Протоиерей Евгений Голубев Александр Бенуа. Церковные ворота. 1910-е гг. Как может или должен вести себя в храме некрещеный человек? Могу ли я ещё до принятия крещения обращаться к Богу в молитве и осенять себя крестом? — с такими вопросами часто обращаются к священнику. Отвечает клирик Богоявленского кафедрального собора протоиерей Евгений Голубев. Известно, что впервые все мы заходим в храм некрещёными, поэтому Церковь не возражает против того, чтобы некрёщеный человек пришел в храм. Нельзя просить человека выйти из церкви и спрашивать его, зачем ходить в церковь, если он не крестился. Напротив, некрещёному человеку стоит помочь прийти к Богу, а не гнать его от Него. Другой вопрос, можно ли ему участвовать в церковных обрядах и таинствах? Вы можете сами молиться за некрещёного, частная молитва за таких людей не запрещена, но вы не можете подать записку на литургию ни за живого некрещёного человека, ни за умершего. Некрещёные люди могут посещать храм, ставить свечи, прикладываться к святым мощам и иконам, если они имеют веру и благоговение перед святыней. Некрещёные могут посещать богослужения, читать молитвы, слушать Евангелие и его толкование. Иначе как они узнают о Боге? Хождение в храм помогает нам стать другими, стать новым человеком. Без Церкви это невозможно. Все разговоры о добре и истине без Бога — это пустая болтовня… Есть древнее церковное правило, которое запрещает присутствие людей некрещёных на основной части главного православного богослужения — Божественной литургии, когда совершаются преложение Святых Даров и таинство Святого Причастия. Некрещёные (оглашенные) могли присутствовать только на первой части литургии, которая так и называется — литургия оглашенных. В ней сосредоточены особенно важные для оглашенных чтение Евангелия и проповедь, которая в те времена чаще всего произносилась именно после евангельского чтения, и объяснение основных догматов веры. Вскоре после чтения Евангелия диакон возглашал: «Изыдите, оглашенные…», т. е. «выйдите, оглашенные», и готовящиеся ко крещению покидали храм. Смысл такого запрещения состоял в том, чтобы церковное таинство не оказалось поводом для непонимания или профанации со стороны людей внешних, нецерковных. Также следует заметить, что оглашенные, или оглашаемые, разделялись на три степени: — Первую степень составляли слушающие, т. е. заявившие о желании вступить в Церковь и получившие право входа в храм для слушания Священного Писания и поучений. — Оглашаемые второй степени, припадающие или преклоняющие колена, имели право присутствовать в храме в продолжение всей литургии оглашенных. — Третью степень оглашенных составляли требующие, т. е. готовые принять таинство крещения. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения — о Пресвятой Троице, о Церкви и т. д. Перед Пасхой желавшие принять крещение вносили свои имена в список крещаемых, и над ними в Великую Субботу совершалось это спасительное таинство. В наши дни православное богослужение имеет такую же структуру, как и в древности. Но института оглашенных в современной Православной Церкви фактически нет. Сейчас, когда богослужение стало наиболее действенным способом проповеди, который есть в Православной Церкви, наверное, нельзя говорить о необходимости безусловного соблюдения этого древнего запрета. Если некрещёёный человек из любопытства или из других незлых побуждений испытывает желание прийти в храм, то он может спокойно туда идти. Просто, находясь в храме на богослужении, некрещёному лучше не проходить вперед, не выставлять себя напоказ, чтобы невольно не смущать прихожан незнанием элементарных действий. Лучше встать где-нибудь в стороне, где и самому можно будет не смущаться тем, что другие обращают на его незнание внимание. Также не следует стремиться вызывать у себя какие-то экзальтированные чувства умиления, вдохновения. Надо постараться постоять на службе тихо и спокойно — и внимательно прислушаться к тому, как душа и сердце отзовутся на то, что происходит в храме. Важно отметить, что некрещёные не могут принимать участия в таинствах Церкви. Они не могут исповедоваться и причащаться, быть восприемниками (крёстными) при крещении другого человека, собороваться, венчаться. Некрещёный мужчина не может стать священником. Однако некрещёные могут подойти на помазание во время вечернего богослужения. Никакого вреда некрещёному не будет от того, что его помажут освящённым маслом. Но только надо задуматься, а будет ли это ему полезно. Если человек приближается к ограде церковной, если он, пока ещё не решившись креститься, проявляет интерес к этим действиям Церкви, то это хорошо. А если же он воспринимает таковые действия как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится воцерковиться, чтобы стать православным христианином, считает, что помазание послужит ему каким-то оберегом, то в таком случае лучше не подходить. Следовательно, однозначный ответ на вопрос «может ли некрещёный ходить в церковь?» — «Да! Может!» Одно из назначений человека на земле — славить Бога, своего Небесного Отца. Это прославление наиболее полно выражается в величественных богослужениях Церкви. В Церкви люди находят полноту взаимного молитвенного общения и взаимной молитвенной опоры. Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20). Апостол Павел называет Церковь «Телом Христовым, полнотою Наполняющего всё во всём» (Еф. 1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1Тим. 3:15). Церковь — опора для христиан, хранительница истины. Без Церкви и участия в церковных Таинствах человеку невозможно спастись. Тот, кто не посещает храм, фактически находится вне Церкви. Поэтому больно не тогда, когда некрещёные люди приходят в храм и по незнанию что-то делают не так, а когда крещёные заходят туда раз в год, только чтобы освятить воду или куличи. |
Многие пары сейчас, помимо официальной регистрации брака, решают закрепить свои отношения перед лицом Бога венчанием в церкви. Когда нельзя венчаться в православной церкви. Существует ряд причин по которым Церковь вправе отказать паре в венчании:
Если будущие супруги исповедуют не христианскую религию (ислам, буддизм, иудаизм), либо являются атеистами. Нельзя венчаться, не будучи крещенным в Православии, также могут отказать в венчании, если крещенный человек заявляет о своих атеистических убеждениях. Брак, заключенный по католическому либо протестантскому обряду, православной церковью признается.
Церковь отказывает в венчании, если в данное время кто-то из пары состоит в брачных отношениях с другим лицом. Если брак оформлен в ЗАГСе, его нужно аннулировать, если в церкви — то нужно получить разрешение архиерея на его расторжение и, одновременно, благословение на новое бракосочетание. Также не венчают более трех раз.
Церковь не поощряет вступление в брак близких родственников, вплоть до троюродных братьев, сестер и прочих (четвертая степень родства).
Нельзя венчаться кумовьям, крестившим одного ребенка, а также крестным родителям с крестниками. В какие дни нельзя венчаться. Следующим моментом является расписание венчальных дней, т.е. тех дат, по которым не совершается таинство венчания:
Исключения могут быть сделаны по благословению архиерея при наличии уважительных причин. Венчание и официальный брак в ЗАГСе. В настоящее время для проведения обряда браковенчания Русская Православная Церковь требует предъявление свидетельства о регистрации брака органами, представляющими государство. Беременность и венчание. Церковь разрешает венчание во время беременности, как поощряет и посещение церкви женщинами, находящимися в интересном положении. Ребенок — это Божий дар, и грамотный священник никогда не откажет христианам, вступившим в законный брак, в проведении церемонии венчания по причине того, что невеста беременна. Как выбрать обручаные кольца для венчания. Для обряда венчания паре нужно будет приобрести два обручальных кольца. Ранее, по традиции, одному из них полагалось быть золотым (для мужа), а другому серебряным (для жены). Сейчас допускаются кольца из одного и того же драгметалла (золотые) и даже перстни, украшенные камнями. Наряды невесты и жениха для венчания. Жениху полагается быть одетым опрятно и строго. Невесте рекомендуется не слишком откровенный наряд. Если платье открывает плечи, спину и имеет глубокое декольте, то лучше заранее подумать о возможности набросить накидку или палантин во время проведения церемонии. Невеста должна быть с покрытой головой. Кружевной платок, или фата, закрепленная так, чтобы лицо оставалось открытым, — выбор остается за невестой. Относительно деталей наряда можно попросить рекомендаций у батюшки, который будет совершать обряд. Если юбка длинная и пышная, то ее заранее лучше подколоть или подобрать, так как во время церемонии нужно будет быстрым шагом обойти аналой несколько раз, а фасон юбки может это несколько затруднить. Невесте также предпочтительнее подобрать удобную обувь, ведь обряд венчания может длиться от 40 минут до 2 часов. В случае венчания пары, ждущей ребенка, можно согласовать с отцом-настоятелем наличие стульчика, если женщина вдруг почувствует сильную усталость во время церемонии. Планируя венчание, нужно заранее обсудить всевозможные моменты со священником, который будет проводить обряд, а особенно серьезно следует задуматься над самой необходимостью оформления церковного брака. Ведь, по большому счету, осеняемый благодатью Божьей брак заключается один раз и на всю жизнь. Полина Угольникова специально для https://otebe.info/ Ещё читать: |
католицизм — Какое значение имеет крещение, когда дело доходит до брака?
Задай вопрос
спросил
Изменено 9 лет, 8 месяцев назад
Просмотрено 8к раз
Вот гипотетический пример того, что может быть очень распространенной ситуацией.
Билл и Марта встречаются уже четыре года. Оба выросли в католических семьях, но не были крещены. Они не женаты, но уже некоторое время живут вместе. Теперь Билл видит, что оба хотят продолжать свои отношения, и из-за своего воспитания они хотели бы пожениться в католической церкви.
Какая разница, если Билл и Марта поженятся до крещения или после?
- католицизм
- брак
- крещение
- таинства
1
Таинство Крещения часто называют «Вратами Церкви», потому что оно считается первым из семи таинств. Согласно католическому катехизису (1212 г.), католическая церковь рассматривает крещение как первое и основное таинство христианского посвящения. Для большинства христиан и особенно католиков крещение — это первое причастие, полученное (часто в младенчестве), после которого человек становится членом церкви. Крещение также требуется католической церковью для получения других таинств. Например, Таинство Миропомазания и Таинство Святого Причастия зависят от предварительного крещения.
Для такой пары требуется католической церковью для крещения до вступления в брак иначе брак не будет считаться сакраментальным браком, и церкви не будет разрешено заключать такой брак .
Таинство Брака построено на прочном основании Крещения . С католической точки зрения ясно, что брак не может состояться до крещения и мужчины, и женщины. Катехизис (1633 г.) описывает смешанный брак между католиком и крещеным некатоликом, который требует особого внимания со стороны супружеских пар и их пастырей. Далее в нем говорится, что «брак между католиком и некрещеным человеком требует еще большей осмотрительности», что означает, что брак с некрещеным человеком создаст сложности и, по крайней мере, вызовет некоторые сложные вопросы о вере. В Библии в 1 Кор. 7:14 есть отрывок о браке с неверующим супругом, а верующий супруг является благословением для другого, поэтому есть некоторые допущения для «смешанных» браков, но это исключение, а не правило.
Без крещения приверженность пары вере и церкви была бы под вопросом. Когда на сцену выходят дети, становится еще более важным решить, христианин человек или нет, и следует ли воспитывать детей как католиков или нет. Библия ясно говорит о «теплых» христианах (Откр. 3:16) и порицает такое отношение. С точки зрения церкви, это очень важно, так как вам нужно будет спросить об обязательствах, которые пара будет иметь друг перед другом.
Конечно, светская точка зрения будет иметь совершенно иную точку зрения на эту тему, но здесь контекст между двумя «номинальными» католиками, которые хотели бы обвенчаться в церкви.
4
Это имело бы огромное значение.
Во-первых, ни Билл, ни Марта не являются католиками и никогда ими не были, поэтому они не подпадают под действие канонического права ни в отрицательном, ни в положительном смысле. Ни один из них не является действительным служителем таинства брака, то есть они не могут заключить священный брак . Объективно говоря, попытка провести сакраментальный обряд бракосочетания была бы святотатством.
Священник или диакон, умышленно помогавший на таком мероприятии, подвергался бы каноническим наказаниям, и ни один священнослужитель не мог бы обоснованно заявлять о незнании, если бы он не был тщательно обманут супругами (например, с поддельными свидетельствами о крещении и т. д.).
При этом два некрещеных человека могут, с точки зрения Церкви, заключить «естественный» брак . Обычно это не происходит в католической церкви и может быть распущено при определенных условиях (см. Каноны 1142ff).
1
Может ли католик жениться на некатолике?
Католическая церковь не запрещает католикам вступать в брак с людьми, не являющимися католиками. Уже довольно давно в Церкви практикуется бракосочетание католиков и некатоликов. Церковь называет эти типы браков смешанные браки .
Иногда будущий супруг решает пройти процедуру, называемую RCIA, чтобы стать католиком до вступления в брак, но нет необходимости становиться католиком, прежде чем жениться на католичке. Однако необходимо прямое разрешение местного епископа. Католик должен соблюдать обязательство сохранять свою веру и «обеспечивать крещение и воспитание детей в католической церкви» (Катехизис католической церкви, 1635 г.).
Одной из причин существования Церкви является защита душ тех, кто находится под ее опекой. Если католик настаивает на браке с некатоликом, Церковь разрешает это, но хочет защитить душу католика в браке, удостоверившись, что некатолик понимает моральное учение и обязательства католической стороны, и гарантирует, что Католик не находится в позиции, враждебной его вере.
Брак с некрещеным
Католическая церковь называет союз католика с некрещеным несоответствием культа . В приведенном выше примере два человека являются крещеными христианами разных конфессий (или деноминаций), но некрещеный человек не является частью христианской семьи. Когда речь идет о некрещеном человеке, брак требует явного разрешения епископа, чтобы союз считался действительным.
Писание говорит нам, что неверующий супруг освящается через верующего супруга (1 Кор. 7:14). В сакраментальном браке супруги являются проводниками благодати друг к другу, а в смешанном браке несоответствия культа католик является проводником благодати к неверующему. Если это приводит к свободному обращению неверующего в веру, тогда церковь радуется.
Опасения по поводу вступления в брак с некатоликом
Для того чтобы смешанный брак между католиком и некатоликом был удачным, важно, чтобы пара принимала то, что является общим между их соответствующими религиозными традициями, и «учась друг у друга тому, как в котором каждый живет в верности Христу» (Катехизис католической церкви, 1634 г.). Это может быть очень трудно и мучительно, но это можно преодолеть благодаря взаимному уважению.
Брак с некрещеным человеком может быть особенно трудным из-за большей пропасти в религиозных убеждениях.