Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Актуальна проблема защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
Несмотря на принимаемые меры по улучшению устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет.
Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства. Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение и др.
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы, а также право на получение первого и второго начального профессионального образования также без взимания платы, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
- Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.
- Кроме того, им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм
- Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатную юридическую помощь в виде: правового консультирования в устной и письменной форме; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как живут дети-сироты
Олеся Капитула
узнала ответы на вопросы о сиротах
Профиль автора
В России работает больше тысячи организаций для сирот и детей, которые остались без попечения родителей.
В детском доме у воспитанников нет любящих заботливых родителей, поэтому они не могут нормально развиваться, как их сверстники. В учреждении за детей все делают воспитатели: готовят, убирают, выбирают, что надеть и куда идти гулять. Поэтому после детского дома большинство выпускников не умеют делать базовые вещи: планировать бюджет, платить квартплату, устраиваться на работу, отвечать за свою жизнь.
Я работаю в благотворительной организации «Детские деревни SOS» с 2021 года. Мы с 1994 года помогаем детям-сиротам, а с 2005 года — семьям в кризисном положении, чтобы дети оставались в семье и не попадали в учреждения. Расскажу, почему надо закрывать детские дома, как туда попадают дети и какая есть альтернатива.
В ответах мне помогали сотрудники нашей организации: советник по общественно-правовым вопросам Диана Зевина, руководитель программ профилактики социального сиротства и укрепления семьи Ольга Липницкая, советник по молодежным и образовательным программам Татьяна Смирнова, директор по развитию программ Юлия Бернова и ведущий специалист по работе со сторонниками Анна Марасаева.
Вы узнаете
- У всех ли сирот нет родителей
- Что плохого в детских домах
- Почему важно закрывать детские дома и что должно быть вместо них
- Правда ли, что выпускники детских домов ничего не умеют
- Правда ли, что у всех детей из детского дома плохие гены и проблемы с психикой
- Как помочь детям-сиротам
- Как забрать ребенка из детдома
- Можно ли передумать и отказаться быть приемным родителем
- Как сделать так, чтобы сироты вообще не появлялись
О важном
Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Тинькофф Журнала «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».
У всех ли сирот нет родителей?
Стоит различать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сироты — это те, у кого один или оба родителя умерли или пропали без вести. Таких, по данным Росстата, среди выявленных за 2020 год детей без попечения родителей было 29%.
ст. 1 закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…»
Остальные — это так называемые социальные сироты. У них живы один или оба родителя, но они не могут или не хотят воспитывать детей из-за сложных жизненных обстоятельств, химической зависимости, психической болезни или по другой причине. В этих случаях суд ограничивает их в родительских правах или лишает их. Заботу о таких детях берет на себя государство: оно находит ребенку замещающую семью или помещает его в сиротское учреждение.
ст. 70 СК РФ
Также родители могут временно поместить детей в интернат, пока решают проблемы с жильем, работой и здоровьем. Некоторые семьи не могут сами справиться с проблемами, поэтому иногда дети остаются в учреждении надолго или до совершеннолетия.
Бывает и так, что родители забирают детей обратно в семью, а затем снова отдают в детский дом. В некоторых регионах в сиротских учреждениях находятся до 70% детей, которые оказались там по заявлению родителей. Их нельзя устроить в приемную семью, поскольку у них есть законные родители. Таких подопечных не учитывают в официальных показателях числа детей-сирот.
/guide/troubled-family/
Какие семьи считаются неблагополучными
Кровным семьям в кризисе помогают государственные социальные службы и НКО. В нашей организации есть программа профилактики социального сиротства и укрепления семьи. В ней мы помогаем семьям, в которых дети могут лишиться родительской опеки.
Программа профилактики социального сиротства — благотворительная организация «Детские деревни SOS»
Мы работаем с каждой семьей индивидуально: вместе составляем план, где прописываем цели и необходимые шаги для их достижения. Родителям бесплатно помогают психологи, юристы и специалисты по социальной работе. Мы хотим, чтобы семьи научились сами справляться с проблемами и дети не попадали в учреждения.
Родная кровная семья — наибольшая ценность для ребенка.
В программах профилактики социального сиротства и укрепления семьи мы помогаем семьям и детям в Москве, Подмосковье, Петербурге, Казани, Великом Новгороде, а также в Орловской, Мурманской, Ленинградской, Псковской и Вологодской областях.
Мы ежегодно поддерживаем около 2 тысяч семей в сложной жизненной ситуации, в которых воспитывается более 3 тысяч детей. За все время нам удалось помочь более 16 тысячам семей — 80% из них преодолели кризис и научились сами заботиться о своих детях. Это значит, что тысячи детей не стали сиротами благодаря нашей работе.
Что плохого в детских домах?
Детский дом — это место, рассчитанное на коллективное проживание. В учреждении дети живут в группах, а взрослые, которые их воспитывают, меняются в зависимости от графика. У воспитанников нет собственного значимого взрослого — человека, который любит ребенка и которому важен именно он. Это травмирует детей, не дает сформировать здоровое чувство привязанности и плохо влияет на их физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Книга «Брошенные дети: депривация, развитие мозга и борьба за восстановление» — издательство Гарвардского университета, перевод фонда «Обнаженные сердца»
Согласно Бухарестскому проекту по раннему вмешательству, в котором исследовали детские дома Румынии, за каждые три месяца в учреждении физическое развитие ребенка отстает примерно на месяц. Также у воспитанников детских домов бывают проблемы с привязанностью и психическим здоровьем. У многих спустя год после размещения в семье нормализуются показатели развития. Но некоторым нужна более длительная помощь.
Особенно вредно жить в учреждении детям до четырех лет: в этом возрасте малыш беспомощен и зависит от родителя. Когда рядом нет постоянного взрослого, ребенок инстинктивно чувствует сильнейший стресс. Это тормозит его развитие по всем направлениям: интеллект, эмоции, физическое развитие.
Пока сверстники в нормальных условиях познают мир, ребенок в детском доме замирает, чтобы выжить.
На первом году жизни у малыша формируется привязанность, которая строится на основе контакта с близким взрослым — это должен быть один и тот же человек. Она развивается с нарушениями, если люди вокруг все время меняются и не откликаются на сигналы ребенка.
Такому малышу во взрослом возрасте будет сложно строить отношения, потому что он не умеет доверять, ведет себя агрессивно или стремится к манипулированию. Ребенок не понимает чувства других людей, не различает своих и чужих.
Рисунки подопечных благотворительной организации «Детские деревни SOS» — на многих изображены именно взрослые, которые так важны детямВ 2022 году мы вместе с другими российскими НКО создали коалицию «Семья с рождения». Мы хотим, чтобы к 2027 году дети до четырех лет жили в кровной или приемной семье. Сейчас мы с коллегами разрабатываем дорожную карту с конкретными шагами, чтобы достичь эту цель.
В 2015 году в России началась реформа сиротских учреждений. Теперь законодательно закреплено, что детский дом — временное место жительства ребенка. Руководство учреждения и органы опеки должны делать все, чтобы вернуть воспитанника в кровную семью или устроить в приемную. Сейчас дети живут в небольших — по 6—8 человек — разновозрастных группах, ходят в общеобразовательную школу. Братьев и сестер стараются не разлучать.
Постановление правительства от 24.05.2014 № 481
До этого многие сиротские учреждения в России были школами-интернатами, на уроки дети переходили в другой корпус и редко покидали пределы огороженной забором территории. Группой обычно был их класс, а братья и сестры попадали в группы по возрасту или в разные учреждения.
Прообразом реформы детских домов в какой-то степени послужила организация жизни в наших детских деревнях, где в семьях живет от четырех до восьми детей, а братья и сестры никогда не разлучаются. В Национальной стратегии действий в интересах детей 2012—2017 годов были прямые отсылки к опыту нашей НКО — о работе организации я расскажу ниже.
Почему важно закрывать детские дома и что должно быть вместо них?
Мы и другие представители профильных НКО уверены: сиротские учреждения нужно реорганизовывать из мест, где дети живут без родителей, в центры, где помогают семьям с детьми.
Как я уже говорила, необходимо помогать кровным семьям в кризисе, чтобы ребенок остался с родителями. Если это невозможно, то он должен попадать в приемную семью. Когда родителям нужно лечь в больницу или на реабилитацию, дети должны это время находиться в замещающих семьях, а не в учреждениях.
Один из примеров такого устройства — международная благотворительная организация «Детские деревни SOS». Первая такая деревня появилась в Австрии в 1949 году, и сегодня они существуют в 137 странах мира.
/mothers-on-the-edge/
Как помочь родителям сохранить детей в семье
В Россию эту идею привезла журналистка Елена Брускова. Так, в 1996 году в поселке Томилино в Подмосковье построили первую российскую детскую деревню. С тех пор они появились еще в пяти регионах: Орловской, Мурманской, Псковской, Вологодской областях и Петербурге.
Слово «деревня» не стоит понимать буквально: у нас нет приусадебных хозяйств, коров и гусей. Все деревни интегрированы в городскую инфраструктуру, а некоторые расположены в черте города.
Каждая наша деревня устроена так: на одной территории построены 10—14 коттеджей, в каждом домике живет одна семья, в которой от четырех до восьми детей разного возраста. Дети к нам попадают из приютов и других сиротских учреждений — для этого мы сотрудничаем с органами опеки. Ребят воспитывают профессиональные родители, которые прошли подготовку и продолжают обучение в течение всей жизни.
«SOS! Ищем маму» — текст на «Таких делах» про SOS-мам
Родителями в деревне чаще всего становятся одинокие женщины, но бывают и семейные пары. Родители пишут нам и, если есть вакансия, мы приглашаем их на работу. Затем они проходят собеседование с психологом, длительное обучение, многомесячную стажировку и только потом переезжают к нам.
Жизнь в деревне — полноценная работа, родители живут здесь круглосуточно. К ним могут приезжать родственники и друзья, они сами тоже могут выезжать за пределы территории, ездить в путешествия вместе с детьми.
Кроме приемных родителей в деревне есть педагоги, психологи, логопеды и другие специалисты. Они работают как с детьми, так и с их родителями. Жизнь семьи в детской деревне проходит как в обычной приемной семье: все дети ходят в обычные детские сады, школы или колледжи, затем поступают в вузы.
С 18 лет дети по закону считаются совершеннолетними и начинают жить отдельно. Однако порой мы сопровождаем подопечных до 20—23 лет, пока они не станут готовы к самостоятельной жизни. Когда ребята начинают жить отдельно, они могут приезжать в деревню, чтобы навещать своих мам.
Так выглядят коттеджи в детской деревне — в каждом живет семья с 4—8 детьми разного возрастаПравда ли, что выпускники детских домов ничего не умеют?
Спонсоры и волонтеры дарят воспитанникам детских домов подарки на праздники, возят их на экскурсии и концерты — все, что нужно для жизни, появляется как бы само собой.
Сообщество 16.12.21
Можно ли дарить детям в детских домах подарки на Новый год?
В сиротском учреждении дети никак не влияют на появление и выбор еды, вещей, развлекательных мероприятий. Они вырастают с ощущением, что от них в жизни мало что зависит.
Также часто выпускники детских домов уверены, что им все всё должны: спонсоры обязаны купить телефон взамен сломанного, волонтеры — привезти конфеты на Новый год.
Поэтому после учреждения сиротам сложно адаптироваться к самостоятельной жизни. Ведь снаружи мир не такой, как внутри детского дома: нужно отвечать за себя и свои поступки, планировать будущее, выстраивать отношения с людьми. Со всем этим у выпускников детских домов, как правило, есть трудности: им тяжело устроиться на работу и удержаться на должности, они быстро тратят ежемесячные пособия, а потом берут кредиты, которые не могут отдать.
Бывает так, что дети выпускников детдомов тоже попадают в учреждения: у их родителей не хватает понимания, что нужно ребенку, как о нем заботиться, как устроена семья и для чего она нужна.
Часто молодые выпускницы детских домов оказываются одни с ребенком на руках или уже несколькими детьми. Девушек некому поддержать и чему-то научить, им часто не на что и негде жить. Это приводит либо к отказам от детей, либо к их изъятию органами опеки. Большинству таких семей можно помочь, и с поддержкой они смогут вырастить своих детей сами. На государственном уровне это делается недостаточно, поэтому такую помощь предлагают разные НКО.
Конечно, среди выпускников детских домов есть целеустремленные ребята, которые хотят добиться всего сами. Но большинству для адаптации к самостоятельной жизни нужны наставники — значимые взрослые, которые помогут и подскажут, но не сделают всю работу за подопечного.
В отличие от детских домов, в детских деревнях подопечные живут как в обычной семье: вместе с мамой или с обоими родителями, сестрами и братьями. Они занимаются домашними делами и всегда включены в быт. На семейном совете все решают вместе, как провести выходные или каникулы, какой фильм посмотреть вечером.
Правда ли, что у всех детей из детского дома плохие гены и проблемы с психикой?
Плохие гены у детей-сирот — вредный, стигматизирующий, но, к сожалению, распространенный миф.
Многочисленные исследования показывают, что алкоголизм — это генетическая болезнь, к которой некоторые предрасположены. Злоупотребление алкоголем при этом сильно зависит от социума и факторов окружающей среды.
То, каким ребенок вырастет, зависит от среды и взрослых вокруг.
У некоторых детей в сиротских учреждениях есть болезни нервной системы или психики. Процентное соотношение от всех назвать сложно, поскольку медицинские диагнозы — закрытая информация. Но такие дети есть и в кровных семьях: это не какая-то отдельная сиротская история.
Некоторые пережили травмирующие события: потерю близких или их отсутствие, одиночество, насилие. Это влияет на их эмоциональное состояние и поведение. Но в любящей поддерживающей среде поведение большинства детей выравнивается и приходит в норму.
/list/nevrolog-vopros/
9 важных вопросов неврологу Павлу Бранду
У нас есть примеры, когда в деревню попадали дети с десятью диагнозами и более. Большинство диагнозов со временем снималось благодаря постоянной заботе и уходу новых родителей.
Также в сиротских учреждениях многие диагнозы ставят ошибочно из-за недостаточной компетентности региональных врачей.
Из-за атмосферы в деревнях поведение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выравнивается У нас живут обычные дети, которые любят играть и веселитьсяКак помочь детям-сиротам?
Есть несколько способов помочь детям-сиротам и детям, которые остались без попечения родителей.
Пожертвовать деньги. Самый простой способ — финансово поддержать организацию, которая помогает кризисным и замещающим семьям, выпускникам различных форм опеки.
Благотворительная организация «Детские деревни SOS» работает в основном на пожертвования от российских граждан и компаний. Благодаря им мы оплачиваем труд педагогов, психологов, логопедов и других специалистов, содержание домов.
Собирать деньги на нашу работу было всегда нелегко, а сейчас добавились новые трудности. Из-за технических ограничений различных сервисов мы потеряли почти 5 тысяч сторонников, а это — 25% от всех регулярных пожертвований. Эти деньги покрывали расходы целой деревни, в которой воспитывается около 80 подопечных.
/no-apple-pay/
Что делать бизнесу, если не работают «Эпл-пэй», «Самсунг-пэй» и «Гугл-пэй»
Мы отвечаем за детей годы, поэтому особенно важна регулярная поддержка. Даже ежемесячное пожертвование в 500 Р важно, так как позволяет нам планировать работу. Можно даже оформить заявление на ежемесячные отчисления из зарплаты и отнести его в бухгалтерию своей организации.
Стать волонтером. Можно также начать помогать организации, которая есть в вашем регионе. Многие НКО развивают программы наставничества для помощи детям в сиротских учреждениях. В таких программах наставники дружат с детьми из детских домов, регулярно общаются с ними, готовят их к будущей жизни в обществе. Эта волонтерская работа предполагает многолетний серьезный труд, который требует подготовки и ответственности.
Помочь в трудоустройстве. Некоторые организации отказываются трудоустраивать к себе выпускников детских домов из-за существующих в обществе мифов. Вы можете создать среду, в которой им будут рады.
Распространить информацию. Многие россияне не догадываются о том, с чем приходится сталкиваться детям-сиротам в стране. Вы можете помочь убрать информационный вакуум, поделившись информацией из этой статьи в своих социальных сетях.
Забрать ребенка домой. Главный способ помочь ребенку — подарить ему семью. Ниже расскажу, как это сделать.
Как забрать ребенка из детдома?
Человек, который хочет забрать ребенка из детского дома, должен сначала определиться с формой устройства. Есть опека и усыновление — об их различиях Тинькофф Журнал рассказывал в другой статье.
Тот, кто планирует стать приемным родителем, должен показать органам опеки и попечительства, что он в состоянии воспитывать ребенка, что у него есть на что его растить и где с ним жить и что он не опасен. Для этого понадобятся справка об отсутствии судимости, справка о доходах и характеристика с места работы, результаты медицинской комиссии.
Органы опеки выдают как положительные, так и отрицательные заключения. Не стоит бояться отказа: заключение можно оспорить в суде. Податься снова можно спустя какое-то время — конкретных ограничений нет.
Также кандидат обязан пройти Школу приемных родителей, ШПР. На ней человек может лучше осознать свою мотивацию, взвесить все за и против и понять, какого ребенка лучше взять на воспитание: его возраст, особенности здоровья и поведения.
Приказ Минобрнауки об утверждении программы подготовки опекунов и приемных родителей
Также преподаватели ШПР психологически готовят кандидатов к появлению ребенка в семье и обсуждают с родителями стрессовые ситуации, которые могут возникнуть. Из-за пережитого опыта приемные дети ведут себя не так, как их ровесники: могут специально провоцировать агрессию в свой адрес, чтобы получить внимание, обманывать, уходить из дома, не различать своих и чужих. Особенности поведения важно понимать и знать, что с ними делать.
В России ШПР бесплатные, они есть при государственных учреждениях и при НКО. Чтобы найти курсы в своем городе, можно обратиться в органы опеки и попечительства. Обучение в ШПР ни к чему не обязывает: нормально, если человек в процессе понял, что пока не готов стать приемным родителем.
Перед тем как усыновить ребенка, можно обратиться к психологам, которые занимаются семейным устройством. Они есть при государственных центрах и при профильных НКО. Когда ребенок попал в семью, важно оставаться в контакте с профильным психологом.
/list/teen-spirit/
Как жить с подростками: 10 вопросов психологу
Можно ли передумать и отказаться быть приемным родителем?
Перед тем как стать приемным родителем, лучше настраивать себя на то, что со всеми проблемами можно справиться. Важно быть готовым к тому, что сложности будут, и знать, как с ними справиться. Если вы заранее допускаете, что в крайнем случае откажетесь от ребенка, лучше не брать его совсем. Повторный отказ только сильнее травмирует ребенка и уменьшает его шансы в будущем доверять взрослым.
По данным Росстата, за 2020 год из 63 тысяч принятых на воспитание в семьи — около 5 тысяч детей вернулись в детский дом. Это нежелательный вариант, поскольку он травмирует ребенка и не проходит бесследно для самих родителей. Поэтому нужно сделать все, чтобы предупредить возврат.
Для этого нужно еще на этапе планирования взвесить свои силы, возможности и ресурсы, посмотреть посты в тематических группах приемных родителей и на форумах, пройти ШПР. Еще можно почитать статьи и книги психологов о приемных детях и о приеме ребенка в семью. Мне нравятся книги семейного психолога Людмилы Петрановской «В ваш класс пришел приемный ребенок», «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка». Только после этого стоит принимать взвешенное решение о том, чтобы стать приемным родителем.
Сейчас есть группы поддержки — в больших городах они работают очно, а для жителей небольших городов или сел есть онлайн-группы. Также есть обучающие семинары и конференции — информация о них есть на сайтах профильных НКО и государственных центров сопровождения семей.
Консультации психологов, группы поддержки, обучающие семинары снижают вероятность того, что в какой-то момент приемный родитель почувствует, что не справляется.
Можно ли сделать так, чтобы сироты вообще не появлялись?
К сожалению, этого невозможно добиться на 100%: всегда есть риск умереть в молодом возрасте, не успев вырастить детей.
Также есть те, кому не под силу растить детей по разным причинам, — это люди с тяжелой психической болезнью, химическими зависимостями или те, кто психологически не готов к роли родителей. Если наладить помощь таким людям, их детей будут реже забирать из семей. Но все равно останется небольшой процент тех, кому ничем нельзя помочь.
В наших силах сделать так, чтобы все родители, которые хотят воспитывать детей несмотря на сложные обстоятельства, получили помощь. Ведь до 80% сирот могли ими не стать. А еще важно, чтобы дети, которые все же не остались с родителями, попадали в приемные семьи, а не в учреждения.
/mental-stat/
Сколько россиян страдает от ментальных заболеваний
Как помочь детям-сиротам вернуться в семью
Организация «Детские деревни SOS» работает в России с 1994 года и помогает детям-сиротам обрести новый дом и сохранить родную семью для ребенка. Вы можете поддержать работу НКО, оформив регулярное пожертвование в ее пользу:
- на сайте благотворительной организации «Детские деревни SOS»;
- на платформе «Нужна помощь»;
- в сервисе «Добро Mail.ru»;
- через мобильное приложение Тинькофф и сервис Тинькофф «Кэшбэк во благо».
Скрытая пандемия COVID-19 в США: дети-сироты — более 140 000 детей в США потеряли основного или дополнительного опекуна из-за пандемии COVID-19 | CDC Online Newsroom
По данным нового модельного исследования, опубликованного сегодня в Pediatrics , на каждые четыре смерти, связанные с COVID-19, приходится один ребенок в США, теряющий родителя или опекуна.
Полученные данные иллюстрируют сиротство как скрытую и продолжающуюся вторичную трагедию, вызванную пандемией COVID-19, и подчеркивают, что выявление этих детей и уход за ними на протяжении всего их развития является необходимой и неотложной частью ответных мер на пандемию — как до тех пор, пока продолжается пандемия, так и в постпандемическую эпоху.Данные показывают, что с 1 апреля 2020 г. по 30 июня 2021 г. более 140 000 детей в возрасте до 18 лет в Соединенных Штатах потеряли родителей, бабушек и дедушек-опекунов или бабушек и дедушек-опекунов, которые обеспечивали дом ребенка и удовлетворяли его основные потребности, включая любовь, безопасность. и ежедневный уход. В целом, исследование показывает, что примерно 1 из 500 детей в Соединенных Штатах пережил сиротство, связанное с COVID-19, или смерть бабушки и дедушки, опекуна. В COVID-19 были расовые, этнические и географические различия.-ассоциированная смерть опекунов: дети расовых и этнических меньшинств составили 65% тех, кто потерял основного опекуна из-за пандемии.
Жизнь детей навсегда изменилась из-за потери матери, отца, бабушки и дедушки, которые обеспечивали их дом, основные потребности и заботу. Потеря родителя входит в число неблагоприятных детских переживаний (ДПВ), связанных с проблемами психического здоровья; более короткое обучение; низкая самооценка; рискованное сексуальное поведение; и повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами, самоубийства, насилия, сексуального насилия и эксплуатации.
«Дети, которым грозит сиротство в результате COVID, — это скрытая глобальная пандемия, которая, к сожалению, не пощадила Соединенные Штаты», — сказала Сьюзан Хиллис, исследователь CDC и ведущий автор исследования. «Все мы, особенно наши дети, почувствуем серьезное непосредственное и долгосрочное влияние этой проблемы на грядущие поколения. Решение проблемы утраты, которую пережили и продолжают переживать эти дети, должно быть одним из наших главных приоритетов, и оно должно быть включено во все аспекты нашего реагирования на чрезвычайные ситуации как сейчас, так и в постпандемическом будущем».
Исследование было результатом сотрудничества Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), Имперского колледжа Лондона, Гарвардского университета, Оксфордского университета и Университета Кейптауна, Южная Африка. Опубликованное 7 октября в журнале Pediatrics , оно было проведено совместно CDC’s COVID Response и Имперским колледжем Лондона и частично финансировалось Национальным институтом по борьбе со злоупотреблением наркотиками (NIDA), входящим в состав Национального института здравоохранения (NIH). ), а также Имперский колледж Лондона.
«Количество пострадавших молодых людей является отрезвляющим напоминанием о разрушительном воздействии последних 18 месяцев», — сказала доктор Александра Бленкинсоп, один из ведущих исследователей Имперского колледжа Лондона. «Эти результаты действительно выдвигают на первый план тех детей, которые стали наиболее уязвимыми из-за пандемии, и на которых следует направить дополнительные ресурсы».
В анализе использовались данные о смертности, рождаемости и переписи населения для оценки сиротства, связанного с COVID-19 (смерть одного или обоих родителей), и смертей бабушек и дедушек, проживающих под опекой или совместно проживающих, в период с 1 апреля 2020 г. по 30 июня 2021 г. для США в целом и для каждого штата. «COVID-19-ассоциированные смерти» относится к комбинации смертей, вызванных непосредственно COVID-19, и смертей, вызванных косвенно сопутствующими причинами, такими как карантин, ограничения на собрания и передвижение, снижение доступа или качества медицинской помощи и лечения хронических заболеваний. Данные также были разделены и проанализированы по расе и этнической принадлежности, включая белых, чернокожих, азиатов и американских индейцев/коренных жителей Аляски, а также латиноамериканцев и неиспаноязычных жителей.
По оценкам авторов исследования, 120 630 детей в США потеряли основного опекуна (родителя или бабушку или дедушку, отвечающего за обеспечение жильем, удовлетворение основных потребностей и уход) из-за COVID-19.-ассоциированная смерть. Кроме того, 22 007 детей пережили смерть второстепенного опекуна (бабушки и дедушки, обеспечивающие жильем, но не самые основные потребности). В целом, по оценкам, 142 637 детей пережили смерть по крайней мере одного родителя или опекуна или другого опекуна дедушки и бабушки, проживающего совместно.
«Смерть родителя — огромная потеря, которая может изменить жизнь ребенка. Мы должны работать над тем, чтобы у всех детей был доступ к научно обоснованным профилактическим вмешательствам, которые могут помочь им справиться с этой травмой, поддержать их психическое здоровье и благополучие в будущем», — сказала директор NIDA Нора Д. Волков, доктор медицинских наук. «В то же время мы должны устранить многие лежащие в основе несправедливости и неравенства в отношении здоровья, которые подвергают цветных людей большему риску заражения COVID-19.и смерть от COVID-19, который подвергает цветных детей большему риску потери родителя или опекуна и связанных с этим неблагоприятных последствий для их развития».
Расовые и этнические различия в потерях лиц, осуществляющих уход, в связи с COVID
Наблюдались значительные расовые и этнические различия в числе случаев смерти лиц, осуществляющих уход, из-за COVID-19. Белые люди составляют 61% от общей численности населения США, а представители расовых и этнических меньшинств составляют 39% от общей численности населения.
Тем не менее, результаты исследования показывают, что белые дети неиспаноязычного происхождения составляют 35% тех, кто потерял основного опекуна (51 381 ребенок), в то время как дети из расовых и этнических меньшинств составляют 65% тех, кто потерял основного опекуна (9).1256 детей).При рассмотрении как основных, так и дополнительных лиц, осуществляющих уход, исследование показало, что результаты сильно различаются в зависимости от расы/этнической принадлежности: 1 из каждых 168 детей американских индейцев/коренных жителей Аляски, 1 из каждых 310 чернокожих детей, 1 из каждых 412 детей латиноамериканского происхождения, 1 из каждые 612 азиатских детей и 1 из каждых 753 белых детей остались сиротами или умерли опекуны. По сравнению с белыми детьми, у детей американских индейцев / коренных жителей Аляски в 4,5 раза выше вероятность потерять родителя или дедушку и бабушку, обеспечивающую уход, у чернокожих детей — в 2,4 раза, а у детей латиноамериканского происхождения — почти в 2 раза (1,8).
В целом, в штатах с большим населением — Калифорния, Техас и Нью-Йорк — зарегистрировано наибольшее количество детей, столкнувшихся со смертью основных опекунов от COVID-19. Однако при анализе по географии и расе/этнической принадлежности авторы смогли отобразить, как эти смерти и различия варьировались на уровне штатов.
В южных штатах вдоль границы США и Мексики, включая Нью-Мексико, Техас и Калифорнию, от 49% до 67% детей, потерявших основного опекуна, были латиноамериканского происхождения. На юго-востоке, в Алабаме, Луизиане и Миссисипи, от 45% до 57% детей, потерявших основного опекуна, были чернокожими. А дети американских индейцев/коренных жителей Аляски, потерявшие основного опекуна, чаще были представлены в Южной Дакоте (55%), Нью-Мексико (39%).%), Монтана (38%), Оклахома (23%) и Аризона (18%).
Текущее исследование тесно связано с аналогичным исследованием, опубликованным в The Lancet в июле 2021 года, в котором было обнаружено, что более 1,5 миллиона детей во всем мире потеряли основного или дополнительного опекуна в течение первых 14 месяцев пандемии COVID-19. . Как в глобальных, так и в американских исследованиях исследователи использовали определение сиротства ЮНИСЕФ, включая смерть одного или обоих родителей 6 . Это определение включает детей, потерявших одного из родителей, потому что у них повышенный риск проблем с психическим здоровьем, жестокого обращения, нестабильных жилищных условий и бедности домохозяйства. Для детей, воспитанных одинокими родителями, COVID-19- связанная смерть этого родителя может означать потерю человека, в первую очередь ответственного за обеспечение любви, безопасности и ежедневного ухода.
«Мы часто думаем о воздействии COVID-19 с точки зрения количества жизней, унесенных этой болезнью, но, как показывает это исследование, крайне важно также учитывать более широкое воздействие — как с точки зрения тех, кто умер, и те, кто остался позади», — сказал соавтор исследования Чарльз А. Нельсон III, доктор философии. который изучает влияние невзгод на развитие мозга и поведения в Бостонской детской больнице. «Мы должны обеспечить детям, потерявшим родителя или опекуна, доступ к необходимым им службам поддержки, и чтобы это дополнительное воздействие COVID-19пандемия всесторонне рассматривается как в рамках нашего оперативного реагирования, так и в рамках наших общих ответных мер в области общественного здравоохранения».
Существуют основанные на фактических данных ответные меры, которые могут улучшить результаты для детей, которые пережили смерть своих опекунов, связанную с COVID:
- Сохранение детей в их семьях является приоритетом. Это означает, что семьи, потерявшие близких из-за пандемии, должны быть поддержаны, а те, кто нуждается в родстве или приемной семье, должны быстро получить помощь.
- Устойчивость детей можно повысить с помощью программ и политик, которые способствуют стабильным, заботливым отношениям и помогают справиться с невзгодами детства. Ключевые стратегии включают:
- Усиление экономической поддержки семей.
- Качественный уход за детьми и образовательная поддержка.
- Программы, основанные на фактических данных, для улучшения родительских навыков и семейных отношений.
- Все стратегии должны быть адаптированы к возрасту детей и учитывать расовые различия и структурное неравенство. Они должны доходить до детей, которые больше всего в них нуждаются.
В заключительных словах доклада «Эффективные действия по сокращению различий в состоянии здоровья и защите детей от прямого и вторичного вреда от COVID-19является общественным здравоохранением и нравственным императивом.
Ссылка: S Hillis, et al. Covid-19-ассоциированное сиротство и смерть опекуна в Соединенных Штатах. Педиатрия. DOI: 10.1542/пед.2021-053760.
###
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ США
CDC работает круглосуточно и без выходных, защищая здоровье и безопасность Америки. Независимо от того, начинается ли болезнь дома или за границей, является ли она излечимой или предотвратимой, хронической или острой, в результате деятельности человека или преднамеренного нападения, CDC реагирует на самые насущные угрозы для здоровья Америки. Штаб-квартира CDC находится в Атланте, а его специалисты работают в Соединенных Штатах и во всем мире.
Дети в условиях альтернативной опеки | ЮНИСЕФ
Программа
Воспитание в учреждении подвергает детей риску физического, эмоционального и социального вреда.
ЮНИСЕФ/UNI134968/Дормино
Каждый ребенок имеет право расти в благоприятной семейной среде. Но во всем мире примерно 2,7 миллиона детей живут в интернатах, и фактическая цифра, вероятно, намного выше.
Дети могут быть разлучены со своими родителями и помещены под альтернативный уход по разным причинам.
Вооруженный конфликт, стихийное бедствие и миграция разлучают многие семьи. Другие дети попадают в интернатные учреждения из-за дискриминации: инвалидность (или инвалидность одного из родителей), этническая принадлежность, пол и сексуальная ориентация вынуждают бесчисленное количество девочек и мальчиков попадать в специальные учреждения.
Третьи могут быть разлучены в результате государственной политики, которая не уделяет первоочередное внимание семьям и не учитывает основные потребности ребенка в заботливом уходе — важнейшем элементе здорового роста и развития.
У подавляющего большинства детей, оставшихся без попечения родителей, есть живые члены семьи, в том числе по крайней мере один из родителей или другой родственник.
Многие дети в детских домах не являются сиротами и имеют хотя бы одного родителя или другого родственника. Фактически, большинство детей, оставшихся без попечения родителей, помещаются на попечение родственников или на альтернативную семейную опеку.
Более того, дети, получающие альтернативную опеку, регулярно изолированы от своих семей и местных сообществ. Лишенные родительской опеки, они могут терпеть физический, психологический, эмоциональный и социальный вред, последствия которого остаются на всю жизнь. Эти дети также чаще подвергаются насилию, жестокому обращению, пренебрежению и эксплуатации.
ответ ЮНИСЕФ
ЮНИСЕФ/UN0149680/Деджонг Ирен Ковер, 61 год, стоит со своими четырьмя приемными детьми в городе Ман, Кот-д’Ивуар, 2017 год. ЮНИСЕФ работает с такими активистами, как Айрин, чтобы дети росли в безопасной и благоприятной среде.
Все дети имеют право расти в среде, способствующей их физическому, психологическому, социальному и эмоциональному развитию. ЮНИСЕФ работает с правительствами и партнерами над разработкой политики и программ, направленных на предотвращение ненужного разлучения семьи и ребенка и защиту детей, лишенных родительской опеки.
Мы фокусируемся на коренных причинах разделения семьи и ребенка, одновременно укрепляя системы защиты детей и поддерживая переход детей из интернатных учреждений в альтернативный уход на базе сообщества и семьи.
В частности, ЮНИСЕФ работает над тем, чтобы:
- Ускорить усилия по прекращению институционализации детей посредством целевых программ и информационно-пропагандистской деятельности.
- Укрепить семьи, чтобы предотвратить разделение семьи и детей, а также улучшить защиту и благосостояние детей.
- Перенаправляйте ресурсы и уделяйте приоритетное внимание семейному альтернативному уходу в сообществах.