Если совершил грех что делать: Что делать, если совершил грех?

Годами каюсь в одном и том же грехе, но не могу от него избавиться. Что делать? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 9 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

В редакцию «Фомы» пришел вопрос читателя:

Я раз за разом грешу и исповедуюсь в одном и том же грехе. Священник призывает меня его преодолевать, я тоже этого хочу, но ничего не получается. А в Писании говорится, что грех не дает наследовать Царство Небесное. Меня это очень волнует. Получается, исповедь ничего не меняет? Как же быть? Что делать с грехами, рабом которых ты остаешься?

Что такое грех, и в чем смысл исповеди, если после нее все равно грешишь? Что делать, если кажется, что духовная жизнь зашла в тупик? Об этом мы беседуем с протоиереем Федором Бородиным, настоятелем московского храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.

Церковный человек, согрешив, приходит на исповедь и кается. Но если из раза в раз приходится исповедовать один и тот же грех, поневоле задумаешься: что дает такая исповедь? И что вообще в такой ситуации делать?

Действительно, когда борешься со своими страстями, может возникнуть ощущение, что исповедь не приносит плода. В этом состоянии мы можем на собственном опыте понять, о чем говорит апостол Павел в седьмой главе Послания к Римлянам: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим 7:19). Но тут важно помнить, что таинство Исповеди — это не только действие: «покаялся — очистился», но и путь исцеления. Да, человек может годами каяться в одном и том же грехе, и только спустя время Господь вознаграждает его за этот труд избавлением от греха.

Собственно, грех — это и конкретный греховный поступок, и греховная страсть. Но если поступок мы еще можем совершить один раз и после исповеди больше не повторять — к примеру, негневливый по природе человек может однажды выйти из себя, покаяться и впредь держать себя в руках, — то со страстью дело сложнее.

Страсть — это греховный навык, ставший привычкой, и искоренить ее намного сложнее. Не зря святые отцы сравнивают ее с корнем, из которого произрастают прочие грехи. Вот побрился человек, щеки стали гладкими, но фолликулы-то под кожей остались, и через некоторое время щетина снова отрастает. Так и с грехом: мы раскаялись в нем, но корень зла в нас живет, и из него произрастает новый грех. И лечится это годами, а иногда и десятилетиями.

Так что же в таком случае избавляет от греха — помощь Божия или наши усилия?

Помощь Божия — в ответ на наше желание, о котором свидетельствует наш труд. От нас только требуется постоянно духовно трудиться, и тогда исцеление обязательно произойдет. Одно из определений Бога в Священном Писании —

дающий молитву молящемуся (см. 1 Цар 2:9). Иоанн Лествичник объясняет это так: качество молитвы является следствием ее количества («Лествица», Слово 28). Да, мы можем долгое время молиться рассеянно, отвлекаться, но, если продолжать трудиться, рано или поздно молитва из сухой и безжизненной превратится в горячую, искреннюю, со слезами и прикосновением благодати Божией.

То же самое и с покаянием. Если не опускать рук, регулярно ходить на исповедь, каяться — пусть даже в одних и тех же грехах,— рано или поздно получишь помощь Господа.

Приведу пример из жизни: одна наша прихожанка, с детства привыкшая соблюдать уставные правила, выйдя замуж, продолжала соблюдать посты, читать утренние и вечерние молитвы — для нее это было несложно. А потом она забеременела, и оказалось, что во время Великого поста она просто физически не может обойтись без скоромного — кстати, беременные и по уставу не обязаны строго поститься, — и на исповеди со слезами каялась, что только теперь поняла, что все предыдущие годы пост для нее означал только телесное воздержание, и больше она ничего не могла принести Богу в дни поста. И это откровение было даровано ей за тот труд, который она несла все предыдущие годы, исполняя церковный устав, регулярно исповедуясь и причащаясь Святых Христовых Таин. Так Господь открыл ей духовное зрение, чтобы она могла дальше возрастать духовно.

Любой духовный труд — аскеза, соблюдение постов, регулярная исповедь — обязательно будет вознагражден Богом. Поэтому лучшее, что можно посоветовать, когда кажется, что духовная жизнь зашла в тупик, — это не думать, что твоя борьба бессмысленна, а продолжать трудиться и просить у Бога помощи, несмотря ни на что.

Но ведь если на протяжении длительного времени побороть страсть не получается, можно разочароваться в исцеляющей силе исповеди, впасть в уныние или даже отчаяние…

А что такое уныние и отчаяние? Это оборотная сторона гордыни. Смиренный человек вообще никогда не унывает, что бы с ним ни произошло. А если из-за того, что не можешь справиться с грехом, начинаешь заниматься самоедством и смотришь на себя как на никудышного христианина, это сигнал, что в твоем сердце живет гордыня.

Достижение смирения — это вообще один из самых главных критериев успешного духовного пути. Бывают ситуации, когда само исполнение заповедей становится пищей для гордыни, хотя мы этого даже не замечаем. Тогда Господь может нас лишать своей помощи в борьбе со страстью, чтобы мы осознали свою немощь и смирились. Богу важнее, чтобы мы были не подвижниками, а смиренниками. У преподобного Марка, который, кстати сказать, назван Подвижником, есть такие слова: «Бог дает благодать человеку не за добродетели и не за труды, понесенные ради их приобретения, а за смирение, полученное во время этих трудов».

Когда я учился в семинарии, я попал Великим постом в келью одного монаха. К нему пришли братия, достали конфеты из молочного шоколада и стали их есть. А на мой недоуменный взгляд сказали, что это духовник посоветовал один раз в пост совершать этот грех, чтобы никто потом не мог похвалиться: я, мол, выполнил все.

Может, конечно, показаться, что Христос хочет, чтобы мы, лишившись его помощи, чувствовали себя немощными, растоптанными и недостойными — а это чувство никак не сочетается с призывом радоваться, которым наполнено Евангелие. Но дело в том, что без смирения радость будет ненастоящая. Стяжание смирения — это необходимое условие, чтобы вкусить истинную, духовную радость.

Но ведь даже апостол Павел испытывал отчаяние от того, что делал зло, которого не хотел…

Отчаяние апостола Павла — это не разочарование в исцеляющей силе таинства, а разочарование в себе самом. Да, чтобы духовно преуспеть, человек должен отчаяться в возможности самостоятельно, без Бога преодолеть грех и спастись. Но это не то отчаяние, которое заставляет тебя опустить руки, это просто духовный реализм. Осознание своей немощи рождает упование на Бога, воззвание к Нему как к личному Спасителю, которое всегда сопровождается радостью. Казалось бы, происходит сочетание несочетаемого: полное разочарование в себе и радость от того, что Господь может тебе помочь. Но в этом кажущемся противоречии и кроется ключ к духовному преуспеванию.

А как быть с грехами, которые человек осознает, но в данный момент еще не готов искоренять? Например, он курит и понимает, что курение — это грех, но не готов начать борьбу с ним.

Стоит ли в этом случае исповедовать этот грех на каждой исповеди?

Я думаю, стоит. И признаваться, что нет решимости начать бороться, тоже стоит. И за это малое усилие — регулярное исповедание греха — дастся понимание тяжести греха и его отторжение.

Кому-то грех курения кажется просто вредной привычкой, которая не влияет на нравственные качества человека. Но дело в том, что вся православная аскетика построена на систематическом преодолении в себе плотского человека ради того, чтобы стать человеком духовным. Для этого преодоления нужна воля, а она поражена грехом. И получается, наша задача — тренироватьволю к победе над нашими слабостями. А ежедневное курение, наоборот, «тренирует волю» на поражение: зная, что курить плохо, мы по несколько раз за день говорим своей воле: «Молчи». И слабеем. А потом, когда нужно употребить волю на что-то более существенное, оказывается, что она не работает.

А если человек регулярно кается в грехе, он со временем увидит, насколько этот грех ему вредит, и дорастает до того, чтобы начать с ним бороться.

Но ведь человек может просто поставить себе слишком высокую планку и не взять ее.

Такое бывает. Я помню, как один мой знакомый поступил в конце 80-х в семинарию с четким планом через два года стать прозорливым, а через четыре — начать творить чудеса. Он почти ничего не ел, был практически на всех богослужениях, но ни прозорливости, ни чудотворства он не обрел. В подвижничестве мы должны всем своим существом прочувствовать слова Христа: Без Меня не можете творить ничего (Ин 15:5). Эти слова относятся прежде всего к духовной жизни: быть успешным в мирской жизни без Христа можно, а вот в духовной — нет.

Постепенно набираясь опыта духовной жизни, мы убеждаемся в фатальной поврежденности нашей природы грехом. Поэтому признаком настоящей духовной жизни святые отцы называют сердечную боль, возникающую от полного несоответствия между тем, каким я должен быть, и тем, какой я есть, точнее — между моим падшим состоянием и тем, что, несмотря на него, Господь меня любит.

Не получится ли при таком подходе, что человек успокоится и перестанет понуждать себя к какой-то духовной работе?

Нет. Та самая сердечная боль не даст такой возможности. Иоанн Златоуст пишет, что единственное, что разделяет человека с Богом, — это грех. Поэтому христианин, который по-настоящему Бога любит, ощущает грех как боль, как свое личное горе.

Безусловно, исцеляет нас от греха Господь, поэтому нам нужно уповать на Промысл Божий, но и самим продолжать трудиться над очищением своей души.

Нужно ли бороться со всеми грехами сразу или это надо делать постепенно?

Знаете поговорку: чем ярче свет, тем сильнее тень? Приближаясь к Богу — источнику света, — человек отчетливее начинает видеть глубину своего падения. И все, что в данный момент он осознает как грех, должно представлять предмет его духовной работы. Другое дело, что степень интенсивности этой работы по отношению к разным грехам может быть разная.

Есть смертные грехи, которые преграждают нам путь в Царствие Небесное. Безусловно, таких грехов христианин старается не допускать, и они являются предметом его самого пристального внимания. Что касается менее грубых грехов, то и с ними необходимо вести серьезную борьбу. Серафим Саровский говорил, что святые от обычных людей отличаются именно решимостью бороться с грехом. А мы, христиане, все призваны к святости, поэтому всем нам необходимо проявлять решимость в духовной брани.

Есть конкретные практические советы древних подвижников, как бороться с грехами. Например, распространенный совет посвящать пост борьбе с определенным, самым значимым в данный момент грехом. То есть сконцентрироваться на чем-то одном, направить силы именно на эту страсть. Другое важное наблюдение древних отцов: первая страсть, с которой нам нужно начинать бороться, — это чревоугодие. Если человек не борется с чревоугодием, остальные страсти ему не победить. Поэтому постам уделяется столько внимания в жизни христианина.

А что делать, чтобы исповедь не превращалась в формальность?

Когда человек стяжал настоящее покаяние, ему не нужны никакие подсказки, он и так ощущает в душе его плоды: мир, тишину, прощение. Но не стоит смущаться, если с нами пока такого не происходит. Наша задача — трудиться, понуждая себя к покаянию из глубины пусть даже и сухого сердца, и Господь непременно дарует духовные плоды именно в тот момент, когда это будет нужнее всего.

У преподобного Исаака Сирина есть такие слова: «Покаяние — это трепет души перед вратами рая». Иными словами, живя на земле, войти в рай мы не можем, но искреннее покаяние подводит нас прямо к его вратам. И в этот момент от рая нас отделяет только оставшееся время нашей жизни. Эта мысль Исаака Сирина может служить для нас ориентиром, каким должен быть наш настрой, когда мы подходим к аналою с лежащими на нем крестом и Евангелием.

Беседовала Виктория Кашекова

ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ Я СОГРЕШИЛ?


Статьи

  • Главная
  • Статьи
  • Разное
  • ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ Я СОГРЕШИЛ?

ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ Я СОГРЕШИЛ?

12 декабря, 2018 года 250 Басып шығару нұсқасы

Некоторые люди спрашивают: «Если я совершу грех, как мне покаяться в нём сразу? Какие дела я должен совершить сразу после греха? Ответом на данный вопрос является отвращение от греха, после которого следует совершить два деяния:

1) Деяние души, которое заключается в раскаянии и твёрдой решимости не возвращаться к нему, и это является благим последствием страха перед Аллахом.

2) Деяние органами, и это — различные благие дела,например, молитва покаяния, смысл которой заключается в следующем: Абу Бакр сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: «Аллах прощает каждого, кто, совершив грех, встаёт, очищается и совершает молитву (из двух рак‘атов ), а затем просит Аллаха о прощении». Затем он прочитал следующий аят:

«А те, которые совершили мерзость или были несправедливы с собой, а затем вспомнили Аллаха и попросили прощения своим грехам, — а кто прощает грехи,кроме Аллаха? — и не упорствовали в том, что содеяли,будучи знающими…» (сура Аль ‘Имран, 135 аят).

Во многочисленных достоверных версиях приводятся другие желательные действия, совершаемые в двух рак‘атах, искупающих грехи. Сущность их в следующем:

1) Раб должен совершить омовение правильно, поскольку грехи с помытых частей тела смываются водой или последними стекающими каплями воды. Чтобы лучше совершить омовение, раб должен произнести перед его началом слова «Именем Аллаха», а после него —зикры. «Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного Аллаха, у которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник. — О Аллах! Сделай меня в числе покаявшихся и сделай меня в числе очистившихся. — Свят Ты, о Аллах, и хвала Тебе! Я свидетельствую, что нет божества,кроме Тебя, Тебя прошу о прощении и каюсь пред Тобой». Это —зикры, произносимые после омовения, и каждый из них приносит великое вознаграждение.

2) Он должен встать и совершить молитву из двух рак‘атов.

3) В них не следует допускать ошибок.

4) Необходимо сосредоточиться, чтобы не разговаривать с самим собой.

5) В них следует часто вспоминать об Аллахе и быть смиренным.

6) После молитвы надо просить Аллаха о прощении.

Одним из благих результатов этого является прощение Аллахом совершённого греха, и рай обязательно станет обителью покаявшегося раба. Раб должен совершать много благих дел и подчиняться Аллаху. Вспомним, что Умар, да будет доволен им Аллах, когда почувствовал свой грех в прениях с посланником Аллаха при походе в Худайбийю, сказал: «Я понял, что должен совершить дела (благие дела для искупления своего греха)». Благие дела освобождают грешника от оков его грехов и выводят его в обширный мир покорности Аллаху. Ибн Мас‘уд рассказывал, «что к Посланнику Аллаха пришёл мужчина и сказал: «О Посланник Аллаха, я встретил в саду женщину и совершил с ней всё, кроме совокупления. Я целовал и обнимал ее, но не делал ничего, кроме этого. Поступай со мной, как пожелаешь». Посланник Аллаха ничего не сказал, и мужчина ушёл. Умар сказал: «Аллах бы скрыл его деяние, если бы он сам скрыл его». Посланник Аллаха проводил его взглядом и сказал: «Верните его ко мне». Его вернули к нему, и он (Пророк) прочёл ему (слова Всевышнего Аллаха): «Выстаивай молитву в обоих концах дня и в близких часах ночи. Поистине, добрые деяния удаляют дурные! Это— напоминание для помнящих» (сура «Худ» 114 аят). Му‘аз спросил (в другой версии сказано, что это был Умар): «О Посланник Аллаха! Это только для него или для всех людей?» Он ответил: «Для всех людей».

 

 

Вернуться назад Следующая запись

  • Новости
  • Статьи

Календарь

  • Хиджра15 Раби-авваль 1440
  • Григорианский 23 ноября 2018

Кітапхана

Будет ли Бог продолжать прощать вас, если вы снова и снова совершаете один и тот же грех?

ГлавнаяМатериалы ИндексСпасениеИстины спасения Прости тот же грех

Вопрос

Ответ

Чтобы лучше всего ответить на этот вопрос, мы рассмотрим два важных отрывка из Писания. Первое находится в книге Псалмов: «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Пс. 103:12). Одна из самых эффективных уловок, которую сатана играет с христианами, заключается в том, чтобы убедить нас в том, что наши грехи на самом деле не прощены, несмотря на обещание Божьего Слова. Если мы действительно приняли Иисуса как Спасителя верой и все еще испытываем это тревожное чувство, задаваясь вопросом, существует ли истинное прощение, это может исходить от бесовского влияния. Демоны ненавидят, когда люди освобождаются из их рук, и пытаются посеять в наших умах семена сомнения относительно реальности нашего спасения. В его обширном арсенале уловок одним из самых больших инструментов сатаны является постоянное напоминание нам о наших прошлых грехах, и он использует их, чтобы доказать, что Бог не может простить или восстановить нас. Атаки дьявола заставляют нас просто покоиться в Божьих обетованиях и доверять Его любви.

Но этот псалом также говорит нам, что Бог не только прощает наши грехи, но и полностью удаляет их из Своего присутствия. Это глубокая вещь! Без сомнения, людям трудно понять эту концепцию, поэтому нам так легко беспокоиться и размышлять о прощении, вместо того, чтобы просто принять его. Ключ заключается в том, чтобы просто отказаться от наших сомнений и нашего чувства вины и положиться на Его обещания о прощении.

Другой отрывок из 1 Иоанна 1:9: «Если мы исповедуем наши грехи, Он верен и праведен и простит нам наши грехи и очистит нас от всякой неправды». Какое невероятное обещание! Бог очищает Своих детей от их греха, если только они приходят к Нему и исповедуют Ему свои грехи. Даже когда мы спотыкаемся, мы все равно можем очиститься.

В Евангелии от Матфея 18:21-22 мы читаем: «Тогда Петр подошел к Иисусу и спросил: «Господи, сколько раз мне прощать брата моего, когда он согрешит против меня? До семи раз?» Иисус ответил: «Я сказать тебе, не семь раз, а семьдесят семь». Петр, вероятно, думал, что он великодушен. Вместо того, чтобы воздать человеку, согрешившему против него, равным возмездием, Петр предложил дать брату некоторую свободу действий, скажем, , до семи раз. Но на восьмой раз прощение и благодать иссякнут. Но Христос бросил вызов правилам предложенного Петром домостроительства благодати, сказав, что прощение бесконечно для тех, кто действительно ищет его. Это возможно только из-за бесконечная благодать Божья, которая стала возможной через пролитую кровь Христа на кресте Благодаря прощающей силе Христа мы всегда можем очиститься после того, как согрешили, если смиренно ищем Божьего прощения 9.0003

В то же время следует отметить, что не по-библейски для человека постоянно и привычно грешить как образ жизни и быть верующим (1 Иоанна 3:8-9). Вот почему Павел увещевает нас «испытывать самих себя, в вере ли вы; испытайте себя. Разве вы не понимаете, что Иисус Христос в вас, если, конечно, вы не провалите испытание?» (2 Коринфянам 13:5). Как христиане, мы спотыкаемся, но мы не живем в постоянном нераскаянном грехе. У всех нас есть слабости, и мы можем впасть в грех, даже если не хотим. Даже апостол Павел делал то, чего не хотел из-за греха, действовавшего в его теле (Римлянам 7:15). Подобно Павлу, ответ верующего — возненавидеть грех, покаяться в нем и попросить божественной благодати преодолеть его (Римлянам 7:24-25). Хотя нам не нужно падать из-за достаточной Божьей благодати, иногда мы падаем, потому что полагаемся на свою недостаточную силу. Когда наша вера ослабевает и, подобно Петру, мы отрекаемся от Господа словом или жизнью, даже тогда еще есть шанс покаяться и получить прощение своего греха.

Еще одна уловка сатаны — заставить нас думать, что надежды нет, что нет никакой возможности получить прощение, исцеление и восстановление. Он попытается заставить нас чувствовать себя поглощенными и пойманными в ловушку вины, чтобы мы больше не чувствовали себя достойными Божьего прощения. Но с каких это пор мы стали достойными благодати Божией? Бог возлюбил нас, простил нас и избрал быть во Христе прежде создания мира (Ефесянам 1:4-6) не за что-то, что мы сделали, но «для того, чтобы мы, первые уповающие на Христа , может быть, в похвалу славы Его» (Ефесянам 1:12). Мы всегда должны помнить, что нет места, куда бы мы могли пойти, чего не достигла бы Божья благодать, и нет такой глубины, до которой мы могли бы упасть, чтобы Бог больше не мог нас вытащить. Его благодать больше, чем все наши грехи. Начинаем ли мы только сбиваться с курса или уже тонем и тонем в своем грехе, благодать может быть получена.

Благодать – это дар от Бога (Ефесянам 2:8). Когда мы грешим, Дух обличает нас во грехе, что приводит к благочестивой печали (2 Коринфянам 7:10-11). Он не осудит наши души, как будто нет надежды, ибо нет уже никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе (Римлянам 8:1). Обличение Духа внутри нас — это движение любви и благодати. Благодать не является оправданием греха (Римлянам 6:1-2), и ею нельзя злоупотреблять, а это означает, что грех следует называть «грехом», и с ним нельзя обращаться так, как если бы он был безобидным или безобидным. Нераскаявшихся верующих нужно встречать с любовью и вести к свободе, а неверующим нужно говорить, что им нужно покаяться. Однако подчеркнем и средство, ибо нам дана благодать на благодать (Ин. 1:16). Благодать – это то, как мы живем, как мы спасаемся, как мы освящаемся и как мы будем сохранены и прославлены. Давайте получать благодать, когда мы грешим, каясь и исповедуя свой грех перед Богом. Зачем жить грешной жизнью, когда Христос предлагает сделать нас здоровыми и правильными в глазах Бога?

Вернуться к:

Вопросы о спасении

Будет ли Бог продолжать прощать вас, если вы снова и снова совершаете один и тот же грех?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Я совершил _____ грех. Простит ли меня Бог?

ГлавнаяКонтент ИндексЖизньЛичное общение Простит ли меня Бог

Вопрос

Ответ

Впишите все совершенные вами грехи в ______. Да, Бог может и простит любой грех. Учение об искуплении объясняет спасение и прощение грехов. Бог вменил Христову праведность тем, кто смиренно просит прощения грехов (Исаия 53:5-6; 2 Коринфянам 5:21). Он заплатил полную цену за наш грех, и верующие получают полное прощение за каждый совершенный ими грех — прошлый, настоящий и будущий. Существует также ежедневное прощение, когда мы исповедуем свои грехи и оставляем их для нашего освящения. Если вы сравните любой грех с убийством Иисуса, он поблекнет в сравнении, однако Иисус сказал: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Луки 23:34).

Понятия спасения и прощения грехов неразрывно связаны. К счастью, Божьей благодати достаточно для любого греха, какой бы грех вы не указали. Получение прощения грехов зависит от человека. Это первая проблема; примете ли вы спасение (прощение грехов), которое предлагает Христос? Если ответ «да», то вам полностью прощены все долги греха (Деяния 13:38-39). Это прощение приходит только через веру в Иисуса и Божью благодать, а не через дела или добрые дела (Римлянам 3:20,22). Спасение начинается со смиренного признания того, что мы никогда не будем достаточно хороши, чтобы попасть на небеса по нашим собственным заслугам, и что нам нужно прощение грехов. Принятие Иисуса Христа означает веру в то, что Его смерть и воскресение уплатили наказание за все когда-либо совершенные грехи и что этого достаточно, чтобы покрыть все грехи (1 Иоанна 2:2).

Итак, если вы приняли Иисуса Христа своим Спасителем, Бог уже простил все ваши грехи. Если нет, исповедуйте свои грехи перед Богом, и Он очистит вас и восстановит ваше общение с Ним (1 Иоанна 1:8-9). Даже получив прощение греха, вы все еще можете испытывать чувство вины. Чувство вины из-за греха на самом деле является естественной реакцией нашей совести, и оно должно напоминать нам не повторять греховные модели поведения. Понимание того, что Иисус вполне способен простить любую меру греха, является надеждой на наше спасение. Понимание прощения — это лекарство от чувства вины.

Знание того, что прощение — это действительно прекрасный, изящный дар от Бога, который любит нас, позволяет нам увидеть, насколько Он действительно прекрасен. Когда мы размышляем о наших собственных грехах и о том, насколько мы несчастны и недостойны прощения, становится ясно, что Бог любит, сострадателен и достоин нашего поклонения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *