Совершеннолетие в ссср: Совершеннолетие: geish_a — LiveJournal

Совершеннолетие: geish_a — LiveJournal

Совершеннолетие: geish_a — LiveJournal ?

Аннушка, Свободный Человек (geish_a) wrote,

Categories:
  • СССР
  • Дети
  • Лингвистика
  • История
  • Cancel
Где бы найти достоверную информацию о том, какой возраст в СССР считался совершеннолетием? В России нынче вроде бы паспорта выдают в 14, а совершеннолетие — в 18.
Мне почему-то кажется, что в Союзе и то, и другое происходило одновременно: в 16.

UPDATE: Ребят, я же просила ссылки на достоверные источники информации! А не просто ваши воспоминания.
А то все очень уверенно говорят разные вещи.
Кстати, избирательное право и т.п. не являются синонимом совершеннолетия. Совершеннолетие — вообще эфемерное такое понятие. Но почему-то оно было.
Если знаете, как искать ссылки, буду премного…

UPDATE 2: спасибо oldfashion_man, вот ссылка: http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/103/771.htm
Действительно, 18.
Хотя я помню, что мы тогда говорили 16. Ошибались.

Tags: law-politics, россия, совок

Subscribe

  • (no subject)

    Боже мой, остались еще счастливые люди, у которых в журнале весь этот год не существует намека на какую-то там войну в Украине, зато сплошная война с…

  • (no subject)

    Что только иногда в голову не приходит. Слушаю аудиокнижку по-украински, а там пiвень мелькает. Думаю: о, он пiвень, потому что спiває. А потом…

  • (no subject)

    Как хорошо день начинается! Херсон оставляют через труп Стремоусова, все как он обещал. (Хотя, конечно, вероятно он просто сбежал таким способом, но…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

  • 33 comments
    • 33 comments
    • (no subject)

      Боже мой, остались еще счастливые люди, у которых в журнале весь этот год не существует намека на какую-то там войну в Украине, зато сплошная война с…

    • (no subject)

      Что только иногда в голову не приходит. Слушаю аудиокнижку по-украински, а там пiвень мелькает. Думаю: о, он пiвень, потому что спiває. А потом…

    • (no subject)

      Как хорошо день начинается! Херсон оставляют через труп Стремоусова, все как он обещал.

      (Хотя, конечно, вероятно он просто сбежал таким способом, но…

    Как в 1920-х в СССР брачный возраст повышали, а потом понижали

    Новый кодекс

    Согласно Кодексу законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года, брачный возраст составлял 18 лет для мужчин и 16 — для женщин. Губернские отделы записи актов гражданского состояния могли снизить его на полгода в исключительных случаях. Например, при упадке крестьянского хозяйства в случае смерти или нетрудоспособности взрослых членов семьи, когда единственным работником оставалось вполне трудоспособное лицо, не достигшее брачного возраста, или из-за фактических брачных отношений, последствием которых была беременность или рождение ребенка. 

    Ранние браки были распространены, особенно в деревнях. С одной стороны, это отвечало дореволюционным традициям, с другой — крестьянское хозяйство нередко нуждалось в дополнительной рабочей силе в лице невестки или зятя. Свое влияние оказывали и национальные особенности некоторых народов, и региональные климатические условия, и индивидуальные факторы. 

    Проект нового кодекса, разработанный в 1924–1925 годах, изначально сохранял это положение. Но в ходе общественного обсуждения вопрос брачного возраста вызвал много споров. Представители некоторых национальных местностей настаивали на снижении существующей планки, мотивируя это особенностями полового развития подростков. Сторонники повышения брачного возраста говорили о проблемах, связанных с ранним вступлением в брак. В первую очередь это касалось женщин, которые, согласно законодательству, могли уже в 15 с половиной лет взвалить на себя груз воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Тяжелая деревенская работа, эксплуатационный характер которой никто не скрывал, превращала вчерашних девочек, не всегда физически крепких и вполне сложившихся, в изнуренных жен, что отражалось на здоровье населения, в некоторых случаях вело к вырождению и в целом ухудшало демографические показатели.  

    Кроме того, брачный возраст был ниже возраста гражданского совершеннолетия, что приводило к правовым коллизиям. Женщина в 16 лет могла стать матерью, но до своего совершеннолетия сама должна была находиться под опекой. 

    Брачный возраст был ниже возраста гражданского совершеннолетия, что приводило к правовым коллизиям. Женщина в 16 лет могла стать матерью, но до своего совершеннолетия сама должна была находиться под опекой.

    Если женщина разводилась или становилась вдовой до 18 лет, закон ограничивал ее в имущественных правах. Являясь членом семьи и выполняя соответствующие обязанности, несовершеннолетняя женщина фактически оставалась бесправным существом. 

    Проект нового кодекса обсуждался больше года. Утверждение в итоге 18-летнего возраста вступления в брак, одинакового для мужчин и женщин, соответствовало идеям равноправия полов, сглаживало юридические противоречия и должно было способствовать оздоровлению населения. 

    Новый кодекс вступал в силу 1 января 1927 года.

    Брачная спешка накануне 1927 года

    Первые проблемы появились сразу же после принятия Кодекса: у 16- и 17-летних невест, желающих вступить в брак, оставался месяц до вступления закона в силу. В декабре 1926 года ЗАГСы были переполнены желающими срочно зарегистрироваться. Газеты писали: «Последние 3–4 дня перед Новым годом спешка желавших вступить в брак достигла своего апогея. Наблюдались случаи, когда 16–17-летние девицы умоляли стоявших впереди них в очереди уступить им место. Под Новый год в одном из ЗАГСов перед окончанием служебных занятий одна молоденькая девушка долго упрашивала впереди стоящих пропустить ее вперед.

    — Почему? С какой стати?! — протестовали те. 

    — Вы понимаете, семь минут осталось. А потом мне по закону нельзя будет выйти замуж два года.

    «Вы понимаете, семь минут осталось. А потом мне по закону нельзя будет выйти замуж два года».

    В итоге ей удалось расписаться вне очереди. 

    31 же декабря сотрудники некоторых ЗАГСов по просьбам регистрировавшихся оставались работать подольше, чтобы зарегистрировать браки всех желающих.  

    А в понедельник, 3 января, в одно из отделений ЗАГСа явился старичок, который рассказал заведующему:

    — Я хотел выдать дочь за одного молодого человека, мы отложили регистрацию. На новогодних праздниках устроили свадебку. Молодые зажили как супруги. А вчера вдруг узнаю новость… вы понимаете меня?!

    — Понимаю, понимаю, — отвечал с улыбкой заведующий. — Вашей дочери нет 18 лет?

    — Вот именно! Так нельзя ли как-нибудь, хоть задним числом, зарегистрировать их? А? Неудобно перед знакомыми… Вы сами понимаете…

    Однако регистрация задним числом не прошла, и старичок, расстроенный, поплелся домой.

    Но свадебный ажиотаж был не единственной проблемой. 

    Сложности переходного периода

    Спустя три месяца общественная дискуссия вокруг брачного возраста разгорелась с новой силой. Жесткие требования устраивали не всех. Сельское население считало закон слишком суровым и требовало снижения брачного возраста, учитывая хозяйственно-бытовые условия крестьянской жизни. Ссылаясь на практику, существующую до 1927 года, крестьяне просили вернуться к прежней норме хотя бы в части исключений из правил. Вал писем во ВЦИК показывал масштаб проблемы. Оказалось, что кодекс бессилен перед ментальностью. «Население не хочет верить, что брачный возраст для женщин увеличен до 18 лет, — жаловались крестьяне. — Разве по естеству женщина в 16 лет не может быть матерью, а мужчина в 17 лет — отцом? Ежели девка в 16 лет забеременеет, чем она себя прикроет? Только браком. А если нельзя, будет ей одна дорога — в омут. И паренек рад бы, к примеру, покрыть общий грех, да ему самому не хватает до 18 лет».

    Из крестьянских писем в газеты и ВЦИК выяснялось, что случаи фактического совместного проживания до достижения брачного возраста совершенно нередки. Вместо регистрации брака в деревнях для поддержания крестьянского хозяйства практиковалось примачество. Женщины фактически становились членами семьи жениха, рожали детей и занимались хозяйственными делами, но не имели никаких имущественных прав, в том числе в случае развода. Прежние коллизии, которые пытался разрешить новый кодекс, инерционно сохранялись, только теперь это был не конфликт норм, а конфликт закона и традиций. И преодоление противоречий виделось не в строгом соблюдении законных требований, а в смягчении ограничений. 

    Попутно выявлялись и более мелкие проблемы. Непонятно было, например, что делать женщине, если она в 16 лет при прежних законах вышла замуж, а в 17 — развелась: новый кодекс вновь признает ее не достигшей брачного возраста. 

    Непонятно было, что делать женщине, если она в 16 лет при прежних законах вышла замуж, а в 17 — развелась: новый кодекс вновь признает ее не достигшей брачного возраста.

    А журнал «Крокодил» изображал, как отразились новые правила на моральном облике девушек в городах, где было много соблазнов: «Девчонка ты молодая… Ну как тебе не стыдно по бульварам ходить!.. Могла бы замуж выйти!» — отчитывает взрослая женщина девочку в короткой юбке и с сигаретой во рту. «А мне шестнадцать лет только. Я до свадьбы еще два года гулять должна!» — отвечает та.

    Иллюстрация журнала «Крокодил»
    на злобу дня 

    От законодательства требовали большей гибкости. С учетом многочисленных обращений уже в 1928 году в Кодекс законов о браке, семье и опеке было внесено примечание, позволяющее в исключительных случаях понижать установленный возраст на год и только для женщин. Это решение помогло поставить точку в жарких спорах, ведущихся на протяжении нескольких лет. 

    Со временем проблема утратила актуальность. Как отмечали исследователи в 1935 году, «исчезли те соображения и уродливые семейные явления, которые толкали девушек на ранние браки; исчезли и те взаимоотношения между родителями и детьми, то покорное, подчиненное положение девушки в семье, которое заставляло во что бы то ни стало идти замуж «за немилого».

    Молодежь стала более ответственно относиться к созданию семьи, а доля женщин, вступающих в брак согласно закону, неуклонно росла. Безусловно, реальность не могла во всех проявлениях четко соответствовать статьям кодекса, но разъяснительная работа государства все больше стирала противоречия между законодательством и жизнью.

    Автор: Ольга Арсентьева.

    В России ностальгия по СССР и положительные чувства к Сталину

    Мужчина держит портрет покойного советского диктатора Иосифа Сталина, пока другие ставят свечи в церкви в родном городе Сталина Гори, Грузия, 5 марта 2017 года, в 64-ю годовщину его смерть. (Вано Шламов/АФП/Getty Images)

    Президент России Владимир Путин назвал распад Советского Союза «величайшей геополитической катастрофой» 20-го века. «Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории», — сказал Путин в своем выступлении в 2005 году.

    Хотя не все россияне обязательно согласны с характеристикой Путина, большинство из них считают распад Советского Союза в 1991 году «плохим событием», согласно исследованию Pew Research Center России и 17 других стран Центральной и Восточной Европы, проведенному между 2015 и 2016 гг. И это представление не ограничивается Россией.

    Например, в России, а также в бывших советских республиках Армении и Молдове примерно семь из десяти и более считают распад СССР «плохим явлением», а в Беларуси 54% считают его негативный свет. Из пяти других опрошенных бывших советских республик взрослые в трех прибалтийских республиках Эстонии, Латвии и Литве, которые были насильственно включены в состав СССР, менее всего склонны рассматривать распад Советского Союза как нечто плохое: трое из десяти или меньше в каждой стране, придерживающейся этой точки зрения.

    Недавний опрос Pew Research Center в России, проведенный в 2017 году, показывает снижение на 10 процентных пунктов доли россиян, считающих, что распад Советского Союза был плохим событием для их страны (59% в 2017 году по сравнению с 69%). % в 2015 году). Это изменение идет рука об руку с улучшением общих экономических перспектив россиян. Тем не менее, большинство россиян продолжают говорить, что распад Советского Союза был плохим событием для их страны.

    Положительное отношение к СССР в целом выше среди пожилых людей в России и других опрошенных бывших советских республиках. Например, в то время как 78% взрослых россиян в возрасте 35 лет и старше в опросе 2015 года считают расставание чем-то плохим, половина россиян моложе 35 лет считают так. Возрастные различия такого характера существуют во всех обследованных бывших советских республиках, кроме Эстонии, в том числе и в странах, где ностальгирующие по СССР составляют меньшинство. Например, в Украине только 20% взрослых моложе 35 лет считают распад Советского Союза чем-то плохим, в то время как 40% людей в возрасте 35 лет и старше так считают.

    Ностальгия по советскому прошлому также распространяется на взгляды его самого долгого лидера, Иосифа Сталина, при этом взрослые в России и некоторых других соседних странах выражают более позитивное отношение к Сталину, чем к Михаилу Горбачеву, который руководил Советским Союзом в последние годы.

    В России 58% взрослых оценивают историческую роль Сталина либо «очень», либо «в основном» положительно, по сравнению с 22%, которые так же относятся к Горбачеву. Жители трех других бывших советских республик — Грузии (где родился Сталин), Армении и Молдавии — также относятся к Сталину значительно более позитивно, чем к Горбачеву. Между тем Горбачев получает более высокий рейтинг, чем Сталин, в странах Балтии, а также в странах Центральной Европы Польши, Венгрии, Хорватии и Чехии.

     

    Дэвид Маски  – бывший старший автор/редактор, специализирующийся на вопросах религии в Pew Research Center.

    ПОСТЫ БИОГРАФИЯ TWITTER EMAIL

    Последнее советское поколение | История

    Каждый вечер советские армейские машины бороздили белые песчаные пляжи на побережье советской Литвы, на западной границе СССР. Местные жители знали, что ночью на пляж нельзя ходить, так как оставлять следы на идеально разгребенном песке можно было, привлечете внимание советских пограничников. Но когда солдаты ушли в 6 утра, пляжи обещали сокровища для детей, желающих их найти.

    Этими сокровищами были потерянные в море предметы – корабельный канат, банки из-под кока-колы и даже пластмассовые игрушки, выброшенные на берег из капиталистических стран. Советским детям, собирая эти бесполезные, но красочные предметы с их легким запахом «другого» мира, предлагалось им взглянуть на то, что скрывается за железным занавесом.

    Сигита Краняускене, 50-летний социолог и старший научный сотрудник Клайпедского университета в Литве, вспоминает, как в детстве собирала такие «сокровища» и интересовалась, как жили жители Запада. «Я пыталась представить, как шведы жили по другую сторону Балтийского моря, — говорит она.

    «Никто не ожидал скорого распада Советского Союза. Мы выросли за железным занавесом, готовясь стать обычными и покорными советскими гражданами», — добавляет она.

    Но он рухнул. Тридцать лет назад, 26 декабря 1991 года, Советский Союз, частью которого была Литва, распался. Внезапно поколение, выросшее при коммунизме, вступало во взрослую жизнь в новом независимом капиталистическом государстве.

    Социологи, такие как Сигита, и историки не пришли к соглашению о названии для определения этого поколения, родившегося в конце 19 века. 60-х и 70-х годов, но использовались «Последнее советское поколение», «Переходное поколение» и «Пороговое поколение».

    «Хотя единого термина не существует, исследователи выбирают прилагательные, отражающие кардинальные изменения», — объясняет Сигита, чьи исследования сосредоточены на этом поколении, которое охватило две социальные и политические системы.

    Сигита Краняускене играет на литовском народном инструменте канкле в советской школьной форме [Предоставлено Сигитой Краняускене]

    Иностранная жевательная резинка

    В 1980-е годы 1 мая столицу Литвы Вильнюс украшали советскими флагами. Плакаты советских лидеров Владимира Ленина и Леонида Брежнева висели на государственных зданиях, а в местных цветочных магазинах были выставлены ведра с красными гвоздиками, когда лидеры Коммунистической партии и простые граждане собрались, чтобы посмотреть парад в честь Международного дня трудящихся на Ленинском проспекте (проспект Ленина).

    Даля Кедавичене вспоминает, как в 10-летнем возрасте участвовала в параде с барабаном Pioneer. «Я гордился тем, что шел впереди парада», — сказал 49-й— объясняет отставной начальник отдела по предупреждению преступности Министерства внутренних дел Литвы.

    «Мое детство было счастливым, мне не с чем было сравнивать», — говорит она через Zoom из своего дома в Вильнюсе. «Было событие, когда моя мама привозила из командировок иностранную жевательную резинку.

    «У нас не было большого выбора еды, и я помню длинные очереди за бананами или книгами», — добавляет она, глядя вдаль, вспоминая свое детство.

    Отец Далии был электриком, а мать высокопоставленным чиновником в Министерстве внутренних дел. Хотя ее мать была членом Коммунистической партии, она никогда не прививала дочери коммунистические ценности.

    «Моя мама рано разочаровалась в коммунистических идеалах. Между официальной версией и действиями руководства была резкая разница», — говорит Далия, добавляя: «Она научила меня человеческим ценностям: честности, уважению, предупредительности и любви к другим людям».

    Демонстрация военной мощи была одним из главных элементов парада Октябрьской революции. На снимке последний в Вильнюсе в 1990 году [любезно предоставлено Паулюсом Лилейкисом]

    Мандарины летом

    Для тех детей, которые были воспитаны, чтобы стать членами Коммунистической партии, было несколько вариантов. С семи до девяти лет они могли присоединиться к «Маленьким октябристам». Члены будут носить значок со звездой рубинового цвета с детским портретом Ленина. Девятилетние дети могли перейти в организацию юных пионеров, где им давали красный шейный платок, который они могли носить со школьной формой. В возрасте от 14 до 28 лет молодые люди могли вступить во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи, широко известный как комсомол.

    Дмитрий Денисюк, 55-летний актер Русского драматического театра Литвы, был активным пионером. Он посещал парады, соревнования по маршам, проводил время в пионерских летних лагерях. «Я гордился тем, что был пионером, и из советской детской литературы я узнал, что хороший пионер прилежный, честный и уважает взрослых», — говорит он, переключаясь между литовским и русским языками, когда говорит по скайпу из тускло освещенной комнаты в свою квартиру в Вильнюсе после недели премьерных показов нового сезона.

    «Я вызвался убирать школу после уроков, собирал старые газеты на переработку и помогал пожилым дамам переходить улицу», — вспоминает он.

    Из-за активного участия Дмитрия в коммунистических молодежных группах, когда ему было 15 лет, школа отправила его в пионерский летний лагерь в Нордхаузене под Эрфуртом в Восточной Германии.

    Типичный пионерский летний лагерь с домиками, актовым залом, столовой, прачечной и спортивной площадкой. Хотя государство строило пионерские лагеря по всему Советскому Союзу, провести две недели в международном лагере было честью, которая была дозволена лишь избранной группе молодежи.

    Дмитрий был одним из 20 литовских студентов, отправленных в лагерь Нордхаузен. Там он познакомился с молодежью из Италии, Франции, Польши, Болгарии, Голландии, Греции и других стран. «Это был 1982 год, год проведения 12-го чемпионата мира по футболу, и мы организовали в лагере собственный турнир, — вспоминает он.

    Он вспоминает, как во время экскурсий по Эрфурту и Берлину был сбит с толку при виде пестрых товаров в магазинах и булочек в кофейнях.

    «В наших розничных магазинах запаха не было, а в продуктовых магазинах был другой, более землистый запах картофеля, капусты, свеклы или моркови. Я был удивлен, увидев апельсины и мандарины в магазине летом в Германии. Мы смогли купить эти фрукты только в декабре в Литве. Я помню, как наслаждался его цитрусовым ароматом, смешанным со сладким запахом жевательной резинки», — говорит Дмитрий.

    В молодежном лагере школьники из разных стран обменялись футболками и сувенирами. «Нам нечего было предложить, кроме наших комсомольских значков [маленьких металлических значков красного флага с портретом Ленина в центре], карманных календарей и открыток с изображениями Вильнюса, Москвы или Кремля», — вспоминает он. «Я задавался вопросом, если мы выиграли Вторую мировую войну, то почему у нас так мало хороших вещей по сравнению с другими коммунистическими или западными странами».

    Дмитрий говорит, что в Литве ситуация была лучше, чем в Украине, откуда родом его отец, и в России, откуда родом его мать, но не так богато и красочно, как жизнь в Восточной Германии. Его родители переехали в Литву, спасаясь от голода и экономических трудностей после Второй мировой войны. Его мать работала няней, а отец был солдатом Советской армии.

    «Во время летних каникул мы гостили у моей бабушки в деревне под Псковом. Мои родители упаковали пакеты с сахаром, бобовыми и стеклянными банками, наполненными маслом, погруженными в соленую воду. В деревенском магазине были только спички, хлеб и водка», — вспоминает он.

    «В детстве ты не думаешь о качестве своей еды и одежды: мама дает тебе кашу, ты надеваешь штаны и идешь в садик», — говорит он.

    Дмитрий Денисюк в детстве был активным участником коммунистических молодежных лагерей и помнит, как встречал детей из некоммунистических стран в одном из таких лагерей и был удивлен их нестандартными вещами [Фото Дмитрия Денисюка]

    Мир без цвета

    «Я все время удивлялся, почему западный мир такой красочный», — говорит 48-летний Аудрюс Лелкайтис, независимый журналист, ведущий радиопередачи «Возрождение цивилизации» на Национальном литовском радио. Раз в неделю, по субботам, Аудрюс спрашивает у прохожих, что они думают о текущем событии или социальной проблеме, а затем приглашает экспертов для анализа волнующего вопроса.

    В подростковом возрасте Одриус ​​любил смотреть пиратские западные фильмы, скопированные на видеокассеты. Новые фильмы пользовались большим спросом, и дети раздавали их по кругу. «Казалось, что весь мир живет в духе Рождества, а мы жили в сарае цвета хаки», — говорит он.

    Его отец был инженером, а мать — химиком. Оба были католиками и соблюдали религиозные праздники дома, так как посещение церкви было рискованным. Хотя они не поддерживали коммунизм, Аудрюс говорит, что они никогда открыто не выражали своего несогласия с ним и вели «обычную, конформистскую жизнь советских граждан».

    «Вряд ли кто-то относился к советским пионерским и комсомольским обрядам как к значимым. Последнее советское поколение понимало разницу между официальным доменом и частной жизнью. Они были свидетелями конформизма своих родителей», — объясняет Ирена Сутинене, научный сотрудник Института социологии Литовского центра социальных исследований.

    Она говорит, что в то время как их родители были более консервативны и озабочены обеспечением своих семей в условиях дефицита экономики, последнее советское поколение имело больше возможностей путешествовать, имело доступ к более широкому спектру информации и было более либеральным.

    Подростком журналист Аудрюс Лелкайтис смотрел пиратские видео с Запада и недоумевал, почему они такие красочные [любезно предоставлено Паулюсом Лилейкисом]

    Мультфильмы, жвачка и смерть Брежнева

    Родился в эпоху снижения уровня жизни поскольку Брежнев руководил увеличением расходов на оборону и аэрокосмическую промышленность за счет таких отраслей, как здравоохранение и сельское хозяйство, последнее советское поколение испытывало нехватку продуктов питания и предметов домашнего обихода.

    Одинаковая школьная форма, одинаковая одежда и предметы быта создавали ограниченный, но знакомый мир для детей Литвы и всего Советского Союза. Советские школьницы носили коричневые платья с белыми кружевными воротничками, а мальчики — темно-синие костюмы. Учебный год начался 1 сентября, и все ученики открыли одинаковые учебники.

    Литовские дети играли в игрушки, произведенные тремя советскими литовскими игрушечными компаниями, входившими в конгломерат Неринга, или привезенные в розничные магазины Литвы из других советских республик. Там были зеленые и желтые пластмассовые грузовики, моргающие куклы, издававшие плач, или фигурки диких животных, сделанные из резины.

    «Игрушек было не так много, и я помню, как делала ластики из разноцветных шлепанцев, найденных на берегу», — говорит Сигита.

    Импортные чехлы от жевательной резинки считались коллекционной редкостью. У некоторых детей были тетради с наклеенными обертками: желтые «Сочные фрукты», улыбающийся Дональд Дак или «Розовая пантера».

    Упрощенные и идентичные советские жилые дома создали безликие жилые микрорайоны, такие как Пилайте в Вильнюсе [Фото предоставлено Паулюсом Лилейкисом] этажные кирпичные дома, названные в честь первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, которые стремились обеспечить семьи современными квартирами в 1960-е годы. Даже интерьер квартир с их одинаковыми лакированными столовыми приборами и одинаковыми предметами быта казался знакомым. «Если мы встречаем человека нашего поколения, мы быстро находим общую тему. Все было стандартизировано», — говорит Сигита.

    В конце каждого вечера с 20:30 «по всей стране дети пропадали с детских площадок, чтобы посмотреть мультики», — говорит Ирена.

    Литовцы могли смотреть по телевизору три канала, два из которых транслировались из Москвы на русском языке.

    Но 10 ноября 1982 года мультфильмов по телевизору не было. Вместо этого национальные вещатели из Москвы и Вильнюса прервали регулярные передачи после смерти Генерального секретаря Брежнева, который был у руля Советского Союза 18 лет. Последнее советское поколение выросло, глядя на его портрет на стенах своего класса, слушая его новогодние речи и наблюдая, как он машет рукой во время военных парадов с кремлевского балкона в вечерних новостях.

    «Когда мой отец рассказал мне о своей смерти, это меня потрясло. Он был для меня бессмертным», — вспоминает Аудриус.

    Далия, которая говорит, что почти не обращала внимания на коммунистическую пропаганду, была удивлена ​​своей реакцией. «Не знаю почему, но я плакала, когда узнала о его смерти», — говорит она.

    Скульптура Иосифа Сталина, как и многие другие памятники советским лидерам, была отправлена ​​на хранение во время движения за независимость Литвы [любезно предоставлено Паулюсом Лилейкисом]

    Изучать историю заново, заново изобретать традиции и жить без денег республики в составе СССР, Литва провозгласила независимость от Советского Союза 11 марта 19 г.90.

    В первые годы независимости Литвы советские учреждения были преобразованы, полиция заменила милицию в советском стиле, а церкви, которые использовались как складские помещения или спортивные залы, снова приветствовали верующих.

    Пока воссозданный Центральный банк Литвы готовился к введению национальной валюты — лита, российский рубль заменили на красочные талоны, напечатанные на некачественной бумаге с изображением диких животных Литвы. Люди прозвали talonai «vagnorkes» в честь премьер-министра Литвы Гедиминаса Вагнорюса, который дважды возглавлял правительство в переходный период в 19 веке.90-е.

    Горожане убрали с площадей советские памятники, а историки занялись переписыванием учебников истории. Прежде чем стать полицейским, Даля изучала историю в Вильнюсском университете. Пока старые учебники убирали с полок библиотеки, у учеников их не осталось, вспоминает она. «Наши профессора учили по своим заметкам, а мы делали копии, — говорит она.

    Газеты изменили свои названия. Ежедневная газета «Komjaunimo Tiesa» («Правда Косомольска») стала «Lietuvos Rytas» («Литовское утро»), образовательный журнал «Tarybinis Mokytojas» («Советский учитель») стал «Tevynes Sviesa» («Свет Родины»), а районная газета «Ленино Велиава» («Знамя Ленина») стала Сирвинта.

    В книжных магазинах были представлены произведения, запрещенные в советское время, в том числе такие шедевры, как «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына и «1984» Джорджа Оруэлла.

    «Мы чувствовали себя немного потерянными, — говорит Сигита. «Мы привыкли к тому, что кто-то говорит нам, кто прав, а кто виноват. Теперь нам нужно было усвоить новую информацию и сделать выбор».

    Последнему советскому поколению пришлось не только заново изучать историю, но и заново изобретать традиции. В течение 70 лет атеисты, следуя марксистскому взгляду «религия — опиум народа», вели войну с религиозными практиками в государстве. Научный атеизм, официальный термин для философского мировоззрения коммунистической партии, создал церемонии, которые заменили религиозные. Празднование Нового года заменило Рождество. День Конституции 7 октября, День Революции 7 ноября, День Победы 9 мая.и Международный день трудящихся 1 мая.

    «Я не знала, что такое Рождество или Пасха, — говорит Далия. «В нашем доме мы праздновали только Новый год и дни рождения».

    Бананы и апельсины в советское время в Литве были редкостью. После обретения независимости в его магазины, на рынки и в прилавки поступили самые разные товары, такие как этот на Аллее Лайсвес в городе Каунас в 1994 году [любезно предоставлено Паулюсом Лилейкисом]

    Знакомство с диким Западом

    , официальные нормы и структурные условия жизни были очень четкими. Последнее советское поколение с его свободой вынуждено было сделать правильный выбор в меняющемся обществе», — объясняет Ирена.

    Хотя многие наслаждались этими новыми свободами и возможностями, у них также было чувство незащищенности. С крахом централизованной экономики пришли неизвестные явления, такие как безработица и нехватка предметов первой необходимости. Это, в сочетании с тем фактом, что независимой Литве пришлось создать новую правоохранительную систему, включая полицию, суды и тюрьмы, а также принять новые законы взамен старого советского, создали идеальные условия для процветания преступности.

    «Преступность в Литве резко ухудшилась, и она сохранялась в течение следующих 10 лет, пока наша полиция и судебная система не окрепли», — объясняет Артурас Кедавичюс, бывший генеральный директор Литовского центра экстренного реагирования, который обрабатывает экстренные и кризисные вызовы, который также работал офицером полиции в независимой литовской полиции.

    «Когда русская армия уходила из Литвы, солдаты продавали все: газ, оборудование, металл, оружие. В советское время у мирных жителей было минимальное количество оружия, но когда советская армия ушла из страны, оружие можно было купить на рынке», — добавляет Артурас.

    По данным Департамента статистики Литвы, рост преступности начался в 1988 году. Количество зарегистрированных преступлений в Литве увеличилось с 21 300 до 31 300 за один год. В 2000 г. полиция зарегистрировала в Литве более 82 300 преступлений. Многие преступные группировки и отдельные лица начали торговлю металлом, газом и сырьем, полученным от государственных заводов, колхозов или имущества Коммунистической партии, которое находилось в процессе перехода в частную собственность. Некоторые новые «бизнесмены» даже снимали с улиц крышки канализационных люков, переплавляли их и продавали как металл.

    Первые годы свободы в Литве были отмечены не только новыми возможностями, но и экономическими вызовами. Пасхальные покупки на рынке Кальварию в Вильнюсе, 1994 год [Фото Паулюса Лилейкиса]

    Дорогие автомобили с тонированными стеклами стали новым явлением на дорогах страны. Жильцы начали устанавливать двойные входные двери, и хор автомобильных сигнализаций часто служил саундтреком к плохому ночному сну.

    «В советское время молодежь либо училась в торговом училище, либо продолжала обучение в университете, — объясняет Ирена. «В переходный период некоторые начали бизнес вместо того, чтобы продолжить свое образование».

    Но эти новые предприятия часто становились объектами рэкета со стороны организованных преступных групп.

    Отчеты Департамента статистики Литвы показывают, что пик запугивания и убийств со стороны организованных преступных группировок пришелся на 1994 и 1995 годы, когда полиция в стране с населением около трех миллионов человек зафиксировала более 500 убийств в каждый из этих лет.

    Артурас говорит, что большинство деловых людей подвергались запугиванию и насилию со стороны организованных преступных групп. «Владельцы бизнеса, которые отказывались платить за «крышу» рэкетиров, получали предупреждение: преступные группировки сжигали, портили или конфисковывали их имущество. Если бы владельцы бизнеса продолжали отказываться от оплаты, то рэкетиры избивали бы их, а их семьям поступали угрозы. Самые упрямые бизнесмены были застрелены или взорваны в своих машинах».

    Аплодирующие граждане убирают скульптуры советских лидеров, символы угнетения, такие как этот памятник Ленину на площади Лукишкю в Вильнюсе 23 августа 1991 года [любезно предоставлено Паулюсом Лилейкисом]

    «Лучше иметь свободу»

    Ирена считает, что последнее советское поколение были сформированы экономическими и политическими изменениями, которые они пережили, а не их воспитанием советской эпохи.

    «Движение за независимость Литвы совпало с началом взрослой жизни нашего поколения. Мы чувствовали, что у нас есть безграничные возможности и энергия для достижения этой цели», — говорит Далия. Она считает, что взросление в Советском Союзе научило ее сотрудничать, поддерживать других и иметь менее индивидуальный подход к жизни и отношениям.

    В переходные годы Дмитрий, выходец из семьи русскоязычного этнического меньшинства, говорит, что испытывал не страх, а надежду и волнение по поводу открытых границ и доступа к международной литературе и искусству.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *