Развод по исламу по инициативе мужа: Развод в исламе. Талак у мусульман

РАЗЛУЧЕНИЕ МЕЖДУ МУЖЕМ И ЖЕНОЙ ПОСРЕДСТВОМ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА (АТ-ТАФРИК АЛЬ-КАДАИЙ) – Федерация Мигрантов России

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 3/19

Именем Аллаха, милость Которого вечна и безгранична.

Совет улемов Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской федерации (ДУМ РФ) в ходе очередного расширенного заседания, состоявшегося 5-го числа месяца Раджаб 1440 года по лунному календарю, что соответствует 12-му марта 2019 г. по григорианскому календарю, и проходившего в Культурном центре «Дар» по адресу ул. Ленинская слобода, д. 9,

постановил:

1. Женщина имеет право обратиться за разводом, если муж отказывается ее содержать. Если есть подтверждение материальной несостоятельности либо если муж отсутствует (не живет со своей семьей), то судья (кадий) дает отсрочку на время, срок которой определяется им с учетом всех обстоятельств и текущего положения дел, но не превышает трех месяцев. Если ситуация не изменится, судья вправе их разлучить. Данная форма развода является радж‘и, то есть муж вправе вернуть свою жену в период идда, но при условии, что будет подтверждена его материальная состоятельность и он будет готов содержать свою жену. Если же у него есть имущество, выносится решение о его обязанности содержать свою семью — и нет нужды в разводе. В случае преднамеренного отказа и осознанного ущемления прав жены судья выносит решение о разводе.

2. Женщина вправе обращаться к судье, чтобы ее развели с супругом при наличии изъянов детородных органов и неизлечимых болезней. В том случае, если супруга не была оповещена об изъяне, и он является неустранимым, то судья вправе разлучить их сразу, что будет являться малым окончательным разводом (талак баин байнуна сугра). Если есть надежда на излечение, то дается срок не более года, в течение которого супруг должен излечиться, если этого не произойдет, то супругов разлучают.

3. Если супруга заявляет о нанесении ей вреда мужем, она вправе обратиться к судье с просьбой их разлучить.

Если есть подтверждение вреда и примирители не в состоянии их привести к согласию, судья разлучает супругов. Данный развод является малым окончательным разводом (талак баин байнуна сугра). Если нет подтверждения вреда, то судья дает отсрочку, которая должна быть не менее месяца. Если заявитель продолжает жаловаться, судья направляет двух примирителей со стороны мужа и жены и берет с них клятву, что они исполнят свою миссию честно и справедливо. Главная задача назначенных примирителей состоит в приведении супругов к согласию, но, если они не смогут этого сделать, принимается решение о разлучении. Данный развод считается талак баин байнуна сугра. Если есть разногласие между выбранными примирителями, шариатский судья назначает третьего, который определит исход дела — с него также берется клятва. Они не вправе выносить решение о разводе, а лишь передают подробности дела шариатскому судье, который выносит окончательный вердикт.

4. Допускается разлучать супругов в случае отсутствия мужа в течение года и более без весомого оправдания. После того как его предупредят о том, что жене будет дан развод, он должен либо вернуться к ней, либо забрать ее к себе, либо развестись. Женщина вправе просить развод у судьи, даже если ей направляются средства на содержание. Данный развод считается радж‘и, возвратным — если муж вернется в период идда, он вправе вернуть свою супругу.

5. Женщина вправе просить развод по причине тюремного заключения мужа, если срок заключения — три года и более. При этом женщина вправе просить развод лишь по истечении года с момента отсутствия мужа.

РАЗЛУЧЕНИЕ МЕЖДУ МУЖЕМ И ЖЕНОЙ ПОСРЕДСТВОМ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА (АТ-ТАФРИК АЛЬ-КАДАИЙ)

Всевышний Господь, заповедовав супругам любовь и согласие, крепость семейных уз и воспитание благородного потомства, определил особый характер семейного союза, основанного на любви к Богу и отказе от наущений Сатаны.

Если же исчерпаны все возможности сохранения семейных уз и нет надежды на примирение, брак может быть расторгнут, но только при соблюдении установлений Священного Корана и Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).  

Заявление мужа о намерении развестись с супругой («я дал тебе развод», «ты разведена») служит началом бракоразводного процесса. Согласно исламскому праву, стремящемуся сохранить единство семьи бракоразводный процесс предусматривает возможность трехэтапного развода (первые два могут быть незавершенными, но последний уже окончателен) и обязательность разводного периода.

Получив развод (например, после произнесения слов «ты разведена», «я развелся с тобою»), женщина может выйти замуж только по истечении трех менструальных циклов (примерно через три месяца), которые в том числе показывают, есть ли у нее беременность от прежнего мужа или нет.

В то же время те или иные изменения в характере, поведении мужа или жены не должны становиться причиной скоропалительного разрушения семьи, ведь «в том или ином порицаемом вами Аллах (Бог, Господь) может заложить много блага». Супруги обязаны обсудить возникшие разногласия и, проявив терпение, чем-то пожертвовав, прийти к согласию. Всевышний заповедал мужу и жене строить семью на основе любви, взаимоуважения и согласия, а в конфликтных ситуациях искать пути примирения и стремиться максимально сохранять брачный союз. «Ведь согласие (примирение) — лучше всего» (Св. Коран, 4:128). Однако, если исчерпаны возможности сохранить семью, то исламское право допускает развод, при этом оговаривает, что «Самым ненавистным, но разрешенным пред Всевышним является развод». Приоритетное право дать развод закреплено за мужем. Тем не менее, при наличии веских причин женщина также имеет право требовать развода. И если у нее есть для этого соответствующие обоснования, то муж не вправе ущемлять ее интересы и ограничивать свободы, не давая развода или затягивая расторжение брака, вынуждая ее вернуть махр (свадебный подарок) обратно. Право давать развод находится в руках мужа. Однако женщина может явиться инициатором развода, договорившись с мужем о возвращении свадебного подарка (махра) или того, на чем обоюдно сошлись (из того, что по ценности своей меньше махра либо равно ему), чтобы муж ее освободил. После того как муж скажет, что дает развод, они перестают быть мужем и женой. Данная форма развода называется

хул’я. Временных ограничений на то, когда именно можно производить такой процесс, нет: он может проходить и во время месячных, и в чистый период, когда супруги уже имели интимные отношения. Согласно мнению большинства ученых такая форма развода будет считаться окончательной (баин). Жена должна выждать послеразводный срок (идда), который длиться три менструальных цикла, если он имеется или три месяца, если его нет (болезнь, старость и др.). Крайне важно, чтобы на процессе расторжения брака, инициируемого женой, присутствовало два свидетеля-мужчины, на случай, например, возникновения разногласий по обещанным обязательствам.

Поводы инициирования развода женой могут быть самыми разными, например, обнаружение у мужа физических или иных изъянов, о которых не было известно до бракосочетания и которые препятствуют ведению супружеской жизни, отсутствие материального обеспечения со стороны супруга (в случае, когда он здоров и может обеспечивать, но пренебрежительно и халатно относится к данному вопросу), притеснение, избиения, измены и продолжительное отсутствие мужа.

Таким образом, развод может быть инициирован женой, но с условием, что жена откупится, после чего обретет свободу. Если муж отказывается давать жене развод, она имеет право обратиться в шариатский суд для расторжения брака.

Рассмотрим поводы, по которым женщина может развестись в шариатском суде.   Необходимо отметить, что разлучение между мужем и женой посредством судебного разбирательства отличается от общепринятого развода тем, что последний происходит по воле и желанию мужа. Что касается развода ат-тафрик аль-кадаий, то он происходит путем вынесения решения судьей, муфтием. В данном случае развод носит принудительный характер, не требует согласия мужа и учета его воли, дабы предоставить женщине возможность разорвать супружеские узы. Это делается в том случае, если другие пути – обычного развода и хул’я — не приводят к результату.

Опишем случаи, при котором женщина может прибегнуть к судебному разбирательству для развода с мужем в рамках Совета улемов или соответствующего органа при местном Духовном управлении мусульман.

  1. Разлучение между супругами по причине отсутствия содержания (нафака)

Обязанность содержать семью лежит на мужчине. Существует необходимый жизненный минимум, при отсутствии которого, женщина вправе просить развод. Согласно мнению мусульманских ученых, муж обязан обеспечивать жену едой, одеждой и жильем.

Аргументом к данному мнению служит часть аята из Священного Корана: «Отец же [если вдруг они развелись с матерью ребенка] обязан продолжить ее содержание (обеспечить едой и одеждой) в оптимальных условиях той местности, в которой они проживают, с учетом его материальных возможностей» (Св. Коран, 2:233).

А также: «Селите [о мужья] их там же, где сами живете из имеющегося [учитывая вашу состоятельность]» (Св. Коран, 65:6-7).

В своей Прощальной проповеди посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Права женщин в отношении вас состоят в том, чтобы вы обеспечивали их материально согласно общепринятым нормам. Относитесь к женам благожелательно, ибо, поистине, они привязаны к вам словно пленницы и ничем не обладают единовластно (женясь, вы всецело отвечаете за них пред Богом). Ведь вы взяли их в жены как доверенную вам Господом ценность и с именем Творца вступили с ними в законный брак».

В зависимости от региона проживания, сумма расходования на жену может разниться. Главное, чтобы обеспечивался необходимый минимум — еда, жилье, одежда — в рамках утвержденных традиций и условий конкретной местности. По вопросу разлучения между супругами по причине отсутствия содержания есть разные мнения. Первое мнение – ученых-ханафитов, и оно гласит, что не допускается разлучать супругов по причине отсутствия содержания жены. Муж либо богат, либо беден. Если он беден, то с его стороны нет намеренного ущемления прав жены. Священный Коран гласит: «Человек с достатком пусть тратит (расходует) согласно своему достатку! Аллах не вменяет душе в обязанность то, что больше предоставленного

ей [во временное, земное пользование из сил, средств и материальных благ]. Через некоторое время после трудности [которую важно умно и мудро преодолеть] Он [Господь миров] дает легкость» (Св. Коран, 65:7).

В таком случае его нельзя ущемлять, разлучая с супругой. Если муж богат, но не расходует на жену должным образом, он ущемляет ее права. Однако его притеснение не обязательно устранять путем разлучения с супругой, поскольку есть возможность прибегнуть к другим способам. К примеру, принудить продать часть имущества для содержания супруги.

Доводом к вышеуказанному мнению служит то, что от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не было передано, чтобы он давал женщине возможность расторгнуть брак по причине материальной нужды своего мужа.

Большинство ученых трех оставшихся правовых школ придерживаются мнения, что при отсутствии содержания со стороны мужа разлучение между супругами возможно. В качестве довода приводится аят из Священного Корана: «И никоим образом не удерживайте их, стараясь навредить им. Кто же поступает так, тот, поистине, притесняет самого себя» (Св. Коран, 2:231). Удержание женщины без ее содержания является причинением ей вреда:

«[При возникновении внутрисемейной конфликтной ситуации, дав один или два развода] муж [как глава семьи] либо удерживает свою жену в рамках общепризнанных моральных норм, либо благородно освобождает ее от брачных уз» (Св. Коран, 2:229). Благим удержанием не является то, что муж отказывается содержать жену.

У Са‘ида ибн аль-Мусайиба спросили о человеке, который не может содержать свою супругу: «Возможно ли разлучить их?» Он ответил: «Да». Они снова спросили: «Это соответствует сунне?» Он сказал: «Это сунна [нашего Пророка]».

Передается, что ‘Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) направил послание правителям войск касательно мужчин, которые находились вдали от своих жен. Он призывал либо содержать их, либо развестись с ними. Если же они решат развесить, то обязаны отправить то, что они должны были расходовать на семью за прошлый период.

Согласно установлениям шариата, Совет улемов постановляет, что женщина имеет право обратиться за разводом, если муж отказывается ее содержать. Если есть подтверждение материальной несостоятельности либо если муж отсутствует (не живет со своей семьей), то судья (кадий) дает отсрочку на время, срок которой определяется им с учетом всех обстоятельств и текущего положения дел, но не превышает трех месяцев. Если ситуация не изменится, судья вправе их разлучить.

Данная форма развода является радж‘и, то есть муж вправе вернуть свою жену в период идда, но при условии, что будет подтверждена его материальная состоятельность и он будет готов содержать свою жену. Если же у него есть имущество, выносится решение о его обязанности содержать свою семью — и нет нужды в разводе. В случае преднамеренного отказа и осознанного ущемления прав жены судья выносит решение о разводе

2. Разлучение супругов по причине явных изъянов или болезни

            Большинство богословов допускают разлучение супругов по причине изъянов.

            Изъяны, допускающие разлучение.

Все четыре правовые школы допускают разлучение между супругами при двух изъянах — импотенции и кастрации (полное отсутствие детородного органа).

Однако существуют нюансы, относительно которых мнения ученых расходятся. Имам Абу Ханифа и имам Абу Юсуф считают, что брак не расторгается, кроме как при наличии одного из трех изъянов: импотенция, кастрация в виде полного отсутствия детородного органа или только яичек, так как данные недуги препятствуют деторождению. Если они присутствуют в мужчине, то считаются неустранимыми, а значит вред их явен. Иначе невозможно достичь главного смысла брака – продолжения рода, а также удаления от греховного. Отсюда неизбежным видится разлучение жены с мужем.

Если имеется бешенство, проказа и схожие болезни, то, по ханафитскому мазхабу, их наличие не подразумевает расторжения брака. Другой ученый, ученик Абу Ханифы, имам Мухаммад, говорит, что у жены есть право выбора, она может расторгнуть брак при наличии указанных болезней у мужа.

Имам Малик и имам Шафии считают, что никях может быть расторгнут одним из супругов только в том случае, если у другого присутствуют болезни репродуктивной системы, препятствующие деторождению, либо заболевания, вызывающие отвращение, — бешенство, лепра и проказа.

Имам Ахмад ибн Ханбаль считает, что расторжение брака допустимо по причине болезней детородных органов, отвращающих болезней и трудноизлечимых заболеваний (туберкулез, сифилис, гонорея и им подобные).

Богословы едины во мнении, что разлучение по причине изъянов требует решения судьи и заявления лица, обратившегося за разводом. Это по той причине, что в данном вопросе есть разные суждения и мнения ученых, поэтому необходимо решение судьи, дабы обойти все разногласия, к тому же супруги часто расходятся во мнении касательно присутствия или наличия изъянов. Слово за тем, кто отрицает изначальное знание о данном изъяне и произносит клятву. Если станет явным, что муж полный кастрат, то судья разлучает супругов сразу и не дает отсрочки, так как в ней нет пользы. Что касается импотенции или частичной кастрации, то судья дает отсрочку на год, так как есть возможность восстановить мужскую функцию. О сроке в один год передается от ‘Умара, ‘Али и Ибн Ма‘суда (да будет доволен ими Аллах). С точки зрения ханафитов и ханбалитов отсчет года начинается с момента обращения к судье. С точки зрения шафиитов и маликитов – с момента вынесения решения об отсрочке.

Если наличествуют иные изъяны, мешающие полноценной семейной жизни супругов, вдобавок к вышеуказанным, то в случае их неизлечимости судья разлучает супругов. Если есть вероятность излечиться, судья дает отсрочку на год – это касается болезней, которые могут быть как у мужчин, так и у женщин.

Богословы приводят два условия для предоставления права требовать развод по причине изъяна. Первое: требующий развода не знал об изъяне на момент заключения брака. Если он знал, то не имеет права требовать развод. Второе: он не должен соглашаться терпеть подобный изъян в своем супруге. Если он не знал об этом изъяне на момент брака, но узнал позже и принял его, то он уже не имеет права на развод.

            3. Изъяны, появившиеся после заключения брака

Если изъян у одного из супругов был до брака, то нет разногласий среди ученых четырех мазхабов о допустимости развода. Если же изъян появился у одного из супругов после брака, то мнения расходятся. Ханафиты сказали, что если мужчина впал в бешенство или стал импотентом, но до этого имел близость с женой хоть раз, то она не вправе требовать расторжения брака.


Совет улемов рекомендует при заключении брака предоставлять сторонам справку о своем здоровье.

Маликиты различают изъяны мужа и жены. Если они есть у жены, то у супруга нет права выбора и возможности требовать расторжения брака, так как это есть испытание, которое его коснулось. Если изъяны имеются у мужа, то женщина вправе просить развод только в случае бешенства супруга, лепры или проказы — по причине невозможности это терпеть. Однако она не вправе просить развода по причине двух обозначенных изъянов детородных органов.

Шафииты и ханбалиты допускают развод по причине изъянов, появившихся после брака, и сравнивают это с тем, как поступают при изъяне, уже имевшемся на момент заключения брака. Однако шафииты исключают возможность просить развод из-за появления импотенции после того, как между супругами была близость. В этом случае женщина не имеет права просить о расторжении брака, так как в отношении нее мужем ее право было исполнено.

           4. Каков вид развода по причине изъяна?

Существует два мнения относительно данного вопроса. Ханафиты и маликиты говорят, что это разлучение является малым окончательным разводом (талак баин байнуна сугра). Шафииты и ханбалиты считают, что разлучение посредством суда из-за изъяна является не разводом, а аннулированием брачного союза (фасх), при котором, как и в малом окончательном разводе, супруг вправе вернуть свою супругу, проведя новый никях с присутствием опекуна, свидетелей и выплатой махра. Одним из главных отличий малого окончательного развода (талак баин байнуна сугра) и аннулирования брачного союза (фасх), является то, что аннулирование брака не уменьшает количество возможных разводов, которые муж вправе дать своей жене.   

Совет улемов постановил, что женщина вправе обращаться к судье, чтобы ее развели с супругом при наличии изъянов детородных органов и неизлечимых болезней. В том случае, если супруга не была оповещена об изъяне, и он является неустранимым, то судья вправе разлучить их сразу, что будет являться малым окончательным разводом (талак баин байнуна сугра). Если есть надежда на излечение, то дается срок не более года, в течение которого супруг должен излечиться, если этого не произойдет, то супругов разлучают.

5. Разлучение супругов по причине ссоры, вреда или плохого обращения

Под ссорой и вредом подразумеваются серьезные разногласия, причинение боли жене словами или действиями, нанесение ущерба (оскорбления, жестокие побои, принуждение совершать то, что запретил Аллах, оставление жены без причины).

Мнения ученых касательно данного вопроса расходятся. Ханафиты, шафииты, ханбалиты не считают перечисленное поводом для развода, независимо от того, какой вред наносится супруге. Это потому, что данный вопрос может решиться иными путями, помимо развода. Например, добиться через суд либо через соответствующий орган при Духовном управлении мусульман принуждения мужчины к достойному поведению.

Маликиты сказали, что допустим развод при названных причинах, поскольку иначе супружеская жизнь причиняет адские страдания и является серьезным испытанием. Приводится хадис пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Нельзя наносить вред ни себе, ни другим; отвечать вредом на вред».

Отсюда следует, что женщина вправе обратиться с заявлением к судье в случае систематических побоев со стороны мужа. При подтверждении нанесения вреда и достоверности заявления судья вправе разлучить супругов. Если жена не в состоянии подтвердить, то ее заявление не принимается. При повторном обращении судья направляет двух примирителей из родственников: по одному от каждой стороны, чтобы прийти к миру и воссоединению семьи, либо к разлучению между ними.


Малый окончательный развод, при котором супруги вправе восстановить брак с проведением нового обряда бракосочетания со всеми необходимыми условиями.

«Если вы [муж с женою или их родные] опасаетесь распада семьи [когда появились сложности во взаимоотношениях, неприязнь друг к другу, когда конфликт перерос из чего-то поверхностно-эмоционального в то, что оставило значительный осадок на душе, когда окончательно охладели отношения], то отправьте примирителя [уважаемого, благоразумного и справедливого человека, старосту] от его семьи и подобного человека от ее семьи [для ознакомления с тупиковой внутрисемейной ситуацией и поиска выхода]. Если они [эти два уважаемых человека] имеют [хоть малейшее] желание примирить [делая все от них зависящее, внимательно выслушивая обе стороны, а также поучительно наставляя, назидая], то Аллах (Бог, Господь) непременно даст им [мужу и жене] Свое благословение [восстановив между супругами добрые отношения любви и взаимоуважения]. Воистину, Он Всезнающ и обо всем осведомлен»[1].

Ученые едины в том, что если двое примирителей не придут к одному решению, то их слово не принимается. Едины они и в том, что их слово касательно воссоединения двух супругов действительно даже без поручительства со стороны последних. В то же время есть разные мнения касательно разлучения между мужем и женой, если двое примирителей примут такое решение.

           6. Требуется ли разрешение от мужа?

Основная часть ученых говорит, что примирители не вправе разлучить мужа и жену, кроме как при передаче права им со стороны супруга. Так как основой является то, что развод в руках мужа либо того, кому он поручил.

Маликиты считают, что решение примирителей о разлучении или воссоединении супругов не требует поручительства мужа и жены и не нуждается в их разрешении.

Примирителями могут выступать справедливые мужчины, сведущие в том, что от них ожидается в миссии примирения. Желательно, как вытекает из аята, чтобы они были из семей супругов – по одному с каждой стороны. Если таковых нет, то судья выбирает двух мужчин, предпочтительно чтобы они были из ближайшего окружения семьи.

Развод, который выносится судьей по причине ссоры, является талаком баин, потому как причиняемый вред может быть устранен лишь путем развода. Если бы развод были радж’ий, то мужчина мог бы возвратить жену в период идда и вернуться к причинению ей вреда.

Совет улемов постановил, что, если супруга заявляет о нанесении ей вреда мужем, она вправе обратиться к судье с просьбой их разлучить. Если есть подтверждение вреда и примирители не в состоянии их привести к согласию, судья разлучает супругов. Данный развод является малым окончательным разводом (талак баин байнуна сугра). Если нет подтверждения вреда, то судья дает отсрочку, которая должна быть не менее месяца. Если заявитель продолжает жаловаться, судья направляет двух примирителей со стороны мужа и жены и берет с них клятву, что они исполнят свою миссию честно и справедливо.

Главная задача назначенных примирителей состоит в приведении супругов к согласию, но, если они не смогут этого сделать, принимается решение о разлучении. Данный развод считается талак баин байнуна сугра. Если есть разногласие между выбранными примирителями, шариатский судья назначает третьего, который определит исход дела — с него также берется клятва. Они не вправе выносить решение о разводе, а лишь передают подробности дела шариатскому судье, который выносит окончательный вердикт.

7.Разлучение по причине отсутствия

Среди богословов есть два мнения относительно развода, если муж отсутствует и это причиняет вред супруге, а сама женщина опасается за себя.

Ханафиты и шафииты считают, что супруга не вправе просить развод в случае отсутствия мужа, даже если оно будет продолжительным. Это по причине неимения прямого шариатского довода, дающего подобное право.

Если местонахождение мужа известно, то судья направляет просьбу к судье или руководителю местности обязать его нести материальные расходы на семью.

Маликиты и ханбалиты допускают развод в случае отсутствия мужа, если оно продолжительно. Жена имеет право на развод, даже если муж оставил ей средства для обеспечения себя в период его отлучения. Это по причине того, что она испытывает серьезный вред в связи с отсутствием мужа, а вред нужно устранять, ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нельзя наносить вред ни себе, ни другим, отвечать вредом на вред», а также принимая во внимание тот факт, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб приказал воинам, которые были вдали от своих жен, выделять им средства или разводиться.

Однако между маликитами и ханбалитами есть разногласия касательно причины отлучения, его срока и того, когда принимается решение о разлучении супругов. Маликиты считают — нет разницы, что является причиной разлучения, обосновано оно или без повода (к примеру, заработки, получение знаний). Женщина вправе обращаться за разводом по истечении года. Существует также мнение, что по прошествии трех лет.

Судья разлучает супругов в случае обращения жены, если местопребывание мужа не известно. Если местопребывание известно, то его или предупреждают о разлучении, или призывают прибыть к супруге, или дать развод, или отправить средства на содержание. Судья сам принимает решение и определяет срок, в течение которого постановление должно быть исполнено. Данный вид талака является окончательным.

Ханбалиты допускают разлучение жены с мужем по причине его отсутствия без какого-либо на то оправдания в течение шести и более месяцев. Судья сразу выносит решение о разлучении, когда супруга может подтвердить то, что она утверждает.      Разлучение в данном случае является аннулированием брачного союза (фасх), но не является разводом. Это по причине того, что с точки зрения ханбалитов развод со стороны жены является фасх — аннулированием. Это разлучение возможно лишь по решению судьи и при обращении супруги.

Совет улемов постановил, что допускается разлучать супругов в случае отсутствия мужа в течение года и более без весомого оправдания. После того как его предупредят о том, что жене будет дан развод, он должен либо вернуться к ней, либо забрать ее к себе, либо развестись. Женщина вправе просить развод у судьи, даже если ей направляются средства на содержание. Данный развод считается радж‘и, возвратным — если муж вернется в период идда, он вправе вернуть свою супругу.

            8. Условия, при которых женщина может обратиться за разводом

            — отсутствие мужа в течение года и более,

            — у мужа нет весомого оправдания отсутствия (в противном случае женщина не вправе просить развода, например, при несении супругом воинской обязанности, получении знаний).

            Развод по просьбе жены в случае отсутствия мужа более года происходит сразу, если местопребывание мужа не известно и невозможно выйти с ним на связь. Если оно известно, то судья просит мужа прибыть или забрать свою супругу к себе. Если он не выполнит условия в установленный срок, судья разлучает супругов.

9. Разлучение по причине тюремного заключения

Основная часть богословов, кроме маликитов, не допускает возможности разлучения мужа и жены в случае тюремного заключения или пленения мужа, так как нет прямого указания от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на этот счет.  

Что касается маликитов, то они разрешают жене требовать развод при отсутствии мужа год и более — есть оправдание на то или нет. Если срок тюремного заключения год и более, то женщина вправе просить развода. В данном случае, разлучение считается талак баин байнуна сугра.


К оправданию могут относится: служба в армии., получение знаний, поиск материального обеспечения для семьи.

Подводя итог и принимая во внимание мнение маликитов, Совет улемов постановил, что женщина вправе просить развод по причине тюремного заключения мужа, если срок заключения — три года и более. При этом женщина вправе просить развод лишь по истечении года с момента отсутствия мужа.

Истина ведома Аллаху

АЛЯУТДИНОВ ИЛЬДАР РИФАТОВИЧ, Муфтий Москвы, главный имам Московской соборной мечети, проповедник Московской Мемориальной и Соборной мечетей.

Развод в исламе: правила, виды развода

https://ru.sputnik.kz/20190127/razvod-islam-pravila-9040125.html

Что такое развод в исламе

Что такое развод в исламе

В исламе термин, определяющий развод, обозначается словом «таляк» или «талак». В религии бракоразводный процесс описывается как самое ненавистное из всего… 27.01.2019, Sputnik Казахстан

2019-01-27T15:21+0600

2019-01-27T15:21+0600

2022-02-01T14:05+0600

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://sputnik.kz/img/213/84/2138475_0:0:5184:2916_1920x0_80_0_0_0822547c64509e100f92ec67d79dab16.jpg

Sputnik Казахстан

media@sputniknews. com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2019

Sputnik Казахстан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_KK

Sputnik Казахстан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

1920

1080

true

1920

1440

true

https://sputnik.kz/img/213/84/2138475_378:0:4986:3456_1920x0_80_0_0_344de6067dc9f8fab1b7a74e4c61e934.jpg

1920

1920

true

Sputnik Казахстан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Sputnik Казахстан

общество , справки

общество , справки

В исламе право объявить о разводе принадлежит мужчине либо судье, который может вынести решение по просьбе женщины.

Ислам рассматривает брак как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путем развода.

Талак (развод) делится на три вида:

 

  • Талак раджи (неокончательный развод)
  • Талакуль баин (безотзывный развод)
  • Талакуль мугаллаза (окончательный развод)

 

Талак раджи

Талак раджи подразумевает развод, определяемый словами «Я развожусь с тобой» или «Между нами развод».

Никях – обряд бракосочетания в Исламе

Однако такое расторжение брака может быть отозвано мужчиной, если он сам скажет об этом или приласкает жену в период идда (срок выжидания после развода, который составляет три полных менструальных цикла женщины).

Примечательно, что такой развод не является немедленным разрушением никаха (заключение брака по мусульманским традициям). Поэтому для воссоединения паре нет необходимости заново заключать брак.

Мужчина подобным образом может выдать своей супруге развод только дважды, оба они будут считаться талаком раджи — неокончательным разводом. Однако если же мужчина не помирится с женой до периода идда, то этот развод перейдет в талак баин — окончательный.

Талак баин

В этом случае мужчина выдает своей жене развод со словами, явно указывающими на то, что талак — баин (безотзывный), или же со словами, значение которых указывает на развод, если при этом было намерение развестись, например: «Уходи!», «Ты мне больше не жена».

Этот вид развода однозначно вступает в силу, и никах считается нарушенным. Отметим, что этот вид развода нельзя отозвать даже в период идда. Однако в случае, если мужчина решил возобновить брачный союз, то ему необходимо обновить никах со своей супругой.

Талак мугалляза

Такой развод мгновенно вступает в силу, если мужчина произнес слово «талак» трижды. В этом случае пара уже не может воссоединиться по канонам ислама. Новое заключение брака между экс-супругами будет считаться харамом (грехом). Однако бывшим супругам разрешается заключить брак только в том случае, если после периода идда женщина выйдет замуж за другого человека, а после этого ее второй муж разведется с ней или же умрет. Только спустя три месяца после второго брака женщина может выйти замуж за своего первого супруга.

Может ли женщина использовать слово «талак»?

Талак — исключительная прерогатива мужчины. При этом когда мужчина выражает желание развестись со своей женой, у нее не остается выбора, и расторжение брака моментально вступает в силу.

Самые громкие разводы 2018 года

Стоит отметить, что для расторжения брака женщина может воспользоваться процедурой «хул» (вид развода, где инициатором расторжения брака является женщина). В этом случае она просит у супруга дать ей развод взамен на обговоренную плату.

Когда талак вступает в силу

Развод вступает в силу в случае, когда мужчина обращается к своей жене со словами «талак» с такой громкостью голоса, что он может слышать себя сам. При этом неважно, сказал ли он это публично или лично своей супруге, слышала она эти слова или нет. Вместе с тем развод считается действительным в случае, если мужчина произнес эти слова намеренно или ненамеренно, всерьез или в шутку, в гневе или нет.

Может ли женщина инициировать развод в Исламе?

Развод — распространенная тема во всех мусульманских обществах. Это нежелательное слово, но оно встречается более чем часто и не приносит ничего хорошего ни разводящимся, ни детям, ни обществу вокруг вас. Таким образом, важно знать, какие есть варианты, когда вы сталкиваетесь с этим сложным этапом брака. Почти все знают, как мужчина может развестись с женой, но возникает общий вопрос «Может ли женщина инициировать развод в исламе?»

Ответ: ДА . Женщина может инициировать развод.

Зарегистрируйтесь на мусульманском брачном сайте №1 в Индии nikahforever.com и найдите свою идеальную пару!
Посетите наш веб-сайт

Зарегистрируйтесь на мусульманском брачном веб-сайте №1 в Индии nikahforever.com и найдите свою идеальную пару!
Посетите наш сайт

Есть три способа сделать это:

  • Талак-и-Тафвиз
  • Лиан
  • Хула

1 Divorce by Mutual Agreement

1.1 Khul’a

2 Divorce by woman:

2.1 Talaaq-i-Tafweed

2.2 Lian:

Divorce by Mutual Agreement

Khul’a

Женщина имеет право просить о разводе со своим мужем. Хула – это взаимное соглашение, инициированное женой. Должно быть предложение от жены, как это сделал Махр во время свадьбы, и предложение должно быть принято мужем.

По шиитскому закону мужчина должен быть:

  • Взрослым
  • В здравом уме
  • Свободным агентом
  • Иметь намерение развестись с ней

 

По суннитскому закону мужчина должен быть 20:

  • Взрослый
  • В здравом уме
  • Процесс может быть начат до, во время или после брака, в зависимости от семейной культуры и религии. Хула также отличается от исламского одностороннего развода тем, что не освобождает мужа от оказания поддержки (нафака).

    Развод с женщиной:

    Талаак-и-Тафвид

    Талак-и-Тафвид — это разновидность развода, при котором супруг дает право на развод своей жене или третьему лицу. Родители женщины могут получить эту привилегию для своей дочери при составлении ее брачного контракта, если они обеспокоены тем, что их дочь будет в опасности или подвергнется жестокому обращению в доме ее родственников мужа в будущем.

    Этот тафвид (делегирование) можно совершить до или после свадьбы. Никахнама получает право развестись с собой посредством этого делегированного развода, который обычно добавляется в брачный контракт в качестве брачного пункта.

    Талаак-и-тафвид или делегированный развод признается как шиитами, так и суннитами.

    Лиан:

    Это заявление о супружеской неверности, поданное мужем против жены, которое дает ей право подать иск о расторжении брака и добиться развода, если она сможет доказать ложность обвинения. Жена может подать гражданский иск о разводе в суд.

    В удовлетворении иска может быть отказано, однако, если супруг докажет в суде наличие доказательств того, что обвинение предъявлено им необоснованно. Согласно мусульманскому праву, брак продолжается до вынесения решения судьей, и существуют взаимные права наследования, если одна из сторон умирает до вынесения решения.

    Может ли женщина инициировать развод с мужем?

    В исламе женщина имеет право расторгнуть брак, чтобы при желании развестись с мужем.

    Это вполне приемлемо, по мнению большинства ученых, как древних, так и современных.

    Похожие вопросы

    · Контроль над брачным обязательством остается за женой.
       · Женщины, разводящиеся со своими мужьями.
       · Мужчина отказывается от права на развод своей жене.
       · Когда женщина ненавидит оставаться замужем за своим мужем.

    Выпуск

    В наше время женщины соревнуются с мужчинами во власти и в покрытии семейных расходов. Некоторые женщины требуют иметь право расторгнуть брак, чтобы жена могла развестись с мужем, если захочет. Дозволено ли женщине включать в брачный договор условие, дающее ей право на развод, или требовать этого после заключения договора?

    Постановление

    Это вполне приемлемо, по мнению большинства ученых, как древних, так и современных. К этой точке зрения относятся следующие современные ученые: Женщина может инициировать развод, если она оговаривает это как условие в брачном договоре или если ее муж дает ей это право после заключения договора[1].

    Покойный шейх Хасан Мамун , бывший муфтий Египта, издал фетву 13 ноября 1955 года, в которой говорилось: Ислам предусматривает, что если мужчина женится на женщине при условии, что она может контролировать себя, когда захочет, то у нее есть право выбирать все, что она хочет, на том же сеансе или позже, пока не будет ее третий и последний развод. Использование «когда» в условии делает его общеприменимым. Она может раз за разом просить о разводе, пока не будет три развода и их развод не станет окончательным, даже если ее муж не женился на ней повторно после первого развода. Явный и недвусмысленный развод может последовать за столь же ясным и недвусмысленным разводом, пока она еще находится в периоде ожидания.

    Шейх Мамун основывал свою фетву на том, что упоминается в основных работах прошлых ученых, таких как Аль-Танвир, Радд аль-Мухтар, аль-Дурр аль-Мухтар, Гаят аль-Баян и т. д.

    Постоянный комитет по исследованиям и Фетва дала следующее решение в ответ на вопрос: «Если ситуация такова, как вы описали, и ваша жена сама инициировала развод, законность развода зависит от того, может ли она это сделать или нет. Если вы не дали ей право на развод и не дали ей доверенности на вопрос о разводе, то то, что она сделала, не является разводом и вам не нужно жениться на ней повторно. Право на развод принадлежит мужу, а не жене. Однако, если вы дали ей право на развод или выдали ей доверенность на развод, то ее действие является действительным. Вы можете восстановить брак, пока она находится в периоде ожидания, вызвав двух свидетелей для восстановления брака, если развод не был последним из трех разводов. Если это третий развод, то восстановить брак нельзя. Сначала она должна выйти замуж за другого мужчину. Если она разведется после этого другого брака, то вы можете снова жениться на ней, если она согласится, но вы должны заключить новый брачный контракт и дать ей новое приданое. Период ожидания у беременной женщины длится до тех пор, пока она не родит, а у небеременной женщины три менструальных цикла. Женщина, у которой нет менструации, потому что она слишком молода или слишком стара, соблюдает период ожидания в три месяца. [2]
    В другой фетве Комитет говорит: Нормальная практика заключается в том, что развод осуществляется по решению мужа.

    Бог говорит

    Пророк! Когда [3] вы разводитесь с женщинами, разводитесь с ними с учетом предписанного им периода ожидания.

    65:1

    Однако, если муж дает жене доверенность на то, чтобы она могла инициировать развод, и она действует на основании этого, развод является действительным.

    IslamicWeb

    Предоставление жене возможности расторгнуть брак или поручить его лицу по ее выбору означает, что она или лицо, которого она выбрала, имеет право инициировать развод в соответствии с договоренностью.

     Сайид Сабик сказал: «Право на развод принадлежит мужу. Он может развестись с ней и может дать ей право на развод. Он также может выдать доверенность на другого человека, чтобы инициировать развод. Ни возложение на нее права на развод, ни выдача доверенности не лишает его права на развод, а также не мешает ему воспользоваться этим правом, когда он того пожелает. Школа Захири придерживается другой точки зрения, утверждая, что муж не может передавать право на развод своей жене или давать кому-либо доверенность на развод с ней, потому что Бог дал право на развод мужчинам, а не женщинам.

    У ученых разные взгляды на случай с мужчиной, который говорит своей жене: «Ты владеешь собой». Означает ли это, что она имеет такой контроль навсегда или только в этом случае? В последнем случае она может инициировать развод, пока они вместе по определенному поводу. Если она этого не сделает и повод исчерпан, считается, что ее право на развод утратило силу.

    Ибн Кудама сказал : «Как только муж дает своей жене контроль над собой, она может воспользоваться этим правом в любое время, а не только в это время». , Ибн аль-Мунзир и аль-Хакам. С другой стороны, маликитские, шафиитские и ханафитские ученые считают, что это применимо только один раз. Когда все кончено, она не имеет права разводиться, потому что речь идет о предоставлении ей выбора, а выбор ограничен временем, когда он предоставляется. Это подобно тому, как муж говорит своей жене: «Выбирай сама.
    Ибн Кудама предпочитает первую точку зрения , потому что «Али постановил о человеке, который передал своей жене право на развод, сказав: «Это зависит от нее, пока она не откажется от него». Ибн Кудама сказал: «Мы не известно, что кто-либо из сподвижников Пророка расходился с ним, а это означает, что это решение приобрело единодушие. Более того, это похоже на назначение адвоката для принудительного развода, и это не ограничено конкретным временем, точно так же, как адвокат является кем-то другим.

    Необходимо отметить важный момент: если муж отказывается предоставить жене право на развод: допустимо это или нет? Более весомая точка зрения состоит в том, что он имеет право отменить и отозвать то, что он ей дал. В этом случае право на развод принадлежит ему. Если он вступает с ней в половую связь после такого развода, это считается возвратом. Предоставление ей права на развод является своеобразной доверенностью. Совершение действий в отношении того, на что кто-то дал доверенность другому лицу, отменяет эту власть. Если женщина вернет то, что ей было поручено, с назначением покончено, как и с отклоненной или отозванной доверенностью.

    Мы советуем не наделять жену правом развода, потому что женщины по своей природе более эмоциональны, и это может повлиять на ее действия и заставить ее инициировать развод по самым незначительным причинам.

    Ибн Рушд сказал: «Причина предоставления права развода мужчинам, а не женщинам, заключается в том, что женщины менее рациональны и чаще руководствуются немедленным желанием в ситуации жестокого обращения.[5]
    Кувейтская энциклопедия фикха говорит : «Развод является судебным действием, инициированным устно, и, как мы уже отмечали, принадлежит по праву мужу. Он имеет это право и право передать его кому-то другому, как и все другие его права, которые инициируются устно, такие как продажа, аренда и т. д. Если мужчина говорит другому: я даю тебе доверенность на развод с моей женой, называя ее, и этот мужчина фактически разводится с ней, развод действителен. Если он говорит жене: я даю тебе доверенность на развод, и она это делает, то развод действителен. Она не меньше, чем кто-либо другой.[6]

    Важное примечание: Если мужчина говорит своей жене: «Ты владеешь собой, может ли он все же развестись с ней?» Ответ в том, что он может. Он говорит ей, что она может инициировать развод, но это не мешает ему инициировать его самому.

    Источники

    · Европейский совет по фетвам и исследованиям.
       · Фатава египетского Дар аль-Ифта, шейха Хасана Мамуна, бывшего муфтия Египта.
       · Фатава Постоянного комитета по исследованиям и фетва.
       · Домашняя страница сайта IslamicWeb.net: www.islamweb.net.
       · Кувейтская энциклопедия фикха.

    ссылки

    1. Европейский совет по фетвам и исследованиям, решение 2/5.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *