во всех случаях проверяли, отвечают ли возраст усыновляемого и состояние его здоровья рекомендациям, которые даны усыновителям в социально-психологическом отчете. Суды также рассматривали вопрос о владении усыновителями-иностранцами русским языком и выясняли, как они планируют преодолевать языковой барьер с учетом возраста ребенка и адаптационного периода.
- Право.ru
Единовременное пособие при передаче ребенка в семью (за счет средств бюджета Санкт-Петербурга)
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами Администрации, государственными гражданскими служащими Администрации в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) исполнительного органа, предоставляющего государственную услугу, должностных лиц исполнительного органа, предоставляющего государственную услугу, определяется Федеральным законом №210-ФЗ.
Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы предоставляется заявителям посредством размещения информации на странице Администрации и Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга, на портале, а также с использованием средств телефонной связи, в письменной форме, по электронной почте, при личном приеме.
Заявитель может подать жалобу в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
- требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
- отказ Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего Администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
- нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
- приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210-ФЗ.
В случае если жалоба подастся через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц).
Предмет жалобы
Жалоба должна содержать:
- наименование Администрации, должность и фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) должностного лица либо государственного гражданского служащего Администрации, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя-физического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через портал-вид нарушения, указанный в пункте 5. 1.1 административного регламента;
- доводы, па основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Исполнительные органы и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба в досудебном (внесудебном) порядке
Жалоба подается в Администрацию, предоставляющую государственную услугу.
Жалоба на решения и действия (бездействие) главы Администрации также может быть подана вице-губернатору Санкт-Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администрации, либо, в случае отсутствия, главе Администрации.
Способы подачи и рассмотрения жалобы
Жалоба может быть подана:
- в электронной форме;
- в письменной форме на бумажном носителе.
Подача жалобы на бумажном носителе осуществляется:
- по почте;
- через МФЦ;
- при личном приеме заявителя в Администрации (в месте предоставления государственной услуги, т.е. в месте, где заявитель подавал заявление на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
При личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1.2 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
Подача жалобы в электронной форме осуществляется посредством официального сайта Администрации Санкт-Петербурга (доменное имя сайта в сети «Интернет» — gov.spb.ru) в разделе Администрации, портала (доменное имя сайта в сети «Интернет» — gu. spb.ru).
Заполнение заявления о рассмотрении жалобы через портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на портале посредством ЕСИА.
Порядок рассмотрения жалобы
Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, её должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Администрацией.
Жалоба на решения и действия (бездействие) главы Администрации рассматривается вышестоящим органом.
МФЦ, в случае подачи жалобы через МФЦ, обеспечивает передачу жалобы в Администрацию в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.
Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
- наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
В случае оставления жалобы без ответа Администрация в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Сроки рассмотрения жалобы
Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Администрации.
Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Администрацией.
В случае обжалования отказа Администрации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
Результат рассмотрения жалобы
По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:
- жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
- в удовлетворении жалобы отказывается.
Указанное решение принимается в форме акта Администрации.
По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
- наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
- подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с пунктом 5. 3 административного регламента, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы
При удовлетворении жалобы Администрация принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
- наименование Администрации, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) ее должностного лица, принявшего решение по жалобе;
- номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
- основания для принятия решения по жалобе;
- принятое по жалобе решение;
- в случае если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
- в случае если жалоба признана необоснованной — аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
Также в ответе о результатах рассмотрения жалобы приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Администрации, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Администрации, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
Порядок обжалования решения по жалобе
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице-губернатору Санкт-Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администраций (Смольный проезд, д. 1, литера Б, Санкт-Петербург, 191060, тел. (812) 576-62-62, [email protected]), в Правительство Санкт-Петербурга, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на портале.
Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также при обращении заявителя по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам, указанным на официальном сайте Администрации и на портале.
Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59-ФЗ).
Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг в Администрации подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59-ФЗ.
Процесс усыновления в России: нормы и правила
Последнее обновление по номеру 21.07.2022
Посольство Великобритании в Москве предоставляет руководство по правилам усыновления в России.
Российское законодательство об усыновлении
В соответствии с российским законодательством об усыновлении, усыновление утверждают местные суды по месту жительства ребенка. Решение судьи основывается на изучении различных документов по делу и закрытом судебном заседании, которое обычно длится около часа. Закон требует, чтобы усыновители присутствовали на слушании. Судьи иногда соглашаются отказаться от присутствия одного из родителей, когда для этого есть веские медицинские или личные причины. В некоторых регионах сотрудники агентства по усыновлению могут представлять родителей на слушании. Большинство родителей говорят, что их судебное заседание было тщательным, профессиональным и дружелюбным. Многие описывают это как один из самых волнующих и запоминающихся моментов их опыта усыновления.
Хотя судья выносит решение в день слушания, для вступления решения в силу требуется еще десять дней. В это время возможны апелляции. Фактически, многие судьи отказываются от 10-дневного периода ожидания. Однако это полностью зависит от судьи и в некоторой степени зависит от региона.
Объявление
Как происходит процесс усыновления
Чтобы начать процедуру усыновления, потенциальные родители запрашивают в Министерстве образования информацию о детях, которых можно усыновить. Они могут сделать конкретные запросы о типе ребенка, которого они хотят усыновить (например, возраст, пол, инвалидность, группы братьев и сестер). Родители также могут получать информацию о детях из Центрального банка данных Федерального министерства образования.
Когда будущие родители находят сироту, которого хотят усыновить, они подают официальное заявление об усыновлении в суд по месту жительства ребенка. К заявлению должны быть приложены следующие документы:
- свидетельство о браке пары. Если он не состоит в браке, предполагаемый усыновитель представляет свидетельство о рождении;
- последние медицинские заключения о состоянии здоровья будущих родителей;
- справка от работодателя (работодателей), подтверждающая их должность;
- декларация о доходах;
- свидетельство о наличии у будущих родителей постоянного жилья;
- результаты домашнего исследования органами государственной власти.
Местные представители службы защиты детей представляют:
- свидетельство о рождении ребенка;
- медицинское заключение;
- документы, подтверждающие, что ребенок находится в Центральном банке данных детей-сирот и что граждане РФ не обращались с заявлением об усыновлении ребенка;
- заявление местных властей о том, что усыновление отвечает интересам ребенка;
- , если ребенку больше 10 лет, заявление о согласии на усыновление;
- , если ребенку меньше 10 лет, заявление их биологических родителей о согласии на усыновление или документы, объясняющие, почему согласие родителей не требуется;
- согласие директора учреждения, в котором проживает ребенок.
После вступления решения судьи в силу новые родители получают родительские права. Копию постановления суда необходимо в трехдневный срок направить в местный ЗАГС. Когда усыновление зарегистрировано, новые родители могут подать заявление на получение свидетельства об усыновлении, нового свидетельства о рождении (с новым именем ребенка и указанием их как родителей ребенка) и паспорта.
Россия: Президент подписал закон, разрешающий усыновление детей людьми с особыми заболеваниями
Прослушать эту страницу
(26 июня 2019 г.) 29 мая 2019 г. Президент России Владимир Путин подписал закон, который позволяет судам по своему усмотрению утверждать решения об усыновлении детей, которые уже проживают со своими потенциальными приемными родителями, если один из родителей страдает от определенные заболевания. (Федеральный закон от 29 мая № 115, 2019, О внесении изменений в статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации, Официальный информационно-правовой портал Право. )
Закон принят во исполнение решения Конституционного Суда от 20 июня 2018 года. Разрешено людям с ВИЧ усыновлять детей , ПРАВО (30 мая 2019 г.) (на русском языке). Дело касалось супружеской пары, которая хотела оспорить положение Семейного кодекса. (Максим Вараксин, Конституционный суд разрешил женщине с ВИЧ усыновить ребенка , ПРАВО (21 июня 2018 г.) (на русском языке). Статья 127 Кодекса запрещала лицам, страдающим заболеваниями, включенными в утвержденный правительством Перечень болезней, усыновление ребенка, установление опеки или передачи на воспитание. (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 117 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих усыновлению больного, опеке и передаче его на воспитание», сайт Консультант.ру.)
Жена пары в вопросе был заражен с HIV и hepatitis c на стационаре после выкидыша. ( Новый закон в России отменяет запрет на усыновление детей родителями с ВИЧ, гепатитом С , RT NEWS (30 мая 2019 г. ). Пара успешно стала родителями посредством суррогатного материнства, но статья 127 Семейного кодекса не позволила им усыновить ребенка. Суд постановил, что недопустимо отказывать лицу, инфицированному ВИЧ или гепатитом С, в возможности усыновить ребенка, который состоит в установленных семейных отношениях с усыновителем и живет с ним, если усыновление отвечает наилучшим интересам ребенка. (Конституционный Суд Российской Федерации, Определение от 20 июня 2018 г. № 25-П, сайт Конституционного Суда.)
Суд сослался на Конвенцию ООН о правах ребенка, в которой говорится, что для гармоничного и полного развития личности дети должны расти в семейной среде, окруженной счастьем, любовью и пониманием. . ( Id. ; Конвенция о правах ребенка, преамбула, 20 ноября 1989 г., 1577 U.N.T.S. 3.) Поскольку Россия подписала и ратифицировала этот договор, Суд пришел к выводу, что Россия должна принять соответствующие меры для осуществления прав детей. (Постановление № 25-П § 2 . ) После решения Конституционного суда 2018 года, в котором прямо говорилось о неконституционности запрета на усыновление ВИЧ-инфицированных и гепатита С, эти два заболевания были исключены из государственного Списка болезней. Поскольку местные власти продолжали исключать ВИЧ-инфицированных из процесса усыновления, однако в мае 2019 года федеральный окружной суд Северо-Восточного региона России принял к рассмотрению дело о проверке законности такого решения и признал незаконным решение местный опекунский совет, который запретил ВИЧ-инфицированной женщине установить опекунство над осиротевшим племянником, проживавшим с этой женщиной с момента его рождения. (Нефтеюганский районный суд, дело № 2а-1912/2019, Портал автоматизированного правосудия Российской Федерации (на русском языке).)
Новая поправка к Семейному кодексу теперь позволяет судам разрешать в ограниченных обстоятельствах усыновление даже тех людей, у которых диагностированы другие серьезные перечисленные заболевания, такие как туберкулез, злокачественные опухоли, злоупотребление психоактивными веществами, психические расстройства и различные формы инвалидности.
Наряду с этими состояниями здоровья новый Закон устраняет так называемые «неизбирательные препятствия» для усыновления усыновителями, чей доход ниже черты бедности или которые не прошли обучение для усыновления лиц, требуемое статьей 127 Семейного кодекса. Теперь суды могут отклоняться от запрета и разрешать усыновление более широкой группе людей; однако усыновлению по новым правилам подлежат только те дети, которые проживают с этими лицами в силу ранее сложившихся родственных отношений. (Федеральный закон № 115, ст. 2.) Наблюдатели приходят к выводу, что, несмотря на то, что теперь больше людей могут подать заявление об усыновлении, Закон по-прежнему запрещает малоимущим или больным лицам инициировать открытые процедуры усыновления и оставляет процесс усыновления на усмотрение судьи. (Стефани Сандьер, 9 лет.0064 Путин подписывает законопроект, разрешающий некоторым ВИЧ-позитивным лицам усыновлять детей , JURIST (31 мая 2019 г.).
Об этом изделии
Заголовок
- Россия: Президент подписал закон, разрешающий усыновление детей людьми с особыми заболеваниями
Онлайн формат
- веб-страница
Права и доступ
Публикации Библиотеки Конгресса являются работами правительства Соединенных Штатов, как это определено в Кодексе США 17 U. S.C. §105 и, следовательно, не защищены авторским правом и могут свободно использоваться и повторно использоваться. Библиотека Конгресса не возражает против международного использования и повторного использования работ Библиотеки правительства США на loc.gov. Эти работы также доступны для использования во всем мире и повторного использования в рамках CC0 1.0 Universal.
Подробнее об авторских правах и других ограничениях.
Для получения рекомендаций по составлению полных ссылок обратитесь к Citing Primary Sources.
Кредитная линия: Юридическая библиотека Конгресса
Процитировать этот товар
Цитаты генерируются автоматически из библиографических данных, как для удобства и может быть неполным или точным.
Чикаго стиль цитирования:
Россия: Президент подписал закон, разрешающий усыновление детей людьми с определенными заболеваниями . 2019. Веб-страница. https://www.loc.gov/item/global-legal-monitor/2019-06-26/russia-president-signs-law-allowing-adoption-of-children-by-people-with-particular-diseases/ .