Психология отношений между детьми и родителями
Семейные отношения играют определяющую роль в жизни любого ребенка. Модель поведения, заложенная в детстве, даже если она деструктивная, потом проявляется во многих аспектах. Родители — это люди, которые оказывают максимальное влияние на детей и подростков. Поэтому их основной задачей является формирование гармоничных, хороших отношений, с минимумом конфликтов и ссор.
Что такое семья и родительские отношения
Семьей называют социальную группу, которая оказывает огромное психологическое влияние на человека в течении всей его жизни и способствует формированию наиболее важных ценностей.
В семье взрослые и дети имеют определенные роли и очень тесно взаимодействуют друг с другом в течение долгого времени. Это во многом определяет психологическое, физиологическое, моральное состояние ребенка.
Абсолютно нормально и понятно желание семейной пары, которые готовятся стать родителями, дать малышу только самое лучшее.
Психологические особенности отношений между детьми и родителями включают в себя:
- Взаимное доверие. Отсутствие сомнений друг в друге обеспечивает спокойствие в семье. Появление подозрений ведет к потере доверия и становится в будущем основной причиной одиночества человека во взрослой жизни. Причем большинство не осознает, что корни проблемы именно в их семейных отношениях в детстве.
- Рациональная оценка. Родители должны давать ребенку достаточно внимания адекватно оценивать его личные и профессиональные успехи. Нужно принимать участие в жизни ребенка, высказывать ему свое одобрение, сочувствие, где-то подсказывать. Только совместными усилиями можно добиться результата.
- Поддержка и сочувствие. Важнейший пункт взаимодействия в семье. Если родители проявляют данные чувства, то ребенок в их обществе чувствует себя спокойно.
- Адекватные требования. С детства ребенок должен четко понимать свои обязанности и выполнять их. В семьях, где распределения обязанностей нет, дети часто испытывают сильный психологический дискомфорт. Они пытаются порадовать родителей, но не знают, как это сделать, так как не понимают своего места в семейной иерархии.
Ребенку необходима постоянная оценка его действий родителями, их поддержка, внимание, чтобы понять, что он все делает правильно. Если реакция со стороны родителей отсутствует, то это приводит к развитию неуверенности, снижению самооценки. В результате ребенок часто пытается найти понимание вне семейных взаимоотношений, часто может быть опасно.
Взрослые люди должны четко осознавать, что их взаимоотношения в семье являются примером для ребенка. Основы характера малыша закладываются до семи лет. После этого что-то изменить в лучшую сторону можно будет только при помощи работы с психологами.
Психология отношений детей и родителей включает в себя следующие важные пункты:
- общение;
- совместная деятельность;
- влияние родителей на формирование характера ребенка;
- влияние ребенка на отношения между отцом и матерью.
Отношения внутри семьи бывают благополучными, когда все уважают и доверяют друг другу, при принятии важных решений учитывают мнение всех членов семьи. Но бывает и противоположный вариант, когда в семье нет понимания, доверия, взаимоуважения.
Есть несколько типов взаимоотношений внутри семьи:
- взаимовыгодное сотрудничество, с учетом интересов всех членов семьи;
- соперничество, когда каждый старается стать лидером семьи и реализовать свои потребности даже путем ущемления интересов остальных членов;
- союз — все люди, входящие в ячейку, имеют свои выгоды;
- конфронтация — стремление стать главным, даже если это грозит существенным ущербом другим членам семьи;
- антагонизм — полное неприятие желаний и мнений друг друга, независимо от семейного статуса.
Первым научным направлением, которое стало подробно изучать детско-родительские отношения и выяснять их влияние на процесс воспитания и формирования характера человека, стал психоанализ. В результате изучения были сформированы воспитательные позиции родителей, которые оказывают наибольшее влияние на характер ребенка и его эмоциональный фон:
1. Оптимальные позиции. Родители относятся к ребенку адекватно, четко видят его потребности, способны принять и понять возрастные изменения, вовремя перестроить свое поведение, чтобы найти подход к ребенку на любых стадиях его развития и взросления.
2. Неоптимальные. Родители ведут себя негибко, прямолинейно. Их поведение всегда неизменно, хотя ребенок растет, его потребности становятся другими, да и окружающая обстановка постоянно меняется. Неумение разглядеть эти изменения, неправильная оценка психологического состояния ребенка, неумение предугадать его действия и сыграть на опережение могут отрицательно сказаться на взаимоотношениях внутри семьи.
Необходимо понимать, что данные модели отношений при желании могут быть скорректированы. Но это большой и долгий труд, который требует помощи специалистов.
Типы семейных отношений
Психологи выделяют следующие типов семейных отношений:
1. Социально—биологические. Это гигиена, рождаемость, забота детей и родителей друг о друге.
2. Правовые. Включают вопросы отношений между родителями, а также вопросы наследования и усыновления.
3. Хозяйственно-экономические. Заработок денег, формирование бюджета семьи, забота о малышах и пожилых людях.
4. Нравственные. Воспитание детей, формирование моральных ценностей каждого члена семьи.
5. Педагогические. Родители воспитывают ребенка и когда он вырастает передают педагогическую функцию ему, чтобы он воспитывал своих детей.
6. Психологические.
Способы воспитания детей в семье
Способ воспитания ребенка в семье определяется такими факторами, как опыт, возраст и взаимоотношения между родителями, социально-экономическое положение семьи, традиционность жизненных взглядов родителей. Свои классификации отношений были предложены многими психологами.
Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется классификация психологии отношений между детьми и родителями, согласно которой выделяют следующие типы воспитания детей:
1. Демократический. Родители тепло относятся к ребенку, практически не ограничивают и не контролируют его. Взрослые всегда открыты для общения на равных, ребенку дается полная свобода и к нему проявляется безусловная любовь.
2. Авторитарный. Родители относятся к ребенку холодно и жестко контролируют его. Доверительного отношения данный стиль не предполагает. Ребенок должен четко соблюдать все правила, установленные родителями.
3. Гипоопека. Родители заняты своими делами и не обращают на детей никакого внимания. Если ребенку что-то нужно, то его просьба просто игнорируется. Дети в таких семьях растут сами по себе, им не с кем обсудить проблемы, что приводит к одиночеству. Не получая поддержки от семьи, ребенок начинает искать ее на стороне. Бывает, что родители в какой-то момент осознают свои ошибки и пытаются наверстать упущенное, но, к сожалению, уже поздно. Ребенок отдалился от семьи и не хочет делиться с ними своими достижениями.
4. Гиперопека. Ребенок получает от родителей все, что захочет. Он никогда на получает отказа. В результате человек привыкает во всем полагаться на семью, зная, что в случае чего ему помогут. Это приводит к несамостоятельности, неспособности принимать решения. Если с ребенком что-то происходит, то родители начинают еще сильнее опекать его и контролировать.
5. Жесткий. Родители в жесткой форме требуют точного и четкого выполнения всех их требований. Ребенок стремится угодить родителям и прикладывает максимум усилий, чтобы соответствовать их требованиям. Если что-то не получается, то он сильно страдает. Это один из самых деструктивных видов воспитания.
Принципы детско-родительских отношений
Выделяют следующие основные принципы:
- равенства — дети и родители в семье имеют одинаковые права;
- принятия — основывается на том, что люди прислушиваются друг к другу и стараются принимать объективные решения, даже если они не совсем совпадают с их мнением;
- совместного развития детей и родителей;
- понимания — родители всегда пытаются посмотреть на ситуацию глазами ребенка и понять его мотивацию, такой подход способствует укреплению семьи;
- дружбы – дети и родители часто проводят вместе время как друзья и им это нравится;
- общения — главную роль в воспитании играет общение родителей и детей, проговаривание сложных ситуаций, это укрепляет отношения внутри семьи.
Особенности воспитания в наши дни
Для многих современных родителей смысл воспитания заключается в том, чтобы обеспечить ребенку максимальное материальное благополучие. Такой подход воспитывает во многих детях лицемерие, алчность. Они проявляют усилия только в тех ситуациях, когда это может принести им финансовую выгоду. Девочки чаще перенимают такую модель поведения от матери, а мальчики – от отца.
Желание изменить отношения внутри семьи должно быть обоюдным и исходить от обеих сторон. Только в этом случае можно добиться нужных результатов. Многие современные родители думают, что их основной задачей является материальное обеспечение детей. А вопросы воспитания может взять на себя школа, спортивная секция, другие образовательные заведения или бабушки с дедушками. Это не так. Никто не может заменить ребенку родителей. Помните об этом!
🚀 Реферат: «Психология семейных отношений», Психология
- Выдержка
- Другие работы
- Помощь в написании
Введение
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как, именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым, человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют катастрофическое падание рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.
Существенный интерес у специалистов приобретает характер семейного воспитания. Здесь речь идет о том, сколько сил, времени и внимания уделяется родителями ребенку; в какой мере их отношение нацелено на удовлетворение значимых для ребенка потребностей.
Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес педагогов, психологов — это характер действия родителей, имеющий соей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства — позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое поведение).
Иногда родители не преднамеренно поощряют за неприемлемое поведение и наказывают за принятое поведение в обществе. Одни родители часто жестоко требуют от ребенка выполнения всех поручений, наказывают за малейшую провинность. Другие же наоборот, закрывают глаза и предоставляют ребенку большую свободу. Все это и определяет стили семейного воспитания.
1. Дефиниции семейного воспитания Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
В классификации Д. Баумринд выделяются три паттерна поведения или стиля, представляющих собой комбинацию из таких элементов, как зрелость требований, контроль, коммуникативность и образовательный эффект, образующих разрешающий (либеральный), авторитарный и авторитетный стили родительского воспитания.
Элеонора Маккоби и Джон Мартин (Либин А.В., 1999) развили категориальную систему Д. Баумринд, выделив два основных измерения: уровень контроля или требований и общий параметр принятия — отвержения. Пересечение этих двух измерений образовало еще один дополнительный стиль к прежним трем, добавив пренебрегающий (индифферентный) стиль.
Таким образом, типология стилей родительского воспитания включала 4 типа: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.
Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития автономии детей. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей.
Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей — командно-директивный, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна. Либеральный стиль воспитания характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.
Индифферентный стиль воспитания определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.
Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка.
Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения.
Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи.
Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью.
Опека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
2. Стили семейного воспитания Можно выделить три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский (либеральный).
При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия» .
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления» .
При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.
Школьник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе.
Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.).
Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи — жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:
— Родители регулярно указывают детям, что им делать;
— Ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются;
— Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;
— Решение часто принимает сам ребенок;
— Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.
Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие [https://bakalavr-info. ru, 12].
Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.
Еще более тяжелый случай — равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля — гиперопека — тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
А. Болдуин выделил два стиля практики родительского воспитания — демократический и контролирующий.
Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.
Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.
Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличались также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.
Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.
Д. Боумрин в цикле исследований попытался преодолеть описательность предшествующих работ, вычленив совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Были выделены три группы детей. Компетентные — с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций.
Избегающие — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.
Незрелые — неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.
3. Параметры изменения родительского поведения Выделяют четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт.
Родительский контроль: при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости, у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и норм.
Второй параметр — родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности, в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.
Третий параметр — способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольства или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам — жалобам, крику, ругани.
Четвертый параметр — эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.
Заключение
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. На стиль воспитания также оказывают влияние личностные качества родителей.
Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания.
Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей, относящейся главным образом к сфере «Я» .
Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства.
Создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствует значительному улучшению детско-родительских отношений.
психологический дети родители воспитание Список литературы.
1. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. — СПб.: Питер, 2013 — 352 с.
2. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. — СПб.: Речь, 2013. — 144 с.
3. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2012. — 304 с.
4. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии / Пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой, Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной, М. Злотник. — М.: Апрель-Пресс, Эксмо, 2013. — 976 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
5. Саймон Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 2014. — 224 c.
6. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. — М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2014. — 464 с.
7.Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии / Перевод с англ. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2013. — 448 с.
8.Хеллингер Б. Порядки любви: Разрушение семейно-системных конфликтов и противоречий. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2012. — 400 с.
9.Черников А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — М.: Независимая фирма «Класс», 2013. — 208 с.
Показать весь текстЗаполнить форму текущей работой
Семьи, которые мы выбираем | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Семья — это то, что вы делаете. Вам не нужна плоть и кровь, чтобы создать близкие родственные связи. Семью можно создать разными способами: партнеры без детей, близкие платонические соседи по комнате, мужчина и его собака, хорошие соседи, бабушка и дедушка, тети или дяди, воспитывающие детей. Пятьдесят лет назад 88 процентов детей в возрасте до 18 лет жили в нуклеарной семье с двумя родителями, в настоящее время эта цифра составляет около 69.процент. Лучшая семья для вас – это семья, которую вы выбираете сами.
Сегодня для создания семьи не нужен брак или дети. На самом деле, в последние десятилетия на праздничном обеденном столе присутствуют не только кровные родственники; а иногда вообще нет кровных родственников. Лицо современной семьи кардинально изменилось.
На этой странице
- Когда друзья — семья
- Семья без детей
- Когда домашние животные — семья
Когда друзья — семья
Кто не считает близких друзей семьей? Друзья — это краеугольный камень здоровых отношений и основа нашей системы социальной поддержки. Когда у вас есть друг, вы оба предлагаете стать частью сети поддержки друг друга. Близкие друзья — это люди, которые помогут вам в трудную минуту; они бросают все, чтобы прийти к вам на помощь. Мы часто предпочитаем друзей семье, они менее предвзяты и менее склонны бомбардировать вас своими моральными принципами и ценностями. Некоторые люди даже утверждают, что их друзья знают их лучше, чем их семья.
Могу ли я выбрать свою семью?
Иногда семейные отношения омрачены серьезностью, негативностью и чувством долга. Но с дружбой вина и стыд не так сильно поднимают свои уродливые головы. Если у вас негативные чувства к другу, то зачем вам связываться с этим человеком? В дружбе должно быть больше легкости и позитива. Мы выбираем наших друзей, а они выбирают нас, это дополнение приносит привязанность, которая заставляет нас чувствовать себя в безопасности и ценными.
Я более открыт для отзывов друзей, как я могу быть таким с семьей?
Члены семьи из плоти и крови не всегда готовы открыто говорить нам об определенных вещах. Почему бы им быть? Мы не всегда готовы слушать, что говорит член семьи; мы раздражаемся и защищаемся от их отзывов. Наличие близких друзей может компенсировать эту динамику. Мы часто более охотно воспринимаем комментарий друга, который может повлиять и помочь в том, как мы относимся к нашим семейным отношениям.
Чем дружба похожа на семейные отношения?
Близкая дружба основана на взаимности. Если вы неоднократно не появляетесь, когда вы нужны, и в зависимости от того, насколько велика может быть потребность вашего друга, ваша ценность в этой сети будет снижаться. Не удивляйтесь, если она тоже не придет к вам. Дружба строится на взаимности и взаимности, если ты рядом с ней, она будет рядом с тобой. Как семья.
Могут ли друзья иметь такое же значение, как и семья?
Согласно исследованию Мичиганского государственного университета, пожилые люди здоровее и живут дольше, когда у них есть тесная сеть друзей. По сути, когда дело доходит до долголетия, друзья могут иметь большее значение, чем семья. А если этот друг жил рядом, здоровье и счастье человека увеличивались на 25 процентов.
Семья без детей
Все чаще люди считают бездетное домохозяйство семейной ячейкой. По данным Бюро переписи населения США, процент взрослых, живущих без детей, увеличился на 19 процентов.процентов в период с 1967 по 2017 год, и они определяют семью как «группу из двух или более человек, связанных рождением, браком или усыновлением и проживающих вместе». муж и жена без детей как семья
Почему существует стигма вокруг бездетности?
Исследование Университета Индианы показало, что респонденты воспринимают бездетных мужчин и женщин как менее состоявшихся и даже аморальных по сравнению с людьми, у которых есть дети. Женщин без детей, которые решили не иметь детей , часто несправедливо называют эгоцентричными и поверхностными. Точно так же люди недооценивают и маргинализируют мужчин без детей, навешивая на них ярлык фобов обязательств. Реальность на самом деле совсем другая.
Люди без детей счастливее?
Здесь нет однозначного ответа, но люди , у которых детей, чаще страдают депрессией, чем люди , у которых нет детей, согласно исследованию Университета штата Флорида. В то время как качество брака резко ухудшается, когда дети уезжают в колледж, родители, как правило, переносят свои тревоги на стадию опустевшего гнезда и продолжают беспокоиться о здоровье и благополучии своих взрослых детей в дальнейшей жизни.
Может ли пара пережить бесплодие?
Исследование, проведенное в Дании, показало, что вероятность развода бесплодных пар в три раза выше, чем у пар, имеющих детей. Однако многие пары, которые не могут иметь детей, остаются вместе. Исследование, проведенное в Великобритании, показало, что огромный вклад в счастье бездетных пар вносит простое поддержание отношений — нахождение времени для разговоров, обмена опытом и общими интересами.
Можем ли мы отразить узы рождения детей без детей?
Независимо от того, являются ли партнеры бездетными по своему выбору или бездетными невольно, исследователи начинают обращать внимание на эту категорию. Одно исследование, опубликованное в журнале Wiley Sociology Compass, « Создание семьи без детей», показало, что эти взрослые могут создавать связи, которые отражают аспекты удовлетворения от наличия детей.
Когда домашние животные — семья
Какое место занимает домашнее животное в семье? В одном исследовании владельцев собак попросили заполнить так называемую диаграмму жизненного пространства семьи, на которой символы, представляющие членов семьи и собак, помещены в нарисованный круг, представляющий жизненное пространство человека. На 38% диаграмм семейная собака была помещена ближе к себе, чем другие члены семьи. Другие исследования места домашних животных в семейном созвездии дали аналогичные результаты: домашние животные часто находятся близко к центру — опять же, ближе, чем даже члены семьи человека.
Считаются ли домашние животные членами семьи?
Если присутствие животного неудобно, его часто исключают из семейной системы. Как отмечает антрополог Дафна Шир-Вертеш, животные — «гибкие личности» или «эмоциональные товары». Они люди, когда мы хотим, чтобы они были, и когда мы устаем от них, или они создают напряженность в семье, или мы переезжаем, они понижаются в должности до «просто домашних животных».
Как пандемия COVID повлияла на домашних животных?
В некоторых частях мира, например, в Ухане, Китай, домашние животные были брошены, потому что семьям пришлось покинуть свои дома. В других местах, например в США, люди потеряли работу, и людей попросили работать из дома и поместить в карантин. В 2020 году усыновление собак и кошек увеличилось рекордными темпами. Фактически, приюты для животных по всей стране сообщают о трудностях, связанных со спросом на животных. Однако энтузиасты животных беспокоятся о постпандемическом обращении с домашними животными.
Кто такой «любимый родитель»?
Участники исследования домашних животных и людей, которые о них заботятся, обнаружили, что больше женщин, чем мужчин, считают себя родителями своих питомцев. Это может измениться после рождения детей. Здесь снова мы видим гибкое чувство личности, в котором обращение с домашним животным и отношение к нему меняются в результате изменений обстоятельств и общей семейной динамики.
Может ли мой питомец унаследовать мои деньги?
Ваш питомец не может быть законным бенефициаром ваших активов. Однако вы можете создать траст для своего питомца. Это обеспечит заботу о вашем питомце после вашей смерти. По данным Общества защиты животных США, от 100 000 до 500 000 животных попадают в приюты после смерти их родителей-хозяев.
Последние сообщения
Семейное отчуждение | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Отчуждение в семье происходит, когда хотя бы один член семьи начинает дистанцироваться от другого из-за давних негативных отношений. Хотя родители говорят, что любят своих детей безоговорочно, это может быть не всегда так, и взрослому ребенку имеет смысл прекратить контакт с одним или обоими родителями. Хотя переживания, заставляющие людей дистанцироваться, болезненны, сам процесс отчуждения также очень неприятен. Отчуждение между двумя членами семьи часто происходит в течение длительного периода времени, иногда даже ослепляя определенные стороны.
На этой странице
- Причины отчуждения
- Разлом братьев и сестер
- Конфликт родителей и детей
- Как примириться
Причины отчуждения
Причины отчуждения могут включать жестокое обращение, пренебрежение, предательство, издевательства, нерешенные психические заболевания, отсутствие поддержки, деструктивное поведение, злоупотребление психоактивными веществами. Часто родители не соглашаются с сексуальной ориентацией ребенка, выбором супруга, гендерной идентичностью, религией или политическими взглядами. При опросе молодых людей около 17% испытывали отчуждение, чаще всего со своими отцами.
Какой тип личности более склонен к отчуждению?
Возможно, существует два типа личности, которые особенно склонны к отчуждению от братьев и сестер, отмечает психотерапевт Жанна Сафер: крайне враждебные и собиратели обид. Последние — недовольные личности, жадно лелеющие гноящиеся раны, которым десятки лет.
Кто менее склонен к отчуждению?
Многие люди способны не обращать внимания на несправедливость детства, например, на чувство менее любимого. Люди, которые наслаждаются процветающей карьерой и полноценными отношениями, менее склонны зацикливаться на прошлом и могут даже получать некоторое удовольствие, доказывая, что недоброжелатели в детстве ошибались. Эти люди менее склонны к отчуждению.
Кто обрывает семью?
Около 12 процентов пожилых людей разлучены со своими взрослыми детьми. И хотя от 5 до 6 процентов таких родителей инициируют разрыв, отчуждение обычно инициируется их взрослыми детьми. Хотя большее количество дочерей может расстаться, отчуждение между родителями и сыновьями иногда длится дольше. Взрослые дети в большинстве случаев отказываются от родителей из-за жестокого обращения или пренебрежения, деструктивного поведения или чувства ненужности.
Можно ли вычеркнуть семью из своей жизни?
Если вы исчерпали все возможности гражданского общения и чувствуете безнадежность в отношении лучшего пути вперед, может потребоваться перерыв. Это не означает, что разрыв должен быть постоянным. Меньший контакт может означать лучший контакт в будущем.
Разлом братьев и сестер
Удивительно, но отчуждение между братьями и сестрами встречается не так уж часто. По данным Карла Пиллемера из Корнельского университета, число американцев, которые полностью отчуждены от брата или сестры, относительно невелико — менее 5 процентов. Остальные из нас сообщают в основном о положительных или нейтральных чувствах к своим братьям и сестрам. Братья и сестры ссылаются на различные причины, включая издевательства, физическое или словесное или эмоциональное насилие, отсутствие общих интересов, борьбу за внимание родителей или конкуренцию в целом.
Сколько братьев и сестер отчуждены друг от друга?
Только 26 процентов молодых людей в возрасте от 18 до 65 лет, принявших участие в опросе, проведенном Оклендским университетом, сообщили, что у них очень поддерживающие отношения между братьями и сестрами с частыми контактами и низкой конкуренцией, в то время как 19 процентов имели апатичные отношения, а 16 процентов — враждебные. Остальные сказали, что их братья и сестры были дружелюбны и поддерживали, что все еще может означать ограниченный контакт или высокую конкурентоспособность.
Как детский конфликт между братьями и сестрами превращается во взрослые разногласия?
Психолог Университета Иллинойса Лори Крамер изучала пары братьев и сестер в возрасте от 3 до 9 лет и обнаружила, что эти дети переживают длительный конфликт 2,5 раза за 45-минутную игровую сессию — один раз каждые 18 минут. Однако в здоровых отношениях между братьями и сестрами также много позитивного взаимодействия, что облегчает перенесение конфликта. Братья и сестры, которые никогда не учатся справляться с этими конфликтами, больше всего подвержены риску отчуждения во взрослом возрасте.
Мои сестры не разговаривают, но я посередине.
Когда члены семьи не разговаривают, вы можете почувствовать себя арбитром и посредником. Положение арбитра незавидное. Однако можно отойти в сторону и оставаться нейтральным. Кроме того, член семьи не может заставить вас выбирать между ним и другим человеком.
Как восстановить связь с братом или сестрой?
Отчуждение усугубляется естественным явлением, когда братья и сестры расходятся и расходятся, а близость усиливает разделение. Братья и сестры также будут держаться за свои обиды и обиды, как будто конфликт произошел вчера. Однако цепляние за прошлые травмы лишь усугубит раны, а не излечит их. Примите брата или сестру такими, какие они есть, а не такими, какими, по вашему мнению, они должны быть. И, конечно же, отложите в сторону свою зависть и чувство вины.
Конфликт родителей и детей
Отчуждение не должно длиться вечность. В среднем отчуждение длится около девяти лет. Для матерей более пяти лет; для отцов более семи лет. И больше матерей отсекают от взрослых детей, чем отцов. Эти статистические данные и сроки появлялись в различных исследованиях отчуждения между родителями и взрослыми детьми. Однако ничто не является окончательным. Как долго продлится отчуждение, будет зависеть от вас, вашего отчужденного члена семьи, внешнего давления и течения времени.
И помните, взрослые дети — это взрослые, а не дети.
Как вести себя с родителем, который не признает прошлых проступков?
Для бывшего жестокого члена семьи нормально отрицать правонарушение. И примирение — слабая надежда. Без этого признания своих прошлых действий примирение практически невозможно.
Происходит ли отчуждение в семьях?
В детстве, если вы наблюдали, как ваша мать отрезала свою мать от матери, вы вполне могли решить, что отчуждение также является жизнеспособным выбором. У вас есть вредный родитель, которого вы хотели бы отлучить от церкви; твоя мама сделала это, почему ты не можешь? История иногда повторяется.
Что делать, если между членами семьи встают деньги?
Денег слишком мало или слишком много, они могут создать трения между членами семьи на всю жизнь. Просто знать этот факт полезно. Ведение семейного бизнеса изобилует проблемами, такими как, например, необходимость нанять бездельника-сына. Споры о наследстве также могут привести к отчуждению или еще больше укрепить его.
Есть ли надежда на прекращение отчуждения?
Около 79 процентов разлучившихся членов семьи считают, что примирения никогда не будет. Хорошая новость заключается в том, что, хотя это может занять время, большинство разрывов примиряются. Около 29 процентов детей, отлучившихся от родителей, остались отчужденными.
Как примириться
Часто родители чувствуют, что ребенок их отстранил, не понимая до конца причины конфликта. Хотя общение является ключом к разрешению разногласий, трудно, когда ваш ребенок заблокировал все ваши звонки и исчез в небытие. В среднем отчуждение не длится вечно. Если вы надеетесь покончить с отчуждением, не накапливайте гнев за гневом.