Развод родителей и дети: Развод родителей и его влияние на детей: мифы и правда

Влияние развода родителей на детей

Развод давно стал привычным явлением в нашей жизни. При этом на жизнь конкретной семьи и особенно детей развод оказывает большое влияние. А вот будет ли это влияние негативным или тем более травмирующим, напрямую зависит от позиции взрослых.

Информированность ребенка

Развод сильно меняет жизнь детей. В любом возрасте, если ребенок уже владеет речью, он будет пытаться понять, что произошло, почему это произошло, можно ли это как-то исправить. И чем младше дитя, чем сильнее в нем естественный детский эгоцентризм, тем больше вероятность, что он будет считать себя причиной произошедшего.

Поэтому, если ребенок умеет говорить, с ним надо разговаривать, опираясь на факты, избегая прямых или косвенных обвинений, принимая ответственность за это решение.

Часто в таких ситуациях родителям бывает полезно обратиться за консультацией к специалисту, чтобы разобраться, что и как говорить, чего говорить не стоит, как организовать весь этот непростой процесс. Главная задача родителей – свести к минимуму негативное влияние развода на психологическое состояние своего ребенка.

Какие ошибки совершают родители:

1. Родители ничего не объясняют ребенку

Из разных соображений: потому что все равно ничего не поймет, маленький еще, или потому что говорить об этом сложно, тяжело и непонятно, или потому что сам все должен понять, не маленький.


ИСТОРИЯ
К психологу обратилась девушка-студентка. Причина – страхи, неуверенность в себе, опасения, что у нее все равно в жизни ничего не получится, лучше и не пытаться. Довольно быстро обнаружилось, что для нее крайне травмирующим оказался развод родителей десять лет назад, когда их постоянные ссоры привели к разрыву. Но, поскольку ни отец, ни мать никак с ней это не обсуждали, девочка пришла к убеждению, что из-за нее отец ушел из дома, если бы она хорошо училась, родители бы не ссорились и все были бы счастливы. Потребовалось много времени и большие усилия со стороны уже повзрослевшей девушки, чтобы пережить эту травму и научиться принимать собственную ответственность, а не нести бремя чужой.


2. Слишком подробно объясняют ребенку, втягивая его тем самым в отношения взрослых

Дверь в родительскую спальню зарыта для детей. Отношения между родителями со всеми их сложностями, радостями, проблемами и конфликтами должны обсуждаться и разрешаться родителями.

Если это не получается, разумно обратиться за помощью, например, к психологу.

Влияние отношений с ребенком с каждым из родителей

Развод происходит в отношениях супругов. Невозможно перестать быть родителем. И важно дать ребенку уверенность (словами, действиями, отношением) в том, что и мама, и папа его по-прежнему любят и никуда из его жизни не исчезают.


Какие ошибки совершают родители:

1. Обсуждают или осуждают прямо и косвенно бывшего супруга (или супругу) в присутствии детей.

Тем самым взрослые втягивают ребенка в конфликт лояльности, он в любом случае будет чувствовать себя предателем либо мамы, либо папы. Если разрыв отношений не уменьшает злость, обиду и боль, имеет смысл поработать с психологом, чтобы не обременять этим ни своего ребенка, ни будущих партнеров, ни себя самого.

2. Упрекают ребенка в том, что он похож на другого родителя

Ребенок плоть от плоти, кровь от крови своих родителей. Обоих. Это естественно, что он похож на них. И в хорошем и в плохом. Повторяя «ты такой же медлительный, как и твой отец», мать обременяет сына тяжким стыдом за себя самого и за близкого ему человека.

Стабильность в жизни ребенка

Развод существенно меняет жизнь детей. Именно поэтому важно сохранить как можно более целостным то, что имеет для него значение:

  • место жительства,
  • школу или детский сад,
  • отношения с другими детьми (двоюродными братьями, одноклассниками, друзьями на даче, во дворе),
  • отношения с другими взрослыми (бабушками, дедушками, тетями и дядями, тренером, учителем).

Важно, чтобы в целом распорядок дня, ритм жизни оставался привычным для него. Как и отношение к нему мамы и папы.


Какие ошибки совершают родители:

1. Чрезмерно фокусируются на ребенке, стараясь «смягчить удар»

Обычно чувство вины толкает родителей на чрезмерную заботу, «задаривание», потакание всем желаниям ребенка. Это искажает его картину мира, он либо привыкает чувствовать себя «бедненьким-несчастненьким», либо начинает этим пользоваться.

2. Сосредотачиваются только на своей жизни, упуская из вида интересы и потребности детей

Обычно это связано с болью утраты, страхом пред будущим, ощущением пустоты в своей собственной жизни. Это может проявляться по-разному:

  • в настойчивых попытках как можно быстрее найти другого партнера;
  • в активном поиске новых увлечений, новой деятельности, общения;
  • в депрессивном уходе от болезненной реальности.

К сожалению, на ребенка «не хватает» прежде всего эмоциональных сил. И в этом случае помощь психолога может быть очень полезной.

Эмоциональная поддержка ребенка при разводе родителей

Ребенку чтобы пережить изменения (а это всегда стресс), утрату (целостной семьи, даже если она была такой только в фантазиях ребенка) нужно время и поддержка близких. Внимание, понимание, терпение. Хорошо, если малыш или подросток может поговорить с мамой и папой, бабушкой и дедушкой о том, что он скучает, как ему грустно и как было бы хорошо жить опять всем вместе.


Какие ошибки совершают родители:

1. Чрезмерно эмоционально реагируют на любые слова, действия или чувства ребенка в связи с разводом.

Не важно, боль, страх или злость мешают родителям оказывать адекватную поддержку. Если развод слишком болезненная тема для взрослых, можно обратиться к детскому психологу, с которым ребенок в подходящей для него форме разрешит волнующие его вопросы. Кстати, в большинстве случаев это лучший вариант помощи ребенку, потому что он интуитивно «оберегает» родителей и пытается справиться со своими переживаниями сам, даже когда взрослые реагируют спокойно.

2. Не придают большого значения эмоциональному состоянию ребенка.

Если ребенок грустит, выглядит подавленным, без прежнего интереса занимается в кружках, если появляются страхи, он становится менее общительным и активным, имеет смысл обратиться к специалисту.


ИСТОРИЯ
Мама привела к психологу мальчика 6 лет. Несколько месяцев назад возобновился и сильно обострился страх темноты, который был у ребенка раньше. Родители развелись год назад, со слов мамы, сын «особенно не переживал».

Для работы был выбран метод песочной терапии. И на протяжении нескольких недель мальчик раз за разом выстраивал в песочнице два враждующих лагеря, разыгрывал «кровопролитные» сражения между ними. И уходил успокоившись, потому что раньше все эти битвы происходили у него внутри. Страхи уменьшились и совсем исчезли, битвы сменились состязаниями, а потом и сотрудничеством.


Психика ребенка обладает колоссальными возможностями самоисцеления. Нужно только создать подходящие для этого условия.

Развод: что думают о нем дети

56 283

РазводРодителям

Кто-то из них еще очень молод, кто-то — вполне взрослый человек. Их родители расстались недавно или много лет назад. Мы попросили их вспомнить о том времени: какие слова взрослых их ранили тогда, какие поступки обидели, о чем они молчали до сих пор… Мы предложили им высказать свои претензии. Говорить было трудно каждому: они словно не могли решиться вспомнить то, что так упорно старались стереть из памяти.

В их словах звучали гнев и раздражение: «Я больше не могу никому доверять»; «Я злюсь на них за то, что они так ничего мне и не объяснили»… Для большинства детей и подростков развод родителей — одно из самых тяжелых жизненных переживаний. И, хотя сегодня многие из нас относятся к разводу как к обычному явлению (им заканчиваются 57,5% современных браков по данным Федеральной службы государственной статистики), нам стоит понимать, что дети не готовы относиться к этому событию так же спокойно.

«Развод не стал для меня травмой»

Ольга, 26 лет: «Мне было шесть лет, и, как это ни странно, для меня их развод не стал какой-то страшной травмой. По крайней мере, когда мама трагическим голосом объявила мне, что они с папой больше не будут жить вместе, я не почувствовала ничего. Только по ее дрожащему голосу я поняла, что происходит что-то неладное. Мне кажется, говорить детям о разводе надо спокойнее. Люди расстаются. К сожалению, так бывает.

И, если бы мама сообщила мне новость не так эмоционально, я бы, скорее всего, восприняла развод как данность и, уж конечно, не стала бы использовать себе во благо. А так после нашего разговора — дело было на даче — я пошла на кухню, где мои двоюродные брат с сестрой собирались есть клубнику, и немедленно заявила, что самая большая ягода теперь должна достаться мне, потому что у них родители будут жить вместе, а у меня нет».

«С этого дня я перестал им доверять»

Виктор, 26 лет: «Мне было 17, а брату — 14 лет, и мы совершенно не ожидали, что наши родители расстанутся. Они редко ссорились и никогда не кричали. Хотя сейчас, спустя время, я понимаю, что между ними было мало общего. У меня очень спокойная мама.

Как-то она позвала нас попить чаю на кухне и объяснила, что они уже лет пять как решили развестись, но ждали, когда мы подрастем, они не хотели нам сделать больно. А в итоге сделали еще больнее. Я чувствовал, что меня все это время обманывали, что самые близкие люди врали мне изо дня в день. Наверное, после этого разговора я перестал им доверять. Мы с братом общаемся, а с родителями видимся редко».

«Почти год я делал вид, что ничего не знаю»

Александр, 36 лет: «Родители расстались, когда мне было восемь лет, но сказали мне об этом лишь год спустя. Отец часто бывал в командировках, им было несложно меня обманывать. Иногда он якобы приезжал из другого города и некоторое время проводил дома.

Все раскрылось случайно: у мамы появился поклонник. Мне его представили просто как хорошего друга. Он приходил к нам, но я ни о чем не подозревал, пока однажды он при мне не обнял маму. Я решил заступиться за ее честь. Маме пришлось нас разнимать, потом все объяснять мне, а после — меня успокаивать.

Но самое ужасное заключалось в том, что мама, которую я очень любил и уважал, попросила не говорить папе, что я знаю о предстоящем разводе. В итоге я год встречал папу из командировок как ни в чем не бывало. Тогда я и научился врать. С тех пор начинаю привирать не для того, чтобы выкрутиться или что-то получить, а просто так: начинаю что-то придумывать и не могу остановиться».

«Никто не говорит со мной об этом»

Максим, 9 лет: «Я слышал о том, что люди разводятся. У нас в классе есть ребята, у которых родители не живут вместе, но я никогда не думал, что это может произойти со мной. Папа исчез, и стало так пусто. И никто мне не мог ничего объяснить: мама сказала, что не хочет обсуждать эту тему, а бабушка только успокаивала меня.

Сейчас папа приезжает по воскресеньям, мы ходим в кино, он спрашивает, как у меня дела в школе. А мне хочется говорить с ним о другом. Им кажется, что я маленький, но на самом деле я все понимаю и хочу, чтобы меня воспринимали серьезно».

«Я была рада, что этот кошмар закончился»

Мария, 17 лет: «Я даже не знаю, как мои родители прожили вместе десять лет. Скандалы в доме не прекращались. Точнее, они закончились однажды, после какой-то очередной ночи, когда мама кричала, а папа хлопал дверью. Мне тогда было девять лет, и я боялась, что они друг друга убьют. Наутро в доме стояла какая-то подозрительная тишина. Мама повела меня в зоопарк, а потом оказалось, что папа с нами больше не живет.

Мне всегда было жалко маму, которая приходила поздно с работы, постоянно крутилась, чтобы все успеть, по ночам плакала, а утром прикладывала лед к глазам. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы у меня были нормальные родители. Но именно нормальные. Я рада, что тот кошмар закончился и мы живем с мамой вдвоем».

«Я была готова провалиться сквозь землю»

Елена, 43 года: «Когда родители развелись, мне было шесть лет. Я очень болезненно это восприняла, к тому же меня постоянно накручивала мама, которая устраивала истерики и все время рыдала. Но тяжелее всего мне было, когда я выходила во двор. Мне не хотелось обсуждать происходящее с соседями. А сидящим на лавочках бабушкам очень нравилось проявлять сочувствие. Они меня ловили, обнимали и говорили: «Бедная девочка, у тебя родители развелись». Я была готова провалиться сквозь землю».

«Я чувствовала, что всем мешаю»

Марина, 29 лет: «Я не помню, как именно мама сообщила, что они с отцом расстаются. Помню ужасное ощущение того, что я всем мешаю. У папы началась своя личная жизнь, у мамы — своя. Мне было девять лет, и родители постоянно перезванивались, спрашивая друг у друга: «Посидишь с ней? Заберешь ее?»

Я всех раздражала. Когда отец со мной заговаривал, он на третьей фразе начинал орать. Причем точно так же, как орал в свое время на маму. А когда мама на меня смотрела, у нее в глазах была ненависть. Наверное, не ко мне, а к отцу, но для меня тогда это было не важно.

Что бы они могли сделать иначе? Ну например, вспомнить о том, что они когда-то хотели ребенка и любили его. Они вспомнили об этом, но гораздо позже, лет через десять. А тогда они были слишком молоды и очень торопились перечеркнуть всю свою старую жизнь и начать новую.

Сейчас у меня есть сын, ему три года. С мужем мы развелись, но я делаю все, чтобы сын не сказал однажды: «Ты меня никогда не любила». Фраза, которую не так давно я все-таки смогла сказать отцу».

«Мне обидно за маму и очень жалко ее»

Ирина, 21 год: «Четыре года назад отец ушел к другой женщине. С тех пор мы с ним видимся редко, и меня это устраивает. Почти каждый раз, когда он приходит к нам, они с мамой ссорятся из-за денег. Папа боится дать нам лишнее, все что-то высчитывает и постоянно упрекает маму, что она слишком много на меня тратит. И это при том, что сам только что купил новую машину и за год три раза ездил со своей девушкой за границу.

Мне очень жалко маму. Обидно, что она слишком много времени и сил потратила на отца, которому наплевать на нее и на меня. Он думает только о себе. Ну и пусть. Мы сами о себе позаботимся. После развода у нас с мамой очень хорошие отношения, каких не было раньше».

«Хочу больше времени проводить с отцом»

Данила, 10 лет: «Мои родители развелись, когда мне был один год. Раньше я спрашивал у них: «Когда вы снова поженитесь?» Теперь понимаю, что это невозможно. К тому же у папы появилась девушка. Мне иногда не нравится, что он проводит время не со мной, а с ней. Я не понимаю, зачем обязательно опять на ком-то жениться?

Тем взрослым, которые развелись и опять женятся, я бы посоветовал проводить столько же времени со своими детьми, как и раньше. И не заставлять дружить с новой невестой. Они влюблены, им кажется, что это просто, а детям на самом деле тяжело. Нужно привыкнуть, что рядом с папой другой человек. Но самое важное для меня, что мои родители не ругаются друг с другом. И иногда я могу куда-нибудь сходить с ними вместе. Как раньше».

Текст:Екатерина ИгнатоваИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Мы такие разные»: можно ли построить отношения с полной противоположностью — 2 основных подхода

Измены, фантазии и бывшие: как говорить с партнером о сексе — 4 самые сложные темы

«Меня ранит то, что другие пренебрежительно относятся к своему здоровью»

«Детка, я решу все твои проблемы»: что больше всего возбуждает женщин в мужчинах

5 вопросов, которые помогут избавиться от чувства вины

Подросток попал в плохую компанию: как это понять и помочь ребенку

Взаимо(не)выгодные отношения: стоит ли давать деньги в долг — личный опыт

«Я постоянно думаю об одном мужчине, но не люблю его»

Влияние развода на детей

Источник: Jeremiah Lawrence/Unsplash

По некоторым оценкам, почти половина супружеских пар в Соединенных Штатах в конце концов разводится. Поскольку это происходит так часто, легко забыть, насколько тяжелым и травматичным может быть развод для детей. Исследование, опубликованное социологом Лизой Строшейн, показало, что даже до расторжения брака дети, чьи родители позже разводятся, проявляют более высокий уровень тревожности, депрессии и антиобщественного поведения, чем сверстники, чьи родители остаются в браке. После развода родителей тревога и депрессия у детей усиливаются. Психолог из США Шарлин Вольчик и ее коллеги обнаружили, что развод родителей связан со значительными рисками для детей и подростков, включая злоупотребление психоактивными веществами и зависимости, проблемы с психическим и физическим здоровьем и плохие результаты обучения.

Травматическая потеря при разводе

Не всегда есть достаточная поддержка или даже признание того, какой травматической потерей развод может быть для пар и их детей. Каковы бы ни были причины разрыва, обычно это чувство горя, печали, гнева, предательства, вины и стыда. Семейный распад может вызвать у обоих родителей чувство опустошения, а стресс может вызвать примитивные и сильные чувства покинутости, изоляции и страха. Это может привести к тревоге или депрессии. Нелегко дать своим детям то, в чем они нуждаются, когда вы очень уязвимы и эмоционально хрупки. С практической и логистической точек зрения вам и вашим детям может быть труднее, когда брак распадается. Развод часто приносит финансовое напряжение и социальные трудности. Дети могут считать себя причиной развода родителей. Вина и стыд могут заставить их чувствовать себя бесполезными, тревожными и подавленными. Каждая часть их жизни — условия проживания, внеклассные занятия, решения об учебе и каникулах — может быть чревата конфликтами, если родители не в состоянии сотрудничать друг с другом.

Возможно, вы не любите своего бывшего или не доверяете ему, особенно в начале процесса расставания и развода. Разлука со своими детьми, в то время как они находятся на попечении другого родителя — вполне возможно, вашего наименее любимого человека в данных обстоятельствах, может быть очень болезненной и огорчительной. Могут быть реальные опасения — иногда связанные с употреблением наркотиков или алкоголя — по поводу безопасности детей, находящихся на попечении вашего бывшего. Некоторые родители даже беспокоятся о различных видах жестокого обращения, когда их дети находятся с другим родителем. Но по большей части дети должны найти для себя безопасное место в двух разных домах. Важно, чтобы им помогали чувствовать себя как дома в обоих местах. Иногда для детей может быть даже облегчением после развода оказаться в среде, где царит мир и отсутствует напряжение.

Родители на войне

Когда их мать и отец находятся во вражеских лагерях, ребенок должен попытаться выяснить, кто прав, а кто виноват, кто «хороший», а кто «плохой». Если мать считает, например, что ее бывший муж опасен или злой, ребенок может чувствовать себя небезопасным и недоверчивым к своему отцу. Ребенок может отвергнуть отца, чтобы сохранить себя и свою мать в психологической безопасности. Ребенку может быть трудно любить и доверять родителю, которого ненавидит другой.

Кейт Шарфф, автор Divorce and Parenting Wars пишет, что правовая система часто придает разводу крайне враждебный тон. Если ваши обстоятельства таковы, что вы не можете этого избежать, постарайтесь не вступать в битву за выигрыш/проигрыш с бывшим. Жертвами в этом конфликте почти всегда становятся дети. Они могут чувствовать себя разлученными, когда их родители не могут расторгнуть брак цивилизованно, по-дружески и уважительно. Канадский психолог Артур Леонофф объясняет в своей книге «Хороший развод », почему развод так тяжел для детей и что родители и их терапевты могут сделать, чтобы помочь им. По словам Леоноффа, жизненно важно сохранить заветный мысленный образ ребенка о себе с двумя биологическими родителями, потому что этот мысленный образ составляет основу личности ребенка.

Важное сообщение для родителей после распада брака: постарайтесь сохранить, насколько это возможно, продолжающиеся отношения с вашим бывшим, который всегда, к лучшему или к худшему, будет другим родителем ваших детей. Ради ваших детей старайтесь вместе воспитывать их конструктивно, сотрудничая и уважительно.

Развод и раздельное проживание: помощь родителям и детям


1 К. Обри Роудс, Массачусетс, 2

Кэри О’Хара, доктор философии, 1 Клоринда Э. Велес, доктор философии, 1 Шарлин А. Вольчик, доктор философии
1 Университет штата Аризона, США, 2Университет Куиннипиак, США
, испр. изд.

PDF-версия

Введение

Подсчитано, что 50% молодых людей в США переживают развод родителей.1 Хотя развод сопряжен с повышенным риском возникновения проблем во многих областях, у большинства детей из разведенных семей не возникает серьезных проблем с адаптацией. 2,3 Однако, по сравнению с молодежью в полных семьях, у детей из разведенных семей наблюдается более высокий уровень проблем с психическим здоровьем, академических и социальных трудностей,

4-6 и более высокий уровень употребления психоактивных веществ 7–9 и подростковая беременность. 10,11 Для значительного меньшинства этих детей развод родителей также связан со значительными проблемами во взрослой жизни, 12-17 , и некоторые исследования показывают, что различия между потомками в полных и разведенных семьях увеличиваются от детства к взрослой жизни. . 15 Имеются также свидетельства того, что последствия развода родителей распространяются не только на ближайших потомков. 18 В общенациональной репрезентативной выборке развод в первом поколении был связан с более низким уровнем образования, более высокими семейными разногласиями и более слабыми связями с обоими родителями в третьем поколении. 18  

Высокая распространенность разводов означает, что их влияние на показатели проблемных исходов среди населения существенно.

19 С точки зрения популяционного атрибутивного фактора, в котором рассчитывается максимальная доля исхода из-за фактора риска, который можно было бы предотвратить путем его устранения, 30% подростковых беременностей, 23% отсева из школы и 36% психического здоровья Проблемы раннего взросления можно было бы предотвратить, устранив негативные последствия развода родителей. 20 Таким образом, разработка, оценка и распространение профилактических программ для разведенных семей имеют важные последствия для общественного здравоохранения.

Исследователи определили несколько потенциально поддающихся изменению процессов, которые связаны с проблемами адаптации детей после развода, включая конфликты между родителями, 5 качество отношений между родителями и детьми, 21 дисциплину, 22 познание детей, 23 и способность детей справляться с трудностями. стратегии. 19 Теоретически, если программы модифицируют эти процессы, должно произойти уменьшение проблем адаптации у детей.

В этом документе представлены современные знания о профилактических вмешательствах, которые продемонстрировали положительное влияние на адаптацию детей по крайней мере в одном экспериментальном или квазиэкспериментальном испытании. Когда это возможно, для каждой программы мы отвечаем на следующие вопросы: Какие аспекты адаптации детей были затронуты программой? Сохранялись ли эффекты программы с течением времени? Связаны ли вызванные вмешательством изменения в процессах, на которые нацелены изменения, улучшение приспособления? Мы заканчиваем обсуждением важных следующих шагов, которые могут уменьшить бремя развода родителей для общественного здравоохранения.

Вмешательства

Программы для детей

Три групповые программы были протестированы в одном испытании. Положительное влияние программы на депрессию, отношение к разводу, школьную и спортивную компетентность было обнаружено в мультимодальной программе;

24 о депрессии, беспокойстве и переживаниях по поводу развода в рамках программы, посвященной обучению вопросам развода, выражению чувств и решению проблем; 25 и проблем с поведением в программе, ориентированной на принятие социальных ролей и коммуникативные навыки. 26 Разведенные дети — «Как справиться с разводом» — это онлайн-программа для детей и подростков, направленная на обучение эффективным навыкам преодоления трудностей и повышение эффективности преодоления трудностей. 27 В рандомизированном контролируемом исследовании эта программа привела к значительному снижению проблем с психическим здоровьем у детей. Это было особенно эффективно для детей, которые попали в программу с более высоким уровнем риска. 27 Анализы показали, что повышение эффективности преодоления стресса приводит к уменьшению проблем с психическим здоровьем.
28
    

Две очень похожие программы, Программа помощи детям в разводе (CODIP) 29 и Группа поддержки детей (CSG), 30 , были протестированы в двух или более испытаниях. Оба сосредоточены на навыках преодоления трудностей, социальной поддержке и идентификации эмоций. В одном экспериментальном и нескольких квазиэкспериментальных испытаниях CODIP уменьшил различные проблемы адаптации (например, беспокойство, проблемы в классе) и улучшил восприятие, связанное с разводом. 29,31-33 Положительные эффекты наблюдались у детей от детского сада до шестого класса, а также в пригородных и городских районах. 31,32 Эффекты программы сохранялись через два года после участия. 34 CSG продемонстрировал положительное влияние на самооценку, социальные навыки и проблемы адаптации в двух квазиэкспериментальных испытаниях с детьми и подростками раннего возраста; эффекты программы сохранялись в течение одного года наблюдения.

30,35 Ни в одной из оценок этих групповых программ исследователи не изучали, объясняют ли изменения в процессах, направленных на изменение, улучшение проблем адаптации.

Программы, ориентированные на родителей 

Воспитание через изменение (PTC) 36 — это групповая программа для матерей, направленная на методы воспитания, регулирование эмоций и разрешение межличностных конфликтов. Результаты рандомизированного контролируемого исследования показали, что, хотя программа не оказала влияния на проблемы адаптации детей в посттесте, 36 PTC уменьшила проблемы адаптации детей через три года после участия и снизила уровень правонарушений через девять лет после участия. 37 Влияние на проблемы адаптации объяснялось улучшением позитивного воспитания и снижением принудительной дисциплины; влияние на преступность объяснялось улучшением позитивного воспитания и снижением девиантных ассоциаций со сверстниками.

36,38,39  

Отцовство через изменение (FTC) 40 — это онлайн-программа, представляющая собой адаптацию PTC для отцов. Результаты рандомизированного контролируемого исследования показали, что FTC привела к незначительному снижению проблем адаптации после теста, что объяснялось уменьшением принудительного воспитания. Долгосрочные эффекты этой программы пока недоступны.

Программа «Отцы на всю жизнь» (DFL) для отцов направлена ​​на повышение приверженности воспитанию детей и осознанный контроль над событиями развода, а также на улучшение навыков воспитания детей и управления конфликтами. Рандомизированное контролируемое исследование показало, что DFL уменьшает интернализующие проблемы после теста и через 1 год наблюдения. 41 Анализы, в которых изучалось, учитывали ли изменения в процессах, предназначенных для изменений, уменьшение интернализации проблем, не проводились. Эффекты программы были сильнее для молодежи с более серьезными проблемами при поступлении в программу.

42  

Проект совместного развода (CDP) — это программа совместного воспитания. 43 Программа включает в себя несколько компонентов (например, ориентация на развод, психообразовательные занятия для родителей, терапевтическое решение, ориентированное на посредничество). Квази-экспериментальное исследование показало, что CDP уменьшил внимание ребенка, о котором сообщают учителя, и трудности с мышлением по сравнению с условиями обучения в сообществе при последующем наблюдении через 9–11 месяцев. Программа была не так эффективна для небелых родителей, как для белых родителей.43 Анализ показал, что программа работала в первую очередь за счет уменьшения межродительских конфликтов и расширения сотрудничества родителей, что, в свою очередь, улучшило проблемы с поведением детей, о которых сообщают родители.

44

Программа «Новое начало» (NBP), 45-47 — это групповая программа, целью которой является улучшение отношений между родителями и детьми, эффективная дисциплина и разрешение конфликтов между родителями. Он был оценен в трех рандомизированных контролируемых исследованиях. Первые два испытания включали только матерей. В первом испытании программа уменьшила проблемы с психическим здоровьем после теста. 46 Снижение проблем с психическим здоровьем объяснялось улучшением качества отношений между матерью и ребенком. Во втором испытании программные эффекты были обнаружены в сообщениях матерей и детей об интернализации и экстернализации проблем. 45-47 Влияние на экстернализацию проблем сохранялось в течение шестимесячного наблюдения. Учителя сообщали о большем количестве проблем интернализации у детей в NBP после теста; при последующем наблюдении разница в состоянии была незначительной. Снижение интернализации в посттесте объяснялось улучшением качества отношений между матерью и ребенком. Уменьшение экстернализации проблем после тестирования и шестимесячного наблюдения объяснялось улучшением качества отношений между матерью и ребенком и эффективной дисциплиной. В обоих испытаниях эффект программы был сильнее для молодежи из семей, которые на момент начала программы функционировали хуже.

Второй образец был оценен через шесть и пятнадцать лет после окончания программы. За шесть лет наблюдения NBP привела к снижению числа диагнозов психических расстройств на 37%, уменьшению некоторых других проблем в поведении и улучшению оценок и компетентности. 48 Эти эффекты программы объясняются улучшением дисциплины и качества отношений между матерью и ребенком. При 15-летнем наблюдении NBP привело к снижению частоты интернализирующих расстройств за последние девять и пятнадцать лет и снижению многих показателей употребления психоактивных веществ у мужчин, но увеличению употребления алкоголя у женщин. 49 Были также отмечены положительные прямые и косвенные эффекты NBP на успех в работе, компетентность сверстников и академические результаты в течение 15 лет наблюдения. 50 Эти эффекты были объяснены вызванным вмешательством улучшением качества отношений между родителями и детьми после тестирования, а также косвенным влиянием программы на поведенческие проблемы и компетенции в течение 6 лет наблюдения за счет улучшения после тестирования в качество отношений.

NBP также был протестирован в крупномасштабном рандомизированном контролируемом исследовании эффективности, включавшем матерей и отцов и различающемся по расе/этнической принадлежности (неиспаноязычные белые, латиноамериканцы) и возрасту ребенка. 47 Этническая принадлежность и возраст ребенка ослабляли эффекты НАД при послетестовом и 10-месячном наблюдении. Белые родители и младшие дети неиспаноязычного происхождения сообщили об уменьшении проблем с психическим здоровьем. Учителя сообщали о большем количестве проблем у детей с NBP после теста, но при последующем наблюдении не было никаких существенных различий между условиями. 47 В настоящее время проводятся анализы для выявления процессов, ответственных за воздействие программы.

Чтобы расширить доступ и сократить расходы, NBP недавно была преобразована в онлайн-программу. В настоящее время проводится рандомизированное контролируемое исследование этой программы; предварительные результаты показали, что программа значительно уменьшила проблемы адаптации детей после тестирования.

Комбинированные программы, ориентированные на родителей и детей 

Одно квазиэкспериментальное испытание и два экспериментальных испытания проверяли, дает ли сочетание программ для матерей и детей больший эффект. 30,35,45 Аддитивные эффекты не возникали, когда НПБ сочеталась с одновременно проводимой программой преодоления трудностей у детей. 45 Эффект от CSG также не увеличивался, когда группа создавалась для облегчения адаптации детей за счет улучшения адаптации матерей за счет улучшения развития личности, социальной поддержки и родительских навыков 30 или семинар из четырех занятий 35 был добавлен к этой детской программе.

Резюме и направления будущих исследований  

За последние 40 лет несколько исследователей разработали и оценили профилактические программы, направленные на уменьшение проблем адаптации детей после развода. Эта работа показала, что как программы, ориентированные на детей, так и программы, ориентированные на родителей, привели к ряду улучшений, включая снижение психических расстройств, правонарушений и проблем с поведением, а также улучшение самооценки, адаптивного преодоления трудностей и академической успеваемости. В оценках, которые включали последующие оценки, программные эффекты сохранялись; эффекты программы сохранялись от одного года до 15 лет. Эти данные свидетельствуют о том, что широкое внедрение программ, направленных на решение проблем адаптации детей после развода, значительно уменьшит бремя развода родителей для общественного здравоохранения. Хотя мы мало знаем о процессах, которые объясняют изменения в программах, ориентированных на детей, некоторые исследователи обнаружили, что высококачественное воспитание и эффективная дисциплина были важными компонентами их программ, ориентированных на родителей.

Есть несколько важных направлений для будущих исследований. Во-первых, несмотря на данные о положительных длительных эффектах в нескольких испытаниях для трех программ (CODIP, CSG, NBP) и доказательства положительных эффектов в одном испытании для нескольких других программ, ни одна из них не получила широкого применения. Это отсутствие принятия, вероятно, связано с высокой стоимостью групповых программ (например, обучение лидеров, мониторинг текущей доставки, набор в группы). 51 Учитывая недавнее исследование, показывающее положительное влияние кратких вмешательств (1-4 сеанса) на другие группы риска, 52,53 Важный исследовательский вопрос заключается в том, приводят ли более короткие программы к улучшению проблем адаптации детей, которые сохраняются в процессе развития. Изучение влияния других форматов доставки, таких как подкасты, является еще одним важным направлением исследований. Если бы они были эффективными, более короткие личные групповые программы и онлайн-программы могли бы оказать сильное влияние на бремя развода родителей для общественного здравоохранения. Во-вторых, очень немногие выборки были этнически разнообразными. Две оценки, в которых оценивались дифференцированные преимущества в зависимости от этнической принадлежности, выявили преимущества только для семей, не принадлежащих к меньшинствам. Совершенно очевидно, что важно изучить воздействие программ на различных в расовом и культурном отношении выборках и определить способы сделать эти программы культурно устойчивыми. В-третьих, большинство исследований проводилось в семьях с детьми школьного возраста. Будущие оценки должны включать семьи с детьми дошкольного возраста, а также с детьми старшего возраста. Другие вопросы для будущих исследований включают дополнительное внимание к процессам, которые объясняют улучшение адаптации детей в программах, ориентированных на детей, определение предикторов различных преимуществ и разработку стратегий эффективного вовлечения семей.

Последствия для услуг и политик

Чтобы оказать существенное влияние на общественное здравоохранение, связанное с разводом родителей, программы должны быть широко доступны. Таким образом, политика, расширяющая доступ к эффективным программам, имеет решающее значение. Широкий доступ к групповым программам потребует определения текущих потоков финансирования этих услуг. Адаптация этих программ для онлайн-доставки таким образом, чтобы сохранить их влияние на проблемы адаптации детей, является многообещающей стратегией, которая расширит охват, снизит затраты и усилит воздействие.

Ссылки

  1. Кеннеди С., Рагглз С. Разводы трудно сосчитать: рост числа разводов в Соединенных Штатах, 1980–2010 гг. Демография . 2014;51(2):587-598. doi:10.1007/s13524-013-0270-9     
  2. Амато пр. Дети развода в 1990-х: обновление метаанализа Амато и Кейт (1991). Журнал семейной психологии . 2001;15(3):355-370.
  3. Хетерингтон Э.М., Стэнли-Хаган М. Адаптация детей с разведенными родителями: перспектива риска и устойчивости. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин. 1999;40(1):129-140. doi:10.1111/1469-7610.00427      
  4. Амато пр. Исследование разводов: продолжающиеся тенденции и новые разработки. Журнал брака и семьи . 2010;72(3):650-666. doi:10.1111/j.1741-3737.2010.00723.x
  5. Кесслер Р.К., Дэвис К.Г., Кендлер К.С. Невзгоды детства и психические расстройства взрослых в Национальном обзоре сопутствующих заболеваний США. Психологическая медицина 1997;27:1101-1119.
  6. Лэнсфорд Дж. Э. Развод родителей и приспособление детей. Перспективы психологической науки. 2009;4(2):140-152. doi:10.1111/j.1745-6924.2009.01114.x    
  7. Барретт А.Э., Тернер Р.Дж. Структура семьи и проблемы употребления психоактивных веществ в подростковом и раннем взрослом возрасте: изучение объяснений отношений. Зависимость . 2006;101(1):109–120.
  8. Кирби Джей Би. Влияние развода родителей на начало курения у подростков. Перспективы психологической науки. 2002;43(1):56-71.
  9. Пакстон Р.Дж., Валуа Р. Ф., Дрейн Дж.В. Существует ли связь между структурой семьи и употреблением психоактивных веществ учащимися государственных средних школ? Журнал детских и семейных исследований. 2007;16(5):593-605.
  10. Кирнан К.Е., Хобкрафт Дж. Развод родителей в детстве: возраст первого полового акта, партнерство и отцовство. Популяционные исследования. 1997;51(1):41-55.
  11. Фюрстенберг-младший FF, Тейтлер Дж.О. Переосмысление последствий распада брака: что происходит с детьми развода в раннем взрослом возрасте? Журнал семейных проблем. 1994;15(2):173–190.
  12. Sun Y, Li Y. Стабильные семейные структуры после развода в позднем подростковом возрасте и социально-экономические последствия во взрослой жизни. Journal of Marriage & Family 2008;70(1):129-143.
  13. Amato PR, DeBoer DD. Передача семейной нестабильности из поколения в поколение: навыки взаимоотношений или приверженность браку? Journal of Marriage & the Family 2001;63(4):1038-1051.
  14. Келли Дж.Б., Эмери Р.Э. Адаптация детей после развода: перспективы риска и устойчивости. Семейные отношения 2003;52:352-362.
  15. Черлин А.Дж., Чейз-Лэнсдейл П.Л., Макрей К. Влияние развода родителей на психическое здоровье на протяжении всей жизни. Американское социологическое обозрение. Опубликовано в Интернете 1998: 239-249.
  16. Алонзо Д., Томпсон Р.Г., Стол М., Хасин Д. Влияние развода родителей и злоупотребления алкоголем на риск попытки самоубийства в течение жизни для взрослых потомков в Соединенных Штатах. Американский журнал ортопсихиатрии . 2014;84(3):316.
  17. Гилман С.Э., Кавачи И., Фицморис Г.М., Бука С.Л. Разрушение семьи в детстве и риск депрессии во взрослом возрасте. Американский журнал психиатрии . 2003;160(5):939-946.
  18. Amato PR, Cheadle J. Дальний развод: развод и благополучие детей в трех поколениях. Журнал брака и семьи . 2005;67(1):191-206.
  19. Скотт К.Г., Мейсон Г. А., Чепмен Д.А. Использование эпидемиологической методологии как средства воздействия на государственную политику. Развитие ребенка. 1999;70(5):1263-1272.
  20. Вольчик С., Маккиннон Д., Сандлер И. Доля молодежи из разведенных семей, относимая к населению. Неопубликованные необработанные данные. 2006.
  21. Тейн Д.Ю., Сандлер И.Н., Маккиннон Д.П., Вольчик С.А. Как это работает? На кого это сработало? Медиация и опосредованная модерация превентивного вмешательства для детей развода. Journal of Consulting and Clinical Psychology  2004;72(4):617-624.
  22. листов В., Сандлер И.Н., Вест С.Г. Оценки негативных событий несовершеннолетними детьми развода. Развитие ребенка  1996;67(5):2166-2182.
  23. Сандлер И.Н., Тейн Дж.Ю., Уэст С. Совладание, стресс и психологические симптомы развода детей: поперечное и продольное исследование. Развитие ребенка  1994;65(6):1744-1763.
  24. Кросби-Бернетт М., новичок LL. Групповое консультирование детей после развода: последствия мультимодального вмешательства. Журнал разводов. 1990;13(3):69-78.
  25. Гвинн Калифорния, Брантли ХТ. Эффекты вмешательства группы развода для детей начальной школы. Психология в школе. 1987;24(2):161-164.
  26. Борнштайн, М.Т., Борнштайн, П.Х., Уолтерс, Х.А. Дети развода: эмпирическая оценка программы группового лечения. Журнал клинической детской психологии. 1988;17(3):248-254.
  27. Скучно Дж. Л., Сандлер И. Н., Тейн Дж. Ю., Хоран Дж. Дж., Велес К. Э. Дети развода — преодоление развода: рандомизированное контрольное испытание онлайн-программы профилактики для молодежи, переживающей развод родителей. Журнал консалтинга и клинической психологии. 2015;83(5):999-1005.
  28. Скучный JL. Дети развода Как справиться с разводом (треска-треска): оценка эффективности профилактического вмешательства в Интернете для детей развода. Диссертация. Университет штата Аризона. Опубликовано в Интернете в 2011 г. По состоянию на 22 октября 2020 г. https://repository. asu.edu/items/14308.
  29. Педро-Кэрролл Дж.Л., Коуэн Э.Л. Программа вмешательства детей при разводе: исследование эффективности школьной профилактической программы. Журнал консалтинга и клинической психологии 1985; 53:603-611.
  30. Стольберг А.Л., Гарнизон К.М. Оценка программы первичной профилактики развода детей. Американский журнал общественной психологии 1985; 13:111-124.
  31. Педро-Кэрролл Дж. Л., Альперт-Гиллис Л. Дж., Коуэн Э. Л. Оценка эффективности профилактического вмешательства для городских разводных детей 4-6 классов. Журнал первичной профилактики 1992;13,:115-129.
  32. Педро-Кэрролл Дж. Л., Альперт-Гиллис Л. Дж. Профилактические вмешательства для детей развода: модель развития для детей 5 и 6 лет. Журнал первичной профилактики 1997;18(1):5-23.
  33. Педро-Кэрролл Дж.Л., Коуэн Э.Л., Хайтауэр Д., Гуаре, Дж.К. Профилактическое вмешательство с детьми латентного возраста после развода: исследование репликации. Американский журнал общественной психологии. 1986;14(3):277-290.
  34. Педро-Кэрролл Дж.Л., Саттон Ю.В., Вайман, Пенсильвания. Двухлетняя последующая оценка профилактического вмешательства для детей младшего возраста после развода. School Psychology Review 1999;28(3):467-476.
  35. Столберг А.Л., Малер Дж. Повышение эффективности лечения в рамках школьного вмешательства для разведенных детей за счет обучения навыкам, участия родителей и процедур перевода. Journal of Consulting and Clinical Psychology 1994;62(1):147-156.
  36. Forgatch MS, DeGarmo D. Воспитание через изменение: эффективная профилактическая программа для матерей-одиночек. Журнал консалтинга и клинической психологии 1999; 67: 711-724.
  37. Форгач М.С., Паттерсон Г.Р., ДеГармо Д.С., Белдавс З.Г. Тестирование модели правонарушений в штате Орегон с последующим 9-летним наблюдением за исследованием разводов в штате Орегон. Развитие и психопатология  2009:21:637-660.
  38. ДеГармо Д.С., Форгач М.С. Раннее развитие правонарушений в разведенных семьях: оценка рандомизированного профилактического вмешательства. Наука о развитии  2005;8:229-239.
  39. ДеГармо Д.С., Паттерсон Г.Р., Форгач М.С. Как результаты определенного вмешательства по обучению родителей сохраняются или ухудшаются с течением времени? Prevention Science  2004;5(2):73–89.
  40. ДеГармо Д.С., Джонс Дж.А. Вмешательство «Отцовство через изменение» (FTC) для отцов-одиночек: предотвращение принудительного воспитания и проблемного поведения детей. Развитие и психопатология . 2019;31(5):1801-1811. doi:10.1017/S095457941

    19      

  41. Cookston JT, Braver SL, Griffin WA, De Lusé SR, Miles JC. Влияние вмешательства «Отцы на всю жизнь» на межродительский конфликт и совместное воспитание в течение двух лет после развода. Семейный процесс. 2007;46(1):123-137. doi:10.1111/j.1545-5300.2006.00196.x
  42. Бравер С.Л., Гриффин В. А., Кукстон Дж.Т. Программы профилактики для разведенных отцов-нерезидентов. Суд по семейным делам  2005;43(1):81-96.
  43. Пруэтт М.К., Инсабелла Г.М., Густафсон К. Проект совместного развода: судебное вмешательство для разлучения родителей с маленькими детьми. Обзор семейного суда. 2005;43(1):38-51.
  44. Пруэтт М.К., Баркер Р.К. Эффективное вмешательство в дела разводящихся родителей и их детей: что работает и как это работает. В: Шульц М.С., Пруэтт М.К., Кериг П.К., Парк Р.Д., ред. Десятилетие поведения (научная конференция). Укрепление отношений в паре для оптимального развития ребенка: уроки исследований и вмешательства. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация; 2010: 181-196. https://doi.org/10.1037/12058-012
  45. Wolchik SA, West SG, Sandler IN, Tein JY, Coatsworth D, Lengua L, et al. Экспериментальная оценка основанных на теории программ матери и матери и ребенка для разведенных детей. Журнал консалтинга и клинической психологии 2000;68:843-856.
  46. Wolchik SA, West SG, Westover S, Sandler IN, Martin A, Lustig J et al. Вмешательство в воспитание детей после развода: оценка результатов программы, основанной на опыте. Американский журнал общественной психологии  1993;21:293-331.
  47. Sandler I, Wolchik S, Mazza G, Gunn H, Tein JY, Berkel C, Jones S, Porter M. Рандомизированное исследование эффективности программы New Beginnings для разведенных семей с детьми и подростками. Журнал клинической детской и подростковой психологии. 2020;49(1):60-78. дои: 10.1080/15374416.2018.1540008.
  48. Вольчик С., Сандлер И.Н., Вайс Л., Уинслоу Э. Новые начинания: основанная на опыте программа вмешательства для разведенных матерей с целью повышения устойчивости их детей. В: Briesmeister JM, Schaefer CE, ред. Руководство по обучению родителей: помощь родителям в предотвращении и решении проблемного поведения . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons; 2007: 25-62.
  49. Wolchik SA, Sandler IN, Tein JY, Mahrer NE, Millsap RE, Winslow E, Vélez C, Porter MM, Luecken LJ, Reed A. Пятнадцатилетнее наблюдение за рандомизированным исследованием профилактического вмешательства для разведенных семей: эффекты о психическом здоровье и последствиях употребления психоактивных веществ в молодом возрасте. Журнал консалтинга и клинической психологии . 2013;81(4):660-673.
  50. Вольчик С.А., Тейн Дж.Ю., Уинслоу Э., Минни Дж., Сандлер И.Н., Мастен А.С. Каскадные эффекты развития программы, ориентированной на воспитание детей, для разведенных семей на компетентность в зарождающейся взрослой жизни. [опубликовано в Интернете до печати, 20 апреля 2020 г.]. Развитие и психопатология. 2020:1-15. doi:10.1017/S095457941

    9X    

  51. Кукстон Дж.Т., Сандлер И.Н., Бравер С.Л., Дженало М.Т. Прогнозирование готовности принять основанные на фактических данных программы для разводящихся семей: чемпионы, отношение и доступ к финансированию. Американский журнал ортопсихиатрии . 2007;77(4):573-581. doi:10.1037/0002-9432.77.4.573    
  52. Шлейдер Дж. Л., Вайс Дж.Р. Мало лечения, многообещающие эффекты? Метаанализ односессионных вмешательств при психических проблемах молодежи. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 2017;56(2):107-115. doi:10.1016/j.jaac.2016.11.007     
  53. Гонсалес Н. Использование основных компонентов для оптимизации семейной профилактики в школах Title 1. В: Управление по планированию, исследованиям и оценке, Администрация по делам детей и семей; 2020

Как цитировать эту статью:

Rhodes CA, O’Hara K, Vélez CE, Wolchik SA. Мероприятия по оказанию помощи родителям и детям в период раздельного проживания и развода. В: Tremblay RE, Boivin M, Peters RDeV, ред. Эмери Р.Э., тема изд. Энциклопедия раннего развития детей [онлайн]. https://www.child-encyclopedia.com/divorce-and-separation/according-experts/interventions-help-parents-and-children-through-separation. Обновлено: февраль 2021 г. По состоянию на 22 января 2023 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *