Бегайте блуда! / Православие.Ru
Однажды ученики спросили авву Кира Александрийского о нечистых помыслах. Старец отвечал: «Если ты не имеешь помысла, то ты без надежды – ибо если не имеешь помыслов, то имеешь дело. Это значит: кто не борется с грехом в уме и не противится ему, тот совершает его телесно, а такой не возмущается помыслами» («Древний патерик». Глава 5; 5).
Человек порой радуется: «Меня перестали волновать нечистые мысли, я от них свободен, слава Богу». А другой даже подумает: «А я уже, наверно, стал бесстрастным, и мне совсем недалеко до святости». Но давайте послушаем, что говорят египетские старцы: «Не имея помысла – ты без надежды». Почему? Потому что, не имея помысла, ты «имеешь дело», то есть – грешишь на деле, грешишь телесно.
Борьба с плотской страстью проходит в соответствии с важным законом: если человека искушают нечистые помыслы, то чаще всего он уже не грешит делом.
А если и грех не совершается, и нечистые мысли не беспокоят? В таком случае нужно серьезно призадуматься: а почему? Однозначно, Господь дал особую благодать по Своей любви. Покрыл нас, чтобы мы не впали в уныние от постоянных нарушений Его заповедей, а может, чтобы немного отдохнули в духовной борьбе, а самое главное – чтобы всегда и за все учились Его благодарить.
Если эта тишина наступает, то чаще всего ненадолго, чтобы мы не расслаблялись. Как говорится, на то и щука, чтобы карась не дремал. А вот святые достигали мирного духа и внутренней тишины как некоего «устойчивого состояния». Но путь к этому всегда лежал через годы напряженной духовной борьбы и понесенных трудов.Отступить и прекратить грех на деле – это трудно, но все-таки возможно. Главные сражения будут впереди, когда человека начнут мучить потоки навязчивых мыслей и воспоминаний, причем самых ярких и подробных в деталях, как будто в кино на большом 3D экране просматриваешь. Главный оператор и сценарист здесь диавол. Это он умело извлекает из нашей памяти самое приятное для переживания и этим умело держит нас рядом с собой на коротком поводке. Мы ведь не сопротивляемся блудным воспоминаниям и потому, совершая грех в мыслях и чувствах, – остаемся рабами греха (см. Ин.).
…Когда во время Великого поста мы перечитываем житие преподобной Марии Египетской, то видим, какую тяжелейшую борьбу от помыслов попустил ей Бог. Они, «будто дикие звери», набрасывались и терзали ее, решившуюся приносить покаяние в своей нечистой блудной жизни. В голове звучала музыка, язык ощущал аромат вина и вкус мяса, ее тело разжигалось от прошлого разврата и блуда.
В изнеможении она, бездыханная, падала на землю, дрожала от холода, сгорала от жары, но выдержала этот искус. Боролась преподобная Мария примерно столько же, сколько грешила: за год греха – год страданий. Только после почти 20-летнего сверхъестественного подвига она сподобилась внутренней тишины в своем сердце.
Боролась преподобная Мария примерно столько же, сколько грешила: за год греха – год страданий
…А вот случай из нашей жизни. Подходит как-то раз ко мне девица лет восемнадцати, вызывающе одетая и слегка нетрезвая:
– Батюшка, мне нужно с Вами поговорить. На душе очень тяжело.
Честно скажу, с выпившими людьми беседовать не люблю.
Однако отвечаю: «Ну давай поговорим».
Оказалось, у нее год назад умерла мама. После такой потери она не смогла, а лучше сказать – не захотела устоять в твердых принципах жизни. Началось нравственное падение. Девчонка вступила на путь, где голову закружили всевозможные соблазны – легкие деньги за блуд, пьянство в компаниях с молодыми людьми, жизнь в ночных клубах и барах. Теперь расплата – она мучается: «Мне очень тяжело. Что делать?»
Я говорю: «Первое, что ты должна сделать, это немедленно прекратить свои греховные занятия. Сначала самые явные – блуд, пьянство, курение, гулянки…» А она в ответ: «Но сейчас все так живут. И мне так же хочется… А как же молодость, для чего она дана?»
Интересный вопрос: а действительно, для чего дана молодость?
Перед нами вживую Мария Египетская в первой части своей жизни или трагическое начало евангельской притчи о блудном сыне или дочери. .. Как говорят молодые люди, а может быть, им кто-то другой шепчет – бери от жизни все и сразу; ешь, пей, веселись – ибо живем один раз, а завтра умрем.
Человек изначально не хочет бороться, потому что борьба действительно тяжкая: в 18 лет не ходить на дискотеки, не смотреть похотливо на парней, с ними не целуйся, не гуляй, не танцуй?! А много вы знаете таких молодых людей, которые устоят перед соблазнами нашего времени? Покажите мне их, я про них расскажу другим. Молодой и красивой действительно проще сказать: «Нет, я так строго жить не могу», – но после такого ответа мы, как в море корабли, разойдемся в разные стороны. Так оно, к сожалению, и получилось. Прошло уже несколько лет, а ее я в храме больше не видел.
Надо крепко усвоить: тем, кто пал, – бороться труднее; тем, кто удержался, по милости Божией, – намного легче. Поэтому молодежи (еще внимающей словам священника) говорим: НЕ БЛУДИТЕ!!! Если ты оступишься, то возвращение к Богу пройдет через колючие тернии и острые камни! За грех блуда придется расплачиваться годами скорбей и пожизненными, если не муками, то упреками совести.
Если ты оступишься, то возвращение к Богу пройдет через колючие тернии и острые камни!
Возвращаясь к наставлению преподобного Кира Александрийского, повторим: если нас не борют греховные помыслы, то либо мы уже действительно потрудились для Бога и достигли высот духовной жизни (а есть ли ныне такие?), либо живем в грехе, но этого не чувствуем, потому помыслы нас и не беспокоят. Поэтому делаем правильный вывод: искушение помыслами и борьба с ними возможны только для того, кто не грешит на деле. А мы, я на это очень надеюсь, таковыми и являемся.
Христиане, не первый год пребывающие в Церкви, должны вести борьбу именно с помыслами, но никак не с делами. В грехах на деле нужно решительно и безжалостно к себе покаяться. В древности тяжкие грехи исповедовали публично. Об этом почитайте в «Лествице» (Ступень 4 «О разбойнике покаявшемся»). Те из вас, кто ругались матом, выпивали, блудили, дрались, обманывали, воровали – в этом глубоко раскайтесь, выполните положенную за эти грехи епитимию и их забудьте. А лучше потопите в океане милосердия Божия. Не смотрите с тоской в прошлое – его не вернуть; не ковыряйте заживающую рану вашей души; ретроспектива не нужна и не полезна. С надеждой и верой смотрите вперед. Бог будет судить жизнь, которая началась после нашего сознательного покаяния и вступления в Церковь. Одним словом, мы будем судимы – какие мы христиане. Переноситесь в область мыслей и чувств, потому что здесь навести порядок – до конца жизни не хватит времени. А если человек, начавший христианский путь, опять согрешит на деле – это все равно что строить дом пять лет, а потом взять и его поджечь. За полчаса все труды сгорят. Для христианина это вещь недопустимая.
Давайте будем помнить и исполнять слова апостола Павла: «. ..невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6, 4–6)».
Блуд в православии и его влияние на душу. Библия о смертном грехе и противоестественных страстях
Содержание
- 1 Про блуд и прелюбодеяние
- 2 Как рождается грех блуда?
- 3 Причины, по которым происходит блуд в человеке
- 3.1 Духовные причины блудного греха
- 4 Признаки блуда
- 5 Степени греха
- 6 Производные грехи блудной страсти
- 7 Влияние на человека
- 7.1 Влияние блудной страсти на тело человека
- 7.2 Влияние на дух человека
- 8 Наказание человека за грех блуда
- 9 Блуд и семейные отношения
- 9.1 О блудницах
- 10 Борьба со страстью. Общие методы
- 10.1 Частные методы
- 11 Православные святые о прелюбодеянии:
Блуд в православии толкуется в двух смыслах, во-первых, как половое распутство, похоть, во-вторых, как отпадение от Бога, потеря духовного пути, это так называемый «духовный блуд».
Эта двойственность этимологии русского слова «блуд» отчасти объясняется обстоятельствами принятия христианства. В Древней Руси были другие нормы взаимоотношений полов, взять хоть обычай заниматься любовью во время сева, чтобы поделиться плодовитостью и соками плоти с землей. Поэтому по Крещении Русь сразу оказалась «погрязшей» в грехе блуда. Перестраивание этой области этики на христианский лад проходило медленно: про блуд на Руси писали многие историки и иностранные дипломаты, например, современник Ивана Грозного Д. Флетчер или бывавший в стане Степана Разина Л. Фабрициус.
Про блуд и прелюбодеяние
В православии понятие блуда широко и имеет разные градации значения. В самом широком смысле, заключенном в Седьмой Заповеди «Не прелюбодействуй!», блудный грех и прелюбодеяние выступают как синонимы. Однако в каноническом праве эти понятия разведены. Прелюбодеяние — это грех измены законному супругу (или супруге), а также, поскольку человеческая душа — Невеста Господня, это и смертный грех измены Богу. Блуд, взятый в узком значении, не предполагает измену, поэтому и наказание за прелюбодеяние, согласно Иоанну Златоусту, должно быть вдвое, втрое строже.
Блудом занимаются люди холостые, еще не пошедшие под венец, а в дискурсе воцерковления, люди, еще не пришедшие к Богу. И первый, и второй виды блуда бранил Святой Августин в своей «Исповеди». Он же с горькой насмешкой вспоминал, как его современники откладывали Таинство Крещения, чтобы перед ним успеть вдоволь погрешить и нагуляться.
Блудом считаются любые половые отношения до заключения брака, все «первые попытки» и «пробы», сожительство, рукоблудие (мастурбация), «мокрые» сны, просмотр порно, чтение развращающих, воспевающих сладострастие книг, получение удовольствия от пошлых шуток. Блуд — это искажение человеческой способности производить потомство, обращение ее в противоестественные отношения взаимоуслаждения. Гражданский брак, то есть тот, который был зарегистрирован в органах ЗАГС, Церковь признает, хотя и почитает его за неполный, несовершенный, поскольку супруги не приняли в Таинстве Божью благодать и благословение на семейную жизнь.
Возможен ли блуд в браке? На первый взгляд, нет, ведь здесь половая любовь оказывается как бы пиком душевных взаимоотношений близких друг другу людей с принятием взаимной ответственности. Однако если супруги видят в друг друге не равных партнеров, братьев и сестер во Христе, занятых делом взаимного спасения, а лишь объекты для излияния похоти, то что это как не узаконенный блуд?
Прелюбодей ищет сексуальных партнеров «на стороне», не желает довольствоваться выбранным спутником жизни. «Гуляя», безответственный муж (или жена) не только рискуют разрушить семью и травмировать психику детям, они нарушают целый ряд заповедей. Помимо уже упомянутой седьмой, преступается также восьмая, «Не кради!», ведь тело свое он ворует и у жены своей, и у Бога («Тело не для блуда, но для Господа...Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?» (1Кор. 6:13-16)), девятая (ведь при измене нарушаются данные клятвы и начинается бесконечный поток лжи), иногда десятая — «Не желай жены ближнего своего».
Как рождается грех блуда?
Православие учит, что любому прегрешению предшествует нехорошее намерение при благом деле. Например, во время исполнения супружеского долга может одолевать намерение получить удовольствие лишь для себя или попробовать какой-нибудь неестественный, но приятный телу жест. Намерение может постепенно преобразоваться в навязчивый помысел.
Если не отсечь его сразу, но проявить к нему внимание, согласиться с ним, от помысла зародится грех.
Кульминацией развития, согласно предложенной Евагрием Понтийским схеме, будет исполнение, свершение греховного поступка. А самой крайней степенью блуда — долгое упорствование в одном из 7 смертных грехов, полное порабощение страстью, заставляющее восстать против Бога.
Причины, по которым происходит блуд в человеке
Главной причиной, по которой случается блуд, является испорченность человеческой природы. Наследуя отпавшему от Рая Адаму, все сыны и дщери человеческие мучаются жжением смертной плоти, голодом, жаждой, половым влечением.
Второй причиной можно считать воспитание и круг общения. Как писал апостол Павел, «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Общественная практика легко может подтолкнуть человека на противоестественный блуд: если в общине мужеложство не редкость, юное существо может от него и не уберечься.
Опять же, если в обществе поощряется ношение открытой, сексуальной одежды, разве стоит удивляться, что душа начнет блудить «вслед сердца и очей» (Числ. 15:39)? Наготы других людей следует избегать, об этом писал, среди прочих, Антоний Великий, вспоминая, как, оказавшись на берегу преграждавшей путь реки, он с учеником решили разделиться, чтобы не видеть наготы друг друга, пока плывут.
Духовные причины блудного греха
Семя греховности легко зароняется в душу, в которой нет веры. Поговорка гласит: свято место пусто не бывает. На место помыслов о Вечном и молитвенных преклонений, приходят блудные помыслы и грехи. В православии от человека требуется подобно Христу распинать свою плоть, отказываться от «дружбы с миром» во имя Духа, а где взять силы нести Крест, если нет веры и смирения, чтобы принять в помощь Божью благодать?
К блуду еще подталкивают изнеженность духа и плоти.
Верующий должен постоянно блюсти воздержание всех пяти чувств, не увлекаться сильно эстетикой внешнего вида или благоуханием, не забывать себя в праздном слушании музыки, не потворствовать чревоугодия, ощутив приятный вкус во рту. Разнузданность чувств перетекает в потакание сладострастию, так утверждаются в человеке 7 смертных грехов.
Признаки блуда
Распознать блудника или блудницу можно по наряду, поведению и речам. Распущенные люди одеваются ярко и сексуально, носят сильно обтягивающую или чрезмерно открытую одежду, будто пытаясь все тело выставить напоказ как товар на прилавке. Блудники постоянно пытаются влезть в личное пространство человека, на которого положили глаз, много прикасаются, прижимаются, затягивают объятия.
В беседах грешники часто фамильярничают, рассказывают пошлые истории, злоупотребляют сортирным и постельным юмором, громко говорят, желая привлечь внимание. Иногда переходят на томный шепот, жеманно или нарочито дерзко улыбаются, строят «глазки», намекая на желание вступить в половую связь.
Степени греха
Однозначного деления блуда по степени греховности нет, однако это можно заменить условным различением более или менее тяжелого греха. Блуд, как уже говорилось, это грех, заключающийся в искажении влечения к рождению новых поколений. Можно выделить наименее и наиболее неестественный, исказившийся блуд.
От влечения к половозрелым представителям противоположного пола можно перейти к рукоблудию, мужеложству, малакии и педофилии. Самые противоестественные и гнусные блудные грехи — это некрофилия и скотоложство. Библия говорит о блуде с животными: «Ни с каким скотом не ложись, чтобы… оскверниться от него» (Лев. 18:23).
Блуд с прелюбодеянием можно отличать по тяжести греха по следующим признакам:
- был ли преступлен Божий закон лишь в уме;
- осуществлялись ли реальные действия;
- была ли втянута в блуд чистая душа.
Это социальное измерение блуда упоминалось и ранее. Блудник не только распутствует сам, он развращает своими речами, поведением другого.
Производные грехи блудной страсти
Как чревоугодие потворствует сладострастию, так и, наоборот, разгульный, порочный образ жизни, потакание похоти в кругу распутников побуждает предаваться обжорству, пьянству, лени, смехотворству, сорить имеющимися деньгами и алкать новых. Хвастовство любовными похождениями развивает в человеке тщеславие и раздувает гордыню.
Плотское удовольствие становится мерилом для занятий и отвращает от труда, помощи ближним, молитвы, и уже на них идет хула, пока образ жизни во Христе не станет блуднику ненавистен и смешон.
Влияние на человека
Душа у блудника часто становится нечувствительной к пороку, свыкается с ним и не ищет добра и благодати. В Небесном Царстве для нее тогда нет наследства (1Кор. 6:9-10). Такой человек душою все равно что мертв, он более походит на животное, ищущее ласк и удовольствий, но неспособное к любви и истинной радости.
Иногда же распутник, наоборот, чувствует, как порочно и зыбко его существование, как низко его падение и как под ним разверзается ад. От дел своих грешник впадает в отчаяние и не надеется на Божье милосердие, на то, что тот отпустит все блудные и произошедшие от них грехи, отсюда душевные муки, метания, разлад и кочевание по граням безумия.
Погрязшая в распутстве душа уже не может в свободной благости Духа сообщаться с другими христианскими душами. Другого человека, который весь выкуплен уже для Славы Божьей ценой распятия Христа (1Кор. 6:20), та бессознательно, по одной привычке уже превращает в объект блудных помыслов, в средство для утоления сладострастных желаний.
Влияние блудной страсти на тело человека
Человек от порочной жизни истощается, теряет силы. Об руку с блудом нередко идут пьянство и ночные гуляния, от малого сна умирают мозговые клетки, от алкоголя страдает печень, от приукрашивающей плоть развратницы декоративной косметики стареет и вянет кожа.
От частых любовных соитий повышается чувствительность тела, оно легче поддается новому греху, возбуждаясь от одного прикосновения или даже от одной похотливой мысли.
Не стоит, даже упоминать о разнличных венерических заболеваниях, половых болезнях, которыми блудник охотно делится с половыми партнерами.
Влияние на дух человека
Блуд, рассматриваемый с точки зрения религиозной, или духовной, согласно игумену Петру Мещеринову, выступает как то, что «изгоняет из сердца человека Святого Духа». Тот не может постоянно быть в нечистоте, в грязном «храме», ведь с храмом сравнивает апостол Павел тело человека в Первом послании к Коринфянам. Блуд — это смертный грех, в том смысле, что упорствование в нем ведет к полному отпадению от Бога, к духовной смерти без надежды на воскрешение.
Этимология, происхождение русского слова «блуд» уже указывает, что человек, впавший в него, заблудился в потемках плоти и сознания, потерялся в «мире» и не может найти истинный путь — к Богу. Духовный блуд в православии — свидетельство безбожия, и редко оно бывает преходящим.
Наказание человека за грех блуда
Упорствование в блуде грозит потерей благословения Господня. Святые отцы и учителя Церкви призывают установить для блудных:
- Запрет на причастие, в случае блуда или потворствованию рукоблудию — до 7 лет.
- В случае прелюбодеяния, мужеложства и других тяжелых «содомских» преступлений — до 15 лет.
- Также отлучение от других Святых Таинств.
Самое страшное наказанием является невозможность спастись в Боге и смерть духа вслед за физической оболочкой.
Блуд и семейные отношения
Семьи, живущие вне брака, лишены божественной благодати и покровительства. Дети видят, что родители живут в блуде и учатся от них тому же. Когда один из партнеров, не сдерживаемый ни формальной отметкой в паспорте, ни положением об обязательной выплате алиментов, уходит, большой урон наносится по детям, их психике, их вере в людей, в добро и любовь.
Свободная форма отношений не препятствует проявлению интереса к свободным людям или даже «чужим женам» и мужьям. Напротив, всегда остается психологическая лазейка, позволяющая сказать, что все было несерьезно или «просто не срослось».
Без брачных уз возлюбившие друг друга не могут в целостности осуществить свои душевные и духовные устремления, слиться в Боге, но всегда остаются как бы в подвешенном состоянии, в постоянной незавершенности, в не скрепленной ни светским, ни божественным законом ограниченной целостности.
О блудницах
В Ветхом завете много говорится о блудницах, но ни разу о блудниках, хотя распутству там предаются в равной степени и мужчины, и женщины. Примечателен рассказ о вдовице Фамарь в Книге Бытия (Быт. 38:11-26), к которой вошел ее свекр, приняв за проститутку. Когда же спустя 3 месяца оказалось, что девушка «впала в блуд» и беременна, тот велел вывести ее и сжечь, однако промысел Господень уготовил иное.
Распутство в мужчинах в древних Книгах почитается за привычное, блудников предостерегают разве что от алкания жены соседа и от возлежания со скотом, к женщинам же светские и религиозные законы неизменно строги.
Протоиерей Глеб Каледа с сожалением отмечает, что на исповеди мужчины редко каются в блуде, поскольку не считают его чем-то неестественным. В патриархальной культуре образ блудницы стал нарицательным, хотя грешат всегда оба пола. Такое положение дел возмущало и христианских святителей. В частности, Иоанн Златоуст писал, что действующим в его время законам предпочтет «закон Божий, который равно укоряет и жену, и мужа».
Образ блудницы, однако, служит не только порицанию женского пола, но и восхвалению милосердия Господня к кающимся. «Мы знаем», — пишет прот. Глеб Каледа. — «покаявшихся блудниц, ставших святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую». Иисус Христос сказал, согласно Евангелию по Матфею: «Мытари и блудницы вперед вас [священников и старейшин] идут в Царство Божие» (Мф. 21:31), и те грешные «поверили ему» (Мф. 21:32), раскаялись в грехе своем и уверовали в Бога и вечную жизнь.
Борьба со страстью. Общие методы
Верьте в Господа, который может в милосердии своем даже прелюбодейке сказать: «Не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11).
Свет, который есть Христос, главное оружие верующего в борьбе с одолевающими его страстями.
Поскольку страсть развивается из помысла, надлежит на корню отсекать греховные мысли, что, согласно арх. Рафаилу (Карелину), достижимо «лишь в свете постоянной молитвы», при неуступчивом сопротивлении, борьбе с собственной природой. Архимандрит замечает, что не следует осуждать других грешников, лучше самому молчать в великом смирении.
Иерей Максим Каскун предлагает бороться со страстью, изнемождающим и не оставляющим сил на греховные помыслы телесным трудом, постом и воздержанием, уклонением от созерцания чужого тела, как наяву, так и в разноличных видео и фильмах, скромным и благолепным поведением.
Григорий Палама предупреждает, что мало вооружиться против страсти постом и умерщвлением тела, но нужно сам «источник помыслов иссушить» смирением своим и молитвой.
Частные методы
В момент, когда начинает завладевать душою блудный помысел, надлежит вспомнить о прошлом раскаянии, о стыде, который испытывался на исповеди, когда приходилось признаться духовнику в распутстве и разврате.
Другой вариант — подумать о наказании за отпадение от праведного образа жизни, о грядущих муках и страшных последствиях.
Кроме того, можно обратиться за помощью к образу ближнего. Перечислить нравственные достоинства человека, которого блуд подстегивает обратить в средство для удовлетворения похоти. Всегда нужно помнить об общем спасении, о бедах, которые этой душе пришлось претерпеть и о ее надеждах. Перейти от плотского желания к духовному общению.
Православные святые о прелюбодеянии:
Афонский старец, святитель Григорий Палама пишет, что «блудное примешение через слух и зрение проникает в душу» мирянина или монаха, и погружает того в «срамные помышления», так любая добродетель, если не следить неусыпно за воздержностью тела, может быть обращена в пепел. В «Изъяснении десяти заповедей» он поучает: «Не любодействуй, [иначе будешь] повинен вечному наказанию» за осквернение тела Христова нечистотой. Тем, кто не изберет целибат, он наказывает обращаться с супругой «как с сосудом во святыне», «чужих жен [же] удаляться всеми силами». Верующий должен исторгнуть из себя «горькие корни» помыслов, пока они не принесли «смертоносных плодов» — духовного отпадения.
В сборники «Добротолюбие» приводятся слова Иоанна Кассиана о том, что сопротивление духу блуда — это «брань лютая, которая начинает бороть с первого возраста зрелости», противостоять ей нужно не только телесным целомудрием, но и «покаянным сокрушением духа, неотступной молитвой». Главное же — «истинное смирение, без которого ни над какой страстью никогда не будет приобретена победа». Болезнь блуда «имеет нужду в уединении и удалении от людей», иначе сложно вылечиться и добиться чистоты духа для Царства Господня. «Иное дело быть воздержным», — пишет он. — «И иное – чистым, пришедшим в невозмутимое состояние целомудренной непорочности и девственной невинности».
The following two tabs change content below.
- Автор
- Последние статьи
Взгляды Православной Церкви на смертную казнь » Православная Церковь Святого Иоанна Богослова
На протяжении всей истории народы и государства легализовали убийство людей в качестве наказания. Это вызвало большое разделение в обществе и внутри Православной Церкви. Из-за двусмысленности вопроса , Православная Церковь не занимает «официальной» (догматической) позиции по этому вопросу. В этом посте мы исследуем различные позиции Православной церкви как за, так и против смертной казни.
Приблизительное время прочтения: 5 минут
Что такое смертная казнь?
Google определяет смертную казнь как « юридически санкционированное убийство кого-либо в качестве наказания за преступление. » Народы практиковали смертную казнь с древних времен (ярким примером является Кодекс Хаммурапи). Христиане, живущие в современном мире, часто разрываются между тем, правильна смертная казнь или нет. Главной причиной этого является пропасть между Церковью и государством. В конце концов, большинство приходит к своего рода псевдопозиции по этому вопросу, согласно которой многие христиане (православные или нет) считают смертную казнь (то есть смертную казнь) приемлемой иногда, но не всегда. Действительно, многие православные вообще избегают занимать определенную позицию.
Давайте все это распакуем и сначала посмотрим на позицию в пользу смертной казни.
Аргумент православных в пользу смертной казни
Те в Церкви, которые поддерживают смертную казнь, делают это по следующим причинам:
- Ветхий Завет ясно диктует использование смертной казни.
Это правда, что смертная казнь имела свое место в израильском обществе. В Левите 20 Бог повелевает Своему народу предавать других смерти по разным причинам. К ним относятся принесение в жертву детей, проклятие отца или матери, прелюбодеяние, участие в гомосексуальных актах, медиум или хула на имя Господа Бога. - Сент-Пол одобряет применение государством смертной казни.
В Послании к Римлянам 13:1-4 Павел говорит о власти гражданских правителей. Он говорит: « Да будет всякая душа подчинена властям. Ибо нет власти не от Бога, а существующие власти поставлены Богом. Посему противящийся власти противится установлению Божию, а противящиеся сами навлекут на себя суд … Ибо он служитель Божий тебе во благо. Если же делаешь зло, бойся; ибо он не напрасно носит меч: он служитель Божий, отмститель в наказание делающему злое. “ - Евангелия не осуждают и не отменяют эту практику.
В Евангелиях от Матфея (15:1-9) и Марка (7:1-13) Христос упоминает ветхозаветные законы о смертной казни. В этих отрывках он не осуждает и не отменяет их. Далее, в Евангелии от Луки распятый вор признает, что он и другой разбойник получили справедливое воздаяние за свои дела (Лк. 23:40-41).
Православный аргумент против смертной казни
С другой стороны, у нас есть много мирян и священнослужителей в Православной Церкви, которые решительно выступают против смертной казни. Вот краткий список их основных аргументов:
- В Новом Завете Христос против смертной казни.
В Иоанна 8 фарисеи и книжники приводят к Иисусу прелюбодейную женщину. Они говорят Иисусу, что закон требует побить такого человека камнями, и спрашивают Иисуса, что Он может сказать по этому поводу. Вместо того, чтобы предать ее смерти, Иисус говорит: « Кто из вас без греха, первый брось в нее камень. » Когда Иисус и женщина остаются наедине, он спрашивает ее, не осудил ли ее кто-нибудь. Она отвечает ему нет. Тогда Христос сказал: « И я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. “Далее, в 5-й главе Евангелия от Матфея, Христос объясняет, что Он пришел исполнить закон, и что мы должны превзойти праведность фарисеев (буквально следовать закону), если мы надеемся войти в Царство Небесное. Христово понимание закона гораздо выше нашего и, по существу, делает всех нас виновными в смертной казни за то, что мы согрешили против Бога с юности.
- То, что это закон, не делает его приемлемым.
В отличие от Израиля, Соединенные Штаты не являются теократией; вместо этого мы представительная республика. Люди служат нашими лидерами в правительстве, и наши законы создаются, принимаются и соблюдаются падшими людьми. Мы не можем оправдать смертную казнь только потому, что это закон, принятый нашим правительством. В Древнем Риме было законом казнить практикующих христиан. Во многих исламских странах есть закон о казни гомосексуалистов. Трудно поверить, что святой Павел поддержал бы такую практику только потому, что власти принимали такие законы. - Убийство человека лишает его возможности искренне покаяться.
Когда мы заканчиваем жизнь другого человека, мы немедленно помещаем душу этого человека на судилище Христово. В нашей попытке восстановить справедливость мы, возможно, только что приговорили кого-то к вечному осуждению, без возможности жить жизнью покаяния. Даже самые отъявленные грешники могут покаяться и изменить свой образ жизни, чтобы вести благочестивую жизнь. Мы видим это у Давида во 2 Царств 11, который совершил прелюбодеяние и убийство. Мы также видим это у св. Моисея Эфиоплянина, св. Марии Египетской, разбойницы и даже с самим св. Павлом.
Заключение
Выше мы перечислили некоторые из основных аргументов, используемых Ортодоксом по обе стороны дебатов о смертной казни. Поскольку смертная казнь вызывает сильные эмоции у обеих сторон, Православная Церковь еще не сформулировала свою точную позицию по этому вопросу. Вообще говоря, мы как христиане рассматриваем всю человеческую жизнь как священную, сотворенную по образу и подобию Божию. Таким образом, мы всегда будем молиться за тех, кто согрешил, и за тех, кого государство приговаривает к смерти.
Церковь всегда советует милосердие, сострадание и покаяние к обидчику, а не очередной акт насилия (его или ее убийство). Но в то же время Церковь неохотно признает, что эта власть принадлежит государству, а не церкви. Афинагор довольно красноречиво ставит нашу дилемму: « Мы, христиане, не можем вынести, чтобы человека предавали смерти, даже по справедливости».
Подробнее: Что происходит после смерти? >>
Наказание за сексуальную безнравственность
Во второй части этой проповеди против прелюбодеяния вы узнали, как серьезно Писание предостерегает нас избегать греха прелюбодеяния и стремиться к чистоте жизни. Мы видели, что чрез прелюбодеяние впадаем во всякие грехи и делаемся рабами диавола, а чрез чистоту жизни живем как члены Христовы. И, наконец, мы слышали, как далеко уводит от добра прелюбодеяние и вовлекает с головой во все пороки, шалости и несчастья. Теперь я объявлю вам далее, какие тяжкие наказания Бог преследовал в прежние времена за прелюбодеяние и как наказывали его и некоторые светские правители. Из этого ты поймешь, что половая безнравственность и блуд есть грехи, отвратительные в глазах Бога и всех добрых людей, как я уже говорил.
Примеры из Ветхого Завета
В первой книге Моисея мы читаем, что, когда человечество начало умножаться на земле, мужчины и женщины настолько отдали свой разум плотским удовольствиям и нечистым удовольствиям, что жили без всякого страха перед Бог (Бытие 6-7). Бог, видя это плотское и гнусное житие и видя, что они не исправляют свою жизнь, но с каждым днем все более и более умножаются в своем греховном и нечистом образе жизни, раскаялся в том, что когда-либо сотворил их. И чтобы показать, как сильно он ненавидел прелюбодеяние, блуд, блуд и всякую нечистоту, он разверз все основания бездны земли, и отверзлись врата небесные, и дождь лил на землю сорок дней и сорок ночей. . Тем самым он уничтожил весь мир и все человечество, всех, кроме восьми человек: Ноя, «проповедника правды», как называет его св. Петр (2 Петра 2:5), его жену, трех его сыновей и их жен. . Какой тяжкий суд послал здесь Бог на все живые существа за грех половой безнравственности. За это Бог отомстил не только человечеству, но и птицам, зверям и всем живым существам. Убийство совершалось и раньше, но мир не был разрушен за это. Но за сексуальную безнравственность мир (кроме немногих) был затоплен водой и так погиб. Пример, достойный памяти, чтобы вы научились бояться Бога.
Еще читаем, что за гнусный грех нечистоты Содом и Гоморра и прочие города, близлежащие к ним, были уничтожены огнем и серою с неба, так что не осталось там в живых ни мужчины, ни женщины, ни ребенка, ни зверя, ни всего, что росло на земле (Бытие 19:1-29). Чье сердце не трепещет, слушая эту историю? Кто настолько погряз в половой безнравственности и нечистоте, что не отныне и навсегда не оставит сего гнусного образа жизни, видя, что Бог сурово карает нечистоту, пролить с неба дождь огня и серы на разрушение целых городов, умертвить мужчину, женщину и ребенка, и всех других живых существ, живших там, чтобы поглотить огнем все, что когда-либо росло? Что может быть более явными знаками гнева и мести Божией нечистоте и нечистоте жизни? Запомните эту историю (хорошие люди) и бойтесь мести Божией.
Разве мы не читаем также, что Бог поразил фараона и его дом великими язвами из-за его нечестивого желания Сары, жены Авраама (Бытие 12:14-17)? Точно так же мы читаем об Авимелехе, царе Герара, хотя он не прикасался к ней и не спал с ней (Бытие 20:1-7). Бог наслал эти бедствия и наказания на нечистых и нечистых людей до того, как был дан Закон, чтобы провозгласить, насколько велика Его любовь к браку (единственный закон природы, царящий в сердцах человечества). Позже Закон заявит, насколько он ненавидит прелюбодеяние, блуд и всякую нечистоту. И когда Закон, запрещающий половой грех, был дан Моисеем евреям, разве Бог не повелел предать смерти тех, кто его нарушал? Слова Закона таковы: «Всякий, кто совершит прелюбодеяние с чужой женой, да будет предан смерти, и мужчина, и женщина, потому что они разорвали брачные узы» (Левит 20:10). В Законе также было повелено, чтобы женщина и мужчина, пойманные вместе в сексуальном грехе, оба были побиты камнями до смерти (Второзаконие 22:23-24).
В другом месте мы также читаем, что Бог повелел Моисею взять всех вождей и вождей народа и повесить их на виселице открыто, чтобы все могли их видеть, за то, что они совершали или не наказывали половую безнравственность (Числа 25: 4). И опять же, не послал ли Бог такую язву на народ за блуд и нечистоту, что в один день умерло двадцать три тысячи (Числа 25:9; 1 Коринфянам 10:8)?
Я пропускаю из-за нехватки времени многие другие истории в святой Библии, которые провозглашают тяжелую месть и тяжелое недовольство Бога против сексуальной безнравственности и прелюбодеев. Конечно, это крайнее наказание, назначенное Богом, с очевидностью показывает, как сильно Бог ненавидит половую безнравственность. Итак, не будем сомневаться в том, что Бог в настоящее время ненавидит всякую нечистоту не меньше, чем при ветхом Законе, и несомненно накажет ее, как в этом мире, так и в мире грядущем. Ибо он Бог, который не терпит зла. Поэтому всем, кто заботится о славе Божией и спасении своих душ, следует избегать его.
Святой Павел говорит: «Все это написано для нашего примера» и для того, чтобы научить нас страху Божию и послушанию Его святому закону (1 Коринфянам 10:6, 11). Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то не пощадит и нас, только привитых, если мы так согрешим (Римлянам 11:21-22). Если Бог погубил многие тысячи людей, многие города, да и весь мир, из-за половой безнравственности, то не будем обольщаться и думать, что мы спасемся и будем свободны без наказания. Ибо он обещал в своем святом законе послать самые тяжкие язвы на тех, кто преступает его святые заповеди.
Гражданские наказания
Итак, мы слышали, как Бог наказывает грех прелюбодеяния. Послушаем теперь некоторые законы, которые гражданские власти изобрели в разных странах для наказания за это. Тогда мы узнаем, как нечистота всегда вызывала отвращение во всех благоустроенных городах и государствах и среди всех честных людей.
Закон у лепрейцев был таков: когда кого уличали в прелюбодеянии, то связывали и три дня водили по городу, а потом, пока они были живы, презирали и со стыдом считали людьми без всякой честности . У локров у прелюбодеев выкалывались оба глаза. Древние римляне наказывали половую безнравственность то огнем, то мечом. Если мужчина у египтян был пойман в прелюбодеянии, то по закону он должен был быть выпорот открыто, в присутствии всего народа, тысячу раз догола; женщине, которую поймали с ним, отрезали нос, и поэтому ее всегда считали прелюбодейкой, и поэтому она вызывала у всех отвращение. У арабов тем, кто был уличен в прелюбодеянии, отрубали головы. Подобным же образом афиняне наказывали смертью сексуальную безнравственность. Так поступали и варвары-татары. У турок и по сей день уличенных в прелюбодеянии, мужчин и женщин, тотчас без пощады забивают камнями до смерти.
Таким образом, мы видим, какие богоугодные законы были придуманы властями в былые времена, для пресечения половой безнравственности и для сохранения священного брака и чистых отношений. И автором этих законов были не христиане, а язычники. Но они так воспылали любовью к честности и чистоте жизни, что для поддержания и сохранения ее издали благочестивые уставы, не допускающие безнаказанно царствовать в своих владениях ни блуду, ни прелюбодеянию. Христос сказал народу: «Ниневийцы восстанут на суд с этим народом (имеются в виду неверные иудеи) и осудят их. Ибо они покаялись от проповеди Ионы, но вот, — сказал он, — здесь больше Ионы (имея в виду его самого), а вы не каетесь» (Матфея 12:41). Не думаешь ли ты, что таким же образом и локры, и арабы, и афиняне, и прочие восстанут на суд и осудят нас? Они прекратили свою сексуальную безнравственность по приказу человека, а у нас есть закон и ясные заповеди и заповеди Божьи — и тем не менее мы не оставляем своего нечистого образа жизни. Воистину, воистину, тем язычникам в день суда будет легче, чем нам, если мы не покаемся и не изменимся.
Хотя физическая смерть кажется нам тяжким наказанием в этом мире за половую безнравственность, но эта боль ничто по сравнению с тяжкими муками, которые претерпят прелюбодеи, блудники и все нечистые люди после этой жизни. Ибо все такие люди будут исключены и исключены из Царства Небесного, как говорит св. Павел: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни мужчины, имеющие половую связь с мужчинами, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни клеветники, ни хищники Царства Божия не наследуют» (1 Коринфянам 6:9).-10 НИВ; Галатам 5:19-21; Ефесянам 5:5). А св. Иоанн в своем Откровении говорит, что блудникам предстоит участь с убийцами, чародеями, чародеями, лжецами, идолослужителями и прочими подобными в озере, горящем огнем и серою, что есть смерть вторая (Откровение 21:8). ). Наказание тела, хотя и является смертью, имеет конец; но наказание души, которое св. Иоанн называет «второй смертью», вечно: там будет огонь и сера, плач и скрежет зубов, и червь, грызущий там совесть осужденных, никогда не умрет (Мф. 13). :42; Марк 9:43-48; Луки 3:17; Исайя 66:24).
О, чье сердце не выгоняет даже капельки крови, чтобы услышать и обдумать эти вещи? Если мы дрожим и содрогаемся при слушании и названии этих страданий, о, что будут делать те, кто чувствует их, когда они будут страдать, и будут страдать вечно? Господи помилуй нас. Кто теперь так погряз в грехе и пренебрег всяким благочестием, что будет больше заботиться о нечистом удовольствии (которое вскоре проходит), чем об утрате вечной славы? Опять же, кто так отдастся похотям плоти, что совсем не убоится мук адского огня?
Храни сердца свои в чистоте
А теперь послушаем, как нам избежать греха сексуальной безнравственности, чтобы нам ходить в страхе Божием и быть свободными от тех самых тяжких и невыносимых мук, которые постигают всех нечистых людей. Чтобы избежать блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты, позаботимся о том, чтобы, прежде всего, мы хранили наши сердца в чистоте и чистоте от всех злых мыслей и плотских похотей. Ибо если наше сердце так заражено и испорчено, мы стремительно впадаем во всякое нечестие. Это мы легко сделаем, если, чувствуя внутренне, что сатана, наш давний враг, искушает нас к половой безнравственности, мы ни в коем случае не соглашаемся на его лукавые внушения, но мужественно противимся и противостоим ему твердой верой в слово Божие. Мы всегда должны противопоставлять ему в своем сердце эту заповедь Божию: Scriptum est, non moechaberis; «Написано: не согрешай блудом» (Матфея 5:27; Исход 20:14).
Хорошо бы и нам всегда жить в страхе Божием и ставить перед глазами тяжкие угрозы Божии всем нечестивым грешникам. И мы должны рассмотреть в наших умах, как нечисто, плотское и краткое удовольствие, к которому побуждает нас сатана. И еще, как невыносима и вечна боль, назначенная в наказание за этот грех. Кроме того, мы должны быть умеренны и трезвы в еде и питье, избегать нечистых бесед, избегать всякого безнравственного общества, избегать праздности, наслаждаться чтением священного писания, бодрствовать в богоугодных молитвах и добродетельных размышлениях. И во всякое время терпеть благочестивые испытания очень поможет избежать сексуального греха.
Здесь всех людей, состоящих или неженатых, следует увещевать любить целомудрие и чистоту жизни. Ибо женатые обязаны по закону Божию так чисто любить друг друга, что ни один из них не ищет другой любви. Мужчина должен соединяться только со своей женой, а жена только со своим мужем. Они должны так наслаждаться обществом друг друга, что ни один из них не жаждет другого. И так как они обязаны жить вместе, как это, во всяком благочестии и честности, так и их обязанность воспитывать своих детей, чтобы они не попали в сети сатаны или в какую-либо нечистоту, но чтобы они пришли чистыми и честными к святой брак в свое время.
Таким же образом все господа и правители должны следить за тем, чтобы их слуги не допускали сексуальной безнравственности или какой-либо нечистоты. И опять же, те, кто холост и чувствует в себе, что не может жить без общества супруга, пусть женятся и так живут вместе по-божески. Ибо лучше жениться, чем разгореться (1 Коринфянам 7:9). А чтобы избежать блуда, апостол говорит: «Каждый мужчина должен иметь половую связь со своей женой, и каждая женщина со своим мужем» (1 Коринфянам 7:2). Наконец, все те, которые чувствуют в себе достаточность и способность (через действие Духа Божия) вести единую и самодостаточную жизнь, пусть восхваляют Бога за Его дар и стараются всеми возможными средствами поддерживать это, читая священные писания, богоугодные размышления, постоянные молитвы и другие подобные добродетельные упражнения.
Если мы все будем стараться вести себя так – избегать блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты, и вести свою жизнь во всяком благочестии и честности, служа Богу с чистым и чистым сердцем и прославляя Его в наших телах, ведя невинной жизни — мы можем быть уверены, что находимся в числе тех, о ком Спаситель наш Христос говорит в Евангелии так: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8) — кому одним быть вся слава, честь, власть и сила во веки веков, аминь.