Права ребенка инвалида в школе в 2023 году – Юридическая поддержка
Автор Петр Кузнецов На чтение 18 мин Опубликовано Обновлено
Содержание
Права и льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы активно обсуждаются проблемы социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы предоставления им равных с остальными детьми прав и возможностей в различных сферах жизни.
При этом многие участники дискуссий, считая термин «дети с ОВЗ» толерантным синонимом понятия инвалидности, допускают грубую неточность, обобщая всех детей, имеющих существенные проблемы со здоровьем, в одну категорию – «дети с ограниченными возможностями здоровья».
Такой подход является ошибочным и влечет неверное толкование правовых норм. Рассмотрим, почему.
Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 29. 12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) установлено следующее: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
В свою очередь, статья 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет инвалидом лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным федеральным учреждением медико-социальной экспертизы инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Причина подмены понятий видится в желании смягчить неблагозвучный термин «инвалид», в то время как их разграничение имеет важное юридическое значение.
Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), а статус ребенка с ОВЗ – психолого-медико-педагогической комиссия (далее – ПМПК). При этом ПМПК принимает решение о выдаче заключения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с позиции создания специальных условий получения образования исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.
Важно учитывать, что один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации (абилитации)) инвалида, с пометкой о необходимости в образовательной реабилитации.
Соответственно, ребенок-инвалид, не требующий специальных условий для получения образования и не признанный «обучающимся с ОВЗ», получает реабилитационные услуги в иных сферах, например, в здравоохранении или социальной защите, но не в образовании.
В процессе развития общественного сознания представление о лицах с серьезными проблемами здоровья многократно менялось: от примитивных, когда физические дефекты рассматривались как наказание свыше к сегодняшнему времени, когда различия между людьми сглаживаются, и провозглашается всеобщее равенство.
С изменением восприятия менялось и законодательство. Ориентиром для всех прогрессивных государств, ставящих перед собой высокие гуманистические цели, стали нормы международного права, ориентированные на обеспечение равенства прав и возможностей граждан вне зависимости от их состояния здоровья и других факторов. Базовым международным актом, направленным на соблюдение равных прав граждан, стала Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, содержащая историческое положение, который гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
Современное российское законодательство стремится максимально соответствовать международным стандартам, обеспечивая всем гражданам равные возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. При этом политика государства направлена на то, чтобы социальная защита носила адресный характер и затрагивала все категории граждан, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.
Какими же исключительными правами обладают дети с ОВЗ, и на какие меры социальной поддержки они вправе рассчитывать?
Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплены равное право и одновременно обязанность каждого гражданина на получение основного общего образования. При этом обеспечение образования возлагается на родителей, а государство принимает на себя обязательство поддерживать различные формы образования. Кроме того, статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение каждому в случаях, установленных законом.
Реализация равного права на образование осуществляется в соответствии с Законом об образовании, предусматривающим создание специальных условий для детей, испытывающих затруднения в учебе, тех самых, которые заключением ПМПК признаны детьми с ОВЗ. Исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающийся признается с ОВЗ, законодательно не определен, а решение принимается комиссией индивидуально исходя из потребностей в специальных условиях для получения образования.
В соответствии со статьей 79 Закона для таких учащихся создаются специальные коррекционные группы, классы и специальные учреждения, благодаря чему происходит их успешное обучение, воспитание и интеграция в общество. Для них разрабатываются специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, пособия и дидактический материал, проводятся индивидуальные и групповые занятия, обеспечивается доступ к зданиям организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, бесплатно обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ОВЗ имеют право на бесплатное двухразовое питание. Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Этими же мерами социальной поддержки пользуются и дети-инвалиды. Статьей 39 Закона предусмотрено предоставление обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования жилых помещений в общежитиях.
К сожалению, длительное время дети с ОВЗ содержались в интернатах, а обучение и воспитание производилось исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, что, по мнению ведущих экспертов, вело к углублению неравенства детей с ОВЗ.
В свою очередь, инклюзивный подход, который активно внедряется в современных российских школах способствует максимальному удовлетворению потребностей особенных детей, а их обучение становится более эффективным. Такая практика соответствует общемировой.
Следует отметить, что развитие образования в данном направлении не просто способствует созданию благоприятных условий для детей с проблемами здоровья, но помогает становлению личности маленьких граждан, дает им больше возможностей для саморазвития и получения по окончании школы среднего и высшего профессионального образования. Совместное обучение детей с ОВЗ ставит их на одну ступень со здоровыми сверстниками, что является важным шагом к полноценной, достойной взрослой жизни в обществе и преодолению социального неравенства.
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями — детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития — в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В школе создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи »)
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:
• обучение совместно с другими обучающимися,
• обучение в отдельном классе обычной школы,
• обучение в специальной школе,
• индивидуальное обучение на дому,
• обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения. Обучающие выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186. Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования. Названные в статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ-СОШ №4 рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
• обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
• организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
• сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
• совершенствование системы кадрового обеспечения.
В образовательной организации МАОУ-СОШ №4 созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
• школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
• вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает психолого-логопедическая служба;
• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Приказ Минобрнауки России от 30. 08.2013 г. N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю: Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Первый заместитель Министра Н. Третьяк. Нормативно — правовые документы по введению ФГОС с ОВЗ:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19. 12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Локальные акты МАОУ — СОШ №4 г Асино:
• Положение об инклюзивном образовании (приказ от 30.08.2016 г. № 298)
• Положение об организации индивидуального обучении на дому (приказ от 05.11.2014 г. № 336)
• Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (приказ от 01.09.2013 г. №211)
Форма договора О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ И ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ МУНИЦИПАЛЬНЫМ АВТОНОМНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
План работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, дети-инвалиды) в МАОУ-СОШ№4 г. Асино на 2021 -2022 учебный год.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ВАРИАНТ 7.1)
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5. 1)
Адаптированные рабочие программы для детей с ОВЗ (Вариант 7.1) основная школа
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с ЗПР 5-9 классов (Вариант 7.1)
Права детей с ОВЗ
Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.
Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на:
развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
создание условий для освоения социальных навыков;
обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
Федеральные документы
Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между нормами нет. Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.
В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании». Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Основные положения и понятия, закрепленные новым законом «Об образовании в РФ» в части образования детей с ОВЗ:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья — условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. Ст. 18 определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. Устанавливается право всех инвалидов обучаться как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного образования на федеральном уровне, российское законодательство определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, что в целом соответствует конвенции.
Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Льготы школьникам: какие положены и как их получить
Дети школьного возраста могут пользоваться рядом льгот – на питание, транспорт, посещение музеев и театров. Но в большинстве случаев – приаисоблюдении ряда условий. Подробности расскажем в этой статье.
Кому положены льготы
Список льгот, порядок их предоставления и категории школьников, которым они положены, зависят от региона. Самую точную информацию можно получить, изучив документы, актуальные для города проживания школьника. Но есть общие принципы, которые действительны для большинства случаев.
Так, большое количество льгот предоставляется:
- Школьникам из малоимущих семей.
- Школьникам из многодетных семей.
- Детям-инвалидам, детям, которых воспитывают родители-инвалиды.
Рассмотрим более подробно самые распространенные категории льгот.
Льготы на транспорт
Льготные билеты на общественный транспорт, как правило, положены всем без исключения школьникам. Требуется оформить специальный билет, который дает право на более выгодную или бесплатную поездку. В Москве, например, это социальная карта москвича, которую можно оформить в любом центре «Мои документы» или на портале mos.ru. По этой карте можно получать также скидку на пригородные поездки – оплачивать придется всего половину стоимости билета. В Подмосковье аналогично действует ученическая карта «Стрелка». Подобные карты есть во многих других городах, конкретные условия уточняйте с учетом региона проживания.
Школьники из льготных категорий, перечисленных выше, могут пользоваться транспортом бесплатно. Чтобы получать такую льготу, родителям (опекунам) необходимо предоставить документы, которые подтверждают право на ее получение.
Узнайте, какие денежные льготы положены многодетным семьям
Скидки на железнодорожные билеты
В поездах дальнего следования для детей школьного возраста тоже есть скидки.
Так, например, ребенка не старше пяти лет можно провозить в поезде бесплатно, но при условии, что он не занимает отдельное место. Для получения льготы достаточно свидетельства о рождении. А если для ребенка покупается отдельное место, то оплачивается оно в соответствии с детскими тарифами, которые выгоднее тарифов для взрослых. Важно! Возраст ребенка определяется по дню начала поездки, это важно учитывать при покупке билетов заранее.
Что же касается именно школьников, то есть учащихся общеобразовательных учреждений, они имеют отдельную скидку, которая действует с 1 января по 31 мая и с 1 сентября по 31 декабря (то есть не включается, условно говоря, период школьных каникул). Скидка составляет 50%.
Льготы школьникам на электричку тоже зависят от региона.
Льготы на авиабилеты
Есть ли льготы для школьников на авиабилеты? Да, есть льготы и скидки для молодежи при перелетах по внутренним направлениям. Эти меры спонсируются государством, но авиакомпании сами решают, предоставлять ли льготы, поэтому всегда нужно уточнять, поддерживает ли программу выбранный вами авиаперевозчик.
В среднем скидка может составить до 25%, при этом обычно выдвигаются дополнительные условия (например, обслуживание не выше «эконома»). Чтобы получить скидку на школьника, как правило необходимо предоставить справку из учебного заведения (о том, что ребенок собственно там учится).
Льготы на питание
В связи с внесением изменений в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» до 1 сентября 2023 года школы должны полностью обеспечить каждого ученика 1–4 классов бесплатным горячим питанием. Уже сейчас во многих городах бесплатное питание получают ученики младших классов. Что касается более старших детей, на бесплатное питание могут рассчитывать ученики из многодетных, малообеспеченных семей, дети-инвалиды или воспитанники одного или двух родителей-инвалидов.
Больше о льготах для многодетных семей читайте в нашей статье.
Льготы на походы в кино, музей, театр
Государственные музеи предоставляют школьникам один день в месяц, когда они могут посещать экспозиции бесплатно. Кроме того, в любой день льготы имеют школьники из перечисленных выше льготных категорий (нужно иметь документы, подтверждающие право на скидку или бесплатный просмотр).
Что касается театров, льготы также имеют дети из малообеспеченных, многодетных семей, инвалиды, но конкретная форма льготы остается на усмотрение театра.
Льготы на домашнем или семейном обучении
Если ребенок числится в школе и просто обучается на дому, он может пользоваться всеми льготами, которые положены школьникам. Если ребенок официально не зачислен в школу, он не может воспользоваться льготами, для которых требуется предоставить справку об обучении. Более конкретные условия стоит уточнять в регионе проживания с учетом ситуации (как обучается ребенок и по какой именно причине).
Школьные услуги для детей с особыми потребностями: знай свои права
Школьные услуги для детей с особыми потребностями: знай свои права
№ 83; Сентябрь 2017 г.
Некоторые дети испытывают трудности в школе, начиная от физических различий, проблем с концентрацией внимания, обучением, речью, языком и восприятием и заканчивая проблемами с поведением и/или созданием и сохранением друзей. Эти трудности могут быть вызваны одним или несколькими из следующих факторов:
- физические расстройства
- психические расстройства
- эмоциональные проблемы
- поведенческие проблемы
- различия в обучении
Дети с такими особыми потребностями обычно имеют право на получение дополнительных услуг или приспособлений в государственных школах. Федеральный закон требует, чтобы каждый ребенок получал бесплатное и надлежащее образование в условиях с наименьшими ограничениями. Для поддержки их способности учиться в школе к детям с особыми потребностями применяются три федеральных закона:
- Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA) (1975)
- Раздел 504 Закона о реабилитации 1973 года
- Закон об американцах-инвалидах (ADA) (1990)
В разных штатах действуют разные критерии соответствия, доступные услуги и процедуры для каждого из этих законов. Родителям важно знать об этих законах и о том, как они применяются в их штате.
Законы
IDEA — это федеральный закон (1975 г. с поправками 2004 г.), который регулирует все услуги специального образования для детей в Соединенных Штатах. Согласно IDEA, чтобы ребенок имел право на специальное образование, он должен иметь проблемы в одной из следующих категорий:
- серьезное эмоциональное расстройство
- разница в обучении
- умственная отсталость
- перенесшие черепно-мозговую травму
- с диагнозом спектра аутизма
- нарушения зрения и слуха
- физические недостатки
- задержки развития (включая трудности речи и языка)
- другие нарушения здоровья
Раздел 504 — это закон о гражданских правах (1973 г. ), который требует, чтобы школы не допускали дискриминации в отношении детей с ограниченными возможностями и предоставляли им разумные приспособления. Он охватывает все программы или мероприятия, как государственные, так и частные, получающие федеральную финансовую помощь. Разумные приспособления включают внеплановые тесты, сидение перед классом, измененные домашние задания и предоставление необходимых услуг. Как правило, дети, подпадающие под действие Раздела 504, либо имеют менее серьезную инвалидность, чем дети, подпадающие под действие IDEA, либо имеют инвалидность, не подпадающую под IDEA. В соответствии с разделом 504 любое лицо с нарушением, которое существенно ограничивает основную жизнедеятельность, считается инвалидом. Обучение и социальное развитие включены в список основных видов деятельности.
ADA (1990 г.) требует, чтобы все школы, за исключением тех, которые принадлежат религиозным организациям, отвечали потребностям детей с такими отклонениями или нарушениями. В соответствии с ADA детям, которые соответствуют требованиям, не может быть отказано в образовательных услугах, программах или мероприятиях, и он запрещает дискриминацию в отношении всех таких учащихся.
Оценка вашего ребенка
Как родитель, вы можете запросить оценку вашего ребенка, чтобы определить потребности в специальном образовании и/или сопутствующих услугах. Оценка может включать психологическое и педагогическое тестирование, оценку речи и языка, оценку трудотерапии и поведенческий анализ. Вот шаги, которые вам нужно предпринять:
- Встретьтесь с учителем вашего ребенка, чтобы поделиться своими опасениями и запросить оценку у школьной исследовательской группы. Родители также могут запросить независимую профессиональную оценку.
- Отправьте письменные запросы на оценку и услуги. Всегда датируйте свои запросы и сохраняйте копию для своих записей.
- Тщательно записывайте, включая наблюдения, о которых сообщают учителя вашего ребенка, и любые сообщения (заметки, отчеты, письма и т. д.) между домом и школой.
Результаты оценки определяют право вашего ребенка на получение ряда услуг в соответствии с действующим законодательством. Если будут обнаружены квалификационные ограничения или различия, будет разработана Индивидуальная программа обучения (IEP) или план Раздела 504 (часто менее строгий в своих определениях). Примеры категорий услуг в IEP включают: трудотерапию, физиотерапию, логопедию и языковую терапию и/или предоставление помощника в классе.
Родители не определяют, соответствует ли их ребенок требованиям в соответствии с законом, однако родители имеют право участвовать в разработке IEP. Кроме того, выводы оценочной группы школы не являются окончательными. Вы имеете право обжаловать их выводы и определения. Школа обязана предоставить вам информацию о том, как подать апелляцию.
Что может сделать родитель
Дети с особыми потребностями имеют право на получение услуг в школе в соответствии с федеральными законами и законами штата. Родители должны всегда защищать своего ребенка и предпринимать необходимые шаги, чтобы убедиться, что их ребенок получает соответствующие услуги. Этот процесс может сбивать с толку и пугать родителей. Вот несколько советов:
- Родители должны запросить копии плана Раздела 504 своего школьного округа. Это особенно важно, когда школьный округ отказывается от услуг.
- Если школьный округ не ответит на ваш запрос, вы можете обратиться за помощью в региональное отделение Управления гражданских прав Министерства образования США.
- Если школьный округ отказывает в услугах в соответствии с законом IDEA или Разделом 504, или и тем, и другим, вы можете обжаловать это решение посредством слушания с соблюдением надлежащей правовой процедуры (юридическое слушание, на котором у вас и вашего ребенка есть адвокат, который может помочь обсудить ваши взгляды и опасения). ).
- Вам также может понадобиться нанять собственного адвоката, если вы решите обжаловать решение школы.
- Другие ресурсы для родителей включают: Государственный департамент образования, Базелонский центр права в области здравоохранения на www. bazelon.org.
10 преимуществ специального обучения для детей с ограниченными возможностями обучения…
Стоит ли попробовать специальное обучение для детей с ограниченными возможностями обучения?
Он терпел неудачу, все…
Давно прошли те времена, когда просили о помощи, теперь вместо этого он в основном просто сидел в конце комнаты и смотрел в окно.
Он был ПРИЗРАКОМ…
Ребёнком, которого не замечали все, его сверстники, друзья и даже учителя.
Он чувствовал себя одиноким.
Точно так же его родители были подавлены, расстроены и потеряны.
Они оба НИЧЕГО не хотели в жизни больше, чем чтобы их сын был счастлив, уверен в себе и радовался своему будущему…
В основном, они просто ссорились сейчас.
У каждого свои идеи о том, как снова «подтолкнуть» своего сына…
Вначале они работали вместе.
Но по мере того, как он все больше и больше отставал в учебе, надежда начала ускользать… вскоре ее место заняло отчаяние.
Хотя они перепробовали «все».
Посещение курсов для родителей, местное репетиторство у ребенка из соседнего квартала, попытки научить его сами, разговоры с учителями, директором и другим школьным персоналом…
Тем не менее, ничего не изменилось.
Эта история слишком типична для сегодняшнего дня…
Дети, ускользающие из щелей устаревшей школьной системы, не готовые удовлетворить широкий спектр потребностей современных детей…
Каким-то образом, где-то… эти родители нашли нас.
Видите ли, их сын был не ТОЛЬКО в депрессии и позади… у него тоже были проблемы с обучением.
Хотя сначала они колебались (как вообще что-то онлайн может работать)… они решили попробовать!
Скорее посмотрите видео о преимуществах репетиторства по специальному образованию?
Нажми Play!ДА! Я хочу БЕСПЛАТНУЮ беседу с экспертом!
Это было два года назад, и теперь его история полностью переписана!
Больше никакой борьбы, разочарований и одиночества!
Теперь ему все легко?
Нет. ..
Однако он уверен в себе и так много понимает о себе и своих потребностях в обучении … он может справляться с трудностями.
Репетиторство по специальному образованию — это одна из самых ценных услуг, которую родитель может получить для ребенка с нарушением обучаемости.
Дети с ограниченными возможностями обучения часто ошеломлены трудностями, с которыми они сталкиваются в условиях группового обучения.
Кроме того, этим детям дополнительно поручено пройти ряд стандартных тестов. Часто эти тесты структурированы в прямом противоречии с тем, как они противостоят и обрабатывают информацию.
Репетиторство по специальному образованию может помочь проложить путь к успеху в учебе, независимо от того, с какими проблемами сталкивается ваш ребенок;
- Расстройство аутистического спектра (РАС)
- Дисграфия
- Дислексия
- Проблема обработки языка
- СДВГ
- Любой другой вызов, связанный с обучением
Ниже приведены десять способов, которыми учащиеся с ограниченными возможностями обучения могут воспользоваться услугами специального обучения.
1. Помогает детям сосредоточиться на своих проблемах
Попытка обрабатывать информацию и идти в ногу с остальным классом может быть сложной задачей.
По мере того, как учителя и сверстники переходят к новым идеям и навыкам, учащиеся с особыми потребностями часто впадают в состояние паники. Это особенно верно, когда дети усваивают новые уроки, основанные на ранее представленной информации.
Когда дети получают доступ к специальному обучению, у них будет:
- Широкие возможности вернуться к сложным предметам
- Используйте новые стратегии для точного осмысления и понимания этих тем
- Подготовка к переходу к связанным и более сложным материалам
В конечном счете, вместо того, чтобы отставать в классе, дети могут посещать специальные занятия с репетитором в конце дня или недели. Это даст им шанс поймать и не отставать.
2. Помогает детям чувствовать себя комфортно при обращении за помощью
Работа с педагогами, которые понимают их уникальные потребности, помогает детям чувствовать себя более комфортно в своих методах обучения.
Кроме того, специальное обучение помогает изменить подход к процессу обучения. Но также эти занятия позволяют учащимся глубже понять себя и то, как функционирует их разум.
Дети могут лучше просить о помощи, когда они в ней нуждаются. Они также могут быть более эффективными в пропаганде методов обучения и сдачи тестов, чтобы улучшить свой опыт обучения на протяжении всей жизни.
Для подростков старшего возраста, готовящихся к поступлению в высшие учебные заведения, эта способность отстаивать свои интересы впоследствии окажется бесценной.
3. Легко подбирать учащихся к преподавателям, понимающим их инвалидность
Репетиторские службы специального образования нередко объединяют учащихся с преподавателями, которые живут с такими же или подобными нарушениями обучаемости.
Кроме того, эти преподаватели часто лучше других могут порекомендовать эффективные стратегии для таких вещей, как:
- Преодоление препятствий в обучении
- Постановка и достижение целей
- Как справиться с фрустрацией и тревогой при тестировании
4.
Помощь в определении индивидуальных стилей обученияЕсли Индивидуальный план обучения или IEP еще не существует, репетиторство для специального образования наиболее эффективно, когда преподаватели могут помочь учащимся в определении их индивидуальных стилей обучения.
В Special Education Resource все наши преподаватели имеют ученые степени в различных областях специального образования и специализируются на формировании учебной программы, которую ваш ребенок изучает в настоящее время, в соответствии с его особым стилем обучения.
5. Помогите определить наилучшие стратегии сдачи тестов
Дети сдают тесты по-разному, когда у них есть нарушения обучения, такие как;
- Расстройство аутистического спектра (РАС)
- Проблема обработки языка
- СДВГ
- Дислексия
К сожалению, во многих случаях существует мало возможностей подойти к процессу тестирования так, чтобы он оптимально соответствовал потребностям человека.
Репетиторские услуги по специальному образованию могут структурировать подготовку к экзаменам, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности тех, кто не может высидеть часовые сеансы повторения.
Кроме того, преподаватели могут помочь учащимся подготовиться к неожиданным вопросам, таким как открытые вопросы или несколько правильных ответов.
6. Репетиторство для детей с ограниченными способностями к обучению может уменьшить тревогу перед тестированием
Доступ к стратегиям, которые дети могут использовать, когда они сталкиваются с неожиданными вопросами или резкими изменениями в процедурах сдачи тестов, может уменьшить беспокойство учащихся во время этих процессов.
С репетиторством по специальному образованию подростки могут с уверенностью и чувством готовности сдать такие важные экзамены, как SAT.
7. Помогает обеспечить специальные условия для тестирования
Когда подростки готовятся к сдаче предуниверситетских экзаменов, эти дети и их родители должны четко понимать, какие устройства для тестирования доступны в каждом случае.
Например, репетиторские услуги по специальному обучению могут помочь людям узнать больше о руководящих принципах для этих специальных приспособлений и о том, как их использовать в полной мере.
8. Репетиторство для детей с ограниченными возможностями обучения повышает уверенность в себе
Дети с ограниченными возможностями обучения, получающие услуги репетиторов специального образования, как правило, гораздо более комфортно чувствуют себя в учебной среде, чем те, кто этого не делает.
Этот комфорт может привести к меньшему количеству проблем с поведением и меньшим количеством проблем с;
- Гнев
- Депрессия
- Разочарование
- Беспокойство
С другой стороны, дети, получающие специальное образование с репетитором круглый год, а не непосредственно перед сезоном основных испытаний, часто добиваются наибольшего прогресса.
9. Учащиеся изучают новые стратегии, которые помогут им в понимании
Одно из значительных препятствий, которые должны преодолеть подростки, — это узнать, как стать и оставаться ответственными за свои потребности в обучении при поступлении в колледж.
Репетиторские услуги по специальному образованию не просто готовят детей к экзаменам в колледже. Эти специалисты также помогают молодым учащимся развивать стратегии и навыки, необходимые им для достижения успеха в высшем образовании.
10. Готовит учащихся к успеху на протяжении всей жизни
В конечном счете, услуги репетитора по специальному образованию помогают детям лучше понять свои трудности в обучении и потребности.
Репетиторство по специальному образованию может дать детям советы и инструменты для преодоления различий в методах обучения, особенно при столкновении с новыми материалами в групповой среде.
Мы готовим их к успеху на начальных этапах учебного процесса, в колледже и за его пределами.
С помощью репетиторских услуг по специальному образованию учащиеся могут подняться над своими трудностями в обучении и преследовать и достигать своих личных и профессиональных целей и совершенства.
Подходит ли репетиторство вашему ребенку с нарушениями обучаемости?
Следующим шагом является выяснение того, является ли репетиторство по специальному образованию правильным ответом на потребности вашего ребенка.