Урок 1. Критическое мышление: навыки, умения и компетенции
В первом уроке курса по критическому мышлению мы поговорим о том, какими нужно обладать навыками и компетенциями для его успешного развития и использования в повседневной и профессиональной жизни.
В частности мы с вами побеседуем о том, что такое критическое мышление, и рассмотрим навыки и свойства, составляющие его основу.
Содержание:
- Что такое критическое мышление?
- Критическое мышление: навыки, умения и компетенции
- Критическое мышление в работе и учебе: рекомендации по развитию и применению
Также вы узнаете о пользе его применения в учебе и работе и пройдете тест, из которого станет ясно, какое место оно занимает в вашей жизни на данный момент. Эта информация будет для вас крайне полезна, и начать свое обучение критическому мышлению следует именно с нее.
Что такое критическое мышление
Многие люди сталкиваются с трудностями в логических и последовательных рассуждениях. Но очень важно понять, что навыки рассуждения, как и любые другие, можно и нужно в себе развивать. Изначально для этого стоит разобраться в том, что вообще такое критическое мышление, и начать применять на практике его приемы.
Если обратиться к книге Дайаны Халперн – американского психолога и специалиста в области психологии мышления, можно увидеть, что:
Критическое мышление представляет собой целый комплекс основополагающих навыков, таких как способность давать оценки, делать заключения, интерпретировать и анализировать, наблюдать и т.д.
Говоря несколько иначе и проще, критическое мышление можно охарактеризовать как познавательную активность, связанную с применением разума и интеллектуальных способностей. Когда человек мыслит критически, оценивает и анализирует полученные данные, он использует внимание, категоризацию, выбор, суждение и другие подобные мыслительные операции. Применение же критического мышления предъявляет человеку ряд требований.
Критическое мышление: навыки, умения и компетенции
Рассматривая критическое мышление в качестве процесса обдумывания, мы увидим, что оно требует от человека наличия немалого количества навыков.
- Умение определять позицию другого человека, его аргументы и выводы.
- Умение оценивать свидетельства альтернативной позиции.
- Умение беспристрастно и объективно оценивать противоположные аргументы и свидетельства.
- Умение выявлять неверные и ложные противоположения, видеть подводные камни, читать между строк.
- Умение распознавать приемы, использующиеся для придания конкретной позиции большей. привлекательности по сравнению с другими, к примеру, всевозможные способы убеждения или ложную логику.
- Умение организованно размышлять и дополнять процесс обдумывания логикой и проницательностью.
- Умение определять достоверность и обоснованность выводов, руководствуясь разумными допущениями и твердыми свидетельствами.
- Умение обобщать информацию и объединять суждения о доказательствах для формирования собственного мнения.
- Умение представлять свою точку зрения в обоснованной, организованной и убедительной форме.
В 1987 году один из лучших американских педагогов Роберт Эннис также сумел определить способности и установки, связанные с критическим мышлением. Ими являются:
✔ | Способность к скептическому рассмотрению вещей. |
✔ | Способность к рассуждениям. |
Разговор о развитии критического мышления будет неполным, если мы не упомянем о скептицизме. С позиции критического мышления скептицизм предполагает то, что человек подвергает некоторому сомнению абсолютно все, с чем сталкивается. Это вовсе не значит, что он не верит всему, о чем слышит или что видит – он просто признает тот факт, что его взгляды могут измениться, если он получит какие-либо дополнительные сведения.
Критическое мышление предлагает применять сомнения и скептицизм конструктивно, оценивая всю имеющуюся информацию. Благодаря этому мы можем выдвигать более обоснованные и объективные суждения на тему того, что мы считаем продуктивным, правильным, верным и наоборот. Также это значительно повышает эффективность принимаемых нами решений.
Есть люди, кажущиеся более доверчивыми по сравнению с остальными, а есть те, кто настроен более скептично. Причина кроется как в личных качествах, так и в жизненном опыте человека. Но критическое мышление не является ни врожденной особенностью, ни чертой характера – это конкретный метод, позволяющий интерпретировать события определенным образом. Скептики могут применять упорядоченный подход, а доверчивые люди – просто конструктивно подвергать все сомнению.
Что же касается рассуждений, то здесь в большей степени речь идет о рациональном мышлении. Рациональность предполагает использование причин для объяснения явлений, событий, фактов. И рассуждения, как правило, всегда начинаются именно от себя. Выглядит это примерно так:
1 | Изначально человек находит причины: почему он верит во что-то или делает что-то (при этом он осознает, что именно это за причины). |
2 | Затем он критически оценивает свои действия и убеждения. |
3 | В итоге он может объяснить причины своих действий и убеждений окружающим. |
На первый взгляд все это очень просто, ведь нам кажется, что мы знаем, почему и во что именно мы верим. Но в некоторых случаях нас начинают одолевать сомнения, вследствие чего собственные убеждения уже не кажутся такими истинными. В глаза начинает бросаться тот факт, что в действительности мы понятия не имеем о полноте информации, которой владеем, и начинаем думать: быть может, все, что мы слышим или видим – это лишь одна из вариаций?
Бывают также и случаи, когда у нас нет уверенности в том, правильно ли мы что-то объясняем и верно ли действуем. Поэтому необходимо прибегать к развитию наблюдательности и изучать основания своих собственных рассуждений, убеждений и действий, т.к. только они помогут нам провести какой бы то ни было критический анализ.
Но нельзя забывать и о том, что критическое мышление – это в основном критический анализ рассуждений окружающих. Чтобы его проводить, мы должны не только уметь находить основной аргумент другого человека, но и быть в состоянии анализировать и оценивать его детали.
Любое рассуждение, как собственное, так и чужое, состоит из анализа свидетельств и составленных на их основе выводов. Свидетельства поддерживают выводы. Вот, например, вы считаете, что сегодня прохладно. Вы говорите кому-то об этом, но он с вами не согласен, и интересуется, с чего вы это взяли. В доказательство вы можете привести показания термометра и свои собственные наблюдения за погодой на улице. В этом случае вашими свидетельствами станут лед на земле и столбик термометра на низком уровне.
А когда мы критически анализируем суждения других людей, мы можем и должны проводить следующие мыслительные операции:
- Определять рассуждения и сделанные на их основе выводы.
- Анализировать то, как собеседник выбирал, сочетал и упорядоченно располагал суждения (так мы определим ход рассуждения).
- Оценивать, в какой степени рассуждения подтверждают выводы.
- Оценивать обоснованность и доказательность рассуждений.
- Определять неточности в процессе рассуждений.
Рассуждения, подобные рассмотренному нами примеру с погодой, мы применяем буквально ежечасно в обычной жизни. Но на учебе или в работе нам необходимы несколько иные рассуждения – обладающие формальной структурой (к примеру, отчеты, эссе, доклады). И для формирования таких рассуждений требуются дополнительные навыки, а именно:
- Навык выбора и структурирования рассуждений (нужен для подтверждения вывода).
- Навык последовательной аргументации.
- Навык применения логического порядка.
- Навык эффективного применения речевых средств (нужен для представления процесса рассуждений).
Каждый, кого интересует развитие критического мышления, должен уделять особое внимание развитию трех базовых компетенций, на которых основываются все остальные.
Среди этих компетенций:
1 |
Умение мыслить. Критическое мышление – это способность к упорядочиванию, категоризации, выбору, дифференцированию, сравнению и противопоставлению (рекомендуем вам ознакомиться с интересным материалом на эту тему здесь). |
2 |
Контроль эмоций. Критическое мышление является беспристрастным процессом, но в любой момент могут возобладать эмоции. Это нормально, ведь нередко приходится делать выбор между разными позициями и точками зрения. Иногда могут выбить из колеи свидетельства, которые для нас неприемлемы, или неожиданные аргументы. В большинстве случаев эмоциональная нестабильность только ухудшает ситуацию, и умение контролировать свое эмоциональное состояние является полезным и эффективным навыком, т.к. оно позволяет спокойно привести логические доводы и убедить собеседника (советуем изучить наши материалы по управлению эмоциями – вы найдете их здесь и здесь). |
3 |
Исследования и знания. Даже умея мыслить критически, не всегда можно отыскать хорошие и убедительные доказательства, не разбираясь в предмете. Критическое мышление – это еще и навык проведения собственных исследований. Помните, что способность находить данные по какому-либо вопросу облегчит вам жизнь, ведь вы будете в состоянии фиксировать важную информацию и приводить альтернативные доказательства, свидетельства и объяснения (в дополнение к этому обязательно почитайте нашу статью о 14 ключевых навыках для критического мышления – из нее вы почерпнете массу полезной информации, которая безусловно пригодится вам на практике). |
Критическое мышление, помимо всего прочего, требует от человека наличия аккуратности и точности, а также неуемного стремления найти правильный ответ. А значит это вот что:
- Быть объективным, т. е. уметь поступиться своими личными предпочтениями, убеждениями и интересами в процессе беседы, чтобы лучше разобраться в теме и прийти к более точному результату.
- Рассматривать предмет с разных сторон, т.е. исследовать информацию с разных точек зрения.
- Повторять, т.е. несколько раз обсуждать один и тот же вопрос, чтобы учесть максимальное количество деталей..
- Быть внимательным к деталям, т.е. развивать наблюдательность и уделять время обнаружению даже самых мелких подробностей, способных привести к прояснению вопроса в целом.
- Определять тенденции и закономерности, т.е. анализировать, упорядочивать информацию и выявлять повторения и сходства.
- Рассматривать отдаленные перспективы и возможные результаты, т.е. иметь в виду, что представляющееся верным сейчас может попасть под сомнение через некоторое время.
А еще одной важнейшей компетенцией, способствующей развитию эффективного критического мышления, является не что иное, как самоанализ. Способность критически мыслить, как мы уже говорили, означает способность выносить точные суждения. На этот процесс воздействуют многие факторы, и знать о них следует непременно, т.к. получить без этого знания объективные сведения о происходящем очень и очень проблематично.
Эти факторы могут быть совершенно разными. Так, можно выделить убеждения, пристрастия, привычки, предубеждения, стереотипы, склонности, предположения; все то, что приемлемо и нормально для нас, и все те понятия и личные качества, в которых мы никогда не сомневаемся.
Человек, умеющий мыслить критически, предельно восприимчив к своим слабым и сильным сторонам. Он способен размышлять и давать оценку своим интересам, знаниям, мотивации, уровню компетентности и т.д. Он не пренебрегает сомнениями в своих взглядах и проверкой подтверждающих их свидетельств.
Для осознания своих недостатков всегда нужно мужество. Узнать о себе нечто новое (и не всегда приятное) может быть болезненно, т.к. большая часть людей склонна думать о себе лишь в положительном ключе. То же касается и собственной системы убеждений и ценностей – человек воспринимает то, во что он верит, как часть своей натуры, и сомнению это подвергается с трудом.
Не будет лишним заметить, что в результате критического мышления человек рискует оказаться по другую сторону баррикад, а значит, есть и риск разойтись во взглядах с родными, близкими, друзьями, коллегами. Отстаивание своей точки зрения – прерогатива смелых и мужественных людей, в особенности при вероятности ошибочности своей точки зрения.
Исходя из всего этого, умение проводить качественный и объективный самоанализ, наряду с прочими рассмотренными выше навыками и умениями, является одной из важнейших компетенций в ракурсе критического мышления. И в первую очередь нужно формировать правильную самооценку и трезво и беспристрастно относиться к своим недостаткам и отрицательным чертам, и по возможности, если уж не устранять их, то серьезно прорабатывать – делать так, чтобы они не мешали вам в анализе событий, явлений и фактов.
Критическое мышление, если оно развито правильно и в достаточной степени, предлагает человеку серьезные личностные преимущества по сравнению с другими людьми. Критически мыслящий человек может намного проще совершать правильный и обдуманный выбор, всегда и везде имеет свое собственное мнение и умеет его отстоять и обосновать, способен не просто слушать, но слышать окружающих людей. Такой человек может делать выводы, основываясь на анализе своего опыта и опыта других, никогда не делает выводов, опираясь на непроверенную информацию, гораздо меньше подвержен манипуляциям со стороны.
Развивая вышеназванные навыки и компетенции, человек не просто учится критически мыслить, он научается взвешенно и четко оценивать последствия своих решений, грамотно формулировать задачи и способы их реализации, становится открытым для новой информации и более спокойным при столкновении с чем-либо неизвестным. И, что не менее важно, критически мыслящий человек умеет признавать свои ошибки и ошибочность своего мнения, и с уважением относится к мнению других людей, даже если оно идет вразрез с его собственным.
Польза критического мышления проявляется не только в личной жизни, но и в профессиональной сфере деятельности и учебе, воздействуя и на общение человека с окружающими, и на понимание вещей, и на личную эффективность, и на многие другие составляющие. И, беря во внимание важность этого вопроса, мы хотим предложить вам несколько рекомендаций по развитию критического мышления и его применению в учебе и работе (собственно, и в личной сфере данные советы тоже будут незаменимы).
Критическое мышление в работе и учебе: рекомендации по развитию и применению
В этом разделе урока мы рассмотрим рекомендации на несколько разных тем, самым непосредственным образом касающихся практической стороны критического мышления. И первая из них по праву считается наиболее важной – она касается понимания.
1
Учитесь понимать
Критическое мышление – это превосходный инструмент для более глубокого понимания вещей, с которыми мы сталкиваемся. Например, на учебе это может быть некая дисциплина, ее основные теории и аргументы; в работе – сфера исследования, область деятельности и т. п. Довольно часто подобные объекты внимания обсуждаются на семинарах, презентациях, мозговых штурмах и других мероприятиях, преследующих цель получить оценку и интерпретировать результаты.
Одним из лучших методов достижения понимания можно назвать самостоятельное выполнение или же повторение (воспроизведение) исследований. Но, как и следует полагать, в учебных заведениях и на работе (как, впрочем, и в повседневной жизни) у нас не всегда есть время изучить все, с чем мы сталкиваемся. Поэтому альтернативой глубокому пониманию, приходящему через время и достигающемуся через эксперименты и жизненный опыт, может стать использование критического анализа исследований и работ других людей.
Все, что требуется для осуществления этого способа – научиться критически анализировать сделанное другими людьми. Но для кого-то это вполне просто, а для кого-то – сложно, и он без сомнений, не проверяя и не анализируя, принимает на веру любые результаты. Обучение критическому мышлению предполагает простой выход из подобных ситуаций и применимый к любой области. Нужно лишь задать два вопроса: «Откуда я это узнал?» и «Почему я верю, что это так?».
Такой подход эффективен и для студента, и для менеджера, и для бизнесмена, и для любого обычного человека, безоговорочно доверяющего исследованиям, которые основаны на устаревших данных, ложных рассуждениях, недостоверной выборке и т.п. Многие данные, выпавшие из контекста и ставшие неактуальными, зачастую берутся в качестве истинных в течение десятилетий, но с текущим положением дел уже ничего общего не имеют, и это нужно учитывать (более подробно о работе с данными и источниками мы поговорим в шестом уроке).
2
Изучайте плюсы и минусы
Критика, в каком бы контексте мы ее не рассматривали (академическом, профессиональном, повседневном) означает проведение анализа и положительных и отрицательных сторон чего-либо. Необходимо научиться находить как недостатки, так и преимущества, а также убедительные аргументы в пользу того и другого. Только это даст возможность адекватно оценить, что эффективно, правильно и действенно, а что – нет.
Грамотная критическая оценка предоставляет человеку заключение, по какой именно причине нечто считается плохим или хорошим, почему это нечто не работает или, напротив, имеет успех. Помните, что банальное перечисление плюсов и минусов здесь не пройдет – все их нужно подвергнуть скрупулезному изучению.
3
Ничего не упускайте и стремитесь к всесторонности
Почти в каждой области человеческой деятельности необходимо стремиться к критической оценке всего увиденного, услышанного, прочтенного и т.д. И это актуально даже в случаях с общепризнанными научными теориями, проверенными фактами, неопровержимыми доказательствами. Именно это можно назвать профессиональным критическим мышлением.
Старайтесь подвергать сомнению и критической оценке абсолютно все: теории, факты, области исследований, мнения, данные, методологию, инструментарии и т.д. Но не забывайте и о том, что могут быть исключения. К примеру, практически все, что касается религии, никогда не подвергается сомнениям или обсуждениям. Это нетипично, но все же имеет место быть. Впрочем, есть люди, которые мыслят критически даже здесь.
4
Оценивайте рассуждения и действия, но не человека
Необходимо понять, что идеи, работы, теории и действия не должны отождествляться с людьми, которые с ними связаны. Критический анализ никогда не может быть свободен от личного внимания людей, ведь люди всегда принимают замечания, критику и похвалу за свои творения на свой счет.
Когда мыслите критически по отношению продукта деятельности кого-то из окружающих, стремитесь прибегать к тактичности и конструктивному подходу. Любые замечания, в особенности те, что могут быть неприятны адресату, должны быть представлены так, чтобы он понял и принял их.
5
Избегайте крайностей
Как в обыденной жизни, так и в учебе и на работе люди часто впадают в крайности и воспринимают все только как правильное и неправильное, хорошее и плохое, белое и черное. Но в большинстве ситуаций во всем, что касается профессиональной сферы, науки или образования, следует принимать вещи в качестве совокупности явлений или вероятностей.
К примеру, одной из задач высшего образования является научить человека задавать сложные вопросы, предполагающие сложный и развернутый ответ. Подобное можно найти и в большинстве специальностей.
Исходя из этого, помните, что ответить на многие вещи однозначно нельзя, как и оценить их как единственно хорошие или плохие. Чем больше мы изучаем что-либо, тем явнее становится тот факт, что дать однозначный ответ на вопрос очень трудно. Вспомните слова древнегреческого философа Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю».
6
Работайте с сомнениями и двусмысленностью
Сегодня мы можем зайти в интернет и в течение считанных секунд получить ответ на любой заданный вопрос. Но в тех же научных дисциплинах встречаются вопросы (особенно в новых сферах), ответы на которые специалисты ищут годами и даже десятилетиями (да и гарантии получения ответов нет никакой). Так что если вы приверженец готовых ответов, с применением критического мышления у вас может возникнуть дискомфорт.
Одновременно с этим не следует полагать, что двусмысленные и неопределенные ответы – это нечто неприемлемое. К примеру, если вы пишите статьи для сайтов или журналов, вы просто обязаны искать проверенную информацию, основываясь на всех нюансах предмета, изученных подробно и детально. Точно так же и в учебе – если вы студент, вы должны учиться работать с данными, полученными учеными и специалистами, чтобы быть в состоянии аргументировать свои рассуждения.
В любой академической деятельности и работе (сюда же можно отнести профессиональные научные исследования, в том числе для сфер промышленности и бизнеса), будучи исследователем, вы должны иметь в виду, что:
✔ | Точного ответа может и не быть. |
✔ | На поиски ответа могут уйти годы. |
✔ | Найденный ответ может прояснить лишь небольшой аспект всего вопроса. |
В случае с обучением, если вы студент, критическое мышление будет для вас означать:
- Поиск наиболее точных и достоверных свидетельств по интересующему вопросу.
- Оценку качества свидетельств, способных доказать те или иные утверждения.
- Составление промежуточных выводов с основой на факты.
- Построение такой линии рассуждений, которая сможет провести слушателей, собеседников или читателей к выводам через доказательства.
- Поиск и выбор самых эффективных примеров.
- Использование точных фактов с целью иллюстрации доказательств.
Обучение критическому мышлению – процесс, конечно же, непростой. Несмотря на это, он очень увлекателен и интересен, особенно если вы не занимались этим раньше. На вашем пути будет множество любопытных открытий, ведь вы начнете замечать изменения в своем собственном мыслительном процессе, реакциях на поступающую к вам информацию, взаимодействии с людьми в повседневной жизни.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.
Cтатистика На весь экран
Далее предлагаем перейти к изучению научного метода.
Кирилл
← Критическое мышление2 Научный метод →
Критическое мышление | Блог Академии «Технологий Доверия»
Нас повсюду окружает информация, поступающая из самых разных источников. Так как ее очень много, людям требуется ее осознание и проверка достоверности. Критическое мышление помогает обнаруживать противоречия, отсекать недостоверные данные, анализировать факты.
Что это такое?
Критическое мышление – один из ключевых навыков XXI века согласно докладу «Новый взгляд на образование» на Всемирном экономическом форуме[1]. Он позволяет проводить анализ, формулировать выводы, принимать решения с учетом результатов проведенного анализа, но и иметь собственную позицию. Если критическое мышление отсутствует, невозможно сформировать базовые навыки самоанализа. Человек не сможет учиться на собственных ошибках, анализировать опыт и делать соответствующие выводы.
Обычно описание критического мышления сводится к перечислению следующих навыков: умению рассуждать, анализировать информацию и делать выводы на ее основе. Однако к этому еще можно добавить нетипичные, казалось бы, признаки. Какие?
Характеристики и признаки
Перечень навыков, указывающих на наличие критического мышления:
-
наблюдательность, изучение всех деталей;
-
умение интерпретировать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать, делать заключения;
-
наличие логики;
-
интеллект, широкий кругозор;
-
ясность ума, глубина суждений;
-
креатив, эмоциональность;
-
коммуникабельность;
-
самостоятельность;
-
мобильность.
Человек, обладающий критическим мышлением:
-
выстраивает причинно-следственные связи;
-
устанавливает важность информации, отсекать ненужные детали;
-
с уважением относится к другим мнениям;
-
дает оценку;
-
приводит аргументы;
-
несет ответственность за сделанный выбор;
-
находит ошибки, деликатно указывая на них.
Стадии
В процессе «прокачки» критического мышления человек проходит несколько стадий:
- Этап вызова. На данной стадии человек актуализирует имеющиеся знания и выражает интерес к теме и к обсуждению вопросов. Чтобы решить задачу данной фазы в образовательных учреждениях используются сложные ситуации, риторические вопросы, неверные логические цепочки. Одно из основных условий эффективного обучения – умение самостоятельно формулировать цели занятия. Критическое мышление проявляется в рассуждениях учащихся. На данном этапе правильность ответов не оценивается.
- Этап осмысления. Преподаватель формирует работу учеников с новым материалом. Для полного понимания необходимо сочетать несколько методов работы – индивидуальные, групповые и парные. Данный этап дает ученикам возможность поиска ответов на вопросы, удовлетворения познавательного интереса благодаря поисковым методам работы, логике и способам обработки материала.
- Этап рефлексии. На нём развивается способность анализа информации. Учащиеся не только думают над новым материалом, но и формулируют свое отношение к информации. Ученики сопоставляют свежие факты с уже известными. Итог рефлексивного этапа – трансформация новых знаний в личный опыт учеников.
Способы развития и примеры
Очевидно, что критическое мышление необходимо развивать. Делать это гораздо проще чем, кажется на первый взгляд. Существует большое количество различных приемов и техник. Рассмотрим некоторые из них.
1. Обогащайте багаж знаний
Отсутствие знаний не позволит мыслить критически. Хорошая эрудиция позволит взглянуть на проблему со всех сторон и упростит процесс ее анализа и сравнения.
Черпайте знания из различных сфер:
- читайте книги, особенно художественные;
- смотрите документальные фильмы и лекции;
- анализируйте поведение людей — так вы сможете установить причину действий и продумать концепцию взаимоотношений;
- общайтесь с людьми, узнавайте их мнение и опыт — так сможете сформировать свою точку зрения.
2. Формулируйте вопросы
В основе критического мышления лежит любопытство и желание узнать больше. Для удовлетворения этой жажды требуется умение верно формулировать вопросы. Для этого можно поставить задачу составить 50 вопросов, например, о любимой киноленте. Во время изучения любой темы максимально погружайтесь во все аспекты, досконально рассматривайте все детали проблемы.
3. Изучайте и анализируйте
-
Регулярный анализ информации из литературы и интернета способствует развитию критического мышления. Досконально изучайте любой прочитанный текст по следующей схеме:
-
Какова цель написания текста, на какую аудиторию он рассчитан, какова мысль автора.
-
О какой проблеме идет речь в тексте, сколько вариантов ее решения существует.
-
Какое мнение высказывает автор по поднятой проблеме, какие приводятся аргументы, как соотносятся со сформулированной проблемой.
-
Каким образом автором выстраиваются рассуждения: приводит ли он доказательства всех приведенных фактов или предлагает их безоговорочно принять. Интересный момент: обычно в обобщениях вроде «Всем известно, что…» завуалирована ложная информация. Такие формулировки выступают манипуляторами читателя, формируя неверное отношение к вопросу.
-
Разграничивать приведенные факты, их интерпретацию.
-
Установить скрытый смысл, подтекст при наличии такового.
При анализе текста необходимо формулировать отношение к проблеме, которое строится на фактах, аргументах и логических рассуждениях, а не субъективном мнении автора.
4. Используйте альтернативные источники информации
Основу критического мышления составляет изучение разных порой противоположных мнений о конкретной проблеме. При изучении проблемы необходимо пользоваться различными источниками, анализируя информацию, давай оценку ее логичности, полноте и достоверности. Достоверной является информация исключительно из официальных источников, подтвержденная проверенными фактами.
5. Придумывайте варианты
Умение критически мыслить означает фиксировать варианты развития событий и уметь выделять из всех вариантов наиболее комфортный.
Научитесь давать прогноз последствиям всех действий каждой ситуации. При принятии решения распишите вероятные последствия, оцените каждое. Затем проанализируйте, как свести к минимуму риск неудачи и вероятные негативные последствия.
Составьте варианты сложных ситуаций и оформите списком вероятное разрешение проблем. Проводите анализ поведения персонажей художественных произведений или кинолент, влияющих на развитие сюжетной линии. Создавайте альтернативные варианты развития хода событий, которые изменяют жизнь персонажа.
6. Анализируйте ошибки
Ошибка – способ разобраться, каким образом лучше поступить в будущем. Разбирать ошибку нужно со всей ответственностью: нужно ее найти, оценить причины, продумать варианты решения.
Приемы и методы
Есть различные методы и приемы развития критического мышления. Ими активно пользуются педагоги в общеобразовательных и высших учебных заведениях, коучи, психологи.
Мозговой штурм (или брейнсторм)
Этот прием получил широкое распространение на учебных занятиях или в бизнес-среде, однако может использоваться и в повседневной жизни. Здесь предполагается блок вопросов и неоднозначные ответы на них. Задавая вопросы, можно анализировать не только литературных героев, но и исторические личности, нынешних знаменитостей, известных публичных людей и многое другое.
Сравнение
Для начала необходимо научиться сравнивать элементарные вещи. Например, сначала запомнить разные сорта яблок и научиться их распознавать. Затем усложнить задачу и, например, оценить две киноленты одного и того же режиссёра, созданные при этом в разные периоды его творчества.
Метапознание
Подразумевается умение видеть себя со стороны. В первую очередь имеется в виду способность анализировать свои действия и мысли. В идеале следует их полностью контролировать, анализировать каждое сказанное слово и совершенный поступок.
Дедукция
Умение делать частный вывод из общего, выстраивая логическую цепочку. Например, любой металл имеет свойство пластичности (это общее): золото – металл, следовательно, золото пластичное (это частное).
Индукция
Противоположный процесс дедукции. В случае с дедукцией при правильном положении результат практически всегда на 100% верный, в то время как выводы, которые сделаны в ходе индукции, могут быть не совсем достоверными. Например, три последних мэра в нашем городе были взяточниками (частное) → значит, все мэры — взяточники (спорное утверждение).
Анализ
Операция, помогающая разобрать любое событие на части, служащие основой для сопоставления, называются анализом. Кропотливому анализу нужно подвергать все, что происходит.
Синтез
Операция, которая противоположна анализу. Это умение воедино компоновать разные детали. Допустим, проанализировать разные экономические новости и прийти к выводу о надвигающемся кризисе, о котором пока все молчат.
Системность
Каждое суждение проходит через 5 ведущих этапов, образующих метод системности: подготовка → проблема → альтернативы → выбор завершающего решения → его оценка. При освоении критического мышления (анализ, синтез, сравнение), любая самая проблемная ситуация разрешится на раз-два!
Технологии развития критического мышления
Каким образом работает критическое мышление? Американским ученым Эдвардом Глейзером в исследовании 1941 года были перечислены навыки и умения критического мышления:
-
распознавание проблемы и поиск способов решения;
-
сбор и раскладывание по полочкам всей необходимой информации;
-
распознавание неподтвержденных предположений и оценок;
-
анализ информации и оценивание доказательств;
-
обнаружение логических связей (если таковые имеются) между выводами;
-
заключение планомерных выводов и постановка их под сомнение;
-
перестраивание своей системы убеждений и формирование верных суждений.
Приемы для развития критического мышления
-
«Знаю – Хочу узнать – Узнал». Этот прием создан в 1984 г. профессором Донной Огл. Цель заключается в развитии рефлексии в процессе познания. Подразумевается соотношение ранее известного и нового, определение своих познавательных запросов.
-
Прием «толстые» и «тонкие» вопросы. Важно уметь задавать вопросы. «Тонкими» называются простые вопросы, которые требуют такого же односложного ответа. «Толстые» подразумевают более высокий уровень мышления. Например, анализ, синтез. Стабильное использование приема помогает научиться грамотно формулировать вопросы и оценивать уровень сложности.
-
«Синквейн». Прием применяется на стадии рефлексии. Благодаря этому приему можно выразить отношение к изучаемому явлению. Синквейн – стихотворение, обобщающее материал в кратких предложениях из 5 строк, отличающееся своей концентрированностью.
-
«Кластер». Прием графической систематизации материала – выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке. «Кластер» используется на стадии вызова и рефлексии.
-
«Верите ли вы?». Этот прием применяется на стадии вызова с установлением истины будучи на стадии рефлексии. Стадия помогает развивать умение давать оценку результату.
-
«INSERT». Подразумевается особая маркировка текста при прочтении. На полях в тексте или в таблице с дальнейшим ее заполнением предполагается соотносить фрагменты текста, абзацы к таким категориям, как: «V» — знал эту информацию; «+» — что-то новое; «-» — думал по-другому; «?» — не понял, есть вопрос.
Упражнения для развития критического мышления
Шахматы и/или шашки
Эти игры направлены на развитие логики, умение обнаруживать причинно-следственные связи и давать прогноз развитию событий. Пользу приносят, как игра в шахматы, так и шахматные задачи.
Ребусы, головоломки и логические игры
Они способствуют развитию внимания и логики, увеличивает скорость реакции, учит обращать внимание на мелкие детали, делить на главное и второстепенное. Выбирайте то, что нравится именно вам: одинаково хороши будут и судоку, и кубик Рубика, и кроссворды, и паззлы, и онлайн-игры!
Настольные игры
Прекрасный способ не только разнообразить свой досуг, но и развить у себя навыки критического мышления, прокачав словарный запас, коммуникативные навыки, системность и последовательность.
Обучение в Академии PwC
Изучение способов, методов, технологий критического мышления в PwC имеет ряд преимуществ:
- Наличие уникальных материалов, разработанных экспертами PwC;
- Четкая структурированность, доступная для понимания форма изложения материала;
- Закрепление полученных знаний благодаря разнообразным практическим заданиям, играм, бизнес-кейсам, видео;
- Увлекательная и заинтересовывающая атмосфера на занятиях, вовлечение участников в дискуссии.
Подводим итоги статьи
Что такое критическое мышление?
Умение анализировать информацию, делать выводы и принимать решения, исходя из проведенного анализа, формировать собственное мнение.
Как развивать критическое мышление?
С помощью специальных способов, приемов, методик: их множество, и каждый может выбрать для себя наиболее подходящие варианты.
Какие качества помогают его развить?
Наблюдательность, коммуникабельность, самостоятельность, мобильность, креативность.
К странице курса «Критическое мышление».
[1] World Economic Forum, 2016. (2019). New Vision for Education: Fostering Social and Emotional Learning through Technology. Источник: https://www.weforum.org/reports/new-vision-for-education-fostering-social-and-emotional-learning-through-technology.
6 важных навыков критического мышления, которыми необходимо овладеть
Перейти к разделу
Что такое критическое мышление?
5 характеристик критического мышления
Что такое навыки критического мышления и почему они важны?
6 ключевых навыков критического мышления
Навыки критического мышления: пример из жизни
13 способов начать критическое мышление понадобится множество жестких и мягких навыков, чтобы двигать иглу. Некоторые навыки приходят к некоторым людям естественным образом, в то время как другим их необходимо активно развивать.
Одним из таких навыков является критическое мышление. Но само критическое мышление состоит из нескольких типов навыков, которые способствуют более эффективному решению проблем.
Давайте рассмотрим различные типы навыков критического мышления и то, как вы можете начать улучшать их, чтобы повысить уровень своей карьеры.
Что такое критическое мышление?
Критическое мышление – это способность анализировать факты и формировать суждение. Это форма эмоционального интеллекта.
Кто-то с навыками критического мышления может мыслить ясно и рационально, когда этого требует ситуация. Это позволяет им более эффективно решать проблемы и принимать решения.
В результате вы можете смотреть дальше, чем то, что видите на первый взгляд. Вы можете анализировать то, что вы видите из ситуации, и получить некоторое представление, которое выходит за рамки того, что очевидно для кого-либо со стороны.
Критическое мышление также требует способности понимать логическую связь между двумя или более идеями или концепциями. Например, команда, работающая над ценовой стратегией компании, должна критически обдумать несколько концепций.
Отделы маркетинга и продаж должны работать вместе. Им нужно проанализировать, как максимизировать продажи. Но они должны делать это, одновременно достигая целей по прибыли. Важно понимать логическую связь между стратегией продаж и маркетинговой логистикой. Это единственный способ добиться хорошего результата.
Критическое мышление отличается от творческого мышления. Креативное мышление — это способность генерировать совершенно новые, инновационные идеи. С другой стороны, критическое мышление требует от вас тщательного и логического анализа получаемой информации. И то, и другое важно для достижения максимальных результатов в любой конкретной ситуации.
5 характеристик критического мышления
Что определяет критическое мышление? Как это влияет на процесс принятия решений? Вот пять характеристик, которые составляют способность мыслить критически.
1. Предрасположенность
Критически мыслящие люди обладают определенными чертами, которые позволяют им думать так, как они думают. Некоторые люди предрасположены к этим качествам, а другим необходимо их активно развивать.
Некоторые из этих склонностей включают:
- Открытость
- Уважение доказательств и рассуждений
- Способность учитывать различные перспективы и точки зрения: другими словами, наличие когнитивной гибкости
- Не застревает в одном положении
- Скептицизм
- Ясность и точность
2.
АргументХорошие критически мыслящие люди должны приводить веские аргументы.
Аргумент — это заявление, подкрепленное подтверждающими доказательствами. Когда вы находитесь в конструктивном конфликте, важно использовать хорошо продуманные аргументы. При критическом анализе ситуации вам нужно будет привести несколько аргументов в уме, чтобы прийти к суждению.
3. Рассуждение
В дополнение к аргументам критическое мышление также требует выводов. Из представленных вам фактов и аргументов нужно использовать навыки рассуждения, чтобы прийти к логическому выводу.
Этот вывод определит наилучший план действий.
4. Критерии
Критическое мышление иногда сводится к тому, чтобы отличить правду от вымысла. Не все представленные вам факты могут иметь одинаковую степень достоверности. Чтобы что-то считалось правдоподобным, должны быть соблюдены определенные условия, и критически мыслящий человек должен уметь это понимать.
5.
МетапознаниеМетапознание — это способность думать о своем собственном мышлении. Критически мыслящие люди должны уметь анализировать свои мысли, чтобы судить, все ли они продумали или нет. Это помогает им выдвигать лучшие гипотезы.
Что такое навыки критического мышления и почему они важны?
Определение навыков критического мышления: социальные навыки, которые помогают вам в процессе критического мышления. Развитие этих навыков может улучшить вашу способность критически мыслить.
Навыки критического мышления считаются одним из многих долговременных навыков на рабочем месте. Многие из них являются мягкими навыками, которые также полезны в других ситуациях.
Согласно исследованию America Succeeds, критическое мышление входит в пятерку наиболее востребованных устойчивых навыков при размещении объявлений о вакансиях. Эти пять лучших устойчивых навыков запрашиваются в 2,6 раза чаще, чем пять лучших сложных навыков. Это говорит о том, что мягкие навыки, такие как навыки критического мышления, востребованы на рабочем месте.
Навыки критического мышления важны по нескольким причинам. К ним относятся помощь в самостоятельной работе и решении проблем. Не все позиции требуют постоянного критического мышления. Но эти навыки определенно важны для всех, кто хочет повысить свою карьеру. И даже самые простые должности требуют хотя бы некоторого уровня навыков критического мышления.
Например, работа бухгалтером в большинстве случаев может быть простой. Но для этого могут потребоваться навыки критического мышления. Например, что, если определенные расходы нелегко распределить по простым категориям? Без навыков критического мышления бухгалтеру будет сложно работать самостоятельно и решать проблемы самостоятельно.
Способности к критическому мышлению также важны в повседневной жизни. Наличие основы для критического мышления может помочь вам проанализировать несколько возможных решений проблем, возникающих в доме. Это также может помочь вам:
- Анализировать различные точки зрения
- Придумать лучшее решение сложных проблем
- Стать лучшим учеником
6 ключевых навыков критического мышления
Ключевые навыки критического мышления — выявление предубеждений, умозаключение, исследование, идентификация, любопытство и оценка актуальности.
Давайте рассмотрим эти шесть навыков критического мышления, которым вы должны научиться, и почему они так важны для процесса критического мышления.
1. Выявление предубеждений
Этот навык критического мышления необходим для метапознания, которое является пятой характеристикой критического мышления. Это включает в себя знание того, когда у других есть когнитивное искажение, и когда оно есть у вас самого.
Предвзятость может повлиять на то, как кто-то понимает представленные ему факты. Но когда вы осознаете эти предубеждения, вы можете задаться вопросом об этих предубеждениях и рассмотреть другие точки зрения.
Выявление предубеждений особенно важно для людей, принимающих решения о найме. Это связано с тем, что предубеждения против групп меньшинств могут привести к неравенству на рабочем месте, если их не выявить.
Например, представьте, что менеджер по найму сравнивает два резюме. Их интуиция может заставить их отказаться от одного из резюме из-за предвзятого отношения к противоположному полу. Но предположим, что этот менеджер по найму понимает, что у него есть эта предвзятость. Затем они могут задать себе вопрос, влияет ли эта предвзятость на их суждения.
2. Вывод
Вывод — это способность делать выводы на основе имеющейся у вас информации. Без умозаключений может быть трудно действовать после того, как вы проанализировали представленные вам факты. Обработка информации является ключом к вынесению обоснованного суждения.
Возьмем, к примеру, бухгалтера, пытающегося присвоить бизнес-расходам правильную категорию. Они могут анализировать другие подобные ситуации и на основе этой информации выбирать наиболее логичную категорию.
3. Исследования
Прежде чем анализировать факты и делать выводы, вам нужно выяснить, что это за факты. Навыки исследования позволяют вам находить факты и цифры, необходимые для аргументации.
Не во всех ситуациях вам будет доступна необходимая информация. Навыки исследования необходимы, чтобы разобраться в ситуации и собрать информацию, необходимую для критического мышления.
Некоторые ситуации не требуют дополнительных исследований. Например, сотрудник службы экстренного реагирования, прибывший на место автомобильной аварии, не будет проводить дальнейшие исследования. Им придется проанализировать то, что они видят перед собой, и решить, какие травмы требуют срочной помощи.
С другой стороны, тот, кто занимается анализом рынка, должен изучить конкурентов и собрать информацию, прежде чем высказывать свое мнение.
4. Идентификация
Идентификация отличается от вывода и исследования. Это включает в себя возможность определить проблему, а также то, что влияет на эту проблему.
Короче говоря, идентификация необходима для того, чтобы кто-то понял, что ему нужно критически подумать о чем-то. Без надлежащих навыков идентификации кому-то будет трудно понять, когда пришло время проанализировать ситуацию.
Допустим, вы вводите числа в электронную таблицу. Цифры выходят не так, как обычно. Без навыков идентификации вы могли бы легко продолжать работу, не осознавая наличия проблемы. Но когда вы понимаете, что происходит, вы можете увидеть, что что-то не так в формуле электронной таблицы.
Только после того, как вы обнаружите, что формула не работает, вы можете начать анализировать, что происходит, чтобы решить проблему.
5. Любопытство
Не бойтесь задавать вопросы и исследовать то, что вам интересно. Это потому, что интеллектуальное любопытство является ценным навыком, особенно когда речь идет о критическом мышлении.
Один из способов развить любознательность — принять образ мышления новичка. Когда вы входите в любую ситуацию с мышлением новичка, вы можете сохранять непредвзятость. Вы сможете воспринимать вещи, которые вы, возможно, не замечали, когда ваш разум был закрыт.
6. Оценка релевантности
Не вся информация одинаково актуальна. Чтобы вынести критическое суждение, важно уметь оценивать актуальность имеющейся у вас информации.
Возьмем, к примеру, базовые навыки онлайн-исследований. У вас есть доступ к огромному количеству информации практически по любой мыслимой теме. Но проведение онлайн-исследований требует от вас постоянной оценки актуальности того, что вы видите.
Не оценивая релевантность, вы потратите слишком много времени на детали, которые не так важны для конечного желаемого результата. Но когда вы сможете определить, что является наиболее важным, вы сможете придать этой информации больший вес, когда будете мыслить критически.
Навыки критического мышления: пример из реальной жизни
Итак, как бы выглядели навыки критического мышления в реальной ситуации?
Предположим, вы работаете в отделе обеспечения качества программного обеспечения (QA) в качестве руководителя группы. Но каждый раз, когда вашей команде нужно ввести регрессию ошибок, все сталкиваются с узким местом, потому что вы должны вручную заполнить электронную таблицу, используемую для регрессии. Пока вы выполняете эту задачу, ваша команда не может работать продуктивно без вас.
Этот процесс происходит раз в неделю и легко тратит полчаса на каждого члена команды.
Во-первых, вы должны определить, что происходит. Команда становится узким местом, потому что только вы, как руководитель группы, можете получить доступ к информации, необходимой для заполнения таблицы регрессии.
Далее вы можете исследовать информацию. Вы можете запросить у начальства причину, по которой только у вас есть доступ к этой информации. Вы также можете поговорить с другими командами о том, какие потенциальные решения они придумали для решения этой проблемы.
После того, как вы провели исследование, пришло время проанализировать информацию и оценить актуальность. У некоторых команд есть решения, которые не применимы к вам, поэтому эта информация больше не актуальна.
Выясните, есть ли какие-либо личные предубеждения, прежде чем анализировать вашу информацию.
Например, возможно, вы не ладите с одним из руководителей другой группы. В результате вы можете обесценить информацию, которую они вам предоставили. Но, выявив эту предвзятость, вы сможете отбросить свое личное мнение об этом человеке и увидеть, насколько ценно его решение.
Основываясь на том, что вы проанализировали, пришло время провести мозговой штурм и найти решение. Вы понимаете, что создание простого автоматизированного сценария сэкономит время вашей команды. И он сделает это, не потребляя слишком много ресурсов инженерного отдела.
Затем представьте свое решение вашему менеджеру. Объясните, как вы пришли к такому выводу.
Предположим, ваше решение для автоматизации работы с электронными таблицами одобрено. Важно вернуться и проанализировать, что происходит после внедрения решения. Но делайте это только после того, как электронная таблица просуществовала достаточно долго, чтобы собрать достаточно информации.
Вот пример. Вы могли понять, что решение действительно устранило узкое место. Но скрипт также замедляет работу с электронной таблицей и затрудняет работу с ней. Это потребует от вас вернуться к чертежной доске и начать процесс заново.
13 способов научиться критически мыслить
Хотите улучшить свои навыки критического мышления? Вот как вы можете улучшить навыки критического мышления, используя 13 методов:
- Играйте в игры, требующие навыков критического мышления
- Задавайте больше вопросов, даже элементарных
- Подвергайте сомнению свои предположения
- Развивайте свои технические навыки, чтобы вам было легче выявлять проблемы
- Найдите способы решить больше проблем (на работе и дома)
- Осознайте свои мыслительные процессы, такие как эвристика доступности
- Думайте сами: не принимайте мнения других людей, не спросив их сначала
- Ищите разнообразие мыслей
- Начать развивать предвидение
- Попробуйте активно слушать
- Взвесьте последствия различных действий, прежде чем действовать
- Найдите наставника, который поможет вам развить эти навыки
- Получить профессиональный коучинг
Как улучшить навыки критического мышления
Навыки критического мышления не всегда легко развить. Но гораздо легче начать мыслить критически, когда есть с кем работать. Попробуйте специальную демонстрацию BetterUp, чтобы узнать, как тренер может помочь вам развить навыки критического мышления уже сегодня.
Критическое мышление и другие навыки мышления высшего порядка
Критическое мышление — это навык мышления высшего порядка. Навыки мышления более высокого порядка выходят за рамки простого наблюдения за фактами и их запоминания. Это то, о чем мы говорим, когда хотим, чтобы наши ученики были оценочными, творческими и инновационными.
Когда большинство людей думают о критическом мышлении, они думают, что их слова (или слова других) должны подвергаться «критике» и разбираться в спорах, тогда как на самом деле это означает только то, что они основаны на критериях. Эти критерии требуют, чтобы мы отличали факты от вымысла; синтезировать и оценивать информацию; и четко общаться, решать проблемы и узнавать правду.
Почему критическое мышление важно в обучении?
Согласно Полу и Элдеру (2007), «многое из нашего мышления, предоставленного самому себе, является предвзятым, искаженным, неполным, неосведомленным или откровенно предвзятым. Однако качество нашей жизни и того, что мы производим, изготавливаем или строим, зависит именно от качества нашей мысли». Таким образом, критическое мышление является основой хорошего образования.
Используя таксономию навыков мышления Блума, цель состоит в том, чтобы перевести учащихся от мышления более низкого порядка к мышлению более высокого порядка:
- от знания (сбора информации) к пониманию (подтверждению)
- от применения (использование знаний) к анализу (разбор информации)
- от оценки (оценки результата) к синтезу (объединению информации) и творческому генерированию
Это дает учащимся навыки и мотивацию, чтобы стать инновационными производителями товаров, услуг и идей. Это не обязательно должен быть линейный процесс, но он может перемещаться вперед и назад и пропускать шаги.
Как включить критическое мышление в свой курс?
С чего начать и наиболее очевидным местом для включения критического мышления в учебный план являются цели/результаты обучения учащихся. Хорошо разработанный курс согласовывает все остальное — все действия, задания и оценки — с этими основными результатами обучения.
Результаты обучения содержат действие (глагол) и объект (существительное) и часто начинаются с «Воля учащегося…». Таксономия Блума может помочь вам выбрать подходящие глаголы, чтобы четко указать, что вы хотите, чтобы учащиеся закончили курс делает, и на каком уровне.
Примеры:
- Учащиеся определят основные компоненты круговорота воды. (Это пример навыка мышления низшего порядка.)
- Учащиеся оценят, как повышение/понижение глобальной температуры повлияет на компоненты круговорота воды. (Это пример мыслительного навыка более высокого порядка.)
Оба приведенных выше примера относятся к круговороту воды, и оба требуют фундаментальных знаний, которые формируют «факты» о том, что составляет круговорот воды, но вторая цель выходит за рамки фактов к реальному пониманию, применению и оценке водного цикла. цикл.
Использование такого инструмента, как таксономия Блума, для определения результатов обучения помогает предотвратить расплывчатые, неоценочные ожидания. Это заставляет нас задуматься о том, что мы имеем в виду, когда говорим: «Студенты будут учиться…». Чему соответствует обучение; откуда мы знаем, что они учатся?
Лучшие ресурсы для помощи учителям в использовании таксономии Блума в классе Ларри Ферлаццо
Рассмотрите возможность разработки классных занятий, заданий и оценок, а также результатов обучения учащихся, используя таксономию Блума в качестве руководства.
Сократовский стиль постановки вопросов поощряет критическое мышление. Сократический опрос – это систематический метод дисциплинированного опроса, который можно использовать для изучения сложных идей, чтобы добраться до истины вещей, выявить вопросы и проблемы, выявить предположения, проанализировать концепции, отличить то, что мы знаем, от того, что мы не знаем. не знать и следовать логическим следствиям мысли» (Paul and Elder 2007).
Сократовские опросы чаще всего используются в форме запланированных обсуждений заданного материала, но их можно использовать и ежедневно, включив процесс опроса в ваши ежедневные взаимодействия со студентами.
В обучении Пол и Элдер (2007) определяют по крайней мере две основные цели сократовского вопрошания:
- Глубоко изучить мышление учащихся, помочь учащимся начать различать, что они делают, а чего не знают или понимают, и развить интеллектуальное смирение. в процессе
- Развивать у учащихся способность задавать наводящие вопросы, помогая учащимся овладеть мощными инструментами диалога, чтобы они могли использовать эти инструменты в повседневной жизни (задавая вопросы себе и другим)
Как мне оценить развитие критического мышления у моих учеников?
Если курс тщательно разработан с учетом результатов обучения учащихся, и некоторые из этих результатов содержат сильный компонент критического мышления, то итоговая оценка успехов ваших учащихся в достижении результатов будет свидетельством их способности мыслить критически. Таким образом, экзамена с несколькими вариантами ответов может быть достаточно для оценки более низких уровней «знания», в то время как проект или демонстрация могут потребоваться для оценки синтеза знаний или создания нового понимания.
Советы
Критическое мышление — это не дополнение, а неотъемлемая часть курса.
- Сделайте критическое мышление преднамеренным и преднамеренным в своих курсах — помните об этом при разработке или изменении всех аспектов курса
- Многие учащиеся не знакомы с этим подходом и им удобнее просто искать правильные ответы, поэтому уделите некоторое время в классе, чтобы поговорить со учащимися о необходимости критического и творческого мышления в вашем курсе; определить, что влечет за собой критическое мышление, как оно выглядит и как оно будет оцениваться.
Дополнительные ресурсы
- Барелл, Джон. Обучение вдумчивости: стратегии в классе для повышения интеллектуального развития . Лонгман, 1991.