Как правильно наказывать ребёнка: 10 важных правил
Один из вечных вопросов родителей, повод для тревог и переживаний, жарких дискуссий и споров — наказывать детей или нет? И если всё-таки да, то как делать это правильно, так, чтобы не причинить вред неустойчивой детской психике? А если не наказывать, то где гарантии, что ребёнок не вырастет избалованным эгоистом, готовым в любой момент сесть на шею мягкосердечным родителям и превратиться в настоящего мучителя? Об этом «О!» рассказала семейный психотерапевт и клинический психолог Мария Меролаева.
Мария Меролаева, клинический психолог, семейный психотерапевт
Одни родители, считают, что ребёнок — источник грехов и пороков, наказывать его надо обязательно, применяя физическую силу, не жалея, иначе ничего путного из него не вырастет. Как правило, они защищают свою позицию тем, что «нас в детстве били, и мы хорошими людьми выросли», приводя в пример тех, кто вырос «не очень», значит, скорее всего, «мало били». Смысл такой модели воспитания — подчинить волю ребёнка себе, «чтобы глупостей не натворил».
Другая крайность — избегать любых наказаний, оправдывая это тем, что ребенок «маленький, он просто не понимает, что делает, он не специально, с ним просто нужно уметь договариваться» и так далее. Таким образом, родители, сами того не замечая, снимают ответственность со своего ребёнка. Эта модель получила распространение в связи с ростом «ценности ребёнка» и отрицает саму идею семейной иерархии.
На самом деле, ни первый ни второй вариант не допустимы. Применять физическое и моральное насилие (угрожать, не разговаривать, шантажировать, кричать) к ребёнку нельзя ни в коем случае. Конечно, бывают такие случаи, когда родитель под воздействием эмоций теряет контроль и может шлёпнуть или повысить голос, но намеренно заставлять ребёнка испытывать страдания — значит не оставить ему шанса на развитие таких чувств как сострадание, сожаление, не дать ему возможности осознать, что он важен и дорог.
Оставляют ребёнка совсем безнаказанным чаще всего родители, которые боятся его обидеть, причинить ему вред, возможно, пасуют перед детскими истериками и гневом, стараясь любыми способами минимизировать их проявления, либо в случае педагогической запущенности, когда уже просто нет сил воспитывать и проще разрешить делать всё, что угодно, чем пытаться изменить поведение малыша.
Чтобы разобраться в том, как можно наказывать ребёнка так, чтобы это имело смысл, нужно понять, что такое наказание, в чём его назначение? Чего мы — родители — хотим добиться, наказывая своих детей?
Этимологически слово «наказание» происходит от глагола «казать» — то есть наставлять, показывать. Тогда логично, что «наказание» — это нечто, что мы используем для того, чтобы направить ребенка на правильный путь, очертить для него границы дозволенного. Как правило, наказывая, мы хотим самого лучшего для своих детей — чтобы они поняли, что такое хорошо и что такое плохо, выросли «настоящими», «достойными» людьми, не допустили в своей жизни неисправимых ошибок, стали лучше нас.
Тогда следующий вопрос: каким должно быть наказание, чтобы ребенок действительно осознал, что он поступил неверно, извлек из случившегося урок и усвоил полученный опыт? Достигнем ли мы этих высоких целей, воспитывая ребенка с помощью кнута и пряника? Конечно же нет. Единственное, чему мы сможем научить такими методами — бояться наказаний и родителей, стараться заслужить поощрение, награду — и всё это, не особо задумываясь о случившемся.
Для того, чтобы наказания принесли пользу, а не становились просто способом разрядки расстроенного, уставшего, беспомощного родителя, нужно соблюдать следующие правила:
Главное правило вытекает из базовой потребности, которая есть у каждого ребёнка — потребности в привязанности. Родитель для ребёнка, прежде всего, источник защиты, детям нужна забота сильного и ответственного взрослого, который априори находится выше и доминирует, но не для того, чтобы подчинять и угнетать, а для того, чтобы помогать и защищать. Когда безопасная привязанность сформирована, между ребёнком и родителем устанавливается очень тесная связь, которая сильно упрощает взаимодействие и делает малыша послушным. Наказывая ребёнка, важно сохранять к нему уважительное отношение.
Для того, чтобы урок был усвоен, ребёнок, в первую очередь, должен понять, осознать, в чём он не прав, прочувствовать последствия своего проступка. И эти последствия — не ремень или крик разгневанного родителя, не лишение сладкого или запрет выходить из дома. Это что-то, что непосредственно вытекает из содеянного. Например, опоздал домой и не позвонил, значит, не умеешь планировать свое время и тебе еще рано гулять по вечерам с друзьями. Кричишь и плачешь на площадке или в магазине — мне очень жаль, но это настолько портит моё настроение, что сейчас я не хочу больше продолжать прогулку и нам придется вернуться домой. Не сделал домашнее задание вовремя — значит придется делать перед сном вместо мультика или вечернего чтения. Если ты обидел кого-то и не извинился, то с тобой больше не захотят играть. Суть такого метода в том, что на каждый свой поступок ребёнок получает ответ от самой жизни. Это помогает ему обрести ориентацию в том, как устроен мир. Именно такая тактика учит детей в дальнейшем предвидеть последствия своих действий, почувствовать сожаление из-за того, что получилось плохо.
У ребёнка ни при каких обстоятельствах не должно возникать сомнения в том, что родители любят его таким, какой он есть. Он должен понимать, что его будут принимать независимо от его поступков. Именно поэтому наказывая, важно сфокусироваться на проступке, а не на личностных особенностях ребёнка. Если, например, малыш, играя с едой, разлил суп, не стоит говорить ему, что он «растяпа» — достаточно просто объяснить, чем его поступок плох и для закрепления полученного опыта предложить ему тряпку для уборки.
Наказывая малыша, стоит сосредоточиться на том, чтобы остаться во взрослой позиции. Если в момент разговора с ребёнком родитель чувствует раздражение или отчаяние, это значит, что из позиции взрослого его выбило. Это часто случается, когда детские слёзы, капризы и истерики пробуждает в нас внутреннего ребёнка — тогда мы становимся беспомощны. В этом случае стоит задать себе вопрос «Сколько мне сейчас лет?», отойти в сторону, немного остыть и только после этого возвращаться к разговору. Например, в ситуации, когда ребёнок отказывается выключать телевизор, но большое количество мультиков ему определённо не идет на пользу, мама из взрослой позиции может сказать так: «Мне очень жаль, но я не могу разрешить тебе посмотреть второй мультик, потому что если ты смотришь два подряд, то потом у тебя бывает истерика, и настроение у всех портится».
Быть последовательными, постоянным и предсказуемым в своих требованиях и реакциях. Это значит, что внутри семьи должна существовать некая единая концепция того, что можно, что нельзя, что такое хорошо, а что такое плохо. Ребёнок должен быть посвящён в нюансы этой концепции и твёрдо знать, за что его могут наказать. При этом способ реагирования родителей не должен зависеть от настроения, погоды за окном и времени года. Например, если мама в хорошем настроении просит ребенка выключить телевизор, а он начинает капризничать и не выключает, она, улыбаясь, разрешает ему продолжить. Но в той же ситуации, если у мамы настроение плохое — она начинает скандалить, кричать и скорее всего накажет малыша. При таком положении дел ребёнок просто не в состоянии усвоить, что ему можно делать, а что нельзя.
Очень важно в разговоре с ребёнком о плохом поведении использовать так называемый «временный» язык, а не постоянный. Например, «ты только что сломал игрушку, теперь тебе придется некоторое время поиграть без нее», вместо того чтобы сказать «ты всегда все ломаешь! Больше я тебе игрушки никогда покупать не буду». Используя такие слова как «никогда, ни за что, никому», вы рискуете не выполнить данное обещание и потерять доверие.
Наказание должно соответствовать возрасту ребёнка. Бесполезно пытаться что-то объяснить и читать лекции двухлетнему малышу, потому что он просто на просто не способен усвоить то, о чем вы ему говорите и не может концентрировать произвольное внимание дольше пяти минут. Точно так же не имеет смысла в качестве наказания запрещать есть сладкое подростку.
Наказание должно быть справедливым и соответствовать серьёзности поступка.
Ни в коем случае нельзя пугать и запугивать ребёнка — это верный способ научить его врать и выкручиваться.
Всегда, при любых обстоятельствах помните о самой большой ценности, которая у нас есть — о душевной связи с ребёнком. Ведь, если задуматься, становится очевидным, что ни один испорченный диван или плохая отметка в школе, лишние 30 минут у компьютера или потерянный телефон не стоят того, чтобы эту связь надорвать, омрачив образ внутреннего родителя, который каждый из нас слышит где-то в душе, когда так нужна защита, поддержка, любовь и принятие.
Читайте также:
Если родители — перфекционисты: 6 травм родом из детства
С какого возраста ребенку нужен свой смартфон: мнение психолога
Фото: Antonio Guillem/Shutterstock.com
психологияразвитиевоспитаниеполезные советы
Причины плохого поведения у детей — Возрастные кризисы
Кризис 3 лет
У меня на приеме была мама трехлетней Лизы. Она в растерянности, муж в негодовании: ребенка как будто подменили. «Чуть что не по пей, — говорит мама, — сразу бросается на пол, на все просьбы и предложения кричит: „Не хочу!» и „Не буду!»». Мама не понимает, что происходит с ребенком, она не знает, что капризы и протесты в 3 года — это нормальное явление, это показатель того, что ребенок растет, развивается, делает попытки самоутвердиться, и его надо не наказывать за это, а надо просто помочь.
Особенно яркие эмоциональные переживания возникают у трехлетних малышей, если дело касается удовлетворения собственных желаний.
Чем больше трудностей при их выполнении, тем сильнее эмоциональная вспышка, особенно если ребенок хотел выполнить что-либо самостоятельно.
В этот момент особенно нужна эмоциональная поддержка взрослого. Малышу необходимо дать выразить свои отрицательные эмоции, это важная часть его развития и взросления. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные переживания и тем более эмоционально реагировать на аффективные вспышки, случившиеся не к месту и не вовремя.
Типичный пример: мама с ребенком входит в вагон метро, тот, видя, что все места заняты, начинает капризничать и требовать себе место, мать спокойно говорит, что поскольку свободных мест нет, можно сесть на пол. Ребенок в недоумении и от неожиданности резко прекращает «показательные выступления».
Что же такое кризис 3 лет? Как считают психологи, это особый, относительно непродолжительный во времени период жизни, характеризующийся резкими психологическими изменениями. Кризис может начаться в 2—2,5 года и протекать бурно и стремительно, а может остаться незамеченным родителями и в 3 года. Форма, длительность и острота проявления будут зависетьот индивидуальных особенностей малыша, стиля воспитания, состава семьи и так далее. Хорошо известно, что чем жестче ведут себя родители, тем острее протекают кризисные явления. Неблагоприятно на прохождении кризиса сказывается и начало посещения детского сада. Считается, что ребенка лучше отдавать в дошкольное учреждение до 2 лет или около 4 лет.
Кризис 3 лет начинается с проявления ребенком самостоятельности («я уже многое могу сам»), когда он старается выделить свое «я» и установить новые отношения со взрослым. Как правило, родители не успевают быстро перестроиться и продолжают общаться с малышом как с беспомощным маленьким существом, ограничивая его попытки без посторонней помощи достичь какой-либо цели. Такие ситуации и провоцируют кризисные явления, свойственные данному возрасту. Они всегда адресованы взрослым, и никогда не направлены на сверстников.
Надо помнить, что чем доверительнее и спокойнее отношения между ребенком и мамой, тем мягче будет проходить этот кризис. Крики, раздражительность, авторитарность родителей будут усугублять негативное поведение малыша.
Негативные проявления, характерные для кризиса 3 лет
1. Негативизм
Это типичная протестная реакция малыша на излишнюю требовательность, жесткие ограничения и запреты, а также на дефицит внимания со стороны родителей. Выражается обычно в том, что ребенок игнорирует любые просьбы старших только потому, что они исходят от взрослого. Это негативная реакция на взрослого, а не на содержание просьбы.
Типичный пример: мать приходит с работы уставшая и, не обращая внимания на ребенка, принимается за домашние дела, попутно требуя от малыша убрать игрушки. Тот «не слышит».
При сильно выраженном негативизме можно получить отказ ребенка на любую просьбу или требование взрослого. Малыш даже может поступать вопреки своим эмоциональным переживаниям и желаниям. Например, он очень хочет идти в дельфинарий, но, услышав просьбу взрослого начать одеваться, резко отказывается. Поскольку он сам же от этого и страдает, такие протестные реакции могут сопровождаться как гневом, так и слезами. Ребенок может противоречить взрослому даже в совершенно абсурдной форме: «Какие у тебя красивые косы!» — «Нет, некрасивые!», «Смотри, какое яркое солнце!» — «Нет, это не солнце, это — луна».
Как вести себя родителям.
- Надо на время оставить ребенка в покое или отвлечь от конфликтной ситуации. Любого психически здорового малыша, даже в фазе острого кризиса, можно отвлечь!
- Иногда помогают решить проблему инверстные просьбы (просьбы наоборот): мы сейчас никуда не пойдем, ты, пожалуйста, не одевайся. В подобной ситуации главное для ребенка — спокойное, эмоционально нейтральное поведение родителей.
Надо помнить, что в негативизме есть и положительная сторона: ребенок таким, пусть еще неумелым способом выражает свое отношение к окружающим, он уже не действует как раньше — только под влиянием эмоций.
Негативизм с возрастом уменьшается и проходит (конечно, если родители властно не подавляют малыша).
2. Упрямство
Упрямство следует отличать от настойчивости. Настойчивость — это полезное волевое качество, позволяющее достигать цели, невзирая на трудности (например, если домик из кубиков разваливается, а малыш в конце концов находит способ сделать его устойчивым). Упрямство — это стремление ребенка настоять на своем не потому, что ему чего-то очень хочется, а потому, что он этого потребовал. «Дай мне красную юбку, я хочу ее надеть!» — упрямится дочка. Мать приводит разные доводы, которые весьма убедительно показывают преимущества другой одежды, девочка с ними соглашается, но продолжает настаивать на первоначальном требовании. Если постоянно отмахиваться от ребенка или идти на поводу у его желаний, упрямство может стать чертой характера.
Как вести себя родителям.
Безусловно, самое простое правило в этом случае — не запрещать, а объяснять. Ребенок 3 лет отлично понимает разумные доводы взрослого. «Малыш, нам обязательно надо сегодня пойти в детский сад: я и папа едем на работу, бабушка идет к врачу, а брат — в школу, все очень заняты, но вечером мы обязательно соберемся вместе и. .. (описывается примерный план вечерних мероприятий)». Старайтесь выполнять золотое правило — всегда говорить ребенку правду, без лицемерия и лжи.
3. Своеволие
Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать самостоятельно независимо от ситуации и своих возможностей (покупать товары в магазине; рассчитываться с кассиром; выбирать и принимать лекарства; переходить дорогу; не держась за мамину руку, и так далее). Естественно, такие желания малыша не вызывают восторга у родителей. Однако в любой ситуации с ним можно договориться.
Как вести себя родителям.
Самый лучший способ в данном случае — компромисс («Давай, ты сам достанешь вот эту таблетку, возьмешь ложку, а я налью тебе из чайника воды», «Давай, я понесу тяжелую сумку за эту ручку, а ты — за ту»). Если ребенку дают возможность что-либо сделать в значимой для него ситуации самому, конфликт с родителями быстро исчерпает себя. И наоборот, любой жесткий запрет приведет к усилению негативных проявлений.
4. Строптивость
Строптивость внешне выглядит как негативизм, но безадресный. Это протест против всего привычного образа жизни. Ребенку перестают вдруг нравиться любимые игрушки и занятия, какие-либо традиционные в семье совместные игры, ритуалы (например, при укладывании спать) и так далее.
Как вести себя родителям.
Единственный выход — не будьте консервативными, проявите максимум фантазии, поменяйте привычный уклад, естественно, не в ущерб себе и ребенку. Любимая игрушка, например, может неожиданно поменять внешность и характер, стать на время такой же «вредной», как малыш. Дети очень быстро забывают про свои капризы и охотно включаются в новую игру. Самая желанная роль для ребенка — роль взрослого (мамы и воспитателя). Подыграйте ему, и вы увидите, что случилось чудо — ваш малыш стал более спокойным и послушным.
5. Деспотизм
Поведение ребенка в этот период весьма противоречиво: с одной стороны, он стремится быть автономным и решать, как взрослые, все сам, с другой — хочет снова стать маленьким, чтобы безраздельно владеть вниманием близких. Эти противоречия находят выход во властном поведении, когда малыш начинает манипулировать взрослыми («Нет, ты не пойдешь в гости, ты будешь со мной дома!», «Не говори по телефону, а играй со мной!»).
Как вести себя родителям.
- Следует объяснить малышу, что у каждого члена семьи есть свои желания, дела и обязанности, в которых он, ребенок, тоже может принимать участие («Мы с тобой собрали мозаику, а теперь надо приготовить папе ужин, ведь он придет голодный. Давай, ты будешь мне помогать — папе будет приятно, что мы вместе трудимся». «У тебя есть „рабочий» стол с бумагой и фломастерами, и у меня есть рабочий стол с книжками и ручками. Давай, после завтрака вместе „поработаем»»). Если ребенок не чувствует себя постоянно вычеркнутым из родительской жизни, если нет разделения дел на «детские» и «взрослые», он спокойнее будет реагировать на просьбы, примет как должное ваш уход на службу или в гости.
- Безусловно, этот возрастной период очень сложен и для ребенка, и для взрослых, но, зная, что многие симптомы естественны для малыша и со временем проходят, и вооружившись терпением, можно справиться со всеми бурными эмоциональными проявлениями ребенка.
Это период, когда у маленьких детей стремительно меняется отношение к окружающим его людям, к самим себе. И от того, насколько готовы меняться вслед за ребенком родители, зависит его гармоничное личностное развитие и взросление. Важно помнить, что именно в этот период малыш пытается заявить о себе какими-либо достижениями, поступками, словами, ожидая от близких положительнойоценки, похвалы.
Помните, что одобрение пусть незначительных, но самостоятельных попыток достичь результата в каком-либо деле — залог высокой самооценки ребенка в будущем.
У малыша обязательно должно быть ощущение и переживание успеха, тогда кризис пройдет незаметно и его поведение выровняется.
При неблагоприятном течении кризиса в поведении ребенка могут закрепиться нежелательные черты, что приведет к осложнению отношений с ним, а также может наблюдаться целый спектр невротических реакций: нарушение сна, аппетита, страхи, энурез, плаксивость и прочее.
Кризис 7 лет
«Я уже не знаю, как это называется и как мне себя вести! Мой ребенок как будто деградирует. Она наотрез отказывается делать самые простые вещи: умываться, чистить зубы, надевать тапки. Встав утром, она может полдня просидеть в кресле в пижаме, нечесаная, немытая и голодная. Сначала я некоторое время жду, когда она „включится», потом напоминаю, что надо сделать, но она полностью игнорирует мои просьбы. Когда, потеряв терпение, я уже требую от нее каких-то действий, она начинает спорить или плакать. Что мне делать?» — спрашивает обеспокоенная мама семилетней девочки.
Девочки манерничают, мальчики кривляются, и те и другие словно бы дружно забывают привычно-правильные нормы поведения. Почистить зубы, убрать постель или протереть туфельки — привычные бытовые ритуалы вдруг так надоедают, что дети начинают их упорно игнорировать.
Около 6—7 лет начинается очередной возрастной кризис. В психологии он получил название «кризис 7 лет». Однако по сравнению с кризисом 3 лет и подростковым кризисом этот переходный период обычно протекает почти незаметно для родителей, и описанная выше ситуация, к счастью, встречается нечасто. Но тем не менее у каждого ребенка по-разному происходит переосмысление происходящих событий и взросление. Те родители, чьи дети остро переносят кризис 7 лет, отмечают появление у своего ребенка беспокойства, нервозности, замкнутости, скрытности. С ним становится нелегко о чем-либо договориться, иногда невозможно понять причины того или иного неблаговидного поведения. Что же такое кризис 7 лет? Это сложный период в жизни малыша, когда меняются все его стереотипы и представления о мире, сформировавшиеся ранее. У ребенка, который прежде вел себя наивно и непосредственно, появляется осмысление своих поступков, их предварительное обдумывание, внутреннее сосредоточение вместо привычной импульсивности и стремление к еще большей самостоятельности. Игровая деятельность в детском саду сменяется на учебную в школе, появляется больше жестких рамок и правил, регламентирующих деятельность ребенка. Все эти преобразования не могут не повлиять на его поведение.
Признаки кризиса 7 лет
1. У ребенка меняется представление о себе, самооценка становится более адекватной (у маленьких детей она немного завышена). Уже шестилетний ребенок может критично отнестись к результатам своей работы, заметить свои недостатки, огорчается неудачам и радуется победам. Но если взрослые по-прежнему восторгаются всем, что делает малыш, в ответ у него может появиться раздражительность, гнев или слезы.
2. Ребенок начинает задавать много вопросов из самых разных областей знаний: о человеке, космосе, планетах, профессиях и так далее. Его очень сердит, когда взрослые говорят: «Тебе рано это знать — ты еще маленький». В этот период очень высока умственная активность ребенка.
3. Малыш стремится к самостоятельности и автономности. Важно, чтобы у него была своя комната и круг обязанностей, которые кроме него никто не делает. Дети очень гордятся тем, что сами могут вымыть посуду, выбросить мусор, расплатиться с продавцом.
Ярче проявляются симпатии и антипатии по отношению к различным людям, меняется представление о них.
4. Ребенок может начать делать что-либо демонстративно, протестуя против привычных норм и правил. Перестать здороваться, говорить спасибо и прочее.
Как правило, начало школьной жизни приводит к разрешению кризиса 7 лет, если ваш ребенок был психологически готов к поступлению в школу. Но пассивно ждать этого времени не следует. Лучше еще до школы постараться избавиться от негативных моментов кризиса.
Несколько рекомендаций по общению с ребенком в этот непростой период.
- Постарайтесь больше поддерживать и хвалить малыша за реальные успехи и достижения, подчеркивая, что он уже многое может сделать сам. Порицать следует не самого ребенка, а тот поступок, который он совершил («Меня очень огорчило, что ты не дал сестренке сока» вместо оскорбительного: «Ты жадный и противный мальчик!»).
- Исключите приказной тон, будьте доброжелательны.
- Чаще прибегайте к чувству юмора и не теряйте оптимизма, кризис — явление временное.
- Необходимо совместно обсуждать сделанные ошибки и пути их исправления, причины и последствия тех или иных поступков.
- Проявляйте искренний интерес к внутренним переживаниям и сомнениям ребенка, не высмеивайте его страхи.
- Больше времени занимайтесь совместным творчеством, чтением и другими делами.
- Не акцентируйте внимание на негативных проявлениях ребенка — и ему станет неинтересно демонстрировать их вновь.
- Самое главное — старайтесь быть более внимательными к малышу, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите, что вы его любите и скучаете, когда не вместе.
Признаки того, что ваш супруг может быть эмоционально оскорбительным
1 из 21
Они нападают на вашего персонажа, а не жалуются на определенные вещи.
У большинства пар возникали разногласия, когда один человек кричал на другого за то, что он не помыл посуду или забыл вынести мусор, но некоторые супруги критикуют своих партнеров более широко. «Сказать: «Меня беспокоит, когда ты забываешь вынести мусор» — это жалоба на что-то конкретное, на что партнер может немедленно ответить», — объясняет Уина Каллинз, семейный терапевт. Но говоря: «Ты просто такой ленивый. Что с тобой не так?» это критика, которая нападает на характер человека и может быть слишком расплывчатой, чтобы ее можно было легко решить». И такого рода обобщенные выпады — будь то на публике или в вашей личной жизни — могут считаться эмоционально оскорбительными, потому что они могут подорвать самооценку человека. Подобные постоянные негативные сообщения, особенно от человека, который должен любить и уважать вас, могут подорвать вашу уверенность в себе и снизить чувство собственного достоинства, а также снизить вероятность того, что вы выйдете из токсичной ситуации.
СВЯЗАННЫЕ: 24 совета, как бороться, не разрушая ваших отношений
Когда ваш партнер делает много утверждений типа «но», например, если он говорит «ты выглядишь красиво, но. ..» или если вы целый день трудились над особым ужином для него, а он отвечает что-то вроде «это хорошо, но немного суховато» — это красный флаг, особенно если это происходит более одного раза в день. «Если ваш партнер произносит такую фразу несколько раз в день, значит, он слишком критичен», — говорит Дженнифер Сейтер, основатель сайта Ex Boyfriend Recovery, который помогает парам, переживающим расставание. «Поначалу подобные утверждения кажутся пустяками, но годы такой постоянной критики негативно повлияют на чью-либо самооценку, а это довольно оскорбительно.»
3 из 21
Они начинают вести себя более очаровательно, чем обычно.
Если вы С.О. внезапно начинает вести себя более очаровательно или мило, чем обычно, это тоже может быть тревожным сигналом. «Это способ обидчика соблазнить вас поверить ему, прежде чем он разыграет свое насилие по отношению к вам», — говорит доктор Фрэн Уолфиш, семейный психотерапевт из Беверли-Хиллз и автор книги «9». 0027 Самосознающий родитель .
4 из 21
Настаиваем на связи 24/7.
Эмоционально оскорбительные партнеры всегда находятся в контакте со своими близкими. «Если ваш партнер пытается следить за вашим местонахождением до такой степени, что вы постоянно проверяете, или даже начинает чувствовать себя некомфортно, когда вы этого не делаете, то это плохой знак», — говорит Каллинз. Вы не несете ответственности за круглосуточное информирование кого-либо о вашем местонахождении, если только вы сами этого не хотите.
5 из 21
Тебе не дают говорить за себя.
Если ваш партнер начинает говорить за вас и не позволяет вам участвовать в разговоре, вы становитесь «молчаливым партнером» в ваших отношениях, что ставит вас в положение, в котором вас могут контролировать. «Это поведение ведет к злоупотреблениям», — говорит Эйприл Масини, эксперт по отношениям и этикету. «Это становится эмоционально дисфункциональным, потому что лишает голоса одного человека… Либо они не нарушают статус-кво и поддерживают отношения таким образом, либо они избегают конфликтов, сохраняя молчание». Чего они не делают, так это не в равной степени представлены в том, что должно быть партнерством.
СВЯЗАННЫЕ: Этот переживший домашнее насилие говорит после того, как подвергся ужасному нападению
6 из 21
Они не хотят, чтобы вы связывались со своими друзьями и семьей.
Эмоционально оскорбительные партнеры обычно не хотят, чтобы вы говорили с друзьями или семьей о ваших отношениях. «Отношения, связанные с жестоким обращением, требуют конфиденциальности или секретности, поскольку есть страх, что эмоциональное насилие будет обнаружено», — говорит терапевт по вопросам брака и семьи Мелисса Диварис Томпсон. Этот тип изоляции является основным красным флагом.
7 из 21
Они эмоционально отдаляются от вас и вашей семьи.
Некоторые партнеры склонны эмоционально отстраняться, чтобы наказать другого. «Они могут игнорировать своего партнера в течение нескольких дней, полностью молчать, отстраняться, больше не демонстрируя никакой физической или эмоциональной близости, не замечать особых дней или просто создавать дома некомфортно холодную обстановку», — говорит Регина А. ДеМео, супружеская и адвокат по семейным делам в Вашингтоне, округ Колумбия. Такой вид жестокого обращения держит одного партнера в неведении относительно того, что делает и думает другой партнер, и мешает паре двигаться вперед как команда — и делать любой, кто чувствует себя небезопасно в месте, которое он называет домом, определенно оскорбителен.
8 из 21
Они *любят* драму.
Если ваш партнер не может оставить прошлое в прошлом, это может быть проблемой. «Здоровые отношения развиваются после ссор», — объясняет Эйприл Дэвис, эксперт по отношениям и основатель Luxury Matchmaking. «Если бы им было действительно небезразлично, они бы не говорили ничего плохого, чтобы обидеть своего партнера». И если они не могут драться честно — используя удары ниже пояса или ведя себя незрело в своих способах общения и дебатов, это также является эмоциональным насилием. «Это манипулятивная речь. Они манипулируют вещами, чтобы сбить с толку другого человека и заставить его чувствовать себя виноватым».
9 из 21
Они заставляют вас бояться своих эмоций.
Если ваш партнер заставляет вас бояться своего настроения, это еще один признак эмоционального насилия. И изменение того, как вы одеваетесь, говорите или ведете себя, чтобы избежать эмоционального взрыва со стороны вашего партнера, также является тревожным сигналом. «В этом случае вы больше не можете быть собой», — говорит Каллинз. «Эта продолжающаяся модель может привести к нечестности, обману, напряжению и возможному разрыву отношений».
10 из 21
Они все время заставляют вас гадать — в плохом смысле.
Насильники используют власть и контроль, чтобы дестабилизировать своих партнеров и вывести их из «центра». Если вам кажется, что вы никогда не знаете, что собирается сделать ваш партнер, это может быть признаком жестокого обращения. «Цель состоит в том, чтобы держать вас в состоянии повышенной неуверенности и беспокойства о себе и отношениях», — говорит Жюльен Б. Дерикс, консультант по семейным парам и браку.
СВЯЗАННЫЕ: 21 вещь, о которой ваш партнер никогда не должен вас просить
11 из 21
Они могут уходить на несколько часов или дней.
Ваш партнер может делать эмоционально оскорбительные вещи, даже не подозревая об этом, например, быть пропавшим без вести в течение нескольких часов или даже дней. И «когда их спрашивают, как прошел день, они просто отвечают одним словом или говорят: «Мне нужно было выйти» без дальнейших объяснений», — говорит ДеМео. «То, что делает этот человек, постоянно отвергает приглашение партнера участвовать в диалоге, общаться и быть частью жизни друг друга. По мере того, как это обостряется, вы разрушаете доверие и уважение в отношениях».
12 из 21
Они слишком много над тобой смеются.
Насмешки или высмеивание человека могут показаться невинными, но в конечном счете могут нанести серьезный ущерб. «Это более тонко и может показаться формой юмора другого человека, но заставляет другого человека чувствовать себя обиженным или униженным», — говорит Тайра Батлер, лицензированный брачный и семейный терапевт. «Этот пассив агрессивно унижает кого-то, сохраняя при этом видимость благоразумия или безупречности. Это формы эмоционального насилия, потому что они могут заставить получателя чувствовать себя запуганным, бессильным и неполноценным. изображение, чувство травмированного и, возможно, повторение этих действий с другими» — фирменные признаки эмоционального насилия.
13 из 21
Они настаивают на контроле над деньгами.
Что бы вы ни делали, убедитесь, что у вас есть доступ к собственным деньгам и финансам. «Если партнер не позволяет вам иметь собственные деньги, иметь доступ к банковским счетам или проводит ритуал, требуя от вас подчинения, чтобы получить то, что вы хотите, это может быть признаком контроля, который может привести к злоупотреблениям. «, — говорит Масини.
14 из 21
Они регулярно посылают вам негативные тексты.
Технологии предоставляют людям более широкий доступ к своим партнерам, чем когда-либо, и это не всегда помогает при эмоциональном насилии. «Эмоционально оскорбительный человек нередко отправляет негативные текстовые сообщения, которые действительно могут изменить настроение их партнера, где бы он ни находился», — сказал Каллинз. «Преднамеренное начало споров перед тем, как партнер выйдет из дома, или отправка негативных сообщений, когда его нет дома, — это способы помешать ему хорошо провести время, пока он отсутствует, или проводить время с другими». Это может вызвать у партнера чувство вины, беспокойства или сомнения — чувства, которые ваш партнер не должен вам навязывать.
15 из 21
Они используют тебя как козла отпущения во всем.
Когда тебя обвиняют в том, чего ты не делал, никогда не бывает справедливо. Но эмоционально оскорбительные партнеры часто обвиняют своих супругов во всем и во всем. «Партнер, по мнению другого, по сути, стал козлом отпущения за все, чем он или она недовольны в своей жизни. Когда вина неоднократно выражается вовне, партнер может чувствовать себя беспомощным и безнадежным», — говорит Марни Амселлем. , дипломированный психолог.
СВЯЗАННЫЕ: 9 признаков того, что вы состоите в токсичном браке
16 из 21
Когда дело доходит до секса, они эгоистичны.
Другим местом, где может произойти эмоциональное насилие, является спальня. «Будь то чувство вины, заставляющее вас заниматься сексом, когда вы этого не хотите, или игнорирование вашей потребности в удовольствии в спальне, неудовлетворение ваших сексуальных потребностей является эмоционально оскорбительным», — говорит Кимберли Хершенсон, клинический социальный работник и терапевт. Эмоциональное насилие связано с контролем, а принуждение вас к сексу или отказ от секса — это просто больше способов, чем ваш партнер может контролировать вас, и они могут в конечном итоге привести к тому, что вы почувствуете себя запуганным, пристыженным и неуверенным.
17 из 21
Вас позорят в Интернете.
Если вы с партнером поссорились, и они тут же ушли в соцсети, чтобы выговориться, это плохой знак, потому что это пассивно-агрессивная замена личному общению. «Если вы беспокоитесь о том, что каждое ваше движение внимательно изучается в социальных сетях друзьями и незнакомцами, потому что ваш партнер всегда публикует ваши сообщения, это определенно признак нездоровых отношений», — говорит Дэвид Беннетт, консультант, эксперт по отношениям и писатель. .
18 из 21
Они молчат.
Этот признак эмоционального насилия является одним из самых распространенных и одним из самых игнорируемых. «Исследования показывают, что молчание вызывает разногласия в отношениях и создает проблемы с близостью и общением. Тем не менее, это настолько распространено и принято в качестве тактики, что люди не воспринимают это как эмоциональное насилие», — говорит Беннетт.
19 из 21
Говорят, что вам *должно* оставаться дома, готовить и т. д. — даже если вы этого не хотите.
Определенное поведение, связанное с эмоциональным насилием, может быть частично связано с тем, что общество заставило мужчин думать о своей роли. «Не говоря об этом открыто (хотя многие так и делают), некоторые мужчины, состоящие в гетеросексуальных отношениях, подразумевают, что женщины должны оставаться дома и выглядеть красиво, а тяжелую работу они возьмут на себя. Поначалу это может показаться милым, но по сути это игра власти. », — говорит Анджула Мья Сингх Байс, доктор международной психологии. Хотя эта динамика не всегда внешне враждебна, она подразумевает, что женственность должна определяться мужчинами. И тяжесть этого ожидания может привести к тому, что женщина почувствует, что она не контролирует свой дом, свое тело или свою жизнь — рецепт эмоционального насилия.
20 из 21
Они используют электронную почту и социальные сети, чтобы контролировать вас.
Электронная почта и социальные сети — это легкие способы для эмоционально оскорбительного человека следить за своим партнером. «Исследуя свои списки друзей, проверяя комментарии и отслеживая входящие и исходящие сообщения, эмоционально агрессивный партнер может показать своей второй половинке, что у него нет личного или безопасного пространства для свободного самовыражения», — говорит Каллинз.
СВЯЗАННЫЕ: 10 признаков того, что вы несчастливы — или лишены любви — в браке
21 из 21
Они отрицают, что такое поведение происходит.
Если вы попытаетесь возразить своему партнеру по поводу такого поведения, он будет это отрицать. «Вместо этого они будут убеждать себя и пытаться убедить вас, что делают все это только для того, чтобы помочь вам стать лучше», — сказал Уолфиш. «Это эмоционально оскорбительно, потому что ответственность является ключом к изменению обидчика, и когда они обвиняют во всем вас, они не чувствуют себя виноватыми или плохими по этому поводу. Они фактически убеждают себя, что они правы, потому что они знают лучше вас. (или кого-либо), что хорошо для вас». И это заведомо неверно — потому что только вы можете решить, что лучше для вас.
Плохое поведение? Правила позитивного воспитания детей с СДВГ
Советы позитивного воспитания детей с СДВГ
Большинство родителей хорошие родители. Но если у вашего сына или дочери синдром дефицита внимания и гиперактивности, «хорошо» может быть недостаточно. Чтобы ваш ребенок был счастлив и хорошо адаптировался сейчас и в будущем, а также чтобы создать спокойную домашнюю обстановку, вы должны быть отличным родителем для ребенка с СДВГ.
К счастью, перейти от хорошего воспитания СДВГ к отличному проще, чем вы можете себе представить. Все, что требуется, — это несколько небольших корректировок в ваших стратегиях воспитания и в том, как вы взаимодействуете со своим ребенком, — и реагируете на его плохое поведение. Вот что работает и почему:
1. Примите тот факт, что ваш ребенок, как и все дети, несовершенен.
СДВГ у детей встречается часто, но не однозначно. Нелегко признать, что в вашем ребенке есть что-то нетипичное. Но ребенок, который чувствует негодование своих родителей и пессимизм в отношении их перспектив, вряд ли разовьет в себе чувство собственного достоинства и дух решимости, необходимые ему для того, чтобы стать счастливым, хорошо приспособленным взрослым.
«Чтобы ребенок чувствовал, что его принимают и поддерживают, он должен чувствовать, что его родители уверены в его способностях», — говорит Кен Браун-Гратчев, доктор философии, преподаватель специального образования в Kaiser Permanente в Портленде, штат Орегон. «Как только родители научатся смотреть на дары СДВГ — такие вещи, как исключительная энергия, креативность и навыки межличностного общения — они смогут увидеть сияние внутри своего ребенка».
Кэрол Барнье из Нью-Фэрфилда, штат Коннектикут, определенно видит «сияние» в своем ребенке с СДВГ. «Мой ребенок предназначен для чего-то прекрасного, что было бы невозможно для более спокойных детей с обычным уровнем энергии», — говорит она. «Я могу назвать несколько профессий, где безграничная энергия была бы невероятным преимуществом. Я даже завидую его неутомимому энтузиазму в жизни и думаю, чего бы я еще мог добиться, если бы был так благословлен».
[Пройдите этот тест: может ли у вашего ребенка быть СДВГ?]
Делайте все возможное, чтобы любить своего ребенка безоговорочно. Относитесь к нему так, как будто он уже человек, которым вы хотели бы его видеть. Это поможет ему стать таким человеком.
2. Не верьте всем «плохим новостям» о СДВГ вашего ребенка.
Неприятно слышать, как сотрудники школы описывают вашего ребенка как «медленного» или немотивированного; непродуктивно слышать только о плохом поведении. Но не позволяйте негативным замечаниям помешать вам сделать все, что в ваших силах, для защиты их образовательных потребностей. В конце концов, дети с СДВГ могут добиться успеха, если получат необходимую им помощь.
«Хотя разум вашего ребенка действительно работает по-другому, он, безусловно, способен учиться и добиваться успеха, как и любой другой ребенок», — говорит Джордж ДюПоль, доктор философии, профессор школьной психологии в Университете Лихай в Вифлееме, штат Пенсильвания. «Посмотрите на это так: если бы ваш ребенок был диабетиком или страдал астмой, стали бы вы хотя бы на одну минуту колебаться, выступая за его благо?» Точно так же, как диабетику нужен инсулин, а ребенку с астмой нужна помощь с дыханием, ребенку с СДВГ нужно регулировать среду обучения.
Сью Греко из Уорвика, штат Род-Айленд, непреклонна в том, чтобы быть самым сильным защитником своего 11-летнего ребенка. «У моего сына отличный мозг, — говорит она. «Он лидер с прекрасными идеями, но в местной государственной школе его заклеймили «неспособным добиться успеха». Поскольку я знаю, что он способен на большее, я записал его в католическую школу, надеясь, что более высокие академические требования и лучшая структура бросят ему вызов в положительном ключе».
[Пройдите этот тест: может ли у вашего ребенка оппозиционно-вызывающее расстройство?]
3. Не переоценивайте важность лекарств от СДВГ.
Нет никаких сомнений в том, что для многих детей правильные лекарства от СДВГ имеют огромное значение для улучшения плохого поведения. Но ни в коем случае лекарства не являются единственной вещью, которая имеет значение, и если говорить об этом так, как если бы это было так, у ребенка останется ощущение, что хорошее поведение не имеет ничего общего с его собственными усилиями. Когда вы замечаете, что ваш ребенок делает что-то, о чем вы неоднократно просили его не делать, боритесь с желанием спросить: «Ты забыл принять лекарство сегодня утром?» И не ever угрожают увеличить дозу вашему ребенку, потому что он сделал что-то неуместное.
«Утверждения, подобные этим, создают у вашего ребенка впечатление, что его поведение контролируется исключительно внешними факторами, — говорит доктор Браун-Гратчев. «Обязанность родителя — послать четкий сигнал о том, что, хотя лекарства улучшат навыки, которыми она уже обладает, они не решат волшебным образом все ее проблемы».
Сара Быковски, мать двоих сыновей с СДВГ, живущая в Анголе, штат Индиана, говорит: «Я говорю своим детям, что их лекарства подобны очкам. Очки улучшают зрение, которое уже есть у человека. Мои дети знают, что их самоконтроль, каким бы ограниченным он ни был, является главным фактором в управлении их поведением».
4. Убедитесь, что вы понимаете разницу между дисциплиной и наказанием.
Как часто вы жаловались друзьям или членам семьи (или даже терапевту): «Я кричал, читал лекции, угрожал, давал тайм-ауты, отбирал игрушки, отменял прогулки, давал взятки, умолял и даже шлепал — и ничего не работает!» Видите ли вы проблему с этим подходом? Любой ребенок , подвергшийся воздействию такого разнообразия «палочек», был бы сбит с толку. А один из самых эффективных подходов к дисциплине — «пряник» положительной обратной связи — даже не упоминается.
«Многие родители используют термины «дисциплина» и «наказание» как синонимы», — говорит Сэл Север, доктор философии, автор книги «Как вести себя так, чтобы ваш дошкольник тоже вел себя!» (#CommissionsEarned) «На самом деле они сильно отличаются». Дисциплина, говорит он, предпочтительнее, потому что она учит ребенка, как себя вести. Он включает в себя объяснение плохого поведения и перенаправление на приемлемое поведение, а также положительное подкрепление каждый раз, когда ребенок делает правильный выбор поведения. Наказание, с другой стороны, использует страх и стыд для заставить ребенка вести себя.
Наказание, безусловно, имеет место быть. Тем не менее, это никогда не должно быть связано с физическим или словесным оскорблением, и его следует использовать только в крайнем случае. Например, если ваш ребенок продолжает дергать кошку за хвост, несмотря на то, что ему постоянно говорят не делать этого — его следует наказать.
Часто лучший способ дисциплинировать ребенка с СДВГ — это использовать простую программу изменения поведения: определить соответствующие возрасту достижимые цели, а затем систематически вознаграждать каждое маленькое достижение, пока поведение не станет рутиной. Поощряя положительное поведение (а не наказывая за отрицательное), вы помогаете ребенку чувствовать себя успешным и еще больше повышаете его мотивацию поступать правильно.
5. Никогда не наказывайте ребенка за плохое поведение, которое он не может контролировать.
Представьте, что вы просите своего 10-летнего ребенка заправить постель. А теперь представьте, что через несколько минут он найдет его лежащим на неубранной кровати и играющим в карты. Что вы должны сделать? Обругать его и поставить на тайм-аут?
По словам доктора Севера, это, вероятно, не лучший подход. Он говорит, что во многих случаях ребенок с СДВГ не подчиняется не потому, что он непокорный, а просто потому, что он отвлекается от текущей задачи (в данном случае — от заправки постели). Отвлекаемость — распространенный симптом СДВГ, то, что он может быть не в состоянии контролировать. И когда вы неоднократно наказываете ребенка за поведение, которое он не может контролировать, вы настраиваете его на неудачу. В конце концов, их желание доставить вам удовольствие испаряется. Он думает: «Зачем заморачиваться?» От этого страдают отношения родителей и детей.
Наилучший подход в подобных ситуациях может состоять в том, чтобы просто напомнить вашему ребенку, чтобы он делал то, что вы от него хотите. Наказание имеет смысл, если совершенно очевидно, что ваш ребенок ведет себя непокорно — например, если он отказывается заправлять постель. Но дайте ему презумпцию невиновности.
6. Перестаньте обвинять других людей в трудностях вашего ребенка.
Вы из тех родителей, которые придираются ко всем кроме вашего ребенка? Вы говорите что-то вроде «Этот водитель не контролирует детей в автобусе» или «Если бы только учитель лучше умел управлять поведением, у моей дочери не было бы столько проблем в школе?»
Другие люди могут способствовать проблемам вашего ребенка. Но попытка свалить вину исключительно на других побуждает вашего ребенка выбирать легкий путь. Почему они должны брать на себя личную ответственность за свои действия, если они могут обвинить кого-то другого (или если они постоянно слышат, как вы обвиняете кого-то другого)?
7. Будьте осторожны, чтобы отделить дело от исполнителя.
«Палки и камни могут сломать мне кости, но слова никогда не причинят мне вреда?» Не верьте этому. Дети, которые постоянно слышат о себе плохие вещи, в конце концов начинают верить в эти вещи.
Каким бы расстраивающим вас ни было поведение вашего ребенка, никогда не называйте его «ленивым», «гипертрофированным», «невнимательным» или как-либо еще, что может обидеть его. И остановите себя, если вы начнете говорить что-то вроде «Ты такой неряха, почему ты не можешь содержать свою комнату в чистоте?» или «Что с тобой? Если я сказал вам один раз, я сказал вам тысячу раз…
Кэрол Брэди, доктор философии, детский психолог из Хьюстона, объясняет это так: «Родители должны сделать СДВГ врагом, а не ребенка. Когда вы персонализируете связанные с СДВГ проблемы ребенка, его самооценка резко падает. Но когда вы объединяетесь со своим ребенком для решения различных проблем негативного поведения, вы создаете климат, в котором ваш ребенок чувствует себя любимым и поддерживаемым, несмотря на его недостатки».
В следующий раз, когда в комнате вашего ребенка случится катастрофа, скажите ему: «У нас проблема, и мне нужна ваша помощь, чтобы ее решить». Скажите ей, что вам трудно укладывать ее спать ночью, потому что вы боитесь споткнуться о игрушки на полу в ее спальне или что оставленная в ее комнате еда привлекает насекомых. Спросите ее мнение. Чем больше ваш ребенок вовлечен в решение, тем лучше результат.
8. Не торопитесь говорить «нет».
Всем детям в определенное время нужно говорить «нет», чтобы они не сделали что-то опасное или неподобающее. Но многие родители рефлекторно говорят «нет», не задумываясь, можно ли сказать «да». А ребенок, который слышит «нет» слишком много раз, склонен бунтовать, особенно если он с самого начала импульсивен.
Почему родители так быстро говорят «нет»? Часто это происходит из-за страха («Нет, ты не можешь ходить в школу одна»), беспокойства («Нет, ты не можешь ночевать в доме Джейка, пока я не встречусь с его родителями»), желания контролировать («Нет, ты не можешь ходить в школу одна»). Нет, нельзя перекусывать перед ужином») или конкурирующей потребности («Не сегодня, малыш, я слишком устал»). Умные родители знают, когда сказать «нет», а когда лучше сделать глубокий вдох и ответить утвердительно.
Во многих случаях небольшое изменение в том, как вы используете слова «да» и «нет» при общении с ребенком, может означать разницу между приятным общением и неприятной конфронтацией.
Допустим, ваш ребенок хочет выйти на улицу поиграть, а вы хотите, чтобы он сел и сделал домашнее задание. «Вместо того, чтобы автоматически говорить «нет», — предлагает доктор ДюПоль, — попросите его помочь вам найти действенное решение». Таким образом, он чувствует, что хоть в какой-то степени контролирует ситуацию и что вы пытаетесь учесть его пожелания. Он будет чувствовать себя менее расстроенным и будет более сговорчивым.
9. Обращайте больше внимания на позитивное поведение вашего ребенка.
В своем стремлении избавиться от поведенческих проблем многие родители упускают из виду все положительные стороны поведения своего ребенка. Возникающий в результате негатив может бросить тень на семью, которая влияет на все аспекты жизни.
«Переучитесь смотреть на положительные стороны», — говорит доктор Север. «Заметьте, что ваш ребенок хорошо себя ведет или делает что-то хорошо, и похвалите его. Когда вы указываете и хвалите желательное поведение, вы учите ее тому, чего вы хотите, а не тому, чего вы не хотите».
По словам социального психолога Барбары Фредриксон, доктора философии, исследования показывают, что соотношение трех положительных комментариев на каждый критический комментарий приводит к наилучшему результату с точки зрения укрепления благополучия, повышения устойчивости и поддержания здоровых отношений. Этот коэффициент Лосада широко освещался Фредриксоном в 2009 г.книга Positivity (#CommissionsEarned) и ее продолжение 2013 года Love 2.0 (#CommissionsEarned).
Имейте также в виду, что некоторые проблемы поведения, которые вы приписываете СДВГ, могут быть общими для всех детей этого возраста. Полезно читать об этапах развития в детстве, особенно если ваш ребенок с СДВГ — ваш первенец.
Сделайте счастье и смех краеугольным камнем семейной жизни. Проведите весело время со своими детьми. Отправляйтесь с ними на велосипедные прогулки. Поиграйте с ними в парке. Вместе посещайте музеи. Своди их в кино. Конечно, жизнь с СДВГ может быть сложной. Но награды велики для родителей, которые действительно общаются со своими детьми.
10. Научитесь предвидеть потенциально взрывоопасные ситуации.
Представьте, что вашу дочь пригласили на вечеринку. Это хорошая новость, особенно для ребенка, который не очень популярен среди сверстников. А теперь представьте, что вечеринку ведет девушка, с которой недавно поссорилась ваша дочь. Вы просто скрестите пальцы и надеетесь на лучшее?
«Абсолютно нет», — предупреждает доктор ДюПоль. «Родители проводят много времени в реактивном режиме вместо того, чтобы думать и планировать заранее». По его словам, простой план — это все, что нужно, чтобы положительный опыт не превратился в отрицательный для всех заинтересованных сторон.
«В нашем доме есть «план», — говорит Сара Быковски. «Прежде чем пойти в магазин или в гости к другу, мы говорим об ожидаемом поведении и возможных подводных камнях. У нас также есть рутина для любых проблем, которые возникают. Я мог бы сказать: «Могу я поговорить с вами минутку?», а затем увести его из группы. Мы обсуждаем происходящее и пытаемся найти решение. Иногда нам все же приходится уходить раньше, но сейчас это случается гораздо реже».
Что бы вы ни делали, будьте последовательны. «Все дети получают пользу от постоянства, — говорит доктор ДюПоль, — но дети с СДВГ особенно нуждаются в постоянстве. Для них это не роскошь». Изменения в расписании в последнюю минуту или прерывание привычного распорядка могут нанести ущерб ребенку, который уже чувствует, что проводит большую часть своего времени вне равновесия и «наверстывает упущенное». Лучше иметь установленные рутины и планы и делать все возможное, чтобы придерживаться их.
«Обустройте свой дом таким образом, чтобы поощрять организованность и ответственность, а затем управляйте им как армейскими казармами», — предлагает СДВГ Ширли МакКарди, организационный эксперт и автор книги «Пол — не вариант ». «Думайте просто и доступно — прозрачные корзины для хранения одежды, сумки на молнии для домашней работы и большой семейный календарь с цветовой кодировкой».
Убедитесь, что вы и ваш супруг пришли к согласию по вопросам организации и дисциплины. «Родители, которые не согласны с общим подходом к мотивации и дисциплине своего ребенка с СДВГ, могут вызвать проблемы», — говорит Стивен Грцевич, доктор медицинских наук, детский психиатр из Чагрин-Фолс, штат Огайо. «Поведенческие вмешательства для детей с СДВГ вряд ли будут успешными, если их не применять последовательно».
Когда родители выступают единым фронтом, их дети точно знают, чего ожидать. В конечном счете, чем более предсказуемым и последовательным становится окружение вашего ребенка, тем счастливее будет вся семья.
11. Будьте хорошим образцом для подражания.
Родители — самый влиятельный пример для подражания ребенка, поэтому тщательно обдумайте свое поведение. Если вы не можете контролировать себя, как вы можете ожидать, что ваш ребенок будет проявлять самоконтроль?
«Крик — плохой пример того, как ваш ребенок должен справляться со своими эмоциями, — говорит доктор Брейди. «Родители склонны думать, что чем громче они становятся, тем больше воздействие на ребенка, но это не работает. Единственное, что слышит ребенок, — это гнев. Ситуация быстро выходит из-под контроля».
Совершенно нормально время от времени злиться на ребенка. Это нормально, , а не , постоянно кричать на нее. Вам и в голову не придет кричать и ругаться на друзей или коллег, поэтому вы знаете, что можете контролировать свой гнев, если нужно.
В следующий раз, когда ваш ребенок сделает что-то, от чего у вас закипит кровь, выйдите из комнаты, сделайте несколько глубоких вдохов или сделайте что-нибудь еще, чтобы успокоиться. Когда вы таким образом демонстрируете приемы самоуспокоения, вы учите ребенка тому, как важно управлять своими эмоциями.
Если вы выйдете из себя, не стесняйтесь извиниться перед ребенком.
12. Обращайтесь за помощью к другим.
Некоторые вещи в жизни просто невозможно сделать хорошо в одиночку, и воспитание ребенка с СДВГ — одна из них. «Если вы примете подход Клинта Иствуда, вы будете истощены умственно, эмоционально и физически», — говорит доктор Браун-Гратчев. «Создайте систему поддержки, достойную НАСА. Таким образом, когда ваша собственная «система» перегружается или дает сбой, что неизбежно происходит время от времени, есть кто-то, кто снова соберет вас вместе».
Узнайте у своего педиатра имя психолога или другого специалиста в области психического здоровья, который специализируется на СДВГ. Или свяжитесь с CHADD — скорее всего, в вашем сообществе есть отделение.
Сью Кордиш из Тингсборо, штат Массачусетс, знает цену надежной системе поддержки. «В течение многих лет мы с мужем беспокоились, что ни одна няня не поймет особых потребностей нашего сына, — говорит она. «Мы пытались нанять подростка, но ничего не вышло, и этот опыт заставил нас еще больше насторожиться. Поскольку поблизости не было членов семьи, ситуация была тяжелой. Мы просто не вышли. Затем мы нашли няню, которая работает с детьми с особыми потребностями.