Семейное законодательство рф и субъектов рф: СК РФ Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права \ КонсультантПлюс

Семейный кодекс Российской Федерации. Большая российская энциклопедия

Семе́йный ко́декс Росси́йской Федера́ции (СК РФ), систематизированный законодательный акт, регулирующий семейные отношения.

В России до октября 1917 г. отсутствовало кодифицированное семейное законодательство: нормы семейного права содержались в специальном разделе тома Х «Свода законов Российской империи». В советский период прошло 3 этапа кодификации семейного законодательства: в 1918, 1926 и 1969 гг. Ныне действующий Семейный кодекс Российской Федерации – 4-я кодификация – принят в 1995 г. и вступил в силу 1 марта 1996 г., состоит из 8 разделов (22 главы, 170 статей).

Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения, указанные в СК РФ, по вопросам, отнесённым к ведению субъектов РФ, и по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать Семейному кодексу РФ.

Также в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях (п. «ж 1» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в редакции Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»).

СК РФ устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновлёнными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Действующий СК РФ впервые закрепил возможность установления договорного режима имущества супругов, который устанавливается на основе брачного договора, регулирующего как вещные (включая отношения собственности), так и обязательственные отношения супругов в отношении общего супружеского имущества. Введён институт соглашения об уплате алиментов, при помощи которого возможно внесудебное урегулирование отношений по предоставлению содержания одними членами семьи другим членам семьи, в том числе родителями несовершеннолетним детям. Под влиянием Конвенции о правах ребёнка, участницей которой является РФ, в Семейном кодексе появилась глава, посвящённая правам несовершеннолетних детей.

В зарубежных странах, как правило, отсутствует кодифицированное семейное законодательство. Семейные кодексы действуют лишь в государствах СНГ.

Максимович Любовь Борисовна. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2015. Актуализация: 2022.

Дата публикации:  6 декабря 2022 г. в 15:58 (GMT+3)

Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации

Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

1. Конституция РФ занимает особое место в иерархии нормативных правовых актов, регулирующих семейные отношения, — все положения семейного законодательства должны соответствовать Конституции РФ и не могут противоречить ей.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. К совместному ведению в силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ отнесена также защита семьи, материнства, отцовства и детства.

2. К семейному законодательству комментируемая статья относит, во-первых, СК РФ; во-вторых, другие федеральные законы; в-третьих, законы субъектов РФ.

Действующий Семейный кодекс является четвертым кодифицированным актом российского семейного законодательства. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г, подписан Президентом РФ 29 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие. Специального закона о введении в действие СК РФ принято не было.

Порядок введения в действие СК РФ, его применения закреплен в заключительных положениях (разд. VIII, ст. 168-170). Положения СК РФ применяются к правоотношениям, возникшим после введения его действие (п. 1 ст. 169). По семейным отношениям, возникшим до введения его в действие, положения СК РФ подлежат применению к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие. В структуре СК выделено 8 разделов, включающих 170 статей: разд. I «Общие положения»; разд. II «Заключение и прекращение брака»; разд. III «Права и обязанности супругов»; разд. IV «Права и обязанности родителей и детей»; разд. V «Алиментные обязательства членов семьи», разд. VI «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», разд. VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства» и разд. VIII «Заключительные положения».

К числу других федеральных законов, содержащих нормы семейного законодательства, следует отнести: от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и др.

Субъекты РФ вправе принимать законы, регулирующие семейные отношения, в двух случаях: во-первых, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов СК РФ; во-вторых, по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Безусловное требование — нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать СК РФ.

Иллюстрацией первого случая может служить ч. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ: порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов РФ. Соответствующие законы приняты во многих субъектах РФ: во Владимирской, Вологодской, Калужской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Тамбовской, Тверской и других областях. Устанавливая порядок и условия вступления в брак до достижения возраста 16 лет, субъекты РФ должны учитывать, что такие случаи должны носить исключительный характер. Примером законов субъектов РФ по вопросам, которые непосредственно СК РФ не урегулированы, могут служить законы, принятые в целом ряде субъектов по реализации форм защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей. На территории отдельных субъектов РФ предусмотрена такая форма защиты прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, как патронат, патронатное воспитание. Например, в Пермском крае действует Закон Пермской области от 6 октября 2000 г. N 1129-164 «О патронатном воспитании» (в ред. от 27 апреля 2007 г.).

Отдельные законы субъектов РФ посвящены деятельности Уполномоченного по правам ребенка, например, Закон г.

Москвы от 3 октября 2001 г. N 43 «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве».

В силу п. 2 ст. 121 СК РФ вопросы организации и органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются наряду с СК РФ и ГК РФ законами субъектов РФ. Примером может служить Закон Пермского края от 26 декабря 2007 г. N 171-ПК «О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по осуществлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц» (в ред. от 1 ноября 2008 г.).

3. Регулирование семейных отношений может осуществляться не только на уровне законов, но и подзаконными нормативными правовыми актами. Примерами тому могут служить постановления Правительства РФ. В целях реализации положений ст. 82 СК РФ принято постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»*(21) (в ред.

от 15 августа 2008 г.). В силу прямого указания п. 1 ст. 127 СК постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 (в ред. от 19 марта 2001 г.) утвержден перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью*(22).

В целях реализации положений Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 (в ред. от 11 апреля 2006 г.) утверждены правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием*(23).

Выступление на организованном Российской Федерацией совещании по формуле Арриа, посвященном детям в вооруженных конфликтах

Нгойи Нгойи
Политический советник
Нью-Йорк, Нью-Йорк
5 апреля 2023 г. После незаконной и неспровоцированной войны России в Началась Украина, Россия насильно разлучила тысячи детей в возрасте от 4 месяцев до 17 лет с их семьями или законными опекунами и перевела их в более чем 40 различных учреждений в оккупированных Россией частях Украины или внутри самой России. По крайней мере, два из этих учреждений координируют политику правительства России по принудительному усыновлению и воспитанию украинских детей в России.

Многие из этих детей все еще имеют семьи в Украине, в то время как жестокая война в России сделала других сиротами. Теперь они привлечены страной к ответственности за смерть их близких, а не возвращены на родину. В январе глава УВКБ ООН Филипо Гранди заявил, что Россия «нарушает основополагающие принципы защиты детей», выдавая украинским детям российские паспорта и отдавая их на усыновление. Из-за действий России примерно 1,5 миллиона украинских детей подвержены риску депрессии, тревоги, посттравматического стрессового расстройства и других проблем с психическим здоровьем.

Возмутительно, возмутительно, что сегодня на российском мероприятии присутствовала г-жа Мария Львова-Белова, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. В отношении нее выдан ордер на арест Международного уголовного суда за ее участие в военных преступлениях, совершенных против детей в Украине.

Россия также предоставила площадку непризнанным чиновникам из так называемой Донецкой Народной Республики. Резолюция Генеральной Ассамблеи ES/11/4 конкретно призвала все государства и международные организации не признавать никаких изменений статуса Донецкой области Украины и воздерживаться от любых действий, которые могут быть истолкованы как признание любого такого измененного статуса. Действия России по освещению этих голосов демонстрируют ее презрение к Генеральной Ассамблее ООН, Совету Безопасности и международному праву.

Сегодняшние дальнейшие попытки России попытаться оправдать свои систематические усилия по отделению украинских детей от их семей и своей страны, пытаясь провести ложные параллели с другими ситуациями, ужасны. Вы должны спросить себя в этот момент… что Российская Федерация так отчаянно пытается скрыть? Если Россия не пытается скрыть систематическую программу по принуждению украинских детей к российскому гражданству, то она должна предоставить гуманитарным организациям полный доступ. Это так просто.

Вот почему возобновление мандата Комиссии по расследованию (ИСП) Украины в Совете по правам человека на прошлой неделе было важным шагом. Мы потрясены выводами ИСП о детях, но, к сожалению, не удивлены. Мы будем и впредь поддерживать усилия по документированию последствий российской войны для детей, и мы вновь заявляем, что те, кто совершает эти тяжкие грехи против таких уязвимых групп населения, должны быть привлечены к ответственности.

Представительство США в России | 13 апреля 2023 г. | Категории: Европа и Евразия, Основные свободы, Права человека, Москва, Новости, Политические вопросы, Связи с общественностью, США и Россия

Взаимодействие частноправовых норм в регулировании семейных отношений

Реферат

В статье анализируется взаимодействие основных частноправовых отраслей российского права: семейного, гражданского и международного (трансграничного) частного права и, в частности, его подотрасли международного (трансграничного) семейного права, касающейся регулирования семейно-брачных отношений.

. В процессе такого взаимодействия происходит комплексное регулирование внутрисемейных отношений, составляющих предмет семейного права. Взаимодействие семейного права и гражданского права обусловлено генетической связью между этими отраслями частного права. Между семейным правом и международным (трансграничным) семейным правом существует особая взаимосвязь, поскольку и то, и другое регулирует семейные отношения. Авторы не приемлют деления международного права на публичную и частную ветви, которое свойственно только национальному праву с определенной долей условности и характерно не для всех правовых систем. При этом межгосударственные отношения с участием иностранного элемента могут также регулироваться положениями международных договоров Российской Федерации, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. с приоритетом перед российскими правовыми нормами. В статье подчеркивается высшая сила Конституции Российской Федерации, определяющая тот факт, что Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет контроль за толкованием международных договоров межгосударственными органами и международными судами с точки зрения соответствия такого толкования Конституции Российской Федерации.
.

Ключевые слова: Международное семейное право, отраслевое право

Введение

Важнейшими ценностями, которые защищает международное право, являются мир и сотрудничество между государствами, а также права человека. В этом контексте большое значение имеет взаимодействие международного и национального права.

Постановка проблемы

Проблема соотношения международного и национального права особенно актуальна в связи с изменениями в российском законодательстве, внесенными в связи с одобрением внесения поправок в Конституцию Российской Федерации всенародным голосованием 1 июля 2020 г.

Признание высшей юридической силы Конституции Российской Федерации требует более четкого понимания того, как регулируются межгосударственные отношения между частными лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Исследовательские вопросы

Предметом статьи является анализ взаимодействия международного права и основных отраслей российского частного права: семейного права, гражданского права, международного частного права и его подотрасли – международного (трансграничного) семейного права, что касается регулирования семейно-правовых отношений.

супружеские отношения.

Необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования институтов семьи, материнства и детства, о чем свидетельствует тот факт, что основная часть Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2021 года была посвящена вопросам развития страны и демографическим проблемам. Меры, направленные на поддержку населения и упомянутые в Послании, в основном касаются поддержки матери и ребенка.

Цель исследования

Целью данного исследования является краткий анализ взаимодействия семейного права, гражданского права и международного частного права в части регулирования семейно-брачных отношений с акцентом на значение международного права в таком регулировании.

Методы исследования

В исследовании используются общепознавательные методы (социологические, системные, структурно-функциональные) и специальные научные методы (технико-правовой анализ, спецификация и интерпретация).

Находки

Существует юридическое мнение, что как международное, так и национальное право делится на публичное и частное. Представляется неверным применять к международному праву деление на публичное и частное право, а международное право называть публичным правом. Во-первых, даже в отечественном законодательстве это деление становится все более спорным. Исходные основания для отрицания такого деления в современном праве предлагают Акинфеев и Воронцов (2020). Они пытаются найти истинное значение терминов «публичное», «частное», «гражданское» и «гражданское право», сопоставляя современные представления о них с первоначальными значениями древнеримского права. По их мнению, все писаное право в соответствии с Дигестами является частным, и поэтому ссылка современных авторов на Ульпиана, который, как известно, предложил такое деление, неправомерна (Акинфеев, Воронцов, 2020, с. 227) .

Не вдаваясь в полемику относительно значения этих терминов в древнеримском праве, следует отметить, что Ульпиан «скорее имеет в виду две разные позиции в своих исследованиях, нежели одну из классификаций права» (Garcia Garrido, 2005, p. 148). ).

Тем не менее современная юриспруденция приняла деление права на публичное и частное. Современное значение этих терминов основано на различии частных и публичных интересов, что соответственно предполагает разные способы правового регулирования. Однако ученых, которые отрицали бы наличие публично-правовой составляющей в частноправовых отраслях, практически нет, а в современном праве частноправовая составляющая в публичных отраслях становится все более заметной (Максименко, 2008). Следует также отметить, что в юриспруденции принято деление права на частное и публичное. В самом законе данная терминология не используется, за исключением названия раздела VI Гражданского кодекса Российской Федерации («Международное частное право»). Поэтому представляется неверным опровергать современное значение этих категорий, сравнивая их с категориями античного права.

Во-вторых, субъектами международного права являются равноправные суверенные государства, вырабатывающие общие правила поведения на основе общего согласия путем заключения различных конвенций. В международном праве отсутствуют отношения власти и подчинения между государствами, которые характерны для субъектов публично-правовых отраслей национального права, где субъекты не находятся в положении юридического равноправия друг с другом. Неправомерное присвоение одним государством права диктовать свою волю другим суверенным государствам должно рассматриваться как нарушение международного права. Международное право представляет собой уникальную правовую конструкцию, защищающую интересы мирового сообщества в целом и каждого человека, проживающего на Земле. В-третьих, интерпретация международного права как публичного права приводит к логическому выводу о существовании международного частного права в системе международного права, в то время как современное международное (трансграничное) частное право рассматривается большинством российских правоведов как отрасль российского права. Использование термина «трансграничное частное право» устранило бы эту проблему дуализма международного права.

Вряд ли такие две правовые конструкции, как международное право и международное частное право, можно поставить в один ряд или рассматривать как единую правовую систему (международное право в широком смысле). Единственное, что у них общего, это термин «международный», который относится к разным характеристикам. Международное право представляет собой самостоятельную правовую систему и регулирует межгосударственные отношения, тогда как международное частное право является частью российской правовой системы и является одной из ее отраслей. Он регулирует частные отношения, возникающие на международном уровне.

Проблема только в том, что в последнем случае лучшего и более подходящего названия для международного частного права просто не найти. Не менее успешным, например, является термин «частное трансграничное право». Между тем международное право является межгосударственным правом и не принадлежит какому-либо конкретному государству.

В то же время государства, установившие договорный способ связи, также устанавливают в ряде договоров международные стандарты связи для своих субъектов (физических и юридических лиц).

Государство выполняет свои обязательства по международным договорам путем имплементации (от лат. impleo — наполнять, исполнять) их норм в правовую систему России, провозглашая их на конституционном уровне частью этой системы (Конституция Российской Федерации, статья 15, пункт 4). Текст статьи 15, абз. 4 Конституции воспроизводится практически во всех отраслевых кодексах Российской Федерации, в том числе в статье 6, пункте 1 Семейного кодекса и статье 7 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нормы международного происхождения частноправового содержания с согласия государства предназначены для регулирования отношений между частными лицами в их международном общении. Эти нормы приобретают статус своеобразных (квази) национальных норм с приоритетом над национальными нормами.

Реализация таких правил не превращает международные нормы в национальные нормы, как считают некоторые сторонники теории трансформации. Реализуемые международные нормы сохраняют свою идентичность. Они не превращаются в национальные нормы, а составляют самостоятельную часть российской правовой системы.

Многие ученые, как отрицающие трансформационную теорию, так и ее сторонники, также не признают трансформацию международных норм в национальные правовые. Международно-правовые нормы являются частью правовой системы России, но не частью российской правовой системы, поскольку российская доктрина различает эти две категории (Синюков, 1994).

В связи с тем, что в последнее время международные организации и международные суды часто принимали необоснованные политически мотивированные решения против российского государства, Россия внесла соответствующие изменения в российское законодательство Федеральным законом 429-ФЗ от 8 декабря 2020 г.

В частности, внесены изменения в статью 5 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Согласно этому дополнению (ст. 5, п. 4, в случае принятия международными органами решений о толковании международных договоров, противоречащих Конституции Российской Федерации, эти решения не подлежат исполнению в России. Такое противоречие определяется Конституционным Судом Российской Федерации. РФ

9Федеральным законом от 08.12.2020 № 0002 № 427-ФЗ в статью 7 ГК РФ внесены изменения. В статьи 6 и 165 Семейного кодекса также внесены изменения Федеральным законом 5-ФЗ от 4 февраля 2021 года. Обращает на себя внимание иная формулировка дополнений. В отличие от Гражданского кодекса, Семейный кодекс не допускает толкования международных договоров Российской Федерации не только противоречащего Конституции Российской Федерации, но и противоречащего принципам правопорядка и нравственности. Это расхождение можно объяснить тем, что внутрисемейные отношения в большей степени, чем в любой другой отрасли права, регулируются не только правом, но и нормами морали и нравственности.

Право на решение вопроса о возможности исполнения решений межгосударственных органов и международных судов (в статусе межгосударственного органа), принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации (вступивших в силу для Российской Федерации ) в их толковании с точки зрения соответствия такого толкования Конституции Российской Федерации предоставляется Конституционному Суду Российской Федерации.

Взаимодействие норм семейного, гражданского и международного частного права в регулировании семейно-брачных отношений.

Гражданско-правовые нормы имеют вспомогательную функцию по отношению к семейно-правовым нормам, поскольку их применение допускается либо по аналогии, либо в отсутствие семейно-правовых норм (ст. 4 и 5 Семейного кодекса). Тексты этих статей показывают, что семейное право имеет приоритет в регулировании семейных отношений, поскольку такое применение возможно, если оно не противоречит существу семейных отношений. Отсутствие противоречий признается в научных исследованиях основным условием применения норм гражданского права к семейным отношениям, не урегулированным семейным законодательством, что ставит задачу определения содержания понятия «сущность семейных отношений». (Шершень, 2020).

Применение гражданско-правовых норм к семейным отношениям показывает, что они генетически связаны друг с другом и относятся к отраслям частного права. Предметом обеих отраслей права являются по существу имущественные и личные неимущественные отношения, хотя соотношение между сферой этих отношений и их дополнительными отличительными признаками столь существенно, что можно говорить о самостоятельных отраслях права. Тесная взаимосвязь гражданского и семейного права обусловлена ​​еще и тем, что издавна семейные вопросы рассматривались гражданским правом, в котором выработались частноправовые институты, приемлемые для всех отраслей частного права, в том числе и для семейного права. Семейное право в России не отделялось от гражданского права до 19 века.17 года, когда были приняты соответствующие советские указы и первый в мире Семейный кодекс. Даже сегодня семейное право по-прежнему является частью гражданского права в ряде стран. Некоторые российские ученые (в том числе и советского периода) до сих пор не признают семейное право в качестве самостоятельной отрасли права, рассматривая его как подотрасль в системе гражданского права.

Международное частное право представляет собой уникальную правовую структуру и рассматривается в российской доктрине как самостоятельная отрасль российского права. Международное частное право регулирует те же родовые отношения, что и гражданское и семейное право, а именно имущественные и личные неимущественные отношения между частными лицами, но с участием иностранных субъектов. Отношения, являющиеся предметом семейного права, но включающие иностранных субъектов, регулируются одной из подотраслей международного частного права – международным (трансграничным) семейным правом. Поскольку эти отношения возникают в рамках интернационального общения между индивидами (осложненного включением иноязычных элементов), они становятся трансграничными или в какой-то мере (условно) «международными».

Взаимодействием международного частного права и семейного права занимается не только одна подотрасль международного (трансграничного) семейного права, но и нормы общей части международного частного права.

Основная коллизионная функция международного частного права состоит в том, чтобы определить, право какого государства должно быть применимо для регулирования отношений между частными лицами в их международных отношениях. В этом случае окончательное решение по общественным отношениям, включающим иностранный элемент, осуществляется в два этапа. На первом этапе применимое право выбирается с помощью коллизионных норм международного частного права. На втором этапе отношения окончательно регулируются материальным российским или зарубежным семейным законодательством. Без учета коллизионных норм отношения, осложненные с участием иностранных субъектов, регулируются материальными нормами международных договоров, если такие нормы в полной мере регулируют соответствующие отношения (ст. 1186, ч. 3 ГК РФ). Надо сказать, что в сфере семейных отношений договоры, содержащие материальные нормы, встречаются крайне редко. В большинстве своем договоры в этой сфере содержат коллизионные нормы, которые также обусловлены различиями в семейной жизни в зависимости от нации.

При этом международное частное право может влиять на этот выбор вопреки коллизионным нормам в пользу российского семейного права, в соответствии с нормами общей части его системы через институты норм прямого действия (ст. Гражданский кодекс) и положение об общественном порядке (статья 167 Семейного кодекса, статья 1193 Гражданского кодекса). Квалификация правовых понятий при определении применимого права в семейно-брачных отношениях осуществляется в соответствии с российским семейным законодательством. Решающее регулирование отношений происходит в соответствии с национальным законодательством (как российским, так и иностранным).

В судебной практике дискутируется вопрос о коллизионных процессуальных нормах (Shak, 2001). Эффективная защита семейных прав граждан в отношениях, содержащих иностранный элемент, во многом зависит от того, процессуальные нормы какого государства применяются для решения того или иного вопроса. Национальное законодательство и международные договоры с помощью коллизионных процессуальных норм часто ссылаются на иностранное процессуальное право. Гетман-Павлова (2018) предлагает рассматривать использование lex fori в международном гражданском процессе как коллизионный принцип, общеобязательную коллизионную норму.

Заключение

Представляется неверным делить международное право на публичное и частное и называть международное право публичным правом.

Неоднозначное понимание одного и того же термина применительно к разным правовым подотраслям российского права (международному праву, международному частному праву и международному семейному праву) порождает проблему терминологического уточнения. В частности, кажется более уместным применять термин «трансграничное семейное право», по крайней мере, к международному семейному праву как подразделу международного частного права.

Нормы международных договоров частноправового содержания, реализуемые в российской правовой системе, не становятся национальными нормами, а составляют самостоятельную часть российской правовой системы. Эти нормы международного происхождения приобретают статус своеобразных (квази) национальных норм с приоритетом над национальными нормами.

Частноправовая природа семейного, гражданского и международного частного права, их длительная историческая генетическая связь, имущественный и личный неимущественный характер общественных отношений между равноправными субъектами этих отношений, являющихся основным предметом регулирования, определяют возможное и целесообразное взаимодействие между ними в процессе семейно-брачного регулирования. При этом в процессе взаимодействия этих отраслей права происходит комплексное регулирование семейно-брачных отношений. Основная роль в этом взаимодействии принадлежит семейному праву.

Поскольку Конституция Российской Федерации является высшим законом в России, решения международных организаций и судов, противоречащие Конституции Российской Федерации, на территории России не исполняются. Функцию контроля за толкованием норм международных договоров межгосударственными органами и международными судами в части их соответствия Конституции Российской Федерации осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации.

Ссылки

  • Акинфеев В.В., Воронцов С.Г. (2020). Публичное, частное, гражданское и гражданское право: содержание понятий в древнеримских и современных доктринальных источниках. Вестник Пермского университета. Юридические науки, 48, 226–247.

  • Гарсия Гарридо, MC (2005). Римское частное право: Инциденты, судебные процессы, учреждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *