Обряд развенчания в православной церкви: процедура развенчания церковного брака, можно ли, причины и обряд

Не просто красивый обряд

Продолжаем беседу, начатую в прошлом номере газеты со священником Игорем Москвичёвым — настоятелем Митрофановского храма Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии,— разбираемся в вопросах, связанных с темой церковного брака.

Не гарантия и не амулет

— Могут ли православные христиане заключать церковный брак с представителями других конфессий, например, с католиками или протестантами?

— Раньше на венчание с католиками и протестантами был запрет. В 1721 году, после окончания Северной войны, вышло Синодальное постановление о том, что пленные шведы, которые тогда находились в Сибири, могут жениться на православных девушках, и это стало отправной точкой в смысле позволения брака между православными и верующими других христианских конфессий. Одно из главных условий при заключении такого брака — это воспитание детей в православной вере, неправославная сторона давала соответствующий обет. Конечно, нужно понимать, что в будущем это может вызвать сложности, но в целом такой брак возможен. Например, отец святителя Луки (Войно­Ясенецкого) был католиком, а мать — православной, и дети выросли в любящей семье. Чего православному человеку нужно избегать, так это венчания в католических или протестантских храмах.

— Для чего требуется регистрация в ЗАГСе перед венчанием?

— До революции браки регистрировались не государством, а Церковью. Обязанность внесения записи в метрические книги была установлена в Русской Церкви с 1802 года, там указывались дата совершения венчания, имена, отчества и фамилии жениха и невесты, а также поручителей и свидетелей записи, делались пометки о том, какой это брак по счету для каждой стороны. В 1918 году был издан Декрет об отделении Церкви от государства, который лишил церковный брак юридической силы. Но верующие могли принимать церковное благословение на брак после его регистрации в органах ЗАГС.

Так как венчание сейчас не имеет гражданско­правовых последствий, сначала нужно заключить брак, то есть расписаться в ЗАГСе, и только потом благословить заключенный союз в Церкви — повенчаться.

— А если это принципиальная позиция пары — не расписываться? Или эти люди в силу каких­то обстоятельств хотят провести регистрацию и сыграть свадьбу позднее?

— Если люди принципиально не хотят идти в ЗАГС, обвенчать их не смогут. Такой порядок действует и в России, и в странах бывшего СССР, кроме Прибалтики, где религиозные организации имеют право заключать браки наравне с государством. Венчаться до регистрации можно лишь в особых случаях: при тяжелом заболевании, накануне участия в военных действиях. Если священник хорошо знает пару, он может обвенчать их до регистрации, но при условии, что в течение нескольких дней они распишутся.

— Может ли священник отказать в венчании, если видит, что это явная профанация: молодые люди признаются, что для них это просто красивый обряд или на совершении таинства настаивают родители?

— Может, но чтобы таких ситуаций не возникало, существуют подготовительные беседы для тех, кто желает венчаться. На них такие вопросы разъясняются — что это не «просто красивый обряд», что жениться нужно не потому, что «уже тридцать, пора бы» или родители говорят: «Мы внуков хотим, поэтому давай уж за кого­нибудь». В целом, если вступление в брак — это желание самих жениха и невесты и они к этому подходят ответственно, то пару обвенчают, даже если люди мало знают о церковной жизни.

— А может священник посоветовать людям не вступать в брак или, по крайней мере, повременить с этим, лучше узнать друг друга?

— Конечно, священнику бывает тяжело вести такой разговор. Приходит к тебе пара — горящие глаза, ожидание счастливого будущего, уже вовсю готовятся к свадьбе. Что им скажешь? У меня однажды такой случай был: пришел ко мне молодой человек, говорит: «Вы меня полгода назад венчали, и вот мы развелись, как же так?» У людей отношение к венчанию, как к некоему амулету — раз мы венчаны, это предохранит нас от разногласий и развода. Но крепость брака зависит от людей, которые в нем живут, и если нет взаимопонимания, нет взаимных шагов для его достижения, понятно, что брак даст трещину и со временем может рухнуть. И тут уже не важно, был он венчанный или нет. Об этом священник, конечно, должен предупредить.

Главный вопрос: почему я это делаю?

— Нужна ли какая­-то особая подготовка к таинству?

— Подготовка вообще к браку, а не только к венчанию, должна начинаться с ответа на вопрос: зачем мне это нужно, что это для меня? Я встретил человека, полюбил его и хочу создать с ним семью или просто возраст поджимает?

Второе, что необходимо сделать, — хорошо удостовериться в своем избраннике. Нередко люди, которые не так давно вступили в брак, приходят, жалуются на своих супругов: вот он такой­сякой. Спрашиваю: а куда вы смотрели до свадьбы? А в ответ: думала, что я его исправлю. Это большая ошибка — думать, что «вот это, конечно, меня в нем раздражает, но ничего, поженимся — переделаю». Не получится! Человек, особенно мужчина, вообще так устроен, что не любит, когда его ломают. Начинаются конфликты, и взаимное раздражение может привести к тому, что люди просто начнут друг друга ненавидеть. Если есть в человеке то, что раздражает, надо либо признаться себе, что семьи у вас не выйдет, либо решить для себя принять эту особенность и даже быть готовым к тому, что со временем эти негативные привычки могут только усилиться.

Перед венчанием желательно исповедоваться и причаститься — либо в этот день, либо накануне. Человек верующий и так регулярно причащается, а перед таким значимым событием это тем более важно.

— Посетитель нашего сайта Илья задает вопрос: «Мы с девушкой собираемся пожениться. Моя мама — верующая, ведет церковную жизнь. Она рассказала мне о Таинстве Брака, и я предложил своей невесте венчаться. Она отказалась, объяснив, что в ЗАГСе хоть десять раз можно расписаться, а брак, заключенный на Небесах,— это раз и навсегда, а во мне она в такой степени не уверена. Я в растерянности и не знаю, что нам теперь делать — расставаться, подождать со свадьбой или все­таки расписаться, а там, может быть, и повенчаемся через какое­то время?».

— Я бы посоветовал Илье поговорить с девушкой начистоту. Может быть, есть вещи, которые ее тревожат или смущают — нужно не стесняться и обсудить это. Отношения должны строиться не на подозрениях, а на доверии. Если что­то беспокоит, нужно говорить об этом открыто. Лучше сказать правду и закончить отношения, чем дать надежду, а потом развалить семью. В любом случае, лучше расстаться до брака, чем потом разводиться — это уже гораздо сложнее переживается, особенно если есть дети.

Ах, эта свадьба!

— Даже если жених и невеста — люди воцерковленные, среди гостей на венчании наверняка будут те, кто, возможно, и в храме ни разу не был. Стоит ли приглашать их на это таинство?

— Думаю, что пригласить можно, ничего предосудительного в этом нет. Но нецерковным людям желательно заранее сказать про внешний вид и основные, элементарные правила поведения в церкви. Храм — место особого присутствия Божия, и нужно выглядеть подобающе. Но если кто­то все же к рекомендациям не прислушается, просить уйти с венчания не надо. В храме к этому тоже отнесутся снисходительно.

— Бывают случаи, когда кто-­то из гостей сразу после выхода из храма начинает открывать шампанское, громко кричать «Горько!» и т.д. Как реагировать на такое?

— Такое поведение, конечно, неуместно и даже незаконно: распитие спиртных напитков в общественном месте является административным правонарушением. Поэтому такие вещи нужно отложить до неофициальной части. Гостей предупредить об этом тоже лишним не будет. Иногда молодых на выходе из храма осыпают лепестками роз — это можно.

— Ирина спрашивает: «У сына планируется свадьба: ЗАГС, венчание и потом ресторан. Среди гостей верующих людей не так уж много, но меня все равно смущает, что после молитвы в храме все сразу окунутся в “разгул”: алкоголь, конкурсы, пляски. Стоит ли в таком случае перенести венчание на другую, более позднюю дату, чтобы потом спокойно отметить это событие в семейном кругу?».

— По опыту могу сказать, что венчание откладывать не стоит. «Мы поженились год (два, три) назад и всё никак не дойдем до храма», — эту фразу часто можно услышать от молодых людей, которые пришли с просьбой о венчании. «Более поздняя дата» со временем может превратиться в «никогда». Поэтому, особенно если пара верующая, следует венчаться в день росписи.

Банкет в ресторане может и не быть «гулянкой». Нужно заранее обговорить сценарий праздника с ведущим свадьбы — как он будет держать публику, какие будут конкурсы. Можно поставить на столы больше легкого вина, а не крепких напитков.

— Каким должен быть внешний вид невесты? Должны ли у свадебного платья обязательно быть закрытые плечи, должна ли быть покрыта голова девушки или допускаются некоторые послабления?

— Фаты на голове вполне достаточно. Что касается платья, здесь все зависит от пожеланий самой невесты, но, конечно, слишком короткие платья или модели с глубоким декольте на венчании будут некстати. Открытый верх допустим, если к нему подобрать болеро.

Правда или суеверия?

— Полина задает вопрос: «Я понимаю, что во время венчания нужно молиться, хотя бы своими словами просить Бога о помощи в семейной жизни, внимательно слушать, что читается и поется в этот момент в храме. Но таинство идет около часа — боюсь, что мысли будут уходить куда­то не туда. Как с этим бороться? Особенно нецерковным жениху и невесте, которые и молитв не знают, и церковнославянского не понимают?».

— Никто не запрещает отыскать чин венчания в Интернете и ознакомиться с текстами — человек, который участвует в церковном таинстве, все­таки должен понимать, что совершается в данный момент. Полезно также прочесть статьи на тему церковного брака, которые позволяют глубже понять таинство. Это ведь действительно интересно: ни одно действие во время венчания не совершается просто так, у всего есть глубокий смысл. «Мысли, уходящие не туда» — это общая проблема, нужно концентрироваться собственным усилием воли на том, что происходит. На действенность таинства «включенность» участников не влияет, оно в любом случае будет совершено. Но для того, чтобы участие человека в этом было осмысленным, лучше свои «разбегающиеся» мысли собирать и молиться о предстоящей семейной жизни.

— Оксана спрашивает: «Говорят, что венцы над головами жениха и невесты держат только в том случае, если они второбрачные, а тем, кто венчается в первый раз, их просто надевают на голову. Это правда или суеверие? Есть ли требования к людям, держащим венцы?».

— Выбор — держать или надевать венцы — делается только из практических соображений. Если у невесты высокая прическа, венец не наденешь, поэтому и над женихом его тоже держат — для симметрии. Кто­то хочет, чтобы венцы непременно были надеты, — пожалуйста, это возможно. Бывает, что просто держать некому, поэтому надевают. Никакого тайного смысла в этом искать не надо.

Особых требований к тем, кто будет держать венцы, нет. Здесь вопрос скорее в выносливости: нужно будет минут двадцать стоять с поднятыми руками, и это достаточно тяжело. Бывали случаи, когда у человека затекала рука, он начинал перехватывать венец другой рукой, ронял его, и среди гостей сразу начинался шепот: «Ну, все, венец упал — конец, несчастливый брак будет!». На самом деле такое падение абсолютно ничего не значит, не стоит из­за этого переживать.

Чаще всего миссия держать венцы поручается свидетелям — подруге невесты и другу жениха. У «института свидетелей» глубокие исторические корни, раньше их роль была более значительной. После проведения «брачного обыска», о котором мы говорили в прошлый раз, то есть выяснения, нет ли препятствий к браку, подписывались «венечные памяти», где свои подписи ставили не только жених с невестой и священник, но и поручители со стороны молодых. Это были люди с того же прихода, то есть крещеные и верующие, поэтому нигде в документах о требованиях к свидетелям отдельно не сказано. Некоторые почему­то думают, что свидетели не должны состоять друг с другом в отношениях — официальных или нет. Но это домыслы.

— Ольга пишет: «У сестры через несколько месяцев после свадьбы надломилась одна венчальная свеча. Она сильно расстроилась, ведь венчальные свечи нужно бережно хранить, а в случае семейных неурядиц возжигать их и молиться. Как ее успокоить?».

— Надломилась — и ни­чего страшного. На крепость брака это никак не повлияет. Семейное счастье зависит от самих людей, а не от того, возжигают они свои венчальные свечи ежегодно или нет.

Не более трех раз

— В каких случаях церковный брак признается недействительным?

— Все эти случаи оговорены в документе «О канонических аспектах церковного брака», принятом в 2017 году: «Освящение брака, совершенное по ошибке (например, при незнании о наличии препятствий) или злоумышленно (например, при наличии установленных церковным законодательством препятствий), может быть епархиальным архиереем признано недействительным». Какие здесь могут быть препятствия? Чаще всего это неспособность к брачному сожительству, алкоголизм, наркомания. Такие браки считаются именно аннулированными, а не расторгнутыми, и счет браков в таком случае не открывается.

Однако это не значит, что если один из супругов впал в зависимость, то брак автоматически распадается. Если другая сторона находит в себе силы с этим человеком жить, бороться за него — пожалуйста. То же самое касается и измен — они являются основанием для расторжения брака, но не фактором, расторгающим его вне зависимости от воли самих супругов.

— Нередко можно услышать: «Как нам развенчаться?». Существует ли вообще понятие «развенчание»? Ведь «раскрещивания» нет…

— Конечно, нет. Венчание утрачивает свою силу с расторжением гражданского брака. Вообще, у людей возникает этот вопрос в основном, только когда они вступают во второй брак. С прошением о вступлении во второй брак нужно обратиться в епархиальную дисциплинарно­каноническую комиссию. Она рассмотрит обстоятельства дела, и архиерей после исследования вопроса может выдать свидетельство о признании предыдущего церковного брака утратившим каноническую силу. Но никакого дополнительного обряда «развенчания» не существует.

— Сколько раз можно венчаться? Отличается ли при этом чинопоследование?

— Церковью допускается три брака. Причем вступление в третий брак дозволяется, если супругам нет сорока лет и у них нет детей от предыдущих браков.

Чинопоследование для второбрачных немного короче, но внешне выглядит так же: венцы, свечи, испитие вина из общей чаши. Но уже нет брачного искуса, с которого обычно начинается венчание. Молитвы тоже отличаются: в них есть покаянные мотивы, подчеркивается, что второй брак позволяется человеку, чтобы сохранить его от распутной жизни.

Здесь еще нужно помнить, что Церковь признает браки, заключенные государством. Типичная ситуация: у человека развалился первый брак, невенчанный, он собирается вступить во второй и венчаться, и с удивлением узнает, что ему необходимо получить заключение канонической комиссии. А ничего удивительного нет. При этом если у одного из будущих супругов это второй брак, а у другого первый, комиссия может выдать заключение о венчании по чину первого брака — ради той стороны, которая вступает в брак впервые. Если у одного из супругов это четвертый брак, считая и церковные, и государственные, пару не венчают. Но если это брак зарегистрированный, супруги смогут причащаться — несмотря на то, что они не венчаны, не считается, что они живут в блуде.

Газета «Православная вера» № 10 (654), июнь 2020 г.

Не просто красивый обряд — Азбука супружества

Оглав­ле­ние
  • С про­из­во­ле­ни­ем бла­гим и непринужденным
  • Не гаран­тия и не амулет
  • Глав­ный вопрос: поче­му я это делаю?
  • Ах, эта свадьба!
  • Прав­да или суеверия?
  • Не более трех раз

Горя­щие све­чи, свер­ка­ю­щие вен­цы над голо­ва­ми, сло­ва молит­вы в тишине… Таин­ство вен­ча­ния ‒ один из самых кра­си­вых и тор­же­ствен­ных цер­ков­ных обря­дов, но зна­ем ли мы смысл того, что имен­но совер­ша­ет­ся в хра­ме, когда свя­щен­ник соеди­ня­ет руки муж­чи­ны и жен­щи­ны? О вопро­сах, свя­зан­ных с Таин­ством Бра­ка, мы бесе­ду­ем с иере­ем Иго­рем Моск­ви­че­вым ‒ насто­я­те­лем Мит­ро­фа­нов­ско­го хра­ма Сара­то­ва, пре­по­да­ва­те­лем Сара­тов­ской пра­во­слав­ной духов­ной семинарии.

С произволением благим и непринужденным

‒ Когда было уста­нов­ле­но Таин­ство Бра­ка? Одни иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что оно воз­ник­ло поз­же всех таинств ‒ в Визан­тии в XI веке, дру­гие ‒ что все таин­ства суще­ство­ва­ли в Церк­ви с само­го ее осно­ва­ния, то есть с апо­столь­ско­го века.

‒ Как таин­ство ново­за­вет­ной Церк­ви брак име­ет Боже­ствен­ное уста­нов­ле­ние, о чем гово­рит­ся в раз­ных местах Свя­щен­но­го Писа­ния (см.: Ин.2:1-11; Мф.19:3-12; Еф.5:22-32). Пер­вые сви­де­тель­ства о заклю­че­нии бра­ков в Церк­ви отно­сят­ся ко II веку ‒ уже в те вре­ме­на супру­же­ская жизнь начи­на­лась с бла­го­сло­ве­ния епи­ско­па. В кано­ни­че­ских сбор­ни­ках Пра­во­слав­ной Церк­ви исполь­зу­ет­ся опре­де­ле­ние бра­ка, пред­ло­жен­ное рим­ским юри­стом Моде­сти­ном (III в.): «Брак ‒ это союз муж­чи­ны и жен­щи­ны, обще­ние жиз­ни, соуча­стие в боже­ском и чело­ве­че­ском праве».

Есть мне­ние, что вен­ча­ние по сути про­ис­хо­ди­ло на Литур­гии: сна­ча­ла совер­ша­ли Литур­гию, а потом бла­го­слов­ля­ли ново­брач­ных. Мно­гие иссле­до­ва­те­ли, в част­но­сти, извест­ный литур­гист свя­щен­ник Миха­ил Жел­тов, гово­рят о том, что чин вен­ча­ния фор­ми­ро­вал­ся само­сто­я­тель­но. К VI веку основ­ные момен­ты таин­ства уже были сфор­ми­ро­ва­ны: обру­че­ние, чте­ние молитв, испи­тие вина из общей чаши. Со вре­ме­нем это все раз­ви­ва­лось и при­ни­ма­ло при­выч­ный нам вид чино­по­сле­до­ва­ния, а к XI веку уже ста­ли фор­ми­ро­вать­ся чины бла­го­сло­ве­ния повтор­ных браков.

В чино­по­сле­до­ва­нии цер­ков­но­го бра­ка все­гда были три основ­ные части: обру­че­ние, само вен­ча­ние и молит­ва на раз­ре­ше­ние вен­цов, кото­рая, соглас­но Треб­ни­ку, долж­на совер­шать­ся на вось­мой день, но чаще все­го ее чита­ют в день вен­ча­ния. Обру­че­ние тоже долж­но совер­шать­ся отдель­но, и дол­гое вре­мя так и было. Часто его назы­ва­ли сго­во­ром или помолв­кой. Люди, при­няв­шие реше­ние заклю­чить брак, обра­ща­лись с про­ше­ни­ем к архи­ерею и начи­на­ли гото­вить­ся к сва­дьбе. Архи­ерей велел при­ход­ско­му свя­щен­ни­ку про­ве­сти «брач­ный обыск», то есть выяс­нить воз­мож­ные пре­пят­ствия к бра­ку. В тече­ние трех вос­крес­ных дней свя­щен­ник объ­яв­лял сво­им при­хо­жа­нам, что такие-то моло­дые люди в при­хо­де соби­ра­ют­ся всту­пать в брак, и спра­ши­вал, может ли кто ска­зать что-то про­тив это­го. Если за три неде­ли ника­ких воз­ра­же­ний не было, мог­ли вен­чать. Если же кто-то заяв­лял, что брак совер­ша­ет­ся из ком­мер­че­ских побуж­де­ний либо про­сто под дав­ле­ни­ем, про­цесс оста­нав­ли­вал­ся до выяс­не­ния при­чин, и все мог­ло быть отме­не­но. Понят­но, что мог­ли все же что-то ута­ить, заста­вить людей мол­чать, но при­ход­ской свя­щен­ник, как пра­ви­ло, и сам хоро­шо знал жени­ха и неве­сту, их семьи.

Пери­од меж­ду обру­че­ни­ем и вен­ча­ни­ем в доку­мен­тах не ого­ва­ри­вал­ся, поэто­му было по-раз­но­му ‒ чаще все­го меж­ду ними про­хо­ди­ло не более несколь­ких меся­цев. Кста­ти, жених или неве­ста на вопрос, име­ют ли они про­из­во­ле­ние бла­гое и непри­нуж­ден­ное, вполне мог­ли отве­тить свя­щен­ни­ку «нет», и в таком слу­чае вен­ча­ние так­же пре­кра­ща­лось. Что инте­рес­но, если после сго­во­ра вен­ча­ния так и не про­ис­хо­ди­ло, то жених и неве­ста, кото­рые всту­па­ли потом в дру­гой брак, уже счи­та­лись второбрачными.

При Ека­те­рине II обру­че­ние ста­ли совер­шать в одно вре­мя с вен­ча­ни­ем. Тем не менее вопро­сы о «бла­гом и непри­нуж­ден­ном про­из­во­ле­нии» всту­пить в брак и «не обе­щал­ся ли иной неве­сте» оста­лись. Это ука­за­ние на то, что неко­гда обру­че­ние и вен­ча­ние совер­ша­лись раз­дель­но. Сего­дня слож­но себе пред­ста­вить, что за те несколь­ко секунд, что свя­щен­ник ведет пару от при­тво­ра до сере­ди­ны хра­ма, мож­но утра­тить свое бла­гое и непри­нуж­ден­ное про­из­во­ле­ние или кому-то пообещаться.

‒ Сей­час доволь­но часто мож­но услы­шать сло­во­со­че­та­ние «мы обру­чи­лись», то есть сде­ла­но пред­ло­же­ние, неве­сте пода­ре­но коль­цо. Это с тех пор пошло?

‒ Думаю, да. Но рань­ше не толь­ко неве­ста наде­ва­ла коль­цо в знак помолв­ки, но и жених. Обыч­но перед обру­че­ни­ем девуш­ка с роди­те­ля­ми при­хо­ди­ла в дом жени­ха, там обсуж­да­лись все под­го­то­ви­тель­ные вопро­сы, и там же моло­дые люди наде­ва­ли друг дру­гу кольца.

‒ Что озна­ча­ют сим­во­лы в чино­по­сле­до­ва­нии таин­ства ‒ коль­цо, вен­цы, све­чи, плат, на кото­ром сто­ят брачующиеся?

‒ Бра­ко­со­че­та­ние ‒ древ­ний, кра­си­вый, тая­щий глу­бо­кие смыс­лы чин. В раз­ных источ­ни­ках его сим­во­ли­ка трак­ту­ет­ся по-раз­но­му, но в целом счи­та­ет­ся, что коль­цо ‒ сим­вол веч­но­сти брач­но­го сою­за, его нерас­тор­жи­мо­сти, све­чи ‒ сим­вол радо­сти и тор­же­ства, чистый плат ‒ сим­вол нача­ла новой жиз­ни, по кото­рой ново­брач­ные пой­дут вме­сте. С вен­ца­ми чуть слож­нее: кто-то гово­рит, что это сим­вол муче­ни­че­ства (муче­ни­че­ские вен­цы), но мне боль­ше нра­вит­ся дру­гое тол­ко­ва­ние: это сим­вол тор­же­ства, знак того, что люди пре­одо­ле­ли свои гре­хов­ные, блуд­ные наклон­но­сти и всту­па­ют в закон­ный брак. Вооб­ще, отно­ше­ние к вен­цам во вре­ме­на ран­не­го хри­сти­ан­ства было неод­но­знач­ным, даже неко­то­рые свя­тые отно­си­лись к ним как к пере­жит­кам язы­че­ства. Одоб­ри­тель­но о них одним из пер­вых ото­звал­ся свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, и с тех пор они ста­ли широ­ко употребляться.

Какой бы смысл мы в эти сим­во­лы ни вкла­ды­ва­ли, глав­ное ‒ отно­сить­ся ко все­му, что про­ис­хо­дит во вре­мя вен­ча­ния, спо­кой­но: не искать ника­кой мисти­ки в капа­ю­щем на пла­тье вос­ке, заго­рев­шей­ся от све­чи фате, упав­шем вен­це и так далее. Да, ино­гда это слу­ча­ет­ся, но абсо­лют­но ниче­го не зна­чит. «Кто пер­вый встал на плат, тот будет гла­вен­ство­вать в семье» ‒ это тоже суеверие.

‒ Могут ли стать пре­пят­стви­ем к вен­ча­нию воз­раст, род­ство буду­щих супругов?

‒ С точ­ки зре­ния цер­ков­но­го пра­ва всту­пать в брак мож­но по дости­же­нию цер­ков­но­го совер­шен­но­ле­тия ‒ это 15 лет для юно­ши и 13 лет для девуш­ки. Но в 1830 году было при­ня­то Сино­даль­ное поста­нов­ле­ние, запре­ща­ю­щее свя­щен­ни­кам вен­чать бра­ки, где жених не достиг восем­на­дца­ти лет, а неве­ста шест­на­дца­ти. Это поста­нов­ле­ние не утра­ти­ло сво­ей силы и по сей день. Исклю­че­ния могут быть, если брак меж­ду более юны­ми жени­хом и неве­стой заклю­чен в ЗАГСе ‒ по госу­дар­ствен­но­му зако­но­да­тель­ству это воз­мож­но в ряде слу­ча­ев с четыр­на­дца­ти лет, при усло­вии согла­сия родителей.

Верх­ний пре­дел воз­рас­та для вен­ча­ния тоже суще­ству­ет ‒ это 70 лет для муж­чин и 60 для жен­щин. Он осно­ван на пра­ви­лах свя­ти­те­лей Васи­лия Вели­ко­го, Фила­ре­та (Дроз­до­ва), а так­же на пре­це­ден­тах, кото­рые были в сино­даль­ное вре­мя. Логи­ка такая: в брак всту­па­ют для про­дол­же­ния рода, а в пре­клон­ном воз­расте детей не рожа­ют. Если же в пожи­лом воз­расте хотят повен­чать­ся муж и жена, про­жив­шие дол­гое вре­мя в офи­ци­аль­ном бра­ке, над ними совер­ша­ет­ся осо­бый чин бла­го­сло­ве­ния супру­гов. Это воз­мож­но в любом воз­расте. Этот чин был вве­ден в упо­треб­ле­ние Свя­щен­ным Сино­дом в 2015 году. До это­го на прак­ти­ке вен­ча­ли пол­но­цен­но, ниче­го не сокра­щая, людей, кото­рым 50–60 лет. Но все же не долж­но быть про­фа­на­ции таин­ства: бла­го­слов­лять на рож­де­ние детей людей, у кото­рых уже вну­ки вырос­ли, по мень­шей мере стран­но, поэто­му появ­ле­ние тако­го чина вполне оправданно.

Есть еще пра­ви­ло: раз­ни­ца в воз­расте меж­ду супру­га­ми не долж­на пре­вы­шать 25 лет. При боль­шей раз­ни­це это уже фак­ти­че­ски раз­ные поко­ле­ния, и слож­но­сти, свя­зан­ные с пони­ма­ни­ем друг дру­га, неминуемы.

Вопрос род­ства слож­ный, так как есть мно­го его сте­пе­ней. Визан­тий­ское зако­но­да­тель­ство запре­ща­ло бра­ки до седь­мой сте­пе­ни род­ства вклю­чи­тель­но. Зако­но­да­тель­ство Рус­ской Церк­ви несколь­ко смяг­чи­ло это тре­бо­ва­ние, запре­тив бра­ки до чет­вер­той сте­пе­ни род­ства вклю­чи­тель­но, а все, что сверх это­го, воз­мож­но с бла­го­сло­ве­ния архи­ерея. То есть тро­ю­род­ным бра­тьям и сест­рам уже мож­но было вен­чать­ся, с раз­ре­ше­ния епи­ско­па. Есть еще огра­ни­че­ния по свой­ству ‒ свя­зи меж­ду людь­ми, кото­рые явля­ют­ся род­ствен­ни­ка­ми со сто­ро­ны мужа и жены. Напри­мер, раз­ве­ден­ный или овдо­вев­ший муж­чи­на не может женить­ся, напри­мер, на сест­ре сво­ей быв­шей или покой­ной жены.

‒ А что если люди не зна­ли, что они при­хо­дят­ся друг дру­гу род­ствен­ни­ка­ми, и всту­пи­ли в брак?

‒ В сино­даль­ное вре­мя такие слу­чаи были. Извест­но, напри­мер, что свя­щен­ник, повен­чав­ший дво­ю­род­ных бра­та и сест­ру, полу­чил выго­вор, а моло­до­же­нам была назна­че­на епи­ти­мия. Но брак рас­тор­гать не ста­ли. Если что-то подоб­ное слу­ча­ет­ся сей­час, нуж­но обра­щать­ся в дис­ци­пли­нар­ную кано­ни­че­скую комис­сию при епар­хии, кото­рая этот вопрос рассмотрит.

Не гарантия и не амулет

‒ Могут ли пра­во­слав­ные хри­сти­ане заклю­чать цер­ков­ный брак с пред­ста­ви­те­ля­ми дру­гих кон­фес­сий, напри­мер, с като­ли­ка­ми или протестантами?

‒ Рань­ше на вен­ча­ние с като­ли­ка­ми и про­те­стан­та­ми был запрет. В 1721 году, после окон­ча­ния Север­ной вой­ны, вышло Сино­даль­ное поста­нов­ле­ние о том, что плен­ные шве­ды, кото­рые тогда нахо­ди­лись в Сиби­ри, могут женить­ся на пра­во­слав­ных девуш­ках, и это ста­ло отправ­ной точ­кой в смыс­ле поз­во­ле­ния бра­ка меж­ду пра­во­слав­ны­ми и веру­ю­щи­ми дру­гих хри­сти­ан­ских кон­фес­сий. Одно из глав­ных усло­вий при заклю­че­нии тако­го бра­ка ‒ это вос­пи­та­ние детей в пра­во­слав­ной вере, непра­во­слав­ная сто­ро­на дава­ла соот­вет­ству­ю­щий обет. Конеч­но, нуж­но пони­мать, что в буду­щем это может вызвать слож­но­сти, но в целом такой брак воз­мо­жен. Напри­мер, отец свя­ти­те­ля Луки (Вой­но­-Ясе­нец­ко­го) был като­ли­ком, а мать ‒ пра­во­слав­ной, и дети вырос­ли в любя­щей семье. Чего пра­во­слав­но­му чело­ве­ку нуж­но избе­гать, так это вен­ча­ния в като­ли­че­ских или про­те­стант­ских храмах.

‒ Для чего тре­бу­ет­ся реги­стра­ция в ЗАГСе перед венчанием?

‒ До рево­лю­ции бра­ки реги­стри­ро­ва­лись не госу­дар­ством, а Цер­ко­вью. Обя­зан­ность вне­се­ния запи­си в мет­ри­че­ские кни­ги была уста­нов­ле­на в Рус­ской Церк­ви с 1802 года, там ука­зы­ва­лись дата совер­ше­ния вен­ча­ния, име­на, отче­ства и фами­лии жени­ха и неве­сты, а так­же пору­чи­те­лей и сви­де­те­лей запи­си, дела­лись помет­ки о том, какой это брак по сче­ту для каж­дой сто­ро­ны. В 1918 году был издан Декрет об отде­ле­нии Церк­ви от госу­дар­ства, кото­рый лишил цер­ков­ный брак юри­ди­че­ской силы. Но веру­ю­щие мог­ли при­ни­мать цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние на брак после его реги­стра­ции в орга­нах ЗАГС.

Так как вен­ча­ние сей­час не име­ет граж­дан­ско-пра­во­вых послед­ствий, сна­ча­ла нуж­но заклю­чить брак, то есть рас­пи­сать­ся в ЗАГСе, и толь­ко потом бла­го­сло­вить заклю­чен­ный союз в Церк­ви ‒ повенчаться.

‒ А если это прин­ци­пи­аль­ная пози­ция пары ‒ не рас­пи­сы­вать­ся? Или эти люди в силу каких-то обсто­я­тельств хотят про­ве­сти реги­стра­цию и сыг­рать сва­дьбу позднее?

‒ Если люди прин­ци­пи­аль­но не хотят идти в ЗАГС, обвен­чать их не смо­гут. Такой поря­док дей­ству­ет и в Рос­сии, и в стра­нах быв­ше­го СССР, кро­ме При­бал­ти­ки, где рели­ги­оз­ные орга­ни­за­ции име­ют пра­во заклю­чать бра­ки наравне с госу­дар­ством. Вен­чать­ся до реги­стра­ции мож­но лишь в осо­бых слу­ча­ях: при тяже­лом забо­ле­ва­нии, нака­нуне уча­стия в воен­ных дей­стви­ях. Если свя­щен­ник хоро­шо зна­ет пару, он может обвен­чать их до реги­стра­ции, но при усло­вии, что в тече­ние несколь­ких дней они распишутся.

‒ Может ли свя­щен­ник отка­зать в вен­ча­нии, если видит, что это явная про­фа­на­ция: моло­дые люди при­зна­ют­ся, что для них это про­сто кра­си­вый обряд или на совер­ше­нии таин­ства наста­и­ва­ют родители?

‒ Может, но что­бы таких ситу­а­ций не воз­ни­ка­ло, суще­ству­ют под­го­то­ви­тель­ные бесе­ды для тех, кто жела­ет вен­чать­ся. На них такие вопро­сы разъ­яс­ня­ют­ся ‒ что это не «про­сто кра­си­вый обряд», что женить­ся нуж­но не пото­му, что «уже трид­цать, пора бы» или роди­те­ли гово­рят: «Мы вну­ков хотим, поэто­му давай уж за кого-нибудь». В целом, если вступ­ле­ние в брак ‒ это жела­ние самих жени­ха и неве­сты и они к это­му под­хо­дят ответ­ствен­но, то пару обвен­ча­ют, даже если люди мало зна­ют о цер­ков­ной жизни.

‒ А может свя­щен­ник посо­ве­то­вать людям не всту­пать в брак или, по край­ней мере, повре­ме­нить с этим, луч­ше узнать друг друга?

‒ Конеч­но, свя­щен­ни­ку быва­ет тяже­ло вести такой раз­го­вор. При­хо­дит к тебе пара ‒ горя­щие гла­за, ожи­да­ние счаст­ли­во­го буду­ще­го, уже вовсю гото­вят­ся к сва­дьбе. Что им ска­жешь? У меня одна­жды такой слу­чай был: при­шел ко мне моло­дой чело­век, гово­рит: «Вы меня пол­го­да назад вен­ча­ли, и вот мы раз­ве­лись, как же так?» У людей отно­ше­ние к вен­ча­нию, как к неко­е­му аму­ле­ту ‒ раз мы вен­ча­ны, это предо­хра­нит нас от раз­но­гла­сий и раз­во­да. Но кре­пость бра­ка зави­сит от людей, кото­рые в нем живут, и если нет вза­и­мо­по­ни­ма­ния, нет вза­им­ных шагов для его дости­же­ния, понят­но, что брак даст тре­щи­ну и со вре­ме­нем может рух­нуть. И тут уже не важ­но, был он вен­чан­ный или нет. Об этом свя­щен­ник, конеч­но, дол­жен предупредить.

Главный вопрос: почему я это делаю?

‒ Нуж­на ли какая-то осо­бая под­го­тов­ка к таинству?

‒ Под­го­тов­ка вооб­ще к бра­ку, а не толь­ко к вен­ча­нию, долж­на начи­нать­ся с отве­та на вопрос: зачем мне это нуж­но, что это для меня? Я встре­тил чело­ве­ка, полю­бил его и хочу создать с ним семью или про­сто воз­раст поджимает?

Вто­рое, что необ­хо­ди­мо сде­лать, ‒ хоро­шо удо­сто­ве­рить­ся в сво­ем избран­ни­ке. Неред­ко люди, кото­рые не так дав­но всту­пи­ли в брак, при­хо­дят, жалу­ют­ся на сво­их супру­гов: вот он такой-сякой. Спра­ши­ваю: а куда вы смот­ре­ли до сва­дьбы? А в ответ: дума­ла, что я его исправ­лю. Это боль­шая ошиб­ка ‒ думать, что «вот это, конеч­но, меня в нем раз­дра­жа­ет, но ниче­го, поже­ним­ся ‒ пере­де­лаю». Не полу­чит­ся! Чело­век, осо­бен­но муж­чи­на, вооб­ще так устро­ен, что не любит, когда его лома­ют. Начи­на­ют­ся кон­флик­ты, и вза­им­ное раз­дра­же­ние может при­ве­сти к тому, что люди про­сто нач­нут друг дру­га нена­ви­деть. Если есть в чело­ве­ке то, что раз­дра­жа­ет, надо либо при­знать­ся себе, что семьи у вас не вый­дет, либо решить для себя при­нять эту осо­бен­ность и даже быть гото­вым к тому, что со вре­ме­нем эти нега­тив­ные при­выч­ки могут толь­ко усилиться.

Перед вен­ча­ни­ем жела­тель­но испо­ве­до­вать­ся и при­ча­стить­ся ‒ либо в этот день, либо нака­нуне. Чело­век веру­ю­щий и так регу­ляр­но при­ча­ща­ет­ся, а перед таким зна­чи­мым собы­ти­ем это тем более важно.

‒ Посе­ти­тель наше­го сай­та Илья зада­ет вопрос: «Мы с девуш­кой соби­ра­ем­ся поже­нить­ся. Моя мама ‒ веру­ю­щая, ведет цер­ков­ную жизнь. Она рас­ска­за­ла мне о Таин­стве Бра­ка, и я пред­ло­жил сво­ей неве­сте вен­чать­ся. Она отка­за­лась, объ­яс­нив, что в ЗАГСе хоть десять раз мож­но рас­пи­сать­ся, а брак, заклю­чен­ный на Небе­сах, ‒ это раз и навсе­гда, а во мне она в такой сте­пе­ни не уве­ре­на. Я в рас­те­рян­но­сти и не знаю, что нам теперь делать ‒ рас­ста­вать­ся, подо­ждать со сва­дьбой или все-таки рас­пи­сать­ся, а там, может быть, и повен­ча­ем­ся через какое-то время?».

‒ Я бы посо­ве­то­вал Илье пого­во­рить с девуш­кой начи­сто­ту. Может быть, есть вещи, кото­рые ее тре­во­жат или сму­ща­ют ‒ нуж­но не стес­нять­ся и обсу­дить это. Отно­ше­ния долж­ны стро­ить­ся не на подо­зре­ни­ях, а на дове­рии. Если что-то бес­по­ко­ит, нуж­но гово­рить об этом откры­то. Луч­ше ска­зать прав­ду и закон­чить отно­ше­ния, чем дать надеж­ду, а потом раз­ва­лить семью. В любом слу­чае, луч­ше рас­стать­ся до бра­ка, чем потом раз­во­дить­ся ‒ это уже гораз­до слож­нее пере­жи­ва­ет­ся, осо­бен­но если есть дети.

Ах, эта свадьба!

‒ Даже если жених и неве­ста ‒ люди воцер­ко­в­лен­ные, сре­ди гостей на вен­ча­нии навер­ня­ка будут те, кто, воз­мож­но, и в хра­ме ни разу не был. Сто­ит ли при­гла­шать их на это таинство?

‒ Думаю, что при­гла­сить мож­но, ниче­го предо­су­ди­тель­но­го в этом нет. Но нецер­ков­ным людям жела­тель­но зара­нее ска­зать про внеш­ний вид и основ­ные, эле­мен­тар­ные пра­ви­ла пове­де­ния в церк­ви. Храм ‒ место осо­бо­го при­сут­ствия Божия, и нуж­но выгля­деть подо­ба­ю­ще. Но если кто-то все же к реко­мен­да­ци­ям не при­слу­ша­ет­ся, про­сить уйти с вен­ча­ния не надо. В хра­ме к это­му тоже отне­сут­ся снисходительно.

‒ Быва­ют слу­чаи, когда кто-то из гостей сра­зу после выхо­да из хра­ма начи­на­ет откры­вать шам­пан­ское, гром­ко кри­чать «Горь­ко!» и т.д. Как реа­ги­ро­вать на такое?

‒ Такое пове­де­ние, конеч­но, неумест­но и даже неза­кон­но: рас­пи­тие спирт­ных напит­ков в обще­ствен­ном месте явля­ет­ся адми­ни­стра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ем. Поэто­му такие вещи нуж­но отло­жить до неофи­ци­аль­ной части. Гостей пре­ду­пре­дить об этом тоже лиш­ним не будет. Ино­гда моло­дых на выхо­де из хра­ма осы­па­ют лепест­ка­ми роз ‒ это можно.

‒ Ири­на спра­ши­ва­ет: «У сына пла­ни­ру­ет­ся сва­дьба: ЗАГС, вен­ча­ние и потом ресто­ран. Сре­ди гостей веру­ю­щих людей не так уж мно­го, но меня все рав­но сму­ща­ет, что после молит­вы в хра­ме все сра­зу оку­нут­ся в “раз­гул”: алко­голь, кон­кур­сы, пляс­ки. Сто­ит ли в таком слу­чае пере­не­сти вен­ча­ние на дру­гую, более позд­нюю дату, что­бы потом спо­кой­но отме­тить это собы­тие в семей­ном кругу?».

‒ По опы­ту могу ска­зать, что вен­ча­ние откла­ды­вать не сто­ит. «Мы поже­ни­лись год (два, три) назад и всё никак не дой­дем до хра­ма», ‒ эту фра­зу часто мож­но услы­шать от моло­дых людей, кото­рые при­шли с прось­бой о вен­ча­нии. «Более позд­няя дата» со вре­ме­нем может пре­вра­тить­ся в «нико­гда». Поэто­му, осо­бен­но если пара веру­ю­щая, сле­ду­ет вен­чать­ся в день росписи.

Бан­кет в ресто­ране может и не быть «гулян­кой». Нуж­но зара­нее обго­во­рить сце­на­рий празд­ни­ка с веду­щим сва­дьбы ‒ как он будет дер­жать пуб­ли­ку, какие будут кон­кур­сы. Мож­но поста­вить на сто­лы боль­ше лег­ко­го вина, а не креп­ких напитков.

‒ Каким дол­жен быть внеш­ний вид неве­сты? Долж­ны ли у сва­деб­но­го пла­тья обя­за­тель­но быть закры­тые пле­чи, долж­на ли быть покры­та голо­ва девуш­ки или допус­ка­ют­ся неко­то­рые послабления?

‒ Фаты на голо­ве вполне доста­точ­но. Что каса­ет­ся пла­тья, здесь все зави­сит от поже­ла­ний самой неве­сты, но, конеч­но, слиш­ком корот­кие пла­тья или моде­ли с глу­бо­ким деколь­те на вен­ча­нии будут некста­ти. Откры­тый верх допу­стим, если к нему подо­брать болеро.

Правда или суеверия?

‒ Поли­на зада­ет вопрос: «Я пони­маю, что во вре­мя вен­ча­ния нуж­но молить­ся, хотя бы сво­и­ми сло­ва­ми про­сить Бога о помо­щи в семей­ной жиз­ни, вни­ма­тель­но слу­шать, что чита­ет­ся и поет­ся в этот момент в хра­ме. Но таин­ство идет око­ло часа ‒ боюсь, что мыс­ли будут ухо­дить куда-то не туда. Как с этим бороть­ся? Осо­бен­но нецер­ков­ным жени­ху и неве­сте, кото­рые и молитв не зна­ют, и цер­ков­но­сла­вян­ско­го не понимают?».

‒ Никто не запре­ща­ет отыс­кать чин вен­ча­ния в Интер­не­те и озна­ко­мить­ся с тек­ста­ми ‒ чело­век, кото­рый участ­ву­ет в цер­ков­ном таин­стве, все-таки дол­жен пони­мать, что совер­ша­ет­ся в дан­ный момент. Полез­но так­же про­честь ста­тьи на тему цер­ков­но­го бра­ка, кото­рые поз­во­ля­ют глуб­же понять таин­ство. Это ведь дей­стви­тель­но инте­рес­но: ни одно дей­ствие во вре­мя вен­ча­ния не совер­ша­ет­ся про­сто так, у все­го есть глу­бо­кий смысл. «Мыс­ли, ухо­дя­щие не туда» ‒ это общая про­бле­ма, нуж­но кон­цен­три­ро­вать­ся соб­ствен­ным уси­ли­ем воли на том, что про­ис­хо­дит. На дей­ствен­ность таин­ства «вклю­чен­ность» участ­ни­ков не вли­я­ет, оно в любом слу­чае будет совер­ше­но. Но для того, что­бы уча­стие чело­ве­ка в этом было осмыс­лен­ным, луч­ше свои «раз­бе­га­ю­щи­е­ся» мыс­ли соби­рать и молить­ся о пред­сто­я­щей семей­ной жизни.

‒ Окса­на спра­ши­ва­ет: «Гово­рят, что вен­цы над голо­ва­ми жени­ха и неве­сты дер­жат толь­ко в том слу­чае, если они вто­ро­брач­ные, а тем, кто вен­ча­ет­ся в пер­вый раз, их про­сто наде­ва­ют на голо­ву. Это прав­да или суе­ве­рие? Есть ли тре­бо­ва­ния к людям, дер­жа­щим венцы?».

‒ Выбор ‒ дер­жать или наде­вать вен­цы ‒ дела­ет­ся толь­ко из прак­ти­че­ских сооб­ра­же­ний. Если у неве­сты высо­кая при­чес­ка, венец не наде­нешь, поэто­му и над жени­хом его тоже дер­жат ‒ для сим­мет­рии. Кто-то хочет, что­бы вен­цы непре­мен­но были наде­ты, ‒ пожа­луй­ста, это воз­мож­но. Быва­ет, что про­сто дер­жать неко­му, поэто­му наде­ва­ют. Ника­ко­го тай­но­го смыс­ла в этом искать не надо.

Осо­бых тре­бо­ва­ний к тем, кто будет дер­жать вен­цы, нет. Здесь вопрос ско­рее в вынос­ли­во­сти: нуж­но будет минут два­дцать сто­ять с под­ня­ты­ми рука­ми, и это доста­точ­но тяже­ло. Быва­ли слу­чаи, когда у чело­ве­ка зате­ка­ла рука, он начи­нал пере­хва­ты­вать венец дру­гой рукой, ронял его, и сре­ди гостей сра­зу начи­нал­ся шепот: «Ну, все, венец упал ‒ конец, несчаст­ли­вый брак будет!». На самом деле такое паде­ние абсо­лют­но ниче­го не зна­чит, не сто­ит из-за это­го переживать.

Чаще все­го мис­сия дер­жать вен­цы пору­ча­ет­ся сви­де­те­лям ‒ подру­ге неве­сты и дру­гу жени­ха. У «инсти­ту­та сви­де­те­лей» глу­бо­кие исто­ри­че­ские кор­ни, рань­ше их роль была более зна­чи­тель­ной. После про­ве­де­ния «брач­но­го обыс­ка», о кото­ром мы гово­ри­ли в про­шлый раз, то есть выяс­не­ния, нет ли пре­пят­ствий к бра­ку, под­пи­сы­ва­лись «венеч­ные памя­ти», где свои под­пи­си ста­ви­ли не толь­ко жених с неве­стой и свя­щен­ник, но и пору­чи­те­ли со сто­ро­ны моло­дых. Это были люди с того же при­хо­да, то есть кре­ще­ные и веру­ю­щие, поэто­му нигде в доку­мен­тах о тре­бо­ва­ни­ях к сви­де­те­лям отдель­но не ска­за­но. Неко­то­рые поче­му-то дума­ют, что сви­де­те­ли не долж­ны состо­ять друг с дру­гом в отно­ше­ни­ях ‒ офи­ци­аль­ных или нет. Но это домыслы.

‒ Оль­га пишет: «У сест­ры через несколь­ко меся­цев после сва­дьбы над­ло­ми­лась одна вен­чаль­ная све­ча. Она силь­но рас­стро­и­лась, ведь вен­чаль­ные све­чи нуж­но береж­но хра­нить, а в слу­чае семей­ных неуря­диц воз­жи­гать их и молить­ся. Как ее успокоить?».

‒ Над­ло­ми­лась ‒ и ниче­го страш­но­го. На кре­пость бра­ка это никак не повли­я­ет. Семей­ное сча­стье зави­сит от самих людей, а не от того, воз­жи­га­ют они свои вен­чаль­ные све­чи еже­год­но или нет.

Не более трех раз

‒ В каких слу­ча­ях цер­ков­ный брак при­зна­ет­ся недействительным?

‒ Все эти слу­чаи ого­во­ре­ны в доку­мен­те «О кано­ни­че­ских аспек­тах цер­ков­но­го бра­ка», при­ня­том в 2017 году: «Освя­ще­ние бра­ка, совер­шен­ное по ошиб­ке (напри­мер, при незна­нии о нали­чии пре­пят­ствий) или зло­умыш­лен­но (напри­мер, при нали­чии уста­нов­лен­ных цер­ков­ным зако­но­да­тель­ством пре­пят­ствий), может быть епар­хи­аль­ным архи­ере­ем при­зна­но недей­стви­тель­ным». Какие здесь могут быть пре­пят­ствия? Чаще все­го это неспо­соб­ность к брач­но­му сожи­тель­ству, алко­го­лизм, нар­ко­ма­ния. Такие бра­ки счи­та­ют­ся имен­но анну­ли­ро­ван­ны­ми, а не рас­торг­ну­ты­ми, и счет бра­ков в таком слу­чае не открывается.

Одна­ко это не зна­чит, что если один из супру­гов впал в зави­си­мость, то брак авто­ма­ти­че­ски рас­па­да­ет­ся. Если дру­гая сто­ро­на нахо­дит в себе силы с этим чело­ве­ком жить, бороть­ся за него ‒ пожа­луй­ста. То же самое каса­ет­ся и измен ‒ они явля­ют­ся осно­ва­ни­ем для рас­тор­же­ния бра­ка, но не фак­то­ром, рас­тор­га­ю­щим его вне зави­си­мо­сти от воли самих супругов.

‒ Неред­ко мож­но услы­шать: «Как нам раз­вен­чать­ся?». Суще­ству­ет ли вооб­ще поня­тие «раз­вен­ча­ние»? Ведь «рас­кре­щи­ва­ния» нет…

‒ Конеч­но, нет. Вен­ча­ние утра­чи­ва­ет свою силу с рас­тор­же­ни­ем граж­дан­ско­го бра­ка. Вооб­ще, у людей воз­ни­ка­ет этот вопрос в основ­ном, толь­ко когда они всту­па­ют во вто­рой брак. С про­ше­ни­ем о вступ­ле­нии во вто­рой брак нуж­но обра­тить­ся в епар­хи­аль­ную дис­ци­пли­нар­но-кано­ни­че­скую комис­сию. Она рас­смот­рит обсто­я­тель­ства дела, и архи­ерей после иссле­до­ва­ния вопро­са может выдать сви­де­тель­ство о при­зна­нии преды­ду­ще­го цер­ков­но­го бра­ка утра­тив­шим кано­ни­че­скую силу. Но ника­ко­го допол­ни­тель­но­го обря­да «раз­вен­ча­ния» не существует.

‒ Сколь­ко раз мож­но вен­чать­ся? Отли­ча­ет­ся ли при этом чинопоследование?

‒ Цер­ко­вью допус­ка­ет­ся три бра­ка. При­чем вступ­ле­ние в тре­тий брак доз­во­ля­ет­ся, если супру­гам нет соро­ка лет и у них нет детей от преды­ду­щих браков.

Чино­по­сле­до­ва­ние для вто­ро­брач­ных немно­го коро­че, но внешне выгля­дит так же: вен­цы, све­чи, испи­тие вина из общей чаши. Но уже нет брач­но­го иску­са, с кото­ро­го обыч­но начи­на­ет­ся вен­ча­ние. Молит­вы тоже отли­ча­ют­ся: в них есть пока­ян­ные моти­вы, под­чер­ки­ва­ет­ся, что вто­рой брак поз­во­ля­ет­ся чело­ве­ку, что­бы сохра­нить его от рас­пут­ной жизни.

Здесь еще нуж­но пом­нить, что Цер­ковь при­зна­ет бра­ки, заклю­чен­ные госу­дар­ством. Типич­ная ситу­а­ция: у чело­ве­ка раз­ва­лил­ся пер­вый брак, невен­чан­ный, он соби­ра­ет­ся всту­пить во вто­рой и вен­чать­ся, и с удив­ле­ни­ем узна­ет, что ему необ­хо­ди­мо полу­чить заклю­че­ние кано­ни­че­ской комис­сии. А ниче­го уди­ви­тель­но­го нет. При этом если у одно­го из буду­щих супру­гов это вто­рой брак, а у дру­го­го пер­вый, комис­сия может выдать заклю­че­ние о вен­ча­нии по чину пер­во­го бра­ка ‒ ради той сто­ро­ны, кото­рая всту­па­ет в брак впер­вые. Если у одно­го из супру­гов это чет­вер­тый брак, счи­тая и цер­ков­ные, и госу­дар­ствен­ные, пару не вен­ча­ют. Но если это брак заре­ги­стри­ро­ван­ный, супру­ги смо­гут при­ча­щать­ся ‒ несмот­ря на то, что они не вен­ча­ны, не счи­та­ет­ся, что они живут в блуде.

Свя­щен­ник Игорь Москвичев

Бесе­до­ва­ла Яна Степанова

Источ­ник: инфор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ский пор­тал «Пра­во­сла­вие и совре­мен­ность»

Восточное православие — Обряды и церемонии

Восточное православие признает те же семь таинств, что и римско-католическая традиция. Это крещение, миропомазание (называемое конфирмацией в западных обрядах), Евхаристия, исповедь, рукоположение, брак и помазание больных. Как и в других христианских традициях, крещение и Евхаристия являются наиболее важными таинствами. Эта статья дополняет общее понимание таинств введением в некоторые отличительные черты восточно-православной практики таинств.

Обряды таинств очень похожи на обряды римского католицизма, но в восточном православии физические составляющие обрядов широко используются в полной уверенности в божественном преобразовании материального мира. Крещение проводится полным погружением с использованием большого количества воды. Евхаристия предлагается с квасным хлебом. Священник не уходит за ширму, чтобы выслушать исповедь, а стоит рядом с исповедующимся и возлагает ему руки на голову.

Можно сказать, что цель восточного православия — превратить всю жизнь в таинство. В результате любое количество действий можно сделать священными, хотя эти действия, называемые таинствами, не имеют такого же значения, как семь таинств. Почти любое действие может быть сакраментальным, включая благословение дома или бизнеса, благословение путешествия, молитвы над автомобилями и поездами и погребение умерших.

Евхаристическое богослужение в восточном православии называется Божественной литургией. Божественная литургия восходит как минимум ко временам Василия Кесарийского в 4 веке. Василий записал форму литургии, использовавшуюся в то время. Восточное православие учит, что литургия Василия основана на литургии, созданной Апостолом Иаковом, первым епископом Иерусалима. Названная Литургией св. Василия Великого, литургия Василия используется в особое время в течение года, в то время как обычное евхаристическое богослужение использует литургию св. Иоанна Златоуста, немного более короткую версию литургии Василия. Такое использование древней литургии способствует ощущению универсальности, поскольку каждый православный христианин в мире молится и поклоняется одинаково. Повторение общей литургии на протяжении веков отражает веру православных христиан в сопричастность к общению святых, сообществу христиан прошлого и настоящего.

В проведении литургии нет ничего спонтанного. Каждое слово и действие прописаны в мельчайших деталях, и каждый аспект службы символичен. Символизм уходит корнями в истории Библии, особенно Нового Завета. Например, вино, используемое в Евхаристии, должно быть красным, потому что это цвет крови. Он смешивается с водой, потому что в Евангелии от Иоанна сообщается, что после того, как Иисус умер на кресте, воин копьем пронзил ему бок, и потекла кровь и вода (Иоанна 19).:33-35).

Хлеб, используемый в Евхаристии, выпекают, укладывают и нарезают определенным образом, чтобы напомнить такие евангельские истории, как чудесное насыщение пяти тысяч и распятие. Все священники носят отличительные одежды, называемые облачениями, которые также имеют символическое значение. Священник будет произносить определенные молитвы, надевая каждый предмет одежды; большинство этих молитв исходят из Ветхого Завета и объясняют его значение. Например, когда священник надевает тканевый пояс, называемый поясом или поясом, он молится: «Благословен Бог, препоясавший меня силою и сделавший путь мой непорочным. (из Аввакума 3:19).

Божественная литургия состоит из трех частей. Первый называется Проскомидия, греческое слово, означающее «приношение», во время которого священники готовят хлеб и вино для причастия. Вторая называется Литургией оглашенных. В ранней церкви оглашенными были люди, готовившиеся к крещению или миропомазанию. В этой части Литургии могут участвовать все желающие. Священники и прихожане произносят ектении или молитвы прошения, в которых нужды церкви, нации и мира произносятся в унисон. Заключительная часть Литургии, посвященная Евхаристии, называется Литургией верных. Некрещеные и конфирмованные в традиции не участвуют в Евхаристии. За Евхаристией следуют благодарственные молитвы и отпуст священника.

Большая часть Проскомидии проходит в алтаре за иконостасом. Пока священники готовят приношение, прихожане участвуют в дальнейших ектениях. Поется каждая часть службы, кроме проповеди, и обычно поет хор, а прихожане нет. Облака ладана наполняют церковь в определенные моменты, что означает вознесение молитв прихожан к небу и присутствие Святого Духа.

Православные христиане верят, что в конце евхаристической молитвы хлеб и вино буквально преображаются в Тело и Кровь Христовы. В результате ко всему хлебу и вину, включая мельчайшие капельки и крошки, относятся с величайшей заботой. Причастники часто пьют дополнительную воду, чтобы смыть остатки хлеба и вина изо рта, а тарелки и чаши тщательно моют. Хотя православные придерживаются одной из форм учения о пресуществлении, они не говорят о нем в логических терминах, предпочитая подчеркивать тайну преображения.

Божественная литургия отмечена красотой и великолепием, вызывая чувство благоговения и удивления. Говорят, что это происходит вне обычного времени, в вечности небес. Тем не менее, собрание демонстрирует чувство неформальности, редко встречающееся в более упорядоченных массах западных литургических традиций. Православные христиане стоят на протяжении всей службы, но они также ходят, молятся и приносят приношения перед иконами, кланяются или падают ниц, крестятся, когда их к этому побуждает. Люди приходят поздно и уходят рано. Хотя услуги могут быть очень длинными, они также могут закончиться менее чем за два часа. На протяжении всей своей истории восточное православие проводило службы на местном языке.


Вопросы для изучения:
1.     Каковы семь таинств Восточной православной церкви? Как исполняются некоторые?
2.     Как всю жизнь превратить в таинство?
3.     Что такое Божественная литургия Василия? Когда он используется?
4.     Почему ритуал глубоко структурирован?
5.     Опишите три части Божественной литургии.

Новости дома, мира и Ватикана

Уточнить по теме

<Любой>Файлы CLSВоскресное чтениеПрава личности и экуменизмСемья и биоэтикаОбщественный порядок и особые потребностиПолитическая и судебная властьРегулирование рынка и экономикаРабота и заработная платаБедность и благотворительностьОкружающая средаВсеобщее благо

Сортировать по: Дата публикацииБольшинство просмотров

Порядок: По возрастанию

Представлено newsteam в воскресенье, 15 января 2023 г. , в 22:00

Куала-Лумпур, 2 декабря 2022 г. —

Общество католических юристов Куала-Лумпура (CLS) провело ужин и танцы в честь своего 28-летия 12 ноября. причины общества, которое в настоящее время сосредоточено на инициативах по защите детей с темой «Защита детей — наша общая ответственность». Подробнее »

Представлено newssteam в воскресенье, 15 января 2023 г., в 19:00

Семених, Селангор, 17 декабря 2022 г. —

17 декабря 2022 г. Общество католических юристов (CLS) направилось в Киланг-Папан, Сунгай-Лаланг, Семених, чтобы поздравить общину мигрантов и оранг-асли с Рождеством.

Для волонтеров это было настоящим приключением, ведь им предстояло проехать по грязной, каменистой и ухабистой дороге на полноприводном автомобиле. По прибытии волонтеры были встречены теплыми приветственными улыбками со стороны общины мигрантов и оранг-асли. Подробнее »

Представлено newssteam в четверг, 29 сентября 2022 г. , 16:00

Мелака, Малайзия, 28 сентября 2022 г. —

Тридцать членов Общества католических юристов Куала-Лумпура (CLS) собрались в отеле Bayou Lagoon Resort Melaka на свой первый ежегодный ретрит за три года.

Президент CLS Годфри Фернандес поблагодарил членов Исполнительного комитета, особенно молодых членов, которые неустанно работали над организацией всестороннего ретрита. Подробнее »

Представлено newssteam в четверг, 15 сентября 2022 г., 15:00

Куала-Лумпур, 15 сентября 2022 г. (CLS News) —

Перед достопочтенным судьей Дато Амарджитом Сингхом в Высоком суде Куала-Лумпура 8 сентября 2022 г. было проведено судебное разбирательство в отношении ушедших членов коллегии адвокатов Малайзии.

Сюда входил покойный г-н Альберт Нг Сенг Киок, видный член Общества католических юристов Куала-Лумпура с момента его основания. Подробнее »

Представлено newssteam в четверг, 9 декабря 2021 г.

, 17:30

Куала-Лумпур, 9 декабря 2021 г. (сообщение для прессы) —

Сегодня отмечается ежегодный Международный день борьбы с коррупцией, установленный Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций после принятия ею Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции («КПК ООН»). ) — с целью повышения осведомленности об издержках и пагубных последствиях коррупции, а также о роли КПК ООН в борьбе с ней и ее предотвращении. Подробнее »

Представлено newssteam во вторник, 27 апреля 2021 г., в 19:30.

Куала-Лумпур, 27 апреля 2021 г. —

Общество католических юристов Куала-Лумпура (CLS) публикует это заявление, чтобы выразить свою серьезную озабоченность по поводу загрузки видео на странице «Hud-Hud Crew» в Facebook под названием « Рахсия Бесар: Ракаман Перанканган 25 Тахун Архиепископ Католик Куала-Лумпур Унтук «Ребус Оранг Ислам Сеперти Меребус Катак» и связанные с этим подстрекательские комментарии на той же странице в Facebook.

Подробнее »

Опубликовано newssteam во вторник, 27 апреля 2021 г., в 19:00

Куала-Лумпур, 27 апреля 2021 г. —

Pertubuhan Peguam-peguam Katolik Kuala Lumpur («CLS») memandang amat serius dan penuh kekecewaan insiden penyiaran suatu video pada «Hud-Hud

Crew» Facebook Рахсия Бесар: Ракаман Перанканган 25 Тахун Архиепископ Католик Куала-Лумпур untuk » R eb us Orang Islam Sepe rli Merebus Katak»
serta komen-komen yang mengandungi unsur-unsur serangan dan hasutan yang langsung tidak boleh diterima dalam masyarakat negara Malaysia kita ini yang berbilang bangsa, agama dan yang menghargai keamanan serta keharmonian. Подробнее »

Представлено newssteam в четверг, 17 сентября 2020 г. , 17:00

Куала-Лумпур, 11 сентября 2020 г. —

Общество католических юристов Куала-Лумпур публикует это Заявление, чтобы зафиксировать свое потрясение и тревогу в связи с замечаниями, сделанными членом парламента от Пасир Путех, доктором Ником Мухаммадом Завави Бин Хаджи. Салле недавно в Dewan Rakyat.

26 августа 2020 года во время обсуждения законопроекта об автомобильном транспорте (поправка) 2020 года член парламента заявил, что « Kitab Injil ini dipesongkan ataupun diubah

». Подробнее »

Представлено newsteam в пн, 8 июня 2020 г. — 17:00

Куала-Лумпур, 8 июня 2020 г. (SUHAKAM) —

Панихида по Джорджу Флойду состоялась 7 июня 2020 г.

Джордж Флойд, 46-летний афроамериканец, скончался 25 мая 2020 г. в Миннеаполисе, штат Миннесота, в результате жестокости полиции, в частности, из-за сжатия его шеи и спины, когда он лежал лицом вниз в наручниках на улице. Подробнее »

Представлено newsteam в понедельник, 8 июня 2020 г. — 15:00

Куала-Лумпур, 8 июня 2020 г. —

Всегда тяжело, когда мы теряем дорогого человека. Становится тяжелее, когда этим человеком является преп. о. О. К. Лим, который вернулся к Господу 5 июня 2020 года.

Большинство членов католической церкви в Малайзии и высокопоставленные члены юридической профессии в Малайзии знают о его прошлом. Позвольте мне все же поделиться немного о. OC, как его ласково называют.

Подробнее »

Представлено admin в воскресенье, 7 июня 2020 г. — 17:00

Куала-Лумпур, 7 июня 2020 г. (Канцелярия Архиепископии Куала-Лумпура) —

Родился: 26.08.43 Рукоположен: 01.05.92 Отбыл: 05.06.20

С глубокой скорбью сообщаем о кончине Преподобного Отца Энтони Лим Оой Чай, более известный как Fr O.C. Лим, который скончался 5 июня 2020 года в медицинском центре Пантай. Ему было 77. Подробнее »

Представлено newsteam в воскресенье, 17 мая 2020 г., в 17:00

Куала-Лумпур, 17 мая 2020 г. —

Wither the Oath – Статья Датука Джоя Аппукуттана [i]

Федеральная конституция обязывает, чтобы министры или заместители министров могли выполнять какие-либо должностные обязанности, должен сначала принести присягу, верность и тайну перед Его Величеством, Королем. [ii]

Точно так же Спикер Деван Ракьят не может приступить к своим обязанностям, пока не принесет присягу на верность. [iii] Подробнее »

Опубликовано admin в пт, 8 мая 2020 г. — 17:00

Куала-Лумпур, 8 мая 2020 г. —

Парламент не должен заседать напрасно [i] Датук Джой Аппукуттан [ii]

2020, но только на один день. Заседание проводится только для обсуждения правительственных законопроектов и вопросов. [iii] В отчете, по-видимому, также говорится, что в свете Covid 19 не будет устных и письменных сессий вопросов или предложений.пандемия.

Подробнее »

Представлено newsteam в четверг, 23 апреля 2020 г. — 17:00

Куала-Лумпур, 10 апреля 2020 г. —

Общественные работы – альтернативная форма наказания [1] Датук Джой Аппукуттан [2]

1. Введение

Положение о контроле за инфекционными заболеваниями (меры в пределах зараженных территорий) 2020 г. [3] ( «Положение» ), подвергались максимальному штрафу в размере 1000-00 ринггитов, а в некоторых случаях и лишению свободы. Подробнее »

Опубликовано newssteam в четверг, 21 ноября 2019 г. — 13:00

Куала-Лумпур, 5 октября 2019 г. —

Для меня большая честь и привилегия написать это послание по радостному случаю 25-летия Общества католических юристов, и мы благодарим Всемогущего Бога за руководство и благословение нашего Общества в течение последних 25 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *