Пленум по наследованию: Судебная практика по делам о наследовании — Российская газета

Содержание

Пленум дела о наследовании \ Акты, образцы, формы, договоры \ Консультант Плюс

]]>

Подборка наиболее важных документов по запросу Пленум дела о наследовании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Пленум дела о наследовании Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 1117 "Недостойные наследники" ГК РФ"Разрешая сор и отказывая в удовлетворении исковых требований Е.Г., суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1117, 1152, 1154, 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), разъяснениями, содержащимися в пунктах 19, 20, 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9), оценив представленные в совокупности доказательства, в том числе показания свидетелей, подтвердивших объяснения И.С. о том, что истцу было известно о смерти матери, поскольку она присутствовала на ее похоронах, пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих об объективных, не зависящих от истца обстоятельствах, препятствовавших общению с матерью и получению информации о ее жизни, жизни брата, дедушки, исключающих возможность в установленный законом шестимесячный срок принять наследство и получить информацию об открытии наследства после смерти наследодателей."
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

Интересная цитата из судебного решения: Наличие ограничения размера ответственности наследников стоимостью перешедшего к ним наследственного имущества не ограничивает кредиторов наследодателя в установлении в реестре полной суммы задолженности, не покрываемой стоимостью принятого наследниками имущества, включая обремененное залогом". ..Отменяя определение суда первой инстанции в части, апелляционный суд, основываясь на оценке представленных в дело доказательств в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 131, 134, 223.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", позицией, изложенной в пунктах 14, 58, 60, 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", пришел к правомерному выводу о том, что наличие ограничения размера ответственности наследников стоимостью перешедшего к ним наследственного имущества не ограничивает кредиторов наследодателя в установлении в реестре полной суммы задолженности, не покрываемой стоимостью принятого наследниками имущества, включая обремененное залогом.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Пленум дела о наследовании Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

Статья: Применение положений Пленума ВС РФ N 9
(Баянов С.)
("ЭЖ-Юрист", 2016, N 41)Верховный Суд РФ в 2012 году один из своих пленумов посвятил рассмотрению дел о наследовании. Исследование практики применения Пленума Постановления от 29.05.2012 N 9 за эти годы позволяет сделать вывод о том, что суды толкуют его положения довольно неоднозначно, а это создает неопределенность применения правовых норм, в частности положений о разделе между наследниками недвижимого имущества, последствий недействительности сделки при появлении нового наследника, а также порядка рассмотрения судами взаимоисключающих требований. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Разъяснение Верховным Судом Российской Федерации вопросов наследования
(Никифоров А. В.)
("Наследственное право", 2013, N 4; 2014, NN 1, 2, 3, 4, 3; 2015, NN 1, 2, 4; 2016, NN 1, 2, 3)В статье дается комментарий Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по делам о наследовании от 29 мая 2012 г. N 9. Автор анализирует вопросы подсудности наследственных споров и отмечает достоинства и недостатки нового официального толкования гражданского процессуального законодательства.

Нормативные акты: Пленум дела о наследовании

Нюансы рассмотрения споров о наследстве

На примерах из судебной практики лектор рассмотрел вопросы, связанные с подсудностью споров о наследовании, особенностями банкротства наследства, а также ответил, может ли быть восстановлен пропущенный срок на принятие наследства.

12 мая в ходе очередного образовательного вебинара Федеральной палаты адвокатов с лекцией на тему «Процессуальные вопросы наследственных споров» выступил член Квалификационной комиссии Адвокатской палаты Московской области, кандидат юридических наук Александр Никифоров.

Как пишет пресс-служба ФПА, начиная свое выступление, спикер разделил иски о наследовании на две категории: в которых заявитель просит о восстановлении нарушенного наследственного права и которые вытекают из обязательств наследодателя (не направленные на восстановление нарушенного наследственного права).

Александр Никифоров напомнил, что 29 мая 2012 г. Пленум Верховного Суда РФ вынес Постановление № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», в котором разъяснил процессуальные вопросы рассмотрения наследственных споров. По мнению лектора, нельзя сказать, что высшей судебной инстанции удалось решить все процессуальные аспекты, но, тем не менее, Суд сделал интересные выводы.

Подавляющее большинство наследственных дел, рассматриваемых судами, по словам Александра Никифорова, являются делами искового производства. В то же время, добавил он, истцы в заявлениях зачастую смешивают требования, относящиеся к исковому и особому производствам (к примеру, требования об установлении факта родственных отношений с наследодателем и о признании права собственности в порядке наследования). Несмотря на то что первое требование больше относится к особому производству, оно будет рассматриваться судом как исковое заявление.

В отношении компетенции судов ВС четко указал: все наследственные споры рассматриваются судами общей юрисдикции независимо от субъектного состава участников и состава наследственного имущества, даже если заявление помимо требования из наследственного правоотношения содержит требование, подведомственное арбитражному суду. Верховный Суд, добавил лектор, отдельно подчеркнул, что споры о включении в состав наследственного имущества акций, долей в уставном капитале, паев членов кооперативов, земельных долей, а также о выплате их стоимости рассматриваются судом общей юрисдикции.

Точка в данном вопросе, по словам эксперта, еще не поставлена – в ряде случаев арбитражные суды рассматривают подобные споры, причем, как правило, это споры, касающиеся выплаты наследственной доли. В частности, в 2013 г. Высший Арбитражный Суд РФ указал, что АПК не исключает возможности рассмотрения арбитражными судами споров о выплате действительной стоимости доли. Он пояснил, что вопросы выплаты регулируются не ГК, а Законом об обществах с ограниченной ответственностью. Чуть позднее, в 2016 г., Верховный Суд, рассмотрев дело о переводе на истицу прав и обязанностей приобретателя доли в уставном капитале ООО, указал, что арбитражный суд компетентен рассматривать подобные споры, поскольку речь в них идет не о наследственном споре, а о нарушении прав участников общества. В связи с этим, продолжил Александр Никифоров, определение компетенции суда по рассмотрению таких споров всегда тесно связано с фактическими обстоятельствами спора, поэтому в исковом заявлении важно обосновать, почему выбрано обращение именно в этот суд.

При этом он добавил, что в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что если суд при принятии искового заявления придет к выводу о том, что избранный способ защиты права не обеспечивает его восстановление, это не является основанием для отказа в принятии заявления, его возвращения либо оставления без движения. Также ВС разъяснил, что на стадии подготовки дела суд выносит на обсуждение вопрос о юридической квалификации правоотношения для определения норм, подлежащих применению, и должен указать мотивы принятия (непринятия) тех или иных норм. «Пленум Верховного Суда, основываясь на нормах ч. 4 ст. 22 ГПК РФ, подчеркнул, что если в заявлении помимо требования из наследственного правоотношения есть требования, подведомственные арбитражному суду, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции», – отметил лектор.

Рассматривая вопрос о подсудности наследственных споров, эксперт сообщил, что согласно разъяснениям Верховного Суда они рассматриваются районными или городскими судами. Однако, несмотря на то, что мировые суды из решения наследственных споров исключены, споры, вытекающие из обязательств наследодателя, могут разрешаться и в этих судах, в зависимости от цены иска.

Лектор обратил внимание, что в случае исков кредиторов к наследникам либо к наследственному имуществу применяются правила исключительной подсудности, указанные в п. 2 ст. 30 ГПК РФ: до принятия наследниками наследства они подсудны суду по месту открытия наследства. Если иск предъявляется к наследству, что в настоящее время возможно, суд должен приостановить производство по делу до принятия наследниками наследства.

Александр Никифоров выразил несогласие с мнением о том, что применение данной оговорки возможно лишь при предъявлении иска до вступления наследниками в права наследования. Если они уже вступили в наследство, действует общее правило подсудности (по месту жительства наследника). Спикер пояснил, что наследство считается принадлежащим наследнику с момента открытия наследства, а не тогда, когда он его фактически приобрел, и тем более не с момента его оформления. В ситуации с недвижимым имуществом, подчеркнул лектор, речь всегда будет идти об исключительной подсудности – т.е. спор должен рассматриваться по месту расположения недвижимости. Если возникает спор о правах на наследство, в состав которого входят несколько объектов недвижимости, расположенных на территории юрисдикции разных районных судов, иск может быть подан по месту нахождения одного из этих объектов. При этом не имеет значения, какой объект ценнее.

Что касается оспаривания завещания, добавил Александр Никифоров, такие споры рассматриваются по месту открытия наследства, а если истец просит признать право собственности на недвижимость, то по месту ее нахождения. Это, по мнению спикера, вполне оправданно. Содержание завещания, пояснил он, может ограничиваться единственным указанием, например о лишении наследников по завещанию права на наследство. В завещании может и не быть указания на конкретное имущество. В таком случае логично, что завещание должно оспариваться по месту открытия наследства. Однако если истец дополнительно просит признать за ним право на недвижимость, входящую в состав наследства, подсудность меняется – спор должен рассматриваться по правилу исключительной подсудности (по месту нахождения недвижимости).

Пленум ВС в Постановлении № 9 указал, что, если гражданское дело по исковому заявлению к умершему гражданину было возбуждено, производство по делу прекращается в силу абз. 7 ст. 220 ГПК РФ с указанием на право истца обратиться с иском к наследникам, принявшим наследство, а до его принятия – к исполнителю завещания или к наследственному имуществу (п. 3 ст. 1175 ГК РФ). При этом не отменяется возможность приостановления дела, если смерть ответчика произошла в процессе рассмотрения спора судом.

В отношении банкротства наследства лектор пояснил, что оно возможно в двух формах. Первая: если гражданин умер после возбуждения дела о банкротстве, суд по своей инициативе или по ходатайству участника процесса выносит определение о дальнейшем рассмотрении дела по правилам ст. 223.1 Закона о банкротстве. Вторая форма: дело возбуждается после смерти гражданина по заявлению конкурсного управляющего, наследника или уполномоченного органа. По мнению спикера, широкого распространения эта практика пока не получила, возможно, потому что Закон о банкротстве уделяет мало внимания вопросам банкротства наследства. Александр Никифоров допустил, что в перспективе в данный Закон будут внесены изменения, регламентирующие вопросы, связанные с заявлением о банкротстве наследства, а также сам процесс банкротства.

Достоинством данного Постановления № 9, по мнению спикера, стало то, что в нем ВС допускает возможность заключения мировых соглашений по делам о наследовании. Так, в п. 10 постановления перечислены варианты наследственных споров, при которых оно может быть заключено. Появление такой возможности Александр Никифоров назвал очень интересным.

Он напомнил, что впервые Верховный Суд заговорил о ней при рассмотрении одного из дел 30 лет назад. Тогда ВС указал, что суд не может обеспечить защитой несуществующее материальное право на наследство у одной из сторон. Данный критерий лег в основу отграничений случаев, когда может быть заключено мировое соглашение по наследственным спорам.

Верховный Суд, в частности, разъяснил возможность утвердить мировое соглашение по спору о включении в свидетельство о праве на наследство наследников по закону, которые лишены возможности представить доказательства родства (свойства) с наследодателем. В то же время Суд указал, что в утверждении мирового соглашения по спору об определении наличия у сторон прав наследования и состава наследников должно быть отказано. То есть от формулировки искового заявления будет зависеть возможность заключения по нему мирового соглашения.

В ходе лекции были рассмотрены дела особого производства, в частности об установлении юридических фактов. На примерах из практики спикер пояснил, почему так важно, чтобы были соблюдены все требования, установленные ГПК для рассмотрения такого рода дел, среди которых – невозможность получения надлежащих документов или восстановления утраченных документов в ином порядке, а также отсутствие спора о праве. В подобных делах, добавил он, важнейшее значение имеют фактические обстоятельства. Александр Никифоров обратил внимание, что заявление о совершенном нотариальном действии или отказе в его совершении подается в суд по месту нахождения нотариуса или лица, уполномоченного совершать нотариальные действия, в течение 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или отказе в его совершении. Он подчеркнул, что спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства.

Лектор также осветил вопрос о возможности восстановления срока на принятие наследства. Он рассказал, что Верховный Суд в 2018 г. рассмотрел подобный спор, связанный с нарушением прав несовершеннолетнего наследника. По общему правилу второй срок для принятия наследства является пресекательным и не подлежит восстановлению ни при каких условиях. В данном деле ВС РФ отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на пересмотр, указав, что первый срок на принятие наследства должен быть восстановлен ввиду недобросовестных действий представителя несовершеннолетнего наследника, повлекших негативные последствия для последнего.

В заключение Александр Никифоров обратил внимание, что в соответствии с Постановлением Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» решение суда об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного наследуемого владения как своим собственным в течение срока приобретательной давности также является основанием для последующей регистрации права собственности.

С презентацией спикера можно ознакомиться здесь.

Повтор трансляции состоится в субботу, 16 мая.

2. Разъяснить судам, что в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 29 августа 1996 года № 257-1 «О порядке введения в действие Гражданского кодекса Республики Узбекистан» действие статей 1112 — 1157 Гражданского кодекса распространяется и на наследство, открывшееся до введения в действие Кодекса, но не принятое никем из наследников и не перешедшее по праву наследования в собственность органа самоуправления граждан или государства до 1 марта 1997 года.3. В соответствии со статьей 1113 ГК в состав наследства входят принадлежащее наследодателю на момент открытия наследства движимое и недвижимое имущество, вещи, все имущественные права и обязанности, существование которых не прекращается с его смертью, в частности, право частной собственности, право на сбережения, хранимые в кредитных учреждениях, право пожизненного наследуемого владения земельным участком дехканского хозяйства (статья 9 Закона «О дехканском хозяйстве»), право аренды земельного участка (статья 12 Закона «О фермерском хозяйстве») и т. п.По закону (часть вторая статьи 1113 ГК) в состав наследства не входят следующие права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя: 6. При рассмотрении споров о наследовании лиц, которые в силу части первой статьи 1119 ГК могут быть признаны недостойными наследниками, необходимо иметь в виду, что их противозаконные действия, способствовавшие призванию к наследованию, установленные вступившим в законную силу приговором суда, являются основанием к лишению права наследования лишь при умышленном характере этих действий.11. В соответствии с частью второй статьи 1112 ГК наследование по закону имеет место лишь тогда, когда завещание отсутствует либо не определяет судьбу всего наследства, а также в иных случаях, предусмотренных ГК. В соответствии со статьей 1142 ГК наследуют по закону также несовершеннолетние или нетрудоспособные дети (в том числе усыновленные) завещателя, его нетрудоспособные супруг и родители (усыновители), имеющие право на обязательную долю. При этом необходимо иметь в виду, что наследники по праву представления, нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, наследники второй и последующих очередей по закону не имеют права на получение обязательной доли. 20. В соответствии со статьей 1150 ГК в случае недостижения между наследниками соглашения о разделе наследства, выделе из него доли раздел производится в судебном порядке по требованию любого из них.

О печальном... // Постановление Пленума Верховного Суда о наследовании

Долгожданное постановление Пленума Верховного Суда РФ (от 29.05.2012 № 9) по наследованию вызвало чувство растерянности. Некоторые пункты постановления не только опрокидывают сложившуюся на основании ГК практику, но и прямо противоречат закону.

Например, в ст. 1130 ГК РФ указано, что «завещательным распоряжением в банке (статья 1128) может быть отменено или изменено только завещательное распоряжение правами на денежные средства в соответствующем банке». Эта норма прямо указывает на исключение из общего правила о том, что последующее завещание изменяет/отменяет совершенное ранее. И это логично: завещание, имеющее квалифицированную – нотариальную - форму, должно быть «сильнее» составленного в простой письменной форме. Пленум дополняет текст закона новой нормой: «завещательным распоряжением правами на денежные средства в банке может быть отменено либо изменено … также прежнее завещание - в части, касающейся прав на денежные средства, внесенные гражданином во вклад или находящиеся на любом другом счете гражданина в этом банке". Особенно неприятно то, что такое решение ломает сложившуюся на основе ГК  практику, а значит «работает» против одной из главных целей правового регулирования – поддержания стабильности оборота.   

Еще более удивительно разъяснение, включенное в п. 33:  «переживший супруг вправе подать заявление об отсутствии его доли в имуществе, приобретенном во время брака. В этом случае все это имущество входит в состав наследства». Если цель пункта  иная, чем простое  напоминание о  статье 36 Семейного Кодекса, то смысл разъяснения таков: право на  имущество прекращается  в силу одного желания обладателя имущества. Может быть, судья не удивится этому, но что делать нотариусу? Полагаясь на буквальный смысл разъяснения, включать в наследственную массу то имущество, которое  переживший супруг укажет в заявлении? Такой подход вряд ли устроит кредиторов и наследников пережившего супруга.  

Еще пример. В прямом противоречии со ст. 1158 Пленум указывает: «Отказ от наследства в пользу других лиц (направленный отказ) может быть совершен лишь в пользу лиц из числа наследников по завещанию, а также наследников по закону любой очереди, которые призваны к наследованию». Мотивы такого подхода описаны в литературе: «Наследники не должны перераспределять наследство». Но если эта идея и верна, то ее должен воспринять законодатель, и, доведя до логического завершения, исключить возможность направленного отказа вообще. Но зачем ломать практику, основанную на прямом указании закона? В угоду одному из доктринальных подходов?    

В тексте постановления чаще всего  отсутствует даже намек на то, какие аргументы учтены Пленумом при принятии решения. Конечно, постановление не должно превращаться в учебник. Но оно должно разъяснять, а не смущать. Пленум представил печальное постановление, печальное во всех смыслах. 

Пленум Верховного суда Российской Федерации 2012 г. О наследовании по закону Текст научной статьи по специальности «Право»

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2012 Г. О НАСЛЕДОВАНИИ ПО ЗАКОНУ

Мельникова М. П.

Статья посвящена некоторым вопросам наследования по закону по Постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации

Ключевые слова: наследование по закону, брак, супруг, отчим, мачеха, пасынок, падчерица.

PLENUM OF SUPREME COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION ABOUT THE SUCCESSION/INHERENCE IN LAW

Melnikova M.P.

The article is dedicated to some issues concerning the succession/inherence in law in accordance with the Prospect Resolution of the Plenum of Supreme Court of the Russian Federation.

Key words: succession/inherence by law, marriage, husband, stepmother, stepson, stepdaughter.

В мае 2012 года Пленум Верховного суда Российской Федерации принял Постановление, которое с нетерпением ожидали суды и нотариальное сообщество, юристы, специализирующиеся в наследственном праве. Принятию Постановления предшествовала большая работа по подготовке проекта, в которой приняли и участие не только практические юристы, но и ученые-цивилисты. Необходимость разработки такого документа, который позволил бы, с одной стороны, сформировать единообразную судебную практику, с другой стороны, создать условия, при которых споры разрешаются во внесудебном порядке, на этапе нотариального оформления наследственных дел, была очевидна. Об этом в своем интервью Российской газете сказал Вячеслав Горшков - председатель судебного состава коллегии Верховного суда по гражданским делам, подчеркнув, что за последние 10 лет число споров о наследстве возросло на 184 % и составило 130 тысяч дел, рассмотренных в судах в 2011 году1. Дела данной категории, безусловно, усложнились, так как V раздел третьей части ГК РФ внес значительные изменения в различные институты наследственного права. В силу этого Пленум Верховного суда Российской Федерации в своем Постановлении от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»,

1 Российская газета. № 5782 (109) от 16.05.2012 г.

изучив и обобщив практику применения третьей части Гражданского кодекса Российской Федерации, дал судам важные разъяснения по наследованию.

В первую очередь Постановление содержит большой раздел о подведомственности наследственных споров, в котором обращено внимание на то, что дела, возникающие из наследственных правоотношений, независимо от субъектного состава их участников и состава наследственного имущества, подведомственны судам общей юрисдикции. Верховный суд указал, какое имущество, принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства, входит в состав наследства и какие имущественные права и обязанности не входят, дал разъяснения по поводу времени и места открытия наследства, уточнил основания устранения от наследования по ст. 1117 ГК РФ. Пленум еще раз подчеркнул, что распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания по правилам статей 1124 - 1127 или 1129 ГК РФ, уточнил статус отказополучателей и перечислил основания признания завещания недействительной сделкой.

В судебной практике основной категорий дел являются дела, связанные с принятием наследства. Пленум Верховного суда Российской Федерации разъяснил, что наследник, принявший наследство независимо от времени и способа его принятия, считается собственником наследственного имущества,

носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства, вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом), выделил при этом правовые последствия принятия наследником наследства, ему не предназначенного. В Постановлении перечислены возможные действия наследника, которые могут быть рассмотрены судом в качестве доказательства фактического принятия данным наследником наследства, рассмотрены особенности применения ст. 1154 ГК РФ (срок принятия наследства) и ст. 1155 ГК РФ (принятие наследства по истечении установленного срока), дана характеристика направленного отказа от наследства и безусловного отказа, раскрыты вопросы раздела наследственного имущества и ответственности наследника по долгам наследодателя.

Особое внимание Пленум уделил особенностям наследования таких видов имущества, как самовольная постройка, жилое помещение, земельный участок и интеллектуальные права, доля (пай) участника в складочном (уставном) капитале (имуществе) товарищества, общества или кооператива и др.

В целом Пленум Верховного суда поставил точку во многих сложных и спорных вопросах, возникающих в наследственных правоотношениях. Отметим, что по своему содержанию Постановление является не только самым объемным (96 пунктов), но и достаточно подробным с точки зрения теории гражданского права, по сравнению с ранее действовавшими аналогичными Постановлениями 1966 г. и 1991 г., разъясняющими нормы Гражданского Кодекса РСФСР 1964 года о наследовании.

Обратимся к некоторым проблемам наследования по закону.

Бесспорно, наследование по закону было и остается самым распространенным основанием наследования. Это связано с низким уровнем не только благосостояния граждан, но и правовой культурой в целом, а также, как справедливо считает Л. Максимович, с отсутствием у граждан привычки к самостоятельному принятию ответственных решений, связанных с волеизъявлением2.

Круг наследников по закону является достаточно широким сегодня и установлен ста-

2 Максимович Л. Наследование по закону // Закон. 2002. № 9. С. 101.

тьями 1142 - 1145, 1147, 1148 и 1151 ГК РФ. По мнению Е. В. Вавилина, расширение круга наследников до пятой степени родства «позволяет максимально полно обеспечить частные интересы, справедливо соотнести интересы граждан и государства при наследовании»3. Отметим, что в Постановлении Пленума нет разъяснений ни по поводу очередей наследников, ни по порядку призвания их к наследованию. Однако сказано, что при установлении родственных отношений дальних степеней родства отношения, влекущие призвание к наследованию по закону, должны быть подтверждены документами, выданными в установленном порядке.

Основным наследником по закону первой очереди, наряду с детьми и родителями, является супруг, состоявший на момент открытия наследства в зарегистрированном в соответствии с законодательством Российской Федерации браке. Если при определении наследственных прав пережившего супруга при наличии заключенного брака в нотариальной и судебной практике вопросов не возникает, то правовой статус супруга-наследника в случае прекращения брака в судебном порядке требует уточнения.

В связи с проблемами, возникающими в практике при определении наследственных прав бывшего супруга наследодателя, объяснено, что в случае расторжения брака в судебном порядке бывший супруг наследодателя лишается права наследовать в качестве наследника первой очереди, если соответствующее решение суда вступило в законную силу до дня открытия наследства. Это правило не вызывает сомнений, поскольку Семейный кодекс Российской Федерации установил, что брак, расторгнутый в суде, считается прекращенным с момента вступления решения суда в законную силу (п. 1. ст. 25 СК РФ). Однако необходимо иметь в виду, что указанная статья Семейного кодекса применяется при расторжении брака в суде после 1 мая 1996 года (п. 3.ст. 169 СК РФ). Брак же, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 года, считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в книге записей актов гражданского состояния. Следовательно, лица, расторгнувшие брак до данной даты и не зарегистрировавшие развод в установленном порядке, остаются супругами и сохраняют свои наследственные права.

3 Вавилин Е. В. Наследование по закону: очередность и субъектный состав // Наследственное право. 2010. № 1 // 48

Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

Не порождает прав и обязанностей супругов брак, признанный судом недействительным, поэтому лица, вступившие в брак, признанный в последствии недействительным, не обладают правами наследования друг после друга4. Пленум подчеркнул, что даже при добросовестности супруга, состоявшего в браке с наследодателем, переживший супруг должен быть исключен из числа наследников по закону первой очереди и в случае вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительным уже после открытия наследства.

Законодатель впервые в истории наследственного права России включил в круг наследников по закону в качестве наследников седьмой очереди пасынков и падчериц, отчима и мачеху наследодателя (пункт 3, статьи 1145 ГК РФ). Пленум Верховного суда счел необходимым дать следующие определения (которые, впрочем, раннее были только в юридической литературе): пасынки и падчерицы наследодателя - это неусыновленные наследодателем дети его супруга независимо от их возраста, а отчим и мачеха наследодателя - это не усыновивший наследодателя супруг его родителя.

Указанные лица призываются к наследованию при условии, что брак, заключенный в установленном порядке родителем пасынка, падчерицы либо отчимом, мачехой соответственно с наследодателем или родителем наследодателя, не был расторгнут на день открытия наследства.

Пленум разъяснил, что они призываются к наследованию и в случае, если брак родителя пасынка, падчерицы с наследодателем, а равно брак отчима, мачехи с родителем наследодателя был прекращен до дня открытия наследства вследствие смерти или объявления умершим того супруга, который являлся соответственно родителем пасынка, падчерицы либо родителем наследодателя. В этой связи интересно определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 июля 2011 г., которая, рассмотрев кассационную жалобу Г. - падчерицы наследодательницы, отметила, что для призвания пасынков и падчериц, отчимов и мачех к наследованию необходимо только наличие отношений свойства с наследодателем на момент его смерти. Никаких иных условий для возникновения права быть призванными к наследованию по

4 Шевчук М. А., Шевчук С. С. Наследственное право России: учебное пособие. - Ставрополь: СКСИ; Став-ропольсервисшкола, 2003. С. 97.

закону в порядке седьмой очереди Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает. Судебная коллегия отметила и то, что прекращение брака, вследствие смерти одного из супругов или объявление его умершим, не обрывает семейную связь пережившего супруга и его пасынка или падчерицы5.

В случаях, если брак прекращен путем его расторжения, а также признан недействительным, указанные в пункте 3 статьи 1145 ГК РФ лица к наследованию не призываются.

Напомним, что речь идет о седьмой очереди наследников, которые призываются к наследованию только при отсутствии наследников предыдущих шести очередей. То есть наследники, связанные с наследодателем, например, родственной связью пятой степени родства: двоюродные племянники и племянницы, призываемые к наследованию в порядке шестой очередности при отсутствии наследников других очередей - будут отстранять от наследования пасынка наследодателя, который не был усыновлен, но всю жизнь проживал вместе с наследодателем одной семьей. Создается своеобразная конкуренция наследственных прав наследников. По этому поводу в юридической литературе сложилось мнение о необходимости отнесения таких наследников (пасынков и падчериц, отчима и мачеху) законодателем ко второй очереди, что будет соответствовать не только фактическому положению этих субъектов, но и также этическому и правовому принципу справедливости6.

Среди наследников по закону есть особая категория наследников, наследующих только по праву представления, - это внуки и правнуки наследодателя, племянники и племянницы, двоюродные братья и сестры наследодателя (п. 2 ст. 1142, п. 2 ст. 1143, п. 2 ст. 1144 ГК РФ). В теории дореволюционного гражданского права Г. Ф. Шершеневичем было дано определение права представления, под которым понималось право занять при наследовании место, которое принадлежало бы восходящему в прямой линии родственнику, если бы он мог наследовать в момент открытия наследства7.

5 Ярошенко К. Б. Вопросы, возникающие в судебной практике при применении отдельных норм законодательства о наследовании // Юридическая литература. 2012 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

6 Вавилин Е. В. Указ соч.

7 Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. - М., 1911. С. 757.

В соответствии со ст. 1146 ГК РФ доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит к его соответствующим потомкам и делится между ними поровну. Так, если у наследодателя остались только внуки, братья и сестры, то к наследованию по закону будут призваны только внуки как наследники первой очереди, наследующие по праву представления.

Верховный суд ответил на сложный вопрос: как определить наследственную долю в том случае, если наследник по праву представления не примет наследство, откажется от наследства без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества (статья 1158 ГК РФ), не имеет права наследовать или отстранен от наследования в соответствии со статьей 1117 ГК РФ. В этих ситуациях доля, переходящая по праву представления к соответствующим потомкам наследодателя, должна делиться поровну между

оставшимися наследниками по праву представления либо переходить к единственному такому наследнику, принявшему наследство, и лишь при их отсутствии переходить к иным наследникам наследодателя согласно правилам приращения наследственных долей в соответствии со статьей 1161 ГК РФ.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что новое Постановление Пленума Верховного суда дополняет, уточняет и разъясняет нормы гражданского законодательства о наследовании, что способствует формированию единообразной судебной и нотариальной практики и требует дальнейшего теоретического изучения.

Об авторе

Мельникова Марина Петровна, к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса ЮИ СКФУ, e-mail [email protected] yandex.ru; тел. 8 905 467 4950

ВС разобрался, кто из наследников важнее

По факту и по форме

В деле № 5-КГ19-83 коллегия по гражданским спорам ВС разбиралась, можно ли отстоять право на долю в наследстве, если вместо того, чтобы в установленный срок обратиться к нотариусу, наследница осталась жить в квартире наследодателя и фактически относилась к имуществу так, как к своему. Москвичка Мария Елисеева* подала в суд на Ольгу Баранову, свою сестру. Елисеева жила в квартире их общего брата Максима Баранова. Она ухаживала за братом и распоряжалась его деньгами по генеральной доверенности, а также отремонтировала жилье за свой счет. После смерти брата Елисеева осталась в той же квартире: другого жилья у нее не было. Завещания брат не оставил, наследников – братьев и сестер – было пятеро. 

Практика

Когда Елисеева обратилась к нотариусу, чтобы принять наследство, она получила отказ: шесть месяцев, которые отводились на это, уже истекли, а право собственности на всю квартиру, включая долю Елисеевой, к тому моменту уже оформила на себя ее сестра. Остальные трое наследников отказались от своей части в пользу Барановой. Но Елисеева обратилась в суд, ведь от своей доли она не отказывалась. Фактически она приняла наследство, хотя и не обращалась к нотариусу.

Дорогомиловский районный суд, куда поступил иск, удовлетворил ее требования и признал за ней право собственности на пятую часть квартиры. Суд указал, что Елисеева много лет жила с братом и после его смерти продолжила пользоваться имуществом и содержать его, а от наследства не отказывалась, то есть фактически его приняла. Но решение не устояло в Мосгорсуде. Там решили: проживание в квартире, принадлежавшей наследодателю, не свидетельствует о принятии наследства.

Верховный суд за равенство

Верховный суд, которому в итоге и пришлось разбираться в споре, заключил, что правильные выводы сделала первая инстанция. Имущество наследуется по завещанию или по закону, а для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства, напомнил ВС. Сделать это можно двумя способами: подать заявление о принятии наследства нотариусу или осуществить действия, которые будут говорить о его фактическом принятии. Перечень этих действий есть в п. 2 ст. 1153 ГК, в их числе – вступление в управление имуществом, меры по его сохранению и защите, траты на содержание имущества, оплата долгов наследодателя и т. д.

То есть речь идет о тех действиях, в которых «проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу», уточнял Пленум ВС № 9 «О судебной практике по делам о наследовании». Таким действием может быть вселение наследника в квартиру наследодателя или проживание в нём на день открытия наследства, отмечает ВС.

Елисеева пользовалась квартирой брата, и суд установил, что своими действиями она выразила волю на принятие наследства, приняв его фактически, указал ВС. Выбрав место жительства в спорной квартире и неся бремя содержания спорного имущества, она, не отказавшаяся от принятия наследства, считается принявшей наследство, указала коллегия под председательством судьи Александра Кликушина.

Получение свидетельства о праве на наследство при его фактическом принятии – это право, а не обязанность наследника, подтвердил ВС. 

ВС отменил апелляционное определение Мосгорсуда и оставил в силе решение суда первой инстанции.

* – имена и фамилии участников спора изменены редакцией.

ВС разъяснил, когда наследником может стать не родственник покойного

Фото: Moscow Live

Наследником по закону может быть признано нетрудоспособное лицо, находившееся на иждивении наследодателя на момент его смерти. При этом не имеют значения родственные отношения между ними, говорится в четвертом обзоре практики Верховного суда в 2020 году.

Гражданка Иванова (фамилия изменена — L.R) более 35 лет состояла в фактических отношениях с мужчиной, с которым проживала в частном доме. Брак при этом зарегистрирован не был. Женщина со II группой инвалидности находилась на полном материальном обеспечении сожителя. Принадлежащую ему квартиру пара сдавала. В 2017 году мужчина умер, после чего Иванова подала к департаменту городского имущества Москвы иск о признании права собственности на жилье покойного.

Чиновники мэрии подали встречный иск и потребовали выселения Ивановой. По мнению властей, какие-либо наследники на спорное имущество как по закону, так и по завещанию отсутствуют. Все суды отказали Ивановой в иске и встали на сторону мэрии.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ с нижестоящими инстанциями не согласилась.

ВС напомнил о п. 2 и 3 ст. 1148 ГК РФ, согласно которым к наследникам по закону относятся граждане, которые не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним. При наличии других наследников по закону они наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию. При отсутствии других наследников нетрудоспособные иждивенцы наследодателя наследуют самостоятельно в качестве наследников восьмой очереди.

Еще в 2012 году Пленум ВС постановил, что находившимся на иждивении наследодателя может быть признано лицо, получавшее от умершего в период не менее года до его смерти полное содержание или такую систематическую помощь, которая была постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от получения им собственного заработка, пенсии, стипендии и других выплат. Родственные отношения при этом не имеют значения.

«Факт совместного проживания в частном доме подтвержден соответствующими свидетельствами о регистрации по месту пребывания, актом комиссии управления социальной защиты населения, а также показаниями свидетелей», — указал ВС.

Кроме того, как указал ВС, понятие «иждивение» предполагает как полное содержание лица умершим, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица какого-либо собственного дохода (получение пенсии).

Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего может быть установлен в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим и его собственными доходами, и такая помощь также может быть признана постоянным и основным
источником средств к существованию.

ВС направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Explainer: Что смотреть на пятом пленуме Коммунистической партии Китая

ПЕКИН (Рейтер) - Председатель КНР Си Цзиньпин и члены Центрального комитета, крупнейшего из элитных руководящих органов правящей Коммунистической партии, встречаются на этой неделе, чтобы сформулировать цели экономической и социальной политики на ближайшие пять лет.

Рабочие готовят железную решетку к сварке на строительной площадке в Центральном деловом районе (CBD) после вспышки коронавирусной болезни (COVID-19) в Пекине, Китай, 27 октября 2020 года.REUTERS / Thomas Peter

Предложения политики будут обсуждаться на пленуме, пятом заседании Центрального комитета после съезда партии 2017 года, 26-29 октября. Окончательный проект будет утвержден и опубликован на ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей или парламента в следующем году.

Ниже приведены некоторые темы, за которыми стоит обратить внимание на пятом пленуме:

ЦЕЛИ по ВВП

Китай снизил свой годовой показатель роста валового внутреннего продукта (ВВП) в 2020 году впервые с 2002 года из-за неопределенности, вызванной COVID-19.Вторая по величине экономика мира не сможет достичь целевого показателя ВВП на 2016–2020 годы, превышающего 6,5%. Инвесторы следят за тем, поставит ли Китай более слабую цель роста на следующие пять лет или вообще не поставит ее, чтобы расширить возможности своей политики и повысить гибкость.

ДВОЙНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Инвесторы ожидают подробностей о том, как будет реализована стратегия Си «двойного обращения». Стратегия, впервые предложенная Си в мае, заключается в том, чтобы Китай зависел в основном от «внутреннего обращения» на следующем этапе своего развития - внутреннего цикла производства, распределения и потребления, поддерживаемого внутренними технологическими инновациями.Этот внутренний цикл должен поддерживаться внешними ресурсами посредством «международного обращения».

ИННОВАЦИИ

Наблюдатели рынка ищут возможные новые меры по стимулированию технологических инноваций, которые являются ключом к продвижению Китая вверх по глобальной цепочке создания стоимости и повышению его самообеспеченности жизненно важными технологиями и ноу-хау, особенно в связи с сокращением предложения Соединенными Штатами компоненты для ключевых китайских технологических компаний, таких как Huawei Technologies Co [HWT.UL], угрожая нарушить цепочки поставок Китая.Ожидается, что Китай усилит политическую поддержку высокотехнологичных отраслей, таких как разработка полупроводников, телекоммуникации (5G), большие данные и искусственный интеллект.

ТОВАРЫ И ЭНЕРГЕТИКА

Рынки будут внимательно следить за признаками планов по увеличению стратегических запасов товаров и энергии для обеспечения самообеспеченности, повышения продовольственной безопасности после того, как смертельная болезнь привела к восстановлению поголовья свиней и запасов зерна, для декарбонизации и ускорить внедрение зеленой энергии, чтобы продвигать энергетическую независимость и повысить свою ценовую позицию на товарных рынках путем заключения новых международных контрактов.

ВНУТРЕННЕЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

Экономисты ожидают, что Китай примет новые меры по увеличению внутреннего потребления. Чтобы стимулировать рост ВВП в большей степени, внутреннее потребление необходимо расширить, чтобы включить расходы на более дорогие товары и услуги и выйти за рамки автомобилей, продуктов питания и одежды. Ключом к увеличению потребления является более высокий доход домохозяйств, который зависит от предложения более высокооплачиваемых рабочих мест, особенно в технологическом и финансовом секторах.

РЕФОРМЫ

Ожидается, что Китай еще больше ослабит правила проживания, чтобы упростить переселение жителей сельских районов в городские, помочь преодолеть нехватку рабочей силы в сотнях городов, находящихся на различных этапах развития новых отраслей, и повысить потребление при одновременном сокращении неравенство доходов между городом и деревней.Земельные реформы также позволят фермерам увеличить долю продаж земли, что приведет к еще большей урбанизации. В финансовом секторе ожидаемые шаги по дальнейшему снижению процентных ставок и расширению роли рынков капитала позволят устранить перекосы в распределении кредитов, в результате которых огромные государственные банки предоставляют ссуды государственным компаниям, в то время как частный сектор часто лишен кредита.

СЕДЕЕЕ НАСЕЛЕНИЕ

Наблюдатели ждут новых мер по борьбе с седеющим населением Китая. На предыдущем пленуме в октябре 2015 года партия объявила, что отказывается от многолетней политики одного ребенка.Еще в 2013 году Пекин заявил, что официальный пенсионный возраст будет повышен к 2020 году, и эта цель была включена в план Министерства кадров и социального обеспечения на 2016-2020 годы. До сих пор не было предпринято никаких шагов по изменению пенсионного возраста: 60 ​​лет для мужчин и 55 лет для женщин-государственных служащих и белых воротничков.

ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА

Климатологи говорят, что любое заявление пленума, вероятно, будет содержать более жесткие формулировки в отношении контроля за выбросами парниковых газов, что отражает недавнее обещание президента Си Цзиньпина сделать Китай углеродно-нейтральным к 2060 году.Ожидается, что неожиданное заявление Си Цзиньпина приведет к значительным корректировкам проекта следующего пятилетнего плана: при поддержке правительства исследователи будут настаивать на более высоких целевых показателях использования возобновляемых источников энергии и ужесточении ограничений на использование угля.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Семь пленумов обычно проводятся между партийными съездами, которые происходят раз в пять лет, а четвертый пленум часто посвящен вопросам управления партией. На последнем, четвертом пленуме в октябре 2019 года не было упоминания о продолжении власти Си или Си, преемника Си или Си, когда его президентский срок истечет в 2022 году.Небольшая горстка инвесторов снова внимательно следит за этим пленумом, но неясно, будет ли обсуждаться эта тема.

Отчетность Райана Ву; Дополнительная информация от редакции новостей Пекина. Редактирование Джерри Дойла

Пленум, план ... и верховный лидер?

Пятый пленум 19-го съезда партии Китая, на котором собрались руководители Центрального комитета партии, завершился сегодня, 29 октября. Процедура проходила за закрытыми дверями, но первые сообщения предполагают, что Си Цзиньпин сохранит власть далеко не в 2022 году.

The New York Times сообщила, что конференция отразила консолидацию власти в партии Си. От Криса Бакли и Стивена Ли Майерса:

Заседание коммунистической партии завершилось в четверг воодушевляющим заявлением, в котором господин Си восхвалялся как рулевой, подтверждая его широкие полномочия в качестве лидера, который будет вести Китай через опасные воды на долгие годы. Заседание Центрального комитета, совета высокопоставленных должностных лиц, изложило стремление Китая стать экономической, военной и культурной державой, несмотря на растущую неопределенность за рубежом.

С г-ном Си в качестве «главного навигатора и рулевого», как гласит официальное резюме встречи, «мы, безусловно, сможем преодолеть ряд трудностей и опасностей, которые ждут нас на пути вперед».

[…] «Это большое шоу для Си Цзиньпина, которое пытается убедить высшее руководство в том, что он заслуживает поддержки, чтобы оставаться верховным лидером дольше 10 лет», - сказал г-н Лам, аналитик. [ Источник ]

За несколько дней до заседания CDT перевел просочившиеся директивы о цензуре, которые предписывали средствам массовой информации воздерживаться от любых упоминаний о «борьбе на высоком уровне», «борьбе за власть», «фракционной борьбе» и «Си. фракция.На пленарном заседании не было упоминания о потенциальном преемнике Си. The Economist проанализировал заметное отсутствие нового руководства, явный индикатор того, что Си планирует остаться у власти и после 2022 года. :

. тот, что в 2010 году ознаменовал его приход к власти. В коммюнике, выпущенном 29 октября, в конце четырехдневного конклава Центрального комитета, насчитывающего примерно 370 человек, говорится, что собрание одобрило «рекомендации» по пятилетнему экономическому плану и план развития Китая до 2035 года (полный текст). подробности этого еще не были опубликованы, когда The Economist вышел в печать).Но ни о каком новом гражданском назначении в военную комиссию не упоминалось.

Должность заместителя председателя очень важна для любого будущего лидера, прежде чем вступить в должность. Г-н Ху получил эту должность за три года до того, как стал генеральным секретарем. Без опыта работы военного командования руководителю партии может быть трудно установить контроль над армией. Есть еще два заместителя председателя в форме. Но продолжающееся отсутствие гражданского лица на этом уровне означает, что у Китая нет ожидающего лидера, когда время почти исчерпано, чтобы начать изучать веревки до 20-го съезда партии в 2022 году.Гражданский заместитель председателя также будет членом постоянного комитета Политбюро. Но перестановки в этом органе из семи человек в 2017 году не включали никого обычного возраста, когда кого-то готовят к преемственности. [ Источник ]

(2035, кстати, это середина между 100-летием основания КПК, 2021 г., и 100-летием основания КНР, 2049 г. Это ключевой год во многих существующих планах, таких как «Китайские стандарты 2035 года», и его важность будет еще больше повышена на пленуме.)

- Джулиан Гевиртц (@JulianGewirtz) 25 октября 2020 г.

Статья Nikkei Asian Review связала цели Си на 2035 год с полумистической связью Мао с числом 8341. Второе издание Nikkei Asian Review подробно остановилось на этих моментах: связали цели. 15-летний план потенциального длительного пребывания Си в должности :

Майкл Хирсон, руководитель практики по Китаю и Северо-Восточной Азии в Eurasia Group, написал в пятницу в записке, что пленум ознаменует введение «самой геополитической пятилетки Китая». план », что отражает стремление Си повысить самообеспеченность Китая как с точки зрения спроса, так и предложения.Он назвал пятилетний план на 2021–2026 годы «лучше всего рассматривать как первые пять лет из 15-летней повестки дня», поскольку Си стремится остаться у власти после 2022 года.

«В до-сирийскую эпоху пятый Пленум был частью процесса перехода к следующему поколению руководства », - сказал Хирсон, отметив, что выполнение пятилетнего плана ляжет на следующего лидера. «Но стремление Си остаться на третий срок в 2022 году изменило роль и значение этой встречи», - сказал он. [ Источник ]

Хотя детали нового пятилетнего плана Китая не будут опубликованы до 2021 года, Macro Polo, внутренний аналитический центр Института Полсона, прогнозирует, что политики сосредоточат внимание на стратегии «двойного обращения», Экономическая политика Си подробно остановился на недавнем выступлении в Шэньчжэне.Они также предсказали уменьшение внимания к экономическому росту и большее внимание к быстро растущему неравенству доходов в Китае. Скотт Кеннеди из Центра стратегических и международных исследований, цитируемый в информационном бюллетене China Watcher от Politico, сказал: «[ожидайте] много упоминаний о« реформах и открытости »и« рынке », но мы также должны ожидать, что эти слова будут сбалансированы с акцент на «самостоятельности» ». Эта уверенность в своих силах, как пишет Lingling Wei из Wall Street Journal,« является вызывающим посланием перед лицом усиления U.С. санкции против китайских фирм ».

Следующий шаг после «изменений, которых не было за столетие». КПК явно удвоила свою оценку того, что Китай находится на подъеме, а США - в упадке, и будет продолжать действовать соответствующим образом. https://t.co/XO8jlIxYqG

- Александр Боу (@boweconstrictr) 29 октября 2020 г.

В The Diplomat Шеннон Тиецци отметила, что отчет пленума намекал на реформу прав собственности, давнюю надежду некоторые китайские мыслители :

Есть также дразнящее упоминание о «прорыве» в реформе прав собственности.Это было чем-то вроде Святого Грааля для реформистов в Китае, который долго обсуждался, но никогда не понимался. При коммунистической системе Китая вся земля технически принадлежит правительству, что особенно ставит в невыгодное положение сельских землевладельцев, которые могут лишиться своей собственности по прихоти местного правительства с небольшой компенсацией и меньшими изменениями в возмещении ущерба. Еще предстоит увидеть, приведет ли это краткое упоминание в коммюнике к реальным изменениям в земельных правах Китая или просто к еще более разбитым надеждам.[ Источник ]

Пятилетний план Китая имеет серьезные последствия для окружающей среды. Ранее Си Цзиньпин обещал сделать Китай углеродно-нейтральным к 2060 году. В авторитетном документе исследователей из Университета Цинхуа предлагалось, чтобы 14-й пятилетний план установил «потолок выбросов углерода в размере менее 10,5 миллиардов тонн» к 2025 году для достижения этой цели. Том Бакстер и Яо Чжэ написали анализ для China Dialogue. :

Исследование предельного уровня выбросов углерода - новая территория для FYP.В 13-м финансовом году были поставлены задачи по контролю над общим потреблением энергии в Китае на уровне пяти миллиардов тонн условного эквивалента угля и по дальнейшему снижению энергоемкости и углеродоемкости экономики. Однако ограничение на потребление энергии игнорирует углеродоемкость источников энергии, даже если они влияют на выбросы углерода и могут быть выбраны для их сокращения.

Ван И, член Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей и ключевой советник правительства по вопросам климата и устойчивого развития, на сессиях Всекитайского собрания народных представителей в этом году предложил заменить ограничение энергопотребления ограничением выбросов углерода.[ Источник ]

В заключительном отчете пленума также содержится призыв к Народно-освободительной армии стать полностью современным к 2027 году, к столетию со дня ее основания . Жозефина Ма и Уильям Чжэн сообщили для The South China Morning Post:

Гонконгский военный аналитик Сун Чжунпин сказал, что новую цель столетия можно интерпретировать как «превращение НОАК в ведущую современную силу в мире, которая может быть на одном уровне. с армией США ».

Цзюньфэй Ву, заместитель главы гонконгского аналитического центра Tianda Institute, сказал, что это первый раз, когда китайское руководство включило военных в такие цели развития.Он сказал, что цель в первую очередь нацелена на Тайвань.

«По сути, цель состоит в том, чтобы к 2027 году НОАК могла противостоять армии США, чтобы она могла эффективно сдерживать вмешательство армии США в районе Тайваньского пролива». [ Источник ]

Передовая статья Global Times, опубликованная через несколько часов после завершения пленума, подытожила триумфальное настроение Китая. Две проблемы - «сдерживание Америки» и коронавирус не смогли остановить Китай, говорится в редакционной статье, добавив, что «США не могут сокрушить Китай» :

Эти две проблемы не подорвали развитие Китая.Они даже не повлияли на его скорость. Они привели к появлению новых ситуаций и условий, которые способствовали удивительной приспособляемости Китая. Китайцы разработали более широкое видение и стали более способными справляться с проблемами, точно так же, как сила и возобновление устойчивости страны превзошли мутирующий вирус. [ Источник ]

Пятый пленум Китая: чтение первых чайных листов

30 октября 2020 г.

Коммунистическая партия Китая (КПК) на этой неделе провела пятое пленарное заседание ЦК КПК 19-го созыва.Под председательством генерального секретаря Си Цзиньпина основной задачей было оценить результаты 13-го пятилетнего плана (2016-2020 гг.) И рассмотреть проект предложения на 14-й пятилетний план (2021-2025 гг.), Но встреча также предоставил окно во внутреннюю политику Китая, а также оценку партией места Китая на мировой арене. Как обычно, пленум проходил в строго охраняемом отеле на западе Пекина, куда не допускались независимые СМИ и наблюдатели. Следовательно, чтобы определить основные моменты, нужно немного почитать чайный лист.

Q1: Какова была цель Пятого пленума?

A1: Согласно Конституции КПК, пленарные заседания являются обязательным ежегодным съездом полного состава Центрального комитета Коммунистической партии. Эти встречи запланированы на пятилетний съезд партии, самое важное событие в политическом календаре КПК. В то время как Центральный комитет, который в настоящее время насчитывает 198 постоянных и 166 альтернативных членов, номинально является самым мощным политическим органом в соответствии с конституцией КПК, на самом деле, Постоянный комитет Политбюро Центрального комитета, состоящий из семи человек («Постоянное Политбюро» Комитет ») является вершиной власти.Пленарные заседания - это скорее форум для согласования политики, а в эпоху Си Цзиньпина - место, где Си мог утвердить свое господство, одновременно создавая общественную иллюзию коллективного управления.

Хотя формально и не зафиксировано, каждый пленум имеет общую тему, и после 14-го съезда партии (1992-1997 гг.) Пятый пленум был посвящен оценке результатов предыдущего пятилетнего плана и рассмотрению общего «предложения» предстоящий план. Пленарная сессия этого года - и пятилетний план - прибывают в чрезвычайно сложный момент для Китая, поскольку он сталкивается с резким замедлением экономического роста (прогнозируемый рост ВВП в этом году составит 2 процента по сравнению с 6.1 процент в прошлом году), все более нестабильные двусторонние отношения с Соединенными Штатами и неопределенная международная обстановка, которую сам Си описывает как находящуюся на грани «изменений, невидимых за 100 лет». Пятилетние планы являются важными политическими сигналами в любой момент, но в этом году они рассматриваются как показатель фундаментального долгосрочного диагноза глобального порядка, поставленного Пекином.

Q2: Как КПК оценивает 13-ю пятилетку и основные цели 14-й пятилетки?

A2: В конце собрания было выпущено итоговое коммюнике, а полный текст предложения о пятилетнем плане будет опубликован в ближайшие дни.Полный план с подробными количественными целевыми показателями не будет опубликован до следующей полной сессии Всекитайского собрания народных представителей в марте. Тем не менее, мы можем сделать несколько важных выводов о последних пяти и следующих пяти годах.

Как и ожидалось, пленум объявил, что Китай достиг критической политической цели - стать «умеренно процветающим обществом» к 2020 году. Ожидается, что к концу года ВВП Китая достигнет почти 100 триллионов юаней (RMB), что эквивалентно 14,3 долларам США. триллион - цифра выше, чем прогнозировалось 92 юаня.7 триллионов, что делает экономику Китая в номинальном выражении примерно на 66,7 процента больше, чем экономика Соединенных Штатов в 2019 году (21,4 триллиона долларов), по сравнению с 40,6 процента размера Соединенных Штатов в 2010 году. Китай, по сообщениям, вытащил из бедности 55,75 миллиона человек. и создал 60 миллионов рабочих мест в городских районах за последние полдесятилетия. К концу 2020 года будет обеспечено базовое медицинское страхование для 1,3 миллиарда граждан и базовая пенсионная поддержка почти для 1 миллиарда граждан.

Заглядывая в будущее, пленум подчеркнул, что 14-й пятилетний план будет основан на принципах инноваций, региональной координации, экологического развития, международной открытости и социальной справедливости 13-го пятилетнего плана.При этом особое внимание уделялось укреплению отечественной экономики. Не было упоминания о целевом показателе темпов роста; вместо этого страна сосредоточится на повышении качества и производительности. План подчеркнет необходимость Китая обрести технологическую независимость; стать локомотивом в производстве, кибербезопасности и цифровой экономике; и повысить международную конкурентоспособность Китая. В то же время Китаю необходимо будет увеличить внутреннее потребление как долю экономики, которая будет зависеть от повышения заработной платы, создания более полной системы социальной защиты и расширения экономических возможностей в сельских районах Китая.

Q3: Каково экономическое видение КПК для достижения «социалистической модернизации» к 2035 году?

A3: Официальное название документа, одобренного пленумом, - «Предложение ЦК КПК по 14-му пятилетнему национальному плану экономического и социального развития и долгосрочным целям на 2035 год» (《中共中央 关于 制定 国民经济和 社会 发展 第 ⼗ 四个 五年 规划 和 ⼆ 〇 三 五年 远景 ⽬ 标的 建议》). В последний раз параллельный документ включал обсуждение «долгосрочных целей» в связи с предложением Девятого пятилетнего плана в 1995 году.Об этом не сообщалось заранее, но это неудивительно, поскольку партия совсем недавно поставила перед страной широкие цели к 2035 и 2049 годам, к 100-летию основания Народной Республики. Кроме того, партия разрабатывает новый Среднесрочный и долгосрочный план развития науки и технологий (2021–2035 годы).

Коммюнике подтвердило предыдущие партийные документы о том, что к 2035 году Китай будет уверенно двигаться по пути достижения «социалистической модернизации».Для определения того, что это означает, были даны лишь общие банальности, но были упомянуты цели, в том числе достижение крупных технологических прорывов, которые позволили бы Китаю войти в число ведущих стран мира, достижение высокого уровня жизни, создание зеленой экономики и улучшенной окружающей среды, а также повышение уровня жизни населения. ВВП на душу населения при сокращении разрыва между городским и сельским обществом.

Несмотря на то, что существуют четкие планы комплексной реструктуризации экономики, как и в случае с 13-й пятилеткой, особое внимание уделялось роли КПК и правительства.За фразой «полностью задействовать решающую роль рынка в распределении ресурсов» последовало «дальнейшее развитие роли правительства и содействие лучшему сочетанию эффективных рынков и эффективных правительств». Если рассматривать документ в целом и наряду с другими недавними заявлениями Си Цзиньпина, сформулированное здесь видение является в высшей степени статистическим, поскольку рынки используются для достижения стратегических целей, а не для достижения социально выгодных результатов в одиночку.

Q4: Что Пятый пленум говорит нам о сохранении власти Си Цзиньпина?

A4: После нескольких лет спекуляций о том, что Си находится на крючке из-за своих внутренних и международных действий, коммюнике пленума является еще одним сильным сигналом того, что его политическая позиция уникальна в высших рядах КПК. Отпечатки пальцев Си повсюду в документе, с неоднократными ссылками на его стратегии, кампании и политику, от идеологических кампаний до геостратегических инициатив.Коммюнике лишило Си Цзиньпина лидерства, провозгласив его «главным навигатором и рулевым» - призыв, который был отменен руководством КПК после смерти Мао, но теперь возродился, когда власть Си достигла новых высот. Хотя сам по себе это не референдум по Си, одобрение пленумом его лидерства и политики (притворное, принудительное или иное) снова указывает на то, что эффективного лидерства по-прежнему не существует, и что его путь к третьему сроку на посту генерального секретаря партии в 2022 году - это все. но уверен.Если не считать своей смерти или недееспособности на своем посту, Си будет править Китаем в обозримом будущем.

Q5: Что в коммюнике говорится о диагнозе Пекина международной среде и его взгляде на отношения между США и Китаем?

A5: Хотя Соединенные Штаты не упоминаются в коммюнике, если рассматривать их вместе с публичными заявлениями высшего руководства за последние 12-18 месяцев, становится все более очевидным, что Пекин рассматривает международную среду и свои отношения с другими странами. Вашингтон, вступивший в новую парадигму, типичную для которой - соперничество, протекционизм и раскол глобальных цепочек создания стоимости.По-прежнему придерживаясь мнения, что Китай остается «в периоде важных стратегических возможностей», тем не менее, «происходят новые события и изменения в возможностях и вызовах». Усилия администрации Трампа за последние четыре года являются явной и невысказанной целью этих новых «вызовов». Кроме того, в коммюнике упоминается «глубокая корректировка международного баланса сил», который, хотя и не новый термин, впервые появляется в документе такого иерархического значения.Эта фраза, впервые использованная в 2017 году, напрямую связана со структурными сдвигами, сопровождавшими мировой финансовый кризис 2008 года. Опять же, это подкрепление давнего повествования о том, что «совокупная национальная мощь Китая» растет, в то время как Соединенные Штаты продолжают то, что Пекин считает долгосрочным ухудшением власти и положения.

Динамика изменений на Тайване и Гонконге также очевидна из коммюнике. Если в отчете Пятого пленума 2015 года подчеркивалось углубление экономических связей с материком и принятие «беспроигрышного» подхода в отношении Тайваня, то теперь в документе более прямо говорится о цели «поддержания долгосрочного процветания и стабильности. Гонконга и Макао, способствуя мирному развитию отношений между двумя сторонами пролива и воссоединению с родиной.«Хотя это не новая цель, резкие формулировки стабильности и воссоединения говорят об ухудшении управления Пекином в Гонконге и его отношениях с Тайванем.

Джуд Бланшетт занимает должность Фримена по изучению Китая в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне, округ Колумбия. Скотт Кеннеди является старшим советником и занимает должность попечителя по китайскому бизнесу и экономике в CSIS.

Критические вопросы выпускается Центром стратегических и международных исследований (CSIS), частным, освобожденным от налогов учреждением, занимающимся вопросами международной государственной политики.Его исследования являются беспристрастными и непатентованными. CSIS не занимает определенных политических позиций. Соответственно, следует понимать, что все взгляды, позиции и выводы, выраженные в этой публикации, принадлежат исключительно автору (авторам).

© 2020 Центр стратегических и международных исследований. Все права защищены.

Великий марш с Третьего пленума Юй Юндин

На недавнем Третьем пленуме ЦК Коммунистической партии Китая лидеры Китая приняли «резолюцию» из 60 пунктов, охватывающую шесть областей.Но список целей реформ, многие из которых не были столь смелыми или новаторскими, как обещалось, недостаточен для устранения глубоких противоречий, подрывающих развитие Китая.

ПЕКИН. Хотя в начале этого года завершилась смена руководства Китая, политическая повестка дня на ближайшее десятилетие только что стала известна. Следуя китайской политической традиции, новому руководству страны пришлось дождаться Третьего пленума 18-го Центрального комитета Коммунистической партии Китая, который проходил через 3-4 квартала после первого пленума, на котором была установлена ​​преемственность, чтобы раскрыть свои приоритеты экономической политики.

Третьи пленумы - и, возможно, только третьи пленумы - могут привести к радикальным преобразованиям. Действительно, именно на третьем пленуме 11-го Центрального комитета КПК Дэн Сяопин начал реформы, которые открыли китайскую экономику и вызвали более трех десятилетий быстрого экономического роста. Также выделяются третьи пленумы 14-го и 16-го Центральных комитетов КПК, состоявшиеся в 1993 и 2003 годах соответственно. На обеих встречах лидеры КПК выдвинули всеобъемлющие планы по созданию и совершенствованию так называемой «социалистической рыночной экономики» в Китае.

«Резолюция» из 60 пунктов, принятая на последнем Третьем пленуме, охватывает шесть областей: экономика, политическая система, окружающая среда, культура, общество и укрепление потенциала партии. Это представляет собой существенный отход от повестки дня, выработанной на предыдущих Третьих пленумах, которые были сосредоточены исключительно на экономических реформах.

Надеемся, вам понравился проект Project Syndicate .

Чтобы продолжить чтение, подпишитесь сейчас.

Подписаться

или же

Зарегистрируйтесь БЕСПЛАТНО, чтобы получить доступ к двум премиальным статьям в месяц.

регистр

Уже есть аккаунт? Авторизоваться

Долгий марш от третьего пленума - Юй Юндин

Хотя смена руководства Китая завершилась в начале этого года, политическая повестка дня на ближайшее десятилетие только что стала известна.Следуя китайской политической традиции, новому руководству страны пришлось дождаться Третьего пленума 18-го Центрального комитета Коммунистической партии Китая, который проходил через 3-4 квартала после первого пленума, на котором была установлена ​​преемственность, чтобы раскрыть свои приоритеты экономической политики.

Юй Юндин

Третьи пленумы - и, возможно, только третьи пленумы - могут привести к радикальным преобразованиям. Действительно, именно на третьем пленуме 11-го Центрального комитета КПК Дэн Сяопин начал реформы, которые открыли китайскую экономику и вызвали более трех десятилетий быстрого экономического роста.Также выделяются третьи пленумы 14-го и 16-го Центральных комитетов КПК, состоявшиеся в 1993 и 2003 годах соответственно. На обеих встречах лидеры КПК выдвинули всеобъемлющие планы по созданию и совершенствованию так называемой «социалистической рыночной экономики» в Китае.

«Резолюция» из 60 пунктов, принятая на последнем Третьем пленуме, охватывает шесть областей: экономика, политическая система, окружающая среда, культура, общество и укрепление партийного потенциала. Это представляет собой существенный отход от повестки дня, выработанной на предыдущих Третьих пленумах, которые были сосредоточены исключительно на экономических реформах.

Но, когда дело доходит до целей экономической реформы, резолюция не является исключительно новаторской. Действительно, большинство целей, которые он включает, такие как реформа государственных предприятий (ГП), развитие частного предпринимательства, сокращение государственного вмешательства, защита прав собственности и создание современной рыночной системы, можно найти в резолюции. Третьего пленума 16-го ЦК КПК.

Даже решение пересмотреть роль рынка в распределении ресурсов как «решающую» не было прорывом, как утверждали многие наблюдатели.В конце концов, резолюция 2003 года уже определила рынок как «фундаментальный» для распределения ресурсов. Учитывая это, наиболее важным выводом последней резолюции является то, что она развеяла любые сомнения в приверженности нового руководства рыночной реформе, которую Дэн инициировал в 1978 году.

По традиции, в резолюции третьего пленума не обсуждались проблемы, касающиеся роста и развития, которые, как можно надеяться, правительство рассмотрит более подробно в ближайшем будущем.Тем не менее, некоторые конкретные положения резолюции об экономической реформе представляют собой столь необходимый прогресс.

  • ГП должны будут отдавать 30% своей прибыли государству вместо того, чтобы удерживать большую часть - или даже всю - свою прибыль, как они делали последние два десятилетия.
  • Фермерам будет предоставлено больше прав собственности, что позволит им, например, передавать и закладывать права землепользования, хотя правительство по понятным причинам продолжает проявлять осторожность в отношении приватизации сельских земель.
  • Будет введен налог на недвижимость, чтобы сдержать стремительный рост цен на жилье и снизить уровень вакантных площадей - спорный, но, возможно, необходимый шаг.
  • Политика одного ребенка будет упрощена, позволяя паре иметь двоих детей, если один из родителей является единственным ребенком. (Будет ли этого изменения достаточно, чтобы обратить вспять проблемные демографические тенденции, остается предметом жарких споров.)
  • Правительство будет «ускорять реформу системы регистрации домохозяйств», чтобы способствовать урбанизации.Но, похоже, акцент сместился на поощрение скоординированного развития между городскими и сельскими районами. В то время как сельских рабочих-мигрантов будут поощрять селиться в малых и средних городах, миграция в мегаполисы останется жестко контролируемой - или даже более строго регулируемой.

Но поистине новаторские цели резолюции лежат в других областях. Во-первых, резолюция включает в себя две правовые реформы, которые потенциально могут изменить правила игры. Во-первых, он подчеркивает приверженность правительства «уважению и защите прав человека», запрещая правоохранительным органам получать признательные показания «путем пыток, телесных наказаний или злоупотреблений» и отменяя широко критикуемые программы «перевоспитания через систему труда».”

Во-вторых, в целях усиления независимости судебной системы резолюция включает призыв «изучить создание систем судебной юрисдикции, которые должным образом отделены от административных территорий». Другими словами, суды должны иметь возможность принимать решения независимо от местных органов власти, которые их финансируют.

В политической сфере резолюция включает меры по укреплению так называемой «консультативной демократии» Китая. Хотя концепция усиления роли сил, не входящих в КПК, в китайской политике не нова, ее значимость в резолюции отражает готовность партии принять более демократическую политическую систему - до тех пор, пока она, конечно, сохраняет свое доминирующее положение.

В однопартийной системе меритократия является предпосылкой хорошего управления, которое, в свою очередь, играет центральную роль в поддержании социальной стабильности. К сожалению, меритократия была подорвана политической культурой подхалима и цинизма. Разработка механизма отбора для сведения к минимуму неблагоприятного отбора при выборе бюрократов и партийных чиновников стала одной из самых больших проблем, с которыми сталкиваются правящие элиты Китая.

Хотя общий посыл резолюции обнадеживает, список целей реформ - это не стратегический анализ противоречий, подрывающих развитие Китая, не говоря уже о плане действий по реагированию на эти противоречия.Действительно, для нового руководства Китая успешное завершение третьего пленума - это только первый шаг на новом долгом пути к более стабильному и процветающему будущему.

Ю Юндин - бывший президент Китайского общества мировой экономики и директор Института мировой экономики и политики Китайской академии социальных наук, а также член Комитета по денежно-кредитной политике Народного банка Китая.

© Project Syndicate 1995–2013

Длинный марш от Третьего пленума

Хотя смена руководства Китая завершилась в начале этого года, политическая повестка дня на ближайшее десятилетие только что стала известна.Следуя китайской политической традиции, новому руководству страны пришлось дождаться Третьего пленума 18-го Центрального комитета Коммунистической партии Китая, который проходил через 3-4 квартала после первого пленума, на котором была установлена ​​преемственность, чтобы раскрыть свои приоритеты экономической политики.

[Чжай Хайцзюнь / China.org.cn]

Третьи пленумы - и, возможно, только третьи пленумы - могут привести к радикальным преобразованиям.Действительно, именно на третьем пленуме 11-го Центрального комитета КПК Дэн Сяопин начал реформы, которые открыли китайскую экономику и вызвали более трех десятилетий быстрого экономического роста. Также выделяются третьи пленумы 14-го и 16-го Центральных комитетов КПК, состоявшиеся в 1993 и 2003 годах соответственно. На обеих встречах лидеры КПК выдвинули всеобъемлющие планы по созданию и совершенствованию так называемой «социалистической рыночной экономики» в Китае.

«Резолюция» из 60 пунктов, принятая на последнем Третьем пленуме, охватывает шесть областей: экономика, политическая система, окружающая среда, культура, общество и создание партийного потенциала.Это представляет собой существенный отход от повестки дня, выработанной на предыдущих Третьих пленумах, которые были сосредоточены исключительно на экономических реформах.

Но, когда дело доходит до целей экономической реформы, резолюция не является исключительно новаторской. Действительно, большинство целей, которые он включает, такие как реформа государственных предприятий (ГП), развитие частного предпринимательства, сокращение государственного вмешательства, защита прав собственности и создание современной рыночной системы, можно найти в резолюции. Третьего пленума 16-го ЦК КПК.

Даже решение пересмотреть роль рынка в распределении ресурсов как «решающую» не было прорывом, как утверждали многие наблюдатели. В конце концов, резолюция 2003 года уже определила рынок как «фундаментальный» для распределения ресурсов. Учитывая это, наиболее важным выводом последней резолюции является то, что она развеяла любые сомнения в приверженности нового руководства рыночной реформе, которую Дэн инициировал в 1978 году.

По традиции, в резолюции третьего пленума не обсуждались проблемы, касающиеся роста и развития, которые, как можно надеяться, правительство рассмотрит более подробно в ближайшем будущем.Тем не менее, некоторые конкретные положения резолюции об экономической реформе представляют собой столь необходимый прогресс.

ГП должны будут отдавать 30% своей прибыли государству вместо того, чтобы удерживать большую часть - или даже всю - свою прибыль, как они делали последние два десятилетия.

Чего следует остерегаться на пятом пленуме Коммунистической партии Китая

ПЕКИН: Президент Китая Си Цзиньпин и члены Центрального комитета, крупнейшего из элитных директивных органов правящей Коммунистической партии, встречаются на этой неделе, чтобы сформулировать экономические и социальные вопросы. цели политики на ближайшие пять лет.

Предложения по политике будут обсуждаться на пленуме, пятом заседании Центрального комитета после съезда партии 2017 года, 26-29 октября. Окончательный проект будет утвержден и опубликован, когда Всекитайское собрание народных представителей или парламент соберется на свою ежегодную сессию в следующем году.

Ниже приведены некоторые темы, на которые стоит обратить внимание на пятом пленуме:


Цели по ВВП
Китай отказался от целевого показателя годового роста валового внутреннего продукта (ВВП) в 2020 году впервые с 2002 года из-за неопределенности, вызванной COVID-19.Вторая по величине экономика мира не сможет достичь целевого показателя ВВП на 2016–2020 годы, превышающего 6,5%. Инвесторы следят за тем, поставит ли Китай более слабую цель роста на следующие пять лет или вообще не поставит ее, чтобы расширить возможности своей политики и повысить гибкость.

Двойная циркуляция
Инвесторы ожидают подробностей о том, как будет реализована стратегия Си Си "двойного обращения". Стратегия, впервые предложенная Си в мае, заключается в том, чтобы Китай зависел в основном от «внутреннего обращения» на следующем этапе своего развития - внутреннего цикла производства, распределения и потребления, поддерживаемого внутренними технологическими инновациями.Этот внутренний цикл должен поддерживаться внешними ресурсами посредством «международного обращения».

Инновации
Наблюдатели рынка ищут возможные новые меры по стимулированию технологических инноваций, что является ключом к продвижению Китая вверх по глобальной цепочке создания стоимости и повышению его самообеспеченности жизненно важными технологиями и ноу-хау, особенно в связи с сокращением Соединенными Штатами поставок компонентов ключевым китайцам. технологические фирмы, такие как Huawei Technologies Co [HWT.UL], угрожающие нарушить цепочки поставок Китая.Ожидается, что Китай усилит политическую поддержку высокотехнологичных отраслей, таких как разработка полупроводников, телекоммуникации (5G), большие данные и искусственный интеллект.

Сырье и энергия
Рынки будут внимательно следить за признаками планов по увеличению стратегических запасов сырьевых товаров и энергоресурсов для обеспечения самообеспеченности, повышения продовольственной безопасности после того, как смертельная болезнь привела к восстановлению стад свиней и запасов зерна, декарбонизации и ускорения внедрения зеленой энергии, стремиться к энергетической независимости и повышать свою ценовую позицию на товарных рынках путем заключения новых международных контрактов.

Внутреннее потребление
Экономисты ожидают, что Китай примет новые меры по увеличению внутреннего потребления. Чтобы стимулировать рост ВВП в большей степени, внутреннее потребление необходимо расширить, чтобы включить расходы на более дорогие товары и услуги и выйти за рамки автомобилей, продуктов питания и одежды. Ключом к увеличению потребления является более высокий доход домохозяйств, который зависит от предложения более высокооплачиваемых рабочих мест, особенно в технологическом и финансовом секторах.

Реформы
Ожидается, что Китай еще больше ослабит правила проживания, чтобы упростить переселение жителей сельских районов в городские, помочь преодолеть нехватку рабочей силы в сотнях городов на различных этапах развития новых отраслей промышленности и повысить потребление при одновременном сокращении доходов между сельскими и городскими районами. диспропорции.Земельные реформы также позволят фермерам увеличить долю продаж земли, что приведет к еще большей урбанизации. В финансовом секторе ожидаемые шаги по дальнейшему снижению процентных ставок и расширению роли рынков капитала позволят устранить перекосы в распределении кредитов, в результате которых огромные государственные банки предоставляют ссуды государственным компаниям, в то время как частный сектор часто лишен кредита.

Седеющая популяция
Наблюдатели ждут новых мер по борьбе с седеющим населением Китая.На предыдущем пленуме в октябре 2015 года партия объявила, что отказывается от многолетней политики одного ребенка. Еще в 2013 году Пекин заявил, что официальный пенсионный возраст будет повышен к 2020 году, и эта цель была включена в план Министерства кадров и социального обеспечения на 2016-2020 годы. До сих пор не было предпринято никаких шагов по изменению пенсионного возраста: 60 ​​лет для мужчин и 55 лет для женщин-государственных служащих и белых воротничков.

Изменение климата
Климатологи говорят, что любое заявление пленума, вероятно, будет содержать более жесткие формулировки в отношении контроля за выбросами парниковых газов, что отражает недавнее обещание президента Си Цзиньпина сделать Китай углеродно-нейтральным к 2060 году.Ожидается, что неожиданное заявление Си Цзиньпина приведет к значительным корректировкам проекта следующего пятилетнего плана, при этом поддерживаемые правительством исследователи будут настаивать на более высоких целевых показателях использования возобновляемых источников энергии и более жестких ограничениях использования угля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *