Какие права имеют дети: Права детей — Tiesībsargs

Содержание

Какие права ребёнка часто нарушают в школе. Мнение юриста


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

20 ноября во всем мире отмечают Всемирный день ребенка, провозглашенный ООН. В этот день в 1959 году была принята Декларация прав ребенка, а в 1989-м — Конвенция. При этом в школах свободы детей периодически нарушают — даже те, которые дополнительно защищены в законе «Об образовании». Вместе с юристом Иваном Платоновым и психологом Ольгой Некрасовой разбираемся, как это чаще всего происходит и что с этим делать родителям. 

Право на самоопределение 

Статья 12 Конвенции о правах ребёнка

Что такое

Ребенок имеет право выражать свои мысли, мнения, одеваться и выглядеть так, как он хочет. Стиль одежды должен совпадать с требованиями школы, но они не должны нарушать конституционные права ученика. Например, ребенок обязан надевать школьную форму, но никто не вправе контролировать его цвет и длину волос, а также комментировать, что он как-то не так выглядит.  

Как нарушают

Осенью 2018 года пермячка Зина А. пришла в школу с розовыми волосами. Дежурный администратор остановил ее, отправил к директору, где ученицу пытались отстранить от занятий. Зина проконсультировалась с мамой по телефону, в итоге огласка привела к скандалу. Заодно оказалось, что во многих городах России учителя критикуют детей за внешний вид и в том числе отстраняют от занятий. 

Иван Платонов: 
«Чаще всего в школах нарушают именно право на самоопределение. учебные заведения порой забывают, что их основная задача — это обучение, а не контроль внешнего вида ребенка. Они часто вносят требования к внешнему виду в локальные акты, но при этом могут регулировать только ношение школьной формы и внешний вид на уроках технологии и физкультуры. И, конечно, учителя и администрация не имеют права отстранять учеников от занятий — только разговоры и административные взыскания». 

Право на уважение своего достоинства 

Статья 19 Конвенции о правах ребенка

Что такое

Учителя не имеют права оскорблять ребенка, унижать его как физически, так и психологически. Они могут ставить детям «двойки», но это должно оставаться оценкой работы, а не личности школьника. Ребенок имеет право на то, чтобы его уважали таким, какой он есть, даже если он не понимает какие-то темы на уроках или решает задачи медленнее одноклассников. 

Как нарушают

Периодически учителя ругают и бьют детей. Учительница языковой школы в Старом Осколе оскорбляла учеников, которые не справлялись с заданиями. «Ты чё написал, урода ты кусок», «Чтоб ты облез 20 раз» — эти и другие фразы записаны на видео, опубликованном в соцсетях. При этом сами школьники считают, что учительница права, потому что она говорит это, только когда они «занимаются тупизмом».

Ольга Некрасова:
«Ребенок должен знать, что ни у кого нет права унижать его, оскорблять и применять физическую силу. Спросите у педагога-агрессора о причинах недовольства вашим ребенком, попробуйте найти решение. Если компромисс найти не удалось, узнайте мнение родителей одноклассников по поводу учителя. Если педагогическое насилие подтвердится, попросите администрацию школы разобраться. Если руководство игнорирует проблему, а ребенок по-прежнему сообщает о нарушениях, обратитесь в вышестоящие органы и меняйте школу».

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Право на неприкосновенность имущества 

Статья 35 Конституции РФ

Что такое

Никто не должен забирать личные вещи ребенка — ни ученики, ни учителя. Это касается, например, телефонов, книг, ритуальных принадлежностей. 

Как нарушают

Чаще всего забирают телефон, в котором ученик сидит во время занятия. Иногда учителя делают это перед началом каждого урока. Такие вещи не редкость, поэтому родители и дети даже уже не жалуются. Но иногда подобные случаи попадают в СМИ. Например, жительница Новосибирска заявила о том, что учитель на уроке забрал у её сына телефон, а затем от него потребовали удалить с экрана обои с аниме-картинкой.  

Иван Платонов: 
«Ученикам принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в том числе мобильными телефонами. Что бы ученик ни делал с гаджетом, ответственность за него он несет сам. И учитель не имеет права требовать сдачи телефона перед уроком — так он нарушает ст. 209 ГК РФ, п. 1. ст. 35 Конституции РФ. Но даже если школьник добровольно сдаст свои вещи педагогу, то между ними сразу заключается сделка хранения. И теперь учитель обязан отвечать за телефон, отдать его ученику в том же виде, что и получил. Вряд ли преподавателю хочется нести такую ответственность». 

Учитель может сказать ребенку, что телефон нельзя использовать как учебное средство — такие нормы прописаны в СанПиН, вступивших в силу 1 января 2021 года. Но в любом случае у него нет прав запрещать ученику проверять звонки и сообщения и забирать телефон на время урока. 

Право на свободу слова, совести и выражение личных убеждений 

Статья 14 Конвенции о правах ребенка

Что такое

Ребенок может иметь идеологические взгляды, исповедовать любую религию, в том числе менять ее, если захочет, высказываться об этих взглядах, если это не нарушает законы РФ.

Как нарушают

Директора школ часто угрожают исключением ученикам, которые выражают оппозиционные взгляды или ходят на митинги. Эти случаи происходят по всей стране. При этом нередко администрация и учителя узнают, что ученики участвовали в политических акциях, по репостам в соцсетях. Иногда их мониторят целенаправленно. 

Кроме того, детям не обеспечивают условия для соблюдения религиозных обязанностей. Например, в Челябинской области имам жаловался на то, что его детям, ученикам общеобразовательной школы, не удается совершать намаз. Но это, скорее, происходит не по злому умыслу, а потому, что администрация не может понять, как действовать в подобной ситуации. 

Иван Платонов:
«Если школа мониторит соцсети и на основе постов и репостов решает, что делать с учениками, то это нарушает, как минимум, закон о защите персональных данных. Никто не вправе собирать, обрабатывать и хранить частные данные без разрешения».

Право на обучение в безопасных условиях 

Статья 28 Конвенции о правах ребенка

Что такое

Ученик должен быть в безопасности на территории школы и в классе. То есть должны быть закрыты канализационные люки, очищен снег с крыш и так далее. 

Как нарушают

Далеко не во всех школах устроены пандусы для маломобильных граждан. При этом предполагается, что любые общеобразовательные учебные заведения доступны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это не значит, что в них должны быть лифты, но пандусы на крыльце — естественная необходимость. Есть случаи, когда устанавливать их заставляют суды или городские департаменты образования. 

Иван Платонов:
«Здесь проблема не в самих школах, а в их финансировании. Нужно обращаться с жалобой на недофинансирование учебного заведения. Порой школе еле хватает денег на выплату зарплаты педагогам, не говоря уже о проведении закупок. Пример тому — ЧП в Татарстане. У гимназии просто не было денег на контракт с хорошим ЧОП.

Что делать родителю, если в школе нарушают права ребёнка

  1. Убедиться, что нарушение было.
    Иногда дети преувеличивают — говорят, что учитель матерился, хотя он просто повысил голос. Это тоже влияет на ребенка, но не факт, что нарушает его права.
     
  2. Собрать доказательства нарушения.
    Аудиозаписи, видеозаписи, показания очевидцев. Если у вас получится найти общий язык с администрацией, доказательства не пригодятся. Но если школа начнет с вами бороться и придется писать заявление в прокуратуру, идти в суд, то понадобятся. 
     
  3. Изучить локальные акты школы. 
    В уставе школы прописано, как ребенок может быть одет, что он может проносить в здание. Этот документ принимается только при участии родителей и учеников — иначе родительский комитет вправе его пересмотреть. Кроме того, устав не должен противоречить основным законам РФ. Например, если в законе «Об образовании» сказано только об обязательной школьной форме, то администрация не может регламентировать цвет, длину волос и тип прически.  
     
  4. Разобраться, какие нормы нарушили в школе. 
    Знание точных статей придаст уверенности в разговоре с директором. А если вы будете писать заявление в муниципальный департамент образования, чиновникам будет проще отреагировать на вашу жалобу.
     
  5. Разговаривать с представителями школы. 
    Настраивайтесь не на войну, а на конструктивный разговор. Если вы недовольны действиями учителя, который, например, забирает телефон у ученика, не требуйте увольнять его. Администрация должна просто разобраться в том, почему он поступил так или иначе. 

    Если вы понимаете, что администрация поддерживает действия педагога — например, директор считает, что ученикам нельзя красить волосы в розовый цвет и носить значок с черепом и костями, — то попробуйте найти поддержку в лице других родителей. Но будьте готовы к тому, что в школе может оказаться консервативно настроенное большинство. Но в любом случае учителя не имеют права отстранять от занятий.  

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Права ребенка — МБУДО «Созвездие»

Каждый ребенок


имеет право на счастливое детство
Это право защищено международными правовыми актами

Дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь,
«ребенок ввиду его физической и умственной незрелости
нуждается в специальной охране и заботе,
включая надлежащую правовую защиту,
как до, так и после рождения» 

Организация Объединенных Наций

Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 г.

Я, ребенок, имею право


  • Родиться и жить
  • Расти и развиваться
  • Играть и дружить
  • Быть здоровым и любимым
  • Творить, отдыхать и заниматься
  • Сохранить свою индивидуальность
  • Иметь собственное мнение и свободно выражаться
  • На бесплатное образование и уважительное отношение преподавателя
  • Быть понятым и принятым таким, какой я есть
  • Знать своих родителей и рассчитывать на их любовь и защиту
  • На наиболее совершенное медицинское обслуживание
  • На равные права, независимо от национальности, пола, религии
  • На защиту от жестокого обращения

Заповеди для родителей

  • Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
  • Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
  • Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может быть и больше. Потому что у него еще нет привычки.
  • Не унижай!
  • Не кори себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, а кори — если можешь и не делаешь.
  • Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  • Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  • Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым.
    Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Полезные интернет-ссылки

  • http://www.echr.coe.int
    Европейский Суд по правам человека
  • http://www.unicef.org
    Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ)
  • http://www.ed.gov.ru
    Министерство образования РФ
  • http://www.hro.org
    Права человека в России
  • http://www.ombudsman.gov.ru
    Уполномоченный по правам человека в РФ

Полезные телефоны

  • Органы опеки и попечительства р.п. Кольцово
    тел. 306–15-93
  • Отдел образования администрации р.п. Кольцово
    тел. 306–51-12
  • Подразделение по делам несовершеннолетних и защите их прав р.п. Кольцово
    тел. 306–15‑9
  • Уполномоченный по правам ребенка в НСО
    сайт: https://nskdeti.nso.ru/
    тел. 8–383-223–20-27
    электронная почта: [email protected]

Телефоны доверия

  • Центр социально-психологической поддержки молодёжи “Родник”,

    телефон: 8–383-276–35-16

  • Служба экстренной психологической помощи,

    телефон: 8–383-335–66-39

  • Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков,

    телефон: 8–383-210–39-09

  • Горячая линия фонда “Волонтёры в помощь детям-сиротам”,

    телефон: 8–800-700–88-05 (Россия)


Нормативно-правовые документы

1 уровень – международный
  • Декларация прав Ребенка (1959г. )
  • Конвенция о Правах Ребенка (1989 г.)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)
2 уровень – государственный
  • Конституция Российской Федерации
  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Семейный кодекс Р Ф (1995г.)
3 уровень – федеральный
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ (1998 г.)
  • Федеральная программа развития образования в России (2000 г.)
  • Федеральная президентская программа «Дети России» (1994 г.)

прав детей | Векс | Закон США

Пожалуйста, помогите нам улучшить наш сайт!

Термин «ребенок» не обязательно означает несовершеннолетнего и может включать взрослых детей, а также взрослых детей, не являющихся иждивенцами. Детям обычно предоставляются основные права, закрепленные в Конституции.

Утверждается, что пункт о равной защите 14-й поправки применяется к детям, но исключает тех, кто еще не родился. Существуют как государственные, так и федеральные источники законов о правах детей. Другими словами, ребенок имеет многие из тех же конституционных прав, что и взрослый; однако, если ребенок моложе 18 лет, он не имеет права голоса.

[Последнее обновление в июле 2022 года командой Wex Definitions Team]

Федеральный материал
Федеральные законы
  • 25 U.S.C., Ch. 21 — Закон Индии о защите детей
  • 42 U.S.C. § 1983 — Гражданские права детей
  • 42 USC, гл. 67 — Закон о предотвращении жестокого обращения с детьми и реформе усыновления
  • 42 USC, гл. 7 — Закон о социальном обеспечении
  • 42 USC, гл. 6 — Детское бюро
Федеральные судебные решения
  • Верховный суд США:
    • Недавние решения, касающиеся детей
    • Исторические решения с участием детей
  • Окружные апелляционные суды США: последние решения в отношении детей
Государственный материал
Государственные законы
  • Единообразные законы, касающиеся детей, включая:
    • Единый закон об отцовстве
    • Единый закон об опеке над детьми (принят во всех штатах и ​​округе Колумбия)
  • Государственные законы об освобождении
  • Закон штата о семейном праве
Судебные решения штата
  • Апелляционный суд штата Нью-Йорк:
    • Решения в отношении детей
    • Комментарий от бюллетеня
  • Апелляционные решения других штатов
Международный материал
Конвенции и договоры
  • Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу (26, 19 июня73)
  • Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 г. )
  • Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мерах защиты. детей
  • Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда
Ключевые интернет-источники
  • Федеральное агентство: Админ. для детей и семей Министерства здравоохранения и социальных служб США.
  • ЮНИСЕФ
  • Библиотека защиты детей
  • Фонд защиты детей
  • Совет по правам ребенка
  • Национальная ассоциация по правам молодежи.
  • Международная сеть по правам ребенка
  • Детский дом
  • Голоса для детей Америки
  • Национальный доц. советника по делам детей
  • Международный детский дозор
  • Defense for Children Int’l
  • Центр ABA о детях и законе
  • Рулевое управление ABA о неудовлетворенных законных потребностях детей
  • Отдел судебного разбирательства ABA, Комитет по делам детей.
  • весекс
    • ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ
    • закон о несовершеннолетних
    • семейное право
    • изделия wex

Есть ли у детей права?

Да. Хотя дети не обладают полной дееспособностью взрослых, они рождаются с определенными правами и приобретают больше прав по мере взросления. Например, дети имеют право на безопасную окружающую среду, такие предметы первой необходимости, как еда, вода, кров и одежда, здравоохранение и образование.

Дети также имеют право на свободу от дискриминации в соответствии с законом и на надлежащую правовую процедуру в ходе судебного разбирательства.

Как права детей соотносятся с правами родителей?

Родители имеют право воспитывать своих детей, если они не подвергают их жестокому обращению и пренебрежению. Дети имеют право на физическую, умственную и эмоциональную свободу от жестокого обращения.

Когда дело касается их детей, все родители имеют права и обязанности. Если родители не выполняют своих обязанностей, государство может лишить их родительских прав. Родительские обязанности предназначены для защиты прав детей в соответствии с Конституцией Соединенных Штатов.

Есть ли у детей и подростков конституционные права?

Согласно федеральному закону дети являются людьми и не принадлежат своим родителям. Таким образом, дети и подростки имеют конституционные права. Пункт о равной защите Поправки 14 th применяется к детям, а 42 U.S.C. § 1983 г. подробно описывает гражданские права детей.

Когда начинают действовать конституционные права?

Конституция США распространяется на всех детей, независимо от обстоятельств рождения. Тем не менее, Конституция исключает детей, которые еще не родились. В Соединенных Штатах конституционные права начинаются с рождения.

Если родители ребенка не могут отстоять свои права, в дело вмешается государство (см. раздел «Как права детей соотносятся с правами родителей?» выше).

Конвенция ООН о правах ребенка

Интересно, что Соединенные Штаты — единственная страна в Организации Объединенных Наций (ООН), которая не ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка (КПР ООН). Таким образом, права ребенка в Соединенных Штатах могут быть не такими сильными, как в других развитых странах.

Например, телесные (физические) наказания до сих пор разрешены законом в Оклахоме и других штатах. Многие люди считают практику порки спорной, и иногда между физическим наказанием и жестоким обращением с детьми существует тонкая грань.

Могут ли дети решать, с кем им жить?

Нет, но права ребенка особенно актуальны в случаях развода и опеки над детьми. Некоторые суды учитывают предпочтения детей при принятии решений об опеке, но в большинстве случаев суд определяет, где будет жить ребенок, а не ребенок.

Это не только не позволяет детям принимать решения, выходящие за рамки их уровня зрелости, но также не позволяет детям становиться «пешками» в спорных делах о разводе и опеке над детьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *