Проект «Права подростка в современном обществе»
Руководитель проекта:
Демьянова Оксана ЛеонидовнаУчреждение:
МБОУ Гимназия имени Подольских курсантов г. ПодольскВ процессе работы над детской исследовательской работой по обществознанию на тему «Права подростка в современном обществе» автором была поставлена цель, повысить правовую культуру, законопослушное поведение и гражданскую ответственность подростков в школе, в связи с тем, что в современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих мест в международных отношениях.
Подробнее о работе:
В ученическом проекте по обществознанию «Права подростка в современном обществе» автором была исследована литература по данной теме, рассмотрены понятия «право», «правовой статус», «правовой статус подростка», дана характеристика основных законодательных документов, регламентирующих права и свободу подростков в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании.
Готовая исследовательская работа по обществознанию на тему «Права подростка в современном обществе» содержит теоретические сведения о праве и правовом статусе подростка, содержит выдержки о правах подростков из основных законодательных документов, подробно изучает вопрос о правах ребенка в сфере образования. Автор проводит анкетирование среди одноклассников, по результатам которого определяет уровень их осведомленности в вопросе о правах подростка.
Оглавление
Введение
1. Право и правовой статус подростка.
2. Документы, отражающие права подростка.
3. Права ребенка в сфере образования.
4. Исследование уровня правовых знаний обучающихся 7 -8 классов.
Заключение
Литература
Введение
Цель проекта: повышение правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности подростков в школе.
Задачи проекта:познакомиться c понятием «правовой статус подростка»;
- изучить документы, отражающие права подростка;
- провести анкетирование по проблеме «Формирование правового сознания и поведения современных школьников»;
- подготовить рекомендации и выработать кодекс класс.
Проблемный вопрос: какие права имеет подросток в нашей стране?
В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро.
Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях
Практическая значимость полученных результатов: материалы данной проекта могут использоваться в качестве пособия на классных часах при обсуждении данной темы, на уроках обществознания.
Актуальность исследования. В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих мест в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании.
Конституция России провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; права человека обеспечиваются правосудием. Каждый человек, в какой бы стране он не жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности.
И у детей, и у взрослых есть человеческие права и разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей.
О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить дети. Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер…Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?
Мы – дети своих мам и пап, в школе мы – ученики; на улице мы – пешеходы; в театре – зрители; а еще все мы имеем права.
Мы живём в правовой стране. Право — это нормы, установленные государством, – это правила, по которым все живут в стране и которые регулирует отношения между людьми, между странами. У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности.
В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет.Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трёх лет, попадают в специальные интернаты, 348 тыс. семей состоят на учете в ОДН.
Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным
членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.
В настоящее время достаточно актуален вопрос о соблюдении и защите прав ребенка, о построении в обществе правовых отношений. Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях.
В масштабах страны всё это приводит к росту преступности несовершеннолетних, детскому алкоголизму и наркомании, социальному сиротству и педагогической запущенности, безнадзорности, беспризорности и другим негативным явлениям, которые препятствуют успешной социализации.
Предмет исследования: права подростков в современном обществе
Методы исследования: анализ литературы и нормативно- правовых документов, обобщение и систематизация материала по данной теме.
Право и правовой статус подростка
По «Толковому словарю современного русского языка» Дмитрия Николаевича Ушакова: «Право — это совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством». Соблюдение этих норм обеспечивается принудительной силой государства.Юридическое право дифференцировано по отраслям: семейное, гражданское, уголовное и другие.
Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Правовой статус ребенка — его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.
Что молодые люди знают о своих правах, ответственности перед законом? Известный французский писатель Оноре де Бальзак отметил: «Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать — закон». Замечание это актуально и по сей день, особенно по отношению к молодежи. Далеко не каждый ребенок может сказать, как он в случае необходимости защитит себя от чьих-либо неправомерных действий.
Впервые подросток рассматривается не как объект правовой деятельности, за которого все решают взрослые, но и как субъект, имеющий собственные интересы и взгляды.
Многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта правопослушного поведения, правовой компетентности.
Рассмотрим несколько определений «прав человека»:
С.
«Право – внешняя свобода, представленная и ограниченная нормой».
Данные определения отражают главную суть: права человека – инструмент, который позволяет противостоять давлению, насилию и это механизм, который не позволяет государству «проглотить» каждого отдельного человека.
Мы можем сказать, что права человека – это способ разрешения неизбежно возникающих в обществе конфликтов, это те правила отношений, которые обязательны и для государства и для отдельной личности.
Документы, отражающие права подростка
Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию.Основными международными документами по защите прав ребенка являются:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Декларация прав ребёнка;
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
- Права и обязанности ребенка отражены в следующих нормативных документах федерального уровня:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс;
- Семейный кодекс РФ
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Закон РФ «Об образовании».
В течение 10 лет (с 1979г. по 1989г.) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.
Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.
Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. Если будут соблюдаться все потребности и права ребенка, то мы получим счастливого, здорового, умного, образованного, талантливого гражданина.
В соответствии с этими принципами:
- Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
- Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
- Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
- Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
- Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
- Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
- Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
- Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
- Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
- Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
- Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
- Ребенок имеет право на защиту от всех форм эксплуатации и совращения.
- Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
- Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
- Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.
- Общество меняется и развивается, будет меняться и развиваться, а, следовательно, меняются и представления людей о своих правах.
Конвенция о правах ребёнка утвердила ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как «придаток» своих родителей, опекунов или попечителей.
Права ребенка в сфере образования
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, в том числе ребёнка в Российской Федерации.Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования: на уважение своего человеческого достоинства; на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования; выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения; на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений; на перевод в другое образовательное учреждение; на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.
Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения.
Также следует отметить, что в образовании и образовательном процессе важны не только гарантии на самообразование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.
Исследование уровня правовых знаний обучающихся 7 -8 классов
Цель опроса — выявить степень осведомленности обучающихся об их правах и обязанностях, провести сравнительный анализ уровня правовой грамотности среди
обучающихся 7 и 8 классов ; проверить знание ребятами документов , отражающих их права и обязанности,; исполнение ребятами своих обязанностей, соблюдение прав ребенка в данном учебном учреждении.
Итоги анкетирования
Для выяснения осведомленности моих сверстников о своих правах и обязанностях , нами была проведен анкета. в которых приняли обучающиеся 7-8 классов.(см. приложение)
С целью определения потребностей детей и родителей в правовом просвещении проведено анкетирование «Твои права и обязанности».
75% детей знают свои основные права и обязанности, оставшиеся 25% детей, знают свои права и обязанности недостаточно. 90% процентов считают , что исполнение своих обязанностей и требование соблюдения своих прав одинаково важно. На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» — все респонденты ответили «да».
84%ребят ответили положительно на вопрос об уважении их прав как ребенка дома , в семье. 76% в анкете заявили, что узнают о своих правах и обязанностях от родителей и учителей. Только 50 % респондентов смогли назвать документ, защищающий права ребенка. На вопрос о соблюдении прав ребенка в школе 76% ребят ответили положительно, 24 % испытывали затруднение при ответе на данный вопрос
По результатам анкетирования родителей мы выяснили, что взрослые считают, что правовые знания нужны детям.
Во время работы над проектом с обучающимися были проведены познавательная игра «Правовой лабиринт» и час правовых знаний «Знать, чтобы не оступиться». Был проведен интернет-урок «Имею право знать».
Заключение
Участники получили необходимые знания, умения, навыки в области прав и свобод человека, познакомились с правозащитными организациями (адресами и направлениями их деятельности в области защиты прав и свобод человека). Данный проект дал возможность подросткам получить базовые знания в области правовой самозащиты.
Реализация проекта «Права подростка в современном обществе» позволила: расширить у подростков область правовых знаний и навыков и умение применять их в различных жизненных ситуациях; приобрести практический опыт применения своих прав; помочь в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка.
Познакомившись со своими правами и некоторыми обязанностями, мы предлагаем выработать свой Кодекс класса, выбрав только те предложения, которые приемлемы для вашего класса:
- Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
- Быть лично ответственным за свои слова и поступки.
- В классе должна существовать дружба между мальчиками и девочками.
- В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.
- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.
- Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других.
- Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее.
- Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки.
- Следить за порядком и чистотой не только на своей парте, а в классе и школе.
- Работа над проектом протекала интересно и увлекательно.
- Тема эта достаточно актуальна и не нова, однако, я надеюсь, что своим проектом я помогу тем, кто только начинает углубляться в эту тему. Эта работа призвана помочь подросткам в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка
Список используемых источников
- Абрамов В.И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность, «обеспечение» прав ребенка» Государство и право. 2006. №6.
- Абрамов В.И. Правовой статус ребенка Современное право. 2005. №9.
- Всеобщая декларация прав человека
- Декларация прав ребенка
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция РФ
- Лебедев О.Е., О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации. 2011
- Мастыкина И. Проблемы защиты прав детей в Poccии 2004 г
- Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 2
- Д.Н. Ушаков Словарь современного русского языка 2013
- Федеральный закон «Об образовании»
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Тема 6.10. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних – SOOCIETY
ОГЭ 2018 по обществознанию — Право
Ребёнок — каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Содержание
- Основные принципы Декларации прав ребенка1
- Перечень прав, закреплённых в Конвенции о правах ребенка1
- Образец задания
Основные принципы Декларации прав ребенка
11 Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций в 1959 г.
- Равенство прав всех детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
- Ребёнок нуждается в любви и понимании; он должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.
- Малолетний ребёнок (т. е. в возрасте до 14 лет) не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаемым со своей матерью.
Перечень прав, закреплённых в Конвенции о правах ребенка
11 Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций 20 ноября 1989 г.
- право на жизнь;
- право на имя и на приобретение гражданства;
- право на сохранение своей индивидуальности;
- право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, если ребёнок разлучается с ними;
- право свободно выражать собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребёнка;
- право на свободу мысли, совести, религии;
- право на свободу ассоциаций (объединений) и мирных собраний, не нарушающих общественный порядок;
- право на защиту закона от произвольного или незаконного вмешательства или посягательства в личную жизнь ребёнка;
- право на уровень жизни, необходимый для развития ребёнка;
- право на отдых и досуг;
- право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, если ребёнок лишён своего семейного окружения;
- право на образование;
- право на защиту от экономической эксплуатации (присвоения плодов чужого труда).
Образец задания
(Б) Мать четырёхлетнего Антона умерла, когда ему не исполнилось и одного года. Мальчик проживал у отца, а в его воспитании принимали активное участие дедушка и бабушка со стороны матери. Они заботились о мальчике до достижения им трёх лет, пока отец ребёнка не женился. С этого времени он отказался от услуг бывших тёщи и тестя, запретил им встречаться с внуком, обосновывая своё решение тем, что Антон должен
быстрее привыкнуть к «новой маме». Какое право ребёнка было нарушено в этой ситуации?
1) на выражение собственного мнения
2) на сохранение своей индивидуальности
3) на общение с родственниками
4) жить и воспитываться в семье
Ответ: 3
Тема 6.11. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина →
← Тема 6.9. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности граждан
Определение «ребенка» в соответствии с уголовным законодательством штата Мэриленд
Темы на этой странице
- Кто такой ребенок?
- Отношение к ребенку как к взрослому
- Право ребенка на адвоката в суде по делам несовершеннолетних
Кто такой ребенок?
В соответствии с законодательством Мэриленда «ребенок» определяется как любое лицо в возрасте до 18 лет. Ребенку в возрасте до 13 лет не может быть предъявлено обвинение в совершении преступления.
Ознакомьтесь с законом: Кодекс штата Мэриленд, суды и судебные разбирательства § 3–8A–01, 3-8A-03
Обращение с ребенком как со взрослым
Система судов по делам несовершеннолетних имеет исключительную юрисдикцию в отношении ребенка, совершившего преступление. Это означает, что дело ребенка рассматривается в системе судов по делам несовершеннолетних
. Однако суд по делам несовершеннолетних отказывается от своей исключительной юрисдикции в определенных обстоятельствах. Это означает, что в некоторых случаях суды штатов рассматривают ребенка как взрослого на основании совершенного преступления.
Кроме того, в соответствии с законодательством Мэриленда существуют особые случаи, когда обвинения против ребенка приводят к тому, что ребенок классифицируется как взрослый и предстает перед уголовным судом. Эти конкретные случаи:
- Ребенок в возрасте не моложе 14 лет совершил преступление, которое, если оно совершено взрослым, наказывается пожизненным заключением.
- Ребенку в возрасте от 16 лет предъявляются обвинения в определенных нарушениях правил дорожного движения и законов, связанных с эксплуатацией лодок (за исключением случаев, когда предусмотрено наказание в виде лишения свободы).
- Ребенку не моложе 16 лет предъявлено обвинение в любом из следующих преступлений:
- похищение,
- похищение,
- убийство второй степени или покушение на убийство второй степени,
- непредумышленное убийство (кроме непредумышленного убийства),
- изнасилование второй степени или попытка изнасилования второй степени,
- разбой или попытка ограбления,
- сексуальное преступление второй или третьей степени или попытка сексуального преступления второй степени,
- нарушений правил контроля над оружием,
- нарушений правил обращения с оружием, связанных с незаконным оборотом наркотиков,
- заговор, или
- использование регулируемого огнестрельного оружия при совершении тяжкого преступления, угона автомобиля или вооруженного угона автомобиля, нападения первой степени, нарушения правил, связанных с применением огнестрельного оружия или пулемета.
- Ребенок, который ранее был судим и осужден как взрослый за тяжкое преступление и обвиняется в другом тяжком преступлении.
- Определенные мирные процедуры.
Если ребенок классифицируется как взрослый по любой из вышеуказанных причин, суд по делам несовершеннолетних прекращает рассмотрение дела. Вместо этого ребенка будут судить как взрослого в уголовном суде. Тем не менее, ребенок / адвокат ребенка может по-прежнему ходатайствовать перед соответствующим судом о передаче дела в суд по делам несовершеннолетних.
Ознакомьтесь с законом: Кодекс штата Мэриленд, суды и судебные разбирательства, § 3-8A-03; Суды и судебное разбирательство § 3-8A-06; Уголовно-процессуальный кодекс § 4-202
Право ребенка на адвоката в суде по делам несовершеннолетних
Дети, которым предъявлено обвинение в совершении правонарушения, имеют право на помощь адвоката в суде по делам несовершеннолетних.
- Ребенок имеет право на помощь адвоката на каждой стадии судебного разбирательства по делам несовершеннолетних.
- Исключения — Ребенок не имеет права на адвоката в судебном разбирательстве по делу о примирении.
Родители, опекуны или попечители ребенка никогда не могут «отказаться» (отказаться) от права ребенка на адвоката. Однако ребенок может отказаться от права на помощь адвоката, если:
- в суд подано ходатайство;
- ребенок находится в присутствии и проконсультировался с адвокатом; и
- суд определяет, что отказ является осознанным и добровольным.
Чтобы быть осведомленным и добровольным, судья рассмотрит, полностью ли ребенок понимает:
- характер предполагаемых утверждений;
- диапазон возможных исходов;
- насколько полезен будет адвокат при определении любых применимых средств защиты или смягчающих обстоятельств;
- , что право на адвоката включает в себя быстрое назначение и отсутствие платы, если ребенок не может позволить себе адвоката;
- , что даже если ребенок не оспаривает обвинения или судебное разбирательство, адвокат может помочь разработать и представить материалы, которые могут повлиять на результат; и
- , что права ребенка на слушании включают право вызывать свидетелей от имени ребенка, право на очную ставку и перекрестный допрос свидетелей, право на привлечение свидетелей в принудительном порядке и право требовать доказательства любых обвинений.
Прочтите закон: Кодекс штата Мэриленд, суды и судебные разбирательства. § 3-8A-20
Источник
Редактирование Регины Стрейт, эсквайра, PLL Staff, и Эмили С. Фридман
Последнее обновление: ср, 12.04.2023 — 11:12
Это юридическая консультация?
Этот сайт предлагает юридическую информацию, а не юридические консультации. Мы прилагаем все усилия, чтобы обеспечить точность информации и четко объяснить ваши варианты. Однако мы не предоставляем юридические консультации — применение закона к вашим индивидуальным обстоятельствам. Для получения юридической консультации вам следует обратиться к юристу. Спонсором этого сайта является Государственная юридическая библиотека штата Мэриленд Тергуд Маршалл, связанное с судами учреждение судебной системы Мэриленда. При отсутствии указания авторства или авторского права на конкретный файл Государственная юридическая библиотека Мэриленда Тергуда Маршалла может владеть авторскими правами на части этого веб-сайта. Вы можете свободно копировать информацию для собственного использования или для других некоммерческих целей, используя следующую формулировку: «Источник: Народная юридическая библиотека Мэриленда — www. peoples-law.org. © Государственная юридическая библиотека Мэриленда Тергуда Маршалла, 2023 г.».
Принцип 5 | Глобальный договор ООН
Устойчивое развитие начинается с принципиального подхода к ведению бизнеса.
Деловые круги должны выступать за эффективное искоренение детского труда.
Что это значит?
Термин «детский труд» не следует путать с «занятостью молодежи» или «работой студентов». Детский труд — это форма эксплуатации, которая является нарушением прав человека, и она признана и определена международными документами. Заявленной политикой международного сообщества и почти всех правительств является упразднение детского труда. Хотя термин «ребенок» охватывает всех девочек и мальчиков в возрасте до 18 лет, не все лица моложе 18 лет должны быть отстранены от работы: основные правила в соответствии с международными стандартами различают, что представляет собой приемлемую или неприемлемую работу для детей в разном возрасте и на разных стадиях их развития. разработка.
Конвенции МОТ (Конвенция о минимальном возрасте № 138 и Конвенция о наихудших формах детского труда № 182) обеспечивают основу для национального законодательства, устанавливающего минимальный возраст для приема на работу или работу, который должен быть не ниже возраста завершения обязательное школьное образование, и в любом случае не менее 15 лет. Для переходных периодов допускается более низкий возраст – в странах, где экономика и образование менее развиты, минимальный возраст для постоянной работы обычно составляет 14 лет, а для «легкой работы» – 12 лет. Минимальный возраст для опасных работ выше и составляет 18 лет для всех стран.
Минимальный возраст для приема на работу
Тип работы | Развитые страны | Развивающиеся страны |
Легкая работа | 13 лет | 12 лет |
Обычная работа | 15 лет | 14 лет |
Опасные работы | 18 лет | 18 лет |
Конвенция МОТ № 182 требует, чтобы правительства уделяли приоритетное внимание искоренению наихудших форм детского труда, которым занимаются все дети в возрасте до 18 лет.
Они определяются как:
- Все формы рабства, включая торговлю детьми, долговую кабалу, принудительный и обязательный труд и использование детей в вооруженных конфликтах; использование, вербовку или предложение ребенка для проституции, для производства порнографии или в порнографических целях;
- Использование, вербовка или предложение ребенка для незаконной деятельности, в частности для производства и оборота наркотиков; и
- Работа, которая может причинить вред здоровью, безопасности или нравственности ребенка вследствие ее характера или обстоятельств, при которых она выполняется.
Конвенция 182 явно дополняет Конвенцию 138 и не должна использоваться для оправдания других форм детского труда.
Почему компании должны заботиться?
Использование детского труда, скорее всего, нанесет ущерб репутации компании. Это особенно верно в случае транснациональных компаний, которые имеют обширные цепочки поставок и услуг, где экономическая эксплуатация детей, даже деловым партнером, может нанести ущерб имиджу бренда и иметь серьезные последствия для прибыли и стоимости акций.
Детский труд наносит ущерб физическому, социальному, умственному, психологическому и духовному развитию ребенка, поскольку он выполняется в слишком раннем возрасте. Детский труд лишает детей детства и достоинства. Они лишены образования и могут быть разлучены со своими семьями. Дети, не завершившие начальное образование, скорее всего, останутся неграмотными и никогда не приобретут навыков, необходимых для получения работы и участия в развитии современной экономики. Следовательно, детский труд приводит к появлению низкоквалифицированных, неквалифицированных работников и ставит под угрозу дальнейшее повышение квалификации рабочей силы.
Дети имеют те же права человека, что и взрослые. Но в силу своего возраста и того факта, что они все еще растут, набираются знаний и опыта, у них как у детей есть определенные права. Эти права включают защиту от экономической эксплуатации и работы, которые могут быть опасны для их здоровья, безопасности или нравственности и которые могут препятствовать их развитию или препятствовать их доступу к образованию. Сложность проблемы детского труда означает, что компании должны подходить к этому вопросу деликатно и не должны предпринимать действий, которые могут заставить работающих детей заниматься более эксплуататорскими формами труда. Тем не менее, как гласит Принцип 5, целью всех компаний должно быть упразднение детского труда в сфере их влияния.
2021 — Международный год искоренения детского труда
Обязательство действий Глобального договора ООН 2021 по искоренению детского труда отражает наше обязательство работать с нашими участниками и активно взаимодействовать со всеми соответствующими заинтересованными сторонами, чтобы активизировать усилия, чтобы помочь положить конец этому бедствию. детского труда и принудительного труда.
Центральным элементом этого является наш призыв к компаниям усилить свою должную осмотрительность в отношении прав человека и выявлять, предотвращать, смягчать и учитывать все неблагоприятные воздействия на права человека в их деятельности и цепочках создания стоимости, что поможет решить проблему детского и принудительного труда. Для реального воздействия потребуется комплексный подход и сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами. Ваша компания может изменить ситуацию, приняв меры, чтобы навсегда положить конец детскому труду. Узнайте больше и отправьте свое обещание действий на 2021 год уже сегодня.Что еще могут сделать компании?
Повышение осведомленности и понимания причин и последствий детского труда — это первый шаг, который компания может предпринять в борьбе с детским трудом. Это означает выявление проблем и определение того, является ли детский труд проблемой в бизнесе. Компании, занимающиеся поиском поставщиков в определенных отраслях промышленности с географически удаленными цепочками поставок, должны быть особенно бдительными. Однако детский труд также менее заметен в развитых, промышленно развитых странах, где он имеет место в течение 9 лет.0137 например, в некоторых общинах иммигрантов.
Обнаружение использования детского труда может быть затруднено, например, в случае отсутствия документов или записей, и компании могут рассмотреть возможность использования местных неправительственных организаций, организаций по развитию или агентств ООН для оказания помощи в этом процессе.
В случае выявления случаев использования детского труда детей необходимо отстранить от работы и предоставить жизнеспособные альтернативы. Эти меры часто включают зачисление детей в школы и предложение источников дохода для родителей или членов семьи старше трудоспособного возраста. Компании должны знать, что без поддержки дети могут оказаться в худших обстоятельствах, таких как проституция, и что в некоторых случаях, когда дети являются единственными источниками дохода, их немедленное отстранение от работы может усугубить, а не облегчить трудности.
Вот что могут сделать компании:
На рабочем месте
- Знать страны, регионы, отрасли, виды экономической деятельности, где существует большая вероятность использования детского труда, и реагировать соответствующим образом с помощью политик и процедур
- Соблюдать положения о минимальном возрасте национального трудового законодательства и нормативных актов, а там, где национального законодательства недостаточно, учитывать международные стандарты.
- Использование адекватных и поддающихся проверке механизмов проверки возраста в процедурах найма
- Избегать сплошной политики против приема на работу детей младше 18 лет, поскольку это лишает лиц, достигших установленного законом возраста для приема на работу, возможности получения достойной работы
- В случае обнаружения на рабочем месте детей, не достигших установленного законом трудоспособного возраста, принять меры для их отстранения от работы
- Помощь в поиске жизнеспособных альтернатив и доступ к адекватным услугам для детей и их семей
- Оказание влияния на субподрядчиков, поставщиков и других аффилированных лиц в целях борьбы с детским трудом
- Разработать и внедрить механизмы выявления детского труда
- В тех случаях, когда заработная плата не определяется коллективно или в соответствии с положениями о минимальной заработной плате, принять меры для обеспечения того, чтобы заработная плата, выплачиваемая взрослым, учитывала потребности как взрослых, так и их семей
В обществе деятельности
- Работа в партнерстве с другими компаниями, отраслевыми ассоциациями и организациями работодателей для разработки общеотраслевого подхода к решению проблемы и наведения мостов с профсоюзами, правоохранительными органами, инспекциями труда и другими
- Создайте или примите участие в рабочей группе или комитете по детскому труду в вашей представительной организации работодателей на местном, государственном или национальном уровне.
- Поддержка и помощь в разработке образовательных/профессиональных программ обучения и консультирования для работающих детей, а также обучение навыкам родителей работающих детей вылечить детей от профессиональных заболеваний и недоедания
Справочная служба МОТ для бизнеса по международным трудовым нормам
Веб-сайт
Руководство по корпоративной устойчивости
Отчет
Трудовые принципы Глобального договора ООН – руководство для бизнеса
Отчет
- Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки
Глобальный договор Организации Объединенных Наций скорбит о кончине г-на Фасихула Карима Сиддики, исполнительного директора пакистанской сети Глобального договора
- Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки
Коалиция финансовых директоров по ЦУР проведет Инвестиционный форум ЦУР в Осло
- Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки
Охрана природы и биоразнообразия: 3 важных шага для бизнеса
- Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки
Глобальный договор ООН выпускает бизнес-руководство по справедливому переходу и возобновляемым источникам энергии
- Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки
Малый бизнес, большое влияние: 4 причины, по которым МСП должны отдавать приоритет устойчивому развитию
- Манила, Филиппины
Азиатские морские хабы принимают меры для решения проблемы декарбонизации
- Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки
6 курсов для конструктивных действий по защите прав работников
- Момбаса, Кения
Руководителей африканских стран призвали использовать импульс экологических навыков моряков
- Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки
Инвестиции в будущее: 4 действия по созданию устойчивой экономики океана
- Бонн, Германия
Взгляд рабочих и профсоюзов на налог на товары и услуги и рабочую программу справедливого перехода
-
Часы работы: сообщение о прогрессе
-
Международный день малого и среднего бизнеса — живые региональные биржи
-
Рабочие часы: сообщение о прогрессе
-
Снижение коррупционных рисков для вашего бизнеса
-
Рабочие часы: сообщение о прогрессе