Родители должны заботиться о своих детях: СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей \ КонсультантПлюс

Содержание

Споры по воспитанию детей — Отдел опеки и попечительства Департамента образования администрации города Южно-Сахалинска

В соответствии c Семейным кодексом Российской Федерации у родителей имеются права и обязанности по отношению к несовершеннолетним детям:

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

2. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.

3. При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и законодательством об исполнительном производстве. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

4. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников

1. Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.

2. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.

3. Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

В случае невыполнения решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и законодательством об исполнительном производстве.

 

Правовые аспекты гражданской ответственности родителей

Наталья СУШКО,
судья суда Лепельского района Витебской области

Одна из актуальных проблем в Республике Беларусь – это снижение авторитета семьи с ее незыблемыми устоями: забота о детях, их воспитании. Все чаще можно говорить о безразличии родителей к судьбе ребенка. Ежегодно количество дел о лишении родительских прав, рассматриваемых судом Лепельского района, возрастает, что свидетельствует о негативном отношении людей к своим детям и не может не вызывать беспокойства. Только комплексные меры, в том числе и установленные государством, направленные, с одной стороны, на защиту прав ребенка, а с другой – на усиление мер ответственности родителей, могут противостоять сложившейся негативной тенденции. Для этого необходимо разработать единообразную практику лишения родителей родительских прав и выработать единый теоретический подход к основным положениям данного института.

Институт лишения родительских прав регламентирован Конвенцией Организации Объединенных Наций «О правах ребенка», которая получила закрепление и развитие в национальном законодательстве Республики Беларусь.

Обязанности родителей в воспитании детей, заботы об их здоровье, развитии и обучении закреплены в ч. 3 ст. 32 Конституции Республики Беларусь. Помимо Основного Закона нашего государства, обязанности родителей по воспитанию детей содержатся и в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС). Так, согласно ст. 68 КоБС родители обязаны воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними, обеспечивать защиту их прав и законных интересов. Частью 1 ст. 75 КоБС установлено, что помимо воспитания детей родители обязаны осуществлять попечительство над ними и их имуществом, а также заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

В случае невыполнения возложенных на родителей обязанностей по воспитанию детей к ним применяются меры воздействия, предусмотренные брачно-семейным законодательством. К таким мерам, в частности, относится лишение родительских прав и отобрание ребенка без лишения родительских прав.

Исключительной и одновременно высшей мерой семейно-правовой ответственности за виновное невыполнение родительского долга является лишение родительских прав, которое производится только в судебном порядке. Применение такой меры влечет за собой серьезные правовые последствия как для родителя, так и для ребенка, и допускается только по основаниям и в порядке, установленном законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 80 КоБС родители могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, если родители отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком, а также если в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка не отпали основания для отобрания у них ребенка, указанные в ч.

1 ст. 85-1 КоБС.

Из общего числа лиц, лишенных родительских прав судом Лепельского района за период 2008 год – 5 месяцев 2011 года, 28 % имели постоянное место работы, 72 % – являлись неработающими, 37 % – состояло на учете у нарколога.

Иски о лишении родительских прав в отношении одного ребенка заявлены по 54 % дел, в отношении 2 детей – по 32 % дел, в отношении 3 и более детей – по 14 % дел.

Лишение родительских прав является крайней мерой, применяемой в ситуации, когда защитить права и интересы ребенка другим путем невозможно. Для применения данной меры достаточно одного из указанных выше оснований, хотя на практике возможно сочетание нескольких из них (уклонение родителем от воспитания и (или) содержания ребенка, наряду с аморальным образом жизни родителя, оказывающим вредное воздействие на ребенка).

Для лишения родительских прав не имеет значения, повлекли указанные действия наступление каких-либо вредных последствий или нет. В одних случаях последствия противоправного поведения родителей очевидны, а в других – реальный вред ребенку не причиняется вообще. Например, в случаях если один из родителей уклоняется от выполнения родительских обязанностей, но ребенок получает необходимую заботу от другого родителя и, совершенно не зная недобросовестного родителя, не страдает из-за его отсутствия.

Так, при рассмотрении дела по иску матери о лишении родительских прав бывшего супруга П. в отношении их совместного сына установлено, что ребенок не видел и не помнит отца, который постоянно проживает на территории Российской Федерации и не оказывает никакой помощи сыну, самоустранился от его воспитания.

Лишение родительских прав производится в судебном порядке. Порядок разбирательства таких дел регулируется гражданским процессуальным и семейным законодательством. Первое устанавливает общие, второе – специальные правила судопроизводства. Суд, принимая решение по делу о лишении родительских прав, должен применять нормы семейного права.

Сложность рассмотрения дел о лишении родительских прав связана с традиционной спецификой семейных отношений, ситуационностью семейно-правовых норм о лишении родительских прав, отсутствием стандартов в принятии решений, невозможностью выработки единообразных решений при практически тождественных условиях, сильной эмоциональной нагрузкой, специфическими задачами, направленными на защиту интересов ребенка от самых близких для него людей, – родителей.

Подаче искового заявления о лишении родительских прав в суд обычно предшествует длительная профилактическая работа государственных органов, так как применение данной меры возможно только в том случае, если надежды на то, что родители исправят свое поведении, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка, нет.

Дело о лишении родительских прав рассматривается по заявлению одного из родителей, опекуна, попечителя ребенка, прокурора, органа опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, инспекции по делам несовершеннолетних, иных организаций, уполномоченных законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей.

Иск о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав в случае отобрания ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних предъявляется управлением (отделом) образования районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе или учреждением, в котором находится ребенок, не позднее пяти рабочих дней после вынесения соответствующего решения комиссии по делам несовершеннолетних.

В судебном заседании должны быть доказаны обстоятельства, бесспорно подтверждающие наличие вины родителя и факт, что изменение поведения родителя в лучшую сторону невозможно.

После принятия искового заявления суд выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству, затем извещает лиц, участвующих в деле, о судебном разбирательстве, высылает им копию искового заявления, а также дает поручение органам опеки и попечительства провести акт обследования жилищных условий ребенка (детей) и родителей ребенка (детей), предлагая дать заключение по заявленным истцом требованиям (в случаях подачи заявления одним из родителей или лиц, их заменяющих). Данная процедура необходима для определения порядка воспитания и проживания ребенка, объема и качества обеспечения ребенка (детей) родителями, взаимоотношений ребенка (детей) с родителями и прочего.

В ходе судебного разбирательства в обязательном порядке устанавливаются мотивы обращения истца в суд, обстоятельства, нарушающие, по мнению истца, права и законные интересы ребенка, причины (в случае их наличия) негативного поведения родителей в отношении ребенка, взаимоотношения ребенка (детей) и родителей, а также иные обстоятельства, затрагивающие права и законные интересы ребенка (детей) и родителей.

Стоит особо отметить, что основанием для лишения родительских прав может являться только осознанное и умышленное поведение родителей. Не будет основанием бессознательное или беспомощное поведение родителей в отношении детей (например, в случае болезни, психического расстройства и т.д.).

Таким образом, лишение родительских прав – это карательная мера, которой присущи следующие черты:

• имеет индивидуальный характер;
• осуществляется только в отношении несовершеннолетнего ребенка;
• носит исключительный характер;
• ей присущ небесповоротный характер;
• имеет бессрочный характер;
• перечень оснований лишения родительских прав является исчерпывающим.

Уклонение от выполнения родительских обязанностей по воспитанию детей представляет собой особую опасность, потому что оно не носит разового характера, а повторяется систематически, ущемляя интересы несовершеннолетнего ребенка, то есть для лишения родительских прав мало убедиться в неисполнении обязанностей по воспитанию, содержанию, защите как факте.

Необходимо установить, что родители упорно, систематически, несмотря на все меры предупреждения, продолжают не выполнять свой родительский долг.

Именно наличие системы в действиях (бездействии) родителя, то есть совершение неоднократных поступков, свидетельствующих о нежелании заботиться о жизненно важных потребностях своих детей (в пище, одежде, лечении, воспитании и так далее), подтвержденных фактами, выявленными при рассмотрении дела, служит основанием вынесения решения о лишении родительских прав.

Например, в качестве основания для лишения родительских прав Ж. истец П. указала отказ ответчика от воспитания детей, длительное непроживание с детьми, самоустранение от участия в образовательном процессе детей. В ходе судебного разбирательства удалось доказать, что Ж. с детьми не проживает более двух лет, денежные средства на содержание детей не выплачивает (что подтверждалось справкой о задолженности по взысканным с ответчика алиментам на содержание детей, выданной судебным исполнителем) по причине отсутствия работы и собственного нежелания содержать детей, не интересуется жизнью детей, о чем свидетельствовали представленные суду акты обследования жилищных условий, характеристики с места обучения детей, характеристика участкового милиционера на Ж.

Еще пример, 28 апреля 2011 года было вынесено решение по иску отдела образования Лепельского райисполкома о лишении родительских прав А. и С. в отношении несовершеннолетнего ребенка. Родители воспитанием ребенка не занимались, злоупотребляли спиртными напитками, не работали, средств к существованию и содержанию ребенка не имели. Бытовые условия семьи оказались неблагоприятные: в квартире наблюдалась антисанитария, ребенок не имел постельных принадлежностей, средств гигиены. Продукты питания отсутствовали. Отец случайные заработки тратил на спиртные напитки, в пьяном виде устраивал скандалы.

Вступление решения суда о лишении родительских прав в законную силу является основанием для изменения семейно-правового статуса родителя и правового положения ребенка.

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком.

Можно сделать вывод о том, что прекращение правовой связи между ребенком и родителями в результате лишения родительских прав носит односторонний характер, поскольку ребенок сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителем и другими родственниками, а родители лишаются всего комплекса родительских прав, при этом обязанность содержать ребенка сохраняется.

В суде Лепелъского района имеются случаи об отказе в исках о лишении родительских прав. Например, истец в заявлении суду указал, что супруги С. ненадлежаще исполняют свои родительские обязанности по воспитанию сына: употребляют спиртные напитки, нигде не работают, в доме часто отсутствуют или имеются в минимальном количестве продукты питания. В ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу о том, что основанием для подачи иска о лишении родительских прав послужило лишь то обстоятельство, что ответчики нигде не работают, в недостаточной степени материально содержат сына, что не предусматривается ст. 80 КоБС как основание для лишения родительских прав.

Более мягкой мерой семейно-правовой ответственности родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию детей является отобрание ребенка без лишения родительских прав.

В соответствии со ст. 85 КоБС суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него.

Отобрание детей без лишения родительских прав регламентировано также Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18). В частности, в Декрете № 18 указано, что отобрание детей без лишения родительских прав как мера их государственной защиты производится по решению комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа, местной администрации, которая при вынесении решения выполняет функции органа опеки и попечительства. В шестимесячный срок после вынесения решения об отобрании ребенка соответствующая комиссия принимает решение о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка либо об обращении в суд с иском о лишении родителей родительских прав. Предусмотренное Декретом № 18 административное отобрание детей без лишения родительских прав производится в случае установления следующих фактов:

• родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей;
• являются хроническими алкоголиками или наркоманами;
• иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

В то же время Декрет № 218 предусматривает отобрание ребенка без лишения родительских прав в случае ненадлежащего выполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей и нахождением в связи с этим детей в социально опасном положении. При этом не имеет значения, чем вызвано ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей и есть ли в этом их вина. Определяющим фактом является нахождение детей в социально опасном положении.

Согласно п. 1 Декрета № 18 административное отобрание ребенка осуществляется в случае, если поведение обоих или единственного родителя соответствует критериям, достаточным для вынесения комиссией по делам несовершеннолетних такого решения. В таком случае ребенок помещается на государственное обеспечение, а к родителям применяются установленные меры воздействия: постановка на учет в органах внутренних дел; обязательное трудоустройство; взыскание расходов, затраченных государством на содержание их детей; наложение запрета на отчуждение недвижимого имущества и транспортных средств; выселение из занимаемых жилых помещений; направление в лечебно-трудовые профилактории.

На практике вопрос об отобрании детей у родителей без лишения родительских прав может быть поставлен и в случае наличия оснований для лишения ответчиков родительских прав.

Так, отделом образования Лепельского райисполкома был заявлен иск об отобрании ребенка у гражданки М. В ходе судебного разбирательства было установлено, что М. злоупотребляет спиртными напитками, ведет аморальный образ жизни, уклоняется от воспитания и содержания своей несовершеннолетней дочери. Вместе с тем согласно заключению врачебно-консультационной комиссии М. имеет заболевание, при наличии которого она не может выполнять родительские обязанности. Перечень таких заболеваний установлен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 марта 2010 г. № 36. При таких обстоятельствах следует полагать, что иск об отобрании ребенка у ответчицы без лишения ее родительских прав является обоснованным.

Лишение родительских прав и отобрание детей без лишения родительских прав не является бесповоротным. Цель восстановления в родительских правах заключается в восстановлении естественной и необходимой для детей связи с их матерью или отцом. К тому же возможность восстановления в родительских правах является серьезным стимулом для изменения ими своего отношения к жизни, общепринятым правилам семейной и общественной жизни и понимания, что нет более почетной миссии, чем быть родителями, проявлять заботу, любовь к своим детям и помнить, что все хорошее начинается в семье.

Решение вопроса о восстановлении в родительских правах находится в компетенции районного суда по месту жительства (нахождения) ответчика. Суд разрешает требование о восстановлении в родительских правах в порядке гражданского судопроизводства. Инициатива рассмотрения данного вопроса может исходить только от родителей (родителя), лишенных родительских прав. Иные физические и юридические лица не вправе обращаться с заявлением о восстановлении родителей в родительских правах. При рассмотрении дела обязательно привлекаются органы опеки и попечительства, а также прокурор. В рамках подобного процесса истец и ответчик имеют равные права и обязанности, предусмотренные нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, но на практике видно, что истцу, желающему восстановления в родительских правах, необходимо проявить особую заинтересованность и активность при представлении доказательств, подтверждающих, что удовлетворение заявленного иска соответствует интересам ребенка.

Восстановление в родительских правах допускается, если родители (один из них) изменили свое поведение, образ жизни, отношение к воспитанию ребенка.

При рассмотрении дел о восстановлении в родительских правах суду следует удостовериться, что изменение произошло в отношении всех трех вышеуказанных обстоятельств. При этом необходимые изменения должны выражаться в действиях и поступках.

Например, 23 августа 2010 года рассмотрено гражданское дело по иску П. о восстановлении в родительских правах в отношении двух несовершеннолетних детей, 1997 и 1998 года рождения, родительских прав она лишена в июле 2009 года. В ходе судебного заседания установлено, что П. изменила образ жизни, отношение к детям, что выражается в прекращении употребления спиртных напитков, трудоустройстве, поддержке постоянной связи с детьми по телефону, ежемесячной выплатой расходов на содержание детей, отсутствием задолженности по уплате расходов. Данные обстоятельства носят длительный временной характер. Иск П. был удовлетворен.

В судебном процессе по делу о восстановлении в родительских правах суд должен обязательно установить, отвечает ли оно интересам ребенка. Здесь очень важно не ограничиваться только наличием у родителей реальной возможности создать необходимые жилищно-бытовые условия для воспитания ребенка. Даже если у родителя, лишенного родительских прав, появился постоянный доход, у него имеется жилая площадь и выделено место для отдыха, проведения досуга и подготовки уроков – это еще не повод говорить о восстановлении в родительских правах. Суд должен обязательно учитывать характер сложившихся взаимоотношений родителя и ребенка, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка родителем, а также лицами, у которых фактически проживает и воспитывается несовершеннолетний.

При рассмотрении дел о восстановлении в родительских правах суд может принять во внимание мнение несовершеннолетнего ребенка, достигшего 10 лет. Его следует выяснять путем личной беседы судьи, которую следует проводить с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. О результатах беседы судья составляет справку, которую приобщает к материалам дела.

Большое значение после восстановления в родительских правах должно придаваться контролю судом за исполнением своего решения о восстановлении родителей в родительских правах. В суде Лепельского района председателем суда совместно с судьей, принявшим решение о восстановлении в родительских правах, а также представителями органа опеки и попечительства и участкового инспектора милиции не реже одного раза в квартал проверяется с выездом по месту жительства, каким образом родители, восстановленные в родительских правах, осуществляют свои обязанности по воспитанию детей. Данная работа позволяет судить о реальных условиях жизни и воспитания детей в семье, и в случае необходимости принимать своевременные меры реагирования.

Представляется необходимым в целях осуществления судом эффективного и действенного контроля за родителями, восстановленными в родительских правах, истребовать у отдела (управления) образования план мероприятий по работе с такими семьями.

На практике возникают проблемные вопросы при рассмотрении дел о лишении родительских прав в случаях, когда одним из ответчиков по делу о лишении родительских прав является лицо, находящееся в розыске. Вопрос о том, как поступать судье при рассмотрении данного дела в отношении второго ответчика, остается открытым.

Предлагаем законодательно закрепить право родителя, лишенного родительских прав, на общение с ребенком, если, конечно, это не будет противоречить интересам ребенка, например, когда нахождение ребенка с родителем опасно для его жизни и здоровья или невозможно в связи с тем, что такое общение повредит психологическому состоянию ребенка.

Сушко, Н. Правовые аспекты гражданской ответственности родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию детей / Н. Сушко // Юстыцыя Беларусі. – 2011. – № 8. – С. 50-53.

родителей, которые делают все для своего ребенка: пора передумать?

Как преданные мамы и папы, мы хотим, чтобы наши дети процветали, и мы сделаем все, что в наших родительских силах, чтобы наши маленькие люди жили счастливой, здоровой и успешной жизнью. Конечно, иногда все наши дополнительные усилия могут иметь неприятные последствия.

В наших попытках помочь нашим детям, направить их и защитить их, мы можем иногда выйти за пределы наших возможностей и сделать слишком слишком много. В конце концов, есть тонкая грань между воспитанием детей, которые знают, что могут на нас положиться, и воспитанием чрезмерно зависимых детей.

Итак, каковы последствия того, что вы делаете все для своих детей? Неужели все так плохо? И если это причиняет вам боль, вредит им и разрушает ваши отношения — что вы можете сделать, чтобы разорвать порочный круг? Вот что вам нужно знать.

Дети не рождаются с персонализированными инструкциями по эксплуатации; все дети разные, и новым мамам или папам нужно будет найти стиль воспитания, который подходит для их уникальной семьи.

Ваш подход может и будет развиваться — и на протяжении этого бурного путешествия вы столкнетесь с множеством побед, множеством неудач и множеством уроков.

Если вы обнаружите, что слишком много делаете для своего ребенка, такое поведение, вероятно, связано с любовью из лучших побуждений. Тем не менее, есть несколько мотивов, которые ведут к потенциальному «чрезмерному воспитанию детей», и важно осознавать возможные последствия.

Вы хотите, чтобы ваши дети были счастливы

Мы все хотели бы каждый день видеть улыбки и счастье наших детей. Но есть и обратная сторона. Потребность родителей в постоянном умиротворении своих детей может привести к тому, что они будут делать то, что могут и дети.0005 должен делать для себя.

Да, желание сделать ребенка счастливым и довольным может привести к чрезмерной опеке родителя, который непреднамеренно делает слишком много, чтобы у ребенка не было негативных переживаний. Оно и понятно: никто не хочет видеть, как его ребенок страдает или что-то теряет, поэтому родитель может действовать как буфер, укрывая и балуя его.

Кроме того, вместо того, чтобы делегировать соответствующие возрасту обязанности ребенка, мама или папа, которые «слишком заботятся о родителях», могут взять на себя всю работу по дому, завершить незаконченные школьные проекты и отдать забытую домашнюю работу.

По сути, они вынуждены ждать своего ребенка, чтобы тот чувствовал себя довольным, комфортным и беззаботным.

Вы хотите избежать конфликтов и выполнить свою работу

Еще одна распространенная причина, по которой родитель может сделать все для своего ребенка? Последняя отчаянная попытка предотвратить дальнейшее обострение.

Большинство детей не хотят, чтобы застилала им кровати, убирала вещи и делала уроки вовремя. Их нужно мотивировать, поощрять и дисциплинировать.

Но утомленный родитель, который примерно миллион раз просил ребенка убрать белье, может счесть проще и менее утомительным выбросить полотенце и просто выполнить работу.

К сожалению, такое поведение только подливает масла в огонь. Если ребенок знает, что мама или папа в конце концов придут и сделают за него всю грязную работу, он с меньшей вероятностью проявит инициативу.

Вы не хотите видеть, как ваш ребенок борется

Родители также могут чувствовать себя некомфортно, наблюдая, как их ребенок борется в какой-либо ситуации, поэтому они вмешиваются, чтобы решить проблему.

Например, проще и быстрее нагнуться и застегнуть куртку малыша, чем смотреть, как он суетится и возится с этой мелкой моторикой. Как занятые родители (согласно опросу 2015 года, 31 процент родителей всегда чувствуют себя в спешке), мы предпочитаем выполнять работу быстро и эффективно.

Точно так же обучение ребенка чему-то новому может показаться родителю большой работой. Часто бывает проще просто завязать ребенку шнурки, чем выделять время на то, чтобы помочь ему справиться с монотонной, но сложной задачей.

Вы хотите чувствовать себя нужными

Наконец, нам как родителям нравится чувствовать себя нужными. Наши младенцы становятся малышами, затем большими детьми, затем подростками и подростками, а затем каким-то образом превращаются во взрослых. Все проходит слишком быстро!

Приятно знать, что они хотят нашей помощи и нуждаются в нашей любви. Но есть разница между ребенком, который хочет вашего руководства, и ребенком, который нуждается в вас для решения своих проблем.

Делать все для ребенка может показаться достаточно безобидным, но есть серьезные долгосрочные последствия, которые необходимо учитывать.

Дети учатся на практике

Им нужно пробовать что-то новое, делать ошибки, решать проблемы, сталкиваться с трудностями и расти на основе полученного опыта.

Прибегая и спасая день для наших детей — будь то уборка их комнат или выполнение их научного проекта в последнюю минуту — мы лишаем их важных учебных моментов, включая те болезненные неудачи, которые они неизбежно испытают.

Дети не смогут действовать самостоятельно

Кроме того, когда мы поспешно делаем простые вещи для наших детей, мы лишаем их возможности обрести уверенность в себе. Разрешение детям принимать вызовы необходимо для развития уверенности в себе.

Да, открыть пакетик с чипсами, возможно, не такое уж грандиозное достижение, но если научить ребенка «щипать и тянуть» пакет с Пиратской добычей, он сможет делать это самостоятельно в школьной столовой. Эти моменты маленькие, но вдохновляющие.

Уверенность в себе становится еще важнее, когда дети становятся старше. Родители не всегда будут находиться в соседней комнате, чтобы помогать своим детям со всевозможными мелкими задачами и серьезными проблемами. Мы хотим воспитать независимых и уверенных в себе детей, чтобы они выросли приспособленными, автономными взрослыми.

Вы всегда будете «на связи» — к лучшему или к худшему

Наши дети не единственные, кто страдает от последствий нашего чрезмерного воспитания. Ни один родитель не хочет, чтобы не ложился спать до 2 часов ночи, заканчивая отчет о книге, или проводил выходные, уныло завершая незавершенные дела ребенка.

Реальность такова, что рефлексивный, гиперкомпенсирующий стиль воспитания частично виноват в сохранении детской беспомощности. Остановка шаблона сейчас предотвратит превращение этой проблемы в постоянную. Кроме того, это поможет вам построить более уважительные отношения между родителями и детьми.

Как и в случае со всеми детскими огурцами, одним из способов инициировать изменения является беседа, соответствующая возрасту. Поговорите со своими детьми о том, почему вы считаете, что им пора взяться за дело, как вы будете делать меньше вместо и почему вы ожидаете больше от .

Легче сказать, чем сделать? Он начинается с игры (немного) более пассивной роли. Конечно, вы все еще можете быть рядом для поддержки и наблюдения, но вы хотите, чтобы они играли ведущую роль в своей жизни.

Вот несколько первоначальных шагов, которые вы можете предпринять:

Позвольте своим детям потерпеть неудачу

Пусть ваши дети испытают на себе естественные последствия своих решений. Если они не выполнят школьное задание, им придется поговорить с учителем и столкнуться с плохой оценкой музыки.

Ни одному родителю это не понравится. Мы хотим, чтобы наши дети были успешными в своих занятиях, но если мы смягчим все трудности на этом пути, они никогда не научатся быть устойчивыми или будут продолжать совершать одни и те же ошибки. Помните, что неудача — это возможность для обучения.

Подготовьте время для того, чтобы они могли делать что-то самостоятельно

Если вы чувствуете, что должны сделать все (почистить детям зубы, одеть их, набить рюкзаки и т. д.), чтобы выйти за дверь в время, создайте немного больше пространства для маневра в своем расписании, чтобы они могли управлять этими делами самостоятельно.

Это может быть неприятно в тот момент, когда вы сражаетесь с часами обратного отсчета, но в конечном итоге это упражнение поможет вашим детям стать более способными существами.

Перестаньте ожидать совершенства

Снизьте свои ожидания — хоть немного. Мы не можем ожидать совершенства от наших детей. Нам нужно гордиться, когда они пробуют что-то новое, и поощрять их, если и когда они колеблются.

Это относится к оценкам, занятиям, спорту, работе по дому и многому другому. Мы можем быть их лучшими болельщиками, но иногда мы должны позволять им звонить и делать броски, даже если мы думаем, что они промахнутся.

Пусть ваши дети попробуют что-нибудь

Родитель, который делает все для своего ребенка, может иметь склонность к чрезмерной опеке. Они часто берут на себя ответственность и принимают важные решения от имени своих детей, потому что они думают, им виднее.

Это часто приводит к тому, что родители навязывают детям свою волю вместо того, чтобы позволить им попробовать что-то новое — будь то новый вид спорта, учеба или внеклассная деятельность.

Распределение обязанностей по дому

Ваши дети должны взять на себя ответственность за свое жилое пространство. Вы не их горничная, повар быстрого приготовления или универсальный помощник.

Важно, чтобы они понимали это с раннего возраста, поэтому установите соответствующие обязанности, которые ваши дети должны выполнять ежедневно и еженедельно. Это поможет им научиться быть активными участниками вашего домашнего хозяйства и семьи.

Отпустить чувство вины

Чувство вины мамы. Папа виноват. Вся вина. Нас, родителей, тянет в разные стороны. Мы уравновешиваем все шары, и это нормально, если мы не можем сделать все это или быть всем для наших детей. Мы не их товарищи по играм. Им нужно развлекаться и учиться функционировать без нашего постоянного внимания.

Помогите им управлять своими эмоциями

Мы часто делаем что-то для наших детей, чтобы они не чувствовали отторжения или эмоциональной боли. Но попытка оградить их от всей гаммы жизненных эмоций может сделать их неподготовленными к определенным разочарованиям и испытаниям, которые жизнь может преподнести им.

Будьте готовы поговорить о дискомфортных чувствах ваших детей с любовью и сочувствием, но дайте им возможность признать и проработать эти эмоции.

Благими намерениями вымощена дорога к беспомощности. Поэтому, прежде чем звонить учителю вашего ребенка, чтобы извиниться за пропущенное задание, или пылесосить большую кучу кинетического песка, оставленную на полу, или в спешке застегивать детский свитер, дважды подумайте и оцените ситуацию.

Может ли ваш ребенок сделать это самостоятельно? Более того, должны ли они делать все это без вашего вмешательства? Если да, сделайте глубокий вдох и сделайте шаг назад — и посмотрите, что произойдет. Вы можете быть удивлены результатом.

В любом случае, помните, что вы делаете то, что необходимо для воспитания вдумчивого, независимого и уверенного в себе молодого человека. У вас есть это!

Родители должны заботиться о том, как они справляются с эмоциями своих детей

Психическое здоровье детей и эмоциональные проблемы стали более серьезной проблемой для некоторых родителей, особенно во время Covid-19пандемия.

Психическое здоровье является очень важным аспектом здоровья, и психические проблемы могут влиять на физическое здоровье.

Психические и эмоциональные проблемы детей также влияют на другие аспекты их развития, такие как когнитивное развитие, социальное развитие, успеваемость и более поздние достижения.

За последние два года пандемии Covid-19 телефоны доверия и чаты поддержки сообщали о резком росте числа полученных ими случаев, причем даже маленькие дети обращались за помощью. Как мы, взрослые, можем способствовать психическому здоровью детей?

Что мы можем сделать, чтобы помочь детям понимать, общаться и регулировать свои эмоции? Вот некоторые вопросы, над которыми, возможно, задумывались многие родители.

Окружающая среда является важным фактором психического здоровья детей. Для маленьких детей родители являются ключевыми персонажами в их окружении.

Теплый и отзывчивый родитель помогает ребенку в социальном и эмоциональном развитии в целом.

Надежные отношения между родителями и детьми также могут дать детям возможность открыто говорить о своих чувствах и помочь им управлять своими чувствами и регулировать их.

То, как родители взаимодействуют с детьми и реагируют на их эмоции, влияет на эмоциональное понимание детей, эмоциональное регулирование и эмоциональное благополучие.

РАЗГОВОР РОДИТЕЛЕЙ ОБ ЭМОЦИЯХ И МЫСЛЯХ

Совместное чтение книг, ужин и сон — это прекрасная возможность, когда родители могут поговорить с детьми о чувствах, чтобы помочь им лучше понять свои мысли и эмоции и управлять ими.

Для малышей родители могут обсудить предпочтения и желания со своими детьми. Например, во время игры родители могут сказать что-то вроде: «Тебе больше нравится желтый или розовый?»

Во время еды родители могут сказать: «Хочешь морковки!» Читая книги, родители могут спросить: «Что любит медвежонок?»

Эти слова о желаниях и предпочтениях могут помочь маленьким малышам понять свои собственные и чужие мысли и эмоции позже.

Родители дошкольников могут больше говорить о когниции (мыслях и знаниях) и эмоциях и участвовать в более глубоких дискуссиях об эмоциях с ними.

Например, когда родители читают сборники сказок, они задают такие вопросы, как: «Как себя чувствует медвежонок, счастливый или грустный?», «Почему он счастлив?», «Чего она боится?», «Вы бы испугался бы, если бы ты был там?

Для детей старшего возраста родители могут вовлечь детей в более сложные разговоры об эмоциях, таких как эмоции, которые они и другие люди испытывают в ситуации, причины и последствия эмоций, а также стратегии, чтобы справиться с такими эмоциями.

Обозначение эмоций и обсуждение их причин может способствовать развитию у детей способности понимать свои эмоции и управлять ими, а также помогает им лучше справляться с эмоциональными ситуациями.

Они также будут лучше успевать в социальных и академических ситуациях и даже станут физически здоровее.

ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ И НЕ ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ СТРАТЕГИИ

Еще один важный способ социализировать детские эмоции — это реакция родителей на детские эмоции. Например, в торговом центре девочка хочет игрушку, но по какой-то причине не может ее получить.

Потом она злится и громко плачет. Родителям может казаться, что все смотрят на них. Как должны реагировать родители на истерику ребенка?

В другой ситуации мальчик строит кубики. Он строит высокую башню и очень гордится ею. Однако башня опрокидывается и разваливается. Он так расстроен и сильно плачет. Что делать родителю в таких ситуациях?

Исследователи обнаружили, что некоторые реакции родителей способствуют социальному и эмоциональному развитию детей, в то время как другие реакции могут оказывать негативное влияние. Как часто вы используете каждую из приведенных ниже стратегий, чтобы реагировать на тяжелые эмоции детей?

Помогите детям решить задачу. Например, родители пытаются помочь построить кубики или обсудить способы их сборки. (a)

Помогите детям успокоиться. Например, родители могут утешать детей, отвлекать их другими делами или рассказывать о каких-то забавных вещах. (б)

Поощряйте детей выражать свои эмоции. Например, родители говорят детям, что плакать — это нормально, поощряют детей говорить о своих чувствах. (c)

Наказать детей. Например, родители говорят детям, что им нельзя больше смотреть телевизор, если они продолжают плакать. (d)

Свести к минимуму значение детских эмоций. Родители говорят детям, что это не имеет большого значения, или говорят: «Ты слишком остро реагируешь!» (e)

Бедствие. Родители сами расстраиваются. (f)

Каждый родитель может использовать более одной стратегии или использовать все эти шесть стратегий с разной частотой в разных ситуациях.

Большинство исследований показывают, что первые три стратегии (a, b, c) являются относительно поддерживающими, тогда как последние три стратегии (d, e, f) относительно не поддерживают.

Дети, чьи родители используют больше стратегий поддержки (a, b, c), как правило, лучше справляются с эмоциями и имеют меньше эмоциональных и поведенческих проблем, таких как тревога или агрессивное поведение.

С другой стороны, дети, родители которых реагируют на их тяжелые эмоции более неподдерживающим образом (г, д, е), чаще имеют эмоциональные и поведенческие проблемы.

Когда дети выражают тяжелые эмоции, родителям рекомендуется использовать более поддерживающие стратегии, такие как помощь детям в решении проблемы, утешение детских эмоций, чтобы они чувствовали себя лучше, или поощрение их к выражению своих эмоций.

С другой стороны, родители должны стараться реже использовать неподдерживающие реакции, такие как наказание, преуменьшение и собственное огорчение.

Таким образом, родители могут способствовать эмоциональному благополучию детей, создавая заботливую и поддерживающую среду и обсуждая эмоции и другие психические состояния (такие как желание, предпочтение, познание) с детьми во время игры, совместного чтения книг и других повседневных взаимодействий. .

Когда дети проявляют тяжелые эмоции, родители могут попытаться использовать более поддерживающие реакции, такие как утешение, помощь детям в решении проблемы и поощрение детей к выражению своих эмоций.

В то же время им следует стараться избегать использования неподдерживающих реакций, таких как наказание и преуменьшение.

Однако родители тоже люди и не могут быть совершенными. Понятно, что бывают моменты падения.

Многие исследования показали, что среди многих факторов психическое здоровье родителей, особенно матерей, является наиболее важным фактором, влияющим на психическое здоровье детей.

Как родители, заботясь о детях, мы также должны хорошо заботиться о себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *