Лишение отцовских прав в россии: СК РФ Статья 69. Лишение родительских прав \ КонсультантПлюс

Порядок и последствия лишения родительских прав через суд

12.02.2012 Юридическая компания Аймрайт

Лишение родительских прав является крайней мерой наказания для родителей, ненадлежащим образом выполняющих свои родительские обязанности. Поэтому она применяется только в исключительных случаях, когда иные способы, в том числе ограничение в родительских правах уже не могут помочь в исправлении родителя.

В Семейном кодексе РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований лишения родительских прав :

  1. уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов;
  2. отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
  3. злоупотребление родительскими правами;
  4. жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность;
  5. родитель является больным хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  6. родитель совершил умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Подробнее о каждом из них вы можете узнать, прочитав нашу статью, посвященную основаниям лишения родительских прав.

Порядок лишения родительских прав выработан законодателем с учетом особого отношения к детям, их правам и отношениям с родителями. Поэтому лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Иск о лишении родительских прав может быть подан:

  • вторым родителем;
  • прокурором;
  • органами опеки и попечительства;
  • иными организациями, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей.

Независимо от того, кем был подан иск, в целях обеспечения особого уровня защиты интересов ребенка, в дело о лишении родительских прав привлекаются прокурор и орган опеки и попечительства.

Важно отметить, что лишение родительских прав происходит отдельно в отношении каждого из детей соответствующего родителя. Нельзя лишить родительских прав автоматически в отношении всех детей, а уж тем более будущих. Поэтому допустима ситуация, при которой родитель лишен родительских прав в отношении одного из своих детей, но имеет таковые в отношении другого ребенка.

Основные последствия лишения родительских прав:

1. Родитель утрачивает все права, основанные на факте родства с ребенком:

  • он не может получать пособия и льготы, предоставление которых связано с наличием ребенка;
  • в старости, будучи нетрудоспособным и нуждающимся в помощи он не сможет требовать с ребенка уплаты алиментов на свое содержание;
  • в случае смерти ребенка он не сможет претендовать на получение наследства;
  • он лишается всех неимущественных прав в отношении ребенка: права на общение, воспитание и т.д.

2. Ребенок сохраняет все имущественные права, основанные на факте родства со своим родителем:

  • за ним сохраняется право на получение от родителя содержания, поэтому алименты на ребенка могут взыскиваться и после лишения родительских прав;
  • после смерти родителя, лишенного родительских прав, ребенок становится наследником такого родителя;

Заметим, что родитель, лишенный родительских прав, может быть восстановлен в этих правах в случае, если он изменил свой образ жизни и отсутствует угроза повторного наступления тех обстоятельств, которые послужили основанием к лишению родительских прав.

Для восстановления в родительских правах родитель должен подать иск в суд, ответчиком по которому будет другой родитель, либо опекун или детское учреждение, в зависимости от того, на чьем попечении находится ребенок. Также как и в делах о лишении родительских прав, обязательно участие прокурора и органов опеки и попечительства.

 [actdate id=”3479″]

_______________________________________________________

Возможно вам будет интересно прочитать следующие статьи, связанные со спорами о детях:

  • Основания лишения родительских прав
  • Взыскание задолженности по уплате алиментов
  • Взыскание алиментов за границей
  • Взыскание алиментов на содержание бывшего супруга

Лишение родительских прав, семейные споры, Споры о ребенке

Лишение родительских прав в России от законов к логике: исправляя несправедливость

 

ISSN 2524-0986

 

 

Помимо Семейного Кодекса предусмотрены многочисленные программы поддержки семей и отдельных категорий граждан с детьми и иные механизмы. Например, выплаты молодым семьям при рождении детей, передача в собственность земельных участков и налоговые послабления. Способы их реализации в части назначения льгот — указаны в Письме ФНС, где уточняется, что даже при отсутствии заявлений со стороны лица, имеющего право на льготу, льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом [1].

Мы видим, что государство применяет беззаявительный механизм, что положительно влияет на поддержку семей. В качестве примера следует также привести Указ Президента 07.04.2020 N 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», закрепляющий денежные выплаты в сложных условиях в связи с пандемией коронавируса [2].

Однако даже данные меры поддержки с прописанной методикой их реализации при рассмотрении практической стороны, все равно требуют личного присутствия и передаче оригиналов документов указанных в перечне необходимых – на обозрение органу принимающему решение.

Но главная цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть законодательство в области защиты прав детей на уровне семьи. Согласно статье 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержке семьи, ответственности юридических и должностных лиц, поддержке общественных объединений, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка [3].

Дети, являясь будущим любой страны и любой семьи, не должны сталкиваться с отсутствием защиты их законных интересов и прав со стороны исполнительной и законодательной ветвей государства. По итогам опубликованных Росстатом данных в 2019 году, процент разводов относительно зарегистрированных браков составил 65 %. И во многих таких семьях имеются дети. Но более острый оттенок приобретает данный вопрос, если рассмотреть его в контексте лишения одного из супругов родительских прав. И именно об этом пойдет речь в настоящей работе. Правовое обоснование и судебная практика 20 Ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция 44/25, определяющая само понятие слова «Ребенок» и закрепляющая его права на международном уровне. Пункт 1 статьи 9 Европейской Конвенции «О правах ребенка» гласит: «Ребенок имеет право не разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка».

А в целях выполнения принятой международной нормы в Семейный Кодекс Российской Федерации была включена формулировка в п.2 ст.54. Для исполнения и формирования общей судебной практики Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 года № 44 закреплены основные принципы и способы реализации и защиты прав ребенка при ограничении или лишении родительских прав. Однако текущее несовершенное законодательство предусматривает не так много вариантов, позволяющих действительно защитить интересы ребенка и учитывать то множество нюансов, с которыми сталкиваются семьи в реальной жизни. Конкретные, но при этом довольно ограниченные и плохо сформулированные основания лишения родительских прав, на которых основываются подобные процессы в судах, содержатся в одноименной статье 69 Семейного Кодекса.

Они предусматривают возможность лишения родительских прав одного из родителей только в шести случаях. И именно возможность, так как для ее практической реализации, для защиты прав ребенка, одному из супругов необходимо инициировать судебное разбирательство, которое в свою очередь, исходя из судебной практики, продлится не менее 6 месяцев, что может поставить под угрозу ребенка, который является в таком разбирательстве объектом спора. Рассмотрим данную статью более подробно.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

1) уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

2) отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;

3) злоупотребляют своими родительскими правами;

4) жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

5) являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

6) совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Как вы видите, первым основанием в данном законе является уклонение от выполнения обязанностей родителей с приставкой «в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов».

То есть в первую очередь государством ставится вопрос финансового содержания ребенка, что, безусловно, важно для существования любого человека в 21 веке, но явно не является основным. А с учетом практического применения и логического осмысления данного основания можно прийти к выводу, что данный пункт статьи (основания в этой статье по какой-то причине расписаны без нумерации или наименования пунктов) позволяет лишить родительских прав очень большое количество вполне добросовестных людей в нашей стране, которые после расторжения брака (развода) не выплачивают алименты.

Часть таких людей не выплачивают их не из корыстных или халатных побуждений, а по причине отсутствия регулярного дохода или дохода ниже предела МРОТ, установленного в регионе. Но при этом отменить данную формулировку тоже невозможно, так как ее цель – обеспечение ребенка и второго родителя средствами к существованию. В связи с такой слишком однозначной формулировкой реальные цели закона соблюдаются весьма посредственно. Факт неуплаты алиментов должен быть обязательно доказан. Зачастую это не так просто:  например, можно предоставить в суд доказательства невозможности регулярно выплачивать денежные средства.

В силу жизненных обстоятельств могут возникнуть такие ситуации, как сокращение на работе, серьезное заболевание, инвалидность, постановка на учет в службу занятости в связи с потерей работы и т. д. [4]. За исполнением законов, обеспечивающих соблюдение прав детей, призвана следить в первую очередь прокуратура согласно Приказу № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» [5]. И роль прокуроров и органов опеки в делах по лишению родительских прав весьма существенна. Но на законодательном уровне сейчас существуют недоработки, которые часто способствуют необоснованному изъятию детей из семей с временными трудностями. Если злоупотребление родительскими правами действительно имеет место и содержит состав административных или уголовных проступков, санкции по УК РФ и КоАП РФ будут назначены одновременно с лишением прав [6].

При этом на практике – Социальные службы и Прокуратура не работают вместе в целях улучшения законодательства, более того, в судебном процессе они за частую могут выступать по разные стороны выражая не консолидированное мнение и указывая на разную внутреннюю политику ведомств и сложившуюся практику. Улучшение законодательства В целях улучшения законодательства в сфере защиты реальных интересов и прав родителей и детей, а также профилактики совершения преступлений против жизни и здоровья детей и близких родственников, необходимо дополнить законодательство расширенным перечнем формулировок, дающих возможность социальным службам и судам при вынесении решений руководствоваться более экспертными мнениями и заключениями. В то время как сейчас достаточно простых заключений социальных служб об условиях содержания в квартирах. Как справедливо отмечает Лебединец Н. В., лишение родительских прав рассматривается исследователями в качестве исключительной меры ответственности, является тем решением, которое порождает крайне серьезные правовые последствия и для ребенка, и для родителя: последствия правового и психологического характера. Поэтому необходим крайне ответственный и скрупулезный подход к оценке каждой семейной ситуации, поскольку основной задачей, в конечном итоге, является защита права ребенка жить и воспитываться в семье [7].

Разбирая конкретный пример из практики, можно прийти к выводу, что лишить родительских прав осужденного за совершение преступления против половой неприкосновенности, если преступление было совершено не в отношении своего ребенка, относительно трудно. Да, логика закона подразумевает, что даже самый больной и плохой человек в мире может быть хорошим родителем для своего собственного ребенка, но в рамках международных норм и этических правил каждый понимает для себя, что человек, который способен на такие преступления в отношении чужих детей, потенциально опасен и для собственных.

В связи с этим необходимо совершенствовать: — систему оценки психологического состояния подобных личностей и ввести обязательные службы проверки и учета всех причастных к преступлениям такого характера с обязательным федеральным реестром осужденных по данной категории, как это сделано в США и Европе, с их обязательной пожизненной регистрацией в публичных базах данных; — систему и методики оценки экспертными отделами социальных служб общего состояния ребенка и родителей, их взаимоотношений в семье, не меняя при этом баланс интересов, чтобы специалист или эксперт социальной службы не смог воспользоваться своим служебным положением и одним заключением без перепроверки доводов независимой комиссией — поставить семью в невыносимые условия существования, или вовсе одним росчерком в заключении изъять ребенка из семьи или лишить родителя прав с помощью предложенных недавно «экспресс-судов».

Данная позиция законотворцев категорически недопустима, так как для решения таких вопросов требуются экспертные мнения, научные обоснования и перепроверка полученных данных независимыми коллегиями; Более того, необходимо добавить или изменить конкретный пункт, расширив или заменив в статье 69 СК РФ формулировку: «совершили умышленное преступление против жизни или здоровья детей и лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, либо против жизни или здоровья несовершеннолетнего. Этим будет достигнуто следующее: лицо, способное причинить вред несовершеннолетнему, не будет обладать иммунитетом в отношении собственных детей, против которых преступление направлено не было.

Профилактическая мера в таком случае будет более конкретизирована, а санкция, наказание, прописано ясно.

</o:p>

КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА ПРИНИМАЕТ ОТЧЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТРО

HR/CRC/99/42
23 сентября 1999

Комитет по правам ребенка начал сегодня утром рассмотрение второго периодического доклада Российской Федерации, запросив у правительственной делегации, среди прочего, законы, защищающие права детей и их осуществление, а также обращение с беспризорными детьми.

Представляя доклад своей страны, Галина Николаевна Карелова, заместитель Министра труда Российской Федерации, глава делегации, отметила, что Правительство, несмотря на сохраняющиеся острые экономические трудности, продолжает принимать законодательные и административные меры для улучшения положения детей. Она заявила, что Российская Федерация продолжит свои усилия по поощрению и защите прав детей путем реализации Конвенции и национального законодательства.

Как одно из 191 государств-участников Конвенции о правах ребенка Российская Федерация должна представлять Комитету периодические отчеты о работе по реализации договора.

В состав делегации Российской Федерации также входили Елена Евгеньевна Чепурных, заместитель Министра образования Российской Федерации; Анатолий И. Антонов, заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве; Татьяна Николаевна Смирнова, начальник отдела МИД России; Юрий Александрович Боеченко, начальник отдела МИД России; Владимир А. Паршиков, старший советник Постоянного представительства России при Отделении Организации Объединенных Наций в Жевене; Владимир Владимирович Долгобородов, второй секретарь; Григорий Евгеньевич Лукьянцев, третий секретарь; и Сергей Л. Чумарев, третий секретарь.

Комитет снова соберется в 15:00. продолжить рассмотрение доклада Российской Федерации.

Доклад Российской Федерации

Во втором периодическом докладе Российской Федерации (документ CRC/C/65/Add.5) постатейно рассматриваются административные и законодательные меры, направленные на реализацию положений Конвенции. В нем говорится, что происходящая в России трансформация экономики способствовала становлению рыночной экономики, активному росту негосударственного сектора и развитию новых отношений на рынке труда.

В отчете также отмечается, что в социальной сфере произошли значительные изменения, связанные с внедрением страховых принципов в здравоохранение, в том числе сочетанием обязательного и добровольного медицинского страхования. Кроме того, система социального обеспечения трансформировалась с учетом изменений, происходящих в экономике и социальной сфере. Социально-экономические преобразования происходили в условиях кризиса, характеризующегося спадом промышленного производства, увеличением бюджетного дефицита, ростом безработицы, снижением уровня жизни и ростом бедности.

В сообщении говорится, что в пределах имеющихся ресурсов приняты правовые и административные меры для защиты прав и интересов детей и смягчения последствий социального кризиса для них. Принятые меры привели к снижению младенческой смертности с 19,9 на 1000 живорождений в 1993 г. до 17,4 в 1996 г. и ювенальной смертности в целом. Серьезные проблемы, существующие в Российской Федерации в основных сферах жизни детей, вызывают озабоченность как у властей, так и у общества в целом, отмечается в докладе.

Далее в отчете говорится, что «социальное сиротство» — когда дети, чьи родители еще живы, лишены родительской опеки по разным причинам — является проблемой, вызывающей особую тревогу. Число детей, ежегодно признаваемых сиротами и оставшимися без попечения родителей, увеличилось почти на 70 процентов, а число родителей, лишенных родительских прав, увеличилось в четыре раза, отчасти в связи с увеличением масштабов асоциального поведения родителей, отчасти в результате усиления контроля со стороны полиции в защиту прав детей.

Представление доклада

ГАЛИНА Н. КАРЕЛОВА, заместитель министра труда Российской Федерации и глава делегации, сообщила, что ее правительство, несмотря на сохраняющиеся острые экономические трудности, продолжает принимать законодательные и административные меры для улучшения положения российской дети.

Переход к рыночной экономике потребовал иного взгляда на отстаивание интересов детей, чтобы справиться с новыми изменениями, сказала г-жа Карелова. Правительство России стремилось реализовать основополагающие принципы прав человека, особенно прав детей. По мере приближения 2000 года произошел ряд кардинальных изменений. В 19По ее словам, № 98 парламент страны, Дума, принял основной закон об укреплении прав детей.

Г-жа Карелова сообщила, что ее правительство сосредоточило внимание на первоочередных мерах по обеспечению права на жизнь российских детей. В целях снижения уровня смертности среди детей в возрасте до пяти лет правительство приняло превентивные меры, активизировав кампанию по вакцинации детей от болезней, поражающих детей. Кроме того, для подростков проводится половое воспитание с целью сокращения числа нежелательных беременностей. Были также расширены программы пренатального скрининга.

Г-жа Карелова сообщила, что российское правительство недавно приняло новые системы помощи бедным семьям и защиты детей-сирот не только в финансовом плане, но и путем предоставления психологической помощи по телефону. По ее словам, благополучие 620 000 зарегистрированных «социальных сирот», детей, брошенных родителями или отобранных из безответственных семей, стало серьезной проблемой для правительства. По ее словам, несмотря на постоянные экономические трудности, правительству удалось создать 2000 учреждений, в которых дети воспитываются в условиях семейного окружения, в дополнение к 700 учреждениям, занимающимся детьми, живущими в трудных условиях.

Далее, в Российской Федерации положение детей-инвалидов рассматривалось как острая социальная проблема из-за их количества и нехватки средств для их обслуживания. Г-жа Карелова сказала, что правительство принимает все необходимые меры для обеспечения их максимальной социальной интеграции.

Российская Федерация продолжит свои усилия по поощрению и защите прав детей путем реализации положений Конвенции и национального законодательства, направленных на усиление их применения, заключила г-жа Карелова.

Обсуждение

Члены комитета задали ряд вопросов. Они спросили о мерах, принятых для укрепления ювенальной юстиции; о бюджетных ассигнованиях на социальные мероприятия с участием детей; о распределении власти между различными государственными субъектами Федерации; о законах о защите прав детей и их реализации; об обращении с беспризорными детьми; о мерах по борьбе с бедностью, направленных на детей; и о детских пособиях, распределяемых бедным семьям.

Члены делегации заявили, что правительство убеждено в том, что действующее законодательство необходимо усовершенствовать, чтобы оно лучше отвечало интересам российских детей. Был принят ряд законодательных мер для поощрения прав детей, однако их осуществление столкнулось с трудностями, особенно из-за нехватки финансовых ресурсов. В 2000 году ожидается увеличение бюджетных ассигнований на социальные нужды на 35 процентов, сообщила делегация.

Делегация заявила, что сложная финансово-экономическая ситуация в стране не позволила адекватно реализовать запланированные мероприятия. Тем не менее федеральным органам власти — государственным заказчикам федеральных целевых программ, входящих в состав президентской программы «Дети России», удалось закрепить достигнутые положительные результаты. Меры, принятые в рамках президентской программы «Дети России» в 1998 позволил поддержать реализацию долгосрочных целевых мероприятий по улучшению качественных показателей здоровья и благополучия детей.

В отношении беспризорных детей делегация заявила, что вместо социально-защитного подхода полиция применяет более репрессивные методы, а проблема беспризорных детей и малолетних правонарушителей является одной из острых проблем, стоящих перед российскими властями.

Неправительственные и некоммерческие организации, действующие в России, оказали значительное влияние на жизнь детей и вносят существенный вклад в работу по улучшению их положения, заявила делегация. Делегация сообщила, что неправительственные организации широко вовлечены в законотворческий процесс, участвуют в реализации федеральных и региональных социальных программ в интересах детей, мобилизации и распределении гуманитарной помощи.

Отвечая на вопрос о количестве самоубийств среди детей, делегация сообщила, что за последние десять лет количество самоубийств увеличилось в 1,8 раза, что вызывает обеспокоенность властей. Самоубийства часто были связаны с семейными ситуациями, такими как обнищание, безработица и наркомания. Бросившие школу также иногда впадали в отчаяние, приводящее к самоубийству. Делегация заявила, что правительство, осознавая серьезность растущего уровня самоубийств среди молодежи, приняло меры для улучшения ситуации.

Российские оккупационные чиновники готовятся к «русификации» украинских школ

Родители и педагоги в оккупированных Россией районах юга Украины заявляют, что оккупационные власти используют шантаж, чтобы заставить их сотрудничать с промосковскими школами, создаваемыми на предстоящий учебный год .

Источники сообщают Украинской службе Радио Свобода, что оккупационные власти сообщают родителям, что они могут лишиться родительских прав, если не получат российские паспорта и не отправят своих детей в специальные школы.

Ищу персонал, но хочу отметить отсутствие сотрудничества со стороны наших учителей. Мы можем этим гордиться.»

— Учитель в Энергодаре

«Местные не хотят отдавать детей в эти школы, но боятся, — говорит Сергей Шишковский, учитель истории из Херсонской области. «Люди боятся потерять своих детей и не знают, как реагировать на эти требования».

«В городе Энергодаре (в северо-западной части подконтрольной России Запорожской области) определенно оказывалось давление на родителей и детей в отношении соблюдения [российских] законов на предстоящий учебный год», — сказал один из учителей Энергодара, который попросил не называть его имени, опасаясь негативных последствий со стороны россиян.

Тот же учитель сказал, что оккупационные власти набирают учителей и другой персонал для открываемых ими школ.

«Они ищут кадры, но я хочу отметить отсутствие сотрудничества со стороны наших учителей», — сказала она. «Мы можем гордиться этим. В настоящее время у них не хватает учителей. Мне сказали, что они звонили учителям и даже посещали их дома».

Насколько ей было известно, только два учителя согласились работать в новых школах.

Повреждения и обломки в классе школы в селе Кутузовка Харьковской области Украины после нападения России в мае.

Украинские власти обвинили Москву в подготовке к долгосрочной оккупации или даже аннексии территорий Украины, соединяющих восточный регион Донбасса, где Россия последние восемь лет разжигала сепаратистскую войну, и украинское Черноморье Крым, который Москва насильно аннексировала в 2014 году.

В интервью агентству Reuters 8 июля посол России в Великобритании Андрей Кулин заявил, что маловероятно, что Россия выведет свои войска «из южной части Украины».

В конце июня военно-оккупационные власти Херсонской области объявили о подготовке «референдума» о присоединении к России.

4 июля Москва назначила оккупационное «правительство» для подконтрольных России частей Херсонской области, назначив Михаила Родикова, муниципального чиновника из Московской области, «министром образования и науки».

Родиков де-факто возглавлял отдел образования правительства в крымском городе Севастополь после аннексии региона Россией.

По данным украинского журналиста-расследователя Валентины Самар, Родиков был замешан в нескольких скандалах во время пребывания в Севастополе в 2015-18 годах, после одного из которых он был вынужден уйти в отставку и вернуться в Россию.

«Странное назначение, особенно если учесть, что Родикову 64 года и он скоро должен уйти на пенсию, — сказал Самар. «Но, думаю, у него еще остался порох, поэтому он едет в Херсон, чтобы создать систему русского образования».

Учитель на оккупированном Россией юге Украины сказал, что оккупационные чиновники посещали учителей дома, чтобы заставить их работать в промосковских школах этой осенью. (архивное фото)

На востоке, в черноморском портовом городе Мариуполе, оккупационная администрация отправляет учителей в Москву для «аттестации», по словам Петра Андрющенко, помощника прокиевского мэра города. В сообщении

от 2 июля в Telegram Андрющенко сообщил, что оккупационные власти неофициально запретили всем учителям покидать город.

Они прямо учат детей ненавидеть Украину. На так называемых «уроках истории» говорят, что Украина виновата в развязывании нынешней войны, и отрицают, что Россия напала на Украину и Мариуполь и что она создала весь этот ужас».

— Максим Бородин, Мариупольский городской совет

В мае тогдашний уполномоченный по правам человека в Украине Людмила Денисова заявила, что оккупационная администрация в Мариуполе, который был в значительной степени разрушен и обезлюден в результате ожесточенных боев, прежде чем был захвачен российскими войсками в мае, разработала планы «полностью русифицировать образование путем введения их стандарты» в наступающем учебном году.

Максим Бородин, прокиевский депутат Мариупольского горсовета, заявил Радио Свобода, что российская образовательная программа пропитана «уроками пропаганды».

«Они прямо учат детей ненавидеть Украину», — сказал Бородин.

«На так называемых «уроках истории» говорят, что Украина виновата в развязывании нынешней войны, и отрицают, что Россия напала на Украину и Мариуполь и что она создала весь этот ужас».

Гражданские лица на оккупированных территориях особенно уязвимы, поскольку Россия намеренно создала там «информационный вакуум», отрезав территорию от украинских интернет- и сотовых операторов и внешних СМИ, заявила бывший министр образования и науки Украины Лилия Гриневич.

Максим Бородин, прокиевский депутат Мариупольского горсовета: «Они прямо учат детей ненавидеть Украину».

«Они часто не имеют доступа к Интернету и смотрят по телевидению только российские программы», — сказал Гриневич Радио Свобода. «Дети тоже все это слышат. А потом идут в школу, где оккупанты… полностью загрязняют образовательное пространство своими нарративами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *