Приватизация дачного домика на приватизированной земле
Опубликовано: 07.07.2017
Время на чтение: 7 мин
918
Понятие частной собственности на землю в России после длительного советского периода было восстановлено и закреплено в Конституции страны в начале 90-х годов. До этого времени, находящееся в распоряжении людей недвижимое имущество и земля являлись собственностью государства.
Принятый закон о приватизации позволил гражданам страны превратиться из формальных владельцев недвижимости и земли в настоящих хозяев. У них появилась возможность юридически закрепить свои права собственников не только на квартиры, в которых они проживали, но и на садовые и дачные дома.
СодержаниеПоказать
- Чем отличаются садовые и дачные дома?
- Необходимые документы
- Порядок приватизации
- Приватизация дачного или садового домика на приватизированной земле
- Как проводится?
- Особенности приватизации
- Нужно ли регистрировать садовый и дачный домики на приватизированной земле?
Чем отличаются садовые и дачные дома?
Для улучшения системы землепользования в стране в 2006 году был принят ФЗ № 93, известный в народе как «дачная амнистия». Согласно новой редакции закона, его действие продлено до 2018 года. Принятый в нём порядок приватизации дачных, садовых участков и возведённых на них жилых построек предусматривает упрощённую схему процедуры оформления права собственности их владельцами.
При оформлении документов на право собственности всегда возникает вопрос о том, как правильно записать жилое строение на садовом или дачном участке. В законодательстве трудно найти какое-либо чёткое разделения между садовыми и частными домами. Ответ на этот вопрос по постройкам можно найти в СНиП и по использованию земель в ЗК РФ.
К садовым домикам относят строения, возводимые на земельных участках, выделенных под разведение сельскохозяйственных культур или для организации своего загородного отдыха.
На землях такого назначения можно возводить только временные постройки, имеющие площадь по периметру до 35 кв. м. Такие садовые дома не предназначаются для проживания и в них нельзя прописаться.
Площадь дачных домов по периметру составляет от 35 до 100 кв. метров. Они предназначаются для длительного проживания. Такие строения могут быть капитальными. На них можно оформить технические паспорта, которые являются обязательными для приватизации строений документами.
Действующий в настоящее время ФЗ № 93 позволяет приватизировать садовые домики, которые возведены на землях выделенных под дачную застройку. Расположение построек на участках с определённым целевым назначением является одним из основных условий дачной приватизации.
Необходимые документы
С 1 января 2017 года порядок регистрации права собственности на садовые и дачные домики был изменён. Если раньше для их приватизации подавалась только декларация на объекты, то теперь требуется предоставлять технические планы построек.
В состав пакета документов входят и такие документы, как:
- Заявление на приватизацию построек, в которой указываются полные сведения о заявителе, включая его ИНН, а также данные об объекте приватизации.
- Кадастровый паспорт и выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРП.
- Ксерокопии паспорта подателя заявления.
- Разрешение на строительство.
До 1 января 2018 года разрешено при приватизации построек не предоставлять документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию объектов недвижимости. Вместе с пакетом документов регистрирующие право собственности органы подаётся квитанция об оплате государственной пошлины. Процедура приватизации может проводиться третьими лицами по доверенности владельца недвижимости и земельного участка, заверенной у нотариуса.
Порядок приватизации
Процедура приватизации дачных и садовых домов проводится в полном соответствии с двумя Федеральными законами, зарегистрированными под номерами № 137 от 2001 года и № 93 от 2006 года. Начинается процесс любой приватизации со сбора необходимых документов. Дальнейшие шаги зависят от того, к какой категории земель относится участок с постройкой. Обращаться по вопросам приватизации строений, относящихся к садоводствам нужно в органы власти местного самоуправления.
Срок рассмотрения заявки на приватизацию строения определён законом в 2 недели. В случае отказа, он предоставляется в письменном виде с указанием причин принятия отрицательного решения. Оно может быть обжаловано в судебном порядке. При положительном решении вопроса следующим шагом приватизации является регистрация прав собственности. Пакет документов на строение предоставляются в Регистрационную палату вместе с принятым решением администрации. Вместе с ними подаётся квитанция об оплате государственной пошлины.
Существуют и другие варианты приватизации садовых и дачных домиков. Закон позволяет проводить товариществам садоводов и дачников приватизацию по коллективным заявкам.
По упрощенной схеме приватизации владельцы дачной и садовой недвижимости могут воспользоваться услугами МФЦ и подать в них заявку на приватизацию вместе с комплектом документов и декларацией стандартной формы, заполненной в 2 экземплярах. Подаются документы в МФЦ по месту территориальной принадлежности земельного участка, на котором возведены строения.
В существующей практике приватизации встречается большое количество случаев, когда у владельцев садовых и дачных участков и возведённых на них строений из документов на руках имеется только книжка садовода. В таком случае процесс приватизации необходимо начать с обращения в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении земли в собственность. После получения решения о выделении участка можно обращаться в органы, регистрирующие право собственности, предварительно проведя межевание участка и оформив на него кадастровый паспорт.
Внесение изменений в кадастровый паспорт земельного участка производится исключительно работниками уполномоченных органов.
Что такое разграничение государственной земли и как оно проводится? Все подробности описаны в нашей статье.
По кадастровому номеру можно узнать владельца земельного участка. Как это сделать, читайте здесь.
Приватизация дачного или садового домика на приватизированной земле
Приватизация дачных и садовых домиков с 2017 года возможна лишь при наличии кадастрового паспорта. Его изготовлением занимаются БТИ. Для регистрации нежилых помещений требуется заполнение декларации на объекты недвижимости, а на жилые помещения необходимо сделать технический паспорт объекта.
Как проводится?
Процесс приватизации садовых и дачных домиков на земле, уже оформленной в собственность, проходит по той же схеме и в тех же органах, что на участках, пока ещё принадлежащих садоводческим и дачным товариществам. Кадастровый план на землю в пакете документов на оформление права собственности на дом заменяется свидетельством на право собственности землёй.
Удобнее всего проводить приватизацию дома и строений одновременно, но в действующем законодательстве нет норм, обязывающих это делать.
Многие владельцы садовых и дачных домиков приватизируют только землю без строений. Причиной этого является нежелание платить налоги на имеющуюся у них недвижимость.
Особенности приватизации
Упрощённая схема приватизации дачных и садовых домиков и земель действует до 1 марта 2018 года. Это значит, что только до этого периода владельцы дачными и садовыми домиками имеют возможность регистрировать свои строения без решения на ввод в эксплуатацию. По окончании этого срока провести приватизацию дачной и садовой недвижимости без этого документа будет невозможно.
До окончания 2020 года за дачниками и садоводами сохраняется право бесплатной приватизации построек и земли, находящейся под ними. При оформлении права собственности на капитальные строения, возведенные на дачных участках могут возникнуть сложности.
Во-первых, по дачной амнистии можно оформить в собственность капитальные строения, предназначенные для постоянного проживания 1 семьи и имеющее высоту не больше этажей. Во-вторых, они должны быть возведены на участках, которые были получены владельцами до 30 октября 2001 года. Земля под застройкой таких строений должна находиться в бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении.
Нужно ли регистрировать садовый и дачный домики на приватизированной земле?
Проводимая в стране приватизация является добровольной. Каждый владелец построек самостоятельно принимает решение о приватизации объектов. Отсутствие право собственности на объекты может стать препятствием для их дарения, продажи или залога.
Налог на дачную недвижимость должен вступить полностью во всех субъектах страны только в 2020 году. Сейчас он действует лишь в 28 регионах.
🔥 Подпишись в Телеграм
Стоит ли приватизировать дачный участок?
В России большое количество горожан имеют в собственности или арендуют дачные участки. Ведь дача это полноценный отдых от городского шума на свежем воздухе, особенно это актуально для семей с маленькими детьми. А также возможность выращивать качественные фрукты и овощи без пестицидов. Заготовка соления на зимний период обеспечивает дачников продуктовыми запасами, что немаловажно при росте цен на продукты.
Правовое регулирование приватизации дачных участков
Приватизация это регулируемая законом процедура передачи права из государственной собственности к частному лицу. С 2006 года государство определило порядок регистрации загородных наделов нормами ФЗ № 137 ст. 3 «О бесплатной регистрации земли» и ФЗ № 93 предусматривающим упрощенный порядок оформления права собственности, получившим в обиходе название «дачная амнистия». Срок действия «дачной амнистии» не раз продлевался, чтобы дать возможность владельцам зарегистрировать участки. Сейчас программа упрощенной регистрации действует до 1 марта 2020 года.
Приватизировать дачный участок по упрощенной схеме имеют право если:
- Участок получен владельцем садового товарищества до 2001 г.
- Нет обременения на землю со стороны третьих лиц.
- Не находится в особо охраняемой природной зоне или на земле государственного значения.
- Надел не изъят из оборота.
- Земля передана в пожизненное владение или по праву наследования.
- Земля арендуется у государства более 6 лет.
- Используется под строительство дачного дома, для садово-огородных работ или ведения подсобного хозяйства.
Каждому члену садового товарищества выдается книжка, которая подтверждает выдачу земли, но не право собственности.
Преимущества приватизации
Дачный участок является недвижимым имуществом, распоряжение которым требует соответствующего оформления. Поэтому приватизация в некоторых случаях необходимая процедура, способная решить имущественные вопросы.
- Собственник может: сдавать в аренду, продать, передать по наследству, оформить дарственную и страховать. Использовать как залог при оформлении кредита, чтобы получить более высокую сумму займа. Если на участке имеется дом пригодный для жилья, законом разрешается постоянная прописка по данному адресу.
- Надлежащее оформление защитит от мошеннических действий посторонних лиц. Как было сказано выше, членская книжка не дает прав. Поэтому фактический владелец не застрахован от действий непорядочного председателя садового товарищества и подлога документов.
- Неоформленные участки по закону являются муниципальным имуществом. Если такой надел более трех лет не используется, он переходит государству.
- Продать приватизированный участок гораздо проще и быстрее. Покупка оформленного имущества является надежной сделкой.
- Можно строить жилой дом и другие необходимые постройки не оформляя разрешение на строительство и не опасаясь потери земли.
- Определить границу участка посредством межевания и возможность согласно ФЗ-93 увеличить территорию, добавив не более 10% от площади надела.
- При строительстве магистрали или проведение различных коммуникаций через участок государство будет обязано возместить собственнику все понесенные убытки.
Недостатки приватизации
Понимая явное преимущество приватизации, не стоит забывать о последствиях такой процедуры:
- Несмотря на упрощенную схему регистрации, в различных случаях это повлечет дополнительные расходы на межевание и услуги риелтора. Порой и судебные расходы в случае отказа в праве приватизации или по спорным вопросам с соседями о границах участка.
- Помимо финансовых расходов требуется выделить свободное время для сбора необходимых документов.
- Кроме членских взносов следует ежегодно платить земельный налог, который исчисляется от размера кадастровой стоимости.
- Собственник обязан содержать участок в порядке, даже если не пользуется им. Иначе получит административное взыскание.
- Все постройки на приватизированном участке в дальнейшем потребуется оформить в соответствии с законодательством, а при продаже сделать новый техпаспорт, если произошли изменения.
Как приватизировать участок без документов?
Для приватизации потребуются следующие документы, которые необходимо предоставить в местную администрацию:
- Заявление
- Паспорт заявителя ИНН
- Кадастровый паспорт участка
- Договор о безвозмездной передачи участка собственнику или иной документ подтверждающий право на регистрацию
Но нередки случаи, когда документы подтверждающие принадлежность надела были утеряны или владельцы продавали участки, внося запись в членскую книжку. В этом случае необходимо:
- Взять справку в правлении садового товарищества подтверждающую членство в СТ и дате выделения участка.
- Сделать план участка, заказав его у геодезиста, если он не зарегистрирован в товариществе и нет справки о его регистрации.
- Оплатить госпошлину и приложить ксерокопию квитанции.
- Передать документы в МФЦ с заявлением.
Специалисты проверят подлинность документов и отсутствие других собственников в течение двух недель. Если документы в порядке и нет других владельцев, заявителю предоставляют выписку из ЕГРН, которая подтверждает право собственности.
Заключение
Упрощенная схема приватизации дачных участков будет действовать до 1 марта 2020 года. Поэтому следует решить как можно скорее необходимо ли оформлять право собственности или нет.
Несомненно, владение частной собственностью дает больше возможностей и гарантий, что является важным аргументом в пользу приватизации. Но стоит отметить следующий нюанс. Если дача находится в неперспективном районе, здоровье не позволяет обрабатывать участок и найти покупателей маловероятно, то приватизация явно станет лишней тратой средств, к которым прибавится уплата земельного налога.
Приватизация недвижимого имущества — FindLaw
Оценка процесса приватизации недвижимого имущества важна для тех, кто занимается недвижимостью в Венгрии, несмотря на то, что большая часть запланированных приватизаций уже осуществлена. Схемы, реализованные за последнее десятилетие, сформировали правовой ландшафт и создали условия, в которых работают застройщики, пользователи и поставщики капитала.
Важно понимать, что Венгрия, в отличие от других бывших стран Восточного блока, никогда полностью не ликвидировала частную собственность на недвижимость. Отдельным лицам разрешалось владеть жилой недвижимостью даже в коммунистическую эпоху, когда она считалась формой «личной», а не «частной» собственности.
Крупномасштабная передача недвижимого имущества частным владельцам началась в 1990 г. , когда парламент принял закон о передаче государственной собственности органам местного самоуправления1. правительство, город Будапешт и различные местные органы власти по всей стране.
Органы местного самоуправления получили полномочия на приватизацию недвижимого имущества, прежде всего жилого. Кроме того, местные органы власти приобрели большую часть торговой недвижимости в городах, однако они, как правило, сдаются в аренду предприятиям, а не продаются. Местные органы власти также получили доли в государственных предприятиях, которые были преобразованы в компании для приватизации. Эти акции должны были отражать стоимость недвижимого имущества, используемого такими компаниями в юрисдикциях местных органов власти. Таким образом, такое недвижимое имущество перешло в собственность преобразованной компании.
Одним из специфических результатов этой схемы приватизации стало то, что многие важные споры о правах собственности в Венгрии возникли между конкурирующими интересами на различных уровнях правительства, в отличие от конкурирующих требований бывших владельцев докоммунистической эпохи и существующих собственники или пользователи собственности.
Несмотря на то, что большинство запланированных приватизаций уже осуществлено, национальный правительственный орган, ответственный за приватизацию, Государственная компания по приватизации и управлению активами (или «APV Rt.», как она известна под венгерской аббревиатурой), город Будапешт и местные муниципальные органы власти продолжают владеть портфелями собственности, и эта собственность время от времени выставляется на продажу.
Недвижимость для продажи APV Rt. выставляются на конкурсные торги2. Такие торги публикуются достаточно регулярно. Недвижимость, выставленная на продажу компанией APV Rt. (или его предшественники) иногда продаются напрямую, а в других случаях продаются через холдинговые компании, созданные специально для передачи права собственности на имущество и связанные с ним активы, такие как приспособления и мебель.
АПВ Rt. не следует рассматривать как наиболее важный источник собственности для потенциального приобретения. Недавно приватизированные компании, в частности те, которым необходимо привлечь денежные средства или которые хотят продать непрофильные активы, а также местные органы власти, как правило, являются лучшими источниками недвижимости для приобретения.
Сельскохозяйственные земли
Сельскохозяйственные земли важны для новой застройки, и правовая ситуация в отношении приватизации сельскохозяйственных земель является сложной. В середине 1994 г. парламент принял закон, который фактически вводил мораторий на все продажи сельскохозяйственных земель, за исключением участков площадью 300 га и менее, и только в этом случае при продаже венгерским физическим лицам. Иностранным компаниям и лицам, а также венгерским компаниям, даже если они принадлежат венграм, запрещено приобретать какие-либо сельскохозяйственные земли.
Закон не полностью остановил торговлю сельскохозяйственными землями, однако, поскольку многие активы сельскохозяйственных земель принадлежат компаниям, и по-прежнему ведется активная торговля акциями этих компаний, поскольку такие сделки прямо не подпадают под действие закона. мораторий.
Учитывая перспективу вступления в Европейский Союз в течение нескольких лет, венгерские сельскохозяйственные угодья стали привлекательной (хотя и спекулятивной) инвестиционной возможностью для многих в Западной Европе, в частности, для интересов фермеров.
Взаимодействие с органами власти
Основными органами, ответственными за развитие и регулирование использования собственности, являются органы местного самоуправления. Местные муниципальные органы власти (которых в Будапеште 23), а также муниципальные органы малых и отдаленных городов несут ответственность за широкий круг вопросов, касающихся собственности. В их полномочия входит выдача разрешений на строительство, согласие на предлагаемые изменения в назначении использования и утверждение заявок на прямое иностранное владение. Местные органы власти также имеют право облагать налогом имущество.
Как упоминалось ранее, местные органы самоуправления продолжают владеть и управлять портфелями недвижимости и, таким образом, также являются участниками рынка недвижимости. Многие создали дочерние компании по управлению недвижимостью, которые приносят значительный доход.
Местные органы власти только недавно получили право утверждать заявки на иностранное владение. Прямое иностранное владение землей в Венгрии стало возможным с 1990 года, однако ранее требовалось одобрение Министерства финансов. Начиная с 1996, это полномочие по утверждению было передано органам местного самоуправления.3
В соответствии с системой, принятой в 1996 году, органы местного самоуправления могут одобрять предполагаемые приобретения недвижимого имущества иностранными физическими лицами при условии, что такие приобретения не нарушают муниципальные или иные общественные интересы. В течение первых двух лет существования этой системы утверждения выдавались регулярно. Однако в прошлом году — возможно, из-за быстрого роста цен на недвижимость — ряд местных органов власти начали отказывать в одобрении приобретения иностранцами.
Чтобы избежать ограничений на иностранную собственность и задержек с одобрением правительством, предпочтительным методом приобретения недвижимости иностранными инвесторами было и остается использование механизма приобретения, такого как венгерская компания с ограниченной ответственностью. Приобретаемое имущество сначала передается венгерской компании, а затем акции этой компании передаются приобретателю. Никаких специальных согласований для таких приобретений не требуется.
Крупнейшая приватизация, о которой вы никогда не слышали: земля | Бретт Кристоферс
За последние 12 месяцев тема приватизации снова всплыла в новостях и в общественном сознании Великобритании. Движимая растущими опасениями по поводу спекуляции и бесхозяйственности на приватизированных предприятиях, лейбористская партия Джереми Корбина сделала ренационализацию ключевых коммунальных предприятий и железных дорог центральным пунктом своей повестки дня для будущей администрации лейбористов. И затем, конечно же, есть Carillion, суровый, гниющий символ всего, что пошло не так с приватизацией местных общественных служб и что вызвало недавний призыв Корбина к возрождению муниципального социализма.
Тем не менее, несмотря на все множащиеся дискуссии о правильности и неправильности истории приватизации в Британии — как со стороны тех, кто полон решимости отступить против неолиберальной волны, так и тех, кто убежден, что ренационализация — неправильный ответ, — крупнейшая из всех приватизаций в Великобритании никогда не заслуживает упомянуть. Это отчасти потому, что так мало людей знают, что это вообще имело место, а отчасти потому, что это никогда не изучалось должным образом. Что это за мега-приватизация? Приватизация земли.
Некоторые активисты намекнули на это. В октябре прошлого года, например, Фонд новой экономики (NEF), прогрессивный аналитический центр, призвал в этой газете правительство прекратить продажу государственной земли. Но NEF — это исключительно современная история, изображающая приватизацию земли как новое явление. Это не дает никакого представления о том, что это происходит в массовом масштабе целых 39 лет, с того дня, как Маргарет Тэтчер вышла на Даунинг-стрит. В течение этого периода мишенью были все типы государственных земель, принадлежащих как местным, так и центральным органам власти. И хотя увольнения в целом были самыми тяжелыми при администрациях тори и во главе с консерваторами, они определенно не уменьшились при новых лейбористах; действительно, поместье NHS, в частности, было разорено в годы Блэра.
Всего за последние четыре десятилетия было приватизировано около 2 миллионов гектаров государственной земли. Это составляет впечатляющие 10% всей британской суши и около половины всей земли, которая принадлежала государственным органам, когда Тэтчер пришла к власти. Сколько стоит земля, которая была приватизирована в Великобритании? Нельзя сказать наверняка. Но моя консервативная оценка, изложенная в готовящейся к изданию книге об этой исторической приватизации под названием «Новое ограждение», составляет где-то около 400 миллиардов фунтов стерлингов в сегодняшних ценах. Это затмевает стоимость всех других, более известных и часто вызывающих ожесточенные споры приватизаций Великобритании.
С 1979 года половина государственной земли Великобритании — 2 миллиона гектаров — была продана в частные руки. Фотография: AlamyТрудно переоценить значение этой колоссальной приватизации земли и многообразный ущерб, нанесенный социальной и экономической структуре нации. Этот ущерб, который подробно рассматривается в моей книге, особенно очевиден в связи с другой проблемой, которая в настоящее время волнует всех в Великобритании наряду с приватизацией, — жильем и острым жилищным кризисом в стране. Продажа государственной земли частным застройщикам, которые долгое время были крупнейшими покупателями государственной земли, должна была помочь облегчить жилищные проблемы Великобритании, но ничего подобного не произошло.
Чтобы понять, почему, рассмотрим три самые громкие истории последних недель: министр жилищного строительства Саджид Джавид угрожал застройщикам «использовать или потерять» землю с разрешениями на строительство, находящиеся в их земельных банках; Планы лейбористов предоставить местным властям возможность приобретать частную землю по стоимости существующего использования, чтобы снизить стоимость строительства муниципального дома, а также решение национального исполнительного комитета лейбористов призвать совет Харинги переосмыслить свою спорную программу развития Харинги (HDV). Ибо, хотя из комментариев СМИ этого и не узнать, все три в значительной степени являются историями о приватизации земли. Огромные земельные банки застройщиков битком набиты землей, приобретенной у государственных органов, на которой они могли бы построить новые дома, но решили этого не делать.
Если бы сегодня правительство могло предпринять одно единственное действие, которое сделало бы больше, чем любое другое, чтобы остановить обострение жилищного кризиса в Великобритании, то это было бы прекращение продажи государственной земли. Безусловно, с исчезновением половины ценных государственных земель Британии большая часть ущерба уже нанесена — будет трудно, не говоря уже о политически спорных вопросах, вернуть большую часть этой земли.