Пленум ВС скорректировал ранее вынесенные «уголовные» постановления
Адвокаты посчитали, что изменения, внесенные в некоторые положения постановлений, не способны повлиять на практику. В то же время один из них отметил важность разъяснения о необходимости освободить от наказания лиц, если совершенное ими деяние, содержащее признаки преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, преследовало цель устранения либо недопущения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и иными средствами она не могла быть устранена.
11 июня Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление о внесении изменений в отдельные постановления Пленума по уголовным делам.
Заключение под стражу, домашний арест и залог
Так, меняется наименование Постановления от 19 декабря 2013 г. № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» (в редакции Постановления от 24 мая 2016 г.
Партнер, адвокат КА г. Москвы «Ошеров, Онисковец и Партнеры» Дмитрий Мыльцын заметил, что Пленум ВС разъяснил вопросы применения запрета определенных действий спустя почти два года с момента появления в УПК РФ новой меры пресечения.
Пункт 3 постановления изложен в новой редакции: исходя из положений ст. 97 УПК, ни одна из мер пресечения, предусмотренных в ст. 98 Кодекса, в том числе заключение под стражу, не может быть избрана подозреваемому или обвиняемому, если в ходе судебного заседания не будут установлены достаточные данные полагать, что данное лицо скроется от дознания, предварительного следствия или суда, либо может продолжить заниматься преступной деятельностью, либо может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства или иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Судам следует иметь в виду, подчеркнул ВС, что наличие таких данных еще не свидетельствует о необходимости применения к лицу самой строгой меры пресечения (стражи). Решая вопрос об избрании меры пресечения и продлении срока ее действия, суд обязан в каждом случае обсудить возможность применения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления любой категории иной, более мягкой, нежели стража, меры – вне зависимости от наличия ходатайства об этом сторон, а также стадии производства по делу.
Между тем адвокат АП Тюменской области Илья Сливко считает, что суть разъяснений не поменялась, как и в п. 7. «Можно сказать, что слова лишь поменяли местами», – отметил он.
По мнению члена Совета АП г. Москвы, директора АБ «СОСЛОВИЕ», к.ю.н. Сергея Соловьёва, изменения не имеют ярко выраженной трансформации по отношению к ранее сформулированным подходам ВС к данному вопросу и являются скорее стилистическими уточнениями ранее выраженных позиций.
Аналогичным образом, отмечает Сергей Соловьёв, «усилены» положения п. 7 постановления относительно «вечно больного» вопроса о нормативном запрете заключения под стражу обвиняемых по так называемым «предпринимательским» уголовно-правовым нормам, который практика «научилась обходить стороной». По мнению адвоката, дополнение постановления положениями, давно закрепленными в ст. 20 УПК, не формирует новелл, позволяющих трансформировать практику в сторону позитивных перемен.
Читайте также
Подписан закон об изменении порядка заключения под стражу
Требуя продления меры пресечения, следствие теперь обязано сообщить, какие следственные действия были проведены по делу ранее, а также привести основания и мотивы для этого
06 Августа 2019 Новости
Согласно п. 7 постановления судам следует обратить внимание на предусмотренные законом особенности применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, перечисленных в ч. 1.1 ст. 108 УПК. В данной норме установлен запрет на применение стражи при отсутствии обстоятельств, указанных в п. 1–4 ч. 1 ст. 108 УПК, в отношении подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступлений по ч. 5–7 ст. 159, ст. 171, 171.1, 171.3–172.3, 173.1–174.1, 176–178, 180, 181, 183, 185–185.4 и 190–199.4 УК без каких-либо других условий, а в отношении подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1–4 ст. 159, ст. 159.1–159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК, – при условии, что эти преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях такой деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с реализацией им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.
В связи с этим суду по каждому поступившему ходатайству следователя, дознавателя о применении данной меры пресечения в отношении подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1–4 ст.159, ст. 159.1–159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК, являющегося ИП или членом органа управления коммерческой организации, следует проверять, приведены ли в постановлении соответствующие ходатайства и содержатся ли в приложенных к постановлению материалах конкретные сведения, подтверждающие вывод о том, что инкриминируемое лицу преступление совершено не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях данной деятельности, либо не в связи с осуществлением им полномочий по управлению данной организацией или осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности. При отсутствии указанных сведений ходатайство удовлетворению не подлежит.
Если лицо подозревается или обвиняется в совершении не только преступления, указанного в ч.
Сергей Соловьёв полагает, что сам факт внесения этих поправок является очевидным свидетельством того, что ранее данные разъяснения высшего судебного органа не привели к кардинальному улучшению правоприменения, что и должно было бы стать причиной более серьезной трансформации подходов Верховного Суда в формировании практики по этим вопросам.
Эксперт указал, что данные статистики по вопросу о мере пресечения в виде стражи (около 87% первичных ходатайств о заключении под стражу и 98% ходатайств о продлении срока стражи удовлетворяются судами) ярко свидетельствуют, что в большинстве случаев суды сохранили нормативно-шаблонный подход в принятии решений по этим вопросам. В качестве примера он назвал многочисленные случаи пренебрежения судами положениями ч. 2 ст.
14 УПК, возлагающей на утверждающую сторону бремя доказывания, а не просто перечисления оснований для избрания меры пресечения, порой доходящих до уровня «обвиняемый скроется, потому что у него есть ноги», которые затем практически в этом же виде указываются в судебном решении.«Все это привело к тому, что рассмотрение вопросов, затрагивающих одно из самых важных конституционных прав человека – право на свободу, – стало в правоприменительной практике осуществляться не через принцип презумпции невиновности, а через принцип достоверности и достаточности материалов предварительного расследования, представленных в суд», – подчеркнул он.
Постановление также дополнено новыми положениями. В частности, согласно п. 42.1 судам при рассмотрении ходатайств об избрании мер пресечения в виде домашнего ареста и заключения под стражу, а также о продлении срока этих мер следует рассмотреть возможность применения залога при наличии оснований. Суд не ограничен в праве вынести данный вопрос на обсуждение сторон и по своей инициативе.
Если суд признал необходимым избрание более строгой меры пресечения, он должен привести мотивы, по которым посчитал применение залога невозможным.
Дмитрий Мыльцын с сожалением указал, что внесенные изменения по вопросам толкования норм, регламентирующих применение меры пресечения в виде запрета определенных действий, так и не затронули проблем, возникающих при зачете указанной меры в срок наказания в виде лишения свободы.
В новом п. 42.2 Пленум ВС обратил внимание судов на то, что указание на иные ограничения применения залога, помимо предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 106 УПК (например, связанные с расчетом суммы залога в зависимости от размера вменяемого подозреваемому или обвиняемому ущерба), недопустимо.
Илья Сливко заметил, что такие меры пресечения, как запрет совершать определенные действия и залог, в судах Уральского региона практически не применяются. «Есть небольшая доля дел, когда суды применяют залог, но, как правило, – только после длительного содержания обвиняемого под стражей. Запрет совершения определенных действий в судах нашего региона вообще не применяется. Неоднократно в процессах адвокаты ходатайствовали о применении данной меры пресечения, однако суды эти ходатайства игнорировали и фактически даже не выносили на обсуждение. Полагаю, такая позиция судов была связана как раз с непониманием порядка избрания и применения такой меры. Разъяснения ВС фактически дали ее применению “зеленый свет”», – пояснил эксперт.
По его мнению, важно, что Верховный Суд призвал суды к точечному и индивидуальному подходу при избрании меры пресечения, при необходимости применяя залог и запрет совершать определенные действия, исходя из особенности личности подсудимого и инкриминируемых ему деяний.
Адвокат МКА «Правовой эксперт» Анастасия Саморукова положительно отнеслась к указанию в п. 54.1 постановления на обязанность апелляции мотивировать свои решения. «Но мотивированность решения и так обязательна в силу закона, а судьи зачастую пренебрегают этой обязанностью, отписываясь фразами “доводы защиты были проверены и не нашли подтверждения”. Немотивированность решения всегда дает возможность говорить о его произвольности (такова и позиция ЕСПЧ)», – отметила она. Подобная «немотивированность» решений, добавила эксперт, порой встречается и у ВС, в связи с чем адвокат выразила надежду, что положения данного пункта будут распространяться и на судей ВС.
Преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
В Постановлении от 15 ноября 2016 г. № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» п. 6 изложен в иной редакции. Так, судам разъясняется, что ч. 1.1 ст. 108 УПК запрещает применение стражи при отсутствии обстоятельств, указанных в п. 1–4 ч. 1 ст. 108 УПК, в отношении подозреваемого (обвиняемого) в совершении отдельных преступлений в сфере бизнеса.
В связи с этим суду по каждому поступившему ходатайству следователя, дознавателя о применении данной меры пресечения в отношении подозреваемого (обвиняемого) по ч. 1–4 ст. 159, ст. 159.1–159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК, являющегося ИП или членом органа управления коммерческой организации, следует проверять, приведены ли в постановлении ходатайства и содержатся ли в приложенных к постановлению материалах конкретные сведения, подтверждающие вывод о том, что инкриминируемое ему преступление совершено не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо не в связи с осуществлением им полномочий по управлению этой организацией или не в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности. При отсутствии указанных сведений ходатайство удовлетворению не подлежит.
Наличие в ходатайстве об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и приложенных к постановлению материалах указания на корыстный мотив подозреваемого или обвиняемого, равно как и на способ распоряжения похищенным имуществом (например, присвоил лично или использовал для предпринимательских целей), не может служить основанием для признания деяния совершенным вне связи с предпринимательством.
Если при решении вопроса о заключении под стражу лица, задержанного в порядке ст. 91 УПК по подозрению в совершении преступления в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, защита ходатайствует об отложении судебного заседания для представления документов, подтверждающих статус подозреваемого, являющегося ИП либо членом органа управления юрлица, такое ходатайство подлежит удовлетворению на основании и в порядке, предусмотренных п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК.
«На практике следствие говорит “предпринимательская деятельность – это деятельность законная, а мы тут преступление расследуем, значит, деятельность ваша была незаконная, ну и о каком предпринимательстве вы нам говорите?”. Суды с этой позицией соглашаются, круг замыкается. Это приводит к тому, что все позитивные изменения, которые законодатель вносит для защиты бизнеса, не работают», – указала Анастасия Саморукова. Она выразила надежду, что после публикации данного постановления Пленума следствию и судам будет сложнее игнорировать требования закона.
Эксперт добавила, что адвокатам, работающим по уголовным делам с экономической составляющей, известно о специфическом отношении следствия, прокуратуры и судей к гражданскому праву вообще и предпринимательству в частности. «Гражданский оборот в России становится все сложнее. Я давно говорю о том, что дела об экономических преступлениях по ходатайству стороны должны рассматриваться тройкой судей, причем как минимум один из них должен иметь опыт работы в арбитражном суде», – подчеркнула она.
Анастасия Саморукова назвала поправки хорошими и нужными. «Но вопрос в том, будут ли исполнять это суды? Например, в деле, которое у нас с коллегами находится в производстве, молодая девушка обвиняется по ст. 174.1 УК (без других составов), ее нельзя держать под стражей. Но это происходит, потому что, якобы, у нее нет постоянного места жительства на территории России. Стороной защиты предоставлены все надлежащие документы в суд, и собственники жилья подтвердили в суде, что девушка там проживает. Чтобы обойти этот факт, суды, несмотря на разъяснения ВС, “делают вид”, что место жительства и регистрация – одно и то же, требуют подтвердить именно регистрацию и оставляют ее под стражей. А зарегистрировать ее нельзя, потому что отчим девушки (инициатор уголовного преследования, которое он возбудил из-за раздела имущества с матерью девушки) снял падчерицу с регистрационного учета в их доме без ее ведома заочным решением суда, и теперь из СИЗО поставить девушку на регистрационный учет по новому месту жительства невозможно – требуется личное присутствие. Верховный Суд, несмотря на свои же разъяснения, не находит в этом нарушения», – рассказала адвокат.
«Желания судов удовлетворять все ходатайства следователей или прокурора, а иногда даже выносить более жесткие решения, чем указаны в таких ходатайствах, достойны сожаления. Я очень надеюсь, что постановление Пленума ВС поможет сломать бесчеловечную практику судов, но уверенности у меня в этом нет», – резюмировала Анастасия Саморукова.
Илья Сливко заметил, что постановление дополнено новым п. 9.1, который разъясняет необходимость тщательного выяснения характера и степени соучастия по делам о преступлениях в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, совершенных в составе группы лиц. Вместе с тем, указал он, по отношению к положениям ст. 35 УК и ст. 73 УПК он не несет ничего нового, так как обязательное выяснение степени соучастия и виновности лица в совершении преступления в составе группы лиц остается прямой обязанностью и следствия, и суда.
Постановление также дополнено новыми положениями: 18.1–18.3. Согласно п. 18.1 от преступного нарушения порядка осуществления экономической деятельности следует отличать причинение вреда охраняемым законом интересам при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния.
В случаях, когда деяние, содержащее признаки преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, совершено в целях устранения либо недопущения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ст. 39 УК).
Например, не влечет уголовной ответственности временное осуществление предпринимательской деятельности без лицензии (лицензия не продлена в установленные сроки), если прекращение деятельности может привести к дезорганизации работы объектов жизнеобеспечения (прекращение водозабора, водоочистки, теплоснабжения жилья и социальных объектов населенного пункта, угроза техногенной аварии и т.д.). Для признания предпринятых лицом действий крайне необходимыми (не преступными) должны быть установлены наличие и действительный характер опасности, а также невозможность ее устранения без причинения ущерба интересам личности, общества или государства и отсутствие явного превышения допустимых пределов, в том числе в виде причинения вреда, равного или большего по сравнению с тем, который мог быть причинен при дальнейшем возрастании опасности.
В соответствии с п. 18.2 положения ст. 41 УК также распространяются на лиц, допустивших обоснованный риск в ходе предпринимательской и иной экономической деятельности для достижения общественно полезной цели, при условии соответствия риска обозначенным в законе критериям. К их числу относятся невозможность достижения общественно полезной цели путем совершения действий (бездействия), не связанных с риском, и принятие лицом, допустившим риск, достаточных мер для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам.
Если лицо в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности для достижения общественно полезной цели совершает действия (допускает бездействие), заведомо сопряженные с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия, то в силу ч. 3 ст. 41 УК допущенный им риск не признается обоснованным.
Согласно п. 18.3 постановления при правовой оценке указанных действий судам необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 14 УК о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
По мнению Ильи Сливко, очень важно, что ВС разъяснил необходимость освобождения от наказания лиц, если деяние, содержащее признаки преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, совершено для устранения либо недопущения опасности, которая не могла быть устранена иными средствами. «Здесь же приводятся примеры об оказании услуг теплоснабжения, водоочистки при отсутствии лицензии. Подобные ситуации возникали в России неоднократно, зачастую из-за волокиты и халатности чиновников, которые не могли обеспечить своевременное оформление и регистрацию котельных, водоочистных сооружений и т.д. В результате предприятие, осуществляющее эксплуатацию данных объектов без лицензии, которую не могло оформить из-за “проволочек” с документаций, попадало в поле зрения правоохранительных органов, а руководитель обвинялся по ст. 171 УК, хотя по факту он просто не имел возможности оставить без тепла и воды сотни людей. Надеюсь, с новыми разъяснениями данные уголовные дела будут прекращены или пересмотрены», – отметил адвокат.
По мнению президента КА г. Санкт-Петербурга «Ленинградский адвокат» Дмитрия Салыкина, в изменениях, внесенных в постановления № 41 и № 48, при всей очевидности и ясности норм, прописанных в УПК, угадывается попытка скорректировать их применение, а также задача государства ослабить давление силовых структур на предпринимательство, которое испытывает не лучшие времена, и не только из-за пандемии. «Верховный Суд настоятельно разъясняет необходимость применения практики послабления в вопросах применения к лицам, обвиняемым в совершении преступлений экономической направленности, меры пресечения, призывает минимизировать их изоляцию от общества. Также ВС призывает внимательнее подходить к вопросам обоснованности подозрений лица, а также достаточности и достоверности представляемых следствием и дознанием материалов с ходатайствами об избрании в отношении предпринимателей меры пресечения в виде заключения под стражу. Очевидна попытка посредством судебного надзора ослабить давление на бизнес и исключить использование уголовно-правовых рычагов в конкурентной борьбе, для незаконного отъема бизнеса, решения корпоративных споров и т.д. В очередной раз ВС напоминает о недопустимости формального подхода к рассмотрению жалоб в порядке ст. 125 УПК, поданных на необоснованные постановления о возбуждении уголовных дел, а также к вопросам, касающимся изъятия имущества и признания вещественными доказательствами», – указал адвокат.
«Действительно, уже никого не удивляет практика блокировки деятельности субъектов предпринимательства путем необоснованного возбуждения уголовного дела и изъятия документов с электронными носителями. Привычным стало и формальное отношение судов к вопросам обоснованности и законности постановлений о возбуждении уголовных дел, к бесполезности жалоб, поданных в порядке ст. 125 УПК на такие постановления. Все это создало благоприятную почву для манипуляций и давления на субъекты экономики со стороны правоохранительных органов для увеличения показателей, а также незаконного обогащения путем шантажа с угрозой уголовного преследования и отъема имущества», – подчеркнул Дмитрий Салыкин.
Адвокат добавил, что ВС фактически напоминает судам о существовании меры пресечения в виде запрета на совершение определенных действий, о применении которой редко услышишь на практике. Вместе с тем, считает он, такая мера пресечения по делам против предпринимателей является порой более эффективной в смысле пресечения продолжения преступной деятельности, чем стража.
Дмитрий Мыльцын заметил, что многие положения вновь являются декларативными, поэтому вопрос о том, как они будут реализованы на практике, остается.
Злоупотребление должностными полномочиями и контрабанда
Постановление от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (в редакции Постановления Пленума от 24 декабря 2019 г. № 59) дополнено новым п. 12.1, в котором разъясняется, кто подлежит ответственности по ст. 200.4 УК за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в результате которых причинен крупный ущерб, и на что следует обратить внимание судам.
Также указано, в чем может выражаться иная личная заинтересованность при совершении деяния. Суд, устанавливая мотив корыстной или иной личной заинтересованности, не должен ограничиваться ссылкой на соответствующий признак, а обязан тщательно выяснить все фактические обстоятельства дела и привести в описательно-мотивировочной части приговора доказательства, послужившие основанием для вывода о наличии в содеянном указанного признака.
Из п. 1 Постановления от 27 апреля 2017 г. № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» исключен абз. 3, в соответствии с которым внимание судов обращается на то, что в соответствии с п. 1 ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г., а также иными международными договорами государств – членов Союза, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза (например, Соглашение о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза от 24 октября 2013 г. ).
Пленум ВС принял разъяснения Гражданского кодекса и КАС
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
Толкование норм Гражданского кодекса о прекращении обязательств состоит из 41 пункта. В них Пленум ВС подробно раскрыл нюансы всех основных форм прекращения обязательств, прописанных в ГК: отступного, зачета, новации, прощения долга.
Подробный разбор первой редакции документа мы опубликовали в материале «Пленум ВС дал толкование прекращению обязательств».
В этом сюжете11 июня, 12:52
11 июня, 12:01
Ко «второму чтению» внесли некоторые изменения. Судья экономколлегии ВС Иван Разумов назвал изменения «незначительными», но остановился на некоторых из них подробнее. Из раздела об отступном (п. 7 постановления) исключили указание на то, что обладатель преимущественного права при выкупе отступного в любом случае должен выплатить кредитору стоимость прекращаемого обязательства. «Редакционная комиссия сочла, что для разных ситуаций величина денежного представления может отличаться», – объяснил решение Разумов.
Из раздела о зачете требований (п. 20 постановления) исключили указание на то, в каком порядке должны разрешаться споры между сторонами после вступления в силу судебного акта. Разумов объяснил, что порядок нужно оценивать с точки зрения процессуального законодательства и правил об исполнительном производстве, а не норм материального права.
Самое заметное изменение – из раздела о прекращении обязательств невозможностью исполнения (п. 38 постановления) убрали положение о праве сторон отказаться от договора в случаях, когда «чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства» привели к существенной просрочке по соглашению или приведут к ней в будущем. Впрочем, Разумов отметил, что аналогичные разъяснения уже содержатся в п. 9 постановления 2016 года.
Постановление Пленума ВС «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств».
Апелляция по КАС
Сильнее изменили разъяснения по апелляционному процессу в рамках Кодекса административного судопроизводства. Первоначальный проект содержал 45 пунктов, его финальная версия, которую утвердил Пленум ВС, содержит в себе уже 53 пункта. Судья ВС Елена Горчакова рассказала, что редакционная комиссия учла все замечания и предложения, которые возникли у участников Пленума в мае. Хотя в проекте стало больше пунктов, некоторые разъяснения из него исключили.
Право правопреемника
Правопреемникам разрешили обжаловать решения по административным спорам в апелляционном порядке. Они вправе подать апелляционную жалобу независимо от того, привлекались ли они к участию в деле судом первой инстанции и разрешался ли вопрос о замене стороны ее правопреемником. «Вопрос о правопреемстве может быть разрешен судьей суда апелляционной инстанции при подготовке административного дела к рассмотрению в суде апелляционной инстанции или судом апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы», – подчеркнул ВС.
Течение сроков
Пленум предусмотрел, что для апелляционных жалоб, которые должны быть рассмотрены в сокращенные сроки (по правилам ч. 3–10 ст. 305 КАС), срок рассмотрения жалобы начинает течь сразу после поступления жалобы в суд. Для дел, которые не предусматривают сокращенных сроков, период для рассмотрения жалобы будут считать со дня истечения срока апелляционного обжалования.
Также ВС запретил продлевать сроки рассмотрения административных дел, для которых установлены сокращенные сроки их рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Участие сторон
В суде апелляционной инстанции не применяются правила об обязательном участии сторон и иных лиц, участвующих в деле, а также их представителей, указал Верховный суд. Это правило актуально только для рассмотрения в первой инстанции.
Определения и ходатайства
Пленум дополнил постановление положением о том, что апелляционный суд может своим определением возложить на ответчика обязанность совершить конкретные действия «в целях восстановления прав, свобод и законных интересов» административного истца. Это возможно в случае, когда суд первой инстанции, который признал нарушение со стороны властных органов, не разрешил этот вопрос.
В пункт постановления об оглашении доказательств в апелляционном процессе включили новый абзац. Он позволяет судам отказывать в удовлетворении ходатайств об оглашении доказательств в случае «наличия в действиях лица, заявившего ходатайство, злоупотребления процессуальными правами».
Допустимая ошибка
Важное разъяснение касается оснований для отмены решений первой инстанции. Пленум предусмотрел, что ошибка с территориальной подсудностью не является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Постановление Пленума ВС «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции».
- Право.ru
- Верховный суд РФ
Календари и списки
- Стенограммы аргументов
- Аргумент Аудио
- Календари и списки
- Кресла в зале суда
Календарь Верховного суда |
|
Календарь аргументов |
Октябрь Срок 2022 г.
Октябрь Срок 2021 г.
Октябрь Срок 2020 г.
|
Дневной звонок |
Октябрь Срок 2022
Октябрь Срок 2021
Октябрь Срок 2020
|
Списки слушаний |
Октябрь Срок 2022 г.
Октябрь Срок 2021 г.
Октябрь Срок 2020 г.
|
Шакед, Беннетт предлагает конституционный закон, чтобы обойти Верховный суд
Министр юстиции Айелет Шакед и министр образования Нафтали Беннет в четверг вечером обнародовали план укрепления конституционных законов Израиля за счет Верховного суда. Два министра из ортодоксально-националистической партии «Еврейский дом» заявили, что их инициатива «восстановит баланс» между законодательной и судебной властью, в то время как критики заявили, что это ослабит суд, некоторые из недавних постановлений которого разочаровали правительство.
План включает в себя два новых Основных закона, так называемый законопроект о еврейском государстве, который в настоящее время обсуждается в Кнессете, и второй Основной закон о законодательстве, который позволит израильскому парламенту обойти двойные Верховный суд и Верховный суд в судьи события дисквалифицировали законодательство Кнессета.
Последний «будет включать параграф, позволяющий Кнессету при определенных условиях пересматривать и издавать закон после того, как он был отклонен судом», говорится в заявлении двух министров. «Он также будет включать пункты, касающиеся разработки Основных законов и того факта, что они не подлежат судебному пересмотру во многих странах мира».
Это предложение последовало за серией постановлений Высокого суда, которые развалили существующее законодательство Кнессета, в том числе о его пересмотренном законопроекте о призыве в ЦАХАЛ ультраортодоксов, его политике в отношении задержания африканских мигрантов, двухлетнем бюджете, плане финансового министра по налогообложению третьих квартир, а также лишение статуса постоянного жителя четырех палестинских парламентариев из Восточного Иерусалима, связанных с террористической группировкой ХАМАС десять лет назад.
«В последнее время Верховный суд дисквалифицировал законы Кнессета и решения правительства, такие как проект депортации нелегальных иммигрантов, закон о бюджете и лишение гражданства членов ХАМАС», — говорится в заявлении Беннета.
Получить The Times of Israel’s Daily Edition по электронной почте и никогда не пропустите наши главные новости
Адрес электронной почты для новостной рассылкиРегистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
«Эта новая ситуация, в которой отмена законов стала рутиной, заставит нас, всенародно избранных законодателей, действовать и восстанавливать необходимый баланс между властями, чем мы и занимаемся. делаем сегодня», — добавил он.
Иллюстрация: Верховный суд на заседании. (Мириам Альстер/Flash90)
Шакед сказала, что новые законы «четко определят ограниченность судебного надзора, законодательного процесса, включая основные законы, и диалога между судом и Кнессетом. Закон должен быть принят максимально широким консенсусом».
В своем совместном заявлении они заявили, что представят план лидерам коалиции в воскресенье.
План представлялся как завершение «установления Конституции Израиля». Еврейское государство не имеет формальной кодифицированной конституции, вместо этого полагаясь на ряд конституционных Основных законов.
Некоторые депутаты от оппозиции в четверг резко раскритиковали это предложение.
«Они добиваются не конституции, а уничтожения демократии и Верховного суда», — заявила член Кнессета Сионистского союза Ципи Ливни, бывший министр юстиции.
Депутат Сионистского союза Ципи Ливни на заседании фракции в Кнессете 16 января 2017 г. (Hadas Parush/Flash90)
Верховный суд часто раздражал правых и ортодоксальных политиков своим интервенционистским духом, впервые представленным председателем суда Аароном Бараком с 1995 до 2006 года.
Барак расширил круг вопросов, которые рассматривал суд, рассматривая как необходимость защиты прав личности от других законов закона, так и бдительное наблюдение за правительством как ключевое.
Защитники суда говорят, что его полномочия развились, чтобы заполнить пустоту, оставленную Кнессетом, который, как известно, неспособен решать ключевые вопросы закона и общества и часто избегает принятия решений по вопросам свободы вероисповедания, гражданских свобод или прав палестинцев.
Рекламное объявление
В прошлом месяце Шакед обвинила Высокий суд в унижении еврейского характера Израиля, нападая на суд за решение против политики правительства по заключению в тюрьму на неопределенный срок лиц, ищущих убежища, которые отказываются от депортации. Выступая на конференции Коллегии адвокатов Израиля в Тель-Авиве, Шакед сказала, что решение Высокого суда «не рассматривает сохранение еврейского большинства [в Израиле] как ценность, которую стоит взвешивать».
Тем временем правительство пообещало принять закон о еврейском государстве депутата от Ликуда Ави Дихтера после повторного созыва Кнессета в октябре.