Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми
Год издания и номер журнала:
2005, №1
В предлагаемой вниманию читателей статье представлено описание практического опыта работы с семьями, с подростками и детьми, а также некоторые материалы учебного курса по работе с семьями в танцевально-двигательной терапии.1 Многие теоретические обоснования могут показаться спорными, так как выведены из практического опыта. В статье рассмотрены случаи из практики, в которых применение танцевально-двигательной терапии оказалось эффективным методом решения определенных терапевтических задач.
Мой личный путь с детства был связан с занятиями музыкой, театром и танцами. Эти сферы помогали мне выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. И, когда я выбрала профессию психолога, я знала сразу, что область моих интересов будет связана с практической деятельностью, сочетающей психологию с различными формами творчества.
Двенадцать лет назад я начала работать в качестве психолога с детьми пяти-шести лет в Доме Творчества. Это был одногодичный курс занятий по развитию творческих способностей. Мы лепили из глины и пластилина, рисовали акварелями, гуашью и карандашами, пели песни, играли, сочиняли сказки, придумывали собственные игры, танцы, спектакли то есть осваивали самые различные формы творчества. Довольно быстро, узнав, что занятия ведет психолог, родители стали обращаться с вопросами о том, как вести себя с детьми в сложных ситуациях, как лучше помогать ребенку в развитии его способностей и как их распознавать, как налаживать отношения разновозрастных детей в семье и так далее. В то время я еще обучалась на факультете психологии МГУ им. Ломоносова а также в международной программе по психодраме, соединяя таким образом психологию и театр. В дальнейшем, я прошла еще одну специализацию в области психотерапии — 4-летнюю международную обучающую программу по танцевально-двигательной терапии (Руководитель — Бирюкова И.В.). Моя дипломная работа была посвящена исследованию влияния танцевально-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. (Руководитель — канд. психол. наук. И.Г. Кокурина., со-руководитель — И.В. Бирюкова) В результате, мне удалось осуществить свою мечту — соединить в практической работе психологию, театр и танец, а также добавить элементы арт-терапии.
Общение с различными семьями позволило мне увидеть, как присутствие творчества в повседневной жизни семьи может помочь в решении трудностей, которые в ней возникают. Часто семьи приходят в терапию в таком состоянии, что о творческом подходе в жизни давно забыто. Мы начинаем разбирать сложные ситуации и конфликты, и оказывается, что слова уже «не работают» или им уже не верят. В таких случаях я прошу «показать» ситуацию (используя психодраму) или станцевать (применяя танцевально-двигательную терапию).
Танцевально-двигательная терапия в работе с семьями с темой установления личных границ
Приведу пример из практики, когда слова «перестали работать»: на семейную терапию ходила мама с двумя дочерьми подросткового возраста (отец ушел из семьи, когда детям было 4 и 5 лет). Главной темой их взаимоотношений было непонимание друг друга: конфликты вспыхивали по любому поводу, они кричали и угрожали друг другу, хлопали дверьми и по очереди убегали из дома. Большое количество терапевтических сессий мы посвятили проговариванию позиций друг друга, установлению правил и взаимоприемлемых договоренностей. Проходило время, и они возвращались после очередного цикла терапии с еще большим накалом во взаимоотношениях в связи с нарушением тех договоров, которые были установлены ими в ходе наших встреч. Тема нарушения границ стала главной. Однажды они пришли в таком состоянии, что не могли разговаривать друг с другом. Обозначив тему границ, я предложила им невербально исследовать границы и проксемику (т.е. отношения дистанции и близости относительно друг друга). Нужно было ощутить то расстояние, которое существует между ними на данный момент, и то, которое им хотелось бы иметь. Это был своеобразный парный танец, в котором очень уверенным движением показывалось, где следовало остановиться другому: «Стоп!». Каково же было их удивление, когда они увидели, что расстояние, которое существует реально, слишком близкое для них и очень тесное, так как любое движение одного физически задевало личное пространство другого. Поэтому любая искра разгоралась в пламя, любое слово воспринималось как угроза, нападение или вторжение в личное пространство. Следующая часть работы их удивила не меньше — оказалось, что расстояние, на котором они чувствуют себя комфортно, очень большое. Для дочек было открытием то, что мама останавливала каждую из них на довольно большом расстоянии. Им казалось, что их маме вообще не требуется собственное пространство, что она живет исключительно их интересами. И только в результате такой двигательной работы у них появилась способность говорить и слышать друг друга. Эта сессия стала кардинальной для их семьи. После нее мама перестала водить детей к разным психологам с постоянным запросом: «Сделайте с моими дочками что-нибудь, чтобы они слушались и уважали меня». Она приняла решение о своей личной длительной терапии. Этот пример наглядно показывает, как работа с движением может эффективно снять сопротивление и помочь увидеть реальную ситуацию. Кроме того, подобное двигательное исследование позволяет пережить и изменить ее на физическом уровне, получить новый телесный опыт комфортного сосуществования в семье.
Ролевое взаимодействие в семье
Следующей темой, с которой эффективно можно работать с семьями, применяя метод танцевально-двигательной терапии, является ролевое взаимодействие в семье. Одно из исследований, которое мы можем предложить в этой связи, называется «Кинетическая скульптура». Мы просим, сделать скульптуру взаимоотношений каждого из членов семьи и «оживить» ее, задавая каждому характерное движение. На словах часто может утверждаться «правильное» распределение ролей в семье, но в таком танце всегда видны как зоны проблемного взаимодействия, так и реальные взаимоотношения: кто на самом деле играет роль ребенка, кто — родителей, кто — дедушек и бабушек и т.д. Перефразируя название известной передачи «Очевидное — невероятное», можно утверждать, что в танцевально-двигательной терапии вероятное и невероятное становится очевидным через движение, мимику, жесты и звуки.
Танцевально-двигательная терапия может применяться, когда идет психологическая работа с выражением чувств внутри семьи. Особенно в тех случаях, когда оказывается недостаточным осознать и назвать чувства, а важно их выразить. Эмоции живут в теле, поэтому движение, сочинение своего танца является способом выражения чувств. Несколько лет назад я столкнулась с тем, что многие дети пяти-шести лет с трудом осознают и называют какие-либо эмоции. На вопрос: «Что ты чувствуешь?», они в лучшем случае отвечали: «Мне хорошо» или «Мне так себе», а более распространенный ответ был: «Не знаю». Отсутствие развитого эмоционального словаря и разнообразных способов его выражения может создавать в развитии ребенка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими, реализации своих способностей. В рамках специализации по танцевально-двигательной терапии существует семинар «Базовые аффекты». Этот материал вдохновил меня на создание курса по знакомству с эмоциями для детей, который прошел апробацию в «Детских Творческих Мастерских на Соколе» при Госклубе «Факел», где я работаю уже восемь лет. Уникальность этих Мастерских в том, что преподаватели обладают не только высокими преподавательскими способностями, но и реализуются как художники, музыканты, актеры, режиссеры, танцоры и другие специалисты из разных областей. Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.
Возвращаясь к теме создания курса для детей по исследованию базовых эмоций, мы каждое занятие посвящали исследованию одной эмоции. Мы рисовали ее, разговаривали о ней, сочиняли сказки, и каждый ребенок придумывал танец выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывало именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме. Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняли танец злости, становились злостью, исполняя ее танец, и это не вызывало сопротивления. Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других. Прошло уже семь лет со времени проведения первой такой группы и дети, уже ставшие подростками, до сих пор вспоминают эту работу с эмоциями.
Работа с довербальными стадиями развития в танцевально-двигательной терапии
Наверное, одна из самых сильных сторон танцевально-двигательной терапии как метода является работа с довербальными стадиями развития, так как опыт этого периода запоминается телесно и не оформлен в слова, поэтому через движение появляется возможность войти в соприкосновение с этим ранним опытом, осознать и изменить его, если потребуется.
Приведу случай из практики, который является для меня одним из ярких примеров работы с восстановлением базового доверия к миру с помощью танцевально-двигательной терапии. Ко мне обратилась мама семилетней девочки, которая не хотела учиться, не отвечала на уроках. Когда я стала общаться с ребенком, она мне сразу после знакомства сказала: «А знаешь, я не хочу быть человеком. Мне так плохо. Я всегда мечтала жить в море и быть водорослями, чтобы волны меня качали». Из истории семьи стало известно, что мама с папой в разводе и находятся в конфликте почти с рождения дочки. Мама пыталась уйти от проблем в работу, а дочку с первого месяца от рождения растили няни, которые гуляли, кормили, одевали ребенка, но довольно мало общались, так как совмещали свои обязанности с ролью домработницы, а девочка проводила время в основном одна. Когда мы начали терапию, Аня (имя изменено) приходила в кабинет и сразу говорила: «Я буду водорослями», после чего замолкала надолго, ложилась на ковер и медленно качала руками, поднимая их немного вверх. Я была «зеркалом», повторяя ее движения, подчеркивая их основные характеристики. («Зеркало» — одна из основных техник в танцевально-двигательной терапии, которая позволяет на глубоком телесном уровне настроиться на состояние человека и быть вместе с ним, полностью присутствуя в текущем моменте. Такое качество взаимоотношений называется кинестетической эмпатией). Сначала Аня делала вид, что ей все равно, что я присутствую в комнате, время от времени она лишь бросала быстрые взгляды и тут же отворачивалась. В конце встречи она вставала на ноги и молча уходила, не отвечая на вопросы. Временами, когда я чуть приближалась к ней, она отодвигалась, а иногда я чуть ближе подносила свои руки к ее рукам, и мы вместе покачивали их, как водоросли. Так прошло несколько встреч, а в конце пятой сессии она вдруг сказала: «Это то, как я хочу жить. Спасибо». На следующую сессию она пришла более энергичная, радостная и сказала: «А давай сегодня будем кошками». И мы всю сессию ползали на четвереньках и мяукали. Так прошло еще три встречи. На девятой встрече я предложила построить котятам домики. У каждой из нас появился свой домик, со своими границами, Мы могли ходить друг к другу в гости, спрашивая разрешения войти. Можно было сказать: «Нет» Это была очень важная работа по установлению своих границ и осознанию, что они есть. А на двенадцатую сессию мы превратились в хозяев, у которых живут эти котята. Аня встала на ноги и стала строить дом для себя и играть в то, как она гуляет с котенком. А потом она предложила объединить наши домики. За это время ситуация в школе изменилась. Аня стала общаться с другими детьми и с учителями, отвечать на вопросы. Если проследить динамику нашей работы, то можно предположить, что работа началась с восстановления доверия к миру еще в перинатальном периоде, о чем свидетельствуют образы воды и водорослей. Затем стадия от 0 до 1 года (формирование базового доверия к миру по Э.Эриксону), когда ребенок еще лежит на спинке или на животике и может совершать небольшие движения, получая информацию о мире через телесный опыт, невербальное общение с матерью, через то, как она его держит, отзеркаливает звуки, мимику, выражает свое отношение к ребенку. (Флейк-Хобсон К., Робиртсон Б.Е., Скин П.) А потом мы перешли к периоду ползания, ползали столько, сколько понадобилось для освоения пространства и исследования границ своих и внешнего мира. В данной работе Ане было важно получить невербальный опыт присутствия взрослого рядом, сначала здесь невозможно было работать словами, так как Аня молчала, отказывалась говорить, поэтому важно было помочь обрести ей собственную уверенность и доверие к миру взрослых на телесном уровне.
Индивидуальная работа с подростками в танцевально-двигательной терапии
Когда задают вопрос, а как можно применять танцевально-двигательную терапию в работе с подростками, важно уточнять, в какой работе — в группах иди индивидуально. Так как выбор техник сильно отличается, в связи с особенностями именно этого возраста.
К задачам возраста примерно с 12 до 15 лет относятся вопросы самоидентификации, коммуникации со сверстниками, с противоположным полом, со старшими, осознание и принятие эмоциональных и физических изменений. В группах подростков я применяю структурированные техники танцевально-двигательной терапии, так как один из главных вопросов, волнующих подростков, является: «Как я буду выглядеть в глазах моих сверстников, что обо мне подумают, не посмеются ли, если я покажу себя таким, какой (какая) я есть? И вообще, кто я сейчас?» Поэтому важно выбирать структурированные задания, упражнения, игры, лучше изобразить кого-то, чем предлагать спонтанно двигаться. Это возможно, если группа идет достаточно длительное время, что бывает не часто, и только тогда, когда в группе есть необходимый уровень доверия для спонтанной работы. А в индивидуальной работе подростки с большей готовностью работают и говорят о своих чувствах. Важной частью работы является осознание, где в теле локализуются разные эмоции и поиск движений, выражающих эти эмоции. Часто это не долгий спонтанный танец, как это бывает у детей, а скорее движение, возможно одно, где танцуют чаще руки. Именно с подростками эффективно работает синтез психодрамы и танцевально — двигательной терапии, так как им легче играть роли и выражать себя через них, говорить из ролей то, что они думают и чувствуют на самом деле, и находить двигательное выражение собственным эмоциям. Много индивидуальных работ с подростками посвящено интрапсихическим исследованиям собственных чувств. Довольно быстро виден эффект, так как именно в подростковом возрасте остро проявляются проблемы стеснительности, зажатости, неуверенности, что выражается в позах, осанке и походке. Поэтому двигательное высвобождение сдерживаемых эмоций позволяет телу распрямляться, дыханию освобождаться, способствуя, тем самым, процессу самопринятия.
В завершении, говоря об эффективности работы с семьями, детьми и подростками с применением методов танцевально-двигательной терапии, хотелось бы отметить, что существует еще множество других аспектов в рассмотрении этого вопроса, которые не удалось затронуть в данной статье, так как метод танцевально-двигательной терапии многогранен, может синтезироваться с другими методами терапии, и каждый терапевт уникален, привнося свою личность в работу. Еще раз хотелось бы отметить, что танцевально-двигательная терапия как метод позволяет найти ресурсы в собственном теле, научиться их выражать и создавать Свой Неповторимый Танец Жизни.
Примечания
1 Речь идет о курсе в рамках специализации по танцевально-двигательной терапии в Институте практической психологии и психоанализа. Москва.
Танцевально-двигательная терапия в работе с детским аутизмом //Психологическая газета
Публикация по материалам диплома «Танцевально – двигательная терапия как средство формирования образа тела у детей с расстройствами аутистического спектра» выпускницы программы дополнительного профессионального образования «Танцевальная терапия: теория и практика» Шульгиной Ирины Николаевны. Руководитель программы — Наталья Юрьевна Оганесян. Защита дипломов состоялась в сентябре 2017 года. Начало обучения следующего набора программы дополнительного образования: 13 ноября 2017 года.
Принятие Федерального закона «Об образовании в РФ» и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья гарантирует возможность получения образования каждому ребенку с расстройствами аутистического спектра (РАС).
В настоящее время ведется активный поиск различных психолого – педагогических, медикаментозных подходов, направленных на коррекцию и нормализацию психического развития ребенка с аутизмом.
Коррекционно–развивающая работа с аутичными детьми достаточно сложна в силу специфики данного нарушения. На протяжении столетия термин «аутизм» использовался в психиатрии достаточно широко, выступая в качестве обозначе¬ния и для отсутствия у человека потребности в совместной деятельности, и замкнутого образа жизни, и болезненного погружения в свои мысли, нарушения самосознания, а также способа психологической защиты.
Постепенно стало складываться представление о РАС как об особом отклонении психического развития личности, главными проявлениями которого являлись нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми, из чего следовала необходимость не только медикаментозного лечения, сколько коррекционного обучения и воспитания с использованием особых, специфических для РАС, форм и методов.
Направления применения танцевально-двигательной терапии с целью формирования образа тела
Образ тела является одним из важнейших компонентов телесного осознания в развитии человека, который отсутствует у аутичных детей. П. Шильдер определяет образ нашего тела, который мы формируем в нашем сознании, как способ, которым мы представляем себе наше тело. Развитие Образа тела происходит параллельно сенсомоторному развитию. По его мнению, существует взаимодействие между движением и образом тела. Шилдер П. отмечал, что «движение оказывает влияние на образ тела и ведет через изменение образа тела к изменению психического состояния».
М. Чейс утверждала: «Так как движение влияет на образ тела и на изменение психического отношения, то если вы поработаете с чувством искажения тела в действии, то это изменит ваше психическое восприятие себя, отношение к себе».
Левенталь утверждала, что танцевально – двигательная терапия для особых детей «фундаментально работает с развитием и интеграцией сенсорных систем и связанной с ними моторикой, в конечном итоге выстраивая образ тела и развивая Я – концепцию». Сенсомоторные действия соединяют движение всего тела и сенсорное воздействие, вызываемое таким движением. Сенсомоторная интеграция включает в себя взаимодействие вестибулярного, тактильного, проприоцептивного, аудиального и визуального каналов с двигательной активностью.
Сенсорная интеграция – взаимодействие всех органов чувств, способность адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.
Выделяются три базовых системы восприятия ощущений, которые являются основой для сложного взаимодействия всех органов чувств:
- вестибулярная система – система поддержания равновесия;
- тактильная система – система кожной чувствительности – экстероцепция;
- проприоцептивная система – система кинестетического восприятия (мышечно – суставное чувство) – восприятие собственной позы и движения.
Три названных вида чувствительности функционируют на основе ощущений (раздражителей, влияющих на органы чувств), которые зарождаются или воспринимаются в непосредственной близости от тела или внутри самого тела человека. И отвечают за осознание собственного тела, формирование образа тела.
Поэтому терапия сенсомоторной интеграции направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, моторной системами как предпосылки для формирования других систем.
Дисфункция сенсорной интеграции является нарушением процесса переработки информации, поступающей от органов чувств.
Нарушения трех базовых ощущений проявляется как повышенная чувствительность (гиперфункция) — в виде сенсорных защит, или пониженная чувствительность (гипофункция) — в виде сенсорной аутостимуляции, при восприятии раздражителей и их осознании, а также в реакции, то есть ответе на соответствующие стимулы.
В первом случае свойственна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам. С целью избегания дискомфортных впечатлений ребёнок пытается оградить себя от направленных воздействий, выстраивая систему пассивных или активных защит от внешнего вмешательства, испытывая соответствующие им состояния отрешённости и сопротивления, и формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам: в центре его внимания оказывается то, что он не любит, не принимает, боится.
Во втором случае, при дефиците активных положительных контактов с окружающей действительностью, имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. У ребёнка наблюдается особая захваченность отдельными приятными вестибулярными, проприоцептивными, тактильными ощущениями, связанными с изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов, соприкосновением.
Такие стереотипии и аутостимуляции — неосознанные, непроизвольные, повторяющиеся движения, рассматриваются терапевтом, как способ невербального взаимодействия и эмоциональный контакт аутичного ребенка с окружающим миром.
Обычно дисфункция сенсорной интеграции проявляется в дефицитарности нескольких сенсорных систем, поскольку они взаимосвязаны, и нарушения одной приводят к проблемам в развитии других.
Вестибулярная система – система поддержания равновесия.
Вестибулярная система – способность удерживать позу, равновесие, создает движение и определяет положения тела в пространстве. Так, дети с повышенной чувствительностью вестибулярной системы испытывают проблемы в деятельности, которая связана с движением, равновесием, координацией. У детей же с пониженной чувствительностью вестибулярной системы отмечается, аутостимуляции: потребность в беге по кругу, прыжках, раскачивании, вращении.
Тактильная система – система кожной чувствительности – экстероцепция.
Тактильная система – способность получать сигналы через кожные рецепторы от прикосновения, давления, температуры, болевого ощущения. Так, дети с повышенной чувствительностью кожи всеми своими движениями испытывают неприятные ощущения при касании, объятиях, поцелуях. У этих детей встречается повышенная чувствительность вестибулярной системы.
У детей же с пониженной чувствительностью кожи отмечается утрата восприятия боли. Мышечный тонус у таких детей очень низкий. Вестибулярная система почти всегда отличается пониженной чувствительностью: не могут насытиться сенсорными стимуляторами. У них можно выделить следующие черты: почти не восприимчив к боли, холоду, жаре, не ощущает дистанции в общении и потому беззащитен при контактах с другими людьми, часто спотыкается, плохо ориентируется в пространстве и времени.
Проприоцептивная система – система кинестетического восприятия (мышечно – суставное чувство) – восприятие собственной позы и движения
Проприоцептивная система – способность получать сигналы от рецепторов мышц, кожи и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении позиции. Так, дети с повышенной чувствительностью проприоцептивной системы ощущают себя слишком остро.
У детей же с пониженной чувствительностью проприоцептивной системы ощущают тело недостаточно отчетливо, следовательно, отмечается желание находиться в тесных, закрытых местах, нравятся глубокое давление, сильное объятие.
Кинестетическое восприятие
Чем лучше наша кинестетическая информированность, телесное восприятие, тем лучше мы воспринимаем себя в пространстве по отношению к другим людям и предметам. Распознавание образа связано с кинестетической информацией.
В области кинестетического восприятия встречается только пониженная чувствительность с переходом к разным вариантам нормы.
Кроме того, у ребенка с нарушением восприятия очень важно проверить слух и зрение. Часто проверка не выявляет ничего определенного, и все же остается впечатление, что ребенок видит или слышит не вполне хорошо. В таких случаях речь идет о нарушении обработки звуковых или зрительных стимулов.Зрительная система — способность правильно воспринимать, различать, обрабатывать и отвечать на то, что мы видим. Это самый мощный источник информации о внешнем мире: изучает предметы, определяет позы тела, информирует о нашем положении в пространстве. Так, дети с повышенной чувствительностью зрительного восприятия избегают визуального ощущения: часто закрывают глаза, предпочитают находиться в темноте.
Дети с пониженной чувствительностью зрительного восприятия ищут визуальные ощущения: включает и выключает свет, смотрит на предметы, скосив глаза, смотрит на предметы из необычного угла зрения, смотрит на повторяющиеся движения (переворачивание страниц книги, открывает и закрывает двери, его пальцы двигаются перед лицом), выстраивает вещи в линию.
Слуховая система — информация от звукового окружения; способность правильно воспринимать, обрабатывать и отвечать на звуковую стимуляцию, дает информацию о местоположении объектов и событий.
Так, дети с повышенной чувствительностью слухового восприятия избегают звуковых ощущений: закрывает уши, когда говорят громко, может слышать очень слабые звуки.
Дети с пониженной чувствительностью слухового восприятия ищут звуковые ощущения: не показывает вида, что слышит, когда говорят, любит музыку и конкретные звуки.
У детей с расстройствами аутистического спектра, отчетливо проявляются следующие особенности развития моторных функций. Движения аутичных детей угловатые, неловкие, стереотипные, несоразмерные по силе и амплитуде, проявляются нарушения тонуса (гипертонус или гипотонус), ритмичности, координации и выразительности движений, мимика лица не выразительная. Нередко отдельные сложные движения ребенок выполняет успешнее, чем более легкие, иногда тонкая моторика развивается в отдельных своих проявлениях раньше, чем общая, а движение, свободно, точно и легко совершаемое в спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
Цель терапевта в работе с аутичным ребенком – установить контакт на сенсомоторном уровне, на котором он функционирует. Имитируя движения ребенка, терапевт ищет, как построить психическую структуру, сформировать образ тела, и развить терапевтические взаимоотношения.
Преодоление дисфункции сенсорной интеграции мы видим в необходимости проведения специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на стимуляцию работы органов чувств в условиях интеграции между различными сенсомоторными системами. Для формирования «образа тела» у детей с расстройствами аутистического спектра можно использовать программу по танцевально–двигательной терапии.
Танцевальная терапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.
В танцевально – двигательной терапии мы обращаемся непосредственно к телу и его движениям, пробуждая двигательную активность, раскрывая и освобождая его внутренний мир чувств, образов, воспоминаний, переживаний, напряжений и их выражение в танце, развивая осознание тела, формируя реалистичный образ тела, а также обучая навыкам социального взаимодействия.
Танцевально – двигательная терапия основана на убеждении, что существует взаимосвязь между движением и эмоциями. В теле есть мышечная память, которая тесным образом связана с чувствами, которые мы когда – либо переживали в определенных ситуациях. Когда мы начинаем двигаться, то телесные движения естественным образом вызывают воспоминания и связанные с ними эмоции.
Движение само по себе изменяет ощущения. Эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Они обеспечивают тот базис, на котором возникают и выражаются чувства и переживания. Терапевт может поработать с телесными ощущениями и перевести их действие таким образом, чтобы эмоция и движения усиливали друг друга. Так движение становится прямым выражением внутренних чувств. Освобождаясь от переживаний и негативных эмоций, наступает состояние внутреннего очищения. Так, изменения в паттернах движений могут привести к изменению восприятия образа тела, а изменения во внутреннем мире человека может привести к изменению движений.
Танцевально-двигательная терапия включает разные направления, идеологию, поэтому методы, техники, стили работы разнообразны и подбираются индивидуально для группы или индивидуальной работы с учетом особенностей личностей.
Включение танцевально-двигательных техник позволяет осуществлять раннюю диагностику и коррекцию моторной функции, коммуникативной функции, эмоционального состояния и различных поведенческих нарушений, а значит оказывать своевременную психолого-педагогическую помощь.
Экспериментальные занятия по танцевально-двигательной терапии
В Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО МГППУ города Москвы была создана экспериментальная группа для проведения занятий по танцевально – двигательной терапии, состоящая из 18 человек. В исследовании приняли участие дети начальной школы с расстройствами аутистического спектра в возрасте 7-9 лет.
Цели занятий:
- Создание атмосферы группового доверия, сплоченности, развитие навыков межличностного взаимодействия;
- Формирование образа тела, развитие ориентации в собственном теле, способности осознанно управлять им. Развитие равновесия, баланса тела, координации движений, навыков ориентации в пространстве. Расширение двигательного репертуара.
- Ознакомление с эмоциями и чувствами, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние с помощью движений, развитие способности определять чувства и эмоции другого человека по телесным проявлениям – через мимику, пантомимику, жестикуляции;
- Cнятие мышечного и эмоционального напряжения. Обучение элементам саморегуляции и релаксации, наблюдение за ощущениями в теле.
- Развитие произвольности, концентрации внимания.
Условия и ход занятий
Изучение танцевальным терапевтом невербального поведения детей осуществлялось на протяжении всего цикла танцевально — терапевтических сессий, начиная с предварительного тестирования, предшествующего танцевальной терапии.
Для определения уровня сформированности образа тела у детей с расстройствами аутистического спектра были использованы следующие методики: «Мотоскопия» Н.Озерецкого и М. Гуревича; «Телесный анализ движений», «Эмоциональность танцевального выражения», «Анализ телесного компонента интеллекта» Оганесян Н.Ю.
Программа экспериментальных занятий с использованием метода танцевально – двигательной терапии состояла из 20 уроков, которые проводились 1 раз в неделю в течении 6 месяцев. Время одного занятия 60 мин, согласно нормативам времени деятельности педагога-психолога.
Структура развивающей работы, направленной на развитие сенсомоторного компонента, включала в себя: приветствие, корригирующую гимнастику, упражнения на контактность, дыхательные техники, глазодвигательные гимнастики, упражнения на межполушарное взаимодействие, упражнения на расширение двигательного репертуара (осознание частей тела, границ, пространства тела, выражение эмоций и образов с помощью танца), массажные техники, релаксацию, рефлексию, прощание.
Применение танцевально-двигательной терапии как средства формирования образа тела привело к изменению начального уровня сформированности образа тела у детей с расстройствами аутистического спектра. В экспериментальной подгруппе по танцевальной — терапии, высокий уровень сформированности образа тела был выявлен у 3 детей, после проведения развивающих занятий их число увеличилось до 6 человек. Количество детей с выявленным средним исходным уровнем сформированности образа тела увеличилось с 5 до 10 человек. Число детей с низким исходным уровнем образа тела снизилось с 10 до 2 человек (за счёт перехода некоторых учащихся на более высокий уровень развития образа тела).
Результаты
На основе проведенного исследования было установлено, что для применения в психолого-педагогической деятельности танцевально-двигательной терапии с целью формирования образа тела у детей с расстройствами аутистического спектра необходимо соответствующим образом организовывать систему работы по четырем критериям:
- отдельную часть занятия посвящать познанию собственного тела;
- учить невербальной коммуникации, выражению переживаний и эмоциональных состояний;
- вовлекать учащихся в активную совместную деятельность, развивать интерес и потребность к взаимодействию, создавать доверительные отношения между участниками группы;
- учить навыкам произвольной саморегуляции, контроля, внимания, планирования деятельности.
Использованная программа занятий дала детям возможности лучше осознавать части своего тела, снимать психомоторное напряжение, обучаться основам саморегуляции, развивать эмоции и навыки общения.
Положительные результаты 6 – месячных экспериментальных занятий с группой детей из ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ подтверждают эффективность применения метода танцевально-двигательной терапии для повышения уровня развития образа тела у детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Руководитель дипломной работы — к.п.н. Оганесян Наталия Юрьевна.
Список литературы
1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – 5-е изд. – М.: Теревинф, 2017. – 272.
2. Банди А., Шелли Л., Мюррей Э. Сенсорная интеграция: теория и практика. – М.: Теревинф, 2017. – 768.
3. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5 – 7 лет). – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 136.
4. Гиршон А.Е., Козлов В. В., Веремеенко Н. И.. Интегративная танцевально-двигательная терапия. – Издание 2-е, расширенное и дополненное. — СПб:Речь, 2006 — 286.
5. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. – СПб.: Речь,2011. – 228 с.
6. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребёнка, распознать проблему, помочь обрести равновесие – 5-е изд. – М.: Теревинф, 2015. – 240 с.
7. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: 1,2ч. – М.: Айрис – пресс, 2015. – 416.
8. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2007. – 288.
9. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 7-е изд. – М.:Генезис, 2015. – 474.
10. Сиротюк А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика. – М.: ТЦ Сфера,2014. – 128.
Польза танцевально-двигательной терапии для детей
Танец известен одним как исполнительское искусство, другим как способ тренировки или способ вовлечь активного ребенка, но как насчет танца как терапии? Как насчет того, чтобы использовать танец как способ общения и самовыражения детей, когда традиционным формам общения препятствуют поведенческие или когнитивные трудности?
Что такое танцевально-двигательная терапия?Танцевально-двигательная терапия (DMT), согласно Американской ассоциации танцевальной терапии, представляет собой «психотерапевтическое использование движения для содействия эмоциональной, когнитивной, физической, социальной и духовной интеграции человека». ДМТ поддерживает связь разума, тела и духа и то, что с людьми следует обращаться таким образом, чтобы поддерживать интеграцию этих трех сущностей.
ДМТ фокусируется на двигательном поведении, возникающем в терапевтических отношениях, что позволяет ребенку развить позитивный и реалистичный образ самого себя. Танцевально-двигательная терапия эффективна в стимулировании социального взаимодействия, повышении настроения, снижении беспокойства и повышении самосознания и самовыражения. Основное внимание в общении уделяется невербальной настройке и осознанности, которые способствуют приобретению и поддержанию языковых и когнитивных навыков.
Вмешательства, связанные с движением, могут помочь установить ограничения, с помощью которых дети могут научиться контролировать импульсивное поведение и повысить свою способность сохранять сосредоточенность и внимание. Движение служит катализатором контакта и прокладывает путь к общению между терапевтом и человеком.
Чем занимается танцевальный/двигательный терапевт?Танцевально-двигательные терапевты используют движение тела как основной компонент танца, чтобы предоставить средства оценки и метод вмешательства для терапии. Уникальные способности танцевально-двигательных терапевтов позволяют лучше понять, что помогает отражать и расширять невербальные выражения. Это может помочь людям улучшить социализацию и общение, а также повысить осведомленность о теле, что может напрямую повлиять на двигательные нарушения. Терапевт помогает улучшить коммуникативные навыки, создавая пути от невербального к вербальному. В результате можно улучшить осознание себя и других, навыки преодоления трудностей и способность формировать отношения. Вербальное движение — еще одно средство позитивного отражения внешности ребенка, улучшения образа тела, а также помощи ребенку в организации и структурировании опыта в мозгу. Интеграция собственных частей тела ребенка и осознание чужих формирует словарный запас движений ребенка. Это, в свою очередь, увеличивает их способность сообщать о своих желаниях и потребностях.
Во время сеанса танцевально-двигательной терапии музыка и реквизит часто используются для поощрения расширения движения, самовыражения и социализации. Для достижения взаимодействия и аутентичного выражения можно использовать множество стилей и подходов движения, включая, помимо прочего, творческий танец, выразительные движения, техники релаксации, ролевые игры, импровизацию и интерактивные игры.
Кто такие танцевальные/двигательные терапевты?Танцевальные/двигательные терапевты получили дипломы ученых степеней по программам, утвержденным Американской ассоциацией танцевальной терапии. Курсовая работа включает в себя биологические, социальные, психологические и поведенческие науки, методологию исследования, оценку движений и наблюдение, историю, теорию и методы танцевально-двигательной терапии. Танцевальные/двигательные терапевты начального уровня прошли более 750 часов клинической практики под наблюдением. Сертификация Совета выдается после завершения 4000 часов контролируемой клинической работы, 48 часов клинического наблюдения и принятия теоретической основы Сертификационным советом танцевально-двигательной терапии. Национальный совет сертифицированных консультантов (NBCC) признал танцевально-двигательную терапию специальностью консультирования с 19 лет.98.
Где я могу найти танцевально-двигательную терапию?ДМТ у детей часто используется в домашних условиях, в школах, дневных программах, больницах и жилых учреждениях. Он предоставляется на индивидуальных, групповых и семейных занятиях, чтобы наилучшим образом способствовать развитию ребенка.
Для получения дополнительной информации:
Свяжитесь с Эрикой Хорнтхал по телефону (847) 848-0697 или посетите сайт www.northshoredancetherapy.com.
Танцевально-двигательная терапия помогает детям с аутизмом соединиться
Танцевально-двигательная терапия на самом деле не предназначена для обучения танцам. Это помощь людям в общении. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИЕЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ.
5-летняя девочка с диагнозом аутизм не привыкла к общению с людьми. Она не говорила, почти не смотрела в глаза и почти не обращала внимания на других. Она сидела рядом, даже очень близко, с людьми, не замечая их.
Затем Лори Баудино взяла ее с собой в путешествие. Баудино, клинический психолог и танцевально-двигательный терапевт из Вестчестера, говорит, что девочка была очень физической, но неуместной. «Она часто ударялась своим телом о стены или била руками об пол, — объясняет Баудино.
Она повторила движения девочки и инициировала деятельность по «строительству замков», где они работали параллельно друг другу, строя стены своих замков, свое «личное пространство». Они работали над своими замками в течение нескольких сессий, а заключительной частью стал подъемный мост, который позволил девушке войти в пространство Баудино соответствующим образом. Девушка начала проявлять осведомленность о Баудино и начала смотреть ему в глаза и даже касаться руками.
Упражнение помогло девушке лучше осознать свое тело, чтобы она могла лучше осознавать других. «Это было настоящее путешествие, которое нам предстояло пройти, где было уместно, что она вошла в мое пространство», — говорит Баудино. «Мы добрались до места, где она инициировала это».
Следующим шагом в этом путешествии стало участие родителей девочки в строительстве замка и создании собственного «подъемного моста» для дочери. Это танцевально-двигательная терапия (ДМТ) в действии.
Цель ДМТ не в том, чтобы научить детей танцевать в традиционном понимании, а в том, чтобы укрепить связь. «Движение — это способ, с помощью которого дети постоянно общаются», — говорит Баудино, добавляя, что танцевально-двигательная терапия дает детям возможность чувствовать себя замеченными и открывает возможности для других присоединиться к ним. Это также способствует развитию чувства спокойствия и безопасности, повышает социальные навыки и решение проблем, а также поддерживает эмоциональное выражение.
Не все занятия связаны со строительством замка. «Каждая сессия выглядит очень уникально. На самом деле речь идет о том, чтобы присоединиться к ребенку там, где он есть», — говорит Баудино.
Занятия обычно начинаются с разминки, направленной на осознание каждой части тела и того, как она движется. Затем движения (которые никогда не обозначаются как «правильные» или «неправильные») могут начать увеличиваться в скорости или расширяться. «Как бы ни выглядело движение, оно может начать развиваться в историю», — говорит Баудино. По мере того, как история обретает форму, появляется компонент решения проблемы, затем разрешение и охлаждение. Некоторые сеансы могут включать зеркальное отражение или следование за лидером с родителем и ребенком.
Лори Баудино — клинический психолог и танцевально-двигательный терапевт из Вестчестера.
Баудино говорит, что некоторые преимущества, такие как расслабление и повышение осознания своего тела, могут проявиться сразу же, и что многие дети начинают заниматься с самого первого занятия. «В теле есть что-то такое прекрасное, когда вы получаете эту связь», — говорит она. В то же время для достижения более крупных целей может потребоваться больше времени.
Помогая клиентам (как взрослым, так и детям) с низким уровнем функционирования и малоподвижностью, Баудино, который также является автором «Super Flyers: руководство для родителей по путешествиям на самолете с детьми», считает, что ДМТ может помочь любому.