Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области
Прокурор разъясняет
- 10 марта 2016, 00:00
Условия и порядок вступления в брак до достижения совершеннолетия
Текст
Поделиться
Согласно ст. 12 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
На основании гарантированного ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, а также исходя из того, что биологической и психологической зрелости, необходимой для создания семьи, человек достигает к совершеннолетию, брачный возраст в России установлен в восемнадцать лет.
Вместе с тем, руководствуясь приоритетными задачами охраны семьи и ребёнка, законодатель предусмотрел возможность и определил порядок вступления в брак лиц, не достигших совершеннолетия.
В соответствии ч. 2 ст. 13 СК РФ при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по их просьбе разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.
Для получения такого разрешения подросток, достигший возраста шестнадцати лет, обязан самостоятельно обратиться с заявлением об этом в администрацию городского округа или муниципального района, на территории которого проживает, с указанием уважительных причин, по которым желает вступить в брак до достижения совершеннолетия, при необходимости приложив подтверждающие наличие таких причин документы.
Право в виде исключения разрешать вступление в брак лицам, не достигшим возраста шестнадцати лет, на основании ч. 3 ст. 13 СК РФ предоставлено субъектам Российской Федерации.
Законом Московской области от 30.04.2008 № 61/2008-ОЗ «О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет», определён исчерпывающий перечень особых обстоятельств, дающих право на получение разрешения на вступление в брак лицам, не достигшим возраста шестнадцати лет, которыми являются: беременность; рождение общего ребёнка (детей) у граждан, желающих вступить в брак; непосредственная угроза жизни одной из сторон.
Заявления о разрешении на вступление в брак до достижения возраста шестнадцати лет подаются на имя Губернатора Московской области в письменной форме в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность по реализации на территории Московской области полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, лицом, не достигшим возраста шестнадцати лет, его родителями. При наличии разногласий между несовершеннолетним и законными представителями, заявление рассматривается с согласия органа опеки и попечительства по месту его жительства.
Для получения разрешения на вступление в брак одновременно с подачей заявлений представляются следующие документы:
документы, удостоверяющие личности вступающих в брак;
документы, удостоверяющие личности родителей (лиц, их заменяющих) лиц, не достигших возраста шестнадцати лет;
справка учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения о наличии беременности;
свидетельство о рождении общего ребёнка (детей) у лиц, желающих вступить в брак, и свидетельство об установлении отцовства;
документы, подтверждающие непосредственную угрозу жизни одного из лиц, желающих вступить в брак;
документ органа опеки и попечительства о согласии на вступление в брак лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, при наличии разногласий между родителями (лицами, их заменяющими) и этим лицом.
Решение о разрешении или об отказе в разрешении вступления в брак принимается в течении пятнадцати календарных дней после подачи заявления. Основаниями для отказа в разрешении могут служить только отсутствие особых обстоятельств или несоответствие требованиям закона представленных с заявлением документов.
Разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста представляется в орган записи актов гражданского состояния вместе с совместным заявлением лиц, желающих вступить в брак, и является основанием для регистрации брака при отсутствии предусмотренных законом обстоятельств, препятствующих заключению брака.
Разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста, а также отказ в выдаче такого разрешения могут быть обжалованы в судебном порядке.
Условия и порядок вступления в брак до достижения совершеннолетия
Согласно ст. 12 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
На основании гарантированного ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, а также исходя из того, что биологической и психологической зрелости, необходимой для создания семьи, человек достигает к совершеннолетию, брачный возраст в России установлен в восемнадцать лет.
Вместе с тем, руководствуясь приоритетными задачами охраны семьи и ребёнка, законодатель предусмотрел возможность и определил порядок вступления в брак лиц, не достигших совершеннолетия.
В соответствии ч. 2 ст. 13 СК РФ при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по их просьбе разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.
Для получения такого разрешения подросток, достигший возраста шестнадцати лет, обязан самостоятельно обратиться с заявлением об этом в администрацию городского округа или муниципального района, на территории которого проживает, с указанием уважительных причин, по которым желает вступить в брак до достижения совершеннолетия, при необходимости приложив подтверждающие наличие таких причин документы.
Право в виде исключения разрешать вступление в брак лицам, не достигшим возраста шестнадцати лет, на основании ч. 3 ст. 13 СК РФ предоставлено субъектам Российской Федерации.
Законом Московской области от 30.04.2008 № 61/2008-ОЗ «О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет», определён исчерпывающий перечень особых обстоятельств, дающих право на получение разрешения на вступление в брак лицам, не достигшим возраста шестнадцати лет, которыми являются: беременность; рождение общего ребёнка (детей) у граждан, желающих вступить в брак; непосредственная угроза жизни одной из сторон.
Заявления о разрешении на вступление в брак до достижения возраста шестнадцати лет подаются на имя Губернатора Московской области в письменной форме в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность по реализации на территории Московской области полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, лицом, не достигшим возраста шестнадцати лет, его родителями.
При наличии разногласий между несовершеннолетним и законными представителями, заявление рассматривается с согласия органа опеки и попечительства по месту его жительства.Для получения разрешения на вступление в брак одновременно с подачей заявлений представляются следующие документы:
документы, удостоверяющие личности вступающих в брак;
документы, удостоверяющие личности родителей (лиц, их заменяющих) лиц, не достигших возраста шестнадцати лет;
свидетельство о рождении лица, не достигшего возраста шестнадцати лет;
свидетельство о рождении общего ребёнка (детей) у лиц, желающих вступить в брак, и свидетельство об установлении отцовства;
документы, подтверждающие непосредственную угрозу жизни одного из лиц, желающих вступить в брак;
документ органа опеки и попечительства о согласии на вступление в брак лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, при наличии разногласий между родителями (лицами, их заменяющими) и этим лицом.
Решение о разрешении или об отказе в разрешении вступления в брак принимается в течении пятнадцати календарных дней после подачи заявления. Основаниями для отказа в разрешении могут служить только отсутствие особых обстоятельств или несоответствие требованиям закона представленных с заявлением документов.
Разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста представляется в орган записи актов гражданского состояния вместе с совместным заявлением лиц, желающих вступить в брак, и является основанием для регистрации брака при отсутствии предусмотренных законом обстоятельств, препятствующих заключению брака.
Разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста, а также отказ в выдаче такого разрешения могут быть обжалованы в судебном порядке.
Возможно ли заключение брака между однополыми гражданами? — Адвокат в Самаре и Москве — представительство в суде и юридические услуги
ГлавнаяВопросы и ответы Возможно ли заключение брака между однополыми гражданами?
Добрый день. Возможно ли заключение брака между однополыми гражданами?
Адвокат Антонов А.П.
Добрый день!
Согласно ст. 12 Семейного кодекса, для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 16.11.2006 №496-О, конституция Российской Федерации закрепляет, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17, часть 1), обеспечивается государственная защита и поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1), а забота о детях и их воспитание — равное право и обязанность родителей (статья 38, часть 2). Данные положения находятся в системной взаимосвязи с нормами международных договоров, обязывающих государство и общество осуществлять защиту семьи как естественной и основной ячейки общества, естественной среды для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей, в том числе при образовании семьи, пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и об их воспитании (пункт 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека, пункт 1 статьи 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, преамбула Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года и др. ). Таким образом, и Конституция Российской Федерации, и международные правовые нормы исходят из того, что одно из предназначений семьи — рождение и воспитание детей. Учитывая изложенное, а также национальные традиции отношения к браку как биологическому союзу мужчины и женщины, Семейный кодекс Российской Федерации указывает, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии, в частности, с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии (статья 1). Таким образом, федеральный законодатель в рамках предоставленной ему компетенции к условиям заключения брака отнес взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод, перечисленных в жалобе. Формально оспаривая конституционность пункта 1 статьи 12 Семейного кодекса Российской Федерации, заявитель фактически требует государственного признания своих взаимоотношений с другим мужчиной путем их регистрации в виде особого защищаемого государством союза. Между тем ни из Конституции Российской Федерации, ни из принятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола, при том что само по себе отсутствие такой регистрации никак не влияет на уровень признания и гарантий в Российской Федерации прав и свобод заявителя как человека и гражданина. Не свидетельствует о нарушении конституционных прав заявителя и наличие в ряде государств Европы иного подхода к решению вопросов демографического и социального характера, тем более что в силу статьи 23 Международного пакта о гражданских и политических правах право на вступление в брак и право основывать семью признается именно за мужчинами и женщинами, а статья 12 Конвенции о защите прав человека и основных свобод прямо предусматривает возможность создания семьи в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права.
Таким образом, заключение брака между однополыми гражданами в РФ невозможно.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Дата актуальности материала: 27.11.2018
Чтобы записаться на консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже
Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе!
Поиск по сайту
Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Подписывайтесь на наши новости в Телеграмме
Оплачивайте юридическую помощь прямо с сайта
Добавляйтесь к нам в друзья
Подписывайтесь на наш канал
Полезные ссылки
Заявка успешно отправлена!
В ближайшее время с Вами свяжется наш специалист
Что-то пошло не так!
Заявка не была отправлена. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
Семейное право | Определение, примеры, типы и факты
- Связанные темы:
- опека и брак незаконнорожденность опекун вместо родителей легитимация
Просмотреть весь соответствующий контент →
семейное право , свод законов, регулирующих семейные отношения, включая брак и развод, обращение с детьми и связанные с ними экономические вопросы.
В прошлом семейное право было тесно связано с имущественным и наследственным правом ( см. закон о собственности), и, судя по имеющимся записям, она должна была возникнуть главным образом в хозяйственных и имущественных вопросах, порожденных переходом женщины из семьи отца под власть и попечительство мужа. Даже в отношении отношений между родителем и ребенком такие правовые понятия, как опека, попечительство и легитимность, были связаны со структурами семейной власти и семейными экономическими интересами. Семейное право также традиционно связано с вопросами личного статуса — например, с вопросом о том, следует ли считать человека состоящим в браке или одиноким, законным или незаконным, — хотя случаи и важность этих различий часто вытекают из имущественного права.
Семейное право разделяет интерес к определенным социальным вопросам с другими отраслями права, включая уголовное право. Например, одной из проблем, которой уделяется значительное внимание с конца 20-го века, является очень сложная проблема насилия в семье, которое может принимать форму физического насилия со стороны одного взрослого члена над другим или со стороны взрослого над ребенком или кем-либо еще. агрессивное или оскорбительное поведение в семейном кругу. В серьезных случаях единственным реальным решением может быть прекращение совместного проживания или передача ребенка, подвергшегося жестокому обращению, из семьи в какую-либо форму государственной или приемной опеки.
Эта статья представляет собой не трактат о семейном праве мира (для чего потребовался бы как минимум том), а общий обзор общих правовых проблем, связанных с семьей.
Семейные группы
Семейная группа имеет определенную внутреннюю структуру, а также отношения между собой и третьими лицами. Семейные группы в некоторых обществах имели тенденцию быть сложными, как, например, римская отцовская группа, китайская семья высшего класса, индийская объединенная семья, самурайская семья в Японии и многие традиционные семейные структуры в Африке. Семья может быть частью более крупной группы, такой как племя или клан.
В настоящее время доминирующая форма семейной группы состоит из двух супругов и детей, родившихся или усыновленных ими. Таким образом, закон касается главным образом прав супружеской пары и их детей, а также обязанностей супружеской пары по отношению к детям и друг перед другом. В строго моногамном обществе, например, закон запрещает человеку состоять в браке более чем с одним человеком одновременно, в то время как в других обществах он регулирует количество жен, которые мужчина может иметь одновременно (согласно исламскому закону). Шариат] делает).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Традиционно семейное право мало касалось союзов, которые не заключались законным браком, хотя некоторые правовые системы разрешали признание «естественного» ребенка отцом в таких целях, как наследование и поддержка. Совсем недавно в семейное законодательство нескольких европейских стран и некоторых юрисдикций в Соединенных Штатах были внесены поправки, признающие гражданские союзы или домашние партнерства, что привело к многочисленным юридическим инцидентам брака для однополых пар (9).0015 см. также однополые браки).
С 1970-х годов семьи с одним родителем приобрели значение, не отраженное должным образом в традиционном праве. Возможно, потребуется в большей степени адаптировать закон к потребностям семей с одним родителем в таких областях, как организация семейных и детских служб, правовые и административные механизмы поддержки семьи, помощь в трудоустройстве, детские сады и т.д. подобное, аналогичное, похожее. Глава домохозяйства с одним родителем может испытывать трудности с покрытием высоких расходов на уход за детьми во время работы или обучения, особенно при скромном или низком доходе.
Юридические последствия брака
Два человека могут произвести экономические инциденты брака путем заключения соответствующих договоров или расчетов. В некоторых правовых системах договор в обычной форме является ядром конституции брака. Контракт может быть сложным, с множеством положений, как в исламском праве. Однако сегодня в большинстве стран юридическое оформление брака в основном представляет собой регистрацию события. Таким образом, в основном брак в юридическом смысле является подразумеваемым созданием определенных прав или обязанностей, таких как содержание, супружеская собственность и права наследования, а также опека над несовершеннолетними детьми.
В современных системах стороны в браке обычно могут создавать экономические инциденты брака по отдельному соглашению. В некоторых ранних правовых системах и в современных системах, к которым относится обычное семейное право, не было большого выбора в отношении экономических аспектов брака, поскольку они фиксируются обычаями. В правовых системах, допускающих существенные возможности для личной независимости, супруги могут занять собственную позицию в отношении экономической основы своей семейной группы посредством брачного контракта или завещания.
Одной из особенностей, отличающих брак от простого договора, является то, что во многих странах стороны не могут освободиться по взаимному согласию. Но некоторые законы в Северной Америке и Западной Европе почти разрешают это; основания для развода были настолько расширены, что брак может быть расторгнут, например, после периода раздельного проживания ( см. ниже Развод).
Конвенция о согласии на брак, минимальном возрасте для вступления в брак и регистрации браков
Вступление в силу: 9 декабря 1964 года, в соответствии со статьей 6
Договаривающиеся государства ,
Желая в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций способствовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии,
Напоминая о том, что статья 16 Всеобщей декларации прав человека гласит:
(1) Совершеннолетние мужчины и женщины без каких-либо ограничений в связи с расы, национальности или религии, имеют право вступать в брак и создавать семью. Они имеют равные права в отношении вступления в брак, во время брака и при его расторжении.
(2) Брак заключается только со свободного и полного согласия вступающих в брак,
Напоминая далее, что Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в резолюции 843 (IX) от 17 декабря 1954 г. объявила, что определенные обычаи , древние законы и обычаи, касающиеся брака и семьи, противоречили принципам, изложенным в Уставе Организации Объединенных Наций и во Всеобщей декларации прав человека,
Подтверждая, что все государства, включая те, которые несут или берут на себя ответственность за управления несамоуправляющимися и подопечными территориями до достижения ими независимости, должны принять все надлежащие меры с целью отмены таких обычаев, древних законов и обычаев, обеспечив, в частности, полную свободу в выборе супруга, полностью ликвидировав детские браки и обручение молодых девушек до достижения половой зрелости, установление соответствующих наказаний, где это необходимо, и establis ведение гражданского или иного реестра, в котором будут регистрироваться все браки,
Настоящим соглашаются, как указано ниже:
Статья 1
1. Никакой брак не может быть законно заключен без полного и свободного согласия обеих сторон, такое согласие должно быть выражено ими лично после должной гласности и в присутствии орган, уполномоченный заключить брак, и свидетели, как это предусмотрено законом.
2. Невзирая ни на что в параграфе 1 выше, нет необходимости в присутствии одной из сторон, когда компетентный орган убежден, что обстоятельства являются исключительными и что сторона может быть предусмотрено законом, выраженное и не отозванное согласие.
Статья 2
Государства-участники настоящей Конвенции принимают законодательные меры для определения минимального возраста вступления в брак. Ни один брак не может быть законно заключен лицом, не достигшим этого возраста, за исключением случаев, когда компетентный орган дал разрешение в отношении возраста по серьезным причинам в интересах вступающих в брак.
Статья 3
Все браки регистрируются компетентным органом в соответствующем официальном реестре.
Статья 4
1. Настоящая Конвенция до 31 декабря 1963 года открыта для подписания от имени всех государств — членов Организации Объединенных Наций или членов любого из специализированных учреждений, а также любого другого государства, приглашенного Генеральной Ассамблеей Соединенных Наций стать Стороной Конвенции.
2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
Статья 5
1. Настоящая Конвенция открыта для присоединения для всех государств, указанных в пункте 1 статьи 4.
2. Присоединение осуществляется путем сдачи на хранение документа о присоединении Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
Статья 6
1. Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после даты сдачи на хранение восьмой ратификационной грамоты или документа о присоединении.
2. Для каждого государства, ратифицировавшего Конвенцию или присоединившегося к ней после сдачи на хранение восьмой ратификационной грамоты или документа о присоединении, Конвенция вступает в силу на девяностый день после сдачи на хранение таким государством своей ратификационной грамоты или документа о присоединении.
Статья 7
1. Любое Договаривающееся государство может денонсировать настоящую Конвенцию путем письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Денонсация вступает в силу через год после даты получения уведомления Генеральным секретарем.
2. Настоящая Конвенция утрачивает силу с даты вступления в силу денонсации, в результате которой число участников сокращается до менее восьми.
Статья 8
Любой спор, который может возникнуть между любыми двумя или более Договаривающимися Государствами относительно толкования или применения настоящей Конвенции, который не урегулирован путем переговоров, передается по просьбе всех сторон в споре на рассмотрение Международный суд для принятия решения, если стороны не договорятся об ином способе урегулирования.
Статья 9
Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций уведомляет все государства-члены Организации Объединенных Наций и государства, не являющиеся членами, упомянутые в пункте 1 статьи 4 настоящей Конвенции, о следующем:
(a) Подписи и ратификационные грамоты, полученные в соответствии со статьей 4;
b) документы о присоединении, полученные в соответствии со статьей 5;
c) дата вступления Конвенции в силу в соответствии со статьей 6;
d) уведомления о денонсации, полученные в соответствии с пунктом 1 статьи 7;
(e) Отмена в соответствии с пунктом 2 статьи 7.