Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим в рб: ГПК РФ Глава 30. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ \ КонсультантПлюс

Содержание

Проблемы института объявления гражданина умершим и признания безвестно отсутствующим и перспективы его реформирования



Дела о признании лица безвестно отсутствующим и объявлении его умершим в последнее время встречаются в судебной практике довольно часто. Безвестное отсутствие гражданина затрагивает интересы его ближайших родственников и других заинтересованных лиц, как с имущественной, так и не с имущественной стороны. Для защиты интересов таких заинтересованных лиц, в том числе и самого пропавшего, ГПК РФ предусматривает специальную судебную процедуру по признанию лица безвестно отсутствующим в порядке особого производства. [1]

Т. В. Бащенко указывает, что большинство дел по указанной причине возбуждается с целью расторжения либо прекращения брака, назначения различных пенсий, а также получения материального содержания из имущества безвестно отсутствующего лица. [2]

Обстоятельства и причины безвестного исчезновения людей все время были и оставались предметом для тщательного изучения, а также привлекали особое внимание правоприменителей (и практиков, и теоретиков).

Так, тщательно изученные материалы по каждому делу всегда являются основой для выдвижения первичных версий исчезновения, а также на основе данных материалов вырабатывается тактика по направлению розыска таких лиц. А обобщение и тщательный анализ всех сведений позволяют аналитикам лучше понимать сущность этого сложного социального явления, в частности выявлять его специфические черты и закономерности, в последующем, на основе полученных результатов, вырабатывать рекомендации в этом направлении. Кроме того, выявление общих причин исчезновения позволяет соответствующим уполномоченным субъектам применять меры общей и индивидуальной профилактики в данной сфере. Все эти исследования позволяют выявить наиболее общие основания подобных исчезновений, таких как: причины исчезновения лица; условия, которые способствовали такому исчезновению; индивидуальные качества пропавшего; оперативно и криминологически значимые личностные характеристики подозреваемых; иные факторы, которые могли поспособствовать пропаже, и т.
д.

В рамках гражданского производства очень важно в делах подобных категорий не пересекать черту с уголовным производством. Даже в случаях, когда явно отсутствуют элементы уголовно-правовой характеристики, сам факт безвестного отсутствия лица представляет для правоохранительных органов интерес тем, что такое исчезновение может иметь основанием замаскированное преступление. [3]

Одной из актуальных проблем производства по делам, связанным с признанием гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим, является противодействие возможной недобросовестности заявителей. В литературе указывается, что в делах особого производства создается благоприятная почва для необоснованного получения материальных благ и выгод, чему способствуют ряд факторов, главный из которых состоит в том, что рассматриваемому виду производства свойственна односторонность, заключающаяся в отсутствии ответчика; «заинтересованные лица не всегда могут оказать существенное влияние на ход процесса, что позволяет заявителю бесконтрольно утверждать свою правоту, не встречая с другой стороны серьезных возражений».

Так, в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. № 9 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» высшая судебная инстанция страны в период СССР специально ориентировала нижестоящие суды на то, чтобы «пресекать попытки отдельных лиц использовать судебный порядок установления фактов в целях последующего неправомерного получения льгот и иных имущественных выгод».

Следует отметить, что доказательства в данной категории дел зачастую образуются за счет непосредственного наблюдения суда за определенными событиями или явлениями. Так, в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение (ст. 280 ГПК РФ). Очевидно, что отмена решения здесь основана на личном созерцании судом объявившегося гражданина.

Факт нахождения лица в живых, иными словами, факт физического бытия заявителя тоже вызывает теоретический и практический интерес. В силу различных субъективных и объективных обстоятельств (ошибочная запись о смерти лица, потеря документов и пр.) выясняется, что некое физическое лицо не имеет доказательств факта своего существования. Подобная нелепая, но не единичная ситуация порождает немало проблем юридического характера, особенно когда лицо встречается с реальными затруднениями в осуществлении своих прав.

Основанием для признания граждан безвестно отсутствующими или объявления их умершими считается факт длительного отсутствия граждан в местах их жительства, а также законодательно фиксированные сроки такого отсутствия. Некоторые авторы высказывают свое несогласие с установлением временных рамок для объявления гражданина умершим. В истории права разных стран сроки такого признания в разное время были различными. Однако независимо от установленного срока суть самого явления состоит в том, чтобы признать доказательством безвестного отсутствия или смерти человека истечение данного в законе срока, хотя сами ситуации и обстоятельства, при которых происходят сами исчезновения людей, могут быть совершенно разнообразными.

[4]

Жизни человека самой природой определен срок, поэтому соотнося продолжительнейший в данное время срок жизни человека и возраст отсутствующего лица, можно предположить его умершим, как скоро его возраст продолжается далее крайнего предела человеческой жизни в данное время. Такое положение допускает германское право. Оно, например, определяет, что безвестно отсутствующий, который достиг 75-летнего возраста, автоматически считается умершим; для большей уверенности предположения его предварительно вызывают через газеты и только тогда, когда он не явится по вызову в установленный срок, гражданин объявляется умершим и, как продолжение, наступают гражданские последствия, вследствие смерти лица.

Другая позиция авторов связана с тем, что гражданин может длительное время отсутствовать по месту своего жительства и просто утратить связь с родственниками по причине нежелания сохранять эти самые родственные связи. Подобная регламентация данного института затягивает разрешение правоотношений, которые и без того находятся в неопределенном положении, а также ограничивает интересы и права иных лиц.

Эта позиция особо нетерпима в наше бурное время, когда число граждан, пропавших без вести, весьма возросло, а число заинтересованных лиц в урегулировании последствий отсутствия таких граждан еще больше. В наше время, когда человек обладает такими средствами связи, как сотовый телефон, компьютер, когда развиваются транспортные связи не только между регионами, но и между странами, применение фиксированных сроков становится абсурдным.

В ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации среди перечня дел об установлении юридически значимых фактов закон говорит о таких как: факт регистрации смерти и факт смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах. Следует различать данные категории дел по предмету доказывания. Поскольку при установлении факта регистрации смерти суд устанавливает такой факт, если такая регистрации на основании установленных документов была ранее проведена, но актовая запись не сохранилась, утрачена или по иным причинам органы загс отказывают в выдаче повторного свидетельства о смерти.

Установление факта смерти лица при определенных обстоятельствах и в определенное время следует отличать от объявления гражданина умершим. Во-первых, при установлении факта смерти не требуется соблюдение временного отрезка отсутствия сведений о месте пребывания лица. Во-вторых, объявление гражданина умершим — это вероятностное суждение («презумпция смерти») о смерти лица, но не исключающее того, что это лицо может оказаться в живых. В-третьих, в суд нужно представить доказательства (показания свидетелей, письменные или вещественные доказательства, заключения экспертов, аудио- или видеозаписи), которые бы позволили суду не сомневаться в смерти этого лица. А также зачастую при рассмотрении таких дел за рамками судебного процесса остается выяснение наличия различного рода обязательств лица, о факте смерти которого слушается дело, о возможности привлечения его к ответственности или наказанию.

Как отмечалось ранее, в современном мире, достаточно часто правоохранительные органы встречаются с исчезновением людей, что по своему определению может дестабилизировать гражданский оборот, в связи с этим ГК РФ закреплены институт объявления гражданина умершим и институт о признании гражданина безвестно отсутствующим. Каждый из них имеет свои особенности и соответственный уровень важности.

Так, в судебном порядке гражданина можно признать безвестно отсутствующим, если в месте его жительства отсутствуют какие-либо сведения о месте его пребывания на протяжении одного года, что закреплено в ст. 42 ГК РФ. Правовыми последствиями, наступающими после аргументированного решения суда на заявление заинтересованного лица, выступает передача имущества, по отношению к которому требуется постоянное управление, в рамках доверительного управления. Также из данного имущества выдается содержание тем лицам, которых гражданин, признанный безвестно отсутствующим, обязан содержать. Помимо этого, из имущества безвестно отсутствующего погашаются все задолженности по его обязательствам. В случае, когда после решения суда становится известно место нахождения гражданина, ранее признанного безвестно отсутствующим, или же он сам объявился, тогда по заявлению этого гражданина, либо иных заинтересованных лиц, суд выносит новое решение, которое отменяет прежнее.

Институт объявления гражданина умершим имеет в некоторых моментах сходный процесс с вышеописанным институтом, но также не сложно увидеть и существенные различия. Первое различие — сроки. В ст. 45 ГК РФ закреплено три случая, в которых гражданин по решению суда может быть признан умершим:

‒ на протяжении пяти лет в месте жительства лица отсутствуют какие-либо сведения о месте его пребывания;

‒ отсутствие сведений о лице на протяжении шести месяцев, если это лицо пропало при обстоятельствах, которые дают возможность предполагать гибель данного лица;

‒ отсутствие сведений на протяжении двух лет после окончания военных действий, если лицо пропало при обстоятельствах, связанных с этими действиями.

Вторым важным различием данных институтов, в соответствии со ст. 279 ГПК РФ, выступает регистрация гражданского статуса лица. Так, по решению суда, данные о смерти гражданина вносятся в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния, а наряду с этим сведения о безвестно отсутствующем гражданине в аналогичную книгу не вносятся. Законодатель уделяет внимание обстоятельствам, возникающим после явки гражданина, которого признали умершим. Так, у этого гражданина есть право требования возврата по отношению к имуществу, которое было безвозмездно передано другим лицам, а также к лицам, получившим имущество по возмездным сделкам, если будет доказано, что данные лица располагали сведениями о нахождении гражданина, объявленного умершим, в живых.

Перспективы развития гражданского законодательства относительно институтов объявления гражданина умершим и признания гражданина безвестно отсутствующим, на взгляд Т. В. Грунтовской, заключаются в нескольких направлениях. [5]

Во-первых, отмечено увеличение срока отсутствия сведений в месте жительства о месте пребывания гражданина, которого по решению суда возможно объявить умершим, с трех до пяти лет. Безусловно, законодатель руководствовался исключительно целями, позволяющими обеспечить права и законные интересы граждан, опираясь на максимально возможное и оптимальное время, в течение которого гражданин либо появился бы сам, либо о нем появились бы сведения, указывающие на его место нахождения. Сейчас, в XXI век, в век всесторонне развитых технологий, гораздо проще определить место нахождения человека или хоть какие-то сведения о нем, чем, допустим, десять лет назад, да и любой здравомыслящий человек сможет найти способ сообщить своим родственникам хоть какие-либо данные о себе и о своем месте пребывания. Другое дело, когда человек скрывая о себе любого рода и вида данные пытается избежать уголовного преследования, а заинтересованные лица обращаются в суд с заявлением об объявлении его безвестно отсутствующим. В таком случае суд, рассмотрев заявление, требования не удовлетворит и откажет в объявлении гражданина умершим. Тогда зачем вводить в закон целых пять лет, когда и трех вполне будет достаточно, да и заинтересованным лицам будет проще реализовывать свои законные права и интересы.

Во-вторых, есть случаи, когда на протяжении пять лет, сведений о гражданине никаких нет, и суд признает его умершим и вносит соответствующие данные в книгу государственной регистрации смерти, как вдруг он объявляется, и естественно, совершенно законно хочет и может осуществлять свою правоспособность по отношению к всему тому имуществу и правам, которые находились в его владении и распоряжении до момента исчезновения. Такая субъектная правоспособность сохраняется у него в полном объеме и не требует восстановления. Однако возникает интересный парадокс: гражданин в рамках гражданского оборота зарегистрирован как умерший, и по закону все имеющиеся правоотношения, связанные с данным субъектом, считаются прекращенными, но наряду с этим он же одновременно с этим осуществляет свои права и несет обязанности. Так как такое возможно, и почему законодатель лишь определяет в ст. 280 ГПК РФ, что при явке гражданина, который ранее по решению суда был объявлен безвестно отсутствующим или признан умершим, суд отменяет предыдущее решение и на основании нового отменят управление имуществом данного субъекта гражданских правоотношений.

В-третьих, судебная практика имеет ряд случаев, когда близкие родственники и родственники, из различных побуждений, не подавали заявление в суд об объявлении гражданина безвестно отсутствующим, совершенно законно ждали пять лет, и по их истечению обращались в суд уже с заявлением о признании гражданина умершим. А на протяжении всего времени, можно сказать, бесконтрольно пользовались, владели и распоряжались его имуществом, чем самым могли нарушить имущественные права и пропавшего гражданина, и его непосредственных наследников, и лиц, которые обладают правом требования по отношению к пропавшему гражданину. Исходя из таких случаев, законодатель в ст. 277 ГПК РФ определяет, что заявителем могут быть не только родственники, но и любые заинтересованные лица, даже юридические, которые разъяснят, чем мотивированно данное заявление и какие есть обстоятельства, позволяющие подтвердить безвестное отсутствие гражданина. Однако законодатель не определяет четких границ в понятии «заинтересованные лица», чем и объясняется различное толкование судом данного понятия, поэтому возникает необходимость более шире раскрыть критерии, которым должны соответствовать эти самые заинтересованные лица, в целях искоренения недопонимания в законодательстве. Понятное дело, что это те кредиторы, которые по отношению к пропавшему гражданину имеют право требования исполнения каких-либо обязательств, которые они рассчитывают удовлетворить путем назначения его доверительным управляющим имуществом гражданина. Но ведь помимо кредиторов, могут же быть заинтересованным лицом другие субъекты гражданско-правовых отношений, например сосед или работодатель, ввиду этого законодателю было бы актуально внести корректировки по отношению определения заинтересованного лица.

В связи с вышесказанным необходимо глубокое исследование института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим для разрешения вопроса о возможности понимания его как межотраслевого и комплексного общеправового. Подобный подход может быть положен в основу дальнейшей унификации гражданского и гражданского процессуального законодательства, что разрешит снять ряд проблем существующей правоприменительной практики в области признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.

Литература:

  1. Щукин А. И. Признание лица безвестно отсутствующим: вопрос международной подсудности в российском законодательстве и судебной практике // Закон. — 2011. — № 2. — С. 177–182
  2. Бащенко Т. В. Актуальные проблемы производства по признанию гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим / Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции адъюнктов, курсантов и слушателей вузов МВД России, аспирантов и студентов образовательных организаций, посвященной 55-летию Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации. — Ростов-на-Дону: РЮИ МВД РФ, 2016. — С. 22.-28.
  3. Исмаилов Ч. М. Отдельные проблемы розыска безвестно исчезнувшего лица в законодательстве об оперативно-розыскной деятельности // Российский следователь. — 2014. — № 12. — С. 40–44.
  4. Небратенко О. О. Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: монография. — Ростов-на-Дону, 2015. — С. 26–27
  5. Грунтовская Т. В. Институт объявления гражданина умершим и признания гражданина безвестно отсутствующим: перспективы гражданско-правового регулирования / Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции адъюнктов, курсантов и слушателей вузов МВД России, аспирантов и студентов образовательных организаций, посвященной 55-летию Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации. — Ростов-на-Дону: РЮИ МВД РФ, 2016. — С. 51–55

Основные термины (генерируются автоматически): лицо, умерший, отсутствующий, объявление гражданина, решение суда, РФ, гражданин, признание гражданина, суд, судебная практика.

Признание граждан безвестно отсутствующими и объявление умершими, последствия обнаружения (явки) указанных граждан

Основания для признания граждан безвестно отсутствующими и объявления умершими закреплены в статьях 38, 41 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК).

 

По заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания, а также объявлен умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

При признании гражданина безвестно отсутствующим предполагается нахождение его в живых. Объявление гражданина умершим связывается с длительным отсутствием сведений о нем или с событиями, когда имеются основания предполагать его смерть. Объявление гражданина умершим влечет в отношении прав и обязанностей такого гражданина те же последствия, которые повлекла бы его смерть.

Объявление гражданина умершим и признание безвестно отсутствующим производится в порядке, предусмотренном статьями 368-372 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ГПК).

Вопросы о признании иностранных граждан безвестно отсутствующими и объявлении умершими также регулируются международными правовыми актами, которые определяют компетенцию учреждений юстиции соответствующих государств по данной категории дел.

С признанием гражданина безвестно отсутствующим или объявлением умершим связывается установление, изменение или прекращение для заявителя имущественных или личных неимущественных прав.

Заявление подается в суд по месту жительства заявителя. Заинтересованные лица обязаны указать в заявлении для какой цели необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить умершим.

На основании определения суда осуществляется публикация за счет заявителя в местной и республиканской газете объявления о поступившем в суд заявлении. В публикации излагается просьба ко всем гражданам и юридическим лицам, имеющим сведения о гражданине, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, сообщить их суду.

Установление фактов безвестного отсутствия или объявления умершим должно основывается на полном и всестороннем исследовании обстоятельств исчезновения человека и доказательствах о том, что все усилия, в том числе и действия органов внутренних дел по его розыску, не позволили установить его местонахождение.

Рассмотрев дело, суд выносит мотивированное решение о признании гражданина безвестно отсутствующим либо об объявлении гражданина умершим или об отказе в этом.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее вынесенное решение. Это решение является основанием для снятия опеки с имущества безвестно отсутствующего или для аннулирования записи акта о смерти гражданина, объявленного умершим, в книге регистрации актов гражданского состояния, а также для отмены мер по охране его имущества (ст. 372 ГПК).

При отмене решения об объявлении гражданина умершим, независимо от времени своей явки этот гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 283 ГК — деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя.

Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость. Если имущество гражданина, объявленного умершим, перешло к государству как выморочное и было реализовано им с соблюдением установленных законодательством условий, то после отмены решения об объявлении гражданина умершим ему возвращается сумма, вырученная от реализации имущества.

 

Как нелегитимное государство нарушает право белорусов на гражданство и через что здесь проходят иностранцы – НАШ ДОМ

На этой неделе все страны отмечают Всемирный день прав человека. За последние полтора года в Беларуси окончательно исчезли права человека. В Конституции Республики Беларусь прописаны какие права есть у граждан нашей страны – но на практике мы уже знаем, что у белорусов нет права на свободу слова, образование, здравоохранение, защиту и достойную оплату труда.

На этой неделе мы расскажем, как нелегитимная власть нарушает и другие права белорусов, о которых большинство из нас не знает или забыло.

Начнем с права, прописанного в статье 10 Конституции Республики Беларусь – права на гражданство и его изменение. В статье сказано: «Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить его». Однако на практике нелегитимная власть все чаще задумывается о лишении белорусов гражданства. Особенно это касается протестующих, е тех, кто призывает к санкциям против режима Лукашенко. Впервые с таким предложением выступил член Постоянного комитета по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Мария Василевич в 2020 году. Она сообщила, что депутаты рассматривают вопрос о лишении гражданства Беларуси за причинение значительного вреда интересам Республики.

Затем эту же мысль озвучил начальник отдела Вячеслав Орловский , Главного управления Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, в октябрь 2021 . Он заявил, что белорусы, работающие «в интересах западных стран», должны быть лишены гражданства. «Людей, которые бежали из Беларуси, которые ее ненавидят и теперь работают в интересах стран Запада, нельзя называть белорусами» , — сказал он.

Заместитель председателя Постоянного комитета Палаты представителей по национальной безопасности, Игорь Мартынов , и депутат Палаты представителей, председатель общественного объединения «Белая Русь», Геннадий Давыдко , поддержали эту инициативу. Геннадий Давыдко отметил:

– Если человек уехал за границу и начал совершать враждебные действия против своей страны, он не имеет права называться гражданином, и он не хочет называться гражданином. Поэтому необходимо изменить действующее законодательство и вынести его на обсуждение, может быть, даже на общественность, а затем в Палату представителей.

Раньше лишить гражданства могли только люди, не получившие гражданство по праву рождения. 5 августа 2021 года Лукашенко подписал указ о внесении изменений в закон «О гражданстве Республики Беларусь». С тех пор гражданин Беларуси не по рождению мог быть лишен гражданства за терроризм, разжигание ненависти, реабилитацию нацизма, наемничество, создание НВФ, массовые беспорядки, измену власти и заговор с целью захвата государственной власти, а также призывает к действиям, направленным на нанесение ущерба национальной безопасности Беларуси. Таким образом, человек, не родившийся в Беларуси, но проживший здесь с первых лет жизни, мог лишиться гражданства просто за то, что вышел протестовать против режима Лукашенко.

В ноябрь 2021 начальник Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД РБ Андрей Паршин сообщил, что гражданство будет отбираться и у тех, кто получил его по рождению. N «В частности, полагаем, что лица, признанные виновными в совершении отдельных категорий преступлений экстремистской направленности либо в причинении тяжкого вреда интересам Республики Беларусь, могут быть лишены гражданства независимо от того, каким образом они его приобрели» , сказал он.

Беларусь подписала «Всеобщую декларацию прав человека», принятую в 1948 . В нем есть статья о гражданстве, где говорится, что никто не может быть произвольно лишен гражданства или права его изменить. Конституционный суд Беларуси, в свою очередь, признал конституционными поправки в закон «О гражданстве Республики Беларусь», устанавливающие порядок лишения гражданства натурализованных белорусов.

В конце Ноябрь 2021 СМИ сообщили о первом случае лишения белорусского гражданства. 27-летний брестчанин родился и вырос в Беларуси. Его отец гражданин Украины; у его матери был паспорт СССР, выданный в 1989 году, но в 1997 году она получила новый документ уже в Беларуси. Теперь сотрудники Московского РОВД Бреста решили, что у женщины нет причин получать белорусский паспорт. Через 24 года по неизвестной причине стали проверять мать и сына. В результате их обоих лишили белорусского гражданства.

В последние месяцы стало ясно, что экстремизм в Беларуси — это красно-белые носки, бело-красный плед на балконе, наклейки с гербом «Погоня» и даже безобидные облака и сердечки на окнах. Но если человек пишет комментарии с критикой Лукашенко или репостит информацию из независимых СМИ на своей странице в соцсетях, подписывается на Telegram-канал, не поддерживающий нелегитимную власть, то он уже готовый спойлер интересов Беларуси и предатель страны. Если белорус уехал за границу, чтобы избежать преследования со стороны властей, нелегитимные власти также считают его экстремистом, наносящим ущерб интересам страны. Предлагаем посчитать, сколько белорусов могли лишиться гражданства, спасаясь от репрессий.

В Сентябрь 2021, Президент Польши Анджей Дуда объявил, что Польша предоставила убежище 150 тысячам белорусов. С июня 2020 г. по конец июля 2021 г. Польша выдала белорусам 178 711 виз, из них 12 190 гуманитарных. С 1 сентября 2020 г. по 30 сентября 2021 г. за международной защитой в Польше обратились 1700 белорусов. Также с 1 сентября 2020 года по 31 августа 2021 года Польша выдала белорусам 13 тысяч видов на жительство. Литва выпустила более 20 тыс. национальных виз с сентября 2020 г. по август 2021 г. Около 140 человек выехали в Германию после выборов 2020 года, 100 человек выехали во Францию. Они обращались за международной защитой в этих странах. В Латвии с августа 2020 года по октябрь 2021 года за убежищем обратились 75 белорусов. Около 40 граждан Беларуси обратились в Государственную миграционную службу Украины с августа 2020 г. по октябрь 2021 г. за предоставлением статуса беженца или дополнительной защиты из Украины, и 509 человек получили разрешение на иммиграцию в Украину. Все эти люди рискуют остаться без гражданства, потому что нелегитимная власть решила, что они враги, так как выступают против Лукашенко.

В соответствии со статьей 11 Конституции Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства в Беларуси приобретают права и свободы и несут обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не установлено Конституцией, законами, международными договорами. Однако на практике мы видим, что правительство точно так же нарушает права иностранцев в Беларуси. Иностранцы, которым не выгодны политические игры Лукашенко, отбывают наказание наравне с белорусами; они не имеют такого же права на свободу объединения и выражение мнений. Среди политзаключенных в Беларуси есть граждане России, Украины и Швейцарии. Граждане Польши и России, задержанные на акциях протеста, иностранные журналисты из Германии, Великобритании и России были вынуждены покинуть Беларусь. Например, гражданин России Данила Чемоданов , осужденный по «Брестскому хороводному делу», попал в СИЗО. Его год отбывания наказания в колонии общего режима закончился в октября 2021 года. После этого милиция депортировала его в Россию, и вот уже два года его не пускают в Беларусь. При этом 24-летний 22 года прожил в Беларуси. Нелегитимная власть выслала политзаключенных по делу Союза поляков Беларуси, Ирена Бернацкая, Марина Тишковская и Анна Панишева , из страны после нескольких месяцев в изоляторах. Сейчас они не могут вернуться в Беларусь. Им разрешили подписать соответствующие бумаги на границе.

При этом Лукашенко охотно использует мигрантов с Ближнего Востока в своей борьбе с Западом. 08.11.2021 большая группа мигрантов в сопровождении вооруженных людей (предположительно белорусских силовиков) подошла к белорусско-польской границе. Нелегитимные власти гнали беженцев из Ирака к границе Евросоюза. Белорусские пограничники отправили мигрантов в нейтральную зону и обвинили европейские страны в диктатуре и нарушениях прав человека.

Однако белорусские пограничники подвергали мигрантов насилию, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению и давлению, вплоть до пыток. Минобороны Польши показало видео, на котором белорусские службы запугивают мигрантов стрельбой в их присутствии. Немногие мигранты умерли на территории Беларуси от переохлаждения и тяжелых заболеваний. Сбежавшие из лагеря курды уже начали давать показания. И никто не благодарит нелегитимную власть за заботу. Сирийские курды, доставленные в польскую больницу после действий белорусских военных, мигранты, вернувшиеся в Багдад, начали давать показания против белорусских силовиков.

«Мы заблудились в лесу и провели пять или шесть дней без воды. В белорусской армии сказали: «Вернешься — убьем», — поделился беженец из Сирии Мансур Нассар .

«Я провел в лесу около десяти дней, пока не заболел. Нас оттеснили, заставили уехать, бросили в Литву», — свидетельствовал Маджид Хасан из Ирака.

«На границе между Польшей и Беларусью много страданий. Белорусская армия говорит, что возьмет вас в Польшу, но не выполняет своих обещаний. Берут твою сим-карту, забирают телефон и говорят — иди. Выживешь ты или умрешь — твоя проблема. Они забирают у вас воду и еду и оставляют вас в лесу. Мы были в лесу три дня и не знали, сможем ли мы вернуться в город или нет» 9.0014 сказал другой беженец, Арсед Мехди .

Но все мы прекрасно помним, что белорусские власти поощряли приезд сюда беженцев из Азии. Послабления визового режима, больше туризма, несколько самолетов в неделю из иракских городов — все это стало происходить после того, как Запад признал Лукашенко нелегитимным, а диктатор заявил, что Беларусь не будет защищать европейскую границу. Теперь беженцы — это способ безумца манипулировать Евросоюзом и оружие против соседних стран. Ведь легко избить мигрантов, а потом обвинить в противоправных действиях польскую и литовскую сторону и представить дело так, будто беженцев избивают «диктаторские режимы» Польши и Литвы.

Между тем, остаться в Беларуси иностранцу почти нереально – режим дает политическое убежище только тем, кто готов участвовать в пропагандистских целях. Например, гражданин США Эван Ньюман , судимый за январский штурм Капитолия в Вашингтоне. Пропаганда даже приглашала его на интервью государственным СМИ. Другим мигрантам приходится гораздо сложнее: заявления о предоставлении политического убежища отклоняются, а иностранцев ждут годы депортации в изолятор временного содержания на Окрестина. Даже если государство одобрит заявку, беженцам будет негде жить. Правительство не финансирует жилье для беженцев, и нет ресурсов для оказания помощи в этой области. Рабочих мест для мигрантов тоже нет – можно рассчитывать только на рабский труд в сельском хозяйстве. Примеры включают многие украинские семьи. Они попали в Беларусь после начала войны в 2014 году и оккупации Донецкой и Луганской областей. Из более чем 150 тысяч только сотая решила остаться в Беларуси.

И белорусы, и иностранцы терпимо относятся к режиму Лукашенко. Белорусам грозит депортация из собственной страны, а иностранцы страдают от унижений и побоев. Фактов зверств, совершенных режимом Лукашенко в отношении граждан других стран, достаточно, чтобы признать узурпатора международным террористом. Мы надеемся, что этот процесс продвинется в самое ближайшее время. Лукашенко должен ответить за травлю как белорусов, так и иностранцев.

Белорусские законодатели одобрили законопроект, разрешающий лишение гражданства за экстремизм

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что войска в Бахмуте и Соледаре на востоке Украины будут обеспечены всем необходимым для защиты от нападения России в Донецкой области.

Брифинг в прямом эфире: вторжение России в Украину

Брифинг RFE/RL Live Briefing дает вам все последние события о продолжающемся вторжении России, контрнаступлении Киева, военной помощи Запада, глобальной реакции и бедственном положении мирных жителей . Чтобы посмотреть все репортажи РСЕ/РС о войне, нажмите здесь .

Украинские войска, обороняющие два города, получат «боеприпасы и все необходимое оперативно и без перебоев», сообщил Зеленский в Telegram 12 января после встречи высшего военного руководства Украины.

Зеленский сказал На встрече также обсуждалось усиление Вооруженных сил Украины техникой и вооружением, поставленным партнерами.

Ранее украинские военные заявили, что штурм города Соледар продолжается, несмотря на более ранние заявления России о захвате города.

Российские войска в одночасье применили артиллерию, ракеты и авиацию, чтобы нанести удар по городу, который является северо-восточным пригородом стратегического города Бахмут, который может оказаться уязвимым для захвата в случае взятия Соледара.

«Сегодня в районе Соледара продолжаются самые ожесточенные и тяжелые бои», — заявила 12 января заместитель министра обороны Украины Анна Маляр.

На спутниковых снимках Соледара, опубликованных Maxar Technologies 11 января, виден город, разрушенный неделями ожесточенных боев.

Установленные Россией оккупационные власти в Донецкой области Украины заявили, что в пределах города остаются «очаги сопротивления», а официальный представитель Минобороны России в Москве заявил, что наступление в Донецкой области продолжается «успешно».

Зеленский заявил, что «донецкая линия держится», хотя Соледар «практически полностью уничтожен оккупантами».

Ранее связанный с Кремлем бизнесмен Евгений Пригожин, который возглавляет якобы частную российскую группу наемников «Вагнер», заявил, что его войска захватили город.

Кремль, однако, призвал к осторожности, заявив, что, несмотря на «положительную динамику наступления», не следует спешить с объявлением победы и вместо этого ждать «официальной информации» о ситуации.

RFE/RL не смогло независимо проверить ни одно из утверждений.

Также ночью российские военные обстреляли южный город Запорожье, сообщили местные украинские чиновники.

В результате обстрела, произошедшего вскоре после 3 часов ночи по местному времени, была повреждена часть инфраструктуры, пострадавших нет, сообщил представитель горсовета Анатолий Куртев.

Фотогалерея:
Соль земли: глубоко внутри массивных шахт Соледар на востоке Украины

Российские силы в Украине пытаются захватить восточный соляной город Соледар в ходе продолжительного наступления, которое киевское министерство обороны назвало «маниакальным». В 2019 году Амос Чаппл из RFE/RL посетил Соледар, поскольку предприятие по добыче соли надеялось выйти на западные рынки.

  • Электронная почта другу

Украинский поставщик электроэнергии, Укрэнерго, сообщил об отключении электричества в девяти регионах страны 12 января. поставки тепла.

11 января Москва объявила о реорганизации своего военного командования, поручив начальнику Генерального штаба Валерию Герасимову вести войну на Украине, которую Кремль называет «специальной военной операцией». Герасимов сменил генерала Сергея Суровикина, назначенного заместителем Герасимова. Всего три месяца назад Суровикин был назначен главнокомандующим.

В оценке , опубликованной 11 января, базирующийся в США Институт изучения войны заявил, что Россия страдает от «нехватки боеприпасов», которая «препятствует способности российских войск поддерживать наступательные операции».

Тяжелые бои в Донецке, Восточная Украина

«Российские источники все чаще… признают, что нехватка боеприпасов и припасов в России серьезно препятствует продвижению российских войск», — говорится в оценке.

В Москве депутат Государственной Думы — нижней палаты российского парламента — заявил, что законодатели планируют поднять верхний возраст призыва на военную службу до 30 лет, чтобы увеличить численность российских войск на 30 процентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *