Среди прав: Среди прав ребенка права какой группы преобладают ? Почему ?

Всеобщая декларация прав человека | Организация Объединенных Наций

Всеобщая декларация прав человека является основополагающим документом исторической важности.  Текст Декларации явился результатом тесного взаимодействия специалистов в области права, представлявших все регионы планеты.  Декларация была принята резолюцией 217 А Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Париже 10 декабря 1948 года в качестве документа, принципам, изложенным в котором, обязаны следовать все народы и страны.  Впервые в истории человечества был принят документ, провозгласивший необходимость защиты основных прав человека. Декларация переведена на 500 языков.

ПРЕАМБУЛА

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 14

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 15

1. Каждый человек имеет право на гражданство.
2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.
2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.
3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 17

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.
2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Article 25

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 30

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

УВКПЧ | Защитники культурных прав

Защитники культурных прав – правозащитники, которые защищают культурные права в соответствии с международными стандартами, – играют важную роль среди защитников прав человека. Их работа во всех регионах мира необходима для осуществления неотделимой части универсальной системы прав человека – культурных прав.

Кто считается защитником культурных прав?

В соответствии с Декларацией о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (Декларацией о правозащитниках, 1998 г. ) правозащитниками могут быть любые лица, группы и органы, которые вносят мирный вклад в продвижение прав человека и эффективное искоренение всех нарушений прав и основных свобод людей и народов. Они должны признавать принцип универсальности прав человека, утвержденный Всеобщей декларацией прав человека, и действовать в соответствии с международными нормами в области прав человека.

Правозащитниками могут быть люди любого пола и возраста, из любой страны мира, с любым профессиональным и другим опытом. Они работают в неправительственных и межправительственных организациях, могут быть правительственными чиновниками, госслужащими или представителями частного сектора.[1]

Таким образом, защитники культурных прав являются правозащитниками, которые занимаются искоренением нарушений культурных прав и продвижением уважения, защиты и реализации таких прав. Они могут быть экспертами, активистами или обычными людьми, которые выступают в защиту культурных прав, а также могут работать в этой области. Защитниками культурных прав можно считать даже некоторые учреждения культуры, ведущие такую деятельность, но не использующие этот термин.

Доклад о защитниках культурных прав (2020 г.)

Цель доклада 2020 г. (A/HRC/43/50) – повышение осведомленности о деятельности защитников культурных прав для привлечения внимания к их деятельности и увеличения получаемой ими помощи. Доклад включает:

  • определение защитников культурных прав;
  • обзор различных видов их деятельности;
  • обсуждение вызовов и рисков, с которыми они сталкиваются;
  • обзор международных правовых норм, защищающих и обеспечивающих их деятельность;
  • конкретные рекомендации для улучшения их признания, защиты и поддержки.

Основные выводы и рекомендации


В определении защитников культурных прав Специальный докладчик напоминает о существенных областях культурных прав – участие в культурной жизни, художественное самовыражение, свобода научного творчества, культурные практики и языки, наследие – и различных способах их защиты со стороны отдельных лиц или групп (п. 8).

Специальный докладчик подчеркивает, что защита культурных прав имеет важное значение не только для защиты и поощрения всех взаимозависимых и взаимосвязанных прав человека, но и для реализации повестки дня в области устойчивого развития и эффективного реагирования на чрезвычайную ситуацию, связанную с изменением климата. При этом она отмечает, что эта работа и те, кто ее делает, зачастую не упоминаются в глобальных стандартах о деятельности правозащитников (глава III). Она рекомендует повысить осведомленность о культурных правах и разнообразии, обеспечить более систематический охват тех, кто их защищает, во всех механизмах по финансированию и защите прав человека.

В своем докладе она напоминает об угрозах и рисках, с которыми сталкиваются все правозащитники в связи со своей деятельностью, а также подчеркивает особенности работы защитников культурных прав, поскольку они затрагивают чувствительные вопросы и по-прежнему сталкиваются с недоверием многих людей к культурному разнообразию (глава IV). Она рекомендует государствам совместно с гражданским обществом, национальными правозащитными учреждениями, защитниками культурных прав и экспертами провести национальную оценку способности защитников культурных прав свободно осуществлять свою деятельность, выявить проблемы в этой области и рекомендовать способы их решения.

Рекомендации доклада

Мероприятия и материалы по теме

  • Видеовыступление* Специального докладчика на мероприятии «Празднование жизни», организованном «Мусульманами за прогрессивные ценностей» в честь мусульманских правозащитников, 10 декабря 2020 г.
  • Конференция Специального докладчика «Защита права на свободу художественного выражения»* в рамках конференции «Art-at-Risk — Творческая деятельность в сложных условиях», организованной фондом Artasfoundation в Цюрихе, Швейцария, 28 февраля 2020 г. — Сайт и страница мероприятия
  • Экспертная встреча*, Нью-Йорк, 22 октября 2019 г.
  • Консультация с европейскими экспертами о положении защитников культурных прав, организованная в рамках Франкфуртской книжной ярмарки при поддержке сети ICORN, Франкфурт, Германия, 18 октября 2019 года.

Полезные ссылки

  • Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (Декларация о правозащитниках, 1998 г.) на разных языках*
  • Информационный бюллетень 29 — Правозащитники: защита права защищать права человека
  • Специальный докладчик по вопросу о положении правозащитников
  • Определение правозащитников* 

[1] См. ohchr.org/EN/Issues/SRHRDefenders/Pages/Defender.aspx.


Билль о правах: Транскрипция

Распечатать эту страницу

 

Примечание. Следующий текст представляет собой расшифровку зарегистрированного оригинала Совместной резолюции Конгресса, предлагающей Билль о правах, который находится в постоянной экспозиции в Ротонде Национального архивного музея. Орфография и пунктуация соответствуют оригиналу.


25 сентября 1789 года Первый Конгресс США предложил 12 поправок к Конституции. 1789 г.Совместная резолюция Конгресса, предлагающая поправки, выставлена ​​​​в Ротонде Национального архивного музея. Десять из предложенных 12 поправок были ратифицированы тремя четвертями законодательных собраний штатов 15 декабря 1791 года. Ратифицированные статьи (статьи 3–12) составляют первые 10 поправок к Конституции, или Биллю о правах США. В 1992 году, через 203 года после того, как она была предложена, статья 2 была ратифицирована как 27-я поправка к Конституции. Статья 1 так и не была ратифицирована.

Транскрипция 1789 г.Совместная резолюция Конгресса, предлагающая 12 поправок к Конституции США

Конгресс Соединенных Штатов начался и состоялся в городе Нью-Йорк в среду, четвертого марта тысяча семьсот восемьдесят девятого года.

Конвенты ряда штатов, которые во время принятия Конституции выразили желание, чтобы предотвратить неправильное толкование или злоупотребление своими полномочиями, чтобы были добавлены дополнительные декларативные и ограничительные положения: основу общественного доверия к правительству, лучше всего обеспечит благотворные цели его института.

ПРИНЯТО РЕШЕНИЕМ Сенатом и Палатой представителей Соединенных Штатов Америки, собравшимися на Конгрессе, при согласии двух третей обеих палат, о том, чтобы следующие статьи были предложены законодательным собраниям нескольких штатов в качестве поправок к Конституции Соединенных Штатов Америки. Соединенные Штаты, все или некоторые из которых, после ратификации тремя четвертями указанных Законодательных собраний, должны иметь силу во всех смыслах и целях как часть указанной Конституции; а именно

СТАТЬИ в дополнение к поправке к Конституции Соединенных Штатов Америки, предложенной Конгрессом и ратифицированной законодательными собраниями нескольких штатов в соответствии с пятой статьей первоначальной Конституции.

Статья первая… После первого перечисления, требуемого первой статьей Конституции, на каждые тридцать тысяч приходится один представитель, пока их число не достигнет ста, после чего пропорция регулируется Конгрессу, что должно быть не менее ста представителей и не менее одного представителя на каждые сорок тысяч человек, пока число представителей не достигнет двухсот; после чего пропорция будет регулироваться Конгрессом таким образом, чтобы не было менее двухсот представителей и не более одного представителя на каждые пятьдесят тысяч человек.

Статья вторая… Ни один закон, изменяющий вознаграждение за услуги сенаторов и представителей, не вступит в силу, пока не будут проведены выборы представителей.

Статья третья… Конгресс не должен издавать законов, касающихся установления религии или запрещающих ее свободное исповедание; или ограничение свободы слова или печати; или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с ходатайством об удовлетворении жалоб.

Статья четвертая… Хорошо организованная милиция, необходимая для безопасности свободного государства, не может нарушать право людей хранить и носить оружие.

Статья пятая… Ни один солдат в мирное время не может быть размещен ни в каком доме без согласия Собственника, ни во время войны, кроме как в порядке, установленном законом.

Статья шестая… Право людей на неприкосновенность их личности, домов, бумаг и имущества от необоснованных обысков и конфискаций не должно нарушаться, и никакие ордера не должны выдаваться, кроме как по уважительной причине, подкрепленный присягой или заявлением, и, в частности, с описанием места, которое нужно обыскать, и лиц или вещей, которые должны быть захвачены.

Статья седьмая… Ни одно лицо не может быть привлечено к ответственности за преступление, караемое смертной казнью, или иное позорное преступление, кроме как по представлению или обвинительному акту Большого жюри, за исключением случаев, возникающих в сухопутных или военно-морских силах, или в Милиция, когда она находится на действительной службе во время войны или общественной опасности; ни одно лицо не может подвергаться опасности для жизни или здоровья дважды за одно и то же преступление; ни в каком уголовном деле он не может быть принужден свидетельствовать против самого себя, а также не может быть лишен жизни, свободы или имущества без надлежащей правовой процедуры; равно как и частная собственность не может быть изъята для общественного пользования без справедливой компенсации.

Статья восьмая… При любом уголовном преследовании обвиняемый имеет право на безотлагательное и публичное судебное разбирательство беспристрастным судом присяжных того штата и округа, где было совершено преступление, какой округ должен был быть ранее установленным законом, и быть проинформированным о характере и основании обвинения; встретиться со свидетелями против него; иметь обязательный процесс получения свидетелей в свою пользу и иметь помощь адвоката для своей защиты.

Статья девятая… В исках по общему праву, где сумма разногласий превышает двадцать долларов, право на рассмотрение дела судом присяжных должно быть сохранено, и ни один факт, рассматриваемый присяжными, не может быть повторно рассмотрен в ином порядке в любой суд Соединенных Штатов, чем в соответствии с нормами общего права.

Статья десятая… Чрезмерный залог не требуется, не налагаются чрезмерные штрафы, не применяются жестокие и необычные наказания.

Статья одиннадцатая… Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или принижение других, сохраняемых за народом.

Статья двенадцатая… Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные ею штатам, сохраняются соответственно за штатами или за народом.

АТТЕСТ,

Фредерик Август Мюленберг, спикер Палаты представителей
Джон Адамс, вице-президент США и председатель Сената
Джон Бекли, секретарь Палаты представителей.
Сэм. Секретарь Сената Отис

Поправки 11-27

Билль о правах США

Примечание: Следующий текст представляет собой транскрипцию первых десяти поправок к Конституции в их первоначальном виде. Эти поправки были ратифицированы 15 декабря 1791 года и составляют то, что известно как «Билль о правах».

Поправка I

Конгресс не должен издавать законов, касающихся установления религии или запрещающих ее свободное исповедание; или ограничение свободы слова или печати; или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с ходатайством об удовлетворении жалоб.

Поправка II

Хорошо организованная милиция, необходимая для безопасности свободного государства, не может нарушать право людей хранить и носить оружие.

Поправка III

Ни один солдат в мирное время не может быть расквартирован в каком-либо доме без согласия Собственника, ни во время войны, кроме как в порядке, установленном законом.

Поправка IV

Право людей на безопасность их личностей, домов, документов и имущества от необоснованных обысков и конфискаций не должно нарушаться, и никакие ордера не должны выдаваться, кроме как по вероятной причине, подкрепленной присягой или подтверждением, и в частности описание места, подлежащего обыску, и лиц или вещей, подлежащих изъятию.

Поправка V

Ни одно лицо не может быть привлечено к ответственности за преступление, караемое смертной казнью, или иное позорное преступление, кроме как по представлению или обвинительному акту Большого жюри, за исключением случаев, возникающих в сухопутных или военно-морских силах или в милиции, когда они находились на действительной службе во время. войны или общественной опасности; ни одно лицо не может подвергаться опасности для жизни или здоровья дважды за одно и то же преступление; ни в каком уголовном деле он не может быть принужден свидетельствовать против самого себя, а также не может быть лишен жизни, свободы или имущества без надлежащей правовой процедуры; равно как и частная собственность не может быть изъята для общественного пользования без справедливой компенсации.

Поправка VI

Во всех уголовных делах обвиняемый имеет право на быстрое и публичное судебное разбирательство беспристрастным судом присяжных штата и округа, где было совершено преступление, округ должен быть предварительно установлен законом, и быть проинформированным о характере и основании обвинения; встретиться со свидетелями против него; иметь обязательный процесс получения свидетелей в свою пользу и иметь помощь адвоката для своей защиты.

Поправка VII

В исках по общему праву, где сумма разногласий превышает двадцать долларов, право на рассмотрение дела присяжными должно быть сохранено, и ни один факт, рассматриваемый присяжными, не может быть повторно рассмотрен в каком-либо суде Соединенных Штатов иначе, чем по нормам общего права.

Поправка VIII

Не требуется ни чрезмерного залога, ни наложения чрезмерных штрафов, ни применения жестоких и необычных наказаний.

Поправка IX

Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом.

Поправка X

Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные ею штатам, сохраняются соответственно за штатами или за народом.

Поправки 11-27

Примечание. Заглавные буквы и пунктуация в этой версии взяты из зарегистрированного оригинала Совместной резолюции Конгресса, предлагающей Билль о правах, который находится в постоянной экспозиции в Ротонде здания Национального архива, Вашингтон, округ Колумбия

 

Вернуться на главную страницу Билля о правах

прав | КОНСТИТУЦИЯ США с Питером Сагалом

«Что такое свобода слова?» — спрашивает автор Салман Рушди. «Без свободы оскорблять она перестает существовать».

Сам Рушди чуть не прекратил свое существование за то, что воспользовался своей «свободой оскорблять». Его роман 1998 года «Сатанинские стихи » включал отрывки, которые некоторые мусульмане сочли кощунственными, что вызвало бурные протесты по всему миру. В 19В 99 году иранский аятолла Рухолла Хомейни издал «фетву» или религиозный указ, призывающий к смерти Рушди. Рушди был вынужден скрываться девять лет. Он избежал травм, но один из его переводчиков был зарезан, а другой серьезно ранен в результате нападения. Десятки людей погибли во время беспорядков в знак протеста против книги.

Стоила ли свобода выражения Рушди, защищенная в Америке Первой поправкой, такой высокой цены? Это вопрос, который слишком часто возникает в мире, полном людей, стремящихся оскорбить. В Гейнсвилле, штат Флорида, пастор-евангельский христианин поджигает Коран. На похоронах американских солдат, погибших в Ираке и Афганистане, религиозные экстремисты пикетируют с плакатами «Бог ненавидит педиков» и «Слава Богу за погибших солдат». В Иллинойсе группа неонацистов объявляет о своем намерении пройти маршем со свастикой по кварталу пожилых людей, переживших Холокост.

Такие оскорбительные высказывания были бы незаконны во многих странах, и призывы ввести ограничения на оскорбительные высказывания здесь, в Соединенных Штатах, поступали со всех сторон политического спектра. Некоторые выступают за ограничение свободы слова, которое унижает уязвимые группы меньшинств. Другие выступали за ограничение свободы слова группами меньшинств, призывающее к насилию против большинства. Но практически каждое предложение об ограничении оскорбительных высказываний имеет общий признак: его сторонники уверены, что если мы дадим правительству полномочия запрещать высказывания, которые им не нравятся, правительство воспользуется этими полномочиями так, как предполагали его сторонники.

Они почти наверняка ошибаются. Правда в том, что когда правительству приходится решать, какая речь допустима, его осуществление этой власти почти всегда обусловлено политическими соображениями, а не принципиальными различиями. И те, кто предложил ограничения, часто сожалеют об этом.

Потенциальные правительственные цензоры стремились запретить высказывания, враждебные геям и лесбиянкам, и высказывания, поддерживающие права геев. Они стремились помешать высказываниям, пропагандирующим религию, и высказываниям, нападающим на религию. Они запретили протесты против абортов возле клиник для абортов и запретили врачам предоставлять пациентам информацию о легальных абортах. Они преследовали граждан за сжигание флагов и за демонстрацию флагов.

Действительно, единственное, что предсказуемо в предоставлении правительству права подвергать цензуре речь, это то, что оно будет использовать это право непредсказуемо. Основатель Американского союза гражданских свобод Роджер Болдуин хорошо выразился, сказав: «Чтобы защищать людей, которые вам нравятся, вы должны защищать людей, которых ненавидите».

Было бы нечестно отрицать, что разрешение крайне оскорбительных высказываний может повлечь за собой высокую цену. Как написал профессор Джорджтаунской школы права Дэвид Коул, «свобода слова не свободна». Когда, как в случае с Рушди, эта стоимость включает в себя смерть невинных, понятно, что некоторые люди сомневаются в цене.

Но альтернатива — наделение правительства полномочиями подавлять выступления из-за того, что они могут спровоцировать насильственные реакции — гораздо опаснее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *