Можно ли венчаться повторно: О повторных браках и венчании / Православие.Ru

Содержание

Можно ли венчаться повторно // ОПТИМИСТ

≡  23 Декабрь 2019

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection


Венчание — ответственный шаг в жизни супругов, который должен совершаться один раз в жизни. Однако бывают случаи, когда церковные браки распадаются. О том, в каких случаях разрешается венчаться еще раз (это так называемое повторное венчание), рассказал священник, декан исторического факультета Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Постернак.

«В церкви нет понятия „развенчания“, то есть церковного расторжения брака. Поэтому к повторному браку церковь относится как к снисхождению к немощи человека, у которого брак распался», — говорит Постернак. По словам священнослужителя, для повторного венчания необходимо спросить благословения у правящего архиерея. В Москве им является святейший патриарх.

Кто имеет право на повторное венчание?

Решение правящего архиерея будет зависеть от того, по какой причине распался первый брак и может ли она быть признана уважительной. «Речь идет о каких-то вопиющих случаях. Например, пьянство одного из супругов, очевидная измена, насилие в браке, неизлечимая болезнь, которую один из супругов скрыл. То есть это такие причины, которые признаются церковью оправдывающими то, что брак распался, и второй брак можно заключить именно по церковному уставу», — поясняет Постернак. Также на повторное венчание имеет право вдовец или вдова. «Если один из супругов скончался, то это тоже является каноническим основанием для возможного второго церковного заключения брака», — говорит он.

Можно ли венчаться больше двух раз?

Отец Андрей отмечает, что каждая ситуация рассматривается индивидуально и у церкви нет универсальных правил. Однако мало кому разрешат венчаться больше двух раз, говорит священник. «Если речь идет о третьем церковном браке, то это может касаться только каких-то исключительных случаев, которые, естественно, решаются в индивидуальном порядке. Но чина третьего венчания в церкви не существует», — поясняет он.

Чем первое венчание отличается от второго?

Во время второго венчания священник не спрашивает супругов о том, добровольно ли они вступают в брак. Также читаются другие молитвы. «Отличие состоит в том, что повторный брак рассматривается как некое снисхождение к немощи человека, поэтому он носит более покаянный характер. Если первый чин венчания более радостный, то при повторном браке в чинопоследовании, конечно, содержится и радость о создании новой семьи, но все-таки эта радость омрачена тем, что брак уже не первый», — рассказал священнослужитель.

Кто не имеет права венчаться

Церковь не совершает Таинство Брака, если для одного из будущих супругов это четвёртый или пятый брак. Также и вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому венчанию. Отступления от этого правила могут быть допущены лишь по решению архиерея.

Препятствием к вступлению в брак также считается виновность в расторжении предыдущего брака. Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

Церковью не допускается брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом. Венчание также невозможно между крёстными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребёнка. Однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено у правящего архиерея. Специальное разрешение также потребуется, если у жениха и невесты большая разница в возрасте, если возраст невесты или жениха выходит за установленные рамки. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе. В свою очередь, лица в возрасте от 60 до 80 лет должны обращаться за разрешением к архиереям. Для тех, кто перешагнул  80-летний рубеж, церковный брак запрещён, однако если пара много лет состоит в браке и под конец жизни хочет узаконить свой союз перед Богом, то венчаться можно с согласия архиерея.

Препятствием к браку является неспособность к брачному сожитию. Как указано в церковных правилах, кроме рождения детей существенную цель брака составляет и то, чтобы муж и жена могли удовлетворять свои естественные потребности и, следовательно, быть в полном половом общении между собой. Невозможность удовлетворения этой брачной цели составляет безусловное препятствие к браку. 
В  церковных правилах отсутствует запрет на венчание глухонемых и слепых, а также инвалидов и других маломобильных лиц, желающих вступить в брак. Однако если у одного из будущей пары есть умственные недостатки, в частности, бешенство, сумасшествие, идиотизм, то это служит препятствием для венчания.

Запрещается брак и между кровными родственниками вплоть до четвёртой степени родства. Также не венчается брак между людьми, состоящими в так называемом гражданском родстве (речь об усыновлении). То есть усыновителю запрещается вступать в брак с усыновлённой, как и усыновлённому — вступать в брак с усыновившей его матерью либо её дочерью.

Метки: брак • венчание • интересно • Полезно знать • церковь

Комментарии:


И будут два одною плотью

 

Сам и ныне, Владыко, в начале создавый человека, и положивый его яко царя твари, и рекий: не добро быти человеку единому на земли, сотворим ему помощника по нему; и взем едино от ребр его, создал еси жену, юже видев Адам, рече: сия ныне кость от костей моих, и плоть от плоти моея; сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится жене своей, и будета два в плоть едину; и яже Бог сопряже, человек да не разлучает.

 

Эту молитву, в числе других, читает священник, совершающий Таинство Брака, или, как мы привыкли говорить, венчание. И как было бы прекрасно, если бы дальнейшая жизнь супругов всегда и во всем соответствовала этим древним молитвословиям… Увы, в жизни так получается далеко не у всех. И даже вполне осознанное, казалось бы, вступление людей в брак, благословляемый и освящаемый Церковью, — не гарантия сохранения семьи. А любое ли венчание, совершаемое в храме, можно назвать по-настоящему осознанным выбором молодой пары?

Священникам сегодня приходится не только венчать, но и заниматься разводами венчанных пар; духовно помогать тем, в чьей жизни произошла эта драма; обсуждать с прихожанами не только их первое венчание, но и второе, а когда-то и третье…

На наши вопросы, связанные с Таинством Брака и дальнейшей жизнью супругов, с разводом и его последствиями, отвечают главный редактор нашего журнала игумен Нектарий (Морозов) и протоиерей Анатолий Страхов — председатель епархиальной дисциплинарной канонической комиссии.

Крест более тяжкий, чем монашеский

 

— Отец Нектарий, среди тех пар, которые приходят к Вам в храм и просят их обвенчать, — много ли людей по-настоящему воцерковленных, понимающих, что такое Таинство Брака?

— Наверное, людей, которые просят их обвенчать, можно поделить на две категории, причем неравные. Одна категория — это прихожане храма, где я служу настоятелем. То есть те, кого я хорошо знаю. И их решение вступить в брак не становится для меня неожиданностью. Решению предшествует процесс, свидетелями которого мы, клирики и другие прихожане, были на протяжении значительного времени. А вот другая категория просящих о венчании пар — это те люди, которых мы видим в первый раз. И, вполне вероятно, что, обвенчав, мы их больше не увидим. Да, мы не венчаем просто так, только потому, что они попросили. Мы проводим с ними подготовительные, огласительные беседы — так же, как и с желающими принять Таинство Крещения. Рассказываем им, в чем суть Таинства Брака, в чем заключаются церковные обязанности супругов по отношению друг к другу, говорим вкратце о том, что есть христианская и церковная жизнь. Но, что будет с ними после венчания, — этого мы предугадать не можем: дальнейшее зависит только от этих двоих, которых мы не знаем, а кроме того, и они друг друга могут еще не знать. К сожалению, люди сегодня часто вступают в брак, не узнав толком друг друга, и процесс узнавания начинается лишь тогда, когда они уже живут вместе. Мы не можем повлиять на последствия их решения заключить церковный брак; мы никоим образом не можем реализовать свою пастырскую ответственность за то, что эти две личности стали одним целым в Таинстве Брака. Или не стали… И это не может не смущать, не может не беспокоить.

Чем было венчание изначально по своему смыслу? Не просто неким аналогом записи акта гражданского состояния, а свидетельством: Церковь свидетельствовала, что два человека, два члена христианской общины хотят стать семьей. Жизнь общины — это общая жизнь, это, по сути, жизнь одной семьи, и эти двое не могли исключить себя из общей жизни: они должны были всех поставить в известность о том, что собираются создать семью внутри этой большой семьи. Естественно, они уведомляли об этом епископа и просили его благословения на брак. А вслед за тем в Таинстве Венчания им преподавалось благословение Божие и в то же время благословение Церкви (общины) на дальнейшую совместную жизнь. Люди не считали для себя возможным вступить в брак, проигнорировав Церковь, иначе какими же они были бы христианами.

Но сегодня у нас ситуация совершенно иная. Сейчас даже в хорошем случае подход к Таинству Венчания носит характер несколько утилитарный. Хороший случай — это если жених с невестой, хотя бы и не будучи еще по-настоящему воцерковленными людьми, все же понимают, что венчание — это не просто красивый ритуал, фотографии с которого потом можно выложить в «Инстаграме», в «Фейсбуке» или где-то еще; что это имеет некое духовное значение, что это священнодействие, таинство. Но тем не менее в большинстве случаев они венчаются потому, что знают: Бог венчанный брак благословляет, и этот брак лучше, чем невенчанный. С одной стороны, это, безусловно, так: в молитвах чинопоследования венчания испрашивается благословение на совместную жизнь, на здоровое и большое потомство, на дом, словом, на все. Но главное — это все-таки не те блага, которые человек хочет получить от Бога после Таинства Венчания, а именно христианская жизнь супругов, которые должны стать единой плотью (см.: Мф. 19, 5). Для человека, который остается по отношению к Церкви внешним, непонятно, как двое могут стать одним; но вот в этом и заключается таинство единения. Каким образом надо потрудиться, какие усилия приложить, чтобы то, возможность чего дана в таинстве, стало совершенно реальным в твоей, в вашей общей жизни? Это достигается именно через христианскую, церковную жизнь, через преодоление тех противоречий, которые есть внутри одного человека, и тех противоречий, которые есть между двумя людьми. Человеку нецерковному не понять, что это такое: ему трудно даже понять, что от него в данном случае требуется. Поэтому, когда мы венчаем людей нецерковных, в этом есть момент профанации…

— И Вы не можете его избежать?

— Нет, потому что мы здесь вынуждены руководствоваться принципом икономии — снисхождения. Люди пришли в храм, прошли предварительные беседы, и, когда мы видим, что в них есть все-таки вера, в них есть хотя бы какое-то минимальное понимание христианства, мы не можем отказать им в венчании. Если мы им откажем, мы их оттолкнем, отпугнем, мы сами лишим их того благословения, в котором они нуждаются, к которому стремятся. Но в то же время мы не можем ничего сказать о том, что получится из этого брака. Это неизбежное следствие главного дефекта нашей сегодняшней церковно-приходской жизни: христиане не составляют единой общины. И в ситуации с Таинством Брака это проявляется очень ярко. Совесть пришедшего к нам человека — для нас в большинстве случаев потемки. Священник должен в течение очень короткого времени понять, кто перед ним сейчас стоит, что это за люди…

— И когда-то, может быть, и отказать в венчании?

— Да, в некоторых случаях, я думаю, священник должен это сделать, если ситуация совсем уж несуразная, абсурдная. Например, когда очевидно, что жених с невестой совершенно не знают друг друга. Тогда нужно ответить: «Нет, я вас венчать не буду, подождем, пока вы узнаете друг друга по-настоящему». Но это непростой вопрос, здесь очень трудно нащупать грань: когда отказать, а когда все же венчать. Возможно, эта пара пойдет в другой храм, и там ей не откажут. Но я считаю, что священник имеет право и обязан хотя бы напомнить этим людям о взаимной ответственности, об ответственности за брак, хотя бы предложить жениху и невесте не спешить с венчанием, узнать друг друга получше.

Венчание невозможно категорически, когда мы видим, что для человека таинство — просто пустой звук, просто ритуал или формальность, и если мы никак не можем приблизить этого человека к пониманию: он абсолютно этого чужд, и все это для него лишено всякого значения. Люди приходят к нам венчаться, и говорят, что не верят в Бога. А зачем же тогда венчание? Родители настаивают или эта пара собирается на ПМЖ в Грецию, а там нужно, чтобы брак был церковным. Масса может быть причин. Но ведь нельзя крестить человека, который не верит в Бога, и точно так же нельзя венчать людей, которые в Бога не верят: это совершенно противоестественно. Таинство может совершаться только по отношению к тому, у кого есть вера.

— Но вот вроде идеальный вариант: венчается пара верующих, вполне воцерковленных, все, казалось бы, прекрасно понимающих людей. Познакомились в храме, в паломничестве, на трудническом послушании в монастыре… Полное единомыслие и единочувствие. А через три года — развод. Я непосредственно знаю такие случаи и слышу регулярно, что их немало.

— Это называется феноменом ложного сближения. Два человека, на самом деле очень друг от друга далеких, встречаются в той среде, которая обоим близка, родственна, нравится. Обстоятельства, в которых они встретились и познакомились, создают мощную эмоциональную поддержку: паломничество в монастырь и т. д. Плюс присущее обоим отторжение от окружающей их мирской, нецерковной среды. Но на самом деле не это должно быть мотивом для вступления в брак. Люди должны друг друга узнать и полюбить. Или полюбить и узнать, и еще больше полюбить. Вот когда это происходит, тогда, как правило, за хорошим началом не следует плохого конца. В противном случае люди с опозданием замечают, что так и остались друг для друга чужими. То, что их друг в друге привлекло, — это не их собственные качества, не индивидуальность. То, что человек православный, благочестивый, ездит в монастыри, поет в церковном хоре — не основание для вступления в брак. Нельзя взять любого православного мужчину и любую православную женщину, поженить их и считать, что раз они оба православные, то из этого непременно должно получиться нечто хорошее. Чтобы получилось хорошее, требуется личный выбор человека, требуется любовь — вот именно к этому человеку, а не к другому. Сейчас в Интернете появились православные брачные агентства — я не шучу, это правда. По этому критерию подбирают будущих мужей и жен… Меж тем гораздо более счастливыми зачастую оказываются не обоюдно-православные браки, а те, где невоцерковленная сторона уважает и бережет чувства стороны воцерковленной, а та, в свою очередь, не пытается ничего навязывать своей не пришедшей пока к Православию половине. Со временем такой брак может стать в полном смысле слова церковным. Но главное условие этого — любовь.

— Бывает ведь еще и так, что человек просто придумывает себе идеал православной семьи, расписывает уже заранее все как по нотам, а реальность оказывается совсем другой, и тот, который рядом, по этим нотам жить не хочет…

— Я считаю, что на самом деле для верующего человека следование каким-то формам и шаблонам вообще не характерно. Верующий в живого Бога человек понимает, что жизнь тоже живая и что он не вправе требовать от других людей, чтобы они, как какая-то масса, наполнили созданную им форму, и застыли, и в этой форме жили. Такого просто не может быть. На самом деле человек, пытающийся принять какую-то заданную форму, — это всегда актер. Потому что святые не были такими вот «отливками». Святые были живыми, непосредственными людьми, причем очень разными. Надо знать одну вещь: благодать Божия, конечно, преображает, изменяет человека, но его индивидуальные качества остаются прежними. Вот был человек вспыльчивым, в нем сохранится что-то от вспыльчивости. Был порывистым — порывистость сохраняется. Преображение не означает переформатирования личности. Преображение — это нечто совершенно иное. Это освящение того доброго, что в человеке уже есть, это изменение человека к лучшему. Но все индивидуальные психологические черты, которые у человека были, они в той или иной форме будут сохраняться. Апостол Павел был горячим, ревностным гонителем христиан, а потом он стал столь же горячим и ревностным в проповеди христианской. И никто из апостолов, заметьте, никакой форме не соответствовал. Каждый из них был уникален и неповторим. В человеке, может быть, самое важное — эта его уникальность. Потому что уникальность — это личностность. А христианство требует личных отношений между человеком и Богом. Когда человек понимает, что христианство — это его личное отношение к Богу, он и с людьми отношения строит так же. Не с каким-то затребованным идеалом, а с конкретным человеком, которого он любит. Если ты любишь реального человека, какие тебе нужны еще идеалы? Рядом с тобой живой человек. Ты его любишь таким, какой он есть. И стараешься измениться к лучшему — для того чтобы и он тебя не напрасно любил.

А завышенные требования к ближнему — они всегда от эгоизма. И от него же такая вот вера — не живая, а формальная. Формальная вера подталкивает человека к фарисейству: вот так делай, и спасешься. Но вполне можно и не спастись, несмотря на то что делаешь именно так. Потому что суть не в том, что ты делаешь, а что в тебе происходит в результате твоих действий.

— А бывает такое, что к Вам приходит человек, глубоко раненный, подбитый разводом, человек, для которого это стало трагедией и который не знает, как теперь жить дальше? Что Вы ему скажете?

— Развод — это трагедия для всякого сколько-нибудь ответственного человека и уж тем более для человека верующего, православного, понимающего, что такое брак. Как жить? С пониманием того, что есть над тобой Промысл Божий; что даже и самые необдуманные, самые неправильные, даже, как кажется, роковые твои поступки, если ты от Бога не отступаешь, если ты действительно ищешь спасения, могут стать для тебя тем, что тебя созидает, а не разрушает. И это очень важно понять. И задать себе вопрос: зачем мне послана эта скорбь? Иногда это происходит для того, чтобы человек смирился и не мнил о себе; для того чтобы стал относиться к себе проще. Иногда — просто потому, что человек не имел опыта; хотя и дорогой ценой, но он его приобрел, и если Бог даст этому человеку семейную жизнь вторично, он не повторит уже своих ошибок. Ведь развод чаще всего — следствие ошибок. А что верующий человек должен делать, если что-то произошло по его ошибке? Он должен смириться с этим и сказать: «В этом, кроме меня, никто не виноват, Господи, помилуй меня и, если Тебе угодно, устрой мою дальнейшую жизнь». А отчаяние и уныние в этом случае, как и в любом ином, только от малодушия и гордости.

— А что наблюдается чаще — самоукорение или обвинение во всем бывшего супруга (супруги)?

— Иногда человек настолько неосмысленно относится к браку, что даже не задается вопросом о причине развода. «Почему вы с женой развелись?» — «Не знаю». — «Но ведь не вдруг же это произошло, были же какие-то предпосылки». — «Не было». — «А как вы жили?» — «Нормально. Ну, я пил иногда. Ну, траву иногда курил. Ну, были случаи, что я изменял, но она не знала. А так все хорошо». Я сейчас привел ситуацию, которая кажется абсурдной, однако она вполне реальна, жизненна. Понятно, что не каждый курит траву, не каждый изменяет. Но вот осмыслить свою вину люди очень часто оказываются не в состоянии. И вообще, себя в разводе редкий человек винит. А если винит, то это самообвинение часто уже принимает характер саморазрушения, что совсем непродуктивно. Здравое и христианское отношение к собственной вине — да, это моя ошибка, моя вина, я это понимаю, но что делать, буду нести это и жить дальше — совсем нечасто встречается. Чаще либо совершенное неосмысление, либо обвинение других людей — бывшего супруга, его (ее) родных, тещи, свекрови и т. д. Либо, наконец, видение причины в неких стихийных процессах: «Так сложилось, что не сложилось».

Наверное, надо здесь сказать об одной огромной проблеме: люди утратили представление о христианстве, они не знают, что это такое на самом деле. Я говорю сейчас обо всех — о церковных людях, нецерковных, о нас вообще. Мы начали перекраивать христианство на свой лад, модифицировать его так, что оно порой меняется до неузнаваемости.

Люди утратили не только представления о христианстве, но и элементарную культуру жизни друг с другом, культуру, которая предполагает нечто само собой разумеющееся: два человека встретились, они должны поздороваться, расстаются — надо попрощаться. То, чему родители учат маленьких детей: ты увидел знакомого человека, скажи ему «Здравствуйте»; тебе что-то дали, скажи «Спасибо»; когда просишь, скажи «Пожалуйста», это, как всем нам в детстве говорили, волшебные слова. А сейчас волшебных слов и действий практически не осталось. Волшебные действия: знакомясь с человеком, узнай, как его зовут и кто он. Ты собрался на этом человеке жениться или выходить за него замуж — узнай его предварительно. Разберись в себе и своих чувствах. Разберись и в чувствах этого человека. Потрать на это время. Не месяц, не два — лично я уверен, что достаточное для этого время — от года до трех. Три года — это срок, который называл отец Иоанн (Крестьянкин): этот срок соответствует сроку послушничества в монастыре, то есть это время, которое предшествует монашескому постригу. Мне страшновато говорить о трех годах, но год — это минимум для узнавания друг друга. Да, можно поспорить, но, видя, какое количество из этих спорящих разводится, я хочу сказать: ну подождите вы чуть-чуть, вы не корову покупаете, не машину продаете, это решение на всю жизнь. Но это сложно дается человеку, который привык вот так: хочу все сразу и прямо сейчас.

— Я вспомнила переписку святителя Игнатия Брянчанинова с его отцом, который хотел, чтобы сын женился и жил «как все», а сын отвечал ему: «Мне всегда казалось, тем более теперь кажется супружество бременем тяжким, неудобоносимым: я страшился оного и не понимал, и теперь не понимаю, как могут люди решаться на оное…»

— Я единственный раз в жизни был у отца Иоанна (Крестьянкина). Я не был еще тогда монахом и пришел к нему в обычной светской одежде. Несмотря на это, он спросил меня: «Ты монах или еще не монах?». И еще какие-то вопросы задавал. Я отвечал, с трудом преодолевая растерянность. Мне самому было это удивительно, я ведь журналист, я привык свободно общаться с самыми разными людьми, а тут просто как провалился куда-то… И вдруг отец Иоанн мне говорит: «Об одном хочу тебе сказать. Не бери на себя креста более тяжкого, нежели крест жизни монашеской: крест жизни супружеской». Я очень хорошо эти слова запомнил. Они еще удивительнее, если учесть, что отец Иоанн (Крестьянкин) был семейным священником, он впоследствии овдовел и принял монашеский постриг. Мы обычно думаем, что подвиг, крест — жизнь монаха, а отец Иоанн так просто и ясно сказал о том, что подвигом и крестом куда более тяжелым может быть жизнь семейная. Почему? Потому что такова мера ответственности — друга за друга, за детей. А много ли тех, кто об этом хотя бы догадывается?..

Уступив в малом, спасти большее

 

— Отец Анатолий, люди, перед которыми встала проблема второго или третьего в их жизни венчания, приходят за разрешением на него именно к вам. А чем руководствуется комиссия, решающая этот вопрос?

— В своей работе мы опираемся на канонические правила Русской Православной Церкви, на труды святых отцов, на такой документ, как Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, и применяем при том принцип икономии, снисхождения к человеку, к его неизбежной немощи. Чтобы, уступив в малом, спасти большее.

Что касается венчания повторных браков, Церковью благословляется первый брак, а второй и третий — лишь как исключение, как снисхождение к человеческой немощи. Четвертый брак не благословляется никогда и ни при каких обстоятельствах. Для человека, который не был инициатором расторжения первого брака, который оказался при разводе потерпевшей стороной, венчание второго брака возможно всегда. Однако Церковь ни перед кем не закрывает двери покаяния, и даже те люди, которые виновны в расторжении первого брака, могут рассчитывать на снисхождение Церкви при условии осознания ими своей вины, покаяния, исполнения епитимии, и если у них нет возможности воссоединиться с прежней семьей. Срок епитимии определяется членами комиссии, опять же учитывая реальные возможности человека, исходя из принципа разумного снисхождения.

— Наш отдел находится в том же здании, где заседает каноническая комиссия. И несколько раз в нашу дверь стучались заблудившиеся люди и спрашивали: «Где у вас здесь комиссия по развенчанию?». Откуда вообще это слово у людей в головах? Если они приходят за разрешением на венчание второго брака, почему они считают, что Вы должны каким-то образом освободить их от первого?

— Это говорит только о невоцерковленности людей, об отсутствии у них элементарных знаний о христианской, церковной жизни. Люди не понимают, что такое венчание. Оно — одно из таинств Церкви. Никакого развенчания не существует. Так же как и раскрещивания. Люди из каких-то, видимо, суеверных соображений приходят к нам за «развенчанием», потому что считают, что именно первый венчанный брак — причина того, что в жизни после этого все наперекосяк, что не складывается семья, что не складываются отношения в повторном браке. Это одно из распространенных заблуждений, которое приходится в буквальном смысле развенчивать. Отношения ни в первой, ни во второй семье не складываются не потому, что первый брак был венчан, а потому, что люди в первом браке не стремились к единству, не стремились заручиться помощью Божией, Его благодатью. Ведь церковное венчание — это благословение супругам, желающим в браке достигнуть единства, это молитва о помощи Божией в этом деле. Но само слово «помощь» предполагает собственные усилия человека, которому эта помощь направлена. Помочь можно только тому, кто сам что-то делает, правильно? Поэтому если люди, обвенчавшись, не живут христианской жизнью, если каждый из них не готов жертвовать ради человека, который рядом, то, конечно, ни о каком единстве речь не идет.

— О чем Вы спрашиваете людей, приходящих к Вам за разрешением на второе венчание, и в каких случаях Вы его разрешаете?

— Основной вопрос: в чем причина разрушения союза, кто явился инициатором развода супругов, что делал обратившийся к нам для того, чтобы сохранить семью. И второй вопрос: насколько обратившийся к нам осознает свою ответственность перед Богом. Мы ведь с вами знаем — нет такого греха, который Бог не простил бы человеку по глубокому Своему милосердию, если человек приносит искреннее сердечное покаяние в этом. А есть ли это покаянное чувство в человеке, пережившем уже семейную трагедию — развод? Даже если обратившийся к нам не был инициатором развода, это ведь не освобождает его от долга задуматься о собственной вине, собственных грехах, о той роли, которую они сыграли в семейной катастрофе.

— Часто ли человек, пришедший к Вам, готов увидеть собственную вину в катастрофе первого брака? Или чаще — оправдание себя и обвинение другой стороны?

— Бывает и первое, и второе. Бывает, что люди выражают искреннее сердечное раскаяние и желают, чтобы в новом браке, основанном уже на христианских ценностях, не было того негативного, что было в первом. Но есть и люди, которые видят в канонической комиссии лишь некую навязываемую им Церковью формальность. Они не берут на себя никакой ответственности, не осознают, что сами стали причиной разрушения прежней семьи. И нередко возмущаются: «В чем дело, почему я не могу обвенчаться второй раз?».

— Возможно, они спрашивают: «Почему я не имею права исправить ошибку?». Ведь все мы делаем ошибки в своей жизни, тем более в молодости…

— Но здесь ведь не просто об ошибках нужно вести речь. Если мы возьмем традицию нашего сегодняшнего времени, то увидим совершенно чудовищное отношение к институту брака. Браки разрушаются, браков в жизни человека может быть много, не говоря уж о внебрачных сожительствах. И в миру это считается нормальным и совершенно не осуждается: ну, не получилось у человека, не сложилось, женился вторично, в третий раз, что ж, бывает… Но Церковь руководствуется не духом времени, а евангельскими устоями. И не все, что в миру признается нормальным, мы можем в Церкви принять и тем более благословить. Это приходится людям объяснять.

— Я полагаю, у Вас возникает к этим людям вопрос, понимают ли они вообще, что такое венчание, Таинство Брака?

— Естественно, это приходится регулярно объяснять — что такое христианский союз, какова роль супругов, почему брак нерасторжим, почему развод нельзя воспринимать как «исправление ошибки», почему брак подразумевает жертвенность. Ведь венчание принесет плоды, только если люди это понимают, и если понимание обоюдное.

— Кому и когда Вы отказываете в венчании повторного брака?

— Отказ возможен, когда к этому есть канонические причины (например, духовное родство — восприемник не может жениться на своей крестнице — или психическая невменяемость одного из супругов). Категорический отказ — это редкость, даже если человек виноват в распаде первого брака. Обычно мы подходим к вопросу иначе, применяя тот самый принцип икономии. Особенно трудный случай — когда человек не имеет никакого покаяния, никакого осознания; когда он видит свою вину только в том, что он «ошибочно» вступил в тот, первый, брак, и ни в чем больше. Но и в этом случае мы не отталкиваем человека, а делаем что-то, чтобы помочь ему задуматься, изменить свое отношение к собственной жизни. Мы говорим ему, что комиссия откладывает решение вопроса о его венчании на какой-то срок, например на год, а за этот год мы предлагаем ему исполнить определенную епитимию. Иногда — просто регулярно бывать в храме, исповедоваться, причащаться. Мы оставляем человеку это время для покаяния, не исключая и воссоединения с прежней семьей, что было бы вообще идеально.

— Но, если этот идеал оказывается недостижимым, будут ли люди, решившие создать вторую семью, ждать целый год? В большинстве случаев они предпочтут совместную жизнь без венца…

— Это вопрос уже другого порядка. Церковь признает законным брак, зарегистрированный загсом, такой брак (в настоящем смысле этого слова гражданский) не является блудным сожительством, и человек, живущий в таком браке, не подвергается никаким прещениям. Главное — чтобы время, на которое мы отложили венчание, не прошло для людей даром. И у нас регулярно так бывает — люди проходят этот срок и возвращаются к нам в комиссию за разрешением на венчание. Мы интересуемся, насколько полезно прошло для них это время, и ни разу не слышали отрицательных ответов. Никто не сказал, что это время прошло напрасно. Напротив, многие благодарят беседовавшего с ними на комиссии священника и стараются продолжить отношения с ним — начинают ходить именно в тот храм, где он служит, исповедоваться у него. Хотя поначалу многие из тех, кто потом благодарит, воспринимают отсрочку с определенной обидой, потому что они не получили желаемого прямо вот сейчас и сразу.

— Значит, вынужденный визит в каноническую комиссию служит более глубокому воцерковлению человека? И Вы реально видите перемены — во второй раз к Вам приходит уже не тот человек, что в первый?

— Конечно, у нас нет возможности проследить поведение этого человека во всей его жизни, но тем не менее, когда человек искренне осознает свои грехи, это сразу видно. Признак искреннего покаяния — это намерение не совершать греха в будущем. А значит, можно надеяться на то, что второй брак будет подлинно христианским.

Журнал «Православие и современность» № 39 (55)

Что произойдет, если я выйду замуж за человека, чей развод еще не оформлен?

В этой статье.
..

В этой статье будут обсуждаться последствия женитьбы на человеке, который не был официально разведен. Мы ответим на следующие вопросы:

 

  • Является ли новый брак недействительным?
  • Как насчет домашних партнерств?
  • Требуется ли развод в гражданском браке?
  • Могу ли я попасть в беду, даже если я не знал об этом до свадьбы?
  • Есть ли исключения?

В этой статье обсуждаются последствия вступления в брак с лицом, не состоящим в официальном разводе. Мы ответим на следующие вопросы:

 

  • Является ли новый брак недействительным?
  • Как насчет домашних партнерств?
  • Требуется ли развод в гражданском браке?
  • Могу ли я попасть в беду, даже если я не знал об этом до свадьбы?
  • Есть ли исключения?

 

Вступление в брак с кем-либо до оформления развода, даже если вы не знали, что он все еще женат, является двоеженством. Двоеженство является федеральным преступлением и является незаконным во всех штатах; однако в некоторых штатах, таких как Юта, действуют очень слабые правила двоеженства. Если бы вы не знали о существующем браке вашего супруга, вы не были бы в прямом нарушении закона, но ваш супруг может быть. Поскольку новый брак является незаконным, он считается недействительным в каждом штате и может быть аннулирован.

 

Действителен ли новый брак?

 

В каждом штате действуют свои законы о двоеженских браках, но ни в одном штате двоеженство недействительно. Независимо от того, считает ли один или оба вступающих в брак, что другой не был женат, не имеет значения для действительности брака. Кроме того, если кто-то узнает, что он все еще женат, и по своей воле попытается снова жениться, ему грозит штраф и тюремное заключение. Обычно нет необходимости в расторжении брака по решению суда, так как брак с самого начала является недействительным.

 

Как насчет домашнего партнерства?

 

Как правило, законы против двоеженства распространяются на домашние партнерства и однополые пары, и, хотя точные статуты могут отличаться от штата к штату, новое семейное партнерство не имеет юридической силы, если один или оба лица не расторгают старый. партнерство перед новым союзом.

 

Требуется ли развод при заключении гражданского брака?

 

Во многих штатах гражданские браки не признаются действительными. Например, в Иллинойсе, даже если вы живете с кем-то в течение многих лет, имеете общих детей и представляете себя «женатым» своим друзьям, семье и сообществу, вы не состоите в законном браке. Брак в Иллинойсе и многих других штатах требует разрешения на брак. Однако, если вы приехали из штата, в котором ваш союз считался гражданским браком, а затем попытались снова жениться, думая, что ваш гражданский брак недействителен, вы можете столкнуться с двоеженством.

 

Могу ли я попасть в беду, даже если не знал об этом до свадьбы?

 

Нет, если вы действительно не знали, что человек, за которого вы вышли замуж, все еще женат, вам нечего бояться. Однако, если вы попытаетесь остаться в браке с этим человеком, вы рискуете быть обвиненным в двоеженстве. Даже если вы вдруг обнаружите, что совершаете двоеженство, все, что вам нужно сделать, чтобы снять обвинение, — это аннулировать брак или «развестись» с другим человеком. Часто двоеженство возникает из-за того, что один человек был женат в другой стране, переезжает в США, а затем женится позже, но забывает расторгнуть предыдущий брак. Иногда человек, совершивший двоеженство, не уверен, правильно ли он состоял в браке в своей последней стране проживания.

 

Существуют ли исключения?

 

Кажется очевидным, что если кто-то женится на другом человеке, который не добился развода до нового брака, он совершил двоеженство. Но если их супруг считается умершим в соответствии с законодательством штата, нет необходимости разводиться до вступления в брак.

Кевин О’Флаэрти

Просмотреть автора

Об авторе

Кевин О’Флаэрти является выпускником Университета Айовы и юридического колледжа Чикаго-Кент. У него опыт в судебных разбирательствах, планировании недвижимости, банкротстве, недвижимости и комплексном представительстве бизнеса.

Сколько раз можно жениться в каждом штате?

Узнайте, сколько раз вы можете вступить в брак в каждом штате США, есть ли ограничение на количество повторных браков и как законы штата о браке регулируют двоеженство, полигамию, повторный брак и период ожидания развода.

«Сколько раз можно выйти замуж?»

 

 

Послушайте:

AMM Audio Статьи · Сколько раз вы можете жениться в каждом штате?

 

 

Возможно, вас удивит , когда вы узнаете, что этот вопрос часто гуглится. (И мы часто имеем в виду ! ) Тысячи людей в одних только Соединенных Штатах каждый месяц вводят в поисковую систему тот или иной вариант этого вопроса. На самом деле, может быть, именно так вы и оказались здесь, прочитав эту статью!

 

Обычно любопытные пользователи ищут информацию по штатам… Например, Сколько раз можно жениться в Луизиане? или в Техасе или в Иллинойсе или в Теннесси?

 

Но какое бы государство вы ни искали, ответ будет один и тот же.

 


Вы можете вступать в брак столько раз, сколько пожелаете —

, если вы состоите в браке только с одним человеком одновременно.

 


Это связано с тем, что во всех штатах США действуют законы против двоеженства и полигамии: вы не можете вступать в брак более чем с одним человеком одновременно или состоять в законном браке с несколькими людьми одновременно. (Это не то же самое, что полиамория.) На самом деле, даже у свадебных служителей могут возникнуть проблемы с законом из-за проведения двоеженской свадебной церемонии!

 

Наличие законов штатов означает, что преступления двоеженства и полигамии обычно не преследуются на федеральном уровне, но иммигрантам, состоящим в полигамных браках, будет трудно стать натурализованными гражданами, и им даже может грозить депортация.

 

Каждый штат принимает собственные законы о браке. Это означает, что хотя право на вступление в брак защищено Конституцией и федеральным законом для всех людей, включая межрасовые и однополые пары, каждый штат устанавливает свои собственные правила заключения браков.


Во всех штатах требуется, чтобы один брак заканчивался — либо в результате расторжения брака, развода или смерти супруга, — прежде чем вступал в силу новый.


Во всех штатах требуется, чтобы один брак расторгался до начала нового. Это также означает, что если вы уже состоите в браке в одном штате, ваш брак действителен во всех штатах, и вы не сможете заключить новый брак в другом штате, пока не закончите первый брак.

 

В некоторых штатах даже требуется период ожидания между концом одного брака и началом следующего. Например, в Техасе человек не может вступить в повторный брак с новым супругом, если он развелся в течение 30 дней (хотя этот срок может быть отменен, если он вступает в повторный брак с тем же человеком, с которым только что развелся). А в Небраске оформление развода занимает 6 месяцев, то есть человек должен ждать не менее 6 месяцев, прежде чем вступить в повторный брак.

 

Ни в одном штате нет ограничения на количество раз, которое вы можете вступить в брак или вступить в повторный брак в течение жизни, при условии, что вы соблюдаете законы о браке этого штата при заключении или расторжении брака. В Соединенных Штатах вы можете быть женаты только на одном человеке одновременно.

 

Если вы хотите снова выйти замуж за того же человека после развода с ним, вам необходимо подать заявление на получение нового разрешения на брак.

 

И если вы хотите провести вторую свадебную церемонию , отпраздновать существующий брак (например, отпраздновать важную годовщину), эта вторая церемония называется церемонией возобновления обета или последующей свадебной церемонией.

 

 

Подытожим: 

 

  • Взрослый человек может жениться сколько угодно раз за свою жизнь
  • Вы можете состоять в браке только с одним человеком одновременно: один брак должен быть расторгнут по закону, прежде чем может начаться другой
  • Если вы состоите в браке в одном штате, ваш брак действителен во всех штатах
  • В некоторых штатах требуется период ожидания между расторжением одного брака и началом нового

 

. ..

 

, чтобы увидеть законы о браке для вашего штата,
, в том числе Who Can Legnize Braision, посетите американские министерства брака

.

 

 

 

 

Попросили судействовать?
 

У вас есть только один шанс провести идеальную свадебную церемонию.

 

 

Не бывает «дублей два», когда пара говорит «Да» —  Свадебным исполнителям дается всего один шанс, чтобы провести идеальную свадебную церемонию.

Курс профессионального свадебного служащего