Муж и жена после смерти будут ли вместе: Сможем ли мы быть вместе с женой после смерти? – Муж и жена после смерти… — встретятся ли муж и жена после смерти — запись пользователя Мария Электроэпиляция (masha881) в сообществе Православная семья в категории Рекомендую послушать/почитать/посмотреть

Сможем ли мы быть вместе с женой после смерти?

Доброго здоровья! Вопрос Ваш о тайнах Царствия Божия, и я начну ответ словами святого апостола Павла: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познáю, подобно как я познан» (1 Кор. 13:9-12).

Что же мы знаем отчасти? То, что будет воскресение мертвых. Господь Исус Христос говорит: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но прейдет от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). «Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5:29).

Наша вера принципиально отличается от веры в реинкарнацию. Могу Вам посоветовать в этой связи книгу новообрядческого епископа Александра (Милеанта) (1938-2005) «На пороге жизни и смерти», в которой есть добротная и всесторонняя критика учения о перевоплощении.

 «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30). Этими словами Христос дает нам обетование о духовном образе жизни по смерти и воскресении. Ведь цель брака — единство двух людей. А в Царствии Небесном наше единство будет во Христе. Но при этом: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

Во всяком случае можно с уверенностью сказать, что вместе со своей супругой по смерти вы сможете быть только во Христе Исусе. Итак, вместе стремитесь к Богу, и Он даст вам жизнь и жизнь с избытком (Ин. 10:10).

А что касается познания Бога, никто не может «понять суть Бога». Божество неизреченно и непостижимо. Об этом есть замечательная притча из жизни блаженного Августина. Однажды святой прогуливался по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы, и увидел мальчика, который вырыл ямку в песке и переливал туда воду, которую зачерпывал ракушкой из моря. Блаженный Августин спросил, зачем он это делает. Мальчик ему ответил:

— Я хочу вычерпать все море в эту ямку!

Августин усмехнулся и сказал, что это невозможно. На что мальчик ему сказал:

— А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?

И тут же мальчик исчез.

Но и в то же время Господь даёт нам возможность постигать Его и приближаться к Нему, быть с Ним и прославлять Его. В Своем откровении, данном нам в Священном Писании и церковном предании, Он открывает нам истины бытия и познание о Боге, какое мы можем вместить. Вы правы, действительно, Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). Но вот дальнейшие Ваши тезисы о том, что «любовь и сострадание есть в каждом человеке — это и есть Бог» уже не бесспорны и требуют уточнения и пояснения.

Я посоветую Вам читать Евангелие и глубже изучать свою Православную веру. Воспримите всем сердцем, всем разумом христианскую веру, углубитесь в мир святого православия, изучайте его не только по букве, изучите его самою жизнью, исполняя евангельские заповеди. Это познание — самое ценное богатство, обретя которое человек начинает презирать все, как некий сор, чтобы приобрести Христа и достигнуть Его Царствия (Флп. 3:8,11). Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее (Мф. 13:45-46).

Влияние венчания на жизнь после смерти. (Сохраняется ли брак там?) † Богославие

Сам по себе брак не сохраняется,но любовь и неуловимое понимание друг друга,которые стяжали супруги,будет связывать их и после смерти в вечности. Это в том радужном случае,если связали любовь.

Сохраняется ли брак после смерти?

Влияние венчания на жизнь после смерти.

Здравствуйте!
Помогите,пожалуйста,разобраться…
Извините заранее за такой вопрос, но он волнует не только меня. Известно, что венчаные муж и жена продолжают быть супругами и в вечности. Но как же понять слова Иисуса, что «в вечности не женятся и не выходят замуж»? Получается, что между супругами не будет половых отношений? Не думайте, что я какая-то «озабоченная». Просто как можно не прикасаться к любимому человеку, не обнимать его? Ведь эротическое влечение — это тоже дар Божий. Неужели мы с мужем будет только за ручки держаться?

Извините еще раз за глупый вопрос,мне стыдно за него,но все же непонятно почему Господь отнимет у супругов телесные отношения? Что в них плохого, если они любят друг друга???
Яна.

Здравствуйте, Яна. Очень хороший и актуальный вопрос, потому что он затрагивает одну из важнейших проблем нашего времени ― непонимания того, что такое любовь, и как она соотносится с темой половых отношений. Действительно, Господь благословил телесную близость супругов. Но брак и любовь ― не синонимы, поскольку брак может существовать без любви, как это ни странно звучит. Действительно, что из себя представляет любовь, и как ее отличить от влюбленности, страсти, или просто симпатии? Наиболее полно на этот вопрос ответил апостол Павел (1 Кор.13, 4), перечисляя качества любви.

Но если мы честно взглянем на себя и свои отношения в браке, то вынуждены будем признать, что не умеем еще любить. Об этом много написал отец Илья Шугаев в своей книге «Брак. Семья. Дети».

Плотские радости супругов являются воплощением благословения Господа «плодиться и размножаться», и кроме того, наградой за их обоюдную ответственность при законном вступлении в брак, учил митрополит Сурожский Антоний.

То есть, плотское удовольствие не является свидетельством любви, или наградой за нее, поскольку все качества, перечисленные апостолом Павлом не имеют половых признаков.

Если хотите, любовь беспола. Любовь можно описать одним словом «жертвенность», и неважно, кто жертвует ради кого: мать ради ребенка, или муж ради жены. Любовь нужно стяжать, выносить и выстрадать, а это процесс не одного года. И, естественно, далеко не всегда в отношениях супругов обретается любовь, что очень прискорбно.

Но ведь телесная близость разрешена не с момента стяжания супругами любви, а с момента прочтения молитвы на снятие венцов, читаемой сегодня сразу в чине таинства бракосочетания.

Вывод: любовь не связана с половыми удовольствиями, следовательно, связывать эти аспекты не стоит.

Идем далее.

В чем будет состоять блаженство людей в Царстве Божием? В двух аспектах: вечном предстоянии пред лицом Господа, славословии Его; и в общении друг с другом. Причем, необходимо отметить, что воскресшие тела святых людей будут подобны телу воскресшего Господа. Что это значит в нашем вопросе? Что Господь не станет отбирать никакой радости у людей. Напротив, Он Сам даст радость и блаженство в самом высоком
и глубоком ощущении этих реалий. Но человеческая душа, сподобившаяся святости не будет иметь потребности в телесной близости, как и воскресшее тело праведника. Человек сам не будет желать телесной близости, находясь в близости к Богу! И в свете этого блаженства телесные страстные желания не будут тревожить праведника.

И вот мы слышим в Евангелии.

Что саддукеи подходят ко Господу и задают ему вопрос о воскресении из мертвых, рассказывая Ему при этом некую небылицу. Пусть Господь разрешит этот вопрос: кого же эта женщина будет женой по воскресении из мертвых? Это нереальный вопрос, но философский. И Господь им отвечает, и отвечает не только им, но и нам: когда из мертвых воскреснут, то не будут ни жениться, ни выходить замуж, но будут как Ангелы на небесах. То есть, когда будет общее воскресение из мертвых, то уже не будет понятий «муж», «жена», и жизнь людей, способившихся Царствия Небесного, будет подобна жизни ангельской, она будет совершенно иной. И я еще хочу напомнить вот что: здесь речь не идет о том, что супруги забудут о том, что они муж и жена друг другу и у них исчезнет любовь друг ко другу. Здесь речь идет немножко о другом. В ветхозаветные времена жена воспринималась почти как собственность мужа, и вопрос о том, кого из них она будет женой по воскресении, это вопрос о том, кому она будет принадлежать. И здесь речь идет о том, что по воскресении из мертвых не будет самих понятий мужской или женский пол, кто кому принадлежит, поскольку каждый человек, мужчина или женщина, по воскресении из мертвых будут равны. И даже более того, святитель Иоанн Златоуст подчеркивает, когда размышляет на тему грехопадения, что подчиненное положении женщины в семье, которое существует даже в наши, новозаветные, времена, об этом и апостол Павел пишет, это прямое следствие грехопадения, но не более того. Когда же будет воскресение из мертвых, и все последствия грехопадения будут стерты, то не будет никакой разницы между мужчиной и женщиной, но и мужчины и женщины, способившиеся Царствия Небесного, будут равны между собой и подобны Ангелам.

А далее Господь приводит ссылку, цитату из Ветхого завета, именно из Торы, из книги Исход, 3-й глава, 6-й стих, когда Бог называет Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова и при этом обращается к Моисею. Авраам, Исаак и Иаков давно умерли, но Бог называет Себя их Богом. А разве может Бог ссылаться на мертвых, которые не могут подтвердить Его слова? И таким образом Господь показывает саддукеям, что и Тора свидетельствует о жизни после смерти и о том, что жизнь после смерти не заканчивается. И Господь добавляет: итак, вы весьма заблуждаетесь.

Таким образом, Господь свидетельствует им о том, что все Священное Писание возвещает воскресение из мертвых. И мы, братья и сестры, в это веруем; и в надежде на воскресение из мертвых и на воздаяние за все то, что мы претерпели на земле, мы с вами терпим какие-то невзгоды, какие-то проблемы. Но мы веруем, что придет Господь, и мертвые воскреснут, и мы вместе с ними, и наши любимые, которые ушли прежде нас и которые уйдут после нас, все мы восстанем и будем с Господом. Этому учит нас Евангелие, этому учит нас Господь, этому учит нас все Священное Писание. Аминь.

Проповедь протоиерея Александра Дягилева

Могут ли быть вместе после смерти родственные души например муж и жена

Когда мы становимся свидетелями смерти одного из супругов, особенно человека достойного и любящего свою «половинку», мы невольно задумываемся над тем, что произойдет, когда из жизни уйдет и второй супруг.

Даже понимая, что все суждения живых о загробной жизни, включая вопрос о единении душ после смерти, носят исключительно предположительный характер, мы продолжаем верить в это и надеяться на встречу с родными и любимыми. Что же говорит об этом церковь?

Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его

~ Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла 2.9

Прежде всего, принято считать, что жизнь на небесах означает перемены для земной души – не радикальные, но все же. Поэтому земные чувства хоть и не исчезают, но трансформируются. Причиной этому является и переориентация всех душевных помыслов на Бога. По словам Христа, на небесах браки не существуют, и все «пребывают как Ангелы Божьи». Благодаря этому в загробной жизни близкие и семейные отношения в нашем понимании уступают место другим чувствам.

Но память человеческая остается, и души в Царствии Небесном далеко не блуждают в ее поисках. Поэтому принято считать, что, попав в одну и ту же обитель, души смогут узреть и узнать друг друга, вспомнив обо всем, что было с ними в земной жизни.

Есть еще один вопрос, который задают многие себе:

Зависит ли то, будут ли любящие души вместе на Небесах от того, были ли они венчаны при жизни на земле?

Удивительно, но церковь на данный вопрос дает далеко не ожидаемый ответ, предостерегая против надуманных фантазий и мечтаний:

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

~ Евангелие от Матфея 5.8

Суть ответа состоит в том, что категорически не стоит переносить земные понятия на то, что может ожидать нас на Небесах. Бог творит только благое, и надеяться можно только на то, что для тех, кто живет на земле согласно Его заповедям будет подготовлено только самое лучшее.

Начав благие дела на земле с жизни во Христе и венчания по взаимному согласию и взаимному же пониманию его смысла, вы продолжите этот путь и в вечности, где любящие сердца и души обязательно встретятся.

Итак, подведем итоги: рано или поздно все мы узнаем ответ на вопрос, встретим ли мы наших родных на Небесах и будем ли мы Там вместе. Странно предполагать, что после смерти душа останется в одиночестве – где бы она не оказалась. Но все-таки реальная свобода будет дарована душе после воскрешения.

Задать вопрос православному священнику

Вопрос: «После смерти мужа и жены, их венчанный брак будет на небесах в Царствии Божием? Вместе ли они попадут в рай, или они будут разделены? Есть ли какие-то упоминания об этом. Если один из супругов попадет ад, а другой в рай, сможет ли один вымолить другого? Об этом насколько я знаю доподлинно не известно».


Отвечает игумен Антоний:
— Именно об этом упоминает нам Господь в Евангелии от Матфея: «Ибо в воскресение не женятся, не выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии на небеси.» Здесь имеется в виду прекращение тех плотских отношений, которые начинаются на земле в совместной супружеской жизни. Но семейная жизнь, это не только плотские отношения. Семейная жизнь – это еще и духовные отношения. И если супруги были единомысленны, если они любили друг друга, если они в месте стремились к Богу и жили духовной жизнью, тем более, если их брак был скреплен таинством венчания, то как говорится в венчальной молитве, Церковь просит, чтобы Господь сохранил им венцы венчальные, то есть союз супружеской любви, и в Царствии Небесном. Таким образом, можно сказать о том, что если супруги любили друг друга и вместе верили во Христа, стремились в Царство Небесное, то как говорит апостол Павел: «любовь никогда не умирает». И в Царствии Небесном самая главная добродетель будет — любовь. А любовь предполагает и совместное общение. Поэтому наверняка такие супруги будут вместе в Царствии Небесном, и их общение не прекратится.
Другой вопрос, если один из супругов оступился, или был вообще не верующий. Может ли другой супруг помочь ему, если он оказался в беде после смерти? Святая Церковь говорит, что и такое возможно. Апостол Павел, говоря о супружеском общении, обращается к верующей жене, живущей с неверующим мужем с такими словами: «Почему знаешь жена, не спасешь ли мужа?» То есть жена не обратишь ли ты мужа ко Христу еще в этой жизни? И не вымолишь ли его в жизни вечной, если он попадет в беду из-за какого-то нераскаянного греха? Поэтому, и молитвы церковные за усопших, и тем более наши молитвы за наших близких, всегда имеют ценность пред Богом и силу любви, которой мы продолжаем любить наших ушедших сродников, тем более, если это муж и жена.
В пример можно привести святых благоверных князей Петра и Февронию. Еще в своей совместной супружеской жизни на земле, они были единомысленны и единодушны. И Господь показал, на их примере, милость к таким благочестивым супругам. Они и умерли в один день и похоронены были совместно. И чудесным образом, даже, когда их хоронили раздельно, они оказывались вместе, в одной гробнице, которую приготовили заранее для себя. В пример можно привести и преподобных Кирилла и Марию, родителей преподобного Сергия Радонежского. Эти супруги тоже были благочестивы, они тоже скончались в один день, и мы веруем о том, что они в Царстве Небесном, неразлучно общаются друг с другом в союзе любви.

СОСТОЯНИЕ СУПРУГОВ ПОСЛЕ СМЕРТИ — МегаЛекции

 

45 Я только что показал, что на Небе есть супружество. И если супружеский союз заключен в природном мире — он может длиться и укрепляться и после смерти, а может и прекратиться. Этот вопрос решается не с помощью доводов, а на опыте, ка­кой я приобрел через содружество духов и ангелов, так что имен­но от меня зависит рассмотреть его таким образом, чтобы разум его воспринял. Это одна из тех вещей, о которых супруги надеют­ся узнать и молятся о том Господу. Ибо мужья, которые любили своих жен, и жены их умерли, хотят знать, что с ними сталось, а также встретятся ли они со своими женами снова, и так же де­ло обстоит с женами, которые любили своих мужей. И многие су­пруги хотят заранее знать, будут ли они после смерти разлучены или останутся вместе. Те, кто не был меж собой согласен, жела­ют знать, будут ли они разлучены, а те, кто был, желают знать, будут ли они жить вместе. Поскольку нижеследующее интересу­ет весьма многих, я поместил свои сообщения в таком порядке:

(1) После смерти половая любовь каждого человека оста­ется такой же, какой она была внутренне, то есть его внут­ренней потребностью и мыслью.

(2) То же относится к супружеской любви.

(3) Обычно супруги встречаются после смерти, узнают друг друга, вновь соединяются и какое-то время живут вмес­те. Это происходит на первом этапе, пока они находятся во внешней среде, как это было в природном мире.

(4) Но постепенно, по мере того, как их оставляет все на­носное и остается лишь то, что было им внутренне присуще, они понимают, каковы были на самом деле их любовь и привязанностъ друг к другу и смогут ли они жить вместе заодно.

(5) Если супруги могут жить вместе, они остаются супру­гами, а если не могут, они разлучаются-, либо муж уходит от жены, либо жена от мужа, а иногда — друг от друга взаимно.

(6) Затем муж получает надлежащую жену, а жена — над­лежащего мужа.

(7) Супруги взаимно наслаждаются соитием так же, как это происходит в природном мире, только более богатым и счастливым, хотя от него и не может быть детей. Вместо этого они способны к деторождению духовному, порождая любовь и премудрость.



(8) Так бывает с теми, кто допущен на Небо. И дело обсто­ит иначе с теми, кто попадает в ад.

Далее следует объяснение, которое подтвердит и разъяснит изложенные пункты.

46 (1) После смерти половая любовь каждого человека оста­ется такой же, какой она была внутренне, то есть ею внут­ренней потребностью и мыслью. После смерти любовь пола ос­тается такой, какой она внутренне была присуща человеку при жизни. Всякая любовь следует за человеком после его смерти, ибо любовь — это основа его жизни. Любовь сдерживающая, которая является главной из всех прочих видов любви, остается с челове­ком навсегда, так же, как и прочие виды любви. Они остаются по­тому, что любовь принадлежит к духовному в человеке, а также и к телесному — через духовное, а поскольку человек после смер­ти становится духовным, он уносит с собой свою любовь. Любовь— основа человеческой жизни, отсюда следует, что, поскольку после смерти человек продолжает жить как в природном мире, она оста­ется в нем, то есть остается его сокровенным желанием и мыслью. Что до любви половой, то она является основой всякой люб­ви, ибо при творении заложена в душу человека, откуда происхо­дит все его естество. Половая любовь вменена ему ради умноже­ния человеческого рода. Причина, по которой такая любовь остается, есть то, что после смерти мужчина остается мужчиной, а женщина — женщиной; и в душе, разуме и теле мужчины нет ничего такого, что не было бы мужским, то же и с женщиной; и оба они созданы так, что постоянно стремятся к соединению в одно целое; и именно-стремление к половой любви порождает любовь супружескую.

А поскольку наклонность к единению начертана на всем, что касается мужчин и женщин, это означает, что эта наклонность не может уменьшиться и умереть со смертью тела.

47 Любовь половая остается у человека постольку, поскольку, когда он жил в природном мире, она была его внутренним побуж­дением, ибо у каждого человека есть внешнее и внутреннее. Это еще можно назвать внутренним и внешним человеком. Итак, есть внутренние и внешние воля и разум. И когда человек умирает, все внешнее отходит от него, а все внутреннее остается с ним, ибо внешнее принадлежит телу, а внутреннее — духу.

Следовательно, человек есть его любовь, а любовь преоблада­ет в его духе, а это значит, что половая любовь остается с ним по­сле смерти, так же, как прежде, — сокровенно. К примеру, если его сокровенной любовью была любовь к супружеству или целомуд­рию, и после смерти он продолжает любить супружество или це­ломудрие. А если он внутренне ощущал любовь беспорядочную, она такой останется и после смерти. Но половая любовь у одного человека вовсе не такая же, как у другого. Существует бессчетное множество ее разновидностей. И у каждого человека она остается такой, какой пребывала при жизни в его душе.

48 (2) Соответственно, супружеская любовь остается та­кой же, какой внутренне пребывала в природном мире, — то есть такой, какой она была во внутренней воле и помыслах человека. Я говорю о любви к противоположному полу и супру­жеской любви потому, что это не одно и то же. Я также утверж­даю, что после смерти любовь к супружеству остается у человека, ибо она была его внутренней составляющей, пока он жил в мире. Но немногие знают разницу между любовью к противоположно­му полу и любовью супружеской, так что я постараюсь в начале этого раздела вкратце о ней сказать.

Любовь к противоположному полу есть любовь ко многим его представителям, в то время как супружеская любовь есть любовь лишь к одному представителю противоположного пола. Любовь ко многим есть любовь природная, она у нас такая же, как у зверей и птиц, целиком принадлежащих природе. Любовь же к супруже­ству есть любовь духовная, свойственная и принадлежащая только людям, ибо люди были созданы для того, чтобы стать духовными, и для этого они рождаются. То есть насколько человек отвращает­ся от любви к противоположному полу и проникается любовью су­пружеской, настолько он духовен. В начале супружества любовь к противоположному полу кажется связанной с супружеской лю­бовью, но по мере дальнейшей супружеской жизни они разделя­ются, а затем у людей духовных любовь к противоположному полу улетучивается, и ее заменяет супружеская любовь. С теми же, кто не духовен, все происходит противоположным образом.

Из того, что я сказал, следует, что любовь к противоположно­му полу относится ко многим и является природной, даже скот­ской в определенном смысле, а следовательно, нечестивой и не­целомудренной. А поскольку она не знает пределов, это блудная любовь. Супружеская же любовь совершенно иная. Из нижесле­дующего станет ясно, что супружество духовно и естественно для человека.

(3) Обычно супруги встречаются после смерти, узнают друг друга, вновь соединяются и какое-то время живут вмес­те. Это случается на первом этапе, когда они живут внешним, как жили в природном мире. Всего этапов, какие проходят люди по­сле смерти, два — внешний и внутренний. Вначале они обретают свое внешнее состояние, а затем уже — внутреннее. В состоянии внешнем, если кто-либо из них умер раньше, супруги встречают­ся, узнают друг друга, и если они жили вместе в природном мире, они соединяются и какое-то время живут вместе. Пока они пре­бывают в этом состоянии, каждый из них ничего не знает о распо­ложении к нему другого, ибо это от них сокрыто. Но позднее, когда они переходят в свое внутреннее состояние, их расположе­ние друг к другу становится очевидным, и если они схоже мыслят и сочувствуют друг другу, они продолжают свою супружескую жизнь. Но если они пребывают в несогласии и чувства их по от­ношению друг к другу неодинаковы, они разлучаются.

Если у человека было несколько жен, он поочередно воссое­диняется с ними, пребывая в своем внешнем состоянии. Но когда он обретает состояние внутреннее и может уже различать лю­бовные веяния, он либо выбирает одну из жен, либо всех их остав­ляет, ибо в духовном мире, так же, как в природном, христианам

‘ В оригинальном издании 47 и 48 параграфы повторяются дважды.

дозволяется иметь лишь одну жену, иначе это подрывает и оск­верняет веру.

Так же обстоит и с женщинами, у которых было несколько — мужей. Но женщины сами себе мужей не выбирают. Они лишь яв­ляются, а мужья берут их себе в жены.

Следует заметить, что мужья редко узнают своих жен, зато жены хорошо знают своих мужей. Это происходит потому, что женщины обладают внутренней любовной силой, а мужчины — только внешней.

486 (4) Но постепенно, по мере того, как их оставляет все на­носное и остается лишь то, что было им внутренне присуще, они понимают, каковы были на самом деле их любовь и привя­занность друг к другу и смогут ли они жить вместе заодно. Нет необходимости далее это объяснять, ибо все это вытекает из того, о чем сказано в предыдущем параграфе. Я лишь расскажу о том, как люди избавляются от всего внешнего и проникаются внутренним. После смерти каждого человека знакомят с миром, который называется миром духов и который расположен между Небом и адом. Там их приуготовляют, добродетельных — к небесам, а по­рочных — к аду. Целью приготовлений является то, чтобы внут­ренне и внешне они были меж собой согласны и едины, но не раз­двоены. В природном мире внешнее и внутреннее между собой схожи лишь у людей чистосердечных. Мы знаем о том, что они не­схожи у людей хитрых и лживых, особенно у лицемеров, льсте­цов, обманщиков и лгунов. В духовном мире недозволительно иметь такое раздвоенное сознание, а соответственно, доброде­тельные здесь хороши и внутренне и внешне. Действительно, по­сле смерти каждый человек становится таким, каков он внутрен­не, а не таким, каков он внешне. Для этой цели он принужден жить попеременно то внешним, то внутренним. Каждый человек, даже самый злобный, во внешней жизни разумен,—то есть он хо­чет таковым казаться. Но внутренне злобный человек неразумен. В соответствии с изменениями, которым он в жизни подвержен, человек получает возможность видеть свою глупость и вразум­ляться. Но если он не вразумился в природном мире, этого с ним не случится и после смерти, ибо ему нравится собственная нера­зумность и он хочет всегда быть таким, и в таком случае он вовле­кает свое внутреннее «я» все в те же пороки. Тогда его внутреннее и внешнее «я» соединяются, и когда это происходит, ему уже уго­тован ад.

С добродетельным человеком происходит обратное. Он ис­кал Господа в природном мире и стал разумным, и тогда он внут­ренне делается более разумен, чем внешне, ибо привязанности и разочарования внешнего мира заставляют его временами посту­пать неразумно. В таком случае его внешнее приводится в гармо­ническое соответствие с внутренним, которое, как я уже сказал, премудро. Когда это происходит, он оказывается приуготовлен к Небу. Из этого ясно, каким образом после смерти человек осво­бождается от внешнего и проникается внутренним.

49 (5) Если супруги могут жить вместе, они остаются супру­гами, а если не могут, они разлучаются: либо муж уходит от жены, либо жена от мужа, а иногда — друг от друга взаимно. Разлуки случаются после смерти потому, что брачные союзы, за­ключаемые на земле, редко основаны на внутренней любви, но ча­ще — на внешней, скрывающей, что заключено внутри. Наше внешнее представление о любви своей причиной и истоком име­ет такие предметы, которые относятся к любви природного мира и любви телесной. Богатство и состояние принадлежат главным образом к любви природного мира, в то время как достоинство и честь относятся к телесной любви. Сверх того, существуют вся­ческие соблазны, как то: красота и внешнее благонравие. Иногда соблазняет и похоть; кроме того, браки заключаются в районе, го­роде, селении или имении безо всякого выбора, между знакомыми семьями, обладающими сходным положением в обществе. Вот по­чему браки, заключенные в природном мире, суть как правило ‘внешние, но не внутренние, и отнюдь не внутренний союз — союз душ — является их основой. Такой брак протекает незаметно до тех пор, пока человек не начинает освобождаться от внешнего, погружаясь во внутреннее, что происходит после смерти.

Итак, в зависимости от обстоятельств после смерти супруги разлучаются, а затем заключают новые браки с теми, с кем они схожи и сродственны, если только это уже не случилось на зем­ле. Такое случается с теми, кто с юности любил свою законную суп­ругу и те любовные отношения, которые их связывали, дорожил ими и молил об их продлении Господа, воздерживаясь от нечес­тивых желаний и гнушаясь их.

(6) Затем муж получает надлежащую жену, а жена над­лежащего мужа. Это происходит по той причине, что ни одна су­пружеская чета не может попасть на Небо, если супруги не еди­ны внутренне или если они не могут быть заодно. Ибо их на Небе величают не двумя, но одним ангелом. Господь поведал об этом в следующих словах, что они отныне «не двое, но одна плоть».

Причина, по которой их иначе не принимают на Небо, есть та, что в противном случае они не смогут там жить вместе — в одном доме, в одной спальне и в одной постели. Ибо каждый на Небе соединяется с кем-то согласно отношениям и привязанностям люб­ви, и в соответствии с этим они живут в своих домах. Ибо в духов­ном мире нет пространства, но есть нечто похожее на простран­ство, и это зависит от условий жизни человека. А условия жизни человека зависят от условий его любви. А потому никто там не мо­жет жить иначе, как в доме, сооруженном и оборудованном в со­ответствии с тем, какова его любовь. В каком-либо ином месте грудь его сдавливает, и ему становится трудно дышать. А двое не могут жить вместе в одном доме, если только не подходят друг другу — если они не супруги — и не имеют взаимных наклоннос­тей. Если же они имеют только внешние, но не внутренние вза­имные наклонности, само жилище или само это место их разъе­динит, устранит и удалит друг от друга.

Вот почему тот, кто подготовлен к тому, чтобы пребывать на Небе, может заключить брачный союз с тем, чья душа настолько склонна к союзу с другим человеком, что хочет, чтобы у них бы­ло не две жизни, но одна. Вот почему в противном случае они разлучаются, и мужчина обязательно получает надлежащую же­ну, а женщина — надлежащего мужа.

(7) Супруги взаимно наслаждаются соитием, так же, как это происходит в природном мире, только более счастливым и богатым, хотя от него и не может быть детей. Вместо этого они способны к деторождению духовному, порождая лю­бовь и премудрость. Супруги наслаждаются соитием так же, как они наслаждаются им в природном мире, поскольку после смерти мужчина остается мужчиной, а женщина — женщиной, а потому в них вкоренено стремление соединиться. Эта наклонность пере­дается телу через дух, и после смерти, когда люди становятся ду­хами, это взаимное тяготение остается, и ему непременно сопутствует соитие. Ибо люди, как и прежде, остаются людьми, и ничто не отымается ни у мужчин, ни у женщин. Они остаются в тех же телесных формах, а также с теми же чувствами и мыслями. Следо­вательно, что может быть меж ними еще, как не соитие? А по­скольку супружеская любовь целомудренна, чиста и свята, такое соитие совершенно. Более об этом сказано в параграфе 44.

Соитие здесь более счастливое и богатое, потому что когда любовь становится духовной, она делается глубже и чище, а сле­довательно, чувственнее. Всякая осознанная радость становится более сильной, и она усиливается до того, что человек познает от нее блаженство.

52 От небесных супружеств не бывает детей, но бывает духовное деторождение — любви и премудрости, ибо у тех, кто пребывает в духовном мире, отсутствует одна составляющая — в них нет ма­териальности. Это способствует тому, что драгоценные сосуды заполнены духовными жидкостями. В силу такого содержания сосудов они не могут принимать физические формы, проявляю­щиеся в деторождении, как это происходит в природном мире. Духовное содержание как таковое порождает любовь и премуд­рость, которые являются следствием духовного зачатия. Я гово­рю «зачатие», ибо супружеская любовь порождает ангела. Эта лю­бовь соединяет мужчину с женщиной и делает его все более человечным, ради того чтобы однажды двое супругов на Небе превратились в одного ангела. И именно через свой супружеский союз они воссоединяются с человечеством — и союз этот неиз­менно мудр и исполнен любви, в свою очередь наполненной пре­мудростью.

53 (8) Так бывает с теми, кто допущен на Небо. И дело обсто­ит иначе с теми, кто попадает в ад. Те, кого допускают на Не­бо и кто становится ангелом, духовны, и между ними существует духовное, а следовательно, святое супружество, и после смерти мужчина получает надлежащую жену, а женщина — мужа, и они наслаждаются счастливым и богатым соитием, хотя у них и не рождаются дети. Это относится к тем, кто попадает на Небо.

Те же, кто оказывается в аду, остаются целиком природны­ми людьми, а единственно природные супружества не есть су­пружества на самом деле, но связи, возникшие от нечестивого желания. Ниже, где речь зайдет о целомудрии и нечестии, и еще дальше, где речь пойдет о любви к похоти, я расскажу, что это за связи.

54 К тому, что уже сказано о том, что случается с супругами по­сле смерти, необходимо добавить следующее:

а) Все браки, которые являются просто природными, после смерти недействительны. Это происходит по той причине, что в таком супружестве супружеская любовь остывает, а любовь к прелюбодеянию распаляется. И хотя после расставания такие су­пруги время от времени все же вступают в отношения, сходные с супружескими, через короткое время они эти отношения преры­вают. Часто это случается не один раз. И в конце концов мужчине остается жить с проституткой, а женщине — с прелюбодеем. Так происходит в адовой тюрьме (см. «Апокалипсис откровенный», № 153 [Ю]). Им обоим воспрещен беспорядочный разврат.

б) Когда один из супругов духовен, а второй — нет, они также расстаются после смерти, и тот, который духовен, получает соот­ветствующего партнера, второй же обречен присоединиться к по­добным ему духам и вести распутную жизнь.

в) Те же, кто был в природном мире одинок и кто вовсе не помышлял о супружеской жизни, остаются одинокими и на Небе, если они духовны. Если же они недуховны, они становятся раз­вратниками. Совсем иначе дело обстоит с теми, кто, оставаясь одинокими, мечтали о супружестве, особенно с теми, кто безус­пешно пытался жениться. Если они духовны, их ожидает счастли­вое супружество, но не раньше, чем когда они попадут на Небо.

г) Люди, которые жили взаперти в монастырях, девы и муж­чины, освобождаются с окончанием их монастырской жизни (по­сле смерти она некоторое время продолжается) и получают сво­боду делать что пожелают, включая женитьбу и замужество. Если они этого хотят, то образуют супружеский союз. Если нет — оказываются среди одиноких, в соответствующей части Неба. Но те, которых снедает вожделение, изгоняются.

д) Одинокие находятся в определенной части Неба, посколь­ку атмосфера совершенного одиночества повреждает атмосферу супружеской любви, которая является атмосферой Неба. Это именно и есть атмосфера Неба, ибо она нисходит от небесного су­пружества Господа и Церкви.

55 Ко всему сказанному прибавлю две достопамятные истории. Первая такова. Однажды я услышал приятнейшую мелодию, нис­ходившую с Неба. Эту простую мелодию напевали девы и моло­дые женщины. Сладость их пения была сродни любовному чувст­ву, порожденному гармонией. Небесное пение есть не что иное, как озвученная любовь, то есть чувство, выраженное модуляция­ми голоса. Ибо как слова выражают мысли пение выражает чув­ства. Исходя из ритмов и звучания ангелы могут сказать, какие чувства пение выражает.

В это время кругом меня было множество духов, и я услышал от некоторых, что им доводилось слышать эту приятную мелодию и что эта мелодия выражала любовное чувство, истоков которого они не знали. Они делали различные предположения, но тщетно. Они полагали, что песня, возможно, передает чувства жениха и невесты после помолвки. Некоторые считали, что это чувства жениха и невесты, вступающих в брак, другие же думали, что в песне говорится о чувствах мужа и жены в первую брачную ночь.

И тогда среди них появился ангел и сказал: «Они поют о цело­мудренной любви к противоположному полу».

Но те, которые стояли вокруг, спросили: «Что значит цело­мудренная любовь к противоположному полу?»

Ангел ответил: «Это любовь мужчины к девице или жене с прекрасной фигурой и приятными манерами, без каких-либо по­хотливых мыслей. То же относится к любви женщины к мужчи­не». Сказав это, ангел исчез.

Песнь продолжалась, и теперь, когда они знали, о каком чув­стве в ней пелось, они слушали ее совсем иначе, каждый в соот­ветствии со своим пониманием любви. Те, которые смотрели на женщин целомудренно, воспринимали мелодию как гармонич­ную и приятную. Те же, кто смотрел на женщин с вожделением, воспринимали ее как лишенную гармонии и унылую. Те же, кто смотрел на женщин с презрением, воспринимали ее как диссони­рующую и грубую.

Внезапно то место, где они стояли, превратилось в театр, и они услышали голос: «Изучите эту любовь».

Тогда явились перед ними некоторые духи из различных сооб­ществ. Среди них были ангелы в белом. И ангелы сказали: «В этом духовном мире мы рассматривали различные виды любви, не только любовь мужчины по отношению к мужчине и женщины по отношению к женщине, но и взаимную любовь мужа и же­ны, а также любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине. У нас была возможность посетить различные сообщества и изу­чить их. И единственным местом, в котором мы обнаружили эту целомудренную всеобщую любовь к противоположному полу, было место, в котором люди обладали этой неувядающей вневре­менной способностью благодаря их истинной супружеской люб­ви. И они располагаются на самом высоком небе.

Мы также смогли наблюдать влияние этой любви на наши сер­дечные чувства. И мы ясно ощутили, что нет слаще любви, чем любовь двух супругов, чьи сердца бьются как одно. Но мы просим вас изучить эту любовь, потому что она для вас нова и вам неведо­ма, ибо это само по себе приятно. На Небе мы называем ее небес­ной сладостью».

И они стали обсуждать этот вопрос.

Первыми заговорили те, кто не мог целомудренно думать о су­пружестве. И они высказали следующее мнение: «Какой мужчина при виде прекрасной и способной к любви молодой женщины или жены может сдержаться и очистить свои мысли до такой степени, чтобы возлюбить ее красоту и вовсе не возжелать ее? Разве это возможно? Кто сможет превратить врожденное каждо­му мужчине вожделение в такое целомудрие, изменить то, что есть, и при этом испытывать любовь? Когда любовь половая пере­дается из ваших глаз в ваши мысли, разве может эта любовь удов­летвориться видом женского лица? Разве не переходит она ниже, к ее груди — и еще ниже? Нет никакого смысла в словах ангелов о том, что эта любовь может быть целомудренной и в то же вре­мя сладчайшей из всех любовей и единственно возможной у мужей, которые испытывают истинную любовь к супружеству, а следовательно, которые обладают высочайшей потенцией со своими женами. Когда они видят прекрасных женщин, разве мо­гут они, единственные из всех людей, сохранять свои мысли на высочайшем уровне и держать их там в безопасности, в уверенно­сти, что они не опустятся и не устремятся к тому предмету, кото­рый и производит такую любовь?»

Следующими заговорили те, кто были одновременно холодны и горячи. Холодны к своим женам и горячи к противоположному полу. Они сказали: «Что означает целомудренная любовь к проти­воположному полу? Разве сам термин «целомудренная половая любовь» не содержит в себе противоречие? И с этим противоречием чем она является, как не чем-то лишенным своих основных атрибу­тов? А значит, она ничего из себя не представляет. Как может цело­мудренная любовь к противоположному полу быть сладчайшей из любовей, когда целомудрие лишает ее сладости? Все вы знаете, в чем состоит сладость любви. Если же всякую идею, связанную с этим, изгнать, в чем тогда сладость и откуда она проистекает?»

Некоторые иные сказали так: «Мы были с прекраснейшими из женщин и не испытали никакого желания. Итак, нам известно, что такое целомудренная любовь к противоположному полу».

Но их товарищи, которые знали об их похотливости, отвеча­ли: «Вы были неспособны в это время к соитию, а поэтому проти­воположный пол вас не интересовал. Это не целомудренная любовь к противоположному полу, но, напротив, конечный ре­зультат нечестивой любви».

Когда они услышали это, возмущенные ангелы попросили вы­сказаться тех, которые стояли справа, лицом к югу. И они сказали: «Существует любовь между мужчинами, любовь между женщина­ми, любовь между мужчинами и женщинами. Все эти три вида любви совершенно отличны одна от другой. Любовь между муж­чинами — это любовь между пониманием и пониманием, ибо чело­век создан, а следовательно и рожден, чтобы стать понимающим. Любовь между женщинами — приязнь к мужскому пониманию, ибо женщина создана, а затем рождена, чтобы стать любовью к мужскому пониманию. Эти виды любви: мужчин к другим муж­чинам и женщин к другим женщинам не проникают глубоко в их сердца. Они остаются снаружи и лишь соприкасаются одна с дру­гой и не соединяются внутренне вместе. Вот почему два мужчины ссорятся и противоборствуют, как два бойца. И женщины проти­востоят друг другу своими похотениями, как два комедианта, изо­бражающие первую схватку. Любовь же между мужчинами и жен­щинами — это любовь понимания и приязни к пониманию, и эта любовь глубоко проникает в них и соединяет их вместе. Это со­единение и есть такая любовь. Союз разума, но не тел в то же вре­мя, или попытка союза только разума и есть духовная, а следова­тельно, целомудренная любовь. Эта любовь возможна лишь у тех, кто испытывает истинную любовь к супружеству и кто обладает благодаря этому высшей потенцией, ибо целомудрие охраняет каждого от влияния на него любви ко всякому женскому телу, кроме тела жены. А поскольку они обладают этой огромной потенци­ей, они не могут удержаться от любви к противоположному полу и при этом противостоять нечестивым мыслям и желаниям. Итак, любовь к противоположному полу для них целомудренна. Это внутренняя, духовная дружба в собственном смысле этого слова, которая получает свою сладость от их огромной целомудренной потенции. Их сила столь велика, ибо они целиком отринули по­хоть и целомудренны оттого, что любят только своих жен. Итак, любовь, которую они испытывают, целомудренна, ибо она про­буждается не плотью, но духом, и она сладка, ибо женская красо­та воздействует и на разум по врожденному чувству».

Многие из собравшихся закрыли ладонями уши, услышав та­кие речи, говоря: «Эти слова причиняют нам ушную боль, а вещи, которые вы говорите, для нас бесполезны».

То были нечестивые люди. И тогда мы вновь услышали песню с небес, и она была слаще, чем прежняя. И для тех, что были не­честивы, она казалась такой какофонией, что они выбежали из театра, чтобы не испытывать страданий и не слышать этого шума. Остались лишь некоторые из тех, кто был чувствителен к цело­мудрию супружеской любви.

История вторая. Однажды, когда я разговаривал в духовном мире с ангелами, мне пришла в голову удачная мысль посмотреть на Храм Мудрости, который я видел однажды. И я спросил их, как можно попасть туда. Они ответили: «Следуй свету, и ты туда по­падешь».

Я спросил: «Что вы имеете в виду, когда говорите «следуй све­ту»?» Они ответили: «Наш свет светит ярче и ярче по мере того, как ты приближаешься к храму. Так что следуй туда, где свет ярче. Наш свет исходит от Господа, как солнце, а это и есть премудрость».

Тогда, сопровождаемый двумя ангелами, я пошел по направ­лению к усиливающемуся свету и так восходил по крутой стезе все выше и выше на вершину холма, который был расположен в южной стороне. И там я увидел великолепные ворота. Страж­ник, увидев со мной ангелов, отворил их. Тут была дорога, обса­женная пальмами и лавровыми деревьями, по которой мы и преследовали.

Дорога эта петляла и привела в сад, посреди которого стоял Храм Мудрости. Когда я посмотрел вокруг, я увидел маленькие домики, подобные храму, в которых были премудрые. Мы зашли в один из них и поговорили с хозяином, стоявшим у входа. Мы объяснили ему, почему и как сюда попали. «Добро пожаловать, — сказал он, — входите, усаживайтесь. Давайте поговорим по-дру­жески о премудрости».

Я увидел, что внутри маленький домик был разделен на две части, но при этом помещение по-прежнему составляло одно це­лое: он был разделен стеной, но казалось, что все помещение — одна комната, поскольку стена была прозрачной. И стена эта бы­ла словно из чистейшего хрусталя.

«Почему это так?» — спросил я.

«Я не один, — ответил он. — Со мной моя жена, и мы вдвоем, но в то же время нас не две, но одна плоть».

Я сказал: «Я знаю, вы мудрый человек. Что же может быть об­щего у мудрого человека, олицетворяющего саму премудрость, с женщиной?»

На лице нашего хозяина выразилось некоторое неудовольст­вие. Он указующе вытянул руку, и мы увидели других премудрых людей из соседних домов, которые пришли поучаствовать в на­шей беседе. Наш хозяин шутливо сказал: «Наш гость хочет знать, что может быть общего у мудрого человека, или у мудрости, с женщиной».

Все на это рассмеялись и сказали: «Как может быть мудрый че­ловек, или мудрость, без женщины, то есть без любви? Жена — это любовь мудрого к мудрости».

Но хозяин сказал: «Давайте побеседуем о премудрости. Давай­те прямо теперь поговорим о том, что есть женская красота».

И они по очереди заговорили. Первый сказал: «Вот что: Гос­подь создал женщину ради привязанности мужчины к мудрости и ради любви к мудрости. А любовь к мудрости и есть красота».

Второй сказал: «Вот что: Господь создал женщину через муд­рость мужчины, потому что Он создал ее для мужчины, и следо­вательно, она — воплощение мудрости, вдохновленное любов­ным чувством. А любовное чувство есть сама жизнь. Итак, женщина есть жизнь в премудрости, хотя мужчина и есть прему­дрость. И жизнь в премудрости есть красота».

Третий сказал: «Вот что: женщины могут чувствовать радости супружеской любви, и все их тело — это орган, воплощающий это

Состояние супругов после смерти

понятие. Итак, красота — это воистину дом радостей супружес­кой любви».

Четвертый дал такое объяснение: «Господь взял красоту и изящности жизни от мужчины и вдохнул их в женщину. Итак, без союза с жизненной красотой и утонченностью женщины мужчина дик, угрюм, сух и отталкивающ. Он проявляет мудрость исключительно ради собственной выгоды, что на деле означает глупость. Но когда мужчина соединяется со своей жизненной красотой и утонченностью, воплощенными в жене, он делается счастливым, дружелюбным, привлекательным и любезным, и та­ким образом — премудрым».

Пятый так изъяснил свое отношение: «Женщины созданы прекрасными не сами по себе, но исключительно ради мужчин, чтобы смягчать мужскую грубость, способствовать тому, чтобы мысли их были менее резкими и обогревать их холодные сердца. И именно это происходит, когда мужчина составляет одну плоть со своей женой».

Шестой высказал такие соображения: «Вселенная, которую создал Господь, совершенна, и ничто не может называться более совершенным, чем женщина с ее прекрасным лицом и приятны­ми манерами. Это заставляет мужчину благодарить Господа за Его великодушие и платить Ему за это приятием Его Господней пре­мудрости».

После того как мы выслушали все это и многое другое, через хрустальную стену стало видно, как появилась жена хозяина и ска­зала своему мужу: «Пожалуйста, скажи что-нибудь».

И когда он заговорил, в его суждениях была заметна жизнен­ность премудрости, исходившая от его жены. Ибо ее любовь соот­ветствовала тональности его голоса. И одно это уже указывало на то, что все сказанное выше было верным. После чего мы осмот­рели Храм Мудрости, а также райский сад вокруг него, и, испол­нившись счастья от этого зрелища, покинули это место, дошли до ворот, а затем спустились по крутой стезе, по которой пришли сюда.

 

Глава

IV


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Встретимся ли мы со своими супругами после смерти?

Спутники человека в Раю

Спутники человека в Раю

Люди часто задаются вопросами об отношениях в Раю. Кто будет их спутником, будут ли они одиноки, можно ли не быть в Раю с супругом, который был неприятен в земной жизни. Ученые отвечают на эти вопросы, ссылаясь на аят и хадисы.

В Коране говорится: «(И будет сказано им): «Войдите в Рай, вы и ваши жены, (чтобы вы) были (там) ублажены!» (сура «аз-Зухруф», «Украшения», аят 70)

Ученые подчеркивают важность супружеских отношений, говоря, что это – первые отношения, установленные Всевышним. Даже детско-родительские были установлены позже супружеских. Первые отношения – отношения Адама и Хавы. Ссылаясь на хадис, в которых они упомянуты, ученые утверждают, что человек не будет одиноким в Раю. Как приводится в хадисе: «Никто не будет одинок в Раю. Адаму, мир ему, была послана Хава, и всякий, кто войдет в Рай, будет иметь супруга (спутника)».

Но кем же будет этот спутник?

В Коране сказано о гуриях для мужчин, но сестры часто задаются вопросом о тех, кто же предназначен им. На это ученые отвечают, что Рай – это место удовольствия и счастья, поэтому то, что о райских спутниках-мужчинах не упомянуто, не значит, что женщины будут одинокими. Опять же ученые ссылаются на хадис, в котором сказано, что в Раю никто не будет обременен одиночеством.

Некоторые из семейных мусульман бывают встревожены, потому что по их мнению «если они будут в Раю с их нынешними супругами, то это уже не будет для них Раем». Можно ли быть в Раю без своего мужа/жены, иметь отдельное место, чтобы не встречаться с ними и т.д. На это ученые напоминают, что Рай – это место, где люди будут счастливы, а значит им не придется испытывать неприятных чувств, сталкиваться вновь с «земными» проблемами, страдать от недостатков своих супругов.

Человек будет любить своего спутника, вне зависимости от того, земной это человек или «райский спутник». Также приводится хадис, в котором говорится, что каждый раз, когда муж и жена будут смотреть друг на друга, они будут становиться красивей. Удивляясь этим переменам, они будут говорить друг другу: «Ты стала еще более прекрасной, чем (тогда, когда я видел тебя) в прошлый раз» и «Ты стал еще более красивым, чем (тогда, когда) я видела тебя в последний раз».

Суть этих хадисов и ответов ученых сводится к тому, что человек не будет одинок в Раю. Его парой будет либо человек, бывший с ним в браке в земной жизни, либо дарованный ему Всевышним «райский» спутник. Если же человек окажется в Раю со своим земным супругом, то всякий раз Всевышний будет делать их более привлекательными, приятными и красивыми друг для друга. Их любовь не будет угасать, а отношения будут только крепнуть и доставлять им больше удовольствия.

Ася Гагиева

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

даже смерть нас не разлучит

 

Что дает нам венчание? Является ли оно “волшебной таблеткой”, которая сохраняет брак? Читайте интервью с Дарьей Сивашенковой.

1

Бытует мнение, что венчание нужно для того, чтобы с браком все было в порядке. И когда люди не могут сохранить венчаный брак, появляется досада на Бога, как на Того, Кто не выполнил Свои обещания.

Очень хочется иногда без сил обвиснуть на руках Божьих и надеяться, что Он как-нибудь все устроит. Это понятное и вполне христианское желание – но при одной оговорке. Не просто повиснуть у Него на руках, ничего не делая самим. А сначала сделать все, что от нас зависит, а остальное пусть Он…

С благодатью, посланной в венчании, то же самое, что и с благодатью крещения. Сама по себе она не гарант того, что наши грехи не разрушат нашу семью. А семью рушат именно грехи – одной стороны или обеих сторон. Я что-то не слышала о распавшихся браках двух святых.

Да, мы берем Божье благословение на то, чтобы остаться вместе на всю вечность. Да, мы призываем Бога быть среди нас там, где мы собраны во имя Его. Да, в венчании мы получаем новые перспективы. Но нигде не сказано, что мы получаем какие-то гарантии того, что наше собственное зло не разрушит то, о чем мы молимся. Значит, сила нашего зла сильнее нашего желания быть парой перед Богом.

«Почему Бог не сохранил наш брак?» – это обвинение Бога в человеческом зле. Есть в такой постановке вопроса какое-то суеверное и потребительское отношение к таинству Венчания. Что-то из серии «вот покрестим ребенка – и не будет болеть, вот причастим подростка – и он перестанет дерзить». Но болеют даже крещеные дети, и дерзят даже подростки, которых родители затаскивают к Чаше. Это вопрос того же уровня, что и «почему Бог допускает существование зла на земле?». И то же желание услышать от Бога оправдания за наши грехи. Я Сам встал посреди вас, мог бы сказать на это Господь. Почему же вас это не остановило в ваших грехах? И почему теперь Я в этом виноват?

Божьим благословением чужую волю не подменить

Если два человека в семье действительно делают все, что от них зависит, чтобы семья не распалась – то она вряд ли распадется, и именно Божье благословение действует в двух людях, изо всех сил сохраняющих брак.

А если хотя бы один не желает сделать все, что от него зависит – или даже какой-то малости не желает сделать – то Божьим благословением чужую волю не подменить. Не может Господь преступить нашу волю и переломить нас об колено Своим благословением.

Получается, что в венчаном браке, что в гражданском надо работать над сохранением брака самому. Но зачем тогда вообще венчаться? В чем разница?

Мы расписались в ЗАГСе в конце февраля, а обвенчались в конце мая. Разница есть. Конечно, Церковь признает и одобряет браки, которые заключены просто в ЗАГСе. Но все же гражданский брак (заключенный в ЗАГСе, а не сожительство, которое понимается под этим в современном мире) — это только человеческий союз. Это клятвы, которые люди дают друг другу, и это может быть очень счастливый, очень полноценный брак, но человеческие клятвы заканчиваются перед крышкой гроба. И я не знаю, какая судьба ждет в вечности невенчаных супругов.

Христианский брак не знает этого ограничения. Божье благословение не имеет срока годности. Бог — это вечность.

Во-первых, меня это чувство очень успокаивает, а во-вторых, понуждает предельно серьезно относиться к тому, что происходит между нами двумя. Потому что здесь, на земле, мы строим свой задел на вечность. И это очень глубокое, очень серьезное чувство, что Бог не просто соединил вас — Он дал тебе, именно тебе, именно этого человека, доверил его тебе всецело, на всю вечность — чтобы ты сделала его жизнь полной и радостной, чтобы благодаря союзу с тобой он шел дорогой к Богу, а не от Него. Это огромное доверие от Господа и большая ответственность перед Ним и перед тем, кого Он тебе вручил.

И какими мелкими кажутся мне многие вопросы и проблемы перед перспективой вечности! Кажется такой глупостью ссориться о мелочах. Совсем не хочется настаивать на своем, “отвоевывать” что-то у супруга, оставляя его в побежденных ради маленькой личной победы. Если вы “едина плоть”, то в таких ситуациях гораздо больше чувствуешь не свою победу, а его поражение. Чувствуешь и переживаешь как свое.

Если обращать много внимание на мелочи (он разбросал носки как попало и опять не вынес мусор, он читает книжку вместо того, чтобы идти со мной на прогулку; она не готовит ужин, а засела в своем “Фейсбуке”, она спит по утрам, вместо того чтобы погладить рубашку и проводить на работу), зацикливаться на них и ссориться, то можно очень быстро прийти к выводу, что вы совершенно разные люди и друг другу не подходите. Копятся-копятся такие мелочи, потом бах — развод. В случае гражданского брака — не сошлись характерами.

Но венчаный брак верующих людей из-за носков и рубашек не расторгнуть. И получается, что ссориться из-за такой ерунды — это портить себе всю земную жизнь, обрекать себя на то, что здесь брак станет ярмом, а не радостью (да и на небесах вряд ли вознаградят венцом страдалицу, всю жизнь пилившую мужа за невыкинутый мусор). Тут одно спасение: вперед всех этих мелочей видеть человека и думать не о том, как должно быть, как правильно — а как бы ему сделать лучше. Не выкинул мусор и хочет лежать с книжкой вместо прогулки? Попробуйте почувствовать как свою его усталость и его радость от возможности просто полежать, окунуться в книжную реальность. Не хочется жене вставать утром и готовить завтрак — ну и хорошо, пусть поспит, ведь ей хорошо, тепло и уютно.

Если радоваться радостям друг друга, то практически не останется причин ссориться по мелочам.

Божье благословение не имеет срока годности. Бог — это вечность.

Хотя, конечно, в мысленных венчальных коронах всю жизнь не проходишь. И забываются эти переживания и ожидания вечности, и бытовуха заедает, и житейская ерунда выходит на передний план и разрастается до небес… Но у венчанной пары всегда есть возможность встряхнуться и вспомнить о Том, Кто посреди нас.

Когда в брак входит Бог, нас уже не двое, а трое. И у каждого есть отношения с двумя другими. Это треугольник, где каждая сторона обращена к двум другим с любовью, и две стороны с любовью смотрят на третью. Наверно, некорректно это сравнивать с Троицей… Хотя, конечно, очень хочется.

Можно ли сказать, что это теперь не пара, а общество?

Да, это общество, малая Церковь. И самое удивительное — это то, что теперь приходится смотреть на Бога не только своими глазами, но и глазами другого человека. Когда человек не в браке, его отношения с Богом просты, как у монаха. Бог да душа. Можно сказать, что между Богом и человеком натянута струна, на одном концы ты, на другом Господь.

Когда же вступаешь в венчанный брак, то оказывается, что у другого человека есть свои отношения с Богом, и они другие, не такие как у тебя. И приходится включать в своё видение Бога, в свои отношения с Богом еще и видение другого человека, и его отношения. Каждый человек находится на какой-то своей точке духовного пути, а теперь все это нужно сопрячь вместе, чтобы быть вместе.

И наше представление о Боге становится объемным. Мы учимся смотреть на Бога не только своими глазами, но глазами любимого человека, того, с кем мы теперь “едина плоть”. Мы как бы смотрим на Бога не из себя, а из другого. И теперь у нас не только личные отношения с Богом, но и отношения через другого.

И, на мой взгляд, когда говорится о том, что супружество – это подвиг, имеется в виду и это тоже. Потому что вот так взять и принять, понять, пережить богоощущение другого человека – это очень, очень непросто, этого далеко не всегда хочется, и иногда приходится отвечать себе на новые, порой и неприятные вопросы. От которых раньше отгораживался, на месте которых своеобразное слепое пятно было.

У вас нет опыта участия в евангельской группе? Это ощущение, которое вы описываете, возможность взглянуть на Бога глазами другого человека, знакомо мне именно по евангельским группам.

Нет, в евангельских группах не доводилось принимать участие. Но я много общалась с разными люди по вопросам веры. Это другое. Там ты можешь выслушать другого человека, но никто не вынуждает тебя принимать его точку зрения как свою, принимать на себя эти бремена, говоря словами апостола Павла. С мужем же становишься одной плотью и нужно вживаться в его видение Бога, в его отношения с Богом тоже. Как у мужа могут быть вопросы о Боге, которые не пришли бы в голову жене, так и наоборот.

Это прекрасный опыт. Это открывает перед нами дивные возможности. Говоря современным языком, это выводит нас из зоны комфорта в зону развития. Наедине с Богом мы слишком привыкаем к некоему Его образу, понятному для нас. И сами не замечаем, как этот образ становится чересчур узким.

Как сказано у Льюиса в «Письмах Баламута» про одного священника: чтобы облегчить жизнь своей пастве, он из богослужения «многое вычеркнул и теперь, сам того не замечая, все крутится и крутится по малому кругу своих любимых пятнадцати песнопений и двадцати чтений». Так и мы – зацикливаемся порой на том, что нам интересно и близко, и Бог для нас становится даже уже нас самих.

А тут – целый новый человек со своими, совершенно уникальными отношениями с Богом, которые становятся и нашими отношениями тоже. Нашими вопросами, нашими загадками, в общем – новыми гранями, до которых мы, может быть, никогда бы не додумались. Которые, может быть, нам и не близки. Но это тот случай, когда, перефразируя Достоевского, узок человек, узок – я бы расширил.

И, поскольку с супругом мы связаны на всю вечность, в наших интересах как можно глубже понять его, чтобы – как знать – может быть, ответить на какие-то его вопросы и сомнения, может быть – найти ответы на свои «проклятые вопросы» у него. Вдруг тот образ Божий, который мы увидим его глазами, что-то подправит в нашем мировоззрении? И в любом случае вдвоем мы увидим больше, чем поодиночке.

Можете привести пример?

Например, меня никогда не волновали вопросы теодицеи. Ну не было у меня вопросов к Богу о том зле, которое вершится на земле то ли Его волей, то ли Его попущением. А мужа волнуют. И мне пришлось взглянуть на Бога, как на Того, Кто нуждается в оправдании. Мне пришлось пропустить это через себя, самой искать ответы и формулировать их. Кстати, и для меня это дало новое понимание Бога, новый взгляд на Того, Кто не нуждается в оправдании от Своих созданий – но тем не менее такое оправдание имеет.

Кстати, про отношения с Богом. В статье о богословии брака и таинстве венчания, которую мы опубликовали, есть такие слова: “Традиционно считается, что «обязанность» слушания и послушания лежит на жене. Это так, но при одном условии: если муж находится в состоянии столь же чуткого слушания и слышания самого Бога”. Апостол Павел говорит: “Глава жене муж, а глава мужу — Христос”. То есть вырисовывается такая картинка: муж прислушивается к Богу, а потом передает это жене. Довольно пугающая картинка, надо сказать…

Конечно, пугающая картинка! Такого просто не может быть! С какой стороны ни посмотри, это очень сомнительное утверждение. У того же апостола Павла есть дивные слова про то, что никто не отлучит нас от любви Божьей — ни ангелы, ни силы, ни престолы, ни власти — никто! И я что-то не помню, чтобы в скобочках он написал — а вот будет у тебя, жена, муж — и он встанет между тобой и Богом, сам будет с Ним общаться, а тебе только передавать Его волю.

Кроме того — вернемся к тому же апостолу Павлу — а правда, забавно, что в вопросах брака мы чаще всего обращаемся к холостяку-апостолу? — нам сказано, что нет у нас другого посредника между Богом и человеком, кроме Иисуса Христа. И опять же, нигде не оговорено особо, что таким посредником для каждой жены должен стать ее муж.

Ну и, наконец, такое отношение – это прямой путь к идолотворчеству. Причем, как муж в себе может увидеть пророка по отношению к собственной жене и возгордиться, так и жена в своем муже – Бога напрямую, и забыть об истинном Боге. Нехорошая получится подмена.

Но мне кажется, что все-таки это неверное толкование изначально правильного посыла. Ведь  жена должна повиноваться мужу, если муж являет собой образ Божий. А чтобы являть собой образ Божий для жены – муж в самом деле должен очень чутко слушать и слышать Бога.

Мне всегда хочется слушаться мужа, когда я вижу его всецелую, самозабвенную заботу о нашей семье. В этом вопросе он полностью выполняет заповедь Павла, призывающего заботиться о жене так, как Христос заботится о Церкви.

При этом женино послушание вовсе не подразумевает отречения от собственных отношений с Богом и замены в вечернем правиле слова «Бог» на слово «муж». Не было такого требования у апостола Павла. Другое было: “Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога” (1 Кор 11:11-12).

Вы говорите про послушание. Положа руку на сердце, многих женщин настораживают слова о том безусловном подчинении, которое должна жена мужу в православном браке. Не хочется оказаться под пятой у деспота-самодура.

Я бы скорее советовала настораживаться мужчинам, а не женщинам. Ведь если от жены требуется всего лишь послушание, то от мужчины — намного больше. От мужчины требуется, ни много ни мало — любить жену так, как Христос возлюбил Церковь. А мы знаем, как Он ее возлюбил — Он умер за нее. Он всего Себя отдал Своей Церкви и сделал это не для того, чтобы над Церковью возвеличиться, чтобы приобрести Себе славу и власть. Господь сделал это ради Церкви, ради ее блага, ради того, чтобы Церковь была.

Вот, чего требует апостол Павел от мужа — будь для жены тем, кем Христос стал для Церкви, и тогда будет тебе послушание. Но не раньше — ибо Церковь стала послушна Христу после того, как Он отдал Себя на смерть ради нее. Ведь только после этого она и появилась на свет.

“Муж — образ Божий”, —  говорит апостол Павел. Несомненно, многие православные мужья, примеряя на себя эти слова, считают, что речь идет о царском образе Бога во славе. Но образ Божий — это не только абсолютная власть, это и уничижение, это и предание всего себя ради того, кого любишь. Такая любовь не ищет своего, в том числе — и своего возвеличивания. Люби свою жену, как свою плоть, говорит апостол Павел. Питай ее и грей, как свою плоть – и как Христос питает и греет Церковь.

И такому мужу жена будет повиноваться, не из страха, а из доверия и любви, как Церковь Христу. Потому что твердо знает, что все его действия, все его слова направлены на то, чтобы ей, их семье было хорошо. И тогда она будет слушаться с радостью, потому что понимает, как тяжела ноша мужа и как много он делает для того, чтобы у них все было хорошо. И своим послушанием она ему поможет, облегчит его путь, и, в конечном итоге, не мужу одолжение сделает, а себе же.

А просто чваниться и возноситься над женой, исключительно потому, что ты почему-то родился мужского пола – это совершенно не по-христиански.

И, конечно, при послушании жены муж должен нести полную ответственность за то, что он говорит, а она выполняет.

Приведу житейский пример. Например, если мне посреди рабочего дня вдруг позвонит муж и скажет: Дашка, срочно возьми все деньги, которые у нас отложены на черный день, и переведи их мне, они мне срочно нужны – я сделаю это, не задумываясь и не расспрашивая. Потому что я знаю, что муж использует их наилучшим образом и наша семья ни в чем не потеряет. Я доверяю его знаниям, я доверяю его любви ко мне. Может, потом, когда он вернется вечером, я поинтересуюсь, в чем дело. А может, и не буду, подожду, пока он сам расскажет.

Ни Христос Церковь, ни муж жену в рабство не покупал

А вот если он придет на кухню и, почесав бороду, предложит мне разнообразия ради посахарить котлеты и посолить торт, то я для начала поинтересуюсь – для чего этот эксперимент? Возможно, он прочитал какой-то хитрый рецепт? Но если он ничего не захочет объяснять, то я могу сказать: хорошо, милый, я насыплю сахар в фарш и добавлю соль в «Наполеон», но всю ответственность за это решение несешь ты и только ты. Если это невозможно будет есть, то ломать голову над тем, чем кормить и как объяснять, будешь ты.

В случае, если он согласится – ОК, я сделаю, как он просит – ну мало ли, какие у человека причины, в конце концов, я помню, что все его силы устремлены на наше благо. Но если он откажется, мол, я сказал, я тут главный, а ты выполняй и все тут – тут я, пожалуй, откажусь и против апостола Павла не погрешу.

То есть, задавать вопросы и не соглашаться — это нормально?

Да, это нормально. Потому что Христос сказал Своим ученикам, началу Своей Церкви, что «уже не называю вас рабами, ибо раб не ведает, что делает Господин его, но называю вас друзьями». Ни Христос Церковь, ни муж жену в рабство не покупал.

1 Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

1 Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

1 Автор статьи: Дарья Сивашенкова

Журналист.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *