Поиск решений судов общей юрисдикции
Мировой судья судебного участка №
<адрес>
Степанова В.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2019 г. <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики Бурятия в составе судьи Болотовой Ж.Т., при секретаре Мункуевой Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда частную жалобу представителя заявителя АО «Читаэнергосбыт» по доверенности Федоровой Т.А. на определение мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии заявления АО «Читаэнергосбыт» о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с Никитиной Е. А.,
УСТАНОВИЛ:
Определением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления АО «Читаэнергосбыт» о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с Никитиной Е. А..
Не согласившись с указанным определением мирового судьи, представитель АО «Читаэнергосбыт» по доверенности Федорова Т. А. обратилась с частной жалобой, мотивируя тем, что согласно ст. 122 ГПК РФ судебный приказ выдается, если заявлено требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи. Согласно п. 2 правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности ил 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). В силу ст. 114 Правил, при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида. Исходя из буквального толкования указанных положений, следует, что мероприятия, связанные с ограничением и возобновлением коммунального ресурса, это неотъемлемый процесс, связанный с предоставлением коммунальных услуг, следовательно, понесенные расходы за данные мероприятия могут быть, согласно ст. 122 ГПК РФ, взысканы с должника в порядке приказного производства. В абзаце 5 обжалуемого определения, судья, придя к выводу об отсутствии оснований, установленных ст. 122 ГПК РФ для принятия заявления о выдаче судебного приказа, окончательно ссылается на несоблюдение требований п. 1 ч. 3 ст. 125 ГПК РФ, к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа, установленные статьей 124 ГПК РФ. Также представитель АО «Читаэнергосбыт» указала на то, что другими мировыми судьями <адрес> подобные пакеты документов принимаются без нареканий и взыскиваются в порядке приказного производства.
Частная жалоба рассматривается судом в соответствии с ч. 2 ст. 333 ГПК РФ без извещения лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 2 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, с учетом положений ч. 3 ст. 333 ГПК РФ о рассмотрении частной жалобы без извещения и вызова лиц, участвующих в деле, обсудив доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 121 ГПК РФ судебный приказ выносится судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 данного кодекса.
В частности, судебный приказ выдается, если заявлено требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи.
В соответствии со статьей 125 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа, если из заявления и представленных документов усматривается наличие спора о праве.
По смыслу указанной нормы, судебный приказ выдается только по бесспорным требованиям, не предполагающим какого-либо спора о праве, поскольку бесспорность требований является основной предпосылкой осуществления приказного производства.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 785-О-О наличие признаков спора о праве в каждом конкретном деле устанавливается судьей, рассматривающим заявление о выдаче судебного приказа, который при наличии сомнений в бесспорном характере заявленных требований в целях защиты прав и интересов ответчика отказывает в принятии заявления, что не лишает заявителя права предъявить данное требование в порядке искового производства.
Из представленных материалов следует, что должник Никитина Е. А.состоит с АО «Читаэнергосбыт» в договорных отношениях по отпуску и потреблению электроэнергии для бытовых нужд по адресу: МКД, 670042, Бурятия Респ., Улан-Удэ г., <адрес>1.
Подпунктом «б» пункта 2 Правил, утвержденных Правительством Российской Федерации на основании статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», предусмотрено, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в частности, в связи с нарушением потребителем своих обязательств, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В силу подпункта «а» пункта 4 Правил гарантирующий поставщик наделен правом выступать инициатором мероприятий по введению ограничения режима потребления электроэнергии при нарушении потребителем своих обязательств по оплате ее стоимости.
Из пункта 10 Правил следует, что в целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления (далее — уведомление об ограничении), а также уведомление исполнителю (в данном случае сетевой организации), обеспечивающее исполнение введения ограничения.
Учитывая, что представленная копия акта № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений о получении потребителем (должником), мировым судьей правомерно сделан вывод о не бесспорности требования, более того, не представлены документы, подтверждающие правоотношения взыскателя АО «Читаэнергосбыт» и ООО «Энерго-Контроль».
Заявленные АО «Читаэнергосбыт» требования о взыскании расходов на оплату действий по введению ограничения режима потребления и последующему его восстановлению не могут также быть признаны бесспорными, поскольку данные расходы не носят систематический характер, что присуще коммунальным платежам.
Поскольку АО «Читаэнергосбыт» не представило документы, подтверждающие бесспорность заявленных требований, мировым судьей вынесено законное и обоснованное определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
Ссылки в жалобе на тот факт, что ранее тем же мировым судьей заявления о выдаче судебных приказов по взысканию расходов, связанных с ограничением и возобновлением электроэнергии принимались от АО «Читаэнергосбыт» и задолженность взыскивалась в приказном порядке, не могут быть приняты во внимание, так как каждое дело рассматривается с учетом конкретных обстоятельств и представленных доказательств, не аналогичных обстоятельствам данного дела.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым разъяснить, что в главе 11 ГПК РФ не установлено, что отказ в принятии заявления о выдаче приказа препятствует повторному обращению в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329,333, 334 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии заявления АО «Читаэнергосбыт» о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с Никитиной Е. А. оставить без изменения, частную жалобу представителя заявителя «Читаэнергосбыт» по доверенности Федоровой Т.А. — без удовлетворения.
Судья: Болотова Ж.Т.
« Что такое судебный приказ?»
Основной вопрос, который возникает у человека, который получает судебный приказ- это почему судебный приказ вынесли без моего участия в суде? Для ответа на этот вопрос необходимо узнать порядок вынесения судебных приказов. Понятие судебного приказа раскрыто в ст.121 Гражданского Процессуального Кодекса РФ. Судебный приказ – это судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по следующим требованиям: требование основано на нотариально удостоверенной сделке; требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме; требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта; заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц; заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам; заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику; заявлено территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, отобранного у должника по решению суда; заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику.
Глава 7. Судебная власть | Конституция Российской Федерации
Статья 118
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется исключительно судами.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Статья 119
Судьями могут быть граждане Российской Федерации в возрасте от 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж юридической работы не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Артикул 120
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону.
2. Если после рассмотрения дела суд установит, что действие государственного или иного органа противоречит закону, он выносит соответствующее решение в соответствии с законом.
Статья 121
1. Судьи несменяемы.
2. Полномочия судьи прекращаются или прекращаются только по основаниям и в порядке, установленным федеральным законом.
Статья 122
1. Судьи неприкосновенны.
2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, установленном федеральным законом.
Статья 123
1. Рассмотрение дел во всех судах открытое. Заочные допросы допускаются только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Заочное рассмотрение дела в уголовных судах не допускается, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
3. Судебное разбирательство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
4. В случаях, установленных федеральным законом, правосудие осуществляется судом присяжных.
Статья 124
Суды финансируются только из федерального бюджета и обеспечивается возможность полного и независимого отправления правосудия в соответствии с требованиями федерального закона.
Статья 125
1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают дела о соответствии Конституции Российской Федерации.
- федеральные законы, нормативные акты Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
- конституции республик, уставы, а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, принятые по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти Российской Федерации или совместному ведению органов государственной власти власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- договоры, заключаемые между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоры, заключаемые между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- международных договоров и соглашений Российской Федерации, не вступивших в силу.
3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры по вопросам ведения:
- между федеральными органами государственной власти;
- между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; №
- между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет в порядке, установленном федеральным законом, конституционность применяемого или подлежащего применению закона. в конкретном случае.
5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации Российской Федерации, дает свое толкование Конституции Российской Федерации.
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; международные договоры и соглашения, не соответствующие Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению и применению.
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в государственной измене или ином тяжком преступлении против Президента Российской Федерации.
Статья 126
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к ведению судов общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью в предусмотренных федеральными законами процессуальных формах и дает разъяснения по вопросы судопроизводства.
Статья 127
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах и дает разъяснения по вопросам судебных разбирательств.
Статья 128
1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
2. Судьи иных федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
3. Полномочия, правила формирования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.
Статья 129
1. Прокуратура Российской Федерации образует единую централизованную структуру, в которой прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами.
4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Алфавитный указатель
A B C D E F G H J L M N P R S T
Конституция Российской Федерации РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 7.
Конституция Российской Федерации РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 7.КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 118.
- Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами.
- Судебная власть осуществляется конституционным, гражданским, административным и уголовным процессом.
- Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов запрещается.
Статья 119.
Судьями могут быть граждане Российской Федерации в возрасте от 25 лет и старше, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.Статья 120.
- Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
- Суд, установивший неправомерность акта правительства или иного органа, выносит определение в соответствии с законом.
Статья 121.
- Судьи не могут быть заменены.
- Полномочия судьи не могут быть прекращены или приостановлены иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
Статья 122.
- Судьи неприкосновенны.
- В отношении судьи не может быть возбуждено уголовное дело, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
Статья 123.
- Все процессы во всех судах должны быть открытыми. Заседание дела может быть закрытым в случаях, предусмотренных федеральным законом.
- Заочное рассмотрение уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
- Суд проводится на состязательной и равноправной основе.
- В случаях, предусмотренных федеральным законом, суд проводится с участием присяжных заседателей.
Статья 124.
Суды финансируются только за счет федерального бюджета и финансирование должно обеспечивать полное и независимое отправление правосудия в соответствии с федеральным законом.Статья 125.
- Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
- Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Президента Российской Федерации, Государственной Думы, одной пятой части членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешают дела о соответствии Конституции Российской Федерации: а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации Российская Федерация, Совет Федерации, Государственная Дума и Правительство Российской Федерации; б) республиканские конституции, уставы, а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, изданные по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; г) не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации.
- Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между государственными органами Российской Федерации и государственными органами субъектов Российской Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
- Конституционный Суд Российской Федерации на основании жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и запросов судов осуществляет проверку конституционности закона, примененного или подлежащего применению по конкретному делу, в порядке, установленном федеральными закон.
- Конституционный Суд Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, законодательных органов субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
- Акты и их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; международные договоры Российской Федерации не подлежат принудительному исполнению и применению, если они противоречат Конституции Российской Федерации.
- Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации выносит решение о соблюдении установленного порядка при обвинении Президента Российской Федерации в государственной измене или ином тяжком преступлении.
Статья 126.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и осуществляет судебный надзор за их деятельностью в соответствии с федеральными процессуальными формами и дает разъяснения по вопросам судебной практики.Статья 127.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью в соответствии с федеральными правовыми процедурами и дает разъяснения по вопросы судебной практики.Статья 128.
- Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.