Как провести Прощеное воскресенье правильно: зачем прощать и что делать никогда нельзя
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Общество
25.02.2023 23:06
Поделиться
Мария Городова
26 февраля 2023г. в России отмечают Прощеное воскресенье — особый день, когда каждому из нас дается возможность, не наступая на мозоли своего самолюбия, попросить прощения у тех, кого мы обидели, и самому простить недругов. Уникальный день на стыке двух полюсов — развеселой Масленицы и печально-покаянного Великого поста (27 февраля — 15 апреля 2023 года) — к сожалению, в последнее время приобрел какую-то пошловатую популярность. Уже с субботы чаты и социальные сети начинают наводнять открытки с незатейливым текстом: «Прости меня в Прощеное воскресенье», «В Прощеное воскресенье сердце просит очищенья», «Прошу у вас прощенье в святое воскресенье»… Не отстают от слащавой продукции и сайты. Правда тут заголовки скорее устрашающие: «Прощеное воскресенье: что делать опасно, категорически нельзя», «Прощеное воскресенье: как правильно провести день, чтобы потом весь год не мучиться», «Сколько раз надо просить прощенье в Прощеное воскресенье». Вся эта приглуповатая шумиха только отвлекает от главного: ведь попросить прощение и простить — совсем не то же самое, что легким движением переслать знакомым лубочную картинку с ангелочком. Все гораздо серьезней. В чем же смысл праздника, которому поэты и писатели посвящают рассказы и стихи, называемые просто и одновременно глубоко — «Прощеное воскресенье»? Давайте разбираться.
Сергей Бобылев/ТАСС
Всю текущую неделю, с 20 по 25 февраля 2023 года в России отмечали Масленицу — разгульный и щедрый праздник.
С 27 февраля 2023-го начинается Великий пост — время покаяния, «дни печальные», как называл их Пушкин. На стыке этих периодов, таких полярных по эмоциональному накалу, — Прощеное воскресенье. На первый взгляд слишком крутой вираж: из лихого загула да к покаянной слезе.
Но в Церкви нет ничего случайного, все продуманно, все обоснованно, все учитывает природу человека. Обычай просить прощения и самому прощать, вступая в Великий пост, имеет древние корни. Когда-то палестинские монахи из лавры Святого Саввы на весь период поста удалялись в пустыню, и вот, не зная, вернутся ли они к Пасхе в обитель живыми, увидятся ли снова, монахи заранее испрашивали друг у друга прощение. И сами прощали. Православная Русь не просто переняла этот монастырский обычай, у нас закрепился особый чин, то есть особый порядок церковной службы Прощеного воскресенья, он служится вечером 26 февраля 2023 года. И весь день мы слышим: «Прости меня, пожалуйста!» И в ответ: «Бог простит! И я прощаю!» И в этом всеобщем примирении глубочайший смысл. Ведь начинающийся вслед за Прощеным воскресеньем Великий пост — время нашего покаяния перед Богом. И тут вопрос: а что надо сделать, чтобы Бог нас помиловал?
Понятно, что надо увидеть свои грехи и принести их Господу, то есть исповедовать их Ему. Осознать свои грехи и раскаяться в них. Это взаимоотношения человека и Бога. Но здесь возникает поразительный момент. Господь вводит одно непременное условие, необходимое для нашего прощения. Это условие касается взаимоотношений человека с другими людьми. Мы живем не в безвоздушном пространстве, вокруг нас другие — те самые родные и не очень, близкие и дальние. Так вот, чтобы быть прощенным Богом, надо самому научиться прощать. В Прощеное воскресенье на Божественной литургии в храмах звучат слова из Нагорной проповеди Христа: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Вот причина, по которой мы должны примиряться, не копить в себе обиды, не питать вражды! Никто из нас не безгрешен, мы все виноваты — перед ближними, перед дальними, перед Богом! Но если мы молим Господа: «…и прости нам долги наши!», то и сами должны научиться быть милосердными. Причем Господь говорит нам: «Мера того, насколько вы будете прощены, зависит от вас самих!» Только вдумайтесь в слова молитвы «Отче наш», где мы просим Бога: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». То есть Бог однозначно предупреждает: «Как ты прощаешь своего обидчика, своего недруга, своего должника, своего врага, так и сам будешь прощен!»
Кстати, верующие знают: часто на исповеди, рассказывая священнику о каких-то сложных ситуациях, когда нам причинили боль, обидели или оскорбили, мы слышим в ответ: «Примирился с обидчиком? Не держишь на него зла? Как это «не могу»? А как же ты тогда к Причастию пойдешь? На что рассчитываешь? Отпусти обиду от себя!»
Приступать к Таинству Причащения, если в тебе живет раздражение, если тебя гложет обида, мучает гнев, распирает злоба, то есть если ты во власти неприязненных злых чувств к другому, не просто нельзя — опасно!
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
Прощеное воскресенье — это день, когда всем нам дается возможность, не наступая на мозоли нашего самолюбия, не уязвляя свою гордость, не задевая наше чувство ложного достоинства, попросить прощения у тех, кого мы обидели — вольно ли, невольно ли. И самим великодушно простить тех, кто причинил нам зло. Мы всю Масленицу общались, ходили в гости и сами принимали гостей, Церковь дала нам возможность приблизить к себе другого человека, почувствовать его. По слову одного святого, мы «обновили в себе ощущение ближнего», и теперь, в Прощеное воскресенье, напоминая нам о необходимости повиниться и примириться с окружающими, Церковь деликатно, тактично, дает возможность это сделать. Искренно произнести: «Прости меня, пожалуйста!» И от всего сердца ответить: «Бог простит! И я прощаю!» Простить и вступить в Великий пост.
Надо только помнить, что прощение — не слова, не высланная открытка, а волевой акт работы сердца, души. Волевой, так как требует усилий, потому что настоящая обида ранит, и прощение не произойдет само собой, поэтому люди просят помощи у Господа в том, чтобы простить обидчика. Поэтому и установлен такой день — Прощеное воскресенье. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что Господь «ждет, что в этот святой вечер откроются наши сердца для искренней взаимной любви. Ждет, что, победив с помощью Божией в себе гордость, мы обретем в себе силу и с чистым сердцем и открытой душой подойдем к обиженному нами и скажем: «Прости меня Бога ради!»» Вот на этом «Бога ради» стоит остановиться подробней — в такой просьбе между мною и другим человеком стоит Бог. А значит, произносить слова прощения (и прощать) надо искренно, фальшь здесь не просто неуместна, не просто не засчитывается, она с Прощеным воскресеньем не сочетается, она в этот день категорически запрещена.
Поделиться
РелигияПравославный календарь с Марией Городовой
Главное сегодня
Власти Афганистана запретили выращивание марихуаны в стране
Захарова: Отмена санкций против РФ — неотъемлемая часть урегулирования украинского конфликта
Под Авдеевкой бойцы спецназа уничтожили боевиков ВСУ и захватили опорный пункт
Путин упростил выход из гражданства Украины
Платежная система «Мир» может уже скоро заработать в Иране
Трамп заявил, что ожидает задержания 21 марта, и призвал сторонников к протестам
какого числа праздник, как просить прощения
https://ria. ru/20230124/proschenoe-1600758402.html
Прощеное воскресенье в 2023 году: дата, история и традиции праздника
Прощеное воскресенье в 2023 году: какого числа праздник, как просить прощения
Прощеное воскресенье в 2023 году: дата, история и традиции праздника
Прощеное воскресенье — завершающий день Масленицы. В этот день верующие в России просят друг у друга прощения, чтобы приступить к Великому посту с чистой душой. РИА Новости, 31.01.2023
2023-01-24T13:45
2023-01-24T13:45
2023-01-31T21:28
религия
палестина
москва
русская православная церковь
вциом
масленица
пасха
прощеное воскресенье
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/20931/10/209311009_0:173:2943:1828_1920x0_80_0_0_328cd316cbf9e5fd1b7ac5ff0cde505f.jpg
МОСКВА, 24 янв — РИА Новости. Прощеное воскресенье — завершающий день Масленицы. В этот день верующие в России просят друг у друга прощения, чтобы приступить к Великому посту с чистой душой. Какого числа в 2023 году будет праздник, его суть и традиции, народные приметы и поверья, связанные с этой датой, — в материале РИА Новости.Прощеное воскресеньеВ действительности праздника с таким названием в церковном календаре нет. Официально он называется Неделей сыропустной — то есть воскресным днем, когда нельзя употреблять в пищу мясо, но можно молочные (по-церковнославянски «сырные») продукты. Еще одно название дня — Воспоминание Адамова изгнания из Рая.Название праздника появилось благодаря обряду, который совершается воскресным вечером во всех храмах. Священники и прихожане просят друг у друга прощения за все обиды. Это нужно для того, чтобы человек вступил в Великий пост с чистой душой и совестью.Какого числа отмечаетсяИз года в год дата Прощеного воскресенья меняется. В церковном календаре она помечена как «переходящая». Она привязана к Святой Четыредесятнице. А та, в свою очередь, зависит от Пасхи.Обычно последнее воскресенье перед Великим постом выпадает на числа не раньше середины февраля и не позже середины марта. В прошлом году, например, чин прощения совершался 6 марта. В этом году Прощеное воскресенье выпадет на 26 февраля.История праздникаВ Церкви принято просить прощения не только в специальный день раз в году. На каждой службе перед таинством евхаристии — превращения хлеба и вина в Кровь и Тело Христовы — священник и миряне примиряются друг с другом. Да и в целом, согласно христианскому вероучению, верующие должны это делать как можно чаще, дабы не было взаимных обид.В первые века христианства особого чина примирения перед началом Великого поста не было. Эта традиция пошла от монахов, живших в Палестине в IV-V столетиях. На время многодневного говения они уходили в пустыню, где проводили время в одиночестве, молясь и размышляя о Боге. Лишь по воскресеньям они собирались вместе на литургию. Однако приходили далеко не все, ведь пустыня полна опасностей. Поэтому, зная, что встреча могла оказаться для кого-то последней, иноки перед разлукой просили прощения друг у друга.Со временем обычай распространился на все храмы. А сейчас эту традицию чтут порой даже далекие от Церкви люди.Традиции и обрядыПрощеное воскресенье — особый день для верующих. Днем, после литургии, священники меняют облачения с белых на траурные черные. Меняются покрывала в алтаре на престоле и жертвеннике, а также алтарная завеса. Вечерняя служба совершается при выключенном свете.После нее совершается специальный чин. Верующие подходят сначала к священнику. Потом друг к другу со словами: «Прости меня!» Ответ такой: «Бог простит, и меня прости!»Точно так же можно примиряться не только во время службы в храме. В течение всего дня верующие просят прощения у близких и знакомых, которых могли словом или делом обидеть. Священники советуют делать это устно, дабы просьба была максимально искренней.Помимо церковных, есть еще народные обычаи. Прощеное воскресенье — последний день Масленицы. Поэтому считается, что ее надо как следует проводить, собравшись за праздничным столом с блинами. Ведь после этого на целых семь недель запрещена не только скоромная еда, но и различные увеселения. Поэтому в старину этот день был одним из самых веселых. В Прощеное воскресенье устраивали масштабные гулянья, состязались в кулачных боях. А в конце праздника сжигали чучело Масленицы.Как провести праздникВ России Масленица, согласно опросу ВЦИОМ, — третий по популярности праздник. И основные мероприятия проходят именно в Прощеное воскресенье. Во многих городах устраивают в этот день ярмарки.В Москве, например, в последнее воскресенье перед постом проходят различные концерты. Праздник отмечается обычно в крупных городских парках — Измайловском, Царицынском и Коломенском.А вечером во всех православных храмах совершается чин прощения. На него могут прийти все желающие.Как просить прощения и прощатьДля чина прощения существует особая словесная формула. Тот, кто хочет примириться, говорит: «Прости меня, брат/сестра!» Если обращается к священнику: «Простите меня, отче!»Тот, к кому обратились, отвечает: «Бог простит, и я тебя прощаю». В этот момент оба человека кланяются друг другу.Однако священнослужители предостерегают верующих от главного: нельзя просить прощения «механически». Словесная формула — не специальное заклинание, а лишь пример. Самое главное, говорят они, просить от всего сердца.БлюдаВ Прощеное воскресенье принято накрывать последний перед постом стол. Основным блюдом в этот день по-прежнему остаются блины. Ритуальный ужин Прощеного воскресенья назывался заговеньем: вечером вся семья собиралась за богатым и обильным ужином.Что можно естьПрощеное воскресенье еще называют Неделей сыропустной, славянское слово обозначает «сыр отпускаю», «сыр оставляю», это последний день, когда все еще разрешена скоромная пища: яйца, рыба, сыры, сливочное масло и прочие молочные продукты, последним блюдом в этот день к столу традиционно подавали яичницу.Что нельзя естьВсю Масленичную неделю запрещено употреблять в пищу мясо и алкогольные напитки (за исключением выходных, когда можно выпить немного вина).Что нельзя делать в этот деньКак и в любой другой праздник, Церковь запрещает в Прощеное воскресенье работать. Но речь идет о каком-либо масштабном деле, рутинный бытовой труд допускается. Самое главное, отмечают священники, нельзя в день Прощеного воскресенья ссориться, обижать кого-либо. Также не допускается неискренняя просьба о прощении и столь же фальшивый ответ. Церковь призывает примиряться осознанно.ПодаркиПодарок на Прощеное воскресенье не должен быть формальным, лучше выбрать то, чему одаряемый будет искренне рад. Так как этот день накануне Великого поста — не нужно дарить сладости и алкоголь. В качестве презента можно выбрать иконы, душеполезные книги, колечки с надписью «Спаси и сохрани», четки, книги рецептов постных блюд. Если женщина постоянная прихожанка в храме, ей приятно будет получить красивый головной платок.Приметы и поверьяБольшинство примет и поверий, связанных с этим днем, касается благополучия и семейной жизни. Например, после ужина считается плохой приметой убирать стол.В этот день принято посещать баню. Считается, что так можно смыть с себя весь негатив.Хоть гадание и приворот и считались темной магией, в народе думали, что именно в Прощеное воскресенье магические действия особенно сильны, поэтому молодые люди ходили за отсушками и приворотами. Венчаться нельзя не только в воскресенье, но в течение всей Масленичной недели.Если на улице тепло и солнечно, то ожидает мягкая весна и жаркое лето с богатым урожаем, снегопад — к холодам перед Пасхой, дожди сулят обилие грибов.
https://ria.ru/20230216/maslenitsa-1600125076.html
https://ria.ru/20220228/molitvy-1775546506.html
https://ria.ru/20220228/maslenitsa-1774976795.html
https://ria.ru/20220305/traditsii-1776736598.html
палестина
москва
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
Алёна Пава
Алёна Пава
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/20931/10/209311009_138:0:2805:2000_1920x0_80_0_0_b9afe7d7a3e158c5445af7f84cdd71e7.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Алёна Пава
палестина, москва, русская православная церковь, вциом, масленица, пасха, прощеное воскресенье, великий пост , религиозные праздники
Религия, Палестина, Москва, Русская православная церковь, ВЦИОМ, Масленица, Пасха, Прощеное воскресенье, Великий пост , Религиозные праздники
Оглавление
- Прощеное воскресенье
- Какого числа отмечается
- История праздника
- Традиции и обряды
- Как провести праздник
- Как просить прощения и прощать
- Блюда
- Что можно есть
- Что нельзя есть
- Что нельзя делать в этот день
- Подарки
- Приметы и поверья
МОСКВА, 24 янв — РИА Новости. Прощеное воскресенье — завершающий день Масленицы. В этот день верующие в России просят друг у друга прощения, чтобы приступить к Великому посту с чистой душой. Какого числа в 2023 году будет праздник, его суть и традиции, народные приметы и поверья, связанные с этой датой, — в материале РИА Новости.
Прощеное воскресенье
В действительности праздника с таким названием в церковном календаре нет. Официально он называется Неделей сыропустной — то есть воскресным днем, когда нельзя употреблять в пищу мясо, но можно молочные (по-церковнославянски «сырные») продукты. Еще одно название дня — Воспоминание Адамова изгнания из Рая.
Название праздника появилось благодаря обряду, который совершается воскресным вечером во всех храмах. Священники и прихожане просят друг у друга прощения за все обиды. Это нужно для того, чтобы человек вступил в Великий пост с чистой душой и совестью.
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкВерующие в храме Христа Спасителя в Москве во время совершения богослужения с чином прощения Патриархом Московским и всея Руси Кириллом
Верующие в храме Христа Спасителя в Москве во время совершения богослужения с чином прощения Патриархом Московским и всея Руси Кириллом
Какого числа отмечается
Из года в год дата Прощеного воскресенья меняется. В церковном календаре она помечена как «переходящая». Она привязана к Святой Четыредесятнице. А та, в свою очередь, зависит от Пасхи.
Обычно последнее воскресенье перед Великим постом выпадает на числа не раньше середины февраля и не позже середины марта. В прошлом году, например, чин прощения совершался 6 марта. В этом году Прощеное воскресенье выпадет на 26 февраля.
История праздника
В Церкви принято просить прощения не только в специальный день раз в году. На каждой службе перед таинством евхаристии — превращения хлеба и вина в Кровь и Тело Христовы — священник и миряне примиряются друг с другом. Да и в целом, согласно христианскому вероучению, верующие должны это делать как можно чаще, дабы не было взаимных обид.
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкВ храме Христа Спасителя в Москве во время совершения богослужения с чином прощения
В храме Христа Спасителя в Москве во время совершения богослужения с чином прощения
В первые века христианства особого чина примирения перед началом Великого поста не было. Эта традиция пошла от монахов, живших в Палестине в IV-V столетиях. На время многодневного говения они уходили в пустыню, где проводили время в одиночестве, молясь и размышляя о Боге. Лишь по воскресеньям они собирались вместе на литургию. Однако приходили далеко не все, ведь пустыня полна опасностей. Поэтому, зная, что встреча могла оказаться для кого-то последней, иноки перед разлукой просили прощения друг у друга.
Со временем обычай распространился на все храмы. А сейчас эту традицию чтут порой даже далекие от Церкви люди.
Традиции и обряды
Прощеное воскресенье — особый день для верующих. Днем, после литургии, священники меняют облачения с белых на траурные черные. Меняются покрывала в алтаре на престоле и жертвеннике, а также алтарная завеса. Вечерняя служба совершается при выключенном свете.
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкМонахини на Патриаршем служении в храме Христа Спасителя в Прощеное воскресенье
Монахини на Патриаршем служении в храме Христа Спасителя в Прощеное воскресенье
После нее совершается специальный чин. Верующие подходят сначала к священнику. Потом друг к другу со словами: «Прости меня!» Ответ такой: «Бог простит, и меня прости!»
Точно так же можно примиряться не только во время службы в храме. В течение всего дня верующие просят прощения у близких и знакомых, которых могли словом или делом обидеть. Священники советуют делать это устно, дабы просьба была максимально искренней.
Помимо церковных, есть еще народные обычаи. Прощеное воскресенье — последний день Масленицы. Поэтому считается, что ее надо как следует проводить, собравшись за праздничным столом с блинами. Ведь после этого на целых семь недель запрещена не только скоромная еда, но и различные увеселения.
Поэтому в старину этот день был одним из самых веселых. В Прощеное воскресенье устраивали масштабные гулянья, состязались в кулачных боях. А в конце праздника сжигали чучело Масленицы.
Масленица-2023: когда начинается, суть и традиции праздника
16 февраля, 16:34
Как провести праздник
В России Масленица, согласно опросу ВЦИОМ, — третий по популярности праздник. И основные мероприятия проходят именно в Прощеное воскресенье. Во многих городах устраивают в этот день ярмарки.
В Москве, например, в последнее воскресенье перед постом проходят различные концерты. Праздник отмечается обычно в крупных городских парках — Измайловском, Царицынском и Коломенском.
А вечером во всех православных храмах совершается чин прощения. На него могут прийти все желающие.
Сила молитвы: как принято обращаться к Богу и святым
28 февраля 2022, 14:24
Как просить прощения и прощать
Для чина прощения существует особая словесная формула. Тот, кто хочет примириться, говорит: «Прости меня, брат/сестра!» Если обращается к священнику: «Простите меня, отче!»
Тот, к кому обратились, отвечает: «Бог простит, и я тебя прощаю». В этот момент оба человека кланяются друг другу.
Однако священнослужители предостерегают верующих от главного: нельзя просить прощения «механически». Словесная формула — не специальное заклинание, а лишь пример. Самое главное, говорят они, просить от всего сердца.
В Прощеное воскресенье принято накрывать последний перед постом стол. Основным блюдом в этот день по-прежнему остаются блины. Ритуальный ужин Прощеного воскресенья назывался заговеньем: вечером вся семья собиралась за богатым и обильным ужином.
Что можно есть
Прощеное воскресенье еще называют Неделей сыропустной, славянское слово обозначает «сыр отпускаю», «сыр оставляю», это последний день, когда все еще разрешена скоромная пища: яйца, рыба, сыры, сливочное масло и прочие молочные продукты, последним блюдом в этот день к столу традиционно подавали яичницу.
Что нельзя есть
Всю Масленичную неделю запрещено употреблять в пищу мясо и алкогольные напитки (за исключением выходных, когда можно выпить немного вина).
Масленичные гуляния и проводы зимы на знаменитой Бакшевской Маслянице
Что нельзя делать в этот день
Как и в любой другой праздник, Церковь запрещает в Прощеное воскресенье работать. Но речь идет о каком-либо масштабном деле, рутинный бытовой труд допускается.
Самое главное, отмечают священники, нельзя в день Прощеного воскресенья ссориться, обижать кого-либо. Также не допускается неискренняя просьба о прощении и столь же фальшивый ответ. Церковь призывает примиряться осознанно.
Подарки
Подарок на Прощеное воскресенье не должен быть формальным, лучше выбрать то, чему одаряемый будет искренне рад. Так как этот день накануне Великого поста — не нужно дарить сладости и алкоголь. В качестве презента можно выбрать иконы, душеполезные книги, колечки с надписью «Спаси и сохрани», четки, книги рецептов постных блюд. Если женщина постоянная прихожанка в храме, ей приятно будет получить красивый головной платок.
История и традиции празднования Масленицы в России
28 февраля 2022, 04:52
Приметы и поверья
Большинство примет и поверий, связанных с этим днем, касается благополучия и семейной жизни. Например, после ужина считается плохой приметой убирать стол.
В этот день принято посещать баню. Считается, что так можно смыть с себя весь негатив.
Хоть гадание и приворот и считались темной магией, в народе думали, что именно в Прощеное воскресенье магические действия особенно сильны, поэтому молодые люди ходили за отсушками и приворотами.
Венчаться нельзя не только в воскресенье, но в течение всей Масленичной недели.
Если на улице тепло и солнечно, то ожидает мягкая весна и жаркое лето с богатым урожаем, снегопад — к холодам перед Пасхой, дожди сулят обилие грибов.
От кулинарных до студенческих: традиции и обычаи русского народа
5 марта 2022, 14:55
Джозеф Смит: Человек прощения
Арнольд К. Гарр, «Джозеф Смит: Человек прощения», в Джозеф Смит: Пророк, Человек , изд. Сьюзан Истон Блэк и Чарльз Д. Тейт-младший (Прово, Юта: Центр религиоведения, Университет Бригама Янга, 1993), 127–136.
Арнольд К. Гарр был доцентом церковной истории и доктрины в Университете Бригама Янга, когда это было опубликовано.
Во второй половине дня 2 июля 1839 года Пророк Джозеф Смит говорил с Кворумом Двенадцати Апостолов и несколькими членами Семидесяти, которые собирались отправиться на свою историческую миссию в Великобританию, дав им советы по многочисленным вопросам, включая прощение. Он увещевал их «всегда соблюдать принцип милосердия и быть готовым простить нашего брата при первом намеке на покаяние и прошение прощения; и даже если мы простим нашего брата или даже нашего врага, прежде чем он покается или попросит прощения, наш Небесный Отец будет столь же милостив к нам» (9).0011 История Церкви 3:383; далее HC ).
История, безусловно, подтвердила тот факт, что Джозеф Смит неоднократно практиковал то, что проповедовал о прощении. Лишь немногие в истории Церкви предавались так часто и так жестоко, как Джозеф Смит. Тем не менее, если обидчик искренне раскаивался, Пророк с готовностью прощал, даже если обида была серьезной. Некоторые из наиболее впечатляющих примеров этой черты обнаруживаются в тематических исследованиях общения Джозефа с тремя разными мужчинами: Сильвестром Смитом, Уильямом Б. Смитом и Уильямом Уайнсом Фелпсом.
Сильвестр Смит
Сильвестр Смит крестился вскоре после организации Церкви и был рукоположен в первосвященники Оливером Каудери 25 октября 1831 года. Он активно участвовал в миссионерской работе и был призван к служению откровением, полученным 25 января 1834 года. (см. У. и З. 75:32). Когда 17 февраля 1834 года в Киртланде, штат Огайо, был организован первый высший совет, Сильвестр был избран одним из его членов. Вскоре он стал членом Лагеря Сиона, военной экспедиции мормонов, состоящей примерно из 200 добровольцев, которые прошли маршем из Огайо в Миссури, чтобы помочь Святым выкупить земли, которые они потеряли в графстве Джексон во время преследований в Миссури. Но во время этого марша Сильвестр «проявил сварливый дух и несколько раз восставал против Иосифа Пророка» (Дженсон 1:19).1).
Например, вечером 17 мая между Сильвестром и некоторыми другими в лагере возникли разногласия, и для разрешения спора был вызван Пророк. Джозеф Смит обнаружил, что он и некоторые другие братья настроены непокорно. Однако поведение Сильвестра казалось более экстремальным, чем у других. Джозеф пытался его успокоить, но Сильвестр продолжал угрожать гармонии экспедиции. Той ночью Пророк объявил всему лагерю, что, если не произойдет существенных изменений в отношении многих мужчин, они вскоре столкнутся с «несчастьями, трудностями и помехами», и пообещал «вы узнаете об этом, прежде чем покинете это место» ( HC 2:68).
Пророчество Иосифа сбылось: на следующее утро отряд обнаружил, что все лошади в лагере настолько хромые, «что [они] едва могли провести несколько удочек к воде». Услышав о недееспособности их лошадей, Иосиф пообещал, что тем, кто быстро раскается в своем недовольстве, немедленно восстановят их лошадей. Большинство мужчин последовали совету Пророка, и к полудню «лошади были такими же проворными, как всегда, за исключением одной из лошадей Сильвестра Смита, которая вскоре умерла» (9).0011 HC 2:68–69). Недовольные восприняли этот инцидент как явное свидетельство святой силы, которой обладал Пророк; они были настолько напуганы, что немногие из них осмеливались жаловаться в течение нескольких дней.
Однако проблемы снова возникли 5 июня 1934 года. Мы можем назвать это «инцидентом с собакой и дудкой». Лагерь только что переправился через реку Миссисипи в Миссури. Отряд Сильвестра Смита переправился через реку последним. Ожидая на восточном берегу, Леви Хэнкок, 31-летний новообращенный, вырезал маленькую дудочку из сладкой ветки бузины. Когда они пересекли реку, Сильвестр построил своих людей в один ряд, намереваясь войти в лагерь и произвести впечатление на остальных братьев своей военной точностью. Они с гордостью вошли в зал, маршируя под музыку Хэнкока. К сожалению, музыка взбудоражила собаку Джозефа, она залаяла и побежала на людей, когда они приближались к лагерю. Никакого реального вреда от инцидента не возникло, но произошел обмен резкими словами. Сильвестр был «в ярости». . . вплоть до того, что он использовал много оскорбительных выражений по отношению к Джозефу, угрожая жизни собаки» (Смит 21–22; Кимбалл 6:788).
На следующее утро противостояние возобновилось с той же интенсивностью, что и прошлой ночью. Пророк обратился к лагерю, объяснив свое намерение продемонстрировать глупость, которую мужчины проявляли, ссорясь друг с другом. Он сказал, что позиция некоторых участников экспедиции была такова: «Если меня укусит собака, я убью ее, если кто-нибудь оскорбит меня, я убью его, если кто-нибудь обидит меня, я покалечу его». был тем же духом, который способствует «расколу и кровопролитию во всем мире» (Смит 22). К сожалению, Сильвестр как раз возвращался с кормления лошадей и услышал только последнюю часть речи Иосифа. Он предположил, что пророк насмехается над ним перед мужчинами, и поклялся, что, что бы кто ни думал, «если эта собака укусит меня, я убью его» (Смит 22; Кимбалл 6:789).). Иосиф ответил, что Сильвестром овладел злой дух и что, если он не покается, «придет день, когда собака укусит его и будет грызть его плоть, и он не сможет сопротивляться ей». Гнев Сильвестра продолжал усиливаться, когда он обвинил Джозефа в том, что он «пророчествует ложь во имя Господа» (Смит 22).
Примерно полторы недели после этого инцидента Сильвестр был в состоянии контролировать свой темперамент. Затем, 17 июня, произошла еще одна вспышка, когда распространился слух, что «группа мужчин собралась вместе на реке Миссури с намерением напасть [на них] той ночью» (9).0011 HC 2:100). Уже почти смеркалось, и люди устали и хотели остановиться возле деревянного леса и разбить свои палатки. Пророк решил, что из-за возможности вражеского нападения будет лучше пройти восемь или десять миль в прерии, прежде чем разбить лагерь, чтобы лишить любого врага элемента внезапности.
Лайман Уайт, который был генералом лагеря, возражал против вывода людей в прерии, где дров и воды, скорее всего, будет не хватать. В этот критический момент в конфликт вступил Сильвестр Смит. Демонстративно стоя посреди дороги и глядя на колонну, готовящуюся к маршу, он крикнул: «Вы идете за своим генералом или за кем-то еще?» Его действия вызвали ропот среди солдат, и двадцать из них провели ночь. в лесу с Уайтом и Сильвестром. Остальная часть экспедиции ушла в прерию и разбила лагерь вне поля зрения леса. На следующее утро, когда группа Уайта снова присоединилась к лагерю, Джозеф отчитал их за то, что они остались и не послушались его совета. Уайт пообещал, что «он будет поддерживать [Джозефа] вечно и никогда больше не покинет [его]». К сожалению, как сообщал Пророк, Сильвестр «проявлял очень непокорные чувства» (9).0011 HC 2:100–01). Это был последний крупный инцидент между Иосифом и Сильвестром во время марша Лагеря Сиона. Однако после того, как лагерь был распущен и участники вернулись в Огайо, Сильвестр Смит возобновил свои ядовитые нападки на Пророка.
В августе 1834 года по Церкви распространился слух о неподобающем поведении Джозефа Смита во время пребывания в Лагере Сиона. Расследование вскоре разоблачило Сильвестра Смита как распространителя слухов. 11 августа 1834 года был созван совет первосвященников и старейшин, чтобы выяснить правду о поведении Пророка. После продолжительного расследования члены совета пришли к выводу, что обвинения Сильвестра были ложными, и рекомендовали опубликовать статью в «Вечерняя и утренняя звезда» , в котором говорится, что Джозеф «во всех отношениях действовал достойно и надлежащим образом». Официальные лица собрания назначили трех человек для написания статьи; Сильвестр Смит вызвался написать к статье признание в своих ложных обвинениях ( HC 2:142–44).
К сожалению, эта встреча не положила конец восстанию Сильвестра. 16 августа 1834 года Пророк написал некоторым церковным руководителям в штате Миссури, отмечая неподчинение Сильвестра: «Я встретился лицом и глазами, — заявил он, — с обвинениями, достойными «самого автора лжи; и крик был Тиран! Папа — король — узурпатор — обидчик мужчин. . . Лжепророк – Пророчество лжи во имя Господа – Взятие освященных денег» ( HC 2:147–50).
В субботу, 23 августа 1834 года, члены совета собрались снова, на этот раз для рассмотрения резолюций по этому вопросу, которые были написаны комитетом из трех человек. Выслушав резолюцию, Сильвестр отказался подчиниться решению совета и настаивал на оправдании своего поведения. После эмоциональных дебатов члены совета единодушно решили осудить Сильвестра, заявив, что «за исключением смиренного признания, сделанного перед [] советом, он подвергается упреку и лишен права действовать в дальнейшем на своем посту в Церкви, пока он не сделает надлежащего удовлетворения или до суда перед епископом с помощью двенадцати первосвященников» (9). 0011 HC 2:147–50).
Пять дней спустя, 28 августа 1834 года, Сильвестр предстал перед высшим церковным судом, чтобы ответить на выдвинутые против него обвинения. После двух дней свидетельских показаний суд поддержал Пророка Джозефа Смита. Затем заговорил Сильвестр, утверждая, что он был оклеветан публичным наказанием Иосифа. Епископ Ньюэл К. Уитни заявил, что Сильвестр не смог доказать свои обвинения против Пророка, и, чтобы остаться членом Церкви, он должен публично признать, что его обвинения против Джозефа были ложными. Таким образом, суд установил, что Сильвестр умышленно солгал, «чтобы нанести ущерб положению Президента Смита в Церкви», и что он злоупотребил полномочиями прежних советов, которые «рассматривали это дело», отказавшись подчиниться их решению ( 9).0011 HC 2:159).
Наконец, 28 октября 1834 года, через два месяца после суда, Сильвестр Смит написал искреннее письмо с извинениями, которое было опубликовано в Messenger and Advocate . Часть его извинений гласит:
Это не более чем справедливо, что я должен признаться в своих ошибках, сказав всем людям . . . что то, в чем я обвинял брата Смита, было безосновательным; как наиболее ясно доказано доказательствами, которые были вызваны, к моему удовлетворению. . . . Теперь я совершенно убежден, что ошибки, в которых я обвинял его перед собором, не существовали и никогда не совершались им; и мое раскаяние было и продолжает оставаться глубоким, потому что я допустил в свое сердце мысли, которые были неправильными относительно него; и потому, что я стал поводом для распространения слухов, осуждающих поведение Брата Джозефа Смита, Джун. какие отчеты безосновательны. И я надеюсь, что это раскрытие истины, написанное моей собственной рукой и посланное в мир через посредство Посланник и Адвокат , положит конец всем злым слухам и порицаниям, возникшим из-за того, что я сказал или сделал. ( HC 2:160)
Этим письмом Сильвестр положил конец пятимесячным уничижительным нападкам на Пророка Джозефа Смита.
Всего четыре месяца спустя, 28 февраля 1835 года, Джозеф организовал Первый Кворум Семидесяти. Все без исключения мужчины, призванные служить в этом Кворуме, были членами Лагеря Сиона. Удивительно, но одним из мужчин, призванных служить Президентом Кворума, был Сильвестр Смит, который всего шесть месяцев назад публично обвинил Пророка в тиране, жестоком обращении с людьми и лжепророке; пророчествовать ложь во имя Господа и брать освященные деньги ( HC 2:201–04). Несмотря на эти более ранние обвинения, Джозеф призвал Сильвестра быть представителем Высшей власти Церкви. Это лишь один из многих случаев в жизни Пророка, демонстрирующих его прощающий и великодушный характер.
Уильям Смит
Второй пример касается собственного брата Пророка, Уильяма Смита, родившегося 13 марта 1811 года в Роялтоне, графство Виндзор, штат Вермонт. Пятый сын Джозефа-старшего и Люси Мак Смит, Уильям служил на миссии в Церкви и был посвящен в один из первых членов Кворума Двенадцати Апостолов 15 февраля 1835 года в Киртланде, штат Огайо (Дженсон 1:86– 87). Во многих случаях Уильям проявлял бунтарский дух, что очень беспокоило его брата-пророка и других членов его семьи. Один из таких случаев произошел в среду, 16 декабря 1835 г.
Пророк Джозеф отправился в дом Уильяма, чтобы принять участие в дебатах. По окончании дебатов было принято решение прекратить дальнейшие дебаты. Уильям выступил против этой меры и хотел предложить другое предложение по этому вопросу. Когда его вопрос не прозвучал, он пришел в ярость и физически напал на Джозефа и других. Уильям так жестоко избил Джозефа, что тот не мог ни сесть, ни встать без посторонней помощи. В конце концов Вильгельма удержали, и вскоре Джозеф вернулся в свой дом. Позже Пророк писал, что этот инцидент заставил его «безмерно огорчиться». Затем он решил, что может только «молить Бога о прощении [Уильяма], поскольку он раскаивается в своем нечестии и смиряется перед Господом» (9).0011 HC 2:334–35).
Через два дня после инцидента, в пятницу, 18 декабря, Джозеф получил письмо от Уильяма с просьбой о прощении.
Когда я размышляю о обиде, которую я тебе причинил, я должен признаться, что не знаю, о чем я был. Я сожалею о том, что я сделал, и смиренно прошу у вас прощения. Я еще не уверен, что приду к вам, потому что мне стыдно за то, что я сделал; и как я чувствую сейчас, я чувствую, что всех признаний, которые я мог бы сделать устно или письменно, было бы недостаточно, чтобы искупить проступок. Как бы то ни было, я готов возместить все, что вам потребуется. Если я смогу остаться в Церкви в качестве члена, я постараюсь сделать все возможное, чтобы удовлетворить ее.
С уважением,
Уильям Смит
P.S. — Не отвергайте меня за то, что я сделал, но старайтесь спасти меня в Церкви как члена. Я раскаиваюсь в том, что сделал с тобой, и прошу у тебя прощения. Я считаю проступок, совершенный в тот вечер, немалым размахом; но это сделано, и я ничего не могу с собой поделать. Я знаю, брат Джозеф, ты всегда готов простить; но я иногда думаю, когда я размышляю о многих обидах, которые я причинил вам, я чувствую, что признания было бы недостаточно. Но помилуй меня в этот раз, и я больше не буду стараться этого делать. ( HC 2:339–40)
В тот же день Джозеф ответил с любовью:
В своем письме вы просите у меня прощения, которое я с готовностью даю. . . . Я свободно прощаю тебя, и ты знаешь мой непоколебимый и неизменный характер. . . . И ныне да помилует Бог дом отца моего; да уберет Бог вражду между мною и тобою; и пусть все благословения будут восстановлены, а прошлое забыто навсегда. ( HC 2:342–43)
После этого обмена письмами Уильям какое-то время демонстрировал смиренный дух, но его мятежный характер вновь проявился в контрасте с последовательным и прощающим поведением Пророка.
Уильям Уайнс Фелпс
Последнее исследование касается Уильяма Уайнса Фелпса, родившегося 17 февраля 1792 года в Ганновере, штат Нью-Джерси. В юности он получил прекрасное образование и до прихода в Церковь был редактором газеты. Одно время он стремился стать кандидатом на пост вице-губернатора Нью-Йорка. Присоединившись к Церкви, он стал преданным помощником Джозефа Смита и вскоре поселился со Святыми в Миссури. Он стал членом первого организованного там президентства кола (Дженсон 3:692).
К сожалению, он оказался втянутым в полемику по поводу предполагаемого нецелевого использования средств, предназначенных для храма Фар-Уэст, и стал заклятым врагом Церкви. В ноябре 1838 года он подписал письменные показания против Джозефа, которые сыграли важную роль в заключении Пророка в тюрьму Либерти на четыре месяца (Bowen 91–93; Mormons 2:331–33, 336–37). Фелпс был отлучен от церкви 17 марта 1839 г. (HC 3:284). Вскоре после этого он написал письмо Джону П. Грину по поводу продажи недвижимости, принадлежавшей членам Церкви. Эта переписка побудила Джозефа Смита написать Фелпсу письмо 22 мая 1839 года., с указанием:
Мы будем рады, если вы сможете зарабатывать на жизнь, занимаясь своими делами. . . и так как мы считаем, что мы уже испытали много чрезмерной официальности от ваших рук. . . теперь мы просим раз и навсегда, чтобы вы избегали всякого вмешательства в наши дела или дела с этого времени, впредь и навсегда. Аминь. ( HC 3:358–59)
Пока Фелпс был вне Церкви, он страдал духовно и материально. В состоянии нищеты и нищеты он встретил старейшин Орсона Хайда и Джона Э. Пейджа, которые служили на миссии в Дейтоне, штат Огайо. Они рекомендовали ему написать Джозефу Смиту и попросить прощения. 29Июнь 1840 г., Уильям написал:
Я как блудный сын. . . Я видел безумие своего пути, и я дрожу от пропасти, которую я прошел. . . Я знаю свое положение, вы его знаете, и Бог его знает, и я хочу спастись, если мои друзья помогут мне. . . Я поступил неправильно, и я сожалею. Луч в моем собственном глазу. . . прошу прощения. . . Я хочу вашего общения; если ты не можешь этого дать, даруй мне свой мир и дружбу, ибо мы братья, и наше общение было сладким. ( НС 4:163–64)
22 июля 1840 г. Пророк ответил Фелпсу:
Это правда, что мы много пострадали из-за вашего поведения — чаша желчи, уже достаточно полная, чтобы смертные могли ее пить. , действительно был переполнен, когда вы повернулись против нас. . . . «Если бы это был враг, мы могли бы вынести это». . . . Однако чаша выпита, воля Отца нашего исполнена, и мы еще живы, за что благодарим Господа. . . . Полагая, что ваше признание было настоящим, а ваше раскаяние искренним, я буду счастлив еще раз протянуть вам правую руку общения и порадоваться за возвращающегося блудного сына. . . . «Пойдем, дорогой брат, раз уж война прошла, для начала друзья, наконец, снова друзья». ( HC 4:163–64)
Представляется уместным процитировать наблюдение Б. Х. Робертса об этом инциденте: «Когда во внимание принимается великое оскорбление старейшины Уильяма У. Фелпса . . . это письмо примечательно. Откровенное прощение Пророком своего согрешившего брата. . . проявляет широкий кругозор и щедрость, которые могут исходить только от великой души». Старейшина Робертс далее утверждает: «Одним из вернейших свидетельств величия ума Джозефа Смита и вдохновения Бога на него является то, как он обращается с теми, кто пал, но был готов и раскаялся в своих грехах. Его способность прощать в этих обстоятельствах казалась безграничной» (9).0011 HC 4:162–63сл.).
Заключение
Жизнь Джозефа Смита — прекрасный пример прощения. Хотя Сильвестр Смит обвинил его в том, что он лжепророк, подвергся физическому насилию со стороны своего брата Уильяма и несправедливо заключен в тюрьму отчасти из-за лжесвидетельства У. В. Фелпса, он поднялся над этими страданиями и свободно простил обидчиков. Сегодня мы, Святые последних дней, поступили бы правильно, если бы прощали, как это делал Пророк Джозеф Смит.
Библиография
Боуэн, Уолтер Дин. «Универсальный У. В. Фелпс — мормонский писатель, педагог и пионер». Тезис. Brigham Young Univ, 1959.
История Церкви. 7 тт. Солт-Лейк-Сити: Deseret Book, 1980.
Дженсон, Эндрю. Биографическая энциклопедия Святых последних дней. 4 тома. Солт-Лейк-Сити: История Эндрю Дженсона, 1901.
Кимбалл, Хибер К. «Выдержки из журнала Х. К. Кимбалла». Times and Seasons (1 февраля 1845 г. ) 6: 787–90.
Мормоны в Огайо, Иллинойсе, Миссури и т. д. 1831–1848 гг. 8 тт. Специальные коллекции. Библиотека Гарольда Б. Ли, Университет Бригама Янга.
Смит, Джордж А. «История Джорджа Альберта Смита». MSS SC27, Архивы и рукописи. Библиотека Гарольда Б. Ли, Университет Бригама Янга.
Как просить прощения — Душевный совет
Мир всегда был местом конфликтов. Однако в 2020 году можно сказать, что конфликт стал вирусным. Деление широко распространено и не показывает никаких признаков замедления. Конфликт и разделение могут проявиться в ваших отношениях. Сейчас, более чем когда-либо, вы можете оказаться в неудобном положении просить прощения.
Но не стоит недооценивать нюансы этого процесса. Вы можете представить себе простой диалог, например:
«Извините».
«Не беспокойтесь, все хорошо».
На самом деле прощение включает в себя гораздо больше граней — как вы сейчас увидите.
Вопреки распространенному мнению, первым шагом к тому, чтобы попросить прощения, может быть прощение самого себя.
Что значит простить себя?
Самый простой способ посмотреть на это действие — вспомнить время, когда вы кого-то прощали. Вы чувствовали гнев и, возможно, какое-то время думали, что никогда не сможете преодолеть его. В конце концов, эмпатия и понимание взяли верх, и вы двинулись дальше.
Что ж, ты заслуживаешь такого же сострадания к себе. Возлагать на себя ответственность за свои действия — это смелая работа, но это не то же самое, что снова держать в себе давнюю обиду.
Помните, вы прощаете себя за свои действия , а не за то, что вы плохой человек. Что делать, если вы чувствуете себя «плохим человеком»? Этот вопрос может иметь очень глубокие корни в вашем прошлом. Но знайте: многие, многие люди, которые по сути хорошие люди, могут время от времени совершать плохие поступки. Один поступок, вызывающий чувство стыда, не должен определять вас.
Также важно напоминать себе, что вы не можете контролировать, простит ли вас другой человек. Вы можете извиниться и попросить прощения (см. ниже). Но ответ зависит от кого-то другого.
Решение простить себя — это то, над чем вы можете действовать. Это не разрешение оправдывать плохие решения, а возможность извлечь из них уроки и освободиться от стыда.
Искреннее извинение
После того, как вы простили себя, вторым шагом будет искреннее извинение. Я не говорю о классической версии знаменитости, например. — Если я кого-то обидел, извините. Левое извинение включает в себя несколько основных, но не подлежащих обсуждению компонентов:
Взять на себя ответственность
Точно точно то, что вы извиняетесь за
Приходите к ответственности
- . )
Попросить прощения
Число 6 может стать неожиданностью, но подумайте об этом: вы можете искренне сожалеть. Вы простили себя, искренне извинились и готовы двигаться дальше. Все это отлично. Ничто из этого не означает, что прощение — это верная вещь. Этот выбирается человеком, которого обидели.
Движение вперед
Прощение — это состояние души. Простить кого-то (или себя) не означает, что вы оправдываете их действия. Это требует, чтобы вы сначала почувствовали то, что вам нужно. Прощение также возникает из места смирения. Все ошибаются, и в 2020 году их число увеличивается втрое.
Когда кто-то приходит к вам за прощением, полезно помнить, что у вас впереди еще много раз, когда вы столкнетесь с музыкой. Как только искренние извинения были предложены и приняты, обеим сторонам будет полезно снять с себя вину и недовольство.
Первый шаг в просьбе о прощении — это простить себя
Как видите, это сложный процесс. Возвращаясь к тому, с чего мы начали, все пойдет более гладко, если окажется, что это начинается с самопрощения.
Примирение со своим проступком — важный первый шаг. Он проведет вас через все остальные шаги к разрешению конфликта. Если это звучит как много работы, это потому, что так оно и есть.