Дети и развод родителей: Развод родителей и его влияние на детей: мифы и правда

Развод родителей – как помочь ребенку пережить его без травм

Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Развод родителей – как помочь ребенку пережить его без травм

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • отношения в семье
  • решаем проблемы
  • проблемы отношений

К сожалению, порой возникают ситуации, когда семейный союз дает трещину, и супруги принимают решение о разводе. Этому событию обычно предшествует череда обид, конфликтов и острых переживаний, в связи с чем у родителей нет сил и возможности поддержать детей. А ведь именно дети становятся самыми уязвимыми в этой ситуации: они не виноваты в разладе, но вынуждены безоговорочно принимать решение взрослых. Осознавая, что их «крепость» рушится, они ничего не могут сделать. Переживания детей очень глубоки, а последствия – непредсказуемы. Поэтому очень важно приложить все силы, чтобы помочь ребенку пережить распад семьи.

Как развод влияет на ребенка

Задолго до объявления о разводе дети догадываются, что привычный образ жизни скоро изменится, и боятся этого. Конкретную реакцию ребенка предугадать сложно. Она зависит от многих факторов:

  • возраста ребенка;
  • особенностей личности;
  • эмоционального благополучия в семье;
  • близости с родителями;
  • способностей родителей контролировать свое поведение.

Самыми распространенными реакциями могут быть:

  • 1. Шок и неприятие ситуации. Чаще всего реакции возникают в случае, если родителям удавалось не втягивать ребенка в семейные проблемы.
  • 2. Гнев и враждебность по отношению к одному из родителей, которого ребенок считает виновным в разрушении семьи.
  • 3.
    Перекладывание вины на себя. Детям свойственно обвинять себя в семейных проблемах.

Многие родители ошибочно полагают, что если ребенок ведет себя привычно, молчит и не проявляет эмоций, то он не переживает. Тем не менее, даже маленькие дети чувствуют изменения в поведении родителей.

Развод родителей может стать причиной целого ряда неблагоприятных состояний:

  • снижение успеваемости и успешности;
  • потеря интереса и отказ от любимых видов деятельности;
  • конфликтное поведение;
  • нервные расстройства;
  • психосоматические состояния;

Ребенок все видит и понимает. Папа и мама перестали целовать друг друга, они не гуляют вместе, ругаются или вообще не разговаривают друг с другом. Ему не понятно, что происходит, а все неизвестное и тревожное вызывает страх. Иногда ребенок привлекает внимание родителей с помощью болезни, проблем или истерик. Имеют место случаи, когда дети убегали из дома, разыгрывали суицидальное поведение или провоцировали конфликты.

Родители должны осознавать, что ребенок в ситуации развода всегда вовлечен в этот конфликт.

Читайте также

Как рассказать ребенку о разводе?

Счастливый ребенок: Как помочь ребенку пережить развод родителей?

Как уберечь ребенка от травм при разводе

К сожалению, нет рецепта, как совсем избавить ребенка от травм при разводе. Родители – живые люди, и эмоции неизбежны. Однако смягчить последствия вполне возможно, если соблюдать некоторые важные правила. Чаще всего ребенок остается с мамой, поэтому рекомендации для мам, но папы легко смогут переадресовать их себе.

1. Расскажите ребенку о разводе доступным ему языком:

  • Мы с папой решили жить отдельно;
  • Нам стало неинтересно вместе.

При этом важно сказать, что папа и мама не перестали любить ребенка, они остаются его родителями.

2. Помогите ребенку пережить развод. Обсуждайте с ним условия жизни, давайте понять, что все переживают и волнуются, вселяйте веру, что все проблемы решаемы.

3. Не меняйте привычного образа жизни ребенка хотя бы первые несколько месяцев после развода. Двойной стресс, связанный с разводом, потерей отца, сменой места жительства и учебы пережить ребенку очень сложно. Сохраните важные традиции, например, семейные прогулки по воскресеньям или встречи с родственниками. Ребенок должен точно знать, что по отношению к нему ничего не изменилось.

4. Сохраните положительный образ отца. Для ребенка важно знать, что у него любящие и достойные родители. Не травмируйте детскую психику перечислением грехов – со временем он сам даст оценку поведению близких. А вот ситуация предательства может вызвать недоверие к людям на всю жизнь.

5. Не вините себя в сложившейся ситуации. Не уходите в депрессию. Находите силы отвлекаться, заниматься собой. Если очень тяжело – обратитесь к психологу. Детям, как и вам, невыносимо осознавать, что семья несчастна.

6. Не манипулируйте ребенком, не делайте из него разменной монеты в отношениях с мужем и его родственниками. Даже если вам очень сложно удержаться от желания «наказать» мужа или свекровь, помните, что наказываете вы своего ребенка.

7. Не допускайте скандалов в присутствии ребенка. Грубые слова и скандальное поведение глубоко врежется в память и останется частью детства.

Развод – тяжелый процесс, который имеет свои причины, стадии, последствия. Не забывайте о своих детях ни на миг – каждое действие и поступок взвешивайте. Ваша задача – уберечь детей от психологических травм развода. Помните, что вы, прежде всего, родители.

Автор: Светлана Садовникова

Часто ли ребенок врет?

Некоторые дети часто врут: по поводу домашнего задания, того, что они ели на обед, действительно ли они почистили зубы. Но родители не всегда могут различить, что правда, а что ложь. Пройдите тест и узнайте, как часто ваш ребенок говорит неправду.

Пройти тест

Еще по теме

Как выдуманные истории помогают решать реальные проблемы

Выстраиваем конструктивный диалог с детьми

Признаки пассивного родителя

Проблема влияния развода на психологическое состояние подростков и пути его решения в рамках телефонного консультирования

В нашей стране, впрочем, как и в мире, участились разводы. Около половины браков 25-40-летних людей заканчиваются распадом, и в большинстве этих семей имеются дети подросткового возраста. Влияние развода родителей на психологическое состояние детей их дальнейшую жизнь трудно переоценить.

Существенная часть обращений абонентов за психологической помощью на Детский Телефон Доверия связана с переживаниями детей и подростков развода родителей.

Семья — это самое важное, что есть у ребёнка. Она удовлетворяет основные детские психологические потребности в любви, общении, безопасности. С первых дней рождения ребёнок чувствует привязанность, учится чувствовать, любить, доверять. Ребёнок на примере родителей учится строить дальнейшие взаимоотношения, воспринимать хорошее, переживать кризисные ситуации. Поэтому разрушение семьи не может не влиять на психологическое состояние подростка и его дальнейшую жизнь. По оценкам самих подростков, среди жизненных событий, вызывающих стресс, развод родителей стоит на 4-м месте после смерти родителей, братьев и сестер, близких друзей. [4].

Рассмотрим причины развода родителей.

  • Развод касается всех членов семьи, но по-разному воспринимается родителями и детьми. Для родителей это решение каких-либо своих безвыходных ситуаций, бытовых вопросов, психологической несовместимости и многого другого. А для детей — это крушение картины мира, потеря безопасности и любви.
  • Дети всегда очень остро переживают развод родителей. Многие при этом винят себя.
  • Подростки часто боятся, что родитель, который ушел из семьи, перестанет их любить. Авторами отмечается, что часто подростки начинают манипулировать родителями, стараются получить дополнительные подарки или избегать наказания за плохие оценки. Другие начинают чаще болеть, у них появляется раздражительность, плаксивость, обидчивость.[2].

Исследования различных авторов показывают, что в течение первого года после развода, как мальчики, так и девочки демонстрируют более тревожное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из нераспавшихся семей.

По некоторым данным, последствия разводов сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. Подростки также переживают развод родителей, и часто даже острее, чем младшие дети.

У подростков реакция на развод родителей может выражаться в бунте против условностей, школы, против самих родителей. У более взрослых детей — в эмоциональном напряжении. Подростки часто становятся неуправляемыми, агрессивными, проявляются попытки суицида, либо «уходят» в постоянные контакты со сверстниками. В силу эгоцентрического восприятия мира подростка пугают перемены, которые могут произойти в его личной жизни: необходимость перемены места жительства, школы, круга общения, возможные перемены в материальном положении.

Подростки могут стыдиться своих семейных проблем перед сверстниками. Подростки могут испытывать гнев и враждебность по отношению к тому из родителей, на которого возлагается вина за развод, или по отношению к обоим. Подросток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью, заявлять, что он их ненавидит, никогда не простит и т.

п. Некоторые подростки решают, что ответственность за расставание взрослых лежит на них, поскольку они должны были ему воспрепятствовать, или что отец (мать) уходит потому, что дети не оправдали их ожиданий.

Чаще всего, после развода у детей портятся отношения с одним из родителей. Примерно через год после развода родителей все проблемы сглаживаются, и эмоциональное состояние ребёнка начинает восстанавливаться. Это возможно лишь при условии, если ребёнок чувствует любовь родителей.

По результатам американского исследования, основанного на данных «Общенационального исследования детей», развод родителей влияет на социальную адаптацию их детей: при учете всех демографических, психологических и экономических обстоятельств дети разведенных родителей в два раза чаще сталкивались с проблемами, чем дети неразведенных. Например, среди 18–22-летних молодых людей, переживших развод родителей, 40% обращались за помощью к психологу, 25% бросили школу в старших классах, 65% имели плохие отношения с отцами, а 30% — с матерью.

[4].

Особенности переживания детьми ситуации развода родителей:

  • Страх. Большинство детей испытывают страх, особенно в период выяснения отношений между родителями перед окончательным их разводом. Проявление насилия и враждебности.
  • Самообвинение. Дети часто являются центром противоборства между родителями, что внушает им чувство вины.
  • Самоуничижение. У ребенка возникает представление, что он нелюбим, и это снижает у него чувство собственного достоинства. Если один из родителей уходит из семьи, то ребенок считает, что покинули и обрекли на одиночество именно его.
  • Депрессия. Дети переживают развод родителей как утрату. В отличие от других печальных событий, например, смерти одного из родителей, связанные с разводом чувства могут вновь оживать и повторяться в течение многих лет.
  • Повышенная обидчивость и негативизм. Дети воспринимают развод родителей и нарушение привычного для них порядка жизни как хаос и реагируют на него, помимо депрессии, чувством гнева. Дети переживают развод как обиду и отказ родителей от любви к ним, на что реагируют повышенной чувствительностью, ранимостью и отказом воспринимать реальность.
  • Аутсайдерство. В связи с семейными конфликтами дети чувствуют себя лишними. Сравнивая себя с другими, они воспринимают себя менее ценными и любимыми, чем их сверстники. У них возникает чувство, что они не такие как остальные.

Психолог – консультант телефона доверия может оказать помощь по многим направлениям, в том числе и по проблематике травматической ситуации для ребенка в результате развода родителей. Специалист постепенно убеждает ребенка в том, что он не виноват в разрыве отношений между родителями, что он также не должен втягиваться в конфликт между родителями. В то же время психолог помогает родителям осмыслить поведение и понять, какое влияние оно оказывает на ребенка [7].

Специфика поведения родителей в ситуации развода.

  • Разведенные женщины сталкиваются с материальными трудностями и чувствуют недоверие и осуждение со стороны окружающих.
  • Но многие находят и положительные моменты: свободно распоряжаются своим временем, налаживают личную жизнь и общение с детьми.
  • Чтобы снизить для ребенка травматичность ситуации, важно искренне обсуждать сложившую ситуацию. При этом в разъяснениях важно учитывать возраст, индивидуальные особенности ребенка, возможности осознания им происходящего.
  • Таким образом, родителям следует договориться о совместных действиях по воспитанию ребенка после развода, создать необходимые условия для полноценного воспитания.
  • Отсутствие отца не может не воздействовать на воспитание ребенка. В семье, где единственный воспитатель мать, ей необходимо осуществлять обе функции. Одинокой матери следует быть особенно внимательной к выбору средств воздействия.
  • Следует избегать нравоучений, угроз и наказания в отношении ребенка.
  • Важно стремиться к сближению с ребенком, чтобы устанавливать с ребенком доверительный контакт. Лучше поговорить с ребенком, если он будет спрашивать о причине развода, говорить правду (адаптировав информацию к возрасту ребенка. ).

Возрастные особенности развития детей, переживающих травму развода родителей.

Адаптация ребенка к разводу родителей определяется тем, насколько он был подготовлен к разводу и к возможности ухода из семьи одного из родителей. [3].
Дети в возрасте 3,5 — 6 лет после развода родителей часто испытывают сильное чувство вины и самоунижения. Дошкольнику достаточно сказать, что папа жить с вами больше не будет, но будет приходить к вам.
Дети в возрасте 7-8 лет чаще переживают чувства злости и обиды, особенно на отца. В 10 — 11 лет дети чувствуют себя заброшенными, обиженными, сердятся на родителей, стыдятся своих семейных проблем.
Только в возрасте 13-18 лет, испытывая чувство потери, обиды, подростки все же оказываются способными адекватно представить себе причины и последствия развода, качество своих отношений с каждым из родителей.

Развод родителей может оказать влияние и на будущее поведение подростка в его собственной семье. Дети, выросшие в разведенных семьях, часто вступают в брак раньше, чем их сверстники из крепких семей, побуждаемые желанием компенсировать недостаток эмоционального тепла, уйти из родительского дома.
Развод родителей может повлиять на формирование системы ценностных ориентаций подростка. Так, исследования различных авторов показали, что иерархии жизненных ценностей 18–19-летних студентов из разведенных семей имели признаки компенсаторности. Так, наблюдалось большее предпочтение ценностей эмоциональной близости, любви, счастливой семейной жизни по сравнению со студентами из полных семей, где важнейшей ценностью, наряду с перечисленными, являлось «максимальное использование своих возможностей, способностей, то есть ценности саморазвития, самореализации. [9].

Успешность адаптации ребенка после развода родителей зависит от взаимодействия многих факторов: [2].

  • Семейная атмосфера до развода. Если развод завершает длительный период ссор, тяжелых переживаний, то он может оказать даже положительное влияние.
  • Характер развода. Наиболее неблагоприятное влияние на подростков оказывает развод в форме «боевых действий». Развод в относительно спокойной форме, без предъявления взаимных обвинений уменьшает вероятность возникновения страданий у подростка, если родители способны объяснить ребенку, что они разводятся друг с другом, а не с детьми и по-прежнему останутся для них любящими и близкими людьми.
  • Степень адаптации родителей к факту развода. После развода у бывших супругов возникает множество проблем: одиночество, изменение привычного круга общения, уменьшение материального достатка, чаще для матери.
  • Отношения между бывшими супругами. Наименее травмирующими для ребенка типами взаимоотношений между разведенными родителями, по К. Аронсу, являются «отличные товарищи» и «сотрудничающие коллеги», при которых пары способны достаточно хорошо взаимодействовать в том, что касается детей. [2].
  • Возможность встречаться с подростком после развода. Если после развода отец (мать) получают возможность беспрепятственно встречаться со своими детьми, негативные последствия сводятся к минимуму (при условии благоприятного влияния на детей).

Рекомендации психолога-консультанта абоненту по взаимодействию с ребенком и его воспитанию в ситуации развода родителей.[10]

1. Ребенку следует объяснить произошедшие события в доступной для его понимания форме. При этом обязательно соблюсти как минимум три правила: никого не обвинять, заверить, что ушедший из семьи родитель любит его, показать, что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет так, как есть.
2. Желательно не менять место жительства, потому что ребенок теперь сильнее, чем когда-либо, нуждается в сохранении старых дружеских связей.
3. Необходимо помогать ребенку становиться самостоятельным, не замыкая искусственно его на себе, в противном случае у него сложится чрезмерная и нездоровая зависимость от оставшегося с ним взрослого.
4. Если ребенок не маленький, нужно создать ему возможность встречаться со сверстниками и с какими-то другими лицами того же пола, что и отсутствующий теперь в семье родитель: это могут быть родственники, друзья семьи, хорошие знакомые.
5. Не настраивать ребёнка против ушедшего родителя. Обвинения ушедшего родителя могут вызвать дополнительные переживания.
6. По возможности следует обеспечить ребенку наблюдение психолога.
7. Рекомендуется не препятствовать общению отца с ребенком. Ребенок не должен считать, что свидания с одним родителем означают отказ от другого. Необходимо составить чёткий график посещений ребёнка одним из родителей и придерживаться его.
8. Опыт оказания психологической помощи семьям разведенных родителей свидетельствует о том, что, как правило, попытки одинокого родителя быть одновременно матерью и отцом для своего ребенка оказываются неудачными.
В ходе очной беседы при обращении к специалисту психолог — консультант научит детей тому, как справиться со своими эмоциями и распознавать то, что они сами могут контролировать. Также, подростки смогут научится преодолевать стрессовые ситуации путем релаксации и позитивного мышления.[10].

Литература.

1. Арнольд О. Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. М., 1994.
2. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? М., 1995.
3. Глушко Т. Как пережить развод? СПб., 2002.
4. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
5. Дымнова Т. И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 14–21.
6. Кент М. Стратегия развода. СПб., 1993.
7. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: Пер. с чешск. М., 1991.
8. Нарицын Н. Н. Свадьба, развод и наоборот. М., 2002.
9. Нартова-Бочавер К. С., Несмеянова М. И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А. Чей я – мамин или папин? М., 1995.
10. Целуйко В. М. Психология современной семьи. М., 2004 (2006).

Галкина Е.Н., педагог-психолог ДТД

Последствия развода родителей для детей

. 2022 28 марта; 33 (1): 81-82.

doi: 10. 22365/jpsych.2021.040. Epub 2021 26 ноября.

Хусейн Чаксен 1

принадлежность

  • 1 Отделения детской неврологии и генетики и педиатрии поведенческого развития, кафедра педиатрии, Университет Некметтина Эрбакан, медицинский факультет Мерам, Мерам, Конья, Турция.
  • PMID: 34860682
  • DOI: 10.22365/jpsych.2021.040

Бесплатная статья

Хусейн Чаксен. Психиатрики. .

Бесплатная статья

. 2022 28 марта; 33 (1): 81-82.

doi: 10.22365/jpsych.2021.040. Epub 2021 26 ноября.

Автор

Хусейн Чаксен 1

принадлежность

  • 1 Отделения детской неврологии и генетики и педиатрии поведенческого развития, кафедра педиатрии, Университет Некметтина Эрбакан, медицинский факультет Мерам, Мерам, Конья, Турция.
  • PMID: 34860682
  • DOI: 10.22365/jpsych.2021. 040

Абстрактный

Семья очень важна для развития детей. Развод – жизненное событие с высоким уровнем стресса для всей семьи. Дети зависят от родителей и находятся в неблагоприятном положении во время развода, потому что он находится вне их контроля.1 Здесь мы представляем наши наблюдения за детьми, чьи родители разошлись или развелись, чтобы повысить осведомленность врачей о негативных последствиях развода. Лица, пострадавшие от развода родителей, имеют более высокий риск развития различных психических заболеваний, включая эмоциональные и поведенческие расстройства, плохую успеваемость в школе, депрессию, тревогу, суицидальные мысли, попытки самоубийства, дистресс, курение и злоупотребление психоактивными веществами.2,3 Экстернализация проблем в девочки предшествуют и предсказывают более поздний развод родителей. Проблемы после развода у детей варьируются в зависимости от оценщиков и могут зависеть от времени, прошедшего с момента развода. 4 Lansford et al 5 отметили, что ранний развод/разделение родителей более негативно связан с траекториями интернализации и экстернализации проблем, чем более поздний развод/разделение. тогда как более поздний развод / раздельное проживание более негативно связан с оценками. В другом исследовании развод родителей был в значительной степени связан с более высоким уровнем злоупотребления алкоголем, более высокой зависимостью от сигарет и более высокой зависимостью от кальяна у подростков. после развода родителей, но не в период до развода, со стойким и нарастающим эффектом в последующие периоды по сравнению с подростками, не пережившими развод. Zeratsion et al 8 сообщили, что развод родителей в позднем подростковом возрасте не приводит к проблемам с психическим здоровьем, как это было показано ранее, в то время как такие проблемы могут преобладать среди подростков младшего возраста. Это не означает, что развод родителей создает меньше проблем в позднем подростковом возрасте, чем раньше, но эти молодые люди, возможно, развили способность приспосабливаться к последствиям для здоровья, поскольку разводы стали более распространенным явлением. В нашей клинической практике мы также наблюдали различные эмоциональные, поведенческие, психосоматические и конверсионные расстройства у детей, особенно в предподростковом и подростковом возрасте, до и/или после разлучения или развода родителей. Детям часто не хватает информации и навыков для преодоления проблем, которые несет с собой развод. Конфликтные отношения между родителями составляют самое большое препятствие, которое мешает ребенку успешно справляться с изменениями в семье. Несмотря на то, что родители имеют дело с тяжелыми переживаниями, желательно поставить им ребенка и его интересы на первое место. Для стабилизации семейной системы обычно требуется от 2 до 4 лет.1 Врачи могут помогать семьям, предоставляя поддержку и советы, а также защищая интересы детей в рамках систем, которые обслуживают разделяющиеся семьи. Врачи могут предоставлять информацию, чтобы лица, работающие с такими детьми, понимали их индивидуальные потребности и учитывали их, а также оказывали поддержку и заботу детям в школах, лагерях и на спортивных мероприятиях. Эти усилия будут способствовать улучшению показателей психического здоровья детей, пострадавших от развода родителей9.Самый важный способ свести к минимуму эмоциональный вред детям, участвующим в разлуке и разводе, — это обеспечить, чтобы дети поддерживали близкие и безопасные отношения с обоими родителями, за исключением случаев жестокого обращения или пренебрежения со стороны супруга или ребенка или злоупотребления психоактивными веществами со стороны родителей.9 Соответствующий возрасту объяснения и консультации для ребенка и советы и рекомендации для родителей, а также рекомендации к чтению могут помочь уменьшить потенциальные негативные последствия развода. Часто этим семьям может быть полезно обратиться к специалистам, обладающим опытом в социальных, эмоциональных и юридических аспектах развода и его последствий.10 Пример абзаца из материалов для чтения для родителей: мирская жизнь, и ее источник, и рай, и прибежище, и крепость мирского счастья, есть жизнь семьи. Для каждого дом – это маленький мир. А жизнь и счастье его/ее дома и семьи возможны благодаря искреннему, искреннему и преданному уважению и истинному, нежному и самоотверженному состраданию. Это истинное уважение и искренняя доброта могут быть достигнуты с помощью представления о том, что члены семьи имеют вечное товарищество, дружбу и единение, а их родительские, сыновние, братские и дружеские отношения продолжаются на протяжении всей вечности в безграничной жизни, и их вера это.11 В заключение мы хотели бы подчеркнуть, что у детей, пострадавших от развода родителей, могут наблюдаться различные психосоциальные, психосоматические и конверсионные расстройства. Врачи, интересующиеся здоровьем детей, могут заметить проблемы разлучения родителей во время обследования детей. Направление к специалистам, имеющим опыт разлучения, может быть полезным для конфликтующих родителей.

Похожие статьи

  • Суицидальная идея.

    Хармер Б., Ли С., Дуонг ТВХ, Саадабади А. Хармер Б. и др. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. PMID: 33351435 Бесплатные книги и документы.

  • Дети и развод.

    Спремо М. Спремо М. Психиатр Дануб. 2020 окт; 32 (Приложение 3): 353-359. Психиатр Дануб. 2020. PMID: 33030452

  • Распознавание жестокого обращения с детьми в Пенсильвании и сообщение о нем.

    Ризви М.Б., Коннерс Г.П., Кинг К.С., Лопес Р.А., Рабинер Дж. Ризви М.Б. и др. 2022, 26 ноября. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв. –. 2022, 26 ноября. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. PMID: 33351411 Бесплатные книги и документы.

  • Семейная педиатрия: отчет Целевой группы по семье.

    Щор Э.Л.; Целевая группа Американской академии педиатрии по вопросам семьи. Шор Э.Л. и соавт. Педиатрия. 2003 г., июнь; 111 (6 ч. 2): 1541-71. Педиатрия. 2003. PMID: 12777595

  • Проблемы перед разводом у 3-летних: проспективное исследование мальчиков и девочек.

    Robbers SC, Bartels M, van Beijsterveldt CE, Verhulst FC, Huizink AC, Boomsma DI. Грабители С.К. и др. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2011 Апрель; 46 (4): 311-9. doi: 10.1007/s00127-010-0199-x. Epub 2010 7 марта. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2011. PMID: 20213327 Бесплатная статья ЧВК.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Опосредующая и модерирующая роль жизненных навыков и кортизола во взаимосвязи между качеством сна и депрессивными симптомами среди китайских подростков с семейной дисфункцией в детстве.

    Мао П., Пэн Л., Ювэнь В., Лю Д., Ян Ф., Чен И., Лонг И., Хэш Дж. Мао П. и др. Фронтовая психиатрия. 2022 12 июля; 13:870349. doi: 10.3389/fpsyt.2022.870349. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 35903627 Бесплатная статья ЧВК.

термины MeSH

Помощь детям при разлуке и разводе

Если вы переживаете развод, вы, вероятно, обеспокоены тем, как это отразится на ваших детях. Это может быть трудным временем для них. Эмоции детей могут проходить этапы и меняться. Ваш ребенок может чувствовать грусть, растерянность, злость, вину или беспокойство по поводу того, что с ним произойдет. То, как вы справитесь с изменениями, будет иметь важное значение для благополучия вашего ребенка.

Что мы должны сказать нашим детям о нашем расставании/разводе?

  • Спланируйте, как вы расскажете своим детям . Если есть возможность, лучше, если оба родителя сделают это вместе. Подумайте о хорошем месте и времени для разговора. Будьте честны, но также помните о возрасте ваших детей, когда решаете, что им рассказать. Младшим детям потребуется меньше деталей. Дети постарше могут попросить дополнительную информацию.
  • Убедите своих детей, что вы все еще любите их  и что вы оба будете продолжать заботиться о них. Сообщите им, что у них будет много возможностей провести время с обоими родителями.
  • Совершенно ясно, что они не являются причиной разделения . Маленькие дети особенно будут переживать, что они виноваты в расставании или разводе. Объясните, что это проблема взрослых, и ваши дети ничего не могли сделать, чтобы ее предотвратить. Они также должны знать, что они (или другие) ничего не могут сделать, чтобы это изменить. Помогите им понять, что развод окончательный.
  • Поощряйте своих детей открыто говорить о своих чувствах.  Когда они говорят, внимательно слушайте и старайтесь не перебивать. Для детей нормально испытывать трудности с выражением своих чувств, поэтому наберитесь терпения. Хотя это может быть трудно, важно позволить им честно рассказать о своих страхах и опасениях. Отвечайте на любые вопросы настолько честно, насколько сможете.
  • Если вашему ребенку неудобно разговаривать с вами, помогите ему найти кого-то, кому он может доверять, например, другого члена семьи, врача, психолога или социального работника.
  • Расскажите своим детям только то, что им нужно знать . Не обсуждайте решения взрослых и не спорьте в присутствии детей. Они не должны участвовать ни в каких ваших встречах с адвокатом или другими лицами, связанными с раздельным проживанием или разводом.

Что мы можем сделать, чтобы облегчить переход?

  • Обсудите планы посещения  с другим родителем, прежде чем предлагать план своим детям.
  • После того, как вы оформите свои планы, открыто поговорите о том, как изменятся условия проживания . Четко определите, с кем будут жить ваши дети и когда. Они имеют право знать решения, которые принимаются от их имени. Помните, что планы могут измениться по мере взросления. Обсудите условия проживания со старшим ребенком или подростком и будьте готовы уважать их чувства по поводу того, где они хотят жить.
  • Сохраняйте процедуры как можно более нормальными . Дети чувствуют себя в безопасности и более уверенно, если знают, чего ожидать. Работайте над созданием общего распорядка дня для обоих домохозяйств.
  • Если у вас более одного ребенка , проводите время наедине с каждым ребенком.
  • Не говорите плохо о другом родителе своим детям, родственникам или друзьям . Если вы боретесь со своими чувствами и эмоциями, найдите поддерживающего друга или консультанта, с которым можно поговорить. Возможно, вам будет полезно установить «основные правила» при разговоре с другим родителем.
  • Дети могут чувствовать себя одинокими в этой ситуации. Если возможно, найдите другие семьи  с «двумя домами», чтобы ваш ребенок увидел, что они не единственные, чьи родители живут отдельно.
  • Будьте вежливы, когда ваших детей забирают или высаживают . Если вы любите и успокаиваете, это может помочь им справиться с переходом.
  • Позвольте вашему ребенку поговорить с другим родителем  в любое время. Старайтесь проявлять интерес ко времени, которое они проводят с другим родителем. Не намекайте словами или действиями на то, что ваш ребенок предает вас, если ему нравится проводить время вдали от вас.
  • Соблюдать разумные ограничения, установленные другим родителем . Не подрывайте авторитет другого родителя и не отменяйте решения, которые он или она приняли. Обсудите правила и дисциплину с другим родителем, чтобы быть максимально последовательным в обеих семьях.
  • Общайтесь напрямую с другим родителем и не ожидайте, что дети будут выступать в качестве посыльных . От них не следует ожидать предоставления вам информации о деятельности, друзьях или доходах другого родителя.
  • Ваши дети могут чувствовать, что их отношения с расширенной семьей , например, с дядями и тётями, также меняются. Признайте эти чувства и дайте много возможностей сохранить эти связи.
  • Держите других важных взрослых в жизни ваших детей (учителей, воспитателей, тренеров) в курсе того, что происходит, чтобы они могли следить за любыми предупреждающими признаками того, что ваш ребенок не справляется.
  • Делитесь важной медицинской и школьной информацией  с другим родителем. Старайтесь вместе посещать собрания и встречи, чтобы вы оба могли быть в курсе.

Когда следует вызвать врача?

Вашему ребенку потребуется время, чтобы приспособиться к этим изменениям. Младший ребенок может начать вести себя так, как он уже вырос. Например, они могут попросить соску. Дети постарше могут рассердиться или почувствовать себя ошеломленными переменой. Все это нормальные реакции, и со временем они должны пройти.

Предупреждающие признаки того, что у вашего ребенка более серьезные проблемы, могут включать:

  • тревога,
  • печаль и депрессия,
  • изменение привычек в еде или сне,
  • неприятности в школе, или
  • агрессивное поведение.

Если поведение сохраняется или ухудшается, обратитесь к врачу.

Есть много источников поддержки, которые помогут вам и вашим детям в это трудное время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *