Платоническая и любовь: что это такое и реальна ли она?

Содержание

Платоническая любовь – это что? Когда наступает платоническая любовь.

О любви сложено много романов, написано стихов и нарисовано картин. О любви говорят в различных контекстах, боготворя и осуждая влюбленных, помогая им и всячески мешая. Но любовь бывает разной. Интересной может быть информация, которая расскажет, что значит платоническая любовь.

Любовь — это то чувство, которое испытывает каждый человек. Она бывает разной: любовь к матери и родственникам, к Родине и обычным предметам. Но особое место в жизни каждого занимает любовь к противоположному с которым так хочется быть каждую секунду вместе, делить радости и заботы, переносить все трудности и праздновать победы. Но, помимо этого, существует также понятие «платоническая любовь». Это то чувство, которое не сопряжено с тесным телесным контактом, и чистота отношений во всей ее красе.

О происхождении понятия

Каждое понятие имеет свое происхождение, начальную точку. Не исключением является и понятие «платоническая любовь». Это термин, который возник еще во время жизни такого мудрого человека, как Платон. Он, к слову, и является его основателем, впервые рассказав о платонической любви в своем известном трактате «Пир». Данное слово использовалось как объяснение чистой, идеальной любви, которая не требует телесного контакта. Это тесная духовная близость двух людей, не омраченная похотью и грязными мыслями. Это то возвышенное состояние души, когда человеку хочется быть лучше, есть силы и желание творить и создавать что-то прекрасное. В любом искусстве находит свое отражение платоническая любовь: стихи, поэмы, картины — часто мировые шедевры создавались именно благодаря таким вот чувствам, при помощи муз, с которыми даже не могло и быть телесных контактов.

Нестандартная любовь

Сегодня немного устарело такое понятие, как платоническая любовь. на данном жизненном этапе большинства людей считается чем-то ненужным, таким атавизмом, который не несет особой пользы. Что ж, современный мир достаточно практичен, и тут часто нет места бескорыстию.

Если же говорить о платонической любви, можно отметить, что в таких отношениях нет такого понятия, как «странная любовь». Если тесные отношения учителя и ученика осуждаются общественностью, то платоническая любовь в такой ситуации — именно то чувство, которое не навредит, а скорее даже поможет стать лучше обеим сторонам. ученик старается стать лучше, выделиться, усерднее учиться. Учитель же к такому ученику может относиться больше с отеческой, наставнической любовью. Платонической является также и любовь к Родине, когда человек не ждет отдачи, а просто бескорыстно любит и старается сделать что-то хорошее для объекта своего восхищения.

Продолжение

Но бывают и ситуации, когда платоническая любовь — это только первая ступенька на большом, широком пути к настоящей, взаимной и чувственной любви. Такие отношения чаще всего бывают очень крепкими, люди связываются брачными узами на всю оставшуюся жизнь. И только в такой своей интерпретации платоническая любовь имеет право перерастать в нечто большее.

В иных ситуациях пусть она так и остается чистой и девственной платонической любовью.

Любовь — понятие растяжимое, неоднозначное. Коварное в своём многоличии. Многие пары распадаются от того, что любят друг друга по-разному.

Девушка ждёт романтического проявления эмоций, широких жестов. Их отсутствие воспринимается, как холодность, безразличие.

А парень проявляет чувства, зарабатывая деньги, помогая донести сумки, что воспринимается, как должное.

Помимо того, что путают понятие любви и влюблённости, не различают и разновидности первого. Ведь мы любим родителей и детей не так, как макароны, красивый закат и фильмы.

Любим добрую соседку, милого племянника, порядочного начальника — и всё это разные проявления чувств. Даже каждого нового бойфренда можно любить по-разному.

Понятие платонической любви знакомо многим, но не все разбираются в вопросе достаточно, чтобы различить.

Трудно разобраться в собственных чувствах, но, если изучить информацию по этому вопросу, станет легче понять, где любовь романтическая, а где — платоническая.

Психологи выделили разновидности, чтобы проще было понять природу собственных эмоций.

Как понять платоническую любовь: определение из психологии и значение по Платону

По сути, человеческая природа не является целостной. Людям не хватает собственной личности для гармоничного существования.

Чувство тоски, непреодолимой печали из-за расставания говорит о том, что человеку нужен человек. Эта истина неоспорима.

Любовь по Платону — искренние чувства по отношению к партнёру без страстных эмоций, желания обладать.

Признаки платонической любви:

  • Отсутствие ревности.
  • Отсутствие полового влечения.
  • Нежность.
  • Проявление заботы и беспокойства.
  • Внимание, не исключена демонстрация чувств, но без сексуального подтекста.

Платоническое чувство можно условно назвать дружеским. «Я люблю тебя, как друга» — фраза, означающая, что человек дорожит вами, но не претендует на вас.

Область этого чувства шире романтического аналога — платонические чувства возникают к людям разных возрастов, пола, ориентации. Нет чёткого разграничения: мальчик-девочка.

Виды любви и ее признаки между женщинами и к мужчине

Проявление чувств выражается по-разному. Это не разные виды одной эмоции. Любовь многогранна, как и человеческая природа. Разберёмся в её разновидностях.

Виды любви:

Название Описание
Агапэ Благородное чувство, вызывающее желание служить объекту восхищения. Это осознанное решение человека любить, даже если он поступает дурно. Служение. Самопожертвование.

Сознательный выбор человека — не всё базируется на эмоциях, но они присутствуют.

По сути — единственная настоящая форма великого чувства, лишённая эгоизма и прочих нечистоплотных эмоций, которые часто сопровождают влюблённых. Долговечное чувство

Филия Завязка эмоций на человеческих качествах, чертах характера. Внешний аспект не играет роли.

Филия пропадёт, если человек изменится внутренне, перестанет проявлять лучшие черты характера. Поддаётся контролю осознанно

Строге Сильное чувство, в основе которого лежит привязанность. Это глубокие материнские чувства, любовь к супруге, даже если она не заслуживает этого.

Болезненная привычка, невозможность исключить из жизни — часть строге. Сегодня такие чувства встречаются реже, люди стали скупы на чувства. Если вас так полюбили — дорожите этим

Эрос Огонь всепоглощающей страсти: такова природа первой любви. Гормоны, эмоции, невозможность разлучиться с объектом обожания даже на несколько часов.

Недолговечное чувство, возникает чаще: у подростков, после продолжительного одиночества, в период кризисов среднего возраста.

Включает сексуальный аспект, ревность, бурные ссоры. Недолговечна. Заканчивается отсутствием интереса, или переходит в другой вид: сознательный.

Тогда влюбляются не головой — сердцем. Учёные зачеркнули бы слово «сердце», и подставили «гормоны»

Грех или нет

Грешно ли любить? Библейское писание однозначно гласит: любовь — есть проявления Бога на земле.

Любить — наивысшее блаженство для человека.

Люди нуждаются в этом. Но есть и оговорки: как бы сильны не были ваши чувства, заповедь гласит: «не возлюби жены ближнего».

Запретная любовь к замужнему партнёру религией порицается, и не только православной.

Испытывать нежность к другим женщинам, находясь в браке — нормально, если нежность выражается в заботе и внимании, свойственном нормальному человеческому отношению.

Сексуальная страсть и подобные порывы — грешны. С ними человек должен совладать, дабы не разрушить собственную семью.

Часто такие порывы возникают у мужчин в период кризиса среднего возраста. Психологи объясняют так: мужчина осознаёт, что молодость прошла, впереди — старость.

Цепляясь за прошлое, мужчина ищет возможность оставаться молодым: заводит знакомства с юными красотками, покупает модную одежду. Опасный возраст для ячейки общества.

Стихи о платонической любви

Не только любовь-эрос воспевали поэты. Есть много прекрасных стихотворений о платоническом чувстве.

Платоническая любовь:

Я знаю, Лидинька, мой друг,
Кому в задумчивости сладкой
Ты посвятила свой досуг,
Кому ты жертвуешь украдкой
От подозрительных подруг.
Тебя страшит проказник милый,
Очарователь легкокрылый,
И хладной важностью своей
Тебе несносен Гименей.
Ты молишься другому богу,
Своей покорствуя Судьбе:
Восторги нежные к тебе
Нашли пустынную дорогу.
Я понял слабый жар очей,
Я понял взор полузакрытый,
И побледневшие ланиты,
И томность поступи твоей…
Твой бог не полною отрадой
Своих поклонников дарит.
Его таинственной наградой
Младая скромность дорожит.
Он любит сны воображенья,

Он терпит на дверях замок,
Он друг стыдливый наслажденья,
Он брат любви, но одинок.
Когда бессонницей унылой
Во тьме ночной томишься ты,
Он оживляет тайной силой
Твои неясные мечты,
Вздыхает нежно с бедной Лидой
И гонит тихою рукой
И сны, внушенные Кипридой,
И сладкий, девственный покой.
В уединенном наслажденьи
Ты мыслишь обмануть любовь.
Напрасно! – в самом упоеньи
Вздыхаешь и томишься вновь.

Наверно многие задают себе вопрос, что такое платоническая любовь? Как мы понимаем это отношения, у которых отсутствует чувственность. Они построены лишь на духовном, это любовь, в которой люди ценят умственные и душевные качества своей второй половинки.

Такую любовь трудно представить и вам, и мне.

Каждый человек догадывается, что слово «платонический», наверняка, произошло от имени известного философа Платона. Осталось понять, почему Платон связан с платонической любовью, а может, он вселял такую любовь в души древних жителей.

Платон жил в V-IV веках до н.э. Он написал множество книг, больше половины в виде диалога Сократа и неизвестного человека. Один из диалогов проводился в доме поэта Агафона еще в далеком 416 году до н.э.

В гостях какой-то человек завел тему о любви, о том, что такое настоящая любовь? ? Как удержать ее возле себя подольше? Каждый из гостей сказал свое слово по этому поводу.

Сократ считал: что любовь может чувствовать каждый, в то время когда хочет добиться чего-то прекрасного или получить удовлетворение. В те времена и сейчас «любовь» ассоциируется с физической близостью. Но сейчас любовь красоты и помыслов отходит в прошлое, а на ее место становится физическая любовь.

Многие могут думать, что такая любовь должна называться Сократовой, поскольку он это предполагал, но изложил всю эту информацию его ученик Платон, и назвали такие отношения в его честь.

От людей постарше мы часто можем услышать, что в их время любовь была совсем иной.

У разных людей чувство может проявляться по-разному. В основном, мы слышим от наших бабушек и дедушек, что они долго жили платонической любовью. Одни говорят, что платонической любовь не должна быть долго, а другие – что именно такая любовь должна существовать, так как укрепляются отношения и подобное чувство является самым светлым. Но все же некоторые задаются вопросами. Какая она, платоническая любовь? Любовь, что это за чувство?

Какими должны быть идеальные чувства?

Сейчас попробуем понять, какую любовь называют «платонической». Лишь разобравшись в этом, можно узнать ответ на вопрос: Существует ли она? Когда мы полюбили человека, у нас проявляются сексуальные инстинкты, исходя из этого, можно утверждать что платонической любви просто не существует. Но всегда ли можно говорить о том, что возникает желание секса?

Если девушка встретилась с парнем, и он хочет большего, чем только один поцелуй, она должна хорошо подумать над серьезностью их отношений. Девушка не должна смотреть на остальных, она должна сама решать, готова ли к такому шагу. Если же вы считаете, что лучше сдержаться, объясните это парню, если он любит, то все поймет. В случае сильного упрямства и угроз расставания, лучшим решение будет одно – завершить ваши отношения, ни один уважающий себя мужчина не будет шантажировать девушку. И не нужно поддаваться на провокации, чтобы ? это явно не настоящие чувства, если он хочет только близости.

Есть и такие ситуации, когда мужчины настаивают на платонических отношениях. В этих случаях девушки могут быть уверены, что парнем руководит не сексуальное притяжение, а настоящая любовь. Также есть и те, которые этого не понимают, в таком случае нужно объяснить, почему же все-таки парень не хочет близости.

Если у молодого человека был плохой опыт в юности, девушка может объяснить, что ничего страшного не произойдет, что прежняя любовь останется, и она не будет осмеивать его. Возможен вариант воспитанности или религиозности, в таком варианте парнем руководят принципы, которые он редко нарушает.

Когда девушка любит парня, то она будет ждать, сколько нужно ему самому. Можно просто подумать о браках, которые на платонических отношениях существовали намного дольше, или же поговорить о будущем малыше со своей второй половинкой. Как правило, любовь, когда хотят ребенка, сопровождается согласием с обеих сторон.

Каждая пара уникальна по-своему, и нельзя кого-то ставить в пример, потому что многие не знают, что такое первая любовь, и стараются расспросить о ней у знакомых или друзей. Нужно хоть иногда думать о том, что вы могли просто любить кого-то, лишь сидя с ним рядом на скамейке.

Многие догадаются, что само название «платонические» относится к Древней Греции, а именно к древнегреческому философу Платону. И они не ошибутся. Действительно, это выражение происходит именно от него. В своем произведении «Пир» Платон изложил свое мнение о любви, но через роль Павзания. Правда в этом тексте она имеет другое название – «идеальная», т.е. духовная любовь.

Платонические отношения в современном мире

Ни для кого не секрет, что сейчас платонические отношения – скорее, исключение, чем правило. Почти для каждого человека, неважно девушка это или парень, важны сексуальные, чувственные желания, которые и составляют основу отношений. Но от людей прошлых поколений, бабушек и дедушек, нередко можно услышать, что в их время чувства были другими: они могли любить друг друга и без физической близости. Сейчас же многие считают такие отношения глупостью и вовсе ненастоящей любовью, хотя есть и кто-то, кто утверждает, что платоническая любовь показывает самые чистые и искренние чувства, которые только могут быть.

Конечно, бывают случаи, когда, например, парень только начинает встречаться с девушкой, и у них происходит так называемый «конфетно-букетный период», можно подумать, что у них действительно платоническая любовь, потому что им достаточно видеть друг друга, находиться рядом друг с другом. Но в итоге между ними все равно проскальзывает сексуальное желание, что является вполне естественным, когда люди любят.

Платонические отношения вполне обыденны для подростков. Для них это как этап психоэмоционального развития. Каждые платонические отношения должны со временем перейти на новый этап развития. У подростков – это своеобразная подготовка ко взрослым отношениям с противоположным полом. Кроме того, стоит рассмотреть случай, когда подросток находит себе кумира. Для него он становится этаким предметом обожания, причем недоступным. В данном случае реализуется потребность в выражении возвышенных духовных чувств, что тоже поможет в эмоциональном становлении.

Каждые отношения особенны по-своему, и неважно, платонические они или нет. Человек должен сам для себя решить, в каких отношениях ему будет комфортнее. Не нужно спрашивать совета у близких, родных или друзей – каждый чувствует по-своему. Если же человек решит начать платонические отношения, то не нужно бояться чужих мнений – это личное дело каждого.

Не всем понятно, что такое платоническая любовь и чем она отличается от любви в широком понимании слова. Некоторые считают, что понятие имеет непосредственное отношение к физическому сексуальному наслаждению.

Слово «платоническая» расценивают как производное от слова «плоть». Однако выражение имеет противоположное значение.

Платонические отношения подразумевают нежные, чистые, девственные и романтические чувства. Любящие ставят психологические ценности выше биологических. Идеальное чувство не нуждается в физическом контакте. Партнеры наполнены духовным единением и гармонией подобия.

Определение платонической любви возникло благодаря древнегреческому философу Платону. От его имени и образовано название отношений. Философ изложил свое представление об идеальной любви в произведении «Пир». В рассуждениях от имени героя Павзания автор опирался на древнегреческую мифологию.

Древние греки называли Эросом древнейшее божество. Это Первозданная Любовь, первоначальная сила всеобщего притяжения. Она упорядочила царивший хаос, когда мира еще не было. Любовь соединила все элементы, вдохнула в них жизнь и придала им форму.

Одной и той же фразой называют экзальтацию верующего, эстетическое восхищение, переполняющее ощущением гармонии, увлечение другими людьми, нежные чувства к матери, привязанность к животным или предметам. Секс — это лишь форма Любви. Милый Амур со стрелами является только одним из воплощений древнего Эроса.

Многие люди ошибочно полагают, что платоническая любовь полностью исключает сексуальные отношения. Однако это не так. Согласно Платону, духовное следует отделять от низменного, отдавая предпочтение первому. Живут инстинктами низшие биологические виды: растения и животные. Человек прошел эту стадию развития и имеет нечто большее, чем инстинкты. Философ называет идеальной Любовь, характерную именно человеку. Он ищет способ ее выражения, чтобы найти человеческое счастье. Не счастье цветка или птицы, а именно человека.

Как романтик и идеалист Платон верил, что после сотворения мира Богом души людей разделились. С тех пор каждая душа страдает от потери и ищет свою половинку. Эта теория лежит в основе учения о душах-близнецах и о значении Любви как потребности каждого человека найти родственную душу.

Под Любовью подразумевается возвращение утраченного Единства, гармонии противоположностей и гармонии подобия. Противоположностей, потому что всем не хватает половинки. Подобия — из-за духовного родства.

Платон предупреждает о необходимости быть осторожным. Эрос бывает небесным и земным. Небесное божество побуждает искать родственную душу. Земной Эрос призывает только получать удовольствие и сексуальное удовлетворение. Такое влечение основано на инстинктах и делает человека неразборчивым в средствах достижения желаемого. Земной Эрос не приносит счастья. Платоническая Любовь означает Мудрость, Энергию, Справедливость и Жизнь.

Платонические отношения в нашем мире

Платон предложил систему ценностей, которая актуальна сегодня, спустя много веков. Сначала в человеке привлекает телесная красота. Позднее проявляется красота душевная. Красивым называют человека, обладающего не просто привлекательными чертами лица, фигурой, цветом глаз и волос. В красивом человеке отражается его душа. Восхищение вызывают жесты, действия и поступки человека.

Найти платоническую любовь — это встретить человека, представляющего все доброе, прекрасное, подлинное и справедливое.

От Любви может рождаться не только потомство, но и идеи, чувства, достоинства, произведения искусства, открытия и добрые поступки.

Современное поколение снова вдохновляет платоническая любовь, романтика отношений и верность. Они становятся консервативными, пытаясь построить глубокие стабильные отношения с одним человеком.

Сексуальная революция обнажила недостатки доминирования инстинктов над духовными ценностями. Массовые разводы, тоска и разочарования сделали востребованной настоящую Любовь. Когда хочется постареть с любимым человеком. Ведь изнашивается тело, а не Любовь.

Сексуальные удовольствия являются лишь следствием или формой выражения настоящей Любви, а не отправной точкой отношений между двумя людьми. Они дополняют и делают более интимным союз двух нашедших друг друга душ.

Сегодня гораздо важнее найти понимание в партнере, вести с ним диалог, заботиться, проявлять нежность, дружить и делить радость и горе, чем предаваться плотским утехам. Через две тысячи лет духовное родство снова оказалось важнее инстинктов.

Отношения без секса

Можно ли построить долговременные отношения без секса? Платоническую любовь без сексуального подтекста доводилось переживать многим.

На самом раннем этапе отношений, когда влюбленные смотрят друг на друга через розовые очки, может не возникать даже мысли о физическом контакте. Хочется просто быть вместе, разговаривать всю ночь до утра и, держась за руки, встречать рассвет.

Любовь мужчины может быть платонической, поскольку молодой человек не решается проявить свои сексуальные чувства к девушке. У него сохраняется представление о сексе, как о чем-то нехорошем.

Предложить такое даме, о которой он очень высокого мнения, кавалер не может. Такое предложение в его представлении порядочная девушка обязательно отвергнет.

Влюбленные дети переживают высокий накал чувств и сладостный трагизм. Они способны на радикальные поступки, жертвенность и самоотречение. Подростки искренне уверены, что их ощущения уникальны и никто не переживал никогда ничего подобного.

Юноши и девушки подходят к новым отношениям с большой неуверенностью. Им комфортнее скрывать свой сексуальный интерес. Избегая сексуальных желаний и вызванной ими тревоги, молодые люди считают, что их отношения платонические.

Платонические отношения без секса могут поддерживаться влюбленными из-за убеждений обоих или одного из партнеров. Например, девушка не хочет начинать жить половой жизнью до брака. Возникшее сильное чувство взаимной любви не разрушится из-за поставленного возлюбленной условия. Известны случаи, когда жених и невеста дожидались свадьбы годами, сохраняя целомудрие.

Платонические отношения поддерживают супруги, временно находящиеся в разлуке. Разделить семью может долговременная командировка супруга или его профессия.

Платоническая любовь может объединять супругов, которым секс недоступен. Препятствием к сексуальным контактам может быть болезнь одного из супругов или преклонный возраст обоих. Таких отношений вполне достаточно для счастливой и полноценной жизни пары.

Чем отличается дружба от платонической любви

У дружеских отношений и платонической любви есть общие черты. Друзей и влюбленных притягивает друг к другу. Им хочется побольше времени проводить вместе, делить радости и печали.

Другу и возлюбленному всегда доверяют сокровенное, делятся идеями, мыслями и планами. Взаимное доверие составляет основу прочных долговременных отношений.

Романтические отношения, как и дружеские, построены на взаимном уважении. Другом, как и возлюбленным, можно восхищаться и гордиться. Его успехам так же радуются, как и достижениям любимого.

Друзья, как и влюбленные, всегда друг друга поддерживают, оказывают помощь и утешают в трудную минуту. Они смеются над одними и теми же шутками, имеют похожие интересы и хобби.

О наличии романтических отношений свидетельствуют общие цели. Влюбленные строят совместные планы на будущее. И хотя у друзей тоже бывают общие проекты, они носят эпизодический характер.

Самая крепкая дружба вызывает у друзей усталость. Им хочется побыть наедине или пообщаться с другими друзьями. Влюбленная пара старается всегда быть вместе.

В романтическом союзе влюбленные взаимозависимы. Их деятельность переплетена и подразумевает участие обоих партнеров. Они делят бытовые обязанности и заботятся друг о друге.

Любимый человек гораздо в большей степени влияет на принятие решений, чем друг.

Характерным отличием влюбленных является наличие обязательств. Они берут на себя ответственность и работают над созданием пары.

Любовь у Платона, Аристотеля и неоплатоников • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсГлавные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?АудиолекцииМатериалы

В чем разница между эросом, филией, агапэ, как связаны страсть и познание, очищение и забота, что такое платоническая любовь, любовь-нехватка, бывает ли дружба и почему любовь всегда выбирает одного

Автор Артемий Магун

18+

Любовь сегодня является одной из главных ценностей человеческой жизни, куль­туры, она в центре наших общественных проблем. Наряду с публичным успехом или, скажем, богатством, к которому мы тоже стре­мимся, любовь, как считается, наполняет смыслом личную жизнь человека. Любви ищут, от не­удо­вле­т­воренной любви страдают, любовь подвергают испытаниям и так далее. Причем у этого феномена есть выраженный гендер­ный перекос. Любовь (осо­бенно в патриархальных, традиционалистских обществах) видится как сфе­ра самоутверждения женщин. И часто для самих женщин любовь — это такая форма самореализа­ции, особенно там, где для них затруднены публич­ные каналы самоутверждения. И, соответственно, такой важнейший институт, как семья, как считается, держится на любви как на та­кой аффективной базе. Соответ­ственно, поскольку она аффективная, она рождает и напряжение, ведь любовь — это непростая страсть, непростая эмоция.

Надо сказать, что современный феми­низм, с одной стороны, пытается преодо­леть эту привязку гендера к любви; первые волны феминизма старались мини­мизировать эти разговоры, перевести сферу самоутвер­ждения женщин в пуб­личную плос­кость. Сегодня многие феминисты задумываются о том, как пере­осмыс­лить любовь, как сделать ее более свободной, как сделать роль женщины в ней более активной, но тем не ме­нее сохранить ее как важнейшую для жен­щины ценность.

Это такое введение со стороны нашей повседневной жизни, со стороны социо­логии. Из него уже ясно, что под любовью мы понимаем не половой акт, упаси господи, или даже сожительство двух и более людей, но понимаем некий нема­те­риальный аффективный довесок, в котором никогда нельзя быть до кон­­ца уверенным. Поэтому жизнь в любви (как в нашем обществе, так, в общем-то, и в обществах прошлого) — это всегда вопросы «Люблю ли я?», «Любят ли меня?». Здесь никогда нет уверенности.

Почему так? Согласитесь, что в этой нашей системе ценностей частной жизни, в ее сосредоточенности на вот этом ускользающем аффекте любви есть как ми­нимум что-то странное. И это странное сделало любовь ключевым фило­соф­ским и теологиче­ским понятием западной интеллекту­альной истории. В прин­ципе, почти все философы в этой истории соглашались, что любовь есть похвальное, даже обычно вполне разумное стремление к добру, симпатия к другому человеку, влечение вообще к какой-то обще­ственной жизни. Но почему все-таки для нас так важно избирательное стремление к одному индивиду и мы это стремление называем любовью? Ну хорошо, может быть, не к одному, может быть, к нескольким. Как пра­вило, у каждого из нас неско­лько таких индивидов в течение жизни, но тем не менее это чувство избира­тельно. В любви есть вот это индивидуальное начало, и оно тоже нуждается в некото­ром объяснении. Если симпатия к дру­гим людям — это однозначно что-то хорошее, то, как мы увидим, стремле­ние к одному человеку может быть, наоборот, разрушительным для всего остального.

Симпатия — это прекрасно, но зачем обязательно испытывать страсть? Зачем стулья ломать? И, более того, почему для этой ломки стульев выбрана прежде всего половая страсть? Почему в нашей цивилизации так проблематично и так сверхценно удовлетворение этой, конечно, очень важной, но лишь одной из физио­логи­­ческих наших потреб­ностей?

Эти вопросы, я думаю, себе задавал каждый, и, чтобы на них ответить, я вас приглашаю обратиться к интеллек­ту­альной истории, к философии и с этой точки зрения разобраться, почему же любовь стала таким центром, важным для нашей культуры.

Вообще, термин «любовь» — не един­ственное слово для обозначения самого феномена, о котором мы говорим. Это понятие на редкость богато всякими синонимами, которые его обозначают. Я бы сказал, тут десятки близких между собой слов, которые относятся к любви. В нашем языке — «любовь», «симпа­тия», «дружба», «страсть». У древ­них греков, с которых, в общем-то, начина­ется наша системная интеллектуальная история, тоже было много слов, но прежде всего они различали «эрос» и «филию». Слово «эрос» означает, как можно догадаться, прежде всего половую любовь, но как раз не обяза­тельно избирательную. Стихия эроса охватывает, в общем-то, всех. Мы знаем о боге Дионисе и о дионисий­ских празднествах. Собственно, богиня эроса — это Афродита, ей тоже были посвящены различные мистические культы. Эрос был очень важен для древних греков. Но, кроме того, у них было слово «филия», которое тоже нам хорошо знакомо, но входит в разные слова типа «филоло­гия», «философия», то есть, как ни странно, связано с наукой или с хобби (например, «фила­телия»). Но есть, скажем, и зоофилия, то есть половой аспект снова возникает. Но по-гречески «филия» — это все-таки было что-то не такое фундаментальное, тяжелое, как эрос, это более спокой­ное чувство, которое связывало людей. И было еще одно слово, которое потом приобретает значи­мость, — это слово «агапэ», которое означает, грубо говоря, более духовное, душевное отношение к другому человеку, иногда даже покло­нение вышестоя­щему.

Наш русский корень «люб» отсылает к похвале, к словесной формуле приня­тия, то есть прежде всего ты говоришь: «Я тебя люблю». Вокруг этих слов вер­тится, собственно, сам феномен, и в языке это очень видно. Не только в русском: в немецком тот же самый корень. И в то же время в использо­вании этого слова есть элемент воли. Любовь — это то, что ты выбрал. Здесь есть момент произ­вола, отсюда слово «любой». Любой — это тот, кого мы произвольно любим, предпочитаем, и, в принципе, могли бы любить кого-то другого. Вот этот мо­мент выбора, избирательности — он в рус­ском слове «любовь» есть, в отличие от некоторых других языков. Шире говоря, в нем не только похвала или покло­нение богам, но и свобода, некоторая бурная стихия, которая не призвана отчиты­ваться нам же о своих выборах, а превос­ходит свои случайные объекты. То есть, поскольку любовь выбирает любого, в общем-то, понятно, что любовь важнее, чем тот, кого мы вы­брали. Это, как мы знаем по опыту, часто действительно так.

Любовь — это с самого начала, конечно, страсть, аффект, passio, то есть пас­сивное переживание. Сама ценность вообще какой-либо страсти далеко не бес­спорна. И были в истории периоды рационализма, когда любая страсть стави­лась под вопрос как что-то, что мешает нашему разуму и свободной воле. Это и стоицизм, например, в Древней Греции; в XVII ве­ке — это классицизм (напри­мер, известная французская драма — Расина, Корнеля, где речь идет, в част­ности, об обуздании чувств). Это немецкая ситуация времен Канта или извест­ное всем викторианство XIX века. То есть вообще довольно часто люди не толь­ко любовь, но и всю излишне сильную эмоциональную жизнь стараются миними­зировать. Но это довольно сложно сделать. И при этом как раз любовь в ее очищенном, более возвышенном виде даже в эти периоды была более-менее приемлемой.

И далеко не во все периоды западная культура была столь пуританской. В начале истории философии древне­греческий философ Платон, основатель философии как дисциплины, просла­вился своим учением о сверхчувствен­ных, внечувственных истинах, о бессмертной душе, о морали, которая должна быть для человека его внутрен­ней сущностью. Поэтому в вульгарной мифологии возникло представление о некой платонической, якобы не фи­зио­­логической любви. Все слышали, наверное: «платоническая любовь». Но этот термин никакого отношения к учению Платона как раз не имеет. Потому что Платон очень много в своих «Диалогах» пишет как раз о телесной любви, половой. Не говоря уж о том, что эта практика была вообще достаточно обще­принятой. Школа Сократа и потом Платона была во многом построена на гомосексуаль­ной эротике. Конечно, сама по себе эротика была недостаточна и даже мешала постижению научной истины. Однако Платон говорит, что в какой-то момент любовь, страсть все равно необходима для того, чтобы воспарить к возвышен­ным истинам. Так, напри­мер, в диалоге Платона «Федр» Сократ и его совре­мен­­ник, крупный ритор Лисий, соревнуются в похвалах Эросу. И оказыва­ется, что Эрос двояк: один конь Эроса везет нас вниз, в сферу тяжелой материальной любви, нежности к вещам, а другой поднимает ввысь, наоборот, отталкивается от материи и подпрыгивает к небесным ярким, кристальным очертаниям мира как мира форм. Но и то и другое своего рода любовь. Без страсти, без любви, говорит Платон, ты не перейдешь в сферу бесстрастного, в сферу сугубо оче­вид­ного и разумного. В этом есть такой парадокс, то, что мы бы сегодня назвали диалектикой.

В другом диалоге Платона, «Пир», героиня Диотима рассказывает целый миф о том, как людей разделили на две половинки и эти половинки (мужчина и жен­щина, например) стремятся вновь объединиться, отсюда — любовь. То есть любовь — это страсть к восста­новлению единства, которое уже когда-то было. Это дух всеобщего единения. И за этим единением, конеч­но, стоит опять же не только половая любовь (половая любовь в данном случае — это символ), а единое как таковое, единство как метафизический принцип. И это так и останется в западной философии: любовь будет пониматься как страсть к единству. А единство — это один из высших метафизических принципов на протя­жении всей нашей интеллектуальной истории, основной метафизи­ческий принцип научного мышления вообще. Потому что, чтобы что-то по­нять, нужно это прежде всего собрать воедино. При этом любовь не только собирает воедино разрозненные части, вот эти самые половинки, но она и вы­деляет вещь или, скажем, индивида как специфический предмет, делает из про­сто вещи личность. Отсюда ее избира­тельность. Грубо говоря, где един­ство, там всегда есть и одиночество, выделе­ние, выявление. Кажется, что лю­бовь распадается на принцип просто симпа­тии и на принцип избиратель­ности, но на самом деле это две стороны феномена единства.

В чем, если обобщать, у Платона связь между страстью, аффектом, сексуаль­ностью, сексуальным порывом и философским, научным знанием, понима­нием устройства мира? Как они связаны? Притом что вроде бы как раз знание должно быть бесстрастным, должно отвлекаться от материальных движений и влечений. Связь здесь есть, и она заключается в том, что фило­софы назы­вают ученым словом «транс­цен­денция». Трансценденция — это выход за пре­делы чего-либо. Если я сижу, допустим, в кабинете, закрываю дверь, а потом откры­ваю и выхожу — у меня произошла локальная трансцен­ден­ция каби­нета. Ну, это неинтересно, поэтому так это не используется, а интереснее, когда мы трансцендируем, например, вообще нашу конечную жизнь, нашу личную, сугубо индивидуальную перспективу и выходим на что-то безличное, на что-то, что, по идее, в нашей материальной жизни не при­сут­­ст­вует. Вот это трансценденция в сильном смысле слова.

Так вот, в истинных формах вещей, в том, как мир устроен на самом деле, есть нечто принципиально не чело­веческое, нечто, более того, чуждое нам как от­дельным конечным существам, поэтому встреча с истиной пережи­вается нами столь часто как страдание или страсть; по крайней мере, как стра­дание той нашей плотской составляю­щей, которая несовместима с бесконеч­ностью. Поэтому, по Платону, мы и ле­зем из кожи вон, мы загоняем коней, страдаем, чтобы вырваться из страто­сферы наших мелких, локальных устремлений и выпрыгнуть на этот безличный уровень. Другой вопрос — возможно ли это.

Платон рассказывает нам мифы о том, как мы действительно выпрыгиваем из болота и попадаем в другой мир, настоящий, но это все-таки мифы, алле­гории какие-то. Я не уверен, что Платон действительно верил в эти сказки. Но он поставил вот такую задачу — выпрыгивание. Сейчас вроде бы мы разо­блачили сферу фан­тазий, которая была примешана к фи­ло­софии, и вроде бы мы уже не ду­маем, что есть надмирный мир бессмертных сущностей и душ. Может быть, его действительно и нет, однако все выглядит так, как будто бы он есть, вот в чем проблема. И в этом — специфика человеческого состояния: в том, что ничего нематериального нам не надо, но в то же время материаль­ного явно недостаточно. И поэтому, собственно, по крайней мере в платони­че­ской традиции, мы испытываем любовь.

Надо сказать, что Платон вводит еще одно разделение: любовь, которая дви­жется полнотой смысла и присут­ствием любимого или, например, происходит от факта встречи с люби­мым, то есть любовь избытка, любовь полноты, и любовь-нехватка, которая не знает, чего именно она ищет, и не мо­жет поэто­му удовлетвориться чисто материальным обладанием. Последняя приобретает, как мы бы сегодня сказали, несколько истери­ческий характер, и зачастую мы и на­зываем любовью вот эту страсть-нехватку — немножко тщетную, суетли­вую, беспокойную страсть. Но любовь все-таки — это еще и другое, это и ощу­щение полноты, счастья, избытка, который, с другой стороны, некуда деть, то есть он тоже рождает беспокойство, но другого рода.

Итак, любовь в классической платони­ческой версии — это, конечно, символ. Плотская любовь, половая любовь — это символ указанной трансценденции, выхода за пределы. Платон довольству­ется тем, что рисует в качестве этого запредельного бытия или запредельных вещей эйдосы  Эйдосы — бестелесные формы вещей. . Принцип еди­ного как наиболее возвышенный и недостижи­мый принцип. Но здесь заложена вот эта страсть к выходу за свои пределы — я бы сказал, к Другому. Ты транс­цен­ди­руешь себя, выходишь за свои пределы. Куда? Ты выходишь к чему-то или кому-то другому, к инаковому. И, в от­ли­­­чие от Платона, дальше в нашей интеллектуальной истории («дальше» означает, правда, «через несколько веков») именно вот эта идея и ощуще­ние другости выходят на первый план. То есть принцип трансценденции резко усиливается, и тем самым тема любви переходит из философского, метафизи­ческого плана в план религиозный.

Забегая вперед, любовь вообще, конечно, — это центральная теологема Запада и прежде всего христианства. И любовь в христианстве — это прежде всего как раз любовь к иному, к инако­вому, которым является Бог. Это доста­точно понятно, собственно, в Еванге­лиях, это есть уже в иудаизме, из кото­рого христианство выросло, и до сих пор мысль, которая более-менее теологически ориентирована, понимает любовь именно так. В частности, крупный литовско-еврейско-француз­ский философ любви Эммануэль Левинас в наши дни гово­рил о том, что самым важным для человека этическим императивом является уважение и любовь к Другому. Причем мы любим другого как лич­ность рядом с нами, уже эта личность — это что-то другое, чем мы, но через эту личность мы выходим и чувствуем что-то радикально другое. Грубо говоря, Бога. Это современная радикализация иудаистского подхода к божеству, но на самом деле христиан­ство подхватило ее и соединило эту любовь как выпрыгивание к Другому с более античными мотивами любви как единения.

Дело в том, что христианство вообще является религией синтетической. Оно объединило иудаизм в ранней его версии, религию Торы, религию, разви­вав­шуюся как минимум тысячи лет в Иудее, Израиле, и, с другой сторо­ны, как раз античную философию, насле­дующую Платону. Если узко говорить, христиан­ство — это прививка стоицизма к иудаизму. И поэтому, как я уже сказал, здесь объединяются два этих основных понимания любви, которые оба уже присут­ст­вуют у Плато­на. С одной стороны, любовь — это трансценденция, выход за пределы и любовь к Богу как к другому; соответ­ственно, любовь к ближнему как образу этого самого Бога, но в то же время любовь — это принцип симпа­тии и объеди­нения всех людей и вещей. Вслед за книгой Левит Евангелия при­зывают любить ближнего как самого себя, а апостол Павел добавляет, что все-таки Бога надо любить выше и себя, и ближнего, если вдруг кто-то в этом сомневался. Уже в иудейском Второза­конии было сказано: «Ты дол­жен любить Бога всем сердцем, всей душой и со всей силой».

Христианство нагнетает, насыщает вот эту тему любви. Поскольку христиан­ство развивалось первоначально в основ­­ном на греческом языке, то ис­пользо­валась греческая термино­логия, и по-гре­чески христиане выби­рают именно слово «агапэ» как синоним любви. Соответ­ственно, подчерки­ва­ется, что хри­стианская любовь — это совсем не эротика, и половая состав­ляю­щая не при­ветствуется, мягко говоря, в этой религии, она скорее носит с самого начала пуританский, аскетический характер.

Это варьи­руется, естественно, на протя­жении христианской истории, но, грубо говоря, это более аскетическая религия, чем, скажем, иудаизм. Тем не менее агапэ — это все равно любовь.

Христианство — это религия любви в том смысле, что оно основано, во-первых, на нисходящей, снисходя­щей, можно сказать, любви Бога к тому, что он соз­дал, и если говорить о том, что Христос — это Бог и сын Бога, то Христос — это акт любви Бога к людям. Любовь, которая в данном случае также и жалость. Христос жалеет людей, милует их, и в качестве Бога он спускается на землю. И наоборот, естественно: есть экстатическая любовь человека к Богу, особенно к Христу. Через любовь к Богу человек объеди­няется с другими верующими, вообще подсоединяется каким-то образом к космосу.

В Средние века сентиментальный арсенал христианства дополнился еще и куль­­том Мадонны, Богоматери с ее сверхчувственной, но тем не менее жен­ской красотой, с ее материнской любовью к Христу, которая становится как бы дополнением любви Бога Отца к его детям, к тварям. В Богоматери дан как бы более чувственный аспект любви, но в то же время, поскольку это любовь матери к сыну, это любовь чистая, не половая.

Тут важно, что от платоновской экста­тической страсти, от любви-желания мы приходим к любви в таком нисхо­дящем, но в то же время плотском смысле жалости и милости. Интересно, что греки саму любовь, эрос, понимали не со­всем так. Они разводили жалость и любовь. Есть известная формула Достоев­ского о том, что у нас от жало­сти до любви один шаг, — это обще­христианское понимание. У греков было не так: жалость связывалась ими с жанром трагедии. И Платон, и Ари­сто­тель говорят о том, что в траги­ческом театре описывается страсть-жалость. И Платон негодует по этому поводу, ему эта эмоция совсем не нра­вится, в отличие от эмоции любви, а Аристотель, напротив, считает, что жалость — это важная эстетическая страсть, которая позволяет нам очистить наши эмоции и переживать их в беспредметном, более интеллек­туальном смысле.

У Аристотеля есть такой термин — «катарсис», очищение. С его точки зрения, в театре жалость очищает саму себя, мы испытываем жалость, но не к кому-то конкретно, а жалость как таковую. Возникает как бы интел­лектулизированная страсть-жалость, то есть с ней происходит нечто вроде того, что происходит у Платона с любовью. Так вот, христи­анство объединяет эти две страсти, два аффекта, и создает любовь-жалость, которая идет, повторяю, снизу вверх, но одновременно и сверху вниз. Поскольку неясно, кто кого вообще больше жалеет: человек Бога, который умер на кресте, или Бог человека, который вообще смертен и несовершенен.

Мы упомянули Аристотеля — вернемся к хронологии, мы немножко его проскочили, перейдя от Платона сразу к христианству, поскольку христиан­ство выросло, конечно, из платонизма. Но в Древней Греции было много всего другого. Аристотель — непосредствен­ный наследник Платона, тоже один из самых важных и интересных философов всей нашей западной истории. Аристотель развивает мысль Платона о любви, но о любви-эросе он пишет очень мало, это ему не так интересно. Аристотель прежде всего использует слово «филия» — как я упоминал, это тоже тип любви. И до сих пор мы исполь­зуем корень «фило» в значении «любовь». Но любовь-«филия» имеет и вообще в греческом языке, и у Аристотеля прежде всего гражданское значе­ние, поэто­му этот термин у Аристотеля принято переводить как «дружбу». Аристотель пишет в трактате о поли­тике о том, что в городе, в государстве необходима дружба, необходимы сети дружеских связей, которые бы пропи­тывали, пронизывали общество.

Любовь в этом смысле — это всеобщая симпатия, она пронизывает, интегри­рует государство за счет формирования всеобщих неформальных связей. То есть, получается, там, где Платон все-таки говорит о любви к возлюблен­ным (пусть даже их много), Аристотель говорит прежде всего о любви к дру­зьям, которых больше. Можно сказать, что дружба — это такая публичная версия любви, более ослабленная, не такая страстная. Она как раз ближе к пла­то­новскому идеалу интеллек­туальной, не материальной любви, к которой еще, правда, надо воспарить каким-то образом. Как перейти от телес­ной любви к дружбе — это большой вопрос. Вы, наверное, знаете шутку Чехова о том, что если женщина вам друг, то «это» уже произошло. Платон, наверное, с этим согла­сился бы. То есть надо пройти через чувственную стадию. Аристотель перескакивает, он говорит: это не так важно, важна публичная чистая любовь-привязанность, где мы любим человека ради него самого. Он замечает (вполне здраво), что очень часто мы дружим, в общем-то, для наших эгоистических целей, особенно если мы говорим о дружбе как социальном институте. В Рос­сии сегодня дружба тоже очень популярна; наверное, без дружеских связей и сетей российское общество разрушилось бы. В этом смысле Аристотель прав. Но можно критиковать этот институт, говоря о том, что на самом деле мы про­сто дружим с людьми, чтобы получить от них какие-то блага, или мы заклю­чаем с ними подсознательно контракт: вот мы сейчас с тобой выпьем, ты мне нравишься, но за это ты мне окажешь десять услуг, а я тебе потом тоже окажу какие-то другие услуги в рамках моих возможностей. Происходит как бы такой бессознательный расчет. Но имен­но поэтому Аристотель и гово­рит, что все это будет работать только при условии того, что есть искренняя, бескорыстная любовь, привязанность к человеку ради него самого, к человеку как таковому. Здесь есть избиратель­ность: все равно мы не со всеми дру­жим. И Аристотелю даже приписывают такой странный парадоксальный афоризм: «О, друг, друзей не существу­ет». То есть именно потому, что есть все время эти бессознатель­ные расчеты, мы сомневаемся, мы делимся с другом о том, что, может быть, друзей вообще нет, но чтобы поделиться этим, нужен хотя бы один друг, чтобы поговорить. Тем не менее Аристотель считает, что каким-то образом этот институт возмо­жен и на нем держится вообще челове­че­ское общество, по крайней мере государство.

Еще одно наблюдение Аристотеля связано с тем, что, хотя дружба выво­дится им из простого эгоизма, тем не менее есть такой феномен, как «любовь к себе», — он ее называл «филаутия». В ней самой по себе нет ничего плохого, то есть она не может подменить любовь к другому, но себя самого тоже любить необ­хо­­димо. И очень часто любовь к себе и любовь к другу сочетаются, могут не кон­фликтовать друг с другом. Дружба (она же любовь) на самом деле может работать как социальный феномен только при условии, что есть вот это одно­направленное усилие, бескорыст­ный дар любви по отношению к нашему другу. Вообще, то, что у Аристотеля этот термин переводят как «дружбу», по смыслу оправданно, но именно для понимания любви он нас сбивает с толку. На самом деле Аристотель говорит о любви, а дружба — это уже наш, более поздний, более узкий термин.

Идеи Платона и Аристотеля продол­жают развиваться в учении так называе­мых неоплатоников — это еще одна ведущая философская школа в поздней Антич­ности. Они пересе­каются и влияют на христианство, но долгое время не слива­ются с хри­стианской теологией, работают отдельно. Неоплатоники переинтер­пре­тируют платоновскую любовь как религиозное обожание трансцендент­ного принципа единого. То есть там, где у Платона есть двусмысленность, символы, связанные с эротикой, нео­пла­тоники трактуют его более реши­тельно, более мистически. Платонизм становится у них своего рода религией. Но и они тоже не отбрасывают телес­ную любовь. Они выстраивают теорию об уровнях, или ипостасях, мироздания, между ними есть иерархия, и вот если единое является высшим, то телесная любовь располага­ется на низших уровнях миро­здания. Но эти уровни — как бы ступени, по кото­рым можно подниматься, поэтому (в полном согласии с учением самого Платона) если вы любите очень сильно, скажем, юношу или девушку, то это не противо­речит, а, напротив, помогает вашей любви к единому, если вы правильно понимаете эту свою страсть как сту­пень. На самом деле она вводит вас в экстаз, который гораздо выше, чем желание завладеть вот этим конкретным юношей.

То есть греческие авторы осмысляют любовь все-таки как единую стихию, в отличие от многих римских авторов, тоже поздней Античности, которые призывают разделять эти смыслы любви. Например, Сенека, крупнейший римский писатель, теоретик I века нашей эры, очень много пишет о друж­бе, рассказывает о том, как важна дружба для него как римского патри­ция, оказав­шегося, в общем-то, в какой-то момент в изоляции. Он пи­шет письма своему другу Луцилию (они опубликованы) и рассказывает о том, как он любил этого Луцилия, учит Луцилия тому, как по-настоящему дружить. Он подчер­кивает, что дружба не имеет никакого отношения к поло­вой любви, это сугубо духов­ная прак­тика, духовная связь и, как мы знаем уже от Аристотеля, она должна быть направлена на личность друга как таковую. Путать такого типа любовь-дружбу с любовью-страстью нельзя. 

Изображения: Мастер Брисеиды. Эрастес, целующий эроменоса. Краснофигурное тондо с древнегреческой чаши. Около 480 года до н. э.
Musée du Louvre

Ирина Поздеева: «Чудо — это событие, причины которого мы сегодня не знаем»

Детство в бывшем монастыре, экспедиции к старообрядцам и запрет на Библию. В новом выпуске «Ученого совета» историк и археограф Ирина Поздеева рассказывает о том, как связаны культура и книга, почему Иван Федоров не совсем первопечатник, а также о своих находках — воине с мечом и пяти с половиной тысячах книг

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

30 минут

1/4

Любовь у Платона, Аристотеля и неоплатоников

В чем разница между эросом, филией, агапэ, как связаны страсть и познание, очищение и забота, что такое платоническая любовь, любовь-нехватка, бывает ли дружба и почему любовь всегда выбирает одного

Читает Артемий Магун

В чем разница между эросом, филией, агапэ, как связаны страсть и познание, очищение и забота, что такое платоническая любовь, любовь-нехватка, бывает ли дружба и почему любовь всегда выбирает одного

10 минут

2/4

Любовь у апостола Павла, Августина, Фомы Аквинского, Боттичелли и трубадуров

Любовь у теологов, любовь вещей друг к другу, любовь Бога к нам — и как появился культ любви

Читает Артемий Магун

Любовь у теологов, любовь вещей друг к другу, любовь Бога к нам — и как появился культ любви

10 минут

3/4

Любовь у Гете, фон Клейста, Стендаля, Вагнера и Фейербаха

Любовь как приключение, мистическая любовь, романтическая любовь и любовь-катастрофа

Читает Артемий Магун

Любовь как приключение, мистическая любовь, романтическая любовь и любовь-катастрофа

23 минуты

4/4

Любовь у Фрейда, Фромма, Маркузе, Лакана, Ханны Арендт и Маши Макаровой

Либидо, невроз, рассеянная эротика, хиазм, раздвоенное бытие и другие термины, которыми описывают любовь в XX веке

Читает Артемий Магун

Либидо, невроз, рассеянная эротика, хиазм, раздвоенное бытие и другие термины, которыми описывают любовь в XX веке

Материалы

Философские размышления Псоя Короленко о любви

Квартирник филолога и барда — специально для Arzamas

Настоящее значение философских афоризмов

«Бог умер», «Бытие определяет сознание», «Я знаю, что ничего не знаю» и другие известные максимы

Философия Просвещения в одной таблице

Главные идеи и герои европейского, американского и русского Просвещения

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Важность платонической любви — Массовая поведенческая терапия

Любовь. Как говорится в старой поговорке, это заставляет мир вращаться. Есть целые жанры фильмов, книг и музыки, построенные на концепции любви, полные неудачных отношений и счастливого конца. Сам День святого Валентина считается праздником, посвященным любви. Однако все они относятся к романтической любви, когда на самом деле между двумя людьми могут существовать разные виды любви. Платоническая любовь – одна из них.

Платоническая любовь определяется как несексуальная любовь. Название происходит от древнегреческого философа Платона, который считал, что «любовь не мудра и не прекрасна, а скорее является стремлением к мудрости и красоте», подразумевая, что у любви есть духовная сторона. В наше время это обычно ассоциируется со связью между мужчиной и женщиной и извечным вопросом о том, могут ли они быть «просто друзьями». Но платоническая любовь также может относиться к дружбе с людьми одного пола. В конце концов, можно «любить» своих друзей, но это не та любовь, которую вы испытываете к своей второй половинке.

Платоническая дружба с мужчиной или женщиной может играть важную роль в жизни, воздействуя на нас эмоционально, социально и физически.

Эмоциональное развитие и благополучие.

Платоническая дружба обычно является первым типом отношений, которые у нас есть вне семьи. Будь то с вашим соседом или одноклассником, такие отношения помогают эмоциональному развитию. Они учат нас, как заботиться о другом человеке, который не является частью семьи, служат связующим звеном с внешним миром и дают нам чувство принадлежности и цели. Это, в свою очередь, помогает нашему психическому здоровью и уверенности в себе, снижая вероятность депрессии и одиночества.

Другой взгляд.

Обращение к другу за советом — обычная тактика при принятии сложного решения или ситуации. Мы все видим мир по-своему, но, услышав, как его видит кто-то другой, можно представить совершенно новую точку зрения. Друг может предложить непредвзятое мнение по вопросу, особенно если друг противоположного пола, так как есть несколько жизненных ситуаций, которые по-разному воспринимаются женщинами и мужчинами.

Мотивация.

Все мы ставим перед собой цели, которых хотим достичь, но иногда на пути к ним возникают проблемы. Друзья обеспечивают систему поддержки в эти трудные времена и могут помочь ободрением. В нескольких исследованиях говорится, что мы с большей вероятностью будем участвовать в чем-то, если делаем это с другом. Друзья также могут познакомить нас с новыми идеями и мероприятиями. Сколько раз вы просматривали свою ленту в социальных сетях и видели, что делает ваш друг, и хотите это сделать? Спросить не помешает. То же самое можно сказать и о профессиональном развитии: друзья могут дать советы по поиску работы или помочь улучшить ваше резюме или сопроводительное письмо.

Долголетие.

Романтическая любовь может приходить и уходить с годами, в зависимости от человека. Платоническая любовь всегда может быть рядом, как лучшая подруга детства, которую вы знали всю свою жизнь. Даже если вы разошлись и пошли разными путями, совместное взросление создало незаменимую связь.

Предвестник романтических отношений.

Возвращаясь к романтической любви, исследования показывают, что платоническая любовь может помочь нам развить здоровые романтические отношения. Платоническая дружба может научить общению, компромиссам и границам — всем важным аспектам романтических отношений. Не говоря уже о распространенных историях о том, как люди женятся на своих лучших друзьях.

Наконец, если вам интересно, существует ли день дружбы и платонической любви, то он есть. Национальный день дружбы, обычно отмечаемый в первое воскресенье августа, признает дружбу как близкую, так и далекую.

Если вам нужна онлайн-помощь в области психического здоровья, выполните поиск в нашем каталоге клиник и запишитесь на прием уже сегодня.

Платоническая любовь Определение и значение

  • Основные определения
  • Викторина
  • Примеры

Показывает уровень сложности слова.

[ плуг-тон-ик лухв, плей- ]

/ pləˈtɒn ɪk ˈlʌv, pleɪ- /

Сохранить это слово!

Показывает уровень сложности слова.


сущ.

Платонизм. любовь к Идее красоты, рассматриваемая как завершение эволюции от стремления к личности и любви к физической красоте к любви и созерцанию духовной или идеальной красоты.

(обычно в нижнем регистре) интимное общение или отношения, особенно между двумя лицами разного пола, которые характеризуются отсутствием сексуального участия; духовная симпатия.

ВИКТОРИНА

ВСЕ ЗА(U)R ЭТОГО БРИТАНСКОГО ПРОТИВ. АМЕРИКАНСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ВИКТОРИНА

Существует огромное количество различий между тем, как люди говорят по-английски в США и Великобритании. Способны ли ваши языковые навыки определить разницу? Давай выясним!

Вопрос 1 из 7

Правда или ложь? Британский английский и американский английский различаются только сленговыми словами.

Происхождение платонической любви

Впервые записано в 1635–1645 гг.

Слова рядом Платоническая любовь

platitudinize, platitudinous, Платон, Платонический, Платонически, Платоническая любовь, Платонический или платонический, Платонический твердый, Платонический год, Платонизм, Платонический

Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

Как использовать платоническую любовь в предложении

  • Что случилось с настоящей любовью, не знающей границ и все такое?

    Волноваться о разнице в возрасте в гомосексуальных отношениях — это гомофобно|Саманта Аллен|9 января, 2015|DAILY BEAST

  • «Я люблю свою работу, люблю свой город и предан работе здесь», — сказал он в своем заявлении.

    The Golden State готовится к «Красной свадьбе» сенатских гонок|David Freedlander|9 января 2015|DAILY BEAST

  • Стив Бушеми вернулся — я люблю этого парня.

    Кофейная беседа с Фредом Армисеном: о «Портландии», встрече с Обамой и величии Тейлор Свифт | Марлоу Стерн | 7 января 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *