«Давай ты будешь…» Зачем нужны ролевые игры с детьми
Ребёнок требует, чтобы вы превращались то в супергероя, то в принцессу, то в самолет? Некоторым родителям легко даются такие игры с детьми, кто-то считает это утомительным. В чем польза таких воображаемых перевоплощений? Подсказка: тут можно найти 15 отличных идей для сюжетно-ролевых игр с дошкольниками.
Но даже если это не всегда интересно родителям, сюжетно-ролевые игры очень полезны для детей. С помощью творчества и фантазии ребенок развивает важные для него социальные, эмоциональные и когнитивные навыки, исследует мир. Такой вид игры помогает тренировать самоконтроль и внимание, глубже погрузиться в область, которая интересует сейчас дошкольника — динозавры или сказочные персонажи, строительство или здоровье. Ребенок получает удовольствие от процесса игры, не зависит от качества результата — как, например, в рисовании или лепке.
А еще такие игры помогают справляться со стрессом и тревогой, вызванными, например, посещением врача или тем, что ребенок начал ходить в детский сад на полный день. Проигрывая волнующие его ситуации с помощью игрушек или «примерки» ролей, ребенок чувствует себя в большей безопасности, проговаривает свои страхи, получает необходимую поддержку от родителей.
Возраст и этапы ролевых игр
1,5 — 2 года: Игры малышей, как правило, основаны на повседневных привычных занятиях, режиме дня: сон, еда, купание, прогулки. Ребенок выполняют воображаемое действие с игрушкой или взрослым: например, кормит куклу ложкой или укрывает маму одеялом и «читает» ей перед сном.
2 года — 3 года: Теперь во время игры у ребенка уже больше эмоций, он проговаривает свои действия, комментирует происходящее, планирует впоследовательность нескольких действий в рамках темы. Например, он уже не только кормит куклу, но и может накрыть на стол, повязать ей слюнявчик, спросить, хочет ли она пить.
3,5 года — 4 года: Воображаемые игры становятся более разнообразными, они могут быть основаны на событиях, в которых ребенок не принимал участия лично, но о которых слышал или видел в мультфильмах. Он начинает «озвучивать» персонажей или себя как героя игры, менять интонации, его словарь становится более обширным. Игра включает в себя короткие последовательности действий, которые теперь связаны со временем: утро, день, вечер, понятия «потом» и «позже», времена года. Можно заметить, как игрушками становятся любые предметы: палка — мечом, коробка — машиной.
5 лет — 6 лет: Появляются игры с персонажами — членами семьи: мама, папа, дети, или группа детского сада и воспитатель. На таком более высоком уровене ролевой игры больше и словарный запас, богаче интонации, жесты для общения, ребенок делает предположения и выводы («На малыша залаяла собака, он испугался и больше не захочет с ней играть»). Дальше, по мере взросления, сюжеты игр становятся разнообразнее, ребенок может разыгрывать целые истории с продолжением. Даже многие вполне «взрослые» увлечения фактически основаны на таких играх: искусство, театр, творчество.
Как поддерживать игру?
У родителей есть способы не только поддержать ролевые игры, но и оценивать эмоциональное состояние ребенка. Пока дети маленькие, принимать участие в их играх довольно просто — главное, держать под рукой достаточное количество интересных им предметов, стимулирующих воображение и творчество: например картонные коробки, строительные блоки, семьи кукол, разнообразные фигурки, игрушечную посуду. По мере взросления ребенка лучше предлагать ему самому решать, чем он хочет заниматься, но предоставлять достаточно условий для игрового старта. Удобно собирать предметы в тематические контейнеры: например, комплект для игры во врача, в магазин, с супергероев, материалы для ппостроения и обустройства шалашей и домиков и т. д.
Ролевая игра — это та область, где активная роль принадлежит ребенку, а родителю стоит отойти на второй план. Вы можете подавать идеи, задавать вопросы — например, спрашивать, что будет дальше, что произошло после того, как персонаж игры что-то сделал, но не нужно брать на себя руководство. Благодаря этому творческой самостоятельности дети могут свободно выражать себя и исследовать свои интересы в поддерживаемой среде.
Что может беспокоить?
Ребенок строит свои игры в основном на сюжетах из телешоу или мультфильмов? Это может заставить родителей задуматься, не слишком ли много времени он проводит перед телевизором (и не развивает собственное воображение). Но большинство детей и правда любит смотреть мультфильмы не по одному разу и часто знают наизусть реплики персонажей и песни.Некоторых родителей беспокоит использование в играх оружия — мечей, пистолетов, бластеров. Но увлечение ребенка оружением не означает, что он вырастет склонным к агрессии, взаимодействие с самыми разными предметами — нормальный этап развития. Вы можете устанавливать границы для этого типа игр (например, «Мы не целимся в людей»), или перенаправлять интерес детей в другие области.
Есть несколько действительно тревожных признаков, на которые следует обратить внимание. Если ребенок разыгрывает в сюжетах повторяющиеся темы насилия, агрессии или неприемлемого содержания, стоит выяснить, что может быть причиной, и обсудить это с психологом. Другой возможный тревожный сигнал — если ребенок внезапно теряет интерес к ролевым играм или вообще пропускает этот этап, не интересуется ими, или ролевая игра становится всепоглощающей, мешает ребенку общаться или учиться новому. Такое поведение тоже стоит обсудить с психологом.
Если вы не хотите играть
И такое бывает — далеко не у всех мам и пап хватает энитузиазма, чтобы бесконечно поддерживать или придумывать игровые сюжеты, это не повод стыдиться или считать себя недостаточно хорошим родителем. Такие игры и правда могут быть скучными для взрослых, особенно, когда ребенок требует разыгрывать одни и те же истории почти без изменений.
В таких случаях попробуйте выделить пять или десять минут в день, чтобы по-настоящему сосредоточиться на игре: так ребенок точно будет знать, что ваше внимание на этот промежуток времени принадлежит ему, а вам поможет ограничить длительность своего активного участия в играх. Вы можете начать игру вместе — чтобы затем ребенок продолжил игру без вас, или дать ему задание, развивающее сюжет («А потом вся компания отправилась в гости к бабушке»), или, наоборот, присоединиться к процессу позже. Но чтобы эта стратегия сработала, стоит действительно сосредоточить все свое внимание на ребенке, не отвлекаясь ни на что.
Вы также можете сами направить игру в более интересном для вас направлении: например, разыграть известный ребенку сюжет из книг или мультфильмов. Или вам больше нравится быть «покупателем в магазине» или «пациентом у врача», чем принцессой или воспитательницей — предложите ребенку сами те варианты игры, которые вас устраивают. Вы также можете привлекать к играм тех членов семьи, которым это больше нравится — старших детей, других родственников. Няня, в обязанности которой входит не только уход за ребенком, но и игры — тоже отличный вариант.
Читайте также:Нейропсихологические игры: чем они полезны для ребёнка?
Сенсорные игры дома: 5 идей
«Не хочу играть с ребёнком!» Если маме не интересны куклы, машинки и салки
Фото: Shutterstock
развитиеигры
Важность ролевых игр для детей
Важность ролевых игр для детей
Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию.
Альберт Эйнштейн
В ролевых играх дети становятся кем-то или чем-то другим, это стимулирует их воображение и способствует развитию навыков социального общения. Это имеет очень большое значение для становления ребёнка как личности. Дети учатся выражать свои чувства. Наблюдая за тем, как они играют, можно понять, что творится у них внутри, какие эмоции в них преобладают. Поэтому ролевые игры часто используются в детской терапии, чтобы помочь детям справиться со сложными ситуациями и переживаниями. Кроме этого такие игры развивают эмпатию – чувство сопереживания, а также позволяют улучшить языковые навыки и моторику.
Польза ролевых игр
Во время ролевых игр дети могут повторить пройденное в школе, не ощущая себя на уроке. Например, играя в магазин, дети тренируют счёт, умение задавать и отвечать на вопросы, быть вежливым. Игры, которые воспроизводят ежедневные ситуации, полезны так как они помогают детям понять мир вокруг. У них появляется возможность проиграть события, которые они наблюдали или в которых они участвовали в реальной жизни. В том числе и те из них, которые заставили их столкнуться с какими-то трудностями или вопросами. В ролевой игре можно проиграть разные варианты развития событий и сделать выводы.
Ролевые игры помогают детям справится с важными переменами. Переезд или смена школы становится легче, если ребёнок может представить будущее в игре и «прожить» его. Это значительно снижает уровень стресса, который такие перемены повлекут за собой.
Часто в играх дети используют модели поведения взрослых, которые их окружают. Они повторяют услышанные реплики, проигрывают диалоги, свидетелями которых они являлись. Это позволяет им почувствовать себя взрослыми и даёт возможность лучше понять ход наших мыслей.
Игры со взрослыми
Если вы решите присоединиться к игре, то будьте открыты к новым идеям и смене ролей. Важно, чтобы взрослые не занимали ведущие позиции во время таких игр. Если позволить ребёнку самому задавать ход событий, это помогает не только развить воображение, но и выработать навыки лидера, которые обязательно пригодятся во взрослой жизни.
В игре вы можете сами оказаться в роле ребёнка, в то время как ваши дети возьмут на себя роль родителей. Это даст вам возможность посмотреть на ситуацию под другим углом и лучше понять, что чувствует ребёнок, как он воспринимает наши слова и действия.
Мы как бы смотрим на себя в зеркало. И можем увидеть, что именно беспокоит детей, чего они боятся, чем гордятся, к чему стремятся. В такой форме дети могут выражать свои потребности и опасения без осуждения. Они могут и преувеличивать – это ведь только игра. Взрослым необходимо помнить это и реагировать на ситуации с точки зрения своего персонажа.
Фантазия – это вовсе не способ убежать от реальности. Это способ понять её.
Александр Ллойд
Ролевые игры – это уникальный шанс встретиться с ребёнком в мире воображения, свободным от суждений и призмы «родитель-ребёнок». Это возможность оказаться с детьми на одной ступени и проиграть ситуации, модели поведения в здоровой атмосфере. Это безопасная среда для ребёнка, которая способствует развитию творческих навыков и даёт возможность здорового психологического роста личности.
Причины, по которым ролевые игры важны для вашего ребенка
Ваш ребенок когда-нибудь брал ваш телефон и притворялся, что разговаривает с кем-то, или даже брал пульт дистанционного управления и водил его, притворяясь, что это машина? Вам когда-нибудь приходило в голову задуматься о том, что происходит в их маленьких умах?
«Фэнтези вряд ли можно назвать бегством от реальности. Это способ понимания.» – Ллойд Александр
Польза ролевых игр для детей имеет основополагающее значение для развития навыков, необходимых для здорового развития. Неудивительно, что детские терапевты используют ролевую терапию, чтобы помочь детям, переживающим трудные ситуации, и даже для лечения таких состояний, как аутизм.
Наряду с развлечением, использование воображения в игре улучшает их творческие способности и способствует лучшей успеваемости в школе, а также помогает им выработать сильный подход к решению проблем. Это потому, что это позволяет им брать персонажей, которые разыгрывают роли в реальной жизни.
Существует несколько типов ролевых игр;
Профессия
Врачи, полицейские, учителя и даже строители — вот некоторые из игровых ролей, которые поощряют сочувствие у детей.
Фэнтези
Дети очарованы супергероями и фантастическими персонажами, такими как единороги, динозавры, сказочные принцессы или даже супермены, из-за их сверхспособностей. Когда они носят накидки или фартуки в платьях принцесс, это помогает им отличить хорошее от плохого, поощряя при этом храбрость.
Реальные жизненные ситуации
Разыгрывание реальных жизненных ситуаций, таких как кемпинг или строительство, позволяет детям узнать о своей реальной среде, что помогает им развивать физические манеры и навыки общения.
Установив эти важные факты, становится ясно, что ролевые игры — это замаскированное и увлекательное обучение. Вот причины, по которым ролевые игры важны для вашего ребенка, подробно рассмотренные;
Причины, по которым ролевые игры важны для вашего ребенка
1. Стимулирует творчество и воображение
Согласно исследованиям, способность ребенка к когнитивной гибкости и творчеству связана с ролевой игрой. Они тренируют свой мозг и тренируют его, чтобы использовать воображение в раннем возрасте.
Это важно не только при решении проблем, но даже в более позднем возрасте хорошее воображение поможет вам насладиться хорошей книгой, спланировать приятные события в жизни или просто понять точку зрения других людей на различные аспекты жизни.
Альберт Эйнштейн сказал: «Логика проведет вас от А до Я, воображение проведет вас повсюду». Эйнштейн имеет в виду, что новые лекарства от болезней, технологические достижения и все другие изобретения вдохновлены творчеством.
2. Улучшить языковые навыки и улучшить коммуникативные навыки
Дети обычно очень быстро схватывают новые слова, соединив их с любимым персонажем, вы построите совершенно новый словарный запас. Ролевая игра дает им возможность попробовать эти словари.
Благодаря использованию новых слов они обретают уверенность в общении. Они учатся передавать сообщение, тщательно подбирая слова. В свою очередь, впоследствии они учатся слушать. Польза от этих навыков проявляется позже, когда они начинают учиться читать и писать.
3. Развитие социальных и эмоциональных навыков
Во время ролевых игр дети помещают себя в воображаемую социальную среду, в которой они должны найти способ взаимодействовать с другими. И в основном дети будут экспериментировать с ролью человека или персонажа, которым они хотели бы быть.
Это позволяет ребенку сопереживать кому-то другому и, следовательно, понимать, почему эти люди или персонажи делают то, что делают. Ваш ребенок может относиться к своим эмоциям, а также получить контроль над своим поведением.
Ролевые игры также помогают вашему ребенку научиться разрешать конфликты, например, играя с другими, они могут спорить о том, кто станет злодеем, а кто станет супергероем, им придется вместе провести мозговой штурм для возможного решения, и это как они узнают о командной работе. Эти навыки ценны даже в более позднем возрасте.
Наконец, одна из основных причин, по которой детские терапевты используют ролевые игры, заключается в том, что они снимают стресс и успокаивающе действуют на ребенка.
4. Улучшает физическое развитие
Помимо всех вышеперечисленных преимуществ ролевых игр для детей, они также получают много физически.
Когда вы видите, как они бегают, чтобы «спасти положение», или взбираются по лестнице, чтобы потушить огонь, или даже просто встают на ноги, нанося макияж на ваше лицо в качестве своей модели, знайте, что они задействуют свои моторные навыки и ручную работу. координация глаз.Поэтому, в свете этих знаний, вот несколько советов о том, как поощрять ролевые игры.
Как поощрять ролевые игры
- Найдите для детей безопасное игровое пространство внутри или снаружи и наполните его мягкими игрушками, костюмами и реквизитом.
- Поощрите их, сами станьте персонажем.
- Читайте им детским тоном, оставляя вопросы открытыми, чтобы стимулировать их творчество, тренируйтесь делать это, особенно перед сном.
- Пусть они всегда берут на себя инициативу и следуют их указаниям.
Возьми домой
Ролевые игры для детей — это увлекательный способ обучения и развития полезных навыков в развитии ребенка. Это помогает им понять свое окружение, а для родителей это отличный способ узнать о любых трудностях, с которыми может столкнуться ваш ребенок.
Вы можете поощрять ролевые игры среди детей, предоставив им безопасное пространство для игр. Вы можете инвестировать в доступные костюмы для нарядов, такие как платье-пачка с единорогом или платье-динозавр и так далее.
Нет предела творчеству, большинство современных изобретений являются результатом чьего-то воображения. Вдохновляйте своих детей расти счастливыми и здоровыми, изобретая себя заново. Считайте эти покупки костюмов растущими инвестициями.
Ролевая игра осмысления мира
Оливер и Зара, четверо, играли в папочку и мамочку на улице. Они сделали палочки «дети», а потом Зара сказала: «Давайте сделаем банкет для наших детей!» Оливер ответил: «Банкет! Что такое банкет? Зара объяснила, и они положили листья на пенек в качестве тарелок. Затем они разложили семена и цветы, чтобы представить различные продукты. Они были заняты около 45 минут, все время разговаривая.
В рамках этого занятия были изучены многие области обучения. Учитель стал свидетелем совместного устойчивого мышления. Она видела, как Зара и Оливер учатся друг у друга и творчески используют свое воображение. Их игра продемонстрировала инициативу и продвинутые социальные навыки в планировании, сотрудничестве и общении.
Ролевая игра — это то, как дети осмысляют свой мир, разыгрывая события, идеи или истории. Воображение, лежащее в основе детской ролевой игры, по словам Альберта Эйнштейна, важнее знания, «поскольку знание ограничено, тогда как воображение охватывает весь мир». Ролевая игра происходит повсюду, в помещении и на улице. Это можно поощрять в определенной области, где предоставляется реквизит для дальнейшего развития игры. Арки, окна и ткани приглашают детей в зону ролевых игр, а уютные уголки позволяют им уединиться для уединенной и воображаемой игры. Натуральные и переработанные материалы расширяют возможности детской игры.
Общение и язык
Слушание и внимание
- Дети проявляют понимание потребностей своих слушателей, строя планы, обсуждая идеи и разыгрывая роли.
Разговор
- Дети развивают уверенность и навыки в самовыражении во время совместного разговора.
- Во время игры дети обсуждают свои роли, используя формы речи в прошлом, настоящем и будущем. Они связывают идеи или события с тем, что они отыгрывают.
- Обычно тихие дети могут «разговаривать» по телефону в рамках своей ролевой игры.
- Дети имитируют тон голоса, язык тела и выражение лица в ролевой игре.
Физическое развитие
Передвижение и обращение с предметами
- Ролевая игра дает возможность детям быть активными.
- При обустройстве игровой площадки и во время игры дети демонстрируют контроль крупной моторики.
- Ежедневные «хлопоты», включенные в ролевую игру, поддерживают развитие проприоцепции естественным образом: подметать, гладить, поднимать или толкать.
- В ролевой игре дети демонстрируют мелкую моторику, обращаясь с инструментами: ножницами и карандашами для магазинных этикеток, ложками и венчиками, например, во время приготовления пищи.
Личное, социальное и эмоциональное развитие
Уверенность в себе и самосознание
- Дети обсуждают свои идеи о том, во что играть, как это организовать и свои роли.
- Они работают в группе, соответствующим образом корректируя свое поведение.
- Социальные навыки и уверенность в себе развиваются посредством ролевых игр.
Управление чувствами и поведением
- Дети разыгрывают как положительные, так и отрицательные чувства и переживания.
- Они воспроизводят свое поведение и поведение других в различных обстоятельствах.
Завязывание отношений
- Дети учатся брать на себя инициативу и следовать примеру других.
- Они учитывают идеи друг друга при организации игры.
- Ролевая игра развивает эмпатию, позволяя детям смотреть на вещи с точки зрения другого человека.
Грамотность
Чтение
- Дети могут пытаться связать звуки и буквы на материалах для чтения в зоне ролевой игры (пакеты, книги, листовки) или могут имитировать чтение.
Письмо
- Дети старшего возраста, подражая взрослым, могут писать слова: составлять список покупок, принимать телефонные сообщения или изображать из себя учителя. Эти «слова» могут быть просто воображаемым письмом.
- В процессе игры дети делают приглашения, предупреждающие знаки или указания. Они могут состоять в основном из украшений и узоров.
Математика
Числа
- Дети могут считать, складывать и вычитать. Например, при продаже вещей из магазина дети отрабатывают обмены товаров на «деньги». Это может включать удвоение или деление пополам.
- Ролевая игра включает в себя множество переписок один на один. Например, дети могут накрыть на стол по одной ложке и одной миске на каждого человека.
- Дети изучают сравнения, такие как: «У тебя есть больше, чем у меня». Они начинают прикидывать и производить простые расчеты: «Нам нужно еще два» или «Сотни и сотни».
Форма, пространство и размер
- Ролевая игра включает в себя сравнение размеров: «Эта кровать слишком мала для вас», «Мне нужна миска побольше».
- Ролевая игра включает пространственный разговор: «под столом», «рядом со стулом», «за дверью».
- Дети обсуждают размер или вес предметов, например, играя в «магазин».
- Деньги — общая тема, например в парикмахерской или оптике: «Сколько», «Хочу еще», «Мне не хватило».
Понимание мира
Люди и сообщества
- Дети разыгрывают прошлый и настоящий опыт – новый ребенок в семье или работа мамы.
- Ролевая игра отражает понимание детьми сходств и различий между собой и другими, между семьями, сообществами и традициями.
- Дети имитируют язык тела, выражение лица, жесты, тон голоса и акцент, демонстрируя знание различий между людьми.
Мир
- Создавая сценарии ролевых игр, дети демонстрируют знания о различных средах
- Можно увидеть, как дети строят различные дома, например, юрту или иглу.
Технологии
- Дети демонстрируют свое понимание того, как технологии используются в различных условиях: пылесос, телевизор или плита в доме; сканер штрих-кода на кассе; клавиатура и телефон в офисе; или гаечный ключ в гараже.
- Дети экспериментируют с таймерами и переключателями, издавая звуки и гудки.
- Дети создают символические технологии, например, строят плиту из пустотелых блоков.
Выразительное искусство и дизайн
Изучение и использование медиа и материалов
- Дети часто включают в свои игры песни, музыку и танцы, экспериментируя с изменением слов, ритма и движений.
- Дети могут украсить свое игровое пространство любыми материалами. Они могут добавить шторы, цветы или природные объекты.
Воображение
- Воображение является неотъемлемой частью ролевой игры, поскольку дети представляют свои идеи, мысли и чувства через игру.
- Даже очень маленький ребенок может надеть на голову кусок ткани, чтобы «быть» кем-то другим.
- Дети могут использовать символические инструменты: крутить палку «отверткой» или использовать брусок «молоток».
Эта статья адаптирована из главы из Play и пересмотренной EYFS , © Community Playthings 2015.