Наследование нетрудоспособными иждивенцами наследодателя | Юридическая фирма De Facto
Гражданским законодательством Республики Казахстан установлен самостоятельный способ приобретения имущества, путем его наследования. Однако нередко возникает вопрос относительно нетрудоспособных иждивенцев наследодателя? Какими правами они обладают при разрешении вопроса наследования?
Пунктом 15 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании» закреплено, что нетрудоспособные иждивенцы наследодателя имеют право на получение доли в открывшемся наследстве, если они были нетрудоспособны на момент открытия наследства и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении.
Кто относится к нетрудоспособным иждивенцам наследодателя?
В соответствии с пунктом 15 Нормативного постановления Верховного Суда «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании», к нетрудоспособным иждивенцам наследодателя относятся следующие лица:
- лица, не достигшие восемнадцати лет;
- женщины старше пятидесяти восьми лет и мужчины старше шестидесяти трех лет;
- инвалиды I, II и III групп;
- лица, достигшие восемнадцати лет и старше, обучающиеся в учебных заведениях по очной форме обучения до окончания учебы, но не старше двадцати трех лет.
Таким образом, сформирован исчерпывающий перечень лиц, которые признаются нетрудоспособными при разрешении вопроса о наследовании.
Когда лицо признается состоявшим на иждивении наследодателя?
Согласно пункту 15 Нормативного постановления Верховного Суда «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании», состоявшими на иждивении наследодателя следует считать нетрудоспособных лиц:
- находившихся на полном содержании наследодателя или
- получавших от наследодателя такую помощь, которая была для них основным и постоянным источником средств существования.
Отдельные случаи оказания материальной помощи наследодателем наследнику не могут служить доказательством факта иждивения.
Таким образом, для признания факта нахождения на иждивении необходимо наличие хотя бы одного из вышеперечисленных условий (нахождение на полном содержании либо получение помощи, как основного источника средств существования).
Имеют ли право нетрудоспособные иждивенцы на обязательную долю в наследстве, если они не проживали совместно с наследодателем?
Пунктом 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) установлено что, граждане, относящиеся к наследникам по закону (наследники второй, третей и последующей очередей), нетрудоспособные ко дню открытия наследства, но не входящие в круг наследников той очереди, которая призывается к наследованию, наследуют по закону вместе и наравне с наследниками этой очереди, если не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении независимо от того, проживали они совместно с наследодателем или нет.
Таким образом, если наследник второй очереди (к примеру, полнородный брат наследодателя) находился не менее года на иждивении наследодателя, но при этом не проживал совместно с ним, то он, наравне с наследниками первой очереди (к примеру, детьми наследодателя), получит часть наследственного имущества. В данном случае необходимо лишь подтвердить факт нахождения на иждивении. Данный факт может быть установлен вступившим в законную силу решением суда.
Имеют ли право нетрудоспособные иждивенцы на обязательную долю в наследстве, если они совместно проживали с наследодателем?
Согласно пункту 2 статьи 1068 Гражданского кодекса, наследники по закону, которые не входят в круг наследников (наследники второй, третей и последующей очередей), но ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ними, наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию.
При отсутствии других наследников по закону нетрудоспособные иждивенцы наследодателя наследуют самостоятельно в качестве наследников восьмой очереди.
Таким образом, если наследник восьмой очереди находился не менее года на иждивении наследодателя и совместно проживал с ним, то он, наравне с наследниками предшествующей очереди (к примеру, наследником пятой очереди — двоюродный внук), получит часть наследственного имущества.
В данном случае необходимо подтвердить не только факт нахождения на иждивении, но и совместное проживание с наследодателем. Данный факт может быть также установлен вступившим в законную силу решением суда.
МежибовскаяИВ_ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ» В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Выпуск 3 (21) 2013
УДК 364.3 (574)
И.В. Межибовская
Кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданского права, гражданского процесса и трудового права
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
050038, Республика Казахстан, г. Алматы, пр. аль-Фараби, 71
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
-
Аннотация: В статье анализируется теоретико-правовое представление понятийной категории «социальное обслуживание». На основе научных представлений в области права, экономики, социологии выводятся ее правовые характеристики, отличие от понятий «социальные услуги», «социальное обеспечение», «материальное обеспечение», «социально-трудовая реабилитация». Данное направление социальной защиты относится к межотраслевой правовой категории, с учетом этого автором были сформулированы основные признаки данного института права.
-
Современные научные теории в области правовой природы социальных услуг классифицируются чаще всего по предмету регулирования – это образование, медицина, социальное обеспечение и др. Вторым критерием классификации выступают субъекты. В статье анализируются оба направления.
Ключевые слова: социальное обслуживание; социальная защита; реабилитация; материальное обеспечение; нетрудоспособные граждане; социальная дезадаптация
Вопросы социального обслуживания нетрудоспособных граждан всегда находились в фокусе как научных исследований многих областей знаний, так и политики любого государства. Особую актуальность данный вопрос приобретает сегодня, поскольку современные условия функционирования государственных систем строятся на приоритетах социальной направленности. Понятие «социальное государство» официально введено в каталог международных стандартов и повсеместно используется в правовой лексике практически всех правовых систем. Кроме того, именно оно составляет базовые характеристики социальной политики государств, реализуемых в рамках социальной защиты. Сегодня провозглашение такого государственного статуса означает не просто достаточно высокий уровень экономического развития страны, но и высокую степень демократизма политической системы, наличие здоровых компромиссных отношений между политическими силами и высокий уровень социальной защиты граждан, прежде всего наиболее социально уязвимых.
В этом плане социальное обслуживание таких граждан выступает в качестве главного показателя, предопределяющего реальность или фиктивность провозглашенных статусных принципов государства и конституционных гарантий.Современные научные теории в области исследования понятия и правовой природы социальных услуг базируются на их видовом многообразии, предопределенном предметным регулированием, включающим образование, медицинские услуги, социальное обеспечение и др. и субъектным составом относительно всего населения или определенных социальных групп. Поскольку стратегическая политика Казахстана определяет в качестве приоритета защиту слабых и социально уязвимых слоев населения, что определено в Послании Президента народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных стран мира» (Астана, 1 марта 2006 г.), то считаем возможным остановиться именно на данном субъектом составе, основную группу которого составляют нетрудоспособные граждане.
