Характер взаимоотношений в семье виды: Отношения в семье, какие могут быть – характеристика. Виды взаимоотношений в семьях

Особенности взаимоотношений детей и родителей в семье. | Консультация:

                Оссобенности взаимоотношений детей

                             и     родителей в семье.

        Большое значение для воспитательного потенциала семьи имеют такие ее составляющие, как  образовательный уровень родителей, общая культура, педагогическая активность, умение устанавливать  добрые отношения со всеми окружающими, структурный тип семьи, возраст отца и матери.

Различают три основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

         Авторитарный стиль представляется как жесткое декларирование  родителями требований, которые охватывают всю жизнь детей. В семье проявляются силовое давление, агрессия, диктат, черствость и холодность, бесцеремонная внимательность.

Либерализм в семье характеризуется полным безразличием членов семьи друг к другу, полным попустительством. Каждый из членов семьи живет своими делами, заботами, мыслями.

Демократизм       основывается      на       взаимной заинтересованности, поддержке  и  взаимопомощи.   При  авторитарном   стиле  потребности детей подавляются, а при либеральном — игнорируются, то в демократической семье наблюдается постоянный ненавязчивый контроль за развитием ребенка.

Основным   направлением в  описании типологии   семейного воспитания —   это изучение   воспитательных родительских    установок    и позиций.   В общем виде это можно сформулировать как неоптимальные и оптимальные родительские позиции.  Мнение,   точка  зрения, отношение к чему — либо и соответствующее поведение.

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. Адекватность родительской позиции представляется как понимание родителей индивидуальности своего ребенка, видение происходящих в его душевном мире изменения. Прогностичность родительской позиции заключается в том, что стиль общения должен опережать появление новых типических и личностных качеств детей. На основе прогностичной родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию. Гибкость родительской позиции рассматривается как способность изменения воспитательных воздействий на ребенка по ходу условий жизни семьи.

Некоторые авторы, занимающиеся проблемой воспитания детей, пытались положить в основу описания типов воспитания степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку.

Воспитание по типу любви и принятия. Обобщенная формула родительского воспитания выражается удовлетворением «Ребенок — центр моих интересов». Родители постоянно занимаются с ребенком, нежно к нему относятся, заботятся о его жизни.В других исследованиях внимание уделялось как степень свободы ребенка в семье, т.е. как родители регулируют его поведение. При этом подходе выделены два крайних типа — чрезмерная опека и излишняя требовательность.

Воспитание по типу чрезмерной опеки. Воспитательная формула родителей: «Все сделаю для ребенка». В поведении родителей прослеживается полное попустительство в сочетании с чрезмерной опекой.

Воспитание по типу излишней требовательности.  Воспитательная формула родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». Родители постоянно критикуют поведение ребенка, отсутствует поощрение и похвала.

Третья группа ученых, анализируя типы воспитания, пришли к выводу,

что  более точная  оценка воспитания заключается не   в одном,  а в нескольких аспектах. С одной стороны — эмоциональный аспект отношения к детям, с другой стороны отражение поведения. Сочетание этих аспектов дают четыре типа воспитания:

1) теплое отношение к ребенку в сочетании с представлением ему самостоятельности и инициативы;

2)  холодное  разрешающее  воспитание,   при  котором   есть  некоторой холодность к ребенку,   недостаточность родительских   чувств сочетаются с представлением ему свободы,

3) теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его поведением;

4) холодное ограничивающее воспитание, которое сопровождается постоянной критикой ребенка, придирками, а иногда и к преследованию самостоятельного поступка.

В последнее время определился еще один подход, исходящий не из двухчисленной , а из трехчисленной модели воспитания. Выделены три аспекта отношений, составляющих отношение родителей к своему ребенку: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет выделить восемь типов родительского воспитания.

Действенное воспитание, основанное на симпатии, уважении и близости. Формула родительского отношения к детям такова: «Хочу» чтобы мой ребенок был счастлив, буду помогать ему в этом. В семье теплый эмоциональный тон общения, присуще активное воспитание и интересам, увлечениям, способностям ребенка, уважаются его права, оказывается радужная требовательность.

Отстраненное   воспитание    основано  на   симпатии,  уважении, но существует    большая     дистанция     с    ребенком.      Формула    семейного воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения   с ним».   Родители высоко оценивают ребенка,    его    внешний    облик,    его    успехи,    способности,    но   мягкое обращение с ним сопровождается неумением помочь в его проблемах.

Действенная  жалость,     основана     на     близости,     симпатии,     но отсутствует уважение.   Формула  воспитания   такова:   «Хотя   мой  ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю». Этот стиль эмоционального отношения к  ребенку характеризуется осознанностью   действительных,   а  иногда   и    мнимых   отклонений   в   его физическом   и  умственном  развитии.   В  результате родители   приходят  к идее  исключительности   своего  ребенка.   В   общении с  ребенком  идут  к пути    предоставления    особых    привилегий    всячески   предохраняют    от вредных  влияний.   Интересы  родителей   сосредоточены на нем, они как бы не верят в возможности и способности ребенка.

Воспитание   по  типу   снисходительного  отстранения,   основывается на   симпатии, неуважении, большей межличностной   дистанции. Формула семейного   воспитания выглядит   примерно так:   «Нельзя не винить моего ребенка    в    том,    что    он    недостаточно    умен    и   физически   развит».Неблагополучие ребенка негласно является его правом, родители не вмешиваются в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, недостаточно ориентируются в душевном мире ребенка.

Отвержение      основано      на     антипатии,      неуважении,  большой межличностной  дистанции.   Такое   отношение   родителей  к                                                                                                                                                                своим детям встречается   очень редко,   формула родительской   позиции выражается так: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело». Родитель отстраняется от ребенка, не хочет общаться с ним, не замечает  его  присутствия. Родитель  становится холодно-неприступным при его приближении.

Презрение. В   этом    типе   отношений    присутствуют   неуважение, малая межличностная    дистанция.    Такое    отношение    к    детям    соответствует родительской    формуле    следующего    вида:    «Я    мучаюсь,    беспредельно страдаю от того,  что мой ребенок так неразвит, упрям, труслив, неприятен другим   людям».     Любые   достижения    ребенка   родитель  не    замечает, игнорирует,   в   общении   не   замечает   ничего   положительного.   Общение родителей   и детей   строится на   понукании, назидании, требовательности. Такие родители  постоянно   посещают специалистов в желании «исправить» .Воспитание строится по формуле:  «Мой ребенок негодяй,   и я   докажу ему   это!». В воспитании  присутствует твердая убежденность родителей, что их ребенок превратился    в    «мерзавца».   Родители    пытаются   чрезмерной строгостью, жестким  контролем  переломить ребенка,  нередко выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности.

Отказ     основывается      на     антипатии,      уважении     и      большой межличностной дистанции. В воспитании ребенка преобладает отстранение от его проблем. Они, как и он издали наблюдают за ребенком, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. При заострении отношений такие   родители   охотно   прибегают   к   помощи общественности, стремятся доверить ребенка школе.Приведенные   типы   родительского   воспитания   заостренны.    В   ходе воспитания   под    воздействием   обстоятельств,    тех   или   иных событий отношение родителей к ребенку изменяется. Будет  ошибочным считать, что поведение родителей  от рождения  ребенка до  его взросления описывалось одним   типом   воспитания.   Практика   показывает   в   поведении   родителей несколько     вариантов     отношений.      Приведенный     подход     позволяет определить, какая именно установка на данный момент стала для родителей ведущей.

Одним из ведущих спектров отношений в семье является общение. Исследователи В. Заслуженюк и В. Семиченко выделяют, что общение между родителями и детьми имеет ряд специфических особенностей. Они выделяют следующие положительные признаки семейного общения:

1. семейному общению присущи интимность, камерность, снижение «доверительного интервала», дистанции между общающимися сторонами;

2. семейное общение охватывает все стороны человека, обеспечивая его внеролевое   принятия и   взаимодействие. Например,   ребенок в школе выполняет роль ученика, на улице, переходя ее — роль пешехода, в спортивной секции — спортсмена. Семья  принимает его  в интеграции всех его внешних ролей;

3.   в   семейном   общении   невозможно   выделить   такие   аспекты   как обучение,    воспитание,    развитие.     Им    присущ     комплексный    характер влияния.    Поощряя    определенное   поведение    ребенка,   наказывая    его   за нарушение тех или иных правил, родители дают понять какая система норм, правил    приемлема.    В    то   же    время,    одновременно    идет   механизм идентификации:    ребенок   подражает   родителям,    ориентируется   на них, это может происходить как на сознательном, гак и на несознательном уровне;

4.   на   семью   возлагается   обязанность    регулировать   разнообразные отношения     ребенка     с     окружающим      миром.     Родители      являются своеобразным     «буфером»,     т.к.     обрушивать      сложности     жизни      на неокрепшую психику   ребенка   недопустимо. В   семье снимаются   стрессы, получаемые   ребенком   в   других   сферах   жизни.   Здесь   семья   выполняет рекреационную функцию;

5. семья обеспечивает максимальную длительность связей, что имеет большое влияние на человека на протяжении почти всей его жизни.

Однако, исследователи выделяют, что общение в семье может осложняться по некоторым объективным причинам.

1. Было исследовано, что диапазон эмоциональных проявлений в семье может колебаться, т.к. включает и расслабление, и снижение самоконтроля, и повышение тенденции к нервным разрядкам. Общение между супругами, детьми приходится на вторую половину дня, придя домой члены семьи испытывают острую потребность в отдыхе.

2. Общение в семье может проходить на фоне уже накопившегося переизбытка общения.

3.  Общение  в  семье  связано  с  мелкими,   каждодневными  бытовыми хлопотами,     что     обесценивает     его     содержательную     сторону     т. к. ограничивается     внешней    результативностью     при    внутренней     пустоте отношений.

4. У родителей часто отсутствует психолого-педагогический опыт. Он приобретается параллельно с развитием ребенка. Поэтому возможны ошибки из-за отсутствия психолого-педагогического опыта. Исследователь детского невротизма В. Гарбузов выделяет несколько типов неправильного воспитания: гиперсоциальный, тревожно-мнительный, эгоцентрический.

Гиперсоциальный     тип        неправильного     воспитания   встречается
более часто.   Ребенка хотят   иметь не   потому, что   в нем   есть глубокая
душевная потребность, а потому, что дети   должны быть   в каждой семье.
В семье  придерживаются «строгих»   правил: читаются   и до формализма
пунктуально        выполняются            рекомендации           по      «идеальному» воспитанию. Например, малыша не берут на  руки, даже если он заходится в плаче. Кормят по часам, хотя он не хочет есть в положенное время и плачет от голода в неположенное. Ребенок у гиперсоциальных   родителей как   бы запрограммирован,   чрезмерно  дисциплинирован,   чересчур   гипомнителен.

При гиперсоциальном воспитании темперамент подавляется, в результате у детей формируется гиперсоциальный или тревожно-мнительный характер, который приводит к неврозу, если они терпят тяжелую неудачу или крах притязаний.

Тревожно-мнительный   тип   наблюдается   в    тех   случаях,    когда   с рождением ребенка одновременно возникает и неотступная тревога за него, за   его   здоровье  и   благополучие.  Воспитание   по  этому   типу  нередко наблюдается в семье с единственным ребенком, а также в семье, где растет ребенок.   Ребенок в   таком случае   несамостоятелен, нерешителен, раним, обидчив,   не    уверен   себе.    Они   становятся    очень   беспокойными   из-за тревожного восприятия действительности.

Эгоцентрический     тип     наблюдается     в     семье     с    недостаточным уровнем   ответственности  в   отношении  будущего.   Ребенку  навязывается представление   о   себе   как   о    самодовлеющей   сверхценности. Малейшие прихоти  удовлетворяются  немедленно,  желания предугадываются.

Из      вышеперечисленных      причин      можно       сказать,      что   при потенциально   высоких   возможностях   семейного   воспитания существуют причины,   которые  усложняют  процесс  внутрисемейного взаимодействия.

В    результате    каждодневного   взаимодействия    складывается   общая атмосфера внутрисемейных отношений, характерная для того или иного типа семьи. Встречают следующие виды отношений.

Сотрудничество    заключается    в    поддержке    и   взаимоотношении. В семье удовлетворяются  основные потребности всех членов семьи. Каждый независимо от возраста чувствует свою значимость, получает в семье помощь и понимание от всех.

Паритет         —        подразумеваются         «союзнические»    отношения, базирующиеся     на     получении     при     взаимодействии     общей     выгоды, удовлетворяющей   все   стороны.   Личностная   значимость   каждого   члена семьи  отодвигается   на второй   план,  ценнее   всего  поиск   рациональной целесообразности любого события.

Соревнование — в семье каждый стремится быть первым во всем, быстрее, любой ценой достигнуть собственных целей.

Конфронтация — в семейных отношениях преобладает стремление главенствовать над другими. Показывать свое превосходство над другими.

Антагонизм — в семейных отношениях есть две или три противоборствующие стороны, которые не согласны на компромисс. Такое отношение может возникнуть между родителями и детьми.

На фоне таких видов семейных отношений как антагонизм и конкуренция появляются симптомы «скрытого сиротства», эмоциональная отчужденность детей от родителей, утрата защитных контактов между родителями и детьми, а следствием этого видим детскую беспризорность, бродяжничество, неконтролируемость поступков детей. При таких условиях растет количество детских неврозов. Не излеченный в детстве невроз может исказить судьбу человека, отразиться на всей его жизни.

Проблемы      семейного      воспитания       многоплановы.   Нарушение функций     семьи,     воспитания:     неоптимальный      стиль     общения      и взаимодействия      приводит     к      постоянным     конфликтам,   негативным тенденциям развития детей. Супружеские     отношения     формируют    определенную     позицию эмоциональные отношения к сыну или дочери, взгляд на его (её) воспитание. Родительская   позиция   —   один   из   важнейших   факторов,   влияющих   на формирование личности ребенка. В ней отражаются чувства, которые родители его питают друг к другу.

           Атмосфера семьи, весь семейный уклад оказывает влияние на ребенка. Опыт общение, полученный в семье, очень важен. Им в значительной степени определяется благополучие взаимоотношений детей с окружающими людьми.

О влиянии внутрисемейных отношений на формирование социального опыта ребенка свидетельствуют работы современных психологов, педагогов и практика семейного воспитания (А. Я. Варга, В. К. Котырло, А. С. Спиваковская, В. Я. Титаренко и др.).

В  семье дети выбирают различные, индивидуальные пути поведения, которое строятся на основе субъективной, подсознательной оценки происходящего вокруг. Уже в конце первого и в начале второго года жизни ребенок становится настоящим «экспертом» своих родителей. В семьях с серьезными проблемами в отношениях, личностными отклонениями родителей наблюдаются такие формы поведения детей и воздействия на родителей, которые плохо влияют на развитие
и взаимоотношение ребенка с другими детьми (болезнь, агрессия). Таким    образом,    мы    приходим    к    заключению,    что    на   характер взаимоотношений детей и взрослых  влияют следующие факторы:

—    супружеские отношения;

—    позиция родителей, выражающаяся в стиле воспитания;

—    возраст самих детей;

—    личностные качества детей;

Ссоры между детьми и родителями по своей значимости на формирование личности детей несут противоречивый характер.

С одной стороны они закаливают характер, выступают как субъективный опыт детей. Ссор между детьми в семье избежать невозможно. Но их можно считать естественными и нормальными, только если в их основе не лежит мотив предательства.        

Негативные отношения между детьми и родителями при отсутствии правильной позиции родителей и положительных личностных качеств самих детей, могут закрепиться и сопровождать их всю жизнь, вызывая различные внутренние конфликты личности и влияя на отношение с другими людьми.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье

Психологический климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейных взаимоотношений. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в жизне семьи. Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение. Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. У детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства. Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

семья! Характеристики и характер семьи.

Семья является основной группой. Семья – это социальный институт, основа общества. Семья является центром социальной или общины. А семья удовлетворяет основные потребности общества. Семья учит нас привычкам или поведению.

Термин, происходящий от римского слова « Familia » или латинского слова « Familia », означающего домашнее хозяйство, состоящее из слуг или рабочих и рабов вместе с другими лицами, имеющими брак или кровных родственников.

Такие слова, как « Кутумба » и « Париваар », имеют более или менее одинаковое значение.

Определение семьи.

Семья – это биологическая социальная единица, состоящая из мужа, жены и детей.

Семья – это прочное объединение мужа и жены с детьми или без детей или мужчины или женщины наедине с детьми.

Семья определяется как группа людей, живущих в обществе. В семью входят муж, жена и их дети.

Характеристики семейства.

Есть два типа характеристик семьи.

№1. Общая характеристика семьи.

  • Брачные отношения.

Отношения между мужчиной и женщиной называются брачными отношениями. Семья очень зависит от отношений. Это может быть долгое время и продолжительность отношений.

  • Форма брака.

Заключить семейный брак очень важно. Без брака никто не может создать семью. После брака физические отношения возможны в соответствии с индийским законодательством.

  • Система номенклатуры.

У каждого человека есть свое имя. Народы знают по именам. Точно так же каждая семья известна по имени. Первая система известна как патрилокальная семья, а вторая — как матрилокальная семья.

  • Экономические резервы.

Каждая семья имела материальное обеспечение. Хозяйство очень нуждается в вынашивании, воспитании и воспитании.

  • Общежитие.

Привычки — это работа каждой жизни. Члены семьи имеют свои общие привычки друг с другом. Обычно жена находится в совместном с мужем доме и корректирует их привычки. Этот процесс известен как патрилокальный.

№2. Отличительные признаки семьи.

  • Универсальность.

Семья присутствует во всех обществах. Каждая семья имеет свою собственную культуру, роли, правила, нормы и ценности. Каждая семья следует настройке сообщества.

  • Эмоциональная основа.

У каждого человека есть любовь, привязанность и т. д. Семья основана на эмоциях. Все дети ждут от семьи любви, нетерпения, помощи.

  • Ограниченный размер.

Семья – это небольшая группа. Малая группа устанавливает более тесные отношения друг с другом, как муж, жена и дети. Семья – это социальные организации, институты, а также социальная и культурная структура. Семья также является первичной группой.

  • Социальное регулирование.

Социальное регулирование означает управление социальным или обществом. Семья – это организация, которая регулирует жизнь общества. Через семью мы учимся дисциплине, развитию личности и социализации.

  • Роли участников.

У каждого члена семьи есть определенная роль. Отец получает деньги и катает семью. Роли матери — приготовление пищи, а затем работа семьи. У каждого члена семьи есть определенные роли и обязанности.

  • Постоянный и временный характер.

Природа — это ничто, это привычки. Постоянная природа передается из поколения в поколение. Но временный характер, который достается социальному или обществу.

  • Система имен.

Как правило, у каждого человека есть свое собственное имя и точное имя. Верное имя, полученное по отцовской и материнской линии.

Характер семьи.

Характер семьи включает- 

  • Семья состоит из мужа, жены и детей.
  • Семья – это ячейка социализации.
  • Семья основана на любви, привязанности и т. д.
  • Семья подобна институту или организации.
  • Это малая и основная группа.
  • У всех членов семьи есть общие привычки.
  • Семейство универсальное.
  • Социальный контроль со стороны семьи.
  • Семейство ограничено по размеру.
  • У каждого члена семьи есть обязанности.
  • Каждая семья имеет свою культуру, религию, обычаи, ценности и нормы.
  • Семья – это часть общества.
  • Никто не может выжить без семьи

Читайте также

Роль семьи в поддержании здоровья и профилактике заболеваний.

Family Dynamics — StatPearls — Книжная полка NCBI

Бахаре Джаббари; Одра С. Роустер.

Информация об авторе

Последнее обновление: 25 июля 2022 г.

Определение/Введение

Семейная динамика относится к моделям взаимодействия между родственниками, их ролям и отношениям, а также к различным факторам, формирующим их взаимодействие. Поскольку члены семьи полагаются друг на друга в плане эмоциональной, физической и экономической поддержки, они являются одним из основных источников безопасности отношений или стресса. Надежные и поддерживающие семейные отношения обеспечивают любовь, советы и заботу, в то время как напряженные семейные отношения обременены спорами, постоянной критикой и обременительными требованиями.[1]

Межличностные взаимодействия между членами семьи имеют долгосрочные последствия и влияют на развитие и благополучие человека посредством психосоциальных, поведенческих и физиологических путей.[2] Таким образом, семейная динамика и качество семейных отношений могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье.

На семейную динамику могут влиять несколько факторов. Некоторые исследователи определили индивидуацию, взаимность, гибкость, стабильность, четкое общение и взаимность ролей в качестве основных факторов, способствующих здоровой семейной динамике. В частности, взаимность, означающая общее чувство сплоченности и теплоты, была определена как самый сильный способствующий фактор. Напротив, факторы, способствующие нездоровой семейной динамике, включают запутанность, изоляцию, ригидность, дезорганизацию, нечеткое общение и ролевой конфликт. [3]

Само определение семьи с годами трансформировалось. В предыдущих поколениях семьи оставались близкими друг к другу, и несколько поколений помогали воспитывать детей. В настоящее время семьи чаще разбросаны по стране, а бабушки и дедушки меньше участвуют в жизни своих внуков. Без семьи рядом некоторые формируют основную группу местных семей, которую они считают своей семьей. Эта семейная структура может меняться при переезде, поэтому семья человека может быть изменчивой. Еще один аспект семьи, который изменился за эти годы, — это признание и принятие нетрадиционных семей и увеличение числа смешанных семей.

Вопросы, вызывающие озабоченность

Обширные исследования продемонстрировали важность семейной динамики для здоровья, болезни и выздоровления. Однако среди ученых нет единого мнения о точном определении семьи и семейной динамики. Например, в нескольких исследованиях пациентов, получающих лечение от психических заболеваний, семья строго определялась как родители пациента. [4][5] В других исследованиях, изучающих роль семейной динамики в процессах выздоровления, рассматривается текущая жизненная ситуация пациента, включая супруга и детей. В некоторых исследованиях семья определяется в широком смысле, включая родителей, братьев и сестер, членов расширенной семьи и детей, в то время как в других она вообще не определяется.

Отсутствие ясности в отношении того, кого следует квалифицировать как члена семьи, затрудняет анализ роли динамики семьи в исходах для здоровья. В результате часто бывает слишком сложно разработать позитивные вмешательства. Чтобы обеспечить большую согласованность в будущих исследованиях, некоторые исследователи призвали к установлению более точного определения и схемы классификации для идентификации членов семейной ячейки.

Одна схема классификации предлагает семь четко определенных типов семейств: протонный, электронный, ядерный, атомный, молекулярный, совместный и квази-семейство.[6] Хотя такая классификация может иметь потенциал, она обычно не используется в современной литературе. Кроме того, хотя классификация четко определена, ее может быть трудно интерпретировать. Другие предложенные решения бросили вызов понятию определения семьи в строгих терминах, их сторонники придерживаются мнения, что участникам исследования и пациентам должно быть разрешено определять свои семьи независимо друг от друга.[7] Альтернативное решение состоит в том, чтобы не придавать особого значения семейным отношениям в контексте здоровья и болезней и вместо этого широко изучать социальные отношения.[8]

Клиническое значение

Семейная динамика играет важную роль в исходах для здоровья и поэтому заслуживает внимания в клинических условиях. Нездоровая семейная динамика может привести к травмам и стрессу у детей по мере их взросления. Этот тип воздействия, широко известный как неблагоприятный детский опыт (ACE), связан с повышенным риском развития проблем с физическим и психическим здоровьем. В частности, АПФ увеличивают индивидуальный риск развития заболеваний сердца, легких и печени, депрессии, беспокойства и т. д. [9].] Нездоровая семейная динамика также коррелирует с повышенным риском употребления психоактивных веществ и зависимости среди подростков.[10] Ролевой конфликт между родителями и подростками, способствующий плохой семейной динамике, связан с подростковой агрессией, тогда как взаимность (сплоченность и теплота) выступает защитным фактором против агрессивного поведения.[11]

Обзор литературы о влиянии семейной динамики на здоровье сна и сердечно-сосудистую систему показал, что негативная семейная динамика коррелирует с плохим сном, учащенным сердцебиением и повышенным кровяным давлением, что приводит к повышенному риску развития гипертонии. В том же исследовании они также обнаружили доказательства того, что взаимность членов семьи связана с лучшими показателями сна у детей.[1] Другие исследования показывают, что нездоровая семейная динамика, вызванная некачественным взаимодействием между родителями и детьми, связана с повышенным риском детского ожирения, тогда как позитивное взаимодействие служит защитным фактором против детского ожирения. [12]

Семейная динамика также является важным фактором, определяющим здоровье и благополучие пожилых пациентов. Например, здоровая семейная динамика, способствующая поддерживающему взаимодействию между членами семьи, повышает вероятность того, что пожилые пациенты выберут операцию по замене тазобедренного и коленного суставов.[13] В результате этих операций по замене суставов пациенты испытывают меньше боли и восстанавливают функцию своих больных суставов.

Несколько путей могут помочь объяснить, как семейная динамика влияет на здоровье. Например, стрессовые отношения между членами семьи связаны с нарушением иммунной функции и повышенной аллостатической нагрузкой. Напротив, поддерживающие отношения коррелируют с более низкой аллостатической нагрузкой. Поведенческие пути также были вовлечены. Стрессовые отношения могут привести к плохим механизмам преодоления, которые могут нанести ущерб здоровью человека, тогда как у тех, кто находится в поддерживающих отношениях, есть члены семьи, которые поощряют их вести себя более здоровым образом и помогают им в соблюдении режима лечения, если это применимо. [2] [7]

Способы, которыми динамика семьи влияет на здоровье, не ограничиваются перечисленными здесь. Длинный список краткосрочных и долгосрочных последствий для здоровья, связанных с нездоровой семейной динамикой, и положительные связи между здоровой семейной динамикой и благополучием иллюстрируют клиническую значимость семейной динамики. Таким образом, поставщики должны оценить динамику семьи пациентов с помощью сбора социального анамнеза и других средств, прежде чем они разработают план действий. Чтобы помочь пациентам развивать и поддерживать здоровую семейную динамику, клиницисты могут предложить различные программы вмешательства, такие как формирование семьи и семейная терапия.

Сестринское дело, союзное здравоохранение и межпрофессиональные групповые вмешательства

Эффективная оценка и учет динамики семьи пациента и ее роли в здоровье и заболевании требует межпрофессиональной команды медицинских работников, включая медсестер, врачей, социальных работников и терапевтов. Медсестры имеют уникальную возможность наблюдать за моделями взаимодействия, оценивать отношения в семье и заниматься семейными проблемами в клинических условиях, поскольку они часто контактируют с членами семьи.[14] Врачи могут использовать методы формирования семьи, чтобы помочь пациентам и их семьям развивать и поддерживать здоровую семейную динамику. Терапевты могут вмешиваться через сеансы семейной терапии, психотерапии и межличностной терапии для решения межличностных проблем и укрепления семейных связей. Социальные работники играют жизненно важную роль, выполняя посещения на дому, чтобы контролировать семьи и направлять их к здоровому образу жизни, который ведет к поддерживающим отношениям.

Сотрудничество межпрофессиональной команды способствует развитию семейно-ориентированной практики ухода и предоставляет пациентам и семьям необходимые ресурсы для развития и поддержания здоровой семейной динамики. Многочисленные исследования показывают, что семейная динамика и качество семейных отношений имеют большое значение для здоровья людей. [15][16][17][18] [Уровень 1] Это подчеркивает важность оценки семейной динамики и устранения нездоровых отношений в клинических условиях для укрепления здоровья и благополучия пациентов.[2][7] [Уровень 5]

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Gunn HE, Eberhardt KR. Семейная динамика в здоровом сне и гипертонии. Curr Hypertens Rep. 13 апреля 2019 г.; 21 (5): 39. [Бесплатная статья PMC: PMC6501837] [PubMed: 30982174]

2.

Томас П.А., Лю Х., Умберсон Д. Семейные отношения и благополучие. Инновационное старение. 2017 ноябрь;1(3):igx025. [Бесплатная статья PMC: PMC5954612] [PubMed: 29795792]

3.

Уайт М.А., Старейшина Дж. Х., Паавилайнен Э., Йоронен К., Хельгадоттир Х.Л., Зайдл А. Семейная динамика в США, Финляндии и Исландии. Scand J Caring Sci. 2010 март; 24(1):84-93. [PubMed: 19824948]

4.

Braehler C, Schwannauer M. Восстановление формирующегося себя: изучение отражательной функции при выздоровлении от подросткового психоза. Психол Психотер. 2012 март;85(1):48-67. [PubMed: 22903893]

5.

Сун К.М., Ким С., Пускар К.Р., Ким Э. Сравнение жизненного опыта студентов колледжей с различными курсами шизофрении в Корее: тематические исследования. Перспектива психиатрической помощи. 2006 г., май; 42(2):82–94. [PubMed: 16677132]

6.

Шарма Р. Классификация семьи и структуры семьи, пересмотренная для настоящего времени. J Family Med Prim Care. 2013 г., октябрь-декабрь; 2(4):306-10. [Бесплатная статья PMC: PMC4649868] [PubMed: 26664832]

7.

Реуперт А., Мейбери Д., Кокс М., Скотт Стоукс Э. Место семьи в моделях восстановления для лиц с психическими заболеваниями. Int J Ment Health Nurs. 2015 декабря; 24 (6): 495-506. [PubMed: 26279272]

8.

Умберсон Д., Монтес Дж.К. Социальные отношения и здоровье: горячая точка для политики в области здравоохранения. J Health Soc Behav. 2010; 51 Приложение (Приложение): S54-66. [Бесплатная статья PMC: PMC3150158] [PubMed: 20943583]

9.

Дейтон С., Невилл А., Пуш Д., Добсон К. Биомаркеры неблагоприятных детских переживаний: обзорный обзор. Психиатрия рез. 2018 ноябрь;269: 719-732. [PubMed: 30273897]

10.

Трухильо А., Обандо Д., Трухильо, Калифорния. Семейная динамика и употребление алкоголя и марихуаны среди подростков: опосредующая роль негативных эмоциональных симптомов и поиска ощущений. Поведение наркомана. 2016 ноябрь;62:99-107. [PubMed: 27344116]

11.

Smokowski PR, Rose RA, Bacallao M, Cotter KL, Evans CB. Семейная динамика и агрессивное поведение латиноамериканских подростков. Cultur Divers Ethnic Minor Psychol. 2017 янв; 23 (1): 81-90. [PubMed: 27281487]

12.

Андерсон С.

Э., Кейм С.А. Взаимодействие родителей и детей, саморегуляция и профилактика ожирения в раннем детстве. Curr Obes Rep. 2016 Jun;5(2):192-200. [Бесплатная статья PMC: PMC4856567] [PubMed: 27037572]

13.

Demiralp B, Koenig L, Nguyen JT, Soltoff SA. Детерминанты замены тазобедренного и коленного суставов: роль социальной поддержки и динамики семьи. Расследование. 2019 янв-декабрь;56:46958019837438. [Бесплатная статья PMC: PMC6452775] [PubMed: 30947603]

14.

Zaider TI, Banerjee SC, Manna R, Coyle N, Pehrson C, Hammonds S, Krueger CA, Bylund CL. Реагирование на сложные взаимодействия с семьями: учебный модуль для медсестер стационарной онкологии. Фам Сист Здоровье. 2016 сен;34(3):204-12. [Бесплатная статья PMC: PMC5213594] [PubMed: 27632541]

15.

Polenick CA, DePasquale N, Eggebeen DJ, Zarit SH, Fingerman KL. Качество отношений между пожилыми отцами и детьми среднего возраста: ассоциации с субъективным благополучием обеих сторон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *