Со скольки лет начинают разговаривать дети: Календарь развития речи ребенка раннего возраста

Содержание

Календарь развития речи ребенка раннего возраста

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка.

Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.

 

3 недели – 1 месяц – появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод. При физическом  напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».

2 — 3 месяца:  у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г». Это важный  этап развития речи детей раннего возраста.

4 — 6 месяцев – издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких.

6 — 9 месяцев  —  лепет, он повторяет  одинаковые  слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба». «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»).

9 — 11 месяцев

– малыш начинает подражать звукам речи взрослых.

11 – 14 месяцев – появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом

К 2 годам  в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов. Он уже строит предложение из 2-3  слов.

К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка. Появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у. Ребенок запоминает стихи, детские песенки.

К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать что, что видели и слышали.

 

Важно знать:

Не слушайте советов  от других родителей, у которых дети начали говорить после 3 лет, что ребенок заговорит сам. Говорить то он будет, только вопрос в том, что это будет за речь, ее качество.   

  

Как определить признаки нарушений речи у ребенка?

 

К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением

К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.

К концу 5 месяца  не прислушивается к звукам и музыке

К концу 7месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления»  

К концу 9месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым

К концу 1 года  ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».

К 1,5 годам не  показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.

К 2 годам не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую  инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол)

К 2,5 годам не различает «большой — маленький», не общается с детьми.

К 3 годам  не может назвать свое имя и фамилию,  рассказать простое стихотворение и сказку.

 

Если этого не происходит – есть повод обратиться к специалистам. 

 

Возможные причины нарушений речи

  • Вирусные  и эндокринные заболевания матери, угроза выкидыша, травмы, токсикоз, низкий уровень гемоглобина.
  • Генетические аномалии, наследственная предрасположенность.
  • Неблагоприятные роды.
  • Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
  • Дети, которые получили при рождении низкие баллы по шкале Апгар

 

Точную причину нарушений определяет врач, а вид речевого нарушения – учитель-логопед.

 

Что же могут сделать родители для успешного  развития речи?

Речь – это высшая психическая функция, поэтому очень важен период  внутриутробного развития ребенка.   Родителям необходимо позаботиться о развитии речи еще до его рождения. Важно, чтобы будущая мама получала  только положительные эмоции.

Больше общайтесь со своим малышом! Доброжелательность, мягкий и спокойный голос, грамматически правильная речь – еще один важный фактор развития речи.

Часто, дети, используя лишь указательный жест, получают желаемое. Приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения.

Не ругайте ребенка за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Он замкнется, престанет говорить и учить новые слова.

Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют  развитию умения слушать и слышать: «Послушай, что там тикает? А это  что шумит?». Пусть малыш учиться различать речевые и неречевые звуки (звуки окружающей среды).

Учите с ребенком сказки, стихи, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые слова, тренирует память и внимание.  

 

Важно знать:

Нарушения речи можно исправить – важно не упустить время!

 

Автор-составитель: Михнович О.Ф учитель-логопед

В каком возрасте ребенок должен заговорить?

Рецензент Кравцова Елена Михайловна

78696 просмотров

23 ноября 2021

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Речь — один из важных навыков ребёнка, и её формирование начинается задолго до того, как малыш самостоятельно заговорит. Младенец воспринимает речь родителей и окружающих его взрослых, подражает ей и впоследствии опирается на приобретённый опыт. Когда ребёнок должен начать говорить и как ему помочь?

Нормы развития речи у детей

Развитие речи происходит постепенно. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому может как опережать возрастные нормы, так и немного отставать. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, и родители мальчиков не всегда понимают, нужно ли беспокоиться или можно просто подождать. Причина в физиологических особенностях: созревание некоторых структур головного мозга девочек происходит быстрее. Из-за этого они лучше пополняют словарный запас в раннем возрасте. Но не только количество слов, но и другие признаки имеют значение для оценки речевого развития ребёнка. Они универсальны и для мальчиков, и для девочек.

Скорость и качество развития речи у детей индивидуальны, а нормативные границы условны. Понять, что с малышом всё в порядке, поможет педиатр. Для предварительной оценки развития речи можно ориентироваться на нормы, описанные советским психологом Львом Семёновичем Выготским [1].

До года

В первые месяцы жизни малыш слушает родителей и окружающих его взрослых. Он различает голоса людей, которые с ним разговаривают, поворачивает голову в сторону звука. Сначала ребёнок овладевает гласными звуками, затем к трём-четырём месяцам появляются согласные звуки, и малыш начинает гулить.

В возрасте 6–12 месяцев ребёнок активнее имитирует звуки взрослой речи. Появляется лепет — малыш произносит одинаковые слоги, например «ма-ма-ма», «па-па-па», «дя-дя-дя». Примерно в десять месяцев дети привыкают отзываться на своё имя. К году жизни у ребёнка появляются первые короткие осмысленные слова («на», «дай», «мама»). Словарный запас составляет от 3 до 20 слов. Кроме того, малыш этого возраста правильно реагирует на просьбы что-то показать или дать (выполняет или отрицательно качает головой).

От одного года до двух лет

В год малыш повторяет слова, которые часто слышит, в речи появляются прилагательные. Ребёнок использует звуки и жесты для привлечения внимания, пропускает или заменяет сложные сочетания звуков, адаптируя речь под себя, например: «плохой — пахой». Малыш больше двигается, начинает перемещаться самостоятельно и накапливает знания об окружающем мире. Словарный запас активно пополняется: до полутора лет ребёнок использует 30-40 слов, ближе к двум годам – 300-400. У девочек к полутора годам, у мальчиков к двум годам начинает формироваться фразовая речь. Она возникает и в первую очередь используется для вопросов и выражения простых потребностей («Дай пить»).

От двух до трёх лет

В этом возрасте активно развивается способность говорить предложениями из 2–3 слов. Ребёнок начинает использовать местоимения, и предлоги. Его речь становится более понятна взрослым, он может выполнять их просьбы, состоящие из двух частей, например: «Возьми свою игрушку и дай мне». Словарный запас пополняется по 100 слов в месяц. В два-два с половиной года малыш задаёт вопросы: «Почему?», «Куда?» и т.п.

Три года

В три года ребёнок активно общается со взрослыми и сверстниками с помощью простых предложений. Он может объяснить свои желания словами. Малыш начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи, используя в том числе обобщённые названия («звери», «вещи» и т.п.). При этом ребёнок может всё ещё нечётко произносить звуки. Малышу нравится слушать знакомые сказки и стихи. Он хорошо запоминает текст и воспроизводит его. Словарный запас пополняется каждый день

[2].

Как помочь ребёнку заговорить

Когда дети начинают говорить первые слова, им самим это очень нравится. Основной способ помочь ребёнку заговорить — общаться с ним как можно чаще. В младенчестве малыш понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому говорить с ним нужно выразительно. Все действия, связанные с ним – купание, массаж, кормление и т. п. – сопровождать эмоционально окрашенными словами. Называть малыша по имени, проговаривать названия вещей, говорить о том, что делает сам ребёнок и как хорошо у него это получается, а также подхватывать и повторять все звуки, которые он произносит.

По мере взросления лучше использовать короткие и понятные предложения, чтобы ребёнок мог наблюдать за движением губ и применял знания в своей речи. Нужно поддерживать разговор с малышом, задавать ему вопросы и стараться вести продолжительную беседу.

Читать книги и петь песни. Можно читать ребёнку книгу и показывать персонажей на картинках. Они привлекут его внимание, а слуховое восприятие поможет запоминать новые слова. Совместное разучивание новых песенок и коротких стишков развивает речевой аппарат, а также укрепляет связь с малышом.

Развивать мелкую моторику. Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног, например: перебирать крупу, играть с бусинками и пуговицами. Центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом, поэтому при стимуляции моторики быстрее происходит развитие речи.

Развивать словарный запас. Можно показывать и называть ребёнку окружающие предметы: до́ма, в парке, в гостях. Значение предметов стоит объяснять простым языком. Так ребёнок расширит знания об окружающем мире, выучит новые слова и будет быстрее учиться говорить.

Отказаться от языка жестов и коверканья слов. Взрослым лучше отказаться от коверканья слов, потому что ребёнок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг. Если малыш заменяет слова на жесты, можно сделать вид, что они непонятны. Это будет стимулировать его к произношению. Не следует доводить ребёнка до плача или истерики. Действовать стоит мягко — задавать наводящие вопросы, проговаривать слова друг за другом.

Игры на развитие артикуляционного аппарата

Музыкальные игры помогают ребёнку развивать речевое дыхание и дают возможность вырабатывать протяжное произнесение гласных звуков и чёткое произношение согласных звуков. Могут помочь следующие занятия:

  • песенки с повторением слогов, например: «Пи-пи-пи-пи-питание! А уж потом — воспи-пи-питание»;
  • игрушки, которые воспроизводят звуки животных — их стоит повторять вместе;
  • музыкальные инструменты в игре: нужно просить ребёнка сказать название инструмента и повторить звуки, которые он издаёт.

Пальчиковые игры – это изображение каких-либо стишков или историй при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее задействовать речевой центр. В пальчиковых играх используются различные движения руками – поднимание и опускание ладошек, хлопание в ладоши, а также загибание и разгибание пальчиков. Знакомые всем с детства «Ладушки, ладушки» и «Гуси летели» отлично подойдут для таких упражнений. Больше примеров пальчиковых игр в статье.

Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности речевых органов. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ и мимические упражнения. Подойдут следующие занятия:

  • Гримасы: стоя вместе перед зеркалом, широко улыбаться, показывать язык, надувать щёки.
  • Несложные игры на дыхание: сдуть обёртку от конфетки с ладошки, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчик.
  • Игры с языком: прятать и показывать язык, делать круговые движения языком как стрелка часов, пытаться достать языком до кончика носа.

Когда стоит обратиться к врачу

Развитие речи у каждого ребёнка происходит индивидуально, и неважно, во сколько лет или во сколько месяцев заговорили мама или папа. Для того чтобы своевременно обнаружить отставание, нужно регулярно проходить плановые осмотры у педиатра.

Если во время очередного приёма врач выявит признаки речевого расстройства, следует обратиться к неврологу и к логопеду. Специалисты составят план коррекции. Важно, чтобы родители активно участвовали в процессе лечения и оказывали поддержку ребёнку — от этого будет зависеть эффект занятий.

Рекомендации родителям

Список источников

1. Выготский Л. С., Психология развития ребёнка, М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»)

2. Этапы развития речи ребёнка и повод для обращения к специалисту, ФГБУ «СЗОНКЦ им. Л. Г. Соколова» ФМБА России


Рецензент Кравцова Елена Михайловна

Психолог, детский и подростковый

Все статьи эксперта

Когда дети начинают говорить? – Здоровье детей

Поделиться:

Это такой радостный момент, когда ваш малыш произносит первое драгоценное слово.

Но когда это должно произойти? И стоит ли вам беспокоиться, если ваш ребенок не говорит так же рано, как другие дети?

Кейли Леффлер, логопед из организации Children’s Health℠, объясняет основные этапы развития речи у младенцев и детей ясельного возраста, а также способы, с помощью которых вы можете побудить своего ребенка говорить.

В каком возрасте дети начинают говорить?

Большинство детей произносят свое первое слово в возрасте от 12 до 18 месяцев. Тем не менее, вы начнете слышать первые этапы вербального общения вскоре после рождения.

«От рождения до 3 месяцев дети издают звуки. Они улыбаются и воркуют», — объясняет Леффлер. «Когда вашему ребенку исполнится 6 месяцев, вы можете больше слышать лепет, похожий на речь. Ваш ребенок может издавать звук « пух », звук « бух » и что-то похожее на « миль »

По мере того, как ваш ребенок растет, вы можете ожидать следующих вех раннего развития речи:

  • От рождения до 3 месяцев: Младенцы воркуют.
  • В возрасте от 4 до 6 месяцев: дети смеются, хихикают и издают игривые звуки.
  • К 12 месяцам: Младенцы издают более длинные цепочки звуков, например ба-ба-ба-ба-ба или да-да-да-да-да или ми-ми-ми .
  • В возрасте от 12 до 18 месяцев: многие дети начинают использовать отдельные слова. Они называют знакомых людей и предметы — например, мама-ма , да-да , мяч и кошка .

«Обычно, прямо перед годовалой отметкой дети экспериментируют с разными звуками, и тогда вы можете услышать несколько слов», — говорит Леффлер. «Но не волнуйтесь, если ваш ребенок не формирует полные слова к 1 году жизни. Иногда лепетание продолжается и в течение следующего года жизни, когда вы указываете и жестикулируете. Это нормально. Ваш ребенок все еще общается».

Таблица развития речи

После 1 года Леффлер советует родителям следить за ежегодными вехами развития речи.

  • В возрасте от 12 до 18 месяцев: ребенок говорит отдельные слова.
  • К 2 годам: Ребенок произносит фразы из двух слов, такие как «Собака сидит». «Мама иди».
  • К 3 годам: у ребенка есть слова почти для всего, и он произносит фразы из трех слов.

Каждый год после этого дети должны составлять все более и более длинные предложения.

Сколько слов должны сказать 18-месячный и 2-летний дети?

В возрасте 18 месяцев дети могут произнести от 10 до 50 слов. Если ваш ребенок не достиг этой отметки, вам не обязательно беспокоиться. Дети развиваются с разной скоростью.

«Вместо того, чтобы сосредотачиваться на определенном количестве слов для каждого возраста, подумайте: растет ли словарный запас вашего ребенка? Изучает ли он больше слов каждую неделю?» советует Леффлер. «Если вы видите непрерывный рост, это показатель того, что речь идет хорошо».

Поговорите со своим педиатром, если ваш ребенок не говорит около 50 слов к 2 годам.

Какие факторы влияют на способность вашего ребенка говорить?

Иногда речевое развитие задерживается, если у вашего ребенка есть определенные медицинские проблемы или диагнозы, например:

  • Расстройство аутистического спектра
  • Детский церебральный паралич
  • Синдром Дауна
  • Нарушение слуха

Окружающая среда также играет важную роль в развитии речи. Если дети не воспитаны в условиях богатого знакомства с языком, когда люди часто общаются с ними, они могут поздно начать говорить.

Повлияла ли пандемия COVID‑19 или маски на развитие речи и языка младенцев?

На данный момент не так много исследований о том, как маски влияют на развитие речи. Однако мы знаем, что общение ребенка с родителями, опекунами, братьями и сестрами чрезвычайно ценно.

«В первые месяцы жизни для младенцев важно видеть ваше лицо и рот и учиться имитировать выражение вашего лица, — объясняет Леффлер. «Младенцы и дети ясельного возраста с диагностированными проблемами речи нуждаются в этих визуальных подсказках. Поэтому для них маски могут быть особенно сложными».

Длительный карантин или изоляция могут также замедлить развитие речи у некоторых детей, если они не получают достаточного социального взаимодействия с другими дома, в детском саду, детском саду или на игровых встречах.

Важно помнить, что маски и социальное дистанцирование сыграли решающую роль в поддержании здоровья вашего ребенка и семьи. Леффлер рекомендует родителям, воспитывающим младенцев и детей ясельного возраста во время пандемии, принять меры для поощрения развития речи, например:

  • Проводите много времени, общаясь со своими малышами дома без масок. Позвольте им увидеть ваше лицо, чтобы они могли подражать вашей речи и мимике.
  • Планируйте, чтобы ваши дети безопасно играли с другими детьми – возможно, на открытом воздухе во дворе, в парке или на игровом свидании.

Задерживают ли двуязычные дети говорящие?

Существует распространенное заблуждение, что у детей, выросших в двуязычных семьях и изучающих два языка, будет задержка речи. Однако Леффлер говорит, что нет никаких доказательств, подтверждающих это. «Если ребенок знает 10 слов на английском и испанском языках — вода и вода, например, — мы будем считать это словарным запасом из 20 слов», — говорит она. «С точки зрения развития они находятся на правильном пути».

Как научить вашего ребенка говорить

Лучший способ побудить вашего ребенка говорить — это проводить с ним время, разговаривая и взаимодействуя с ним. «Дайте вашему ребенку много времени на общение и общение один на один. Дети изучают язык, наблюдая и имитируя выражение вашего лица. Они как губки впитывают все вокруг», — говорит Леффлер.

Чтобы помочь вашему ребенку говорить, воспользуйтесь этими советами:

  • Когда ваш ребенок воркует, отвечайте. Скажи: «О, ты счастлив? Ты хочешь спать?»
  • Когда ребенок улыбается, улыбнитесь в ответ. Это двустороннее взаимодействие является общением. Ваш малыш учится улавливать сигналы и реагировать на них.
  • Рассказывайте, что вы с ребенком делаете – как вы это делаете. Например, скажите: «Папа меняет подгузник ребенку». «Ребенок держит ложку». «Ребенок пинает мяч». Этот параллельный разговор помогает детям выучить словарный запас.
  • Прочитать книгу . Укажите на картинки на каждой странице. Расскажите о цветах и ​​предметах.
  • Пойте песенки и потешки. Чтобы привлечь внимание ребенка, потанцуйте или слегка покачайте его во время пения. Разыграйте «Itsy Bitsy Spider» и «Jack and Jill». Ваш малыш будет ассоциировать движения со словами.
  • Играть. Любые игры – с мячиками, игрушками или кастрюлями и сковородками – способствуют развитию речи младенцев. Они подражают тому, что вы делаете и говорите.
  • Продолжите разговор: Когда ваш ребенок станет малышом, научите его составлять новые слова, расширяя то, что они говорят. Например:
    • Когда ваш ребенок указывает на собаку и произносит слово «собака», вы можете сказать: «Да, это большая собака. Эта собака бежит на улицу. Послушайте, как лает собака».
    • Если ребенок говорит «самолет», скажите: «Это большой самолет. Этот самолет летит высоко в небе».

Использование игрушек и приложений для развития речи

Многим родителям интересно, могут ли определенные игрушки или приложения помочь их ребенку научиться говорить. Леффлер рекомендует выбирать игрушки, которые отражают причину и следствие. Это может помочь детям развить навыки мышления, необходимые для развития речи.

Вот некоторые примеры причинно-следственных игрушек:

  • Вы кладете мяч в отверстие, и он падает с горки.
  • Кладешь монетку в копилку, а она песенку поет.
  • Вы закручиваете коробку, и из нее выскакивает мягкая игрушка.

Если вы пользуетесь приложением, обязательно взаимодействуйте со своим ребенком и переносите эту деятельность в реальный мир ребенка. Взаимодействие лицом к лицу лучше всего подходит для развития речи и языка.

Какие признаки того, что вашему ребенку может понадобиться помощь в развитии речи и языка?

Проконсультируйтесь с педиатром, если ваш ребенок НЕ:

  • Проявляет интерес или пытается общаться (например, показывает пальцем или жестикулирует) к 15 месяцам
  • Имитировать различные звуки и слова к 18 месяцам
  • Следуйте простым указаниям к 18 месяцам (« Возьми мяч. «)
  • Использование словосочетаний к 2 годам (« Mamma go. » « Детский напиток. «)
  • Идентификация людей и объектов в их окружении

Другие признаки потенциальных проблем с речью у детей включают:

  • Похоже, у вашего ребенка хороший словарный запас, но вы не понимаете слова к 2,5 или 3 годам.
  • У вашего ребенка внезапная потеря речи и языковых навыков.

Если вас беспокоит развитие речи вашего ребенка, поговорите со своим лечащим врачом или педиатром. При необходимости вы получите направление к логопеду для оценки. Иногда вашему ребенку просто нужна дополнительная помощь. Раннее вмешательство может обеспечить развитие вашего ребенка.

Узнать больше.

В программе Children’s Health в рамках программы логопедии работают специалисты, специализирующиеся на помощи детям в преодолении речевых и языковых нарушений. Наша междисциплинарная служба работает с семьями пациентов и поставщиками медицинских услуг, чтобы помочь детям развить навыки успешного общения, социализации и обучения. Узнайте больше о патологии речи или просмотрите дополнительную информацию о вехах развития у младенцев.

Информационный бюллетень Children’s Health Family Newsletter

Получайте советы по охране здоровья и советы по воспитанию детей от экспертов Children’s Health, которые дважды в месяц отправляются прямо на ваш почтовый ящик. Войти Сейчас.

когнитивные функции, коронавирус, развитие, задержка развития, младенец, новорожденный, терапия

Когда дети начинают говорить: временная шкала и советы

Распространенный вопрос среди начинающих родителей: когда дети начинают говорить? Хотите верьте, хотите нет, но путь ребенка к двустороннему общению начинается раньше, чем вы думаете. Вот еще одно доказательство невероятности младенцев: они начинают учить язык еще до рождения! Это потому, что ребенок мог слышать, как вы говорите, находясь в утробе матери, и знакомился с ритмом и звуками языка, на котором вы говорили. На самом деле, исследования показывают, что дети, чьи мамы читали им определенные книги во время беременности, предпочитают слушать эти книги после рождения, о чем свидетельствует увеличение их сосательных движений.

Но когда именно младенцы начинают говорить или произносить настоящие слова? Этап «говорения с ребенком» является особенно захватывающим. Мало что может быть таким особенным, как наблюдение за тем, как ребенок начинает лепетать, формировать слова и в конечном итоге соединять эти слова в предложения. Конечно, речевой путь каждого ребенка индивидуален, но есть некоторые общие сигналы и этапы, на которые следует обращать внимание во время развития речи. Более того, есть способы побудить ребенка начать создавать ассоциации и составлять слова.

Готовы к изучению языка? Когда дети начинают лепетать? В каком возрасте дети начинают говорить? И какие слова вы можете услышать первыми? Следуйте инструкциям, чтобы узнать, чего вы можете ожидать и что делать, если ребенок не достигает определенных вех.

В этой статье:
Когда дети начинают лепетать?
Когда дети начинают говорить?
Как научить ребенка говорить
Что делать, если ребенок не говорит

Когда дети начинают лепетать?

Прежде чем научиться говорить, дети начинают лепетать. Это может звучать как тарабарщина, но это основа вербального общения. Да, это первая попытка ребенка заговорить на языке. Болтовня похожа на тренировочные колеса ребенка, поскольку она готовит его к реальной сделке. «Это все практика, потому что эти лепеты составляют основу их первых слов», — говорит Марианелла Касасола, доктор философии, которая исследует младенцев в своей Лаборатории исследований младенцев в Корнельском университете. Лепетание часто включает в себя вздохи и воркование, которые со временем перерастают в согласные звуки.

Например, ребенок может начать произносить звук «м». При достаточной практике этот звук может превратиться в «ма», и, прежде чем вы это узнаете, в «ма-ма». Так когда же дети начинают лепетать? Многие младенцы начинают лепетать к шестимесячной отметке и начинают использовать несколько слогов примерно в 9 месяцев. Вот подробнее:

К 6 месяцам

Как упоминалось выше, большинство детей к 6 месяцам регулярно лепечет, издавая короткие цепочки согласных и гласных звуков, таких как ба-ба, мама-ма и да-да. «Младенцы, знакомые с двумя языками, будут даже лепетать так, чтобы это соответствовало обоим языкам», — говорит Касасола.

На этом этапе ребенок быстро осваивает рецептивный язык, то есть язык, который он может понять, даже если еще не может говорить на нем. Экспериментальные исследования показывают, что дети могут ассоциировать «маму» со своим опекуном уже в возрасте 6 месяцев.

К 9 месяцам

Примерно в этом возрасте дети могут начинать соединять звуки, образуя несколько слогов, например, «ба-да-ма». Младенцы могут понимать намного больше языка, чем они могут произносить на этом этапе, в основном потому, что у младенцев еще нет моторных навыков, чтобы составлять слова ртом, объясняет Касасола, и потому, что требуется больше когнитивных навыков, чтобы быть в состоянии произнести конкретную фразу. слово из их памяти, чем просто понять его.

Когда дети начинают говорить?

Если не считать лепета примерно в 6-месячном возрасте, когда дети начинают играть со звуками речи, они не произносят свои официальные первые слова в течение года или около того. (Конечно, у них с рождения свои способы общения с вами — плач, бульканье, вздохи, воркование и, начиная примерно с 2 месяцев, улыбка.)

Так когда же младенцы говорят свое первое слово? Ну точного ответа нет. «Существует диапазон, когда дети произносят свои первые слова», — говорит Джоселин Вуд, CCC-SLP, логопед. «Как правило, дети говорят свои первые слова в возрасте 9 лет.и 12 месяцев». И когда ребенок должен начать говорить более регулярно? Хотя и могут варьироваться от ребенка к ребенку, полезно иметь представление о том, чего ожидать. Ниже вы найдете общий график того, когда дети произносят свое первое слово, когда дети начинают говорить полными предложениями и когда дети говорят четко.

К 12 месяцам

Приготовьтесь к тому, что ваше сердце растает от звуков «мама» и «папа». Младенцы произносят свое первое слово примерно в 12 месяцев и начинают говорить более четко примерно в 18 месяцев. «Первыми словами будут вещи, которые наиболее распространены в мире вашего ребенка, — говорит Вуд, — такие как продукты питания (банан, яблоко, молоко), игрушки (мяч, ребенок, машина), важные люди (мама, папа и т. д.). , имя питомца или брата или сестры) или слова из знакомых рутин (больше, мое или все готово)».

К 24 месяцам

«Малыши в возрасте от 18 до 24 месяцев переживают период быстрого роста, когда они учат новые слова каждый день, — говорит Вуд. На этом этапе ваш начинающий лингвист может иметь словарный запас от 50 до 100 слов. «Веха в 100 слов важна, потому что именно тогда малыши действительно начинают комбинировать слова, чтобы составлять простые фразы», ​​— объясняет она. Эти предложения начинаются как предложения из двух или трех слов (например, «моя игрушка!») и медленно, но верно усложняются». слов, которые у них есть, и уделять больше внимания различным сочетаниям слов», — говорит Вуд.

К 36 месяцам

К 36 месяцам словарный запас вашего малыша, скорее всего, будет составлять 200 слов или более, хотя вы, вероятно, больше не будете считать. Многие дети этого возраста могут составлять предложения из трех или четырех слов. Вы также заметите, что ваш малыш теперь говорит более четко; вы должны быть в состоянии понимать по крайней мере 75 процентов того, что говорит ваш малыш, что может помочь уменьшить количество истерик (ура!).

Они также смогут понять многое из того, что вы говорите, поэтому ожидайте реакцию вашего маленького слушателя. Вы заметите, что ваш ребенок может начать использовать язык для решения задач и объяснения понятий примерно в этом возрасте. И последнее, но не менее важное: приготовьтесь к рассказу — ваш малыш, скорее всего, будет рассказывать вы несколько хороших историй довольно скоро.

Как научить ребенка говорить

«Дети запрограммированы на изучение языка», чтобы получать то, что им нужно, и общаться с вами, говорит Касасола. «Ключ в том, чтобы взаимодействовать и получать удовольствие, потому что каждое взаимодействие — это возможность научить их языку». Чем больше ребенок знакомится со звуками и словами языка, тем более он склонен пробовать их на себе. Попробуйте эти советы, чтобы начать разговор и научить ребенка говорить.

Совет № 1. Говорите, говорите и еще раз говорите

«Исследования показывают, что то, как много вы говорите с ребенком, напрямую связано с количеством слов, которые он выучивает, поэтому просто общение с ним творит чудеса», — говорит Касасола. . Называние вещей помогает ребенку связать слово с объектом, особенно если он сам проявляет к нему интерес. Так что, если ребенок указывает, например, на мяч, произнесите его имя вслух.

Визуальные подсказки тоже помогают, так что указывайте на мяч или держите его, чтобы ребенок видел, как вы произносите его имя. «Младенцы учатся в реалистичной среде, поэтому для ребенка гораздо важнее узнать «больше молока», когда он сидит в кресле и тянется за молоком, а не когда родитель говорит, что наливает молоко, когда молоко находится вне поля зрения. «, — добавляет Вуд.

Совет № 2. Используйте имена вместо местоимений

Чтобы помочь ребенку начать говорить, используйте конкретное имя при обращении к человеку, например «папа», вместо «он». Чем больше ребенок слышит конкретное имя, тем легче ему будет ассоциировать это имя с лицом.

Совет № 3: произносите слова

Ребенок не умеет автоматически произносить звук «гра», используя заднюю часть рта и язык. Эти речевые навыки должны быть изучены. Вы можете научить ребенка говорить, медленно говоря и артикулируя различные звуки, из которых состоят определенные слова, например «Ggrraandd-mmaaa» для «бабушки».

Совет № 4. Пойте песни и читайте стишки

Чтение книг и пение песен для малышей не зря является давней практикой. «Музыка и язык всегда были очень взаимосвязаны, — говорит Сьюзен Дэрроу, эксперт по развитию детей и генеральный директор Music Together. «Матери инстинктивно знают, что нужно говорить с младенцами более высоким, певучим голосом, и исследования подтверждают, что эта более высокая, ритмичная и медленная речь облегчает понимание речи у младенцев». Просто слушать музыку не так эффективно, как создавать ее самостоятельно, так что вперед и пойте от всего сердца. И не беспокойтесь, если у вас нет голоса, как у Адель, малыш будет рад услышать, как вы поете, независимо от того, как оно звучит, потому что оно исходит от вас.

Совет № 5: Повторяйте слова

Лепесток ребенка может сигнализировать о том, что он сосредоточен и готов к обучению, поэтому в ответ на его лепет предлагайте определенные слова и повторяйте их несколько раз. Например, если ребенок говорит «баба», указывая на банан, прикоснитесь к банану и произнесите это слово несколько раз, чтобы он начал прилипать. «Это связано с тем, что эксперты по детскому развитию называют «подать и вернуть», — говорит Дэрроу. «Ребенок «обслуживает» звук, издавая его, а вы «возвращаете» его, издавая звук в ответ, чтобы он мог учиться. Это также хороший опыт общения».

Совет № 6: Дайте ребенку время ответить

«Говорить — это так ново для младенцев, и им нужно время, чтобы обработать то, что вы говорите, и подумать о том, как они должны двигать ртом, чтобы получить правильный ответ», — Вуд. объясняет. Когда вы разговариваете с ребенком, она рекомендует делать паузы, чтобы увидеть, есть ли у вашего малыша вербальная (звуки или слова) или невербальная реакция (движение глаз или жест), которую он может предложить.

Совет № 7: выключите телевизор

Даже образовательные программы не могут заменить простое общение с малышом, когда речь идет об изучении языка. Одно исследование показывает, что 10-месячные дети могли понимать некоторые звуки китайского языка, когда их слушали вживую, но не при просмотре видео. «Понятно, что дети не учатся по телевизору, — говорит Касасола. «Общение полезно для детей, потому что они общаются с вами, и они не могут получить это от экранного времени».

Совет 8. Поощряйте подражание

Расскажите, что вы делаете, и обязательно используйте определенные слова, когда вы с ребенком, чтобы помочь ему научиться обозначать свой мир. Можно сказать: «Мама жарит яйца ложкой на завтрак Брианне. Можешь сказать «яйцо»?» Посмотрите ей в глаза и несколько раз скажите «яйцо», чтобы увидеть, пытается ли она подражать вам. Вы также можете использовать слова для описания действий ребенка. (Подумайте: «Брианна кладет бутылочку в рот».)

Что делать, если ребенок не говорит

Имейте в виду, что существует множество нормальных явлений, когда речь идет о развитии языковых навыков у младенцев. Иногда, несмотря на то, что вы можете быть обеспокоены тем, что ребенок еще не разговаривает, все то, что он делал в процессе изучения языка, внезапно срабатывает, и он начинает говорить без остановки, казалось бы, из ниоткуда. Будьте терпеливы, так как дети учатся говорить в своем собственном темпе.

На самом деле, у мальчиков речевые навыки развиваются медленнее, чем у девочек. По словам Вуда, мужской мозг функционирует более односторонне, при этом каждая сторона мозга работает отдельно, в то время как женский мозг более двусторонний, когда обе части мозга работают вместе. «Из-за этих различий девочки обычно более приспособлены к воспитателям и могут улавливать различные тона и социальные сигналы, в то время как мальчики могут быть немного медленнее», — говорит она. «Это различия, которые заставляют родителей использовать разные стили разговора с мальчиками и девочками, что может объяснить различия в развитии». Что касается языковых навыков, мальчики могут отставать от своих сверстниц на три-четыре месяца, но к трем годам они полностью их догоняют9.0003

Когда обращаться за помощью

Что определяет «поздно говорящего»? Важно знать, что у каждого ребенка свой уникальный график. Правда в том, что вопросы «когда дети говорят свое первое слово?» и «когда дети начинают говорить?» не имеют конкретных ответов. Постарайтесь не беспокоиться, если ваш малыш еще не болтает — некоторые дети просто поздно начинают говорить. Однако, если ребенок не произносит первое слово к 15 месяцам или если к 2 годам ребенок говорит менее 25 слов, поговорите со своим врачом. «Важно, чтобы родители знали о признаках задержки речи, чтобы они могли получить поддержку как можно раньше», — говорит Вуд. «Раннее вмешательство имеет решающее значение для того, чтобы помочь детям догнать своих сверстников». Она подчеркивает, что 8 процентов детей в США имеют коммуникативные расстройства.

По словам Вуда, возможно, пора обратиться к специалисту, если ваш ребенок:

  • не начал лепетать или издавать звуки к 7 месяцам
  • Не отзывается на свое имя к 9 месяцам
  • Не произносит первых слов к 15 месяцам или внезапно теряет языковые навыки
  • Менее 25 слов к 24 месяцам
  • Не составляет предложения из двух слов к 24 месяцам
  • Проблемы с произношением различных звуков речи к 36 месяцам

«Чем раньше вы обнаружите потенциальные проблемы, тем быстрее вы сможете получить помощь, которая поможет вашему ребенку догнать его в развитии», — говорит Касасола. «Доверяйте своей интуиции как родителю, если вы думаете, что что-то может быть ненормальным. Можно быть настойчивым или спрашивать второе мнение».

Если ребенок не достигает речевого развития, вот некоторые другие тесты, о которых вы можете спросить:

Проверка слуха. Если у вашего ребенка проблемы со слухом, велика вероятность того, что у него также будет задержка речи. Младенцы проходят скрининг на предмет нарушения слуха вскоре после рождения, но некоторые вещи, такие как повторяющиеся ушные инфекции, могут повлиять на слух и привести к задержке речи.

Оценка речи. Логопеды — это специалисты, которые помогают решать проблемы общения всех видов, от заикания и шепелявости до понимания речи. Тип тестирования и терапии, которые могут понадобиться ребенку, будет зависеть от его конкретных проблем. Например, иногда дети могут слышать и понимать речь, но они просто не в состоянии сами артикулировать звуки и нуждаются в помощи, чтобы научиться этому.

Скрининги развития. Эти скрининги обычно проводятся во время визитов ребенка к врачу и позволяют вашему врачу определить, достигает ли ребенок типичных вех для своего возраста или они могут быть отсрочены. Например, если ваш годовалый ребенок не смотрит в глаза или не заинтересован в общении, это может быть признаком задержки.

«Не беспокойтесь о стигматизации», — говорит Касасола. «Тестирование может помочь дать детям навыки, необходимые им для преодоления трудностей и адаптации их обучения и среды таким образом, который лучше всего подходит для них».

Помните, что каждый ребенок уникален и развивается в соответствии со своим графиком. «Могут быть огромные различия в том, как язык переходит от одного ребенка к другому», — говорит Касасола. Но если вас когда-нибудь беспокоит прогресс ребенка, не стесняйтесь обращаться к педиатру.

Вам не терпится поболтать со своим ребенком. И они в восторге от своего многообещающего словарного запаса. Когда ребенок заговорит с , это будет совершенно новый мир. А пока наслаждайтесь ранним лепетом и любопытным воркованием. И если вам все еще интересно, когда же вы услышите это удивительное первое слово из уст ребенка, помните, что есть простые способы способствовать развитию речи: читайте ребенку, пойте ребенку и продолжайте говорить. И если ваш малыш не достигает ожидаемых результатов, обратитесь к своему педиатру — раннее вмешательство может помочь.

Об экспертах:

Марианелла Касасола, Доктор философии, доцент кафедры человеческого развития Корнельского университета. Она получила докторскую степень по психологии в Техасском университете в Остине. Она специализируется на когнитивном развитии младенцев и раннем изучении слов с особым интересом к взаимодействию между мышлением и языком в первые годы развития.

Джоселин М. Вуд, MA, CCC-SLP, двуязычный логопед с более чем десятилетним опытом работы. Она специализируется на работе с родителями, которым нужен совет о том, как внедрить речевую и языковую деятельность в повседневную жизнь.

Сьюзан Дэрроу — эксперт по развитию детей и генеральный директор Music Together, музыкальной программы для малышей и родителей, занятия по которой проводятся более чем в 40 странах.

Обратите внимание: Bump, материалы и информация, которые он содержит, не предназначены и не представляют собой медицинские или иные медицинские рекомендации или диагнозы и не должны использоваться как таковые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *