Формы семейных отношений: Классификация семейно-брачных отношений

Содержание

Типология семьи, формы брачных отношений

Семья представляет собой основанную на  совместной  деятельности социальную общность людей, связанных посредством супружества и родительства.На базе семьи растет численность населения, наблюдается преемственность поколений, происходит воспитание детей.  Так же семья определяется как  малая группа, которая основана на браке и (или) кровном родстве, члены которой могут совместно проживать и вести домашнее хозяйство,  имеют эмоциональную связь, связаны через взаимные обязанности по отношению друг к другу.

Нуклеарная и расширенная семья

На основе структуры родственных связей выделяют  нуклеарную и расширенную семью.
Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух людей, которые ведут общее хозяйство и имеют детей (как собственных, так и приемных). Распространение нуклеарная семья получила с началом индустриальной революции на Западе. Миграция из деревень в города сопровождалась распадом прежних родственных связей.

Характеристикой нуклеарной семьи является неолокальное проживание, т.е. отдельное проживание мужа и жены от их родителей. Нуклеарная семья как вид семейной жизни изучается многими исследователями. Одни приходят к выводу, что такая семья ведет не только к территориальной, но и к социальной дистанции. Другие полагают, что нуклеарной семье свойственно поддержание  широких связей с родственниками посредством частных визитов, помощи в быту и т.д.

Расширенная семья представляет собой семью традиционного типа, которая состоит из проживающих совместно либо рядом друг с другом  нескольких (чаще всего трех) поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и дедушек, мужей и жен, внуков и внучек и т.д.). Например, в России в 1920-1930- ые гг. считалось нормой проживание трех поколений родственников на одной жилплощади. Сегодня такой тип семьи сохраняется в обществах традиционного типа.

Наряду с расширенной семьей в некоторых сообществах существуют крупные родственные группы, объединенные по линии предков мужа либо жены. Такие семьи принято называть кланом.

Формы брака 

Основой семейной ячейки является брачный союз между женщиной и мужчиной.

Брак – это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой происходит социальное признание и юридическое закрепление их союза, а также установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к их детям. 

С одной стороны, в браке транслируются выработанные поколениями нормы и образцы поведения, с другой стороны, брак испытывает воздействия со стороны современного общества и поэтому способен к трансформации некоторых своих функций. Например, раньше в Японии родители сами договаривались  о браке своих детей, однако в последнее время, в связи с индустриальным развитием этой страны, наблюдается тенденция к увеличению числа союзов, заключаемых по любви.

Выделяют следующие формы брака:

  • моногамия – форма брака, в которой союз составляют один мужчина и одна женщина.
    Так же  используется термин «серийная моногамия» – форма моногамных отношений, где большинство разведенных мужчин и женщин впоследствии снова вступают в брак;
  • полигамия – форма брака, при которой один из супругов(или каждый из них) состоит в брачно-семейных отношениях с несколькими супругами.

Различают три формы полигамии:

1. Полигиния (многоженство)- мужчина может одновременно состоять в браке более чем с одной женщиной. Эта форма распространена в азиатской и африканской культурах. Так, в шариате в исламских странах дозволено иметь одновременно до четырех жен.Однако на практике этим правом пользуются лишь люди с высоким материальным достатком.2. Полиандрия — одна женщина может одновременно состоять в браке с двумя и более мужчинами. Данный вид полигамии распространен там, где численность мужского населения значительно превосходит численность женского (некоторые районы Южной Индии и Тибета).
Как правило, в этом случае несколько братьев имеют общую жену.
3. Групповой брак — несколько мужчин и женщин могут одновременно состоять между собой в брачно-семейных отношениях. Эта форма, широко распространенная в эпоху родоплеменных отношений, до сих пор сохраняется, например, на Маркизских островах Полинезии

На протяжении всей истории общество создает рамки на процесс выбора брачного партнера. Так, различают экзогамию и эндогамию:

  • Экзогамия – запрет браков в пределах одной родственной группы, характерный для первобытно-общинного строя.
  • Эндогамия – разрешение на брак только с членами своей группы.

Альтернативные формы семейно-брачных отношений

В XX столетии получили развитие  альтернативные формы семейно-брачных отношений. Эти отношения отличаются от нуклеарной моногамной семьи, легитимность которой признана законодательством, и иногда они противоречат моральным нормам и общественным представлениям.


К таким формам семейно – брачных отношений относятся: гражданские браки, неполные семьи или семьи с одним родителем, однополые браки, одиночество и коммуны.

Гражданский брак (сожительство) —  совместное проживание мужчины и женщины с неоформленными юридическими отношениями. Распространению таких отношений способствовали процессы индустриализации, либерализации морали, различных идеологий и т.д. 

Неполные семьи, или семьи с одним родителем, образуются в результате развода, смерти одного из супругов, либо рождения женщиной ребенка вне брака. В основном тенденция сводится к тому, что в таких семьях оказывается женщина. Однако, если раньше  рождение ребенка незамужней женщиной считалось позором, то сегодня во многих обществах взгляды на этот факт изменились.

Однополые семьи как объект пристального изучения появились сравнительно не так давно. До сих пор в  мире идут дискуссии о том, можно ли сожительство людей одного пола считать семьей, нужно ли легализовывать однополые браки, можно ли им доверять воспитания детей и т. д. Сегодня однополые браки легализованы  в Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, Норвегии, Швеции, Португалии, в отдельных штатах США и других странах.

Тенденция к одиночеству  обусловлена сегодня тем, что множество людей большое количество времени тратит на получение образования и карьеру. Также одинокими остаются значительное число пожилых людей, чьи партнеры умерли.

Коммуны сознательно отвергают традиционную нуклеарную семью, утверждая, что практика семейно-брачных отношений увековечивает индивидуализм и неравноправие полов, придает семьям одностороннюю функцию накопления собственности и передачи ее в дальнейшем по наследству детям. Коммуны появились как ответ западной молодежи на господство ценностей общества потребления, с которыми молодое поколение отождествляло традиционную семью.

Реальная практика последних лет свидетельствует о том, что разнообразие форм семейно-брачных отношений определяется следующими факторами:

  • уровнем экономического и социального развития общества;
  • преобладающим типом поселения; 
  • историческими традициями, обычаями и нравами,этническими и религиозными элементами культуры.

Поэтому все перечисленные формы брачно-семейных отношений находятся в сложном взаимодействии и непрерывной динамике изменений.

В настоящий момент наблюдаются следующие явления в семейно – брачных отношениях в западном обществе:

  1. Увеличения численности добрачных связей и совместно живущих пар, не вступающих в брак, как следствие — увеличение числа детей, родившихся вне брака, с одной стороны. С другой стороны, в западном обществе наблюдается новая тенденция «чайлд фри» — сознательное нежелание иметь детей в семье.
  2. Увеличение числа неполных семей, где ребенка воспитывает один родитель (часто это происходит даже не по причине развода супругов или распада пары, а вследствие «рождения ребенка для себя» в более зрелом возрасте).
  3. Распространение альтернативных типов брака и либерализация семейных нравов и половой морали.
  4. Ослабление роли религии и традиционных ценностей в семье. По мере секуляризации западных обществ и уменьшение числа верующих, роль религии и традиционных ценностей уменьшает свое влияние на семью .
  5. Возникновение новой формы семьи – смешанной (сводной). Это  семьи, которые представлены детьми от разных браков.
  6. Изменение связей между поколениями, зачастую сопровождаемые их разрывом  (дети перестают поддерживать тесную связь с родителями).

Изменчивость форм брака и семьи в ходе социальной эволюции

Библиографическое описание:

Фаизова, В. Б. Изменчивость форм брака и семьи в ходе социальной эволюции / В. Б. Фаизова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 143-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3195/ (дата обращения: 24.02.2023).

Семья и брачные отношения представляют интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающая ему стабильность и возможность пополнять население в каждом последующем поколении.

В то же время сторонники семьи говорят, что она представляет собой самый сплоченный и стабильный социальный механизм.

В культурном и историческом развитии изменяется не только форма семейных отношений, но и содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. Изучение причин различных форм брака представляет интерес для культурно — исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее время. Таким образом, цель проведения исследования по данному вопросу может быть представлена как изучение типов брака и семьи в традиционном обществе, эволюции института семьи и брака. Необходимо проследить происхождение, историю и развитие института брака и семьи, рассмотреть исторические формы брака, а также теоретические основы изучения, описания, сравнения и анализа форм брака и семьи в современном обществе с помощью проведения опросов.

Семья — это сложное социально-культурное явление. Специфика и уникальность ее в том, что она ориентирована практически на все аспекты человеческой жизни и прослеживается на всех уровнях социальной практики: от индивидуального к социальному, от материального к духовному. В структуре семьи можно выделить три взаимосвязанных блока отношений:

  1. природные и биологические, то есть, пол и родство,

  2. экономические, то есть отношения, основанные на семейной жизни,

  3. духовно-психологические, нравственные и эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, воспитанием детей, заботой о престарелых родителях, с устойчивыми моральными нормами поведения.

Только сочетание этих связей в их единстве создает семью как особое социальное явление, потому что оно не может рассматриваться как естественная близость в семье мужчины и женщины, не закреплено в юридическом смысле и не связано с благосостоянием общества и воспитанием детей, потому что это не что иное, как сожительство. Экономическое сотрудничество и душевная близость друзей, если они не основаны на узах брака и родства, не являются частью семейных отношений, а представляют собой, только лишь деловое партнерство. И, наконец, духовная общность мужчины и женщины может быть ограничена одной дружбой, если отношения между ними не принимают форму семьи. Как можно наблюдать, только комбинация этих отношений в единое целое имеет характеристику и принципы семьи. Эти отношения очень разнообразны, противоречивы, а иногда несовместимы, так как они выражают разноплановость духовного и материального, возвышенного и обыденного. Из-за этого семья как сложное социально-культурное явление включает в себя факторы развития брачных отношений и одновременно источники противоречий, конфликтов и кризисов. В то же время, чем полнее реализуется в семейном союзе множество гендерных отношений, тем ближе отношения между мужчиной и женщиной, тем сильнее семья.

Любое ослабление, или даже коллапс, потеря одной из подсистем целостного комплекса отношений влияет на стабильность семьи, делая ее более уязвимой для разрушительных тенденций.

И хотя семья с момента ее создания, будучи изначально сложным социальным явлением, органично включает естественные биологические, моральные, психологические и экономические аспекты жизни, она может быть подвержена их влиянию на организацию своего существования.

Семья — это основанное на браке или родстве объединение людей, связанных благосостоянием и взаимной ответственностью. Как важный компонент социальной структуры любого общества и, выполняющая многочисленные социальные функции, семья играет важную роль в социальном развитии. «Общественный порядок, — подчеркнул Энгельс, — при котором живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, связаны с… этапом развития, с одной стороны — труда, с другой — с семьёй. После семи поколений приходят люди, рожденные в этот период, чтобы продолжать гонку». [1, с.211]

Семья является первичной ячейкой в социализации и воспитании детей, сохраняет обязанность заботиться друг о друге, и в основном ориентирована на старых и нетрудоспособных членов общества. Семья также важна для благополучия и потребительского устройства людей, живущих вместе.

Образование семьи и семейных отношений в России уходят корнями в духовные и религиозные традиции государства. Одним из основных регуляторов отношений между членами семьи является наличие христианской веры. Таким образом, целесообразно разделить историю семейного воспитания на два периода: дохристианский и христианский. История человечества показывает, что христианство изменило отношение к человеку, создав свой личный принцип. Феномен личности и свободы неразрывно связан с ориентацией жизенных целей по образу и подобию Божию. Семейные отношения к крещению России регулировались обычаем, и государство не вмешивалось в эту область. Брак осуществлялся путём похищения невесты женихом. В летописи этот языческий способ заключения брака приписывается древлянам, радимичам и ряду других племен. Молодые люди из разных деревень собирались на берегах рек и озер с весёлыми песнями и танцами и там женихи «похищали» невест. Автор хроники, монах, негативно, конечно, описывал всевозможные языческие обряды, но даже он не скрывал, что «похищения», совершаются по предварительному сговору жениха и невесты, так что слово «похищение» здесь, в общем, не подходит. Глава семьи, муж, был рабом императора, но муж был император в своем собственном доме. Все члены семьи, не говоря уже о слугах и рабах в буквальном смысле этого слова, с этим были ознакомлены и согласны.

В обязанности мужа и отца было «учение» домочадцев, состоящее из систематического нанесения побоев, которые должны были терпеть дети и жена. Большим уважением в обществе пользовались вдовы. Кроме того, они становились полноправными хозяйками в ​​доме. В самом деле, после смерти мужа им переходила роль главы семьи.

Крещение, привнесло в обычаи России много правил византийского права, в том числе касающиеся семейных отношений. Семья была под эгидой православной церкви, поэтому семейно-брачные отношения регулировались главным образом нормами канонического права. Заглянуть в жизнь древних людей, и в скрытую от посторонних глаз ее сторону, такую как семейная жизнь и интересно и полезно в научном смысле. Но сделать это трудно. Необходимо воспосльзоваться богатым накопленным опытом, почерпнутым из нескольких источников, которые все еще пытаются выяснить, что представляет собой брак и семья во времена Киевской Руси. В русском средневековье существовало два основных типа семей с переходным этапом между ними: нуклеарная семья, состоящая из супругов и их детей, и еще не женатых людей, живущих в отдельной небольшой группе, имеющей свое хозяйство и статус обособленной ячейки. Наряду с этим была большая семья, или «раса», как её называют источники. Эта семья состояла из стариков — родителей, их сыновей, их жен и их детей. В дополнение к малой и большой семье, не было больших социальных групп, за сохранение которых выступали защитники старого порядка, они воспринимали это явление как появление соперников феодальному государству. Это было свободное сообщество в определённой локальной местности — организация, в которую входили большие и малые семьи, живущие в одной или нескольких деревенях. На ранних стадиях своего развития в лице старейшин общины избирались её представители власти над теми семьями, которые были ее частью, этот представитель имел ряд важных административных и судебных функций. Но это продолжалось до тех пор, пока не пришла княжеская власть и не взяла себе часть функций, а затем и церковь не экспроприировала себе оставшиеся полномочия в решении воспросов семьи.

С развитием классовой системы, укреплением раннефеодального государства у старых общественных групп появились новые, которые стали известны в истории феодального периода. Средневековый человек был частью социальной группы, в которой он не имел ни права, ни обязанности. В основе семьи и браки в XI-XII вв. формировались под влиянием язычников, в результате чего отношения семьи в обществе регулировались государством даже в те времена. Даже тогда в Киеве и Переяславле выиграла моногамия, то брак с «похищением» невесты стал пережитком прошлого и сохранлся лишь в виде обряда.

Церковь в России взяла на себя право утверждать брак и выступать за то, что закрепление отношений между мужчиной и женщиной является одним из божественных тайн, непонятных человеку. Тем не менее, схема церковный брак — «свадьба» в течение длительного времени не могла вытеснить старый обычай «сочетание браком». В 1080 году отмечалось такое явление, что женятся только дворяне и князья, а простые люди по-прежнему довольствуются свадьбой в церкви, танцами и музыкой и люди вынуждены были с этим мириться, а церковные суды, когда они сталкивались с необходимостью решать дела о разводе и наследовании, практически признавали законный брак вне закона. Предшествующие свадьбе обязательства и договор, сопровождающийся обедом у родителей невесты, на котором обязательно присутствовали такие блюда как пироги, хлеб и сыр. Отказ от брака после того, как жених совершил «сговор» является позором для невесты и выражалось в компенсации ей некой суммы денег, которую определяли церковные власти. «Если девушки будут сокращены в связи с сыром, и то не для сыра гривен, а оскорбление ее в 3 гривны, и то, что потеряли ее в оплате, а также шесть столичных гривен» — читаем мы в «Уставе Ярослава».

По существующим в России после принятия христианства правовым нормам, можно иметь не более двух браков. Даже смерть одного из супругов во втором браке не давала права оставшемуся в живых вступить в третий брак. Священнику, который благословил на такой союз, угрожали снятием сана, если он благословит кого-то на третий брак. В летописях XIV-XV вв. отражаются те поправки, на которые государственные и церковные власти были вынуждены пойти исходя из этих строгих правил. Например, в Новгороде дети от третьего и четвертого браков признаются наследниками, а третий брак был разрешен в порядке исключения в том случае, «если человек молод, и детям не придется ничего иметь, либо от первого брака, либо от второго». Наверное, такие поправки должны были сделать раньше.

Как и в Византии, степень родительской ответственности перед детьми была не известна, можно предположить, что в том церковном праве зафиксировано право древнерусских языческих времен, посредством которых общество должно требовать от родителей, чтобы они обеспечили брак дочери.

Социальная система не обеспечивала средства к существованию людей в пожилом возрасте, и содержание их ложилось только на своих детей.

Между супругами существуют обязанности по взаимному содержанию. Ни муж, ни жена не имели права покидать друг друга, если один из них был серьезно болен: «Если жена имеет серьезное заболевание, такое, например, как слепота, или долгую болезнь, вы не можете оставить её: и жена не может оставить своего мужа» («Устав Ярослава»). Здесь, очевидно, речь идет не о формальном разводе, после которого муж имел право вступить в повторный брак, а только об отказе одного из супругов от посторонней помощи. Право решать семейные вопросы, касающееся отношений между мужем и женой, и проблем жены с окружающим миром, равно как и право наказания за проступки, принадлежало ее мужу. [3] «Устав Ярослава» содержал сведения о продолжении наказания церковной властью только в тех случаях, когда человек оскорбил или побил жену другого человека. Аналогичные действия по отношению к собственной жене не рассматривались как преступление, а были обязанностью мужа. Сельские общины, церкви, учреждения городского правительства был доступны только мужчине (мужу), но не его жене. Правда, церковь имела огромную моральную власть над священником-духовником. Но столичные епископы и должностные лица вмешивались в конфликты, где одной из сторон была женщина, связанные только с браком и разводом. Понятие семьи не следует путать с понятием брака. Брак — это исторически меняющаяся социальных форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и семейные права и обязанности. Но семья, как правило, имеет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей и других родственников. Таким образом, семья не должна рассматриваться просто как «обручальное кольцо», а в виде социального института, то есть системы связей, взаимодействий и отношений индивидов, действующей в качестве воспроизводителя человеческого рода и регулирующая все связи, взаимодействия и отношения, основанные на определенных ценностях и нормах, с учетом обширного социального контроля через систему позитивных и негативных санкций.

До середины XIX века семья рассматривалась как оригинальная микромодель общества, социальные отношения были выведены из семьи обществом философов и историков, и интерпретировалась как разрастание функций семьи. Таким образом, интерес к происхождению человечества способствовал развитию исторического взгляда на семейный образ жизни.

Идея изменчивости форм брака и семьи в качестве центрального эволюционного подхода нашла свое наиболее полное выражение в исследованиях американского антрополога Льюиса Г. Моргана, который в 1868 году опубликовал свои первые результаты в 1870 году, прописанные в книге «Родство систем и свойства человеческой семьи», а в 1877 году был опубликован его окончательный главный труд. В своей книге «Древнее общество», Морган описывает историю семьи и брака, показывая, что человечество началось с беспорядочных и различных форм группового брака, и только в долгом пути развития пришло к отдельным формам брака и семьи. Таким образом, он твердо придерживался традиционных форм построения семейных отношений, основанных на библейской теории возникновения брака и семьи [2, с. 622].

Этнограф М. М. Ковалевский в своих учебных занятиях описывал и представлял принципы генетической социологии — науки об обществе, в котрой рассматривался вопрос о происхождении общества и общественных институтов, таких как: семья, собственность, религия, правительство, мораль и право. Работу Ковалевского отличают от других подобных работ наиболее предпочтительные этнографические методы и проведённый им анализ древних кодексов и юридических операций. Ковалевский создал свою периодизацию развития семьи: матриархальная семья и патриархальная семья.

Приведём краткую характеристику матриархальных семей. В этой семье отношения складывались благодаря матери, но основным добытчиком пищи и защитником считают брата матери, то есть дядю детей. Ковалевский считал, что, пока женщины не оккупировали власть в обществе и не стали доминирующей социальной силой, и даже добились равного с мужчинами положения в обществе и семье, начальником всё равно был — родной брат матери, муж, отец или дядя матери. В развитии матриархата, определящими правила жизни и поведения в обществе всегда были женщины, что подтверждается обширным этнографическим и историческим материалом. Когда возник переход от охоты к пастырской жизни и сельскому хозяйству, личному имуществу и начался делёж, если не личной, то семейной собственности, то появилась патриархальная семья.

Патриархальные семьи, со второго этапа эволюции приобрели формы сообществ, которые состоят из людей, связанных друг с другом родством с одним из родителей, и тем, что они живут под одной крышей и владеют своей собственностью совместно. На место моногамии приходит многоженство. Исследователь объясняет термин полигамии как форму брака, при которой мужчина имел более одной жены.

Индивидуальную форму семьи Ковалевский называет основу нашей социальной системы. «Характеристикой отдельных семей является то, что в такой альянс вступили путём добровольных соглашений, и ее члены тесно связаны между собой, что эти семьи соблюдают взаимные права и обязанности в отношениях между мужем и женой, достигая степени равенства. Все семейные группы являются предметом контроля государства и его судебной власти». [4,Т1.с.219] Таким образом, можно сделать вывод, что взаимность прав и обязанностей супругов дает отдельным семьям новый виток развития этапа равенства отношений. Что касается развода, то теперь его может потребовать не только муж, но и жена.

Фридрих Энгельс написал работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Там он разъясняет сущность материалистического понимания истории, говоря, что «определяющим моментом в истории является, в конечном счете, производство и воспроизводство непосредственно жизни».

В своих теоретических построениях Энгельс пошёл дальше Моргана, он проанализировал, как изменилось положение современных семей в обществе в XIX веке, и как изменился статус женщины. Он считает, что развитие семьи не остановилось, не пришло к идеальной модели, однако, эволюция семьи продолжается с развитием общества и можно предположить, что эта эволюция ускорит темпы развития. В своей работе Энгельс затронул и перспективы развития семьи, которых мы не видели в концепции Моргана.

Семья и брак по Закону древнего русского государства имели права классового общества, в котором феодализм был активным процессом, включающим все больше и больше членов сообщества, это зависело в особенности только от верховной власти. Как видно теперь, это право отвечает многим местным дохристианским стандартам, и не противоречит классовой системе. Дальнейшее развитие феодальных отношений в России привело к значительным изменениям в семье и браке. Семья как ячейка общества является неотъемлемой его частью. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, а также особенностями семейной жизни. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура общества. Семья — это один из механизмов самоорганизации общества, который связан с работой ряда ценных человеческих утверждений. Таким образом, сама семья имеет смысл и ценность встроенные в социальный прогресс. Основными функциями семьи в традиционном обществе, в дополнение к воспроизводству населения, являются экономические, бытовые и социальные статусные функции. Институт семьи выполняет очень важную функцию в обществе.

Л. Морган, Ф. Энгельс и М. М. Ковалевский провели исследования этапов становления семьи. Они изучали свою современную семью, и им стало точно известно, что эта группа общества имеет отношение к прогрессу, изменению, вместе с самим обществом, и так будет до тех пор, пока не возникнут новые отношения между людьми, и, следовательно, не появится новый импульс к модернизации семейных отношений.

В древней Руси семейные и брачные отношения регулировались обычаями. С принятием христианства, эти отношения регулировались с помощью церковного права. В то время был характерен патриархальный тип семейных отношений: вся власть принадлежала мужу. С появлением «Домостроя» патриархальный тип семьи только продолжал укрепляться. С XVI века, постепенно стал сокращаться процесс государственного вмешательства в компетенцию церкви относительно брака и семейных отношений. Таким образом, все эти исследователи пришли к единому выводу, что структура семьи с течением времени меняется в зависимости от социальных и культурных изменений.

Итак, современная семья является продуктом общественного развития. Эпоха сменяется эпохой, меняется культура, а значит, изменяются отношения и системы ценностей у мужчин и женщин. Семья из иерархии строго вертикальной постепенно принимает горизонтальное положение. Но, несмотря на все изменения, которые повлияли на семью на протяжении десятилетий, по существу, этот социальный институт не изменился и продолжает быть одним из самых важных человеческих социальных институтов.

Литература:

  1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана, 1884г.

  2. Маркс К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 227–372).

  3. Устав князя Ярослава (пространная редакция) // Российское законодательство X—XX веков. М., 1984. Т. 1

  4. Ковалевский М. М. «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (т. 1–3, 1906)

Что такое семейная наука? | НКФР

  • Что такое семейная наука?

  • Почему важна семейная наука?

  • Какое влияние оказывают семейные ученые?

  • Какое место семейная наука занимает в NCFR?
     

Что такое семейная наука?

Семейная наука — это научное исследование семьи и близких межличностных отношений.

уникальное сочетание характеристик составляет линзу семейной науки, превращая семейную науку в отдельную дисциплину социальных наук   и базу знаний для профессиональной практики:

  • Сосредоточено на отношениях: взаимодействия между членами семьи. Он использует системную перспективу, что означает, что он рассматривает семьи и семейные отношения в рамках более широких социальных систем. Семейные ученые понимают, как выглядят здоровые отношения в самых разных семьях, и у них есть тонкое понимание динамики семьи на протяжении всей жизни.
  • Ориентация на сильные стороны: Семейная наука сосредоточена на сильных сторонах семей и на том, как семьи могут использовать свои сильные стороны, чтобы быть устойчивыми и самодостаточными.
  • Профилактика:  Наука о семье применяет знания о здоровом функционировании семьи, чтобы помочь предотвратить проблемы до их возникновения.
  • Перевод:  Результаты исследований семейных наук должны быть транслируемыми, то есть применяться в реальной жизни, чтобы помочь укрепить семьи.
  • Основано на фактических данных:  Знания семейной науки, применяемые в обучении и на практике, получены в результате строгих научных исследований. Семейные ученые используют несколько методов для сбора доказательств и проведения исследований, а семейная наука имеет свои собственные отличные методологии и теории.

Вы можете увидеть Семейную науку во многих местах по всему миру, занимаясь исследованиями, преподаванием, политической работой и практикой с семьями. Узнайте больше о:

  • история и эволюция  семейной науки
  • почему NCFR поддерживает термин «Семейная наука»  для дисциплины
  • ключевые термины , относящиеся к идентичности семейной науки и ее профессий
  • бесплатные ресурсы доступные всем для продвижения семейной науки
     

 


Почему важна семейная наука?

«Психология изучает психику, которая действительно находится внутри человека. Социология малых групп изучает малые группы. Но оказывается, что семья — это не просто какая-то небольшая группа.

Семья — это «основная ячейка общества», согласно Всеобщей декларации прав человека ООН.

Семьи также имеют уникальные характеристики и отношения по сравнению с другими группами людей. Почти никакая другая группа, кроме семьи, не имеет такого уровня и диапазона влияния на жизнь человека с течением времени — от важных решений, таких как место жительства, до таких простых вещей, как выдавливание тюбика зубной пасты.

В то же время в семьях не бывает инструкций по эксплуатации. Быть частью семьи не обязательно означает, что кто-то знает все о здоровой, хорошо функционирующей семье.

Поэтому очень важно изучать и понимать, как функционируют и развиваются семьи, а также применять результаты исследований и передовой опыт во многих ситуациях, влияющих на повседневную жизнь семьи – именно этим занимаются ученые и специалисты в области семейных наук.

Благодаря обобщению результатов исследований и обмену ими, предлагая программы для семей и членов семьи и многое другое, семейная наука предоставляет семьям основанные на фактических данных способы укрепления межличностных отношений и их общего благополучия.

Кроме того, политика и программы на всех уровнях общества направлены на решение проблем семьи: забота о детях, реформа здравоохранения, усыновление, жестокое обращение с детьми и безнадзорность, насилие в семье, уход, отпуск по семейным обстоятельствам, бедность семьи, равенство в браке и многое другое. Знание семейных наук жизненно важно для того, чтобы сделать эти политики и программы оптимальными для всех семей.  

Нужно больше, чтобы объяснить, почему семейная наука уникальна и важна? Используйте ресурсы NCFR:

  • Статья: Почему семейная наука? Потому что это показывает, как семьи могут процветать

  • Руководство: как объяснить кому-либо семейную науку
     


Какое влияние оказывают семейные ученые?

«Если вы понимаете семейную науку, многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся как общество, становятся более преодолимыми». — Дайан Л. Кушман, исполнительный директор NCFR

Благодаря своей работе на многих должностях ученые и специалисты в области семейных наук лучше понимают семьи и дают семьям возможность укреплять собственные отношения и благополучие.

Их знания и опыт в области семейных наук означают, что они обладают уникальной квалификацией для многих видов работ, направленных на то, чтобы лучше понимать, укреплять и расширять возможности семьи — исследования, преподавание, политическая работа и многие профессиональные практические роли.

Узнайте больше о профессиях  , в которых семейные ученые оказывают существенное влияние.

Узнать о карьере в семейной науке >>

Узнайте еще о нескольких преимуществах семейной науки в официальном документе NCFR (PDF) о возврате инвестиций в Family Life Education , одной из основных практических профессий. который применяет знания семейной науки.

 
Программы обучения семейным наукам

В США и Канаде существуют сотни программ на получение степени в области семейных наук.

Сотни колледжей и университетов предлагают академические программы по семейным наукам, которые могут дать вам знания и навыки для подготовки к одной из многих профессий, основанных на семейных науках.

Просматривайте и ищите академические программы в Руководстве по программам на получение степени NCFR.

Путеводитель по программам получения степени >>

Названия факультетов и программ: Для преподавателей и представителей академических учреждений, желающих изменить название своего факультета или программы, чтобы включить в него термин «Семейная наука», эти ресурсы из NCFR доступны, чтобы помочь вам.
 


Какое место семейная наука занимает в NCFR?

Наука о семье лежит в основе организации Национального совета по семейным отношениям (NCFR), ведущей профессиональной ассоциации, занимающейся изучением семей посредством исследований, теории и практики. Многие члены NCFR имеют ученые степени или подготовку в области семейных наук или считают себя семейными учеными из-за того, как они подходят к своей работе.

Но NCFR шире, чем семейная наука — NCFR приглашает и поддерживает ученых и специалистов из разных дисциплин и подходов, которые работают над тем, чтобы лучше понять, укрепить и расширить возможности семьи. Фактически, семейная наука развилась из знания множества дисциплин, чтобы стать уникальной дисциплиной , которой она является сегодня.

В соответствии с указаниями своей организации Global Ends NCFR представляет дисциплину семейной науки, ее ученых и специалистов, устанавливая профессиональные стандарты и выступая за продвижение дисциплины и профессий семейной науки.

NCFR приняла свои Этические принципы и рекомендации для семейных ученых в 1998 году. Организация также требует, чтобы все лица, имеющие сертификат сертифицированного преподавателя семейной жизни (CFLE) NCFR, соглашались и соблюдали Кодекс этики CFLE.
 

Распространяйте информацию о семейной науке

  • Посетите и поделитесь веб-сайтом NCFR We Are Family Science , созданным для простого ознакомления с тем, кто такие семейные ученые и как они меняют мир к лучшему.
     
  • Поделитесь докладом NCFR «Почему семейная наука?» статья , в которой показано, как семейная наука информирует о политике, программах и методах, поддерживающих все семьи, на нескольких примерах реального влияния, которое оказывают семейные ученые.
     
  • Разработайте эффективную «презентацию» , чтобы рассказать другим о семейной науке, обратившись к нашему руководству «Как объяснить семейную науку любому» .
     
  • Используйте материалы из нашего Сборника материалов по семейным наукам в любом месте и в любое время вам нужно показать другим, что такое семейная наука — графика, листовки, плакаты и многое другое доступны для бесплатного использования.

 


Отзыв о продвижении дисциплины «Семейная наука»: Есть ли у вас комментарии о существующих ресурсах NCFR, которые поддерживают дисциплину «Семейная наука», или идеи и потребности в будущих ресурсах для дальнейшего развития дисциплины? Отправляйте свои отзывы и идеи в NCFR здесь.

 

Изменения в структуре семьи: социология и роли

Как изменилась структура семьи с течением времени?

Мы рассмотрим, как изменились тенденции рождаемости и причины новых моделей. Затем мы обсудим структурные изменения, которые произошли, среди прочего, в восстановленных и неполных семьях.

Изменения в структуре семьи в социологии

Мы упомянули различные формы семей, которые существуют в Великобритании, такие как восстановленных семей , неполных семей и нуклеарных семей . С 1970-х годов внутри всех этих семейных форм произошли структурные изменения. С течением времени также произошли изменения в тенденциях рождаемости .

Изменения тенденций рождаемости

Рождаемость означает среднее число детей, рожденных женщинами детородного возраста (обычно 15 — 44).

Согласно статистике, за последние 30 лет в Великобритании наблюдается снижение рождаемости. В 2020 году коэффициенты рождаемости снизились во всех возрастных группах, а общий коэффициент рождаемости достиг рекордно низкого уровня — 1,58 ребенка на одну женщину.

В семьях, как правило, меньше детей, чем раньше в Великобритании. Pixabay

Женщины в Великобритании и в большинстве западных стран рожают меньше детей и рожают их в более позднем возрасте. Средний возраст матерей при родах постепенно увеличивался с 1973 года и составил 30,7 года в 2020 году.

Причины изменения моделей рождаемости

Рассмотрим некоторые причины изменения моделей рождаемости.

Экономические факторы

В 19 веке у родителей из низшего сословия были большие семьи, и они отправляли своих детей на работу, как только это было возможно, потому что им нужна была заработная плата, чтобы сводить концы с концами. Поскольку заводские правила и Закон об образовании 1918 года вступил в силу, родители очень мало получают в финансовом отношении от рождения детей. Наоборот, растить детей стало довольно дорого.

Статистические данные оценивают общую сумму в 3760 фунтов стерлингов в год, которую родители в среднем в Великобритании тратят на самое необходимое только для одного ребенка. К тому времени, когда ребенку исполнится 18 лет, сумма составит не менее 67 680 фунтов стерлингов. В результате пары могут решить иметь меньше детей.

Неопределенность на рынке труда

Во времена неопределенность занятости , люди могут откладывать рождение детей.

Изменения в тенденциях в отношении брака

Люди, как правило, вступают в брак в более позднем возрасте, что также часто приводит к задержке рождения детей.

Расширение участия женщин в высшем образовании и занятости

Быть матерью и домохозяйкой больше не является единственным вариантом для женщин. По мере того, как все больше и больше женщин решают учиться и делать карьеру, у них остается все меньше времени для рождения детей, и они часто решают завести только одного или двух, а не больше, как раньше.

Усовершенствования в области контрацепции и легализация абортов

Женщины лучше контролируют свою фертильность и могут отказаться от рождения ребенка. Секуляризация привела к снижению стигмы в отношении контрацепции и абортов.

Примеры социальных изменений в семье

Рассмотрим различные модели деторождения и воспитания детей в разных типах семей.

Процент детей-иждивенцев по типу семьи

Эта таблица, адаптированная из ONS (2015), может помочь нам определить закономерности в течение 10 лет.

2005

2010

2015

Married couple (same-sex and opposite sex) family

66%

63%

62%

Cohabiting (same-sex and opposite sex) family

11%

13%

15%

Lone-parent family

23%

24%

23%

Total

100%

100%

100%

Как вы можете увидеть, у детей был рост у детей в сораме, что у детей, значащих по номеру, семьи не видели много изменений.

Изменения в семейных структурах и ролях

Роли мужчин и женщин в семье не так разделены, как раньше. Это существенно повлияло на структурное построение семьи.

Восстановленные семьи

Повторные браки и воссоединение может привести к воссозданию семей. По данным УНС, 85% воссоединенных семей в 2014 году представляли собой союз матери-одиночки, ее детей и отчима. 11% восстановленных семей представляли собой союз отца-одиночки, его детей и мачехи и 4% — союзы двух родителей-одиночек и детей с обеих сторон.

Согласно дальнейшим статистическим данным, количество воссоединенных семей в Англии и Уэльсе сократилось с 2001 по 2011 год. Это может быть связано с тем, что женщины рожают детей в более позднем возрасте от партнеров, с которыми они реже расстаются. Другая причина может заключаться в том, что существует больше отношений, живущих отдельно друг от друга (LAT), которые не будут учитываться в статистике как восстановленные семьи.

Семьи с двумя работниками

Увеличилось семей с двумя работниками, из-за большей вовлеченности женщин в оплачиваемую работу. Это означает, что оба родителя делают карьеру и зарабатывают деньги для семьи.

В Великобритании увеличилось количество семей с двойной профессией. Pixabay

Семьи с одним родителем

Семьи с одним родителем могут образоваться в результате раздельного проживания или развода, в результате смерти одного из родителей или в результате решения одинокой женщины завести ребенка самостоятельно .

После развода дети, скорее всего, останутся со своими матерями, поэтому большинство семей с одним родителем — это семьи с матерью-одиночкой.

Евреисон (1994) обнаружил, что одинокие родители (в частности, одинокое материнство) более распространены среди афро-карибских народов, чем в среднем, в то время как семей с одинокими родителями азиатского происхождения гораздо меньше, чем в среднем. Однако совсем недавно Williams (2008) обнаружили сокращение числа чернокожих семей с одним родителем, а Qureshi et al. (2015) утверждают, что количество родителей-одиночек среди британских азиатских семей растет.

Количество детей, проживающих только с одним родителем, увеличилось с 1970-е годы в Великобритании. В 2015 году 23% британских детей-иждивенцев жили в семьях с одним родителем.

Изменения в семейных структурах и системах ценностей

Мы рассмотрим, как изменились системы ценностей в семьях, влияющие на их структуру. В частности, мы рассмотрим причины увеличения числа неполных семей.

Рост числа разводов

Большинство неполных семей возникает после раздельного проживания или развода. Одинокий родитель часто стремится вступить в повторный брак или воссоединиться, что означает замену семей с одним родителем восстановленными семьями.

Изменение отношения общества к одинокому родителю

Одинокое родительство и одинокое материнство более социально приемлемы, чем раньше. Раньше матери-одиночки и дети-сироты подвергались стигматизации даже в развитых странах. Сегодня женщины более свободны в принятии решений о типе семьи, в которой они хотят расти и жить. Члены семьи и общество в целом менее осуждают «альтернативные» формы семьи, такие как семья с одним родителем.

Технологические разработки в области деторождения

У незамужних женщин больше возможностей зачать ребенка без партнера. Одинокие женщины могут решить обратиться к инсеминации и использовать донора спермы, чтобы родить ребенка, которого они будут воспитывать в одиночку. Усыновление также возможно для родителей-одиночек в определенных случаях.

Моральный упадок

Социологи сторонников Новых правых, такие как Чарльз Мюррей , утверждают, что из-за морального упадка общества все больше и больше мужчин покидают свои семьи, и все больше и больше девочек-подростков беременеют, что приводит к тому, что он называет «нижним классом» матерей-одиночек, зависящих от социального обеспечения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *