Природа и сущность человека | это… Что такое Природа и сущность человека?
|
Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия[1], или его естественные свойства[2], в той или иной мере присущие всем людям[3]. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.
Определение человека и его природы
В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей[5], разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации[6] и труду[7].
- Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».[8]
- Синтез позиций современной биологии ( челове́к — представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»[9]) приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы.[10]
Душа и тело
См. также: Психофизическая проблема
Схема «тонких» планов и тел. Ледбитер Ч. У., 1903
Иллюстрация одного из представлений об ауре.
В концепции материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессов этих тканей.
В оккультных и эзотерических учениях человек понимается как существо, соединяющее в себе множество планов («миров») (душа[12], эфирное тело[13], монада[14], аура, тело).
В каббале человек рассматривается в «системе пяти миров», которые понимаются, как степени скрытия полного объёма природы, уровни сознания человека.
В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары. Лишь человек может стремиться к освобождению от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване, используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души и тела.
Демокрит, как и многие античные мыслители, считал человека микрокосмом. Платон представлял человека как существо, раздвоенное на материальное (тело) и идеальное (душа) начала. Аристотель рассматривал душу и тело как два аспекта единой реальности.
В философии Нового времени тело рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием.
Религиозные традиции считают, человек есть божественное творение. Августин называет человеческую душу загадкой, тайной для самого человека. Авраамические религии призывают к раскрытию духовного начала:
«…человек занимает в ряду Божьих творений такое высокое место, есть как истинный гражданин двух миров — видимого и невидимого — как союз Творца с тварью, храм Божества и потому венец творения, то это единственно и собственно потому, что в его духовную природу Всевышний благоволил внедрить чувство или мысль Своего бесконечного Божества, которая положена в его дух и служит всегдашним источником, влекущим его к своему высочайшему центру»[15]
Напротив, с точки зрения эволюционного учения, поведение человека, как и других животных, является частью его видовой характеристики, обусловлено эволюционным развитием человека как вида и имеет аналоги у близких видов.
Самоценность и уникальность человека
Основная статья: Антропоцентризм
Витрувианский человекЛеонардо да Винчи
Христианство называет человека «образом и подобием Бога», основной целью которого является спасение души для жизни вечной в раю.
Средневековая философия — от святоотеческого богословия до схоластики и мистицизма, как основы отношений человека и Бога в мире, утверждает ценность и статус самой личности.
Философия Возрождения признаёт самодостаточную ценность человека. В своих творческих возможностях человек подобен Богу, но актуализирован без непременной соотнесённости с божеством, что определило философию и идеологию гуманизма[18]. В отличие от средневековых философов, гуманисты ставят в центр своих интересов человека, а не Бога[19].
В философии и культуре Нового времени акцентируются такие понятия, как индивидуальность и самосознание человека. Декарт заложил основу новоевропейского рационализма, постулируя мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, я существую» (лат. Cogito Ergo Sum). Разум становится определяющей характеристикой человека, рассматриваемого теперь как производное от природных и социальных обстоятельств.
Согласно принципу Коперника Земля и возникновение на ней разумной жизни в виде Homo Sapiens — скорее не уникальное, а рядовое явление.
Происхождение человека
Основные статьи: Антропогенез, Первый человек
Эволюция человека.
Происхождение человека связано с происхождением жизни вообще.
Мораль и гуманизм
Одним из утверждений морального абсолютизма является то, что единая и универсальная мораль выводима из самой природы человека. Моральный релятивизм утверждает обратное: моральные нормы относительны.
Во времена рабовладельческого строя зачастую считалось, что раб обладает другой природой и сущностью, которую передаёт своим детям, и поэтому ничего аморального в том, чтобы обращаться с ним как с рабом нет.
Понятие гуманизма перекликается с понятием человечности — способности сострадать другим людям, проявлять по отношению к ним доброту.
По Ницше, природа сверхчеловека позволяет ему быть свободным от моральных[20] и религиозных норм.
Судьба и характер человека
Основные статьи: Свобода воли, фатализм
В философии Древнего Востока и античности человек представляется как фрагмент природы, жизненный путь которого предопределён законами судьбы, а сущность — неким божеством.[21] В Средние века личность наделяется свободой воли, что возвышает её над природой, давая возможность и обязанность управлять собственной судьбой. Однако суеверия о зависимости судьбы от положения линий на ладонях и от расположения планет и светил бытуют по сей день.
По Дарвину, природа человека и животных эволюционна и недетерминированна, то есть подвержена изменениям в зависимости от окружающей среды, в которой живёт и развивается вид. Социальный детерминизм склоняется к тому, что поведение групп людей обусловлено теми условиями, в которых они находятся, этим обусловлена, например, классовая борьба.
Некоторые гипотезы (концепт tabula rasa, бихевиоризм) утверждают, что человек формируется преимущественно через воспитание, другие (биологический, или генетический детерминизм)- что его характер есть врождённая особенность организма, и воспитание может лишь маскировать его проявления.
Джон Локк считал, что люди поступают хорошо потому, что это естественно для разумных существ, для него общественный договор — естественный безальтернативный процесс. Томас Гоббс же считал, что для людей естественно быть эгоистичными и стремиться к удовлетворению потребностей, а общественный договор они заключили из чувства самосохранения, опасаясь «войны всех против всех».
Христианская церковь считает, что первородный грех испортил природу человека, от чего в нём появилась склонность к отступлению от норм, выраженных в заветах Бога. Ересиарх Пелагий же усматривает в первородном грехе лишь единичный акт отклонения свободной воли человека от добра[22].
Неклассическая философия XIX—XX веков о природе человека
В неклассической философии второй половины XIX—XX веков можно выделить такие основные подходы в понимании природы и сущности человека, как:[23]
- Натурализаторский —
- Биологические модели человека, описывающие его в ряду других сложных организмов (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.).
- Восходящие к «философии жизни» описание человека как «несостоявшегося животного», из-за своей биологической неполноценности обречённого на поиск «противоестественных» способов существования (Ницше, фрейдизм, философская антропология).
- Экзистенциальный —
- Актуализация уникального индивидуального человеческого существования, «экзистенции», в его принципиальной несводимости к каким-то общим законам (экзистенциализм, феноменология, персонализм).
- Социологизаторский подход рассматривает человека в контексте социальных связей:
- Марксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого.
- Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.).
Сравнение природы человека и животных
Основные статьи: Человек и царство животных, Физическая антропология
С точки зрения многих религий и идеалистических философий, человек и животные относятся к различным категориям существ,
- разум,
- воля к самосовершенствованию,[25]
- духовность,[26]
- высокий уровень абстракции,[27]
- совесть,
- эстетические чувства,
- религиозность (вера в сверхъестественное, высший или абсолютный разум)
Жестокого, кровожадного человека люди могут назвать бесчеловечным, отрицая его схожесть с людьми и подчёркивая его схожесть с животными. Другие считают, что животные не могут быть злыми[28], а жестокость у них проявляется только от жестокого обращения или только при определенных условиях.
В то же время есть основания полагать, что животным свойственны мышление, взаимовыручка, чувство справедливости[29], красоты[30], и даже аналог суеверий[31].
Кроме того, некоторые этологи проводят аналогии между моралью человека и системой инстинктивных запретов, характерных для животных, которые Конрад Лоренц назвал «естественной моралью». Вследствие того, что на поведение человека врождённые инстинкты оказывают относительно слабое воздействие, некоторые этологи утверждают, что человек — животное с относительно слабой моралью (подразумевая под этим «естественную мораль»), что может приводить к терминологической путанице. [32]
С подобных позиций некоторые этологи связывают религиозность человека с некоторыми особенностями поведения животных, такими, как ритуальность, иерархичность отношений и тому подобное, сводя религиозность у людей к атавизму[33], инстинкту, бывшему полезным в привычных для жизни животных предков условиях, но оказавшемуся вредным в человеческом обществе.
То, что для некоторых людей неприемлема сама идея близости людей именно с высшими антропоидами, этологи объясняют действием механизма этологической изоляции близких видов.[34] Отличия человека от животных лежат как в количественном развитии некоторых признаков, так и в связанными с ними качественными скачками.[35]
Понятие человека в культуре
Часть послания Аресибо.
После того, как Платон определил человека как «двуногое, лишённое перьев», Диоген, ощипав петуха, заявил что это человек по Платону.[36]
Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы. .. Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Максим Горький — «На дне» |
Идеал земного человека строился в течение тысячелетий на опыте предков, на опыте самых различных форм живого нашей планеты. Идеал человека галактического, по-видимому, следует строить на опыте галактических форм жизни, на опыте историй разных разумов галактики. Стругацкие — «Малыш» |
Примечания
- ↑ Хомич Е. В. Человек // История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — С. 1247
- ↑ Словарь по общественным наукам. Природа человека.
- ↑ Buller, David J. (2005). Adapting Minds: Evolutionary Psychology And The Persistent Quest For Human Nature. MIT Press: 428.
- ↑ Бертран Рассел — История западной философии — Глава XXII
- ↑ Человек — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
- ↑ «Человек» в словарях русского языка — Яндекс. Словари
- ↑ Account Suspended
- ↑ И. Кант — Собрание сочинений, т. 6, М., 1966, с. 351
- ↑ Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3
- ↑ Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
- ↑ Институт философии АН CCCP — Диалектический материализм ** Госполитиздат ** 1954, Глава 8 — Материальность мира и объективность закономерностей развития материи
«Марксистский философский материализм отметает лженаучные построения идеализма, показывая, что многообразные явления в мире есть различные виды и проявления движущейся материи.» - ↑ Человек — Библейская энциклопедия — Яндекс. Словари
- ↑ http://www.lomonosov.org/esses/esses400.html
- ↑ Эзотеризм: Энциклопедия.- Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.(Мир энциклопедий)
- ↑ Схимонах Иларион. На горах Кавказа
- ↑ Карл Саган — Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума.
- ↑ Запорожец А. В. — Избранные психологические труды / Под редакцией Давыдова В. В., Зинченко В. П. — М., «Педагогика», 1986. С. 223—257
- ↑ В Италии возникает гуманизм, основанный на каббале и на талмуде
- ↑ В. В. Карева. История Средних веков
- ↑ А. А. Радугин — Культурология (учебное пособие) c.218
- ↑ Человек — Символы, знаки, эмблемы — Яндекс. Словари
- ↑ Что такое Пелагий? — В. Соловьев. Толковый словарь по философии
- ↑ Энциклопедия социологии — Человек
- ↑ Библия. Ветхий завет. Пятикнижие Моисея ст.26
- ↑ Цицерон М. Т. Об обязанностях // Цицерон М. Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993. С. 61.
- ↑ Шри Ауробиндо. Человеческий цикл
- ↑ В. Д. Косарев — Феномен табу и «первородный грех».
- ↑ Ю. В. Новиков — Кот и мышь, волк и заяц (Добро и зло в природе)
- ↑ У шимпанзе есть чувство справедливости, подобное человеческому — на сайте membrana.ru
- ↑ Н. Ю. Феоктистова — О зубастых строителях и птицах из Эдема
- ↑ Гараджа В. Религиоведение Глава IV. Психология религии
- ↑ Этологи указывают на соотношение между вооружением вида и т. н. «естественной моральностью». Впервые эту связь выявил Конрад Лоренц. См. также, например:
- Конрад Лоренц. Мораль и оружие в мире животных. Также Агрессия. Поведенческие аналоги морали
- Виктор Рафаэльевич Дольник. Homo militaris. Убегая от обезьяны
- Дмитрий Антонович Сахаров. Агрессия сверчков
- ↑ Представление о Боге связывается с понятием сверхдоминанта.
- Ричард Докинз. Есть ли что-нибудь более невероятное, чем Бог?. Какая польза от религии.
- В. Р. Дольник. Кто сотворил творца
- ↑ В. Р. Дольник. Непослушное дитя биосферы
- ↑ В. Ф. Турчин. Феномен науки. Глава 4. Человек
- ↑ Андрей Галактионов — Диоген Синопский
См. также
В Википедии есть портал «Человек» |
- Антропоморфизм
- Гуманизм
- Долгожитель
- Каннибализм
- Список альтернативных названий видов человека разумного
- Философская антропология
- Человек
- Человечество
Ссылки
- Предыстория человека
Природа и сущность человека | это… Что такое Природа и сущность человека?
|
Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия[1], или его естественные свойства[2], в той или иной мере присущие всем людям[3]. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.[4] Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.
Определение человека и его природы
В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей[5], разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации[6] и труду[7].
- Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».[8]
- Синтез позиций современной биологии (челове́к — представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»[9]) приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы. [10]
Душа и тело
См. также: Психофизическая проблема
Схема «тонких» планов и тел. Ледбитер Ч. У., 1903
Иллюстрация одного из представлений об ауре.
В концепции материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессов этих тканей.[11]
В оккультных и эзотерических учениях человек понимается как существо, соединяющее в себе множество планов («миров») (душа[12], эфирное тело[13], монада[14], аура, тело).
В каббале человек рассматривается в «системе пяти миров», которые понимаются, как степени скрытия полного объёма природы, уровни сознания человека.
В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары. Лишь человек может стремиться к освобождению от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване, используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души и тела.
Демокрит, как и многие античные мыслители, считал человека микрокосмом. Платон представлял человека как существо, раздвоенное на материальное (тело) и идеальное (душа) начала. Аристотель рассматривал душу и тело как два аспекта единой реальности.
В философии Нового времени тело рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием.
Религиозные традиции считают, человек есть божественное творение. Августин называет человеческую душу загадкой, тайной для самого человека. Авраамические религии призывают к раскрытию духовного начала:
«…человек занимает в ряду Божьих творений такое высокое место, есть как истинный гражданин двух миров — видимого и невидимого — как союз Творца с тварью, храм Божества и потому венец творения, то это единственно и собственно потому, что в его духовную природу Всевышний благоволил внедрить чувство или мысль Своего бесконечного Божества, которая положена в его дух и служит всегдашним источником, влекущим его к своему высочайшему центру»[15]
Напротив, с точки зрения эволюционного учения, поведение человека, как и других животных, является частью его видовой характеристики, обусловлено эволюционным развитием человека как вида и имеет аналоги у близких видов. Длительный период детства необходим человеку для усвоения структурно высокоразвитым мозгом человека больших объёмов внегенетической информации, необходимых для расширенного абстрактного мышления, речи[16] и социализации[17].
Самоценность и уникальность человека
Основная статья: Антропоцентризм
Витрувианский человекЛеонардо да Винчи
Христианство называет человека «образом и подобием Бога», основной целью которого является спасение души для жизни вечной в раю.
Средневековая философия — от святоотеческого богословия до схоластики и мистицизма, как основы отношений человека и Бога в мире, утверждает ценность и статус самой личности.
Философия Возрождения признаёт самодостаточную ценность человека. В своих творческих возможностях человек подобен Богу, но актуализирован без непременной соотнесённости с божеством, что определило философию и идеологию гуманизма[18]. В отличие от средневековых философов, гуманисты ставят в центр своих интересов человека, а не Бога[19].
В философии и культуре Нового времени акцентируются такие понятия, как индивидуальность и самосознание человека. Декарт заложил основу новоевропейского рационализма, постулируя мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, я существую» (лат. Cogito Ergo Sum). Разум становится определяющей характеристикой человека, рассматриваемого теперь как производное от природных и социальных обстоятельств.
Согласно принципу Коперника Земля и возникновение на ней разумной жизни в виде Homo Sapiens — скорее не уникальное, а рядовое явление.
Происхождение человека
Основные статьи: Антропогенез, Первый человек
Эволюция человека.
Происхождение человека связано с происхождением жизни вообще.
Мораль и гуманизм
Одним из утверждений морального абсолютизма является то, что единая и универсальная мораль выводима из самой природы человека. Моральный релятивизм утверждает обратное: моральные нормы относительны.
Во времена рабовладельческого строя зачастую считалось, что раб обладает другой природой и сущностью, которую передаёт своим детям, и поэтому ничего аморального в том, чтобы обращаться с ним как с рабом нет.
Понятие гуманизма перекликается с понятием человечности — способности сострадать другим людям, проявлять по отношению к ним доброту.
По Ницше, природа сверхчеловека позволяет ему быть свободным от моральных[20] и религиозных норм.
Судьба и характер человека
Основные статьи: Свобода воли, фатализм
В философии Древнего Востока и античности человек представляется как фрагмент природы, жизненный путь которого предопределён законами судьбы, а сущность — неким божеством.[21] В Средние века личность наделяется свободой воли, что возвышает её над природой, давая возможность и обязанность управлять собственной судьбой. Однако суеверия о зависимости судьбы от положения линий на ладонях и от расположения планет и светил бытуют по сей день.
По Дарвину, природа человека и животных эволюционна и недетерминированна, то есть подвержена изменениям в зависимости от окружающей среды, в которой живёт и развивается вид. Социальный детерминизм склоняется к тому, что поведение групп людей обусловлено теми условиями, в которых они находятся, этим обусловлена, например, классовая борьба.
Некоторые гипотезы (концепт tabula rasa, бихевиоризм) утверждают, что человек формируется преимущественно через воспитание, другие (биологический, или генетический детерминизм)- что его характер есть врождённая особенность организма, и воспитание может лишь маскировать его проявления.
Джон Локк считал, что люди поступают хорошо потому, что это естественно для разумных существ, для него общественный договор — естественный безальтернативный процесс. Томас Гоббс же считал, что для людей естественно быть эгоистичными и стремиться к удовлетворению потребностей, а общественный договор они заключили из чувства самосохранения, опасаясь «войны всех против всех».
Христианская церковь считает, что первородный грех испортил природу человека, от чего в нём появилась склонность к отступлению от норм, выраженных в заветах Бога. Ересиарх Пелагий же усматривает в первородном грехе лишь единичный акт отклонения свободной воли человека от добра[22].
Неклассическая философия XIX—XX веков о природе человека
В неклассической философии второй половины XIX—XX веков можно выделить такие основные подходы в понимании природы и сущности человека, как:[23]
- Натурализаторский —
- Биологические модели человека, описывающие его в ряду других сложных организмов (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.).
- Восходящие к «философии жизни» описание человека как «несостоявшегося животного», из-за своей биологической неполноценности обречённого на поиск «противоестественных» способов существования (Ницше, фрейдизм, философская антропология).
- Экзистенциальный —
- Актуализация уникального индивидуального человеческого существования, «экзистенции», в его принципиальной несводимости к каким-то общим законам (экзистенциализм, феноменология, персонализм).
- Социологизаторский подход рассматривает человека в контексте социальных связей:
- Марксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого.
- Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.).
Сравнение природы человека и животных
Основные статьи: Человек и царство животных, Физическая антропология
С точки зрения многих религий и идеалистических философий, человек и животные относятся к различным категориям существ,[24] несмотря на внешнее и генетическое сходство человека с приматами, при этом утверждается, что животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) следующие качества:
- разум,
- воля к самосовершенствованию,[25]
- духовность,[26]
- высокий уровень абстракции,[27]
- совесть,
- эстетические чувства,
- религиозность (вера в сверхъестественное, высший или абсолютный разум)
Жестокого, кровожадного человека люди могут назвать бесчеловечным, отрицая его схожесть с людьми и подчёркивая его схожесть с животными. Другие считают, что животные не могут быть злыми[28], а жестокость у них проявляется только от жестокого обращения или только при определенных условиях.
В то же время есть основания полагать, что животным свойственны мышление, взаимовыручка, чувство справедливости[29], красоты[30], и даже аналог суеверий[31].
Кроме того, некоторые этологи проводят аналогии между моралью человека и системой инстинктивных запретов, характерных для животных, которые Конрад Лоренц назвал «естественной моралью». Вследствие того, что на поведение человека врождённые инстинкты оказывают относительно слабое воздействие, некоторые этологи утверждают, что человек — животное с относительно слабой моралью (подразумевая под этим «естественную мораль»), что может приводить к терминологической путанице. [32]
С подобных позиций некоторые этологи связывают религиозность человека с некоторыми особенностями поведения животных, такими, как ритуальность, иерархичность отношений и тому подобное, сводя религиозность у людей к атавизму[33], инстинкту, бывшему полезным в привычных для жизни животных предков условиях, но оказавшемуся вредным в человеческом обществе.
То, что для некоторых людей неприемлема сама идея близости людей именно с высшими антропоидами, этологи объясняют действием механизма этологической изоляции близких видов.[34] Отличия человека от животных лежат как в количественном развитии некоторых признаков, так и в связанными с ними качественными скачками.[35]
Понятие человека в культуре
Часть послания Аресибо.
После того, как Платон определил человека как «двуногое, лишённое перьев», Диоген, ощипав петуха, заявил что это человек по Платону.[36]
Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы. .. Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Максим Горький — «На дне» |
Идеал земного человека строился в течение тысячелетий на опыте предков, на опыте самых различных форм живого нашей планеты. Идеал человека галактического, по-видимому, следует строить на опыте галактических форм жизни, на опыте историй разных разумов галактики. Стругацкие — «Малыш» |
Примечания
- ↑ Хомич Е. В. Человек // История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — С. 1247
- ↑ Словарь по общественным наукам. Природа человека.
- ↑ Buller, David J. (2005). Adapting Minds: Evolutionary Psychology And The Persistent Quest For Human Nature. MIT Press: 428.
- ↑ Бертран Рассел — История западной философии — Глава XXII
- ↑ Человек — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
- ↑ «Человек» в словарях русского языка — Яндекс. Словари
- ↑ Account Suspended
- ↑ И. Кант — Собрание сочинений, т. 6, М., 1966, с. 351
- ↑ Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3
- ↑ Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
- ↑ Институт философии АН CCCP — Диалектический материализм ** Госполитиздат ** 1954, Глава 8 — Материальность мира и объективность закономерностей развития материи
«Марксистский философский материализм отметает лженаучные построения идеализма, показывая, что многообразные явления в мире есть различные виды и проявления движущейся материи.» - ↑ Человек — Библейская энциклопедия — Яндекс. Словари
- ↑ http://www.lomonosov.org/esses/esses400.html
- ↑ Эзотеризм: Энциклопедия.- Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.(Мир энциклопедий)
- ↑ Схимонах Иларион. На горах Кавказа
- ↑ Карл Саган — Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума.
- ↑ Запорожец А. В. — Избранные психологические труды / Под редакцией Давыдова В. В., Зинченко В. П. — М., «Педагогика», 1986. С. 223—257
- ↑ В Италии возникает гуманизм, основанный на каббале и на талмуде
- ↑ В. В. Карева. История Средних веков
- ↑ А. А. Радугин — Культурология (учебное пособие) c.218
- ↑ Человек — Символы, знаки, эмблемы — Яндекс. Словари
- ↑ Что такое Пелагий? — В. Соловьев. Толковый словарь по философии
- ↑ Энциклопедия социологии — Человек
- ↑ Библия. Ветхий завет. Пятикнижие Моисея ст.26
- ↑ Цицерон М. Т. Об обязанностях // Цицерон М. Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993. С. 61.
- ↑ Шри Ауробиндо. Человеческий цикл
- ↑ В. Д. Косарев — Феномен табу и «первородный грех».
- ↑ Ю. В. Новиков — Кот и мышь, волк и заяц (Добро и зло в природе)
- ↑ У шимпанзе есть чувство справедливости, подобное человеческому — на сайте membrana.ru
- ↑ Н. Ю. Феоктистова — О зубастых строителях и птицах из Эдема
- ↑ Гараджа В. Религиоведение Глава IV. Психология религии
- ↑ Этологи указывают на соотношение между вооружением вида и т. н. «естественной моральностью». Впервые эту связь выявил Конрад Лоренц. См. также, например:
- Конрад Лоренц. Мораль и оружие в мире животных. Также Агрессия. Поведенческие аналоги морали
- Виктор Рафаэльевич Дольник. Homo militaris. Убегая от обезьяны
- Дмитрий Антонович Сахаров. Агрессия сверчков
- ↑ Представление о Боге связывается с понятием сверхдоминанта.
- Ричард Докинз. Есть ли что-нибудь более невероятное, чем Бог?. Какая польза от религии.
- В. Р. Дольник. Кто сотворил творца
- ↑ В. Р. Дольник. Непослушное дитя биосферы
- ↑ В. Ф. Турчин. Феномен науки. Глава 4. Человек
- ↑ Андрей Галактионов — Диоген Синопский
См. также
В Википедии есть портал «Человек» |
- Антропоморфизм
- Гуманизм
- Долгожитель
- Каннибализм
- Список альтернативных названий видов человека разумного
- Философская антропология
- Человек
- Человечество
Ссылки
- Предыстория человека
Человеческое существование — мирская сущность человека-машины
Просмотры сообщений: 5159
«Жернов этой жизни таков…
Мы бредем по пути мечты…
Человек-машина будет стремиться столько же… »
«Мы в этом мире – Заняты погоней за мечтами…»
Суть человеческого существования основана на понимании того, что мы не только физические и психологические существа, но и социальные. Другими словами, наше существование определяется нашими взаимодействиями с другими; будь они значительными или нет. Наше окружение направляет нашу психологию, наши стремления и наши причины быть.
Это наше психологическое «я», которое постоянно взаимодействует с окружающей средой и способно обеспечить наше физическое существование или наше «биологическое я». В целом, мы представляем собой сложное взаимодействие нашего тела, нашего ума и нашей окружающей среды.
Другими словами, мы являемся «биологически-психологически-социальным» сплавом, что делает нас «высшими существами». Высшее Существо постоянно стремится найти смысл в своей жизни и работает над осуществлением этого смысла.
С этим пониманием «Экзистенциальной Реальности» давайте перейдем к тому, чтобы заглянуть внутрь себя, чтобы понять путь открытия себя…
Причины экзистенциального дистрессаЕсть две причины экзистенциального дистресса –
Во-первых, отсутствие смысла в жизни;
и, во-вторых, неспособность реализовать средства, необходимые для достижения смысла жизни.
Разгадка двух причинОтвет на первый вопрос о человеческом существовании духовен; и именно это понимание нашего духа или нашей души движет реализацией нашего существования. Другими словами, он отвечает на вопрос 9.0005 «Кто я здесь?» или «Какова цель, ради которой я здесь?» Его можно уподобить «миссии самого себя»
Осознав это, мы достигли первого уровня личных достижений.
Понять и работать над второй частью нашей экзистенциальной дилеммы было бы легче, если бы мы достигли первой части. Намечая пути достижения средств достижения цели нашего существования (нашей миссии), человек должен быть живым для своего мира. Другими словами, мы должны стать «мирскими».
Тренога мирского существования, «Эмоции – Физическая/цифровая среда – Деньги как средство»Мы находимся в этой мирской среде, заняты взаимодействием с другими. В этой сложной паутине отношений происходит постоянный обмен эмоциями; и мы должны иметь дело с ним для желаемого результата. Это заповедь «Эмоционального интеллекта».
Мы довольно хорошо умеем обращаться с нашей физической средой, но новая сущность существования забросила нас в царство Киберпространства. Другими словами, мы также являемся частью цифровой среды. Это «виртуальное» становится все более и более «реальным» с точки зрения нашего существования. Отсюда завет «Цифрового интеллекта».
Наконец, средство для различных жизненных свершений — «Деньги». Это необходимость, которая является «Хорошей, Плохой и Уродливой». Как бороться с этим необходимым злом? Возможно, это будет основой «Финансовой разведки».
В общем и целом, человеческое существование опасно сидит на этом штативе!
В мирской трясине человеческий механизм постоянно стремится обрести средства для своего существования, из-за чего происходит «износ».
Это идея стресса, и в современном мире предполагается, что им нужно хорошо управлять для достижения желаемого результата.
Является ли стресс «угнетающим»?Существует распространенное заблуждение, что стресс понимается как неприятный опыт.
Иногда стресс заставляет нас оставаться заряженными. Нейроны нашей симпатической нервной системы стреляют изо всех стволов; адреналин течет в нашем химическом я. Это может взволновать нас, может заставить нас насладиться увлекательным опытом, с учащенным сердцебиением, замиранием дыхания или учащенным дыханием, дрожью в наших конечностях… Но мы наслаждаемся этим…!
Представьте, что вы катаетесь на американских горках или на гигантском колесе; или когда вы были зрителем острого финала футбольного или крикетного матча. Это «Эустресс», стресс, которым мы наслаждаемся!!
С другой стороны, противоположным элементом «Eustress» является «Distress», вид стресса, который нам не нравится.
Несмотря на то, что между ними существует большое сходство с точки зрения физиологического процесса, психологический процесс, тем не менее, сильно отличается. Он определяет наше восприятие или познание, определяя оборотную сторону того же самого физиологического процесса.
Наше физическое «я» реагирует на стресс остро (внезапно) или хронически (постоянно).
Процесс стрессаДавайте рассмотрим процесс стресса с помощью упрощенной блок-схемы: возбуждение «СИМПАТИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»)
Наконец, миндалевидное тело и неокортекс головного мозга воспринимают его как приятное или вредное, основываясь на прошлом опыте, приземленности или возбуждении настоящего и ожиданиях будущего .
Проще говоря, переживание стресса – это быстрое сердцебиение, дрожь, потливость, учащенное дыхание плюс «приятное чувство»/или «неприятное чувство»
Следовательно, с точки зрения психологии, это вопрос восприятия тоже, кроме обычного износа.
Обычные представления об управлении стрессом –Управление стрессом становится необходимым для обеспечения эффективности человеческого механизма. Четыре способа справиться со стрессом, чтобы получить благотворное влияние, —
- Здоровое тело – правильное питание, физические упражнения и правильный образ жизни.
- Управление «износом» — достаточный отдых и сон, достаточная гидратация, правильная осанка и т.д.
- Управление восприятием – от «Восприятие дистресса» до «Восприятие эустресса»
- Омолаживающие средства – хобби, отдых, ответственное общение и т. д.
Подводя итог, мы должны углубиться в это понимание человеческого существования, искать в нем смысл, знать о нашем человеческом механизме и находить пути, которые сделают этот механизм эффективным.
Наконец, важно, насколько гладко проходит наше мирское путешествие… Насколько эффективны наши машины… И насколько счастливы мы и мир, в котором мы живем. внизу и поделитесь с другими, если вам понравилась эта статья.
Теги: Бедствие Эустресс Человеческое существование Человек-машина самосознание стресс Управление стрессом
Сущность человечества — Aish.
comЧтобы человек выполнил цель творения, он должен осознавать эту цель.
Понимание цели творения, очевидно, не означает постижение внутренних причин Бога. Поскольку мы не можем понять Бога, мы, конечно же, не можем понять Его мотивацию.
Тем не менее, мы можем смотреть на Божье творение и пытаться понять причину его существования. Мы также можем изучать то, чему Сам Бог учил о цели творения.
Поскольку Бог абсолютно совершенен сам по себе, очевидно, что у него не было внутренней необходимости создавать вселенную. Следовательно, следует заключить, что сотворение Богом Вселенной было самым совершенным актом альтруизма и любви. Так написано: «Мир построен из любви» (Псалтирь 89).:3).
Таким образом Бог сотворил мир, чтобы даровать добро Своим творениям. Так написано: «Благ Бог ко всем, и любовь Его ко всем делам Его» (Псалтирь 145:9). Сам Бог назвал Свое творение благим, как написано: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Бытие 1:35).
Даже то, что кажется противоречащим этой цели, является частью Божьего плана. Так написано: «Все сотворил Бог для Своего, и нечестивого на день бедствия» (Притчи 16:4).
Способности Бога безграничны, и отсюда следует, что Его любовь и альтруизм безграничны, что приводит к величайшей пользе для всего творения.
Вкушение благости Божией
Бог определяет все добро. Следовательно, величайшая возможная польза — это та, которая исходит самым непосредственным образом от Самого Бога.
Бог создал вселенную, в которой Его сущность невозможно обнаружить.
Чтобы что-то можно было оценить или даже обнаружить, требуется определенная степень контраста. Таким образом, для того, чтобы вселенная ощутила присутствие Бога, она должна сначала ощутить Его отсутствие. Таким образом, чтобы обеспечить максимально возможный контраст, Бог создал вселенную как среду, в которой Его сущность была бы необнаружима.
Для достижения Своей цели Бог создал вселенную как среду обитания существа, способного приобщиться к Его благости. Создание будет способно к пониманию, радости и счастью, а также к общению с Богом. Это существо — человек.
Таким образом, все в мире является средством, с помощью которого человек становится способным достичь благости Бога. Таким образом, учат, что по завершении Своего творения, прежде чем сотворить человека, Бог сказал: «Если нет гостей, что угодно Царю со всеми благами, которые Он уготовил?»
Таким образом, человек был создан как существо, способное до некоторой степени понимать и, в конечном счете, испытывать величайшее благо, которым является Сам Бог. Таким образом, можно сказать, что цель Бога в творении состояла в том, чтобы позволить испытать Себя созданию, находящемуся далеко и намного ниже, чем Он Сам. Таким образом, учат, что Бог создал вселенную, потому что «Он желал обиталища в нижнем мире».
Бог наделил человека психологическим складом, с которым он будет испытывать максимально возможное удовольствие, делая то, что, как он знает, хорошо и полезно. Это удовольствие усиливается в соответствии с важностью авторитета, объявляющего данное действие хорошим. Поскольку Сам Бог является наивысшим из возможных авторитетов, не может быть большего удовольствия в хорошо выполненной работе, чем в сознательном повиновении выраженной воле Бога.
Нет большего удовольствия, чем повиноваться воле Бога.
По этой причине Бог открыл Свою волю человеку. Таким образом, Бог сказал: «Я Бог, Господь ваш, Который учит вас для нашей пользы, Который ведет вас по тому пути, по которому вам следует идти» (Исайя 48:17).
Таким образом, послушание воле Бога выполняет Его альтруистическую цель в творении. Псалмопевец так сказал: «Ты дал мне знать путь жизни; пред нами полнота радости, в деснице Твоей вечное блаженство» (Пс. 16:11).
Свобода воли
Чтобы получить удовольствие от такого достижения, необходимо, чтобы человек знал, что его достижение является вопросом его собственного свободного выбора, а не результатом его природы принуждения. Чтобы все варианты действий зависели от человека, Бог дал человеку абсолютную свободу воли.
Свобода воли необходима для Божьей справедливости. В противном случае человеку не было бы ни дано, ни отказано в добре за действия, над которыми он не властен. Помимо этого, однако, этого требует и та самая цель, ради которой Он сотворил вселенную, а именно, чтобы Он давал человеку добро посредством наслаждений его собственных достижений.
Поскольку высшим благом является Сам Бог, величайшее благо, которое Он может даровать, — это Он Сам. Нет большего блага, чем достижение определенной степени единства с Богом, Творцом всего добра. Поскольку Бог желает дать человеку максимально возможное благо, Он дал ему способность походить на Себя.
Это еще одна причина, по которой Бог дал человеку свободу воли. Как Бог действует как свободное Существо, так и человек. Как Бог действует без предварительного ограничения, так и человек. Как Бог может делать добро по Своему собственному свободному выбору, так и человек. Поэтому о человеке говорят, что он создан по образу Божию.
Для того чтобы у человека был по-настоящему свободный выбор, он должен иметь не только внутреннюю свободу воли, но и среду, в которой существует выбор между послушанием и неповиновением.
Чтобы такой выбор мог существовать, Бог создал мир, в котором могут свободно действовать как добро, так и зло. Таким образом, Он сказал: «Я образую свет и творю тьму, творю мир и творю зло; Я Бог. Я делаю все это» (Исайя 45:7).
Цель зла
Бог создал человеческую психологию таким образом, что чем труднее достижение, тем большее удовлетворение он приносит. Затем Бог сотворил мир таким, чтобы он поставил человека перед величайшим вызовом.
Таким образом, мир был создан как место, где возможно, но очень трудно повиноваться Богу. Бог допускает существование зла и искушений, даже если они могут заставить людей отказаться от Него и игнорировать Его учения. Хотя некоторые могут отклониться от своего собственного выбора, это цена, которую необходимо заплатить, чтобы вознаграждение для тех, кто выбирает добро, было максимальным. Так учат, что ради праведников был создан мир.
Бог допускает существование искушений, даже если люди таким образом могут отказаться от Его учения.
Следовательно, даже зло и искушения мира служат божественной цели увеличения удовлетворения от свершений тех, кто их преодолевает. Таким образом, они выполняют важную функцию в высшей награде человека и, следовательно, в Божьем замысле.
Чем больше препятствий необходимо преодолеть, тем больше удовлетворение и награда за их преодоление. Таким образом, учат: «Награда соответствует страданию».
Бог, возможно, и создал возможность зла, но Он создал его для того, чтобы человек смог его преодолеть. Так написано: «Вот, страх Божий есть мудрость, и удаление от зла есть разум» (Иов 28:28).
Дихотомия награды
Существует важная дихотомия между средой, необходимой для служения Богу, и средой, необходимой для удовлетворения и вознаграждения за такое служение. Чтобы получить максимальное удовлетворение от достижения, нужно повиноваться воле Бога в среде, которая представляет собой максимально допустимый вызов для человека. Следовательно, это должна быть среда, в которой ни Сам Бог, ни божественная природа Божьих заповедей не очевидны. С другой стороны, и Бог, и божественная природа Его заповедей должны быть как можно более очевидными в среде, где человек должен наслаждаться плодами своих дел. Чем очевиднее это тогда, тем больше будет удовлетворение и награда за достижения человека.
Поэтому Бог создал два уровня существования. Он создал нынешний мир ( Олам ха-Зех ) как среду испытаний и достижений, где человек зарабатывает свою высшую награду. Он также создал второй уровень, Мир Грядущий ( Олам Хаба ), как мир высшей награды. Это будет мир, где истинная природа всех наших поступков совершенно очевидна.
Таким образом, существование этих двух миров разрешает дихотомию. Настоящий мир существует как место максимального испытания, а грядущий мир является средой максимально возможной реализации достижений.
Все в ваших руках
Принцип абсолютной свободы воли человека со способностью выбирать между добром и злом является основой нашей веры. Таким образом, Тора говорит: «Я призываю в свидетели сегодня небо и землю, ибо Я предложил тебе жизнь и смерть, благословение и проклятие. Поэтому избери жизнь, чтобы ты и наши дети могли жить» (Втор. 30:19).
Таким образом, каждый человек может выбрать свой собственный путь в жизни, будь он добрым или злым. У каждого человека есть возможность достичь высшего человеческого совершенства или опуститься до самых низких уровней зла и деградации. Если человек выбирает зло и не внимает призыву к праведности, у него нет причин жаловаться, ибо решение принадлежит только ему. Так написано: «Зло и добро не исходят из уст Всевышнего. Зачем же живому, сильному, роптать на грехи свои?» (Плач 3:38)
Человек не всегда может определить свои обстоятельства и природные возможности, и они могут ограничивать его сферу деятельности. Тем не менее, у каждого человека есть окончательный выбор, служить Богу или нет в соответствии со своими способностями. Таким образом, учат: «Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами».
Сама неопределенность, присущая квантовой природе материи, указывает на то, что Вселенная была создана как арена для свободного волевого существа. Именно эта свобода воли дает человеку более широкий выбор, чем просто реагировать на то, что его окружает. Следовательно, хотя на действия человека могут влиять его наследственность и среда, ни то, ни другое не определяет абсолютно его действия.
Отсутствие ограничения свободы воли
Когда мы понимаем цель Бога в творении, мы также можем понять, почему всемогущий Бог не заставляет человека делать добро и подчиняться Его заповедям. Если бы Бог заставлял человека повиноваться Его заповедям, вся их цель была бы сведена на нет. Бог может хотеть, чтобы мы творили добро, но только по доброй воле.
Бог не получает никакой выгоды от наших действий.
Всякая этика и мораль существуют только для блага человека, и это благо достигается только тогда, когда человек действует как свободный агент. Нравственность как таковая никак не влияет на Бога, и Он не извлекает никакой выгоды из нашего добра. Точно так же зло может в конечном счете навредить тому, кто его совершает, но никогда не может повлиять на Бога. Таким образом, Бог сказал: «Разве я тот, кого они гневают?… Не они ли, скорее, сами, для своего собственного стыда?» (Иеремия 7:19). Следовательно, у Бога нет внутренней причины заставлять человека делать добро или воздерживаться от зла.
Поскольку свободная воля является основным компонентом замысла Бога, Он не делает в этом мире ничего, что могло бы разрушить или уменьшить выбор человека между добром и злом. Поэтому Он не вознаграждает открыто добрых и не наказывает злых в этом мире; это уменьшило бы свободу человека грешить. Точно так же Бог не допускает явных чудес, если бы они определяли свободу выбора.
Знание будущего
Тот факт, что Бог всеведущ и знает будущее, не противоречит принципу свободного выбора человека. Этот кажущийся парадокс происходит от того факта, что мы не можем точно понять, как Бог знает что-либо, не говоря уже о том, как Он знает будущее. Пока человек привязан к этому физическому миру, а его разум ограничен узами времени, он не может заглянуть за пределы времени, где существует разрешение этого парадокса. Однако в пределах нашего понимания мы знаем, что Бог каким-то образом ограничивает Свое знание будущего, чтобы дать человеку свободу воли. Главное в том, что, хотя мы и не понимаем, каким образом, знание Богом будущего никоим образом не лишает человека его собственного свободного выбора.
Мы знаем, что Бог существует вне времени. Следовательно, Его знание будущего точно такое же, как Его знание прошлого и настоящего. Как Его знание прошлого не мешает свободной воле человека, так и Его знание будущего.
Как Творец времени, Бог может делать с ним все, что пожелает. Более того, время было сотворено не потому, что оно было нужно Самому Богу, а потому, что оно было необходимо для того, чтобы сделать мир ареной действия для конечной выгоды самого человека. Таким образом, учат: «Все предвидится, но дается свободный выбор; мир судится во благо, и все по делам». И время, и кажущийся парадокс были созданы для того, чтобы Бог достиг Своей конечной цели: «судить мир во благо». Тогда это может быть среда, где «все по делам».
Бывают случаи, когда Бог открывает пророку будущие действия человека. Тем не менее, такое пророчество зависит от свободного выбора человека и не является абсолютно обязательным. Бог просто открывает пророку наиболее вероятный ход событий, исходя из индивидуальной природы. Это не мешает человеку идти против своей природы; такое изменение мнения никоим образом не исключается пророчеством.
Точно так же бывают случаи, когда Бог открывает пророку, что те, кто еще не родился, будут злыми. Здесь Он также просто показывает их наиболее вероятное будущее, основанное на наследственности и окружающей среде, но окончательный выбор по-прежнему остается за человеком.
Даже когда Бог открывает пророку, что человек будет творить зло, Он не раскрывает степень этого зла. Поэтому то, что их зло уже предсказано, не освобождает их от наказания.
Таким образом, Бог сказал Аврааму: «Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей… и будет угнетать их народ тот… Но Я накажу народ, которому они будут служить» (Бытие 15:13). -14). Хотя был издан указ о том, что египтяне подчиняют израильтян, отдельных лиц будут судить за их действия. Египтяне также были наказаны за увеличение страданий израильтян. Таким образом, Бог сказал: «Я очень недоволен народами… Я был немного недоволен, но они умножили зло» (Захария 1:15).
Ход истории
Хотя Бог не определяет поведение людей, Он определяет широкомасштабный ход истории. Следовательно, коллективная воля наций и обществ во многом определяется Богом. Тем не менее, каждый человек сохраняет свободу воли для преодоления своего окружения.
Чтобы повлиять на ход истории, Бог часто направляет волю королей и других важных лидеров. Так написано: «Как потоки вод, сердце царя в руке Божией: Он направляет его, куда хочет» (Притчи 21:1).
Хотя Бог не влияет на действия человека напрямую, Он иногда вселяет мысли в его разум, чтобы вести его по пути, который Он пожелает.
Однако у человека есть свободный выбор, следовать этим мыслям или нет.
Таким образом учат, что Бог ведет человека по пути, который он выбрал. Бог может посеять в его уме идеи, которые помогут ему следовать правильному пути, или иным образом вызвать события, ободряющие его. Учат: «Тому, кто приходит очиститься, помогает [Бог]». Псалмопевец так молился: «Научи меня, Боже, путям Твоим, чтобы мне ходить в истине Твоей; посвяти сердце мое благоговению перед именем Твоим» (Псалтирь 86:11).
Подобным образом Бог может создать обстоятельства, которые благоприятствуют праведному человеку творить добро. Точно так же Он дает нечестивым все возможности и обстоятельства, при которых они продолжают творить зло. Таким образом, учат: «Когда кто-то приходит, чтобы осквернить себя, дверь открывается для него». Однако во всех таких случаях окончательный выбор остается за человеком.
Иногда человек может быть настолько нечестивым, что высшее благо человечества требует, чтобы у него отняли выбор и чтобы он потерял способность к покаянию. Пример этого произошел, когда Бог сказал Своему пророку: «Утучни сердце народа сего, отяжели уши их и закрой глаза их, чтобы они… не возвратились и не исцелились» (Исайя 6:10). В этом также значение Божьего слова Моисею: «Я ожесточу сердце фараона, и таким образом умножу Мои знамения и чудеса в земле Египетской» (Исход 7:3). Во всех таких случаях Бог изначально не постановляет, чтобы человек был нечестивым, но как только его нечестие переходит определенные границы, у него отнимается свободный выбор покаяться. Таким образом, учат, что Бог сначала трижды предупреждает грешника, но если на предупреждение не обращают внимания, то врата покаяния могут быть закрыты.
Награда за действие
В конце концов, вся жизнь — это испытание. Однако бывают случаи, когда Бог подвергает человека особенно трудному испытанию. В таком случае человек ставится в ситуацию, в которой испытывается его преданность и вера.
Бог не подвергает человека трудному испытанию, если Он не знает, что человек его выдержит. Так написано: «Бог испытывает праведного, а дух Его ненавидит нечестивого» (Пс. 11:5). Учат: «Горшечник не чеканит сосуды, которые легко разбить, а только сосуды крепкие.