Как сделать речь красивой и грамотной: 20 секретов развития красивой грамотной речи

Содержание

20 секретов развития красивой грамотной речи

Нам всем со школьной скамьи твердят, как важно и нужно развитие грамотной речи для учебы, работы, общения, взаимопонимания. И мы все примерно понимаем, что имеется в виду. Почему же тогда эта проблема все еще актуальна для значительной части взрослого населения? А дело как раз вот в этом «примерно», когда вроде все понятно, а что именно – так сразу и не скажешь.

Давайте предметно разберемся, что такое грамотная речь, и тогда нам всем станет ясно, как над ней работать. На нашей программе «Современная риторика» мы разбираем все аспекты грамотной речи самым подобным образом и учимся говорить красиво и правильно. Однако некоторые секреты нашего платного курса мы готовы раскрыть прямо сейчас. Итак, что же такое «грамотная речь»?

Что такое «грамотная речь»?

Грамотная речь – это умение изъясняться литературным языком так, чтобы донести свою мысль до собеседника, читателей или слушателей, быть правильно понятым и исключить двоякое толкование своего месседжа.

Мы все помним облетевшую в свое время все юмористические сайты выдержку из школьного сочинения про Алешу Поповича на коне, который «наклонил голову и щиплет травку». В целом, конечно, понятно, что травка в контексте «щипать» заинтересует скорее коня, чем Алешу Поповича. Однако считать такую подачу мысли в сочинении грамотной никак нельзя.

В раздел «юмор» можно отправить и обсуждение на форуме молодых матерей, когда в ответ на вопрос «Ребенок не хочет есть мясо, чем можно заменить?» какой-то шутник посоветовал заменить «собакой, потому что собака всегда хочет есть мясо». Можно, конечно, сказать, что слово «чем» может относиться только к неодушевленному предмету, поэтому вопрос должен быть понятен.

Однако можно и ответить, что людям некогда вчитываться и лучше сразу уточнять, что именно вы хотели бы заменить: ребенка или мясо. Тем более что уровень жизни многих российских семей не слишком высок и поговаривают, что в многодетных семьях нагулявших аппетит детей не кормят, а бьют, пока не видят сотрудники ювенальной юстиции. Это была шутка, а если серьезно, то неграмотные формулировки могут существенно исказить любую, даже самую умную мысль.

Ничуть не меньше читателей юмористических порталов смешит обсуждение имиджа одного известного актера, который «побрился налысо и сделал это своей визиткой». Изумленная собеседница только и смогла поинтересоваться, как же актер «смог побриться налысо визиткой».

Примеров таких казусов при желании можно найти очень много. У нас же есть желание, чтобы с вами таких казусов не случалось, поэтому разберем детальнее, из чего складывается красивая грамотная речь и как научиться говорить красиво и грамотно.

Литературный язык как составляющая грамотной речи

Под литературным языком подразумеваются нормы языка, которые обязательны для использования в официальных документах, системе образования, науке, культуре, публицистике, художественной литературе. Именно на них и следует ориентироваться в повседневной жизни и ежедневном общении.

Так, в любом языке существуют свои правила построения предложений. Где-то они очень строгие, как, например, в английском языке. Там предусмотрен определенный порядок слов для повествовательных и вопросительных предложений. В русском языке зачастую достаточно сменить интонацию, чтобы сделать повествовательное предложение вопросительным.

Однако во всех случаях должно быть четко понятно, где тут подлежащее, где сказуемое, и к какому из слов относится глагол. Например, глагол «щиплет» или любой другой, встретившийся нам в предложении. Кроме того, все слова должны быть согласованы между собой и корректно употребляться в нужном числе, склонении, спряжении.

И, конечно, литературный язык не приемлет слов-паразитов и неоправданно частого повторения междометий и прочих вспомогательных лексических единиц. Все эти «ну», «это», «вот» могут играть роль вводных слов, но никак не слов-связок в предложении.

Если с пониманием всего вышеизложенного пока есть нюансы, рекомендуем нашу программу «Русский язык», после которой станет понятно, как сделать речь грамотной. Также вам поможет «Книга о хорошей речи», где на примерах из классики разобраны особенности правильной русской речи и приемы усиления ее выразительности [Д. Розенталь, И. Голуб, 1997].

К слову, соавтор книги Дитмар Эльяшевич Розенталь (1900-1994) является составителем «Справочника по правописанию и стилистике» русского языка [Д. Розенталь, 1997]. Кроме того, он выступает соавтором знаменитого «Словаря трудностей русского языка», который также полезен для желающих научиться красивой грамотной речи [Д. Розенталь, М. Теленкова, 2003].

Эти и многие другие книги, словари, справочники по правописанию обладают поистине чудодейственным эффектом, когда грамотная речь и русский язык обретают совершенно иное, качественно новое звучание. И, кстати, расширяют словарный запас.

Словарный запас для красивой грамотной речи

Наша речь состоит из слов. Грамотная речь и словарный запас идут рука об руку. Именно поэтому мы в нашей статье постоянно обращаемся к такому понятию, как «слово» в контексте «порядок слов», «согласование слов», «слова-связки», «слова-паразиты» и т. д.

Для того чтобы грамотно выразить свою мысль и правильно сложить слова в предложение, у человека «должно быть, что складывать». Иначе потом придется извиняться за свое косноязычие насмешившей фанатов одной певицы фразой «У меня не очень большой этот… как его… словарный запас!»

Тут есть только один универсальный совет: больше читать. Предпочтение следует отдавать классике и прочим, выверенным с лингвистической точки зрения, образцам литературного творчества.

Кроме того, весьма развивает кругозор и пополняет словарный запас чтение литературы по специальностям, смежным с вашей основной профессией. С одной стороны, вы точно поймете, о чем речь. С другой стороны, вы будете узнавать много нового, новые слова, новые термины, которые затем сможете использовать в повседневной практике.

Еще очень полезны книги, посвященные собственно особенностям русского языка и нюансам применения тех или иных слов. Например, «Слово о словах» известного писателя Льва Успенского (1900-1978) [Л. Успенский, 1971]. Не менее интересна книга писателя Корнея Чуковского (1882-1969) «Живой как жизнь», посвященная русскому языку [К. Чуковский, 1962].

Конечно, за прошедшие с момента выхода этих книг десятилетия в русском языке появилось немало новых слов и речевых оборотов. Быть в курсе изменений и изъясняться грамотно в современном сотрясаемом переменами мире вам поможет книга известного лингвиста Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» [М. Кронгауз, 2007].

Другие полезные книги для грамотной речи вы найдете в обзоре «9 лучших книг для развития речи и словарного запаса» [М. Лисицына, 2017]. В общем, читайте, читайте и снова читайте! Идея не нова, однако лучше пока ничего не придумали.

Техника речи

Техника речи – это набор практических навыков изложения информации в устном формате или, если проще, то, как мы говорим. Если грамотная письменная речь достигается путем работы над словарным запасом и литературными нормами языка, для речи устной важно еще и донести красиво сформулированную мысль так, чтобы она не утратила своей красоты и силы.

Именно этому посвящен наш специальный курс «Развитие голоса и речи». Пройти этот курс можно буквально за пару месяцев, а грамотно поставленная речь будет вашим верным спутником на всю жизнь. Красивая грамотная устная речь невозможна без хорошо поставленного голоса, поэтому над голосом нужно работать, даже если вам кажется, что у вас и так все хорошо.

Уточним, что голос – это звук, который формируется с помощью выдыхаемого воздуха, колебаний голосовых связок и резонирования воздушного потока внутри полостей организма: глотки, трахеи, ротовой и носовой полостей, черепной коробки.

Условно различают 4 резонатора: грудной, головной, ротовой и носовой. Условно потому, что названия резонаторов придуманы, исходя из того, где субъективно ощущается звук, и тут не имеется в виду, что, допустим, грудной резонатор – это некая единая полость или нечто конкретное, как какой-либо орган в организме. Названия резонаторов – это скорее для удобства работы логопедов, преподавателей сценической речи, вокала, ораторского мастерства и прочих дисциплин, где, так или иначе, задействуются голос и речь.

Подробно о характеристиках и свойствах голоса мы рассказываем в уроке №2 курса «Развитие голоса и речи». Там же можно найти упражнения, как работать над каждым из резонаторов и как соединить резонаторы для красивого звучания голоса.

Для того чтобы получилось соединить резонаторы и зазвучать красиво, важно работать над опорой голоса. Для мощного красивого звука важно научиться задействовать нижнюю часть легких и делать настолько глубокий вдох, чтобы нижние ребра слегка «разошлись», а бока и живот немножко надулись.

Такой глубокий вдох является залогом того, что вам хватит дыхания на длинную фразу, а голос не потеряет силу и полетность к концу предложения. В то же самое время, не стоит делать избыточно глубокий вдох, чтобы не создавать избыточного давления на голосовые связки.

Необходимость и достаточность любых действий нарабатывается с практикой, а для лучшего контроля над голосом и речью важно следить за состоянием своего тела: плечи должны быть на месте и не должны подниматься при вдохе, мышцы должны быть свободны и не должны быть «зажаты», в горле не должно возникать ощущения «сдавленности».

В целом, хороший оратор может говорить часами, не уставая и не напрягая голосовые связки, «переложив» основную работу на мышцы и направляя поток выдыхаемого воздуха в нужные резонаторы. Для более высокого и звонкого голоса следует задействовать головной резонатор, для более глубокого и томного звучания нужен грудной резонатор.

Кроме того, улучшить звучание голоса можно при помощи развития дикции и правильной артикуляции, которая должна быть достаточной, но не должна быть избыточной. Слишком старательное артикулирование звуков ведет к мышечным зажимам и придает неприятный оттенок голосу, а недостаточная артикуляция делает речь нечеткой и неразборчивой. Как найти «золотую середину», работая над дикцией и артикуляцией, вы узнаете из урока №3 курса «Развитие голоса и речи».

Следующий нюанс, напрямую влияющий на красоту речи и ее восприятие как грамотной или не очень грамотной, – это интонация. Так, если вы задаете вопрос, но не придаете голосу вопросительную интонацию, ваши собеседники могут попросту не понять, что вы хотите у них что-то спросить.

Еще хуже, если вы не можете взять голос под контроль настолько, чтобы выделить ударные слоги. Если в устной речи не ставить ударения там, где нужно, такая речь бедует казаться безграмотной. Для тренировки интонирования рекомендуется чаще читать вслух стихи и прозу. А также пытаться имитировать разные эмоции при чтении (радость, грусть, задумчивость и прочие). Больше информации о работе над интонацией вы найдете в уроке №4 курса «Развитие голоса и речи».

Немаловажны тембральная окраска и высота голоса. Вам точно приходилось слышать нечто наподобие «какой бархатистый тембр», «какой молодой звонкий голос» в отношении кого-либо из говорящих. Это как раз про тембр и звуковысотность.

Тембр и высота голоса в изрядной степени предопределены от рождения нашими анатомическими особенностями строения голосового аппарата. Однако можно поработать над тембром и высотой голоса и научиться управлять ими. Как именно, читайте в уроке №5 курса «Развитие голоса и речи». Или прямо сейчас выполните

5 упражнений для голоса, направленных на улучшение ключевых характеристик звучания:

В принципе, человек способен научиться регулировать практически все характеристики своего голоса:

  • Силу и громкость голоса, чтобы звучать одинаково внятно и когда речь громкая, и когда тихая.
  • Тембр и высоту голоса, расширив разговорный диапазон и сделав речь более выразительной.
  • Подвижность голоса, научившись быстро переходить с высокого голоса на низкий, с громкого на тихий и обратно.
  • Полетность голоса, чтобы речь была отчетливо слышна даже в дальнем углу большой аудитории без необходимости напрягать голосовые связки.
  • Темп и ритм речи, позволяющий говорить не слишком быстро и не слишком медленно и обеспечить комфортный режим восприятия информации.
  • Чистоту и благозвучность речи, позволяющую произносить слова без лишних призвуков, сиплости, гнусавости, ощущения зажатости и напряжения в голосе.

Заметим, что на характеристики голоса и речи влияют не только анатомия и работа над собой, но и наличие либо отсутствие заболеваний органов дыхания и нарушений в речевом аппарате. Так, при заикании или картавости красивая, правильная и грамотная речь попросту невозможна, потому что из текста «выпадают» буквы и слоги, нарушаются темп и ритм звучания, затрудняется процесс интонирования и выделения смысловых частей сообщения.

Если речь идет о развитии грамотной речи у ребенка, его следует, в первую очередь, показать психотерапевту и неврологу, чтобы исключить задержки умственного и, как следствие, речевого развития. Речь и интеллект тесно взаимосвязаны, а разновидностей нарушений в этой сфере очень много, поэтому не стоит полагаться на самодиагностику или на то, что все «пройдет само».

Кроме того, ребенка следует обследовать у отоларинголога и фониатра на предмет наличия заболеваний органов, ответственных за звукоизвлечение. Таких заболеваний и нарушений, влекущих за собой проблемы с голосом и речью, настолько много, что мы им посвятили специальный урок №8 в курсе «Развитие голоса и речи».

Физические дефекты речевого аппарата, такие как неправильный прикус или укороченная подъязычная связка (так называемая «уздечка») успешно устраняются, если вовремя спохватиться и принять меры. Далее следует поработать с логопедом, который поставит правильное звукоизвлечение и поработает над речью.

Чем раньше показать ребенка логопеду, тем больше шансов на успех. Во взрослом возрасте, когда формирование речевого аппарата и речевых привычек уже завершилось, изменить что-либо радикально уже практически невозможно. Однако всегда можно научиться говорить лучше, чем вы говорили раньше, и такой возможностью нужно обязательно воспользоваться.

Для этого мы вас приглашаем на нашу программу «Современная риторика», где вы узнаете, как научиться грамотной речи и что для этого нужно, во всех нюансах и подробностях. Кроме того, рекомендуем книги, которые помогут натренировать красивую и грамотную устную речь. Это, в частности, книга «Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи» [Е. Шестакова, 2013].

Для желающих научиться говорить «на публику» полезна книга «Основы ораторской речи» [Н. Кохтев, 2013]. Имеющим далеко идущие амбиции и развивающим голос и речь с прицелом на дальнейшую актерскую карьеру советуем издание «Техника сценической речи: речевые проблемы и их решение» [Е.

Царегородцева, 2016]. Много полезных упражнений можно найти в книге «Развитие голоса. Координация и тренинг» [В. Емельянов, 2015].

И, конечно, нельзя обойти вниманием книгу известного консультанта по вопросам лидерства Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора. 10 глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично» [Р. Гандапас, 2016]. Кстати, там содержится немало практических советов, как научиться красивой грамотной речи, о которых мы сейчас расскажем подробнее.

Как научиться красивой грамотной речи

Мы уже достаточно плотно затронули вопрос, как развить грамотную речь и как научиться говорить красиво. Теперь подытожим все вышеизложенное, откроем еще несколько секретов и дадим еще несколько практических советов, которые, в свою очередь, дадут достаточно быстрый результат.

Топ-20 секретов красивой грамотной речи:

  1. Много читать: классику, художественную литературу, специальную и профессиональную литературу, научно-популярные издания.
  2. Много читать вслух: стихи, рассказы, анекдоты, театральные репризы, да хоть учебник квантовой механики. Главное, читать вслух с выражением и настроением.
  3. Пополнять словарный запас: этому способствуют чтение, просмотр научно-популярных передач, общение с профессионалами из разных сфер деятельности.
  4. Ликвидировать пробелы в знаниях языка: грамматики, орфографии, синтаксиса.
  5. Избавиться от слов-паразитов: бесконечные «ну», «это», «вот» мешают воспринимать суть, а то и попросту раздражают слушающих.
  6. Целенаправленно работать над техникой речи: дыханием, дикцией, артикуляцией, темпом, тембром, громкостью, звуковысотностью, благозвучием и полетностью голоса.
  7. Следить за здоровьем: организма в целом и дыхательных путей в частности. Здоровье – это ваша жизненная энергия, который вы сможете поделиться со слушателями, и ваша техническая возможность произнести все звуки четко, внятно, красиво.
  8. Научиться справляться с беспокойством, если предстоит ответственное выступление или важная встреча: выпрямить осанку, сделать серию глубоких вдохов и выдохов, попробовать говорить чуть медленнее, чем обычно.
  9. Отрабатывать мимику и жесты: невербальные сигналы способны многократно поднять доверие к вашей речи, если вы научитесь использовать их правильно.
  10. Освоить актерское мастерство: артистичного спикера всегда слушают более охотно, а его речь с большей вероятностью будет воспринята как красивая и грамотная.
  11. Заранее представлять результат, который хотите получить: это позволяет структурировать мысли, изъясняться по существу и подбирать нужные интонации, хотите ли вы устроиться на работу топ-менеджером, убедить аудиторию бросить курить или клиента подписать договор, уговорить мужа купить вам шубу или «поднять» публику на танцпол в качестве ведущего вечеринки.
  12. Репетировать и отрабатывать выступление: составить план или полный текст выступления, проговорить его вслух, подкорректировать сложные для произношения моменты, заменить длинные предложения более короткими, еще раз проговорить и записать текст на диктофон, еще раз подкорректировать текст и записать выступление на видео.
  13. Продумать, с чего начать выступление перед конкретной аудиторией или диалог с конкретным слушателем: в каком-то случае будет уместно поинтересоваться «Как дела?» или «Как настроение?», в каком-то сделать комплимент или поблагодарить аудиторию за интерес к вашему докладу.
  14. Продумать резюме и концовку выступления: например, тезисно подытожить основные мысли и сказать нечто вдохновляющее, почему все должны проникнуться вашими идеями, взять вас на работу, подписать с вами договор, бросить курить, купить вам шубу или прямо сейчас идти танцевать.
  15. Запрашивать обратную связь и стимулировать взаимодействие: по некоторым подсчетам, люди забывают до 90% того, что слышат, 60% того, что видят, и только 10% того, что делают [Р. Гандапас, 2016]. Поэтому стоит задавать вопросы по ходу своего выступления, позволять высказаться собеседнику, давать задания аудитории и т.д.
  16. Делить на смысловые части любое выступление длительностью более 20 минут: для каждой такой части применимы все рекомендации, как для самодостаточного выступления. Между частями можно делать паузы для вопросов и ответов или отдыха, а следующую часть начинать с вопросов «Отдохнули немного? Тогда давайте продолжим?»
  17. Иногда ошибаться: не обязательно явно и грубо, сказав, что дважды два будет пять. Вполне достаточно для какого-нибудь второстепенного факта уточнить, что вы не помните в точности всех деталей, поэтому изложите только суть. Так вы расположите к себе аудиторию и, возможно, дадите кому-то ощутить собственную значимость и «помочь» вам вспомнить детали упомянутого факта или события.
  18. Анализировать свои ошибки и исправлять: если это возможно по ходу выступления, делать это по ходу выступления, если можно сделать после перерыва, делать после перерыва, если нет, учесть на будущее. Много лет тому назад одну измотанную гастролями, запутавшуюся в названиях городов и плохо говорящую по-русски певицу разыграли, сообщив ей, что сейчас у них концерт в Мухосранске. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволил ей почувствовать настроение слушателей, понять, что тут что-то не так и вскрыть розыгрыш, а второе отделение пришлось начать с извинений за первое отделение, которое певица начала словами «Привет, Мухосранск!»
  19. Искать и находить вдохновляющие примеры: слушать живые и онлайн-лекции, выступления политиков и парламентариев, интервью певцов и артистов. Так вы скорее найдете полезные лайфхаки, которые помогут сделать вашу речь более красивой и яркой.
  20. Всегда помнить, что с людьми нужно общаться, а не просто выступать перед ними или доносить до них свои мысли. И тогда ваша речь будет восприниматься положительно независимо от того, является ли она безупречно грамотной или вы пока только работаете над этим.

Практически все вышеперечисленное касается не только устной, но и письменной речи. В том и другом случае мы пользуемся все теми же словами, фразами, речевыми оборотами, с чего-то начинаем и чем-то завершаем свое обращение, имеем какую-то цель и хотим, что нас правильно поняли и содействовали в достижении нашей цели. Разница лишь в формате донесения информации: устном или письменном. И, конечно, в любом случае наша речь должна быть грамотной, потому что это облегчает восприятие и понимание информации.

И вот тут хотелось бы затонуть еще один аспект. А зачем нам всем развивать грамотную речь? Так ли уж важно, чтобы нас всегда и все понимали правильно? Быть может, если кто-то что-то не понял, так это его проблемы, а не ваши?

Конечно, такое тоже может быть. Иногда встречаются индивиды, которым тяжело что-либо объяснить даже самым правильным литературным языком и хорошо продуманными формулировками ввиду их, то ли не слишком большой сообразительности, то ли слабой способности к концентрации внимания.

И действительно, это их проблема, потому что такие люди обычно не преуспевают ни в учебе, ни в работе, ни в личной жизни, потому что не могут внятно объяснить, чего они хотят. Если вы заинтересованы преуспеть во всех вышеперечисленных сферах, грамотная речь вам необходима.

Для чего нужна грамотная речь:

  • Для общения и взаимопонимания.
  • Для передачи информации.
  • Для обмена сведениями.
  • Для адекватного и наиболее полного выражения собственных мыслей, эмоций, чувств.
  • Для успешной учебы: написания сочинений, выступления на семинарах, ответов «у доски», устных и письменных экзаменов.
  • Для успешной карьеры: написания резюме, прохождения собеседования, ведения переговоров, подготовки отчетов, презентаций, формулировки технических заданий, маркетинговых стратегий, рационализаторских предложений и прочего.
  • Для плодотворного творчества: написания художественной прозы, статей, обзоров, ведения личного блога, подготовки и проведения интервью, составления каталога своих картин, аннотаций к своим книгам, описаний к музыкальным альбомам.
  • Для преподавательской работы, в том числе в режиме онлайн.

Модная нынче тема онлайн-образования зиждется не только на том, чему учить и что рассказывать слушателям, но и как это делать. Крутой спикер всегда имеет больше шансов собрать подписчиков и поставить онлайн-обучение «на поток», нежели тот, кто так и не смог научиться красивой грамотной речи. Так что грамотная речь – это не только помощь в карьере наемного работника, но и вполне монетизируемый навык, на основе которого можно построить собственный бизнес.

Мы желаем, чтобы ваша речь была красивой и грамотной, чтобы вас всегда понимали правильно, а вы получали от жизни все, чего хотите. И, как обычно, у нас к вам один вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Риторика, 1Русский

11 способов сделать речь грамотной

Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время. Ведь грамотность и образность речи – это характерная черта мировых лидеров, дипломатов и других личностей. Поэтому если вы сможете правильно и ясно донести до других мысли и идеи, то профессиональный карьерный рост вам обеспечен.

Содержание

  • Что такое грамотная речь
  • Критерии, определяющие грамотность речи
  • Как улучшить речь
  • Как правильно развить речь
  • Самостоятельно изучайте специализированную литературу
  • Помощь профессионалов

Что такое грамотная речь

Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет на нет все усилия, например, при общении с начальником или в конфликтной ситуации в семье.

Грамотная правильная речь – это отсутствие слов — «паразитов». Те, у кого небольшой словарный запас, сталкиваются с проблемой использования следующих выражений: «типа того», «ну», «вроде», «э».

Кроме того, грамотность несовместима с бранными выражениями, так даже хорошо выглядящий человек использует в своей речи откровенную брань, то культурным интеллигентом он все равно не станет. Поэтому хорошая речь и словесная брань и мат несовместимы.

Причем грамотность – это не только умение точно и ясно выражать мысли, но и говорить по делу так, чтобы всем все было понятно.

Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка.

Грамотность – это соблюдение правил расстановки ударения, умение в нужный момент повысить или понизить тон, соблюдать интонацию, навык выдерживать паузы.

Критерии, определяющие грамотность речи

Речевая культура:

  • уместность;
  • грамотность озвучиваемой информации;
  • доступность высказывания;
  • использование эпитетов, метафор и фразеологизмов;
  • разнообразие речи без тавтологии;
  • эстетичность.

Скудность словарного запаса и безграмотность отталкивает собеседника и раздражает. Даже если вы дома разрешаете себе косноязычие, то маловероятно, что вы будете правильно вести деловую беседу и при разговоре с начальником сможете грамотно изъясняться. А со временем, когда у вас появятся дети, они переймут от вас неграмотные слова.

Как улучшить речь

В первую очередь нужно больше читать, и лучше классиков и научно-популярную литературу. Таким образом, книга поможет улучшить вашу грамотность.

  • Старайтесь чаще пересказывать прочитанные книги или просмотренные кинофильмы. Рассказывая, передайте собеседнику ощущения и следите за реакцией. Запишите рассказ, а потом прослушайте его, чтобы сделать выводы исходя из услышанного. Так вы поймете о своих речевых ошибках, обратите внимание, где вы неправильно расставили ударения, выявите слова-паразиты.
  • Расширяйте словарный запас. Для этого услышав или прочитав новое слово, выясните его точное значение и происхождение. Не нужно к месту и не к месту употреблять модные инородные слова, потому что для грамотной речи — это неприемлемо.
  • Читая литературу, запоминайте интересные фразы и речевые обороты и время от времени заглядывайте в орфографический словарь. Однако будьте осторожны с неизвестными или малоиспользуемыми словами.
  • Старайтесь при разговоре правильно расставлять ударения, потому что неправильные ударения – это признак безграмотности. Если вы не знаете где в слове поставить ударение, то лучше не использовать это слово или найти его в словаре и выучить наизусть.

Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.

Как правильно развить речь

Помощником в развитии речи станет кроссворд. С его помощью вы запомните новые слова. Поиграйте в компании с друзьями или со своими детьми используя орфографический словарь в отгадывание слов. Смысл этой игры заключается в том, что ведущий зачитывает описание, а остальным остается только угадать слово по описанию.

  • Необходимо уметь менять свою речь и подстраиваться под собеседника в зависимости от ситуации, например, не стоит называть начальника «Витек».
  • Не нужно постоянно извиняться, привычка говорить извиняющимся тоном плохо действует на собеседника.
  • Не забывайте следить за реакцией собеседника. Так, если разговор вызвал отторжение у собеседника, то подумайте, с чем это связано. Обратите внимание, может ему не понравился ваш говор, тон или вы неправильно построили фразу. Анализируйте свое выступление.
  • Избавляйтесь от лишних слов, потому что они засоряют речь. Лучше всего выражать основную мысль коротко, потому что грамотность — это умение говорить кратко и по делу. Однако если необходимо детальное уточнение, то лучше потратить время на пояснение, чем быть непонятым. Нужно стараться избегать тавтологии, повторение раздражает людей.
  • Избавляйтесь от слов-паразитов. Потому что это пустые слова, не несущие никакого смысла и засоряющие речь. Употреблять незнакомые вам слова не стоит, в противном случае легко поставить себя в неловкое положение. Жаргонизмы несовместимы с грамотной речью, поэтому нужно избавляться от вредных выражений.

Самостоятельно изучайте специализированную литературу

Тем, для кого грамотность требуется для профессионального роста, без специализированной литературы не справится. В этом случае используйте работы Радислава Гандапаса и пособие И.Голуб и Д.Розенталя «Секреты стилистики».

Помощь профессионалов

Если вам требуется педагог, то высококвалифицированный учитель поставит вам грамотную речь. Но где же его найти? Обратитесь к своему школьному учителю или к знакомому филологу, а если возможности позволяют взять уроки у преподавателя специализирующегося на риторике, то стоит этим воспользоваться.

Сделать речь грамотной не сложнее, чем похудеть, но для достижения этой нужно только захотеть.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Четыре этапа разговорной речи

Почему навыки разговорной речи так неуловимы?

Почему так много людей, говорящих бессвязно, не понимают, насколько они неэффективны?

Можно ли «родиться» с навыками говорения?

В этой статье мы собираемся изучить теорию обучения, применимую к разговорным навыкам и всем другим навыкам в вашей жизни . Мы опишем четыре стадии , определим триггеры перехода и обсудим практических действий, которые вы можете предпринять  , чтобы использовать эти знания.

Читайте дальше!

Четыре стадии компетентности

Согласно теориям обучения, сформированным в 1960-х и 1970-х годах, все учащиеся проходят серию из четырех стадий по мере изучения любого нового навыка.

Хотите узнать больше?

Эти источники предлагают альтернативные описания и исторический контекст:

  • Изучить новый навык легче сказать, чем сделать (Gordon Training International)
  • Модель обучения сознательной компетентности (Businessballs.com)
  • Крюгер, Джастин; Дэвид Даннинг (1999). «Неквалифицированный и не знающий об этом: как трудности в признании собственной некомпетентности приводят к завышенной самооценке». Журнал личности и социальной психологии 77 (6): 1121–34.
  • Четыре стадии компетентности и эффект Даннинга-Крюгера (Википедия)

Эти четыре стадии:

  1. Бессознательная некомпетентность
    • Человек не обладает навыком (т.е. некомпетентен).
    • Человек также не осознает (т.е. не осознает) свою некомпетентность и может даже думать, что обладает средними или выше среднего навыками.
    • Человеку не хватает знаний для оценки навыка, поэтому он не может отличить тех, кто силен или слаб в навыке. Таким образом, они не видят собственной слабости.
    • Кроме того, человек обычно не понимает важности или мотивации наличия навыка.
  2. Сознательная некомпетентность
    • Человек на второй стадии все еще некомпетентен, но теперь он осознает этот факт.
    • Человек признает ценность наличия навыков и обладает достаточными знаниями, чтобы распознать, что отличает квалифицированных людей от неквалифицированных.
  3. Сознательная компетентность
    • Человек на третьем этапе приобрел достаточно знаний и практических способностей, чтобы считаться компетентным.
    • Человек может продемонстрировать использование навыка, но для этого требуются сознательные усилия.
  4. Бессознательная компетентность
    • Человек на этой четвертой стадии полностью дееспособен.
    • Человек так много практиковал навык, что он приходит интуитивно и без труда.

Примеры навыков на разных уровнях компетенции

Эта теория обучения применима ко всем навыкам. Позже мы более подробно рассмотрим разговорные навыки, но сначала будет полезно привести несколько связанных с фитнесом примеров из моего собственного жизненного опыта.

  1. Бессознательная некомпетентность
    • По определению я не могу поделиться примером чего-то, если я этого не осознаю. (Жизненный опыт подсказывает, что в этой категории должны быть десятки вещей, но у меня, как и у всех, есть белые пятна.)
  2. Сознательная некомпетентность
    • Я совершенно некомпетентен в теннисе. (Я был на теннисном корте всего два раза в жизни.) Однако, как давнему болельщику, мне 9 0023 осознает широкий спектр навыков, необходимых для занятий этим видом спорта. Я могу провести различие между игроками-любителями, профессионалами и элитными чемпионами, и я знаю, что не вхожу ни в одну из этих групп.
  3. Сознательная компетентность
    • Десять лет назад я пробежал Ванкуверский марафон после 15 месяцев интенсивных тренировок и улучшения питания. Я не был быстрым, но я был компетентным бегуном . Однако все мои тренировки были очень сознательными . Я ежедневно отслеживала и записывала свой прогресс, а также консультировалась с книгами, веб-сайтами и друзьями на каждом этапе пути, чтобы постепенно улучшать свою технику и выносливость.
  4. Бессознательная компетентность
    • Я неосознанно компетентен в езде на велосипеде. Дайте мне шлем и велосипед, и я смогу добраться отсюда туда, не задумываясь об этом.

А ты? Можете ли вы вспомнить навыки, в которых вы попадаете на этапы 2, 3 или 4? (Для этапа 1 вам нужно будет вспомнить что-то из своего прошлого.)

Как это относится к разговорным навыкам?

Четыре уровня компетентности применимы к разговорным и презентационным навыкам точно так же, как и ко всем другим навыкам, которые можно освоить и практиковать в течение всей жизни.

Все люди начинают с первой стадии (неосознанная некомпетентность), которая характеризуется следующим:

  • Человек неэффективно оратор, но он  не осознает, что он неэффективно оратор.
  • Человек не может отличить отлично говорящего от плохо говорящего и, вероятно, не может перечислить основные навыки говорения.
  • Человек, вероятно, не осознает важность эффективной речи и того значения, которое это может иметь в его жизни и карьере.

Знакомо? Поднимите руки, если вы знаете людей, которые подходят под это описание… Да! К сожалению, многие люди счастливо проводят всю свою жизнь на первой стадии. Однако они могут вырваться на свободу через серию переходов, которые я называю узнаванием, приобретением и интуицией . Давайте рассмотрим каждый из них подробно.

Распознавание (от 1 до 2 этапа)

Чтобы перейти с этапа 1 на этап 2, человек должен осознать как важность навыков разговорной речи, так и собственную некомпетентность в отношении этих навыков. Как?

  • Триггер распознавания часто приходит в форме честного отзыва от кого-то другого. например “ Если вы хотите реализовать свой карьерный потенциал, вам необходимо улучшить свои разговорные навыки. »
  • Некоторые люди сопротивляются этому переходу, потому что легче игнорировать обратную связь (например, «неведение — это блаженство!»). Например, один мой коллега однажды сказал: «Я не Уинстон Черчилль, но я прекрасно справляюсь, когда мне нужно высказаться». (На самом деле он не «просто в порядке»; он хаотичный и неорганизованный оратор.)
  • Поскольку речь или презентация — это не простой навык (т. е. набор взаимосвязанных навыков), этот переход занимает некоторое время.

Человек на стадии 2 осознает свою относительную слабость как оратор. Хотя у них нет возможности эффективно представить свои идеи, они могут распознать разницу между плохими и отличными докладчиками. Поскольку они остро осознают свою слабость, они обычно избегают возможности говорить. Со временем они могут поставить перед собой цель достичь стадии 3.

Освоение (со 2-го по 3-й этап)

Для перехода со 2-го на 3-й этап человек должен взять на себя обязательство учиться, практиковаться и, в конечном итоге, приобретать разговорные навыки.

  • Существуют различные триггеры сбора данных , которые отмечают начало этого перехода, в том числе:
    • Запрос отзывов от коллег и коллег
    • Чтение веб-сайтов с выступлениями и презентациями (например, Six Minutes ) и книг (таких как эти)
    • Вступление в разговорный клуб (например, Toastmasters)
    • Посещение разговорных семинаров, курсов и других форм обучения
    • Найм репетитора
  • Во время этого перехода говорящие естественным образом обретают уверенность. В результате они начинают искать возможности высказаться.
  • Этот переход может занять много времени, особенно когда вы экспериментируете с новыми идеями, изучаете новые вещи, забываете другие вещи и начинаете снова и снова.

Человек на уровне 3 является компетентным оратором, который может успешно провести эффективную презентацию. Однако каждый раз, когда они готовят и произносят речь, они осознают шаги, которые они проходят, и требуют периодических напоминаний и отзывов (от себя или других). Многие люди застывают на стадии 3, но небольшая часть переходит на стадию 4.

Интуиция (от стадии 3 до стадии 4)

Переход от стадии 3 к стадии 4 может занять много лет разговорного опыта. триггер интуиции — это не одно событие, а обширная практика и самоотверженность в сотнях выступлений или презентаций. Коротких путей нет.

Человек на стадии 4 является компетентным интуитивным оратором. Все речевые действия — подготовка, написание речи, создание слайдов, практика и подача — выполняются эффективно и без уровня сознательных усилий, необходимых на этапе 3. Говорящие на этом заключительном этапе имеют исчерпывающие знания о том, что делать и зачем это делать. . Из-за этого говорящие на четвертом уровне часто успешно обучают других разговорным навыкам. У спикеров четвертого уровня также больше шансов построить карьеру на ораторском искусстве.

И все? Один этап, чтобы описать мои разговорные навыки?

Не совсем так.

Теория хорошо применима к одному примитивному навыку, но для эффективной речи требуется целый ряд навыков. Таким образом, вполне разумно, если вы находитесь на стадии 4 по некоторым навыкам (например, рассказыванию историй или непринужденной речи), но на стадии 2 или 3 по другим навыкам (например, использованию визуальных образов или убедительной речи).

Могу ли я пропускать этапы?

Нет. Было бы неплохо «родиться с этим» и перейти сразу к этапу 3 или 4, но это миф. Вы можете добраться туда только с большим трудом. А до тех пор вам нужно провести некоторое время в блаженной стадии 1 или в стадии разочарования 2.

Можно ли скользить назад?

Да. Мастер-докладчик, который перестает использовать свои разговорные навыки, может скатиться с 4-го уровня обратно на 3-й (т. е. он должен сознательно думать о вещах, которые раньше были интуитивными). Или тот, кто был комфортно компетентен на стадии 3, может легко вернуться к некомпетентности на стадии 2 со временем.

Я испытал этот негативный эффект, как в разговорной речи, так и в других жизненных навыках. Помнишь тот марафон, который я пробежал? Что ж, после многих лет отсутствия на беговой дорожке мне пришлось заново приобретать навыки бегуна. Я определенно хотел бы, чтобы я никогда не позволял этому скользить.

Применение на практике

Хотите узнать больше?

Это мощная теория, но какие практические действия вы можете предпринять, чтобы использовать эти знания для себя и окружающих?

  • Проведите самооценку. Составьте список навыков разговорной речи и оцените свою компетентность. Вы на 2 стадии? 3? 4? Или комбинация?
  • Получите честную обратную связь от людей, которым вы доверяете. Это лучший способ определить слепые зоны и навыки, в которых вы можете быть неосознанно некомпетентны.
  • Давайте честные отзывы другим. Не будьте для них фактором 1-го этапа.
  • Приверженность обучению на протяжении всей жизни. Продолжайте развивать свой набор навыков. Поощряйте других присоединиться к вам.
  • Практика. Это лучший способ достичь бессознательной компетентности, а также лучший способ избежать соскальзывания назад.

Это одна из многих статей о публичных выступлениях на Шесть минут .
Подпишитесь на Six Minutes бесплатно, чтобы получать будущие статьи.

7 советов, как произнести блестящую речь

5 июля 2022 г.

Резюме

Великолепная речь представляет собой четкий, понятный контент в увлекательной форме. Используйте эти семь приемов, чтобы успокоить нервы и подготовиться к великолепному выступлению.

    Независимо от того, предназначена ли она для того, чтобы поделиться посланием бренда с незнакомой аудиторией или вдохновить сотрудников в трудные времена, отличная речь может оказаться важным инструментом в наборе инструментов коммуникации бизнес-лидера.

    Из чего состоит отличная речь?

    Одно из важнейших качеств хорошей речи — ее относительно короткая продолжительность.

    Рассмотрим «Геттисбергское обращение» Авраама Линкольна и речь доктора Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта». Оба мощные, но короткие, длящиеся две минуты и 17 минут соответственно.

    Однако длина речи — это только один из факторов. Хорошая речь также должна очаровать аудиторию, быть представлена ​​четко и уверенно и содержать четко определенный посыл.

    Вот несколько приемов, которые вы можете использовать, чтобы произнести замечательную, запоминающуюся речь, будь то на работе или в другом месте.

    1. Считайте свою речь перфомансом

    Речь в первую очередь о словах, но выступление — это гораздо больше. Это интонация, жест, напряжение, разрешение и неизвестность.

    Но это не должно быть ошеломляющим, и вам не нужно быть обладателем Оскара, чтобы сделать это хорошо.

    Сходите на моноспектакль, и вы сразу поймете, что я имею в виду. Исполнители усердно работают над тем, чтобы привлечь и удержать внимание аудитории, а слова — лишь один из инструментов в их арсенале.

    Это означает, что после того, как вы закончите писать речь, работа еще не сделана. Обязательно отрепетируйте речь перед несколькими людьми, перед зеркалом или записывающим устройством. Вы почувствуете себя более уверенно после того, как потренируетесь, даже если это будет всего несколько раз.

    2. Используйте силу зрительного контакта

    Когда нервы берут верх, вам, естественно, захочется посмотреть на пол, слайды, руки или заднюю часть комнаты. Но помните, что вы находитесь в комнате с людьми, которые хотят общаться с вами и вашими словами.

    Если вы попытаетесь установить зрительный контакт с людьми во время выступления, они, скорее всего, почувствуют личную вовлеченность и завоюют ваше доверие. Зрительный контакт передает уверенность и властность — две черты, которые являются ключевыми для эффективной передачи вашей точки зрения.

    3. Отпустите кафедру

    Кафедра может быть костылем. Это физический барьер между вами и вашей аудиторией, и вы можете подумать о том, чтобы выйти из-за него. Ваше движение не только поможет создать более живую презентацию, но и поможет аудитории воспринимать вас как более открытого и доступного. Движение также может помочь успокоить нервы.

    Чтобы помочь вам оставаться сосредоточенным во время выступления, наметьте, где вы хотите быть на сцене для каждого ключевого момента, который вы хотите сделать. Вы можете записывать видео своих практических занятий, чтобы улавливать подсознательные нервные жесты или тики и работать над их исправлением.

    4. Обратите внимание на свою осанку

    Язык вашего тела выражает уверенность. Если вы сутулитесь, вы будете выглядеть неуверенно. Потренируйтесь стоять прямо, расправляя плечи и устойчиво держа голову. Однако не беспокойтесь слишком сильно, потому что ваше тело будет напрягаться, что заставит вас нервничать. Не забывайте расслабляться.

    Кроме того, дыхание важно для успокоения нервов. Сутулость оставляет вашим легким меньше места для полноценного дыхания. Даже если ваша речь короткая, очень важно оптимизировать свои дыхательные привычки, чтобы вы чувствовали себя лучше как умственно, так и физически.

    Сделайте глубокие, спокойные вдохи столько, сколько вам нужно заранее. Не забывайте делать паузы и дышать во время выступления. Забота о себе имеет решающее значение.

    5. Приправьте свою речь историями

    Сила рассказывания историй заключается в образах, которые зрители создают в своих головах, когда вы плетете свою пряжу.

    Старайтесь не перегружать свою речь точками данных, если только речь не идет о теме, основанной на данных. Слушатели с большей вероятностью вспомнят соответствующие анекдоты, которые вызывают сострадание, вызывают смех или просто интригуют их.

    Истории, особенно короткие и релевантные, являются мощным инструментом для выступления. Включение их в вашу презентацию может превратить ваших слушателей в активных участников.

    6. Меняйте темп речи

    При произнесении речи важно намеренно смешивать такие модели речи, как громкость, скорость и тон.

    Если вы сомневаетесь, замедлите свою речь, чтобы ваша аудитория догнала вас, особенно если вы склонны говорить быстро. Пауза может быть очень полезна для стабилизации речи.

    Если вы знаете, что от природы быстро говорите, сделайте в своей речи несколько пауз. Определите точки, в которых нужно сделать передышку, или включите такие утверждения, как «А теперь подумайте об этом на мгновение» или «Пусть это впитается». Аудитории требуется больше времени, чтобы обработать ваши доводы, чем вам потребуется, чтобы сформулировать их.

    Помните, что вы эксперт. Дайте людям время обдумать ваше блестящее послание.

    7. Обсудите, что вы знаете и что вам небезразлично

    Если вас попросят выступить с речью, вы, вероятно, уже являетесь экспертом в этой области.

    Страсть означает энергию и подлинность, которые помогают привлечь аудиторию. Эмоции привлекают аудиторию и заставляют ее больше слушать. Возьмите их с собой в это путешествие с самого начала, разговаривая со страстью.

    Если вы обнаружите, что вас не трогает ваша тема, измените ее, чтобы она была более актуальна для вас и вашей аудитории. Чем актуальнее он будет, тем интереснее будет ваша речь и тем увереннее вы будете себя чувствовать, произнося ее.

    The Takeaway

    Как эксперт, достойный произнести замечательную речь, вы, скорее всего, преуспеете в предоставлении основного содержания. Но использование этих методов может помочь вам донести свое сообщение убедительным и запоминающимся способом. Сосредоточьтесь на создании четкого, лаконичного сообщения, изобилующего соответствующими анекдотами. Практикуйтесь в производительности, корректируйте небольшие привычки по мере необходимости и помните, что вы заслуживаете того, чтобы быть там. Не забывай дышать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *