Измена мужу грех в православии: что об этом думает православная церковь?

что об этом думает православная церковь?

Содержание

  • Значение обряда венчания и правила
  • Измена в венчанном браке
  • Позиция православной церкви и последствия измены после венчания
  • Что делать, если измена после венчания произошла

Еще в прошлом веке венчание в церкви было обязательным, и молодожены становились официально супругами только после этой процедуры. Сейчас же многие обходятся лишь регистрацией в ЗАГСе и не считают нужным идти в церковь. В этом есть и плюсы, ведь теперь венчаются только те влюбленные, которые искренне этого желают.

Венчание – это таинственный церковный обряд для верующих и любящих молодоженов, во время которого они дают обеты верности.

Значение обряда венчания и правила

Венчание необходимо для того, чтобы показать перед Богом серьезность своих намерений. Главным основанием для благословения брака считается обещание венчающихся хранить друг другу верность.

Нельзя венчаться в периоды постов, а также на Пасху, Рождество и другие великие и почитаемые праздники

Венчание состоит из четырех этапов и требует предварительной подготовки. Перед венчанием пара должна пройти причастие, которое также требует подготовки:

  • придерживание поста от 1 до 3 дней;
  • полный отказ от алкоголя и курения на сутки;
  • отказ от половой жизни на трое суток;
  • чтение трех молитв.

Во время причастия священник читает молитву, затем молодожены должны про себя покаяться, исповедаться. После священнослужитель прочтет еще одну молитву, а молодые должны поцеловать крест.

Для проведения венчания необходимы обручальные кольца. Можно использовать либо два золотых, либо одно серебряное – для жены, и одно золотое – для мужа.

Обручальные кольца для венчания

Также нужно приобрести венчальные иконы (с изображением Христа и Богородицы). Иисус символизирует мужа – защитника, а Богородица – жену, хранительницу очага. Эти иконы должны храниться в семье всю жизнь и могут передаваться из поколения в поколение. В дополнении нужно приобрести две свечи, два платка, и рушники.

Особое внимание стоит уделить наряду жениха и невесты. Костюм жениха должен быть темного цвета, платье невесты должно быть белое, закрытое и длиной ниже колен, голову нужно покрыть фатой.

Для венчания необходимы свидетели, они будут держать венцы над головами молодых во время церемонии и помогать их семье на протяжении жизни

В качестве свидетелей можно выбирать только неженатых людей или тех, кто состоит в официальном браке. Разведенные или живущие гражданским браком люди не подходят для данной роли.

Измена в венчанном браке

Измены после венчания должны быть исключены, ведь супруги давали обет верности не только себе, но и Богу. Измена – это прелюбодеяние, и только по этой причине венчанный брак может быть расторгнут. В былые времена измены были недопустимы, супруги должны были быть вместе всю жизнь и быть преданными друг другу.

В наше время измены и разводы стали более частым явлением, но все же не считаются нормой. Многие браки распадаются по этой причине. Но если произошла единожды, и виновный раскаивается, а пострадавшая сторона готова простить, то брак можно спасти.

Позиция православной церкви и последствия измены после венчания

Православная церковь считает измену в венчанном браке большим грехом.

Несмотря на то, что церковь не признает разводов, именно измена является весомой причиной для расторжения брака. В Евангелии было указано, что единственной причиной уйти от супруга или супруги может быть прелюбодеяние.

Супружеская измена указывается в заповедях сразу после убийства, что доказывает, что это большой грех.

Священники сходятся во мнении, что изменять в браке нельзя, но все же этот грех может быть прощен. Но если простить сложно, то у пострадавшей стороны есть возможность уйти от неверного супруга. Ведь в семье, где была измена, уже не будет прежнего доверия и, соответственно, прежнего семейного счастья.

Изменив в браке, супруг будет чувствовать вину перед своей второй половинкой на протяжении всей жизни. Также может ощущаться вина перед детьми и родственниками. Пострадавшая сторона не сможет забыть измену, и даже в случае сохранения брака не сможет быть абсолютно счастливой. Последствия измены в венчанном браке будут ощутимы и детьми, они остро чувствуют атмосферу и могут в будущем повторить модель своей семьи.

Изменивший в венчанном браке супруг уже не сможет венчаться ни с нынешним супругом, ни с другим человеком

Сохранить семью после измены можно лишь в том случае, если оба супруга совершат подвиги. Предавший супруг должен раскаяться и вымаливать прощение, а пострадавшая сторона должна суметь простить.

Что делать, если измена после венчания произошла

Люди находят изменам множество причин и оправданий, но для церкви причины бывает две. Измена может быть совершена из-за порочности и безнравственности человека, либо из-за ошибки, о которой человек сожалеет.

Оба случая считаются грехом, но иногда это можно и простить. Брак можно спасти при желании обеих сторон, если выяснить истинные причины измены, одной стороне нужно раскаяться, другой простить. Главное, при решении сохранить брак и больше не напоминать друг другу о случившемся.

Что нужно сделать человеку, который изменил:

  1. Признаться. Совершив грех, в нем необходимо признаться, иначе угрызения совести не дадут спокойно жить. К тому же придется совершать еще один грех – лгать, поэтому лучше сразу раскаяться перед второй половинкой.
  2. Покаяться. Если человек жалеет о содеянном, то нужно покаяться перед собой, перед Богом и перед любимым человеком.
  3. Избавиться от причины измены. Необходимо выяснить, что стало причиной совершения греха, и сделать все, чтобы данная ситуация не повторилась.
  4. Попросить прощение и принять решение супруга. Необходимо искренне извиниться и ждать решения. Стоит быть готовым к тому, что брак будет развенчан.

Венчание – это серьезный шаг, поэтому подходить к нему нужно ответственно. Венчаться рекомендуется после нескольких лет отношений, когда проходит влюбленность и на ее смену приходит любовь и уважение. Если гражданский брак можно легко расторгнуть, то развенчание брака – это долгий процесс. К тому же, наличие измен в венчанном браке говорит о том, что супруги не уважают друг друга, и не умеют жить по законам Божьим.

Что еще можно сделать, если в венчанном браке начались измены, можно узнать, посмотрев видео:

*Meta Platforms Inc (владелец Facebook и Instagram) — организация признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории России по решению Тверского суда Москвы от 21.03.2022.

Анатомия супружеской измены

сайт Горловской и Славянской епархии

Протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа, размышляет о причинах супружеских измен и делится секретами сохранения семьи.

Тема, о которой сегодня предстоит поговорить, очень тяжёлая. Ситуация с браками на сегодняшний день просто катастрофическая. Статистика утверждает, что большая часть их распадается. Проходит полтора-два года после свадьбы, романтика улетучивается, начинаются будни — и семейной жизни приходит конец. Одной из главных причин разводов во все времена была супружеская измена.

Священное Писание говорит нам, что прелюбодеяние — это смертный грех. Как пишет апостол Павел, грех блуда направлен против собственного тела. Святитель Николай Сербский в своих письмах пишет, что самые отвратительные болезни, которые знает человечество, связаны с грехом прелюбодеяния. Они поражают человека и делают его морально и физически уродливым, очень трудно лечатся и поражают чрезвычайно глубоко. Грех прелюбодеяния разрушает всё: душу, тело, брак, отношения.

Причины прелюбодеяния — духовные и не только

Святые отцы пишут, что грех — это, как правило, извращение добродетели. Можно поесть — и можно объедаться до невозможного, можно любить друг друга — и можно бесконечно искать любовные приключения, не зная никакого предела. Как правило, прелюбодей разрушает сам себя, как пёс, который лижет острие ножа и пьянеет от вкуса собственной крови.

Повреждённость человека — это последствие грехопадения, когда он выпал из рая как поломанная игрушка, как беспомощный птенец. По большому счёту, мы все в той или иной мере разрушены

. Как говорят психиатры, нормы нет, у каждого есть какое-то повреждение — физическое, психическое, духовное. Это объективная реальность. Однако это не значит, что с этой повреждённостью не нужно бороться.

Главное, что нужно помнить: прелюбодеяние запрещается Богом, это смертный грех, равносильный убийству. Это смерть души. У прелюбодея появляется не просто равнодушие, но ненависть и агрессия по отношению ко всему духовному, светлому, чистому, святому, он начинает открыто выступать против всего этого. Возникает желание погрузить в зловонную лужу этого греха как можно большее число людей, чтобы они стали такими же, как он.

Брак, в котором случается измена, практически обречён. Даже если люди будут прилагать неимоверные усилия, чтобы сохранить семью, осуществить это очень сложно. Изменивший будет испытывать постоянные угрызения совести, потерпевшая сторона получит огромную проблему: как простить и дальше жить с человеком, ощущая на духовном уровне присутствие третьего? Конечно, это требует огромного мужества и терпения. Даже при условии покаяния и на фоне глубокой духовной жизни сохранить семью будет непросто. Измена, наряду с абортом, — главная причина распада семей.

Придумает какой-нибудь человек, что у него появилась идеальная любовь, розовый туман вскружит голову, и он готов на всё ради неё. Как правило, в таких ситуациях семья обречена. Не удерживают ни дети, ни совместно нажитое имущество, ни годы, прожитые вместе. Чем любовница привлекательна для мужчины? — тем, что с ней он не касается бытовой стороны жизни. Они не стирали вместе пелёнки, он не бегал для неё по аптекам, не встречал из роддома, не мыл посуду, не было бессонных ночей из-за болезни ребёнка. Она для него — женщина-праздник.

Никуда не делась и демографическая проблема: у нас по-прежнему «на десять девчонок по статистике девять ребят», а то и меньше. Это способствует тому, что многие женщины готовы пойти на разрушение чужого брака ради создания своего. Раньше эта проблема как-то сдерживалась отношением государства, порицанием общества. Сейчас всё в разы проще.

Причина того, что человек ищет себе какие-то удовольствия на стороне, — это упомянутое уже греховное повреждение его природы. Его результаты — самолюбие, саможаление, эгоцентризм. Он не хочет трудиться над отношениями, ждёт заботы исключительно о себе. Лень — это патология, которая отравляет жизнь не только окружающим, но и самому лентяю. Всё в жизни требует заботы и труда, и семья — не исключение. Трудолюбие — основа жизни и счастливого брака.

Проблем в жизнь семьи добавляет интернет-индустрия, одна из сторон которой — порносайты. Развращённость современного человека просто пугает. Порок стал нормой жизни. К сожалению, прогресс в этом случае приводит к печальным последствиям. Упомянутые ресурсы, фильмы, половое воспитание в школах, навязывание извне западным миром своих стандартов — всё это сказывается на жизни современной семьи.

О любви и влюблённости

У протоиерея Илии Шугаева есть цикл бесед о семейных отношениях. Он задаётся вопросом, можно ли выйти замуж по любви, и отвечает, что нет: любовь вырастает в браке. Ошибка многих молодых людей в том, что они путают с любовью влюблённость. Влюблённость — это эмоция, любовь — состояние души. У меня был на приходе случай, когда мать отдала почку сыну и этим спасла ему жизнь — вот это любовь. Любовь — это самопожертвование, именно оно должно лежать в основе крепкой семьи.

Любовь — это не только тяжёлый труд, но и праздники, радость, счастье. Муж и жена в разные периоды жизни могут снова влюбляться друг в друга. Влюблённость и романтика должны быть обязательно присущи семейным отношениям. В каждом возрасте свои грани, особенности, минусы и плюсы. Надо стараться находить добро друг в друге, открывать снова те положительные качества, которые притянули вас как магнитом к супругу. Важно стараться концентрироваться на добрых сторонах его характера, психологически настраивать себя на приятие. Конечно, в жизни семьи обязательно должна быть духовная жизнь. Семья — малая церковь, и без освящения церковными таинствами люди порой просто с ума сходят.

Как не допустить разрушения семьи?

Учиться ценить имеющееся

Возникают вопросы: как противостоять соблазнам? Бытовые проблемы, нехватка денег, болезни — как бороться с рутиной? Если у семьи не получается освежить отношения, как это советуют, — что делать, куда бежать? У меня нет готового рецепта.

Священник каждый день видит людей, подавленных этими проблемами. Хроническая усталость, безденежье, общее состояние депрессии и подавленности — практически у каждого. Как быть? Надо стараться начать с себя. Если не разберёшься со своими проблемами, никто не поможет. Этому учат святые отцы. Ты — свой самый первый враг.

Ответь честно: ты эгоист? — да, безусловно. Ты хочешь жить красиво? — ну конечно, все хотят, журналы и фильмы об этом, у всех всё так здорово, а я что, самый рыжий? Подсаженность на материальное благополучие, индустрия стяжательства и потребительства изнасиловали человеку мозги. Надо бороться с этим. Посмотри объективно на свой уровень жизни и признай, что не всё так плохо и ужасно. Людям нужно научиться ценить то, что есть.

 

Трудиться над отношениями

У мужа и жены должно быть желание сохранить свой брак. Чтобы оживить отношения, не обязательно вести жену в дорогой ресторан. Можно вдвоём прогуляться за руку по парку, вспомнить какие-то смешные случаи из жизни. Когда дети в школе, уединиться и устроить себе маленький праздник, просто сесть и посмотреть вместе какой-нибудь фильм. Очень важно разговаривать друг с другом, делиться впечатлениями — о прожитом дне, прочитанной книге, просмотренном фильме, разговоре — обо всём. Порой надо даже понуждать себя к этому.

К сожалению, супруги очень мало разговаривают между собой. Несколько минут утром — и разбежались по работам, встретились поздно вечером уставшие — какие разговоры? В больших городах это просто катастрофа. Нужно найти время отвлечься от гаджетов, сесть, посмотреть друг другу в глаза. Спросить, чем дышит ваш родной человек, рассказать что-то, поделиться эмоциями. Люди обычно спят с теми, с кем разговаривают. Это отмечено психологами и даже опытными священниками. Так что нужно общаться и разговаривать, обсуждать общие вопросы и нюансы, решать проблемы вместе.

Нельзя и о себе забывать, надо развиваться. Как сохранить семью, если мужу и жене не о чем разговаривать?

Надо постараться быть не только мужем и женой, но и друзьями. Для этого нужно ценить человека, доверять ему и уважать его мнение. Без уважения нет настоящей любви. Это два краеугольных камня брака. Любовь — главная христианская добродетель, с ней всё понятно. Что касается уважения, то многим непонятно, что это такое. Сейчас люди опускаются до бытового хамства, которое убивает не только любовь, но и любые отношения вообще.

Задуматься о перспективе

Прежде чем начинать отношения вне брака, человеку мыслящему надо обрисовать себе перспективу. Опыт показывает: часто каждый следующий брак хуже предыдущего.

Прелюбодеяние — это предательство. Верность супругу, присяге, долгу, слову — это знак качества души, проявление её здоровья и силы. Предательство же — страшный грех. Помним, к чему он привёл главного в истории предателя — Иуду.Я посоветовал бы задуматься о детях. Пока маленькие, они принимают ситуацию, а когда вырастают, то понимают, что их отец — предатель. Устроит ли вас такое положение?

Задумайтесь ещё об одном аспекте, связанном с детьми: психологи говорят, что ребёнок из неполной семьи — это всегда группа риска. Взрослея, такие дети могут или активно протестовать, или пойти по скользкой дорожке. Так что всё-таки хотелось бы, чтобы решившие разрушить семью задумались, сколько беды это может принести его близким.

Не раз случалось, что оставленный супруг после предательства сводил счёты с жизнью. Что, если так произойдёт в вашей ситуации? А ведь ещё есть дети, которые будут никому не нужны. Измена — это всегда катастрофа. Её страшные последствия приводят к разрушению многих человеческих судеб.

Надо задуматься и о том, что в следующем браке вас могут бросить так же, как бросали вы. Всё возвращается, принцип бумеранга работает. Что ждёт потом? Пожилой возраст, болезни, одинокая немощная старость. Кому ты будешь нужен старый и больной? Человек доживает жизнь, как может, а потом инсульт или инфаркт — и хорошо, если сразу нашли. Полезно обрисовать себе такую перспективу. Многие пребывают в самообольщении, мол, их-то не оставят, но я бы порекомендовал постараться взглянуть на себя критично и объективно.

Я знаю людей, которые меняли несколько семей и в итоге оставались у разбитого корыта. Один из них говорил: «Если бы я знал, что все женщины одинаковы, то никогда бы не ушёл от жены». Вспоминается эпизод из жития святых Петра и Февронии. Когда их изгнали из Мурома, они плыли в лодке. Какой-то купец стал заглядываться на Февронию, на что она сказала: «Возьми ковш, зачерпни воду с одной стороны лодки, а потом с другой. Отличается ли вода? Нет? — Так и женская природа».

Аскетика

Если случается сносящая крышу страсть, без аскетики не обойтись. Надо стать на горло собственной песне, как это ни мучительно. Надо бороться, встать всеми силами своей души и сопротивляться, понимая, что это катастрофа, что сейчас ты станешь преступником, что буквально летишь в пропасть. На краю греха надо постараться остановиться. Я не знаю, каким образом. У каждого свои методы. Главное — понять, что ты в беде, что не на том пути находишься.

Поиск счастья на стороне — это иллюзия, которая развеивается после первой пощёчины, первого хамства, первых бытовых трудностей. Супруг знаком вдоль и поперёк, это близкий и родной человек. Предмет страсти — это, как правило, некто неизвестный, кто очаровывает каким-то блеском, которого не хватает вашей второй половине. Вы не знаете его недостатков, и неизвестно, сможете ли мириться с ними, когда они откроются.

Измена — это страшная трагедия. Безумие захлёстывает, трудно логически объяснить поведение изменившего. Почему мы говорим о важности духовной брани, рассуждения, анализа своих поступков и побуждений? Потому, что без них сложно в семейной жизни. Если человек привык анализировать свои поступки, он видит риски, знает, что его соблазняет, осознаёт, от какого общения лучше отказаться. Ему проще оградить себя, уйти от риска, избежать ненужных контактов.

Развод: выход или нет?

Супружеская неверность — одна из причин, по которым Церковь позволяет развод. Это крайняя мера, конечно же. Нужно постараться приложить все силы, чтобы избежать его, мужественно перебороть обиду и остаться в семье. Я понимаю, что простить очень трудно, уврачевать такую рану может только Господь.

Чтобы не допустить разрушения брака, мы должны понимать, что вступаем в него не с ангелом, а с человеком. У каждого из нас есть свои немощи, слабости и недостатки. Нужно прощать их, иметь снисхождение, понимать, что в жизни есть вещи главные и второстепенные. Семья — это главная ценность. Надо учиться жить вместе, развивать свои чувства, быть интересными друг другу. Вообще, развиваться очень важно.

Есть три цели брака: верность — то есть целомудрие в браке; рождение детей и православное их воспитание; взаимопомощь. О третьей часто забывают. Надо облегчать жизнь друг друга. Жить для себя нельзя, жить надо для другого. Если получится, то проживёте долго и наверняка счастливо.

Вспоминается разговор священника с неким молодым человеком, который говорил: «Я хочу себе хорошую жену, достойную работу, большую семью, красивых и умных детей». Священник отвечает: «Послушай, родной, давай поменяем акценты и разберёмся: ты хочешь себе хорошую жену — или стать хорошим мужем? Достойную работу — или работать добросовестно, честно, с самоотдачей? Детей — или стать заботливым и внимательным отцом?» Многие относятся к браку потребительски, отчего в итоге случаются измены и разводы.

Распаду браков способствует и инфантильность супругов. Она происходит от малодетности наших семей. Если у мамы один ребёнок, а генетически заложено рождение десяти-пятнадцати, она душит своей заботой это несчастное дитя, до сорока лет вытирает сопли и кричит «надень шапку!» Если на её пути появится другая женщина, она будет в негодовании: как это её кровиночку кто-то увёл?! Не случайно в Библии есть заповедь о том, что родители должны отойти в сторону и не вмешиваться в жизнь молодожёнов. Это важный момент сохранения семьи. Вмешательство родителей в жизнь супругов зачастую приводит к катастрофе.

В храм ради спасения семьи

Вспомним Иоанна Златоуста, утверждавшего: если вы хотите разрушить вселенную, поссорьте мужа и жену. Это очень мудро, ведь мир состоит из стран, страны — из городов, города — из семей, а семьи — из мужа и жены. Сегодня идёт война против семьи с использованием всех существующих ресурсов. Никому не нужны семьи, нужен человек, атомизированный в обществе, чтобы им, как марионеткой, было легко управлять. А семья — это наше всё, это малая церковь, радость жизни, уверенность и надёжность. Это прочная конструкция, которая берёт начало в раю.

Бог создал мужчину и женщину как семью, повелев им: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Надо держаться за это установление и стараться проповедовать семью — крепкую, любящую, надёжную, обязательно большую — чтобы там были бабушки, дедушки, дяди, тёти. Обратите внимание на Восток: какое там отношение к семье! Почтение к матерям и старикам, многодетность. Нам есть о чём поплакать и помолиться.

В заключение хочу сказать: все священники зовут людей в храмы — на молитву, на службу, на Евхаристию. Причастие — это тоже семья: мы через Чашу соединяемся со Христом, объединяемся в большой живой богочеловеческий организм. Мы становимся частью Христа, и Он входит в нашу жизнь. Это залог того, что семья наша будет хранима Богом.

Записала Екатерина Щербакова

Православная вера — Том IV — Духовность — Сексуальность, брак и семья — Брак

Том IV — Духовность

Сексуальность, брак и семья

Брак является частью жизни человека на этой земле, созданной Богом.

Свадьба в Кане

Поэтому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и станут они одной плотью (Быт. 2.24, ср. Мф. 19.5–6).

Бог создал мужчину и женщину, чтобы мужчина и женщина жили вместе в браке как одна плоть. Этот союз должен быть разорван без всякой земной причины.

Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они сказали Иисусу: «Почему же Моисей повелел одной дать свидетельство о разводе и оставить ее?»

Он сказал им: по жестокосердию вашему Моисей позволил вам разводиться с женами вашими, но с самого начала не было так. А Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует».

Ученики сказали ему: «Если так обстоит дело с мужчиной со своей женой, то не следует жениться».

Но он сказал им: «Не все люди могут принять это наставление, но только те, кому оно дано. Ибо есть скопцы, которые были таковыми от рождения, и есть скопцы, которых люди сделали скопцами, и есть скопцы, которые сделали себя скопцами ради Царствия Небесного. Кто может это принять, тот да получит» (Мф 19:6–12).

Человеческий брак существует по воле Божией на земле как сотворенное выражение любви Божией к человеку и как участие человека в творческой любви Божией. Союз мужчины и женщины в брачной общине используется в Библии как образ верной любви Бога к Израилю и жертвенной любви Христа к Церкви (ср. Ис 54, Иер 3, Иез 16, Ос).

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Ибо муж есть глава жены, как Христос есть глава церкви, Своего тела и Сам есть ее Спаситель. Как церковь повинуется Христу, так и жены пусть во всем подчиняются своим мужьям. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова, чтобы представить Себе Церковь в великолепии, без пятна и порока. или что-либо подобное, чтобы она была свята и непорочна. Так и мужья должны любить своих жен, как свои тела. Кто любит свою жену, тот любит себя. Ибо никто никогда не имеет ненависти к своей плоти, но питает и лелеет ее, как Христос церковь, потому что мы члены тела Его.

По этой причине оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одно. Это великая тайна, и я понимаю, что это означает Христа и церковь; однако каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, и пусть жена видит, что она уважает своего мужа (Еф. 5.22–33).

В этих словах св. Павла, читаемых на таинстве венчания в Церкви, заключена вся программа духовной жизни в брачной общине. Муж должен любить свою жену до самой смерти, как Христос любит Церковь. И жена должна быть полностью отдана мужу во всем, как Церковь отдана Христу. Союз в любви должен быть совершенным, тотальным, совершенным, прочным и длиться вечно. В этом союзе половой акт любви является мистической печатью полного союза в любви; акт, посредством которого оба разума, сердца, души и тела соединяются в Господе.

По духовному учению Православной Церкви брак, а значит и половой акт любви совершается совершенным только во Христе и Церкви. Это не значит, что у всех тех, кто «венчается в церкви», идеальный брак. Таинство не является механическим или магическим. Его реальность и дары могут быть отвергнуты и осквернены, приняты к осуждению и суду, как Святое Причастие и все таинства веры. Однако это означает, что когда пара венчается в Церкви Христовой, возможность совершенства их брака наиболее полно дается Богом.

Когда мужчина и женщина искренне любят друг друга, они, естественно, желают, чтобы их любовь была совершенной. Они хотят, чтобы их отношения были наполнены всей добродетелью и каждым плодом Духа. Они хотят, чтобы она выражалась и исполнялась еще более совершенно. Они хотят, чтобы это длилось вечно. Те, кто не желает такого совершенства для своей любви, на самом деле не любят.

Когда мужчина и женщина имеют такую ​​любовь, они могут найти ее осуществление только во Христе. Он делает это возможным; никто и ничто другое не может этого сделать. Итак, для тех, кто любит истинно, спасителем и исполнителем их любви является Христос. Он дает всякую добродетель и всякий плод Духа. Он позволяет им стать еще более совершенными. Он позволяет им жить и любить вечно в Царстве Божьем. Брак во Христе не заканчивается грехом; оно не разделяется смертью. Оно исполняется и совершенствуется в Царстве Небесном. Именно по этой причине, и только по этой причине, те, кто ищет истинной любви и совершенства в браке, приходят в Церковь, чтобы обвенчаться во Христе.

Истинно христианский и духовный брак – это тот, в котором пребывает настоящая любовь. В брачной общине истинная любовь выражается в полном единстве пары во всем, что они есть, что имеют и что делают. Это любовь каждого, живущего полностью на благо другого, любовь эротического союза в полном единстве разума, сердца и плоти; любовь совершенной дружбы (см. «Бог есть Любовь» выше).

В таком сообществе любви половой акт является выражением всего этого. Он был создан для этой цели Богом. Это сокровенный акт, который обретает полную радость, когда его совершенствуют те, кто полностью предан и предан друг другу во всем, во всех отношениях, навсегда. Именно по этой священной и божественной причине половой акт не может совершаться случайно или беспорядочно ради собственного духовного или телесного удовольствия. Это акт любовного самопожертвования в вечной верности. Только когда это совершается таким образом, оно приносит божественное удовлетворение и бесконечный восторг влюбленным, которые его разыгрывают.

Сексуальная неудовлетворенность в браке практически никогда не бывает просто телесной или биологической проблемой. Это почти без исключения результат какого-то дефекта ума, сердца и души. По сути, это недостаток самой любви. Ибо когда каждый думает только о благе другого, желая полного духовного и телесного союза в совершенной дружбе, половой акт всегда приносит наибольшее удовлетворение. Когда это отсутствует, а центральным является что-то другое, удовлетворение какой-то недостойной страсти тела или ума, тогда все потеряно, и извращение любви приносит в союз печаль и смерть.

Обычно половой акт в браке приводит к рождению детей. Церемония бракосочетания в Церкви молится о «целомудрии, о непорочном ложе, о рождении детей и о всяком земном благе, которое они, в свою очередь, могут дать нуждающимся». Однако половой акт любви не ограничивается только рождением детей. Он существует и для союза в любви, и для взаимного назидания и радости тех, кто состоит в браке. Если бы это было не так, то апостол Павел не давал бы следующего совета:

. . . у каждого мужчины должна быть своя жена, а у каждой жены — свой муж. Муж должен предоставить жене ее супружеские права, а также и жене мужу. Ибо не жена владычествует над своим телом, но муж; также и муж не владычествует над своим телом, но жена. Не отказывайтесь друг от друга, разве только по соглашению на время, чтобы вы могли посвятить себя молитве; но потом опять сходитесь, чтобы сатана не искушал вас каждого воздержанием (1 Кор. 7.2–5).

Апостол не говорит, что супружеская пара должна разлучаться и соединяться только с намерением родить ребенка. Он скорее говорит, что они должны оставаться вместе, отделяясь «по соглашению на время», и это с целью посвятить себя «молитве». Слова «по соглашению» занимают центральное место в этом совете, ибо каждый должен жить тотально, как принадлежащий другому.

Сексуальность в чистом браке чиста. Ибо, как говорит апостол в другом контексте:

Для чистых все чисто, но для испорченных и неверных нет ничего чистого; их разум и совесть испорчены. Они заявляют, что знают Бога, но своими делами отрекаются от Него; они гнусны, непокорны, неспособны ни на какое доброе дело (Тит. 1.15–16).

Есть те, чьи браки нечисты, потому что они испорчены и неверны, не годны ни к какому доброму делу. Хотя они женаты и сексуальность, как говорится, «законна», тем не менее она безбожна и нечиста. Тот факт, что пара состоит в «законном» или даже «таинственном» браке, не делает их супружескую жизнь чистой и свободной от греховной страсти, извращения и похоти. Только те, кто действительно живет духовной жизнью в подлинной любви и преданности, имеют святую и чистую сексуальную жизнь, взаимно удовлетворяющую и наполняющую и угодную Богу. Это гарантировано, когда духовная жизнь во Христе и в Церкви. Но, как сказал святой Иоанн Златоуст, даже языческие браки святы и чисты, когда присутствует истинная любовь и супруги вечно отданы друг другу в бесконечной верности и взаимной преданности. Ибо где такая любовь, там и присутствие Бога.

Предыдущий

Сексуальность

Том IV — Духовность:
Сексуальность, брак и семья

Следующий

Семья

Том IV — Духовность:
Сексуальность, брак и семья

Повторный брак после развода » Православная Церковь Святого Иоанна Богослова

Слишком часто мы видим, как многие люди распространяют дезинформацию об учении Православной Церкви о разводе и повторном браке. Потому что они просто не знают, кто может и не может вступить в повторный брак, и какие требования должна выполнить пара, когда один или оба из них разведены и хотят повторного брака. Это не так резко и сухо, как думает большинство неправославных.

Примечание : В этой статье речь идет исключительно о расторжении браков, заключенных в Православной Церкви. Таким образом, мы не касаемся католических или протестантских браков или аннулирований/разводов.

Расчетное время чтения: 5 минут

Нерушимость брака

В Православной Церкви брак является тайной или таинством (Еф. 5:31-32). Таким образом, запечатанный Церковью, здоровый христианский брак нерасторжим. При этом мы должны помнить кое-что важное: брачный завет, как и любой другой завет с Богом, требует приложения нашей свободной воли . Другими словами, брак остается нерушимым только в том случае, если мы решим его создать и сохранить.

Христос говорит нам: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:9; Мф. 19:6). Звучит довольно просто. Это божественная просьба, очень похожая на «не убий». Однако заметьте, что учение Христа о том, что брак не может быть расторгнут, не означает, что Он говорит, что не может состояться. Человечество всегда было свободно повиноваться или не повиноваться Божьим заповедям. Мужчина может расторгнуть свой брак, если захочет. Он может убить своего ближнего, если захочет. В любом случае он совершает тяжкий грех и должен искать покаяния. Иными словами, эта заповедь Христа не является волшебным клеем, скрепляющим брак, несмотря на нежелание одного или обоих супругов.

Православное учение о разводе

Независимо от своих причин (т.е. невежества, уныния), многие из тех, кто предпочитает не подчиняться этому повелению Христа, прибегают к разводу, который по сути убивает брак. В глазах Церкви это явно не положительное действие или вмешательство. Скорее, он разрушает мини-Церковь , сформированную в результате брачных отношений, и разрывает связь, которая должна была быть неразрывной. Однако Православная Церковь может разрешить развод и повторный брак, по словам Господа нашего в Евангелии от Матфея:

Говорю вам, что всякий, кто разводится со своей женой, кроме как за супружескую неверность, и женится на другой женщине, прелюбодействует.

Матфея 19:9

Здесь мы видим, что тяжкое греховное поведение может испортить полноту супружеских отношений. Другими словами, это правонарушение  разрывает связь, а не сам развод. По духу православия, одно юридическое обязательство не может сохранить единство супружеской пары. Формальное единство должно соответствовать внутренняя симфония между мужем и женой. Когда пара больше не может спасти что-либо из этой внутренней симфонии, связь, которая изначально считалась неразрывной, уже распалась. Кроме того, Церковь признает, что бывают случаи, когда супружеская жизнь не имеет смысла или даже может привести к потере души. Святитель Иоанн Златоуст говорит по этому поводу: «лучше нарушить завет, чем потерять душу». Тем не менее развод — это трагедия, результат человеческой слабости и греха.

Православное учение о повторном браке

Православная церковь осуждает грех. Но в то же время она также желает помочь тем, кто страдает от греха. Таким образом, она допускает вторые (а в крайне редких случаях и третьи) браки, как пастырскую уступку в контексте oikonomia *. Как говорит апостол Павел о незамужних и вдовах: «Если не могут держать себя в руках, пусть вступают в брак» (1 Кор. 7, 9). Другими словами, во всех аспектах существует тесная связь между разводом и возможностью повторного брака. Однако это делает , а не означают, что расторжение брачных отношений автоматически дает кому-то право вступить в новый брак. В целом Православная Церковь относится к повторным бракам с чувством нежелания. Таким образом, неверно говорить, что любой православный христианин может жениться два (или даже три) раза.

Православный канонический закон может разрешить второй и даже третий брак вне пастырского попечения, но строго запрещает четвертый. Как правило, если один из членов пары ранее не состоял в браке, в православной церкви все же можно совершить обычную брачную службу. Однако, если оба ранее разведены или овдовели в Церкви, используется второй (покаянный) обряд бракосочетания.

Икономия

Икономия основана на заповеди Христа своим апостолам в Иоанна 20:22-23. Опыт человеческого брака становится невозможным после духовной смерти любви. Именно тогда Церковь – как Тело Христово – с пониманием и состраданием и из личной заботы может применять икономию, принимая развод и не отвергая грешных верующих, или лишая их милости Божией и дальнейшей благодати. Икономия существует по этой явной причине: чтобы немощный грешник не был бесповоротно отлучен от церковного общения. Это соответствует примеру Христа, пришедшего спасти заблудших.

Прежде чем церковные власти признают развод через oikonomia , пара должна пройти пасторское консультирование и попытаться примириться. Только когда это уже невозможно, следует применять oikonomia .


Что такое икономия?

Согласно православному каноническому праву, oikonomia — это приостановление строгого применения канонического права без ущерба для догматических ограничений. Канон — это «правило» или «руководство» по богослужению, таинствам и управлению Церковью. Только епископы обеспечивают их выполнение. Они могут обеспечить их соблюдение жестко («акривиа») или гибко («ойкономия»), но точность — это норма.

Примечание: это не то же самое, что устроение в римско-католической церкви.

Требования для повторного брака

Пара, желающая вступить в повторный брак, должна соответствовать определенным требованиям, прежде чем они смогут вступить в повторный брак в церкви:

  • Пара должна предъявить либо свидетельство о смерти умершего супруга (если он овдовел), либо решение о гражданском разводе. приходскому священнику. Если предыдущий брак был заключен в православной церкви и закончился разводом, то необходимо предъявить и церковный указ о разводе.
  • Священник должен сначала обратиться к епископу в письменной форме, чтобы получить разрешение на брак.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *