Декретные: учет и налогообложение | Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»
Поскольку пособие по беременности и родам предоставляется за счет Фонда социального страхования, то главная задача бухгалтера — правильно отразить его в бухгалтерском и налоговом учете предприятия. Как правильно это сделать и нужно ли вообще его облагать?
Налог на доходы физических лиц
Сумма декретных (пособие по беременности и родам) не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика, а значит, налог на доходы физических лиц с нее не удерживается. Все потому, что согласно пп. 165.1.1 НКУ в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода налогоплательщика не включается сумма государственной и социальной материальной помощи, государственной помощи в виде адресных выплат и предоставления социальных и реабилитационных услуг в соответствии с законом, жилых и других субсидий или дотаций, компенсаций (включая денежные компенсации инвалидам, детям-инвалидам при реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, суммы пособия по беременности и родам), вознаграждений и страховых выплат, которые получает налогоплательщик из бюджетов и фондов общеобязательного государственного социального страхования.
Однако, несмотря на это, уведомить налоговиков о суммах начисленного пособия все же придется. Работодатель в этом случае является налоговым агентом. Он обязан представить в налоговую форму № 1ДФ. Сумма декретных отражается в налоговом расчете под признаком дохода «128» как социальные выплаты из соответствующих бюджетов (см. подкатегорию 103.25 системы «ЗІР»).
Военный сбор
Объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные ст. 163 НКУ (пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 р. ХХ «Переходных положений» НКУ). Следовательно, для резидента объектом налогообложения является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, в состав которого включаются доходы, перечень которых определен пп.пп. 164.2.1–164.2.19 НКУ, т.е. доходы, облагаемые НДФЛ.
Поскольку декретные не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход согласно пп. 165.1.1 НКУ, они не облагаются военным сбором. Аналогичные нормы приводит ГФС в подкатегории 132.02 системы «ЗІР».
Единый социальный взнос
Плательщиками ЕСВ являются предприятия, учреждения, организации, физлица, использующие наемный труд и выплачивающие пособие по беременности и родам (абз. 7 п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI, далее — Закон о ЕСВ).
ЕСВ для плательщиков, указанных в ст. 4 Закона о ЕСВ, устанавливается в размере 22% к определенной ст. 7 этого Закона базы начисления ЕСВ — на сумму пособия по беременности и родам. Если база начисления ЕСВ не превышает размер минзарплаты, установленной законом на месяц, за который получен доход, ЕСВ рассчитывается как произведение размера минзарплаты, установленной законом на месяц, за который получен доход, и ставки ЕСВ (ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ).
Однако для предприятий, учреждений и организаций, в которых работают лица с инвалидностью, ставка ЕСВ устанавливается в размере 8,41% для работающих лиц с инвалидностью (ч. 13 ст. 8 Закона о ЕСВ). О начислении ЕСВ на суммы декретных для лиц с инвалидностью речь шла в материале «Начисление ЕСВ на декретные и больничные лиц с инвалидностью» газеты № 16/2018.
ЕСВ начисляют отдельно за каждый месяц отпуска по беременности и родам (пп. 1 п. 3 р. IV Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Минфина от 20.04.2015 г. № 449), т.е. определяют:
- среднедневной размер пособия по беременности и родам путем деления начисленной суммы данного пособия на количество дней, за которые оно начислено;
- сумму пособия по беременности и родам, приходящуюся на каждый месяц отдельно, путем умножения среднедневного размера такого пособия на количество календарных дней каждого месяца, за которые оно начислено;
- сумму ЕСВ для работодателя путем умножения рассчитанной суммы пособия по беременности и родам за каждый месяц отдельно на размер ЕСВ, установленный Законом о ЕСВ для указанной категории плательщиков (22%, 8,41%, 5,3%, 5,5%).
При этом уплата ЕСВ за лиц, пребывающих в отпуске по беременности и родам и получающих пособие в связи с беременностью и родами, осуществляется со всей суммы начисленного пособия в месяце, в котором были проведены начисления.
Налог на прибыль
Ни в расходах, ни в доходах декретные не будут отражаться, ведь для предприятия они являются транзитными, поскольку фактически их выплачивает Фонд социального страхования. Однако ЕСВ, начисленный предприятием на сумму декретных, относят к расходам.
Бухгалтерский учет декретных
В бухгалтерском учете начисление суммы декретных, которое осуществляется за счет Фонда социального страхования, отражается по дебету субсчета 378 «Расчеты с государственными целевыми фондами» и кредиту счета 66 «Расчеты по выплатам работникам».
Поступление же денежных средств на счет предприятия для выплаты пособия работникам отражается по дебету счета 31 «Счета в банках» и кредиту субсчета 378, а выплата данного пособия работникам — по дебету счета 66 и кредиту счета 30 «Касса» или кредиту счета 31. Подтверждением этому является позиция Минфина, изложенная в письме от 26.10.2011 г. № 31-08410-07-16/26368.
Рассмотрим, как отразить сумму декретных в бухгалтерском и налоговом учете, на примере.
Пример
Работнице Фроловой А.М., согласно выданному листку нетрудоспособности, предоставлен отпуск продолжительностью 126 к.дн. в связи с беременностью и родами и начислено пособие в размере 16500 грн. Финансирование из Фонда социального страхования зачислено на специальный счет предприятия, открытый в банке, а уже затем выплачено работнице из кассы.
Как это выглядит в бухгалтерских проводках, покажем в таблице.
Таблица
Учет декретных
№ | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | ||
Дт | Кт | Сумма, грн | ||
1 | Начислены декретные | 378 | 663 | 16500,00 |
2 | Начислен ЕСВ (22%) на декретные | 949 | 651 | 3630,00 |
3 | Получены декретные от Фонда на спецсчет | 313 | 378 | 16500,00 |
4 | Уплачена сумма начисленного ЕСВ (22%) | 651 | 311 | 3630,00 |
5 | Получены денежные средства для выплаты декретных со спецсчета в кассу | 301 | 313 | 16500,00 |
6 | Выплачены декретные из кассы | 663 | 301 | 16500,00 |
Редакция газеты
«Интерактивная бухгалтерия»
Как рассчитать пособие в связи с заболеванием и пособие по беременности и родам, если период уплаты взносов за работницу превышает в общей сложности 6 месяцев? | Бухгалтерские услуги и обслуживание
Работница принята по трудовому договору на работу к плательщику обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – плательщик, взносы) 3 октября 2022 г.
В декабре она представила плательщику листки нетрудоспособности:
Рабочий день 13 декабря ею отработан.
Период уплаты взносов за работницу превышает в общей сложности 6 месяцев.
Как рассчитать пособия по представленным листкам нетрудоспособности? Будут ли они рассчитаны исходя из одинакового среднедневного заработка?
Ответ:
Согласно пункту 21 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 г. № 569 (далее – Положение № 569), размер среднедневного заработка для исчисления работникам пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам определяется по общему правилу за 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие (далее – расчетный период).
При этом для исчисления пособия по временной нетрудоспособности размер среднедневного заработка определяется исходя из заработка за период работы у плательщика, назначающего пособие (в случаях переподчинения, реорганизации, смены собственника имущества плательщика, перевода работника к другому плательщику в расчетном периоде или в месяце возникновения права на пособие по временной нетрудоспособности размер среднедневного заработка определяется с учетом заработка за период работы до наступления указанных случаев).
Если в расчетном периоде до работы у плательщика, назначающего пособие по беременности и родам, у работницы имеются периоды работы по трудовому договору у другого (других) плательщика(ов), среднедневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется с учетом заработка за периоды такой работы. При этом указанные периоды не исключаются из количества календарных дней, на которые делится заработок.
В рассматриваемом случае, если работница была принята на работу к плательщику, назначающему пособие, не в связи с переподчинением, реорганизацией, сменой собственника имущества плательщика, переводом, и в расчетном периоде у нее не было периодов работы у другого (других) плательщика(ов), пособие по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием, и пособие по беременности и родам исчисляются исходя из одного и того же среднедневного заработка, определенного из заработка работницы за период работы с 3 октября по 30 ноября.
Если в период с 1 июня по 2 октября у нее имелись периоды работы по трудовому договору у другого (других) плательщика(ов), пособие по беременности и родам исчисляется с учетом заработка за указанные периоды.
Следует иметь в виду, что работникам, принятым на работу к плательщику, назначающему пособия, в расчетном периоде и отработавшим расчетный период не полностью, размер среднедневного заработка для исчисления пособий определяется за фактически отработанное время. При этом размер среднедневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам за каждый полный календарный месяц расчетного периода при полной норме продолжительности рабочего времени учитывается в размере, не превышающем величину средней заработной платы работников в республике за соответствующий месяц (ч.6 п.21 Положения № 569), а при работе на условиях неполного рабочего времени заработок учитывается в размере, не превышающем рассчитанную соответственно величину средней заработной платы работников в республике за соответствующий месяц.
Полный или не полный отработанный расчетный период определяется согласно трудовой книжке работницы.
Работодатели или налогоплательщики должны платить? – Веб-блог Филипа Гринспена
Хиллари Клинтон сделала запись в День матери, выступая за оплачиваемый отпуск по беременности и родам (видео). Будущий президент Клинтон не объясняет, кто должен выписывать чеки людям, которые не работают, но подразумевается, что это должны быть работодатели. Давайте предположим, что если профессиональный политик говорит что-то, то это сообщение, которое американцы с энтузиазмом услышат.
Но если это так важно для страны, почему налогоплательщики не должны платить? Если мы заставим работодателей платить, не отвратит ли это их от найма женщин, которые уже беременны или могут забеременеть? Хотели бы вы нанять женщину с 8-месячным животом, зная, что в течение следующих пяти месяцев вы заплатите за пять месяцев работы и получите один месяц продуктивности?
Люди, выступающие за оплачиваемый декретный отпуск, оправдывают эту идею тем, что США нужно больше налогоплательщиков, чтобы поддерживать работу различных схем Понци, управляемых местными, государственными и федеральными правительствами. Кто будет платить налоги на социальное обеспечение и медицинскую помощь, если не будущие дети? Кто заполнит каньоны, которые мы прорубили через пенсионные фонды Нью-Джерси, Иллинойса и других городов, как не будущие?
Если это действительно оправдание для субсидирования фертильности, то почему это снова работа Walmart по субсидированию? Если все мы как граждане выиграем от того, что в США проживает 500 миллионов человек, а не 320 миллионов, разве мы все не должны платить?
Кажется, никто не упоминает о потенциальной проблеме справедливости между гражданами. Бездетные граждане уже платят за налоговые льготы, налоговые льготы по уходу за детьми и самую дорогую в мире систему образования K-12, которой они не пользуются в личных целях (плюс бесплатные общественные колледжи для детей других граждан и субсидируемые государственные университеты). Когда вступят в силу новые требования к работодателям, этим бездетным гражданам придется целый год работать немного усерднее, чтобы те, у кого есть дети, могли получить оплачиваемый отпуск.
Рассмотрим двух одиноких коллег из Массачусетса, Джен и Сью. Оба зарабатывают 100 000 долларов в год, 68 000 долларов после уплаты налогов. Джен бесплодна. Сью идет в бар и занимается сексом с дерматологом, зарабатывающим 500 000 долларов в год. Сью теперь имеет право на 23 года алиментов, которые должны составлять примерно 75 000 долларов в год без учета налогов (см. главу Массачусетса Real World Divorce ). Как только ребенок появится на свет, Сью сможет стать главой семьи, а ее заработная плата составит 69 000 долларов в год. Она также будет иметь право на налоговый вычет в размере 3000 долларов США в год на уход за ребенком, если она решит продолжить работу. Покупательная способность Сью теперь достигает 147 000 долларов в год, что в 2,16 раза больше, чем у ее бездетной коллеги. По крайней мере, в течение четырех лет, пока ребенок не получит право на участие в бесплатных программах Pre-K, которые хочет предложить правительство, у него будет около 20 000 долларов в год на расходы, но они должны сократиться до 5 000 долларов в год, как только ребенок начнет учиться. K-12 (см. анализ Уильяма Команора в предыдущей публикации). Даже если мы предположим, что расходы в размере 20 000 долларов США в год сохранятся в течение всех 23 лет, а также предположим, что отец не может быть обременен этими расходами помимо алиментов (как это обычно бывает; см.0013 Kosow v. Shuman case in the Chapter), работник, занимавшийся сексом с дерматологом, может тратить больше бездетного работника на 1,87:1. Когда у них одинаковые навыки и доход W2, может ли быть справедливым, чтобы одинокий бездетный человек, который может тратить 68 000 долларов в год, субсидировать коллегу, который может тратить 127 000 долларов в год и благословлен компанией ребенка?
Давайте посмотрим, что произошло бы в Висконсине при более низком уровне дохода. Мелисса и Бренда зарабатывают по 50 000 долларов в год. Мелисса бесплодна. Бренда занимается сексом с женатым сантехником, зарабатывающим 140 000 долларов в год. Бренда имеет право на 23 800 долларов в год (17 процентов дохода сантехника; см. главу о Висконсине) в виде не облагаемых налогом алиментов. Мелисса будет приносить домой 36 738 долларов в год. Бренда будет получать домой 37 763 доллара в год, что дает ее общую покупательную способность в 61 563 доллара, что составляет соотношение 1,68: 1 по сравнению с Мелиссой. Детский сад стоит около 10 000 долларов в год в Висконсине, поэтому, с поправкой на налоговую льготу в 3 000 долларов в год, Бренде придется тратить около 7 000 долларов в год на детский сад в течение 4-5 лет, если она хочет сохранить свою работу. Предположим, что Бренде трудно сводить концы с концами на 61 563 доллара в год? Она занимается сексом с директором детского сада своего первого ребенка. Он зарабатывает 130 000 долларов в год ( Wisconsin State Journal ), что означает, что получившийся ребенок будет получать не облагаемый налогом доход в размере 22 100 долларов в год. Теперь Бренда будет иметь общую покупательную способность в размере 38 613 долларов США из заработной платы (еще один иждивенец) плюс 45 900 долларов США от алиментов, что в сумме составит 84 513 долларов США, что очень удобно выше среднего дохода домохозяйства Висконсина до налогообложения в размере 49000 долларов США в год. Если у них одинаковые навыки и работа, справедливо ли, что Мелиссе приходится больше работать, чтобы помочь Бренде, чья покупательная способность в 2,3 раза превышает ее собственную?
Давайте предположим, что мы считаем справедливым, чтобы бездетные рабочие субсидировали рабочих с детьми, даже если эти дети приносят существенную прибыль. И давайте предположим, что цель состоит в том, чтобы заставить американцев иметь больше детей, чтобы они могли расти, чтобы платить за пенсии государственных служащих и федеральные пособия. Разумно ли мы субсидируем американцев с детьми?
Налоговый вычет на детей-иждивенцев одинаков для 0-го года, когда уход за ребенком может быть дорогим и трудным, и для 17-го года, когда ребенок может иметь работу и фактически вносить вклад в доход семьи. Типичный американец также будет получать более высокий доход от заработной платы, когда детям исполняется 17 лет, чем когда дети рождаются, просто из-за обычных карьерных успехов. Экономисты-бихевиористы, такие как Даниэль Канеман, обнаружили, что люди очень слабо реагируют на стимулы, которые происходят через 18 лет. Разве не имеет смысла направить часть денежных пособий, которые дают бездетные, пропущенные через правительство, тем, у кого есть дети? Обучение в школе K-12 — это самая дорогая вещь, которую правительство делает для американцев с детьми, и она перегружена, без каких-либо льгот в течение первых пяти лет детства. Почему бы не взять все налоговые льготы и вычеты, которые мы в настоящее время предоставляем американским родителям старше 18 лет, и не втиснуть их в первые пять? Если целью является более высокий уровень рождаемости, возможно, также отменить государственные субсидии для колледжей (большая часть которых присваивается колледжами за счет более высокой платы за обучение) и тратить деньги в течение этого периода 0-5 лет? Молодые люди, только начинающие свою карьеру, должны быть гораздо более заинтересованы в рождении детей, если они знают, что почти все их расходы на дошкольное образование будут покрываться государством. Если позже дети станут немного дороже…. ну, они разберутся с этим, когда придет время.
Мнение читателей?
- «Мечта политика — кошмар бизнесмена», колонка 1992 года Джорджа Макговерна, бывшего сенатора-либерала и кандидата в президенты
Бюро трудовой статистики США процент работников, имеющих доступ к пенсионным планам, предоставляемым работодателем, и участие в них) и положения отдельных пенсионных планов для работников.
Уведомления
- Вознаграждения работникам в США, март 2022 г. Подробнее »
Последние номера
Гражданские рабочие, компенсация
Доступ к пенсионным планам с установленными взносами 62% в 2022 году
Доступ к пенсионным планам с установленными выплатами 25% в 2022 г.
Доступ к оплачиваемому отпуску 79% в 2022 году
Доступ к оплачиваемому отпуску 77% в 2022 году
Доступ к оплачиваемому отпуску по болезни 79% в 2022 году
Доступ к оплачиваемому отпуску по семейным обстоятельствам 25% в 2022 г.
Участие в планах медицинского обслуживания 50% в 2022 году
Доступ к оздоровительным программам 45% в 2022 г.
Работники частного сектора
Доступ к пенсионным планам с установленными взносами 66% в 2022 году
Доступ к пенсионным планам с установленными выплатами 15% в 2022 г.
Доступ к оплачиваемому отпуску 81% в 2022 году
Доступ к оплачиваемому отпуску 79% в 2022 г.
Доступ к оплачиваемому отпуску по болезни 77% в 2022 году
Доступ к оплачиваемому отпуску по семейным обстоятельствам 24% в 2022 г.
Участие в планах медицинского обслуживания 47% в 2022 г.
Доступ к оздоровительным программам 43% в 2022 г.
Государственные и муниципальные служащие
Доступ к пенсионным планам с установленными взносами 39% в 2022 г.
Доступ к пенсионным планам с установленными выплатами 86% в 2022 году
Доступ к оплачиваемому отпуску 68% в 2022 году
Доступ к оплачиваемому отпуску 61% в 2022 году
Доступ к оплачиваемому отпуску по болезни 92% в 2022 году
Доступ к оплачиваемому отпуску по семейным обстоятельствам 27% в 2022 г.