Права человека с 14 лет: Права и обязанности подростка с 14 до 17 лет. Детское право

Права и обязанности несовершеннолетних подростков от 14 до 18 лет в России в 2021 году

Несовершеннолетние дети приобретают некоторые права от рождения, например, право на жизнь, на ФИО, на воспитание в семье, на овладение навыками и тп.
По мере взросления, человек способен выстраивать причинно-следственные связи, соответственно, самостоятельно нести ответственность за свои поступки и совершать более сложные действия (различные сделки, распоряжаться денежным средствами, работать по трудовому договору и тд.)

Именно по этой причине законом установлены возрастные ограничения на различного рода права, дарованные человеку.

Также законодательные органы осознают, что нельзя возложить на малыша обязанности, которые он не способен осуществить в силу своего малолетнего возраста.

Перечень прав

Подростковым возрастом считается период с 14 до 18 лет. Достигнув четырнадцати, гражданин получает большой объем прав. Однако полноценная их реализация все еще ограничена законными представителями. Рассмотрим основные права подростков:

  • личные;
  • имущественные;
  • жилищные;
  • на образование;
  • на труд;
  • на защиту прав.

Данный перечень представляет собой основные права, которыми наделяются подростки по достижению определенного возраста. С 14 лет несовершеннолетним ежегодно добавляются новые возможности.

Личные

Семейный кодекс закрепляет за ребенком право на имя. Однако изначально – это просто возможность обладать личными данными. Только по достижению десятилетнего возраста необходимо согласие на изменение имени малолетнего. А с 14 лет несовершеннолетний может изменить свои данные самостоятельно, с учетом мнения законного представителя.

Право воспитываться в семье также принадлежит гражданам с рождения. Достигнув 10 лет, они могут решать, с кем из родителей проживать, если они живут раздельно. Подросток, оставшийся без попечения, должен дать согласие на его семейное устройство. Кандидат в опекуны сначала устанавливает контакт и выстраивает с ним доверительные отношения.

Мнение несовершеннолетнего будет выясняться и в других вопросах, имеющих к нему непосредственное отношение. В частности, к ним относятся лишение родителей прав и их восстановление.

Имущественные

С момента рождения ребенок имеет право на обладание любыми вещами, не запрещенными законом. Четырнадцатилетие ознаменовывает новый этап в имущественных правах несовершеннолетнего. Теперь он может распоряжаться собственностью с согласия законного представителя.

Важно! При уменьшении имущества подростка, кроме решения родителей необходимо разрешение органа опеки.

Закон закрепляет права ребенка в 14 лет в России, которые дети могут реализовывать самостоятельно. Они добавляются к сделкам, разрешенным малолетним. Среди них:

  • расходование своей зарплаты и стипендии;
  • распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах, открытых подростком;
  • возможность иметь авторские права и получать от них доходы.

Несовершеннолетний может приобретать продукты питания, одежду, товары для творчества и другие вещи для личного пользования. Кроме того, подросток получает возможность дарить собственность с согласия опекуна.

Жилищные

Подросток имеет право на проживание в квартире, которая принадлежит его родителям на праве собственности, по договору аренды или безвозмездного предоставления. Когда ребенку исполняется четырнадцать лет, он может жить отдельно от мамы и папы, например, у бабушки или других родственников.

Важно! Несовершеннолетний, воспитывающийся в замещающей семье (опекунский, приемной) может проживать отдельной от законного представителя с 16 лет на основании соответствующего приказа органа опеки.

Подросток может не только владеть жилплощадью, но и участвовать в процессе распоряжения имуществом. Например, в продаже (с согласия опекуна) или сдавать внаем от своего имени.

Если сделка ухудшает жилищные права несовершеннолетнего, необходимо разрешение муниципального органа опеки на ее совершение. Для его получения нужно личное заявление подростка.

На образование

Законодательство Российской Федерации наделяет подростка правом получения бесплатного образования. Школьник может сам участвовать в выборе вида обучения и языка, на котором оно проводится. При этом мнение родителей в этом вопросе не должно иметь решающего значения.

Хотя получение образования – это право несовершеннолетнего, на законного представителя возлагается обязанность по обеспечению пространства для обучения. В противном случае к ним принимаются меры наказания, предусмотренные законодательством РФ.

На труд

Несовершеннолетние могут осуществлять трудовую деятельность. При этом нагрузка и длительность рабочего дня должны соответствовать возрасту подростка. Рассмотрим подробнее:

  • 14 лет – заключение трудового договора для осуществления легкой деятельности, не вредной для здоровья, с согласия законного представителя и муниципального отдела опеки.
  • 15 лет – заключение трудового договора ребенком, получившим основное общее образование (9 классов) для осуществления легкой деятельности, не вредной для здоровья, по своему усмотрению.
  • 16 лет – заключение трудового договора подростком, являющимся гражданином РФ, без учета мнения родителей.

Если несовершеннолетний получает образование, он может привлекаться к труду только внеурочное время и без ущерба для учебы. Запрещается использовать подростков для осуществления вредной и тяжелой деятельности.

Права и обязанности ребенка. Первый рубеж дееспособности – что можно?

https://racurs.ua/b40-prava-i-obyazannosti-rebenka-pervyy-rubej-deesposobnosti-chto-mojno.html

Ракурс

Что можно ребенку с наступлением 14 лет? Ответ на этот вопрос дает нам Гражданский кодекс Украины.

Прежде всего, важно определить тот момент, когда появляются новые права и обязанности, и здесь, наверное, каждому ребенку надо знать, что он считается достигшим определенного возраста с нуля часов дня, следующего за днем рождения. В день рождения он еще не может пользоваться правами, которые у него возникнут ночью.

Какие же это права?

Первая серьезная рубежная дата – 14 лет. Именно с этого возраста частичная гражданская дееспособность, которая была у ребенка до этого, превращается в неполную дееспособность. На первый взгляд, меняется слово, а на самом деле – очень многое.

Когда ребенку исполняется 14 лет, у него появляется немало новых прав.

Во-первых, он может совершать любые сделки с согласия родителей. И здесь возникает новая проблема – каким образом подтвердить согласие? Проще всего, когда совершаются сделки с недвижимостью или транспортными средствами–  в таких случаях требуется нотариальное заверенное согласие. Но я думаю, что не уж так часто дети 14-18 лет совершают такие сделки.

А вот в остальных ситуациях сложнее. Можно предполагать наличие согласия родителей, но тут уж как повезет… Если в течение месяца после заключения сделки родители, опекуны не заявили о несогласии – все замечательно, считается, что сделка одобрена. А вот если родители впоследствии заявят, что их согласия не было, то суд по их заявлению, может признать сделку недействительной – иначе говоря,по закону такая сделка является оспоримой.

Если сделка малолетнего ребенка ничтожна, то сделка несовершеннолетнего (14-18 лет) оспорима.

Во-вторых, с 14 лет ребенок имеет право самостоятельно, без согласия родителей, распоряжаться своим доходом – заработком, стипендией, пенсией. Вот еще что интересно: имея право распоряжаться доходом, ребенок может сам купить себе фотоаппарат или компьютер, подарить деньги другу. Но распорядиться может только своим доходом и в этом, на мой взгляд, нелогичность нашего законодательства. Потому что распорядится имуществом, приобретенным на свои деньги, до 18 лет он имеет право только с согласия родителей, если это не мелкая бытовая сделка.

Если ребенок  купил на свои деньги торт и принес его  приятелю на день рождения, они могут его съесть. В том случае, если он купил приятелю какой-то сувенир,  футбольный мяч, условно говоря, конечно,не какой-то дорогой за пять тысяч, то он может его подарить. Это мелкая бытовая сделка. Но если он решит подарить приятелю ноутбук, купленный за свои деньги, то родители имеют полное право предъявить претензии и потребовать возврата. А вот сумму в конверте ребенок может подарить без таких последствий.

Еще одна интересная деталь: то же самое касается и имущества ребенка, которое будет лично его. Ведь у ребенка даже до 14 лет может быть имущество, полученное в подарок, имущество, полученное по наследству, при этом это может быть и ценное имущество. Что до 14 лет, что с 14 до 18 ребенок не может сам распоряжаться своим имуществом – до 14 это делают родитель от его имени, с 14 – ребенок, но с согласия родителей.

В-третьих, после 14 лет ребенок имеет право распоряжаться деньгами и на своем банковском счету, имеет право банковский счет оформить. Деньгами, которые он сам внес, он с этого счета может распоряжаться самостоятельно, деньгами которые получены из других источников, если это не его личные доходы– с согласия родителей. То есть если сам положил на счет – может брать и тратить, а если родители бросили на счет – с их согласия.

Еще одна важная деталь. Если несовершеннолетний злоупотребляет своими правами, то по заявлению родителей, попечителей, органа опеки суд может ограничить право несовершеннолетнего распоряжаться своими доходами.  

С 14 лет расширяются трудовые права ребенка. Он имеет право с согласия родителей, в свободное от учебы время пойти работать. И хотя воспользоваться этим правом удается не часто, знать об этом стоит. При этом несовершеннолетний будет иметь на работе немало льгот, но об этом стоит поговорить отдельно.

Часто задаваемые вопросы о Конвенции о правах ребенка

Что такое Конвенция о правах ребенка?

Конвенция о правах ребенка является международным договором, в котором признаются права человека детей, определяемых как лица в возрасте до 18 лет. Конвенция устанавливает в международном праве, что государства-участники должны обеспечить, чтобы все дети — без дискриминации в любой форме — пользовались особыми мерами защиты и помощи; иметь доступ к таким услугам, как образование и здравоохранение; могут развивать свою личность, способности и таланты в полной мере; расти в окружении счастья, любви и понимания; и получают информацию и участвуют в реализации своих прав доступным и активным образом.


Как было решено, что должно быть включено в Конвенцию о правах ребенка?

Стандарты Конвенции о правах ребенка обсуждались правительствами, неправительственными организациями, правозащитниками, юристами, специалистами в области здравоохранения, социальными работниками, педагогами, экспертами по развитию детей и религиозными лидерами со всего мира, более 10-летний период. Результатом является консенсусный документ, учитывающий важность традиций и культурных ценностей для защиты и гармоничного развития ребенка. Он отражает основные правовые системы мира и признает особые потребности развивающихся стран.


Как Конвенция о правах ребенка защищает права детей?

Конвенция определяет «ребенка» как лицо моложе 18 лет, если соответствующие законы не признают более ранний возраст совершеннолетия. По некоторым вопросам государства обязаны устанавливать минимальный возраст, например возраст для приема на работу и завершения обязательного образования; но в других случаях Конвенция недвусмысленно запрещает пожизненное заключение без возможности освобождения или смертной казни для лиц моложе 18 лет.


Как Конвенция о правах ребенка определяет ребенка?

Конвенция определяет «ребенка» как лицо моложе 18 лет, если соответствующие законы не признают более ранний возраст совершеннолетия. По некоторым вопросам государства обязаны устанавливать минимальный возраст, например возраст для приема на работу и завершения обязательного образования; но в других случаях Конвенция недвусмысленно запрещает пожизненное заключение без возможности освобождения или смертной казни для лиц моложе 18 лет.


Каковы руководящие принципы Конвенции?

Руководящими принципами Конвенции являются: недискриминация; наилучшие интересы ребенка как первоочередное соображение во всех действиях, касающихся детей; неотъемлемое право ребенка на жизнь и обязательство государств-участников обеспечивать в максимально возможной степени выживание и развитие ребенка; и право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, с должным учетом этих взглядов.


Каково видение ребенка в Конвенции о правах ребенка?

Конвенция представляет собой универсальный набор стандартов, которым должны следовать все страны. Он отражает новое видение ребенка. Дети не являются ни собственностью своих родителей, ни беспомощными объектами благотворительности. Они люди и являются субъектами своих прав. Конвенция предлагает видение ребенка как личности и члена семьи и общества, с правами и обязанностями, соответствующими его или ее возрасту и стадии развития. Таким образом, признание прав детей твердо ставит во главу угла ребенка в целом.


В чем особенность Конвенции о правах ребенка?

Конвенция:

  • Является наиболее широко ратифицированным договором по правам человека в истории – действует практически во всех странах мира, обеспечивая тем самым общую этическую и правовую основу для реализации прав детей.
  • Впервые было принято официальное обязательство по обеспечению реализации прав ребенка и мониторингу прогресса в отношении положения детей.
  • Указывает на то, что права детей больше нельзя воспринимать как выбор, как вопрос благосклонности или доброты к детям или как выражение благотворительности. Права детей порождают обязанности и ответственность, которые мы все должны чтить и уважать.
  • Был признан негосударственными субъектами.
  • Это справочный номер для многих организаций, работающих с детьми и для детей, включая НПО и организации системы ООН.
  • Подтверждает, что все права одинаково важны и необходимы для полноценного развития ребенка и что каждый ребенок важен.
  • Подтверждает понятие ответственности государства за реализацию прав человека и связанные с ним ценности прозрачности и общественного контроля.
  • Продвигает международную систему солидарности, направленную на реализацию прав детей. Страны-доноры призваны оказывать помощь в тех областях, где были выявлены особые потребности; Страны-получатели призваны также направлять зарубежную помощь в целях развития.
  • Подчеркивает роль общества, сообществ и семей в поощрении и защите прав детей.

Сколько стран ратифицировали Конвенцию о правах ребенка?

Конвенция о правах ребенка является самым быстро ратифицированным договором о правах человека в истории. Конвенцию ратифицировали больше стран, чем любой другой договор по правам человека в истории: по состоянию на октябрь 2015 года государствами-участниками Конвенции стали 196 стран. Конвенцию не ратифицировали только Соединенные Штаты Америки. Подписав Конвенцию, Соединенные Штаты заявили о своем намерении ратифицировать ее, но еще не сделали этого.


Каким образом международное сообщество отслеживает и поддерживает прогресс в осуществлении Конвенции?

Комитет по правам ребенка, избираемый орган независимых экспертов, контролирующий выполнение Конвенции, требует от правительств, ратифицировавших Конвенцию, представлять регулярные отчеты о состоянии прав детей в их странах. Комитет рассматривает эти доклады и дает рекомендации государствам. При необходимости Комитет обращается за международной помощью к другим правительствам и технической помощи от таких организаций, как ЮНИСЕФ.

См. дополнительную информацию об осуществлении и мониторинге Конвенции.


Какие меры Конвенция о правах ребенка и Комитет по правам ребенка призывают правительства предпринять?

Анализируя страновые отчеты, Комитет настоятельно призывает органы власти всех уровней использовать Конвенцию в качестве руководства при разработке и реализации политики, включая: наличие национального плана в отношении детей, мониторинг того, какая часть бюджета расходуется на детей, проведение регулярных оценок воздействия в каждом государственном ведомстве с использованием достоверных данных о жизни детей и наличие независимого омбудсмена по делам детей.

Подробнее об осуществлении и мониторинге Конвенции.


В каких областях Конвенция о правах ребенка оказалась наиболее эффективной?

За 30 лет, прошедших с момента принятия Конвенции, жизнь миллионов детей улучшилась благодаря постепенной реализации прав и выполнению обязательств, закрепленных в Конвенции и трех Факультативных протоколах к ней.

Конвенция вызвала изменения во всех частях мира, в том числе:

  • Включение принципов прав ребенка в законодательство
  • Создание межведомственных и междисциплинарных органов по защите прав ребенка
  • Разработка национальных программ для детей
  • Продвижение уполномоченных по правам детей или уполномоченных по правам детей
  • Реструктуризация бюджетных ассигнований на реализацию прав детей
  • Вмешательства, направленные на выживание и развитие детей
  • Устранение дискриминации и других препятствий на пути реализации прав ребенка, включая социально-экономическое неравенство среди детей
  • Создание возможностей для детей выражать свое мнение и быть услышанными
  • Расширение партнерства для детей
  • Оценка воздействия мер на детей.

Как ЮНИСЕФ использует Конвенцию о правах ребенка?

ЮНИСЕФ — организация ООН, уполномоченная защищать права каждого ребенка во всем мире, особенно самых обездоленных. Как указано в заявлении о нашей миссии, «ЮНИСЕФ уполномочен Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций выступать за защиту прав детей, помогать удовлетворять их основные потребности и расширять их возможности для полного раскрытия своего потенциала. ЮНИСЕФ руководствуется Конвенцией о правах ребенка и стремится установить права детей как непреложные этические принципы и международные стандарты поведения по отношению к детям».

ЮНИСЕФ — единственная организация, специально названная в Конвенции о правах ребенка как источник экспертной помощи и консультаций. Конвенция дает ЮНИСЕФ указания относительно областей, которые необходимо оценить и решить, и является инструментом для измерения прогресса, достигнутого в этих областях. В дополнение к сохранению внимания к выживанию и развитию детей ЮНИСЕФ должен учитывать положение всех детей, анализировать экономическую и социальную среду, развивать партнерские отношения для усиления реагирования (включая участие самих детей), поддерживать мероприятия на основе -дискриминацию и действовать в наилучших интересах ребенка.

Узнайте больше о роли ЮНИСЕФ в продвижении и поддержке Конвенции.

Декларация прав ребенка, Г.А. рез. 1386 (XIV), 14 UN GAOR Supp. (№ 16) на 19, UN Doc. А/4354 (1959).

Декларация прав ребенка, Г.А. рез. 1386 (XIV), 14 UN GAOR Supp. (№ 16) на 19, UN Doc. А/4354 (1959).

Декларация прав ребенка, Г.А. рез. 1386 (XIV), 14 UN GAOR Supp. (№ 16) на 19, UN Doc. А/4354 (1959).


ПРЕАМБУЛА

    Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций в Уставе подтвердили свою веру в основные права человека и в достоинства и ценности человеческой личности, и решили способствовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни в более крупных свобода,

    Принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека, провозгласил, что каждый имеет право на все права и свободы, изложенные в нем, без различия любого вида, например расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иное мнение, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или другой статус,

    Принимая во внимание, что ребенок по причине его физической и умственной незрелости, нуждается в особой защите и заботе, в том числе в соответствующих юридических защиту как до, так и после рождения,

    Принимая во внимание необходимость таких специальных мер безопасности, в Женевской декларации прав ребенка 1924 г. , и признано во Всеобщей декларации прав человека и в уставах специализированных учреждений и международных организаций заботится о благополучии детей,

    Принимая во внимание, что человечество обязано ребенку самым лучшим, что оно может дать,

    Итак,

Генеральная Ассамблея

    Провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка конец, чтобы он мог иметь счастливое детство и наслаждаться для себя на благо и на благо общества права и свободы, изложенные в настоящем изложено и призывает родителей, мужчин и женщин как личности, и на добровольных организациях, местных органах власти и национальных Правительства признать эти права и стремиться к их соблюдению законодательными и другими мерами, постепенно принимаемыми в соответствии с со следующими принципами:

Принцип I

    Ребенок пользуется всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Каждый ребенок без каких-либо исключений имеет право этим правам без различия или дискриминации по причине расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других мнение, национальное или социальное происхождение, имущество, рождение или иное статуса как самого себя, так и своей семьи.

Принцип 2

    Ребенок пользуется особой защитой и возможности и возможности, по закону и другими средствами, чтобы позволить ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и социально здоровым и нормальным образом и в условиях свобода и достоинство. При принятии законов для этой цели первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Принцип 3
Принцип 4

    Ребенок должен пользоваться льготами по социальному обеспечению. Он имеет право расти и развиваться в здоровье; к этому концу, ему и своей матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенок имеет право на достаточное питание, жилище, рекреационные и медицинские услуги.

Принцип 5

    Ребенок с физическими, умственными или социальными недостатками должны быть обеспечены специальное обращение, образование и уход, необходимые по его особому состоянию.

Принцип 6

    Ребенку для полного и гармоничного развития его личность, нуждается в любви и понимании. Он должен, где бы возможно, расти на попечении и под ответственностью его родителей, и, во всяком случае, в атмосфере умиления и морального и материального обеспечения; ребенок нежного возраста должен не может, за исключением исключительных обстоятельств, быть отделена от его мать. Общество и органы государственной власти обязаны проявлять особую заботу о детях, оставшихся без семьи, и тем, кто не имеет адекватных средств поддержки. Оплата государства и иная помощь на содержание малолетних детей семьи желательно.

Принцип 7

    Ребенок имеет право на получение образования, которое бесплатно и обязательно, по крайней мере, на начальных этапах. Он должен получить образование, которое будет способствовать его общей культуре и дать ему возможность на основе равных возможностей развивать свои способностей, его индивидуальных суждений и его чувства морали и социальная ответственность и стать полезным членом общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *