Как правильно сформулировать вопрос: главное правило этого искусства, психология умения

Содержание

Как правильно задавать вопросы — Hexlet

В некоторых уроках или упражнениях может быть сложно разобраться. В таких ситуациях задавайте вопросы вашему наставнику, если вы учитесь с наставником, или пользуйтесь поддержкой в обсуждениях. Поддержка в обсуждениях может ответить не на все типы вопросов, но в любом случае важно, чтобы при обращении туда ваш вопрос был сформулирован правильно: это сэкономит время вам и отвечающему. 

Почему появилась эта статья

У новичков есть заблуждения относительно опытных программистов. Многим кажется, что разработчик может лишь взглянув на код или просто прочитав вопрос определить причины ошибки и подсказать решение. Если бы это было правдой, чтобы помогать студентам, мы должны были бы:

  • помнить наизусть тексты уроков, тестов и упражнений
  • выполнять в голове код на любом языке
  • читать мысли и понимать контекст вопроса.

Но мы так не можем 🙂

Из-за недостатка информации в плохо сформулированном вопросе приходится тратить больше времени на его понимание, а обсуждение затягивается для выяснения деталей. Поэтому рекомендуем следовать простому, но важному принципу:

Для получения быстрого и качественного ответа, вопрос должен быть правильно сформулирован и содержать максимум необходимой для решения информации.

Примеры

В этой статье мы покажем примеры неправильных вопросов, реакцию специалиста на них, опишем логику рассуждений и подскажем, как задавать вопросы правильно.

Покажите ошибку и код

Вопрос студента: У меня не работает вот этот код: десятки строк кода.

Реакция: Откуда этот код? Из упражнения, примера из теории или из самостоятельного задания? А где запускается этот код: в редакторе Хекслета или на домашнем компьютере? Не работает — это значит, что не запускается, или запускается, но выдает неправильный результат?

В вопросе не хватает контекста и данных, которые можно анализировать. Даже опытные разработчики не могут выполнить код в голове и понять, какой результат или какая ошибка получится. И, конечно, невозможно догадаться, какие действия уже были выполнены для решения проблемы, если об этом не рассказать.

Чаще всего при обучении на Хекслете студенты сталкиваются с ошибками при решении упражнений. В таком случае стоит сохранить  решение — это лучший способ показать и код, и результат его запуска, и вывод тестов.

Если помощь нужна не с упражнением, сохранить код на Хекслете не получится. Но есть специальные сервисы, которые помогут показать код,  текст ошибки и вывод тестов так, чтобы их было удобно читать. Вот некоторые из них:

  • Pastebin — подойдет для быстрого обмена фрагментом кода или других данных
  • Codesandbox и Codepen — для задач по фронтенду (HTML, CSS, JavaScript)
  • Replit — для бэкенда (Node.js, Python, PHP и многие другие языки)

Как правильно задать вопрос: Решил задачу в практике, но код прошёл два из трёх тестов. Я добавил отладочную печать на каждый шаг и вижу, что на шаге 3 данные не изменяются, как надо. Помогите понять почему. Ссылка на сохраненное решение или сторонний сервис.

Опишите свои действия

Вопрос студента: Выполняю второй пункт самостоятельного задания про работу с файловой системой. Всё работает, но вместо результата работы возвращается ошибка, что нет прав.

Реакция: Всё работает или не всё? Каких прав нет: на чтение или запись файлов? Почему нет текста ошибки?

Собственная интерпретация ошибки студентом вносит ещё больше путаницы. Это похоже на консультацию у врача по телефону. Информация о том, что у пациента болит нога, ничем не поможет врачу, пока не будут сделаны снимки и анализы. Так же и в программировании: пока нет кода и результатов его работы, диагностировать неисправность по одному лишь описанию очень сложно. Если студент опишет свои действия и их результат, то будет проще понять истинную причину ошибки.

Как правильно задать вопрос: Выполняю команду ./bin/run из второго шага самостоятельного задания и получаю ошибку bash: . /bin/run: Permission denied. Подскажите, что это значит и как исправить?

Расскажите, где запускается код

Вопрос студента: Запустил последний пример из теории у себя на компьютере, но он возвращает ошибку. (Прикреплен скриншот текста ошибки и кода).

Реакция: Какая операционная система? Какой командой запускался код? Какая версия интерпретатора установлена на компьютере?

Даже если предоставлена информация про код и способ его запуск, нет никакой гарантии, что получится разобраться с настройками компьютера студента. Причины могут быть в настройках BIOS, отсутствии каких-то библиотек на ПК или других специфичных ситуациях, вплоть до зависимости от железа. Можно попробовать задать такой вопрос в нашем Telegram. Возможно, с подобной ошибкой уже разобрался другой студент. Но нужно быть готовым выполнить всю локальную настройку самостоятельно.

Как правильно задать вопрос: Запустил код из теории у себя на компьютере, но он возвращает ошибку. Выполнял запуск кода в терминале VS Code на Ubuntu 18.10, версия языка: 3. Вот исходный код на Гитхабе, там же есть текст ошибки в файле .log: ссылка.

Используйте отладочную печать

Вопрос студента: У меня не работает код, скажите, в чём ошибка. Код: ссылка, ошибка: ссылка.

Реакция: Пытался ли студент решить вопрос самостоятельно? Дебажил ли он код? Он не хочет разбираться или действительно не разобрался?

В процессе обучения важно не только выполнить всю практику, но и научиться самостоятельно решать проблемы, чтобы отсутствие опытной поддержки не мешало работать. Студенты однажды придут в реальные проекты, где кода будет в разы больше и он будет гораздо сложнее. Мы готовим к этому практически с первых дней, поэтому даём только подсказки и советы, но не занимаемся отладкой кода и его исправлением.

Посмотрите это видео про отладку, где рассказывается, почему это важный инструмент для каждого программиста: https://www. youtube.com/watch?v=9iwYRcw3A8A

Как правильно задать вопрос: На некоторых тестах код прерывает выполнение. Я добавил отладочную печать и увидел, что цикл выполняется несколько раз и потом прерывается, но не понимаю почему. Подскажите, где может быть ошибка: ссылка на сохраненное решение

Как задавать вопросы, чтобы получать ответы

Содержание

  • Зачем нужно учится задавать вопросы? 
  • Всё дело в формулировках
  • Как правильно задать вопрос
    • Описание проблемы 
    • Приложить данные
    • Указать решение
    • Задать вопрос по адресу
    • Задать закрытый вопрос
  • Практический кейс
  • Некорректный формат

Бывает задашь вопрос коллеге в корпоративном чате и ждёшь ответа. День ждёшь, два ждешь, ответа нет. В адрес коллеги уже начинают складываться не самые приятные эпитеты.

А приходило ли вам голову, что ответа нет, так как он не понял ваш вопрос или пытается разобраться в ситуации?

Рассказываем, как правильно задавать вопросы, чтобы получить корректные и быстрые ответы даже от самых занятых руководителей.

Вы узнаете, как правильно обращаться с предложениями и какие типичные ошибки мешают быстро решать вопросы. В конце покажем, как сформулировать своё обращение.

Зачем нужно учится задавать вопросы? 

Некорректно заданный вопрос может привести к тому, что вы напрасно потратите свое время и время коллег. Поэтому, задавайте вопросы правильно. Без этого навыка успешно работать в команде просто не получится.

Всё дело в формулировках

Часто для решения задачи или внедрения новой идеи требуется одобрение руководителя. Например, необходимо согласовать индивидуальную скидку клиенту или внести изменения в существующий процесс.

Так вот для того, чтобы получить быстрый ответ по интересующему вопросу, обращение нужно правильно сформировать. Так вы сэкономите время руководителя или коллеги на изучение ситуации и они быстро ответят на запрос.

Как правильно задать вопрос

Чтобы ответ был оперативным, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Описать проблему.  
  2. Приложить конкретные данные. 
  1. Предложить вариант решения.
  2. Обратиться по адресу. 

Описание проблемы 

Самое важное: в любом вопросе должна быть описана проблема, которую вы хотите  решить. Даже если это вопрос про уточнение правильности действий, не забудьте раскрыть суть проблемы. Если этого нет в вопросе, то следующие правила НЕ спасут ситуацию.

Это точное и полное описание того, в чем заключается ваша проблема.

Например, клиент просит скидку, которая не предусмотрена стандартными ценами или у вас сломался компьютер в разгар рабочего дня и вы не можете кодить, размешать объявления, писать рекламные тексты и так далее.

Ошибка:

— изложить ситуацию, которая не содержит проблемы. Например: Шеф, у меня сломался компьютер. 

Из данного описания проблема не видна. 

Также ошибкой будет обращение с проблемной, решение которой уже описано в регламентах. Например, во многих компаниях есть инструкции с указаниями, к кому обращаться в случае поломки техники или исключения из правил по предоставлению скидок.

Приложить данные

Это полная информация (ссылки, файлы, скрины, таблицы и т.д.), которая относится к проблеме. Информации должно быть достаточно, для того, чтобы руководитель смог принять правильное решение. При этом, сотрудник отвечает за актуальность и достоверность предоставленных данных.

В случае со скидкой к таким данным может относиться текущий тариф клиента, общая сумма оплат, ссылка на аккаунт, сумма на которую клиент готов пополнить баланс и т.д.

Если нужно исправить регламент, укажите, какой именно: пришлите ссылку, выделите текст, который нужно исправить. Напишите на что именно.

Если что-то не работает у клиента: напишите конкретно что и у какого клиента. Отправьте скрин об ошибке. Расскажите, как пытались решить проблему самостоятельно и к каким результатам это привело. 

Ошибка:

— отправить вопрос без данных, 

— предоставить неактуальные или неполные данные.

Указать решение

Нужно указать действие, выполнение которого разрешит ситуацию и даст хороший результат. Важно указать одно самое оптимальное решение, чтобы коллеге не пришлось выбирать из нескольких.

Например, прописать выгоды работы с данным заказчиком по предоставлению ему скидки. А в некоторых случаях решением может быть обоснование, почему такую скидку давать не нужно.

Ошибка:

— указать несколько решений. 

*Если решением является составление регламента или введение инструкции, то необходимо подготовить этот регламент или инструкцию так, чтобы руководителю осталось их только согласовать.

Задать вопрос по адресу

Не стоит приходить в бухгалтерию и спрашивать про отпуск. 

Все вопросы должны быть заданы по адресу. Если не уверены, кому их задавать, лучше обратись к руководителю. Он точно направит и подскажет.

Задать закрытый вопрос

Это вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Предпочтительно задавать именно такие вопросы, чтобы быстро получить ответ. Если ответом должен послужить рассказ, скорее всего вопрос задан неверно.

Прежде, чем задать вопрос, сформулируйте его кратко и лаконично. Изложите всю необходимую информацию в 1-2 предложения. Прежде чем отправить вопрос, перечитайте его и проверьте на соблюдение описанных правил.

Практический кейс

Представим себе ситуацию:

В компании усердно работает Иван Иванов. Он является руководителем небольшого отдела. Недавно он принял к себе новых сотрудников и начал заниматься их обучением. В течении месяца Иван помогал им освоить правила компании.

Прошел квартал. Иван обнаружил, что  результаты работы новичков оставляют желать лучшего. Оказалось, что сотрудники не готовы погружаться в проблему и смотреть на ситуацию глазами клиента. Они не знают, как найти лучшее решение.

Иван долго думал что делать и понял, что нужен новый регламент для сотрудников, который опишет как действовать в подобных ситуациях. 

Иван составил и направил обращение к своему руководителю.

Правильный формат. 

  1. Описание ситуации:
    Добрый день! Есть идея, как снизить улучшить качество работы новичков. За последний месяц они получили 30 низких оценок от клиентов. Обобщенная формулировка звучит так — «в мою проблему не вникают», вот ссылка на файл с подборкой (ссылка).
  1. Данные:
    Я уже провел рабочую встречу с коллегами. Мы составили список из 8 типичных ситуаций, после которых клиенты ставят низкие оценки. Данные зафиксировали тут (ссылка).
    Также подготовили регламент с описанием частых ситуаций и того, что делать сотруднику по каждой из них (ссылка).
  1. Решение:
    Предлагаю добавить регламент в базу знаний и включить его в обучение после тестовой недели. Нужно ваше одобрение.

Некорректный формат

  1. Описание ситуации:
    Добрый день! 
  1. Данные:
    Нам нужно обучение по решению проблем, которые возникают у новых сотрудников. У них много низких оценок от клиентов.
  1. Решение:
    Надо, чтобы была инструкция, куда можно смотреть. Может, нам какой-то регламент написать или видео из ютуба на эту тему в базу знаний добавить? Посоветуйте, что сделать?

От того, как вы формулируете свой запрос, зависит результат и успешная коммуникация в команде.

Если предложенный вами вариант действительно решает ситуацию и все необходимые данные приложены, то руководитель быстро одобрит ваше предложение.

Во всех остальных случаях руководитель попросит внести корректировки или опишет причину отказа.

Если руководитель или коллега долго не отвечают на ваш вопрос, перечитайте правила еще раз:) 

Также читайте: Как матрица RACI помогает уложиться в сроки проекта и распределить задачи

Как формулировать хорошие вопросы

Вам интересно знать, как задавать хорошие вопросы в классе? Вот несколько советов о том, как начать

Одно дело – решить задавать ученикам вопросы во время занятий, другое – уметь формулировать правильные вопросы. Ниже мы дадим несколько советов о том, как вы, как лектор, можете сформулировать хорошие вопросы для своих студентов. Этот совет носит общий характер, поэтому, если вы заинтересованы в более глубоком изучении темы, не стесняйтесь обращаться к нам.

Начнем с конкретного примера. Вы планируете свои следующие занятия, посвященные электромагнетизму. Возможно, вы планировали содержание на основе обязательного чтения курса или предыдущих вопросов студентов, которые дали вам представление о том, что нужно пересмотреть. Когда содержание уроков более или менее уместно, имеет смысл подумать о том, как ученики должны усваивать материал и что им делать со своими знаниями. Должны ли они работать индивидуально или в группах, или и то, и другое? Должны ли они уметь применять и обсуждать материал, и какие наиболее важные идеи и знания им необходимо усвоить? Рассмотрение этих вопросов облегчит формулирование хороших вопросов для учащихся.

 

Следующая таксономия предназначена для того, чтобы помочь преподавателям подготовить соответствующие интеллектуальные вопросы для своих студентов. Он разделен на три столбца:

целей, типов вопросов и примеров.

 

Вдохновленный таксономией Блума, Хелле Матиасен ( Universitetspædagogik , 2013) и Дерек Брафф ( Обучение с использованием систем реагирования в классе: создание активной среды обучения , , 20020) левый столбец описывает способности, которые нужны ученикам достичь, чтобы пройти через различные этапы обучения. Стадии следует рассматривать как уровни, которые строятся друг на друге. Это означает, что студенты должны быть в состоянии понять предмет, прежде чем они смогут начать применять его на практике. В средней колонке перечислены различные типы вопросов, которые можно задать, а в правой колонке перечислены примеры более конкретных уточняющих вопросов.

Вопросы могут быть сформулированы на основе предполагаемых целей обучения. Мы разделили таксономию на три этапа, чтобы показать, как вопросы могут быть построены в ходе обучения. На первом этапе студентов можно спросить, могут ли они

запомнить прочитанный материал и поняли ли они его . Эти вопросы можно задать либо в начале занятия, либо онлайн перед занятием, что поможет учащимся подготовиться к занятию. (См. статью о подготовке студентов.) На среднем этапе студенты должны подать заявку, обдумать и обсудить свои знания . Поэтому вопросы должны быть более открытыми и сложными. Этот этап может проходить, например, во время занятия с использованием кликеров. Вопросы на последнем этапе разработаны, чтобы помочь учащимся оценить их собственные знания, и могут быть дополнены вопросами, которые служат «тизерами» для следующего класса.

Когда вы выбрали содержание уроков и решили, какие типы вопросов задавать учащимся, вы можете получить помощь, просмотрев некоторые примеры более конкретных вопросов в третьем столбце выше. Вы также можете принять во внимание следующие советы:

Основывайте свои вопросы на студенческом мире

Может оказаться полезным связать вопросы с контекстом, с которым учащиеся знакомы. Это облегчает студентам применение и обсуждение своих знаний. Если это подходит для вашей лекции, вы можете использовать в качестве отправной точки свежие новостные статьи или публичные обсуждения.

Отрегулируйте степень сложности

Может быть сложно определить, будут ли вопросы соответствовать уровню учащихся. Ответы учащихся могут быть индикатором того, насколько простыми или сложными должны быть вопросы. Обращая внимание на их ответы, вы можете регулировать степень сложности ваших вопросов по ходу. Имейте в виду, что некоторым учащимся скорее будут мешать (слегка) сложные вопросы, чем им наскучат простые вопросы. Но в то же время слишком простые вопросы могут сбивать с толку, поскольку учащиеся могут не знать, ожидаете ли вы очевидного ответа или это вопросы с подвохом.

Будьте ясны

Вопросы, задаваемые учащимся, должны быть как можно более точными, без слишком большого количества неизвестных или предположений об уже существующих знаниях. Если вопросы слишком эзотерические, учащимся может быть трудно понять, на что именно их просят ответить.

Всегда должен быть вариант ответа «Я не знаю». так как их не заставляют гадать. Если многие выберут «Я не знаю», это также даст вам хорошее представление о том, какой материал вам нужно пройти еще раз.

Подробнее о том, как «задавать вопросы в классе» и как использовать систему ответов учащихся, вы можете прочитать в этой статье Поделиться

  • LinkedIn
  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Электронная почта
  • Более

Введение. Как формулировать и задавать интеллектуальные вопросы

Задавайте действенные вопросы: создавайте важные разговоры

Уместность и релевантность получаемых вами ответов зависят от вопросов, которые вы задаете. Вопрос — это средство узнать ответ на что-то. Это способ для вас расширить свои знания и получить фактическую информацию.

Американский писатель Томас Бергер однажды сказал:

«Искусство и наука задавать вопросы — источник всех знаний».

Научитесь формулировать и задавать разумные вопросы.

Кому будет полезен этот пост

  • Подкастеры
  • Видеоинтервьюеры
  • Ведущие студенческой радиопередачи
  • Информационные интервьюеры
  • Блогеры

Вы читали?


Как брать интервью: чему я научился за 20 лет интервьюирования людей


Как формулировать интеллектуальные вопросы

Как опытный интервьюер с более чем 20-летним опытом формулирования и постановки вопросов, одна из вещей, которые я усвоил на этом пути, заключается в том, что то, как вы формулируете вопрос, очень сильно зависит от того, почему вы задаете вопрос в первую очередь.

Людям нравятся вопросы с несколькими вариантами ответов, потому что они простые. Работа была сделана для них. Поэтому им нужно только выбрать ответ, не особо задумываясь. Но держитесь от них подальше. Они предназначены для экзаменов и опросов. Вопросы с несколькими вариантами ответов редко расширяют ваши знания.

The 5 Ws and one H (Кто, Что, Где, Когда, Почему и Как) — это эффективный инструмент для журналистики, исследований и сбора информации. Чтобы сформулировать разумные вопросы, начните их с любого из 5 W и одного H, кто, что, где и когда. Они позволяют собирать необходимую информацию.

Вопросы, начинающиеся со слов «Почему и как», позволяют получить более вдумчивые ответы. А также более аналитичны по своей природе. Эти типы вопросов не позволяют вам получить ответы «да-нет». Или любые другие односложные ответы, потому что это открытые вопросы.

Подумайте об информации, которая вам нужна, затем сформулируйте свои вопросы, используя Кто, Что, Где, Когда, Почему и Как.

Как задавать интеллектуальные вопросы

После того, как вы сформулировали свои разумные вопросы, задавайте их, руководствуясь следующим.

шагов, чтобы задать вопросы

  • Будьте прямолинейны.
  • Больше слушайте, меньше говорите и наслаждайтесь тишиной.
  • Задайте уточняющие вопросы.
  • Запросить разъяснения.
  • Не бойтесь задавать вопросы, которые другие сочтут глупыми.

Примеры формулирования и постановки вопросов

Я постоянно получаю письменные задания от журнала Mandate, издания Объединенной церкви Канады (UCC). В качестве примеров я буду использовать два задания от организации и еще одно.

Через несколько месяцев меня попросили взять интервью у высокопоставленного церковного чиновника, а затем написать статью в 600 слов для журнала Mandate. Меня попросили посмотреть видео на YouTube, прочитать его биографию и статью из другого издания UCC. Мне не давали никаких дальнейших указаний, и я был автономен в том, что делать.

Как человек с более чем 20-летним опытом проведения интервью, я спросил себя, что не было освещено в других интервью. Собеседник хорошо известен в УКК. Я член Объединенной церкви Троицы Святого Павла. Поэтому я хотел, чтобы финальная история была увлекательной. И я хотел, чтобы церковный модератор звучал как человек. Имея в виду эти конечные цели, я подумал о том, какие вопросы задавать, чтобы получить информацию, с которой мне нужно будет работать.

Три вопроса, которые я задавал: «Что вас вдохновляет?»; «Что о вас не знает большинство людей?»; и «Какие три книги повлияли на вас?» Если вам интересно, я задал несколько вопросов, касающихся его роли. Информация, которую я получил, была настолько богатой, наполненной множеством цитируемых самородков.

Поскольку конечным продуктом стала статья, с той информацией, которая у меня была, я долго думал, куда вписать рассказ о Модераторе. Мне понравилось, как получился проект, и моему клиенту тоже. Я сдал задание на 18 дней раньше.

Являясь членом целевой аудитории, о которой я упоминал выше, создание и задавание правильных вопросов имеют решающее значение для вашего успеха. Вы можете не думать об этом, но в будущем вы можете решить использовать информацию из интервью, чтобы что-то опубликовать. Если вы проделали хорошую работу по получению хорошей информации, у вас будет достаточно контента для работы.

Еще один проект, над которым я работаю, — это написать два учебных пособия для журнала Mandate. Частью руководства является включение хороших дискуссионных вопросов для книжных клубов. Как уже упоминалось, я еще не выполнил задание, но, поскольку я никогда не делал ничего подобного раньше, я практиковался с другими книгами, которые я читал.

На этот раз я задал себе вопрос, что было бы интересно обсудить членам книжного клуба. И была ли информация важной? Имея в виду эту цель, когда я читал, я искал типы отрывков, которые соответствовали цели. Этот пример сильно отличается от предыдущего.

Последний пример, которым я хотел бы поделиться, — это распространенный тип проекта, над которым я работаю в своей консультационной практике. Клиенты часто нанимают меня для проведения интервью с клиентами, а затем превращают ответы на вопросы в истории успеха.

Конкретный пример: женская организация искала уникальный способ отпраздновать свое 15-летие. Они решили взять интервью у некоторых из своих членов, чтобы показать своим спонсорам, что программы и услуги, которые они предоставляют, пользуются спросом и имеют влияние. Конечным продуктом станет юбилейный буклет, который также будет памятным подарком.

В очередной раз мне пришлось сформулировать вопросы, которые дали бы мне информацию, необходимую для достижения целей клиента. Два важных вопроса, которые я задал членам организации, у которых я брал интервью, касались программ, в которых они участвовали, и их влияния на их карьеру. Это было необходимо для создания бизнес-кейса для представления спонсорам. Юбилейный буклет имел успех, и мне снова предложили сделать что-то подобное к их 20-летию.

Эти три примера формулирования вопросов очень разные. Хотя вам, возможно, никогда не придется работать над подобными заданиями, если вы заметили, что общая нить всегда думает о том, какая информация вам нужна в конечном итоге, и какие вопросы могут дать вам эту информацию .

Заключительные мысли о том, как формулировать и задавать разумные вопросы

В другом посте мы рассмотрим, как проводить интервью, а также углубимся в то, как задавать вопросы. Настоятельно рекомендуется книга «Спросите: нелогичная онлайн-формула, чтобы узнать, что именно ваши клиенты хотят купить… создать массу восторженных поклонников… и вывести любой бизнес на новый уровень» Райана Левеска.

Вы читали?


Как проходить собеседование: чему я научился за 20 лет прохождения собеседований


Действия Действия

  1. Используйте советы при проведении следующего собеседования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *