1301.0 — Year Book Australia, 1988
ИСТОРИЯ ПЕНСИЙ И ДРУГИХ ПОСОБИЙ В АВСТРАЛИИ
(Эта статья подготовлена Департаментом социального обеспечения)
На рубеже веков в Австралии не существовало системы социального обеспечения. Австралия. Благотворительная помощь нуждающимся оказывалась добровольными организациями, в некоторых случаях при содействии государственных субсидий.
Основными сферами нуждающихся, привлекавших благотворительную помощь, были «больные бедняки», безнадзорные дети, обездоленные старики и брошенные или «забеременевшие» женщины. Безработным помогали выплаты заработной платы или пайков в обмен на вспомогательную работу, предоставленную правительством.
НАЧАЛО
Австралийское Содружество было образовано 1 января 1901 года путем объединения шести штатов в соответствии с писаной конституцией, которая, среди прочего, уполномочила новый парламент Содружества принимать законы в отношении пенсий по возрасту и по инвалидности.
Новая пенсия выплачивалась мужчинам с 65 лет. Она выплачивалась женщинам в возрасте 60 лет, но только в декабре 1910 года. Пенсия по возрасту также зависела от ценза проживания в 25 лет, который вскоре после введения был сокращен до 20 лет. . К пенсии по инвалидности применялся ценз проживания в течение пяти лет.
В 1912 году Содружество ввело пособие по беременности и родам. Это пособие представляло собой единовременную денежную выплату матери при рождении ребенка.
1914-1940
До Второй мировой войны не вводилось никаких новых социальных выплат в странах Содружества. Однако в Штатах произошло несколько заметных событий, в том числе: в Новом Южном Уэльсе введение пенсий вдовам в 1926 г. и пособий на детей в 1927 г.; а в Квинсленде введение системы страхования по безработице в 1923.
Основные изменения пенсий по возрасту и инвалидности за этот период произошли в ставках и тесте нуждаемости. Положение об автоматическом повышении ставок пенсий на основе изменения стоимости жизни было введено в 1933 г., отменено в 1937 г. и вновь введено в 1940 г. Меры по переводу пенсий на основу социального страхования и введению ряда новых денежных выплат были предложены в 1928 и 1938 гг., но не были реализованы.
Департамент социального обеспечения Содружества был создан в 1939 и полностью заработала в 1941 году. Ранее управление пенсиями осуществлялось Министерством финансов.
1941-1949
Детское пожертвование было введено в 1941 году. Оно предусматривало регулярную фиксированную денежную выплату без проверки нуждаемости родителям (обычно матери) на детей после рождения первого ребенка. В то же время была отменена программа детских пожертвований в Новом Южном Уэльсе.
Пенсии вдовам были введены в 1942 году. Как и в случае пенсий по возрасту и по инвалидности, они представляли собой фиксированные выплаты, зависящие от нуждаемости и финансируемые из общих доходов. В число тех, кто имел право, входили брошенные жены, разведенные женщины и женщины, чьи мужья находились в тюрьме или психиатрической больнице. Применяется право на проживание в течение пяти лет. Новая схема заменила пенсию для вдов в Новом Южном Уэльсе.
В 1943 году произошло несколько событий. Были введены льготы на погребение; это были единовременные пособия, выплачиваемые на похороны или пенсионеру. Женское пособие было введено нетрудоспособному пенсионеру-мужчине, имеющему на иждивении супругу. Взаимное соглашение о социальном обеспечении было заключено с Новой Зеландией. Кроме того, автоматические корректировки пенсионных ставок с учетом стоимости жизни были отменены, если их применение привело бы к снижению ставок.
В 1919 году произошло значительное расширение системы социального обеспечения.45 с введением Содружества пособий по безработице и по болезни в виде фиксированных выплат, финансируемых из общего дохода и подлежащих проверке на доход. Схема страхования по безработице в Квинсленде была заменена новыми пособиями. Введение этих новых пособий произошло на фоне серьезных изменений в функциях Содружества и Штатов по сбору доходов. В 1942 году Содружество взяло на себя исключительную ответственность за уплату подоходного налога и, таким образом, существенно расширило свои возможности по сбору доходов. Хотя это изменение во многом было связано с необходимостью Второй мировой войны, его более широкий эффект заключался в том, чтобы способствовать расширению роли Содружества в области социального обеспечения, как и в других областях.
В 1945 году произошло дальнейшее развитие, имеющее особое отношение к социальному обеспечению. Содружество разделило личный подоходный налог на две составляющие. Один, взнос на социальные услуги, должен был использоваться исключительно для финансирования денежных выплат по социальному обеспечению. Доход от взноса перечислялся в Фонд национального благосостояния, из которого должны были производиться все такие денежные выплаты, но не было никакой связи между личными взносами и правами. Фонд пополнялся за счет субвенций от налога на заработную плату и общих доходов. В 1919 году взнос на социальные нужды снова был объединен с единым подоходным налогом с населения.50. Все платежи наличными теперь производятся непосредственно из общего дохода.
Сомнения возникли в начале сороковых годов относительно конституционной силы законодательства Содружества в отношении денежных выплат, кроме пенсий по возрасту и инвалидности, которые находились в пределах полномочий Содружества. Соответственно, в 1946 году был проведен референдум, в соответствии с которым Содружество добивалось расширения своих полномочий в области социального обеспечения и здравоохранения. Референдум был проведен. В 1947 году различные денежные выплаты социального обеспечения были объединены в единый Закон о социальных услугах.
1950-1969
В 1950 году детское пособие было расширено на первого ребенка. В 1964 г. она была дополнительно расширена, чтобы охватить детей, которые после достижения обычного дисквалифицирующего возраста в 16 лет продолжали учиться на дневном отделении, но им еще не исполнился 21 год. лечение пенсионеров через врачей-участников, которым платили за бесплатное лечение пенсионеров. Служба также предоставила пенсионерам бесплатное стационарное лечение.
В 1952 году для постоянно слепых людей была отменена проверка нуждаемости по возрасту и право на получение пенсии по инвалидности. !В 1954 г. она была полностью снята.
В 1953 г. было заключено взаимное соглашение о социальном обеспечении с Великобританией.
В 1956 г. пенсионеры, имеющие более одного ребенка, получили право на дополнительную пенсию на каждого ребенка после первого.
Ранее пособие выплачивалось только на первого ребенка.Дополнительная помощь (теперь известная как помощь в аренде жилья) была введена в 1958 для одинокого пенсионера, платящего арендную плату и полностью или в значительной степени зависящего от его или ее пенсии. Женатый пенсионер, чей супруг не был пенсионером, также имел право.
В 1961 году в тесте пенсионного обеспечения произошли серьезные изменения. Отдельные тесты имущества и дохода, которые ранее составляли тест нуждаемости, были объединены в составное целое, называемое объединенным тестом нуждаемости, в соответствии с которым средства рассчитывались путем сложения личных доходов. до 10 процентов от стоимости имущества.
В 1962 г. было снижено с 20 до 10 лет ценз оседлости для получения пенсии по возрасту.
Стандартный размер пенсии был введен в 1963 году. До этого максимальный размер пенсии для одинокого человека был таким же, как для человека, состоящего в браке. Новая стандартная ставка предоставила одиноким пенсионерам более высокую выплату в знак признания экономии, доступной супружеской паре за счет разделения расходов на проживание.
В 1965 году пособие на жену было расширено, чтобы покрыть любую жену-пенсионерку, не имеющую права на пенсию. Ранее она выплачивалась только в случае нетрудоспособности пенсионера.
Пособие по временной занятости было введено в 1967 году для лиц, занятых в закрытых мастерских и имеющих право на получение пенсии по инвалидности. Пособие выплачивалось в качестве надбавки к заработку приютившего работника в мастерской вместо пенсии по инвалидности, но по той же ставке. К пособию применялся более либеральный критерий нуждаемости, чем к пенсии по инвалидности, но в 1919 г. он был заменен строгим критерием нуждаемости.69.
В 1968 году была введена льгота, обычно называемая «специальным временным пособием», для оказания помощи пенсионерам в случае смерти супруга. По сути, пособие предусматривало непрерывную выплату в течение 12 недель после смерти супруга общей суммы пенсии, причитающейся супружеской паре.
Также в 1968 году был отменен пятилетний ценз проживания для получения пенсии вдовы в отношении женщин, ставших вдовами во время проживания в Австралии. В том же году Содружество согласилось субсидировать штаты для оказания помощи матерям с единоличным уходом за детьми и не имеющим права на пенсию вдовы.
В 1969 г. была проведена крупная либерализация проверки пенсионного обеспечения. Изменен коэффициент уменьшения пенсии Со 100 до 50 процентов от суммы, на которую средства пенсионера превышали максимальный уровень, что не повлияло на размер пенсии. Новая схема стала известна как «критерий ограниченных средств». Это сопровождалось мерой по ограничению доступа к медицинскому обслуживанию пенсионеров. В соответствии с этой мерой люди, которые имели право на получение пенсии только из-за теста на суженный размер нуждаемости, также не получали права на льготы по медицинскому обслуживанию пенсионеров.
1970 НАДЛЕЖАЩИЕ
В начале этого периода существующие положения были расширены. Последняя часть была частью консолидации и рационализации. Основные события описаны ниже.
Введение и отмена пособий
В 1970 году «долгосрочная ставка» пособия по болезни стала выплачиваться через шесть недель после получения пособия. В то же время такие бенефициары, платящие арендную плату, получили право на получение дополнительного пособия (теперь известного как помощь в аренде). Долгосрочная ставка была поглощена в 1973.
Женское пособие было заменено пенсией жены в 1972 году. Новая пенсия выплачивалась жене пенсионера по возрасту, инвалидности или репатриации, которая сама не имела права на пенсию.
В 1973 году было введено пособие по уходу за матерью для матерей-одиночек, не имеющих права на пенсию вдовы. Новое пособие подлежало выплате после шестимесячного периода ожидания, в течение которого штаты продолжали нести ответственность за поддержку доходов матери-одиночки в соответствии с договоренностями о разделении расходов между Содружеством и штатами, введенными в 1919 году. 68. В 1977 году пособие на содержание матери было распространено на отцов-одиночек, включая вдовцов и разведенных, и было переименовано в пособие на содержание родителей. Шестимесячный период ожидания этого пособия был отменен в 1980 году, когда штаты вышли из соглашений о разделении расходов между Содружеством и штатами. В 1980 г. также был отменен шестимесячный период ожидания для некоторых категорий пенсий по вдовству. Пенсия представляет собой фиксированную выплату без проверки дохода.
В 1974 году была введена бездоходная выплата с фиксированной ставкой, называемая пособием на ребенка-инвалида. Это было для родителей детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе и внимании дома. В 1977 году пособие было распространено на детей с меньшими физическими недостатками из семей с низким доходом. включительно), а также отмену налоговых льгот для детей и студентов. Семьи с низким доходом существенно выиграли от этих изменений.
Пенсия по уходу за супругой была введена в 1983 году. Она выплачивалась мужчине, ухаживающему за своей женой, страдающей инвалидностью или инвалидом, которая нуждалась в постоянном уходе и внимании в супружеском доме. В 1985 г. она была включена в состав пенсии по уходу, которая обеспечивает поддержку дохода лицу с ограниченными средствами, которое обеспечивает постоянный и долгосрочный уход за тяжелобольным супругом или близким родственником, получающим пенсию по возрасту или инвалидности.
Также в 1983 году была введена надбавка к семейному доходу (FIS) в форме необлагаемого налогом пособия, подлежащего выплате в отношении детей основному кормильцу в малообеспеченных семьях, не получающих пенсию или пособие. Выплата была переведена получателю семейного пособия (обычно матери) в 1984.
Две другие новые выплаты были введены в 1983 году. Пособие по передвижению стало выплачиваться лицам с тяжелыми физическими недостатками, которые не могли пользоваться общественным транспортом, а пособие на реабилитацию (в целом эквивалентное пенсии по инвалидности) стало выплачиваться лицам, получающим помощь через Службу реабилитации Содружества.
Пособие в отдаленных районах было введено в 1984 г. Это пособие выплачивается пенсионерам и льготникам, проживающим в определенных районах налоговой зоны А. , за исключением некоторых малообеспеченных семей. Тест на доход был введен в 19№ 87 о семейном пособии для учащихся 16 и 17 лет. В 1985 г. некоторым многодетным семьям (трое детей и более) стала выплачиваться специальная надбавка к семейным пособиям до достижения детьми шестилетнего возраста.
В 1986 году пособие по аренде жилья было предоставлено лицам, получающим пособие по безработице.
Пособие для молодых бездомных было введено в 1986 году для оказания дополнительной помощи лицам, получающим пособие по безработице и по болезни, в возрасте до 18 лет, которые являются бездомными и не имеют поддержки со стороны родителей или опекунов.
Изменение дополнительных пособий
В 1973 г. условия доступа к медицинскому обслуживанию пенсионеров (теперь льготы по медицинскому обслуживанию пенсионеров) были ужесточены путем замораживания дисквалифицирующих уровней дохода. Эти лимиты оставались замороженными до 1979 г. Дальнейшее увеличение лимитов происходило в 1979 и 1982 гг. Автоматическая индексация была введена в 1983 г. в 1979 и пособий по болезни в 1980 году. Право на получение лишь ограниченного набора дополнительных пособий первоначально было предоставлено поддерживающим матерям, а затем и отцам.
В 1983 г. пределы базового дохода, применимые к лицам, имеющим право на получение «дополнительных пособий», были проиндексированы в соответствии с изменениями цен. Также в 1983 году люди, которые отказались от пенсии по инвалидности или пособия по защищенной занятости, чтобы устроиться на открытую работу, получили право на получение медицинских карт без проверки дохода на период 12 месяцев. Цель состояла в том, чтобы улучшить стимулы для пенсионеров-инвалидов, чтобы они снова вошли в открытую рабочую силу. В 1985 дополнительных пособий были подвергнуты проверке активов, а также проверке доходов. Лимиты тестирования активов ежегодно индексируются в соответствии с изменениями цен.
Тест на материальное положение
Тест на материальное положение претерпел несколько существенных изменений с 1970 г. Он был отменен для пенсионеров в возрасте 75 лет и старше в 1973 г. и для пенсионеров в возрасте 70 лет и старше в 1975 г. Тест на материальное положение был заменен критерием дохода в 1976 г. В 1978 г. была заморожена ставка пенсии по возрасту без учета дохода для лиц в возрасте 70 лет и старше. В 1983 эта замороженная ставка стала предметом специальной проверки дохода, которая в конечном итоге будет заменена обычной проверкой дохода.
Тест имущества для пенсий был введен в 1985 году. Он действует параллельно с тестом дохода. Лимиты тестирования активов увеличиваются в соответствии с движением цены.
Критерий дохода для пособий по безработице и по болезни либерализовали несколько раз в период с 1980 по 1986 год.
Индексация и ставки
к соответствующему стандарту, эквивалентному пенсионным ставкам для состоящих в браке. Эта мера заменила ставку долгосрочного пособия по болезни.
Ставки пенсий и пособий были увеличены в 1975 г. в соответствии с изменениями цен, за исключением случаев пособий по безработице и по болезни для одиноких лиц в возрасте до 18 лет. В 1977 г. эта связь стала автоматической.
Индексация ставки пособия по безработице для одиноких лиц в возрасте 18 лет и старше была отменена в 1978 году. Она была восстановлена в 1983 году, но снова отменена для лиц в возрасте 18, 19 и 20 лет в 1985 году. поскольку объявленные дальнейшие шаги направлены на объединение пособий по безработице для лиц моложе 21 года с пособиями на образование.
Переезд и проживание
В 1972 г. были заключены взаимные соглашения (перевод пенсии) с Италией, Грецией, Турцией и Мальтой. Они были заменены в 1973 году введением общей переносимости австралийских пенсий.
В 1974 г. был отменен тест на место жительства при назначении пенсии по инвалидности для лиц, чья постоянная нетрудоспособность или слепота наступили в Австралии.
Пенсии, назначенные после 1 июля 1986 года, теперь подлежат формуле пропорции проживания для целей перевода.
ДРУГИЕ ПОСОБИЯ
В заключение, возможно, следует добавить, что частный сектор продолжает играть важную роль в оказании финансовой поддержки людям в крупных непредвиденных обстоятельствах. В соответствии с законодательством штата (и эквивалентными мерами на территориях Содружества) частные работодатели обязаны страховать своих сотрудников от производственных травм и определенных профессиональных заболеваний; промышленные награды обычно предусматривают оплачиваемый отпуск по болезни; профессиональные пенсионные схемы становятся все более доступными для работников.
Работники государственного сектора также имеют право на получение пособий в связи с производственной травмой и оплачиваемый отпуск по болезни, которые финансируются из общего дохода. Они также охвачены профессиональными пенсионными схемами, в которые вносят вклад как государство (как работодатель), так и работники.
Страхование финансовых последствий дорожно-транспортных происшествий (страхование перед третьими лицами обязательно для автомобилистов). Также написан большой объем страхования жизни.
MOFA: Социальное обеспечение в Японии
В начало > Экономические вопросы > G7/G8 > Информация о саммите в Денвере > Инициативы Японии в области социального обеспечения, создающие заботливый мир > Социальное обеспечение в Японии > Система социального обеспечения в Японии
На пути к японской модели благосостояния Штат
Историческая справка
Истоки социального обеспечения восходят к закону о бедных в Англии (1601 г.). В Японии аналогичный закон (Jyukkyu Kisoku) был принят в 1874 году. Другим важным источником социального обеспечения является система социального страхования, введенная Отто Бисмарком в Германии в 1870-х годах. В Японии первым социальным страхованием была система медицинского страхования, которая была введена в 1922. Пенсионная система для работающих была введена в 1941 году. Министерство здравоохранения и социального обеспечения было создано в 1938 году.
Развитие всеобщего социального обеспечения началось после окончания Второй мировой войны. Новый Конституционный закон (1947 г.) гласит, что все японцы имеют право на минимальный жизненный уровень и достойную жизнь. Был создан Правительственный совет по социальному обеспечению, и в 1950 году совет рекомендовал создание всеобщей системы социального обеспечения. В 19 году был принят новый закон о государственной помощи.50, в соответствии с Законом о благосостоянии детей (1947 г.) и Законом о социальном обеспечении инвалидов (1949 г.), до принятия Закона о социальных услугах (1951 г.). В 1960-е годы система социального обеспечения стремилась «от избирательности к универсализму» и «от помощи к профилактике». Пенсионная система и система медицинского страхования были реформированы, и новые системы были введены в действие в 1961 году. С тех пор национальные системы пенсионного обеспечения и национального медицинского страхования охватывают всех японцев.
Система социального обеспечения в Японии
Совет социального обеспечения классифицирует японскую систему социального обеспечения, как показано в таблице 2.
Основные системы социального обеспечения и расходы можно разделить на следующие категории.
Общая сумма пособий по социальному обеспечению (примечание 2) в 1994 г. составляла около 70 трлн иен, что эквивалентно 16,3% национального дохода. Пенсионные выплаты были самой крупной статьей, а расходы на медицинское обслуживание – второй (см. статистические данные в Приложении). Эти две статьи расходов (пособий) в 1997 г. составляют более 95% всей суммы социальных пособий. Доля других расходов, таких как личные социальные услуги и семейная политика, по оценкам, в будущем станет выше.
Пенсионная система
Пенсия работникам и часть пенсии самозанятых имеют двухуровневую систему; а именно, к национальной базовой пенсии, которая покрывает всех японцев, добавляются пособия, связанные с доходом (см. диаграмму 15). Базовая пенсия в 1996 году составляла 65 500 иен в месяц при полном созревании. Средняя сумма фактически выплачиваемой базовой пенсии в 1994 г. составляла 43 000 иен в месяц. Включая дополнительную пенсию, связанную с доходом, средний размер пенсии работникам, фактически выплаченной в 1995 стоил около 170 000 иен в месяц. При полном созревании общая сумма государственной пенсии работника, включая базовую пенсию его или ее супруги, составляет около 240 000 иен в месяц по нынешним ценам. Пенсионные выплаты ежегодно индексируются к потребительским ценам. Кроме того, каждые пять лет они индексируются на реальную заработную плату за вычетом прироста пенсионных страховых взносов (примечание 3). Вышедшие на пенсию сотрудники крупных компаний и государственного сектора получают профессиональные пенсии сверх двухуровневой государственной пенсии и/или единовременной выплаты при выходе на пенсию. Около половины всех работников получают либо трудовую пенсию, либо единовременную выплату при выходе на пенсию. Частное пенсионное обеспечение и страхование жизни хорошо развиты в Японии. С учетом этих сбережений общее количество пожилых японцев почти в два раза превышает количество работающих.
Одна треть стоимости национальной базовой пенсии финансируется за счет налогов, а остальная часть — за счет страховых взносов. Пенсия работников, зависящая от дохода, финансируется за счет взносов социального страхования и доходов пенсионных фондов. Взносы по социальному страхованию распределяются между работниками и работодателями поровну. Взносы по социальному страхованию основаны на доходах и связаны с доходами с верхним пределом. Взносы социального страхования пенсий работающих, включая надбавки к базовой национальной пенсии для них и их супругов, составляют 17,5 % регулярно выплачиваемой заработной платы (примечание 4) в 1997. Надбавка к пенсии трудящихся, включая их собственную базовую пенсию и национальную базовую пенсию их супругов, составляет в 1997 году 17,35%. Надбавка будет увеличиваться по мере старения населения и увеличения срока выплаты пенсии. По оценкам правительства, страховая премия составит 29,5% в 2025 году при условии, что доля пожилых людей составит 25,8%. Если соотношение станет 28 %, премия будет выше.
Общая сумма государственных пенсионных пособий составляла 8,3% национального дохода в 1994 г. В том же году 51,3% всех социальных пособий приходилось на государственные пенсионные пособия. Общие государственные пенсионные фонды составляли около 150 трлн йен, что соответствовало более 30% ВВП. Большая часть фондов находится в ведении Министерства финансов. Сейчас обсуждается, как управлять этим огромным фондом. Не исключено, что управление большей частью средств будет передано частным финансовым организациям.
Медицинские услуги
Второй по величине статьей социального обеспечения является медицинское страхование. Общая сумма медицинских расходов в 1995 году составила 27 триллионов иен, что составляет 7,3% национального дохода. Из них 88%-89% были оплачены налогами и фондами медицинского страхования, а остальная часть была оплачена непосредственно пациентами и их семьями. Коэффициент замещения выплаты по болезни во время отпуска по болезни и выплаты по безработице составляет 60% от заработной платы работника.
Японская система здравоохранения характеризуется всеобщим охватом, свободным выбором пациентами поставщиков медицинских услуг и практикой оплаты за услуги. До недавнего времени разделение больницы и аптеки было исключительным. Врачи больниц и клиник продавали лекарства, а пациенты обычно покупали лекарства в больницах и клиниках. В 1994, только 18,1% лекарств, выписанных в больницах и поликлиниках, продавались в аптеках, хотя эта доля увеличивается. Расходы на медицинские услуги распределяются между центральным и местными органами власти, взносами социального страхования и взносами пациентов.
Система здравоохранения Японии разделена на три системы (см. Таблицу 2). Это (а) медицинское страхование работников, (б) медицинское страхование самозанятых и (в) медицинское обслуживание пожилых людей. Плата за пациента (наличные платежи) составляет 12% от общей суммы расходов. Расходы (c) финансируются центральным и местными органами власти, а также фондами (a) и (b). Медицинские услуги для пожилых людей (с) самые щедрые, а плата за них самая маленькая. Наличные платежи работников составляют 10% от медицинских расходов, а наличные платежи самозанятых составляют 30%. Для всех медицинских услуг плата за пациентов имеет верхний предел. Лимит составляет 63 600 иен в месяц. Правительство намеревается поднять плату за пациентов, выплачиваемую работниками, до 20% от стоимости медицинских услуг, чтобы сузить разницу в коэффициентах оплаты из собственных средств. Ожидается, что эта реформа в то же время смягчит рост медицинских расходов.
Еще одна реформа, которую намерено провести правительство, изменит практику оплаты за услуги. Эта система эффективна для стимулирования врачей к усердной работе, но иногда побуждает их использовать слишком много лекарств и пациентов оставаться в больнице. Процентное соотношение затрат на медицину в Японии исключительно велико, около 30% от общей стоимости услуг здравоохранения и медицинских расходов. Средняя продолжительность госпитализации намного больше, чем в других высокоразвитых странах. Чтобы справиться с этими трудностями, правительство намерено: 1) смешать практику платы за услуги с практикой фиксированной ставки; 2) способствовать разделению больницы и аптеки; и 3) интегрировать медицинские услуги с персональными социальными услугами для пожилых людей.
Индивидуальные социальные службы
В Японии государственные пенсионные и медицинские системы страхования являются универсальными и всеобъемлющими. Однако в социальном обеспечении есть две относительно отсталые области. Это персональные социальные услуги для пожилых людей и инвалидов, а также семейная политика для поддержки работающих женщин. В опубликованном в 1994 году документе «Взгляд на благосостояние в XXI век» правительство уделяет первостепенное внимание улучшению личных социальных услуг для пожилых людей и увеличению поддержки в воспитании детей.
«Золотой план для пожилых людей» и «План ангела» по поддержке работающих женщин были представлены в качестве приоритетной социальной политики в 21 веке. Для эффективной реализации этих планов правительство намерено ввести систему социального страхования сестринских услуг (включая интенсивную терапию) для финансирования растущих расходов на эти услуги.
В случае введения системы социального страхования сестринского ухода 10% расходов на услуги по уходу и уходу оплачивает получатель услуг, половина оставшейся части финансируется за счет налогов, оставшаяся часть оплачивается страхованием услуг по уходу ( См. диаграмму 16). Страхование услуг по уходу будет охватывать не только государственные услуги, но и частные услуги. Денежные выплаты лицам, осуществляющим уход на дому, не включены в действующий государственный план, но в будущем страхование услуг по уходу будет покрывать уход за пожилыми людьми на дому.
В Японии ведутся жаркие дебаты о том, как реформировать услуги по уходу за пожилыми людьми и их финансирование. Правительство намерено ввести систему социального страхования для финансирования половины стоимости услуг. Те, кто поддерживает систему социального страхования, настаивают на том, что в случае введения социального страхования будут начисляться три преимущества: услуги по уходу будут предоставляться по принципу универсальности; будет поощряться предоставление услуг частными и неформальными организациями; и налоговая нагрузка уменьшится. Кроме того, поскольку медицинские услуги в Японии финансируются системой социального страхования, будет легче интегрировать медицинские услуги и персональные социальные услуги для пожилых людей, если и медицинские услуги, и персональные социальные услуги введут систему социального страхования.
Основные системы сестринского обслуживания подразделяются на три типа; Скандинавский тип, немецкий тип и тип США, как показано в Таблице 5. Нынешние личные социальные услуги, включая услуги по уходу, финансируются за счет налогов, но все еще ограничены и выборочны. В этом отношении они могут быть классифицированы как B в Таблице 5, хотя большая часть услуг предоставляется полугосударственными организациями. Напротив, в скандинавских странах расходы на личные социальные услуги и большую часть услуг здравоохранения финансируются за счет налогов, и эти услуги в основном предоставляются государством (тип А в таблице 1).
В Японии услуги по уходу в качестве личных социальных услуг предоставляются местными органами власти и уполномоченными некоммерческими организациями. Стоимость услуг без учета вознаграждения получателя финансируется за счет налогов. Центральное правительство субсидирует половину расходов, а остальное оплачивают местные органы власти. Однако получатели персональных социальных услуг ограничены. Менее 2% пожилого населения проживает в домах престарелых или служебном (приютном) жилье. Те, кто получает услуги по дому в качестве социальных услуг, еще более ограничены в современной Японии (тип B в таблице 4).
Благодаря поддержке семьи расходы на личные социальные услуги были меньше, чем в европейских странах. Но становится все труднее слишком полагаться на семьи и неформальный сектор. Правительство намерено расширить и преобразовать существующую систему персональных социальных услуг в универсальную и смешанную систему, как показано на диаграмме 16 и D в таблице 4. Хотя некоторые эксперты призывают к реформе существующей системы по скандинавской модели (A в таблице 4), более вероятно, что японские сестринские службы будут преобразованы в смешанную или множественную систему.
Семейная политика
Семейная политика, направленная на поддержку работающих женщин, имеющих детей, является еще одной слаборазвитой областью социального обеспечения в Японии. Правительство решило разработать эту политику и назвало ее «План ангела».
В Японии доля работающих женщин в секторе, не являющемся самозанятым, увеличивается, и доля работающих женщин в общей численности работников имеет тенденцию к росту, как показано на диаграмме 17, хотя она несколько снижается, когда темпы экономического роста падают. Соотношение увеличилось с 30,7% в 19от 60 до 38,8% в 1985 г.
Три мотива стимулировали развитие семейной политики в отношении работающих женщин. Первым мотивом было поощрение равных возможностей и равного обращения с работницами. Опросы общественного мнения показывают, что одной из самых нежелательных социальных практик является различное обращение на рабочем месте и при приеме на работу (см., например, Японский центр производительности труда в социальной и экономической сферах, развитие, 1996).
Вторым мотивом была нехватка рабочей силы примерно в 1990 году.
Третьим фактором стала тенденция к снижению рождаемости в Японии.
Второй мотив стал менее заметным из-за затянувшейся рецессии, зато третий стал более актуальным. Как показано на диаграмме 18, общий коэффициент рождаемости снижается с 1967 года. 1966 год был исключительным. Это был год Хиноэмы Огненной Лошади. Старое суеверие гласит, что женщины, рожденные в год Хиноэума, не годятся в жены. Интересно отметить, что суеверия до сих пор имеют некоторое влияние на реальное человеческое поведение.
Что касается причин снижения рождаемости, существуют различные точки зрения. Но кажется, что одной из возможных причин является увеличение числа работающих женщин.
Диаграммы 19-20, составленные на основе годовых данных 1960-95 гг., показывают, что доля работающих женщин положительно коррелирует с возрастом вступления женщин в первый брак, а возраст вступления в брак отрицательно коррелирует с суммарным коэффициентом рождаемости. Если эта гипотеза верна и если эти отношения не изменятся, общий коэффициент рождаемости будет снижаться еще больше, так как ожидается, что коэффициент участия женщин в рабочей силе возрастет. Однако эти отношения не являются неизбежными.
Опыт Швеции показывает, что активная семейная политика может быть полезной для того, чтобы совместить увеличение коэффициента участия в рабочей силе с восстановлением коэффициента рождаемости.
На основе этих аргументов в 1990-х годах были приняты Закон о равных возможностях в сфере занятости и отпуск по беременности и родам с компенсацией дохода для работающих женщин. Детские учреждения дневного пребывания перестраиваются для обслуживания работающих женщин. Хотя компенсация во время отпуска по беременности и родам все еще низка (20% от заработной платы из фондов страхования занятости и отчислений на социальное страхование от работодателей), ожидается, что в будущем она улучшится.
Занятость пожилых работников
Политика занятости, направленная на поощрение работников старшего возраста, является еще одним примером продуктивной политики социального обеспечения (примечание 5). Если пожилых работников поощрять к участию на рынке труда с помощью таких мер, как государственные субсидии, их вклад в ВВП будет больше, чем затраты на государственные субсидии. Если занятые пожилые работники платят налоги и взносы на социальное страхование, существует большая вероятность того, что налоговые поступления от них превысят затраты на субсидии занятости. Например, формула (5) предполагает, что до тех пор, пока сумма государственных субсидий меньше, чем увеличение государственных доходов, вызванное увеличением числа работников старшего возраста, государственные субсидии будут увеличивать чистый государственный доход, а не сокращать его.