Термин «обслуживание» наиболее часто встречается в нормах Гражданского права и права социального обеспечения. Однако весьма распространено использование иной терминологической категории в рамках термина «предоставление услуг». Категории «обслуживание» и «услуги» часто используются в законодательстве и как синонимы. Таким образом, часто один термин заменяется другим. Особенно часто это происходит в социально-обеспечительных правоотношениях, где научная правовая категория «социальное обслуживание», как правило, выводится за рамки предоставления денежной помощи, то есть стоимостной теории и включает все материальные блага, необходимые людям для существования, такие, как пища, одежда, жилище и т.д. Такой теории придерживалось большинство советских ученых-юристов, занимающихся проблемами социального обеспечения [5]. Таким образом, возникает явная необходимость проведения научного разделения между понятиями «право на обслуживание», «сфера обслуживания» и «сфера услуг». Профессор Н.А. Баринов, исследуя данный вопрос, считал, что сфера обслуживания относится к области деятельности людей, предоставляющих такие услуги и доводивших их до потребителя в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан [6].
Он исключал из сферы обслуживания гражданско-правовые отношения купли-продажи, найма жилого помещения и др. Вместе с тем, термин «услуга», являясь категорией экономического плана, включает не только услуги в их традиционном понимании, но и определенные виды работ. Интересное исследование по данному вопросу провел Е.Д. Шешенин, считающий, что сфера услуг не тождественна сфере обслуживания, поскольку к первой относятся только экономические отношения, направленные на удовлетворение своих потребностей, а обслуживание включает все сферы, в том числе духовные и материальные. С ним солидарен Н.В. Путило, представляющий социальное обслуживание через призму гарантированной государством специализированной сферы обслуживания [22]. При этом государству отводится особая роль, в том числе в рамках его ответственности за состояние сферы обслуживания. Однако само понятие «право на обслуживание» как самостоятельная правовая категория не представлена законодательством Республики Казахстан. С нашей точки зрения, анализируемые категории несут разную правовую нагрузку.В этом плане интересны теории, представленные в ХХ столетии с точки зрения стоимостных, денежных отношений. Так, например, теория «социальной рыночной экономики». Ее автор, В.Г. Головин, вводит термин «социально-психологическое преимущество», который используется при классификации видов социального обслуживания [12]. В настоящее время можно встретить весьма необычные научные разработки по данной теме. Так, например, некоторые выводы встречаются и в социальной инженерии, рассматривающей учет человеческих потребностей для конструирования машин и машинных систем. Различные сущностные характеристики вкладываются в понятие «социальное обслуживание» законодательством различных стран.
Применительно к праву социального обеспечения, социальное обслуживание, как правило, сводится к проблеме оказания услуг в рамках реабилитационных мероприятий нетрудоспособным гражданам с целью реализации социально-восстановительных функций. Часто и сама данная отрасль права представляется в форме правоотношений по социальному обслуживанию. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества.
В «Словаре по социальной работе» Р. Баркера социальное обслуживание определяется как «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)» [7].. Елена Мачульская полагает, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [18]. Таким образом, как в юридической, так и в социологической, экономический, научной литературе отсутствует единая точка зрения в отношении понятийного определения данных терминов. При этом следует обратить внимание на то, что научные взгляды отличаются по данному вопросу кардинальным образом. Среди них можно условно выделить следующие:-
Социальное обслуживание представляется исключительно в контексте услуг. Так, Большой толковый социологический словарь, определяет социальное обеспечения и обслуживание как юридическое предоставление права на услуги, предусматриваемые социальной политикой, а уровень жизни – как уровень материального благосостояния, равного качеству жизни [9].Аналогичная трактовка представлена некоторыми толковыми словарями [24].Эта же точка зрения отражена в Докладе ООН о развитии человека за 2000 г., в котором отмечается, что социальные права не могут быть осуществлены без увеличения и более справедливого распределения бюджетных ассигнований на базовые социальные услуги. То есть обеспечение и обслуживание объединены единой терминологической правовой категорией – услуги [11].Такая же трактовка представлена большинством работ, посвященных социальной работе. Например, Е.И.Холостова предлагает свой классификатор признаков социального обслуживания с учетом их видового деления [27].
-
Социальное обслуживание представляется в виде денежных обязательств. Так, большой экономический словарь определяет данный термин как обеспечение в виде ценных бумаг и товаров, которые служат гарантией погашения кредита или выполнения какого-либо обязательства. Обеспечение денег представлено как совокупность материальных условий, способствующих стабильности денежного обращения и обеспечивающих использование денег в соответствии с объективным экономическим законом денежного обращения, включая банковское обслуживание [10].
-
В некоторых случаях социальное (материальное обслуживание) представлено в виде профессиональной и добровольной помощи индивидам, группам или общинам по усилению или восстановлению их возможностей социального функционирования или созданию оптимальных для них социальных условий. То есть материальное обеспечение рассматривается как социальное обслуживание [21].
Существуют и иные точки зрения, обосновывающие социальное обслуживание через призму предоставления услуг, либо как видовую разновидность услуг. Особое место в данном направлении занимают экономические научные разработки [1; 4; 14].
Отсутствует единая точка зрения и у юристов. Так, например, профессор В.С. Андреев социальное обеспечение представляет через призму обслуживания, отмечая, что «это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе распределения обобществленной части необходимого продукта и части прибавочного продукта, предназначенных для удовлетворения потребностей нетрудоспособных членов общества (в форме пенсий, пособий, бесплатных услуг, льгот и дотаций) и медицинского обслуживания населения. Социальное обеспечение, отмечает он, является органическим элементом процесса воспроизводства, гарантируя участникам производства обеспечение их детей в трудоспособном возрасте, обеспечение работников в периоды временной нетрудоспособности и при утрате способности к труду вследствие инвалидности или старости [3]. При этом в большинстве своих трудов он отдавал приоритет термину «обслуживание». В частности, давая определение праву социального обеспечения, он писал, что это «проводимая и поддерживаемая государством система социально-экономических мероприятий по обслуживанию граждан в старости и нетрудоспособности» [2]. Принцип однородности понятий «обеспечение», «обслуживание» и «услуги» представлен и другими известными учеными-правоведами [8].Нестандартную точку зрения представили Д.А. Никонов и А.В. Стремоухов, предложив свою версию классификации социального обслуживания по родам и видам (род, в свою очередь, подразделяется на класс и группу, а вид – на подгруппу) [20]. При этом социальное обеспечение, обслуживание и материальное обеспечение выделяется ими в отдельный род.
Интересные выводы и заключения представлены в работе под редакцией Ю.А. Тихомирова и В.Н. Зенкова. Рассматривая социальное законодательство в рамках интеграционной отраслевой системы, социальное обслуживание представлено авторами как «своего рода нормативно-функциональный блок», пронизывающий все области права. В узком смысле это предоставление различного рода льгот и преимуществ [25]..Следует обратить внимание на то, что характеристика понятий «обеспечение» и «обслуживание» чаще всего объединено единой терминологической каймой.
В процессе анализа современных критериев (признаков), социального обеспечения, мнение о единстве обеспечительных отношений высказывается М.О. Буяновой, С.И. Кобзевой и З.А. Кондратьевой. Формы обслуживания называются ими в части: условий предоставления обеспечения [11].
Ценные научные выводы по анализируемой нами теме представлены и в рамках исследования института социального страхования. Так, Е.И. Родионова представляет социальное страхование как систему обслуживания, охватывающую многообразные виды материального обеспечения и культурно-бытового обслуживания [23].В.В. Караваев, давая характеристику социальному страхованию, писал, что это одна из форм материального обеспечения граждан, занимающая большое место в общей системе материально-бытового обеспечения и обслуживания граждан [15].
Интересным и верным, на наш взгляд, представляется мнение Э.Г. Тучковой, проанализировавшей некоторые аспекты социального обслуживания престарелых граждан в своей диссертационной работе. В частности, она отмечает, что обслуживание – это комплекс услуг. Социальное обслуживание представляет собой объективно-необходимый элемент государственной системы социального обеспечения, имеющей свои цели и содержание. Его цель – обеспечить полностью или частично за счет общества удовлетворение не обычных, а специфических потребностей. Содержанием социального обслуживания является соответствующий «набор» услуг, предоставляемых пожилым и нетрудоспособным людям в порядке реализации ими юридического права на получение того или иного вида социальной помощи. Оно должно гармонично сочетаться со сферой услуг. Как комплексное явление, имеющее экономический, социальный и правовой аспекты, социальное обслуживание охватывает основные виды социальной помощи, необходимые для нормального обеспечения жизнедеятельности. В процессе анализа было выявлено, что материальные выплаты не входят в состав услуг [28].
Единство взглядов в научных исследованиях по данному вопросу с юристами разделяют и некоторые ученые-экономисты, объединяя рассматриваемые понятия. Так, Н.В. Михайлова, исследуя вопросы соотношения терминов «обеспечение» и «обслуживание» и их связи с формами социального обеспечения, указывает на то, что, с точки зрения экономической теории в социально-экономической области, материальный субстат имеет значение лишь как форма существования определенных экономических отношений. В общефилософской трактовке форма определяется ею как способ внешнего выражения содержания, относительная устойчивость, определенность связи элементов содержания и их взаимодействия. Исходя из этого, автор делает вывод о том, что категорию «форма социального обеспечения» можно рассматривать как способ распределения и потребления потребностей нетрудоспособных членов общества, при этом формы социального обеспечения имеют специфические особенности. Из этого следует, с нашей точки зрения, что «обеспечение» и «обслуживание» представляются ею как основные составляющие социального (материального) обеспечения [19].
Несколько большее единство мнений представлено учеными-социологами [26].
Видя разность трактовки представителей разных научных направлений, в частности, юристов и экономистов, можно было бы говорить о междисциплинарных особенностях, если бы между представителями экономической науки существовала хотя бы относительная однородность мнений и суждений. Однако и многие экономисты придерживаются такого же мнения, что и названные представители права.
Интересный анализ категории «социальное обслуживание» предложен В.И. Катаевой, а также молодым ученым С.Е. Костырем [17]. Исследуя теоретические основы развития социального обслуживания в условиях формирования рыночных отношений, они утверждают и предпринимают попытку научного обоснования того факта, что рынок социальных услуг в настоящее время более эффективен в качестве механизма аккумуляции всех видов ресурсов по сравнению с планово-финансовым хозяйством. Социальное обслуживание рассматривается как особая социальная система с особой организацией ее специализированных элементов, (свойство самоорганизации), формулирующих единое целое для реализации конкретных целей. Социальному обслуживанию, как и любой другой системе, «свойственно развиваться, адаптироваться к новым условиям путем создания новых либо модификации имеющихся связей, элементов отношений соотношений, структур со своими локальными целями и средствами их достижения». Социальное обслуживание представляется как одно из направлений социальной работы. Подробно рассматриваются вопросы соотношения методов, систем и структур в рамках социального обслуживания, предлагается модель системно-структурного анализа данного явления, этапы реализации, характеристики и т.д.
Таким образом, под термин «социальное обслуживание» подпадает обширный и разнообразный спектр правоотношений, таких, например, как медицинское обслуживаниенетрудоспособных граждан, их направление и проживание в социальных учреждениях, в том числе в домах-интернатах; практически вся сфера услуг: оказание патронажной помощи, трудоустройство, обучение, переобучение, переквалификация и многие другие составляющие социально-трудовой реабилитации. Вместе с тем, обособление данной понятийной категории с категориями «предоставление услуг», «социально-трудовая реабилитация» и др. неверно. На наш взгляд это взаимосвязанные, взаимозависимые категории, представляющие части единого целостного правового института.
Библиографический список
-
Абдраимова К.К. Развитие сферы нематериального производства в переходном периоде (на примере образовательных и медицинских услуг): автореф. дис. … канд. экон. наук. Караганда, 2003.
-
Андреев В.С. Конституционные основы советского права социального обеспечения // Госкомтруд СССР, Всесозный науч.-метод. центр по организации труда и управления производством НИИ труда: сб. науч. тр. «Вопросы теории и практики социального обеспечения». М., 1978. С. 4.
-
Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М: Юр. литература, 1974. С. 10.
-
Арсенов А.В. Социально-экономические проблемы эффективности сферы услуг в условиях развитого социализма: автореф. дис. … канд. экон. наук. Москва, 1984; Захарова Е.Ю. Бытовые услуги в условиях формирования рыночных отношений: автореф. дис. … канд. экон. наук. Томск, 1996.
-
Бадыр Ю.М. Экономические проблемы содержания нетрудоспособных по старости при социализме. Штиинца, 1987. С. 14, 16.
-
Баринов Н.А. Услуги (социально-правовой аспект). Саратов, 2001. С. 21.
-
Баркер Р. Словарь по социальной работе. М., 1994. С. 113.
-
Батыгин К.С. Право социального обеспечения. Общая часть: учеб. пособие. М., 1998. С. 7.
-
Большой толковый социологический словарь. Англо-русский, русско-английский / под ред. Джери Дэвид и Джери Джулии. М.: Вече-аст., 1999. Т. 2. С. 65, 273.
-
Большой экономический словарь / под ред. Азрилияна А.Н. М.: Фонд «Правовая культура», 1994. С. 257.
-
Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2004. С. 5.
-
Всеобщая декларация прав человека. Доклад о развитии человека за 2000 год // Оксфорд юниверсити пресс. Нью-Йорк, 2000. С. 79.
-
Головин В.Г. Социальная ориентация экономики в России и в развитых странах Запада // РАН, ин-т науч. информации по обществ. наукам. М., 1997. С. 3, 21.
-
Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. М., 1994.
-
Караваев В. В. Социальное страхование в СССР. М.: Госюриздат, 1955. С. 5.
-
Катаева В.И. Методологические основы становления системы социального обслуживания в условиях рынка // Вестник Перм. ун-та. Сер.: Юрид. науки. 2001. №2. С. 280–303.
-
Костырь Е.С. Правовые основы социального обслуживания на дому // Российское законодательство и развитие юридической науки: сб. статей молодых ученых / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2001. С. 205–217.
-
Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997. С. 171.
-
Михайлова Н.В. К вопросу об экономическом содержании форм социального обеспечения // НИИ труда: сб. науч. статей «Вопросы совершенствования пенсионного обеспечения» М., 1987. С. 27.
-
Никонов Д. А., Стремоухов А.В. Право социального обеспечения: учебник для вузов. М.: Норма, 2005. С. 9.
-
Профессиональная этика социальной работы: учебник. М.: Ключ-С, 1998. С. 4–7.
-
Путило Н.В. Основы правового регулирования социальных прав: дис. … канд. юрид. наук, М., 1999. С. 136.
-
Радионова Е.И. История социального страхования в СССР. М.: Минздрав СССР, Центральный институт усовершенствования врачей, 1966. С. 3.
-
Социальная энциклопедия / под ред. Горкина А.П., Карелова Г.Н., Катульской Е.Д. и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. С. 358.
-
Социальное законодательство: науч.-практ. пособие / под ред. Тихомирова Ю.А., Зенкова В.Н. // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: ЮФ «Контракт», 2005. С. 5.
-
Социальные технологии: Толковый словарь / отв. ред. Иванов В.Н. Белгород: Луч-Центр социальных технологий, 1995. С. 162–163.
-
Теория социальной работы: учебник / под ред. Холостовой М.М. Юрист, 1998. С. 162–164.
-
Тучкова Э.Г. Труд и социальное обеспечение пожилых граждан в СССР: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М. 1990. С. 39.
Доступность медицинских услуг и создание безбарьерной среды — что обсуждалось на заседании правительства
На очередном заседании правительства рассмотрен вопрос повышения качества жизни людей с инвалидностью. Министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова, министр здравоохранения Ажар Гиният, аким Акмолинской области Ермек Маржикпаев представили свои отчеты о предпринимаемых в области мерах.
Глава государства подписал закон, предусматривающий принятие дополнительных мер по улучшению качества жизни граждан с инвалидностью.
«В целях обеспечения исполнения закона до конца августа будет обновлено более 300 подзаконных актов. В целом модернизация системы социального обслуживания началась в 2009 году и осуществляется поэтапно», — сообщила Тамара Дуйсенова.
В настоящее время в Казахстане проживает около 700 тысяч людей с инвалидностью. Из них 60% граждане трудоспособного возраста, 26% пенсионного возраста, еще 14% дети.
Министр труда и социальной защиты населения отметил, что ведомством проводятся поэтапные системные мероприятия по полной реинтеграции граждан с инвалидностью в общество.
Первый. Диагностика инвалидности. По словам министра труда и соцзащиты, в настоящее время ведомством регистрируется большое количество жалоб на прозрачность процесса освидетельствования от граждан, обратившихся за установлением диагноза инвалидности.
Для решения данной проблемы в соответствии с поручением Главы государства в Министерстве начат переход на инициативный или «заочный» формат определения инвалидности. Краткий смысл этой модели заключается в следующем.
Сведения о состоянии здоровья граждан и заключение врача об изменении жизнедеятельности вносятся в медицинскую информационную систему. Содержащаяся в нем информация поступает в централизованную базу данных Минтруда по гражданам с инвалидностью.
«Ранее его отправляли с базы по месту жительства каждого. Теперь мы автоматически отправляем в экспертную комиссию трех регионов без указания чьей-либо личной информации. На основании заключения комиссии принято решение, которое рассылается гражданам в удобной форме. На сегодняшний день в этом формате рассмотрено более 25 000 документов или 21% государственных услуг, оказанных в данной сфере», — сообщила министр Дуйсенова .
Результаты работы выявили ряд новых возможностей. В частности:
• определить поликлиники как единое окно с полным изъятием всех видов бумажных документов, предоставляемых гражданами в медико-социальную экспертную комиссию;
• более точно определять степень ограничения граждан в быту путем привлечения для обследования профильных специалистов по видам заболеваний;
• появилась возможность разработки индивидуальной адресной программы реабилитации для каждого нуждающегося в помощи гражданина с определением конкретного перечня оказываемых услуг и технических средств.
Работа в данном направлении ведется совместно с Минздравом. К концу 2023 года в ведомстве планируют кардинально изменить работу медико-социальной экспертизы и перевести половину деятельности по данному направлению в проактивный формат.
Второй. Как отметил министр труда и социальной защиты населения, услуги и технические средства, позволяющие инвалидам преодолевать жизненные ограничения, предоставляются через портал специальных социальных услуг.
«Уже в этом году через Портал оказано 214 000 услуг. То есть охвачено 62% нуждающихся в помощи. Раньше все эти работы проводились на месте. Соответственно, очень часто звучала критика деятельности местных и центральных органов власти. Запуск портала в 2021 году обеспечил выполнение индивидуальных реабилитационных программ на 87%», — отметила она.
Также среди прочих:
1) срок предоставления необходимых средств и услуг по реабилитации сокращен с 8 месяцев до 14 дней.
2) доступ к услугам и техническим средствам предоставляется всем нуждающимся, независимо от их места жительства.
3) возможность самостоятельного выбора оборудования и услуг и их поставщика.
«Тем не менее, остаются вопросы, связанные с качеством оборудования, ценовой политикой производителей и добросовестным и точным выполнением своих обязанностей. В связи с этим будут пересмотрены стандарты реабилитационных услуг и средств, ценовая политика и условия регистрации соответствующих поставщиков услуг на портале. Эти меры направлены на создание условий для развития рынка услуг и стимулирование поставщиков услуг к добросовестной конкуренции», подчеркнул глава Минтруда.
Третий. Доступность объектов, или обеспечение «безбарьерной» среды, является одним из основных факторов, необходимых для полной интеграции людей с инвалидностью в общество.
«Поэтому разработана и постоянно работает интерактивная карта доступных объектов. Эта карта постоянно обновляется местными исполнительными органами. А доступность объектов оценивают сами граждане с инвалидностью и общественные объединения в этой сфере»9.0006 Тамара Дуйсенова сказала на собрании.
По данным местных исполнительных органов, на сегодняшний день адаптировано для граждан с ограниченными возможностями около 25 000 объектов. Однако по статистике только 23% из них соответствуют утвержденным нормам.
Следует признать, что активность участников этого процесса значительно снизилась из-за пандемии. По вопросам:
1) местными исполнительными органами продолжено проведение общественного контроля за наличием объектов;
2) необходимо обновить список объектов, требующих адаптации;
3) Министерству индустрии и инфраструктурного развития пересмотреть национальные стандарты, обеспечивающие доступность объектов.
Четвертый. Ведется работа по поэтапной либерализации рынка специальных социальных услуг.
На сегодняшний день на этом рынке действует около 900 частных, государственных и негосударственных организаций. Они предоставляют 8 видов гарантированных государственных услуг, установленных Законом о специальных социальных услугах.
«В результате работы в этом направлении за последние годы из интерната в свои семьи вернулись 770 детей-инвалидов. Около 800 родителей обратились по уходу за детьми в дневное отделение социальных организаций и нашли работу.
Однако данные услуги предоставляются только в городах и областных центрах. Более 45% граждан с инвалидностью, проживающих в селах, имеют доступ только к общей социальной помощи, оказываемой местными отделениями на дому»9.0006 сказал глава министерства.
С учетом предыдущего опыта, отметила Тамара Дуйсенова, работа по демонополизации интернатов будет продолжена.
«Вместо этого, используя партнерство государства и частной собственности, будут открываться дома малой вместимости в местах проживания граждан с ограниченными возможностями. Эта мера будет реализована так же, как и госпрограмма «Балапан», — сказал министр труда.
Проблема трудоустройства инвалидов по-прежнему актуальна. Сегодня работают 100 000 таких граждан. Это лишь четверть инвалидов трудоспособного возраста.
Более 200 тысяч инвалидов имеют возможность работать в нормальных условиях, остальные могут работать в особых условиях.
Если задача государства состоит в том, чтобы «создать изначально равные условия для производительной занятости всех трудоспособных граждан», то этот принцип должен распространяться и на инвалидов.
Поэтому:
• в рамках национальных проектов планируется трудоустроить 9000 человек с инвалидностью. На сегодняшний день около 3 тыс. из них обеспечены постоянной работой;
• Электронная биржа труда имеет атлас специальных профессий и учебных занятий. На сегодняшний день содержит более 5 тыс. вакансий, на которые могут претендовать люди с инвалидностью;
• также начат процесс переориентации субсидируемых социальных рабочих мест. На сегодняшний день трудоустроено около 6 тыс. человек;
• принимаются меры по субсидированию работодателей, создающих новые специальные рабочие места. Только в этом году на эти цели из бюджета выделено 59 млн тенге.
• 10 000 грантов предоставляются на поддержку предпринимательской инициативы граждан, относящихся к категории уязвимых групп. Сумма гранта увеличена до 1,2 млн тенге.
Несмотря на принимаемые меры, следует признать, что отсутствие необходимых навыков и знаний у лиц с инвалидностью является основным препятствием для их трудоустройства.
Как пояснил глава Минтруда и социальной защиты населения, совместно с Минобразования будут приняты меры по пересмотру образовательных программ, особенно программ домашнего обучения.
Пятый. Социальная поддержка
В рамках комплексной системы социальной поддержки инвалидов:
• действует трехуровневая система социального обеспечения, на сегодняшний день суммарно выплаты из этих трех источников получают около 530 тыс. человек;
• в рамках системы социального обслуживания 87 тыс. человек получают специальные социальные услуги от государства;
• обеспечено техническими средствами 181 тыс. человек;
• оказывает адресную социальную помощь почти 4000 гражданам с инвалидностью.
В целом на реализацию этих программ в текущем году из госбюджета выделено более 600 миллиардов тенге.
Достигнутые возможности являются результатом совместной деятельности Правительства, общественных объединений и неправительственных организаций.
В то же время Министр труда и социальной защиты населения признал, что есть ряд новых задач и нерешенных проблем, которые еще требуют углубления начатой реформы.
Как отметила Тамара Дуйсенова, необходимо полностью сформировать институт социальных работников и провести ребрендинг социальных служб местных исполнительных органов. Также необходимо расширить спектр альтернативных моделей обслуживания, внедрить цифровые технологии и усовершенствовать систему реабилитации инвалидов, чтобы использовать их потенциал для развития страны.
«Все эти меры будут отражены в национальном плане дальнейшей модернизации социальной защиты, который разрабатывается по поручению Главы государства. Его реализация предусматривает привлечение социальных партнеров, лиц с инвалидностью и членов их семей со своей инициативой. Мы представим план в Правительство в сентябре следующего года в соответствии с установленным графиком», — заключила Тамара Дуйсенова.
Министр здравоохранения Ажар Гиният также представил отчет на заседании Правительства.
Инвалидность является одним из важнейших показателей здоровья населения и может служить показателем качества и эффективности социальных и лечебно-профилактических мероприятий. Проблемы инвалидности носят межведомственный характер, затрагивая медицинскую, социальную и профессиональную сферы. Количество людей с инвалидностью увеличивается в связи с увеличением бремени хронических заболеваний и старением населения.
В структуре общей инвалидности вследствие болезней 18 % составляют психические расстройства, 15 % — болезни системы кровообращения, 12 % — травмы всех локализаций.
Первичная инвалидность у детей в 31% случаев приходится на врожденные пороки развития, деформации и хромосомные аномалии, в 22% — болезни нервной системы, это эпилепсия, детский церебральный паралич и др. 17% — психические и поведенческие расстройства.
В целях профилактики заболеваний, раннего выявления и снижения инвалидности ежегодно проводится обследование целевой группы взрослого населения и детей на уровне первичной медико-санитарной помощи. Взрослых обследуют на раннее выявление заболеваний сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета, глаукомы и онкопатологий. Из выявленных заболеваний 49% были взяты для динамического наблюдения.
Более 1,1 млн больных хроническими неинфекционными заболеваниями, находящихся под динамическим наблюдением, участвуют в программе ведения заболеваний. Из них 65% больных артериальной гипертензией достигли уровня нормализации АД, 28,2% больных сахарным диабетом достигли уровня гликозилированного гемоглобина, 47,5% больных хронической сердечной недостаточностью участвуют в Программе управления заболеваниями.
Согласно отчету министра здравоохранения, на амбулаторном уровне больные, находящиеся под динамическим наблюдением, обеспечиваются бесплатно, в рамках ГОБЛ 306 ЛП по 46 нозологиям, для взрослых — 83 ЛП по 27 нозологиям , для детей — 182 препарата по 52 нозологиям.
При острых состояниях, приводящих к инвалидности, в стране имеется 71 инсультный и 39 ЧКВ центр, оказывающих медицинскую помощь. В целях обеспечения принципа «золотого часа» при травмах были разработаны служба скорой медицинской помощи и санитарная авиация.
Скрининг новорожденных
Для раннего выявления заболеваний среди новорожденных проводится неонатальный скрининг. Охвачено более 445 тысяч новорожденных, фенилкетонурия выявлена у 231 ребенка, врожденный гипотиреоз у 3549.дети.
«В целях ранней диагностики заболеваний у ребенка в республике реализована программа скрининга новорожденных и детей раннего возраста, направленная на раннее выявление наследственных болезней обмена веществ, патологии слуха, отклонений в психофизическом развитии, ретинопатии недоношенных дети, — сказал Ажар Гиният.
Также из отчета министра здравоохранения следует, что аудиологическим скринингом охвачено 75,6% новорожденных и детей до 6 лет. Из них у 625 детей диагностирована тугоухость 1-2 степени, у 646 детей — тугоухость 3-4 степени. На психолого-медико-педагогическую комиссию для проведения коррекции и определения тактики обучения ребенка направлено 1232 ребенка.
На раннее выявление нарушений психофизического развития обследовано 85,2% детей, нарушения выявлены у 5%.
На ранних сроках офтальмологическим скринингом ретинопатии было охвачено 6532 или 88,2% недоношенных детей, родившихся с экстремально низкой и малой массой тела, из них по показаниям пролечено 273 недоношенных ребенка.
«С марта 2022 года введен скрининг-тест на аутизм, с прошлого года внедрена новая методика исследования слуха коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (СВП), позволяющая точно определить место снижения слуха . Реализуется пилотный проект по селективному скринингу метаболических нарушений у новорожденных. Наряду с этим планируется увеличить до 1500 кабинетов детского развития и до 50 кабинетов катамнеза, обеспечить лекарственными препаратами до 5000 детей с орфанными и тяжелыми заболеваниями, расширяются услуги по профилактическим осмотрам детей, совершенствуется школьная медицина. », пояснил министр здравоохранения Казахстана.
Параллельно Минздрав разрабатывает Стандарт организации медицинской помощи школьникам. Возобновлен проект «Школы укрепления здоровья». Проект включает в себя: укрепление здоровья учащихся, обеспечение качественного питания, программы физической активности, создание условий школьной среды, поддерживающих здоровый образ жизни, психологическое и социальное здоровье, внедрение программы оздоровления работников школы.
«Внедряются и развиваются технологии в области онкогематологии, кардиохирургии, травматологии и ортопедии, неонатальной хирургии у детей. Таким образом, проводимые мероприятия позволяют проводить раннее выявление и профилактику инвалидности у детей», — пояснила Гиният.
Развитие системы реабилитации
Заведующая отделением отметила, что в последние годы активно развивается медицинская реабилитация, направленная на восстановление утраченных функций организма и профилактику инвалидности. Медицинскую реабилитацию осуществляют около 637 организаций здравоохранения, из них 380 государственных, 257 частных, в том числе 76 реабилитационных центров.
В рамках инициативы «Камкорлык» в этом году для детей открыто 8 реабилитационных центров и 2 центра ранней помощи, до конца года планируется открыть 17 центров ранней помощи.
«Обеспеченность койками для восстановительного лечения и медицинской реабилитации составляет 62%, ежегодно происходит увеличение количества коек для восстановительного лечения детей, примерно в 2 раза. С введением системы ОМС финансирование медицинской реабилитации увеличилось в 7,2 раза по сравнению с 2019 годом.. Охват пациентов медицинскими реабилитационными услугами увеличился почти в 6 раз», — сказал Ажар Гиният.
Усиление координации между государственными органами
В рамках межведомственного взаимодействия по повышению качества жизни инвалидов проводится совместная работа по совершенствованию нормативных правовых актов.
«Так, Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения» включает нормы обслуживания инвалидов в организациях здравоохранения вне очереди, компетенцию местных исполнительных органов в части открытия реабилитационных центров, регламентирует направление детей с отклонениями в развитии на психолого-медико-педагогическую комиссию утвержден перечень заболеваний для обучения детей в домашних условиях» подчеркнул глава Минздрава.
В рамках реализации Дорожной карты по совершенствованию оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями в Республике Казахстан на 2021-2023 годы Министерством здравоохранения проводится работа по созданию регистра детей с ограниченными возможностями здоровья, обучению родителей уходу для детей с аутизмом внедрить международную классификацию функционирования, пилотный проект дистанционного обследования, который завершится в июле этого года и будет реализовываться по всей стране.
Вместе с тем, в целях повышения качества жизни населения принят Национальный проект «Здоровая нация», в рамках которого осуществляются меры по обеспечению доступной и качественной медицинской помощи, лекарственного обеспечения, проведения расширение профилактических осмотров и обследований, в том числе для сельского населения, доступность молодежных центров медицинской помощи для оказания услуг по охране психического и репродуктивного здоровья.
Также проводятся мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, снижению потребления алкоголя, табачных изделий, информационно-просветительская работа по снижению инфекционных неинфекционных заболеваний, профилактике травматизма и здоровому образу жизни.
«В результате принятых мер к 2025 году ожидается увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, до 40%, продолжительности жизни до 75 лет, снижение неинфекционных заболеваний до 7%, охват медицинскими реабилитационными услугами до 75%, достижение этих показателей позволит снизить уровень выхода на инвалидность», — заключил министр здравоохранения РК Ажар Гиният.
Акмолинская область в числе лидеров реабилитации
В продолжение темы с докладом выступил аким Акмолинской области Ермек Маржикпаев.
По словам акима, в области проживает более 29 тысяч человек с инвалидностью, или 4% от общей численности населения. Из них 50%, или 14,5 тыс. человек, нуждаются в создании безбарьерной среды проживания.
«На сегодняшний день адаптировано 343 социально значимых объекта, до 2025 года планируется адаптировать еще 1300. Ежегодно происходит увеличение бюджетных средств на обеспечение объектов реабилитации. За последние пять лет финансирование увеличено вдвое и доведено до 1,5 млрд тенге», — сказал аким области.
По состоянию на 1 июля реализация индивидуальных программ реабилитации составила 75,4%. Из около 9 тысяч нуждающихся 7 тысяч человек обеспечены реабилитацией.
В рамках госзаказа из областного бюджета выделено 25 млн тенге на реализацию 4 проектов, «Компьютер без границ», «Создание кабинета социально-правовой и психологической помощи», «Организация центр досуга для людей с травмами опорно-двигательного аппарата».
Для расширения сети специальных дошкольных организаций в г. Кокшетау ведется строительство 2-х детских садов для детей с нарушениями речи на 280 мест и для маломобильных групп населения на 166 мест.
По словам главы региона, реализуется инициатива «Гамкорлык», предусматривающая оказание помощи детям с ограниченными возможностями. Работает Центр социальной поддержки и занятости «Тен Когам», где инвалидам оказывается помощь в трудоустройстве. В рамках трудоустройства инвалидов с начала года трудоустроено около 300 человек.
Аким области также доложил об активной работе по привлечению людей с ограниченными возможностями к занятиям спортом. В целом было охвачено более 1700 человек.
«Регулярно проводятся встречи и круглые столы с участием общественных организаций. Хотелось бы отметить прошедший 17 июня в области Форум «Равные права, равные возможности», на котором обсуждались ключевые вопросы повышения качества жизни людей с инвалидностью. Работа в этом направлении продолжается» Подвел итог Ермек Маржикпаев.
Будьте в курсе событий Премьер-Министра и Правительства РК — подписывайтесь на официальный Telegram-канал
ПодписатьсяКазахстан: Инвалиды, включая льготы и льготы, предоставляемые им государством; критерии получения пенсии по инвалидности и наличие различных категорий, связанных с ней; трудно ли инвалидам найти работу; существуют ли агентства или организации, которые им помогают (1998 по сентябрь 2000 г.)
Агентство США по международному развитию (USAID) предоставляет следующую краткую информацию об услугах, предоставляемых Казахстану в контексте его Политики в отношении инвалидов:
фонда USAID поддержали местные НКО в поддержку инвалидов. Многочисленные организации также воспользовались учебными занятиями, организованными Counterpart Alliance for Partnership, партнером-исполнителем USAID. Услуги в рамках этого проекта включали такие мероприятия, как профессиональное обучение детей и подростков с ограниченными возможностями; службы поддержки Центра социальных, медицинских, педагогических и психологических услуг; поддержка социально-реабилитационного центра для инвалидов в Ауэзовском районе; педагогические услуги детям с детским церебральным параличом; учебные и медицинские центры для диабетиков; закон о специальном образовании; и обучение НПО, которые специализируются на людях с ограниченными возможностями. Средства USAID на эти услуги превысили 71 624 доллара США (23 декабря 1919 г.).98).
Country Reports 1999 предоставляет следующую информацию о государственных услугах и отношении к лицам с ограниченными возможностями:
Граждане с ограниченными возможностями по закону имеют право на помощь со стороны государства. Законодательной дискриминации инвалидов нет, но на практике работодатели не уделяют им равного внимания. Существуют законы, предписывающие обеспечить доступность общественных зданий и коммерческих предприятий для инвалидов, но правительство не обеспечивает соблюдение этих законов. Инвалиды не являются приоритетом для правительства. Психически больные и умственно отсталые граждане могут быть помещены в учреждения, находящиеся в ведении государства. Эти учреждения плохо управляются и недостаточно финансируются. НПО «Казахстанское международное бюро по правам человека» подтвердило свое предыдущее наблюдение о том, что правительство практически не оказывает помощи психически больным и умственно отсталым из-за отсутствия средств (февраль 2000 г. , раздел 5).
В нескольких отчетах упоминается положение лиц с инвалидностью в Казахстане.
Например, в феврале 1998 г. информационное агентство ИТАР-ТАСС сообщило, что среди протестующих, вышедших в Алма-Ате с требованием выплаты заработной платы, пенсий, детских пособий и больничных листов, были и инвалиды (7 февраля 1998 г.). Информационное агентство «Интерфакс-Казахстан» сообщило в феврале 1999 г., что меры по сокращению государственных расходов не повлияют на пенсии инвалидов (5 февраля 1999 г.).99). В сообщении особо отмечается, что пенсии «вдов и семей погибших военнослужащих, вдов умерших инвалидов, инвалидов 1, 2 и 3 групп, детей-инвалидов до 16 лет» не коснутся сокращения бюджета. Осужденные инвалиды 1 и 2 группы могут быть освобождены в соответствии с законом об амнистии, подписанным правительством 16 июля 1999 г. (ИТАР-ТАСС, 19 июля 1999 г.). По закону 15 000 из 80 000 заключенных в казахстанских тюрьмах должны были быть освобождены (там же).
В сообщении информационного агентства «Интерфакс-Казахстан» от 31 марта 2000 года директор Республиканского центра социальной адаптации и трудовой реабилитации детей и несовершеннолетних Роза Сулейменова заявила, что 47 700 из 521 479дети, зарегистрированные с психическими или физическими недостатками, нуждались в услугах специального образования, поскольку система общего образования была плохо приспособлена для их удовлетворения. В то время как Министерство образования сообщило, что только 27,5% из 92 975 детей-инвалидов, зарегистрированных в Министерстве, получают специальные образовательные услуги, Министерство труда и социальной защиты сообщило, что 41 624 ребенка в возрасте до 15 лет получают пособия по инвалидности (там же).
Что касается организаций, помогающих людям с ограниченными возможностями, на веб-сайте WorldEnable представлен список международных ассоциаций, помогающих женщинам с ограниченными возможностями (9декабрь 1999 г.). Для Казахстана в нем указана Ассоциация матерей-инвалидов (ТАУКЕМЕТ), организация, базирующаяся в Алматы, контактным лицом которой является Имангазина Бибигуль Х. На веб-сайте «Друзья и партнеры» перечислены Общество помощи детям-инвалидам и их матерям «Шапагат», базирующееся в Ново-Казалинске, и Общество поддержки семей с детьми-инвалидами «Жан», базирующееся в Алматы (3 июля 2000 г.). Алматинское издание « НПО: теория и практика » сообщило в номере за ноябрь 1999 года, что Общество поддержки семьи детей-инвалидов «Жан» начало свою деятельность в 1995 изначально для «оказания правовой и информационной поддержки инвалидам». Юридический отдел Жана предоставляет юридические консультации на платной основе; средства, полученные от продажи ее бюллетеней (один называется «Занятость для всех» , а другой «Инвалиды и закон ») и финансовая поддержка, полученная от международного сообщества, помогают «предоставлять юридические консультации инвалидам, обучать компьютерным навыкам детей с ограниченными возможностями». , оказывать информационную и юридическую поддержку другим НПО и содержать наш офис» (там же).
Никакой конкретной информации о критериях права на получение пенсии по инвалидности и о том, существуют ли различные категории, связанные с ней, а также о том, трудно ли инвалидам найти работу, среди источников, с которыми консультировалось Управление по исследованиям, не удалось найти.
Этот ответ был подготовлен после изучения общедоступной информации, имеющейся в настоящее время в Управлении исследований в сжатые сроки. Этот ответ не является и не претендует на то, чтобы быть окончательным в отношении обоснованности любого конкретного заявления о предоставлении статуса беженца или убежища.
Каталожные номера
Доклады о соблюдении прав человека в странах за 1999 г. Февраль 2000 г. Государственный департамент США, Вашингтон, округ Колумбия. http://www.state.gov/www/global/human_rights/1999_hrp_report/kazaksta.html> [Проверено 27 сентября 2000 г.]
Друзья и партнеры. 3 июля 2000 г. «Казахстан: организации по городам». [По состоянию на 27 сентября 2000 г.]
Интерфакс-Казахстанское информационное агентство. 31 марта 2000 г. «В прошлом году в Казахстане зарегистрировано более 500 000 детей-инвалидов». (BBC Worldwide, 3 апреля 2000 г./NEXIS)
_____. 3 февраля 1999 г. «Правительство предлагает сокращение министерств, сокращение бюджета на 1999 г. — премьер-министр». (Резюме BBC, 5 февраля 1999 г./NEXIS)
Информационное агентство ИТАР-ТАСС. 19 июля 1999 г. «Президент Казахстана подписывает закон об амнистии». (BBC Worldwide, 19 июля 1999 г./NEXIS)
_____. 7 февраля 1998. Владимир Акимов. «Неоплачиваемые матери протестуют в Казахстане».