Психология мужчина тиран: 7 цитат известных психологов, которые помогут пережить непростое время

7 цитат известных психологов, которые помогут пережить непростое время

За последние годы жизнь многих из нас серьезно поменялась. Вместе с крупнейшим книжным сервисом по подписке MyBook мы собрали вдохновляющие цитаты известных психологов, которые помогут принять ситуацию и найти поводы для радости даже в сложные периоды.

«Какой бы мрачной ни была твоя жизнь, открой глаза и постарайся увидеть возможности. Ты увидишь, потому что они есть всегда». Ник Вуйчич, «Жизнь без границ. Путь к потрясающе счастливой жизни»

Сейчас отличное время, чтобы замедлиться и по-новому взглянуть на свою жизнь. Возможно, вы давно хотели научиться рисовать, освоить йогу или просто разобрать гардероб. Действуйте!

«Нет плохих и хороших эмоций. Жизнь разная, многогранная и состоит из разных ощущений и переживаний. Позволь себе вздохнуть полной грудью и ощутить все ее вкусы. Ты имеешь на это право». Елена Друма, «Ты – сама себе психолог»

Сегодня вам тревожно и волнительно? Ничего страшного! Не подавляйте эмоции, а проживайте их. Подумайте, почему именно так себя чувствуете и что можете сделать, чтобы снизить уровень стресса. Например, поделитесь своими страхами с семьей или друзьями.

«Окружающие наверняка советуют вам не волноваться по пустякам и решать проблемы в зависимости от того, как будут развиваться события, однако продумывать ситуа­цию заранее очень полезно». Илсе Санд, «Близко к сердцу»

Подумайте, по каким сценариям может развиваться сегодняшняя ситуация, и что это будет значить для вас. Для каждого из вариантов разработайте план действий, пропишите его в блокноте или в заметках на телефоне. 

«Мы называем это “охранительным поведением”, потому что благодаря магическому мышлению ритуалы усиливают ощущение безопасности». Роберт Лихи, «Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой»

Старайтесь каждый день вставать и ложиться в одно и то же время, завтракайте, обедайте и ужинайте тоже по часам. Четкий график поможет уменьшить чувство тревожности и внесет порядок в вашу жизнь. 

«Практикуйте осознанность. Ощущай себя в текущем моменте, принимай его без оценки и не заглядывай ни в прошлое, ни в будущее. Осознанность — это вид медитации и ключ к счастью». Томас МакДонах, «Спокойно, ты справишься!»

Как мы писали выше, очень важно иметь примерный план на будущее, но не менее важно уметь наслаждаться настоящим. Рецепт — осознанность и благодарность. Хотя бы пару раз в день спрашивайте себя, какие эмоции вы испытываете, перед сном вспоминайте все приятные моменты, которые произошли за день, и, если можете, попробуйте помедитировать. 

«Икигай скрывается в мелочах. Свежесть раннего утра, чашка кофе, луч солнца, долгое приготовление мяса осьминога и похвала американского президента имеют для него одинаковый вес. Только те, кто способен признать красоту всех этих вещей, по-настоящему ценят и наслаждаются ими». Кен Моги, «Икигай. Смысл жизни по-японски»

Еще несколько недель назад вы успевали сдать важный проект, помочь с уроками старшему сыну, выучить стихи с младшим, приготовить обед и отвести маму в поликлинику, а сейчас с трудом управляетесь с домашними и семейными обязанностями? Значит самое время принять неизбежное и замедлиться. Научиться видеть красоту в мелочах и остановить изматывающую гонку. Ваше счастье от вас не убежит.

«Когда вы предлагаете обратную связь с любовью и заботой, полностью исключив критику и презрение, ваш партнер слышит вас гораздо лучше. Если вы вообще уберете осуждение из ваших отношений, вам удастся добиться доверия». Мишель Броди, «Давай больше не ссориться. 12 типов семейных конфликтов и инструкция по их прекращению»

Сейчас очень важно ощущать поддержку близких и быть готовой подставить плечо в ответ. Поэтому старайтесь не зацикливаться на незначительных мелочах и не цепляться к словам. Лишние ссоры точно не прибавят вам радости, а вот неуверенности и страха — вполне. 

Фото: Getty Images

Сегодня читают

Met Gala 2023: все модные образы бала Института костюма

Выглядит дешево: 4 ткани, которые сделают образ безвкусным (и чем их заменить)

Улыбка ни при чем: всего одна вещь, которая выдает по-настоящему счастливого человека

Принцесса Шарлотта Кембриджская: восьмой год в фотографиях

Тест на интеллект: только люди с высоким IQ могут решить эту задачку за 7 секунд

психологический экскурс в сумрак характера

Какими бывают мужчины тираны?

Семейный тиран, тиран на работе, тиран дома: они разные и одновременно очень похожи друг на друга

Здравствуйте

уважаемые читатели и гости моего блога!

Эта публикация – очередное продолжение статьи о том, кто такие мужчины тираны.  

Сегодня разберем вопрос о том, чем отличаются друг от друга тираны. И какие бывают психологические типы домашних деспотов. 

Мой опыт работы в качестве семейного психолога показывает, что можно выделить, по крайней мере, 6 таких типов.

Объединяет их одно:

Если их тираническая сущность достаточно выражена, то женщина рядом с ним постоянно ощущает себя неполноценной, подавленной. Лишенной сил и веры в себя, с низкой самооценкой  

Но! И это еще один признак, объединяющий всех тиранов.

Как правило, в начале отношений с таким человеком, женщина чувствует себя любимой, защищенной и оберегаемой.

В общем, как за каменной стеной. Мужчина деспот начинает проявлять себя медленно, исподволь.

И вот однажды, она вдруг осознает, что рядом с ней кто-то из этих шести… 

Итак, …

Хотя, нет, постойте-ка! Еще один признак, объединяющий таких мужчин — это то, что

их жизненный сценарий образован 13-ю демонами, которые, в свою очередь, и создают  8 признаков плохого характера 

 

Мужчины тираны:

6 жестоких типов характера

 

1. Критик-контроллер

 

Сущность: «Все должно быть под контролем! Мне плевать на тебя! Ты должна мне подчиняться!»

Полагаю, что это один из самых тяжёлых и опасных психологических типов мужчин тиранов. Первое, что требует такой человек – это подчинения и порядка. Он — тиран дома и тиран на работе.

Жизнь окружающих его людей, особенно жены и детей строго регламентирована. Если кто-то нарушает такой порядок, то сразу нарывается на скандал с оскорблениями и обвинениями.

А в самых худших случаях с применением физического насилия.  Жутко ревнив. Постоянно и придирчиво следит за женой.

Контролирует звонки, встречи, переписку, приходы и уходы их дома. Где была, с кем, почему и зачем.

Если такому деспоту мнится, что что-то не так, то он превращается в следователя. И своими допросами доводит женщину до нервного срыва. Бывает, что угрожает своей партнерше физической расправой и убийством.

Любит унижать и оскорблять. Частенько эмоциональное насилие чередует с физическим.

Практически полностью изолирует женщину от социального окружения. Всеми силами стремиться поссорить ее с родственниками, друзьями и знакомыми. Так, что она становится полностью подконтрольной ему, запуганной женщиной – жертвой.     

Семейный тиран стремится лишить женщину веры в себя и независимости.  Все это и делает такого человека самым опасным из всех типов тиранов. 

 

2. Султан-Правитель

 

Сущность: «Я здесь хозяин! Ублажай меня и заботься обо мне!»  

В отличие от Контролера, этот мужчина деспот может даже давать немного свободы и почти не контролировать. Но категорично требует заботы, внимания и удовлетворения всех его потребностей.  Ему кажется, что все и всегда ему должны и обязаны.

Особенно самые близкие. А он никому и ничего. Всегда считает себя хозяином положения. Если что-то идет не так, то приходит в ярость и устраивает скандал с промывкой мозгов.

Его женщина всегда чувствует себя неполноценной, так как он очень редко бывает ею доволен. Рядом с ним она чувствует себя одинокой.  Даже если она для него все сделала на самом высшем уровне, он найдет к чему придраться.  

Иногда, в качестве очередной манипуляции, делает женщине что-то приятное. Например, помогает по дому или дарит дорогой подарок.

Но это не жест любви и доброй воли. Потом он будет всю жизнь вспоминать об этом и требовать в ответ благодарности. А потом обвинять в плохом отношении к нему.

Вне семьи и дома он прикидывается очень добрым, щедрым и отзывчивым. Но это лишь для того, чтобы произвести впечатление.  

Он эгоист и эгоцентрик. Если вы хоть однажды не приготовите ему завтрак или не так подадите чистую рубаху, то он тут же обрушится на вас с обвинениями, типа:

«Ты думаешь только о себе! Я тебе безразличен! Я тут стараюсь, из кожи вон лезу, а тебе на это наплевать!».

Помощи от него едва ли допросишься, но вот вы должные помогать ему всегда. Впрочем, он может помочь, но потом потребует взамен в сто крат больше.

 Следующий тип:  

3. Скрытый садист

 

Сущность: «Я само совершенство! Поэтому, я сделаю тебе больно и унижу тебя!»   

Выносит вам мозг умными речами. Они могут быть действительно умными. Но они насквозь пропитаны обвинениями в ваш адрес. Он может часами говорить, что вы во всем виноваты. 

Он может часами спорить с вами, выводя вас на чистую воду и выматывая нервы. Этим, кстати, все мужчины тираны очень похожи друг на друга. 

На вид спокойный и уравновешенный. Почти никогда не повышает голос. Его оружие — злая шутка, сарказм и тактическое молчание.

А самое главное – это высокомерное и молчаливое презрение. От него у большинства женщин мгновенно падает самооценка и исчезает последние крупицы веры в себя.

Садист на все 100 использует свое умение говорить и с помощью слов пудрить мозги. Он выворачивает смысл того, что говорит женщина, сводит все к абсурду и использует против нее.  

Зачастую именно он провоцирует конфликты в отношениях. Например, специально заводит бессмысленный спор.

Выставляет женщину глупой, а сам выходит из спора торжествующим победителем. При этом в конфликтах Садист почти никогда не кричит и не повышает голос.

Но доводит женщину до такого состояния, что на совершенно не может сдерживать эмоции. И Садист искусно провоцирует ее. Она срывается. И тут же попадает в страшную ловушку.

Для всех – знакомых, родных и даже детей она оказывается скандальной, жестокой и склонной к конфликтам.  Словом, она для них женщина деспот.

«А что ты хочешь? С тобой ведь невозможно разговаривать! Ты всякий раз срываешься на крик и психуешь!» А он всем представляется спокойным и рассудительным, вынужденным терпеть ее выкрутасы и истерики. «Вот, посмотри, какой он у тебя! Никогда не повысит голос! Как он вообще тебя терпит!»

В итоге, она всегда выглядит виноватой в их семейных проблемах. Дети, друзья, родственники возлагают на нее вину за все семейные неурядицы. А то, что за всем этим стоит жуткий характер Садиста, никто не замечает.

 

 4. Нарцисс-Казанова

 

Сущность: «До секса ты – моя богиня! А после…, а после, я люблю покурить…!»

Этот мужчина деспот по уши влюблен в себя. Использует женщин для личного самоутверждения. Они для него лишь сексуальные объекты. 

При этом он пользуется у них огромной популярностью. Впрочем, его интересует только постель. И, как правило, насладившись женщиной он тут же начинает искать новую. При этом умудряется влюблять в себя каждую, что побывала в его объятьях.

Он умеет влиять на женщин и подчинять их себе. Умеет заговаривать уши и вешать на них лапшу. Это у него от природы.

Женщина, за которой он начинает ухаживать, мгновенно расцветает и чувствует себя счастливой

Ведь он умеет вселять веру в себя и повышать самооценку. Ей кажется, что она самая лучшая на свете.

Но после конфетно-букетного периода, а часто сразу после первой ночи, вся его влюбленность, все его искренние ухаживания, все его восхищение вами, становятся похожими на дешевую декорацию.

Либо улетучиваются сразу вместе с его персоной. Вы спросите, в чем проявляется его тиранство?

Все очень просто. Все страдания женщины откладываются на финальный акт их отношений и на нескончаемый период после него.

Но обо всем по порядку. Как я уже сказал, такой тип мужчин-тиранов умеет мастерски влюблять в себя женщину.

А потом, оставаясь с ней и уверяя ее, что она у него единственная, заводит несколько интрижек на стороне.

Женщина интуитивно чувствует, что что-то не так, но будучи влюбленной, продолжает верить Казанове.

Он же обещает ей свадьбу, детей, долгую счастливую семейную жизнь. И даже, может быть, переезжает к ней… но…

Все остается в качестве обещаний.

И такая ситуация может длиться очень долго. Иногда несколько месяцев или даже лет.  И вот финальный акт.

Однажды он спокойно или даже с нотками презрения и превосходства объявляет, застегивая сорочку: «Извини, я ухожу. У меня другая»… И женщина оказывается на дне жуткой депрессии.

И, слава Богу, если ей хватит решимости обратиться к психологу.

Если нет, то затяжное депрессивное пике в обнимку с апатией, тревогой, страхом, злостью, обидой и одиночеством ей обеспечено.

Похоже на то, что сам Казанова наибольшее удовольствие испытывает именно от финального акта и от его последствий.

Ему льстит, что женщина страдает по нему, ищет его, пытается его вернуть. Он, как настоящий садист, даже может подать ей ложную надежду. Например, вот так:

«Возможно, я вернусь. Но ты должна измениться!»

И женщина, окрыленная надеждой, начинает преображаться: меняет гардероб, садится на диету, чуть ли не ежедневно посещает спортзал с дорогущим тренером, проходит кучу психологических тренингов, занимается личностным ростом. И…

И она действительно меняется!

Но последним аккордом в этой драме звучит следующая его фраза:

«Ты не исправимая посредственность! Нам никогда не быть вместе!»…

 

5. Жертва обстоятельств

 

Сущность: «Я устал от проблем! Мне все надоело…Помоги мне! Спаси меня!»

Это мужчина-жалобщик. У него вечно много проблем и что-то всегда не получается. При этом виноваты все, кроме него.

А вот к нему судьба явно не справедлива. Окружающие всегда его недооценивали и не замечали его талантов и достоинств.

Поэтому он всегда на вторых ролях.

Поэтому он вынужден терпеть страдания, несправедливость и терпеливо ждать своего часа.

Чего ждет такой мужчина от своей женщины?

Конечно же, сострадания и помощи. Но больше всего, чтобы она пожертвовала собой ради его жизни и успеха.

Что бы она всегда была рядом с ним, выслушивала его жалобы, забывала о себе, о своих интересах.

Зарабатывала деньги, обустраивала жилье, воспитывала и поднимала детей, пока он ищет справедливость и самого себя.

В общем, чтобы стала жертвой в отношениях.  А что взамен? Да, в общем, ничего…

Только иногда, под хорошее настроение, пара-другая вялых комплиментов, и букетик на 8-е марта где-нибудь в сентябре.

Мужчина-жертва несмотря на то, что он может быть очень чувствительным и ранимым, часто склонен к жесткости.  

Так, в случае, если женщина чего-то недодает ему, например, внимания и сострадания, то он осыпает ее критикой, унижает ее.

Делает ее первопричиной всех его страданий и проблем.

Его любимые фразы: «Ты меня не понимаешь! Ты не способна меня услышать и пойти на компромисс! Тебе плевать на меня и мои проблемы!».

Очевидно, что это слова эгоцентрика, полагающего, что Вселенная должна вращаться только вокруг него.   

В некоторых случаях может даже применять физическое насилие. Кроме того, как и скрытый Садист, Мужчина-жертва часто настраивает против жены своих детей и родственников.

Делает он это с целью того, чтобы выставить себя в выгодном свете.

В моей практике был случай, что «диванный» муж-жертва горячо и убедительно объяснял мне, что он 5 лет не может найти работу, только потому, что она его запилила. Что от нее никакой поддержки.

Что он устал от такой жизни, и поэтому все время проводит на диване у телевизора.

Если женщина начинает сопротивляться такому мужчине, то, естественно, он выворачивает ситуацию в пользу себя. Он обвиняет ее в лени, глупости, бездействии, жестокости, властности и контроле.

А сам он пять – жертва обстоятельств.           

Это интересно почитать: 

22 полезных качества успешного человека

20 вредных привычек и качеств неудачника

 

6. Злобный агрессор

 

Сущность: «Сила превыше всего! Боль – правда жизни!»

Как свидетельствует название, – агрессия такого мужчины – это основная черта его характера. Такие мужчины чаще, чем другие типы, склонны применять физическое насилие в отношении женщин. 

Агрессор с малых лет убежден, что физическая сила – это самое важное в жизни.

И поэтому многие проблемы он решает путем косвенной или явной угрозы ее применения. 

Хуже всего то, что он не умеет ее контролировать. Так же, как и не умеет контролировать свой гнев.

Как правило, такие мужчины воспитывались в семьях с отцами-тиранами, которые их часто били и воспитывали в них культ силы и агрессии.

Агрессоры склонны к употреблению наркотиков и алкоголя.

Часто их агрессия выливается не прямо на женщину, а на окружающие предметы.

Так что, если в вашем доме что-то частенько разбивается и уничтожается вашим мужчиной в порыве ярости и гнева, то лучше насторожиться. Ведь, как правило, в конце концов, они направляются на женщину и ее детей.

Все усугубляется тем, что большинство агрессоров эгоцентристы и нарциссы. Они рассматривают женщину в качестве низшего существа.

И часто руководствуются пословицами:  «Курица – не птица, баба – не человек», «Бей бабу молотом, будет баба золотом».  

Часто они лишены сочувствия, нежности, не терпят слабость, слезы и женскую сентиментальность.

Очень часто рассматривают женщину в качестве собственности, поэтому расставания с ними очень проблематичны.

Хуже всего, если агрессивный мужчина деспот по характеру выраженный психопат или имеет иные скрытые или явные психические отклонения. 

Но об этом мы поговорим в одной из следующих статей.

Как вы сами понимаете, уважаемые читательницы, все 6 типов тиранов – это крайности, которые встречаются в жизни довольно редко.

В реальности мужчины тираны и такие их разновидности, как: семейный тиран, тиран на работе и тиран дома – это смешанные, собирательные образы, вбирающие в себя черты характера из всех 6 типов.  

В жизни женщины чаще всего сталкиваются именно с этим, смешанным типом.

Его я опишу в одной из следующих статей. 

А вот про 4 типа семейных тиранов я рассказал Здесь

Следите за публикациями!  

Жду Ваших комментариев и отзывов на тему: мужчины тираны и их типы 

Берегите себя!

Записаться на мою консультацию вы можете,

воспользовавшись электронно формой. Она расположена внизу страницы.

Обращаю ваше внимание, что как психолог веду личный прием,

так и консультирую онлайн по Skype, Whatsap, Viber

 

© Денис Крюков

Автор сайта

https://formaetsensum. ru/ 

Психолог в Чите и психолог онлайн

 


Вместе с этой статьей читайте: 

  • Гармоничные отношения в паре 
  • Нет счастья в жизни, все пусто и скучно
  • Матрица swot-анализа: стратегия преодоления затруднений
  • Метод SWOT-анализа как способ решения проблем
  • SWOT-анализ деятельности и личных качеств человека

Почему люди следуют за тиранами?

Снова и снова в истории, а сегодня даже на рабочем месте и за его пределами, кажется, что определенный тип личности продолжает появляться на руководящих должностях: тиран. Они поразительно похожи — харизматичны и обаятельны, но в то же время расчетливы и жестоки.

У них, как правило, сочетаются черты нарциссического и антисоциального расстройства личности, такие как отсутствие эмпатии, грандиозность, жажда власти и контроля, ложь и обман, безразличие к общепринятым законам, правилам или морали и многое другое. Известный психоаналитик Отто Кернберг и другие часто называли этот тип «злокачественным нарциссом».

В то время как люди часто обсуждают историю злонамеренного поведения и садизма, а также ужасные последствия этих тиранов, реже обсуждается то, что эти лидеры не возникают и не могут возникнуть в вакууме; они приходят к власти на спинах масс, которые они в конечном итоге презирают и отбрасывают по своему желанию. Нам также нужно исследовать и размышлять над людьми, которые следуют этим типам диктаторов-хулиганов; почему люди поклоняются и поддерживают этих лидеров? Что такого в человеческой природе, что делает нас уязвимыми перед этим повторяющимся циклом жестокости и опасности?

Здесь я сосредоточусь на некоторых добровольных причинах, по которым люди следуют за тиранами, хотя очевидно, что эти типы также преуспевают в жестоком обращении, невольном манипулировании и принуждении людей к своим собственным целям, таким как шантаж, прямые угрозы, газлайтинг, рычаги и контроль через связанных друзей. и члены семьи и многое другое. Но с удивительной легкостью люди также могут легко поклоняться тиранам и добровольно следовать за ними.

1. Тяга к сильной родительской фигуре

Одной из фундаментальных проблем человеческой природы, которая приводит их к идее высшего авторитета или власти, является потребность в идеализированной родительской фигуре. Отчасти потому, что во время взросления родители вырисовываются как наблюдатели за вашим сознанием. И наоборот, они могут опустошить вас своим отсутствием или жестокостью.

Они являются основой вашего выживания в детстве; и когда что-то идет не так с несовершенными родителями или родительскими фигурами, у многих тяга к поддержке сильного, с виду идеального, могущественного «родителя» только возрастает. К сожалению, эта жажда такой фигуры может затмить истину, что такой совершенной фигуры не существует; и тиранический лидер может легко использовать и процветать на этом безоговорочном поклонении.

2. Предполагать лучшее в других/вера/наивный идеализм

Иногда, к сожалению, наша доброжелательность и вера в человеческую доброту могут обречь нас на манипуляции. В здоровом обществе взаимное доверие является краеугольным камнем силы сообщества в обмен на соблюдение общих моральных правил общественной поддержки.

Но иногда это делает нас уязвимыми для тех, кто не играет по тем же правилам, что и мы. Мы предполагаем, что любое человеческое существо оценит или обменяет такой же общественный договор взаимного уважения, щедрости, сопереживания и справедливости, к которому большинство из нас пытается стремиться. Но, к сожалению, мы недооцениваем махинации социопатов, которые имитируют и используют эту щедрость, не заботясь о других. Мы предполагаем лучшее друг от друга, что работает во многих случаях, но также является ахиллесовой пятой холодной эксплуатации социопатического поведения.

Дело осложняется тем, что такое поведение происходит на спектре; явные и очевидные «нарушители правил», такие как серийные убийцы, — это одно, но что насчет тех, кто все еще соблюдает определенные социальные привилегии на поверхности, в то время как в своей основе просто преследует свои личные интересы в той или иной степени? Где мы проводим грань между параноидальным недоверием и забывчивой наивностью? В этой серой зоне доверия процветают социопаты.

3. Исполнение желаний и восхищение трансгрессивным поведением и уверенностью

На каком-то уровне, может быть, мы сами восхищаемся акулой или завидуем ей, даже если по какой-то причине чувствуем себя сдержанными в своей жизни из-за поедания добычи. Являетесь ли вы тайной акулой, подстерегающей в засаде, видя, как однажды вы сможете нарушить правила, или вы завидуете тому, что они выигрывают для себя — уверенность, власть или деньги — потому что вы чувствуете, что это недостижимые цели для себя, может быть, вы идентифицируете с и восхищаться хищным поведением на каком-то уровне.

Возможно, на каком-то уровне вы восхищаетесь темной стороной, которую вы подавляете в себе, или чувствуете, что не можете следовать из-за других ограничений, и вы наслаждаетесь очевидной свободой, с которой эти люди нарушают правила и добиваются славы.

4. Тяга к поверхностным признакам (деньги, внешность, статус)

Люди, к сожалению, статусно-ориентированные существа, отчасти из-за эволюционного поведения. Животное с самым ярким оперением, которое громче всех бьет себя в грудь, которое появляется с определенными желательными физическими качествами, которое позиционирует себя как особенное или необычное, получает больше внимания при спаривании. Даже младенцы и дети тянутся к определенным лицам, которые воспринимаются как «привлекательные».

И особенно в нашем современном капиталистическом обществе мы одержимы признаками материального поверхностного успеха: одеждой, машиной, известными дипломами, управленческими должностями, славой и гламуром и многим другим. На каком-то уровне мы все попадаемся на простой гамбит восхищения этими маркерами, какими бы они ни были. К сожалению, эти маркеры обычно не имеют отношения ни к нравственности, ни к доброте, ни к глубине человеческого характера. Это знаки права на показ, и мы не можем не отдать им должное.

5. Ощущение слабости или неуверенности в собственной жизни

Когда люди чувствуют недостаток контроля над своей жизнью, они обращаются к воображаемым фигурам или средствам эскапизма, чтобы восстановить чувство силы и силы эго. Иногда они обращаются к религии и ее всемогущим идеализированным фигурам, но чаще обращаются к подставным лицам в своей жизни, будь то знаменитости, айдолы, люди, обладающие харизмой и силой. Эти харизматичные типы — мастера внешней уверенности, уверенности в себе, что обнадеживает и заразительно для тех, кто чувствует себя неуверенно или неуверенно в себе.

Когда кажется, что ваши отношения, экономическая ситуация или счастье рушатся, это очарование человека, у которого, кажется, все есть, привлекает вас и заставляет надеяться на то же самое, даже если это ложное обещание.

6. Трусость/пассивность/ложная безопасность/выживание

Некоторые люди предпочли бы остаться в кажущейся безопасности на обочине и позволить кому-то другому управлять шоу, возможно, из-за страха перед ответственностью или возмездием. Эта пассивность может в какой-то степени сработать, чтобы скрыться от первоначального внимания или конфликта, но это может быть опасным способом позволить тиранам действовать бесконтрольно.

Это также позволяет человеку оставаться в своего рода роли ребенка и избегать ответственности за собственные проблемы, позволяя кому-то другому взять на себя ответственность. Это форма уклонения, которая дает тирану больше власти, поскольку никто не желает противостоять или остановить его проступок.

7. Власть/популярность группировок/присоединение к «своей» толпе

Существует большая привлекательность присоединения к другим, которые также придерживаются этой линии, которые синхронизированы с ответственной группой. Начиная с начальной школы, сверстники оказывают огромное давление, чтобы не стать «ботаником» или «чудаком», который не выглядит гладким или уверенным в себе. В какой-то степени эта социальная модель не меняется даже во взрослом обществе, хотя, к счастью, диапазон приемлемой уверенности и возможности для самореализации гораздо более разнообразны.

К сожалению, некоторые карьерные или социальные пути остаются узко определенными, и те, кто наилучшим образом соответствует обозначенным «нормам», получают больше власти и последователей. Этим последователям нравится греться в лучах одобрения успешного лидера и одобрения клики, даже когда прихоти лидера становятся злонамеренными или основаны на подавлении других.

8. Отсутствие критического мышления/логики/образования

Самоуверенному тирану легче эксплуатироваться, если вы не сомневаетесь и не исследуете его заявления или мотивы критическим взглядом. К сожалению, многие люди, кажется, вполне согласны со статус-кво, не желая быть в курсе или читать о важных проблемах или задавать вопросы, которые не имеют логического смысла.

Они также не кажутся такими скептичными или обеспокоенными слишком большой властью, сосредоточенной в руках одного человека, и тем, к чему это может привести. Или, наоборот, они слишком когнитивно ригидны или чрезмерно обобщают, что приводит к поиску козлов отпущения и предубеждений, которыми можно легко воспользоваться.

В целом, есть понятные человеческие склонности, наши слабости, неуверенность и стремления, которые влекут нас к дерзости тирана, но также делают нас уязвимыми перед их безжалостностью, безразличием и эксплуатацией. Нам нужно поддерживать здоровый скептицизм по отношению к любому человеку, который ведет себя слишком хорошо, чтобы быть правдой, который, кажется, никогда не сомневается в себе, потому что, в конце концов, это нормально иногда быть несовершенным и неуверенным в жизни, продвигаться вперед через ошибки и замешательство и прощать. те, кто еще растет, меняется. Излишняя самоуверенность может быть заманчивой, но в конечном итоге это тактика, даже опасная. Мы не можем бездумно следовать за тиранами.

Психология тирании — Scientific American

Образы бесчеловечности и жестокости врезаются в нашу память. Еврейских мужчин, женщин и детей загоняют в газовые камеры. Целые деревни разрушены разбушевавшимися бандами в Руанде. Систематическое использование изнасилований и уничтожение общин в рамках этнических чисток на Балканах. Резня в Май Лай в Южном Вьетнаме, жестокое обращение с иракскими заключенными в Абу-Грейб и совсем недавно бойня, устроенная террористами-смертниками в Багдаде, Иерусалиме, Лондоне и Мадриде. Размышляя об этих событиях, мы неизбежно задаемся вопросом: что делает людей такими жестокими? Они психически больны? Являются ли они продуктом неблагополучных семей или культур? Или, что еще более тревожно, способен ли кто-нибудь принять участие в коллективной жестокости при правильных — или, скорее, неправильных — обстоятельствах? Теперь последние исследования, в том числе, возможно, крупнейший социально-психологический эксперимент за три десятилетия, открывают новое окно в этих загадках.

Вопросы о том, почему группы могут вести себя плохо, привели к одним из самых значительных достижений в социальной психологии за 60 лет, прошедших после окончания Второй мировой войны. Начав с необходимости понять психологические процессы, которые сделали возможными ужасы Холокоста, ученые хотели узнать, как большое количество внешне цивилизованных и порядочных людей могут совершать ужасные действия.

Первоначально теоретики искали ответы на групповую патологию в индивидуальной психологии. В 19Однако в 61 году американский историк и политический философ немецкого происхождения Ханна Арендт стала свидетельницей судебного процесса в Иерусалиме над Адольфом Эйхманом, одним из главных зачинщиков Холокоста. Она пришла к выводу, что подсудимый вовсе не демонстрировал извращенную и садистскую личность (как утверждали психиатры обвинения), он был совершенно ничем не примечательным и обезоруживающе заурядным. Арендт объявила Эйхмана воплощением банальности зла.

Повседневное зло?

Анализ Арендт, впервые опубликованный в 1963 году в New Yorker , был признан шокирующим и еретическим. Но серия исследований, проведенных примерно в то же время, подтвердила ее наблюдения. В ходе экспериментов в летних лагерях США в конце 1950-х Музафер Шериф, американский социальный психолог турецкого происхождения, узнал, что обычные школьники становятся жестокими и агрессивными по отношению к бывшим друзьям, когда их помещают в разные группы, которым приходится конкурировать за скудные ресурсы. Еще более поразительными были исследования послушания, проведенные в Йельском университете в начале XIX века.60-е Стэнли Милгрэма. Обычным, хорошо приспособленным мужчинам, участвовавшим в ложном эксперименте с памятью, было приказано наносить удары электрическим током все большей силы другому человеку, который выдавал себя за ученика. (На самом деле ученик, сообщник экспериментатора, не подвергался ударам тока.) Удивительно, но каждый учитель был готов применять интенсивные удары током в 300 вольт, а две трети подчинялись

всем просьбам экспериментатора, выдавая то, что, по их мнению, было 450-вольтовым. вольт. Участники продолжали назначать наказания даже после того, как услышали, как ученик жалуется на проблемы с сердцем и кричит от очевидной агонии. Милгрэм заключил: Представление Арендт о банальности зла ближе к истине, чем можно было бы себе представить.

Яркой кульминацией этого направления исследований стал Стэнфордский тюремный эксперимент, проведенный в 1971 году психологом Стэнфордского университета Филипом Дж.

Зимбардо и его коллегами. Исследователи случайным образом распределили студентов колледжа в качестве заключенных или охранников в смоделированной тюрьме в подвале здания психологии кампуса. Цель состояла в том, чтобы изучить динамику, которая развивалась внутри и между группами в течение двухнедельного периода. Исследование представило эту динамику в изобилии. Действительно, охранники (во главе с Зимбардо) применили силу с такой жестокостью, что исследование было остановлено всего через шесть дней.

Экспериментаторы пришли к выводу, что члены группы не могут сопротивляться давлению своего предполагаемого положения и что жестокость является естественным выражением ролей, связанных с группами, обладающими неравной властью. Соответственно, два принципа, которые оказали огромное влияние как на научном, так и на культурном уровне — и которые ежегодно преподаются как полученные знания миллионам студентов по всему миру, — регулярно выводятся из Стэнфордского эксперимента. Во-первых, люди теряют способность к интеллектуальным и моральным суждениям в группах; следовательно, группы по своей сути опасны.

Во-вторых, у людей появляется неизбежный стимул к тираническим действиям, как только они объединяются в группы и получают власть.

Пересмотр групповой мощности

Значение Стэнфордского тюремного эксперимента заключается как в его драматических результатах, так и в простых, суровых выводах, которые из него были сделаны. Однако с годами социальные психологи стали сомневаться в полученной мудрости.

Во-первых, идея о том, что группы, обладающие властью, автоматически становятся тираническими, игнорирует активное лидерство, обеспечиваемое экспериментаторами. Зимбардо сказал своим охранникам: Вы можете создать у заключенных… чувство страха в какой-то степени, вы можете создать представление о произволе, что их жизнь полностью контролируется нами… У них не будет свободы действий, они могут ничего не делать, ничего не говорить, чего мы не разрешаем… Мы собирались лишить их индивидуальности различными способами.

Во-вторых, мы знаем, что группы совершают не только антиобщественные действия. В исследованиях — как и в обществе в целом — группа часто выступает как средство сопротивления угнетению и деструктивным действиям. В вариантах испытаний на послушание Милгрэма участники с гораздо большей вероятностью бросали вызов экспериментатору, когда их поддерживали сообщники, которые также были непослушны.

Кроме того, исследования после Стэнфорда подтвердили просоциальные и обогащающие аспекты групп. Одним из особенно влиятельных подходов к пониманию групп в современной психологии является теория социальной идентичности, разработанная в 1919 г.79 социальных психологов Джона Тернера, ныне работающего в Австралийском национальном университете, и Анри Тайфеля, тогда работавшего в Бристольском университете в Англии. Эта теория утверждает, что именно в группах люди, особенно бессильные по отдельности, могут стать эффективными агентами, которые формируют свою собственную судьбу.

Когда люди разделяют чувство идентичности (например, мы все американцы, мы все католики), они стремятся достичь согласия, они больше любят и доверяют друг другу, они с большей готовностью следуют за лидерами групп и формируют более эффективные организации. Этот факт показан, например, в обширных исследованиях сотрудничества в группах, проведенных недавно Стивеном Л. Блейдером и Томом Р. Тайлером из Нью-Йоркского университета. В результате люди могут объединиться, чтобы создать социальный мир, основанный на их общих ценностях, прививая состояние коллективной самореализации, что полезно для психологического здоровья. Наличие социальной поддержки для управления своей судьбой приводит к более высокой самооценке, меньшему стрессу и более низкому уровню тревоги и депрессии.

Люди, разделяющие чувство идентичности в группе, демонстрируют две социальные черты. Во-первых, они не теряют способности судить; вместо этого основа их решений смещается с их индивидуальных представлений на их общепринятое понимание. Как показали полевые исследования, проведенные одним из нас (Райхером) (резюме опубликовано в Справочнике Блэквелла по социальной психологии : групповые процессы ), даже самые экстремальные коллективные действия, такие как бунт, обнаруживают модель поведения, которая отражает убеждения, нормы и ценности вовлеченной группы. Во-вторых, ответы людей различаются в зависимости от того, членство в какой группе наиболее важно для них в той или иной ситуации. Например, нормы и ценности, которыми мы руководствуемся на рабочем месте, могут отличаться от тех, которые руководят нами как верующими в местах отправления культа, активистами на политическом митинге или патриотами при поднятии флага.

Однако, в отличие от выводов Стэнфорда, теоретики социальной идентичности уже давно утверждают, что люди не принимают автоматически членство в группе, которое им дают другие. Довольно часто люди дистанцируются от групп, особенно девальвированных в обществе. Например, в 1970-х годах Говард Джайлз и Дженнифер Уильямс, работавшие тогда в Бристольском университете, отметили, что многие женщины реагируют на неравенство, преуменьшая значение своего пола, подчеркивая свои личные качества и стремясь к личному успеху. Только когда они поверят, что не могут сбежать, то есть когда границы между группами станут непроницаемыми, как утверждали феминистки, когда они определили стеклянный потолок, они отождествят себя с обесцененной группой и будут действовать коллективно.

Кроме того, они будут готовы использовать свою коллективную силу, чтобы бросить вызов статус-кво и попытаться улучшить положение своей группы, только если они считают социальную систему нестабильной.

Большой объем исследований, включая контролируемые лабораторные исследования, обширные опросы и подробные полевые наблюдения, поддерживает точку зрения социальной идентичности (обзор см. в Social Identity под редакцией Наоми Эллемерс из Лейденского университета в Нидерландах и ее коллег). Тем не менее, до недавнего времени не было ни одного исследования по образцу Шерифа, Милгрэма или Зимбардо, которое могло бы проиллюстрировать и объединить различные положения теории всеобъемлющим и убедительным образом. Более того, казалось невозможным провести такое исследование. Несмотря на все сомнения, окружавшие Стэнфорд, сама его серьезность, казалось, делала дальнейшие исследования такого рода запретными.

Эта ситуация недавно изменилась после тюремного эксперимента BBC. Мы вдвоем сотрудничали с Британской радиовещательной корпорацией, которая финансировала исследование и транслировала его результаты в четырех часовых документальных фильмах. Нашей первой задачей было разработать этические процедуры, которые гарантировали бы, что, несмотря на напряженность, исследование не причинит вреда участникам. Мы ввели в действие множество мер безопасности, включая клинических психологов и круглосуточный независимый комитет по этике. Как заключает отчет комитета, мы показали, что можно проводить динамические полевые исследования, которые также являются этичными.

Эксперимент

Как и в Стэнфорде, эксперимент Би-би-си случайным образом разделил мужчин на охранников и заключенных в специально созданной среде. Мы смоделировали обстановку тюрьмы, но в более широком смысле мы стремились представить общий класс учреждений, таких как офис, казарма, школа, в которых одна группа имеет больше власти и привилегий, чем другая. На протяжении всего исследования мы наблюдали за поведением участников с помощью ненавязчивых камер. Мы отслеживали их психологическое состояние с помощью ежедневных тестов. Мы даже проверили их самочувствие, используя мазки слюны для измерения уровня кортизола — индикатора стресса.

Хотя наш эксперимент следовал той же основной парадигме, что и эксперимент в Стэнфорде, он во многом отличался. В отличие от Зимбардо, мы не брали на себя никакой роли в тюрьме, поэтому мы могли изучать групповую динамику, не управляя непосредственно этими взаимодействиями. Во-вторых, мы манипулировали чертами социальной иерархии, которые, согласно теории социальной идентичности, должны влиять на идентификацию заключенных со своей группой и на формы поведения, в которых они впоследствии участвуют. Что наиболее важно, мы изменили проницаемость групповых границ, сначала разрешив, а затем устранив возможности продвижения по службе от заключенного до охранника. Мы ожидали, что при возможности продвижения по службе заключенные попытаются отказаться от своей идентичности заключенного и работать самостоятельно, чтобы улучшить свое положение. Мы ожидали, что эта стратегия укрепит статус-кво и позволит охранникам сохранить господство. Но после того, как мы исключили продвижение по службе (на третий день), мы подумали, что заключенные начнут сотрудничать, чтобы противостоять власти охранников.

Результаты подтвердили наши прогнозы. Поначалу заключенные были уступчивы и много работали, чтобы улучшить свое положение. Они начали воспринимать себя как группу и стали отказываться от сотрудничества с охранниками только тогда, когда узнали, что, какими бы трудолюбивыми они ни были, они останутся заключенными. Более того, эта общая идентичность привела к улучшению организации, эффективности и психического благополучия. По ходу исследования заключенные становились более позитивными и наделенными полномочиями.

Охранники, однако, удивили нас. Несколько охранников были обеспокоены идеей, что группы и сила опасны, и они не хотели осуществлять контроль. Недовольные своей задачей, они не соглашались с другими охранниками в том, как следует интерпретировать их роль, и никогда не развивали общее чувство идентичности. Это отсутствие идентичности привело к недостатку организации среди охранников, что, в свою очередь, означало, что они становились все более неэффективными в поддержании порядка, все более унылыми и выгорающими. По ходу исследования гвардейское управление становилось все более беззубым.

Через шесть дней заключенные объединились, чтобы бросить вызов разрозненным охранникам, что привело к организованному побегу и краху структуры заключенных и охранников. Затем на развалинах старой системы и заключенные, и надзиратели стихийно установили более равноправную систему, по их словам, самоуправляющуюся, самодисциплинирующую коммуну. И снова, однако, некоторые члены были обеспокоены идеей использования власти. Они не наказывали лиц, которые пренебрегали выполнением поставленных задач и нарушали правила коммуны.

В этот момент нас ждал второй сюрприз. Сторонники потеряли веру в свою способность заставить коммуну работать, оставив ее членов в замешательстве. В ответ ряд бывших заключенных и бывших охранников предложили переворот, в котором они станут новыми охранниками. Они просили черные береты и черные солнцезащитные очки как символы нового авторитарного правления, которое хотели навязать. Они говорили о воссоздании разделения между охранниками и заключенными, но на этот раз о том, чтобы заключенные следовали строю, применяя при необходимости силу. Мы ожидали, что те, кто поддерживал коммуну, будут защищать созданный ими демократический порядок. Но ничего подобного не произошло. Вместо этого им не хватало индивидуальной и коллективной воли бросить вызов новому режиму. Психометрические данные также указывали на то, что они стали более авторитарными и охотнее соглашались со строгими лидерами.

В любом случае переворота не произошло. По этическим соображениям мы не могли рисковать тем типом силы, который наблюдался в Стэнфордском исследовании, и поэтому мы досрочно завершили исследование на восьмой день. Но в то время как результат напоминал результат Стэнфорда, путь, который прошли наши участники, чтобы достичь этой точки, был совсем другим. В частности, совершенно очевидно, что призрак тирании не был продуктом того, что люди действовали естественным образом с точки зрения групп, к которым они были отнесены. Вместо этого он возник из неудача этих групп: для охранников неспособность создать сплоченную связь и, в случае коммуны, крах в попытке превратить коллективные убеждения в реальность.

Уроки для общества

Почему участники, отвергавшие мягкое неравенство, навязанное им в начале исследования, и которые так упорно боролись за установление демократической системы, в конечном итоге перешли к самоподдерживающейся тирании? Ответы лежат в основном следствии наших аргументов. Группы, как мы уже обсуждали, в конечном счете предназначены для коллективной самореализации. Они используют социальную власть, чтобы жить по образу своих общих убеждений и ценностей. Но когда группы не могут создать такой рабочий порядок, их члены с большей готовностью принимают другие социальные структуры, даже если эти новые системы нарушают их существующий образ жизни. Таким образом, когда охранники не могли навязать свою власть, они охотнее соглашались на демократию. Что еще более зловеще, когда коммуна распалась, ее члены потеряли мотивацию защищать демократию от тирании.

Из этого исследования и других исследований процессов социальной идентичности мы можем сделать выводы, которые имеют важные последствия для научных кругов и общества в целом. В общих чертах мы согласны с Шерифом, Милграмом, Зимбардо и другими в том, что тирания является продуктом групповых процессов, а не индивидуальной патологии. Однако мы расходимся во мнениях относительно природы этих процессов. С нашей точки зрения, люди не теряют рассудок в группах, не поддаются беспомощно требованиям своих ролей и автоматически не злоупотребляют коллективной властью. Вместо этого они идентифицируют себя с группами только тогда, когда это имеет смысл. И когда они это делают, они активно и сознательно пытаются реализовать коллективные ценности — то, как они осуществляют власть, зависит от этих ценностей. Короче говоря, группы не отказывают людям в выборе, а скорее предоставляют им как основания, так и средства для осуществления выбора.

Конечно, этот аргумент не отрицает, что люди могут делать ужасные вещи в группах. Но не все ответственные группы и, конечно же, не все тюремные охранники жестоки. Предполагать, что групповой психологии присуще нечто, предписывающее чрезмерную жестокость, значит отвлекать внимание от конкретных факторов, которые заставляют определенные группы становиться злобными, грубыми и тираническими.

Два взаимосвязанных набора обстоятельств могут привести к тиранической групповой динамике. Первый возникает из-за успеха групп, угнетающих социальные ценности. Было указано, например, что самые ужасные злодеяния происходят, когда люди верят, что действуют благородно, защищаясь от угрожающего врага. Можно задаться вопросом: как они приходят к таким убеждениям? В свою очередь мы спрашиваем: какова роль национальных лидеров в демонизации чужих групп, таких как евреи, тутси или мусульмане? Как насчет непосредственных начальников воинских частей, которые активно поощряют жестокость или пассивно потворствуют ей? Какую роль играют обычные мужчины и женщины, когда они смеются или закрывают глаза на унижаемого члена другой группы? Как следует из наших вопросов, мы считаем, что люди на каждом уровне группы способствуют формированию коллективной культуры ненависти и несут ответственность за ее последствия.

Менее прямолинейно, вторая совокупность факторов, которые могут породить тиранию, возникает, когда группы, стремящиеся привить демократические и гуманные социальные ценности, терпят неудачу. Когда социальная система рушится, люди будут более открыты для альтернатив, даже тех, которые раньше казались непривлекательными. Более того, когда крах системы вызывает такой хаос, что регулярная и предсказуемая социальная жизнь становится невозможной, обещание жесткого и иерархического порядка становится более заманчивым. Таким образом, хаотический крах демократической Веймарской империи привел к возникновению нацизма; преднамеренное разделение, навязанное правящими силами, способствовало приходу к власти жестоких режимов в постколониальной Африке и на постсоветских Балканах; и подавление послевоенной организации проложило путь к возрождению антидемократических сил в Ираке. В каждом случае отказ от демократии можно проследить до политических стратегий, которые преднамеренно стремились разрушить группы и лишить их власти. Мы предлагаем вместо того, чтобы пытаться заставить людей бояться групп и власти, людей следует поощрять к совместной работе, чтобы ответственно использовать свою власть.

В той мере, в какой полученная мудрость побуждает политиков создавать те самые условия, которые могут способствовать развитию репрессивных режимов, такое мышление может быть не только интеллектуально ограниченным, но и совершенно опасным. Это, безусловно, было опасно для участников тюремного эксперимента BBC. Их трагедия заключалась в том, что они пренебрегали разумным применением власти из страха перед тиранией. По горькой иронии судьбы, они создали те самые условия, при которых тирания, которой они боялись, вернулась, чтобы преследовать их.

Эта статья была первоначально опубликована под названием «Психология тирании» в SA Mind 16, 3, 44-51 (октябрь 2005 г.)

doi:10.1038/scientificamericanmind1005-44

(дополнительная литература)

  • Эксперименты в групповом конфликте. Музафер Шериф в Scientific American , Vol. 195, № 5, стр. 54–58; Ноябрь 1956 г.
  • Эксперименты по межгрупповой дискриминации. Анри Тайфель в Scientific American , Vol. 223, № 5, стр. 96–102; Ноябрь 1970 г.
  • Новое открытие социальной группы: теория самокатегоризации. Джон К. Тернер, Майкл А. Хогг, Пенелопа Дж. Оукс, Стивен Д. Райхер и Маргарет С. Уэзерелл. Издательство Блэквелл, 1987.
  • Подчинение власти. Переиздание. Стэнли Милгрэм. Харпер Многолетнее, 2004.
  • Психология в организациях: подход социальной идентичности. Второе издание. С. Александр Хаслам. Мудрец, 2004.
  • Переосмысление психологии тирании: тюремное исследование BBC. Стивен Д. Райхер и С. Александр Хаслам в British Journal of Social Psychology (в печати; перепечатка доступна у авторов).

Эксперименты в групповом конфликте. Музафер Шериф в Scientific American , Том. 195, № 5, стр. 54-58; Ноябрь 1956 г.

Эксперименты в групповом конфликте. Музафер Шериф в Scientific American , Vol. 195, № 5, стр. 54-58; Ноябрь 1956 г.

Эксперименты по межгрупповой дискриминации. Анри Тайфел в Scientific American , Vol. 223, № 5, стр. 96-102; Ноябрь 1970 г.

Эксперименты по межгрупповой дискриминации. Анри Тайфел в Scientific American , Vol. 223, № 5, стр. 96-102; Ноябрь 1970 г.

Новое открытие социальной группы: теория самокатегоризации. Джон К. Тернер, Майкл А. Хогг, Пенелопа Дж. Оукс, Стивен Д. Райхер и Маргарет С. Уэзерелл. Blackwell Publishers, 1987.

Новое открытие социальной группы: теория самокатегоризации. Джон К. Тернер, Майкл А. Хогг, Пенелопа Дж. Оукс, Стивен Д. Райхер и Маргарет С. Уэзерелл. Издательство Blackwell Publishers, 1987.

Подчинение власти. Переиздание. Стэнли Милгрэм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *