22. Формирование и развитие памяти:
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
П.П. Блонским сформулирована генетическая теория развития памяти. По его мнению, различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются разными ступенями ее развития в филогенезе: двигательная, эмоциональная, образная и логическая. В истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.
В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Самыми первыми по времени возникновения являются двигательная и аффективная виды памяти — 6 мес. Начало образной памяти связывается со 2м годом жизни, а логическая память начинает формироваться у ребенка с 3-4-летнего возраста. Их полное развитие достигается лишь к подростковому и юношескому возрасту.
Л.С. Выготский рассматривал развитие памяти в филогенезе в тесной взаимосвязи с развитием мышления и другими психическими процессами. Исторически развиваясь, человек вырабатывая все более совершенные средства запоминания (письмо, счет и др.). Само развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется следующей закономерности: сначала они выступают как внешние действия (например, «завязывание узелков на память», использование для запоминания различных предметов), а затем становятся внутренними, мнемическими действиями (чувство, образ, мысль, ассоциация). Мнемотехнические средства, по мнению А.Н. Леонтьева, изменили принципиальную структуру акта запоминания: из прямого, непосредственного оно становится опосредованным. Ведущая роль в формировании внутренних средств запоминания принадлежит речи, ее превращению из чисто внешней функции в функцию внутреннюю.
Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама.
Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. Прежде всего у ребенка проявляется узнавание, воспроизведение же обнаруживается значительно позже. Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни. Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие прежде всего произвольной памяти. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными.
Общая психология Памятью пользуются от рождения, о чем свидетельствует возможность выработки условных рефлексов (ответ на положение во время кормления). Ребенок в два месяца узнает мать. Эта нерозчленована реакция впоследствии, с развитием других познавательных процессов и накоплением опыта, совершенствуется. В конце первого полугодия узнавание распространяется на все окружение и дополняется воспроизведением образа предмета. Ребенок ищет пропавший из поля зрения предмет, а впоследствии и названный предмет. Образная память появляется в отчетливой форме на восьмом месяце жизни. Усвоение языка в раннем детстве расширяет возможности познавательной деятельности, способствует развитию словесно-логической памяти. Память приобретает большей устойчивости и прочности, более длительным становится хранения запам’ятованого. Еще доминирует непроизвольная память, однако уже появляется произвольное запоминание. Для дошкольного детства характерно интенсивное развитие самопроизвольной памяти, чему в значительной мере способствует игровая деятельность. Дошкольники начинают отражать предметы не только внешними, но и внутренними, существенными их свойствами и связями. Развитие целесообразной деятельности и языка постепенно предопределяет возникновение и первоначальное формирование произвольной памяти. Это — главное достояние дошкольного возраста, что открывает путь к учебной деятельности в школе. Развитие языка способствует усвоению абстрактных положений и закономерностей, приводит к формированию поняттєвого логического мышления — второе условие готовности к школе. В младших школьников развиваются все виды памяти. Но особенно интенсивно формируется словесно-логическая память как условие и результат успехов в учебе. Известно, что в знаниях, которыми овладевают младшие школьники, преобладает материал конкретный, а не абстрактный. Однако изучая естественные предметы, они знакомятся с причинными связями, простыми обобщениями. Однако произвольная память у детей еще недостаточно сформирована. Поэтому ученики младших классов сталкиваются с трудностями, не в состоянии проконтролировать осмысления материала, проверить себя. Выход они видят в механическом заучивании. Насущной потребностью для них является усвоение приемов логического запоминания. Поэтому надо учить детей различать в своей работе задача понимать материал и задачи его запомнить, постепенно вырабатывать более совершенные приемы заучивания. Процесс запоминания в них еще развернутый, поэтому, уделяя внимание другу, они не могут одновременно заниматься другим. Формирование навыков и умений совершенствует и сворачивает этот процесс, разгружает сознание, и в младших школьников появляется возможность сочетать разные задачи. Дальнейшее развитие непроизвольного и произвольного памяти происходит в подростков в процессе овладения более сложной системой знаний. Для развития абстрактно-логической памяти в старших школьников характерен высокий уровень овладения сложной системой обобщенных умений понимания и запоминания. Это открывает возможность дальнейшего развития абстрактно-логической памяти учащихся, формирование таких приемов, которые помогают запоминать сложные системы фактов, понятий, законов, их объяснения и доказательства. Следовательно, память нужна для усвоения новых знаний, а их приобретение способствует совершенствованию памяти. Поэтому этот процесс не завершается в старшем школьном возрасте: усовершенствование памяти продолжается и у взрослых благодаря профессиональному обучению. Рост самостоятельности в учебном процессе увеличивает роль произвольного запоминания, абстрактно-логической памяти студентов. Далее в период поздней юности общее развитие памяти происходит в тесном взаимодействии с мышлением, достигая максимальных значений. Мышление в этот период значительно отстает от уровня развития памяти, что снижает эффективность запоминания и хранения, ибо усваиваемый материал должным образом не прорабатывается. Первым условием новых достижений является дальнейшая интеллектуализация процессов памяти, что способствует более интенсивному развитию мышления. Во взаимодействии развития памяти и мышления заметная рябь изменений, которые чередуются между собой. Пики максимумов развития памяти готовят основу для дальнейшего развития мышления, а пиковые значения изменений в мышлении создают благоприятные условия для новых сдвигов в развитии памяти. Однако развертывание процессов переработки информации требует специализации обучения и продуктивной деятельности, т.е. естественного ограничения потоков информации и повышение компетентности субъекта. Особенно большое значение приобретает умение самостоятельно работать с книгой, словарем, справочником, составлять планы и реферировать специальные материалы, вести конспекты и исследования на профессиональном уровне. Уже в зрелом возрасте развитие памяти тесно связан с профессиональной деятельностью, сначала с практическим усвоением знаний и умений, которых требует выполнения обязанностей, а потом профессиональным ростом. Инициативная, творческая работа требует огромного опыта и непрерывного усвоения новых знаний, высокой лабильности процесса воспроизводства сведений, хранящихся в памяти. Следовательно, возрастает мотивация к деятельности, повышаются компетентность и интерес, происходит становление профессионального мастерства личности. В преклонном возрасте производительность памяти несколько снижается. Однако усиление мотивации в производственной деятельности и наличие значительного опыта компенсируют потребности в данных памяти для производительного труда. Доказано, что развитие памяти зависит от того, как обеспечено управления этим процессом. Педагоги должны создавать условия, которые ускоряют обучение, позволяют лучше усвоить и сохранить в памяти знания. Личность только тогда будет иметь весомые успехи, когда будет достаточно настойчиво прилагать усилия к запоминанию необходимого как можно больше, в общем и в деталях. Память ухудшается от неполного ее использования. Развитие памяти в первую очередь зависит от заинтересованного включения личности в продуктивную деятельность, в частности учебную, направленную на самостоятельное познание мира или достижения новых результатов деятельности. Что более весомые мотивы сопровождают деятельность субъекта, то более успешные результаты запоминания. При этом запоминания является результативным независимо от того, было ли поставлена цель запомнить. Развитие памяти неразрывно связан с воспитанием самой личности. Для развития памяти у учащейся молодежи надо воспитывать, прежде всего, положительные мотивы обучения и труда, любовь к знаниям и трудовой деятельности, заинтересованность в результатах деятельности и чувство ответственности за выполнение своих обязанностей. Только полноценная деятельность личности способствует развитию доброй памяти. Заинтересованность, активное отношение к деятельности способствуют непроизвольному запоминанию. Важным для запоминания является первое впечатление, его качество и глубина. Оно усиливается комплексным восприятием объекта различными органами чувств. Всю информацию органы чувств должны воспринимать как нечто содержательно целое и значимое, логически связано. Лучше, если она является предметом активной деятельности, заинтересованных размышлений, умственной переработки: выделение главного, существенных связей, структурирование, аргументации и т.д. Легко и надежно запоминающийся новый материал, связанный с предыдущим опытом, когда он его нечто дополняет и обогащает, расширяет возможности деятельности человека. Эффект запоминания значительно усиливается, если информация является для субъекта необходимым, связанная с целью его деятельности, представляет определенный интерес. Например, готовясь к полету и изучая заданный маршрут, штурман не только определяет и вычисляет основные этапы и контрольные пункты пути, но и без специальных усилий хорошо запоминает важнейшие ориентиры, сопутствующие признаки, которые помогут надежно идентифицировать его с местностью, показателями приборов и т.д. Такая мобилизация памяти объясняется тем, что в полете все сведения могут оказаться очень нужными и важными и без них нельзя качественно выполнить задание. Незнание этих сведений может привести даже к аварии. Развития памяти способствуют постоянные тренировки. Регулярная и напряженная работа памяти становится привычкой, создает условия для формирования продуктивной памяти. Тренировка не должна быть изолированным актом, искусственным повторением того самого. Тренируя память, каждый раз нужно проявлять настойчивость, волю и уверенность, постоянно добиваясь улучшения результатов запоминания. Необходимым условием эффективного запоминания является соблюдение определенных правил. Запоминать надо в хорошем настроении и на «свежую голову», когда еще не наступила усталость. Во время запоминания не надо чередовать материал, близкий по форме и содержанию. Нужно обрабатывать информацию для запоминания, сравнивая различные сведения, опираясь на ассоциации (смысловые и структурные), выделяя опорные сигналы («узелки на память»). Нужно творчески применять мнемотехнічні приемы, искусственно разделяя информативный материал смысловыми связями, смыслом, значением, привлекая различные виды памяти. Главный смысл мнемотехнічних приемов в том, что материал запоминания глубже анализируют, структурируют и больше осмысливают. В частности, запоминая исторические даты, можно использовать сравнения по сходству и контрастом с известными событиями, запоминая иностранные слова — с уже усвоенными словам или со словами родного языка. Усвоение понятий и другой информации в процессе многократного повторения создает базу для дальнейших ассоциаций с новым материалом запоминания. Поэтому на начальных этапах обучения, когда новую информацию не с чем связывать, возникают значительные трудности и приходится много раз повторять, чтобы хорошо запомнить. Овладение понятийным аппаратом и знаниями в определенной области значительно увеличивает возможности быстрого и прочного запоминания новой информации благодаря смысловой памяти. Способом улучшить память человека является формирование умения запоминать и воспроизводить. Память развивается тренировкой и упорным трудом, направленной на запоминание, хранение, полное и точное воспроизведение. Часто предлагают такие упражнения для лучшего запоминания:
Эти упражнения развивают память: образы объекта наблюдения быстро запоминаются и длительное время сохраняются в памяти, в то же время совершенствуется способность представлять, анализировать объект из памяти без особых усилий воли. Не менее важным в развитии памяти является формирование умения запоминать и воспроизводить, освоение рациональных приемов запоминания, контроля и понимания. Основные приемы произвольного запоминания такие: 1. Нужно четко определить цель, задачи запоминания. Мнемічне задача заключается в четком формулировании того, что и как надо запомнить и прочно закрепить. Если такое задание специально не ставят, то материал запоминается значительно хуже. В частности, во время исследования одной группе ставили задачу запомнить материал, чтобы ответить на следующий день, другой — запомнить надолго. Проверка проведена через четыре дня, результаты оказались намного лучше во второй группе — ведь известно, как быстро забывается материал, изученный только для экзамена. 2. В произвольном запоминании нужно сформировать устойчивые мотивы к запоминанию, приобретения знаний, чувства ответственности. Если человек должным образом не болеет за дело, не ответственно относится к запоминанию, то она быстро забывает то, что нужно помнить. 3. Необходимым условием запоминания является понимание материала, образования смысловых связей, если они недостаточны, и использование эффективных приемов запоминания. Непонятный материал, как правило, не заинтересовывает и запоминается хуже, чем систематизирован, понятен. Для улучшения условий запоминания стоит сделать материал понятным и привлекательным. Применение того или иного способа запоминания является произвольным асоціюванням, пов’язуванням определенных единиц материала, который нужно запомнить. Чтобы запомнить номер телефона, каждый однажды кодирует его цифровые значения, группирует цифры из известных дат, похожих номеров и составляет смысловое выражение. Помогают запоминать и приемы анализа материала: составление плана, сравнение, классификация, группирование, систематизация. Каждый человек вырабатывает собственные приемы анализа и ассоциирования материала для запоминания. Кроме привлечения логики и понимания, такая работа над материалом запоминания дает возможность привлечь внимание к нему, лучше осознать и усвоить. 2. Важным условием эффективного запоминания является благоприятный психическое состояние для усвоения нового материала. Плохо воспринимает материал человек усталая, раздраженная, подавлена. Известны случаи озарение памяти перед сном и после пробуждения утром. Положительного эффекта достигают аутогенною стимуляцией памяти, что связано с приведением организма в актуальное состояние и благоприятной действием механизма релаксации. 5. Для лучшего запоминания и длительного сохранения требуется повторение материала в процессе заучивания. Правильная организация повторений требует соблюдения ряда условий, в частности, распределения повторений во времени. Первые повторения должны быть интенсивными, поскольку забывание материала в начале происходит быстрее, а позже темп повторение может быть замедлен. Однако не стоит повторять слишком часто, много раз подряд, поскольку это вызывает торможение и затруднения во время образования нервных связей. Для успеха в повторении материала нужно разнообразить информацию, активизировать познавательную деятельность личности. 6. В управлении развитием памяти учеников важное значение имеет учет со стороны учителя их индивидуальных особенностей. При этом нужно больше опираться на преимущества мнемических свойств личности. Воспитание памяти можно значительно улучшить, если к этому процессу привлечь самих учеников. Заинтересовавшись, они будут проявлять стремление к совершенствованию и самовоспитания. 1. Бузан Т. Скоростная память / Пер. с англ. — М.: Эйдос, 1996. 2. Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. — Львов: Край, 2005. 3. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. 1. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 4. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А. Смирнова. — М.: Просвещение, 1967. 5. Гарибян С. А. Школа памяти (суперактивация памяти через возрождение эмоций). — М.: Пика, 1992. 6. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека (психофизиологическое исследование). — М.: Педагогика, 1980. 7. Громова Е.Л. Эмоциональная память и ее механизмы. — М.: Наука, 1980. 8. Общая психология : Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. — К.: Форум, 2000. 9. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. — К.: А.Г.Н., 2002. 10. Иванов-Муромский К.А. Мозг и память. — К.: Наук, мысль, 1987. 11. Клацки Г. Память человека: Структуры и процессы / Пер. с англ. — М.: Мир, 1978. 12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. 13. Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособ. — 3-тэ вид., випра. — К.: Вища шк., 2004. 14. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред В.Н. Дружинина. — М.: ПЕР СЭ, 2003 15. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова. — 3-е изд. — М.: ЧеРо, 2002. 16. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. — К.: Сов. школа, 1968. 17. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. — 3-тэ вид. — К.: Лыбидь, 2001. 18. Хофман И. Активная память: Эксперимент и теория человеческой памяти / Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1986 Назад |
способов улучшить память – общая психология
Перейти к содержимому
Память
Цели обучения
- Распознавать и применять стратегии улучшения памяти, включая мнемонику, репетицию, разбиение на фрагменты и слова-привязки
Большинство из нас страдают от провалов в памяти того или иного рода, и большинство из нас хотели бы улучшить свою память, чтобы не забывать, куда мы кладем ключи от машины или, что более важно, материал, который нам нужно знать для экзамен. В этом разделе мы рассмотрим некоторые способы, которые помогут вам лучше запоминать, и некоторые стратегии более эффективного обучения.
Стратегии улучшения памяти
Какими повседневными способами мы можем улучшить нашу память, в том числе память? Чтобы убедиться, что информация переходит из кратковременной памяти в долговременную, вы можете использовать . Одной из стратегий является репетиция или сознательное повторение информации для запоминания (Craik & Watkins, 1973). Вспомните, как вы учили таблицу умножения в детстве. Вы можете вспомнить, что 6 х 6 = 36, 6 х 7 = 42 и 6 х 8 = 48. Запоминание этих фактов — это репетиция.
Другая стратегия — : вы организуете информацию в управляемые биты или порции (Bodie, Powers, & Fitch-Hauser, 2006). Фрагментирование полезно при попытке запомнить такую информацию, как даты и номера телефонов. Вместо того, чтобы пытаться вспомнить 5205550467, вы запоминаете число как 520-555-0467. Итак, если вы встретили на вечеринке интересного человека и захотели запомнить его номер телефона, вы, естественно, разбивали его на части и могли повторять номер снова и снова, что является репетиционной стратегией.
Ссылка на обучение
Попробуйте это задание по запоминанию букв, чтобы использовать стратегию улучшения памяти.
Вы также можете улучшить память, используя : метод, при котором вы думаете о значении новой информации и ее отношении к знаниям, уже хранящимся в вашей памяти (Tigner, 1999). Например, в этом случае вы могли бы вспомнить, что 520 — это код города Аризоны, а человек, которого вы встретили, из Аризоны. Это поможет вам лучше запомнить префикс 520. Если информация сохраняется, она переходит в долговременную память.
— это вспомогательные средства памяти, которые помогают нам организовать информацию для кодирования (рис. 1). Они особенно полезны, когда мы хотим вспомнить большие объемы информации, такие как шаги, этапы, фазы и части системы (Bellezza, 1981). Брайану нужно выучить порядок расположения планет в Солнечной системе, но он с трудом запоминает правильный порядок. Его друг Келли предлагает мнемоническое устройство, которое может помочь ему вспомнить. Келли говорит Брайану просто запомнить имя мистера ВЭМ Дж. САН, и он легко сможет вспомнить правильный порядок планет: M ercury, V enus, E arth, M ars, J upiter, S aturn, U ranus и N . Вы можете использовать мнемонический прием, чтобы запомнить чье-то имя, математическую формулу или семь уровней таксономии Блума.
Рисунок 1 . Это мнемоника, которая поможет вам запомнить количество дней в каждом месяце. Месяцы с 31 днем представлены выступающими костяшками, а более короткие месяцы выпадают в пятнах между костяшками. (кредит: модификация работы Кори Занкера)Если вы когда-нибудь смотрели телешоу Modern Family , вы могли видеть, как Фил Данфи объясняет, как он запоминает имена:
На днях я встретил парня по имени Карл. Сейчас я могу забыть это имя, но на нем была футболка Grateful Dead. Какая группа похожа на Grateful Dead? Фиш. Где живут рыбы? Океан. Что еще живет в океане? Коралл. Здравствуйте, коллега. (Врубель и Спиллер, 2010)
Чем ярче или необычнее мнемоника, тем легче ее запомнить. Ключ к успешному использованию любой мнемоники — найти стратегию, которая работает для вас.
Ссылка на обучение
Посмотрите это увлекательное выступление на TED Talk под названием «Подвиги памяти, которые может совершить каждый». Лекцию читает Джошуа Фоер, научный писатель, который «случайно» выиграл чемпионат США по запоминанию. Он объясняет мнемоническое устройство, называемое дворцом памяти. Вы также можете посмотреть это видео, в котором Фоер приводит пример того, как он использует дворец памяти для запоминания цифр числа пи.
Некоторые другие стратегии, используемые для улучшения памяти, включают выразительное письмо и произнесение слов вслух. Выразительное письмо помогает улучшить вашу кратковременную память, особенно если вы пишете о травмирующем опыте в своей жизни. Масао Ёго и Сюдзи Фуджихара (2008) заставляли участников писать с 20-минутными интервалами несколько раз в месяц. Участникам было предложено написать о травмирующем опыте, о своем лучшем будущем «я» или о тривиальной теме. Исследователи обнаружили, что это простое задание на письмо увеличило объем кратковременной памяти через пять недель, но только у участников, которые писали о травматических переживаниях. Психологи не могут объяснить, почему это письменное задание работает, но оно работает.
Что делать, если вы хотите запомнить предметы, которые нужно забрать в магазине? Просто произнесите их вслух про себя. Серия исследований (MacLeod, Gopie, Hourihan, Neary, & Ozubko, 2010) показала, что произнесение слова вслух улучшает вашу память на слово, потому что это увеличивает его различимость. Чувствуете себя глупо, произнося случайные продукты вслух? Этот метод работает так же хорошо, если вы просто произносите слова вслух. Использование этих методов увеличило память участников на слова более чем на 10%. Эти методы также могут быть использованы, чтобы помочь вам учиться.
Использование ключевых слов
Рассмотрим случай Саймона Рейнхарда. В 2013 году он сидел перед 60 людьми в комнате Вашингтонского университета, где запоминал все более длинные серии цифр. В первом раунде компьютер сгенерировал 10 случайных цифр — 6 1 9 4 8 5 6 3 7 1 — на экране в течение 10 секунд. После того, как серия исчезла, Саймон ввел их в свой компьютер. Его память была идеальной. На следующем этапе на экране в течение 20 секунд появлялись 20 цифр. Опять же, Саймон все правильно понял. Никто в аудитории (в основном профессора, аспиранты и студенты) не мог точно вспомнить 20 цифр. Потом пришли 30 цифр, учились 30 секунд; и снова Саймон не ошибся ни одной цифрой. Для окончательного испытания на экране на 50 секунд появилось 50 цифр, и снова Саймон все правильно понял. На самом деле, Саймон был бы рад продолжить. Его рекорд в этой задаче, называемой «прямой диапазон цифр», составляет 240 цифр!
Способность Саймона Рейнхарда запоминать огромное количество цифр. Хотя это не было очевидно, Саймон Рейнхард преднамеренно использовал мнемонические приемы, чтобы улучшить свою память. В типичном случае человек изучает набор сигналов, а затем применяет эти сигналы для изучения и запоминания информации. Рассмотрим приведенный ниже набор из 20 пунктов, которые легко выучить и запомнить (Bower & Reitman, 1972).
- — пистолет. 11 — булочка для хот-дога за пенни.
- это обувь. 12 стоит две копейки, самолетный клей.
- — это дерево. 13 — три копейки, шмель.
- это дверь. 14 пенни четыре, продуктовый магазин.
- это ножи. 15 копейки, большой улей.
- это палочки. 16 — пенни шесть, фокусы.
- это духовка. 17 копейки семь, иди на небеса.
- — пластина. 18 — пенни-восьмерка, золотые ворота.
- это вино. 19 — пенни девять, моток шпагата.
- это курица. 20 — пенни-десять, шариковая ручка.
Вам, вероятно, понадобится менее 10 минут, чтобы выучить этот список и потренироваться в его воспроизведении несколько раз (не забудьте использовать практику припоминания!). Если бы вы сделали это, у вас был бы набор ключевых слов, на которые вы могли бы «повесить» воспоминания. На самом деле это мнемоническое устройство называется 9.0101 техника кодового слова . Если затем вам нужно было запомнить какие-то отдельные элементы — скажем, список покупок или моменты, которые вы хотели затронуть в речи, — этот метод позволит вам сделать это очень точным, но гибким способом. Предположим, вам нужно вспомнить хлеб, арахисовое масло, бананы, салат и так далее. Способ использования метода состоит в том, чтобы сформировать яркий образ того, что вы хотите запомнить, и представить, как он взаимодействует с вашими ключевыми словами (столько, сколько вам нужно). Например, для этих предметов вы можете представить большое ружье (первое ключевое слово), стреляющее в буханку хлеба, затем банку с арахисовым маслом внутри ботинка, затем большие связки бананов, свисающие с дерева, затем хлопнувшую дверь. кочан салата с летящими повсюду листьями. Идея состоит в том, чтобы предоставить хорошие, отличительные подсказки (чем страннее, тем лучше!) для информации, которую вам нужно запомнить, пока вы ее изучаете. Если вы сделаете это, то восстановить его позже будет относительно легко. Вы прекрасно знаете свои реплики (одна из них — пистолет и т. д.), поэтому вы просто просматриваете свой список ключевых слов и «смотрите» мысленным взором на хранящийся там образ (в данном случае хлеб).
Этот метод слова-колышка на первый взгляд может показаться странным, но он работает достаточно хорошо даже при небольшой подготовке (Roediger, 1980). Одно предупреждение, однако, заключается в том, что элементы, которые нужно запомнить, должны быть представлены относительно медленно сначала, пока вы не научитесь ассоциировать каждый с его ключевым словом. Люди со временем становятся быстрее. Еще один интересный аспект этой техники заключается в том, что вспомнить элементы в обратном порядке так же легко, как и в прямом. Это связано с тем, что ключевые слова обеспечивают прямой доступ к запомненным элементам, независимо от порядка.
Как Саймон Рейнхард запомнил эти цифры? По сути, у него гораздо более сложная система, основанная на тех же принципах. В своем случае он использует «дворцы памяти» (проработанные сцены с дискретными местами) в сочетании с огромным набором изображений для цифр. Например, представьте, что вы мысленно идете по дому, в котором вы выросли, и определяете как можно больше различных областей и объектов. У Саймона сотни таких дворцов памяти, которые он использует. Затем, для запоминания цифр, он запомнил набор из 10 000 изображений. Каждое четырехзначное число для него немедленно вызывает мысленный образ. Так, например, 6187 может напоминать Майкла Джексона. Когда Саймон слышит все приближающиеся к нему числа, он помещает изображение для каждых четырех цифр в ячейки своего дворца памяти. Он может делать это с невероятной скоростью, быстрее, чем 4 цифры за 4 секунды, когда они мигают визуально, как на демонстрации в начале модуля. Как уже отмечалось, его рекорд составляет 240 цифр, воспроизведенных в точном порядке. Саймон также является мировым рекордсменом в событии под названием «карты скорости», которое включает в себя запоминание точного порядка перетасованной колоды карт. Саймон смог это сделать за 21.19.секунды! Опять же, он использует свои дворцы памяти и кодирует группы карт как отдельные изображения.
Как учиться эффективно
На основе информации, представленной в этой главе, ниже приведены некоторые стратегии и предложения, которые помогут вам отточить свои методы обучения (рис. 2). Ключ к любой из этих стратегий заключается в том, чтобы выяснить, что лучше всего работает для вас.
Рисунок 2 . Методы запоминания могут быть полезны при подготовке к уроку. (кредит: Барри Поусман)- Используйте детальную репетицию : В известной статье Крейк и Локхарт (1972) обсудили свою веру в то, что информация, которую мы обрабатываем более глубоко, уходит в долговременную память. Их теория называется . Если мы хотим запомнить часть информации, мы должны подумать о ней более глубоко и связать ее с другой информацией и воспоминаниями, чтобы сделать ее более значимой. Например, если мы пытаемся вспомнить, что гиппокамп участвует в обработке памяти, мы можем представить бегемота с отличной памятью, и тогда мы сможем лучше запомнить гиппокамп.
- Примените эффект самоотнесения : По мере того, как вы проходите процесс повторения, было бы еще полезнее сделать материал, который вы пытаетесь запомнить, значимым для вас лично. Другими словами, используйте эффект самореференции. Пишите заметки своими словами. Напишите определения из текста, а затем перепишите их своими словами. Свяжите материал с тем, что вы уже изучили для другого класса, или подумайте, как вы можете применить эти концепции в своей жизни. Когда вы делаете это, вы создаете сеть подсказок, которые помогут вам получить доступ к материалу, когда вы захотите его запомнить.
- Не забывайте о кривой забывания : Как вы знаете, информация, которую вы изучаете, со временем быстро теряется. Даже если вы считаете, что знаете материал, изучите его еще раз прямо перед началом теста, чтобы повысить вероятность того, что информация останется в вашей памяти. Избыточное обучение может помочь предотвратить разрушение хранилища.
- Репетировать, репетировать, репетировать : Повторять материал с течением времени, на организованных и разнесенных учебных занятиях. Организуйте и изучайте свои заметки, а также проходите практические тесты/экзамены. Свяжите новую информацию с другой информацией, которую вы уже хорошо знаете.
- Остерегайтесь помех : Чтобы уменьшить вероятность помех, занимайтесь в спокойное время без помех и отвлекающих факторов (например, телевизор или музыка).
- Продолжайте двигаться : Конечно, вы уже знаете, что упражнения полезны для вашего тела, но знаете ли вы также, что они также полезны для вашего ума? Исследования показывают, что регулярные аэробные упражнения (все, что повышает частоту сердечных сокращений) полезны для памяти (van Praag, 2008). Аэробные упражнения способствуют нейрогенезу: росту новых клеток мозга в гиппокампе, области мозга, которая, как известно, играет роль в памяти и обучении.
- Выспитесь : Пока вы спите, ваш мозг продолжает работать. Во время сна мозг организует и консолидирует информацию для хранения в долговременной памяти (Abel & Bäuml, 2013).
- Используйте мнемонические устройства : Как вы узнали ранее в этой главе, мнемонические устройства часто помогают нам запоминать и вспоминать информацию. Существуют различные типы мнемонических устройств, таких как аббревиатура. Акроним — это слово, образованное первой буквой каждого слова, которое вы хотите запомнить. Например, даже если вы живете рядом с одним из них, вам может быть трудно вспомнить названия всех пяти Великих озер. Что, если я скажу вам подумать о слове «дома»? ДОМА — это аббревиатура, обозначающая Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Супериор: пять Великих озер. Другой тип мнемонического приема — акростих: вы составляете фразу из всех первых букв слова. Например, если вы сдаете тест по математике и вам трудно вспомнить порядок операций , вспомните следующее предложение: «Пожалуйста, извините, моя дорогая тетя Салли», потому что порядок математических операций следующий: Скобки, Показатель степени, Умножение, Деление, Сложение, Вычитание. Существуют также джинглы, которые представляют собой рифмованные мелодии, содержащие ключевые слова, связанные с концепцией, такие как i перед e, кроме c .
Проверка памяти
Сыграйте в пасьянс памяти, который можно найти здесь. Затем сыграйте в игру № 2: «Расскажи себе историю». Улучшилась ли ваша память во второй раз? Почему или почему нет?
Подумай
- Создайте мнемоническое устройство, которое поможет вам запомнить термин или понятие из этого модуля.
- Какой эффективный метод обучения вы использовали? Чем она похожа/отличается от стратегий, предложенных в этом модуле?
Контент с лицензией CC, оригинал
- Модификация, адаптация и дополнение тестов памяти. Расположен по адресу : http://Lumen%20Learning. Лицензия : CC BY: Attribution
Контент с лицензией CC, ранее опубликованный
- Способы улучшения памяти. Автор: : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/8-4-ways-to-enhance-memory. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Загрузите бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
- Система Peg-Word. Авторы : Кэтлин Б. Макдермотт и Генри Л. Редигер III . Предоставлено : Вашингтонский университет в Сент-Луисе. Расположен по адресу : http://nobaproject.com/textbooks/wendy-king-introduction-to-psychology-the-full-noba-collection/modules/memory-encoding-storage-retrieval. Проект : Проект Ноба. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike
License
General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
Как… улучшить память
НАША задача состояла в том, чтобы предложить 10 практических советов по улучшению памяти, основанных на хорошо задокументированных психологических исследованиях. Мы составили список мощных и надежных методов, упорядоченных по тому, когда вы будете их применять. Каждая из них сопровождается лишь несколькими из множества возможных вспомогательных ссылок. Первый набор советов относится к случаям, когда вы сталкиваетесь с новой информацией, которую хотите запомнить.
1. Активируйте все свои соответствующие прошлые знания
Предыдущие знания помогают пониманию, а понимание улучшает память, поэтому, чем больше вы знаете о теме, тем легче узнавать новые, связанные факты (Morris et al., 1985). Осмысление того, что вы изучаете, необходимо для максимального обучения (Bransford & Johnson, 1973). Связывание новой информации со знакомой информацией помогает, даже если в остальном связь не имеет значения. Поскольку вы создали ссылки, вы, вероятно, запомните их, и они будут указывать на новую информацию (Slamecka & Graf, 19).78). Если новая ситуация похожа на ту, с которой вы сталкивались раньше, подумайте о сходствах и различиях между ситуациями; оба могут служить полезными сигналами (Mäntylä, 1986).
При встрече с именами мы обычно игнорируем значение слов, но если вы используете это значение и связываете его с человеком, это поможет вам запомнить его имя. Например, если кого-то представили вам как профессора Морриса, вообразив его в полном костюме танцора Морриса, вы сможете запомнить его имя. Слова, которые звучат похоже на имена или являются частями имен, также могут быть полезными мнемоническими связями (Morris et al., 2005).
2. Организуйте новую информацию: ищите осмысленную структуру
Выявление структуры и взаимосвязей в том, что вы изучаете, помогает во многих отношениях: активное создание организации сделает эту организацию более запоминающейся (Wittrock & Carter, 1975).
Процесс также может связать новую информацию с тем, что вы уже знаете. Связывая элементы вместе, запоминание части информации вызовет запоминание других связанных элементов.
3. Активно разрабатывать
Думайте о новом материале по-разному. Подумайте об этом с точки зрения ваших нынешних знаний, но также идите дальше и подумайте о том, что она предполагает или какие вопросы она поднимает (Craik & Tulving, 1975). Создание рифм, мелодий или даже каламбуров и шуток с новым материалом может помочь вашей памяти, создавая больше сигналов и устанавливая ограничения. Генерация действительно отличительных идей, звуков или изображений также может облегчить припоминание.
4. Изучите фонетический строй перевода чисел в запоминающиеся слова
В наши дни чипов и PIN-кодов может возникнуть соблазн установить для всех ваших PIN-кодов один и тот же номер или иметь список, что является плохой идеей с точки зрения безопасности. Вы можете легче запомнить любую цепочку чисел, преобразовав их в слова, следуя отображению в таблице 1 (Morris & Greer, 1984). Каждая цифра соответствует согласному звуку; гласные и оставшиеся согласные звуки, такие как H и W, вставляются по мере необходимости для образования слов. Итак, чтобы запомнить PIN-код, такой как 8492, сопоставьте цифры с согласными (F или V, R, B или P, N), а затем составьте слово или слова, вставив между ними гласные: например, «меховая булочка» или «меховая кость». например. Выбирайте слова, которые вам запомнились, возможно, потому, что они создают забавный образ. Если вам нужно запомнить много PIN-кодов, свяжите изображение с функцией PIN-кода (например, ваш партнер бьет вас мохнатой костью для вашей общей карты счета).
Для всех мнемонических техник важно, чтобы они были достаточно полезными, чтобы инвестиции в изучение и применение метода окупались. В этом случае вам предстоит учить согласные звуки, но в таблице есть подсказки, которые вам помогут. Кроме того, согласные во фразе TeN More LogiC FiBS помогут вам запомнить звуки, обозначающие числа 1–9 и 0. Если вы все еще не уверены и думаете, что в наше время программирование ложного числа в ваш мобильный телефон может быть проще, просто помните, что ваш разум — это единственное, что всегда с вами, и его нельзя потерять, забыть или украсть.
5. Формирование мысленных образов, связывающих вещи, которые необходимо запомнить.
Мнемоника мысленных образов лежит в основе большинства мощных мнемонических техник, которые уже более 2000 лет рекомендуются в качестве практических вспомогательных средств для запоминания. Формирование мысленных образов позволяет вам связать воедино вещи, которые иначе не связаны, и использует визуально-пространственные отношения (Morris & Stevens, 1974).
Если вы никогда не испытывали на себе эффективность связывания изображений, попробуйте сделать это сами, используя список из 15 пар слов в Таблице 2. Профессиональные исполнители, использующие техники создания образов, часто рекомендуют, чтобы изображения были причудливыми, но большинство исследований предполагают что причудливость не является необходимым элементом. Обычно достаточно просто сформировать изображения, которые связывают элементы вместе. Однако одного только создания изображений недостаточно; важно связать их между собой: парами, тройками или цепочками.
Образность лежит в основе очень эффективной системы ключевых слов или ссылок для изучения словарного запаса иностранного языка. Во-первых, нужно найти какую-то конкретную ассоциацию, которая уловила бы хотя бы часть звучания иностранного слова. Затем эта ассоциация представляется вместе с представлением слова на родном языке. Итак, юбка по-немецки — «Рок», так что представьте себе юбку, раскинутую по скале. Дополнительные примеры и курсы Linkword, разработанные психологом Майклом Грюнебергом, можно найти на сайте www.linkwordlanguages.com.
6. Создавайте ссылки на ключевую информацию с помощью ключевых слов и знакомых изображений
Использование мысленных образов улучшает память только тогда, когда есть что-то, что может служить сигналом для припоминания образа. Для успешного припоминания требуются соответствующие сигналы, которые сами по себе легко вспомнить, когда вам нужно запомнить информацию. Эта потребность в хороших подсказках для поиска в обстоятельствах, когда такие подсказки недоступны естественным образом, была решена в традиционных мнемонических методах путем первоначального запоминания набора подсказок, которые можно связать с изображениями. Наиболее распространенными и успешными из таких подсказок являются списки ключевых слов, которые лежат в основе многих курсов по улучшению памяти.
Профессиональные мнемонисты изучают ключевые слова, связанные с каждым числом от 1 до 100 и более. Higbee (2001) предлагает хороший набор ключевых слов, альтернативных 100. Эти ключевые слова обычно создаются с использованием фонетической системы, но обычные люди иногда используют рифмованный, меньший набор ключевых слов — 1 = булочка, 2 = обувь, 3 = дерево и т. д. Чтобы запомнить упорядоченный набор элементов, изобразите каждый элемент вместе с изображением ключевого слова. Когда пришло время запомнить список, сначала вспомните изображение ключевого слова для 1, которое принесет с собой изображение связанного элемента, позволяющего вам вспомнить этот элемент.
Однако вы можете избежать необходимости заучивать набор ключевых слов, используя изображения знакомых вам мест (например, Roediger, 1980). Представьте, что вы пришли домой. Вы можете начать с того, что вообразите свою входную дверь в качестве первого места. Второе место может быть там, где вы вешаете свое пальто. Вы можете легко создать упорядоченный набор изображений, прогуливаясь по дому или офису или путешествуя из дома на работу. Используйте эти изображения вместо ключевых слов, и они также помогут вам запомнить заказанный набор. Этот подход называется методом локусов и восходит к Симониду в 500 г. до н. э. (Morris & Gruneberg, 19).96).
Следующий набор советов касается времени между знакомством с новой информацией и потребностью ее запомнить.
7. Практикуйтесь в запоминании через несколько подходящих интервалов
Практика припоминания — один из самых мощных и надежных методов улучшения памяти (Morris et al., 2005). В отличие от многих мнемонических методов, таких как образы, напоминание себе о том, что нужно помнить, не требует творческого подхода или большого опыта. Практически каждый может извлечь пользу из практики припоминания: она была полезна для детей дошкольного возраста и пожилых людей, страдающих проблемами памяти, а также для школьников, студентов и взрослых. Как и в комедии, ключом к успеху является время: слишком рано тренируйся, и это не поможет, слишком поздно, и ты не сможешь вспомнить. В принципе, лучшее время для практики — как раз перед тем, как вы забыли информацию. Обычно рекомендуется проверить себя довольно рано (особенно в отношении имен), затем через некоторое время, затем еще немного и так далее.
В качестве примера рассмотрите возможность применения этой техники для запоминания имен людей, которых вы только что встретили на каком-то рабочем или общественном мероприятии. Как только вас представили кому-то, назовите его имя (вслух или про себя). В одном-двух предложениях напомните себе их имя; позже в разговоре или покидая его, напомните себе еще раз. Еще позже осмотритесь и вспомните людей, которых вы встретили, напоминая себе каждое имя. Сделайте это несколько раз в течение всего события. В конце пробегитесь по встречавшимся вам людям, представляя их и запоминая их имена. На следующий день снова подумайте о людях, которых вы встретили, вспоминая каждое имя. Вы можете практиковать снова через несколько дней, затем через неделю, затем через месяц. Попробуйте как-нибудь: вы будете поражены тем, насколько проста и эффективна эта техника.
Тот же подход применим к любой другой информации, которую вам необходимо запомнить. Со значимой информацией практика может быть гораздо реже. Чем сложнее учебная задача, тем чаще должна быть ранняя практика. Тем не менее, важно не проверять себя слишком рано: небольшие трудности во время практики окупаются с точки зрения улучшения последующей памяти.
Вы можете эффективно сочетать преимущества практики припоминания с другими методами запоминания. Для изучения имен практика поиска может сочетаться с отмечанием значимых ассоциаций с именами, чтобы получить преимущества обеих стратегий.
8. Игра в имена
Игра в имена включает в себя принципы расширения практики припоминания и является очень эффективным способом для групп выучить имена друг друга (Morris & Fritz, 2000, 2002). Один член группы начинает с того, что называет свое имя, второй человек повторяет имя и добавляет свое, третий участник вспоминает имя последнего участника и работает в обратном порядке, вспоминая имена и добавляя в конце свое собственное. Это продолжается до первого человека, который на этот раз называет всю группу. Больше интереса и знаний о членах группы может быть добавлено, если каждый человек включает соответствующую информацию о себе, которая также вспоминается вместе с их именами. Этот метод работает с группами от 5 до 20 и более человек (Morris, Fritz & Buck, 2004), и его преимущества сохраняются в течение года.
9. Объясните, что вы изучаете, кому-то еще или себе
Когда вы пытаетесь научить кого-то еще, вы должны вспомнить (или переучить) информацию в организованном порядке, и вы также добавляете преимущества самогенерации и активности. Вы не можете обмануть себя частями, которых не понимаете. Однако вам не всегда нужен кто-то еще, чтобы объяснять, если вы искренне пытаетесь объяснить детали себе (Chi et al., 1994).
Последний совет касается тех случаев, когда вам нужно вспомнить.
10. При затруднениях попытайтесь восстановить контекст
Известно несколько методов, которые помогают при попытках вспомнить. Вспомнить забытые слова можно, прочитав алфавит (Gruneberg et al., 1977). Когда вы пытаетесь вспомнить события, если вы можете приостановить свою борьбу, сначала реконструируя в воображении как можно больше ситуации, в которой происходило обучение, вспоминая как можно больше предшествующих событий, то, как вы себя чувствовали, и другие особенности контекст обучения — тогда могут помочь некоторые аспекты сигналов из вспоминаемого контекста. Припоминание тем лучше, чем ближе вы можете привести свои мысли и чувства к тому состоянию, в котором вы находились, когда произошло событие. Этот метод (основанный на исследованиях влияния контекста на память Смит, 19 лет)94), наряду с попытками вспомнить с точки зрения другого человека, стали частью очень успешной техники когнитивного интервью для свидетельских показаний (Fisher & Geiselman, 1992).
Заключение В этой статье мы ограничили наши рекомендации методами, успешность которых была доказана психологическими исследованиями (более практические рекомендации, написанные психологами, см. в Gruneberg & Herrmann, 1998, и Higbee, 2001). Однако есть один простой совет, который мы не рассмотрели: не ждите от своей памяти невозможного. Если вы изначально не уловили какую-то информацию (например, время прибытия поезда), то не надейтесь, что запомните ее.
Если вы завалите свой разум слишком большим количеством беспорядочных требований, не удивляйтесь, если ваша память подведет.
В общем, каждый из предложенных нами методов приводит к двойному воспоминанию или даже лучше. Некоторые методы могут показаться искусственными и подходящими для ограниченного числа ситуаций. Однако такие ситуации, как заучивание имен, чисел и иностранных слов, являются самыми трудными, потому что им не хватает преимуществ осмысленного прошлого опыта, которые облегчают запоминание. Методы образной мнемоники, когда они применяются, эффективны, но большинство людей считают их слишком сложными, чтобы применять их на практике регулярно. По этой причине в последние годы мы занимаемся изучением поисковой практики. Это действительно техника практически для всех ситуаций, и она требует гораздо меньших вложений, чем старая мнемотехника.
Читатель заметит отсутствие каких-либо советов по проспективной памяти (помните, что нужно делать). Это связано с тем, что было проведено очень мало исследований методов улучшения проспективной памяти у нормальных взрослых; исследование было сосредоточено на людях с серьезными проблемами памяти. В литературе по улучшению памяти есть предложения, которые требуют надлежащего тестирования. Однако мы не должны пренебрегать использованием внешних вспомогательных средств памяти, таких как дневники, будильники и письменные заметки. Даже Доминик О’Брайен, многократный чемпион мира по запоминанию, заметил, что «самый простой способ почтить встречи — записать их в дневник…» (О’Брайен, 19 лет).93, с.37).
- Профессор Питер Моррис работает на факультете психологии Ланкастерского университета. Электронная почта: [email защищен].
- Кэтрин Фриц — преподаватель психологии в Департаменте исследований в области образования Ланкастерского университета. Электронная почта: [email защищен].
Таблица 1: Сопоставление чисел и слов
- Цифра Звук Подсказка
- 0 s, z Для нуля
- 1 t, d Один ход вниз
- 2 n Два нажатия вниз
- 3 м Три хода вниз
- 4 R ЧЕТЫРЕ
- 5 л Роман для 50 это L
- 6 j Перевернутая буква J напоминает 6
- 7 k K — зеркальное отображение 7s на стороне
- 8 f, v Сценарий f похож на 8
- 9 p P наоборот
ТАБЛИЦА 2 Связывание слов с образами
Пройдитесь по списку, сформировав мысленные образы, которые связывают каждую пару вместе в один взаимодействующий образ. Затем закройте целевой столбец и посмотрите, сколько из них вы сможете вспомнить.
- Ключевое слово Цель
- Нож Лук
- Мышь Яйцо
- Ведьма Автомобиль
- Стул Лев
- Овца Шляпа
- Крюк Пчела
- Мальчик Сова
- Зубы Телефон
- Лист Волк
- Утка Ремень
- Озеро Банан
- Луна Роза
- Бутылка Чайник
- Обезьяна Ботинок
- Ручка Робин
Веб-ссылки
- Институт практической памяти: www. memoryzine.com
- Языки ссылок: www.linkwordlanguages.com
- Ключ памяти: www.memory-key.com
- Mindtools: www.mindtools.com
Обсуждения и дебаты
- Должны ли школы и университеты обучать учащихся методам общего улучшения памяти?
- Развитие источников информации, таких как Интернет, уменьшило или увеличило нашу зависимость от памяти? Изменилось ли то, как мы используем нашу способность запоминать?
- Почему большинство людей неохотно тратят время и силы на разработку стратегий улучшения своей памяти, даже если они жалуются на плохую память?
- Перспективная память (воспоминание о том, что нужно сделать в будущем) является частью повседневной жизни, так почему же так мало исследований по ее улучшению среди нормального населения?
- Выскажите свое мнение по тем или иным вопросам, поднятым в этой статье. Отправьте «Письма» по электронной почте на [email protected] или внесите свой вклад в наш форум через www. thepsychologist.org.uk.
Внесите свой вклад
Если у вас есть идея для статьи «Как…» — научно обоснованный совет по решению повседневных задач или проблем — свяжитесь с редактором по адресу [email protected]
Ссылки
- Bransford, J.D. и Джонсон, М.К. (1973). Контекстные предпосылки для понимания: некоторые исследования понимания и припоминания. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 11, 717–726.
- Чи, М.Т.Х., де Леу, Н., Чиу, М. и Лаваншер, К. (1994). Выявление самообъяснения улучшает понимание. Когнитивная наука, 18, 439–477.
- Крейк, Ф.И.М. и Талвинг, Э. (1975). Глубина обработки и удержание слов в эпизодической памяти. Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения, 104, 268–294.
- Фишер Р.П. и Гейзельман Р.Е. (1992). Методы улучшения памяти для исследовательского интервью: Когнитивное интервью. Спрингфилд, Иллинойс: Томас.
- Грюнберг, М. и Херрманн, Д. (1998). Ваша память на всю жизнь. Лондон: Блэндфорд Пресс.
- Грюнеберг, М.М., Монкс, Дж. и Сайкс, Р.Н. (1977). Мнемоническая помощь по первой букве. Медицинские науки IRCS: психология и психиатрия, 4, 304.
- Хигби, К.Л. (2001). Ваша память: как она работает и как ее улучшить. Марлоу: Нью-Йорк.
- Мянтюля, Т. (1986). Оптимизация эффективности подсказки: вспоминание 500 и 600 случайно выученных слов. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 12, 66–71.
- Моррис, П.Е. и Фриц, С.О. (2000). Игра в имена: использование практики поиска для улучшения запоминания имен. Журнал экспериментальной психологии: прикладной, 6, 124–129..
- Моррис, П.Е. и Фриц, С.О. (2002). Усовершенствованная игра в имена: лучшее использование расширяющейся практики поиска. Память, 10, 259–266.
- Моррис, Ч.Е., Фриц, К.О. и Бак, С. (2004). Название игры: Приемлемость, бонусная информация и размер группы. Прикладная когнитивная психология, 18, 89–104.
- Моррис, П.Е., Фриц, CO, Джексон, Л., Николь, Э. и Робертс, Э. (2005). Стратегии изучения имен собственных: расширение практики поиска, значения и образов. Прикладная когнитивная психология, 19 лет, 779–798.
- Моррис, П.Е. и Грир, П.Дж. (1984). Эффективность фонетической мнемосистемы. Человеческое обучение, 3, 137–142.
- Моррис, П.Е. и Грюнеберг, М.М. (1996). Практические аспекты памяти: Первые 2500 лет. В D. Herrmann, M. Johnson, C. McEvoy, C. Hertzog & P. Hertel (Eds.) Фундаментальные и прикладные исследования памяти: теория в контексте. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум. (стр. 27–50).
- Моррис, П.Е. и Стивенс, Р.А. (1974). Связывание изображений и свободный отзыв. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 13, 310–315.
- Моррис, П.Е., Твиди, М. и Грюнеберг, М.М. (1985). Интерес, знание и запоминание футбольных счетов. Британский журнал психологии, 76, 415–425.
- О’Брайен, Д. (1993). Как развить идеальную память.