Что такое танцевальная терапия | Vogue Russia
Танец — особый вид медитации, который подходит тем, кому сложно усидеть на месте. Практически все мы в современных реалиях разучились это делать, а Ульяна ЛаЛуна и ее последовательницы, кажется, нашли выход. Соосновательница Zaryad Studio, Holy Basil Cafe, открыла новое направление — Dance Medicine, где девушки собираются вместе, танцуют, поют, общаются и находят гармонию. Разбираемся, почему это эффективно и так популярно.
Как тебе пришла идея создать танцевальную практику?
С самого детства и всю сознательную жизнь я танцую — это мне помогало в поисках своего пути, изучении себя, расширении сознания. Кроме того, я сертифицированный преподаватель йоги, около десяти лет практиковала всевозможные направления, но чувствовала, что все-таки это больше про мужскую аскетичную энергию. Посредством различного опыта, путешествий, встреч с учителями ко мне пришло невероятное внутреннее желание погрузиться в себя и изучить женственность. Я начала включать музыку каждый раз, когда вставала на коврик — так все и зарождалось. Постепенно через такое сочетание йоги и танца, я начала чувствовать тело и его желания. За одну практику проживала разный спектр эмоций — высвобождала накопленную марсианскую энергию и, наоборот, давала проявиться своей плавности.
Популярное
Однажды на одном из моих обычных классов собрались только женщины, и я решила поэкспериментировать — у нас получилось красивое занятие с элементами танца, которое нашло огромный отклик. Начали собираться группы по пять-десять человек, а практика становилась больше танцевальной и дыхательной. Где-то на пятую встречу ко мне пришло около 40 человек — это было мое боевое крещение как проводника в мир целительного танца. Помню, что провела занятие в потоке, прислушиваясь к пространству и ощущениям внутри, потому что снаружи я очень переживала. Но все сложилось потрясающим образом, а девочки потом рассказали, что нашли меня благодаря сарафанному радио, ведь никакой рекламы и продвижения у меня не было.
Для чего нужна танцевальная терапия?
Для меня Dance Medicine — это танец души, проявленный через тело. Это не про коучинг и эзотерику, это возможность начать уделять больше внимания телу, нашему женскому священному Граалю. В танце мы погружаемся в себя, замечаем, что находится в дисбалансе, соединяемся со своим дыханием и движениями.
Тело — это наш помощник и лучший друг. Если что-то заболело, нужно замедлиться. Танец в этом очень помогает на физиологическом уровне — при движении обновляется лимфоток, запускаются процессы восстановления, выводятся токсины, снимается напряжение. А еще вы можете соединиться с телом, душой, пространством.
Популярное
Что происходит на Dance Medicine?
Я добавляю в практику элементы танцев разных традиций, дыхательные и звуковые упражнения. Мы не идем по заученным движениям, как профессиональные танцоры, мы находимся в потоке: чувствуем музыку, тело, закрываем глаза и двигаемся под свои личные ритмы. Бывает такое, что 30 женщин под одну и ту же музыку движутся совершенно по-разному: кто-то прыгает, кто-то лежит, кто-то кричит или поет, так как уходят все блоки и зажимы. Все проживают танец по-своему.
Главная цель — соединиться с женщиной внутри себя. Ведь в городских джунглях мы как амазонки — строим бизнес и целые города, при этом напрочь забываем про то, что внутри. На практиках я стараюсь возвратить девушек к их первозданной природе через танец и объединение. На наших «Женских кругах» мы собираемся в бережно созданное пространство и открыто делимся энергией, раскрываемся через танец и общение. Я показываю, что мы сестры, а не конкурентки, как это диктует мир. Так меняются наши установки и размываются границы, в которые мы сами себя вгоняем в современном ритме. Тысячи женщин вот уже два года приходят на мои практики с намерением и запросом, а выходят из них с ясным ответом, это невероятный процесс.
Популярное
Наше пространство женской поддержки называется «Лунным племенем» — когда амазонка приходит сюда, она может быть собой, ей не нужно ничего достигать и доказывать, как обычно, и таким образом происходит мощная трансформация в сознании. Когда ты видишь, что рождается не из напряжения, а из расслабления — у тебя нет вопросов.
Кому подойдет такая практика?
Абсолютно всем. Не нужна никакая подготовка, мы поддерживаем друг друга, и все с удовольствием проходят практику. Другое дело, что многим страшно выходить из зоны комфорта и пробовать новое. Я всех призываю слушать себя, и когда у вас появляется отклик на какую-то практику — сразу же идите ему навстречу и открывайте новые грани себя, а не ищите отговорки.
В связи с карантином у тебя появился онлайн-курс и встречи в Zoom — есть ли разница между ними и живыми практиками?
Лично я разницы не почувствовала. Я благодарю этот опыт, который мы прожили с изоляцией, он показал, что расстояний нет — есть состояние. Хоть и в Zoom не все идеально, но с его помощью я вижу глаза, эмоции, любовь своих последовательниц. Да, я не могла обнять их физически, но все мы чувствовали мощный поток энергообмена. Если ты идешь с искренним запросом исцелиться и объединиться, тебе вообще не важно качество звука, картинки, будут ли тебя держать за руку. Ты сама создаешь пространство вокруг себя — онлайн или офлайн, — а я как проводник его поддерживаю и защищаю.
Популярное
Как провести танцевальную медитацию дома?
Выдели для себя один выходной. Перед этим будет здорово, если ты очистишь свое пространство — наведешь порядок, зажжешь благовония и останешься наедине с собой.
Сделай плейлист из самых любимых треков, желательно разного настроения, чтобы там были все стихии и звучания. Необязательно фокусироваться на сакральном — это могут быть и мантры, и песни Агутина. Важно просто отжечь по полной.
Включи музыку и начинай двигаться. Почувствуй свое тело, дыши, двигай кистями и бедрами, иди за своей душой и проявляй себя через тело.
Если нет возможности провести в медитации час или два (хотя возможность есть всегда), выдели себе хотя бы десять минут. Даже если домашние спят, включи музыку в наушниках и побудь наедине с собой и своим телом.
Популярное
МедитацияТанцыПрактикамнение экспертов
Читайте такжеДень йоги: как практика помогает чувствовать себя лучше
Lily Silverton
Как провести йога-ретрит дома
Что такое «система четырех раз» и как она помогает справляться с усталостью
Даша Масленникова
Как стресс превращается в болезни
Рита Киреева
ТДТ: танцевально-двигательная терапия — Психологос
Танцевально-двигательная терапия – один из видов психотерапии, использующий движение в основе развития физической, социальной и духовной жизни человека. Танцевально-двигательная терапия применима для борьбы со многими проблемами, одними из которых являются эмоциональные и межличностные конфликты, страх перед неудачей, недостаточность коммуникационных навыков, заниженная самооценка. Также данный вид терапии применим для помощи людям, пережившим тяжелую потерю близкого человека, изнасилование, тяжелые психические заболевания, хронические заболевания. Психотерапевт при помощи танца помогает людям забыть о проблемах, расслабиться и самоутвердиться. Главное достоинство танцевально-двигательной терапии в сравнении с другими видами терапии состоит в том, что она является общедоступной, так как при занятии этим видом терапии акцент ставится не на качестве выполненных движений, а на тонкости выражения человеком собственных эмоций во время движения, честном выражении чувств и абсолютной свободе движений.
Во время сеансов психотерапевта пациенты зачастую неспособны рассказать о своей проблеме специалисту, в результате чего сеанс не приносит пользы, так как психотерапевт не выявляет проблему и, следовательно, не может предложить пациенту пути ее решения. Если психотерапевт во время сеанса чувствует, что ситуация зашла в тупик и “разговорить” пациента никак не удается, он может попросить человека исполнить несколько движений под музыку. Отследив основные тенденции в движениях пациента, психотерапевт с большой долей вероятности может сказать, в чем состоит его проблема.
Существенный вклад в развитие танцевально-двигательной терапии внесла теория “мышечного панциря” Вильгельма Райха. Он впервые доказал, что зажатость (“мышечный панцирь”) человека возникает в самом детстве и напрямую связана со страхом быть наказанным, непонятым, отчужденным, а также с необходимостью постоянного подавления человеком своих сексуальных ощущений. В результате комплексы и зажимы накапливаются в организме и способны привести к различным душевным и телесным заболеваниям. Вильгельм Райх, являющийся основоположником телесной психотерапии, верил, что осуществление пациентом спонтанных движений тела в комплексе с ровным размеренным дыханием способно снять мышечное напряжение и позволить эффективно устранить зажимы и блоки, мешающие человеку жить.
По одной из версий, основательницей танцевально-двигательной терапии как самостоятельного вида психотерапии является Габриэлла Ротт – театральный режиссер, исследователь новаторского направления в театральном искусстве, известный во всем мире учитель танца, автор знаменитого танца “пяти ритмов”.
- Зона номер 1 – голова и шея;
- Зона номер 2 – плечи;
- Зона номер 3 – локтевые суставы;
- Зона номер 4 – кисти рук;
- Зона номер 5 – таз и позвоночник;
- Зона номер 6 – колени;
- Зона номер 7 – ступни.
Теперь, исходя из данного разделения тела на конкретные зоны, легко можно определить проблему – если вы чувствуете постоянное напряжение и зажатость в области головы и шеи, значит, теперешняя скорость ваших мыслей и действий расходится с оптимальной скоростью, с которой вы привыкли мыслить и действовать. Возможно, причина проблемы кроется в чрезмерно динамичном ритме вашей жизни либо неэффективном использовании собственного времени с последующим форсированием событий жизни.
![](/800/600/http/psy-files.ru/wp-content/uploads/e/c/b/ecb516a371a9905bd176ce807b4eb3ce.jpeg)
Теоретические основы
Танцевально-двигательная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании. Танце-двигательный терапевт Бергер делит психосоматические отношения на 4 категории: мышечное напряжение и расслабление, кинестетика, образ тела и выразительное движение.
Осознавание чувств и соответствующее эмоциональное выражение вовлекает в работу мышечный тонус человека. Люди обычно не осознают свои чувства, если существует высокая степень телесного напряжения. В процессе попытки справиться со стрессом человек может, защищаясь от страха, потерять контроль путем подавления, вытеснения своих чувств, существующих в теле. Давая напряжению возникнуть и удерживая его в теле, человек таким образом защищает себя от прямого переживания и от встречи лицом к лицу со своим конфликтом.
![](/800/600/http/dvinatoday.ru/upload/iblock/b92/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8.jpg)
Каждая мысль, действие, воспоминание, фантазия или образ вызывает некоторое новое мышечное напряжение. Людям можно помочь открыть для себя: как они меняют, переделывают, перенаправляют, разрушают или контролируют эти тончайшие мышечные ощущения, которые оказывают влияние на переживание и выражение чувств. Этот процесс подобен и соответствует защитным механизмам Эго. В своей работе, посвященной формированию характера, Райх показывает, как идентичный процесс становится очевидным в обеих — как в физиологической, так и психологической — сферах. Он пишет:
“У меланхолических или депрессивных пациентов речь и выражение лица застывшие, будто каждое движение преодолевает сопротивление. В маниакальном состоянии наоборот импульсы внезапно охватывают все тело, всего человека.
Для осознания собственных чувств необходима некоторая степень осознания тела. Кинестетический процесс дает возможность получить прямой опыт, исходящий из мышечной деятельности. Изменения положения и равновесия тела, координация моторной деятельности и планирование движения включают как восприятие внешних объектов или событий, так и нашу моторную реакцию. Это кинестетическое ощущение, критичное к выполнению повседневных задач, играет ведущую роль в формировании нашего собственного эмоционального осознавания и ответных реакций. Можно выделить два способа развития эмоционального осознавания:
Первый
— обучение правильному ярлыку или слову, которое соответствует данному эмоциональному состоянию. Это обучение начинается в младенчестве и раннем детстве. Чтобы понять, как происходит такое обучение, достаточно вспомнить, как малыша берут на руки и спрашивают: “Почему ты такой грустный?” или говорят: “Ты ведь голоден, да?” Наше невербальное поведение сообщает, говорит что-то.![](/800/600/http/thewonderfulworldofdance.com/wp-content/uploads/2018/12/DW-f10-053-e1544439695916.jpg)
Второй способ развития эмоционального осознавания основан на узнавании и интерпретации моторных действий других людей. В своем исследовании, как эмоции коммуницируют, Клайн указывает, что каждая эмоция имеет определенный психологический код и характерный мозговой паттерн, управляемый ЦНС и биологически скоординированный, этот процесс одинаков у всех людей. К тому же, переживание разных эмоций и соответствующих им мышечных реакций также универсально, всеобще. Поэтому мы способны воспринимать и узнавать эмоциональные состояния других. Наши эмоциональные ответные реакции на других людей обычно исходят из наших интерпретаций телесных действий и реакций других, воспринимаемые, узнаваемые и переживаемые нами на кинестетическом уровне. Кинестетическая эмпатия, которая в основном является бессознательной, играет свою роль в вербальном и невербальном общении между людьми.
Следующая концепция — образ тела, она обращается к отношениям души и тела, т. е. к психосоматическим отношениям. В одном из раннего обобщающего труда по исследованию образа тела Шилдер утверждает: “Образ тела — это изображение нашего собственного тела, которое мы рисуем у себя в голове, т. е. это то, каким образом тело представляется нам”. Он рассматривает образ тела как нечто, находящееся в состоянии постоянного развития или изменения. Движение вызывает изменения в образе тела. Способ соединения частей тела, осознание таких телесных ощущений, как дыхание, осознавание мышечной деятельности, — это только несколько примеров того, как кинестетические ощущения могут способствовать осознанию и развитию образа тела. Работа Махлера по эмоциональному развитию и “психологическому рождению” также поддерживает данные о том, что необходимо осознание селфа, как отдельной физической реальности, сущности, прежде чем произойдет процесс индивидуации.
Образ себя, который мы имеем, влияет на нас и подвергается влиянию со стороны всех наших восприятий, переживаний и действий. Человек, воспринимающий себя слабым и хрупким, отличается от того, который воспринимает себя сильным. Также как, когда с ребенком обращаются, как с глупеньким, его образ тела вберет в себя его реакции на впечатления людей и на свои собственные. Шилдер пишет:
“Позиционная модель нашего собственного тела связана с позиционной моделью тела других людей. Позиционные модели людей связаны между собой. Мы чувствуем образы тела других людей. Опыт, переживание собственного образа тела и опыт, переживание тела других людей тесно переплетаются между собой. Также как наши эмоции и действия неотделимы от образа тела, также и эмоции и действия других неотделимы от их тел”.
Определенным образом концентрируясь на взаимосвязи между движенческим изменением и психологическим изменением в танце-терапии, Чейс утверждает: “Так как движение влияет на образ тела и на изменение психического отношения, то если вы поработаете с чувством искажения образа тела в действии, то это изменит ваше психическое восприятие себя, отношение к себе”.
Четвертая область, которая занимается взаимоотношениями души и тела, и на которой большинство танце-терапевтов делают акцент — выразительное движение. Эмоциональное выражение проявляется через тело. Положение тела, жесты, дыхательные паттерны — это несколько примеров движенческого поведения, которое изучается в рамках выразительного движения. Именно качественный аспект движения, скорее как оно происходит, чем статические положения — отражает индивидуальное самовыражение. Олпорт и Вернон пишут:
«…ни одно действие нельзя определить, как только выразительное. Каждое действие имеет как невыразительный, так и выразительный аспекты. Оно имеет … свой адаптивный… характер, а также свой индивидуальный характер. Открывание двери, например, эта задача предписывает определенные скоординированные движения, соответствующие этой цели, но также предоставляет определенную свободу для индивидуального стиля в выполнении предписанных движений. Уверенность, давление, точность или терпение, с которой выполняется данная задача, имеют свои особенности. Только эти индивидуальные особенности называются выразительными».
Выразительное поведение — это моторное проявление эмоций, взаимосвязанных в функциональной системе. Клайнз рассматривает выразительное движение как эмоциональное состояние, которое выражается. Его исследование, как эмоции переживаются и коммуницируются, помогает объяснить, как танцевально-двигательная терапия работает с чувствами и их проявлениями в действии. Если мы производим действие или жест, который соотносится с эмоцией (напр., сердито пнуть камень), мы начинаем испытывать соответствующую генерирующуюся висцеральную ответную реакцию. Если это действие повторить несколько раз, то интенсивность эмоционального опыта усилится. Для того, чтобы поощрить переживание и выражение эмоций, танце-двигательный терапевт работает с движенческими паттернами, ассоциирующимися с эмоциями. Например, чтобы поработать с гневом, терапевт может предложить свернуть руки в кулак, крепко их сжать и потрясти ими перед другим человеком. Могут быть и другие инструкции: твердо стоять на месте, напрягая все тело. При потрясении кулаками движение генерирует более специфичный телесный опыт эмоционального состояния. Это обеспечивает обратную связь и петлю взаимодействия между выразительным действием и эмоциональным опытом.
Эмоции могут быть вызваны реальной ситуацией (напр., печаль, когда теряешь друга), восприятием ч.-л. эмоционального состояния (напр., заражаешься страхом, видя страх другого человека), в воображаемой фантазийной ситуации (напр., вспомнив или представив, что застреваешь в лифте) или воспринимая фантазийное состояние в другом человеке (напр., передается переживание боли или вины, демонстрируемое актером).
Использование терапевтом воображения, действия или эмоции помогает таким образом кристаллизовать и интегрировать физиологическое и психологическое.
Методы телесно-ориентированной терапии
- Телесно-ориентированная терапия
- Терапия Вильгельма Райха
- Биоэнергетика Александра Лоуэна
- Терапия Моше Фельденкрайса
- Метод Ф.
Матиаса Александера
- Терапия Иды Рольф (рольфинг)
Часто задаваемые вопросы
Общие вопросы
Что такое танцевально-двигательная терапия?
Американская ассоциация танцевальной терапии (ADTA) определяет танцевально-двигательную терапию как психотерапевтическое использование движения для содействия эмоциональной, социальной, когнитивной и физической интеграции человека.
Танцевально-двигательная терапия:
- Сосредоточен на двигательном поведении, возникающем в терапевтических отношениях. Экспрессивное, коммуникативное и адаптивное поведение рассматриваются как для группового, так и для индивидуального лечения. Движение тела, как основной компонент танца, одновременно обеспечивает средства оценки и способ вмешательства в танцевально-двигательную терапию.
- Практиковал в сфере психического здоровья, реабилитации, медицины, образования и судебно-медицинской экспертизы, а также в домах престарелых, детских садах, профилактике заболеваний, программах укрепления здоровья и в частной практике.
- Эффективен для лиц с нарушениями развития, медицинскими, социальными, физическими и психологическими нарушениями.
- Используется с людьми всех возрастов, рас и этнических групп в формате индивидуальной, парной, семейной и групповой терапии.
Чем занимаются танцевальные/двигательные терапевты?
Танцевально-двигательные терапевты сосредотачиваются на том, чтобы помочь своим клиентам улучшить самооценку и образ тела, развить эффективные коммуникативные навыки и отношения, расширить их словарный запас движений, получить представление о моделях поведения, а также создать новые возможности для решения проблем. Движение является основным средством, используемым танцевальными/двигательными терапевтами для наблюдения, оценки, исследования, терапевтического взаимодействия и вмешательств. Танцевальные/двигательные терапевты помогают разрабатывать планы и цели лечения, документировать свою работу в медицинских записях и сотрудничать со специалистами из других дисциплин.
Где работают танцевальные/двигательные терапевты?
Танцевальные/двигательные терапевты работают в различных условиях, включая дома престарелых, школы, психиатрические, реабилитационные и медицинские учреждения, центры лечения наркомании, консультационные и кризисные центры, а также центры оздоровительного и альтернативного здравоохранения.
Как выглядит сеанс танцевально-двигательной терапии?
Широкий спектр методов танцевально-двигательной терапии, а также потребности и способности участников позволяют использовать широкий спектр двигательных действий на сеансах танцевально-двигательной терапии. Могут встречаться характеристики танца/движения, от тонких и обычных движений до выразительных, импровизационных танцев .
Чтобы узнать больше о том, как работают танцевальные/двигательные терапевты, перейдите на страницу ADTA на YouTube и в профили DMT.
Как я могу стать танцевальным/двигательным терапевтом?
Есть два способа стать танцевально-двигательным терапевтом. Подробное руководство по требованиям см. в Справочнике кандидата R-DMT.
№ 1: Утвержденная ADTA программа для выпускников
Выпускники утвержденных программ соответствуют всем профессиональным требованиям для получения сертификата зарегистрированного танцевально-двигательного терапевта (R-DMT). Пожалуйста, свяжитесь со школой напрямую, чтобы узнать о процессе подачи заявления, требованиях и т. д.
#2: Альтернативный маршрут
Альтернативный маршрут определяется как степень магистра с обучением танцевальной/двигательной терапии под руководством квалифицированных преподавателей. Другие требования включают наблюдение и оценку движений, курсовую работу по психологии, полевые работы, стажировку и танцевальный опыт.
Какую степень/аккредитацию получают танцевальные/двигательные терапевты?
Сертификация танцевально-двигательной терапии присуждается выпускникам. Поэтому требуется степень магистра. После завершения утвержденной ADTA программы для выпускников или альтернативного маршрута и принятия Советом по сертификации танцевально-двигательной терапии выдается удостоверение зарегистрированного танцевально-двигательного терапевта (R-DMT). R-DMT представляет собой достижение базового уровня компетентности, что означает как первый уровень вхождения в профессию, так и готовность человека к работе в качестве танцевального/двигательного терапевта в клинической и/или образовательной среде. Удостоверение сертифицированного танцевального / двигательного терапевта (BC-DMT) можно получить после присуждения R-DMT с дополнительными требованиями и опытом. BC-DMT — это продвинутый уровень практики танцевально-двигательной терапии, означающий как второй уровень профессиональной компетентности, так и готовность человека проводить обучение и супервизию в танцевально-двигательной терапии, а также заниматься частной практикой.
Какую степень бакалавра мне следует получить?
На уровне бакалавриата не требуется специальной степени. Тем не менее, это хорошая идея, чтобы иметь существенное представление о темах, связанных как с танцами, так и с психологией. Чтобы узнать о конкретных предварительных условиях, свяжитесь с каждой программой для выпускников, утвержденной ADTA.
Где я могу найти информацию о том, как стать волонтером/тенью танцевального/двигательного терапевта?
Возможности стать волонтером/тенью танцевального/двигательного терапевта ограничены из-за характера работы и необходимости соблюдения конфиденциальности. Если вы заинтересованы в волонтерстве/слежке, обратитесь к члену по особым поручениям вашего региона или в местное отделение.
Какой опыт был бы полезен будущему танцевально-двигательному терапевту?
Настоятельно рекомендуется широко заниматься танцами, включая различные танцевальные стили и техники, хореографию, исполнение и преподавание. Для образования сосредоточьтесь на курсах психологии и курсе кинезиологии и анатомии. Полезный опыт будет включать работу или волонтерство с людьми в различных социальных условиях (например, в летних лагерях, школах, больницах, домах престарелых).
Сколько времени нужно, чтобы стать танцевальным/двигательным терапевтом?
Если вы посещаете утвержденную ADTA программу для выпускников, рассчитывайте, что будете учиться в течение двух-трех лет на дневном отделении. Для альтернативного маршрута продолжительность времени зависит от многих факторов, таких как занятость полный или неполный рабочий день, место проведения курсов (могут потребоваться некоторые поездки), когда предлагаются курсы, когда человек может их посещать и т. д.
Какую школу вы бы порекомендовали?
Посещение любой из утвержденных ADTA программ для выпускников позволяет получить глубокие знания и пройти обучение у выдающихся, опытных, сертифицированных танцевальных и двигательных терапевтов. ADTA предлагает связаться со школой и/или посетить ее, чтобы решить, подходит ли она вам.
Что означает одобрение программ магистратуры?
ADTA утверждает программы, отвечающие требованиям, изложенным в Стандартах образования и клинической подготовки ADTA. Выпускники утвержденных программ соответствуют всем образовательным требованиям для получения сертификата зарегистрированного танцевального / двигательного терапевта (R-DMT).
Где я могу найти список альтернативных маршрутов в моем регионе?
Текущие предложения курсов альтернативного маршрута можно найти в календаре курсов альтернативного маршрута и в документах курсовой работы выпускников альтернативного маршрута, содержащихся на странице альтернативного маршрута. Кроме того, проверьте раздел «Объявления» на форуме, ADTA на Facebook и ADTA LinkedIn.
Где я могу найти информацию о лицензионных требованиях?
Лицензионные требования варьируются от штата к штату. Свяжитесь с вашим государственным лицензионным советом напрямую. Найдите правление своего штата в Списке советов штата по лицензированию профессиональных советников.