Последние изменения в гпк: «Основные изменения в ГК РФ в 2022 году» (КонсультантПлюс, 2022) \ КонсультантПлюс

Обзор самых важных изменений в ГК, ГПК и АПК РФ за 2022 год

20 декабря 2022

ЗаконодательствоГражданское право и процесс

Гражданский кодекс

В декабре 2021 г. «АГ» писала о неожиданно сдвинувшейся под конец года с «мертвой точки» ситуации с последним «лоскутом» реформы Гражданского кодекса – изменениями, связанными с вещными правами.

Реформа ГК, начатая еще в 2008 г., фактически закончилась в 2018 г., не был принят только новый раздел о вещных правах. Из-за его революционности (включая концепцию единого объекта, введение нового «права застройки», иных ограниченных вещных прав) законопроект очень долго – почти три года – проходил рассмотрение в Госдуме.

Однако путь от второго чтения до закона раздел о вещных правах проделал почти молниеносно: во втором чтении законопроект № 47538-6/12 Госдума приняла 7 декабря 2021 г.; не прошло и двух недель, как Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»

был принят.

Читайте также

Дума приняла поправки в ГК о недвижимых вещах и вещных правах

Нововведения, в частности, предусматривают возможность лишения права собственности на бесхозяйственно содержимое помещение, если его собственник использует объект не по назначению и систематически нарушает права соседей

09 декабря 2021 Новости

Первоначально предполагалось, что раздел о вещных правах (гл. 6.1 «Недвижимые вещи» и гл. 17.1 «Право собственности и другие вещные права на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и машино-места») вступит в силу с 1 марта 2023 г., однако Федеральным законом от 28 июня 2022 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок вступления его в силу был изменен, и указанные нормы вступили в силу раньше – с 1 сентября 2022 г.

На мой взгляд, новый раздел о вещных правах – безусловно, самое существенное изменение российского гражданского законодательства в уходящем году.

Иные изменения 2022 г. касались в основном корпоративного законодательства и являются точечными, преимущественно процедурными.

Так, Федеральным законом от 25 февраля 2022 г. № 20-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица (а в случаях, предусмотренных законом, также иные органы юридического лица) вправе утверждать внутренние регламенты и иные внутренние документы общества, регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами (абз. 1 п. 5 ст. 52 ГК). Закон вступил в силу 8 марта 2022 г.

Федеральным законом от 16 апреля 2022 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

законодатель смягчил требования о ежегодном проведении обязательного аудита для непубличных АО. Сейчас аудит обязателен для всех акционерных обществ, что не всегда обосновано и зачастую создает только излишние издержки. С 1 января 2023 г., когда Закон вступит в силу, проведение аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности непубличных АО будет обязательным только в случаях, предусмотренных законом.

Стоит отметить, что российское законодательство предусматривает десятки случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности – например, на сайте Минфина России опубликован Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 г., куда включены 83 случая.

Читайте также

Приняты поправки, наделяющие самозанятых правом регистрировать на себя товарный знак

По мнению авторов закона, отсутствие права самозанятых регистрировать товарный знак противоречит равенству участников гражданского оборота

09 июня 2022 Новости

Самой заметной новеллой в сфере интеллектуальной собственности, на мой взгляд, является установление возможности регистрации права на товарный знак не только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, но и гражданами, осуществляющими отдельные виды предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП (самозанятыми гражданами). Такое право российские физлица получат согласно Федеральному закону от 28 июня 2022 г. № 193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», который вступит в силу с 29 июня 2023 г.

Право граждан регистрировать и использовать товарный знак, не будучи индивидуальным предпринимателем, влияет и на иные отрасли законодательства. Так, после 29 июня 2023 г. товарный знак можно будет беспрепятственно наследовать.

Иные изменения в сфере интеллектуальной собственности, внесенные в ГК в 2022 г., представляют собой отдельные точечные изменения, направленные на урегулирование локальных вопросов правоприменения.

Так, Федеральным законом от 28 мая 2022 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» уточнены основания для отказа в регистрации товарного знака, предусмотренные подп. 1 п. 3 ст. 1483 ГК, путем дополнения о невозможности регистрации в качестве товарного знака обозначения, представляющего собой или содержащего элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно места производства товара. В частности, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, включающие, воспроизводящие или имитирующие географические указания или наименования мест происхождения товаров, охраняемые в соответствии с ГК (п. 7 ст. 1483). Закон вступит в силу 29 мая 2023 г.

Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 176-ФЗ «О внесении изменения в статью 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» принят в целях приведения национального законодательства в соответствие с положениями Марракешского договора об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям, к которому Россия присоединилась в 2017 г. Закон вступил в силу 22 июня 2022 г.

Федеральным законом от 7 октября 2022 г. № 386-ФЗ «О внесении изменения в статью 1363 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» устранен пробел в законодательном регулировании в части оснований оспаривания дополнительных патентов на изобретения, относящиеся к таким продуктам, как лекарственное средство, пестицид или агрохимикат.

Закон вступил в силу 18 октября.

Наконец, 31 декабря вступит в силу Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», подготовленный в рамках плановой работы по гармонизации российского законодательства в сфере интеллектуальной собственности с положениями Договора о патентной кооперации, Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов и Женевского акта Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях и направленный на соблюдение интересов российских участников гражданского оборота.

Закон вносит изменения в ряд норм ГК в целях уточнения процедур, связанных с предоставлением на территории России правовой охраны объектам интеллектуальных прав (изобретения, промышленные образцы, географические указания, наименования мест происхождения товаров) в соответствии с указанными международными договорами.

Читайте также

Юристы поговорили о частичной мобилизации

Участники Federal Legal Forum обсудили, как вести себя работодателю и мобилизованным гражданам

23 сентября 2022 Новости

Как видим, на гражданское законодательство в уходящем году не повлияли ни пандемия коронавируса (окончание которой ВОЗ прогнозировала в 2022 г.), ни специальная военная операция на Украине, начавшаяся 24 февраля. Очевидно, это связано с тем, что СВО не имеет прямого отношения к гражданскому обороту, а ее отдельные гражданско-правовые последствия (например, «кредитные каникулы» мобилизованным гражданам) реализуются путем принятия отдельных законов, без внесения изменений в Гражданский кодекс.

Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы

После бурного 2019 г., когда российский процесс был существенно изменен Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ, который некоторые СМИ даже окрестили «процессуальной революцией» (новеллы вступили в силу с 1 октября 2019 г. одновременно с началом работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции), в последние три года российское гражданское процессуальное законодательство изменялось в гораздо меньшей степени – изменения в 2022 г. связаны в основном с политической ситуацией, введением антироссийских санкций и ответных специальных экономических мер РФ, прекращением участия России в Совете Европы, расширением компетенции прокурора в гражданском и арбитражном процессе.

Грустным последствием прекращения членства России в Совете Европы представляется отмена

Федеральным законом от 11 июня 2022 г. № 183-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» норм ГПК РФ о пересмотре судебных актов, принятых российскими судами, в случае установления Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в ЕСПЧ. Эти обстоятельства перестают быть новыми обстоятельствами, влекущими пересмотр судебных актов (п. 4 ч. 4 ст. 392 ГПК). Закон вступил в силу 11 июня 2022 г.

Как бы мы ни относились к ЕСПЧ, прекращение его полномочий в отношении России, на мой взгляд, снижает уровень правовой защищенности граждан России. Кроме того, отечественная судебная система «замыкается в себе», не получая «обратной связи» в виде оценки ЕСПЧ практики применения государством различных норм законодательства РФ.

Читайте также

Пересмотр судебных решений после рассмотрения дел КС РФ

Что изменилось в законодательном регулировании пересмотра дел после решений КС РФ

04 октября 2022 Мнения

«Взамен ЕСПЧ» основанием для пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам с 10 января 2022 г. является «признание постановлением Конституционного Суда РФ не соответствующим Конституции РФ или применение в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом РФ в постановлении истолкованием, примененного судом в судебном акте нормативного акта либо его отдельного положения в связи с обращением заявителя, а в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде РФ”, в связи с обращением иного лица независимо от обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации». Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены соответствующие изменения в п. 3 ч. 3 ст. 311 АПК, а также в п. 3 ч. 4 ст. 392 ГПК.

Продолжением этой тенденции, полагаю, является введенный Федеральным законом от 7 октября 2022 г. № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» и в гражданский, и в арбитражный процессы институт «вступления прокурора в дело для дачи заключения» в целях «обеспечения законности».

Читайте также

Госдума вновь приняла закон о расширении полномочий прокурора в арбитражном процессе

Ранее закон был отклонен Советом Федерации в связи с возникшими разногласиями из-за юридико-технической ошибки

30 сентября 2022 Новости

Прокурор вступает в дело по своей инициативе или инициативе суда на любой стадии процесса для дачи заключения:

  • о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств;
  • при рассмотрении судом заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, ходатайства о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения;
  • в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о том, что являющийся предметом судебного разбирательства спор инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством РФ, правом Евразийского экономического союза в сфере таможенных правоотношений и законодательством РФ о таможенном регулировании, а также законодательством, устанавливающим специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств, и (или) возник из мнимой или притворной сделки, совершенной в указанных целях.

Кроме того, компетенция прокурора в арбитражном процессе существенно расширяется: согласно внесенным в ч. 1 ст. 52 АПК дополнениям прокуроры вправе обращаться в арбитражные суды с исками:

  • о признании недействительными сделок, совершенных в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством РФ, правом Евразийского экономического союза в сфере таможенных правоотношений и законодательством РФ о таможенном регулировании, и о применении последствий недействительности таких сделок;
  • о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств, и о применении последствий недействительности таких сделок.

Более того, в перечисленных случаях, а также в некоторых других прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности (ч. 5 ст. 52 АПК).

Расширение полномочий прокурора – очевидное следствие введения специальных экономических мер, реакция государства на действия «недружественных» иностранных государств, однако дача такого заключения, как и вступление прокурора в дело, на мой взгляд, будут неизбежно влиять на объективность суда. Закон вступил в силу 18 октября.

Отмечу, что до этого полномочия прокурора уже расширялись – всего год назад Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» была расширена компетенция прокурора в арбитражном процессе в сфере гособоронзаказа, а также при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд.

Поскольку в рамках реализации поправок к Конституции РФ ст. 5 Федерального конституционного закона от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» до 1 января 2023 г. упраздняются конституционные (уставные) суды субъектов РФ, из АПК и Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» исключено упоминание о них. Соответствующий Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2023 г.

Федеральным законом от 16 апреля 2022 г. № 98-ФЗ «О внесении изменения в статью 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» законодатель выполнил требование КС установить порядок индексации присужденных сумм.

Конституционный Суд неоднократно – только в 2021 г. дважды – высказывался о недопустимости отказа взыскателям в индексации присужденных им денежных сумм по мотиву отсутствия законодательного механизма индексации, и по ст. 208 ГПК, и по аналогичной ст. 183 АПК. 

Читайте также

КС вновь обязал законодателя установить критерии индексации взысканных судами денежных средств

Как указано в постановлении, новая редакция ст. 208 ГК РФ по-прежнему не содержит определенных и недвусмысленных критериев, в соответствии с которыми должна осуществляться предусмотренная этой нормой индексация

15 января 2021 Новости

Так, Постановлением КС от 12 января 2021 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Л.В. Бакиной, С.А. Жидкова, Е.М. Семенова и Е.И. Семеновой» статья 208 ГПК была признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой эта норма не содержит определенных и недвусмысленных критериев, в соответствии с которыми должна осуществляться предусмотренная ею индексация.

КС подчеркнул, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из данного постановления, судам в целях реализации ст. 208 ГПК (в случаях, когда условия и размер индексации присужденных денежных сумм не установлены договором) надлежит использовать в качестве критерия осуществления предусмотренной ею индексации утверждаемый Федеральной службой государственной статистики индекс потребительских цен, являющийся официальной статистической информацией, характеризующей инфляционные процессы в стране.

Читайте также

КС обязал законодателя установить критерии индексации взысканных сумм в арбитражном судопроизводстве

Как отмечается в постановлении, подход, при котором невозможность индексации взысканных арбитражным судом денег обосновывается отсутствием в правовом регулировании критериев индексации, противоречит вынесенным ранее правовым позициям КС

26 июля 2021 Новости

Всего через полгода Конституционный Суд высказался об этом и в Постановлении от 22 июля 2021 г. № 40-П «По делу о проверке конституционности статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Республики Татарстан и жалобой гражданина В. В. Сторублевцева».

Требование КС предусмотреть законом соответствующий порядок индексации наконец-то было выполнено. В частности, установлено, что для индексации используется официальная статистическая информация об ИПЦ (тарифов) на товары и услуги в РФ, размещаемая на сайте Росстата. Закон вступил в силу 27 апреля 2022 г.

Федеральным законом от 11 июня 2022 г. № 177-ФЗ «О внесении изменения в статью 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» соответствующие изменения внесены и в ст. 183 АПК. Закон вступил в силу 22 июня.

Кроме того, Верховный Суд РФ в 2022 г. также занимался устранением локальных пробелов в ГПК и внес в Госдуму ряд законопроектов в целях урегулирования процедурных вопросов, не урегулированных в Кодексе.

Читайте также

В ГПК предложено закрепить основания для замены судей в процессе

Замена, в частности, допускается в случае отвода, болезни, командировки, учебы или прекращения полномочий судьи

26 июня 2020 Новости

Так, Федеральным законом от 11 июня 2022 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» устранен пробел ГПК в виде отсутствия императивной нормы о том, что рассмотрение дела, начатое определенным составом суда, должно им же и быть окончено, а также в части отсутствия регламентации вопроса о замене состава суда. Это давало судам общей юрисдикции возможность произвольно передавать дело от одного судьи другому, не оформляя это путем вынесения соответствующего судебного акта. При этом и в КАС РФ, и в АПК, и в УПК РФ соответствующие нормы есть. Закон вступил в силу 22 июня.

Читайте также

В ГПК изменен алгоритм оплаты судебных экспертиз, назначаемых по инициативе сторон

Согласно принятому закону, эксперты и специалисты получат вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если она не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников госучреждения

07 июля 2022 Новости

Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» в Кодекс внесено правило: если стороны не произвели оплату экспертизы или оплатили ее не полностью, денежные суммы в счет выплаты вознаграждения за проведение экспертизы подлежат взысканию с одной стороны или с обеих сторон и распределяются между ними в порядке, установленном ГПК (ст. 98). Аналогичные правила установлены в АПК и в КАС. Теперь пробел устранен и в ГПК. Закон вступил в силу 25 июля.

Анализируя новеллы позапрошлого года, я отмечал, что наиболее заметное изменение российского гражданского процесса в 2020 г. было связано, как ни странно, не с законодательством. Самым существенным изменением правил гражданского процесса в 2020 г., на мой взгляд, стала возможность проводить в арбитражных судах онлайн-заседания. Такая возможность была предусмотрена в связи с пандемией COVID-19 совместным Постановлением президиумов Верховного Суда и Совета судей от 8 апреля 2020 г. № 821.

Читайте также

Российским судам рекомендовано приступить к рассмотрению дел в режиме веб-конференций

ВС РФ и Совет судей призывают разрешать споры в таком порядке при наличии технической возможности и с учетом мнения участников процесса

29 апреля 2020 Новости

В мае 2020 г. о разработке законопроекта об онлайн-заседаниях по гражданским, арбитражным делам и делам административного судопроизводства объявил Минюст России. Поправки в ГПК, АПК и КАС были разработаны в соответствии с планом мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Показательно, что соответствующий законопроект (№ 1144921-7) внесен в ГД РФ не Верховным Судом РФ, а Правительством РФ.

В итоге в конце 2021 г. был принят Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2022 г. и применяется судами «при наличии технической возможности».

Максимально расширено применение электронного документооборота в гражданском, арбитражном процессе и при рассмотрении дел административного судопроизводства, включая подачу в электронном виде исков, апелляционных и кассационных жалоб, заявлений об обеспечении, извещение участников процесса о дате и времени судебных заседаний, направление им судебных актов. Кодексы дополнены соответственно ст. 153.2 АПК, ст. 155.2 ГПК и ст. 142.1 КАС «Участие в судебном заседании путем использования системы веб-конференции», устанавливающими правила проведения онлайн-заседаний.

В целом и российское гражданское право, и российский гражданский процесс подверглись в 2022 г. довольно локальным изменениям. Эти изменения (прежде всего применительно к процессу) обусловлены преимущественно политической ситуацией, являющейся следствием проведения специальной военной операции и последовавшим за ней введением санкций и ответных специальных экономических мер РФ, прекращением участия России в Совете Европы, расширением присутствия государства в гражданском и арбитражном процессах. Кроме того, по инерции, заложенной еще «ковидным» 2020 г., расширяется цифровизация российского процесса, развивается электронный документооборот в российских судах.

Эти две тенденции, очевидно, будут влиять на российское гражданское право и гражданский процесс и в следующем году; при этом темпы цифровизации будут зависеть прежде всего от финансовых возможностей, заложенных в бюджетной системе на предстоящий год.

20 декабря 2022

ЗаконодательствоГражданское право и процесс

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 318-Ф3 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

22.07.2022 03:00

Дата подписания: 14.07.2022Опубликован: 22.07.2022

Вступает в силу: 25.07.2022

Принят Государственной Думой 5 июля 2022 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2022 года

Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2008, N 48, ст. 5518; 2009, N 26, ст. 3122; 2010, N 11, ст. 1169; 2018, N 1, ст. 5; N 49, ст. 7523) следующие изменения:

1) в абзаце втором части второй статьи 85 слова «части первой статьи 96 и» исключить;

2) в статье 95:

а) часть третью изложить в следующей редакции:

«3. Переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.»;

б) дополнить частями четвертой и пятой следующего содержания:

«4. Эксперты, специалисты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами.

5. Размер вознаграждения за проведение судебной экспертизы экспертом государственного судебно-экспертного учреждения, назначенной по ходатайству лица, участвующего в деле, определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с руководителем государственного судебно-экспертного учреждения. «;

3) статью 98 дополнить частью шестой следующего содержания:

«6. В случае неисполнения стороной или сторонами обязанности, предусмотренной частью первой статьи 96 настоящего Кодекса, если в дальнейшем они не произвели оплату экспертизы или оплатили ее не полностью, денежные суммы в счет выплаты вознаграждения за проведение экспертизы, а также возмещения фактических расходов эксперта, судебно-экспертного учреждения, понесенных в связи с проведением экспертизы, явкой в суд для участия в судебном заседании, подлежат взысканию с одной стороны или с обеих сторон и распределяются между ними в порядке, установленном частью первой настоящей статьи.».

Президент Российской Федерации В. Путин

Российская газета — Федеральный выпуск: №160(8808)

Комментарии Российской Газеты

Государственные эксперты получат гонорары за работу на гражданских процессах

Главное сегодня

  • Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 января 2023 г. N 3-П «по делу о проверке конституционности части первой статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.А.Саркисяна»
  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) от 27 января 2023 г. N 14-4/10/В-1155 «Работодателям организаций угольной промышленности»

Глобальный протокол по инвентаризации парниковых газов в масштабах сообществ: дополнительное руководство по лесам и деревьям

Институт мировых ресурсов

Воплощение больших идей

Справочник

В этом дополнительном руководстве к Глобальному протоколу инвентаризации парниковых газов в масштабах сообществ (GPC) представлены подробные методы, которым сообщества могут следовать для оценки как выбросов ПГ в результате изменений в землепользовании, так и других нарушений лесов, а также поглощения углекислого газа лесами и деревьями. растет в их пределах. В нем содержится руководство о том, как выбирать соответствующие источники данных, выполнять расчеты, обеспечивать стандартизированную отчетность и использовать информацию кадастров для установления прозрачных целей действий по борьбе с изменением климата. Сообщества могут использовать эту информацию в качестве исходной информации для своих планов действий по борьбе с изменением климата.

Институт мировых ресурсов, C40 Cities Climate Leadership Group (C40) и ICLEI – Местные органы власти за устойчивое развитие (ICLEI) объединились для публикации дополнительного руководства к Глобальному протоколу кадастров парниковых газов в масштабах сообществ (GPC), в котором объясняется, как города , округа или другие субнациональные юрисдикции (вместе именуемые сообществами) могут включать выбросы и удаление ПГ из лесов и деревьев в свои кадастры ПГ.

Дополнительное руководство по лесам и деревьям предлагает сообществам надежный, прозрачный и применимый в глобальном масштабе метод последовательной идентификации, расчета и отчетности по выбросам и абсорбции ПГ лесами и деревьями в пределах границ сообществ. Он предоставляет составителям кадастров ПГ стандартизированные, но гибкие указания по оценке выбросов и абсорбции ПГ, связанных конкретно с лесами и деревьями в пределах границ населенных пунктов. Это дополнение предназначено для использования в сочетании с GPC и расширяет руководство GPC для подсектора «Земля» сектора «Сельское хозяйство, лесное хозяйство и другие виды землепользования» (AFOLU), предоставляя подробные методы оценки выбросов от и удаление лесами и деревьями в пределах границ учета ПГ сообщества (Область охвата 1).

Целями этого дополнительного руководства являются:

  • Предоставление методов, позволяющих сообществам экономически эффективно включать леса и деревья в свои местные кадастры парниковых газов таким образом, чтобы помочь лидерам сообществ и их избирателям планировать свои действия по смягчению последствий изменения климата.
  • Обеспечьте международную согласованность и прозрачность того, как сообщества составляют кадастры парниковых газов для лесов и деревьев, признавая при этом уникальные обстоятельства и потребности каждого сообщества.
  • Поддержка согласования национальных кадастров ПГ и субнационального мониторинга для информирования о целях смягчения последствий (например, вклады, определяемые на национальном уровне) в соответствии с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата.
  • Помогите городам и другим субнациональным субъектам понять, как леса и деревья могут способствовать достижению амбициозных и прозрачных целей по смягчению последствий изменения климата.

После того, как сообщества завершили инвентаризацию ПГ для лесов и деревьев, они могут использовать эту информацию для отслеживания прогресса в сокращении выбросов и/или увеличении удаления с течением времени или в качестве исходных данных для планов действий по борьбе с изменением климата. Пример обработанной инвентаризации, иллюстрирующий это дополнительное руководство, также доступен для загрузки.

Для получения более подробной информации просмотрите запись мероприятия по запуску Руководства, доступную на английском, испанском и португальском языках.

 

Связанные ресурсы
  • Раздаточный материал с дополнительным руководством (PDF)
  • 5 причин, по которым города должны включать деревья в меры по борьбе с изменением климата
  • Города должны учитывать деревья в своих кадастрах парниковых газов. Новое руководство показывает, как (TheCityFix)

Расскажите о себе

Имя

Фамилия

Организация

Нет, спасибо, покажите мне файлы

Истории, которые стоит посмотреть в 2023 году

В этот решающий момент президент и главный исполнительный директор WRI Ани Дасгупта поделится своими мыслями о наших прогнозах крупных событий, которые произойдут в 2023 году, в том числе о том, какие действия должны предпринять правительства, предприятия, учреждения и люди, чтобы привести мир в движение. правильный путь.

Зарегистрируйтесь сейчас, чтобы обеспечить себе место.

Зарегистрируйтесь

Сделайте подарок на конец года сегодня. 9Пожертвовать сейчас IPCC) предоставляет неопровержимые научные доказательства того, что климат Земли меняется в результате деятельности человека. Мы согласны с МГЭИК в том, что глобальное потепление и изменение климата являются реальными и поддающимися измерению явлениями, в первую очередь вызванными увеличением концентрации CO2 и других парниковых газов в атмосфере.

GPC очень обеспокоен тем, что современные климатические модели предсказывают дальнейшее повышение температуры, что нарушит режим выпадения осадков и увеличит частоту и интенсивность экстремальных погодных явлений. Кроме того, ожидается, что к 2050 году население мира достигнет примерно 9,7 миллиарда человек. Если не принять меры, эти одновременные явления будут еще больше угрожать биоразнообразию и создавать беспрецедентные проблемы для глобальной продовольственной безопасности. Проблема усугубляется существенным вкладом систем ведения сельского хозяйства и распределения продовольствия в выбросы парниковых газов.

Социальные вызовы

Наше общество сталкивается с выбором того, как реагировать на последствия изменения климата для сельского хозяйства и биоразнообразия. Доступных стратегий много, и они сопряжены с различными уровнями экологических и социальных рисков. Нам нужны более строгие политики и планы действий, которые можно разрабатывать, широко внедрять и учитывать. Изменение климата и его непосредственные последствия, как утверждают, особенно заинтересованные группы, трудно предсказать, что помешало необходимым политическим действиям. Однако неопределенность в науке о климате не больше, чем в других областях, где обычно принимаются политические решения для минимизации риска. Более того, прогнозы очень похожи на первоначальные прогнозы, представленные в самом первом отчете МГЭИК 30 лет назад.

Нам нужны инструменты для разработки более эффективных сельскохозяйственных и экономических систем, которые увеличат запасы продовольствия без дальнейшего ущерба окружающей среде. Действительно, необходимо вернуть земли, которые в настоящее время используются для сельского хозяйства, в природу, чтобы помочь сбалансировать мировые биомы. Ученые-растения имеют хорошие возможности для того, чтобы внести большой вклад в решение этой сложной задачи.

Обращение к политикам

Мы просим политиков провести консультации с учеными-растителями для решения проблемы изменения климата и разработки сельскохозяйственной и экологической политики с использованием наилучших имеющихся научных данных. Ученые-растения готовы помочь, если будет возможность. Мы ждем вашего звонка.

За дополнительной информацией обращайтесь в Глобальный совет по растениям ([email protected]). Мы можем связать вас с организациями по растениеводству в вашем регионе и крупными научными центрами для дальнейших обсуждений и консультаций.

Подписанты

Глобальный совет по растениям, Австралийское общество ученых-растителей, Японское общество физиологов растений, Королевское общество биологии, Ассоциация прикладных биологов, Португальское общество биологии растений, Китайское общество биологии растений, Американское общество биологов растений , Plant Canada, Многонациональный руководящий комитет по арабидопсису, Центр передового опыта Австралийского исследовательского совета в области биологии энергии растений, Отделение наук о растениях Австралийского национального университета

Антропогенное изменение климата уже влияет на многие погодные и климатические экстремальные явления во всех регионах мира. Данные о наблюдаемых изменениях экстремальных явлений, таких как волны тепла, обильные осадки, засухи и тропические циклоны, и, в частности, об их приписывании человеческому влиянию, усилились после Пятого оценочного доклада (ДО5)

Масштабы недавних изменений в климатической системе в целом и нынешнее состояние многих аспектов климатической системы беспрецедентны на протяжении многих столетий и многих тысяч лет

6-й оценочный отчет МГЭИК за 2021 год

Совершенно очевидно, что влияние человека нагрело атмосферу, океан и сушу. Произошли широкомасштабные и быстрые изменения в атмосфере, океане, криосфере и биосфере

6th Assessment Report IPCC 2021

Практические примеры

Это образец исследовательских статей, подробно описывающих технологические применения науки о растениях для решения проблемы изменения климата.

  1. Horton P et al. перечисляет ряд технологических вариантов, примеры менее интенсивного регенеративного сельского хозяйства, облесения и выращивания биоэнергетических культур в сочетании с технологиями улавливания и хранения углерода.   Природные растения . 2021. https://doi.org/10.1038/s41477-021-00877-2
  1. В некоторых наиболее полезных культурах (таких как рис и пшеница) в результате фотосинтеза образуются токсичные побочные продукты, которые снижают эффективность растений и урожайность. В этой статье исследователи построили метаболический путь в трансгенных модельных растениях, который является более эффективным, что делает эти растения примерно на 40% более продуктивными, чем их контрольные образцы. Наука . 2019. https://doi.org/10.1126/science.aat9077
  1. Культурные растения защищают себя от избыточного солнечного света, рассеивая часть световой энергии в виде тепла, но растения не могут быстро адаптироваться к меняющимся условиям освещения, что приводит к снижению эффективности фотосинтеза. В этой статье представлены результаты избыточной экспрессии одного из белков, ответственных за рассеивание света, в модельных растениях, демонстрирующие 15-процентное увеличение производства биомассы растений в естественных полевых условиях. Наука . 2016. https://doi.org/10.1126/science.aai8878
  1. Обеспечение растущего населения мира здоровым питанием из устойчивых продовольственных систем является неотложной задачей. Поскольку большая часть населения мира недоедает, а многие экологические системы и процессы выходят за безопасные границы из-за производства продуктов питания, срочно необходима глобальная трансформация продовольственной системы. Ланцет . 2019. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(18)31788-4
  1. Десятилетие развития науки о растениях признает жизненно важное пересечение человеческих и научных элементов и требует интегрированной реализации стратегий исследований, людей и технологий. Отчет призван вдохновлять и направлять в течение следующих 10 лет, до 2030 года. 2020. https://doi.org/10.1002/pld3.252
  1. В этом обзоре описываются многоаспектные исследования и инновационные возможности в области пшеницы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *