Как у школьника выработать внимательность: Методы и приемы развития внимания у детей

Содержание

Методы и приемы развития внимания у детей

Содержание

  1. Какие есть виды внимания
  2. Почему у ребёнка снижено внимание
  3. Как развивать навык внимания у ребёнка
  4. Таблицы Шульте
  5. Тест Струпа
  6. Фотоаппарат
  7. Упражнения с предметами
  8. Лабиринты
  9. Муха
  10. Найти отличия
  11. Снежный ком
  12. День наоборот

Внимание — это сосредоточенность на предметах и явлениях, наиболее важных в конкретный момент.

Познавательный процесс невозможен без умения сосредотачиваться и концентрировать внимание. Для детей особенно важно полностью вникать в процесс обучения, содержание урока и речь преподавателя, чтобы работа была эффективной и приносила отличные результаты как в учёбе, так и за пределами класса. Многие родители говорят, что у ребенка плохая память, но даже не подозревают, что на самом деле хромает именно внимание.

Эти базовые психические функции неразрывно связаны. Хорошей памяти без тренированного внимания быть не может.

Какие есть виды внимания

Внимание бывает трёх видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

  • Непроизвольное внимание возникает само собой с первого года жизни малыша, ребёнок без усилий концентрируется на всём необычном и интересном.

  • Произвольное внимание формируется ближе к школе, примерно к 7 годам, и продолжает развиваться с каждым годом. Школьнику требуется прикладывать усилия, чтобы сосредоточиться на том, что он должен сделать, а не на том, что хочется ему.

  • Послепроизвольное внимание похоже на произвольное, однако особенность его заключается в том, что ребёнок выполняет все задачи с удовольствием.>

Например, у первоклассников отлично развито непроизвольное внимание: их легко привлечь чем-то неожиданным, интересным и ярким.

При этом детям не надо прикладывать никаких усилий, чтобы на этом концентрироваться. А вот сосредоточиваться на неинтересной и однообразной работе им гораздо сложнее.

Почему у ребёнка снижено внимание

Нередко детям трудно сконцентрироваться из-за внешних факторов, оказывающих негативное влияние на общее развитие. Во избежание такой ситуации нужно соблюдать некоторые условия и контролировать практически все аспекты жизни ребёнка. Так на что же стоит обратить внимание в первую очередь?

Здоровье

Крепкое здоровье — главное условие, при котором ребёнок развивается полноценно и всесторонне.

Заболевания или недомогания могут ослабить концентрацию в любом возрасте, однако на детей это влияет гораздо больше: малыш становится рассеянным, апатичным. Крайне важно находить и устранять причины недомоганий, а также пристально следить за имеющимися патологиями.

Приучайте ребёнка вести здоровый образ жизни. Старайтесь дозировать время просмотра телевизора, игр за компьютером и в смартфоне. Перегружать его информацией и делами нежелательно. Отдых — одна из главных составляющих крепкого здоровья.

Режим сна

Если ребёнок плохо спит и не соблюдает режим, то становится хронически рассеянным, что влечёт снижение успеваемости в школе, стресс и развитие различных неврозов. Также от режима зависит количество энергии для концентрации и запоминания необходимой информации.

Физическая активность

Если тело человека не в тонусе, то мозг функционирует неполноценно. Уровень внимания напрямую зависит от количества подвижности в образе жизни ребёнка.

Когда дети гуляют на свежем воздухе, бегают, прыгают и играют в игры, они выплёскивают свою энергию, стимулируя активную работу мозга. При достаточном количестве активного отдыха или спорта в жизни ребёнка, он сможет быстрее и качественнее воспринимать и обрабатывать информацию, что позитивно повлияет на результаты в учебе.

Обстановка дома

Речь идет об отношениях родителей как между собой, так и к ребенку. Когда в семье есть какие-либо проблемы, создается дискомфорт и растет напряжение. Дети реагируют на такие ситуации болезненно, и эмоционально первыми попадают под удар.

В итоге успеваемость в школе может упасть, внимание рассеиваться, а ребенок не сможет концентрироваться на предмете и замкнется в себе. Всегда поддерживайте здоровый климат в семье, и ничто не отвлечет ребенка на пути к достижениям в учебе.

Как развивать навык внимания у ребёнка

Чтобы постепенно и эффективно развивать внимание и память малыша, необходимо подключать к процессу различные упражнения. Главное, чтобы они проходили в игровом формате и ребёнку было интересно принимать в этом участие. Можете играть вместе с ним, так малыш будет чувствовать поддержку, и у него появится соревновательный настрой.

Таблицы Шульте

Это упражнение реализовано во многих приложениях — заниматься можно где угодно. Таблица представляет собой квадрат 5×5 с 25 клеточками, в которых расположены цифры от 1 до 25 в хаотичном порядке. Задача ребёнка — как можно быстрее отыскать все числа по порядку.

Таблицы бывают большие 7×7 и 8×8 клеток, а также встречаются цветные отвлекающие внимание экземпляры и варианты, когда после нахождения числа все остальные цифры в таблице перемешиваются, не давая запоминать свои местонахождения.

Тест Струпа

Упражнение состоит из нескольких строк. Ребёнок увидит слова, обозначающие разные цвета, однако написаны они будут другими чернилами. Цель в том, чтобы назвать фактический цвет слова, а не написанный. Например, если слово «красный» написано синим цветом, то назвать нужно синий.

Нашему мозгу проще прочитать слово, и такое простейшее несоответствие на несколько секунд ставит его в тупик. Считается, что этот тест использовали в контрразведке для проверки подозреваемых. Им давали этот листок со словами и просили назвать цвета. Если человек не знает языка, на котором написан тест, то перечислить цвета не составит труда, а вот игнорировать знакомые слова без подготовки тяжело.

Фотоаппарат

Смысл в том, чтобы весь день обращать внимание на конкретную часть тела или одежды встречающихся людей. Это могут быть носы, брови, серьги и т. д. Нужно настроить свой «объектив» только на эту часть образа, рассматривать её (не доставляя незнакомцам неудобств, разумеется) и пытаться запомнить. Так ребёнок научится видеть мелкие детали и обращать внимание на нюансы. Потом можно будет смотреть на человека и описывать его внешность в целом. Потребуется высокая концентрация внимания, ведь останавливать взгляд нужно будет на многих деталях сразу.

Упражнения с предметами

В течение какого-то времени надо обращать внимание и называть предметы по выбранному заранее признаку: конкретный цвет, форма, размер, материал изготовления, область применения. Начинайте с малого. Можно тренироваться в комнате, квартире, а когда все предметы будут выучены, ищите предметы на улице. Удобно играть во время прогулки.

Если вы хотите поиграть с ребёнком дома, то возьмите несколько предметов, разложите на столе и попросите ребёнка их запомнить. Затем перемешайте предметы, уберите несколько или, наоборот, добавьте лишние — теперь ребёнок должен вернуть все предметы на место, воссоздав на столе первоначальную картину.

Можно усложнить задачу: пусть ребёнок запомнит все предметы, а потом отвернется или выйдет из комнаты. Уберите один или несколько из них, а ребёнку нужно вычислить пропажу.

Лабиринты

Простая, но увлекательная игра, которая требует концентрации внимания. Цель такого упражнения — найти выход из запутанных коридоров или проследить, какие символы соединяют витиеватые линии. Но есть нюанс: вести карандашом или пальцем по линии нельзя — отследить путь можно только глазами.

Муха

Для игры вам не понадобится никакого специального оборудования, в ход идут только подручные средства и энтузиазм.

Начертите поле 5×5, подпишите сверху буквы, а слева цифры, как в игре «Морской бой».

В средней клетке сидит воображаемая муха, её движение всегда начинается из этого места. Выберите ведущего, который будет задавать мухе направление полёта в течение 30 секунд командами: вверх, вниз, влево и вправо (по клеткам).

Игрокам необходимо отследить передвижения мухи и через 30 секунд дать правильный ответ, на какой клетке она приземлилась. Игру можно постепенно усложнять: позволяйте мухе вылетать за пределы поля или вовсе держите поле в уме, обходясь без листка бумаги.

Найти отличия

Перед ребёнком стоит задача — найти все отличия между двумя на первый взгляд одинаковыми изображениями. Картинки можно найти в интернете, но выбирайте не слишком детализированные изображения, чтобы ребёнок смог привыкнуть к игре. Это упражнение подходит как первоклассникам, так и ученикам 2–4 классов.

А вот школьникам 5–7 классов как раз подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но и способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.

Снежный ком

Играть можно вдвоем с ребёнком или подключить других членов семьи. Правила просты: первый игрок называет слово, второй игрок называет это слово и говорит своё, третий участник повторяет первые два слова и говорит своё и так далее. По ходу игры образуется длинная цепочка слов, которые каждому игроку необходимо называть каждый раз, когда подходит его очередь. Это упражнение развивает ещё и память.

День наоборот

Суть упражнения заключается в том, что ребёнку необходимо вспомнить, как прошёл его день, но в обратном порядке. Желательно вспомнить все события прошедшего дня, а если удастся вспомнить детали, можно смело говорить о том, что внимание и память у вашего чада на высоком уровне.

Вы можете направлять ребёнка, помогать ему и давать подсказки, если он не может вспомнить какие-то события.

Реализуйте потенциал вместе

Добавляйте в каждое упражнение что-то от себя, трансформируйте, как душе угодно, главное, чтобы ребёнку было интересно и он был максимально увлечён процессом. Разнообразьте занятия, придумывайте интересные игры и задания, подключайтесь к тренировкам. А если у вас нет времени на составление программы занятий, записывайтесь на “Семейный курс развития памяти” и реализуйте скрытый потенциал вместе!

Помните, что процесс развития памяти и внимания у ребенка достаточно трудоемкий. Всему свое время. Запаситесь терпением, и результат оправдает ваши ожидания.

Как развить у ребенка внимательность, концентрацию, усидчивость.

Как развить у ребенка внимательность, концентрацию, усидчивость.

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 28 ноября, 2021

Базовые когнитивные способности начинают развиваться с первых месяцев жизни, но крайне востребованными становятся позже. Тогда, когда потребуется ежедневное и систематическое их использование ради достижения результата. Наступает такой момент с поступления в садик оформления в первый класс, и у каждого они оказываются на разном уровне.

Содержание статьи:

  • 1 Лучшие способы повышения внимания и концентрации у детей
    • 1.1 Мониторинг состояния здоровья
    • 1.2 Доверительные взаимоотношения
    • 1.3 Хобби
    • 1.4 Занятия дополнительным образованием
    • 1.5 Домашние занятия в кругу родственников
  • 2 Улучшение внимания у детей через игры
    • 2.1 Распределение внимания
    • 2.2 Умение сосредоточиться
    • 2.3 Устойчивость внимания
    • 2.4 Объем внимания
  • 3 Список использованной литературы

Лучшие способы повышения внимания и концентрации у детей

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был умным, усидчивым, легко учился новому. В будущем – стал бы состоятельным и состоявшимся человеком, не имеющим проблем с интеллектуальном.

Одни прибегают к помощи репетиторов, чтобы ребенок начал усваивать школьную программу. А у некоторых детей, из-за не реализованных и не развитых способностей формируются комплексы, которые отложатся на всю жизнь.

Однако способы, как научить ребенка внимательности и усидчивости, каждый день развивать способность к собранности и концентрации на уроках у школьника 8-10 лет, существуют. Правда, не у всех родителей это получается.

Способы, как научить ребенка концентрировать внимание и сосредотачиваться, быть собранным и внимательным на уроках, как и полагается школьнику, известны. В специализированной клинике для этого применяется прогрессивный подход, основанный на научно доказанной базе.

Мониторинг состояния здоровья

Условием гармоничного развития когнитивных функций человека, является его полное физическое здоровье. Даже ОРЗ или развивающееся исподволь заболевание внутренних органов, способны спровоцировать эпизоды рассеянности [1]. Также, как правило, младшем школьном возрасте становятся заметны врожденные и приобретенный отклонения в работе мозга.

Раздумывая над тем, как развить внимание ребенка – школьника, воспитать умение концентрироваться и приучить к внимательности в 8 лет, проверьте, не мешает ли этому его соматическое здоровье.

Для начала: ежедневное соблюдение профилактических мер помогает развитию концентрации внимания у детей, способствует улучшению памяти ребенка.

Помогут делу:

  • строгое соблюдение режима дня;
  • утренняя гимнастика каждый день, малыш должен сам ее выполнять под контролем взрослого, запоминать последовательность упражнений;
  • регулярное закаливание, в теплом и холодном периоде года.
  • сбалансированное чередование периодов труда и отдыха;
  • регулярное проветривание помещения, в котором проводится большая часть времени;
  • ограничение вредных факторов, таких как пристрастие к сладкой и вредной пище, пассивное курение;
  • обеспечение здорового питания, богатого витаминами и нутриентами.

Доверительные взаимоотношения

Психологический комфорт – ценный компонент адекватного обучения. Отсутствие стрессов, чувство защищенности, комфорта, поможет малышу расслабиться. Что, в свою очередь, облегчает добиваться результатов с положительным настроем, а не ожидать постоянно угрозы, наказания [2].

Отсутствие стресса облегчает развитие когнитивных способностей, помогает малышу чувствовать себя уверенней в детском коллективе.

Хобби

Еще один способ, помогающий как научить ребенка – школьника концентрировать внимание, сосредотачиваться, быть собранным и внимательным на уроках и вне их, так и сделать его детство счастливее, — это увлечения.

Занятие любимым делом, выбранным самим школьником – это всегда удовольствие и повышенная кропотливость при выполнении заданий. Поговорите с ребенком, определите круг его интересов и направьте к продуктивному виду самовыражения.

Полезными видами деятельности в младшем школьном возрасте выступают:

  • рисование;
  • моделирование;
  • лепка и гончарное дело;
  • вышивание, вязание, шитье, другой вид рукоделия;
  • конструирование;
  • коллекционирование, побуждающее изучать больше материала про любимое направление.

Любой интерес ребенка, от динозавров до компьютерных игр, можно свести к одному из этих видов деятельности. Для этого нужно правильно направить и создать мотивацию. Например, вы можете предложить зарисовать динозавров с их биологическими названиями, или собирать модельки машин различных эпох.

Занятия дополнительным образованием

Творческие кружки и разнообразные дополнительные занятия крайне важны в этот ранний период активной социализации и поисков себя [3].

Пусть ребенок самостоятельно выберет направление, которое ему нравится, или присоединится к друзьям. Мотивация делать что-то вместе, компанией, которая ему интересна и комфортна – одна из самых сильных в этом возрасте.

Выбор направлений для развития сегодня очень широк. Рассмотрим популярные, способствующие как развитию внимательности у детей школьного возраста, так и возможности приучить к порядку и дисциплине:

  • хореография различных направлений;
  • спортивное развитие, конкретный вид спорта;
  • вокал, изучение музыки, освоение музыкального инструмента;
  • туризм и изучение экологии;
  • моделирование;
  • изучение иностранного языка.

Крайне важно, в выборе дополнительной деятельности – прислушиваться в первую очередь к желаниям самого ребенка. Иначе прогрессирования в выбранном занятии и в развитии когнитивных функций, не будет.

Домашние занятия в кругу родственников

Обучение бытовым навыкам, перенимание опыта старших поколений, включение в семейную жизнь и доверие обязанностей. Когда это происходит во взаимодействии с родственниками, – мозг ребенка тренируется незаметно для него самого.

Один из тренажеров, помогающих как повысить концентрацию внимания у ребенка-школьника в 8-10 лет, так и научить внимательности по отношению к близким, — это приучение к домашним обязанностям.

Мотивируйте малыша, объяснив значимость его помощи и превратив происходящее в подобие игры. Поручайте небольшие, но повседневные задания, помогающие тренировать мозг и при этом создающие теплые дружеские отношения в семье:

  • попросите прочитать какую-либо информацию и пересказать ее, пока вы заняты, например, готовите;
  • научите приготовлению простых блюд, помощи на кухне с доступными по возрасту делами, мотивируя ребенка возможной самостоятельностью в будущем;
  • посадите растение, и вместе с ребенком ухаживайте за ним, отмечайте изменения в ростке, мотивируйте изучать ботанику;
  • обсуждайте изменения в погоде и окружающем мире, ведите дневник погоды, сравнивайте периоды.

Взаимодействие с родителями, перенимание опыта предшественников, постижение мира через общение с близкими людьми, которым можно доверять.

Это способ как развить внимательность и сосредоточенность у ребенка школьника в 8-9 или 10-11 лет, так подготовиться к подростковому периоду с 12 лет.

При подобных регулярных практиках у вас не возникнет проблем с отдаленностью и закрытостью подростка в бунтарский период.

Улучшение внимания у детей через игры

Действенный способ, помогающий, как привить ребенку внимательность, так и заставить его быть более собранным, сделать внимательным к мелочам – игра.

Естественный для малышей и уже младших школьников тип деятельности не вызывает отторжения и не воспринимается как скучное обучение [4].

Существует несколько простых игр, разработанных для тренировки различных когнитивных способностей. Использовать их можно для одного человека или группы.

Распределение внимания

Для этого придумывают меняющиеся занятия. То есть 2 дела, которые выполняются поочередно. Например, слепить какую-нибудь геометрическую фигурку, а затем в знак этого, переложить палочку из одной коробки в другую.

Или выполнять физические упражнения, в конкретном месте прерываясь на новое действие: маршировать по комнате, подпрыгивая, когда проходишь мимо окна или на каждом 5 шаге.

Умение сосредоточиться

Концентрация внимания у детей тоже требует тренировки, помогающей как увеличить эту когнитивную способность, так и укрепить память. Для младших школьников подойдет игра «Найди и закрась».

Берем листе с разнообразными геометрическими фигурами. Ребенку предлагается найти все кружки или квадратики и закрасить их определенным цветом. Затем красим фигуры другого типа и так далее. Можно устраивать соревнования между ребятами, когда на медленной скорости эта игра будет освоена.

Устойчивость внимания

Развить этот навык нетрудно, начиная с юных лет. Полезные тренировки здесь можно найти для ребят с любыми интересами. Это будут собирание пазлов с постепенным увеличением количества деталей. Наборы конструкторов, допускающие возможность постройки разных конструкций, сложные лабиринты, из которых необходимо найти выход.

В младшей школе для тренировки этого навыка подойдет рисовка по клеточкам, срисовывание персонажей сказок, животных. Можно практиковать математические диктанты, результатом которых оказываются также нарисованные фигурки.

Объем внимания

Для развития этой способности применяются игры, в которых нужно запоминать временное расположение предметов. Идеально подойдет игра с парными карточками. На стол выкладывается 10 пар карточек, предварительно тщательно перемешанных, лицевой стороной вниз.

Ребенок может перевернуть одновременно только 2 карточки. Если они совпадают, то убираются, если нет – переворачиваются обратно. Победитель за минимальное число ходов находит все 10 пар. Такая игра помогает также развить у ребенка память.

Существует огромное количество игровых технологий, которые можно применять на уроках, дома, в клинике. Они позволяют не только развлечься, но и улучшить важные для успешного обучения и развития навыки [5].

Помните: действенный способ, как улучшить внимательность и концентрацию ребенка – школьника, выработать внимательность в 8 лет, — это тренировать эти навыки ежедневно в приятной для малыша форме.

Список использованной литературы

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Ваш e-mail

Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Please leave this field empty.

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Найдите время для внимательности | Гарвардская высшая школа образования

Не зная ответа на вопрос , когда вас вызывают перед всем классом. Забыть домашнее задание. Парень позади тебя тянет тебя за волосы. В школе много стрессовых моментов, но то, как дети (и учителя) реагируют на них, может иметь решающее значение.

Новое исследование предполагает, что обучение осознанности — уроки по методам успокоения ума и тела — могут уменьшить негативные последствия стресса и повысить способность учащихся оставаться занятыми, помогая им не сбиться с пути в учебе и избегать проблем с поведением.

Исследование шестиклассников чартерной школы Бостона, хотя и небольшое, дополняет постоянно растущий объем исследований роли осознанности в классе. В последние годы эта тема заинтересовала как исследователей, так и преподавателей как возможный инструмент, помогающий учащимся решать как поведенческие, так и академические проблемы, уменьшая тревогу и предоставляя им новый способ справляться со своими чувствами и эмоциями.

Результаты

Обнаружив, что учащиеся, которые сообщали о своих привычках внимательности, лучше справлялись с тестами и получали более высокие оценки, исследователи из Boston Charter Research Collaborative — партнерства между Центром исследований политики в области образования Гарвардского университета (CEPR) и Массачусетского технологического института. и «Преобразование образования» — хотели узнать, может ли школьное обучение осознанности помочь большему количеству учащихся получить аналогичные преимущества.

Они разработали исследование, посвященное шестиклассникам другой школы в районе Бостона. Исследование, опубликованное в официальном документе командой, в которую входила Мартин Уэст из Гарвардской высшей школы образования, показало, что шестиклассники, участвовавшие в восьминедельной практике осознанности, испытывали меньше стресса, чем их одноклассники, которые этого не делали. Практика внимательности помогла отточить способность сосредотачиваться в данный момент, расширив способность учащихся учиться и регулировать свои эмоции.

Четыре раза в неделю инструкторы Calmer Choice, некоммерческой организации из Массачусетса, специализирующейся на обучении внимательности, обучали групповых техникам и проводили их через такие практики, как сосредоточение внимания на камне в течение минуты, а затем обсуждение того, когда их мысли блуждали и перефокусировались на камне. . Вместо этого другая группа шестиклассников занялась компьютерным кодированием. Студенты были случайным образом распределены между группами.

В конце восьми недель группа осознанности сообщила, что испытывает меньше стресса, чем до обучения осознанности, и лучше способна практиковать самоконтроль. Около половины студентов также вызвались пройти сканирование мозга, и они также выявили положительный эффект для группы осознанности: их миндалевидное тело — часть мозга, контролирующая эмоции — меньше реагировало на изображения испуганных лиц, чем до работы над осознанностью. , предполагая, что их мозг был менее чувствителен к негативным раздражителям, или, другими словами, что они были менее склонны к стрессу и потере внимания. Группа, которая посещала занятия по программированию, не увидела таких же преимуществ.

Полученные данные свидетельствуют о том, что обучение внимательности помогло улучшить навыки внимания учащихся, а также развить механизмы преодоления стресса. Авторы утверждают, что такого рода доказательства могут быть особенно полезны в усилиях по поддержке студентов, страдающих от травм и других невзгод, которые вызывают стресс в организме, нанося ущерб способности студентов к успеху.

Внедрение осознанности в вашу школу

В этом документе содержатся рекомендации педагогов и руководителей образовательных программ, основанных на осознанности, по внедрению осознанности в вашу школу:

  • Обеспечение последовательности и общешкольного участия. Выделите время для сотрудников и учащихся, чтобы узнать о теории и науке, лежащих в основе осознанности, чтобы учащиеся знали, как говорить о внимательности и понимать ее цель. Создание последовательного пространства для практики осознанности — например, управляемых медитаций — и теории в школьный день может положительно повлиять на всю школьную культуру, подчеркивая принятие, заботу о себе и сочувствие.
  • Предоставьте учителям специальное время для самостоятельной практики осознанности . Чтобы помочь учащимся извлечь выгоду, учителям также необходимо время и поддержка в его внедрении. Исследования также показали, что осознанность помогает учителям, улучшая их собственное эмоциональное благополучие, помогая им понять точку зрения учащихся и освобождая их для более эффективной работы в классе.
  • Позвольте учащимся выделить время для внимательности. Поощряйте осознание учащимися собственных эмоций, позволяя и поощряя их определять моменты, когда они могут использовать и практиковать осознанность. Чтобы принять осознанность как инструмент для психического здоровья и счастья, у студентов должно быть место и время, чтобы практиковать ее.

Преимущества внимательности для учащихся

Учащиеся, как и все остальные, сталкиваются с современной проблемой дефицита внимания 1 . С каждым новым цифровым отвлечением становится все труднее сосредоточиться на нужных вещах. Студенты также испытывают давление экзаменационного стресса, соревнований по успеваемости, беспокойства о своих потенциальных будущих возможностях и так далее. Принимая во внимание эти проблемы, внимательность имеет много преимуществ для студентов, которые решают заняться практикой.

Осознанность — это практика полного осознания настоящего вместо того, чтобы думать о прошлом или будущем. Речь идет о жизни в данный момент без осуждения. Некоторые люди практикуют осознанность по несколько минут в день, в то время как другие практикуют ее как образ жизни. Например, вы можете практиковать осознанное питание, обращая внимание на то, что находится на вашей тарелке, чувствуя благодарность за это, смакуя каждый кусочек и замечая, как ваше тело реагирует на еду на вашей тарелке.

Практика внимательности снимает нагрузку с вашего сознания, помогая вам сосредоточиться на том, что важно. Будучи студентом, регулярная практика осознанности дает множество преимуществ. Вот некоторые из преимуществ, которые вы можете испытать.

Внимательность для учащихся – в чем преимущества?

Фото Франческо Унгаро из Pexels

1. Снижает стресс и тревогу

На протяжении всей своей истории осознанность зарекомендовала себя как проверенный метод управления стрессом и тревогой. Оба эти состояния развиваются за счет внутреннего и внешнего давления. Внутреннее давление включает в себя самокритику, неуверенность в себе, беспокойство о своих возможностях и так далее. Это также может быть симптомом другого развития, например, учащийся с состоянием здоровья или психическим здоровьем может испытывать беспокойство по поводу своего будущего благополучия.

Внешнее давление может быть вызвано влиянием родителей, рабочей нагрузкой или давлением со стороны сверстников. Вы позволяете себе признавать давление, не задерживаясь на нем, практикуя внимательность. Вместо того, чтобы испытывать стресс и беспокойство о прошлом или будущем, вы можете сосредоточиться на жизни, которой хотите жить каждый день. Это распространяется на ваше образование. Оценивая 125 студентов во время экзамена, исследователи обнаружили, что упражнения на внимательность эффективно снижают стресс и беспокойство 6 .

2. Улучшает внимание и концентрацию

Во многих отношениях внимание — это распределение ресурсов. Есть только так много, на чем мы можем активно сосредоточиться одновременно. Недавние исследования психологов показывают, что медитация, практика осознанности, эффективно улучшает распределение ресурса, известного как внимание 4 .

Даже абсолютные новички в искусстве медитации могут увидеть улучшения после 10-минутных сеансов. Если вам трудно удерживать внимание на лекциях, заданиях или учебных материалах в течение значительного периода времени, практика осознанности может быть полезной для улучшения. Учителям, вводящим небольшое обучение или более полную учебную программу по внимательности, можно помочь учащимся сосредоточиться на настоящем моменте, сохранить позитивный настрой и уменьшить разрушительное поведение.

Фото Стефана Космы на Unsplash

3. Улучшает когнитивные способности учащихся

Было показано, что внимательность улучшает когнитивные способности при выполнении срочных задач. Одно исследование показало, что студенты, которым разрешены периоды медитации во время тестов, показывают лучшие результаты. Эти результаты могут быть достигнуты благодаря тому, что внимательность улучшает эффективность обучения, внимание и память учащихся начальной школы.

Исследователи провели односеместровый курс медитации осознанности для тайваньских студентов в рамках другого исследования 2 . Студенты продемонстрировали значительное улучшение общей успеваемости, что свидетельствует о некоторых преимуществах обучения осознанности для студентов.

Юные учащиеся узнают большую часть того, что они знают о социальных взаимодействиях и управлении эмоциями в школьной среде. Некоторые студенты учатся проявлять больше эмпатии и эмоционального понимания раньше, чем другие. Некоторые другие становятся более восприимчивыми к негативному давлению сверстников или эмоциональным манипуляциям.

Внимательность — это один из проверенных методов, которые мы можем использовать для улучшения эмоционального интеллекта (ЭИ) у младших школьников. Хороший уровень черты EI был связан с индивидуальной компетентностью в отношении внимательности. Изучая базовые практики осознанности, учащиеся могут улучшить свое понимание своих эмоций и окружающих их людей. Это также поможет им лучше справляться с трудностями, справляться с негативными эмоциями и укреплять сочувствие к другим.

5.

Помогает учащимся, борющимся с перфекционизмом.

Внимательность и перфекционизм не могут сосуществовать в один и тот же момент осознания. Практика осознанности означает беспристрастное отношение ко всему вокруг вас, включая себя. Практикуя осознанность, учащиеся, которые одержимо сосредотачиваются на отличных оценках, могут увидеть преимущества риска и совершения ошибок. Они также могут эффективно снизить эмоциональное давление на себя, чтобы всегда быть правильными. Учебный процесс должен быть прочувствован и доставлять удовольствие, и больше студентов могут получить пользу от этого осознания.

6. Улучшает память

Научно доказано, что внимательность полезна для памяти. Начнем с наиболее очевидной причины, по которой внимательность улучшает память. Когда вы активно слушаете во время уроков, уделяете больше внимания настоящему, тренируете свое внимание, чтобы оставаться сосредоточенным на «сейчас» и других осознанных практиках, вы получаете более структурированную информацию. Становится легче запомнить, что сказал ваш профессор на последнем занятии, потому что вы активно слушали. Ваши конспекты больше не будут казаться чужими каракулями, потому что вы внимательно записываете каждое слово.

Недавнее исследование показало, что люди, которые осознанно обращают внимание на важную информацию 3 (например, ваш профессор преподает в классе), лучше запоминают новую связанную информацию (например, главу учебника по той же теме). Просто внимательно слушая или читая , вы можете улучшить свою академическую успеваемость, не добавляя больше часов к своему текущему учебному плану. под одной из двух секций:

  1. Внимательная медитация
  2. Внимательная жизнь 

Чтобы повлиять на изменения как в личной, так и в академической жизни, исследуйте обе области осознанности. Вы также можете узнать, предлагает ли ваша школа или университет обучение осознанности, или обратиться к нашим местным практикам, обучающим осознанности, которые помогут вам начать работу.

Внимательная медитация

Фото Кельвина Валерио из Pexels

Медитация — это использование техники, такой как сосредоточение внимания на своем дыхании или мантре, для перестройки себя физически и умственно. Когда вы практикуете осознанную медитацию, ожидайте улучшения ясности ума, концентрации и внимания, уровня стресса, способности учиться в течение долгих часов и многого другого.

Практика осознанности поможет вам открыть свои чувства для мельчайших деталей. Вы можете даже начать замечать такие детали, как основной вкус вашего кофе или этот красочный магазин по дороге домой. Но какой бы легкой ни казалась медитация, она может быстро стать сложной. Не расстраивайтесь, если обнаружите, что ваши мысли блуждают каждые несколько секунд. Это случается даже с самыми опытными.

Для продуктивного сеанса медитации следуйте приведенному ниже руководству. Вы можете начать с 7-минутных сеансов и наращивать их по мере того, как ваши «мозговые мышцы» становятся сильнее.

Найдите тихое место для одного

Для получения наилучших результатов тренируйтесь в наименее отвлекающем доступном месте. Это может быть ваша спальня, балкон или тихий парк. Убедитесь, что предпочитаемое пространство всегда доступно для вас, когда бы оно вам ни понадобилось. Кроме того, начните с мест, где вы будете одни. Если в комнате есть кто-то еще, вас могут отвлечь их движения или осознание того, что за вами наблюдают.

Сядьте прямо

Вы можете сидеть, скрестив ноги или вытянув их перед собой. Выберите положение, в котором чувствуете себя комфортно. Убедитесь, что ваш позвоночник прямой, чтобы избежать напряжения. Вы можете сесть на свернутое одеяло или подушку, чтобы облегчить это положение на спине.

Сосредоточьтесь на своем дыхании или мантре

Эта практика направлена ​​на то, чтобы избавиться от мыслей и беспокойств, удерживая ваше осознание настоящего. Чтобы достичь этого, вам нужно закрыть глаза, выбрать объект фокусировки и возвращать свое осознание к этому объекту всякий раз, когда он блуждает. Сделайте несколько глубоких вдохов и сконцентрируйтесь на этом моменте.

Некоторые люди предпочитают сосредотачиваться на своем дыхании, на ощущении, как воздух наполняет их легкие, вытягивает тело, а затем выходит через рот и ноздри. Другие выбирают мантру, например, мир, и сосредотачиваются на повторении этого слова на протяжении всей практики. Важно, чтобы вы продолжали возвращать внимание к мантре или дыханию.

Следуйте инструкциям по медитации

Если вы новичок в медитации, вам может быть полезно следовать инструкциям по медитации. Это сеанс медитации в прямом эфире или в записи, где инструктор говорит вам, что и когда делать. Эти инструкторы обычно имеют многолетний опыт практики, поэтому они знают, какие сигналы вам нужны, и могут адаптировать занятия по осознанности в соответствии с вашими потребностями.

Их руководство также может стать мотивацией для продолжения занятия или практики. В Интернете доступно несколько бесплатных и платных сеансов медитации с гидом. Вот один, который я рекомендую Йога с Эдриенн, чтобы начать каждый день, чтобы начать.

Вы также можете изучить приложения для осознанности, такие как Calm и Headspace. Если вы можете позволить себе личный сеанс, поищите студии в вашем районе, которые предлагают уроки медитации, или выберите программу осознанности рядом с вами. Инструктаж по осознанности может помочь вам получить пользу от экспертов в этой области, чтобы продвинуть свой подход или начать работу.

Придерживайтесь каждой сессии

Бывают дни, когда ваш разум отказывается оставаться в покое достаточно долго для продуктивной сессии. В эти дни нужно помнить, что ожиданий нет. Если вам нужно тысячу раз вернуться к дыханию или мантре, не стесняйтесь делать это. С последовательной практикой процесс осознанного осознания и эмоциональной регуляции станет для вас легче.

Осознанная жизнь

Фото Qingbao Meng на Unsplash

Осознанная жизнь требует изменения образа жизни. Этот процесс заключается в том, чтобы пройтись по своим повседневным делам и привычкам с полным осознанием того, что вы делаете. Вы не во власти мелких привычек с осознанным образом жизни. К таким привычкам относятся поднятие телефона и прокрутка, покупка и поедание случайных закусок, необдуманная шутка и многие другие вещи, которые мы делаем, не осознавая этого.

Конечно, полное изменение образа жизни за один день — нецелесообразный план. Чтобы получить долгосрочные выгоды, начните с небольших областей своей жизни, которые требуют немедленного изменения. Например, если вы боретесь с вредными привычками в еде, начните обращать внимание на свою еду, причины вашего выбора, вкус каждого кусочка, вашу благодарность за каждый прием пищи и другие мыслительные процессы, связанные с вашей едой. Не забывайте делать все это без осуждения.

Вы также можете улучшить свою академическую жизнь, практикуя внимательное слушание и чтение. Одно исследование даже показало, что учащиеся с дислексией развития и дефицитом внимания продемонстрировали значительное улучшение чтения, просто практикуя внимательность 5 .

Заключение

Многочисленные преимущества осознанности для студентов могут помочь вам справиться с ежедневными личными и академическими проблемами. Наша последовательная практика служит напоминанием о том, что мы должны сосредоточиться на настоящем, а не на прошлых ошибках или будущих сомнениях. Живя осознанно, учащиеся могут справляться со стрессом и беспокойством, максимально используя каждый момент.

PIN-код:

1 Смит Д. Р. (2018). Внимание, внимание: ваши самые ценные научные активы находятся под атакой: как цифровые устройства и онлайн-аккаунты способствуют синдрому дефицита академического внимания. Отчеты EMBO, 19(3), e45684. doi:10.15252/embr.201745684
2 Чинг, Хо-Хой и Ку, Малкольм и Цай, Цунг-Хуан и Чен, Чиу-Юань.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2007 - 2024 Андрей Антонов